Рґсђрµрірѕрёр№ китай главные реки: Полное содержание Дверь Погодин Р.П. [20/20] :: Litra.RU

ГЛАВА 8

ГЛАВА 8




 

| |

Тайны туннелей

Дун полюбил бродить по Трубам в одиночку. Сначала он отправлялся в туннель, в который получил наряд, и старался сделать свою работу побыстрее — тому, кто научился хорошо управляться с гаечными ключами, щетками и банками замазки, это было не трудно. Большинство его коллег тоже быстро отделывались от работы, а потом собирались где-нибудь в туннеле небольшой компанией, чтобы перекинуться в картишки, организовать бега тритонов, а то и просто поболтать или вздремнуть.

Но Дуна не интересовало ни то, ни другое, ни третье. Если уж ему предстояло застрять под землей на несколько лет, он, по крайней мере, не собирался терять ни минуты. Тем более что после долгого отключения все стало казаться необычайно срочным. Стойло фонарям замигать, и он представлял себе древний генератор, который, может быть, в эту самую секунду содрогается в последний раз.

Так что пока его товарищи развлекались, он отправлялся в какой-нибудь укромный уголок туннеля, надеясь найти там что-нибудь интересное. «Не зевай», — сказал ему отец. Он и не зевал. Когда получалось, он шел по карте, но в некоторых местах от карты было мало толку. Некоторые туннели на ней вообще не были обозначены. Чтобы не заблудиться, он бросал позади себя разные мелкие предметы: шайбы, болты, куски проволоки — чего только не было у него в карманах рабочего пояса. А на обратном пути подбирал их.

Его отец был прав по крайней мере в одном: если внимательно смотреть по сторонам, в Трубах можно было обнаружить массу интересного. Он уже нашел новых тварей — двух ползучих и одну летучую: черного жука размером с булавочную головку, мотылька с опушенными крылышками и какое-то существо с мягким скользким тельцем и маленькой спиральной раковиной на спине. Он только поймал это животное, сел, привалившись к стене туннеля, и как зачарованный наблюдал за тварью, медленно ползущей вверх по его руке, как вдруг из соседнего коридора появились двое рабочих. Увидев, чем он занят, они начали дразнить его.

— Эй, ты, жукоед! — крикнул один. — Ловишь жуков на обед?

Оба загоготали. Дун вскипел, вскочил на ноги и бешено заорал на них. От внезапного движения существо упало с его руки на землю, и он услышал хруст у себя под ногой. абочие ничего не заметили — они отпустили еще несколько острот в его адрес и ушли, — но Дун сразу понял, что натворил. Он поднял ногу и увидел на подошве башмака бесформенную массу.

Непредвиденные последствия, подумал Дун с горечью. Он злился на собственную злость — как это она смогла так быстро овладеть всем его существом! Дун счистил с подошвы кусочки раковины и еще что-то липкое. «Прости меня, — подумал он с жалостью, — я не хотел причинить тебе вред».

С каждым днем Дун заходил все дальше и дальше в Трубы, не оставляя надежды, что в конце концов найдет там что-нибудь не только интересное, но и важное. Но все, что он находил, не было важным. Он нашел старые плоскогубцы, которые невесть когда обронил какой-то рабочий. Дважды он находил монеты. Он набрел на кладовую, о которой, кажется, все забыли, но все, что в ней было, — это несколько ящиков с заглушками и шайбами и ржавая коробочка, хранившая сморщенные неаппетитные кусочки, бывшие некогда чьим-то обедом.

Он нашел и еще одну кладовую в дальнем южном конце трубопроводов — по крайней мере, он предполагал, что это юг. Поперек одного из туннелей была протянута толстая веревка, на которой висела табличка «Обрушение. Проход запрещен». Дун, конечно, тут же пролез под веревкой на четвереньках и отправился посмотреть, что там такое. Он не нашел никаких признаков обвала. Свет в туннеле не горел, и Дун на ощупь прошел шагов двадцать, а в конце был тупик, и в стене тупика — дверь. Дун не мог ее видеть, но нащупал в темноте дверную ручку и замочную скважину. Он подергал дверь — она была заперта. Дун вернулся назад, снова пролез под веревкой и пошел дальше. Недалеко от этого места он обнаружил люк в своде туннеля — квадратная деревянная крышка, вероятно, прикрывала лестницу, которая вела вверх, к складам. Если бы можно было на что-нибудь влезть, он достал бы до люка и попытался бы открыть его, но, как он ни прыгал, от его вытянутой руки до свода еще оставалось не меньше полуметра. Впрочем, люк, скорее всего, тоже был заперт. Может быть, создатели использовали такие отверстия во время строительства города, чтобы проще было добираться с одного конца стройплощадки до другого?

В те дни, когда он получал наряд в окрестности главного туннеля, Дун, выполнив задание, шел побродить вдоль реки. Он держался подальше от восточного конца тропы, подальше от генератора. Он не хотел думать о генераторе. Вместо этого он отправлялся к устью реки, туда, где она проваливалась в трещину в скале и исчезала из Эмбера. Тропинка в этом месте была не такой ровной и гладкой, как выше по течению. Вдоль берега складками громоздились скалы, которые, казалось, вырастали из земли, как гигантские грибы. Дун любил сидеть здесь, поглаживая причудливые борозды, которые, должно быть, прорезала неутомимо текущая вода. Некоторые из них выглядели совсем как буквы.

Но ничего важного Дун так и не нашел. Похоже, человеку, одержимому желанием спасти город, совсем нечего делать в Трубах. Правда, генератор… Но Дун уже махнул рукой на электричество: он никогда не сможет в нем разобраться. Прежде он надеялся, что со временем сможет изобрести переносной электрический фонарь, и упорно готовился к этому. Он разбирал электрические лампочки, однажды разобрал розетку, чтобы посмотреть, как сплетены там провода, — и как же его тогда шарахнуло током! Но когда он соединил проволочки точно так же, как в розетке, электричества не получилось. Свет порождали не провода, а нечто, что проходит через них, догадывался Дун. Но он совершенно не представлял себе, что бы это могло быть.

Сейчас он видел только две возможности: сдаться и плюнуть на все или начать работу над каким-то иным, не электрическим источником света. Сдаваться Дун не собирался. Так что в один прекрасный четверг он отправился в городскую библиотеку Эмбера, чтобы почитать что-нибудь про огонь.

Здание библиотеки вытянулось вдоль Билболио-сквер. Дун прошел по короткому коридору и толкнул дверь. В читальном зале никого не было, кроме библиотекаря — старого Эдварда Покета. Он сидел за столом и, зажав скрюченной рукой огрызок карандаша, что-то писал. Библиотека состояла из двух больших помещений, в одном из которых хранились истории, выдуманные разными людьми, а в другом — правдивые рассказы о реальном мире. Вдоль стен обоих залов стояли стеллажи, и на них было множество пачек бумаги, прошитых по одному краю веревкой или толстой нитью. Некоторые пачки стояли, прислоненные одна к другой, другие лежали неопрятными грудами. Одни были потолще, другие состояли лишь из нескольких листочков, собранных металлической скрепкой. Самые старые пожелтели и покоробились, листы стали волнистыми и сморщились, а их края истрепались.

Это были книги, написанные горожанами за долгие годы существования города. Их страницы, покрытые аккуратными буквами, содержали почти все, что было известно жителям Эмбера, все, чему они научились.

Эдвард Покет поднял глаза и коротко кивнул Дуну, одному из постоянных своих посетителей. Дун кивнул в ответ и направился в зал, где хранились книги про реальную жизнь, к стеллажу, помеченному буквой «О». Книги были разложены по алфавиту, но подобрать то, что тебе нужно, все равно было нелегко. Книга о бабочках, например, могла лежать на стеллаже не только под буквой «Б», но и под «Н» («Насекомые») или даже «Л» («Летучие твари»). Как правило, приходилось прошерстить всю библиотеку, чтобы убедиться, что ты нашел все, что имеется по данному предмету. Но поскольку сейчас его интересовал огонь, разумнее всего было все-таки начать с буквы «О».

Огонь был большой редкостью в Эмбере. Когда он вдруг вспыхивал, это всегда было результатом аварии или чьей-то неосторожности: хозяйка бросила кухонное полотенце около раскаленной конфорки электроплиты или где-то перетерся провод и проскочившая искра подожгла занавески. Тогда горожане сбегались с ведрами воды, и начавшийся пожар быстро тушили. Конечно, разжечь огонь можно было и специально: например, если подержать щепку у конфорки, та вспыхивала, а затем несколько секунд горела, распространяя вокруг яркий оранжевый свет.

Штука была в том, чтобы найти способ заставить огонь гореть подольше. Тогда его можно было бы взять с собой в Неведомые области и исследовать их. Пробраться в Неведомые области всегда было заветной мечтой Дуна.

Он наугад взял с полки под буквой «О» две книги. Одна называлась «Оконное стекло», другая — «Как чинить одежду». Он положил их назад. Затем попались «Лечение опухолей», «Поделки из олова», «абота над ошибками» и «Вкусные блюда из овощных консервов». А, вот оно! В руках у него была не очень толстая пачка бумаги, на верхнем листе выведено «Все об огне». Он сел за один из больших квадратных столов и стал читать.

К сожалению, человек, написавший эту книгу, знал об огне не больше самого Дуна. ечь в ней шла в основном об опасностях, которые представляет огонь. Подробно описывался известный городской пожар, случившийся сорок лет назад: тогда в одном доме на Винифред-сквер выгорели двери и оконные рамы, а дым висел над площадью еще несколько дней. В другой главе объяснялось, что делать, если у вас в квартире загорелась плита.

Дун вздохнул и встал. Книга была совершенно бесполезна. Он сам написал бы лучше. Он снова подошел к стеллажам. Иногда можно было наткнуться на что-нибудь полезное совершенно случайно. Дун проделывал это тысячу раз — просто протягиваешь руку, берешь наугад книгу, а там обнаруживается именно та крупица информации, в которой ты нуждался. Кто-то когда-то записал пару фраз, совершенно не осознавая их важности, а у тебя в мозгу словно вспыхивало что-то и отдельные сведения о предмете вдруг складывались в цельную картину. Ах, как хотел бы Дун однажды собрать вот так воедино все, что знал, и тогда он смог бы найти решение для любой проблемы на свете.

Но хотя он часто находил на полках что-то интересное, он ни разу не нашел по-настоящему важного. Сегодняшний день не стал исключением. Ему попался сборник под названием «Загадочные старинные слова», в котором были перечислены слова и выражения из такого далекого прошлого, что их значение было безнадежно утрачено. От нечего делать он немного почитал оттуда:

«Небо в алмазах» — по-видимому, это означает нечто прекрасное. Смысл слова «алмазы» неясен. Возможно, когда-то алмазами называли уличные фонари.

«Бред сивой кобылы» — означает «вздор, чепуха, бессмыслица». Кто такая «сивая кобыла» и как она могла бредить, неизвестно.

«Выбить десять из десяти» — то же, что «большой успех». Возможно, речь идет об истреблении вредных жуков.

«Мы все в одной лодке» означает «мы все в сходных обстоятельствах». Что такое «лодка», никто не знает.

Занятно, но не более того. Он положил книгу обратно на полку и уже собрался уходить, как вдруг дверь библиотеки отворилась и на пороге появилась Лина Мэйфлит.








: 2015-09-12; : 15 |

Инструкции | День предназначения | ГЛАВА 2 | В недрах Эмбеpa | Потери и разочарования | Улицы во мраке | Находка в чулане | Голубое небо и одиночество | Мелочи Лиззи | Ужасное открытие |


lektsii.net — . — 2014-2022 . (0.009 .)









Доклад — Аргиштихинили — История

План

Введение
1 Рстория изучения
2 Рстория основания
3 Устройство Аргиштихинили

3.1 Укрепления

3.2 Сельское хозяйство

3.3 Ремёсла

4 Аргиштихинили в период упадка Урарту
5 Современное состояние

Список литературы

Введение

Аргиштихинили (урартск. URUar-gi-iš-ti-ḫi-ni-li, арм. Արգիշտիխինիլի) — древний город государства Урарту, основанный при экспансии урартов в Закавказье при царе Аргишти I и названный в его честь. Существовал в VIII—VI веках до н. э. Развалины центральной крепости Аргиштихинили расположены в 15 км к юго-западу от города Армавир, между сёлами Нор-Армавир и Армавир в области (марзе) Армавир современной Армении. Город был основан на левом берегу Аракса, в его среднем течении. С тех времён русло реки сместилось на юг и находится в нескольких километрах от Аргиштихинили.

1. Рстория изучения

Рстория изучения Аргиштихинили тесно связана СЃ изучением древнего Армавира — РѕРґРЅРѕР№ РёР· столиц Армении. Мовсес Хоренаци РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ легенду РѕР± основании древнего Армавира Арамаисом, РІРЅСѓРєРѕРј РђР№РєР°, родоначальника армян[1] (СЃРј. также РђСЂРјСЏРЅСЃРєРёРµ правители Рё цари). Древний Армавир, как подтвердили проведенные РІ XX веке археологические раскопки[2], располагался РЅР° месте Аргиштихинили приблизительно СЃ IV века РґРѕ РЅ. СЌ. Ещё РІ 30-Рµ РіРѕРґС‹ XIX века француз Дюбуа-РґРµ-Монперье, путешествуя РїРѕ Армении, высказал предположение, что холм вблизи селения РќРѕСЂ-Армавир являлся крепостью древнего Армавира. Рнтерес Рє этим местам РІРѕР·СЂРѕСЃ СЃ находкой РІ 1869 РіРѕРґСѓ клинописных табличек, которые, как оказалось впоследствии, относились РєРѕ времени Аргишти I Рё Р СѓСЃС‹ III. Р’ 1880 РіРѕРґСѓ РЅР° армавирском холме были проведены первые археологические раскопки, которые провели СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёРµ учёные РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ подготовкой V археологического съезда РІ Тифлисе. Р’ 1896 РіРѕРґСѓ известный СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёР№ востоковед Рњ. Р’. Никольский впервые высказал предположение, что РїРѕРґ слоем древнего Армавира находится более древний урартский РіРѕСЂРѕРґ[3], что получило подтверждение РІРѕ время последующих археологических раскопок. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ Первой РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅРѕР№ Рё Геноцидом армян систематические археологические раскопки начались только РІ 1927 РіРѕРґСѓ РїРѕРґ руководством академика Рќ. РЇ. Марра. РЎ 1944 РїРѕ 1970 РіРѕРґ отдельные РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ изучения Аргиштихинили исследовали Р‘. Р‘. Пиотровский, Р“. Рђ. Меликишвили Рё Р. Рњ. Дьяконов. Большой вклад РІ изучение Урарту РІ целом Рё Аргиштихинили РІ частности внесли переводы урартских текстов, сделанные этими учёными. РЎ 1962 РїРѕ 1971 РіРѕРґС‹ РЅР° месте армавирского холма одновременно работали 2 экспедиции Рнститута археологии РђСЂРјСЏРЅСЃРєРѕР№ РЎРЎР. Первая, РїРѕРґ руководством Рђ. Рђ. Мартиросяна, изучала остатки Аргиштихинили, вторая — остатки древнего Армавира.

2. Рстория основания

Согласно урартским летописям, город Аргиштихинили был основан в 776 году до н. э., по личному приказу урартского царя Аргишти I, на 11 году его правления. Основанию города предшествовала многолетняя урартская экспансия в Закавказье, в частности, направленная на установление контроля над плодородной Араратской долиной. С 786 года до н. э., своего первого года правления, Аргишти I предпринял ряд походов в Араратскую долину, в долину реки Ахурян и к озеру Севан, направленных на прочное овладение Араратской долиной. В 782 году Аргишти I основывает крепость Эребуни, на месте современного Еревана, как опорный пункт для последующих военных операций.

Затем экспансия в Араратскую долину ненадолго прерывается на мелкие столкновения с Ассирией на противоположном конце Урарту у его юго-западных границ. Во время правления Аргишти I государство Урарту находилось в зените своего могущества и легко побеждало армии своих соседей, в том числе и Ассирийскую. Через 4 года военные действия вернулись в Закавказье, и к 776 году урарты полностью контролировали Араратскую долину, что дало возможность основать город Аргиштихинили в центре долины, причём, главным образом, не в военных, а в хозяйственных целях. По мнению учёных, Аргиштихинили изначально планировался не как военный, а как административный центр, так как в военном отношении его месторасположение было уязвимо[2].

Согласно летописи Аргишти I, Аргиштихинили был построен на месте страны Азы (Azani), и, действительно, археологические раскопки подтвердили наличие под урартскими слоями слои энеолитических поселений III—I тысячелетий до н. э. Не сохранилось данных о военных действиях урартов против страны Азы, возможно, что после успешных военных кампаний предыдущих лет против укреплений вокруг Араратской долины, местное население её покинуло в преддверии урартского нашествия.

Урартские надписи об основании Аргиштихинили
Перевод надписи: Аргишти, сын Менуа, говорит: Величественную крепость я построил, установил для неё имя — Аргиштихинили. Земля была пустынной; ничего там не было построено; я от реки четыре канала провёл, виноградник и фруктовый сад разбил, подвиги я там совершил… Аргишти, сын Менуа, царь могущественный, царь великий, царь страны Биаинили, правитель Тушпа-города[4].Перевод надписи: Величием бога Халди Аргишти, сын Менуа, этот канал провёл. Земля была необитаемой, никто там не находился. По велению бога Халди Аргишти этот канал провёл. Аргишти, сын Менуа, царь могущественный, царь страны Биаинили, правитель Тушпа-города[4].

3. Устройство Аргиштихинили

Город Аргиштихинили занимал вытянутый прямоугольник с приблизительными размерами 5 × 2 км и располагался между западной окраиной села Нор-Армавир и центральной частью села Армавир. В западной и в восточной частях прямоугольника находились мощные крепости-цитадели, сооруженные из камня. Вдоль длинных сторон прямоугольника располагались оросительные каналы, сооруженные Аргишти I. Городские постройки располагались также на нескольких удаленных холмах по территории хозяйственной зоны Аргиштихинили и занимали общую площадь около 1000 гектаров, общая длина оросительных каналов в окрестностях города составляла не менее 40 километров. Аргиштихинили, вероятно, являлся самым крупным урартским городом на территории Армении[5]. Сеть оросительных каналов была сооружена одновременно по единому плану, часть каналов Аргишти I до сих пор используются по назначению. Сооружение каналов потребовало выемки около 160 тысяч кубометров земли, а сооружение крепостей — обтёсывания более 40 тысяч кубометров базальта, поэтому учёные полагают, что при сооружении каналов и крепостей, вероятно, использовался труд многочисленных военнопленных[2].

Расположение Аргиштихинили

По данным Нор-Армавирской археологической экспедиции[2].
Цифрами обозначены:
1. Западная крепость (на холме близ села Нор-Армавир)
2. Восточная крепость (на холме в селе Армавир)
3. Внутренний город
4. Внешний город
5. Приблизительная граница сельскохозяйственных угодий Аргиштихинили.
6. Система оросительных каналов.
7. Граница древнего Армавира, построенного на развалинах Аргиштихинили, через 200 лет после его разрушения.

Основное значение города, по-видимому, было хозяйственно-административное. Аргиштихинили контролировал экономику Араратской долины, координировал работу оросительных каналов и, вероятно, регулировал распределение товаров. При сыне Аргишти I, Сардури II, в Аргиштихинили также активно велось строительство, были построены культовые сооружения и значительно расширены обе крепости. Крепости включали в себя также очень крупные кладовые для хранения вина и зернохранилища. Внутри крепостей также находились жилища государственных служащих и военных.

3.1. Укрепления

В отличие от многих других урартских городов Аргиштихинили не располагался на естестественной скале, в связи с чем его военное значение было небольшим. Невысокий пологий холм, который был выбран для устройства Аргиштихинили не позволял возвести такие мощные оборонительные укрепления, какими были оборудованы Тушпа, Русахинили, Эребуни, Тейшебаини и другие урартские города. Тем не менее, для защиты от неорганизованного врага вокруг холма были возведены крепостные стены классического урартского образца: стены были выложены из сырцового кирпича на фундаменте из крупных базальтовых блоков, линия фасада разбивалась контрфорсами, а на углах крепости находились массивные башни.

Остатки базальтовых фундаментов крепостных стен Аргиштихинили

После археологических восстановительных работ семидесятых годов.

3.2. Сельское хозяйство

На плодородных землях Араратской долины возделывалась пшеница и другие злаки, росли виноградники, было распространено виноделие. По расчётам учёных запасы зерна, хранимые в амбарах Аргиштихинили, составляли не менее 5000 тонн, площади хозяйств занятые под государственные посевы зерновых составляли около 5000 гектаров. Общий объем вина, сохраняемый в кладовых города, составлял около 160000 литров, поэтому вероятно под виноградники было занято около 1250 гектаров[2]. Кроме этого, многие горожане имели собственные наделы земли. Сохранились также следы содержания домашней птицы и свиней.

3.3. Ремёсла

Для сельскохозяйственных нужд в Аргиштихинили изготавливалось множество каменных и гончарных изделий. Рз камней были сложены печи общего и специального назначения, из камней изготавливались различные зернотёрки. Керамические сосуды использовались для хранения различных продуктов, муки, а также, главным образом, вина, которое регулярно продавалось в соседние страны. Для хранения вина часто использовались огромные горшки, частично вкопанные в землю.

Широко было развито кузнечное дело, помимо многочисленных изделий из железа и бронзы (сельскохозяйственные орудия, оружие, котелки, украшения и т. п.) археологи обнаружили каменные и керамические формы для изготовления этих изделий.

Хозяйственные изделия Аргиштихинили

Этнографический музей Армении «Сардарапат», Армавир
Вверху: каменные зернотёрки, предназначенные для перетирания зерна в муку. Слева ручного типа, справа — мельничного. Слева: один из многочисленных глиняных карасов, обнаруженных в винных кладовых Аргиштихинили. Карасы вкапывались в землю на 80% своей высоты, и вкопанная в землю часть сохранилась лучше, чем горлышко, остававшееся снаружи. В таких карасах в Аргиштихинили хранилось свыше 160 тысяч литров вина.

4. Аргиштихинили в период упадка Урарту

Поражение Сардури II в битве против ассирийцев положило начало упадку государства Урарту. Следующий царь Урарту, Руса I, сын Сардури II, также не смог противостоять ассирийцам и после болезненного поражения от ассирийского царя Саргона II покончил жизнь самоубийством. Во время своего похода в 714 году до н. э. Саргон II нанёс серьёзный удар по религии Урарту, уничтожив храм главного урартского бога Халди в Мусасире. После этого поражения интенсивное строительство, проводившееся при былых правителях по всей территории Урарту, на время замирает, а в последующие годы ведется только в Закавказье. В Аргиштихинили сохранились строительные надписи Русы II, сына Аргишти II (годы правления 685—639 до н. э.) и Русы III, сына Эримены (годы правления ок. 605—595 до н. э.). Руса II, очевидно пытаясь восстановить былую силу культа бога Халди, построил в Аргиштихинили, Эребуни и Тейшебаини однотипные храмы, снабдив их одинаковыми надписями, где урартские боги усиливаются упоминанием вавилонского бога Мардука:

… в новом храме козлёнок пусть будет зарезан богу Халди, бык пусть будет принесён в жертву богу Халди, овца — богу Тейшеба, овца — богу Шивини, корова — богине Арубаини, овца — оружию бога Халди, овца — воротам бога Халди, овца богу Руарша… … Пусть чему-нибудь из этих предметов не повредит, пусть теленка … не даст, пусть жертвенный бык не будет маленьким или незрелым. Всё это воистину я установил… Руса, сын Аргишти, говорит: Кто эту надпись уничтожит, кто её разобьёт, кто её скроет, кто другого заставит совершить эти дела, кто скажет: Я совершил это… Если кто-нибудь надпись с этого места унесёт, пусть уничтожат его боги Халди, Тейшеба, Шивини, Мардук; пусть не будет ни его имени, ни его семьи под солнцем…[6].

Обломок урартской клинописной надписи Русы III о постройке в Архиштихинили зернохранилища

Однако, деятельность Р СѓСЃС‹ II РЅРµ имела решающего значения, государство Урарту продолжало ослабевать. РќРѕРІРѕРµ зернохранилище, упомянутое РІ надписи Р СѓСЃС‹ III, было, вероятно, последней РєСЂСѓРїРЅРѕР№ постройкой РІ Аргиштихинили. Р’СЃРєРѕСЂРµ жители Рё РІРѕРёРЅС‹ РёР· тактических соображений без Р±РѕСЏ оставили крепость Эребуни — главное военное сооружение РІ Араратской долине, переведя основные силы РІ крепость Тейшебаини, что поставило Аргиштихинили РїРѕРґ СѓРіСЂРѕР·Сѓ[2][7]. Р, действительно, через короткое время, около 600 РіРѕРґР° РґРѕ РЅ. СЌ., Аргиштихинили был захвачен Рё сожжён. Археологи обнаружили многочисленные свидетельства использования штурмовых РѕСЂСѓРґРёР№, РєСЂСѓРїРЅРѕРіРѕ пожара Рё гибели жителей РіРѕСЂРѕРґР°. Аргиштихинили был, вероятно, разрушен скифами[7][8] или мидийцами[9][10], Рё, таким образом, просуществовал менее 200 лет.

5. Современное состояние

После окончания раскопок, проведенных под руководством А. А. Мартиросяна в семидесятые годы, Аргиштихинили в основном был законсервирован, сделанные археологами раскопы были засыпаны землёй. Однако, часть фундаментов жилых помещений и крепостных стен были укреплены и расчищены на поверхности. На холме был установлен памятный знак и выложена примерная схема Аргиштихинили в период расцвета. Основная масса предметов материальной культуры, обнаруженных при раскопках Аргиштихинили, переданы расположенному недалеко Этнографическому музею Армении «Сардарапат».

Музейные сооружения на холме Аргиштихинили
Слева памятный камень Аргишти I. Вверху план Аргиштихинили периода расцвета.

ЛитератураМартиросян Рђ. Рђ. Аргиштихинили, Рздательство РђРќ РђСЂРјСЏРЅСЃРєРѕР№ РЎРЎР, Ереван, 1974Пиотровский Р‘. Р‘. Ванское царство (Урарту), Рздательство Восточной литературы, РњРѕСЃРєРІР°, 1959РЎРїРёСЃРѕРє литературы: Мовсес Хоренаци Рстория Армении, Айастан, Ереван, 1990 ISBN 5-540-01084-1 (Электронная версия) Мартиросян Рђ. Рђ. Аргиштихинили, Рздательство РђРќ РђСЂРјСЏРЅСЃРєРѕР№ РЎРЎР, Ереван, 1974 Никольский Рњ. Р’. Клинообразные надписи Закавказья // Материалы РїРѕ археологии Кавказа, собранные экспедициями Рмператорского РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ археологического общества, выпуск V, РњРѕСЃРєРІР°, 1896 Перевод Р“.

This entry was posted in Рґсђрµрірѕрёр№. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *