: -(3434)-(809)-(7483)-(1457) -(14632) -(1363)-(913)-(1438)-(451)-(1065)-(47672) -(912)-(14524) -(4268)-(17799)-(1338)-(13644)-(11121)-(55)-(373)-(8427)-(374)-(1642)-(23702)-(16968)-(1700)-(12668)-(24684)-(15423)-(506)-(11852) -(3308)-(5571)-(1312)-(7869)-(5454)-(1369)-(2801)-(97182)-(8706)-(18388)-(3217)-(10668) -(299)-(6455)-(42831)-(4793)-(5050)-(2929)-(1568)-(3942)-(17015)-(26596)-(22929)-(12095)-(9961)-(8441)-(4623)-(12629)-(1492) -(1748) | ⇐ 30313233343536373839 ⇒ Государство есть лишь одна из тех форм, которые общество принимало в течение своей истории. Каким же образом можно смешивать постоянное с случайным — понятие об обществе с понятием о государстве?
С другой стороны, государство нередко смешивают с правительством, И так как государство немыслимо без правительства, то иногда говорят, что следует стремиться к уничтожению правительства, а не к уничтожению государства.
Мне кажется, однако, что в государстве и правительстве мы имеем понятия совершенно различного характера. Понятие о государстве подразумевает нечто совершенно другое, чем понятие о правительстве, — оно обнимает собою не только существование власти над обществом, но
и сосредоточение управления местною жизнью в одном центре, т.е. территориальную концентрацию, а также сосредоточение многих отправлений общественной жизни в руках немногих. Оно предполагает возникновение совершенно новых отношений между различными членами общества. Весь механизм законодательства и полиции выработан для того, чтобы подчинить одни классы общества господству других классов.
Это характерное различие, ускользающее, может быть, на первый взгляд, ясно выступает при изучении происхождения государства.
Из чего следует, что для того, чтобы понять государство, есть один только способ: это определить его историческое развитие; и это именно я попробую сделать теперь. Древняя имская империя была государством в точном смысле слова. До сих пор она остается идеалом всех законников.
Ее органы как сетью покрывали ее обширные владения. Все сосредоточивалось в име: экономическая жизнь, военное управление, юридические отношения, богатства, образованность и даже религия. Из има шли законы, судьи, легионы для защиты территории, губернаторы для управления провинциями, боги. Вся жизнь империи восходила к Сенату, а позднее — к кесарю, всемогущему, все-ведающему богу империи. В каждой провинции, в каждом округе был свой Капитолий в миниатюре, своя частица римского самодержавия, от которой вся местная жизнь получала свое направление. Единый закон, закон, установленный имом, управлял империей, и эта империя была не союзом граждан, а сборищем подданных.
Юристы и государственники даже и в наше время восхищаются единством этой империи, единым духом ее законов, красотой — говорят они — и гармонией ее организации.
И несмотря на это, внутреннее разложение, с одной стороны, и вторжение варваров извне — с другой, смерть местной жизни, потерявшей способность противостоять нападению извне, а также испорченность в самом народе, распространявшаяся от центра, господство богатых, завладевших землями, и бедность тех, кто обрабатывал землю своими руками, привели к распадению империи, на развалинах которой зародилась и развилась новая цивилизация наша цивилизация. И если, оставляя в стороне древнюю историю Востока, мы обратимся к изучению происхождения и роста этой молодой, «варварской» цивилизации, вплоть до периода, когда она породила в свою очередь наши современные государства, то сущность государства станет нам совершенно ясной. Мы не смогли бы яснее понять ее, даже если бы мы погрузились в изучение имской империи, Македонского царства или деспотических монархий Востока.
Беря за отправной пункт этих могучих варваров, уничтоживших имскую империю, мы сможем проследить развитие всей нашей цивилизации, начиная с самого ее зарождения вплоть до той ступени, когда началось государство.
II
Большинство философов прошлого столетия объясняло происхождение человеческих обществ очень просто.
Вначале — говорили они — люди жили маленькими отдельными семьями, и постоянная вражда между этими семьями была обычным, нормальным состоянием. Но в один прекрасный день люди, убедившись в неудобствах этой бесконечной борьбы, решили образовать между собою общество. азъединенные семьи согласились между собою, заключили общественный договор и добровольно подчинились власти, которая — со школьной скамьи нас так учили — сделалась отныне источником и началом всяческого прогресса в человечестве. Нужно ли прибавлять, что наши теперешние правительства и до сего дня олицетворяют эту благороднейшую роль соли земли, роль умиротворителей и цивилизаторов рода человеческого? Так значится, по крайней мере, во всех учебниках и даже во многих философских трактатах. Возникнувши в эпоху, когда о происхождении человека было известно еще очень мало, эта теория господствовала в продолжение всего XVIII в. И мы должны признать, что в руках энциклопедистов и уссо идея «общественного
договора» была могучим орудием в борьбе с божественным правом королей. Но тем не менее какие бы услуги эта теория ни оказала в прошедшем, в настоящее время она должна быть признана ошибочной и отвергнута.
На самом деле все животные, за исключением лишь некоторых хищников, хищных птиц и некоторых вымирающих видов, живут обществами. В борьбе за существование именно виды животных, живущих обществами, имеют всегда преимущество перед необщественными видами. В каждом классе животных они занимают вершину лестницы, и теперь не может быть никакого сомнения в том, что первые человекоподобные существа уже жили обществами.
Общество не было выдумано человеком, оно существовало раньше появления человекоподобных существ [1].
1 Более полное изложение этих взглядов можно найти в моей книге «Взаимная помощь».
Мы также знаем теперь — антропология вполне доказала это, — что исходным пунктом для человечества послужила не обособленная семья, а род или племя. Патриархальная семья в том виде, как она существует у нас или как мы находим ее в древнееврейских преданиях, явилась уже гораздо позднее. аньше этого десятки тысяч лет люди жили родами или племенами, и в течение этого первоначального периода — будем, если угодно, называть его периодом диких или первобытных племен — в человечестве выработался уже целый ряд учреждений, обычаев или общественных привычек, задолго предшествовавших учреждениям патриархальной семьи.
В таком первобытном племени обособленной семьи не существовало, точно так же как ее не существует среди многих других млекопитающих, живущих обществами. Деление внутри племени производилось, скорее, по поколениям и с самых дальних времен, теряющихся в темной глубине до-истории человеческого рода, возникали ограничения, не допускавшие брачных союзов между мужчинами и женщинами разных поколений и дозволявшие их внутри одного и того же поколения. Следы этого периода можно еще и теперь встретить среди некоторых современных племен, а также их находят в языках, правах и суевериях народов, стоящих даже на гораздо более высоком уровне развития. Племя сообща охотилось и собирало служившие в пищу растения, а затем, утолив свой голод, дикари со страстью предавались своим драматическим танцам. До сих пор мы находим на окраинах наших материков и в наименее доступных на земном шаре горных областях племена, недалеко ушедшие от этой первобытной ступени.
Накопление частной собственности в этот период было невозможно, потому что все, принадлежавшее лично отдельному члену племени, после его смерти сжигалось или уничтожалось там, где хоронили его труп. Это до сих пор практикуется, даже в Англии, среди цыган; следы же этого обычая мы находим в похоронных церемониях у всех так называемых цивилизованных народов: китайцы сжигают сделанные из бумаги изображения тех вещей, которыми владел умерший, а у нас за умершим военным ведут его коня и несут его шпагу и ордена. Смысл этих обычаев утрачен; сохранилась одна форма.
Первобытные люди не только не проповедовали презрения к человеческой жизни, а, напротив того, испытывали отвращение к убийству и кровопролитию. Пролить кровь — и не только кровь человека, но даже некоторых животных, например медведя, — считалось таким большим преступлением, что за каждую каплю пролитой крови виновный в этом должен был поплатиться соответственным количеством своей крови.
Убийство члена своего племени было, таким образом, делом совершенно неизвестным; так, мы знаем, наверное, что, например, у инуитов или эскимосов, которые представляют собою остатки людей каменного века, еще до сих пор уцелевшие в полярных областях, также у алеутов и т. д. не было ни одного убийства внутри племени в течение 50-ти, 60-ти и более лет.
Но когда племенам, различным по происхождению, по цвету и по языку, случалось во время своих переселений сталкиваться между собою, то между ними действительно нередко происходили войны. Правда, что уже в те времена люди старались по возможности смягчить эти
столкновения, как показали исследования Мэна, Поста, Э. Ниса и др.; уже и тогда обычай начинал вырабатывать зародыши того, из чего впоследствии должно было возникнуть международное право. Так, например, нельзя было нападать на деревню, не предупредивши об этом ее жителей; также никто никогда не смел убивать на тропинках, по которым женщины ходили за водой. А при заключении мира у некоторых племен излишек убитых на одной из сторон вознаграждался соответственной платой с другой.
Однако все эти предосторожности и многие другие были недостаточны. Солидарность не распространялась далее одного рода или племени. В результате происходили ссоры, и эти ссоры доходили до ранений и убийств между членами различных родов и племен.
С тех пор одно общее правило начало распространяться между родами и племенами: «Ваши убили или ранили одного из наших, поэтому мы вправе убить одного из ваших или нанести ему совершенно такую же рану» — все равно кому, потому что за всякий поступок каждого из своих членов отвечало все племя. Известное библейское изречение — «кровь за кровь, око за око, зуб за зуб, рану за рану и жизнь за жизнь» («но отнюдь не более», как совершенно верно заметил Кенигсвартер), произошло от этого же обычая. Таково было понятие этих людей о справедливости, и нам нечего особенно гордиться перед ними, потому что принцип «жизнь за жизнь», до сих пор еще царящий в наших уголовных законах, есть не что иное, как одно из многочисленных переживаний.
Таким образом, уже в этот первобытный период выработался целый ряд общественных учреждений (многие из них я оставляю в стороне) и сложилось целое уложение (конечно, устное) племенной нравственности. И для поддержания этого ядра общественных привычек в силе достаточно было влияния обычая, привычки и предания. Никакой другой власти не существовало.
У первобытных людей были, конечно, свои временные вожди. Колдуны и призыватели дождя — иначе, ученые того времени — старались воспользоваться своим действительным или кажущимся знанием природы для того, чтобы управлять своими соплеменниками. Точно так же приобретали
влияние и силу те, кто лучше других умел запоминать поговорки, притчи и песни, в которых воплощалось предание. Они рассказывали на народных праздниках эти притчи и песни, в которых передавались решения, принятые когда-либо народным собранием в том или ином споре. У многих племен так делается еще и теперь. Уже тогда «знающие» старались удержать за собой право на управление людьми, не передавая своих знаний никому, кроме избранных, посвященных. Все религии и даже все искусства и все ремесла были, как мы знаем, вначале окружены различными «таинствами»; и современные исследования показывают нам, какую важную роль играют секретные общества посвященных в первобытных племенах, чтобы поддержать в них известные предписанные преданием обычаи. В этом уже заключаются зародыши власти.
Таким же образом во время столкновений между племенами и во время переселений наиболее храбрый, смелый, а в особенности наиболее хитрый, естественно, становился временным вождем. Но союза между хранителем «закона» (т.е. тем, кто умел хранить предания и древние решения), военным вождем и колдуном тогда еще не было, а потому о существовании среди этих первобытных племен государства так же не может быть речи, как о существовании его в обществах пчел и муравьев или у современных нам патагонцев и эскимосов.
А между тем в этом состоянии люди жили многие тысячи лет, его пережили и варвары, разорившие имскую империю; в то время они только что выходили из этого быта.
В первые века нашего летоисчисления среди племен и союзов племен, населявших среднюю и северную Азию, произошло громадное передвижение. Целые потоки народов, теснимые более или менее образованными соседями, шли с азиатских плоскогорий — откуда их гнало, вероятно, быстрое высыхание рек и озер, — устремляясь в равнины, на запад, на Европу, тесня друг друга, смешиваясь и переплетаясь друг с другом в их распространении к западу.
Во время этих передвижений, когда столько племен, различных по происхождению и по языку, смешивались между собою, то первобытный племенной быт, который существовал тогда у большинства диких туземцев Европы, неизбежно должен был распасться. Первобытный племенной союз был основан на общности происхождения, на поклонении общим предкам. Но какая же могла быть общность происхождения между группами, образовавшимися в хаосе переселений, в войнах между различными племенами, причем среди некоторых племен кое-где зарождалась уже патриархальная семья, образовавшаяся благодаря захвату несколькими лицами женщин, отнятых или похищенных у соседних племен?
Старые связи были порваны, и, чтобы избегнуть совершенной гибели (участь, которая в действительности и постигла многие племена, с того времени совершенно исчезнувшие для истории), приходилось создавать новые связи. И они возникли. Их нашли в общинном владении землей, т.е. тою областью, на которой каждое племя наконец осело.
Владение сообща известной областью, той или другой долиной, теми или другими холмами сделалось основанием нового соглашения. Боги-предки потеряли всякое значение; их место заняли новые, местные боги долин, рек и лесов, которые и дали религиозное освящение новым союзам, заменив собой богов первобытного родового быта. Позднее христианство, всегда готовое приноравливаться к остаткам язычества, создало из них местных святых.
С этих пор сельская община, состоящая вполне или отчасти из обособленных семей, соединенных однако же общим владением землей, сделалась на все последующие века необходимым связующим основанием народного союза.
На громадных пространствах Восточной Европы, Азии и Африки сельская община существует и до сих пор. Под таким же строем жили и варвары, разрушившие имскую империю, — германцы, скандинавы, славяне и т.д. И благодаря изучению варварских законов [1], а также обычаев и законов, господствующих среди современных нам союзов сельских общин у кабилов, монголов, индусов, африканцев и других народов, стало возможным восстановить во всей ее полноте ту форму общества, которая послужила исходной точкой нашей современной цивилизации. Всмотримся же поближе в эти учреждения.
1 Под этим названием обыкновенно разумеют уцелевшие памятники древнего права лангобардов, баварцев и т.д., к которым принадлежит и наша «усская правда Ярослава». — ади краткости я пропускаю «неделеную семью», чрезвычайно распространенную бытовую форму, встречающуюся в Индии, составляющую основу жизни в Китае, а у нас встречающуюся среди «семейских раскольников» в Забайкалье. Она стоит между родом и сельскою общиною.
III
Сельская община состояла в прежние времена — как состоит и теперь — из отдельных семей, которые однако же в каждой деревне владели землею сообща. Они смотрели на нее как на общее наследие и распределяли ее между собою, смотря по величине семей, по их нуждам и силам. Сотни миллионов людей и до сих пор еще живут при таком порядке в Восточной Европе, в Индии, на Яве и в других местах. Таким же образом устроились и в наше время добровольно русские крестьяне в Сибири, когда государство предоставило им свободу населять, как они хотели, огромные сибирские пространства.
Теперь обработка земли в сельской общине производится в каждом хозяйстве отдельно. Вся пахотная земля делится между семьями (и переделяется, когда нужно), и каждая обрабатывает новое поле как может. Но вначале обработка земли также происходила сообща — и во многих местах этот обычай сохранился еще до сих пор — по крайней мере при обработке некоторых участков общинной земли. Точно так же свозка леса и расчистка чащоб, постройка мостов, возведение укреплений или «городков», или башен, которые служили убежищем в случае нашествия, — все это делалось сообща, как и до сих пор еще делается сотнями миллионов крестьян там, где сельской общине удалось устоять против вторжения государства. Но, выражаясь современным языком, «потребление» происходило посемейно, каждая семья имела свой скот, свой огород и свои запасы, так что могла уже накоплять и передавать накопленное по наследству. ⇐ 30313233343536373839 ⇒ : 2015-06-26; : 509; ?; ! ! ? | : |
Пуанкаре Анри
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
ХРЕСТОМАТИЯ
Больцман Людвиг. Статьи и речи.
М. Наука, 1970. – 408 с.
Австрийский ученый Людвиг Больцман
(1844-1906) – один из крупнейших физиков XIX в. Он – автор исследований по кинетической теории
газов, термодинамике и теории излучения, убежденный борец за атомистические
взгляды в науке. В 1-м разделе собраны его лучшие популярные статьи и речи, во
2-м помещены статьи о научном творчестве и жизни Больцмана.
1. О значении теории. С. 53-57.
де Бройль Луи. По тропам науки.
Пер. с франц. – М. Изд-во иностр. лит-ры, 1962. – 408 с.
1. Таинственная постоянная h – великое открытие Макса Планка.
С. 139-146.
2. По тропам физики. С. 162-181.
3. Роль любопытства, игр, воображения и интуиции в научном
исследовании. С. 289-295.
4. Польза и уроки истории наук. С. 296-317.
Вайскопф Виктор. Физика в
двадцатом столетии. М. Атомиздат, 1977. – 272 с.
Книга посвящена основным проблемам
современной физики. Автор ее – иностранный член АН СССР, всемирно известный
ученый, написавший большое число глубоких научных работ по теории поля,
электродинамике, ядерной физики, физике высоких энергий и элементарных частиц.
Три его работы явились вехами в развитии физики. Включенные в книгу очерки
затрагивают фундаментальные проблемы общефизического характера, например вопрос
о качестве и количестве в квантовой теории, и более узкие вопросы, например
нарушение четности и ядерные модели. Кроме того, книга содержит ряд обзорных
статей и несколько очерков, посвященных социологическим и гуманитарным вопросам
развития физики.
1. Значение науки. С. 243-265.
Егоров Ю.В. Возвращение естествознания // Естествознание и
прикладная экология (очерки междисциплинарных проблем). Екатеринбург, ИРРО, 1994.
С. 11-50.
Клайн Морис. Математика. Поиск
истины. М. Мир, 1988. – 295 с.
1. Непостижимая эффективность математики. С. 237-255.
2. Математика и поведение природы. С. 256-274.
Лоренц Гендрик Антон. Старые и
новые проблемы физики. М. Наука, 1970. – 372 с.
В первом разделе собраны лучшие
популярные работы Гендрика Антона Лоренца (1853-1928) – выдающегося
голландского физика, создателя электронной теории. Лоренц твердо стоял на
позициях материализма. Его популярные статьи и речи не потеряли значения и в
настоящее время. Во второй раздел включены статьи и речи Лоренца «О себе и
современниках», в третий – статьи ученых и историков науки о жизни и
творчестве Лоренца. Такого рода сборник на русском языке выходит впервые. Он
адресован преподавателям физики и математики вузов и школ, а также кругу
читателей, интересующихся историей науки.
1. Научное предвидение. С. 144-154.
Максвелл Джемс Клерк. Статьи и
речи. М. Наука, 1968. – 424 с.
1. Доклад математической и физической секции Британской
ассоциации (о соотношении между физикой и математикой). Ливерпуль, 15
сентября 1870 г. С. 3-19.
2. Вводная лекция по экспериментальной физике
(Значение эксперимента в теоретическом познании). Прочитана в октябре 1871 г.
С. 20-36.
Моисеев Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы
философии №6. М.: Наука, 1990. С. 32-45.
Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм // Вопросы философии
№3. М.: Наука, 1991. С. 3-28.
Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы
// Вопросы философии №1. М.: Наука, 1995. С. 3-30.
Пригожин Илья. Философия нестабильности // Вопросы философии №6.
М.: Наука, 1991. С. 46-52.
Пуанкаре Анри. О науке: Пер. с
франц. – М. Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1983. –
560 с.
Книга включает четыре произведения
выдающегося французского математика Анри Пуанкаре (1854 – 1912):
«Наука и гипотеза», «Ценность науки», «Наука и
метод» и «Последние мысли», которые посвящены рассмотрению путей
познания в математике, механике, физике. Последние русские переводы указанных
работ выходили около 60 лет назад; они давно стали библиографической редкостью
и мало доступны современному читателю.
Для математиков, физиков, механиков,
философов.
1. Наука и гипотеза. Глава IX. Гипотезы в физике. С. 91-102.
2. Наука и
гипотеза. Глава IX. Теории современной физики. С. 102-114.
3. Ценность
науки. Глава XI. Наука и реальность. С. 268-282.
4. Последние
мысли. Глава I. Эволюция законов. С. 407-420.
5. Последние мысли. Глава IX. Мораль и наука. С. 505-517.
Шредингер Эрвин. Новые пути в
физике. Статьи и речи. М. Наука, 1971. – 428 с.
В книге собраны научно-популярные статьи
и речи Эрвина Шредингера (1887-1961) – выдающегося австрийского физика, одного
из создателей квантовой механики, блестящего популяризатора труднейших вопросов
современной физики. Шредингер проводил глубокие аналогии между физикой XX в. и
предыдущими ее периодами, включая античность, но, разумеется, не все его
философские высказывания бесспорны.
Подобный сборник на русском языке
издается впервые. Впервые переводится и переписка Шредингера с Лоренцом,
Планком и Эйнштейном, представляющая большой интерес для раскрытия генезиса
квантово-волновых представлений. В сборник включен большой фрагмент из работы
Шредингера о метрике цветов, а также статьи зарубежных ученых о жизни и
творчестве Шредингера (Гейзенберг, Дирак, Борн и др.) и статья известного
советского физика академика Я. И. Френкеля. Необходимые пояснения к статьям
даны в комментариях.
1. Новые пути в физике. С. 15-21.
2. Обусловлено ли естествознание окружающей средой?
С. 22-45.
3. М. Борн. Интерпретация квантовой механики. С. 368-382.
Эйнштейн Альберт. Физика и
реальность. Сборник статей. М. Наука, 1965. – 360 с.