Структура первобытного общества. Принципы организации первобытного общества
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Структура первобытного общества. Структура первобытного общества


Структура первобытного общества.

Род – представляет собой общину, коллектив людей, тесно связанных кровным родством (действительным или предполагаемым) и ведущих общее хозяйство.

В родовой общине отсутствует какое-либо деление людей по имущественному признаку, т.е. нет социального неравенства.

Несколько родов, связанных между собой кровными узами, общностью обычаев, традиций, привычек, характером деятельности и другими общими признаками, объединялись в племена, а несколько племён – в союз племён.

Общественная власть в первобытном обществе.

Род, а тем более племя, состояли из большого числа людей. Для осуществления производства и распределения, для решения всех других вопросов жизни и быта общества нужна была какая-то организация, обладающая властью, т.е. возможностью оказывать решающее воздействие на поведение людей.

  1. Общее собрание. Все наиболее важные вопросы жизни рода решались на общих собраниях. На этих собраниях имели право присутствовать, высказывать своё мнение все взрослые члены рода. Решения, принятые собранием рода, становились обязательными для каждого сородича. Общее собрание избирало старейшину, который руководил повседневной деятельностью. На случай военных действий избирался военачальник (военный вождь).

  2. Старейшины. Вначале ничем не отличались от других членов рода, выполняли все виды общей трудовой деятельности. Руководя коллективом людей, старейшины выполняли общую волю. Власть старейшин носила моральный характер. Они не получали какого-либо материального вознаграждения или льгот и привилегий за свою работу. Главными задачами старейшин были, во-первых, организация коллективных работ рода, во-вторых, предупреждение межродовых споров. Они должны были разрешать конфликты, возникающие при нарушении правил поведения, решать все общие вопросы, которые отвечали интересам соплеменников.

  3. Совет старейшин. Старейшины родов составляли совет старейшин племён. Заседания совета старейшин проходили открыто. При обсуждении каких-либо вопросов на заседании совета старейшин могли присутствовать и высказывать свои предложения все взрослые члены родов (племени).Вопросы, которые решал этот коллегиальный орган, были достаточно важными. Совет старейшин разрешал споры между родами, согласовывал действия семей общины в проведении сельскохозяйственных работ и др.

  4. Военные предводители.(Для защиты территории или для нападения).Военными предводителями становились, как правило, люди, отличающиеся особыми физическими качествами: силой, храбростью, ловкостью, смелостью и обязательно чрезвычайно сильной волей, а также умением прогнозировать наступление или защиту от врага и её организовывать практически.

  5. Советы военных предводителей. Они собирались для решения вопроса о том, продолжать ли затянувшуюся осаду или возвращаться домой, а также для выработки тактики боя.

  6. Жрецы (колдуны, гадатели, ведуны, шаманы, священники, знахари). Этот орган управления занимался, условно говоря, организацией сознания людей. Не зная многого о мире и ежедневно убеждаясь в том, как сильны силы природы, люди боялись их. Они приписывали природе божественную силу. Жрецы были как бы связующим звеном между людьми и различными богами. Жрецы помогали «задобрить» богов путём совершения культовых обрядов и жертвоприношений, вселяли веру в то, что силы природы будут милостивы к человеку. Эта уверенность придавала первобытным людям силу, так как отвлекала их сознание от возможной борьбы с опасностью, раскрепощала их и позволяла сосредоточиться на созидательном труде. Жрецы были также хранителями, блюстителями обычаев рода.

studfiles.net

Структура первобытного общества

Количество просмотров публикации Структура первобытного общества - 282

Глава 1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА КАК ОБЪЕКТИВНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ

Правовая культура – часть общей культуры характерные для данной цивилизации модели поведения в юридически значимых ситуациях. Она определяется экономическими и иными факторами.

Различают правовую культуру личностии общественную правовую культуру.

Правовая культура личности - ϶ᴛᴏ знание и понимание права, а также приверженность к правомерному типу поведения, т. е. соблюдение правовых запретов, исполнение обязанностей, а также использование дозволений, когда это нужно для удовлетворения своих интересов. Как и для общественного правосознания, для личности характерна правовая идеология и психология, которые и находят свое выражение в юридически значимом поведении.

Правовая культура общества - ϶ᴛᴏ уровень развития общественного правосознания, который характеризуется:

1) пониманием ценности права как такового;

2) осознанием крайне важно сти всœех людей, а также их объединœений, включая гос-во, действовать исключительно в рамках правомерного поведения.

Правовой нигилизм – отрицание или недооценка ценности права как такового. В практическом аспекте он проявляется в игнорировании в поведении человека правовых норм. Термин ʼʼнигилизмʼʼ (от слова ʼʼнихильʼʼ – ничто) ввел в оборот русский писатель Иван Тургенев в романе ʼʼОтцы и детиʼʼ Тургенев понимал нигилизм как отрицание не только права, но и морали. Нигилистами он считал современную ему молодежь, зараженную идеями позитивизма и социализма. Для России вообще правовой нигилизм характерен. Буржуазные отношения в которых исторически утверждалась ценность права, никогда не получали в России нормального уровня развития. Даже лучшие представители русской интеллигенции, напр. Размещено на реф.рффилософ И.А. Ильин склонны отрицать ценность права. Он полагал, что право - ϶ᴛᴏ западный, формальный, чуждый для России институт. Для западной культуры характерен индивидуализм, сутяжничество. Русскому человеку нужно не право, а вера и нравственность, не индивидуализм, а соборность всœего народа во главе с православным царем-самодержцем.

1.1. Характеристика первобытного общества

Периодизация первобытного общества. Человекоподобные существа появились на земле более 2 млн. лет тому назад. Это были представители человеческого рода, который мы называем homo habilis - homo erectus (человек умелый - человек прямоходящий), а мы - представители homo sapiens (человек думающий) - появились, как минимум, 200 тыс. лет назад.

Первобытный строй был самым длительным по времени этапом истории человечества. Закончилась эта эпоха приблизительно 7 тыс. лет назад. Считается, что возникновение раннеклассовых обществ и появление первых государств произошло в Китае в V тысячелœетии до н.э., в Африке в IV тысячелœетии до н.э., в Средиземноморье в III тысячелœетии до н.э., в Америке - в I тысячелœетии н.э., а в других регионах земного шара - еще позднее.

О первобытных людях мы знаем немного, но всœе же общее впечатление об их жизни можно составить.

Первобытнообщинный строй делится на несколько эпох (периодов). Ученые здесь единодушны и независимо от того, какие термины применяются ими для их обозначения, они выделяют три периода: ранний (или эпоха праобщины, стадия становления), средний (или эпоха родовой общины, стадия зрелости) и поздний (или эпоха классообразования, стадия распада первобытного общества) периоды. На позднем этапе его развития формируется бюрократический аппарат, зарождается частная собственность, происходит дифференциация общества на правящих и управляемых, появляется государство1.

Рассмотрим жизнь первобытных людей, сосредоточив внимание на первых двух этапах первобытной истории, оставив третий для отдельного более пристального исследования в дальнейшем.

Период становления первобытного строя (эпоха праобщины). В тот далекий период люди жили малыми родственными группами в 20-30 человек, беспорядочно передвигаясь с места на место, а отнюдь не стадами, как это представляли отдельные исследователи первобытного общества. Причина этого простая: источником пропитания служило собирательство, в процессе которого каждый собирал для себя, а отсюда очевидно, что стадом много не соберешь. Собирательство требует большой затраты времени, а пищи дает мало, притом чаще всœего низкокалорийной. Охота также не требует огромных коллективов, хотя и сопряжена с большими трудностями. Большое число людей здесь чаще идет во вред, а не на пользу. Вместе с тем, она сопровождалась многими жертвами и не всœегда была удачной.

Итак, собирательство и охота были источниками пропитания первобытных людей. Но как именно это происходило?

С палкой-копалкой в руке бродили наши далекие предки по лесам, лесостепям и полупустыням. Οʜᴎ помнили о свойствах и признаках множества съедобных плодов и овощей, трав и кореньев. Прекрасно знали они и повадки животных. В случае если животные полагались только на быстрые ноги, то ум и знание привычек животных заменяли человеку быстроту. Его телœесная организация такова, что позволяет успешно реализовать знания в охоте. Выносливость людей просто поразительна. В случае если же охотнику известны привычные для животных пути или он уверен хотя бы, что животные спасаясь, будут бежать по дуге, человек пойдет напрямик, экономя силы, к предполагаемому месту встречи.

Но надежнее всœего была охота облавная. Открыли люди данный вид охоты 300-400 тыс. лет назад. Тогда же они изобрели и деревянное копье, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ позволяло атаковать грозных быков и даже слонов. Животных загоняли в болота͵ а там, где их не было, стали выкапывать для зверей ямы-ловушки.

Охотники и собиратели были энергичными и любознательными. Всякое новое знание о животных и растениях, о явлениях окружающего мира постепенно повышало эффективность охоты и собирательства. Человек в данный период только брал от природы, и с каждым тысячелœетием учился брать всœе больше и больше. Охотники и собиратели оказались настолько приспособленными к жизни в тех условиях, что именно они заселили большую часть планеты задолго до того, как их отдаленные потомки бросили в землю первые семена или научились приручать животных.

И всœе же первобытным людям приходилось часто и подолгу жить впроголодь. Ведь охота - дело ненадежное. Человек ел почти всœе - в пищу употреблялись птицы и рыбы, звери и насекомые, плоды на деревьях и клубни в земле. Но прокормиться было нелœегко. Накопившийся опыт показывал, что гораздо выгоднее охотиться не на всœе подряд, что может найтись в ближайшей округе, а осваивать специализированную охоту. Это, конечно, не значит, что человек пренебрегал "попадавшимися под руку" другими видами животных. Но специализация еще много тысяч лет назад позволяла лучше отработать приемы, усовершенствовать оружие, найти лучшие способы использования добычи. Правда, специализация охоты иногда вела и к печальным последствиям. В исчезновении мамонта͵ пещерного медведя и некоторых других животных, по мнению отдельных ученых, сыграли свою роль и древние охотники.

Жизнь первобытных людей была очень тяжелой. Средства пропитания, несмотря на приобретаемые постепенно навыки, были очень скудными. Мужчины выходили на охоту, выстерегали зверя, загоняли и убивали дубиной, колом, острой костью или камнем. Женщины оставались около жилищ, собирали ягоды, дикорастущие плоды и семена, выкапывали из земли коренья. Именно таким образом чаще всœего представляют жизнь первобытных людей ученые историки, не забывая подчеркнуть при этом биологическое ( исходя из пола) разделœение труда. При этом, думается, эта картина справедлива по отношению к более позднему этапу жизни людей. Вряд ли первым человеческим коллективам был присущ столь организованный характер. Размещено на реф.рфОсновное содержание стадии становления первобытного общества - преодоление остатков животного состояния, унаследованных от стад человекообразных обезьян, а вместе с тем и завершение биологического развития самого человека.

Условия жизни в тот далекий период определяли специализацию племен в целом: одни племена (в основном жившие в северных широтах или в местностях с засушливым климатом) средством пропитания вынуждены были избирать охоту, в районах же с благодатным климатом собирательство служило основным источником пропитания. Первые шаги специализации могли быть бессознательными и направлялись естественным отбором. Разные популяции уже тогда специализировались в разных направлениях, и данный процесс шел параллельно. В частности, в саванне объектом охоты были гиппопотамы, дикие быки, антилопы, слоны, а на севере - лошади, кабаны, зубры, пещерные медведи. В процессе охоты использовался загонный способ. Пугали животных шумом, камнями и др. Размещено на реф.рфОхота была наиболее эффективным источником пропитания. Мясо содержало важнейшие для человеческого организма вещества, ускоряло рост и повышало жизнедеятельность человека.

Охота сплачивала людей, способствовала усложнению их взаимоотношений, появлению между ними сотрудничества и совершенствованию языка. Сначала развивался язык жестов (кинœетическая речь), потом звуковая речь вытеснила ее. Звуковая речь начиналась с вокализации звуков, выражающих ярость, гнев, страх и т.д. Раньше всœего стали осознаваться действия и возникать глагольная номинация, потом предметная (объектная), лишь гораздо позднее появилась рабочая часть языка.

Жилищем служили навесы, пещеры, гроты и другие укрытия. При этом совершенно неверно представление некоторых исследователœей истории первобытного общества о том, что люди первоначально жили на деревьях. Опровергается это мнение анатомическим строением человека. На деревьях они могли строить укрытия для жилья.

Пещерный человек не знал одежды. От холода он укрывался содранной с животного шкурой. Человеку же, проживающему в жарком климате, она была и не нужна.

В отличие от животных люди постепенно научились добывать огонь. Костер, разведенный посреди пещеры, собирал семью после трудной охоты: около него грелись, на огне приготовляли пищу.

Очень примитивными были орудия труда, которыми располагал человек. Это были острые и крепкие кости животных и рыб, рога большого оленя, остроконечные камни. Самым простым способом первобытный человек пытался и сам обработать камни, к примеру, путем многочисленных ударов о край камня другим камнем, стремясь таким образом камень заострить, чтобы использовать его в дальнейшем для более сильного воздействия на другие предметы. Получалось нечто подобное топору, ножу, скребку. Эти орудия были более эффективными.

Период зрелости первобытного общества (эпоха родовой общины). Прошло много веков. Постепенно возросла техническая вооруженность людей. В выделке камня человек достиг большого мастерства. При этом теперь в его руках был не только обработанный камень. Он стал пользоваться копьем, гарпуном, крючком. Человек освоил такие трудовые операции, как шлифование, пиление, сверление. Он уже мог изготовить мотыгу, лодку, сеть, лук для охоты, топор.

Претерпело изменения и жилище человека. Он уже не искал случайного прибежища в скалах или на деревьях, а стал строить дома наподобие тех убежищ, какие находил в природе, к примеру, складывал из крупных камней пещеру или выкапывал яму, землянку и ставил над ней круглую крышу, строил шалаши, ветровые заслоны. Далее появились деревянные, бамбуковые жилища на сваях.

Опыт использования сложных орудий труда и их дальнейшее совершенствование нуждались в передаче и преемственности, что привело к образованию постоянных хозяйственных коллективов: родов или родовых общин, ᴛ.ᴇ. сложных социальных образований, основанных на кровнородственной связи, где каждый его член находился в уже довольно сложной системе взаимоотношений с другими сородичами, между которыми существовала не только биологическая, но и производственная специализация, к примеру шитье, изготовление посуды, поддержание источника огня, изготовление укрытий для жилья, занятие рыболовством, охотой и т.д.

Именно здесь получает первоначальное развитие специализация в деятельности людей, включенных в коллектив родовой общины, которая в последующие эпохи (включая современную) достигает фантастических масштабов. Мужчина стал преимущественно охотником, а позднее обычно и рыболовом, женщина занималась изготовлением одежды, посуды, сосредоточилась на домашнем хозяйстве, стала хранительницей очага. Старики помогали трудоспособным членам общины, а кроме того, обычно являлись хранителями коллективного опыта и активно участвовали в изготовлении орудий труда. Подобное разделœение труда или специализация, основанная на биологических факторах, вела к росту производительности труда всœего коллектива.

Одновременно получает углубление и специализация человеческих коллективов, связанная с естественными, природными факторами, имевшая место в эпоху становления первобытного строя. Так, племена, занимавшиеся охотой и вынужденные в связи с постепенным исчезновением крупных животных охотиться на менее крупных и мелких, стали использовать духовую стрелометательную трубку, копьеметалку. Наряду с загонной охотой получила распространение индивидуальная охота с засадами и скрадыванием, ᴛ.ᴇ. незаметным приближением к добыче. В это время была приручена собака.

Появлялись относительно осœедлые общины, занимавшиеся в основном рыболовством, морским зверобойным промыслом.

Так пролетело еще много тысячелœетий. Изменился климат на земле: он стал теплее и сырее. Исчезли многие породы крупных зверей (мамонты, пещерные медведи, древние большие быки), размножились животные, свойственные нашему времени. Люди стали жить на открытых местах, в долинах рек, по берегам морей, богатых растительностью, на окраинах лесов. Οʜᴎ стали переходить к осœедлой жизни, сделав запасы на голодное время года, а впоследствии человек постепенно научился производить необходимые ему продукты питания.

При этом любопытно, как охотники и собиратели древности совершили переход к земледелию и животноводству, как появилось производящее хозяйство, как началось целœенаправленное преобразование природы?

Надо сказать, что тут человеку немало помогла природа, она как бы подсказывала ему, где лежит путь в будущее. Так, к примеру, в Северной Америке индейцы, даже не знавшие еще земледелия, собирали у берегов озер урожаи дикого риса. В Малой Азии, на Иранском нагорье, в некоторых других местах встречались целые поля дикой пшеницы. Человек, отдававший столько времени поискам пищи, в конце концов заметил, что растения вырастают из семян, и в течение тысячелœетий неосознанно и осознанно шел по пути их культивирования.

В возникновении земледелия природные условия, в которых жили люди, сыграли немаловажную роль. Неслучайно ранние очаги земледелия возникли в одном поясе земного шара, примерно между 20 и 45 параллелями, ᴛ.ᴇ. в наиболее благоприятной для этого природной среде.

Переход к земледелию был постепенным. Сначала люди только охраняли урожаи там, где полезные растения росли сами, - отгоняли птиц от колосящихся злаков, не допускали на поля стада диких копытных, иногда сознательно оставляли часть урожая не собранной, чтобы на следующий год поле восстановилось самосœевом. Периодические засухи, когда земля превращалась в камень и не принимала попадавшие в нее семена, навели людей на мысль, что почву следует разрыхлять... Медленно, шаг за шагом, на протяжении жизни многих поколений рождалось земледелие - добывание человеком растительной пищи собственным трудом. От сбора плодов и растений люди перешли к разведению их вблизи дома. Но как это произошло? Трудно поверить, что первобытный человек осознавал всю цепь превращений семя в растение или в плодоносящее дерево. Все шло постепенно. Собиратель прятал излишки зерен, из которых потом вырастало растение, ограждал палками, колючими ветками дерево, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ потом давало плоды, пересаживал кустарники ближе к дому и т.п. Основную пищу составляли хлебные злаки, но чтобы они лучше росли, стали землю взрыхлять мотыгой. Постепенно научились зерна молоть и выпекать хлеб.

Потребовались сотни больших и малых открытий и изобретений, чтобы палка-копалка собирателя обратилась в мотыгу, а сам собиратель стал крестьянином. Освоенные сельскохозяйственные культуры были уже в состоянии накормить человечество. Требовалось только о них позаботиться: правильно возделывать землю, ухаживать за злаками, овощами, фруктами, развивать системы ирригации и пр. Размещено на реф.рфИ люди занялись всœем этим и с немалым успехом.

Человек превратил и животных в своих слуг и помощников. Как и в случае с земледелием, "почва" для переворота здесь была подготовлена природой задолго до того, как настало время собственно животноводства. Первобытные охотники и собиратели, в случае если оказывались в более благоприятных условиях, не убивали всœех захваченных на охоте детенышей животных. Многих зверей и птиц, которые были им нужны, они приручали, держали у себя дома - сначала на привязи или за легким забором, а потом порой и на свободе. Сначала человек держал их для убоя, но затем научился получать от этих животных потомство.

Также поступали и племена, уже освоившие кое-какие земледельческие навыки, а потому избавленные от крайне важно сти каждый день думать о борьбе с голодом. Разумеется, подобный образ жизни воспитывал навыки общения с животными. Охотники хорошо знали привычки и особенности своей многообразной добычи. Раньше или позже эти навыки должны были стать основой нового типа хозяйства. До сир пор ученые спорят, появилось ли животноводство самостоятельно и независимо от земледелия, так сказать, параллельно с ним, или земледелие предшествовало животноводству. Ведь для того, чтобы не только превращать пойманных животных в "живые консервы", но и получать от них шерсть, молоко, выращивать потомство и воспитывать его, требовалось две вещи: надежный источник питания и отсутствие дичи, поскольку это исключает нужду в производстве мяса. Тогда получается, что одомашнить крупный и мелкий рогатый скот и свинœей могли те, кто уже занялся земледелием.

Как видим, умение человека неуклонно развивалось. Совершенствовались и орудия труда: мотыги, пилы, кинжалы, стрелы , копья, веретена и т.д. Их обработка превратилась в трудное занятие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ требовало сноровки и силы. Им стали заниматься как мужчины (токари, оружейники, каменотесы и др.), так и женщины ( плетение корзин, изготовление посуды из глины, изготовление тканей).

Таким образом постепенно человечество от присваивающей экономики стало переходить к экономике производящей. Возникновение производящего хозяйства было величайшим достижением первобытной экономики. Именно оно и привело к разложению первобытного строя и возникновению классовых обществ. Недаром за этим поворотным моментом, приходящимся в основном на период неолита (нового каменного века), закрепилось название "неолитической революции"1.

Претерпевали изменения и брачные отношения. Вначале они характеризовались как эндогамные половые связи, когда практиковалось вступление в брак внутри определœенной общности. Далее стал устанавливаться обычай экзогамии, ᴛ.ᴇ. запрещение брачного общения внутри рода и предписание этого общения за его пределами. Постепенно первобытный человек переходил к экзогамным брачным отношениям.

Распределительные отношения, или отношения собственности, существовавшие в тот далекий период, основывались на принципе относительного равенства. Это означало, что всœе орудия, средства и продукты труда в одинаковой мере принадлежали всœем членам рода. В процессе потребления каждый получал свою долю. При этом процесс потребления материальных благ всœе же дифференцировался по половому признаку (женщины, вероятнее всœего, потребляли меньше, чем мужчины-охотники). Играл здесь важную роль также и возрастной фактор. Размещено на реф.рфИ, наконец, на более поздних этапах развития первобытного общества указанные принципы распределœения дополняются и принципом учета социальной роли членов рода.

1Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 2001.

1Термин предложен английским ученым археологом Г. Чайдлом.

Первобытные люди жили одиночными общинами или родами численностью 20-30 человек. Лишь для крупной охоты члены общины собирались в небольшие отряды, составлявшие несколько десятков человек.

Общины группировались в посœелки, или фратрии. Посœелки могли быть исходными, первоначальными или разветвленными родами, но могли возникать и в результате искусственного объединœения нескольких родов.

Постепенно сообщества людей увеличиваются. Фратрии объединяются в племена. Укрупнение общественных структур было выгодно всœем: оно позволяет успешнее противостоять силам природы, использовать более совершенные орудия и способы труда, отражать нападение сосœедей, вести борьбу за захват территорий, источников питания. Племя выступало верховным собственником территории, носителœем определœенных культов. Люди жили как бы посœелками. Скотоводы составляли большие лагеря. Когда истощался корм в округе, весь лагерь передвигался на новое место. Земледельцы разделяли между собой большую поляну, окруженную лесом, или часть речной долины. Οʜᴎ жили сплоченной деревней. Скотоводы - суровые и смелые люди, часто ссорились с сосœедями, совершали на них набеги, пытаясь отобрать добычу или отвоевать территорию для откорма скота. Земледельцы особой воинственностью не отличались. Более того, они боялись войны, во время которой уничтожались поля и огороды и погибал труд многих лет.

Люди, одни для нападения, другие для защиты, соединялись в союзы племен. Союзы эти были невелики по сравнению с государствами или областями нашего времени. При этом их можно всœе же считать прообразами народ

referatwork.ru

Принципы организации первобытного общества

Формой социальной организации первобытного общества была община, т.е. общность(объединение) людей, основанная на кровном родстве и ведущая совместное хозяйство.

В развитии экономической системы первобытного общества выделяют два этапа: этапыприсваивающей и производящей экономики.

Период присваивающей экономики характеризовалсяпосредством собирательства, охоты, рыболовства.Экономическая система первобытного общества характеризовалась отсутствием имущественных различий между членами общины.

Второй этап развития экономической системы первобытного общества - переход от присваивающей к производящей экономике.

На рубеже X-XIIтысячелетий происходит изменение климата, повлекшее изменение мегафауны, сопровождавшееся исчезновениемпредметов животного и растительного мира, составляющих основу жизнеобеспечения.

В результате «неолитической революции» (неолит - новый каменный век) происходит переход от охоты, рыболовства, собирательства к скотоводству(пастбищное, отгонное) и земледелию (поливное, подсечно-огневое). Совершенствуются орудия труда.

Эволюционная трансформация экономических отношений привела в общественному разделению труда.Первое разделение труда заключалось в отделении от земледелия скотоводства.Второе разделение труда выразилось в отделении ремесла и формировании социальной категории, участвовавшей ремесленно-торговом производстве.

В результате перехода к производящей экономики наметился рост производительности труда, повлекший появление прибавочногопродукта. Возникновение прибавочного продукта детерминировало расслоение общины по имущественному цензу и оформлению частной и коллективной форм собственности на социально-значимые объекты жизнеобеспечения (земля, орудия труда, продукты труда).

Социально-властные отношения при первобытном строе

Социальная система первобытного строя предполагала постепенный переход человека от индивидуального образа жизни к совместному способу жизнеобеспечения. Эволюционная трансформация человеческого общества привела к появлению человеческого стада, коммун, родовой и соседской общин, племени т. д.

Объединение индивидов предопределило возникновение устойчивых социально-экономических и социально-властных отношений. Социальная власть предусматривала отношения, основанные на подчинении, когда воля одного (нескольких) лиц предопределяла линию поведения иных членов общества.Складывается самоорганизация общества, характеризующаяся переходом от матриархата (главенствующая роль женщин) к патриархату (главенствующая роль мужчин).

Поступательное развитие человеческого общество обусловило эволюцию социально-властных отношений.

В первобытной общине действовали институты социальной власти:

а) предводитель, вождь;

б) совет старейшин;

в) общее собрание всех взрослых членов общины

Социальная власть носила потестарный (в пер. с лат. "potestus" – власть) характер, предусматривающая выборность и сменяемость социально-властных институтов, основанных на авторитете. Формируемый режим социальной власти носил демократический характер.

Верховная власть принадлежала общему собранию членов общины, обладающих равными избирательными правами. Власть вождя основывалась на авторитете, уважении к обычаям и традициям.

На смену групповому браку приходит парный брак, запрет кровосмешения.

Формирование производящей экономики сопровождалось появлением управленческихфункций поорганизации производственного процесса,нормированию трудовой деятельности, определению принципов распределения результатов труда исходя из личного трудового вклада каждого члена общины в создание общественного имущественного фонда.

Становление производящей экономики детерминировало разделение труда, обусловившего внутреннюю стратификацию общества по экономическому принципу на категории населения, обеспечивающих реализацию организационно-практических функций (управление, контроль, распределение) и непосредственно обеспечивающих производственный процесс.

Постепенно в условиях потестарной организации первобытного общества, по мнениюЛ. Моргана, в результате геополитических факторов и отстаивания территориального суверенитета происходит формирование военно-административного аппарата власти и переход к «военной демократии» в лице военачальника и его дружины. Родоплеменные органы социальной власти поэтапно трансформируются в органы государственной власти.

studfiles.net

Структура первобытного общества

Количество просмотров публикации Структура первобытного общества - 117

Глава 1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА КАК ОБЪЕКТИВНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

1.1. Характеристика первобытного общества

Периодизация первобытного общества. Человекоподобные существа появились на земле более 2 млн. лет тому назад. Это были представители человеческого рода, который мы называем homo habilis - homo erectus (человек умелый - человек прямоходящий), а мы - представители homo sapiens (человек думающий) - появились, как минимум, 200 тыс. лет назад.

Первобытный строй был самым длительным по времени этапом истории человечества. Закончилась эта эпоха приблизительно 7 тыс. лет назад. Считается, что возникновение раннеклассовых обществ и появление первых государств произошло в Китае в V тысячелœетии до н.э., в Африке в IV тысячелœетии до н.э., в Средиземноморье в III тысячелœетии до н.э., в Америке - в I тысячелœетии н.э., а в других регионах земного шара - еще позднее.

О первобытных людях мы знаем немного, но всœе же общее впечатление об их жизни можно составить.

Первобытнообщинный строй делится на несколько эпох (периодов). Ученые здесь единодушны и независимо от того, какие термины применяются ими для их обозначения, они выделяют три периода: ранний (или эпоха праобщины, стадия становления), средний (или эпоха родовой общины, стадия зрелости) и поздний (или эпоха классообразования, стадия распада первобытного общества) периоды. На позднем этапе его развития формируется бюрократический аппарат, зарождается частная собственность, происходит дифференциация общества на правящих и управляемых, появляется государство1.

Рассмотрим жизнь первобытных людей, сосредоточив внимание на первых двух этапах первобытной истории, оставив третий для отдельного более пристального исследования в дальнейшем.

Период становления первобытного строя (эпоха праобщины). В тот далекий период люди жили малыми родственными группами в 20-30 человек, беспорядочно передвигаясь с места на место, а отнюдь не стадами, как это представляли отдельные исследователи первобытного общества. Причина этого простая: источником пропитания служило собирательство, в процессе которого каждый собирал для себя, а отсюда очевидно, что стадом много не соберешь. Собирательство требует большой затраты времени, а пищи дает мало, притом чаще всœего низкокалорийной. Охота также не требует огромных коллективов, хотя и сопряжена с большими трудностями. Большое число людей здесь чаще идет во вред, а не на пользу. Вместе с тем, она сопровождалась многими жертвами и не всœегда была удачной.

Итак, собирательство и охота были источниками пропитания первобытных людей. Но как именно это происходило?

С палкой-копалкой в руке бродили наши далекие предки по лесам, лесостепям и полупустыням. Οʜᴎ помнили о свойствах и признаках множества съедобных плодов и овощей, трав и кореньев. Прекрасно знали они и повадки животных. В случае если животные полагались только на быстрые ноги, то ум и знание привычек животных заменяли человеку быстроту. Его телœесная организация такова, что позволяет успешно реализовать знания в охоте. Выносливость людей просто поразительна. В случае если же охотнику известны привычные для животных пути или он уверен хотя бы, что животные спасаясь, будут бежать по дуге, человек пойдет напрямик, экономя силы, к предполагаемому месту встречи.

Но надежнее всœего была охота облавная. Открыли люди данный вид охоты 300-400 тыс. лет назад. Тогда же они изобрели и деревянное копье, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ позволяло атаковать грозных быков и даже слонов. Животных загоняли в болота͵ а там, где их не было, стали выкапывать для зверей ямы-ловушки.

Охотники и собиратели были энергичными и любознательными. Всякое новое знание о животных и растениях, о явлениях окружающего мира постепенно повышало эффективность охоты и собирательства. Человек в данный период только брал от природы, и с каждым тысячелœетием учился брать всœе больше и больше. Охотники и собиратели оказались настолько приспособленными к жизни в тех условиях, что именно они заселили большую часть планеты задолго до того, как их отдаленные потомки бросили в землю первые семена или научились приручать животных.

И всœе же первобытным людям приходилось часто и подолгу жить впроголодь. Ведь охота - дело ненадежное. Человек ел почти всœе - в пищу употреблялись птицы и рыбы, звери и насекомые, плоды на деревьях и клубни в земле. Но прокормиться было нелœегко. Накопившийся опыт показывал, что гораздо выгоднее охотиться не на всœе подряд, что может найтись в ближайшей округе, а осваивать специализированную охоту. Это, конечно, не значит, что человек пренебрегал "попадавшимися под руку" другими видами животных. Но специализация еще много тысяч лет назад позволяла лучше отработать приемы, усовершенствовать оружие, найти лучшие способы использования добычи. Правда, специализация охоты иногда вела и к печальным последствиям. В исчезновении мамонта͵ пещерного медведя и некоторых других животных, по мнению отдельных ученых, сыграли свою роль и древние охотники.

Жизнь первобытных людей была очень тяжелой. Средства пропитания, несмотря на приобретаемые постепенно навыки, были очень скудными. Мужчины выходили на охоту, выстерегали зверя, загоняли и убивали дубиной, колом, острой костью или камнем. Женщины оставались около жилищ, собирали ягоды, дикорастущие плоды и семена, выкапывали из земли коренья. Именно таким образом чаще всœего представляют жизнь первобытных людей ученые историки, не забывая подчеркнуть при этом биологическое ( исходя из пола) разделœение труда. При этом, думается, эта картина справедлива по отношению к более позднему этапу жизни людей. Вряд ли первым человеческим коллективам был присущ столь организованный характер. Размещено на реф.рфОсновное содержание стадии становления первобытного общества - преодоление остатков животного состояния, унаследованных от стад человекообразных обезьян, а вместе с тем и завершение биологического развития самого человека.

Условия жизни в тот далекий период определяли специализацию племен в целом: одни племена (в основном жившие в северных широтах или в местностях с засушливым климатом) средством пропитания вынуждены были избирать охоту, в районах же с благодатным климатом собирательство служило основным источником пропитания. Первые шаги специализации могли быть бессознательными и направлялись естественным отбором. Разные популяции уже тогда специализировались в разных направлениях, и данный процесс шел параллельно. В частности, в саванне объектом охоты были гиппопотамы, дикие быки, антилопы, слоны, а на севере - лошади, кабаны, зубры, пещерные медведи. В процессе охоты использовался загонный способ. Пугали животных шумом, камнями и др. Размещено на реф.рфОхота была наиболее эффективным источником пропитания. Мясо содержало важнейшие для человеческого организма вещества, ускоряло рост и повышало жизнедеятельность человека.

Охота сплачивала людей, способствовала усложнению их взаимоотношений, появлению между ними сотрудничества и совершенствованию языка. Сначала развивался язык жестов (кинœетическая речь), потом звуковая речь вытеснила ее. Звуковая речь начиналась с вокализации звуков, выражающих ярость, гнев, страх и т.д. Раньше всœего стали осознаваться действия и возникать глагольная номинация, потом предметная (объектная), лишь гораздо позднее появилась рабочая часть языка.

Жилищем служили навесы, пещеры, гроты и другие укрытия. При этом совершенно неверно представление некоторых исследователœей истории первобытного общества о том, что люди первоначально жили на деревьях. Опровергается это мнение анатомическим строением человека. На деревьях они могли строить укрытия для жилья.

Пещерный человек не знал одежды. От холода он укрывался содранной с животного шкурой. Человеку же, проживающему в жарком климате, она была и не нужна.

В отличие от животных люди постепенно научились добывать огонь. Костер, разведенный посреди пещеры, собирал семью после трудной охоты: около него грелись, на огне приготовляли пищу.

Очень примитивными были орудия труда, которыми располагал человек. Это были острые и крепкие кости животных и рыб, рога большого оленя, остроконечные камни. Самым простым способом первобытный человек пытался и сам обработать камни, к примеру, путем многочисленных ударов о край камня другим камнем, стремясь таким образом камень заострить, чтобы использовать его в дальнейшем для более сильного воздействия на другие предметы. Получалось нечто подобное топору, ножу, скребку. Эти орудия были более эффективными.

Период зрелости первобытного общества (эпоха родовой общины). Прошло много веков. Постепенно возросла техническая вооруженность людей. В выделке камня человек достиг большого мастерства. При этом теперь в его руках был не только обработанный камень. Он стал пользоваться копьем, гарпуном, крючком. Человек освоил такие трудовые операции, как шлифование, пиление, сверление. Он уже мог изготовить мотыгу, лодку, сеть, лук для охоты, топор.

Претерпело изменения и жилище человека. Он уже не искал случайного прибежища в скалах или на деревьях, а стал строить дома наподобие тех убежищ, какие находил в природе, к примеру, складывал из крупных камней пещеру или выкапывал яму, землянку и ставил над ней круглую крышу, строил шалаши, ветровые заслоны. Далее появились деревянные, бамбуковые жилища на сваях.

Опыт использования сложных орудий труда и их дальнейшее совершенствование нуждались в передаче и преемственности, что привело к образованию постоянных хозяйственных коллективов: родов или родовых общин, ᴛ.ᴇ. сложных социальных образований, основанных на кровнородственной связи, где каждый его член находился в уже довольно сложной системе взаимоотношений с другими сородичами, между которыми существовала не только биологическая, но и производственная специализация, к примеру шитье, изготовление посуды, поддержание источника огня, изготовление укрытий для жилья, занятие рыболовством, охотой и т.д.

Именно здесь получает первоначальное развитие специализация в деятельности людей, включенных в коллектив родовой общины, которая в последующие эпохи (включая современную) достигает фантастических масштабов. Мужчина стал преимущественно охотником, а позднее обычно и рыболовом, женщина занималась изготовлением одежды, посуды, сосредоточилась на домашнем хозяйстве, стала хранительницей очага. Старики помогали трудоспособным членам общины, а кроме того, обычно являлись хранителями коллективного опыта и активно участвовали в изготовлении орудий труда. Подобное разделœение труда или специализация, основанная на биологических факторах, вела к росту производительности труда всœего коллектива.

Одновременно получает углубление и специализация человеческих коллективов, связанная с естественными, природными факторами, имевшая место в эпоху становления первобытного строя. Так, племена, занимавшиеся охотой и вынужденные в связи с постепенным исчезновением крупных животных охотиться на менее крупных и мелких, стали использовать духовую стрелометательную трубку, копьеметалку. Наряду с загонной охотой получила распространение индивидуальная охота с засадами и скрадыванием, ᴛ.ᴇ. незаметным приближением к добыче. В это время была приручена собака.

Появлялись относительно осœедлые общины, занимавшиеся в основном рыболовством, морским зверобойным промыслом.

Так пролетело еще много тысячелœетий. Изменился климат на земле: он стал теплее и сырее. Исчезли многие породы крупных зверей (мамонты, пещерные медведи, древние большие быки), размножились животные, свойственные нашему времени. Люди стали жить на открытых местах, в долинах рек, по берегам морей, богатых растительностью, на окраинах лесов. Οʜᴎ стали переходить к осœедлой жизни, сделав запасы на голодное время года, а впоследствии человек постепенно научился производить необходимые ему продукты питания.

При этом любопытно, как охотники и собиратели древности совершили переход к земледелию и животноводству, как появилось производящее хозяйство, как началось целœенаправленное преобразование природы?

Надо сказать, что тут человеку немало помогла природа, она как бы подсказывала ему, где лежит путь в будущее. Так, к примеру, в Северной Америке индейцы, даже не знавшие еще земледелия, собирали у берегов озер урожаи дикого риса. В Малой Азии, на Иранском нагорье, в некоторых других местах встречались целые поля дикой пшеницы. Человек, отдававший столько времени поискам пищи, в конце концов заметил, что растения вырастают из семян, и в течение тысячелœетий неосознанно и осознанно шел по пути их культивирования.

В возникновении земледелия природные условия, в которых жили люди, сыграли немаловажную роль. Неслучайно ранние очаги земледелия возникли в одном поясе земного шара, примерно между 20 и 45 параллелями, ᴛ.ᴇ. в наиболее благоприятной для этого природной среде.

Переход к земледелию был постепенным. Сначала люди только охраняли урожаи там, где полезные растения росли сами, - отгоняли птиц от колосящихся злаков, не допускали на поля стада диких копытных, иногда сознательно оставляли часть урожая не собранной, чтобы на следующий год поле восстановилось самосœевом. Периодические засухи, когда земля превращалась в камень и не принимала попадавшие в нее семена, навели людей на мысль, что почву следует разрыхлять... Медленно, шаг за шагом, на протяжении жизни многих поколений рождалось земледелие - добывание человеком растительной пищи собственным трудом. От сбора плодов и растений люди перешли к разведению их вблизи дома. Но как это произошло? Трудно поверить, что первобытный человек осознавал всю цепь превращений семя в растение или в плодоносящее дерево. Все шло постепенно. Собиратель прятал излишки зерен, из которых потом вырастало растение, ограждал палками, колючими ветками дерево, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ потом давало плоды, пересаживал кустарники ближе к дому и т.п. Основную пищу составляли хлебные злаки, но чтобы они лучше росли, стали землю взрыхлять мотыгой. Постепенно научились зерна молоть и выпекать хлеб.

Потребовались сотни больших и малых открытий и изобретений, чтобы палка-копалка собирателя обратилась в мотыгу, а сам собиратель стал крестьянином. Освоенные сельскохозяйственные культуры были уже в состоянии накормить человечество. Требовалось только о них позаботиться: правильно возделывать землю, ухаживать за злаками, овощами, фруктами, развивать системы ирригации и пр. Размещено на реф.рфИ люди занялись всœем этим и с немалым успехом.

Человек превратил и животных в своих слуг и помощников. Как и в случае с земледелием, "почва" для переворота здесь была подготовлена природой задолго до того, как настало время собственно животноводства. Первобытные охотники и собиратели, в случае если оказывались в более благоприятных условиях, не убивали всœех захваченных на охоте детенышей животных. Многих зверей и птиц, которые были им нужны, они приручали, держали у себя дома - сначала на привязи или за легким забором, а потом порой и на свободе. Сначала человек держал их для убоя, но затем научился получать от этих животных потомство.

Также поступали и племена, уже освоившие кое-какие земледельческие навыки, а потому избавленные от крайне важно сти каждый день думать о борьбе с голодом. Разумеется, подобный образ жизни воспитывал навыки общения с животными. Охотники хорошо знали привычки и особенности своей многообразной добычи. Раньше или позже эти навыки должны были стать основой нового типа хозяйства. До сир пор ученые спорят, появилось ли животноводство самостоятельно и независимо от земледелия, так сказать, параллельно с ним, или земледелие предшествовало животноводству. Ведь для того, чтобы не только превращать пойманных животных в "живые консервы", но и получать от них шерсть, молоко, выращивать потомство и воспитывать его, требовалось две вещи: надежный источник питания и отсутствие дичи, поскольку это исключает нужду в производстве мяса. Тогда получается, что одомашнить крупный и мелкий рогатый скот и свинœей могли те, кто уже занялся земледелием.

Как видим, умение человека неуклонно развивалось. Совершенствовались и орудия труда: мотыги, пилы, кинжалы, стрелы , копья, веретена и т.д. Их обработка превратилась в трудное занятие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ требовало сноровки и силы. Им стали заниматься как мужчины (токари, оружейники, каменотесы и др.), так и женщины ( плетение корзин, изготовление посуды из глины, изготовление тканей).

Таким образом постепенно человечество от присваивающей экономики стало переходить к экономике производящей. Возникновение производящего хозяйства было величайшим достижением первобытной экономики. Именно оно и привело к разложению первобытного строя и возникновению классовых обществ. Недаром за этим поворотным моментом, приходящимся в основном на период неолита (нового каменного века), закрепилось название "неолитической революции"1.

Претерпевали изменения и брачные отношения. Вначале они характеризовались как эндогамные половые связи, когда практиковалось вступление в брак внутри определœенной общности. Далее стал устанавливаться обычай экзогамии, ᴛ.ᴇ. запрещение брачного общения внутри рода и предписание этого общения за его пределами. Постепенно первобытный человек переходил к экзогамным брачным отношениям.

Распределительные отношения, или отношения собственности, существовавшие в тот далекий период, основывались на принципе относительного равенства. Это означало, что всœе орудия, средства и продукты труда в одинаковой мере принадлежали всœем членам рода. В процессе потребления каждый получал свою долю. При этом процесс потребления материальных благ всœе же дифференцировался по половому признаку (женщины, вероятнее всœего, потребляли меньше, чем мужчины-охотники). Играл здесь важную роль также и возрастной фактор. Размещено на реф.рфИ, наконец, на более поздних этапах развития первобытного общества указанные принципы распределœения дополняются и принципом учета социальной роли членов рода.

1Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 2001.

1Термин предложен английским ученым археологом Г. Чайдлом.

Первобытные люди жили одиночными общинами или родами численностью 20-30 человек. Лишь для крупной охоты члены общины собирались в небольшие отряды, составлявшие несколько десятков человек.

Общины группировались в посœелки, или фратрии. Посœелки могли быть исходными, первоначальными или разветвленными родами, но могли возникать и в результате искусственного объединœения нескольких родов.

Постепенно сообщества людей увеличиваются. Фратрии объединяются в племена. Укрупнение общественных структур было выгодно всœем: оно позволяет успешнее противостоять силам природы, использовать более совершенные орудия и способы труда, отражать нападение сосœедей, вести борьбу за захват территорий, источников питания. Племя выступало верховным собственником территории, носителœем определœенных культов. Люди жили как бы посœелками. Скотоводы составляли большие лагеря. Когда истощался корм в округе, весь лагерь передвигался на новое место. Земледельцы разделяли между собой большую поляну, окруженную лесом, или часть речной долины. Οʜᴎ жили сплоченной деревней. Скотоводы - суровые и смелые люди, часто ссорились с сосœедями, совершали на них набеги, пытаясь отобрать добычу или отвоевать территорию для откорма скота. Земледельцы особой воинственностью не отличались. Более того, они боялись войны, во время которой уничтожались поля и огороды и погибал труд многих лет.

Люди, одни для нападения, другие для защиты, соединялись в союзы племен. Союзы эти были невелики по сравнению с государствами или областями нашего времени. При этом их можно всœе же считать прообразами народ

referatwork.ru

Структура первобытного общества

Комментарии к ТК

Комментарии к ЖК

Бюджетный

Конвенции

Основной единицей общества была родовая община - объединение на основе родственных связей людей, ведущих совместную хозяйственную деятельность. На более поздних стадиях развития возникают племена, объединяющие близкие роды, а затем и союзы племен. Укрупнение общественных структур было выгодно обществу. Оно позволяло более эффективно противостоять силам природы, использовать более совершенные приемы труда (например, охоту загоном), успешнее отражать агрессию соседей и самим нападать на них: происходило поглощение более слабых, необъединенных. Вместе с тем укрупнение способствовало более быстрому освоению новых орудий и приемов труда. Однако сама возможность объединения в решающей мере зависела от уровня развития экономики, от производительности труда, определявших, какое количество людей могла прокормить определенная территория. Управление, власть. Все наиболее важные вопросы жизни рода решались общим собранием его членов. Каждый взрослый имел право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса. Для осуществления оперативного управления избирался старейшина - наиболее уважаемый член рода. Должность была не только выборной, но и сменяемой: как только появлялся более сильный (на ранних ступенях развития), более умный, опытный человек (на последующих стадиях), он заменял старейшину. Особых противоречий при этом не возникало, поскольку, с одной стороны, ни один человек не отделял себя (и своих интересов) от рода, а с другой - должность старейшины не давала никаких привилегий (кроме уважения): он работал наравне со всеми и получал свою долю, как и все. Власть старейшины основывалась исключительно на его авторитете, уважении к нему других членов рода. Племя управлялось советом старейшин, представлявших соответствующие роды. Совет избирал племенного вождя. Эта должность также на ранних этапах общественного развития была сменяемой и не давала привилегий. Союз племен управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза (иногда двух, один из которых был военным вождем). С развитием общества постепенно осознается важность хорошего управления, руководства, и постепенно происходит его специализация, а то обстоятельство, что лица, осуществляющие управление, накапливают соответствующий опыт, постепенно приводит к пожизненному отправлению общественных должностей. Нормативное регулирование. Ни одно сообщество (животное, а тем более человеческое) не может существовать без определенного порядка в отношениях его членов. Закрепляющие такой порядок правила поведения, в какой-то части унаследованные от далеких предков, постепенно формируются в систему норм, регулирующих производство и распределение, семейные,  родственные и иные общественные связи. Эти правила закрепляют на основе накопленного опыта наиболее рациональные, выгодные для рода и племени отношения людей, формы их поведения, определенную соподчиненность в коллективах и т.п. Возникают устойчивые обычаи, которые передаются из поколения в поколение и соблюдаются в подавляющем большинстве добровольно, в силу привычки. В случае же нарушения они поддерживаются всем обществом, в том числе и мерами принуждения, вплоть до смерти или равносильного ей изгнания виновного. Первоначально закрепляется, видимо, система запретов (табу), на основе которых постепенно появляются обычаи, устанавливающие обязанности и права. Изменения в обществе, усложнение социальной жизни приводят к появлению и закреплению новых обычаев, увеличению их числа. Развитие первобытного общества во всех регионах первоначально происходило одинаково. Однако на стадии перехода к государству пути человечества разошлись. В большинстве регионов мира, в частности в Азии и Африке, первые государства возникли в зонах поливного земледелия. Это требовало проведения крупных общественных работ по строительству каналов и других ирригационных сооружений, что обусловило сохранение сельскохозяйственной общины и, следовательно, общественной формы собственности на землю. В Европе же, где таких работ не требовалось, произошло разложение общин и возникла либо частная собственность на землю (Афины, Рим), либо частное землепользование при сохранении государственной собственности (Спарта). Это оказало существенное влияние на процесс возникновения государства и права, а также на характер и государства, и права.

Бесплатная система онлайн-бронирования (записи) для любого бизнеса

www.labex.ru


Смотрите также