Архаическое искусство искусство первобытного мира План 1 Происхождение. Искусство древнего мира первобытное искусство
Искусство Древнего мира. Всеобщая история искусств
Всеобщая история искусств. Том первый. Искусство Древнего мира: первобытное искусство, искусство Передней Азии, Древнего Египта, эгейское искусство, искусство Древней Греции, эллинистическое искусство, искусство Древнего Рима, Северного Причерноморья, Закавказья, Ирана, Древней Средней Азии, древнейшее искусство Индии и Китая. Под общей редакцией А.Д. Чегодаева (Москва, Государственное издательство «Искусство», 1956)
Авторами глав первого тома являются:
Происхождение искусства — Н.А. Дмитриева.
Основные этапы развития первобытного искусства — В.В. Шлеев.
Искусство Передней Азии — И.М. Лосева.
Искусство Древнего Египта — М.Э. Матье.
Эгейское искусство — Н.Н. Бритова.
Искусство Древней Греции — Ю.Д. Колпинский.
Искусство эпохи эллинизма — Е.И. Ротенберг.
Искусство Древнего Рима — Н.Н. Бритова.
Искусство Северного Причерноморья — Н.Н. Бритова.
Искусство Закавказья в древности — В.В. Шлеев.
Искусство Древнего Ирана — И.М. Лосева (ахеменидский Иран) и М.М.Дьяконов (сасанидский Иран).
Искусство Древней Средней Азии — М.М. Дьяконов.
Искусство Древней Индии — Н.А. Виноградова и О.С. Прокофьев.
Искусство Древнего Китая — Н.А. Виноградова.
В редактировании некоторых глав первого тома принимали участие Б.В. Веймарн (искусство Передней Азии, Ирана, Средней Азии, Китая) и Е.И. Ротенберг (римское искусство).
Подбор иллюстраций и макет тома сделаны А.Д. Чегодаевым и Р.Б. Климовым при участии Т.П. Каптеревой, А.Г. Подольского и Е.И. Ротенберга.
Карты выполнены художником Г.Г. Федоровым, рисунки в тексте — художниками Ю.А. Васильевым и М. Н. Машковцевым.
Указатель составлен Н.И. Беспаловой и А.Г. Подольским, пояснения к иллюстрациям — Е.И. Ротенбергом.
Консультации и рецензирование проводили Институт истории искусств Академии Наук СССР, Институт истории материальной культуры Академии Наук СССР, сектор Древнего Востока Института востоковедения Академии Наук СССР, Институт истории Грузинского искусства Академии Наук Грузинской ССР, Институт архитектуры и искусства Академии Наук Азербайджанской ССР, Сектор истории искусств Академии Наук Армянской ССР, Институт теории и истории архитектуры Академии Архитектуры СССР, кафедры истории искусств Московского Государственного университета им. М.В. Ломоносова, Московского Государственного художественного института им. В.И. Сурикова и Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, Государственный Эрмитаж, Государственный Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Музей восточных культур, Государственный музей искусств Грузии.
Редколлегия приносит благодарность ученым, оказавшим своими советами и критикой большую помощь в подготовке первого тома: М.В. Алпатову, Ш.Я. Амиранашвили, Б.Н. Аракеляну, М.И. Артамонову, А.В. Банк, В.Д. Блаватскому, А.Я. Брюсову, Ван Сюнь, А.И. Вощининой, О.Н. Глухаревой, Го Бао-цзюнь, И.М. Дьяконову, А.А. Иессену, Р.В. Кинжалову, Т.Н. Книпович, М.М. Кобылиной, М.Н. Кречетовой, В.Н. Лазареву, М.И. Максимовой, В.К. Никольскому, А.П. Окладникову, В.В. Павлову, А.А. Передольской, Б.Б. Пиотровскому, В.В. Струве, Ся Най, Тан Лань, С.П. Толстову, К.В. Тревер, С.И. Тюляеву, Н.Д. Флиттнер, Хань Шоу-сюань, Чэнь Мэн-цзя.
totalarch.ru
Основные памятники художественной культуры древнейшего и древнего мира первобытное искусство
Пасущийся северный олень. Живописное изображение в пещере Фон де Гом. Франция.
Рисунки из «Чёрного салона» (бизон, козерог). Нио. Франция.
Фрески в Тассили. Сахара.
Наскальный рисунок женщины в «рентгеновском» стиле. Северная Австралия.
Скульптура бизона, оглядывающегося назад. Пещера Ла Мадлен. Франция.
Малая глиняная статуэтка мамонта. Павловская культура. Долни Вестонице. Моравия.
Стилизованная фигурка мамонта, вырезанная из кости. Авдеево. Украина.
Женские статуэтки из Виллендорфа («Палеолитические Венеры»). Австрия. Венский Музей естественной истории.
Рельеф отдыхающей женщины из пещеры Ла Мадлен. Франция.
«Вестоницкая венера» из обожённой глины. Долни Вестонице. Моравия.
Голова человека из мамонтовой кости Долни Вестонице. Моравия.
Женские статуэтки, вырезанные из слоновой кости. Мальта. Сибирь.
Статуэтка тучной женщины из Гагарина. Украина.
«Венера» из Авдеева. Украина.
Голова лося на роговом стержне из Оленеостровского могильника.
Голова лося из Шигирского торфяника.
Трипольские статуэтки.
Деревянный ковш в виде лебедя из Горбуновского торфяника.
Вишап в Имирзеке.
«Ахмарчинский баран».
Стоунхендж близ Солсбери (Южная Англия).
Аллея менгиров в Карнаке (Бретань).
ИСКУССТВО ЕГИПТА
Архитектура
1. Пирамида и заупокойный храм фараона Джосера в Саккара. Зодчий Имхотеп. Ш династия. 28 в. до н.э.
2. Пирамида фараона Хеопса в Гизе. Зодчий Хемиун. IУ династия. 28 в. до н.э.
3. Заупокойный храм и пирамида фараона Хефрена в Гизе. IУ династия.
в. до н.э.
4. Храм фараона Сенусерта в Карнаке. ХП династия. 20 в. до н.э.
5. Зал анналов фараона Тутмеса I в Карнаке. ХУШ династия. Сер. 16 в. до н.э.
6. Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Зодчий Сенмут. ХУШ династия. Нач. 15 в. до н.э.
7. Храм Амона в Луксоре. Зодчий Аменхотеп Младший. ХУШ династия. Конец 15 в. до н.э.
8. Гипостильный зал храма Амона в Карнаке. Зодчие Аменхотеп Младший, Майа, Иупа и Хатиан, сын Иупа. ХУШ-ХIХ династии. 15-13 вв. до н.э.
9. Храм фараона Рамсеса П в Фивах (Рамессеум). Зодчий Пенра. ХIХ
династия. 1-ая пол. 13 в. до н.э.
10.Скальный храм фараона Рамсеса П в Абу-Симбеле. ХIХ династия.
1-ая пол. 13 в. до н.э.
Скульптура
1.Плита коршунов. Конец 4 тыс. до н.э. Лондон, Британский музей.
2.Плита быков. Конец 4 тыс. до н.э. Париж, Лувр.
3.Статуэтка фараона из Абидоса. I династия. Около 3000 г. до н.э.
Лондон, Британский музей.
4.Большой сфинкс фараона Хефрена в Гизе. IУ династия. 28 в. до н.э.
5.Статуи царевича Рахотепа и его жены Неферт. Из гробницы Рахотепа
в Медуме. IУ династия. 28 в. до н.э. Каир, Египетский музей.
6.Статуя фараона Хефрена. Из заупокойного храма при пирамиде Хефрена в Гизе. IУ династия. 28 в. до н.э. Каир, Египетский музей.
7.Фараон Микерин, богиня Хатор и богиня нома. Группа из заупокойного храма при пирамиде Микерина в Гизе. 1У династия. 28 в. до н.э. Каир, Египетский музей.
8.Статуя царского писца Каи. Из гробницы Каи в Саккара. У династия.
Сер. 3 в. до н.э. Париж, Лувр.
9.Статуя царевича Каапера. Из гробницы Каапера в Саккара. У династия. Сер. 3 тыс. до н.э. Каир, Египетский музей.
10.Статуэтка мальчика. УI династия. 25 в. до н.э. Брюссель, Королевский музей искусства и истории.
11.Статуэтка слуги, готовящего пиво. У-УI династии. Сер. 3 тыс. до н.э.
Каир, Египетский музей.
12.Статуэтка служанки, готовящей пиво. Из Саккара. УI династия. 25 в. до н.э. Флоренция, Археологический музей.
13.Обелиск фараона Тутмеса в Карнаке. ХУШ династия. Сер. 16 в. до н.э.
14.Статуя царицы Хатшепсут. Из храма в Дейр-эль-Бахри. ХУШ династия. Нач. 15 в. до н.э. Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
15.Статуэтка Раннаи, певицы бога Амона. ХУШ династия. 16 в. до н.э.
Москва, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.
16.Колоссы фараона Аменхотепа Ш в Фивах («Колоссы Мемнона»).
ХУШ династия. Конец 15 в. до н.э.
17.Рельеф с изображением фараона Эхнатона. Из Амарны. ХУШ династия. Нач. 14 в. до н.э. Берлин, Государственные музеи.
18.Голова фараона Эхнатона. Из Амарны. ХУШ династия. Нач. 14 в. до н.э. Берлин, Государственные музеи.
19.Голова царицы Нефертити. Из Амарны. ХУШ династия. Нач. 14 в. до н.э. Берлин, Государственные музеи.
20.Голова лошади. Скульптурный набросок из Амарны. ХУШ династия. Нач. 14 в. до н.э. Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
21.Статуя фараона Тутанхамона. Из гробницы фараона Тутанхамона в Фивах. ХУШ династия. Нач. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей.
22.Золотая маска фараона Тутанхамона. Из гробницы фараона Тутанхамона в Фивах. ХУШ династия. Нач. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей.
23.Статуя царицы Анхесенамон в образе богини Серкет. Из гробницы
фараона Тутанхамона в Фивах. ХУШ династия. Нач. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей.
24.Фараон Тутанхамон в священной ладье. Статуэтка из гробницы Тутанхамона в Фивах. ХУШ династия. Нач. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей.
25.Ушебти с портретными чертами фараона Тутанхамона. Из гробницы фараона Тутанхамона в Фивах. ХУШ династия. Нач. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей.
26.Бог Анубис. Из гробницы фараона Тутанхамона в Фивах. ХУШ династия. Нач. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей.
27.Колоссальная статуя фараона. Из храма Амона в Карнаке. Х1Х династия. 13 в. до н.э.
28.Колоссальные статуи фараона Рамсеса П на фасаде скального храма фараона Рамсеса П в Абу-Симбеле. Х1Х династия. Нач. 13 в. до н.э.
29.Статуэтка царицы Каромамы из Фив. ХХП династия. 9 в. до н.э. Париж, Лувр
Росписи и декоративно-прикладное искусство.
1.Росписи гробницы номарха Хнумхотепа П в Бени-Гасане. ХП династия. 20 в. до н.э. (Кормление антилоп; Птицы на акации; Кочевник-семит с ослом).
2.Статуэтка гиппопотама. ХП династия. 20 в. до н.э. Каир, Египетский музей.
3.Отряд нубийских лучников. Из гробницы Месехти в Сиуте. Х1 династия 21 в. до н.э. Каир, Египетский музей.
4.Сосуд для косметических масел. ХП династия. 20 в. до н.э. Нью-Йорк,
Метрополитен-музей.
5.Музыкантши. Фрагмент росписи гробницы Нахта в Фивах. ХУШ династия. Конец 15 в. до н.э.
6.Юноша, несущий антилопу. Фрагмент росписи гробницы Менны в Фивах. ХУШ династия. Конец 15 в. до н.э.
7.Ложечка для притираний с фигурой девушки. ХУШ династия. Париж, Лувр.
8.Ложечка для притираний в виде плывущей девушки. ХУШ династия. Париж, Лувр.
9.Дочери фараона Эхнатона. Фрагмент росписи из дворца в Ахетатоне
(Амарна). ХУШ династия. Нач. 14 в. до н.э. Оксфорд, Эшмолеан-музей.
10.Кресло фараона Тутанхамона. Из гробницы фараона Тутанхамона
в Фивах. ХУШ династия. Нач. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей.
11.Сосуд в виде лотоса. Из гробницы Тутанхамона в Фивах. ХУШ династия. Нач. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей.
12.Перстень со скарабеем. Из гробницы фараона Тутанхамона в Фивах.
ХУШ династия. Нач. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей.
ИСКУССТВО ДВУРЕЧЬЯ
Архитектура
1.Зиккурат бога луны Нанны в Уре. 21 в. до н.э. (позднешумерский период).
2.Храм с обелисками в Библе. Около 1900 г. до н.э. (сиро-финикийский период).
3.Ворота богини Иштар в Вавилоне. 6 в. до н.э. (Реконструкция).
Берлин, Государственные музеи (нововавилонское искусство).
4.Ворота богини Иштар в Вавилоне. Фрагмент западной стены. 6 в. до н.э. (нововавилонское искусство).
Скульптура
1.Статуя сановника Эбих-иля. Из Мари. Сер. 3 тыс. до н.э. (раннединастический период). Париж, Лувр.
2.Медная скульптурная голова, обычно называемая головой царя Саргона Древнего. Из Ниневии. 23 в. до н.э. (Аккад). Багдад, Иракский музей.
3.Статуя Гудеа, правителя Лагаша. Из Лагаша.. 22 г. до н.э. (позднешумерский период). Париж, Лувр.
4.Статуя богини Иштар. Из Мари. 18 в. до н.э. (Мари). Халеб, Музей.
5.Портретная голова, возможно, царя Хаммурапи. Из Суз. 18 в. до н.э.
(старовавилонское искусство). Париж, Лувр.
6.Стела с законами царя Хаммурапи. Из Суз. 18 в. до н.э. (старовавилонское искусство). Париж, Дувр.
7.Статуи крылатых быков (шеду) у входа во дворце царя Саргона П в Дур-Шаррукине. 712-707 гг. до н.э. (Ассирия).
8.Рельефы из дворца царя Ашшурбанапала в Ниневии. 669-ок.635 гг. до н.э. (Большая львиная охота; царь Ашшурбанапал на охоте; воин с боевой собакой; охота на онаргов. (Ассирия). Лондон, Британский музей.
Прикладное искусство
1.Культовый сосуд из храма богини Инанны в Уруке. Нач. 3 тыс. до н.э.
(Двуречье до образования государств). Багдад, Иракский музей.
2.Золотой сосуд. Из царской гробницы в Уре. Около 2600 г. до н.э.
(додинастический период). Лондон, Британский музей.
3.Украшение трона в виде крылатого льва с человеческим торсом. Из Топрах-кале. 7 в. до н.э. (Урарту). Санкт-Петербург, Эрмитаж.
4.Дракон бога Мардука. Фрагмент декора ворот богини Иштар в Вавилоне. 6 в. до н.э. (нововавилонское искусство). Берлин, Государственные музеи.
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ИРАНА
Архитектура
1.Дворцовый комплекс в Персеполе. Ападана. Кон. 6-нач. 5 вв. до н.э.
2.Пропилеи дворца Ксеркса в Персеполе. Нач. 5 в. до н.э.
3.Стоколонный зал в Персеполе. 5 в. до н.э.
Скульптура
1.Навершие штандарта из Луристана. 8-7 вв. до н.э.
2.Рельеф трипилона в Персеполе. Конец 6 – нач. 5 в. до н.э.
3.Капитель из дворца в Сузах. Нач. 4 в. до н.э. Берлин, Государственные музеи.
4.Ручка вазы в виде крылатого козерога. 5-4 вв. до н.э. Париж, Лувр.
ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
Архитектура
Мохенджо-Даро. Ш тыс. до н.э.
Чайтья в Карли. 1 в. до н.э.
Большая ступа в Санчи. 3 в. до н.э.
Храм Махабодхи в Бодхгайе. Около 5 в. н.э.
Храмы Аджанты. 2-10 вв. н.э.
Скульптура
Статуя Будды в Таксиле. 2 в. н.э.
Статуя Будды из Гандхары. 2-3 вв. н.э.
Статуя Будды из Сарнатха. Песчаник. 5 в. н.э. Сарнатха. Музей.
«Змеиный царь» у входа в чайтью в Аджанте. Конец 5 в. н.э.
Росписи
Росписи пещерных храмов в Аджанте (Летящий Индра; Склонившаяся девушка). 5-6 вв. н.э.
studfiles.net
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА РАЗДЕЛ 1. ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО
ПЕРИОДИЗАЦИЯ • ПАЛЕОЛИТ • Нижний палеолит 1 200 - 150 тыс. лет до н. э. • Средний палеолит 150 – 35 тыс. лет до н. э • Верхний палеолит 35 – 10 тыс. лет до н. э • МЕЗОЛИТ 10 – 6 тыс. лет до н. э • НЕОЛИТ 6 – 2 тыс. лет до н. э • БРОНЗОВЫЙ ВЕК ок. 2 тыс. лет до н. э • ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК 1 тыс. лет до н. э
Палеолит в Западной Европе
ВЕРХНИЙ ПАЛЕОЛИТ 35 – 10 тыс. лет до н. э • ОРИНЬЯК-СОЛЮТРЕЙСКИЙ ПЕРИОД 35 – 20 тыс. лет до н. э • МАДЛЕНСКИЙ ПЕРИОД 20 – 10 тыс. лет до н. э
Древнекаменный век, или палеолит — самый длительный период в истории человечества: в это время формируется биологический тип человека. Владея определенными трудовыми навыками, человек начинает создавать простейшие орудия. В ходе истории этого периода можно проследить ряд ступеней развития: древний, или нижний палеолит; средний палеолит; поздний, или верхний палеолит. Сложение рода и появление первых памятников изобразительной деятельности человека падают на конец среднего палеолита, так называемую эпоху Мустье, и на весь поздний палеолит — эпоху Ориньяк (40— 35 тысячелетия до н. э. ), Солютре (35 — 25 тысячелетия до н. э. ), Мадлен (25— 12 тысячелетия до н. э. ) В эти тысячелетия появилось много разнообразных типов каменных орудий. Из них самым распространенным было ручное рубило. Тогда же начали зарождаться оседлые поселения с жилищами. Человек был еще очень слаб и беспомощен перед силами природы, в результате чего и зародились в сознании людей первые религиозные представления, с которыми были в какой-то мере связаны первые шаги изобразительного искусства. Уже в эпоху Мустье человек меняет форму и вид предмета не только с целью создания практических орудий. Таковы небольшие каменные плиты с нанесенными на них красочными полосами и пятнами и с выдолбленными чашечками, расположенными в определенном порядке (пещера Ля-Ферраси, Франция). Нельзя переоценивать значение этих предметов, но все же они свидетельствуют о достаточно сложной умственной работе первобытного человека
В начале ВЕРХНЕГО палеолита родились все виды изобразительной деятельности, росписи на стенах и потолках пещер, рельеф и круглая скульптура, гравированный рисунок на камне, кости, роге. Рисунок исполнялся кремневым резцом, иногда просто пальцем на наносном слое глины на стенах пещер. Роспись наносилась какими-то примитивными кистями или прямо рукой; в некоторых случаях росписям предшествовал гравированный рисунок. Первобытный художник писал охрой — желтой, красной и коричневой, сажей и мергелем. Минеральные краски растирались на животном жиру. Круглая скульптура создавалась из мягких пород камня, рога и кости и была всегда небольших размеров. Рельеф вырезался или на отдельных камнях или на стенах пещер, где использовались естественные выступы поверхности стены. Почти все сюжеты посвящены животным. Обычно это изображения лошади, оленя, быка, бизона, носорога, льва, медведя.
Эпоха Ориньяк. К эпохе Ориньяк (40— 35 тысячелетия до н. э. ) относится серия рисунков в пещерах Франции и Испании. Рисунки очень несовершенны, почти невозможно узнать породу животного, пропорции не соблюдены, неясно обозначены голова и ноги. Но эти рисунки ценны тем, что показывают первые попытки осмыслить и передать виденное. В конце эпохи рисунки более реальны; можно различить породу животного, так как нарисованы морды, рога, копыта, шерсть. В этот же период создаются и первые произведения круглой пластики: женские фигурки из мягких пород камня (размером в 5— 10 см). Конечности у таких фигурок едва намечены, голова обработана суммарно без обозначения черт лица, но зато резко подчеркнуты половые признаки женщины. Такого рода женские статуэтки были широко распространены на территории Испании, Франции и СССР. Эта эпоха — время матриархата, время господства материнского рода, когда женщина руководила жизнью коллектива, и счет родства велся по женской линии. В эпоху Ориньяк встречаются на стенах пещер изображения рук; краской обводился контур руки, и рисунок заключался в круг. Последнее обстоятельство свидетельствует, что это не случайные отпечатки, а магические знаки. Кроме изображения животных, на стенах пещер встречаются изображения человеческих фигур в уродливых звериных масках. Это охотники, которые надевали маски и для совершения религиозных обрядов и для магического танца
Эпоха Солютре. В эпоху Солютре (35— 25 тысячелетия до н. э. ) расширяется и углубляется образное познание окружающего мира, уточняется представление о животном мире, который и в этот период остается главной темой искусства. Фигура животного рисуется теперь более уверенной линией, контур делается четче, пропорции правильнее; появляется штриховка, открывшая возможность перехода от плоскостного контурного рисунка к более объемному изображению. Встречаются попытки показать животное в различных позах, и к концу эпохи Солютре в этом отношении достигается значительный успех (пещеры Франции — Нио, Фон-де-Гом; Испании — дела Пенья, Пасегья, Кастильо. Эпоха Мадлен. Наивысший расцвет искусства палеолита падает на эпоху Мадлен (25— 12 тысячелетия до н. э. ). Животное остается главной темой искусства, но изображается оно теперь в движении. Лучшие рисунки этого времени показывают животных пасущимися, лежащими, бегущими, дерущимися. В более ранние эпохи краска служила лишь для обведения контура; если в конце эпохи Солютре закрашиваются лишь отдельные части фигуры, то в эпоху Мадлен все изображение покрывается краской и постепенно от одноцветной росписи переходят к двум-трем цветам различной силы тона и интенсивности.
МАДЛЕН Шедевры мадленской живописи из Альтамирской пещеры (Испания) и пещеры Фон-де-Гом (Франция) передают животное почти в натуральную величину с поразительной жизненной убедительностью. Почти все изображения животных эпохи Мадлен изолированы, не связаны между собой композиционно. Лишь к концу периода художники начинают группировать фигуры животных. К лучшим памятникам такого характера относится изображение группы оленей на стене пещеры Лимейль (Франция), рисунок на кости стада оленей из грота Мэри около Тейжа (Франция) и табун лошадей из грота Шаффо (Франция).
МЕЗОЛИТ Переходным периодом от палеолита к неолиту является мезолит — среднекаменный век (приблизительно 12— 8 тысячелетия до н. э. ), который совпадает с установлением на земном шаре современной геологической эпохи, наступившей после отступления ледников. В жизни человеческого общества происходят большие перемены, появляются лук и стрелы, что сразу облегчило охоту. Теперь охотятся на более мелких животных, так как мамонт, пещерный медведь исчезли. Люди группируются в небольшие коллективы, которые обладают большей подвижностью и могут осваивать гораздо большую территорию. Иными, более эффективными становятся каменные орудия, так называемые микролиты. Они невелики по размеру, но требуют значительного умения в обращении. Раскопки захоронений, где найдено большое количество вещей, положенных в могилу вместе с покойным, свидетельствуют о развитии верований в загробную жизнь. Все это является признаком более глубокого развития сложного процесса мышления
Изменения произошли и в области искусства: изображаются многофигурные сцены военной борьбы, охоты, загона скота, сбора меда (например, живопись в пещерах Испании). Животные теперь даются силуэтом, залитым черной или красной краской, но, несмотря на это, сила выразительности образного решения не теряется, так как все сосредоточивается на передаче экспрессии движения. Теперь художник старается не только добиться внешнего сходства, а главное, показать внутренний смысл происходящих событий. Человеческая фигура изображена схематично, условно, отдельными штрихами, но всегда в живом движении. Видимо, прежде всего было важно изобразить действие человека, как он бежит, стреляет, борется, танцует, собирает плоды. Если изображения животного и человека эпохи мезолита менее правдоподобны, чем в предыдущую эпоху, то это говорит не о падении мастерства первобытных художников, а об изменении задач искусства. Создание динамичных сцен с определенным сюжетом свидетельствует о более глубоком и сложном отражении действительности в сознании человека. Искусство мезолита может быть сравнимо с искусством бушменов 14— 15 вв. н. э. (племен, живущих в Южной Африке). Бушмены — охотничьи племена, живущие и теперь в чрезвычайно трудных условиях пустыни Калахари, создали удивительные наскальные росписи. Сцены, где участвуют люди, животные, птицы, очень динамичны. Раскраска, как это было и в росписях мезолита, несколько условна, но изображения отличаются верной передачей натуры.
● Первобытное искусство. Искусство эпохи неолита. Следующая ступень развития каменного века — неолит — новокаменный век (8— 4 тысячелетия до н. э. ). Наступление этой эпохи можно проследить в Передней и Средней Азии, в Европе и в Индии. Процесс производства, а с ним и духовная жизнь настолько усложняются, что развитие культуры отдельных областей начинает идти разными путями. От охоты и собирательства человечество переходит к производящей хозяйственной деятельности, к умножению продуктов природы. Появляются новые формы производства — скотоводство и земледелие. Расширение источников существования способствовало расселению человека на большей территории. Для неолита характерна новая техника обработки каменных орудий. Развитие гончарного производства и строительного дела говорит о более прочной оседлости людей. Совершенствование ткачества и обработки кожи свидетельствует о возросших материальных потребностях человека. Новые черты общественной жизни людей — усиление родовых общин, укрепление связи между ними, переход от матриархата к патриархату — обусловлены общим подъемом производительных сил. Если до сих пор можно было рассматривать ход развития искусства как всеобщий, имеющий силу для различных областей земного шара, то теперь в искусстве мы видим локальные особенности, позволяющие отличать неолит Египта от неолита Двуречья и неолита Европы. Поэтому теперь принято в науке начинать историю искусства рабовладельческого общества, например Древнего Египта или Эгейского мира, именно с неолита.
Но есть и общие для неолитического искусства черты: широкое распространение получает мелкая пластика из камня, кости, рога, глины. Фигурки животных реальны, хотя трактованы обобщенно. Упрощены и схематичны изображения женских фигурок, иногда покрытых орнаментами, воспроизводящими узоры на одежде. Особенно характерно для неолита развитие декоративного искусства; почти всюду видим стремление украсить вещи, находящиеся в повседневном употреблении у человека.
Больше всего до нас дошло глиняной орнаментированной посуды. По формам неолитических сосудов, а особенно по способу и разнообразию их украшения одна область отличалась от другой. Можно проследить развитие орнамента от простейших узоров на сосудах ямочно-гребенчатого типа (Восточная Европа) до превосходно сделанных и богато расписанных сосудов Египта или Триполья. Ярким и выразительным примером неолитической культуры может служить культура Триполья, широко распространенная в 4 — 3 тысячелетиях до н. э. на юге Европейской части России и Украины и на территории целого ряда Балканских стран.
Конец Трипольской культуры относится к эпохе энеолита (медный век) и бронзы. Трипольские поселения земледельцев располагались чаще всего по берегам рек. Дома из глины и дерева, прямоугольные в плане, были, вероятно, с внутренней стороны покрыты орнаментальной росписью. В поселениях были найдены модели жилищ и небольшие женские статуэтки. Но особенно богато и широко развернулось творчество трипольцев в украшении керамики. По разнообразию форм и орнаментики трипольская керамика не уступает ни египетской, ни переднеазиатской. Трипольские сосуды были сделаны из ярко-желтой или оранжевой глины; туловище сосуда покрыто разнообразным, но почти всегда состоящим из спиралевидных линий, геометрическим орнаментом, исполненным красной, черной, коричневой, белой красками
ЭПОХА ЖЕЛЕЗА Последний период развития первобытнообщинного строя связан с появлением железа (начало 1 тысячелетия до н. э. ). Это новый подъем в развитии техники и металлургии. В тех районах, где нет еще классовых объединений, железный век совпадает с периодом военной демократии, с последним этапом первобытнообщинной формации. В обществе происходит дальнейшее имущественное расслоение. Появляется патриархальное рабство, образуется племенная аристократия. Связь между отдельными племенами, осуществляемая ранее путем межплеменного обмена, в эту эпоху начинает принимать иные формы. Для этого периода характерны войны — грабежи, возникающие на экономической почве. Во время военных событий во главе племени вставал военный руководитель, который стремился сохранить свою власть и в мирное время. .
В Западной Европе наиболее ярко железный век представлен Гальштатской культурой (город Галыптат, Австрия). Культура эта была распространена в Центральной и Южной Европе приблизительно в 10 -5 вв. до н. э. Носители Гальштатской культуры создали очень своеобразную по форме и орнаментации керамику: сосуды разнообразной формы покрывались врезанным по лощеной поверхности сплошным геометрическим орнаментом, который иногда затирался краской. Такой четкий и сложный геометрический орнамент, состоящий преимущественно из ромбов, до сих пор не встречался в Западной Европе. Некоторые из сосудов дополнительно были украшены скульптурными фигурками животных, птиц, людей. Фигурки эти имеют упрощенные, примитивные формы, с едва соблюденными пропорциями. Почти так же решена мелкая пластика. В небольшого размера бронзовых фигурках, статичных и условных, иногда соединенных в целую композицию, всегда видны приемы примитивной лепки из глины. Гальштатская культура создала еще одну группу оригинальных памятников прикладного искусства. Это гравированные серебряные ведра (ситулы), вероятно, ритуального назначения. Гравировкой покрывалась верхняя часть сосуда, это были довольно реалистические изображения сельскохозяйственных сцен, сцен пира, отдельных групп воинов и животных. На территории бывшего СССР в период железного века была
ДОЛЬМЕН фр. Dolmen — стол и men — камень) памятник мегалитической культуры, погребальное сооружение эпох неолита, бронзы и раннего железа ( в основном III—II тыс. до н. э. ). Простейшая форма Д. огромные (до нескольких десятков тонн) каменные глыбы, поставленные вертикально и перекрытые гигантской плитой; распространенный тип Д. закрытый каменный ящик из четырех вертикальных плит, перекрытых плитой из гранита или известняка. Встречаются усложненные формы Д. из нескоьких камер, соединенных пробитым коридором. Обычно сверху насыпался курган. Места распро странения Д. Европа, Сев. Африка, Передняя и Юж. Азия. Д. есть на Кавказе и в Крыму. Часто в Д. вместе с останками погребенных находят каменное, бронзовое и железное ору жие, предметы утвари, монеты. Мно гие Д. имеют в одной из стен круглое отверстие. Длина Д. достигает 10 м, высота до 3 м, ширина 3 5 м. Гигантские плиты весят до 40 т.
МЕНГИР Менгир (бретонск. menhir, от men — камень и hir — длинный), простейший вид мегалитических сооружений , состоящий из одного блока камня, вертикально вкопанного в землю. М. достигают высоты 4— 5 м и более (крупнейший М. высотой 20 м весит около 300 т, находится во Франции). Иногда М. составляют длинные аллеи или расположены по кольцу (КРОМЛЕХ ). По-видимому, имели культовое значение. Больше всего МЕНГИРОВ в Северо-Западной Европе, встречаются также в Азии и Африке. На территории СССР М. распространены в ряде районов Сибири и Кавказа.
КРОМЛЕХ Кромлех (от бретонского crom — круг и lech — камень), один из видов мегалитических построек времени неолита и главным образом бронзового века. Обычно состоит из огромных (до 6— 7 м высотой), отдельно стоящих камней, образующих одну или несколько концентрических окружностей. Они опоясывают площадку, в середине которой иногда находится дольмен или менгир. К. свидетельствуют, что их создатели уже овладели началами композиции, чувством ритма и масштаба, тектоникой стоечно-балочной конструкции. При раскопках внутри К. находили погребения, шлифованные каменные топоры, лепную керамику, каменные зернотёрки. К. встречаются в Азии и Америке, но особенно много в Европе (Франция, Великобритания, Скандинавия), на территории СССР — в Закавказье. Особенно известны К, Стонхендж и Эйвбери в Великобритании и у Карнака во Франции. Назначение К спорно. Вероятнее всего, это ритуальные сооружения для погребений, а также для религиозных церемоний. Согласно одной из теорий, К. связаны с солнечным культом и являлись храмами солнца.
Эйвбери (англ. Avebury) — относящийся к эпохам позднего неолита и ранней бронзы культовый объект, состоящий из мегалитических гробниц и святилищ. Находится в графстве Уилтшир, в Англии, и получил своё название от находящейся поблизости деревни
present5.com
Архаическое искусство искусство первобытного мира План 1 Происхождение
Архаическое искусство (искусство первобытного мира) План 1. Происхождение искусства. 2. Особенности архаического искусства. 3. Виды первобытного искусства.
Теории происхождения искусства • Религиозная (божественная) • Игровая (Г. Спенсер, К. Бюхер, В. Фриче, Ф. Шиллер) • Трудовая (в основе – общественно-историческая практика) • Подражания (Демокрит, Аристотель) • Эстетическая, эротическая и др. • Искусство имеет общий со всеми культурными явлениями источник - деятельность человека. • Искусство появляется в эпоху позднего палеолита (каменный век), примерно 40 -14 тыс. назад. Это время подъема первобытного общества, когда появляются все виды искусства.
Происхождение искусства • Из различных видов искусства археологические памятники непосредственным образом сохранили следы только ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. В позднем палеолите сразу появляются все виды изобразительного искусства. • Рисунок, представляющий собой контурное изображение, вырезанное или высеченное на камне, кости или роге. Живопись ограничивается контурным изображением на скале, выполненная черной или красной краской, нанесенной, вероятно, пальцем. Сюжетом служит преимущественно животное лошадь, лев, носорог, олень. Обычно дана только голова, редко - вся фигура. Стиль строго реалистичен.
Контурное изображение, вырезанное или высеченное на камне, кости или роге (верхний палеолит)
Живопись верхнего палеолита. Пещера Ляско. Франция.
Скульптура верхнего палеолита • Представлена почти исключительно фигурками женщины, высеченными из мягкого камня, известняка, мергеля, реже - из мамонтовой кости. • Редко попадаются мужские фигурки и единичны фигурки животных.
Скульптура верхнего палеолита
Скульптура верхнего палеолита
Искусство мадленской культуры • Расцвет изобразительного искусства • Скульптура встречается гораздо реже, причем женские фигурки почти совершенно исчезают • Рисунок достигает замечательного для своего времени совершенства • Сюжетом в подавляющем большинстве случаев являются крупные животные - главный объект охоты того времени: бизон, олень, лошадь, реже - мамонт, носорог и еще реже – хищники. • Редки изображения человека. Эти рисунки всегда менее реалистичны. Столь же редки изображения растений. Особое места в мадленском рисунке занимают изображения, представляющие полулюдей–
Искусство палеолита • Выдающимися памятниками палеолитической живописи являются пещеры (так называемая пещерная живопись): Альтамира в Испании и Фон -де-Гом во Франции. Прекрасные образцы скульптуры дали памятники, найденные на территории СССР: Гагарино, Костенки, Мальта и др.
Пещерная живопись палеолита (Альтамира, Ляско)
Искусство неолита • Наблюдается переход от изображения одиночных фигур к композиции, иногда довольно сложной. Это бытовые картины, сцены охоты, военные эпизоды. Рисунок чрезвычайно экспрессивен, изображение в основе реалистично, но стремление передать движение ведет к крайней условности. • Неолитическое искусство идет по линии декоративной, давая в этом направлении обилие разнообразных форм. • Развивается орнамент (лат. огnаmеntum - «украшение» ), от самых простых его форм - ямочного, гребенчатого или примитивно-геометрического до весьма сложного и высокохудожественного, с различными мотивами и сюжетами, разнообразной раски. Различным, иногда в свою очередь богатым орнаментом покрываются оружие, утварь, одежда.
Охота. Пример условности в изображении.
Условность в изображении
Орнамент • Орна мент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д. ), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных). • У первобытных народов для человеческого тела (раска, татуировка). • Орнамент либо оперирует отвлечёнными, символическими формами, либо стилизует реальные мотивы. • Возникновение орнамента уходит корнями в глубь веков и, впервые, его следы запечатлены в эпоху палеолита. В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. • Каждая эпоха, стиль, национальная культура вырабатывали свою систему, поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране.
Орнамент
Петрогрлифы (наскальные изображения)
Петроглифы
Искусство неолита • Декоративный характер имеют в эпоху неолита скульптура и рельеф. • Менгиры ( «длинный камень» с бретонского), принимая форму изображений человека, дают начало статуе. Особую форму менгиров представляют собой так называемые «каменные бабы» - крупные, высотой обычно до 2 м и больше, статуи с примитивно изваянным лицом и еще более примитивно намеченным туловищем. Статуи эти были распространены на территории СССР, на широком пространстве европейской и азиатской ее частей, в особенности на юге европейской части.
Менгиры
Маски • Маски многих племен и народностей часто представляют собой замечательные произведения скульптуры и живописи и при всей своей гротескности являются выдающимися образцами изобразительного искусства.
МУЗЫКА • Имеет две формы: вокальную или песенную и инструментальную. • Отдельные виды ритма в музыке возникли из ритмов трудовых процессов и религиозных обрядов. • Основное в первобытной песне - ритм, поэтому текст в наиболее примитивной песне составляет нередко повторение одного и того же возгласа или слова. Вокальная музыка первобытной эпохи и ограничивается этой простейшей формой, состоящей из ритма и речитатива. Мелодия возникает значительно позднее. • Инструментальная музыка остается в первобытную эпоху сравнительно мало развитой.
Танец • Первобытный танец вне сомнения связан с архаическими формами религиозных представлений (магией и тотемизмом). • Танец тесно связан с музыкой, песенной и инструментальной.
УКРАШЕНИЯ
ТАТУИРОВКА
ТАТУИРОВКА Татуировка маори Новая Зеландия Кельтские узоры для татуировки
present5.com
Искусство Древнего мира | Artiques.ru
Искусство первобытного общества в поздний период своего развития подошло к разработке композиции, к созданию монументальной архитектуры и скульптуры. В древнем мире искусство впервые достигло цельности, единства, завершенности и синтеза всех форм, служа выражение больших, всеобъемлющих идей: на всех произведениях искусства, имевшего общественный характер, лежит отпечаток эпичности, особой значительности и торжественности. Эти качества привлекали внимание после дующих поколений. Даже тогда, когда глубокие противоречия привел к гибели древний мир.
Рабовладельческий строй, пришедший на смену общинно-родовому, был исторически закономерен и имел, по сравнению с предшествующей эпохой, прогрессивное значение. Он стал основой дальнейшего роста производительных сил и культуры. Эксплуатация рабов породила разделение труда физического и умственного, что создало почву для развития различных форм духовного творчества, в том числе и искусства. Из безымянной среды ремесленников выдвигаются крупные зодчие, ваятели, резчики, литейщики, живописцы и т. д.
Если в доклассовом обществе искусство являлось частью материально-трудовой деятельности человека, то с возникновением классового государства оно стало своеобразной формой сознания и приобрело важное значение в общественной жизни и классовой борьбе. Художественное творчество в своей основе сохраняло народный характер, формируясь в сфере мифологического мышления. Усложнение общественной жизни способствовало расширению образно-познавательного диапазона искусства. Магические обряды, погребальные ритуалы первобытного человека преобразовались в торжественные церемониалы. Погребальные холмы заменялись гробницами, ковчеги - храмами, палатки — дворцами, магические наскальные росписи - изобразительными циклами, украшавшими храмы и гробницы; они увлекательно повествовали о жизни людей древнего мира, хранили застывшими в камне народные легенды, сказания и мифы. Вместо наивных ритуальных статуэток появились монументальные, иногда гигантские статуи и рельефы, увековечивавшие образы земных владык и героев. Различные виды искусства: архитектура, скульптура, живопись, прикладное искусство вступали друг с другом в содружество. Синтез искусств — важнейшее завоевание художественной культуры древнего мира.
В исполнении произведения начинает сказываться различие между ремеслом и искусством. Достигаются совершенство формы, утонченность в орнаменте, изящество в обработке дерева, камня, металла, драгоценных камней и т. д. Острая наблюдательность художника теперь сочетается с умением мыcлить обобщенными понятиями, что находит отражение в возникновении постоянных типов, в укреплении чувства художественного порядка, строгих законов ритма. Художественное творчество в этот период, по сравнению с доклассовым обществом, становится более целостным, оно объединяется едиными принципами и идеями эпохи. Возникают большие монументальные стили.В религии совершаются сложные процессы перехода от поклонения зверю к представлениям о богах, подобных человеку. Одновременно и в искусстве все более утверждается образ человека, прославляются его деятельная сила, его способность к героическому подвигу.При всем разнообразии исторического развития рабовладельческих обществ древнего мира для них были характерны две формы.Первая — восточная, где долго сохранялся общинный строй с его патриархальными устоями. Здесь рабовладение развивалось в замедленных темпах; гнет эксплуатации ложился и па рабов, и на большую часть свободного населения. Рабовладельческие деспотические государства возникают между 5 и 4 тыс. до н. э. в долинах и дельтах больших рек - Нила (Египет), Тигра и Евфрата (древнейшие государства Двуречья) и др. Идейное содержание искусства древних деспотий определялось главным образом требованием прославления власти богов, легендарных героев, царей, увековечения общественной иерархии. Художники черпали также сюжеты из современной жизни, уделяя особое внимание сценам коллективного труда, охоты, празднествам; (Египет), военным историческим событиям (Передняя Азия), воспроизведенным в монументально-эпическом плане. Длительное сохранение общинных отношений тормозило развитие интереса к отдельному человеку, его личным качествам. Искусство Передней Азии подчеркивало в образе человека общие родовые начала, иногда заостряло этнические черты. В Египте, где личность человека приобрела большое значение, портрет впервые в истории получил совершенное художественное воплощение, в значительной мере определив путь дальнейшего развития этого жанра. В искусстве древневосточных деспотий живое наблюдение натуры сочетается с народной художественной фантазией или условностью, оттеняющей социальную значительность изображаемого персонажа. Эта условность медленно преодолевалась в истории развития древней восточной культуры. Искусство все еще не до конца отделилось от ремесла, творчество оставалось большей частью безымянным. Однако в искусстве древневосточных государств уже ярко выражена устремленность к значительному и совершенному.
Вторая форма рабовладельческого общества - античная - характеризуется быстрой сменой примитивной эксплуатации развитой, вытеснением деспотий греческими государствами-полисами, общественной активностью свободного населения, занимающегося трудом. Относительно демократический характер античных государств, расцвет личности, тенденции гармоничного развития обусловили гражданственность и человечность античного искусства. Развиваясь на основе мифологии, тесно связанной со всеми сторонами общественной жизни, греческое искусство было самым ярким проявлением реализма в древнем жире. Мироздание перестало быть для греческих мыслителей чем-то неведомым, подчиненным неодолимым силам. Ужас перед грозными божествами сменился стремлением постичь природу, использовать ее на благо человека. В искусстве Древней Греции был воплощен идеал красоты гармонично развитой личности, утверждавший этическое и эстетическое превосходство человека над стихийными силами природы. Античное искусство периода его расцвета в Греции и Риме обращалось к массам свободных граждан, выражая основные гражданственные, эстетические и этические представления общества.
В эпоху эллинизма - следующий этап развития античной художественной культуры - искусство обогатилось новыми разнообразными аспектами восприятия жизни. Оно стало эмоционально напряженным, проникнутым драматизмом и динамикой, но утратило гармоническую ясности. На последнем этапе своего развития, в эпоху Римской республики и империи, античное искусство пришло к утверждению значения индивидуально неповторимой личности. Искусство эпохи поздней империи - эпохи упадка античной культуры - содержало в зародыше то, что принесло плоды впоследствии. Мыслители и художники обращались к внутреннему миру человека, намечая пути развития европейского искусства средних веков и Возрождения.Исторически обусловленная ограниченность античного искусства заключалась в том, что оно прошло мимо социального быта, социальных противоречий. Античное искусство обращалось главным образом к свободным гражданам.