Искусство неандертальцев. Искусство неандертальцев – новые сенсационные открытия
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Творчество неандертальцев. Искусство неандертальцев


Искусство неандертальцев – новые сенсационные открытия — Диалектика

Современные методы научного исследования преистории, как и постепенное накопление артефактов, вносят огромные коррективы в наше понимание процессов, происходящих в человеческих сообществах десятки тысяч лет назад.

Еще каких-то пять — десять лет назад неандертальцев считали дикой, отсталой и совсем уж тупиковой ветвью эволюции. Однако сегодня уже понятно, что ученые достаточно сильно поспешили со своими выводами. Более того, неандертальцев, оставивших след в наших генах, сегодня можно смело выделять не в отдельный вид людей, а в подвид нашего вида – сапиенсов, кроманьонцев. Однако сложнейшей темой для понимания «человечности» неандертальцев остаётся вопрос искусства – явного признака абстрактного мышления, аналитических и познавательных способностей.Искусство неандертальцев

До недавнего времени были найдены лишь единичные артефакты, которые можно было, худо-бедно, интерпретировать как продукт творчества исчезнувшего, условно говоря, человечества. Таких находок было совсем немного (и это за период почти в 100 тыс. лет!) Закономерен вопрос: почему так? Ведь физические антропологи хоть и говорят о некотором отличие мозга неандертальцев от нашего,  но тем не менее, признают эти отличия не столько качественными, сколько количественными. В человеческих сообществах неандертальцев, владеющих огнём, предположительно обладающих речью (хоть и не такой развитой – в силу особенностей мозга и анатомического строения речевого аппарата), обладающих социальными структурами (как минимум, заботящиеся о больных, раненных) – должно было быть искусство! Даже несмотря на то, что многие произведения неандертальцев могли не сохраниться до наших дней, если были сделаны, к примеру, из дерева (или на дереве или древесной коре).

Поэтому вопрос об искусстве неандертальцев — важный и актуальный для целостного понимания эволюции человека. В начале этого года в журнале «Science» была опубликована статья, подготовленная большой группой ученых. Она произвела, если так можно сказать, определенный фурор в научной среде:

— Международная группа датировщиков и археологов опубликовала мегасенсационные датировки рисунков в трёх испанских пещерах, — пишет Сергей Дробышевский на портале antropogenez.ru. — Замысловатый красный геометрический символ в Ла Пасиега (мне он больше всего напоминает план-схему ловушки для жуков-короедов) получил дату 64,8 тыс. л.н. Красный же пигмент на сталактитах в пещере Ардалес имеет возраст 65,5 тыс. л.н. Самым же древним и впечатляющим оказался негативный отпечаток руки (когда приложенную ладонь окрасили кругом красной охрой) из Мальтравиесо – 66,7 тыс. л.н.

А ведь в столь почтенные времена сапиенсы ещё сидели в Африке!

В Европе же тогда безраздельно хозяйничали неандертальцы. Стало быть – это они и развлекались! Стало быть – неспроста хоть изредка, да находят на их стоянках кусочки красной и жёлтой охры. Стало быть – не так уж неправы были те, кто считал неандертальцев вполне креативными. Может, просто они чаще рисовали друг на друге или на кусках коры, или на камнях, расположенных под открытым небом? – задаёт вопрос автор статьи.

С другой стороны, надо отметить, последние годы делаются попытки удревнить выход сапиенсов из Африки. Кстати, в очередной раз подчеркнем, что мы – люди разумные, современного типа, — все родом из Африки, своеобразные мигранты, покинувшие свою родину. Так вот, несмотря на все попытки , всё же сомнительно, что на момент появления первой пещерной живописи, наш вид уже был в Европе: «Достоверных и бесспорных находок представителей нашего вида древнее 50-55 тысяч лет до сих пор никто так и не нашёл» — пишет антрополог Дробышевский.

— Конечно, всегда можно списать сенсацию на неточность метода. Тем более, что разброс возможных оценок вправду довольно велик. Так, минимально возможные цифры для Ла Пасиега – 51,56±1,09 тыс.л.н., для Ардалес – 32,35±0,27 тыс.л.н., а для Мальтравиесо – 41,68+2,44/−2,29 тыс.л.н. Так что потенциально творцами изображений вполне могли быть ранние кроманьонцы. Но таким критиканам стоит напомнить, что максимальные цифры – 79,66±14,90, 68,13+2,96/−2,62 и 70,08+3,82/−3,37 тыс.л.н., соответственно.

Как итог: находка отпечатков рук с датировкой 66 тысяч лет – величайшее открытие начала XXI века. Подобного масштаба изменения в наших представлениях о прошлом случаются едва ли не раз в сто лет. Если новые исследования подтвердят полученные цифры, то учебники, как водится, придётся опять переписать, а неандертальцев с их средним палеолитом уже никто не сможет обвинить в отсутствии художественных талантов, — рассуждает Сергей Дробышевский на antropogenez.ru.

Фильм Марка Ткачука «Два человечества»

dialectica.xyz

Творчество неандертальцев : arktal

Оказывается, о наших первобытных (и очень дальних) родственниках неандертальцах мы знаем намного меньше, чем мы думали. Считается, что первые люди с чертами протонеандертальца существовали в Европе ещё 350-600 тысяч лет назад и исчезли сравнительно недавно - 25—35 тысяч лет назад. То есть, какое-то время наши прямые предки кроманьонцы жили рядом с ними и не только жили, но и сожительствовали: по последним данным мы оказались носителями 1-4% неандертальских генов (см. Р.Нудельман, "Кто, с кем, когда?"). Тем не менее, любые проявления созидания приписывается всегда нашим прямым предкам кроманьонцам/Homo sapiens, оставляя неандертальцам лишь грубую физическую силу. По принципу: сила есть - ума не надо.

Но вот последнее сообщение о находках в пещере Брюникель, расположенной в 50км от Тулуза на юге Франции, несколько поколебали это представление о наших родственниках. В пещере на глубине 330 м археологи обнаружили на земле круги, выложенные из сталагмитов. Авторы исследования (публикация в NATURE) утверждают, что хотя на первый взгляд эти круги кажутся плодом творчества человека современного типа Homo sapiens, однако на самом деле возраст этих конструкций составляет порядка 176 тыс. лет. Это значит, что они «опередили» приход человека современного типа примерно на 100 тыс. лет, и наиболее вероятные строители - неандертальцы.

Необычные постройки (шесть конструкций) были найдены во французской пещере еще в начале 90-х, однако до сих пор оставались практически не исследованными. Каждая конструкция состоит из нескольких концентрических низких стен и горок, собранных из обломанных натечных образований (сталактитов/сталагмитов). Часть сталагмитов формируют круг, составляющий 6,7 м в поперечнике, часть расположена в форме полукругов, а некоторые сталагмиты сложены в отдельные кучи.

Структуры находятся в труднодоступном зале пещеры, довольно далеко от входа. В нескольких местах постройки есть следы открытого огня: они заметны по наличию сажи. Наличие огня было подтверждено с помощью магнитного анализа кристаллов (нагревание приводит к потере магнитной анизотропии). В пещере также есть множество свидетельств присутствия медведей, однако до сих пор не удалось найти никаких следов человека — кроме, собственно, самой постройки.

Сажу, найденную на сталактитах, ученые пытались использовать для датирования с помощью радиоуглеродного метода (С-14). Однако первые попытки, сделанные почти сразу после открытия пещеры, показали возраст следов выше 50 тысяч лет, т.е. выше предела чувствительности метода, и точную датировку установить не удалось. В новой работе ученые решили использовать уран-ториевую датировку, верхняя граница применимости которой на порядок выше радиоуглеродной. Такая датировка успешно применяется геологами при исследовании именно осадочных минералов, в том числе для натечных образований в пещерах. Результаты этой датировки показали возраст 174400 до 178600 лет.

По всем имеющимся данным Homo sapiens в Европе на этот момент не существовало, поэтому авторами постройки могли быть только неандертальцы. Версию о том, что такая сложная постройка могла быть создана животными, авторы находят неубедительной.

Однако в чем заключались функции этих структур, по-прежнему не ясно. Постройки могли иметь как религиозное значение, так и хозяйственное, но в любом случае убедительных версий их применений нет. Следует отметить, что сами способности неандертальцев к созданию таких структур не подвергаются сомнению: как стало понятно в последнее десятилетие, они могли изготавливать сложные инструменты и даже делать украшения. Вопрос заключается прежде всего в том, почему не удалось найти следов их присутствия в пещере и нет ли каких-то иных объяснений авторства археологического памятника.

arktal.livejournal.com

Искусство неандертальцев: ivanov_petrov

Пронятин, Украина, 30-40 тыс. лет назад - изображение леопарда

http://geoserver.itc.nl/melkakunture/panel.asp?w=w03&p=p04&i=none 50-60 тыс. лет назад, Аполло 11, НамибияКак я понимаю, это уже не неандертальцы, а сапиенсы:

http://www.convictcreations.com/aborigines/bradshaws.htmBradshaws (Guion Guion) Although the art's pigment can't be dated, a fossilised wasp nest covering one of the paintings has been dated at 17,000 + years old. This makes the art at least four times older than the pyramids of Egypt. It also makes the art a comparable age to the Grotte Chauvet paintings in France, which have been dated at 30,000-years-old. Although radio carbon dating was used to date the Grotte Chauvet pigments, the Bradshaw art can't be dated in the same way. Because they are so old, they have become part of the rock itself.

http://en.wikipedia.org/wiki/LascauxUpper Paleolithic art. These paintings are estimated to be 17,300 years old

http://evolutionism.ucoz.ru/faq/9-1Изображение оленя с прорисованными внутренностями, обнаруженное на стоянке Клофтефосс (Норвегия). Пример так называемой рентгеновской техники в древнем искусстве народов Севера.

Я-то думал, что такое у австралийцев, а вон - Норвегия-------------

В целом картина странная. Обычно говорят, что у неандертальцев "почти" не было искусства, практические были ребята. Все, что мы знаем как первобытное искусство - все эти лошади, бизоны и прочие картинки, петроглифы и др. - это все кроманьонцы.

Но: те два рисунка, что считаются неандертальскими, как мне кажутся, показывают - это сохранившиеся фрагменты большого комплекса произведений искусства, вполне себе сопоставимого. Никакого "почти" я не замечаю. Может, кто знает - какая там аргументация, что считают, будто у неандертальцев оно "мало" развито"

Что-то насчет "нефантастичности" этих рисунков? но линии уверенные, очень обобщенные, и речи нет о простом копировании. Ну и - всего пара.

ivanov-petrov.livejournal.com

Искусство неандертальцев - ПОЛИТ.РУ: НОВОСТИ

Группа исследователей под руководством Дирка Хоффмана (Dirk L. Hoffmann) опубликовала две статьи, в которых приводятся новые доказательства появления первобытного искусства уже у неандертальцев, что в свою очередь служит свидетельством наличия у них достаточно развитого символического мышления.

Журнал Science опубликовал статью, где изложены результаты уран-ториевого датирования наскальных рисунков в пещерах Испании, а публикация в журнале Science Anvances посвящена символическому использованию иберийскими неандертальцами морских раковин и минеральных пигментов 115 тысяч лет назад. В работах принимали участие специалисты из Германии, Италии, Испании, Португалии, Великобритании и Франции.

Наскальные рисунки, возраст которых обсуждается в первой статье, были найдены в пещерах Ла-Пасьега (La Pasiega), Мальтравьесо (Maltravieso) и Ардалес (Ardales) в Испании. Они представляют собой самые простые формы: группы линий, отпечатки ладони или просто раскрашенные красным пигментом сталактиты. В некоторых рисунках исследователи предположительно угадывают фрагменты очертаний животных.

 

Пещеры на карте Испании. 1 – Ла-Пасьега, 2 – Мальтравьесо, 3 – Ардалес.

Уран-ториевый метод, использованный учеными для определения их возраста, отличается от прочих методов радиоизотопного датирования тем, что основан не на определении соотношения радиоактивного элемента и стабильного продукта его распада, а на степени достижения так называемого «векового равновесия». Следовые количества урана в карбонатах со временем в ходе радиоактивного распада превращаются в торий (234U → 230Th). Торий тоже радиоактивен и со временем распадается. Период полураспада тория-230 составляет 75 тысяч лет, а урана-234 больше – 245 тысяч лет, так что в определенный срок наступает состояние векового равновесия, когда число образующихся атомов тория равно числу распадающихся и соотношение урана и тория в образце больше не меняется. Верхний возрастной предел, который можно установить уран-ториевым методом, составляет немного больше 500 000 лет. Важно, что данный метод применим для определения возраста минералов, содержащих карбонат кальция, то есть с его помощью можно установить, когда возникло натечное образование в пещере, например, сталактит или сталагмит. Если датировать тонкий слой кальцитовой коры, образовавшейся поверх древнего рисунка, мы получим дату, не позднее которой этот рисунок был нанесен на стену пещеры.

Дирк Хоффман и его коллеги разработали технику получения кальцитовых образцов и определения их возраста. Они применили этот метод для датирования наскальной живописи в ряде пещер Италии, Франции, Португалии и Испании. В большинстве случаев возраст рисунков указывал, что они появились уже в эпоху Homo sapiens. Но три испанские пещеры оказались исключением. Авторы работы установили, что рисункам в испанских пещерах не менее 66,7 тысяч лет. А это значит, что они были созданы как минимум за двадцать тысяч лет до появления в Европе первых Homo sapiens. Остается единственный возможный кандидат в их авторы – Homo neanderthalensis. При этом рисунки в пещере Ардалес создавались на протяжении примерно 25 тысяч лет, то есть их появление явно не было случайностью, а представляло собой сложившуюся культурную традицию.

 

Отпечаток ладони на стене пещеры Мальтравьесо. Слева оригинальная фотография, справа она же обработанная специальным программным обеспечением, которое усиливает контраст цветов. Указано место взятия образца для датирования.

Окрашенные морские раковины родов Acanthocardia и Glycymeris с отверстиями, которые могли служить в качестве украшений, были найдены на юго-востоке Испании в пещере Куэва-де-лос-Авионес (Cueva de los Aviones). Их возраст оказался еще более древним, он составляет от 15 000 до 120 000 лет. Вместе с ними были найдены раковины из рода Spondylus, служившие, судя по найденным в них остаткам, своеобразными палитрами для смешивания минеральных красителей разных оттенков желтого и красного.

 

Находки из Куэва-де-лос-Авионес. А – раковины со следами гематита и пирита в красном лепидокроците; B– крупный фрагмент натроярозита – минерала, который использовался в древности для раскрашивания тела; C– перфорированные раковины Acanthocardia и Glycymeris со следами красного гематита на внутренней стороне. (Zilhão et al. 2010)

Долгое время считалось, что возникновение пещерной живописи – это одно из важнейших отличий неандертальцев и Homo sapiens. Однако в последние годы накапливается все больше свидетельств наличия у неандертальцев различных ранних форм художественного творчества.

Так, в 2015 году, предприняв новое исследование, найденных более 100 лет назад когтей орла, ученые обнаружили на них отметины и следы полировки, свидетельствующие об обработке человеком. Это позволило сделать вывод, что неандертальцы делали из этих когтей украшения, возможно, браслеты или ожерелья. Восемь когтей, рассмотренных учеными, принадлежат орланам-белохвостам (Haliaeetus albicilla), их возраст около 130 тысяч лет. В одном слое с ними были обнаружены остатки стоянки неандертальцев. Находка была сделана в 1899 году хорватским палеонтологом Драгутином Горьянович-Крамбергером. В пещере горы Хушняково возле города Крапина он обнаружил останки нескольких сотен неандертальцев. С тех пор крапинские неандертальцы стали всемирно известными, некоторые авторы выделяют их в особый подвид, в Крапине создан музей неандертальцев, а в самой пещере им установлен памятник. А вот птичьи когти, обнаруженные при раскопках, в то время не привлекли внимания исследователей и лежали в музее до XXI века.

Подробно их исследовали профессор-эмеритус Канзасского университета Дэвид Фрейер (David Frayer), а также куратор Хорватского музея естественной истории Даворка Радовчич (Davorka Radovčić), сотрудник отдела геологии и палеонтологии этого музея Яков Радовчич (Jakov Radovčić) и сотрудник Института палеонтологии и геологии четвертичного периода Хорватской академии наук и искусств Анкица Орос Сршен (Ankica Oros Sršen). Их выводы изложены в статье, опубликованной в PLOS ONE. Ученые установили, что неандертальцы изготавливали украшения по меньшей мере за 80 тысяч лет до появления современных людей в Европе. «Неандертальцев часто представляют примитивными, бормочущими, неуклюжими, спотыкающимися дураками, – сказал тогда Дэвид Фрейер. – Но, чем больше мы узнаем о них, тем более хитроумными они оказываются»

 

Когти орлана из хорватской пещеры. Фото: Luka Mjeda

Еще более масштабный пример вероятного творчества неандертальцев был предъявлен в 2016 году в исследовании, опубликованом в журнале Nature.. В пещере Брюникель (Bruniquel), во французском департаменте Тарн и Гаронна, еще в 1990-е годы были обнаружены два кольца, сооруженных из обломков сталактитов. Кольца были построены из сломанных сталактитов на расстоянии более 330 метров от нынешнего входа в пещеру. Большое кольцо неправильной формы имеет примерно 6,7 метра в длину и 4,5 метра в ширину. Внутри него сложено две небольших кучи из таких же обломков. Малое кольцо, диаметром 2,5 метра, находится рядом. Большая часть фрагментов сталактитов, из которых они сложены, длиной с предплечье и цилиндрической формы. Среди них нет кончиков сталактитов или фрагментов их расширенных оснований. Поэтому спелеологи сразу пришли к выводу, что “стройматериал” был создан и отобран преднамеренно. Размер колец и их форма противоречат и гипотезе о том, что они представляли собой логово пещерного медведя.

 

3D-карта колец, построенных из сломанных сталактитов. Xavier Muth/Get in Situ

Софи Верхейден (Sophie Verheyden), геолог из Королевского бельгийского института естественных наук, и ее коллеги датировали как сами фрагменты сталактитов, так и осадочные слои, образовавшиеся на них после того, как кольца были уже построены. В итоге они установили, что пещерное сооружение возникло 175 – 177 тысяч лет назад. Поскольку до выхода из Африки предков людей современного типа оставалось еще несколько десятков тысяч лет, остается заключить, что кольца построили тогдашние обитатели Европы – неандертальцы. Остается неясным, для чего понадобились неандертальцам такие сооружения. В нескольких местах внутри колец обесцвечивание минералов указывает, что в древности там разводили костры. Также удалось найти небольшой фрагмент кости со следами огня.

Находка стала первым прямым свидетельством строительной деятельности неандертальцев. Софи Верхейден предполагает, что они могли возводить и другие постройки из дерева, шкур животных или костей, но из-за недолговечности материалов следов от них не осталось. Пещерные же сооружения сохранились, так как были возведены из камня в защищенной среде.

Жоан Зильян (João Zilhão) из Барселонского университета и Центра археологии Лиссабонского университета, входящий в число авторов обеих нынешних статей, считает неандертальское авторство рисунков подтверждением того, что неандертальцы когнитивно не уступали сапиенсам. Другие специалисты считают такое мнение слишком максималистским, но признают, что распространенные представления о неандертальцах, как о лишенных способности к символическому мышлению и сложной творческой деятельности людях, необходимо пересмотреть.

so-l.ru

Искусство неандертальцев

Группа исследователей под руководством Дирка Хоффмана (Dirk L. Hoffmann) опубликовала две статьи, в которых приводятся новые доказательства появления первобытного искусства уже у неандертальцев, что в свою очередь служит свидетельством наличия у них достаточно развитого символического мышления.

Журнал Science опубликовал статью, где изложены результаты уран-ториевого датирования наскальных рисунков в пещерах Испании, а публикация в журнале Science Anvances посвящена символическому использованию иберийскими неандертальцами морских раковин и минеральных пигментов 115 тысяч лет назад. В работах принимали участие специалисты из Германии, Италии, Испании, Португалии, Великобритании и Франции.

Наскальные рисунки, возраст которых обсуждается в первой статье, были найдены в пещерах Ла-Пасьега (La Pasiega), Мальтравьесо (Maltravieso) и Ардалес (Ardales) в Испании. Они представляют собой самые простые формы: группы линий, отпечатки ладони или просто раскрашенные красным пигментом сталактиты. В некоторых рисунках исследователи предположительно угадывают фрагменты очертаний животных.

 

Пещеры на карте Испании. 1 – Ла-Пасьега, 2 – Мальтравьесо, 3 – Ардалес.

Уран-ториевый метод, использованный учеными для определения их возраста, отличается от прочих методов радиоизотопного датирования тем, что основан не на определении соотношения радиоактивного элемента и стабильного продукта его распада, а на степени достижения так называемого «векового равновесия». Следовые количества урана в карбонатах со временем в ходе радиоактивного распада превращаются в торий (234U → 230Th). Торий тоже радиоактивен и со временем распадается. Период полураспада тория-230 составляет 75 тысяч лет, а урана-234 больше – 245 тысяч лет, так что в определенный срок наступает состояние векового равновесия, когда число образующихся атомов тория равно числу распадающихся и соотношение урана и тория в образце больше не меняется. Верхний возрастной предел, который можно установить уран-ториевым методом, составляет немного больше 500 000 лет. Важно, что данный метод применим для определения возраста минералов, содержащих карбонат кальция, то есть с его помощью можно установить, когда возникло натечное образование в пещере, например, сталактит или сталагмит. Если датировать тонкий слой кальцитовой коры, образовавшейся поверх древнего рисунка, мы получим дату, не позднее которой этот рисунок был нанесен на стену пещеры.

Дирк Хоффман и его коллеги разработали технику получения кальцитовых образцов и определения их возраста. Они применили этот метод для датирования наскальной живописи в ряде пещер Италии, Франции, Португалии и Испании. В большинстве случаев возраст рисунков указывал, что они появились уже в эпоху Homo sapiens. Но три испанские пещеры оказались исключением. Авторы работы установили, что рисункам в испанских пещерах не менее 66,7 тысяч лет. А это значит, что они были созданы как минимум за двадцать тысяч лет до появления в Европе первых Homo sapiens. Остается единственный возможный кандидат в их авторы – Homo neanderthalensis. При этом рисунки в пещере Ардалес создавались на протяжении примерно 25 тысяч лет, то есть их появление явно не было случайностью, а представляло собой сложившуюся культурную традицию.

 

Отпечаток ладони на стене пещеры Мальтравьесо. Слева оригинальная фотография, справа она же обработанная специальным программным обеспечением, которое усиливает контраст цветов. Указано место взятия образца для датирования.

Окрашенные морские раковины родов Acanthocardia и Glycymeris с отверстиями, которые могли служить в качестве украшений, были найдены на юго-востоке Испании в пещере Куэва-де-лос-Авионес (Cueva de los Aviones). Их возраст оказался еще более древним, он составляет от 15 000 до 120 000 лет. Вместе с ними были найдены раковины из рода Spondylus, служившие, судя по найденным в них остаткам, своеобразными палитрами для смешивания минеральных красителей разных оттенков желтого и красного.

 

Находки из Куэва-де-лос-Авионес. А – раковины со следами гематита и пирита в красном лепидокроците; B– крупный фрагмент натроярозита – минерала, который использовался в древности для раскрашивания тела; C– перфорированные раковины Acanthocardia и Glycymeris со следами красного гематита на внутренней стороне. (Zilhão et al. 2010)

Долгое время считалось, что возникновение пещерной живописи – это одно из важнейших отличий неандертальцев и Homo sapiens. Однако в последние годы накапливается все больше свидетельств наличия у неандертальцев различных ранних форм художественного творчества.

Так, в 2015 году, предприняв новое исследование, найденных более 100 лет назад когтей орла, ученые обнаружили на них отметины и следы полировки, свидетельствующие об обработке человеком. Это позволило сделать вывод, что неандертальцы Драгутином Горьянович-Крамбергером. В пещере горы Хушняково возле города Крапина он обнаружил останки нескольких сотен неандертальцев. С тех пор крапинские неандертальцы стали всемирно известными, некоторые авторы выделяют их в особый подвид, в Крапине создан музей неандертальцев, а в самой пещере им установлен памятник. А вот птичьи когти, обнаруженные при раскопках, в то время не привлекли внимания исследователей и лежали в музее до XXI века.

Подробно их исследовали профессор-эмеритус Канзасского университета Дэвид Фрейер (David Frayer), а также куратор Хорватского музея естественной истории Даворка Радовчич (Davorka Radovčić), сотрудник отдела геологии и палеонтологии этого музея Яков Радовчич (Jakov Radovčić) и сотрудник Института палеонтологии и геологии четвертичного периода Хорватской академии наук и искусств Анкица Орос Сршен (Ankica Oros Sršen). Их выводы изложены в статье, опубликованной в PLOS ONE. Ученые установили, что неандертальцы изготавливали украшения по меньшей мере за 80 тысяч лет до появления современных людей в Европе. «Неандертальцев часто представляют примитивными, бормочущими, неуклюжими, спотыкающимися дураками, – сказал тогда Дэвид Фрейер. – Но, чем больше мы узнаем о них, тем более хитроумными они оказываются»

 

Когти орлана из хорватской пещеры. Фото: Luka Mjeda

Еще более масштабный пример вероятного творчества неандертальцев был предъявлен в 2016 году в исследовании, опубликованом в журнале Nature.. В пещере Брюникель (Bruniquel), во французском департаменте Тарн и Гаронна, еще в 1990-е годы были обнаружены два кольца, сооруженных из обломков сталактитов. Кольца были построены из сломанных сталактитов на расстоянии более 330 метров от нынешнего входа в пещеру. Большое кольцо неправильной формы имеет примерно 6,7 метра в длину и 4,5 метра в ширину. Внутри него сложено две небольших кучи из таких же обломков. Малое кольцо, диаметром 2,5 метра, находится рядом. Большая часть фрагментов сталактитов, из которых они сложены, длиной с предплечье и цилиндрической формы. Среди них нет кончиков сталактитов или фрагментов их расширенных оснований. Поэтому спелеологи сразу пришли к выводу, что “стройматериал” был создан и отобран преднамеренно. Размер колец и их форма противоречат и гипотезе о том, что они представляли собой логово пещерного медведя.

 

3D-карта колец, построенных из сломанных сталактитов. Xavier Muth/Get in Situ

Софи Верхейден (Sophie Verheyden), геолог из Королевского бельгийского института естественных наук, и ее коллеги датировали как сами фрагменты сталактитов, так и осадочные слои, образовавшиеся на них после того, как кольца были уже построены. В итоге они установили, что пещерное сооружение возникло 175 – 177 тысяч лет назад. Поскольку до выхода из Африки предков людей современного типа оставалось еще несколько десятков тысяч лет, остается заключить, что кольца построили тогдашние обитатели Европы – неандертальцы. Остается неясным, для чего понадобились неандертальцам такие сооружения. В нескольких местах внутри колец обесцвечивание минералов указывает, что в древности там разводили костры. Также удалось найти небольшой фрагмент кости со следами огня.

Находка стала первым прямым свидетельством строительной деятельности неандертальцев. Софи Верхейден предполагает, что они могли возводить и другие постройки из дерева, шкур животных или костей, но из-за недолговечности материалов следов от них не осталось. Пещерные же сооружения сохранились, так как были возведены из камня в защищенной среде.

Жоан Зильян (João Zilhão) из Барселонского университета и Центра археологии Лиссабонского университета, входящий в число авторов обеих нынешних статей, считает неандертальское авторство рисунков подтверждением того, что неандертальцы когнитивно не уступали сапиенсам. Другие специалисты считают такое мнение слишком максималистским, но признают, что распространенные представления о неандертальцах, как о лишенных способности к символическому мышлению и сложной творческой деятельности людях, необходимо пересмотреть.

news.ivest.kz

искусство неандертальцев |

Жеводанский кошмар

Лимит времени: 0

Информация

история жеводанского кошмараЧтобы правильно ответить на вопросы, прочитайте ЭТУ статью

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается...

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Правильных ответов: 0 из 9

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0)

  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре

Илья Муромец и Соловей-разбойник

Лимит времени: 0

Информация

самая известная былина

Чтобы правильно ответить на вопросы, прочитайте ЭТУ статью

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается...

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Правильных ответов: 0 из 5

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0)

  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре

history-thema.com

Искусство неандертальцев | FOREXLUKS

Группа исследователей под руководством Дирка Хоффмана (Dirk L. Hoffmann) опубликовала две статьи, в которых приводятся новые доказательства появления первобытного искусства уже у неандертальцев, что в свою очередь служит свидетельством наличия у них достаточно развитого символического мышления. Журнал Science опубликовал статью, где изложены результаты уран-ториевого датирования наскальных рисунков в пещерах Испании, а публикация в журнале Science Anvances посвящена символическому использованию иберийскими неандертальцами морских раковин и минеральных пигментов 115 тысяч лет назад. В работах принимали участие специалисты из Германии, Италии, Испании, Португалии, Великобритании и Франции. Наскальные рисунки, возраст которых обсуждается в первой статье, были найдены в пещерах Ла-Пасьега (La Pasiega), Мальтравьесо (Maltravieso) и Ардалес (Ardales) в Испании. Они представляют собой самые простые формы: группы линий, отпечатки ладони или просто раскрашенные красным пигментом сталактиты. В некоторых рисунках исследователи предположительно угадывают фрагменты очертаний животных.   Пещеры на карте Испании. 1 – Ла-Пасьега, 2 – Мальтравьесо, 3 – Ардалес. Уран-ториевый метод, использованный учеными для определения их возраста, отличается от прочих методов радиоизотопного датирования тем, что основан не на определении соотношения радиоактивного элемента и стабильного продукта его распада, а на степени достижения так называемого «векового равновесия». Следовые количества урана в карбонатах со временем в ходе радиоактивного распада превращаются в торий (234U → 230Th). Торий тоже радиоактивен и со временем распадается. Период полураспада тория-230 составляет 75 тысяч лет, а урана-234 больше – 245 тысяч лет, так что в определенный срок наступает состояние векового равновесия, когда число образующихся атомов тория равно числу распадающихся и соотношение урана и тория в образце больше не меняется. Верхний возрастной предел, который можно установить уран-ториевым методом, составляет немного больше 500 000 лет. Важно, что данный метод применим для определения возраста минералов, содержащих карбонат кальция, то есть с его помощью можно установить, когда возникло натечное образование в пещере, например, сталактит или сталагмит. Если датировать тонкий слой кальцитовой коры, образовавшейся поверх древнего рисунка, мы получим дату, не позднее которой этот рисунок был нанесен на стену пещеры. Дирк Хоффман и его коллеги разработали технику получения кальцитовых образцов и определения их возраста. Они применили этот метод для датирования наскальной живописи в ряде пещер Италии, Франции, Португалии и Испании. В большинстве случаев возраст рисунков указывал, что они появились уже в эпоху Homo sapiens. Но три испанские пещеры оказались исключением. Авторы работы установили, что рисункам в испанских пещерах не менее 66,7 тысяч лет. А это значит, что они были созданы как минимум за двадцать тысяч лет до появления в Европе первых Homo sapiens. Остается единственный возможный кандидат в их авторы – Homo neanderthalensis. При этом рисунки в пещере Ардалес создавались на протяжении примерно 25 тысяч лет, то есть их появление явно не было случайностью, а представляло собой сложившуюся культурную традицию.   Отпечаток ладони на стене пещеры Мальтравьесо. Слева оригинальная фотография, справа она же обработанная специальным программным обеспечением, которое усиливает контраст цветов. Указано место взятия образца для датирования. Окрашенные морские раковины родов Acanthocardia и Glycymeris с отверстиями, которые могли служить в качестве украшений, были найдены на юго-востоке Испании в пещере Куэва-де-лос-Авионес (Cueva de los Aviones). Их возраст оказался еще более древним, он составляет от 15 000 до 120 000 лет. Вместе с ними были найдены раковины из рода Spondylus, служившие, судя по найденным в них остаткам, своеобразными палитрами для смешивания минеральных красителей разных оттенков желтого и красного.   Находки из Куэва-де-лос-Авионес. А – раковины со следами гематита и пирита в красном лепидокроците; B– крупный фрагмент натроярозита – минерала, который использовался в древности для раскрашивания тела; C– перфорированные раковины Acanthocardia и Glycymeris со следами красного гематита на внутренней стороне. (Zilhão et al. 2010) Долгое время считалось, что возникновение пещерной живописи – это одно из важнейших отличий неандертальцев и Homo sapiens. Однако в последние годы накапливается все больше свидетельств наличия у неандертальцев различных ранних форм художественного творчества. Так, в 2015 году, предприняв новое исследование, найденных более 100 лет назад когтей орла, ученые обнаружили на них отметины и следы полировки, свидетельствующие об обработке человеком. Это позволило сделать вывод, что неандертальцы делали из этих когтей украшения, возможно, браслеты или ожерелья. Восемь когтей, рассмотренных учеными, принадлежат орланам-белохвостам (Haliaeetus albicilla), их возраст около 130 тысяч лет. В одном слое с ними были обнаружены остатки стоянки неандертальцев. Находка была сделана в 1899 году хорватским палеонтологом Драгутином Горьянович-Крамбергером. В пещере горы Хушняково возле города Крапина он обнаружил останки нескольких сотен неандертальцев. С тех пор крапинские неандертальцы стали всемирно известными, некоторые авторы выделяют их в особый подвид, в Крапине создан музей неандертальцев, а в самой пещере им установлен памятник. А вот птичьи когти, обнаруженные при раскопках, в то время не привлекли внимания исследователей и лежали в музее до XXI века. Подробно их исследовали профессор-эмеритус Канзасского университета Дэвид Фрейер (David Frayer), а также куратор Хорватского музея естественной истории Даворка Радовчич (Davorka Radovčić), сотрудник отдела геологии и палеонтологии этого музея Яков Радовчич (Jakov Radovčić) и сотрудник Института палеонтологии и геологии четвертичного периода Хорватской академии наук и искусств Анкица Орос Сршен (Ankica Oros Sršen). Их выводы изложены в статье, опубликованной в PLOS ONE. Ученые установили, что неандертальцы изготавливали украшения по меньшей мере за 80 тысяч лет до появления современных людей в Европе. «Неандертальцев часто представляют примитивными, бормочущими, неуклюжими, спотыкающимися дураками, – сказал тогда Дэвид Фрейер. – Но, чем больше мы узнаем о них, тем более хитроумными они оказываются»   Когти орлана из хорватской пещеры. Фото: Luka Mjeda Еще более масштабный пример вероятного творчества неандертальцев был предъявлен в 2016 году в исследовании, опубликованом в журнале Nature.. В пещере Брюникель (Bruniquel), во французском департаменте Тарн и Гаронна, еще в 1990-е годы были обнаружены два кольца, сооруженных из обломков сталактитов. Кольца были построены из сломанных сталактитов на расстоянии более 330 метров от нынешнего входа в пещеру. Большое кольцо неправильной формы имеет примерно 6,7 метра в длину и 4,5 метра в ширину. Внутри него сложено две небольших кучи из таких же обломков. Малое кольцо, диаметром 2,5 метра, находится рядом. Большая часть фрагментов сталактитов, из которых они сложены, длиной с предплечье и цилиндрической формы. Среди них нет кончиков сталактитов или фрагментов их расширенных оснований. Поэтому спелеологи сразу пришли к выводу, что “стройматериал” был создан и отобран преднамеренно. Размер колец и их форма противоречат и гипотезе о том, что они представляли собой логово пещерного медведя.   3D-карта колец, построенных из сломанных сталактитов. Xavier Muth/Get in Situ Софи Верхейден (Sophie Verheyden), геолог из Королевского бельгийского института естественных наук, и ее коллеги датировали как сами фрагменты сталактитов, так и осадочные слои, образовавшиеся на них после того, как кольца были уже построены. В итоге они установили, что пещерное сооружение возникло 175 – 177 тысяч лет назад. Поскольку до выхода из Африки предков людей современного типа оставалось еще несколько десятков тысяч лет, остается заключить, что кольца построили тогдашние обитатели Европы – неандертальцы. Остается неясным, для чего понадобились неандертальцам такие сооружения. В нескольких местах внутри колец обесцвечивание минералов указывает, что в древности там разводили костры. Также удалось найти небольшой фрагмент кости со следами огня. Находка стала первым прямым свидетельством строительной деятельности неандертальцев. Софи Верхейден предполагает, что они могли возводить и другие постройки из дерева, шкур животных или костей, но из-за недолговечности материалов следов от них не осталось. Пещерные же сооружения сохранились, так как были возведены из камня в защищенной среде. Жоан Зильян (João Zilhão) из Барселонского университета и Центра археологии Лиссабонского университета, входящий в число авторов обеих нынешних статей, считает неандертальское авторство рисунков подтверждением того, что неандертальцы когнитивно не уступали сапиенсам. Другие специалисты считают такое мнение слишком максималистским, но признают, что распространенные представления о неандертальцах, как о лишенных способности к символическому мышлению и сложной творческой деятельности людях, необходимо пересмотреть.Искусство неандертальцевНаскальные рисунки в пещере Ла-Пасьега Hoffmann et al. / Science 2018

forexluks.ru


Смотрите также