великие русские иконы. Знаменитые иконы древней руси
великие русские иконы
Владимирская
икона Божией Матери
Не было другой иконы, которая была бы столь ценима в России, как Владимирская Икона Божией Матери.
Согласно легенде об этой иконе, Пресвятую Деву написал с натуры сам евангелист Лука. А в 450 году из Иерусалима икону перевезли в Константинополь столицу Византийской империи. Однако, ученые-искусствоведы считают, что Владимирская икона была написана в Константинополе в конце ХI века.
В ХII веке Константинопольский патриарх подарил ее Киевскому князю. А в 1155 году князь Андрей Боголюбский увез икону во Владимир, который сделал своей столицей.
В 1395 году грозный Тамерлан пошел в поход на Русь. Чтобы спасти столицу в Москву из Владимира была доставлена Владимирская икона Божией Матери. Народ долго молился пред ней: «Мати Божия! Спаси землю Русскую!». До сих пор историки не могут объяснить, почему орда Тамерлана повернула назад. В летописях записано, что сам Тамерлан услышал грозное предупреждение, с которым к нему обратилась Богородица. Напуганный Ее внезапным явлением непобедимый «Железный хромец» повернул обратно.
Троица Андрея Рублева
Отношение к иконописцам на Руси было особое. Многие из них были монахами. Но и к иконописцам-мирянам предъявлялись самые строгие нравственные требования: они должны были отличаться трезвой, чистой жизнью, ходить в храм и соблюдать посты. Перед началом новой работы иконописец постился и молился, испрашивая помощи у Бога.
Самый знаменитый иконописец и художник Древней Руси святой Андрей Рублев был еще в отрочестве пострижен в монашество святым Сергием Радонежским. Святой Сергий отправил Андрея в Спасов монастырь (позднее он стал называться Андроников монастырь) около Москвы. По преданию, святой Андрей Рублев каждый день молился у иконы Нерукотворного Спаса, прося наставления у Бога к писанию икон.
Андрей Рублев расписывал церкви и написал много известных икон. Но самый знаменитый его образ «Троица», которая в XVI веке была подарена Иваном Грозным в Троице-Сергиеву лавру.
Образ Троицы знаменует главный догмат православной церкви о Единстве Бога в Трех Лицах. Но на иконе мы видим не догмат, а живого Бога. Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой представлены в виде Трех Ангелов. Андрею Рублеву удалось передать изобразительными художественными средствами непостижимое для человеческого ума Единство Бога в Трех Ипостасях.
Казанская икона Пресвятой Богородицы
До революции День Народного Единства 4 ноября (22 октября по старому стилю), посвященный освобождению Москвы в 1612 году, назывался по-другому День Казанской иконы Божией Матери. Перед штурмом Москвы воины ополчения Минина и Пожарского три дня постились и молились перед иконой Казанской Божией Матери. Свою победу они отнесли заступничеству Богородицы.
Казанская икона Богородицы была чудесно обретена в 1579 году. Девятилетней девочке Матроне Онучиной в Казани явилась во сне Пресвятая Богородица. По словам девочки Небесная Царица рассказала, что под их домом зарыта Ее икона. Мать не поверила девочке, пока сон не повторился трижды.
На третий день мать повела дочку к Казанскому митрополиту Иову. Священники вместе с народом стали копать землю. Икону нашла сама Матрона.
Крестный ход с иконой пошел на городскую площадь к храму. Чудесно найденную икону Пресвятой Богородицы, которая сияла свежими красками, нес над головой священник Ермолай. Запомним это имя. Через несколько лет Ермолай принял постриг с именем Гермоген. В 1605 году он станет патриархом Гермогеном, который в 1612 году примет мученическую смерть. Но раньше как очевидец святой Гермоген написал «Сказание об обретении иконы Казанской Божией Матери», дошедшее до наших дней.
Перед революцией 1904 году в Казани произошло преступление, которое потрясло всех. Шайка грабителей, позарившихся на драгоценный оклад, выкрала из собора ту самую Казанскую икону, найденную девочкой Матроной в 1579 году. Преступники скоро были пойманы, но икону так и не нашли.
Тихвинская икона Божией Матери
История обретения в XIV веке этой иконы окутана тайной. Первоначальные списки сказания о явлении иконы повествуют:
“В лето 6891-е (1383 год) во дни благоверного Великого Князя Димитрия Ивановича (Донского)... явилася икона Пречистой Одигитрии (Путеводительницы) в Обонежской пятине... По прошествии малого времени оттуда невидимо перешла и явилась в Кожели на Куковой горе ненадолго, за 20 поприщ от Тихвина. И в том месте поставили церковь Покрова Божией Матери. После этого оттуда явилася в Тихвине, над рекою высоко стояла в воздухе икона Пречистой, у Ней на руках изображен Спаситель, Господь наш Иисус Христос. И собралось множество народа на зрение великого этого чуда, непрестанно молящегося Пречистому Образу ее и из нее рождшемуся Христу Богу нашему. И на том месте, на горе, заложили церковь в честь Успения Святой Богородицы”. В 1510 году, Великий Князь Московский Василий III Иванович повелел заложить каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, которая сохранилась до наших дней.
В кровавом XX веке Большой Богородице-Успенский мужской общежительный монастырь разделил ужасную участь многих русских обителей и храмов. В 1922 году была изъята драгоценная риза святой чудотворной Тихвинской иконы, главный монастырский храм - Успенский собор - был закрыт в 1936 году. Точна дата закрытия монастыря пока неизвестна. В ноябре 1941 года немецкие войска вошли в Тихвин, чудотворная икона Божией Матери Тихвинской вывезена немецкой экономической командой “Герлиц” во Псков. Епископ Иоанн (Гарклав) после войны переправил ее в США, в Свято-Троицкий собор Русской Православной Церкви за границей в Чикаго. Умирая, Епископ Иоанн (Гарклав) оставил завещание, согласно которому возвращение святыни возможно только при условии полного возрождения монастыря.
Летом 1995 года по милости Божией Богородице-Успенский мужской монастырь возобновил свою деятельность. Трудами братии, дарителей и благоустроителей Большой Богородице-Успенский монастырь возродился. Теперь же, с возвращением чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери и город Тихвин и весь северный край Великой России расцветет и очнется от духовной спячки и невежества.
Из статьи А.Рожинцева на сайте
http://www.blagoslovenie.ru/client/New/169.htm
"Одигитрия-Смоленская" Дионисий 1482 г.
Смоленская икона
Пресвятой Богородицы
При каких обстоятельствах эта икона появилась на Руси не сохранилось достаточно ясных сведений. Согласно одному из сказаний, греческий император Константин Порфирородный благословил этою иконою свою дочь Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за черниговского князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого. Так как эта икона сопровождала царевну Анну при путешествии из Царьграда в Чернигов и сама икона получила наименование «Одигитрия» («Путеводительница»).
Сын князя Всеволода Ярославовича и его супруги Анны, князь Владимир Мономах перенес семейную икону из Чернигова в Смоленск и поставил ее в соборном храме в честь Успения Богородицы. С этого времени икона Пресвятой Богородицы «Одигитрии» стала называться «Смоленской» по месту поставления.
Икона «Смоленской» Богоматери представляет собой один из древнейших византийских иконографических изводов. Правая рука Богородицы лежит на груди, а левая поддерживает Богомладенца, который в левой Своей руке держит свиток, а правой благословляет род человеческий. До 1941 года древний чудотворный образ «Смоленской» Богоматери находился в смоленском кафедральном соборе в честь Успения Богородицы построенном в 1667 -1679 году.
Из статьи О.Стародубцева на сайте http://www.pravoslavie.ru/pvt/1533.htm
Об иконах можно смотреть:
http://www.icon-art.info/
http://ikona.cxolii.ru/
http://www.rusicon.ru/
http://www.obraz.org/
[вверх]
hram-chus.narod.ru
30 знаменитых икон России
1. Владимирская икона Божией Матери
По преданию, Владимирская икона Божьей Матери была написана самим евангелистом Лукой. В Россию она была привезена в начале XII века в качестве подарка князю Мстиславу.
Икону признали чудотворной, после того, как она трижды отводила войска захватчиков от Москвы.
Сейчас икона находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.
2. Икона «Троица»
Знаменитая икона «Троица» была написана Андреем Рублевым в XV веке для иконостаса Троицкого Собора. За 600 лет существования икону подновляли пять раз, но после реставрации 1919 года был снова открыт авторский слой.
Сейчас икона хранится в Третьяковской Галерее в Москве.
3. Казанская икона Божьей Матери
Казанская икона Божьей Матери была обретена на пепелище в 1579 году после того, как Богородица трижды явилась во сне девочке Матроне. На сегодняшний день Казанская икона Божьей Матери – одна из самых популярных в России. Считается, что именно ее покровительство помогло ополчению Пожарского изгнать поляков из Москвы.
Из трех чудотворных списков до нашего времени сохранился только петербургский, сейчас он хранится в Казанском Соборе в Санкт-Петербурге.
4.Тихвинская икона Божией Матери
Принято считать, что Тихвинская икона Божией Матери была обретена в Тихвине в 1383 году. Икону почитают как чудотворную. По преданию, именно ее заступничество в 1613 году помогло спасти Тихвинский Богородице-Успенский монастырь от нашествия шведов.
Сейчас икона Тихвинской Божией Матери находится в Тихвинском Успенском монастыре.
5. Смоленская икона Пресвятой Богородицы
Смоленская икона Пресвятой Богородицы была привезена в Россию в XI веке. Ей приписывали множество чудес, в том числе спасение Смоленска от нашествия хана Батыя в 1239 году.
Существует множество списков Смоленской иконы, но первообраз был утерян во время оккупации Смоленска немецкими войсками в 1941 году.
6. Иверская икона Божией Матери
Иверская икона в IX веке хранилась в доме одной благочестивой вдовы, которая спасла ее от уничтожения, опустив ее в море. Два века спустя икона явилась монахам Иверского монастыря на горе Афон.
В XVII веке список чудотворной иконы доставили в Россию. Сегодня поклониться образу можно в Новодевичьем монастыре.
7. Донская икона Божией Матери
Донская икона Божьей Матери – двусторонняя, на обороте изображено Успение Богоматери. Авторство иконы приписывают Феофану Греку. По легенде, эту чудотворную икону казаки преподнесли в дар Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой в 1380 году.
На сегодняшний день икона хранится в Третьяковской галерее и покидает ее каждый год 1 сентября (19 августа по старому стилю). В этот день образ перевозят в Донской монастырь для свершения праздничного богослужения.
8. Икона Знамение Пресвятой Богородицы
Икона Знамение Пресвятой Богородицы датируется XII веком. В 1170 году, когда Андрей Боголюбский осадил Великий Новгород, во время крестного хода по стенам, икону пробила случайная стрела. Икона заплакала, а войска Боголюбского в ужасе бежали.
До сих пор образ хранится в Софийском соборе в Великом Новгороде.
9. Курская-Коренная икона Божией Матери
Икона была найдена в лесу под Курском в день Рождества Пресвятой Богородицы в 1295 году. На месте обретенного образа тут же забил родник.
По преданию, после татаро-монгольского набега икона была разрублена пополам, но как только ее части совместили, она чудесным образом «срослась».
В 1920 году Курская Коренная икона Божьей матери была вывезена из России врангелевской армией. С 1957 года она хранится в Знаменском Соборе Архиерейского Синода в Нью-Йорке.
10. Феодоровская икона Божией Матери
Точная дата написания Феодоровской иконы Божьей Матери неизвестна, но первые упоминания датируются XII веком. Икону считают чудотворной, она несколько раз спасалась из огня, а в 1613 году этой иконой инокиня Марфа благословила своего сына Михаила Романова при избрании на царство.
Поклониться чудотворной иконе можно в Богоявленско-Анастасиином женском монастыре в Костроме.
11. Псково-Печерская икона «Умиление»
Икона «Умиление» является списком 1521 года с Владимирской иконы Божией Матери. По преданию, Псковско-Печерская икона защитила Псков от осады польского короля Стефана в 1581 году.
Сейчас икона находится в Успенском соборе Псковско-Печерского монастыря.
12.Святой Николай (Угрешская икона)
Угрешская икона явилась Дмитрию Донскому по пути на Куликово поле в 1380 году. Позже на том месте был заложен монастырь, в котором образ и хранился вплоть до закрытия монастыря в 1925 году.
Сейчас чудотворная икона находится в Государственной Третьяковской Галерее в Москве.
13. Икона «Спас Елеазаровский»
Явленный образ Спаса Елеазаровского был обретен в ноябре 1352 года. Икону признали чудотворной, а дерево, на котором была найдена икона, было замуровано в свод храма, построенного месте обретения иконы.
С августа 2010 года икона Спас Елеазаровский хранится в Спасо-Елеазаровском монастыре под Псковом.
14. Икона Святитель Николай Чудотворец (Никола Можайский)
Икона была написана в первой половине XVII века со знаменитой резной скульптуры, изображавшей Николая Чудотворца с мечом в руках. В 1993-1995 годах икону отреставрировали, открыв нижние слои краски.
Сейчас образ находится в церкви Сошествия Святого Духа в Можайске.
15. Икона Божией Матери Семистрельной
Явленный образ Иконы Божьей Матери Семистрельной был обретен в колокольне в Вологде. Долгие годы прихожане ходили по ней, принимая ее за доску пола. Образ признали чудотворным во время эпидемии холеры в 1830 году.
На сегодняшний день явленный образ утрачен, но один из знаменитых списков, мироточивая икона «Семистрельная», находится в храме Архангела Михаила в Москве.
16. Икона Святой Матроны Московской
Матрона Московская была канонизирована лишь в 1999 году, но ее икону, написанную в XXI веке, уже признали чудотворной. В списке содержится частица покрова и мощей святой.
Поклониться святыне можно в Покровском монастыре в Москве.
17. Икона блаженной Ксении Петербургской
Блаженную Ксению Петербургскую канонизировали в 1988 году, но почитать блаженную начали еще при жизни.
Самый известный образ находится в Смоленском храме в Санкт-Петербурге, где ему могут поклониться все желающие.
18. Икона Преображение Господне
Икона Преображение Господне была написана в 1403 году. Долгое время ее автором считался Феофан Грек, но последние исследования показали, что икону написал неизвестный иконописец того же периода. Создание образа связывают с восстановлением и переосвящением Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском.
С XX века знаменитая икона хранится в Третьяковской Галерее в Москве.
19. Икона Святителя Спиридона Тримифунтского
Один из чудотворных образов Спиридона Тримифунтского находится в церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Внутри иконы заключен ковчег с мощами святого.
20. Икона Святого Василия Блаженного в молении ко Христу
Икона была написана в конце XVI века для собора Покрова-на-Рву, который более известен как Храм Василия Блаженного.
Икона до сих пор хранится на прежнем месте и является одним из самых старых образов храма.
21. Спас Нерукотворный Симона Ушакова
Икона Спас Нерукотворный была написана Симоном Ушаковым в 1658 году. Иконописца подвергли критике за нехарактерное изображение лица Христа, но впоследствии именно этот образ стал наиболее популярным в России.
Сейчас икона хранится в Третьяковской галерее в Москве.
22. Икона Спас в силах Андрея Рублева
Икона Спас в силах был написан Андреем Рублевым и его подмастерьями для иконостаса Успенского собора во Владимире в 1408 году.
Икону можно увидеть в Третьяковской Галерее в Москве.
23. Икона Серафима Саровского
Одна из наиболее почитаемых икон Серафима Саровского хранится в Даниловом Монастыре в Москве. Образ является точным списком с келейной иконы схиигумении Фамари и содержит в себе четки, часть мантии святого и часть камня, на котором он молился тысячу дней.
24. Икона Дионисия Богоматерь Одигитрия (Путеводительница)
Икона Богоматерь Одигитрия была написана Дионисием в 1482 году. Долгое время образ хранился в Вознесенском монастыре в Московском кремле, но сейчас находится в Государственной Третьяковской Галерее.
25. Почаевская икона Божией Матери
Почаевская икона впервые упоминается в летописях в 1559 году, когда дворянка Анна Гойская подарила образ инокам Успенской Почаевской Лавры. Икона была признана чудотворной, когда ее покровительство избавило лавру от турецкой осады 20-23 июля 1675 года.
Образ до сих пор хранится в Успенской Почаевской Лавре на территории Украины.
26. Покров Святой Сергий Радонежский
Самое знаменитое и самое раннее изображение Сергия Радонежского - это не икона, а покров. Он был вышит в 1420-е годы, и сейчас находится в ризнице Троице-Сергиевой лавры.
27. Икона Апостолы Пётр и Павел
Икона Апостолы Петр и Павел была написана в Новгороде в XI веке и, с большой вероятностью, является самым древним из русских произведений станковой живописи. Трижды за свою историю икона покидала Новгород, но всегда возвращалась назад.
Сейчас образ находится в Новгородском музее-заповеднике в Великом Новгороде.
28. Икона. Спас Златая риза
Образ Спас Золотая Риза был написан в XI веке специально для Руси. Свое название икона получила из-за утраченного ныне сплошного позолоченного оклада.
Иконе можно поклониться в Успенском соборе в московском Кремле.
29. Икона. Устюжское Благовещение
Устюжское Благовещение – одна из немногих сохранившихся икон домонгольского периода. Она была написана в начале XII века в Великом Новгороде, а перевезена в Москву – в середине XVI века.
Последние 85 лет икона хранится в Государственной Третьяковской Галерее.
30. Боголюбская икона Божьей Матери
Боголюбская икона Божьей Матери является одной из древнейших русских икон (1155 год) и почитается как чудотворная.
Во время реставрации 1946 года икону сильно повредили, но последующие работы смогли частично спасти образ. В 2009 году образ снова пострадал, когда его поразил грибок, появившийся на иконе из-за неправильного хранения. На сегодняшний день икона сохраняется во Владимиро-Суздальском музее в специальном помещении. Ученые опасаются, что новая реставрация может полностью уничтожить образ.
Автор
Кириллица
yarcenter.ru
Знаменитая Новгородская икона и Ярославская икона
Знаменитая Новгородская икона и Ярославская икона
С Великим Новгородом связывается знаменитая русская икона «Знамение Пресвятыя Богородицы в Новеграде». Этот образ очень характерен. Богородица изображена по пояс с двумя поднятыми руками, на груди у нее круг, в котором — младенец Христос также с поднятыми руками. Расположение фигур Богородицы и Христа резко отличается от всех других икон. Оказывается, существует и другой, малоизвестный вариант этой иконы, отличающийся только тем, что Богородица изображена в полный рост. Это — Ярославская икона, называемая сегодня «Богоматерь Великая Панагия» [37]. Это название на самой иконе отсутствует и придумано, по-видимому, намного позднее, поскольку в церковных источниках такого названия нет. Это, очевидно, — та же Велико-Новгородская икона «Знамение», чтимая на Руси, имеющая свой праздник. Видя, что Ярославская икона относится, очевидно, к Ярославской школе, ей были вынуждены придумать новое название. Иначе пришлось бы объяснять возникающее отождествление Новгорода с Ярославлем.
Знаменитая историческая Велико-Новгородская школа живописи очень близка к Московской. Это и естественно, если Великий Новгород — это Ярославль. А современный Новгород на Волхове находится не так далеко от Пскова. В то же время, Псковская школа иконописи сильно отличается от Московской и Новгородской (Великого Новгорода). Неудивительно, что в современном Новгороде роспись на стенах его старых храмов выполнена в духе именно Псковской, а не новгородско-московской школы. Вполне естественно, так как современный Новгород тяготел к Пскову.
Это — еще одно косвенное свидетельство того, что исторический Великий Новгород и современный город Новгород на Волхове — это разные города, значительно удаленные друг от друга.