Значение древнего рима. Вопрос 42. История Древнего Рима и ее значение во всемирно-историческом процессе.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культура Древнего Рима и ее значение для европейской цивилизации. Значение древнего рима


Вопрос 42. История Древнего Рима и ее значение во всемирно-историческом процессе.

Современный город Рим является столицей Итальянской республики, одним из крупнейших городов Западной Европы. Однако в древности в слово «Рим» вкладывалось другое содержание. В древности Рим — это не только название одного города: это одновременно цивилизованное общество и государство, возникшее в VI в. до н. э. на территории Апеннинского полуострова, а позднее включившее в свои границы все Средиземноморье. Таким образом, термин «Древний Рим» условен.

Условность термина «Древний Рим» особенно наглядно проявляется в том, что как таковая история первых цивилизаций начинается не в городе Риме, а во внеримских и даже внеиталийских центрах — в греческих колониях на территории Сици­лии и Южной Италии и в этрусских городах. Период VIII —VI вв. до н.э.—это, собственно, неримский период «древнеримской истории». Как социально расчлененное общество с первичной государственностью, римская община начинает свое историче­ское существование с начала VI в. до н. э.

С течением времени понятие «Древний Рим» изменилось. В VI—TV вв. до н. э. в Древний Рим входила центральная часть

Апеннинского полуострова, а римское об­щество и государство представляло собой одну из разновидностей полисных структур, во многом аналогичных греческим крупным полисам типа Афин или Спарты.

В III в. до н. э. Древний Рим стал насильственным объединением городов и племенных территорий всей Италии и силь­нейшим государством Западного Средизем­номорья. В это же время Рим уже опасный соперник для всех крупнейших эллинисти­ческих государств, таких, как птолемеевский Египет, царство Селевкидов или Македонская монархия. В конце III в. до н. э. Риму удалось уничтожить Карфаген­скую державу и стать господствующей си­лой в Западном Средиземноморье.

ВI—II вв. Древний Рим —это мировая империя, раскинувшаяся по всем берегам Средиземноморья, включающая обширные области Западной и Юго-Восточной Евро­пы, Передней Азии и Северной Африки.

История Древнего Рима изучает станов­ление, функционирование и упадок того своеобразного общества, государственно­сти и культуры, которое сложилось на тер­ритории сначала Апеннинского полуострова со II в. до н. э. и стран всего Средиземноморья.

Зародившись в VIII в. до н. э. в этрус­ских городах и греческих колониях Южной Италии и Сицилии, а в VI в. до н.э. на территории Лация, древнеримская цивили­зация прошла более чем тысячелетний ис­торический путь, завершившись в V в. н. э. На этом длительном историческом пути древнеримское общество прошло ряд эта­пов, отличающихся друг от друга многими параметрами.

Начальный этап охватывает VIII—III вв. до н. э. Вышедшее из недр первобытного общества раннеримское общество пред­ставляло собой сложный конгломерат пере­житков родовых и общинных порядков, раннеклассовых структур, патриархального рабства. С течением времени рабовладель­ческие отношения укрепляются и начинают играть важную роль в общей системе соци­альных связей.

Во II—I вв. до н. э. рабовладение в Риме и Италии приобретает классический характер: увеличивается общая численность ра­бов, рабство глубоко проникает в производство как в городах, так и в сельской местности. Сословие рабов превращается в один из основных классов римского обще­ства. Однако общинно-крестьянский сектор сохранял сильные позиции в римско-италийском обществе.

Классовые и социальные противоречия между основными классами, сословиями и прослойками римского рабовладельческого общества достигают особой силы и остроты. Вспыхивают крупнейшие в древности вос­стания рабов на острове Сицилия, восста­ние Спартака в Италии, возникает мощное движение разорившихся крестьян за землю и демократизацию государственного уст­ройства, среди различных фракций господ­ствующего класса обостряется борьба за власть. Все эти противоречия выливаются в кровопролитные гражданские войны. Госу­дарственное устройство республиканского типа уже не могло обеспечить устойчивый политический и социальный порядок в римском обществе. Начинается кризис Римской республики, который завершился ее падением и созданием монархии в форме Римской империи.

ВI—II вв. н. э. в эпоху ранней Римской империи наблюдается общая экономиче­ская и социальная стабилизация римского общества, создаются благоприятные усло­вия для хозяйственного процветания, обще­ственной жизни, развития культуры и цивилизованного образа жизни не только в центре державы — в Италии, но и во всех римских провинциях. Это происходит в процессе романизации провинций, т. е. рас­пространения классического рабства рим­ского типа и связанных с ним интенсивных форм хозяйства, более динамичных соци­альных структур, высокой римско-греческой античной культуры.

II в. н. э.—эпоха наивысшего расцвета античной цивилизации, экономики, соци­альных отношений и культуры, античной исторической формации в целом. Видимо, ни в каких других районах древнего мира рабовладение не достигло такой закончен­ности и определенности, как в данный пе­риод истории Древнего Рима.

Наряду с рабовладельческими структу­рами, определявшими общий характер рим­ского общества и государственности, в римском Средиземноморье существовали и другие социально-экономические уклады. Среди них отметим обширный общинно-крестьянский сектор, раннеклассовые структуры на племенных территориях, вхо­дящих в состав многих римских провинций.

ВIII в. разразился тяжелый кризис всех экономических, социальных и политиче­ских структур римского общества. Эпоха экономической и социальной стабилиза­ции, расцвета культуры закончилась. При­чиной общего кризиса Римской империи явилось то, что классическое рабовладение и античные формы собственности полно­стью исчерпали свои потенциальные воз­можности.

В недрах римского общества зарожда­ются отношения протофеодального типа, которые представляют собой трансформа­цию, с одной стороны, классического рабо­владения, с другой — раннеклассовых структур и общинно-крестьянских социально-экономических укладов. Эта сложная трансформация прежних социально-экономических структур в новые типы производ­ственных отношений стала содержанием заключительного этапа древнеримской ис­тории — эпохи поздней Римской империи IV—V вв.

Во всемирно-историческом развитии роль истории Древнего Рима очень велика. Именно в Древнем Риме античная формация достигла наибольшей законченности и глубины, выявила с наибольшей полнотой все свои характерные признаки, раскрыла все свои потенции.

В рамках древнеримской истории была создана одна из самых великих многонаци­ональных держав в мировой истории. Воб­рав в себя все народности, племена и этносы Средиземноморья и Западной Европы, фе­номенальное государственное образование оставалось достаточно прочным в течение нескольких столетий, достигло устойчивого баланса сильной центральной власти, авто­ритетного среднего провинциального звена и широкого местного самоуправления. В истории политических образований всего мира история римской государственности занимает одно из выдающихся мест.

В громадной Средиземноморской дер­жаве с большим числом племен и народно­стей, стоявших на разных ступенях исто­рического развития, была создана высокая античная культура, которая не только стала прообразом, но и легла в основу общеевро­пейской цивилизации. Греко-римская культура на определенном этапе своего су­ществования вобрала в себя достижения всех народов Средиземноморья, синтезиро­вала их и дала мощный импульс к дальней­шему развитию европейской и мировой культуры.

Древний Рим оставил богатое культур­ное наследие, которое стало частью жизни и культуры современного человечества. Ве­личественные остатки римских городов, зданий, театров, амфитеатров, цирков, до­рог, акведуков и мостов, терм и базилик, триумфальных арок и колонн, храмов и портиков, портовых сооружений и военных лагерей, многоэтажных домов и роскошных вилл поражают современного человека не только своим великолепием, хорошей тех­никой, качеством постройки, рациональ­ной архитектурой, но и эстетической ценностью. Во всем этом — реальная связь римской древности с современной действи­тельностью, зримое доказательство того, что римская цивилизация легла в основу европейской культуры, а через нее и всей современной цивилизации в целом.

studfiles.net

Значение Древнего Рима для Европейской цивилизации — контрольная работа

Содержание:

 

Введение 2

Форум 3

Триумфальные  арки 5

Пантеон 6

Амфитеатр 7

Термы 8

Период империи 9

Значение  Древнего Рима для Европейской цивилизации. 10

Заключение 11

Использованная  литература: 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Архитектура Древнего Рима как самобытное искусство, сформировалось в период IV—I вв. до н. э. Памятники архитектуры Древнего Рима, даже в развалинах покоряют своей величественностью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало общественным сооружениям, рассчитанным на огромные количества людей: базилики, термы, театры, амфитеатры, цирки, библиотеки. В перечень строительных сооружений Рима необходимо включить и культовые сооружения: храмы, алтари, гробницы. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека.

Во всем древнем мире архитектура  Рима не имеет себе равных по мастерству инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, размаху строительства. Римляне  ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, каналы) как архитектурные  объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж, применили новые строительные материалы и несущие конструкции.

Не меньшее значение в развитии римской культуры имело искусство  эллинизма с его архитектурой, тяготевшей к грандиозным масштабам. Но благородное величие и гармония, составляющие основу греческого искусства, в Риме уступили место стремлению возвеличить власть императоров  и военную мощь империи. Отсюда масштабные преувеличения, внешние эффекты, ложный пафос громадных сооружений.

Культура Древнего Рима прошла сложный путь развития, впитав культурные традиции многих народов и разных эпох. Она, дала миру классические образцы  военного искусства, государственного устройства и права, градостроительства и т. д.

Форум

 

Форумом (лат. forum — площадь, место суда, арена в цирке) в Древнем Риме называли площадь и рынок, являвшиеся, как в Древней Греции агора, центром культурной жизни. В наши дни этим словом называют какое-либо массовое собрание, съезд. Главным форумом Рима был форум Романум. Часто на форумах возводили базилику (от греч. basilike — царский дом) — прямоугольное сооружение, внутреннее пространство которого разделялось рядами колонн на три или пять нефов. В них происходили судебные заседания; собирались граждане, вели свои дела торговцы и менялы. Здесь же могли располагаться и органы власти. В императорских дворцах базилики служили тронными залами. Позже базилика стала одним из главных типов христианского храма.

Неразрывно связанный  с жизнью Рима и развитием его  урбанистики, Форум ознаменовал существенно важные этапы в истории города, объединив в одном – единственном месте все стороны общественно-политической и экономической жизни. Форум, простирающийся на площади около 500 метров между холмами Палатин, Капитолий и Эсквилин, в самом начале своего существования был огромным болотом, осушенным путем сооружения целой сети каналов (одним из которых стала знаменитая Клоака Максимус), куда собирались все воды, текущие в Тибр. Кажется, что название Форума, родившегося как место для торговых рядов, когда еще на различных холмах существовали отдельные поселения, произошло от слова "форас", то есть, место за пределами жилого центра. После объединения города в единое целое, Форум стал идеальным центром (и почти географическим стержнем) Рима. С этого момента торговая деятельность стала постепенно перемещаться в другие места, а вдоль всего Форума, густо застроенного храмами, посвященными культу основных божеств и знаменитым обожествленным римлянам, базиликами, местами судебных процессов и торговых сделок, протянулась Священная дорога, Вия Сакра, по которой в дни празднеств двигались торжественные процессии и с триумфом проходили победоносные войска. Форум интересен своим Комициумом, где собирался народ для выбора судей, Курией, в которой заседал Сенат, а также арками, трофеями и колоннами в память о выдающихся событиях. Среди трофеев особого внимания заслуживают знаменитые ростра вражеских кораблей, потерпевших поражение в битве, украшавшие трибуну деи Ростри. С нее выступали ораторы, увлекая толпу: отсюда Цицерон ораторствовал против Катилины, а Антоний растрогал римлян своей хвалебной речью на смерть Цезаря. Но за моментами великолепия последовал постепенный упадок, и сначала Форуму пришлось уступить место новым форумам эпохи империи, после чего, он, вместе со всей римской цивилизацией, потрясенной нашествиями варваров, погрузился в мрак долгого Средневековья.

Триумфальные арки

 

Площади Рима и других городов  украшались триумфальными арками в  честь военных побед, статуями императоров  и выдающихся общественных людей  государства. Триумфальные арки представляют собой постоянное или временное  монументальное обрамление проезда (обычно арочное), торжественное сооружение в честь военных побед и других знаменательных событий. Строительство триумфальных арок и колонн имела прежде всего политическое значение. 30-метровую колонну Траяна украшал спиралевидный фриз длиной, в 200м с изображением военных подвигов Траяна увенчала статуя императора, в основание которой была замурована урна с его прахом.

Арка Септимия Севера была воздвигнута в 203 году н.э. в честь императора Септимия Севера и его детей Каракаллы и Геты. Эта массивная трехпролетная арка шириной 23 метра является одной из самых крупных существующих мемориальных арок. Надпись на обеих сторонах аттика напоминает о победах Септимия Севера в войнах, в том числе над партами и арабами. Эпизоды из этих войн высечены барельефом над арочными сводами, в то время как в основании колонн изображены плененные варвары.

Арка Тита высится в верхней части Священной дороги, Вия Сакра, неподалеку от выхода из Форума. Воздвигнута после смерти императора Тита, наступившей в 81 году н.а., в память подавления им иудейского восстания 66-70 годов. Действительно, в надписи на арке Тит зовется "Дивус", как называли римляне особо отличившихся при жизни королей и императоров, которых после смерти возводили в ранг полубогов. Изящная однопролетная арка была сооружена в I веке н.э. Центральная часть, возведенная на высоком цоколе, декорирована коринфскими полуколоннами, поддерживающими фриз с изображением триумфа императора. В углах около пролета высечены четыре крылатых Виктории. Внутри пролета - два изумительных барельефа, изображающих, первый - триумфальное шествие с военными трофеями, захваченными при разрушении Иерусалимского храма, и второй - императора Тита, управляющего квадригой.

Пантеон

 

Самым значительным по размерам купольным сооружением античного  мира является Пантеон (от греч. Pentheion — место, посвященное всем богам). Это храм во имя всех богов, олицетворявший идею единения многочисленных народов империи. Главная часть Пантеона представляет собой греческий круглый храм, завершенный куполом диаметром 43,4 м, через отверстия которого свет проникает во внутреннюю часть храма, поражающую величием и простотой отделки.

В 609 г. византийский император  Фока освятил Пантеон, который с  тех пор стал (и по сей день является) христианским храмом. Это  отчасти спасло Пантеон от забвения и разграбления, каковая участь постигла большинство древнеримских архитектурных  сооружений. Со времен Ренессанса Пантеон использовался как усыпальница. Здесь похоронены такие знаменитые личности как Рафаэль, Аннибале Караччи и другие.

Пантеон, сохранившийся лучше  всех прочих памятников древнеримского зодчества, оказал огромное влияние  на американских и европейских архитекторов, начиная с эпохи Ренессанса и  вплоть до XIX столетия. Городские ратуши, университеты, публичные библиотеки и другие здания несут на себе отпечаток  его портико-купольной структуры.

Амфитеатр

 

Наиболее характерными памятниками  римского зодчества являются акведуки, мосты, театры, термы (общественные бани), городские и загородные резиденции императоров и знати, здания государственных  учреждений. Амфитеатры и цирки, в  которых стравливали животных, устраивали бои гладиаторов и публичные  казни, — особенность культурной жизни Рима. Питательной почвой для  этих жестоких зрелищ были бесконечные  войны, колоссальный приток рабов из завоеванных земель, возможность  подкармливать и развлекать плебс  за счет грабительских войн.

Амфитеатр (от греч. amphitheatron) выполнял функцию сооружения для зрелищ (чаще всего гладиаторских боев), имел овальную арену, вокруг которой уступами располагались места для зрителей. Самым знаменитым являлся Колизей (от лат. colosseus — громадный), амфитеатр Флавиев в Риме, воздвигнутый в 75—80 гг. н. э., вмещал до 50 тыс. зрителей. В плане Колизей представляет собой эллипс окружностью 524 м и высотой 57 м, над которым на 240 мачтах натягивали тент. Амфитеатр был разделен на четыре огромных яруса. Под ареной находились клетки для зверей и кладовые для реквизита. На высоте 3,5 м над уровнем арены (78x46 м) размещалась императорская ложа.

Между холмами Эсквилин, Целий и Палатин, величественно возвышается амфитеатр Флавия, под названием Колизей, строительство которого началось при императоре Веспасиане в 72 году н.э. в месте, где ранее находилось искусственное озеро великолепного дворца Нерона под названием "Золотой дом". Предание гласит, что римляне были очень довольны строительством этого нового монументального сооружения, поскольку не любили роскошного дома тирана, который мешал движению и являлся преградой для входа в Форумы. Кроме этого, с точки зрения городской застройки и эстетики, Колизей как нельзя удачно дополнял перспективу Форума и становился, своей громадой, связующим звеном и идеальным местом прохода к величественным памятникам высящихся за ним холмов.

Театральная публика, строго соблюдая социальные различия, рассаживалась  по рядам, высеченным из мощных каменных блоков. Удобные места предназначены  для местных начальников, а сами воины отправлялись дальше; на каменные сиденья; где выгравировано название их сословия. Ступенью выше начала представления  ожидали священники и торговцы. Нищие  и проститутки в римском театре довольствовались дешевыми последними рядами. Еще Овидий рассматривал античный театр как место, исключительно  подходящее для завязывания интриг, в частности любовных.

Трехъярусный амфитеатр  в Оранже, расположенный уступами на холме, до сих пор сохранил прекрасную акустику. Сегодня в нем 10 000 человек ежегодно наслаждаются оперными представлениями. В 28 году до и. э. император Август построил в Галлии амфитеатр —- монументальное каменное строение на «бетонном фундаменте, имевшее 124 выхода и 192 лестницы, которые позволяли свободно входить и выходить 24 000 зрителям, располагавшимся в 34 рядах на трех ярусах. В Колизее, центре проведения всех 45 римских общественных праздников, устраивались жертвоприношения и проводились гладиаторские бои. Первоначально бои устраивали, в честь богов, но затем они стали любимым развлечением римлян.

Термы

 

В Риме строились великолепные здания общественных купален (терм) с  горячей и холодной водой, гимнастическими залами и комнатами отдыха. Во многих городах возводились дома в 3-6 этажей. Римские термы, т. е. бани, играли важную роль в обыденной жизни. Они представляли собой огромные здания со сводчатыми потолками, ставшие своеобразными культурными и общественными центрами. Самые роскошные из 1700 римских терм, Термы Каракаллы, построенные в III веке, вмещали до 1300 человек. Под их бетонными сводами находился бассейн с проточной водой величиной с небольшое озеро и огромный зал для занятий гимнастикой. В здании терм находились: библиотека на греческом и латинском языках, кулуары для отдыха, галереи для дружеских бесед. Термы Каракаллы были украшены огромным количеством скульптурных произведений.

Период империи

 

В период империи значительно  улучшилась планировка римских городов, в которых было много красивых площадей и удобных домов. В эпоху  правления Нерона в Риме разразился пожар, уничтоживший 10 из 14 районов, в  которых деревянные постройки располагались  вдоль узких улочек. После случившегося император решил отстроить Рим по новому плану с широкими улицами, каменными домами и роскошным императорским дворцом. Чтобы изыскивать средства на строительство, Нерон обвинял богатых сенаторов в заговоре, казнил их и конфисковывал их имущество.

В отличие от греков, складывавших свои здания из великолепно отесанных  каменных плит, римляне возводили  здания преимущественно из бетона: каменная или кирпичная оболочка заливались смесью извести и щебня. Затвердевая, эта масса превращала здание в огромный монолит. Бетон, принадлежащий  к числу важнейших открытий римлян в области инженерной техники, использовался  при сооружении не только целых зданий, но и их фрагментов, например арочных  сводов, ставших одним из основополагающих элементов архитектуры.

Отличительной чертой городов  эпохи империи было наличие коммуникаций: каменных мостовых, водопроводов (акведуки), канализации (клоаки). В Риме было 11 водопроводов, два из которых работают до сих пор. Римские водопроводы, мосты и дороги исправно служат людям и по сей день. Для связи с основными центрами в империи римляне построили 372 мощенные камнем дороги общей протяженностью около 80 тыс. км.

Значение Древнего Рима для  Европейской цивилизации.

 

Культурное наследие Древнего Рима не погибло, его влияние прослеживается во многих европейских языках, в  научной терминологии, архитектуре, литературе.

Многие памятники римской культуры сохранились до наших дней. Латинский  язык на протяжении Средневековья и  Нового времени был языком всех образованных людей. До сих пор он используется в научной терминологии, особенно в медицине, биологии, юриспруденции, а также в естественных и общественных науках. На основе латинского языка  возникла целая группа романских  языков, на которых говорят народы значительной части Европы. Римская  архитектура, опиравшаяся на греческие  каноны, стала основной европейской  архитектуры эпохи Возрождения  и Нового времени.

Величественные остатки римских  городов, зданий, театров, амфитеатров, цирков, дорог, акведуков и мостов, терм и базилик, триумфальных арок и колонн, храмов и портиков, портовых сооружений и военных лагерей, многоэтажных домов и роскошных вилл поражают современного человека не только своим великолепием, хорошей техникой, качеством постройки, рациональной архитектурой, но и эстетической ценностью. Во всём этом - реальная связь римской древности с современной действительностью, зримое доказательство того, что римская цивилизация легла в основу европейской культуры, а через неё и всей современной цивилизации в целом.

yaneuch.ru

Культура Древнего Рима и ее значение для европейской цивилизации — реферат

      Один  из крупнейших христианских писателей  Тертуллиан (ок.160—220) безоговорочно  ставил веру выше разума. Он провозгласил принцип «верю, потому что это нелепо».

      Выдающийся  христианский теолог поздней античности Августин (354-430) написал ряд богословских сочинений, в которых доказывал, что Бог есть высшее бытие, генетическое начало всего сущего. Бог создал человека свободным, но человек пошел против воли Бога и выбрал зло. Источником добра в людях является исключительно благодать, которая нисходит на меньшинство, на избранных к спасению. В этом суть знаменитого в истории христианства учения о божественном предопределении.

      Колоссальным  вкладом в развитие европейской и мировой культуры стал язык римлян — латынь. Во времена Древнего Рима он служил средством культурного объединения и общения в Средиземноморье, а в период поздней античности стал языком западноевропейского культурного общения. Западное христианство использовало латынь как язык богослужения, внутрицерковного общения и теологии. В результате латынь как средство христианского общения обрела «вселенское» значение.        

  1. Литература  и Художественная культура Древнего Рима.

      Периодом  расцвета римской литературы считается I в. до н. э. Образцом классического латинского литературного языка был язык комедий Теренция (ок. 195—159 гг. до н. э.). В римской литературе I в. до н. э. выдающееся место занимает поэма «О природе вещей», автором которой был гениальный поэт и мыслитель Тит Лукреций Кар (I в. до н. э.). В его произведении дана грандиозная картина мироздания.

      Самым крупным поэтом эпохи Августа  был Публий Вергилий Марон (70—19 гг. до н. э.). Вергилий любил сельскую жизнь, от политической борьбы был далек, но был горячим сторонником императора Августа и в своих произведениях искренне его прославлял. Известность Вергилию принесли стихотворные сборники «Буколики» и «Георгики». В «Буколиках» идиллически изображена пастушеская жизнь — любовные переживания, поэтические состязания пастухов на лоне пышной цветущей природы.. В «Георгиках» Вергилий  также с большим чувством рисует разнообразные картины сельской жизни. Мировую славу Вергилию принесла его героическая поэма «Энеида», в которой поэт прославляет Римскую империю и весь род Августа. Очень высоко ценили Вергилия и подражали ему выдающиеся поэты эпохи Возрождения, поэты XVII и XVIII вв. (Петрарка, Ариосто, Тассо, Камоэнс, Мильтон и др.).

      Гораций, так же как и Вергилий, был искренним  сторонником Августа. Он видел в нем разумного государственного деятеля, способного обеспечить спокойствие в стране. «Августов певец» — так называл Горация А.С. Пушкин. В стихотворениях и особенно в одах Гораций прославляет Августа, а в знаменитом торжественном гимне «Вековая песнь», написанном по просьбе Августа, поэт обращается к богам с мольбой о славе, об укреплении мощи и процветании Рима и божественного Августа. Это не мешало Горацию иметь гордый и независимый характер. Превыше всего он ценил личную свободу и свободу творчества и на почетное предложение занять должность секретаря при Августе ответил отказом. Гораций создал в римской поэзии новую лирику с многообразными стихотворными формами, и в этом искусстве ему нет равных. Лучшими произведениями поэта несомненно являются оды, обличающиеся гармоничностью, безупречностью формы при скупой выразительности языка.

      В круг виднейших римских поэтов эпохи  Августа входил также Публий Овидий Назон (43 г. до н. э. — ок. 18 г. н. э.). Судьба Овидия сложилась трагически. Его любовная лирика, содержащая описание любовных переживаний и романтических похождений, пришлась не по вкусу императору, мечтавшему о возрождении древних и суровых римских обычаев. Август распорядился выслать поэта на северо-восточную окраину империи (г. Томы), где Овидий прожил около 10 лет и умер вдали от семьи, среди чужих людей. Главное произведение Овидия — «Метаморфозы», в которых автор излагает события античной мифологии. Из огромного множества мифов поэт выбирает легенды с превращениями людей в животных, растения, созвездия и камни. Блестящий художественный талант Овидия, его утонченный поэтический стиль, великолепная техника стиха делают «Метаморфозы» одним из величайших произведений мировой литературы. В годы ссылки Овидий создал свои знаменитые элегии «Tristia» (Скорбные песни) и «Письма с Понта», проникнутые глубоким душевным страданием, чувством безысходности и ощущением катастрофы.

    В художественной культуре ведущую роль играла архитектура. Главенствующий принцип  целесообразности, четкость и смелость инженерного мышления давали возможность удовлетворять и бытовые потребности многочисленного населения, и изощренный эстетический вкус аристократов (их виллы с парками и дворцы имели баснословную стоимость). Этрусские традиции в архитектуре и изобретение бетона позволили римлянам перейти от простых балочных перекрытий к аркам, сводам и куполам.

    Римляне вошли в историю как выдающиеся строители. Они возводили монументальные сооружения, даже развалины которых  до сих пор поражают воображение. К ним относятся амфитеатры, цирки, стадионы, термы (общественные бани), дворцы императоров и знати. В Риме строили многоквартирные дома — инсулы — в 3-6, а порой и в 8 этажей. Римские строители широко использовали бетон. Почти целиком из бетона построен храм Пантеон (11 в.), купол которого диаметром 43 м сохранялся неповрежденным до середины ХIХ а, Из бетона был вооружен фундамент Колизея (1 в.) глубиной в 5 м. Из бетона строили крепости, мосты, акведуки, портовые молы, дороги и т. д.

    Поскольку в римских постройках несущим элементом является стена, колонны и их украшения выполняют лишь декоративную функцию. Во время правления Августа (27 г. до н. э. — 14 г н. э.) Рим стал мировой столицей. Начался небывалый расцвет искусства и строительства.

      Высокого  совершенства достигло искусство декоративного убранства домов. Полы украшались мозаикой. Замечательная мозаика была найдена в так называемом доме Фавна. Она изображает битву Александра Македонского с персидским царем Дарием. Художник передал напряжение битвы, сверкающий блеск оружия, выражение лиц воинов. Стены богатых домов украшали фрески. Один из лучших образцов фресковой живописи — росписи в вилле близ Помпеи, которая по сюжету фресок получила название виллы Мистерий. Развернутая на стенах композиция представляет сцены таинств, связанных с культом бога вина Диониса. В колорите фресок ощущается изысканный вкус живописца. По фрескам, украшающим стены домов и вилл, можно составить представление о римской живописи. 

      Больших успехов достиг Древний Рим и в скульптуре. Римляне создали так называемый исторический рельеф. Подобные рельефы, украшающие арки и колонны, были реалистическим, беспристрастным изображением подлинных событий и поэтому имеют большую ценность как исторический источник.  

      Лучшим  из всего художественного наследия римской скульптуры, несомненно, является скульптурный портрет. Искусство римского скульптурного портрета складывается уже в республиканском Риме в I в. до н. э. (так называемый бюст Брута, портрет Помпея и др.). Уже в этих портретах проявляется большое мастерство скульпторов в передаче индивидуального облика человека, в раскрытии его характера. Во всем своем блеске искусство портрета проявляется в эпоху императорского Рима. Портреты Августа, других императоров и их современников примечательны не только как исторические свидетельства. В них запечатлен новый тип человека, которого не знали ни Греция, ни республиканский Рим.

      В знаменитой статуе Августа скульптору удалось правдиво передать черты лица императора. Но общий облик Августа еще идеализирован. Постепенно художники стали выделять в лице человека самое главное и подчинять ему второстепенное. Он и стремятся передать не только портретное сходство, но и суть характера человека. Клавдий изображен с его плутоватой улыбкой, Нерон — с тяжелым взглядом преступника, Вителлий — с бычьей шеей, заплывшей жиром, Каракалла — с выражением рассвирепевшего зверя. Удивительно, что императоры-самодуры, не терпевшие ни в чем противоречия, позволяли художникам говорить о себе жестокую правду. Один из лучших портретов — портрет римлянина из Неаполя. Облик старого, много испытавшего в жизни человека передан удивительно реалистично.

      В заключение следует сказать, что  художественное творчество средневековой  Западной и Центральной Европы, особенно в период Возрождения и Реформации, несет на себе явственную печать классического искусства Древнего Рима.

  1. Значение древнеримской культуры для европейской цивилизации.

      Более 500 лет господствовал Рим в  античном мире. За это время римляне  под влиянием Греции и Востока создали свою самобытную культуру, которая глубоко проникла в культуру большинства европейских народов. С момента падения Римской империи прошло более полутора тысяч лет. Но и сегодня мы можем видеть руины древних городов, хорошо сохранившиеся каменные дороги, акведуки, остатки древних величественных дворцов и общественных зданий. Культура Древнего Рима до сих пор живет в языке культуры Средиземноморья — латыни, в современном праве, в городской архитектуре Европы, в  обычаях и традициях многих европейских народов.  

      В 395 г. Римская империя была разделена  на две части: Восточную и Западную. Окончательное падение Западной империи произошло 23 августа 476 г., когда  в Рим вторглись варвары и  император был свергнут. Это событие  стало концом античного мира. Наступило  средневековье.

      Культурное  наследие Древнего Рима не погибло, его  влияние прослеживается во многих европейских  языках, в научной терминологии, архитектуре, литературе. Многие памятники  римской культуры сохранились до наших дней. Латинский язык на протяжении Средневековья и Нового времени был языком всех образованных людей. До сих пор он используется в научной терминологии, особенно в медицине, биологии, юриспруденции, а также в естественных и общественных науках. На основе латинского языка возникла целая группа романских языков, на которых говорят народы значительной части Европы. Римская архитектура, опиравшаяся на греческие каноны, стала основой европейкой архитектуры эпохи Возрождения и Нового времени.  К числу самых выдающихся достижений римлян относится созданная ими правовая система, сыгравшая решающую роль в дальнейшем развитии юридической мысли. И, наконец, именно Древний Рим явился колыбелью христианства — религии, объединившей все европейские народы и в огромной степени повлиявшей на судьбы человечества.

      Римская культура с ее развитыми представлениями  о целесообразности вещей и поступков, о долге человека перед собой  и государством, о значении закона, справедливости в жизни общества смогла дополнить греческую культуру с ее стремлением к познанию мира, развитым чувством меры, красоты, гармонии, ярко выраженным игровым элементом. Синтез этих двух культур и создал неповторимую античную культуру, ставшую основой европейской культуры.                    

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Римская цивилизация была эпохой наивысшего расцвета античной культуры и оказала огромное влияние на последующее культурное развитие человечества.

    Латынь, язык древних римлян и всех подвластных  им народов, сделалась основой романских  языков, а также языком науки и  католической церкви. Латинский алфавит был усвоен в Западной Европе, а греческий лег в основу славянских языков. Римская строительная техника и архитектура оказали большое влияние на западноевропейскую архитектуру, особенно Испании, Франции, Италии. В основе архитектуры христианских церквей лежала римская базилика. Восхищаясь своими современными писателями, скульпторами, полководцами мы и сейчас сравниваем их с великими античными героями.

    Понятие “неумирающие культурные ценности”  нуждаются в доказательстве на практических примерах. Каждая последующая эпоха либо воспринимает достижения предшественников, либо пренебрегает ими, иногда случается и то, и другое сразу. Влияние культурных традиций можно проследить именно на основании связей, существующих между предшественниками и потомками.

    Античность, этот забытый мир, являлся последующим эпохам, как древняя сказочная птица феникс. Колоны начинают служить опорой, в скульптуре намечается рост пластического начала, в живописи возникает трехмерное пространство и светотень. Все это придает образам больше красочности и жизненности. Обретение этих качеств наполняло во все века людей гордостью, а помогала обрести эти качества именно культура Древнего Рима. 

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. История мировой культурологи. Под ред. Марковой. – Москва: Юнити, 2001.
  2. Карпушина С., Карпушин В. История мировой культуры: Учебник для вузов. – Москва: «Nota bene», 2000.
  3. Дмитриева Н. А., Виноградова Н. А. Искусство Древнего мира. М., 1996.
  4. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1998.

student.zoomru.ru

История древнего Рима

Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

Римская история составляет заключительное звено древней истории Средиземноморья. В его восточной половине очень рано возникли классо- вые образования и были заложены основы античной культуры. В истории государств Древнего Востока перед нами выступает первая, в целом еще примитивная стадия развития рабовладельческого общества. Следующий этап рабовладельческой системы — в районе мира Эгеи- ды. Благоприятное сочетание географических условий, с одной стороны, и сильного влияния близлежащих восточных государств — с другой, созда- ли предпосылки для расцвета древнегреческих полисов. На базе рабовла- дельческой системы, более развитой, чем на Востоке, сложилась античная демократия, в рамках которой, особенно в Афинах, в V—IV вв. до н. э. были созданы величайшие культурные ценности, легшие в основу куль- турного развития Европы. Однако тесные границы Эгейского мира и его политическая раздроб- ленность ускорили кризис рабовладельческой системы классической Гре- ции. В узких рамках полисов дальнейшее развитие стало невозможным. Это вызвало переход к новому этапу исторического развития — эллиниз- му. Завоевания Александра Македонского и дальнейшая колонизация Во- стока греками и македонянами создали предпосылки для возникнове- ния более высокой формы рабовладельческой экономики в странах вос- точного Средиземноморья. Эллинистические государства на некоторое время стали ведущими силами исторического процесса, подготовляя пе- реход к четвертой, и последней, эпохе древней истории. Еще задолго до этого в Италии, на нижнем Тибре, возник маленький город-государство — Рим. До поры до времени он оставался в системе Средиземноморья самостоятельным и относительно изолированным оча- гом исторического развития. Однако это был очаг большой социальной мощи, центр скрещивания разнообразных этнических, хозяйственных и культурных взаимодействий в Средней Италии. Параллельно с развити- ем римской экспансии в Италии (V—III вв.), а затем вне ее — в западном и восточном Средиземноморье (III—I вв.) — Рим втягивался в систему средиземноморских хозяйственных и культурных связей и, в свою оче- редь, стал оказывать на нее сильное влияние. К концу I в. до н. э. сфор- мировалась в основных чертах римская мировая держава, включившая в себя все предшествовавшие ей государственные образования в районе Средиземного моря. Древняя история вступила в свою четвертую, и пос- леднюю, фазу. Рим, как было сказано, вошел в сложившуюся систему эллинистиче- ского мира. Но, входя в нее, он начал ее преобразовывать. Рабовладель- ческие общества Средиземноморья, в первую очередь сама Италия, в ходе римских завоеваний испытали ряд глубоких изменений: значительный рост денежного хозяйства, огромное развитие рабства, концентрация земли, пролетаризация мелких свободных производителей. Все эти изменения явились специфическими чертами римской хозяйственной системы, кото- рая стала самой высокой формой античного рабовладения. В римскую эпоху рабский труд как в Италии, так и в значительной части провинций занял ведущую роль во всех областях хозяйственной жизни. Юридическое и бытовое положение рабов значительно ухудши- лось по сравнению с предшествующими периодами и стало близко под- ходить к формуле Аристотеля — Варрона об «одушевленных» и «гово- рящих орудиях». Весь район Средиземного моря с прилегающей к нему широкой периферией был охвачен экономическими связями, достаточно тесными для того, чтобы говорить о зародышах единого средиземномор- ского рынка и о некоторых экономических явлениях, общих для всего района: колебаниях цен, кризисах. Поэтому римская держава, созданная рабовладельческой экспансией, опиралась не только на силу римского оружия, но и на некоторое хозяйственное единство средиземноморского района. И по форме своей эта держава, оставаясь федерацией автоном- ных полисов, приближалась к территориальным государствам эллинис- тического типа. В области культуры Рим в основном использовал достижения предше- ствующих эпох, особенно эллинизма. Рим был втянут в орбиту средизем- номорских отношений уже тогда, когда культура эллинизма достигла та- кой высоты, что Риму не оставалось ничего другого, как заимствовать ее и подражать ей. Поэтому римская культура не была вполне самостоятель- ной. Значение Рима — главным образом в распространении эллинисти- ческой культуры, приспособленной к римским потребностям, на отсталом Западе. Однако было бы ошибкой утверждать, что культура Рима была сплошь подражательной. Во-первых, в ранней римской культуре, например в рели- гии, было много самобытных италийских элементов, впоследствии только прикрытых слоем наносных греко-восточных влияний. Во-вторых, даже в позднеримской культуре, в целом наименее самостоятельной, существуют формы, отмеченные печатью высокой оригинальности, в которых римляне были подлинными творцами: право, архитектура, некоторые литературные жанры (сатира). Наконец (и это самое главное), даже копируя многие фор- мы эллинистической культуры, римляне не механически подражали им, а перерабатывали их в своем духе и стиле. В результате этого получились явления, глубоко своеобразные по существу, несмотря на внешне подража- тельные формы, например, лирика конца I в. до н. э. Вот почему в целом мы должны признать римскую культуру своеобразной стадией развития антич- ной культуры. Доведя рабовладельческую систему до полного развития, Рим тем са- мым довел до максимального напряжения и все ее социальные противоре- чия. Противоречия между свободными и рабами, богатыми и бедными ни- когда в истории древнего мира не достигали такой остроты, как в римскую эпоху. Поэтому ни классический Восток, ни Греция не знали таких гран- диозных социальных битв, как гражданские войны II—I вв. до н. э. или массовые движения колонов, рабов и варваров III—IV вв. н. э. Римская эпоха создала предпосылки для социальной революции, которая вместе с варварскими завоеваниями разрушила рабовладельческое общество Сре- диземноморья и положила начало европейскому Средневековью. Длительность и сложность римской истории требуют особого внима- ния к ее периодизации. Общепринятым является деление на две большие эпохи: Республика и Империя. Хронологической гранью между ними чаще всего принимают конец 30-х гг. I в. до н. э. (битва при Акции и гибель Антония). Но эта периодизация является далеко не совершенной. Во-пер- вых, представляется спорным, с кого начинать империю: с Суллы — пер- вого диктатора, власть которого была бессрочной, Цезаря — фактическо- го основателя империи или Октавиана Августа, закончившего граждан- скую войну? Если же создателем империи считать Августа (что обычно и делают), то с какого года ее начинать: с 31 г. до н. э. — года битвы при Акции, где Октавиан разбил своего соперника Антония, с 30 ли года (смерть Антония), или же с 27, когда Октавиан отказался от полномочий триумви- ра? Кроме этого, в основу общепринятой периодизации положен не соци- ально-экономический, а надстроечный момент — форма государственной власти. Тем не менее эта периодизация настолько прочно укоренилась в науке, что менять ее было бы нецелесообразно. К тому же она правильно уста- навливает две основные эпохи римской истории, хотя и определяет их не по основному признаку. Поэтому мы сохраним деление на республикан- скую и императорскую эпохи, но с таким пояснением: эпоха Республики — это история укрепления и высшего расцвета рабовладельческой системы Средиземноморья; эпоха Империи — история ее упадка. Условной гра- нью между ними будем считать 30 г. до н. э., год смерти Антония. Однако каждая из этих больших эпох нуждается в более дробной пери- одизации. Оставляя пока Империю, примем следующую периодизацию истории Республики (хронологические рамки приблизительны). I. Так называемый царский период (VIII—VI в. до н. э.) — период по- зднеродового строя, или военной демократии. II. Период аристократической республики патрициев и борьбы патри- циев и плебеев (V — начало III в. до н. э.) — формирование римского рабовладельческого полиса и завоевание Италии. Эти два первых периода обычно называются ранней римской историей. III. Период олигархической республики нобилей (начало III — 30-е гг. II в. до н. э.) — период больших римских завоеваний; расцвет рабовла- дельческого хозяйства в Италии. IV. Период гражданских войн (30-е гг. II в. — 30-е гг. I в. до н. э.) — революционно-демократическое движение рабов и свободной бедноты; пе- риод образования мировой римской державы, падение Республики и обра- зование Империи.
Календарь
«  Июль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

romans.at.ua


Смотрите также