Сократ и этические школы Древней Греции. Сократ древняя греция
Сократ — философ Древней Греции
Сократ — это философ Древней Греции. Его жизнь является одним из самых ярких эпизодов в истории европейской культуры. Сократ считал, что учение, как передача готовых знаний от одного человека к другому, невозможно, да и не нужно. Истинные знания заложены в каждом, и каждый должен сам их вывести на свет. А философия должна только помочь в этом.
Портрет Сократа, скульптура римской эпохи хранящаяся в Лувре
Босой, странствовал Сократ по улицам Афин, иногда он мог по несколько часов стоять неподвижно на месте, занятый своими мыслями. Каждый день он отправлялся на базарную площадь и вступал в спор со всеми, кто этого желал. Его приплюснутый нос, широкие ноздри, выпуклые глаза, толстые губы и безобразный живот служили мишенью для насмешек. Однако как только он начинал говорить, магическая сила его речи просто очаровывала слушателей, вызывая слезы на глазах.
Родился Сократ в 469 году от Софроникса, который был скульптором, и Фенареты — повивальной бабки. Несмотря на то, что его родители были достаточно бедны, они все же смогли дать своему отпрыску неплохое образование.
Ксантиппа, рыжая и сварливая женщина, была женой Сократа. Она родила ему трех детей.
До того как стать учителем Сократ принял участие в трех войнах, где вел себя стойко и мужественно. Зимой он ходил по снегу босиком, в легкой одежде, долго мог обходиться без еды и наслаждался ею, когда еды было вдоволь.
Сократ никогда не пил один и по собственной воле, но если его заставляли, он мог выпить больше всех. При этом никто никогда его не видел пьяным.
Жак-Луи Давид. «Смерть Сократа»
Справедливость у Сократа стояла на первом месте. Он не боялся ни богатых олигархов, ни народного гнева. Он одинаково ненавидел тиранию личности и тиранию буйной толпы. В Греции, в которой велись постоянные споры, Сократ считался страшным противником для хвастунов, тех, кто говорил без запинки и считал себя мудрецом. У него была своя тактика общения с такими людьми. Он вел себя с ними скромно, признавал собственное невежество и просил его научить. Восхищенный такой покорностью знаток начинал беседу. Ненароком ему задавался вопрос, и он соглашался сначала с одним очевидным положением, потом с другим. В конце концов, он запутывался так, что уже не мог выбраться. Оказывая такого рода давление на оппонента, Сократ принуждал его публично признать нелепость своих изначальных убеждений. Смущенному оппоненту ничего не оставалось, как удалиться в порыве негодования. Такие споры в Афинах происходили практически каждый день, что и прославило Сократа.
Не просто из прихоти Сократ вел себя подобным образом. Он не стремился к славе или получению денег. Просто однажды оракул Аполлона в Дельфах признал его самым мудрым из людей. Сократ смутился, потому что он считал, что ничего не знает, однако и слова бога не мог опровергнуть. Ему ничего другого не оставалось, как пойти к людям, которые считались мудрыми, и испытать их. С кем он только не вел диалоги: и с политиками, и с поэтами, и с ремесленниками и т.д. Оказалось, что они не настолько мудры, как казалось. Тогда Сократ решил, что оракул оказался прав.
Свой философский путь Сократ начал с физики, изучения природы, но быстро пришел к выводу, что понять простому человеку сложность и согласованность природных явлений просто не под силу. И он решил обратиться к внутреннему миру человека. Ум, интуиция, бескорыстие и готовность Сократа служить Родине были очевидны. Однако, как известно, великие люди часто оказываются непонятыми. К тому же Сократ критиковал зло, обман, незаслуженные почести. Неудивительно, что он вызывал ненависть у современников и должен был поплатиться. Афиняне считали справедливыми только лишь законы и обычаи своего города. Софисты говорили, что нет никакой справедливости, есть только право сильного и хитрого.
Сократа обвинили в безбожии, неблагочестии, несмотря на то, что он был глубоко верующим человеком. Просто он не был согласен со многими верованиями, которые были распространены в то время. Сократу было смешно слышать, как кто-то, в молитвах Богу, просит, чтобы Он послал ему денег, власти, военной удачи и т.д. Он считал, что в таких делах человек сам должен добиться успеха. Для этого и дан ему разум.
Сократ знаменит не только своей жизнью, но и своей смертью. Платон в своем диалоге, который полностью посвящен последнему дню Сократа, подробно описал обстоятельства казни Сократа: «Сократ сперва ходил, потом сказал, что ноги тяжелеют, и лег на спину: так велел тот человек. Когда Сократ лег, он ощупал ему ступни и голени и немного погодя — еще раз. Потом сильно стиснул ему ступню, спросил, чувствует ли он. Сократ отвечал, что нет. После этого он снова ощупал ему голени и, понемногу ведя руку вверх, показывал нам, как тело стынет и коченеет. Наконец прикоснулся последний раз и сказал, что когда холод подступит к сердцу, он отойдет....Немного спустя он вздрогнул, и служитель открыл ему лицо: взгляд Сократа остановился. Увидев это, Критон закрыл ему рот и глаза»
В течение многих лет существовало мнение, что Сократ был отравлен цикутой, благодаря Ксенофонту. Однако при отравлении цикутой человек умирает иначе, чем это было описано у Платона: возможны припадки, пена изо рта, тошнота, рвота и паралич. Платон не упоминает, чем именно отравили Сократа. В результате недавних попыток установления яда, от которого погиб философ, было выяснено, что, скорее всего, использовали болиголов пятнистый.
sitekid.ru
Сократ – биография, фото, личная жизнь, философия, апологии и учение
Сократ: биография
Сократ – величайший философ древности, его учениками были Платон, Алкивиад, Ксенофонт, Евклид. Учение Сократа ознаменовало новый этап в развитии античной философии, когда в центре внимания оказались не природа и мир, а человек и духовные ценности.
Детство и юность
По разным источникам, философ родился в 470-469 году до нашей эры в греческих Афинах, в семье ваятеля Софрониска и повитухи Фенареты. У будущего великого мыслителя был старший брат Патрокл, который унаследовал отцовское имущество, но и Сократ не остался в нищете.
Портрет Сократа
Об этом можно судить по тому факту, что на войну со Спартой философ отправился в обмундировании тяжеловооруженного воина, а оплатить его было по силам только обеспеченным гражданам. Отсюда следует вывод, что отец Сократа был зажиточным горожанином и неплохо зарабатывал, орудуя резцом и прочими инструментами.
Сократ трижды участвовал в военных действиях, демонстрируя мужество и отвагу на поле боя. Особенно храбрость философа и воина проявилась в тот день, когда он спас от гибели своего военачальника, Алкивиада.
Статуи Сократа
Мыслитель родился 6 фаргелиона, в «нечистый» день, что предопределило его судьбу. Согласно древнегреческим законам, Сократ стал хранителем устоев афинского общества и государства, причем безвозмездно. В дальнейшем общественные обязанности философ исполнял с должным рвением, но без фанатизма, и поплатился жизнью за убеждения, честность и стойкость.
В молодости Сократ обучался у Дамона и Конона, Зенона, Анаксагора и Архелая,общался с великими умами и мастерами того времени. Он не оставил ни одной книги, ни единого письменного свидетельства мудрости и философии. Сведения об этом человеке, истории жизни, биографии, философии и идеях известны потомкам только по воспоминаниям учеников, современников и последователей. Одним из них был великий Аристотель.
Философия
При жизни философ не записывал размышления, предпочитая идти к истине, используя устную речь. Сократ считал, что в записи слова убивают память и теряют смысл. Сократовская философия строится на понятиях этики, добра и добродетели, к которым он относил знание, храбрость, честность.
Афоризм Сократа
При этом знание, по Сократу, и есть добродетель. Не осознавая сущности понятий, человек не может творить добро, быть храбрым или справедливым. Только знание дает возможность быть добродетельным, поскольку это происходит осознанно.
Противоречивы трактовки понятия зла, выведенные Сократом, а точнее, упоминания о них в трудах Платона и Ксенофонта, учеников великого философа. Согласно Платону, Сократ отрицательно относился к злу как к таковому, даже к тому злу, которое человек причиняет врагам. Ксенофонт имеет противоположное мнение по этому вопросу, передавая слова Сократа о необходимом зле во время конфликтов, чинимом ради защиты.
Сократ и Платон
Противоположные трактовки высказываний объясняются характером обучения, свойственного сократовской школе. Философ предпочитал общаться с учениками в форме диалогов, справедливо полагая, что так рождается истина. Поэтому логично предположить, что воин Сократ беседовал с полководцем Ксенофонтом о войне и обсуждал зло на примере военных конфликтов с противником на поле боя.
Платон же был мирным гражданином Афин, и Сократ с Платоном говорили об этических нормах внутри общества, причем речь шла о своих же согражданах, близких людях и о том, допустимо ли совершать зло по отношению к ним.
Сократ
Диалоги – не единственное отличие сократовской философии. К ярким чертам постижения этических, человеческих ценностей, исповедуемого философом, относятся:
диалектическая, разговорная форма поиска истины;
определение понятий методом индукции, от частного – к общему;
поиск ответов на вопросы при помощи майевтики.
Сократов метод поиска истины заключался в том, что философ задавал собеседнику наводящие вопросы с определенным подтекстом, так что отвечающий терялся и в итоге приходил к неожиданным для себя выводам. Славился мыслитель и заковыристыми вопросами «от противного», заставляя оппонента противоречить самому себе.
Портреты Сократа
Сам учитель никак не претендовал на звание всезнающего педагога. С этой особенностью сократовского учения связана приписываемая ему фраза:
«Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».
Философ спрашивал, подталкивая собеседника к новым мыслям и формулировкам. От общих предметов он переходил к определению конкретных понятий: что есть мужество, любовь, доброта?
Сократ и Платон
Определение сократовскому методу дал Аристотель, которому было суждено родиться спустя поколение после Сократа и стать учеником Платона. Согласно Аристотелю главный сократовский парадокс гласит: «Человеческая добродетель есть состояние ума».
К Сократу, который вел аскетический образ жизни, люди приходили за знаниями, в поисках истины. Он не обучал ораторскому искусству и другим ремеслам, но учил быть добродетельными по отношению к близким: семье, родным, друзьям, слугам и рабам.
Философ не брал денег с учеников, однако недоброжелатели все-таки причислили его к софистам. Последние тоже увлекались обсуждением этических норм и человеческой духовности, но не гнушались зарабатывать звонкие монеты своими лекциями.
Сократ выступает перед учениками
Поводов к недовольству с точки зрения общества Древней Греции и граждан Афин Сократ давал немало. Для того времени считалось нормой, чтобы подросшие дети учились у родителей, а школ как таковых не было. Молодежь воодушевилась славой этого человека и гурьбой валила к прославленному философу. Старшее поколение было недовольно таким положением вещей, отсюда и родилось роковое для Сократа обвинение в «развращении молодежи».
Людям казалось, что философ подрывает самые устои общества, настраивая молодых людей против собственных родителей, развращая неокрепшие умы пагубными мыслями, новомодными учениями, греховными, противными греческим богам намерениями.
Статуя Сократа
Другой момент, ставший роковым для Сократа и приведший к смерти мыслителя, связан с обвинением в неблагочестии и поклонении другим богам вместо тех, которые признавали афиняне. Сократ считал, что о человеке сложно судить по поступкам, ведь зло творится по незнанию. В то же время в душе каждого человека есть место добру, а у каждой души есть демон-покровитель. Голос этого внутреннего демона, которого сегодня мы бы назвали ангелом-хранителем, периодически нашептывал Сократу, как поступить в сложной ситуации.
Демон приходил на помощь философу в самых отчаянных обстоятельствах и всегда выручал, поэтому ослушаться его Сократ считал недопустимым. Этого демона и приняли за новое божество, которому мыслитель якобы поклонялся.
Личная жизнь
До 37 лет жизнь философа не отличалась громкими событиями. После этого мирный и аполитичный Сократ три раза участвовал в военных действиях, причем показал себя как храбрый и мужественный воин. В одном бою ему довелось спасти жизнь ученика, полководца Алкивиада, разогнав одной дубинкой вооруженных до зубов спартанцев.
Этот подвиг впоследствии тоже поставили в вину Сократу, поскольку Алкивиад, придя к власти в Афинах, установил режим диктатуры вместо любимой греками демократии. Отстраниться от политики и жизни общества и предаться философии и аскетизму Сократу так и не удалось. Он защищал несправедливо осужденных, а затем по мере сил противился методам правления пришедших к власти диктаторов.
Сократ и Ксантиппа
В пожилом возрасте философ женился на Ксантиппе, у которой от него было трое сыновей. По слухам, жена Сократа не ценила великий ум супруга и отличалась вздорным нравом. Неудивительно: отец троих детей совершенно не участвовал в жизни семьи, не зарабатывал денег, не помогал родным. Сам мыслитель довольствовался малым: жил на улице, ходил в рваных одеждах и слыл чудаковатым софистом, каким и представил его в своих комедиях Аристофан.
Суд и казнь
О смерти великого философа нам известно по трудам учеников. Подробно процесс суда и последние минуты мыслителя описали Платон в «Апологии Сократа» и Ксенофонт в «Защите Сократа на суде». Афиняне обвинили Сократа в непризнании богов и развращении молодежи. Философ отказался от защитника и сам произнес речь в собственную защиту, отрицая обвинения. Он не стал предлагать штраф в качестве альтернативы наказанию, хотя по законам демократичных Афин это было возможно.
Смерть Сократа
Сократ не принял помощь друзей, предлагавших ему побег или похищение из тюрьмы, а предпочел встретиться лицом к лицу с собственной судьбой. Он полагал, что смерть найдет его везде, куда бы ни увезли его друзья, раз уж так суждено. Другие варианты наказания философ считал признанием собственной вины и не мог с этим смириться. Сократ предпочел казнь, приняв яд.
Цитаты и афоризмы
Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее.
Богатство и знатность не приносят никакого достоинства.
Есть только одно благо - знание и только одно зло - невежество.
Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.
Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.
Фото
24smi.org
Сократ - выдающийся мыслитель | ГРЕЦИЯ
Сократ. Фрагмент фрески Рафаэля
Сократ – древнегреческий философ, выдающийся мыслитель и основоположник классической древнегреческой философии (470-399). Родился и умер в Афинах. Сократ поистине являлся одним из великих мыслителей и диалектиков. Во всей истории философии до Сократа проглядывалась определенная тенденция, являющая собой космогонические, математические, геометрические и зачастую космологические учения. Необходимо подчеркнуть, что понятие «космология» в античной философии досократиков означала буквально то, что видел перед собой человек. То есть природу, мир животных. Какую бы то ни было материю, и тд. Сократ первый перевел внимание философии на изучение человека, поставив основной вопрос «что есть человек?» Нельзя не сказать о том, что сама личность Сократа, как и последующих классиков в лице Платона и Аристотеля имела колоссальный интерес, как среди обывателей-зевак, пришедших послушать его речи, так и среди ученых и образованных мужей, занимавшихся философией и так же различного рода политических деятелей. Сократ обладал потрясающим ораторским искусством.
Философские воззрения Сократа
>
Сократ использовал свой собственный метод диалектических споров для получения истинных знаний, пытаясь восстановить их значимость, утраченную благодаря софистам. Софисты в своем учении не ставили истину во главу угла.
Аристотель в своей «Метафизике» писал, что исследуемая Сократом нравственность и духовность подлежали процессу поиска определения.
«…Сократ исследовал нравственные добродетели и первый пытался давать их общие определения (ведь из рассуждавших о природе только Демокрит немного касался этого и некоторым образом дал определения тёплого и холодного; а пифагорейцы — раньше его — делали это для немногого, определения чего они сводили к числам, указывая, например, что такое удобный случай, или справедливость, или супружество). …Две вещи можно по справедливости приписывать Сократу — доказательства через наведение и общие определения: и то и другое касается начала знания», — Аристотель («Метафизика», XIII, 4).
Относительно этики и показания факта основной добродетели Сократ полагал, что последняя вытекает из знания, так как знающий, что такое добро не станет руководствоваться иными критериями и методами, исходящими из злых принципов и побуждений. Развивая данную тематику Сократ считал, что если добро – это тоже знание, то из того необходимо следует, что чем выше уровень знания и интеллектуальная составляющая у людей в общем, тем добрее должно быть общество.
Метод Сократа
Относительно философских учений Сократа можно дополнить, что Сократа интересовала не просто физико-биологическая составляющая личности человека, а его мышление, умение абстрагироваться. Основной философский метод добычи истины у Сократа под названием «майевтика» или искусство повивальной бабки. Согласно которому, Сократ с помощью вопросов, задаваемых оппоненту, как бы поднимая пласты знания, если можно сказать «рылся» в памяти собеседника, выявляя то, что он знает, а что нет.
Так же, в общении со своими учениками и с софистами Сократ, задавал им вопросы, в ответах на которые они признавали свою глупость, зачастую сами не осознавая факта полнейшей абсурдности, о которой они говорят. А те же, кто понимал, что Сократ смеется над ними, водя их за нос, злились от чего в своих суждениях уходили еще в большие дебри. Но в конце концов, Сократ «открывал им глаза» очевидностью истины, о которой он говорит. Этот метод можно проследить в диалогах Платона. Такую методику диалогов Сократа называли «Сократовской иронией»
Парадоксы Сократа
К основным парадоксам Сократа относят высказывания:
Никто не желает зла
Никто не делает зла по своей воле
Добродетель — это знание
Одним из примеров самоссылающегося парадокса служит знаменитая фраза, которую приписывают Сократу: «Сократовыми парадоксами» также могут называться самоссылающиеся парадоксы, образцом которых является фраза в отношении знания, также приписываемая Сократу:
«Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».
Такого рода парадоксы тоже принято называть сократовскими.
Суд над Сократом
Сократ был осужден своими соотечественниками по обвинению в богохульстве и развращении молодежи. Вину свою античный философ не признал, даже в своей защитительной речи сказал, что достоин высшей чести: обеда в пританее за государственный счёт. Сократ отказался также от возможности выплаты штрафа или бегства из тюрьмы с помощью друзей. Обращение к судьям за милосердным решением древнегреческий философ читал унизительным как для подсудимого, так и для суда.
Судебный процесс подробно описан в произведениях Платона и Ксенофонта (греч. Ἀπολογία Σωκράτους) , которые содержат полностью защитительную речь античного философа и обстоятельства суда над ним.
В 2012 году в Афинах был проведен аналог античного суда над Сократом — современный суд, с участием известных юристов различных стран и зрителей. Голоса профессионалов разделились поровну, а зрители были на стороне философа. В результате современного судебного шоу Сократ был оправдан.
Смерть Сократа
Сократ, как свободный афинский гражданин, не был подвергнут смерти палачом, а принял яд самостоятельно. Последний день жизни древнегреческого философа описан в произведении его ученика Платона — диалоге «Федон». Долгое время считалось, что Сократ был отравлен цикутой, однако описание клинической картины смерти не совпадают с картиной смерти от этого яда. В наше время есть предположение, что ядом мог служить болиголов пятнистый, который больше подходит под картину смерти описанную Платоном.
greciya-ellada.ru
СОКРАТ1 древняя греция
(469-399 до Р.Х.)
Сократ - древнегреческий философ. Был сыном каменотеса и повивальной бабки. Получил разностороннее образование. Принимал активное участие в общественной жизни Афин. В 399 г. до Р.Х. ему было предъявлено обвинение в том, "что он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество". Он был приговорен к смерти и выпил яд-цикуту. Сократа характеризует разнообразная и интенсивная философская деятельность, выражавшаяся в основном в изложении своих учений в форме беседы. Поэтому о взглядах Сократа можно судить лишь по трем источникам: Аристофану, Ксенофонту и Платону. Аристофан в "Облаках" нарисовал иронический образ Сократа, выведя его в виде софиста, астролога и "физика", владельца "мыслильни". Саркастически издеваясь над Сократом, Аристофан издевается над распространенными в то время модами, увлечением натурфилософией и софистическим образованием. Ксенофонт в "Воспоминаниях о Сократе" рисует Сократа благонравным учителем добродетели, который вполне лоялен по отношению к государству. Ксенофонт нарисовал приниженный образ Сократа, которого ни за что обвинили в развращении молодежи. Платон же изображает Сократа как глубокого мыслителя, от имени которого излагаются собственные мысли Платона. Для Сократа характерно то, что он, выступая против софистов, в то же время в своем творчестве и взглядах выражал те особенности философской деятельности, которые были специфичны для софистов. Сократ не признает проблем, характерных для философов тех времен: о природе, ее первоначале, о мироздании и т.п. По Сократу, философия должна заниматься не рассмотрением природы, а человеком, его нравственными качествами и сущностью знания. Вопросы этики - вот главное, чем должна заниматься философия, и это являлось главным предметом бесед Сократа. При этом Сократ для обоснования своих взглядов пользуется разработанным им методом, вошедшим в историю философии под названием сократического, а именно - диалектика, искусство диалектического спора. Диалектика - метод, посредством которого представляются и развиваются, обосновываются этические понятия. Для Сократа философия - это рассмотрение конкретного нравственного явления в процессе которого мы приходим к определению того, что представляет это явление, т.е. к определению его сущности. Это можно проиллюстрировать на примере рассуждении из диалога Платона "Лахет" Этот диалог посвящен выяснению понятия мужество" Так как мужество есть частный вид добродетели, то следует сначала выяснить, что такое сама добродетель, а потом перейти к привести примеры мужества и на основании их выяснить, что такое мужество, сущность мужества как добродетели. Сократ предлагает представить определение мужества, которое охватило бы все частные виды мужества. В ходе беседы и приведения примеров выясняется, что определение мужества через понятие стойкость" никак не проясняет существо вопроса. Также не дает ничего для решений спроса определение мужества через мудрость. Выясняется, что мудрость- это знание опасного, но ведь в разных областях жизни формулируется по-разному. В диалоге "Лахет" так дело и не походит до решения вопроса по существу. Все диалектические рассуждения проводятся по принципу деления родового понятия на составляющие его виды. Таким образом, диалектика состоит в том, чтобы дать различные определения одному понятию с Разных сторон. В этом, по мнению Сократа, и рождается истина. Этот метод философствования еще называется майевтика - повивальногометода в форме беседы выражается в виде постановки вопроса- "что такое то-то и то-то?" (добро, справедливость или другое этическое понятие). Ответы на эти вопросы часто отвергались один затем в этих диалектических спорах и рассуждениях Сократ впервые стал использовать индуктивный метод доказательства. Использование диалога для достижения истины - огромнейшая заслуга Сократа " истории философии, так как все предшествующие философы постулировали свои положения. В диалектике Сократа возились и его антидогматизм, плюрализм. Он не считал себя Отелем мудрости, а пытался лишь вызвать у человека стремление к истине Известно изречение Сократа: "Я знаю, что ничего не знаю . Большее развитие диалектика Сократа получает в диалоге "Гиппий Больший" Платона, посвященного выяснению понятия прекрасного Используя свой метод, Сократ посредством различных определений прекрасного, часто различных и противоположных приходит к определению сущности рассматриваемого предмета. Таким образом метод Сократа направлен на то, чтобы посредством выявлении разных противоречий в рассуждениях собеседников отсеять все несущественное и показать подлинную природу рассматриваемого, прежде всего нравственного, явления. Нравственным же человек может быть только тогда, когда знает, что такое добродетель. Знание - предпосылка нравственного. Подлинная нравственность - это познание блага. Более того, для Сократа знание и мораль оказываются неразделимыми. "Того, кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступать иначе, чем велит знание, и разум достаточно силен, чтобы помочь человеку". Посредством определения понятий, по Сократу, "люди становятся в высшей степени нравственными, способными к власти и искусными в диалектике". Таким образом, в этике Сократа четко выявляется рационалистическая линия: добродетель - это знание, дурное - это незнание. Основные добродетели для Сократа - это сдержанность, мужество, справедливость.
studfiles.net
Сократ
Я знаю только то, что ничего не знаю!
470-399 гг до н. э.
Сократ родился в Афинах и был сыном скульптора Софрониска и повитухи Фенареты. Сам Сократ тоже занимался искусством ваяния, возможно, до сорокалетнего возраста, когда прекратил это и занялся философией. Вскоре он собрал вокруг себя юношей и посвятил всю свою жизнь беседам с ними.По всей вероятности, с тех пор, как Сократ занялся беседами с юношами, он забросил свое хозяйство, что явствует из насмешливых замечаний Аристофана. О воспитании и образовании Сократа известно немного. Следует однако полагать, что, будучи ребенком, Сократ воспитывался, как все дети того времени, и что образование свое он пополнил впоследствии по собственной инициативе. Интересы Сократа заставили его следить за развитием многогранной культурной жизни его эпохи, т.е. посещать представления трагедии и комедии, другие культурные мероприятия, следить за тем, что происходит в философии, ораторском искусстве и т.п. Затем Сократ обратился к философии и уже в зрелом возрасте приобрел славу мудреца.Сократ был женат на Ксантиппе и имел трех детей. Сам он был нетребователен к пище и довольствовался немногим. По-видимому, Сократ располагал каким-то доходом для содержания семьи, однако небольшим. Можно считать достоверным, что финансовую поддержку Сократу оказывал его богатый близкий друг Критон.В политическую жизнь Сократ не вмешивался. Как гражданин Сократ был послушен, добродетелен и справедлив. Он учил повиноваться законам и сам же показывал тому пример, охотно исполняя все обязанности афинского гражданина. Из событий жизни Сократа известны его участие в Пелопоннесской войне — в походе на Потидею и в битвах при Делии и Амфиполе. Во время осады Потидеи Сократ спас жизнь Алкивиаду, о чем заявляет сам Алкивиад в «Пире» Платона, где он восхваляет отвагу и выносливость Сократа.Никогда, кроме этих случаев, Сократ не покидал Афин.Сократ не был политическим деятелем, однако был широко известен в Афинах. Образ его был уникальный, загадочный и странный. В наружности Сократа не было ничего от греческого идеала красоты: он был уродлив, с глазами навыкат, с коротким и толстым носом, с раздутыми ноздрями, толстыми губами, плешивой головой и объемистым животом.Однако этот человек обладал высочайшими душевными качествами, отличался утонченностью, умом, честностью, сдержанностью и неприхотливостью, умиротворенностью и гармонией, которые излучал его внутренний духовный мир. Как говорит Платон, это был «самый лучший, самый благоразумный и самый справедливый из эллинов».Многие относились к нему с симпатией, однако другие — и таковых было, пожалуй, большинство, испытывали к нему антипатию, потому что считали его софистом. Как говорит в «Пире» Алкивиад, Сократ был уродлив и похож на силена, но внутри прекрасен и богат добродетелью и мудростью.
Учение Сократа
Сократ посвятил себя поискам нравственной философии или поискам нравственного блага, добродетели и справедливости. Он осознавал, что главным делом и целью его жизни было способствовать повышению нравственного и духовного уровня не только молодежи, с которой больше всего общался, но и своих сограждан, показать людям их невежество и помочь им познать самих себя. Сознание этого долга становилось все глубже по мере того, как Сократ все четче видел, как нравственные устои Афинского государства ослабевают все более, несмотря на присущий Афинам внешний блеск эпохи «Золотого Века» Перикла. Итак, Сократ пытался своим учением убедить афинян, что основным стремлением человека должен быть поиск истины и самоконтроль и что высшее благо состоит в как можно большем совершенствовании души и поиске нравственного благоразумия. Сократ направлял к более антропоцентрической философии. Именно это имеет в виду Цицерон, говоря, что Сократ взял философию с неба и обратил ее к человеку, к его душе и его особенной природе. Этим он оказал воздействие на людей последующих времен. «Центром тяжести» теперь была уже не земля, облака или небесные тела. Теперь значимость обретал мир, пребывающий в человеческой душе. Сократ не написал ничего, и поэтому навсегда остался проблематичен для историков философии. Единственные прямые источники, которыми мы располагаем, это свидетельства Ксенофонта, Платона и некоторые замечания Аристотеля, основанные «на слухах».Сократ не был оратором, не обучал риторике, не давал уроков, тем более за плату, не странствовал из города в город, как софисты. Он не открыл школу, но использовал диалог. Простыми вопросами он втягивал людей из всех общественных сословий в беседу на темы из области религии, морали, политики, общества. Об их жизни, о воспитании их детей, о справедливости, о добродетели и т.п., т.е. в беседу, которая интересовала человека вообще. Беседу Сократ начинал, делая вид, будто не знает, но желает узнать, например, что есть справедливость и несправедливость, что есть отвага и трусость, добро и зло, прекрасное и уродливое. Притворное невежество, к которому обращается Сократ в философских беседах, получило название «Сократовской иронии».Ни у кого не возникало мысли, что Сократ обучает чему-то конкретному, поскольку он считал, что если человек, научившись сначала пользоваться своим разумом, т.е. логическим мышлением, он впоследствии может мыслить, находить и овладевать истиной сам по себе. Поэтому Сократ никогда не предоставлял своему собеседнику знаний в готовом виде: ему было достаточно заинтересовать собеседника своими вопросами с тем, чтобы тот сам дошел до знания, которое уже пребывало внутри него. Этот метод Сократа получил название «повивального». Потому что подобно тому, как «повитуха» извлекает младенца из чрева матери, так и Сократ извлекал из своего собеседника то, что уже находилось внутри него, причем сам собеседник, естественно, и не осознавал этого.
Осуждение и смерть Сократа
Как было уже сказано, по-видимому, большинство сограждан считало Сократа софистом и не любило его за нечестивость и отрицание устоев религии и общественной жизни. И вот, в 399 году до н.э. трое афинских граждан Мелет, Анит и Ликон привлекли его к суду по следующему обвинению:«Сократ совершает преступление, поскольку не верит в богов, в которых верит город, и вводит некие другие, новые божества, а также совершает преступление, потому что развращает юношей».Суд состоялся в 399 году до н.э. Ученики Сократа позаботились о том, чтобы хороший оратор приготовил для него защитительную речь, как было принято в те времена. Знаменитый оратор Лисий приготовил такую речь по всем правилам риторики. Однако Сократ отказался произносить ее: так, по крайней мере, известно из того, что сохранилось в произведениях Платона. Сократ сказал, что свою защитительную речь он сам готовил всю жизнь своими делами, т.е. совершая всегда добро. Таким образом, Сократ со спокойной совестью выступил в свое оправдание так, как сам того желал. В этой произвольно составленной, без риторических приемов речи присутствовала, естественно, и его обычная ирония. Он сказал судьям, что, по его мнению, на нем нет никакой вины. Напротив, сказал Сократ, государство обязано предоставить ему бесплатное питание в пританее за то, что всю свою жизнь он посвятил улучшению граждан. Суд признал Сократа виновным и приговорил к смерти. Обвинение Сократа и осуждение его на смерть можно понять, только принимая во внимания обстоятельства жизни того времени. Вся жизненная атмосфера была пронизана разочарованием от поражения, которое потерпели Афины в Пелопоннесской войне, и от последовавшего за этим поражением правления Тридцати тиранов. Приговор не был приведен в исполнение сразу же, и Сократ провел в тюрьме 30 дней.В течение этого времени многочисленные ученики то и дело приходили в его темницу, которая превратилась таким образом в настоящую философскую школу, а Сократ, невозмутимый и спокойный, давал своим ученикам последние советы и наставления. Он отверг предложение своего ученика Критона спастись бегством, поскольку желал до последней минуты жизни оставаться верным своему учению и своим высоким примером показать, что «граждане должны всегда уважать законы государства». В мае 399 года до н.э. Сократ выпил цикуту спокойный и безмятежный, как всегда, с твердостью и спокойствием души, которых никогда больше не знавала история
gidvgreece.com
Сократ и этические школы Древней Греции.
Любые студенческие работы ДОРОГО, КАЧЕСТВЕННО
100 руб. бонус за первый заказ. Всего 3 вопроса:
Узнать стоимость работы
Период, предшествующий Сократу, называется натурфилософским. Сократ явился
родоначальником второго периода античной философии (ориентации философии на знание).
Сократ (469 - 399). Основными источниками сведений о жизни и взглядах Сократа служат труды его сторонников (Платона и Аристотеля), т.к. сам он трудов не писал и свои взгляды распространял в устных беседах.
Сократ происходил из небогатой афинской семьи и в молодости был ваятелем, изучал произведения Гераклита и др.
Об этом Платон писал в “Федине”. Сократ занимался самообразованием и называл себя “самоделателем в философии”. Благодаря духовному перевороту он стал преподавателем нpaвcтвенности.
Главное место в сократовской философии принадлежало - лике, причем Сократ уделял большое внимание знанию и полагал, что правильное знание следует определять с помощью двух методов:
метода выделения общего из ряда частных случаев;
метода выявления признаков, помещенных при общем анализе.
Сам Сократ называл свой метод преподавания меэвтикой - “повивальным искусством”. Объяснял он это следующим образом: подобно тому, как повивальная бабка приглашенная к роженице, всего лишь помогала последней произвести на свет дитя, так и он не сообщал своим ученикам никакого знания (да он и не мог его сообщить, ибо говорил “Я знаю только то, что ничего не знаю”), он помогал им сделать вполне ясными те мысли, которыми их головы “беременны”, мысли же рождаются не им, а самими учениками.
Возникает вопрос: действительно ли Сократ лишь помогал выяснить то, что знал ученик? Нет, конечно. Метод Сократа был вполне научным методом выявления знания, который впоследствии Аристотелем был назван индукцией и был приемом выявления определений для общих понятий. Сократ обучал искусству обобщения, искусству находить правильные определения общих понятий. Обучение это велось в форме собеседований, в процессе которых ученики действительно не приобретали новые понятия, а лишь проясняли с помощью учителя те, которые они знали. Таким образом, Сократ учил логике.
В лице Сократа человеческий разум впервые стал мыслить логически. Логическое мышление продолжали его ученики Платон, а ученик Платона – Аристотель - основал логику.
Есть еще одно важное положение учения Сократа о знании: знание именно потому доступно каждому и свободно выявляется в беседах, что оно как бы прирождено человеку; и потому каждому учителю приходится всего лишь его выявить, а не сообщать впервые ученикам.
Однако учение о знании для Сократа было не целью, а средством. На первом месте в его деятельности стояла этика. И индукция Сократа направлена на выяснение нравственных понятий. В чем же состояла этика Сократа?
1. Нравственные стремления, т. е. стремления к добру, уже существуют у каждого человека и для превращения их в добродетель необходимо их как бы вспомнить, выявить. Т.е. нужно вспомнить, что такое добро, и как только это сделано, человек уже от одного этого становится добродетельным. Порок происходит только от недостатка знания, от заблуждения. Добродетель есть знание, а именно - знание добра.
2. Но Сократ не ограничился только этим, а утверждал: знание есть добродетель, оно есть условие добродетели. Доказывал же это Сократ тем, что всякий хочет добра. Сократ был убежден, что люди от природы добры, его учение можно назвать этическим интеллектуализмом, т. к. он считал знание пониманием добра, чисто интеллектуальным элементом, наиважнейшей частью нравственности. Более того, Juaniic считал он самой нравственностью. Из учения Сократа следовали такие выводы:
добротели можно обучить при помощи умственного образования;
знание одно, следовательно, и добродетель одна (а разные
добродетели - это разные части знания: справедливосгь - знание о том, как следует поступать с другими; благочестие - знание, как вести себя по отношению к богам, мужество - знание того, чего надо избегать и чего не следует страшиться и т. д.).
Но в чем же состоит добро вообще, к знанию которого готовится всякая добродетель? Сократ считал: заботу о душе и о ее совершенствовании.
Таким образом, учение Сократа явилось началом логики. Оно не было систематическим, т. к. Сократ ничего не писал, и ограничивался только беседами с учениками на логические темы. Из всех учеников Сократа вполне понял, вспоил и развил его учение Платон.
students-library.com
Глава 13 Сократ. История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Том I [litres]
Первая половина жизни Сократа
Сократ умер в 399 году до н. э., а поскольку Платон говорит нам, что в это время философу было семьдесят лет или чуть больше, значит, он родился около 470 года до н. э. Он был сыном Софрониска и Финареты из клана Антиохидов, живших в деме (территориальном округе) Алопека. Говорили, что его отец был каменотесом, но А.Э. Тейлор вместе с Бернетом считают, что это мнение сложилось из–за неправильного толкования тех строчек в диалоге «Евтифрон», где предком Сократа назван Дедал. Как бы то ни было, Сократ не пошел по стопам своего отца, если тот и вправду был каменотесом, и группу харит на Акрополе, которую считали работой Сократа, археологи теперь относят к более раннему периоду1. Сократ родился в достаточно обеспеченной семье, поскольку он служил в армии гоплитом (тяжеловооруженным пехотинцем), а для приобретения полного комплекта вооружения он должен был получить приличное наследство. Финарета, мать Сократа, была, как утверждается в «Теэтете», повивальной бабкой, но даже если она и была ею, то, как утверждает Тейлор, это не было ее профессией в современном смысле этого слова. Таким образом, первая половина жизни Сократа пришлась на самый расцвет Афин. В 479 году при Платее была разбита персидская армия, а в 472 году Эсхил написал свою пьесу «Персы»; Софокл и Еврипид были еще детьми. В это же время Афины заложили фундамент своего морского могущества.
В диалоге Платона «Пир» Алкивиад говорит, что Сократ похож на сатира или силена, а Аристофан утверждал, что он ходил переваливаясь как утка, и высмеивал его привычку закатывать глаза. Но мы также знаем, что он отличался исключительно крепким здоровьем и выносливостью, зимой и летом носил одну и ту же одежду и всегда ходил босиком, даже во время зимних кампаний. Всегда очень воздержанный в пище и питье, он мог выпить, не пьянея, большое количество вина. Всю свою жизнь, начиная с юношеского возраста, Сократ слышал таинственный «голос», запрещавший ему делать что–то или предупреждавший о чем–то. Сократ называл его «даймонием» (демоном), который подает ему знаки. В «Пире» рассказывается о том, что Сократ умел надолго «отключаться» от мира, предаваясь размышлению. Однажды он отключился на целые сутки, а дело было во время военных действий. Профессор Тейлор называет такие состояния Сократа экстазом или трансом, но вероятнее всего, Сократ переставал реагировать на внешний мир из–за исключительно сильной концентрации, когда его ум работал над какой–нибудь проблемой. Такое случалось и с другими мыслителями, разве что время их отключения было более коротким. Сама продолжительность пребывания Сократа в «экстазе», о которой упоминается в «Пире», свидетельствует о том, что это не был мистико–религиозный экстаз, хотя, конечно, столь длительные периоды высокой умственной концентрации – тоже явление исключительное2.
Когда Сократу пошел третий десяток, он, как мы уже знаем, разочаровался в космологии ионийцев и обратился к изучению человека. Но совершенно определенно, Сократ начинал с изучения космологических теорий Запада и Востока в философских системах Архелая, Диогена из Аполлонии, Эмпедокла и других. Теофраст уверяет нас, что Сократ был членом школы Архелая, последователя Анаксагора в Афинах. Как бы то ни было, Сократ разочаровался в теории Анаксагора. Сбитый с толку расхождениями в различных философских теориях, Сократ неожиданно нашел ответ на мучивший его вопрос в отрывке Анаксагора, где говорится о том, что первопричиной всех законов природы и мирового порядка является Ум. Обрадованный Сократ начал изучать Анаксагора в надежде, что тот объяснит ему, как функционирует Ум, созидая стройный порядок во Вселенной. Но он обнаружил, что Анаксагор ввел понятие Ума только для того, чтобы объяснить, кто запустил вихревое движение. Разочарование заставило Сократа обратиться к другому предмету исследований и отказаться от натурфилософии, которая оказалась в тупике из–за противоборства мнений и многочисленных расхождений.
А.Э. Тейлор высказывает предположение, что после смерти Архелая Сократа, учитывая намерения и задачи, которые он перед собой ставил, можно с полным правом назвать его преемником. Он пытается обосновать это с помощью комедии Аристофана «Облака», где Сократ и его коллеги по «Мыслильне» («Облака», с. 354), описаны как люди, увлеченные естественными науками и придерживающиеся «воздушной» доктрины Диогена из Аполлонии. Поэтому утверждение Сократа, что он никогда не брал «учеников», если верно предположение Тейлора, должно означать, что у него не было платных учеников. Он имел товарищей, но никогда не имел учеников. Кроме того, в «Апологии» Сократ восклицает: « Но правда заключается в том, о афиняне, что я не имею никакого отношения к физическим наукам». Это верно, что к тому времени, когда Сократ достиг возраста, в котором он изображен в «Апологии», он уже давно отказался от занятий космологией, однако это вовсе не означает, что Сократ никогда не занимался ею, нам точно известно, что он этим занимался. Современному же автору кажется, что сам тон высказывания подтверждает предположение, что Сократ никогда не был главой школы космологов. То, о чем говорится в «Апологии», конечно же не доказывает, что Сократ до своего «обращения» не был главой подобной школы, его же слова означают, что он никогда им не был.
«Обращение» Сократа, приведшее его в стан скептически настроенных этических философов, вероятно, произошло после широко известного эпизода с дельфийским оракулом. Херефон, преданный друг Сократа, спросил оракула, есть ли кто на свете умнее Сократа, и получил ответ: «Нет». Это заставило Сократа задуматься, и он пришел к выводу, что боги считают его самым мудрым потому, что он осознал свое невежество. И тогда Сократ понял, что его миссия заключается в поисках непреходящей и конкретной истины, истинной мудрости и в принятии помощи любого человека, который согласится его выслушать. Какой бы необычной ни показалась нам история с оракулом, она, вероятно, действительно имела место, ибо мало вероятно, чтобы Платон вложил в уста Сократа выдумку в диалоге, который был написан для того, чтобы дать точное описание суда над Сократом, особенно в ранней редакции «Апологии», созданной в те годы, когда многие люди, присутствовавшие на этом суде, были еще живы.
Жена Сократа, Ксантиппа, известна своим сварливым характером, однако никто не знает, правда ли это или нет. О том, что у нее был скверный характер, мы узнаем из диалога «Федон». Скорее всего, Сократ женился в первые годы Пелопоннесской войны. В этой войне Сократ прославился своей храбростью при осаде Потиды в 430 году до н. э., а потом при разгроме афинян беотийцами в 424 году. Он участвовал в боях при Амфиполе в 422 году до н. э.