Возникновение государства в Древнем Риме. Государство в древнем риме
Возникновение государства в Древнем Риме
Возникновение государства в Древнем Риме - результат разложения первобытнообщинного строя, развития частной собственности, имущественного и классового разделения.
Время основания города Рима, которое историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н.э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (подобное афинскому синойкизму) древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины (civitas). Члены старейших римских родов назывались патрициями.
Развитие скотоводства и земледелия повлекло за собой имущественную дифференциацию и появление частной собственности. Возникает и патриархальное рабство, источниками которого становятся преимущественно войны, а вместе с тем и зачатки классового деления общества.
С имущественной дифференциацией социальная структура общины усложняется. В родах выделяются отдельные богатые аристократические семьи. К ним переходят лучшие земельные участки, считающиеся еще коллективной собственностью общины. Они получают и большую долю военной добычи. Вместе с тем появляется и обособленная социальная группа клиентов из обедневших общинников, принятых в состав родов пришельцев, и, иногда, отпущенных на свободу рабов. Будучи лично свободными, но ограниченными в правах, они находились под покровительством патронов из патрициев, за что, в свою очередь, должны были оказывать им имущественные и личные услуги.
Благоприятные для скотоводства и земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли географическое положение и войны привлекали в Рим все возрастающее пришлое население из соседних племен. Они не входили в римскую общину. Ограниченность земельного фонда поставила в этих условиях под угрозу само благосостояние общины. Естественной возможностью, позволявшей хотя бы временно разрешить возникшее противоречие, было превращение общины в замкнутую организацию, не допускающую в свой состав новых родов или лиц и защищающую права только своих членов. Оказавшееся вне римской родовой общины пришлое население получило название плебса. Плебс пополнялся и за счет разорявшихся и потерявших связь с общиной ее бывших членов. Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах. Они могли получать земельные наделы только из свободной части общинного земельного фонда, не имели права вступать в брак с членами общины и были лишены возможности участвовать в управлении ее делами. Во главе римской общины стоял выборный вождь - рекс. Хотя по традиции его называли царем (отсюда "период царей"), его полномочия были ограниченны. Как и у афинского базилевса они сводились главным образом к военным, жреческим и судебным. Органом управления был совет старейшин родов - сенат. Общие вопросы рассматривались на народном собрании. Однако его решения могли быть отвергнуты сенатом и рексом. Последний мог издавать общеобязательные постановления.
В организации римской общины привлекает внимание ее стройность. В общину входило 300 родов, объединявшихся в 30 курий, которые, в свою очередь, входили в 3 трибы. Если трибы возникли в результате объединения трех племен, то стройность организации общины носит на себе явный отпечаток сознательной деятельности, вызванной потребностью "замкнуть" общину в условиях ограниченности ее земельного фонда и необходимости его расширения военным путем. Последнее подтверждается и тем, что народные собрания созывались по куриям (куриатные комиции). Каждая курия в собрании была представлена только воинами (100 пеших и 10 конных) и имела один голос.
Военизированный характер римской родовой организации позволял ей какое-то время поддерживать свой замкнутый характер. Но в Риме развивались процессы, которые неизбежно должны были ускорить ее крушение. Рост численности плебса, концентрация в его руках ремесленного производства и торговли превратили плебеев в своеобразную, правда, этнически пеструю, но с преобладанием этрусского элемента, общину. Социальное значение и сила этой общины возрастали. Внутри нее, также как и в римской общине, развивается имущественная дифференциация. Появляются плебеи - богатые ремесленники и торговцы, которые начинают играть все возрастающую роль в экономике Рима. Они остро ощущают свое бесправие. Вместе с тем увеличивается число плебеев-бедняков, многие из которых становятся неоплатными должниками патрициев и попадают в долговую кабалу. Беднеющая часть плебса в условиях возрастающей численности рабов становится еще более опасной для римской общины силой.
Положение осложнялось и тем, что римляне были вынуждены привлекать плебеев к участию в военных походах. Развивающееся несоответствие между большой ролью, которую в жизни Рима стал играть плебс, и его бесправным положением породило борьбу плебеев за уравнение в правах с членами ослабленной внутренними противоречиями римской родовой общины, представленной ее ведущей силой - патрициями. Перипетии этой борьбы неизвестны, но ее результат очевиден - она закончилась победой, разрушившей замкнутую римскую родовую организацию и расчистившей тем самым путь к образованию государства.
Таким образом, возникновение государства в Древнем Риме было результатом общих процессов разложения первобытнообщинного строя, порожденных развитием частной собственности, имущественной и классовой дифференциации. Но эти процессы были ускорены борьбой плебеев за равноправие с членами римской общины, окончательно разрушившей основы родового строя Древнего Рима. На смену полису как политической общине приходит государство.
Историческая традиция связывает закрепление победы плебеев и возникновение государства в Древнем Риме с реформами рекса Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э., хотя, очевидно, эти реформы были результатом довольно длительных изменений в общественной жизни Рима, растянувшихся, может быть, на столетие.
studentu.info
Глава 11. Государство в Древнем Риме § 1. Возникновение государства в Древнем Риме
Время основания города Рима, которое историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н.э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (подобное афинскому синойкизму) древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины (civitas).Члены старейших римских родов назывались патрициями.
Развитие скотоводства и земледелия повлекло за собой имущественную дифференциацию и появление частной собственности. Возникает и патриархальное рабство, источниками которого становятся преимущественно войны, а вместе с тем и зачатки классового деления общества.
С имущественной дифференциацией социальная структура общины усложняется. В родах выделяются отдельные богатые аристократические семьи. К ним переходят лучшие земельные участки, считающиеся еще коллективной собственностью общины. Они получают и большую долю военной добычи. Вместе с тем появляется и обособленная социальная группа клиентов из обедневших общинников, принятых в состав родов пришельцев, и, иногда, отпущенных на свободу рабов. Будучи лично свободными, но ограниченными в правах, они находились под покровительством патронов из патрициев, за что, в свою очередь, должны были оказывать им имущественные и личные услуги.
Благоприятные для скотоводства и земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли географическое положение и войны привлекали в Рим все возрастающее пришлое население из соседних племен. Они не входили в римскую общину. Ограниченность земельного фонда поставила в этих условиях под угрозу само благосостояние общины. Естественной возможностью, позволявшей хотя бы временно разрешить возникшее противоречие, было превращение общины в замкнутую организацию, не допускающую в свой состав новых родов или лиц и защищающую права только своих членов. Оказавшееся вне римской родовой общины пришлое население получило название плебса. Плебс пополнялся и за счет разорявшихся и потерявших связь с общиной ее бывших членов. Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах. Они могли получать земельные наделы только из свободной части общинного земельного фонда, не имели права вступать в брак с членами общины и были лишены возможности участвовать в управлении ее делами. Во главе римской общины стоял выборный вождь - рекс. Хотя по традиции его называли царем (отсюда "период царей"), его полномочия были ограниченны. Как и у афинского базилевса они сводились главным образом к военным, жреческим и судебным. Органом управления был совет старейшин родов - сенат. Общие вопросы рассматривались на народном собрании. Однако его решения могли быть отвергнуты сенатом и рексом. Последний мог издавать общеобязательные постановления.
В организации римской общины привлекает внимание ее стройность. В общину входило 300 родов, объединявшихся в 30 курий, которые, в свою очередь, входили в 3 трибы. Если трибы возникли в результате объединения трех племен, то стройность организации общины носит на себе явный отпечаток сознательной деятельности, вызванной потребностью "замкнуть" общину в условиях ограниченности ее земельного фонда и необходимости его расширения военным путем. Последнее подтверждается и тем, что народные собрания созывались по куриям (куриатные комиции). Каждая курия в собрании была представлена только воинами (100 пеших и 10 конных) и имела один голос.
Военизированный характер римской родовой организации позволял ей какое-то время поддерживать свой замкнутый характер. Но в Риме развивались процессы, которые неизбежно должны были ускорить ее крушение. Рост численности плебса, концентрация в его руках ремесленного производства и торговли превратили плебеев в своеобразную, правда, этнически пеструю, но с преобладанием этрусского элемента, общину. Социальное значение и сила этой общины возрастали. Внутри нее, также как и в римской общине, развивается имущественная дифференциация. Появляются плебеи - богатые ремесленники и торговцы, которые начинают играть все возрастающую роль в экономике Рима. Они остро ощущают свое бесправие. Вместе с тем увеличивается число плебеев-бедняков, многие из которых становятся неоплатными должниками патрициев и попадают в долговую кабалу. Беднеющая часть плебса в условиях возрастающей численности рабов становится еще более опасной для римской общины силой.
Положение осложнялось и тем, что римляне были вынуждены привлекать плебеев к участию в военных походах. Развивающееся несоответствие между большой ролью, которую в жизни Рима стал играть плебс, и его бесправным положением породило борьбу плебеев за уравнение в правах с членами ослабленной внутренними противоречиями римской родовой общины, представленной ее ведущей силой - патрициями. Перипетии этой борьбы неизвестны, но ее результат очевиден - она закончилась победой, разрушившей замкнутую римскую родовую организацию и расчистившей тем самым путь к образованию государства.
Таким образом, возникновение государства в Древнем Риме было результатом общих процессов разложения первобытнообщинного строя, порожденных развитием частной собственности, имущественной и классовой дифференциации. Но эти процессы были ускорены борьбой плебеев за равноправие с членами римской общины, окончательно разрушившей основы родового строя Древнего Рима. На смену полису как политической общине приходит государство.
Историческая традиция связывает закрепление победы плебеев и возникновение государства в Древнем Риме с реформами рекса Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э., хотя, очевидно, эти реформы были результатом довольно длительных изменений в общественной жизни Рима, растянувшихся, может быть, на столетие.
Реформы Сервия Туллияположили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы.
Все свободное население Рима - и члены римских родов, и плебеи - было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек (позднее, с появлением в IV в. до н.э. денег, была введена денежная оценка имущества). Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан - всадники, а безземельные - пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд.
Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии -сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1-3 разряды - тяжеловооруженной пехоты, 4-5 разряды - легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий.
Наиболее важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные комиции), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.
Вторая часть реформ - деление свободного населения по территориальному принципу усилила процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепенной, но разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появлении в организации общественной власти в Риме территориального, а не кровнородственного принципа ее действия.
Реформы Сервия Туллия, таким образом, завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Включив плебеев в состав "римского народа", допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, они способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами. Возникшее государство стало формой такой консолидации и господства. Но одновременно государственная власть была направлена и против свободных пролетариев.
Реформы, приписываемые Сервию Туллию, подвели итог важнейшему этапу процесса образования государства, но не завершили его. Этот процесс развивался как путем трансформации органов власти, унаследованных от родовой организации, так и путем создания новых. В основе его лежала дальнейшая консолидация свободных в господствующий класс, что требовало окончательного устранения былых различий между патрициями и плебеями. Реформы Сервия Туллия допустили плебеев к участию в народных собраниях, но не устранили полностью политических и социальных их ограничений. Последующие два века в истории Рима характеризуются продолжением борьбы плебеев за уравнение в правах с патрициями.
В этой борьбе можно выделить два основных этапа. В V в. до н.э. плебеи добились успеха в стремлении ограничить произвол должностных лиц, которые по сохранившейся традиции были патрициями. В этих целях в 494 году до н.э. была учреждена должность плебейского трибуна. Плебейские трибуны, избиравшиеся плебеями в количестве до 10 человек, не имели управленческой власти, но обладали правом veto -правом запрещать исполнение распоряжения любого должностного лица и даже постановления сената. Второе важное достижение плебеев - издание в 451-450 гг. до н.э. Законов XII таблиц, ограничивших возможности патрицианских магистратов произвольно толковать нормы обычного права. Эти законы свидетельствуют о почти полном уравнении плебеев с патрициями в гражданских правах - само слово "плебей", судя по дошедшему до нас изложению текста Законов, упоминается в них только один раз в связи с сохранением запрета на браки между плебеями и патрициями. Однако и этот запрет вскоре в 445 году до н.э. был отменен по Закону Канулея.
Второй этап относится к IV в. до н.э., когда плебеи добились права на занятие государственных должностей. В 367 году до н.э. Законом Лициния и Секстия было установлено, что один из двух консулов (высших должностных лиц) должен был избираться из плебеев, а рядом законов 364-337 гг. до н.э. им было предоставлено право на занятие и остальных государственных должностей. В этом же веке были изданы также законы, способствовавшие консолидации плебеев и патрициев. Упомянутый Закон Лициния и Секстия ограничил размер земельного владения, которым могли владеть патриции из общественного земельного фонда, что расширило доступ плебеев к этому фонду. Законом Петелия 326 года до н.э. была отменена сохраненная Законами XII таблиц долговая кабала, от которой страдали главным образом плебеи.
Завершением борьбы плебеев за равноправие было принятие в 287 году до н.э. Закона Гортензия, по которому решения плебейских собраний по трибам стали распространяться не только на плебеев и, следовательно, получили такую же силу закона, как и решения центуриатных собраний.
4.3. Падение Римской империи ……………………………………………………..…. 28
Заключение ………………………………………………………………………….…. 30
Список использованной литературы ……………………………………............….. 33
ВведениеАктуальность темы исследования. Римское государство сложилось гораздо позже других древних государств. Но, несмотря на этот факт, оно достигло значительных результатов в экономической и политической областях, а так же в области культурного наследия. Изучение истории римского общества подразумевает исследование основных сторон его развития и выявления специфических, присущих только Риму черт. Продолжительность римской истории составляет более 12 веков. В течение этого времени Рим быстро развивался. Развитие империи привело к тому, что Рим в короткий срок подчинил себе всю Италию, а также большую территорию Средиземноморского бассейна. Именно специфика процесса развития древнеримской государственности определяет актуальность темы, так как Рим на протяжении своей истории прошел развитие от царства до империи.
История древнего Рима – последний этап в развитии древнего мира, охватывает время с начала 1 тысячелетия до н.э. (754/3г.г. до н.э. – традиционная дата основания города Рима) до конца V в н.э. (476 г.н.э. – падение Западной Римской империи). В ее развитии можно выделить определенные периоды. В VШ – Ш вв н.э. происходил процесс становления раннего римского рабовладельческого общества; в Ш в до н.э. – П в н.э имеет место его дальнейшее развитие из маленькой общины на Тибре в сильнейшую италийскую и затем средиземноморскую державу. Для Ш в н.э. характерно наступление экономического, социального, политического кризиса Римского государства, который в 1V–V вв н.э. сменился периодом продолжительного упадка.
Степень научной разработанности. Литературные данные о возникновении Рима противоречивы. Это отмечают античные авторы. Так, например, Диосиний Галикарнасский говорил, что “существует много разногласий как по вопросу о времени основания города Рима, так и о личности его основателя”. Наиболее распространена была версия, которую приводит Ливий: основателем Рима был потомок троянца Энея, приехавшего в Италию. История образования древнеримского государства подлежит изучению на базе существующих мифов, легенд и преданий, что представляет определенную сложность в изложении исторических предположений.
Объектами исследования являются периоды становления Римской империи, а также предпосылки возникновения государства.
Предметом исследования является становление и основные этапы развития государства в Древнем Риме.
Цель данной работы – рассмотреть предпосылки возникновения государства в Древнем Риме, проанализировать его признаки в разные периоды истории Рима, а также исследовать основные этапы развития государства. Соответственно, к задачам данного исследования можно отнести:
- анализ признаков государства Древнего Рима;
- рассмотрение предпосылок возникновения государства;
- изучение этапов развития государства;
- анализ становления государства.
Задачи исследования определяют его структуру. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы.Глава 1. Возникновение государства в Древнем Риме1.1. История возникновения Древнего РимаПисьменные источники, относящиеся к первым векам истории Рима, почти не сохранились, поэтому римская история начинается с легенд. Последовательное изложение древнейшей истории Рима встречается в сочинениях писателей и историков, живших до I в. до н.э. Они могли обращаться к трудам первых римских историков, но не обращались, так как им история Рима была интересна только для использования в рассказах о подвигах великих предков. Поэтому главным интересом многих римских историков были не уцелевшие древние документы, а героические легенды и предания, а то, что не вписывалось в образ героического прошлого, могло просто не включаться в их сочинения.
Тем не менее, рассматривая раннюю историю Рима, нельзя игнорировать мифы и легенды, поскольку они не только отражают мировоззрение римлян, но иногда содержат в себе некоторые достоверные сведения.
Предание гласит, что прародителем римского народа был троянский герой Эней. Со своими спутниками он бежал из взятой греками Трои и после долгих скитаний прибыл в Италию, где женился на дочери царя Латина. Сын Энея Асканий основал в Лации город Альба Лонга, которым 400 лет правили его потомки. (10)
Последнего законного царя - Нумитора свергнул с престола его брат Амулий, позаботившийся, чтобы у дочери Нумитора Реи Сильвии никогда не было детей. Он зачислил ее в жреческую коллегию весталок, которые обязаны были хранить целомудрие. Но вскоре Рея Сильвия родила от бога Марса двух мальчиков близнецов Ромула и Рема. Взбешенный Амулий велел утопить младенцев. Его слуга бросил корзину с детьми в Тибр. Течением ее прибило к берегу, где пришедшая на водопой волчица нашла близнецов и выкормила их своим молоком. Впоследствии памятник этой волчице стоял на Капитолии, а сама она стала символом Рима.
Потом простой пастух нашел близнецов и воспитал. Повзрослев, им удалось по счастливой случайности узнать тайну своего происхождения, после чего они вернули власть своему деду Нумитору, свергнув с престола злого Амулия.
Привыкнув к вольной жизни, они не захотели оставаться в Альбе Лонге и решили основать собственный город там, где их нашла волчица. При постройке первых городских укреплений на холме Палатин они поссорились, и Ромул убил Рема, став первым царем города, который был назван его именем.
Поскольку соседи считали Ромула и его дружинников разбойниками и не хотели выдавать за них замуж своих дочерей, римляне похитили во время праздника дочерей своих ближайших соседей сабинов и насильно сделали их своими женами. Сабины пошли на римлян войной, но их дочери сумели помирить своих отцов и мужей. После этого римляне и сабины составили одну общину и стали жить вместе под властью двух царей: Ромула и сабинского правителя Тита Тация. (5)
Таким образом, согласно римской легенде, Рим был основан Ромулом, который построил город, разделил между гражданами землю, обеспечил им возможность семейной жизни — т.е. дал вновь возникающему государству необходимое политическое и общественное устройство. Ромулу приписывают организацию римской общины. Он создал сенат из 100 "отцов", установил знаки отличия верховной власти, разделил народ на 30 курий, устроил убежище для беглецов, чтобы увеличить население города. Исторические критики обнаружили полную несостоятельность этой легенды. Вся эта римская история, как она излагается нам древними писателями, есть не что иное, как народное предание, образовавшееся в самом Риме довольно поздно, полное внутренних противоречий и исторических несообразностей.
При таких условиях о древнейшей эпохе Рима мы можем составить себе только общие представления.
Современная наука обнаружила неоспоримое родство между главными народами Европы и Азии - народами, составляющими арийскую группу. (6) Это родство объясняется тем, что все они в какое-то отдаленное время выделились из одной общей прародины.
На своей прародине, до своего разделения, арийцы достигли известной степени культурности и общественности, так как история Европейских народов начинается далеко за пределами их позднейших Европейских поселений.
В общей массе арийцев, влившихся в Европу, различают пять основных групп: греки, италики, кельты, германцы, славяне.
Из указанных соседей в древнейшей истории Рима наибольшее значение имели этруски. Этот народ даже в ту эпоху уже имел своеобразный, развитый гражданский уклад. Он был организован в крепко сплоченный «союз 12 народов» под властью одного общего царя. Многие косвенные данные свидетельствуют о том, что этруски играли большую роль в древнейшей жизни Рима. Некоторые из современных ученых предполагают, что когда-то Рим находился под владычеством этрусков, а некоторые считают древнейший Рим одним из этрусских поселков.
Италики не представляли единой, сплоченной массы. Они распадались на множество мелких племен, из которых слагаются две группы: латины и умбро-сабеллы. Латины пришли раньше умбро-сабеллов и заняли более удобную часть средней Италии - равнину Лациума. (11) Каждая община имела укрепленный пункт, где население укрывалось от вражеских набегов, и где находилась общинная святыня. Со временем здесь же начинают строить и постоянные жилища; так возникает город, который делается средоточием всей жизни общины.
Одной из описанных латинских общин был Рим. Подробности его древнейшей истории не могут быть восстановлены, так как римское предание лишено исторической достоверности. Рим на заре своей истории не представлял ничего грандиозного: не более 5 кв. миль и не более 10 тысяч жителей.
В составе Латинского союза в более раннюю эпоху Рим занимает положение одной из рядовых общин. Первенствующей общиной он не был. Однако, значение Рима начинает возрастать. Возможно, этому способствовало как самое географическое положение Рима, так и указанное выше слияние трех соседних общин в одну.
Между Римом и другой общиной возникает соперничество за гегемонию в союзе, и борьба на этой почве заканчивается полной победой Рима. Но эта победа не разрушает Латинского союза и не делает Рима обладателем всей союзной территории. Он лишь вступает на место предыдущей общины. Продолжают существовать общелатинские празднества и народные собрания, сохраняется принципиальная независимость отдельных общин. Постепенно усиливаясь, Рим накладывает свою руку на эту независимость - значение общелатинских собраний постепенно падает: Рим приобретает привычку навязывать союзникам свои решения. В таком положении находится Латинский союз к концу первого периода Римской истории. (17)
К середине VI века до н.э. Рим становится городом: там появляются монументальные храмы и общественные здания из камня, мощеная рыночная площадь у подножия Палатина (Форум), внутренняя цитадель на Капитолии, холме с отвесными склонами, и даже каменные стены вокруг города, которые в то время встречались нечасто. (24) Они охватывали территорию площадью в 420га. Это означало, что Рим стал одним из самых крупных и многолюдных городов Италии. Только Капуя и Тарент могли сравниться с ним размерами городской территории и численностью своего населения. 1.2. Предпосылки возникновения государства, его признакиКроме общих причин возникновения государства, можно выделить несколько факторов, также ускорявших появление государственных структур и придававших им определенную специфику. К ним относятся (19) :
Завоевания и необходимость создания механизма власти для сохранения покорности захваченного народа; Наличие внешней угрозы, требовавшей создания вооруженных формирований и регулярного сбора средств на их содержание;3. Необходимость проведения крупных хозяйственных работ (например, ирригационных, строительных и т.д.), немыслимых без мобилизации значительных материальных и человеческих ресурсов и создания аппарата для их рационального распределения и использования.
В качестве предпосылок возникновения государства в Древнем Риме можно выделить следующие:
Благоприятные для скотоводства и земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли географическое положение; Объединение путем войн трех племен древних латин, сабин и этрусков, которое привело к образованию общины в Риме; Развитие скотоводства и земледелия, которое повлекло за собой появление частной собственности; Возникновение рабства, источниками которого становятся войны, а так же возникновение зачатков классового деления общества.
Рассмотрим более подробно каждый из них.
Одной из главных причин быстрого роста и возвышения Рима было его выгодное местоположение. Вот, что сообщает об этом знаменитый римский историк Тит Ливий: «Не без веских причин боги и люди выбрали именно это место для основания города: тут есть и благодатные холмы, и удобная река, по которой можно из внутренних областей подвозить различное продовольствие, а можно принимать морские грузы. Есть тут и море, оно достаточно близко, чтобы пользоваться его выгодами, но все же и достаточно далеко, чтобы не подвергать нас опасности со стороны вражеских кораблей. Наша область лежит в середине Италии это место исключительно благоприятствует городам». (22)
Действительно, Рим расположен в центре Апеннинского полуострова, на левом берегу Тибра, в 20 километрах от моря, у самой удобной переправы через реку. Наиболее ранние поселения на месте будущего Рима были на холмах с отвесными склонами, стоявшими посреди болотистой равнины недалеко от берега, поэтому его и называют Город на семи холмах.
Рим находился на пересечении важнейших сухопутных путей: через него проходили дорога из Кампании в Этрурию и так называемая соляная дорога, которая шла вдоль берегов Тибра от моря, где добывали соль, во внутренние районы, где ее не хватало.
Кроме того, рядом с городом проходили морские пути из Восточного Средиземноморья в Западное и из Африки в Европу. Небольшие корабли могли подниматься вверх по Тибру и разгружаться на пристани в самом центре Рима.
Город располагался на границе Лация с соседними областями: Этрурией и землей сабинов. (26) Не удивительно поэтому, что Рим очень быстро превратился из небольшого поселения в один из крупнейших городов Италии и с ранних пор включал в себя, кроме латинов, также и жителей других областей.
Вторая предпосылка - объединение путем войн трех племен древних латин, сабин и этрусков. Это слияние, с одной стороны, увеличило материальную силу общины и ее значение среди соседей, а, с другой стороны, усложнило общинную организацию.
Третьей предпосылкой было развитие земледелия и скотоводства. Земледелие, ставшее одним из регулярных занятий общинников, по мере усиления его значения стало накладывать свой отпечаток на их деятельность, нормы жизни, обычаи. И чем более значительную роль играло земледелие в жизни общинно-родового общества, тем большее изменение претерпевало оно. Земля, которую обрабатывали общинники, как и земля на которой они охотились, занимались собирательством и т.д., находилась в общественной, коллективной собственности всей общины. То есть возникшее земледелие основывалось на совместном, коллективном труде. Однако со временем выяснилось из опыта земледельцев, что семейное ведение земледельческого производства является более эффективным, чем коллективное.
Тот факт, что земледельческий труд в древнем обществе не приносил людям никакого удовлетворения, а приносил лишь усталость и изнурение, привел к тому, что некоторые общинники под разными предлогами старались освободить себя от занятия земледелием. Они предпочитали заниматься другими видами труда: охотой, рыболовством, собирательством, которые приносили им больше удовлетворения. Так как одни люди уклонялись от земледельческого труда, то другим приходилось заниматься тяжелым земледельческим трудом больше, чем раньше. Это вызывало недовольство последних, возникали ссоры и конфликты. (2) Выходом из положения был лишь раздел земли на отдельные участки и передача этих участков в пользование отдельным семьям общинников. Замена коллективного земледельческого хозяйства индивидуальным и возникновение скотоводства еще более усиливают общественное разделение труда и являются предпосылкой возникновения частной собственности.
Развитие сельского хозяйства и скотоводства в Древнем Риме, а также частые военные походы объясняют четвертую предпосылку возникновения государства. В частных хозяйствах применялся труд членов семьи, рабов и наемных работников. Рабами были захваченные в плен чужеземцы, как воины, так и гражданские лица. Наемные работники формировались из обедневших общинников.
Иногда в рабство обращались должники и преступники, но не все. Из исторических данных известно, что во время удачных военных походов в плен захватывалось много чужеземцев, исчисляемых десятками тысяч человек. Если бы они все обращались в рабов, то через несколько сотен лет рабы составляли бы большинство населения. (4) Проходило время, а число рабов существенно не увеличивалось. Их доля во всем населении по-прежнему составляла не более 5-10%. Это можно объяснить тем, что большинство захваченных в плен чужеземцев не обращалось в рабство, а расселялись по стране. Этим достигались две цели. Во-первых, увеличивалась численность населения, что усиливало военную и экономическую мощь государства. Во-вторых, на захваченной земле чужеземцев становилось меньше, что уменьшало опасность их восстания против поработителей.
В ранний период развития у древнего Рима наблюдались признаки государственности. Понятие государства, его характеристика отражается при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. То есть, анализ признаков государства углубляет знания о нем, как о важнейшем общественно-политическом институте. Признаки государства таковы (19) :
Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровно-родственный принцип организаций населения потерял свое значение. Его заменил принцип территориальной организации, который был в Древнем Риме. По мнению современных историков, в Риме перед переходом к цивилизации и государственности господствовал родовой строй. Римлянами считались только те, кто входил в родовые подразделения, включавшие в себя три трибы, 30 курий и 300 родов. Публичная власть. Публичной она называется потому, что не совпадает с обществом, выступает от имени всего народа. Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была общественная власть, она исходила от всего рода, использовалось для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Особенность публичной власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии управителей, из которых составляются органы управления и принуждения. Наличие публичной власти также имелось в Древнем Риме. Во главе римской общины стояли правители, называвшиеся царями, но непохожие на монархов более поздних эпох. Римский царь являлся верховным жрецом, главным судьей и командующим армии. Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное значение. Суверенитет как свойство государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости. Сложно говорить о наличии в Древнем Риме суверенитета государственной власти. Цари Древнего Рима являлись патриархальными владыками своего народа, в руках царя сосредоточивалось начальство над народом во всех сторонах его существования кроме религии и общественного мнения. Это свидетельствует о том, что в Царский период в Риме было не зрелое, а раннее государство. В своем зрелом законченном виде римское государство сложилось гораздо позднее эпохи царей.
historich.ru
11. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА В ДРЕВНЕМ РИМЕ
Древнейшая римская община сформировалась из представителей латин, этрусков, сабин, сформировавших свое поселение. Общинники, называвшиеся Патрициями, Основали город Рим в 753 г. до н. э. С развитием народного хозяйства растет имущественное различие граждан, выделяются наиболее богатые семьи — Аристократы, Получившие социальные экономические и политические привилегии. Развитие города способствовало росту населения за счет представителей других родов — плебеев, они находились под покровительством патрициев, но аналогичных прав не приобретали.
Возглавлял римскую общину вождь, носивший имя Рекс. Его полномочия были в области военного дела, жреческого и судебного, но нельзя было считать их безграничными. Основной контроль над всеми сферами деятельности общества был поручен совету старейшин — сенату. Сенат контролировал и Рекса, и народное собрание. Народное собрание созывалось по трибам, их в Риме было три, правом голоса обладали только воины. Они в свою очередь делились на 30 курий.
К VI В. до н. э. значительно возрастает количество плебса, необходимость привлекать не принадлежащих к общине жителей в военные походы приводит к усилению политического влияния этой части общества. Наученные сражаться, плебеи встают на борьбу за уравнивание своих прав. В связи с этим проведение реформ, направленных на преодоление первобытнообщинных традиций, было неизбежным. Такую роль сыграли Реформы Сервия Туллия, разделившие Рим по имущественному и территориальному принципам.
В Римском государстве сформировалось 4 городских И 17 сельских округов — трибов. И патриции, и плебеи подчинялись одному старосте, который собирал с жителей налоги. Территориальное разделение окончательно подрывало родоплеменные принципы организации хозяйства. В соответствии с размером земельного участка, его денежной оценкой владелец независимо от своей принадлежности к патрицианскому или плебейскому слою населения входил в тот или иной разряд — всего их было шесть. Всадн
ики составляли обособленную группировку первого разряда, а безземельные, соответственно, шестого. Каждый разряд должен был предоставить несколько вооруженных воинов, объединенных в дальнейшем в сотни — центурии. Со временем центурии стали не только военной, но и политической единицей: голосование в народном собрании проводилось их представителями.
Таким образом, реформы Сервия Туллия укрепили JJ единство римского населения, сделав плебеев полноправными представителями римской нации. Теперь явное разделение существовало лишь между свободными и рабами. Уже к IV в. до н. э. плебеи добились возможности занимать государственные должности, а в 287 г. до н. э. Законом Гортензия уравниваются решения собрания плебеев ицентуриата.
< Попередня Наступна >
radnuk.info
Возникновение государства в Древнем Риме
План Глава I. Возникновение государства в Древнем Риме. 1.1. Развитие древнего государства. 1.2. Реформы Сервия Туллия. Глава II. Становление Римской Республики. Глава III. Падение республики и переход к империи. Глава IV. Римская империя. 4.1. Общественный и государственный строй. 4.2. Принципат. 4.3. Доминат. Заключение Список использованной литературы. Введение. История древнего Рима – последний этап в развитии древнего мира, охватывает время с начала 1 тысячелетия до н.э. (754/3г.г. до н.э. – традиционная дата основания города Рима) до конца V в н.э. (476 г.н.э. – падение Западной Римской империи). В ее развитии следует выделить определенные периоды. В VШ – Ш вв н.э. происходил процесс становления раннего римского рабовладельческого общества; в Ш в до н.э. – П в н.э имеет место его дальнейшее развитие из маленькой общины на Тибре в сильнейшую италийскую и затем средиземноморскую державу. Для Ш в н.э. характерно наступление экономического, социального, политического кризиса Римского государства, который в 1V–V вв н.э. сменился периодом продолжительного упадка. Литературные данные о возникновении Рима легендарны и противоречивы. Это отмечают сами античные авторы. Так, например, Диосиний Галикарнасский говорит, что “существует много разногласий как по вопросу о времени основания города Рима, так и о личности его основателя”. Наиболее распространена была версия, которую приводит Ливий: основателем Рима был потомок троянца Энея, приехавшего в Италию. Изучение истории римского общества – прослеживание основных закономерностей его экономического, социального, политического и культурного развития и выявление специфических, присущих только древнему Риму черт – имеет особый интерес. Ведущие проблемы курса древней истории (определение своеобразия экономического развития рабовладельческого общества, института рабства, социальной и классовой борьбы, форм рабовладельческих государств) получили наиболее четкое оформление и завершенность в римское время[1]. История цивилизации, как известно, начинается с Древнего Востока. Ее новая и более высокая ступень связана с развитием античного (греко-римского) общества, сформировавшегося на юге Европы в бассейне Средиземного моря. Своего апогея и наибольшего динамизма античная цивилизация достигает в I тысячелетии до н.э. — в начале I тысячелетия н.э. Именно к этому времени относятся впечатляющие успехи греков и римлян во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в политико-правовой. Именно античности человечество обязано многими шедеврами литературы и искусства, достижениями науки, права и философии, уникальными образцами демократической государственности. Глава I. Возникновение государства в Древнем Риме. 1.1. Развитие древнего государства. Время основания города Рима, которое историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н.э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины.. Члены старейших римских родов назывались патрициями. Развитие скотоводства и земледелия повлекло за собой появление частной собственности. Возникает и рабство, источниками которого становятся войны, а вместе с тем и зачатки классового деления общества. В родах выделяются богатые аристократические семьи. К ним переходят лучшие земельные участки, считающиеся еще коллективной собственностью общины. Они получают и большую долю военной добычи. Вместе с тем появляется и обособленная социальная группа обедневших общинников, принятых в состав родов пришельцев, и, иногда, отпущенных на свободу рабов. Будучи лично свободными, но ограниченными в правах, они находились под покровительством патронов из патрициев, за что, в свою очередь, должны были оказывать им имущественные и личные услуги. Благоприятные для скотоводства и земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли географическое положение и войны привлекали в Рим все возрастающее пришлое население из соседних племен. Они не входили в римскую общину[2]. Оказавшееся вне римской родовой общины пришлое население получило название плебса. Плебс пополнялся и за счет разорявшихся и потерявших связь с общиной ее бывших членов. Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах. Они могли получать земельные наделы только из свободной части общинного земельного фонда, не имели права вступать в брак с членами общины и были лишены возможности участвовать в управлении ее делами. Во главе римской общины стоял выборный вождь — реке. Хотя по традиции его называли царем (отсюда "период царей"), его полномочия были ограниченны. Они сводились главным образом к военным, жреческим и судебным. Органом управления был совет старейшин родов — сенат. Общие вопросы рассматривались на народном собрании. Однако его решения могли быть отвергнуты сенатом и рексом. Последний мог издавать общеобязательные постановления. В общину входило 300 родов, объединявшихся в 30 курий, которые, в свою очередь, входили в 3 трибы. Каждая курия в собрании была представлена только воинами (100 пеших и 10 конных) и имела один голос. Военизированный характер римской родовой организации позволял ей какое-то время поддерживать свой замкнутый характер. Но в Риме развивались процессы, которые неизбежно должны были ускорить ее крушение. Появляются плебеи — богатые ремесленники и торговцы, которые начинают играть все возрастающую роль в экономике Рима. Вместе с тем увеличивается число плебеев-бедняков, многие из которых становятся неоплатными должниками патрициев и попадают в долговую кабалу. Беднеющая часть плебса в условиях возрастающей численности рабов становится еще более опасной для римской общины силой[3]. Положение осложнялось и тем, что римляне были вынуждены привлекать плебеев к участию в военных походах. Развивающееся несоответствие между большой ролью, которую в жизни Рима стал играть плебс, и его бесправным положением породило борьбу плебеев за уравнение в правах с членами ослабленной внутренними противоречиями римской родовой общины, представленной ее ведущей силой — патрициями. Она закончилась победой, разрушившей замкнутую римскую родовую организацию и расчистившей тем самым путь к образованию государства. Таким образом, возникновение государства в Древнем Риме было результатом общих процессов разложения первобытнообщинного строя, порожденных развитием частной собственности, имущественной и классовой дифференциации. Но эти процессы были ускорены борьбой плебеев за равноправие с членами римской общины, окончательно разрушившей основы родового строя Древнего Рима. Победа плебеев и возникновение государства в Древнем Риме связывают с реформами рекса Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э.1.2. Реформы Сервия Туллия. Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы. Все свободное население Рима — и члены римских родов, и плебеи — было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела — во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан — всадники, а безземельные — пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд. Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии — сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1—3 разряды — тяжеловооруженной пехоты, 4—5 разряды — легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число центурий равнялось 193. Из них. 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий[4]. Наиболее важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные комиции), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям. Вторая часть реформ — деление свободного населения по территориальному принципу. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен — трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепенной, но разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появлении в организации общественной власти в Риме территориального, а не кровнородственного принципа ее действия. Реформы Сервия Туллия, таким образом, завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Включив плебеев в состав "римского народа", допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, они способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами. Возникшее государство стало формой такой консолидации и господства. Но одновременно государственная власть была направлена и против свободных пролетариев. Реформы, приписываемые Сервию Туллию, подвели итог важнейшему этапу процесса образования государства, но не завершили его. Этот процесс развивался как путем трансформации органов власти, унаследованных от родовой организации, так и путем создания новых. В основе его лежала дальнейшая консолидация свободных в господствующий класс, что требовало окончательного устранения былых различий между патрициями и плебеями. Реформы Сервия Туллия допустили плебеев к участию в народных собраниях, но не устранили полностью политических и социальных их ограничений. Последующие два века в истории Рима характеризуются продолжением борьбы плебеев за уравнение в правах с патрициями. В этой борьбе можно выделить два основных этапа. В V в. до н.э. плебеи добились успеха в стремлении ограничить произвол должностных лиц, которые по сохранившейся традиции были патрициями. В этих целях в 494 году до н.э. была учреждена должность плебейского трибуна. Плебейские трибуны, избиравшиеся плебеями в количестве до 10 человек, не имели управленческой власти, но обладали правом veto — правом запрещать исполнение распоряжения любого должностного лица и даже постановления сената. Второе важное достижение плебеев — издание в 451—450 гг. до н.э. Законов XII таблиц, ограничивших возможности патрицианских магистратов произвольно толковать нормы обычного права. Эти законы свидетельствуют о почти полном уравнении плебеев с патрициями в гражданских правах — само слово "плебей", судя по дошедшему до нас изложению текста Законов, упоминается в них только один раз в связи с сохранением запрета на браки между плебеями и патрициями. Однако и этот запрет вскоре в 445 году до н.э. был отменен по Закону Канулея. Второй этап относится к IV в. до н.э., когда плебеи добились права на занятие государственных должностей. В 367 году до н.э. Законом Лициния и Секстия было установлено, что один из двух консулов (высших должностных лиц) должен был избираться из плебеев, а рядом законов 364—337 гг. до н.э. им было предоставлено право на занятие и остальных государственных должностей. В этом же веке были изданы также законы, способствовавшие консолидации плебеев и патрициев. Завершением борьбы плебеев за равноправие было принятие в 287 году до н.э. Закона Гортензия, по которому решения плебейских собраний по трибам стали распространяться не только на плебеев и, следовательно, получили такую же силу закона, как и решения центуриатных собраний. Глава II. Становление Римской Республики. В 509 году до н.э. в Риме после изгнания последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого установился республиканский строй. Период республики — период интенсивного восходящего развития производства, приведшего к значительным социальным сдвигам, нашедшим отражение в изменении правового положения отдельных групп населения. Значительную роль в этом процессе сыграли и успешные завоевательные войны, неуклонно расширявшие границы Римского государства, превращавшие его в могущественную мировую державу. Основным социальным делением в Риме стало деление на свободных и рабов. Единство свободных граждан Рима (квиритов) некоторое время поддерживалось существованием их коллективной собственности на землю и рабов, принадлежавших государству. Однако со временем коллективная собственность на землю становилась фиктивной, общественный земельный фонд переходил к отдельным собственникам, пока, наконец, аграрный закон 3 года до н.э. не ликвидировал его, окончательно утвердив частную собственность[5]. В период республики организация власти была достаточно проста и некоторое время отвечала условиям, какие были в Риме ко времени возникновения государства. На протяжении последующих пяти веков существования республики размеры государства значительно увеличились. Но это почти не отразилось на структуре высших органов государства, по-прежнему находившихся в Риме и осуществлявших централизованное управление громадными территориями. Естественно, что такое положение снижало эффективность управления и стало со временем одной из причин падения республиканского строя. В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания считались органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, не они преимущественно управляли государством. Это делали сенат и магистраты — органы реальной власти нобилитета. В Римской республике существовали три вида народных собраний — центуриатные, трибутные и куриатные. Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие благодаря своей структуре и порядку принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни. Второй вид народных собраний представляли трибутные собрания, которые в зависимости от состава жителей триб, участвовавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Поначалу их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собрания, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получили и право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима. Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии — ликторов[6]. Народные собрания в Риме созывались по усмотрению высших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и перенести его на другой день. Они же председательствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники собрания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было открытым и только в конце республиканского периода было введено тайное голосование (участникам собрания раздавались специальные таблицы для голосования).