Древние способы передачи информации. Урок по культуре добрососедства на тему "Древние способы передачи информации" (4 класс"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Способы передачи информации с древности до наших дней в Евро. Древние способы передачи информации


Древние способы передачи информации.

Культура добрососедства 4 класс

Учитель начальных классов: Кожевникова Е.И.

Тема. Древние способы передачи информации. «Каменная летопись» - надписи на камне (эпиграфика) и на сырой глине (граффити) – это рассказы наших предков о себе. Пергамен и бумага – хранители памяти наших предков. Традиции летописания в Крыму.

Цель: Ознакомить учащихся с различными способами передачи информации, историей их

возникновения и развития, традициями летописания в Крыму; развивать умение

рассказывать об этом. Воспитывать интерес к истории и традициям народов Крыма.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию, используя алгоритм; умение оценивать результат своей деятельности и деятельности членов группы.

Коммуникативные УУД: развитие связной речи при передаче информации на основных этапах урока, умение использовать полученные знания при аргументации ответа; развитие навыков общения в паре и группе.

Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою деятельность; выделение и осознание уже полученных знаний и нового, неизученного; умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания.

Личностные УУД: учить общению внутри группы, в паре, позитивному отношению к окружающим.

Оборудование: фотографии и иллюстрации с изображением фрагментов древних памяток письменности.

Структура урока:

Актуализация опорных знаний.

Сообщение темы и задач урока.

Работа над новым материалом.

Закрепление изученного материала.

Домашнее задание.

Итог урока.

Рефлексия.

1.Актуализация опорных знаний.

- Ребята, если вам нужно кому-то сообщить важные новости, как вы это сделаете?

- Какие ещё способы передачи информации вы знаете?

2.Сообщение темы и задач урока.

Проблемный вопрос. Показать ребятам фотографию фрагмента наскальной живописи Таш-Аира.

-Как вы думаете, ребята, что это такое? Кто, по-вашему, мог изобразить эти рисунки? Когда? На чём? Что он хотел этим сказать?

- Сегодня мы с вами познакомимся с древними способами передачи информации, историей их возникновения и дальнейшего развития в мире, а также в Крыму.

3. Работа над новым материалом.

1. Рассказ учителя.

Нам трудно сейчас представить жизнь без радио, телевизора. С их помощью мы узнаём новости со всех уголков нашей планеты. А теперь появился ещё и Интернет, который открывает доступ к любой информации в любое время. Но около ста лет тому назад это невозможно было даже представить себе.

А теперь попробуйте себе представить жизнь без письменности. Трудно, но сотни тысяч лет тому назад люди не умели писать. Мысленно перенесёмся в те времена.

У первобытного человека была необходимость передавать какие – то сообщения или свой жизненный опыт потомкам, и для этого люди постоянно придумывали разные способы. Послушайте, как об этом забавно рассказал английский писатель Джозеф Редьярд Киплинг в сказке «Как было написано первое письмо».

Сначала появились сигналы, знаки, системы знаков и т.д. Например, канадские индейцы, австралийские аборигены разводили костры, дым которых был виден далеко, они умели читать дым. Многие индейские племена для сообщения использовали специально завязанные узелки. (Так произошло выражение «завязать узелок на память»). В Европе зажигали сигнальные огни. Жители одного из островов побережья Африки пользуются двумя языками: языком слов и языком свиста. Остров покрыт высокими горами, человеческий голос теряется в горах, свист слышен далеко.

Направление, в котором нужно идти, древние люди обозначали зарубкой на дереве, куда идти, может сказать и стрела, если положить её остриё в нужном направлении, но со временем человек сообразил, что стрелу можнонарисовать цветной глиной на скале. Так появились первые наскальные рисунки. Постепенно рисунки упрощались, превращаясь в знаки – пиктограммы. Такой способ письма просуществовал очень долго, но был сложным, и для изучения требовалось много времени.

Рядом со стоянкой древних людей Таш Аир 1 обнаружен единственный в Крыму памятник наскальной живописи. Рисунки выполнены красной охрой на отвесной скале. На окраине Симферополя была найдена стела с высеченными фигурками людей и пахотных орудий.

Одним из самых больших и содержательных эпиграфических документов, найденных в Крыму, является присяга граждан Херсонеса, высеченная на камне древними греками (в 4-3 в. до н.э). Эпиграфика – каменная летопись.

Херсонеситы на морском берегу воздвигли бронзовую статую своего спасителя – понтийского полководца Диофанта, одержавшего победу над скифами (в110 г. до н.э.). На обратной стороне каменного постамента высечен в честь Диофанта декрет – важнейший исторический документ, который рассказывает о диофантовых войнах, в которых принимали участие сразу три, расположенных на территории Крыма государства: Боспор, Херсонес и позднескифское царство.

Физкультминутка.

2. История возникновением книги

(Опережающее домашнее задание: предложенные ниже тексты пересказывают заранее подготовленные учащиеся).

А.Глиняные книги

Когда и где появились первые книги?

Одним из древних и могущественных государств Древнего Востока был Шумер, расположенный между реками Тигр и Евфрат.

Шумерийцы уже за 4 тысячи лет до н. э. умели писать. Для записей они использовали глину - самый удобный и дешёвый материал. Замесил немного глины, слепил из неё небольшой блин, вырезал треугольную палочку и пиши, выдавливай на мягкой глине письменные знаки. Эти знаки были похожи на клинья, поэтому письмо и получило название «клинопись».

Когда вся табличка покрывалась письменными знаками, её высушивали на солнце или обжигали в огне. Она становилась твёрдая как камень.

Сотни таких табличек были найдены при раскопках библиотеки в древнем ассирийском городе Ниневии. Это были книги по медицине, астрономии, истории, грамматике и художественные произведения.

Страницы были большими: 32 х 22 см и толщиной 2,5см – настоящий кирпич! Если в книге 100 страниц, её толщина будет два с половиной метра. Хранили такие книги в ящиках или корзинах. Вместо нумерации в начале каждой плитки писали название книги, а в конце – первое слово следующей таблички.

Клинописные таблички – самый прочный книжный материал.

Б. Книги-свитки

На берегах Нила в Древнем Египте около 3-х тысяч лет до нашей эры египтяне изобрели удобный, гладкий материал для письма – папирус.

Делали его из речного растения – папируса. Стебли этого растения легко расщеплялись на волокнистые ленты. Ленты укладывали рядами так, чтобы край одного стебля ложился на край другого. Поперёк одного слоя стелили новый и прижимали сверху тяжёлыми камнями. Растительный сок, выжатый этой тяжестью, склеивал ленты в сплошной кусок. Такие куски соединяли в длинные полосы и сворачивали в свитки, прикрепив к концам свитка деревянные палки для перемотки.

Свиток делился на столбцы, своего рода страницы. Эти книги-свитки были длиной 6-8 метров, а некоторые 40 и даже 150.

Писали на папирусе заостренной палочкой. У каждого писца был пенал с двумя углублениями для чёрной и красной краски. (В египетском письме слова не отделялись друг от друга, поэтому начало новой фразы писали красной краской).

Свернутую книгу вставляли в футляр, кувшин или клали в ящик. Хранили книги при храмах. Во время военных конфликтов завоеватели не жалели библиотеки. Поэтому очень много свитков из папируса сгорели и навсегда утрачены.

Древние греки покупали папирус в Египте, так же они писали на коже, специально обработанной, и на деревянных табличках, покрытых воском.

В.Книги из дерева и пергамента

Первые книги, похожие на современные появились в 1 веке нашей эры.

Сначала это были книги, страницы которых были из деревянной дощечки с углублением, в которое наливалирасплавленный воск. По мягкому воску писали острой металлической палочкой. Страницы соединяли шнурком в книгу, но такие книги были тяжёлыми. Страницы из папируса сворачивались – тоже не удобно. Тогда перешли на другой материал – пергамент (пергамен).

Кожу овцы или телёнка вымачивали в извести, соскребали остатки мяса, шерсти, сушили туго натянув на раму. Затем разглаживали пемзой и втирали в неё мел. Разрезали пергамент на листы нужного размера, разлиновывали и писали пером и чернилами.

Такие книги были очень дорогими. Для одной толстой книги приходилось забивать целое стадо телят. Писали книги много месяцев, а иногда и лет.

Больше всего таких книг было в монастырях, там их переписывали и хранили.

На Руси писали на бересте заострённым инструментом из кости, металла или дерева (писало), а с 7 века птичьими перьями. Буквы напоминали клинопись.

Г.Бумага

С появлением бумаги книги приобрели почти современный вид.

Бумага появилась в Китае, примерно во 2 веке нашей эры. Делали её из обрывков шёлка, тряпок, старых рыболовных сетей, коры дерева. Все это измельчали, перемешивали с водой, затем наливали на тонкую сеть из бамбука, вода стекала, на сите оставалась бумажная масса, её сушили и проклеивали. Так же делают бумагу и сейчас, только из древесины, и работу выполняют специальные машины.

Из Китая бумага попала в Корею, Японию, потом в арабские страны и, наконец, в Европу, завоёвывая страну за страной. Ученые посчитали скорость этого мирного «завоевательного похода» - примерно тысяча километров за сто лет. В 8 веке открылись бумажные фабрики в Багдаде и Дамаске, в 9 веке – в Египте (папирус не выдержал конкуренции). В 12 веке – в Испании, в13 – в Италии.

В 15 веке в Германии Иоганн Гутенберг изобрёл способ книгопечатания. В России в 1654 году в Москве появилась первая печатная книга «Апостол», благодаря первопечатнику Ивану Фёдорову.

3. Работа в группах. Соотнесение фотографий и иллюстраций с изображением фрагментов древних памяток письменности с названиями первых книг.

(Повторение правил работы в группе, инструктаж, защита проектов, дополнения оппонентов, рефлексия)

4.Закрепление изученного материала.

Тесты

1.Пиктография это…

а) древние картины;

б) рисуночное письмо.

2.Памятник наскальной живописи Таш Аир находится

а) в Египте;

б) в Крыму.

З. На глиняных табличках надписи…

а) высекали с помощью зубила и молотка;

б) выдавливали заостренной палочкой. 4

4. Глиняные книги хранили…

а) в ящиках и корзинах;

б) в футлярах и кувшинах.

5. Книги свитки делали из …

а) шёлка и других тканей;

б) папируса.

6. Книги –свитки изобрели …

а) в Древнем Египте;

б) В Европе.

7. Пергамент делали из …

а) древесины;

б) кожи овец или телят.

8. Книги из пергамента были…

а) печатными;

б) рукописными.

9. В древней Руси писали на

а) бересте;

б) коре дуба.

10. Бумагу изобрели в …

а) Китае;

б) Японии.

11. Клятва жителей Херсонеса …

а) написана на пергаменте,

б) высечена на камне.

* 12. Какую роль в развитии человеческой цивилизации играет письменность?

Взаимооценивание работ по установленным учителем критериям

(Ответы: б, б, б, а, б, а, б, б, а, а, б)

5. Домашнее задание.

1.Рассказать дома родителям, о том, что узнали на уроке.

*2. Творческое задание: подготовить рассказ (проект, презентацию) о книге будущего или о способах передачи информации в далеком будущем.

6. Итог урока.

- Что больше всего запомнилось вам на уроке или вызвало удивление?

7. Рефлексия.

- Закончить фразы:

На уроке я узнал…

Мне было интересно услышать…

Мне запомнился…

Я научился…

Мне понравился…

Литература.

Древняя история Крыма. И.Н. Храпунов. - Симферополь: « Доля» - 2005 г.

Книга о книге. С.Л. Львов.- Москва: Просвещение – 1980 г.

Секреты орфографии. Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – Москва: Просвещение – 1991 г.

multiurok.ru

Презентация по информатике "Как люди передавали информацию"

Слайд 1

КАК ЛЮДИ ПЕРЕДАВАЛИ ИНФОРМАЦИЮ Выполнила ученица 5Г Зайцева Стефания Учитель Погорелова Е.В.

Слайд 2

Как передавали информацию в прошлом Первоначально люди использовали лишь средства ближней связи – речь, слух, зрение. О надвигающейся опасности можно было предупредить криком, правда, его могли услышать на расстоянии всего нескольких сот метров.

Слайд 3

Звук барабана, особенно популярный среди африканских племен, был способен донести сигнал тревоги уже на несколько километров. У австралийских аборигенов до сих пор сохранилось специальное слово, означающее «читать дым». Известно также применение костровой связи на Кавказе. Дозорные находились на расстоянии прямой видимости на возвышенных местах или башнях. Когда приближалась опасность, сигнальщики, зажигая цепочку костров, предупреждали об этом население. Сигнал, передаваемый от одного дозорного к другому, быстро преодолевал большие расстояния.

Слайд 4

Спустя тысячелетия у человека появилась необходимость передавать сообщения, в которые было бы вложено гораздо больше смысла, чем сигнал на охоте, о нападении, о пожаре и т.д. Речь древних людей стала развиваться, и появились первые древние языки. На большие расстояния информация передавалась через людей-гонцов исключительно в устной форме. Одновременно с этим появилась необходимость оставлять память потомкам о событиях в отдельном племени или явлениях природы, которые волновали первых людей. Письменности в то время еще не было и особо одаренные особи придумали такой способ передачи информации, как рисунки (петроглифы).

Слайд 5

Методы передачи данных приходилось изобретать, исходя из жизни. К примеру, существовала информационная среда в виде специальных каменных групп, которые показывали направления, в которых можно двигаться до ближайших общин. Многие каменные группы при этом выполняли функции жертвенников или солнечных алтарей, с помощью которых также можно было передавать информацию.

Слайд 6

Дальнейшее развитие общества заставило человека изобретать новые способы общения. Появление письменности сразу дало человечеству колоссальный толчок. Письменность прошла несколько этапов развития, вначале информация передавалась в виде предметов, которые могли нести прямой или переносный смысл, такая письменность классифицируется современными историками и археологами как предметная. Затем появилось пиктографическое и иероглифическое письмо. Пиктографическое письмо имело вид рисунков-символов, нарисованных на камнях, табличках, коре деревьев. Такой способ был весьма несовершенен, т.к. не мог передать информацию в более точном виде.

Слайд 7

. Одной из самых удивительных разновидностей письменности является узелковое письмо, оно представляло собой текст, записанный на веревке с помощью завязанных на ней узелков. До современного человека дошло очень мало таких примеров, самые известные – узелковое письмо инков и узелковое письмо китайцев.

Слайд 8

Иероглифическое письмо вскоре заменило пиктографическое, и просуществовало в некоторых государствах вплоть до нескольких последних столетий. Иероглифы имели вид символов, несущих конкретный смысл. Наиболее известна китайская, японская и египетская иероглифическая письменность. Самым последним изобретением человека является алфавитная письменность. От иероглифической она отличалась тем, что записываемые знаки обозначали не конкретное слово или фразу, а отдельный звук или сочетание звуков.

Слайд 9

С развитием письменности появилось такое средство дальней связи, как почта. В античности письма носили гонцы, специально обученные и тренированные. Эти люди были выносливыми бегунами на длинные дистанции, именно для этого их воспитывали с детства. Выходило не очень быстро и довольно трудоемко, бегуны быстро уставали, а на длинных перегонах приходилось ставить порой до нескольких сотен бегунов в виде эстафеты, передающих послание. Там были созданы первые почтовые отделения, которые сортировали и упорядочивали почту Чтобы упростить и ускорить процесс доставки посланий, почта взгромоздилась на лошадей. Это был революционный рывок в ее развитии

Слайд 10

Кто придумал, что можно доставить письмо, привязав его к ножке или крылу голубя, доподлинно не известно. Скорее всего, кто-то обратил внимание на нереальную способность этой птицы возвращаться к родному гнезду

Слайд 11

Научные открытия, повлиявшие на передачу информации в современном мире В 40-х годах XIX века русский ученый П.Л. Шиллинг построил в Петербурге телеграфную линию, соединившую Зимний дворец и Генеральный штаб.

Слайд 12

В 1876 году в Америке был изобретен телефон, позволивший использовать для общения не телеграфный код, а человеческий язык.

Слайд 13

В 1895 году русский изобретатель А.С. Попов открыл радиосвязь, не требующую проводов и кабелей. До 20-х годов XX века для телеграфной и радиосвязи использовался специальный код, придуманный французским изобретателем Морзе.

Слайд 14

В конце 30-х годов XX века был изобретен способ передачи с помощью волн кодированного изображения. Был создан первый телевизор, сначала черно-белый, а затем цветной

Слайд 15

Сегодня кроме вещательного телевидения существует кабельное и спутниковое, появившееся благодаря успехам в освоении космоса. Спутниковая связь охватывает всю планету. В 1969 году в США начала функционировать первая компьютерная сеть. Она положила начало формированию компьютерной сети Интернет. Компьютерная сеть – средство современного оперативного обмена информацией

nsportal.ru

Урок по культуре добрососедства на тему "Древние способы передачи информации" (4 класс"

Культура добрососедства . 4 класс

Раздел. Язык соседа (4 часа)

МБОУ «Урожайновская школа» Симферопольского района Республики Крым

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Неупокоева Валентина Ивановна

Тема. Древние способы передачи информации. «Каменная летопись» - надписи на камне

(эпиграфика) и на сырой глине (граффити) – это рассказы наших предков о себе.

Пергамен и бумага – хранители памяти наших предков. Традиции летописания в Крыму.

Цель: Ознакомить учащихся с различными способами передачи информации, историей их

возникновения и развития, традициями летописания в Крыму; развивать умение

рассказывать об этом. Воспитывать интерес к истории и традициям народов Крыма.

Оборудование: фотографии и иллюстрации с изображением фрагментов древних памяток письменности.

Структура урока.

  1. Актуализация опорных знаний.

  2. Сообщение темы и задач урока.

  3. Работа над новым материалом.

  4. Закрепление изученного материала.

  5. Домашнее задание.

  6. Итог урока.

1.Актуализация опорных знаний.

- Ребята, если вам нужно кому-то сообщить важные новости, как вы это сделаете?

Какие ещё способы передачи информации вы знаете?

2.Сообщение темы и задач урока.

Проблемный вопрос. Показать ребятам фотографию фрагмента наскальной живописи Таш-Аира.

-Как вы думаете, ребята, что это такое? Кто, по-вашему, мог изобразить эти рисунки? Когда? На чём? Что он хотел этим сказать?

- Сегодня мы с вами познакомимся с древними способами передачи информации, историей их возникновения и дальнейшего развития в мире, а так же в Крыму.

3. Работа над новым материа

1. Рассказ учителя.

1

Нам трудно сейчас представить жизнь без радио, телевизора. С их помощью мы узнаём новости со всех уголков нашей планеты. А теперь появился ещё и Интернет, который открывает доступ к любой информации в любое время. Но около ста лет тому назад это невозможно было даже представить себе.

А теперь попробуйте себе представить жизнь без письменности. Трудно, но сотни тысяч лет тому назад люди не умели писать. Мысленно перенесёмся в те времена.

У первобытного человека была необходимость передавать какие – то сообщения или свой жизненный опыт потомкам, и для этого люди постоянно придумывали разные способы. Послушайте, как об этом забавно рассказал английский писатель Джозеф Редьярд Киплинг в сказке «Как было написано первое письмо». (см. приложение к уроку).

Сначала появились сигналы, знаки, системы знаков и т.д. Например, канадские индейцы, австралийские аборигены разводили костры, дым которых был виден далеко, они умели читать дым. Многие индейские племена для сообщения использовали специально завязанные узелки.(Так произошло выражение «завязать узелок на память»). В Европе зажигали сигнальные огни. Жители одного из островов побережья Африки пользуются двумя языками: языком слов и языком свиста. Остров покрыт высокими горами, человеческий голос теряется в горах, свист слышен далеко.

Направление, в котором нужно идти, древние люди обозначали зарубкой на дереве, куда идти, может сказать и стрела, если положить её остриё в нужном направлении, но со временем человек сообразил, что стрелу можно нарисовать цветной глиной на скале. Так появились первые наскальные рисунки. Постепенно рисунки упрощались, превращаясь в знаки – пиктограммы. Такой способ письма просуществовал очень долго, но был сложным, и для изучения требовалось много времени.

Рядом со стоянкой древних людей Таш Аир 1 обнаружен единственный в Крыму памятник наскальной живописи. Рисунки выполнены красной охрой на отвесной скале.

На окраине Симферополя была найдена стела с высеченными фигурками людей и пахотных орудий.

Одним из самых больших и содержательных эпиграфических документов, найденных в Крыму, является присяга граждан Херсонеса, высеченная на камне древними греками (в 4-3 в. до н.э).

Эпиграфика – каменная летопись.

Херсонеситы на морском берегу воздвигли бронзовую статую своего спасителя – понтийского полководца Диофанта, одержавшего победу над скифами (в110 г. до н.э.). На обратной стороне каменного постамента высечен в честь Диофанта декрет – важнейший исторический документ, который рассказывает о диофантовых войнах, в которых принимали участие сразу три , расположенных на территории Крыма государства: Боспор, Херсонес и позднескифское царство. 2

Физкультминутка.

2.История возникновением книги

( Предложенные ниже тексты пересказывают заранее подготовленные учащиеся).

Глиняные книги

Когда и где появились первые книги?

Одним из древних и могущественных государств Древнего Востока был Шумер, расположенный между реками Тигр и Евфрат.

Шумерийцы уже за 4 тысячи лет до н. э. умели писать. Для записей они использовали глину - самый удобный и дешёвый материал. Замесил немного глины, слепил из неё небольшой блин, вырезал треугольную палочку и пиши, выдавливай на мягкой глине письменные знаки. Эти знаки были похожи на клинья, поэтому письмо и получило название «клинопись».

Когда вся табличка покрывалась письменными знаками, её высушивали на солнце или обжигали в огне. Она становилась твёрдая как камень.

Сотни таких табличек были найдены при раскопках библиотеки в древнем ассирийском городе Ниневии. Это были книги по медицине, астрономии, истории, грамматике и художественные произведения.

Страницы были большими: 32 х 22 см и толщиной 2,5см – настоящий кирпич! Если в книге 100 страниц, её толщина будет два с половиной метра. Хранили такие книги в ящиках или корзинах. Вместо нумерации в начале каждой плитки писали название книги, а в конце – первое слово следующей таблички.

Клинописные таблички – самый прочный книжный материал.

Книги-свитки

На берегах Нила в Древнем Египте около 3-х тысяч лет до нашей эры египтяне изобрели удобный, гладкий материал для письма – папирус.

Делали его из речного растения – папируса. Стебли этого растения легко расщеплялись на волокнистые ленты. Ленты укладывали рядами так, чтобы край одного стебля ложился на край другого. Поперёк одного слоя стелили новый и прижимали сверху тяжёлыми камнями. Растительный сок, выжатый этой тяжестью, склеивал ленты в сплошной кусок. Такие куски соединяли в длинные полосы и сворачивали в свитки, прикрепив к концам свитка деревянные палки для перемотки.

Свиток делился на столбцы, своего рода страницы. Эти книги-свитки были длиной 6-8 метров, а некоторые 40 и даже 150.

Писали на папирусе заостренной палочкой. У каждого писца был пенал с двумя углублениями для чёрной и красной краски. (В египетском письме слова не отделялись друг от друга, поэтому начало новой фразы писали красной краской).

Свернутую книгу вставляли в футляр, кувшин или клали в ящик. Хранили книги при храмах. Во время военных конфликтов завоеватели не жалели библиотеки. Поэтому очень много свитков из папируса сгорели и навсегда утрачены.

Древние греки покупали папирус в Египте, так же они писали на коже, специально обработанной, и на деревянных табличках, покрытых воском.

3

Книги из дерева и пергамента

Первые книги, похожие на современные появились в 1 веке нашей эры.

Сначала это были книги, страницы которых были из деревянной дощечки с углублением, в которое наливали расплавленный воск. По мягкому воску писали острой металлической палочкой. Страницы соединяли шнурком в книгу, но такие книги были тяжёлыми. Страницы из папируса сворачивались – тоже не удобно. Тогда перешли на другой материал – пергамент (пергамен).

Кожу овцы или телёнка вымачивали в извести, соскребали остатки мяса, шерсти, сушили ,туго натянув на раму. Затем разглаживали пемзой и втирали в неё мел. Разрезали пергамент на листы нужного размера, разлиновывали и писали пером и чернилами.

Такие книги были очень дорогими. Для одной толстой книги приходилось забивать целое стадо телят. Писали книги много месяцев, а иногда и лет.

Больше всего таких книг было в монастырях, там их переписывали и хранили.

На Руси писали на бересте заострённым инструментом из кости, металла или дерева (писало), а с 7 века птичьими перьями. Буквы напоминали клинопись.

Бумага

С появлением бумаги книги приобрели почти современный вид.

Бумага появилась в Китае, примерно во 2 веке нашей эры. Делали её из обрывков шёлка, тряпок, старых рыболовных сетей, коры дерева. Все это измельчали, перемешивали с водой, затем наливали на тонкую сеть из бамбука, вода стекала, на сите оставалась бумажная масса, её сушили и проклеивали. Так же делают бумагу и сейчас, только из древесины, и работу выполняют специальные машины.

Из Китая бумага попала в Корею, Японию, потом в арабские страны и , наконец, в Европу, завоёвывая страну за страной. Ученые посчитали скорость этого мирного «завоевательного похода» - примерно тысяча километров за сто лет. В 8 веке открылись бумажные фабрики в Багдаде и Дамаске, в 9 веке – в Египте (папирус не выдержал конкуренции). В 12 веке – в Испании, в13 – в Италии.

В 15 веке в Германии Иоганн Гутенберг изобрёл способ книгопечатания. В России в 1654 году в Москве появилась первая печатная книга «Апостол», благодаря первопечатнику Ивану Фёдорову.

4.Закрепление изученного материала.

Тесты

1.Пиктография это…

а)древние картины;

б) рисуночное письмо.

2.Памятник наскальной живописи Таш Аир находится

а) в Египте;

б) в Крыму.

З. На глиняных табличках надписи…

а) высекали с помощью зубила и молотка;

б) выдавливали заостренной палочкой. 4

4. Глиняные книги хранили…

а) в ящиках и корзинах;

б) в футлярах и кувшинах.

5. Книги свитки делали из …

а) шёлка и других тканей;

б) папируса.

6. Книги –свитки изобрели …

а) в Древнем Египте;

б) В Европе.

7. Пергамент делали из …

а ) древесины;

б) кожи овец или телят.

8. Книги из пергамента были…

а ) печатными;

б ) рукописными.

9. В древней Руси писали на

а) бересте;

б) коре дуба.

10. Бумагу изобрели в …

а) Китае;

б) Японии.

11. Клятва жителей Херсонеса …

а) написана на пергаменте,

б) высечена на камне.

* 12. Какую роль в развитии человеческой цивилизации играет письменность?

( Ответы: б, б, б, а, б, а, б, б, а, а, б, … )

5. Домашнее задание.

1.Рассказать дома родителям, о том , что узнали на уроке.

*2.Подготовить рассказ о книге будущего или о способах передачи информации в далеком будущем.

6. Итог урока.

- Что больше всего запомнилось вам на уроке или вызвало удивление?

Литература

  1. Древняя история Крыма. И.Н. Храпунов. - Симферополь: « Доля» - 2005 г.

  2. Книга о книге. С.Л. Львов.- Москва: Просвещение – 1980 г.

  3. Секреты орфографии. Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – Москва: Просвещение – 1991 г.

infourok.ru

Способы передачи информации с древности до наших дней в Евро by Marina Emets on Prezi

Способы передачи информации с древности до наших дней в мире7-й век до нашей эры – глиняные таблички, деревянные поанки, шкуры, камни, кости и т.д.3,5 тыс. лет до н.э. - появление папируса в Египте. Удобный материал для письма позволил фиксировать не только сакральные тексты и государственные указы, но и произведения художественной литературы. Ацтеки же записывали свои поэмы на высушенных пальмовых листьях.Начало нашей эры - изобретение бумаги.

В 8 веке арабы выведали тайну ее изготовления. В 13 веке бумажные «мельницы» появились в Италии и Испании. Но в Англии собственная бумага появилась только в 15-м, а в России — в 16-м веке. Конец 19 века н. э. - фоноргаф и патефон. в 1877 году Томас Эдисон изобрел фонограф — прибор , записывающий звук на валики из олова или воска. Первое время длительность записи на каждой из них составляла только 3 минуты.Середина 20 века – перфокарты. Данные загружались при помощи перфокарт — картонных карточек с проделанными в них отверстиями. Информация записывалась и считывалась согласно определенным схемам, но в основе лежал двоичный код: наличие отверстия — 1, отсутствие — 0.Винчестер. Чудо инженерной мысли состояло из 50 дисков диаметром 60 см и весило около тонны. Объем жесткого диска по тем временам был просто феноменальным — целых 5 МБ!

Сompact DisK. В продажу компакт-диски и соответствующие проигрыватели поступили в 1982 году. в то время компакт-диски использовались только для хранения звуковой информации (до 74 минут аудио)Полупроводниковая память. Флеш-карты. Первый вариант флеш-памяти был разработан в 1984 году компанией Toshiba.Узелковое письмо в КитаеВ качестве носителя информации выступают связанные между собой шнуры, а саму информацию несут узелки и цвета шнурков. ВАМПУМВампум представлял собой широкий пояс из нанизанных на шнуры бусин из раковин. Чтобы передать важное сообщение, индейцы одного племени отправляли в другое племя гонца-вампумоносца. С помощью таких «поясов» заключались договоры между белыми и индейцами, а также фиксировались самые важные события племени, его традиции и история.Камни и стены пещер - палеолит (до 40 до 10 тыс. лет до нашей эры). Изображали животных, охоту и бытовые сцены

prezi.com

Древние способы передачи информации.

Культура добрососедства 4 класс

Учитель начальных классов: Кожевникова Е.И.

Тема. Древние способы передачи информации. «Каменная летопись» - надписи на камне (эпиграфика) и на сырой глине (граффити) – это рассказы наших предков о себе. Пергамен и бумага – хранители памяти наших предков. Традиции летописания в Крыму.

Цель: Ознакомить учащихся с различными способами передачи информации, историей их

возникновения и развития, традициями летописания в Крыму; развивать умение

рассказывать об этом. Воспитывать интерес к истории и традициям народов Крыма.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию, используя алгоритм; умение оценивать результат своей деятельности и деятельности членов группы.

Коммуникативные УУД: развитие связной речи при передаче информации на основных этапах урока, умение использовать полученные знания при аргументации ответа; развитие навыков общения в паре и группе.

Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою деятельность; выделение и осознание уже полученных знаний и нового, неизученного; умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания.

Личностные УУД: учить общению внутри группы, в паре, позитивному отношению к окружающим.

Оборудование: фотографии и иллюстрации с изображением фрагментов древних памяток письменности.

Структура урока:

Актуализация опорных знаний.

Сообщение темы и задач урока.

Работа над новым материалом.

Закрепление изученного материала.

Домашнее задание.

Итог урока.

Рефлексия.

1.Актуализация опорных знаний.

- Ребята, если вам нужно кому-то сообщить важные новости, как вы это сделаете?

- Какие ещё способы передачи информации вы знаете?

2.Сообщение темы и задач урока.

Проблемный вопрос. Показать ребятам фотографию фрагмента наскальной живописи Таш-Аира.

-Как вы думаете, ребята, что это такое? Кто, по-вашему, мог изобразить эти рисунки? Когда? На чём? Что он хотел этим сказать?

- Сегодня мы с вами познакомимся с древними способами передачи информации, историей их возникновения и дальнейшего развития в мире, а также в Крыму.

3. Работа над новым материалом.

1. Рассказ учителя.

Нам трудно сейчас представить жизнь без радио, телевизора. С их помощью мы узнаём новости со всех уголков нашей планеты. А теперь появился ещё и Интернет, который открывает доступ к любой информации в любое время. Но около ста лет тому назад это невозможно было даже представить себе.

А теперь попробуйте себе представить жизнь без письменности. Трудно, но сотни тысяч лет тому назад люди не умели писать. Мысленно перенесёмся в те времена.

У первобытного человека была необходимость передавать какие – то сообщения или свой жизненный опыт потомкам, и для этого люди постоянно придумывали разные способы. Послушайте, как об этом забавно рассказал английский писатель Джозеф Редьярд Киплинг в сказке «Как было написано первое письмо».

Сначала появились сигналы, знаки, системы знаков и т.д. Например, канадские индейцы, австралийские аборигены разводили костры, дым которых был виден далеко, они умели читать дым. Многие индейские племена для сообщения использовали специально завязанные узелки. (Так произошло выражение «завязать узелок на память»). В Европе зажигали сигнальные огни. Жители одного из островов побережья Африки пользуются двумя языками: языком слов и языком свиста. Остров покрыт высокими горами, человеческий голос теряется в горах, свист слышен далеко.

Направление, в котором нужно идти, древние люди обозначали зарубкой на дереве, куда идти, может сказать и стрела, если положить её остриё в нужном направлении, но со временем человек сообразил, что стрелу можнонарисовать цветной глиной на скале. Так появились первые наскальные рисунки. Постепенно рисунки упрощались, превращаясь в знаки – пиктограммы. Такой способ письма просуществовал очень долго, но был сложным, и для изучения требовалось много времени.

Рядом со стоянкой древних людей Таш Аир 1 обнаружен единственный в Крыму памятник наскальной живописи. Рисунки выполнены красной охрой на отвесной скале. На окраине Симферополя была найдена стела с высеченными фигурками людей и пахотных орудий.

Одним из самых больших и содержательных эпиграфических документов, найденных в Крыму, является присяга граждан Херсонеса, высеченная на камне древними греками (в 4-3 в. до н.э). Эпиграфика – каменная летопись.

Херсонеситы на морском берегу воздвигли бронзовую статую своего спасителя – понтийского полководца Диофанта, одержавшего победу над скифами (в110 г. до н.э.). На обратной стороне каменного постамента высечен в честь Диофанта декрет – важнейший исторический документ, который рассказывает о диофантовых войнах, в которых принимали участие сразу три, расположенных на территории Крыма государства: Боспор, Херсонес и позднескифское царство.

Физкультминутка.

2. История возникновением книги

(Опережающее домашнее задание: предложенные ниже тексты пересказывают заранее подготовленные учащиеся).

А.Глиняные книги

Когда и где появились первые книги?

Одним из древних и могущественных государств Древнего Востока был Шумер, расположенный между реками Тигр и Евфрат.

Шумерийцы уже за 4 тысячи лет до н. э. умели писать. Для записей они использовали глину - самый удобный и дешёвый материал. Замесил немного глины, слепил из неё небольшой блин, вырезал треугольную палочку и пиши, выдавливай на мягкой глине письменные знаки. Эти знаки были похожи на клинья, поэтому письмо и получило название «клинопись».

Когда вся табличка покрывалась письменными знаками, её высушивали на солнце или обжигали в огне. Она становилась твёрдая как камень.

Сотни таких табличек были найдены при раскопках библиотеки в древнем ассирийском городе Ниневии. Это были книги по медицине, астрономии, истории, грамматике и художественные произведения.

Страницы были большими: 32 х 22 см и толщиной 2,5см – настоящий кирпич! Если в книге 100 страниц, её толщина будет два с половиной метра. Хранили такие книги в ящиках или корзинах. Вместо нумерации в начале каждой плитки писали название книги, а в конце – первое слово следующей таблички.

Клинописные таблички – самый прочный книжный материал.

Б. Книги-свитки

На берегах Нила в Древнем Египте около 3-х тысяч лет до нашей эры египтяне изобрели удобный, гладкий материал для письма – папирус.

Делали его из речного растения – папируса. Стебли этого растения легко расщеплялись на волокнистые ленты. Ленты укладывали рядами так, чтобы край одного стебля ложился на край другого. Поперёк одного слоя стелили новый и прижимали сверху тяжёлыми камнями. Растительный сок, выжатый этой тяжестью, склеивал ленты в сплошной кусок. Такие куски соединяли в длинные полосы и сворачивали в свитки, прикрепив к концам свитка деревянные палки для перемотки.

Свиток делился на столбцы, своего рода страницы. Эти книги-свитки были длиной 6-8 метров, а некоторые 40 и даже 150.

Писали на папирусе заостренной палочкой. У каждого писца был пенал с двумя углублениями для чёрной и красной краски. (В египетском письме слова не отделялись друг от друга, поэтому начало новой фразы писали красной краской).

Свернутую книгу вставляли в футляр, кувшин или клали в ящик. Хранили книги при храмах. Во время военных конфликтов завоеватели не жалели библиотеки. Поэтому очень много свитков из папируса сгорели и навсегда утрачены.

Древние греки покупали папирус в Египте, так же они писали на коже, специально обработанной, и на деревянных табличках, покрытых воском.

В.Книги из дерева и пергамента

Первые книги, похожие на современные появились в 1 веке нашей эры.

Сначала это были книги, страницы которых были из деревянной дощечки с углублением, в которое наливалирасплавленный воск. По мягкому воску писали острой металлической палочкой. Страницы соединяли шнурком в книгу, но такие книги были тяжёлыми. Страницы из папируса сворачивались – тоже не удобно. Тогда перешли на другой материал – пергамент (пергамен).

Кожу овцы или телёнка вымачивали в извести, соскребали остатки мяса, шерсти, сушили туго натянув на раму. Затем разглаживали пемзой и втирали в неё мел. Разрезали пергамент на листы нужного размера, разлиновывали и писали пером и чернилами.

Такие книги были очень дорогими. Для одной толстой книги приходилось забивать целое стадо телят. Писали книги много месяцев, а иногда и лет.

Больше всего таких книг было в монастырях, там их переписывали и хранили.

На Руси писали на бересте заострённым инструментом из кости, металла или дерева (писало), а с 7 века птичьими перьями. Буквы напоминали клинопись.

Г.Бумага

С появлением бумаги книги приобрели почти современный вид.

Бумага появилась в Китае, примерно во 2 веке нашей эры. Делали её из обрывков шёлка, тряпок, старых рыболовных сетей, коры дерева. Все это измельчали, перемешивали с водой, затем наливали на тонкую сеть из бамбука, вода стекала, на сите оставалась бумажная масса, её сушили и проклеивали. Так же делают бумагу и сейчас, только из древесины, и работу выполняют специальные машины.

Из Китая бумага попала в Корею, Японию, потом в арабские страны и, наконец, в Европу, завоёвывая страну за страной. Ученые посчитали скорость этого мирного «завоевательного похода» - примерно тысяча километров за сто лет. В 8 веке открылись бумажные фабрики в Багдаде и Дамаске, в 9 веке – в Египте (папирус не выдержал конкуренции). В 12 веке – в Испании, в13 – в Италии.

В 15 веке в Германии Иоганн Гутенберг изобрёл способ книгопечатания. В России в 1654 году в Москве появилась первая печатная книга «Апостол», благодаря первопечатнику Ивану Фёдорову.

3. Работа в группах. Соотнесение фотографий и иллюстраций с изображением фрагментов древних памяток письменности с названиями первых книг.

(Повторение правил работы в группе, инструктаж, защита проектов, дополнения оппонентов, рефлексия)

4.Закрепление изученного материала.

Тесты

1.Пиктография это…

а) древние картины;

б) рисуночное письмо.

2.Памятник наскальной живописи Таш Аир находится

а) в Египте;

б) в Крыму.

З. На глиняных табличках надписи…

а) высекали с помощью зубила и молотка;

б) выдавливали заостренной палочкой. 4

4. Глиняные книги хранили…

а) в ящиках и корзинах;

б) в футлярах и кувшинах.

5. Книги свитки делали из …

а) шёлка и других тканей;

б) папируса.

6. Книги –свитки изобрели …

а) в Древнем Египте;

б) В Европе.

7. Пергамент делали из …

а) древесины;

б) кожи овец или телят.

8. Книги из пергамента были…

а) печатными;

б) рукописными.

9. В древней Руси писали на

а) бересте;

б) коре дуба.

10. Бумагу изобрели в …

а) Китае;

б) Японии.

11. Клятва жителей Херсонеса …

а) написана на пергаменте,

б) высечена на камне.

* 12. Какую роль в развитии человеческой цивилизации играет письменность?

Взаимооценивание работ по установленным учителем критериям

(Ответы: б, б, б, а, б, а, б, б, а, а, б)

5. Домашнее задание.

1.Рассказать дома родителям, о том, что узнали на уроке.

*2. Творческое задание: подготовить рассказ (проект, презентацию) о книге будущего или о способах передачи информации в далеком будущем.

6. Итог урока.

- Что больше всего запомнилось вам на уроке или вызвало удивление?

7. Рефлексия.

- Закончить фразы:

На уроке я узнал…

Мне было интересно услышать…

Мне запомнился…

Я научился…

Мне понравился…

Литература.

Древняя история Крыма. И.Н. Храпунов. - Симферополь: « Доля» - 2005 г.

Книга о книге. С.Л. Львов.- Москва: Просвещение – 1980 г.

Секреты орфографии. Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – Москва: Просвещение – 1991 г.

multiurok.ru

Какими средствами связи пользовалось человечество? — ikirov.ru

Потребность в получении известий из других стран и местностей восходит своими корнями к глубокой древности. Так, например, для передачи информации в глубокой древности использовались такие примитивные виды связи, как передача звуковых и лучевых сигнальных сообщений: бой в барабаны, использование костров, дыма, солнечного света. Существовали и другие способы передачи информации: голубиная почта, пешая, конная, караванная эстафета.

Потребность в получении известий из других стран и местностей восходит своими корнями к глубокой древности. Так, например, для передачи информации в глубокой древности использовались такие примитивные виды связи, как передача звуковых и лучевых сигнальных сообщений: бой в барабаны, использование костров, дыма, солнечного света. Существовали и другие способов передачи информации: голубиная почта, пешая, конная, караванная эстафета.

Бой барабанов и спользование костров

Первые упоминания о целенаправленной передаче информации посредством символических и письменных знаков изложены в трудах Аристотеля, описавшего передачу посланий вдоль «великого тракта» впоследствии назывного «Великий шелковый путь»). Доставка почтовой корреспонденции осуществлялась различными способами:

-В Персидской монархии были учреждены ангары со своим штатом, в Греции имелись специальные пешие посланцы, в Римской республике для правительственных и частных целей использовались специальные гонцы «курсоры и табеларии», которые разносили глиняные таблички с нанесённым на них восковым покрытием, на котором были начертаны символы и письмена.

-При арабском халифате в данном регионе существовали ведомства, прототипы почтовых контор, под руководством «сахиб берида» – руководителя почты. При халифатах, саманидах, абосидах сложилась целая система ведомств «диванов» по управлению государством. Одним из таких управлений был «диван-берид». В его подчинении в отдельных городах находились почтовые чиновники, штат гонцов, большое количество лошадей и повозок, которые занимались доставкой корреспонденции непосредственно адресату. Почтовые чиновники не подчинялись местным властям «хокимам», а целиком зависели от своего центрального управления.

-По иному была организована передача сообщений в период монголо-татарского нашествия. Тогда организация связи представляла собой систему почтовых стоянок – ямов, вдоль основных дорог. Ямы (роваты) располагались на расстоянии 15-20 км друг от друга, в пределах дневного конного перехода, охранялись специальными войсками. Состоящие на службе гонцы «ямчи» снабжались ханскими ярлыками «пайцзы» – это серебренная или бронзовая, в зависимости от ранга, табличка размером приблизительно 3 на 6 сантиметров, с указанием на ней данных владельца. Предъявление «пайцзы» давало возможность беспрепятственного перемещения по дорогам, прохождения ханских застав, получения пропитания, ночлега и замены необходимого количества лошадей в «ямах». Повинность по содержанию «ямов» и его служащих возлагалась на близлежащее население и называлась «ямской приказ». В отличие от системы связи, организованной при арабском халифате, монгольская система связи имела эстафетный принцип действия – от «яма к яму», и поэтому была более эффективной.

Почтовые голуби

Не стоит забывать и о голубях. Тогда они  были едва ли не единственным средством связи. Еще с древних времен они таинственным образом находили адресата и возвращались домой. Голуби стали участниками многих исторических событий, перенося почту во время войн. Хороший почтовый голубь может развить скорость до 70 км в час, также по ним трудно попасть из огнестрельного оружия и нелегко поймать. Поэтому голуби были отличным средством для передачи информации. До сих пор ученым так и не удалось найти разгадку хорошей способности к ориентации у голубей. Было проведено множество экспериментов, но никакие изменения условий и влияний на птицу не смогли остановить ее на верном пути к дому. В какое-то время наибольшее признание получила версия, что голуби ориентируются по солнцу.

Некоторые ученые утверждали, что птицы используют силу магнитного поля Земли, при помощи которой они определяют свое местоположение по отношению к дому. Возможно они также используют свое обоняние, создают своего рода "карту запахов" тех областей, над которыми пролетают, а затем используют их для навигации. Кроме природных данных, почтовых голубей нужно тренировать с самого раннего возраста, чтобы птицы могли преодолевать большие расстояния. Таким образом, почтовые голуби могут совершать тысячекилометровые перелеты.

Телеграф

 В XVII и XVIII веках, когда получили заметное развитие наука, техника и промышленность, стали прокладываться новые торговые пути и завязываться тесные политические и экономические взаимоотношения между народами, появляется острая потребность в создании более совершенных и быстродействующих средств связи. Вполне понятно поэтому, что первые проекты сооружения новых сигнальных установок зародились, прежде всего, в таких странах, как Англия и Франция, значительно дальше продвинувшихся в своем развитии. Особую известность среди первых изобретателей специальной сигнальной аппаратуры приобрел английский ученый Роберт Гук, которого часто называют основателем оптической телеграфии.

Его аппарат состоял из деревянной рамы, один угол которой обшивался досками и служил загородкой. За загородкой скрывались предметы особой формы, обозначавшие различные буквы или фразы. При передаче сообщений каждый такой предмет выдвигался в пустой угол рамы и мог быть видимым на другой станции. Для чтения сигналов Гук предложил использовать незадолго до этого изобретенные зрительные трубы, ставшие затем неотъемлемой частью всех сигнальных устройств.

Телефон

Изобретение телефона принадлежит 29 - летнему шотландцу, Александру Грехем Беллу. Пробы передачи звуковой информации посредством электро энергии предпринимались начиная с середины XIX столетия. Чуть ли не первым в 1849 - 1854 гг. Разрабатывал идею телефонирования механик парижского телеграфа Шарль Бурсель. Но в действующее устройство свою идею он не воплотил. Белл с 1873 года пробовал сконструировать гармонический телеграф, добиваясь способности передавать по одному проводу сразу семь телеграмм (по числу нот в октаве).

Он употреблял семь пар гибких металлических пластинок, схожих камертону, при этом любая пара настраивалась на свою частоту. Во время опытов 2 июня 1875 года свободный конец одной из пластинок на передающей стороне полосы приварился к контакту. Ассистент Белла механик Томас Ватсон, неудачно пытаясь устранить неисправность, чертыхался, может быть, даже используя не совершенно нормативную лексику. Находящийся в другой комнате и манипулировавший приемными пластинками Белл своим чутким натренированным ухом поймал звук, дошедший по проводу. Самопроизвольно закрепленная на обоих концах пластинка превратилась в гибкую своеобразную мембрану и, находясь над полюсом магнита, изменяла его магнитный сгусток. Вследствие этого поступавший в линию электрический ток изменялся соответственно колебаниям воздуха, вызванным бормотанием Ватсона. Это был момент зарождения телефона. Устройство называлось "трубкой Белла". её следовало прикладывать попеременно то ко рту, то к уху или воспользоваться двумя трубками сразу.

Радио

Произошло историческое событие, которое по достоинству было оценено только спустя несколько лет. На заседании физического отделения российского физико-химического общества (РФХО) выступил преподаватель Минного офицерского класса Александр Степанович Попов с докладом "Об отношении металлических порошков к электрическим колебаниям". Во время доклада А.С. Попов демонстрировал работу созданного им устройства, предназначенного для приёма и регистрации электромагнитных волн. Это был первый в мире радиоприемник. Он чутко реагировал электрическим звонком на посылки электромагнитных колебаний, которые генерировались вибратором Герца. Схема первого приёмника принадлежала А. С. Попову. Вот что писала газета "Кронштадский вестник" от 30 апреля (12 мая) 1895 г. 

По этому поводу: Уважаемый преподаватель А. С. Попов ... комбинировал особенный переносной устройство, отвечающий на электрические колебания обыкновенным электрическим звонком и чувствительный к герцевским волнам на открытом воздухе на расстоянии до 30 сажень. Изобретение радио Поповым было закономерным итогом его целеустремлённых исследований электромагнитных колебаний. В 1894 г. В собственных опытах А. С. Попов начал употреблять в качестве индикатора электромагнитных излучений когерер французского учёного Э. Бранли (стеклянная трубка, заполненная металлическими опилками), в первый раз применённый для этих целей английским исследователем О. Лоджем. Александр Степанович упорно работал над повышением чувствительности когерера к лучам Герца и восстановлением его способности регистрировать на новейшие импульсы электромагнитного излучения после действия предшествующей электромагнитной посылки.

В итоге Попов пришел к уникальной конструкции устройства для приёма электромагнитных колебаний, тем самым сделав решающий шаг к созданию системы для передачи и приема сигналов на расстоянии. 

www.ikirov.ru

5 необычных способов передачи информации в древности: alexa11111

5 необычных способов передачи информации в древности

  Кипу - своеобразная письменность инков иих предшественников в Андах. © /http://Commons.wikimedia.org

История человечества знает примеры удивительных способов передачи информации, такие как узелковая письменность, индейские племена под названием вампум и шифрованные манускрипты, один из которых криптологи не могут разгадать до сих пор.

Узелковое письмо в Китае

Узелковое письмо в Китае.Фото: http://Commons.wikimedia.orgУзелковое письмо или способ записи при помощи завязывания узелков на веревке, предположительно, существовал еще до появления китайских иероглифов. Узелковая письменность упоминается в трактате Дао дэ цзин («Книге пути и достоинства»), написанном древнекитайским философом Лао-цзы в VI-V вв. до н.э. В качестве носителя информации выступают связанные между собой шнуры, а саму информацию несут узелки и цвета шнурков.

Исследователи выдвигают разные версии предназначения такого вида «письменности»: одни считают, что узелки должны были сохранить для предков важные исторические события, другие – что древние люди таким образом вели бухгалтерию, а именно: кто ушел на войну, сколько человек вернулось, кто родился и кто умер, какова организация органов власти. Кстати, узелки плели не только древние китайцы, но и представители цивилизации инков. У них существовали свои узелковые письмена «кипу», устройство которых было похоже на китайскую узелковую письменность.

Вампум

Вампум. Фото: http://Commons.wikimedia.org

Эта письменность североамериканских индейцев больше напоминает разноцветный орнамент, нежели источник информации. Вампум представлял собой широкий пояс из нанизанных на шнуры бусин из раковин.

Чтобы передать важное сообщение, индейцы одного племени отправляли в другое племя гонца-вампумоносца. С помощью таких «поясов» заключались договоры между белыми и индейцами, а также фиксировались самые важные события племени, его традиции и история. Помимо информативной нагрузки, вампумы несли бремя валютной единицы, иногда просто использовались в качестве украшения для одежды. Люди, которые «читали» вампумы, имели привилегированное положение в племени. С появлением на американском континенте белых торговцев в вампумах перестали использовать ракушки, заменив их стеклянными бусинами.

Натертые железные пластины

Древним прообразом смс-ки можно считать передачу информации на расстоянии с помощью натертых до блеска металлических пластин, которые отражали солнечные лучи.

Блики от пластин предупреждали племя или поселение об опасности нападения. Однако такие способы передачи информации использовались только в ясную солнечную погоду.

Стоунхедж и другие мегалиты

Мегалитическое захоронение в Бретани.Фото: http://Commons.wikimedia.org

Древние путешественники знали специальную символическую систему каменных сооружений или мегалитов, которые показывали направления движения в сторону ближайшего поселения. Эти каменные группы предназначались, прежде всего, для жертвоприношений или в качестве символа божества, но они же являлись практически дорожными знаками для заблудившихся. Считается, что один из самых знаменитых памятников эпохи неолита – британский Стоунхендж. Согласно самой распространенной версии, он был построен в качестве большой древней обсерватории, так как положение камней можно связать с расположением небесных святил в небе. Существует также версия, которая не противоречит данной теории, о том, что геометрия расположения камней на местности несла информацию о лунных циклах Земли. Таким образом, как предполагается, древние астрономы оставили после себя данные, которые помогали потомкам управляться с астрономическими явлениями.

Шифрование (Манускрипт Войнича)

Рукопись Войнича. Фото: http://Commons.wikimedia.org

Шифрование данных используется с древних времен до сих пор, совершенствуется только способы и методы шифровки и дешифровки.Шифровка позволяла передавать сообщение тому, кому оно предназначалось таким образом, чтобы никто другой не имел возможности понять его без ключа. Праотцом шифрования является криптография — моноалфавитная письменность, прочесть которую можно было только с помощью «ключа». Одним из примеров криптографического шрифта является древнегреческий «скитала» — цилиндрическое устройство с поверхностью из пергамента, кольца которого двигались по спирали. Дешифровать сообщение можно было только с помощью палочки такого же размера.

Одним из самых загадочных манускриптов, записанных с помощью шифровки, считается рукопись Войнича. Свое название манускрипт получил в честь одного из владельцев — антиквара Вилфрида Войнича, который приобрел его в 1912 году у Римской коллегии, где она ранее хранилась. Предположительно, документ был написан в начале XV века и описывает растения и людей, но дешифровать его не удается до сих пор. Это сделало манускрипт известным не только в среде криптолгов- дешифровщиков, но и породило разного рода мистификации и домыслы среди обычных людей. Причудливые тексты рукописи кто-то считает искусной подделкой, кто-то важным посланием, кто-то – документом на искусственно придуманном языке.

Источник: http://www.aif.ru

alexa11111.livejournal.com