Древние стоянки современной россии. Древние люди и их стоянки на территории современной России. 6 класс. ФГОС.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тема. Древние люди и их стоянки на территории современной России. Древние стоянки современной россии


Тема. Древние люди и их стоянки на территории современной России — Студопедия.Нет

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 11Следующая ⇒

1. Древнейшие люди появились на территории России ок.500 тыс-1 млн. лет назад:

Сев. Кавказ (700 тыс. лет назад),

 Дагестан, Таманский полуостров (500 тыс-1 млн. лет назад)

80тыс.-12-14тыс лет назад - Ледниковый период

Древнейший период существования человека - каменный век делится на 3 периода:

1) Палеолит (древний каменный век)

2) Мезолит (средний каменный век)

3) Неолит (новый каменный век)

Первобытнообщинный строй– это такой порядок жизни людей при котором, были примитивные орудия труда, люди жили небольшими коллективами, трудились сообща, имели общее имущество и были равны.

2. Древнейшие стоянки человека на территории современной России:

 Костёнки -под Воронежем, Сунгирь -под Владимиром, Каповая пещера-Южный Урал(Башкирия), Денисовая пещера -на Алтае

Неолитическая революция (5-6 тыс. лет назад) - переход к земледелию, скотоводству, т. е. к производящему хозяйству.

Присваивающее хозяйство– основано на том, что человек берет у природы в готовом виде все необходимое ему для жизни (питание, одежду) Занятия: собирательство, охота, рыболовство

Производящее хозяйство – это хозяйство, в котором основные продукты, необходимые для жизни, человек производит собственным трудом, дополняя природные ресурсы тем, чего ему не хватает. Занятия: земледелие, скотоводство

Эксплуатация- присвоение результатов чужого труда.

Родовая община- коллектив родственников, которые жили сообща, работали сообща, имели общее имущество и были равны.

Соседская община (территориальная)-совместное проживание различных родов на определенной территории.

 

Тема. Образование первых государств на территории России

Государство –организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающих на одной территории, поведение людей регулируется едиными законами, осуществляется охрана территории.

Схема возникновение государства

1) Усовершенствовались орудия труда.

2) Обильнее стали урожаи.

3) Появились излишки.

4) На смену родовой общине пришла соседская.

5) Появилась частная собственность.

6) Появилось неравенство

7) Выделилась знать.

8) Появилась эксплуатация

9) Возникло государство

Таблица. Первые государства на территории России

Название государства территория Правитель основные занятия религия
Скифское царство Северное Причерноморье Царь – вся власть в его руках. скотоводство и земледелие, поклонение предкам, особый ритуал погребения
Тюркский каганат От Монголии до Волги Хакан – вся власть в его руках. Ремесло,торговля,завоевания язычество
Хазарский каганат Нижнее Поволжье, Северный Кавказ, Приазовье, степные и лесостепные территории до Днепра. Каган Скотоводство,ремесло, торговля. язычество, иудаизм
Великая Булгария район, где Кама впадает в Волгу. Великий правитель– вся власть в его руках земледелие язычество, ислам

Каганат- средневековое восточное государственное образование, во главе которого стоял каган, то есть хан ханов.

Тема. Восточные славяне в 8веке 

 

СОЮЗЫ ПЛЕМЕН

В VIII в. сложились союзы племен восточных славян: Поляне, Древляне, Дреговичи, Северяне, Ильменские словене, Вятичи, Кривичи, Полочане, Радимичи, Волыняне, Бужане, Уличи, Тиверцы, Белые хорваты.

ЗАНЯТИЯ

Дань- платежи подвластного населения в виде вещей, продуктов или денег.

Пушной промысел – охота на зверей ради их меха.

Бортничество – сбор меда диких пчел

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ

Подсечное земледелие – расчистка почвы под пашню при помощи вырубки, выкорчевывание и сжигание леса или кустарника и использование участка земли до истощения

Перелог - использование земельного участка под пашню до его истощения с последующим восстановлением

Двуполье- порядок севооборота, при котором чередуются посадки и пар

Трехполье -порядок севооборота, при котором пашня делится на 3 части (поля): озимые, яровые, пар

ИЛЬМЕНСКИЕ СЛАВЕНЕ

В VIII-IX вв. зародился торговый путь «из варяг в греки»: из Балтийского моря в Черное по системе рек и волоков

СОСЕДСКАЯ ОБЩИНА

Община, в которой отдельные семьи обеспечивали себя самостоятельно. В которой проживали не только родственники, но и просто соседи. Частная собственность, право полного распоряжения имуществом.

МНОГОСТУПЕНЧАТОЕ ОБЩЕСТВО

Князь– правитель племени государства или его части; титул его потомков.

Дружинник - член отряда профессиональны воинов при вожде племени или правителе государства

Знать– высшие привилегированные слои общества.

Бояре- высшее военно-служилое сословие на Руси, владельцы больших вотчин.

НИЗШИЕ СЛОИ ОБЩЕСТВА

Смерды (люди) - свободные крестьяне в Древней Руси

Мужы – главы крупных зажиточных семей.

Челядь – женщины, дети и другие члены семьи, подчинявшиеся мужам.

Сироты, холопы - низшая категория населения на Руси

Рабы– самый низший слой общества из пленников.

Государство - система управления обществом, для которой характерно наличие: центральной власти, армии, законов, судов, системы наказания, сбора налогов.

Налоги - регулярные денежные или иные сборы с населения в пользу государства

Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 16; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

studopedia.net

Древние люди и их стоянки на территории современной России

Просмотр содержимого документа «Древние люди и их стоянки на территории современной России»

Основные вопросы изучения материала 1) Общность истории древнейших людей. 2) Появление людей на современной территории России. 3) Древнейшие стоянки человека на территории современной России. 4) Зарождение родового строя. 5) Совершенствование орудий труда. Основные понятия и термины Роль природно-географического фактора в истории. Древнее население: расселение, образ жизни, занятия Основные даты Появление человека на территории России — до 1 млн лет. Каменный век Домашнее задание § 1 учить. Составить рассказ на тему «Появление и жизнь первобытных людей на Сахалине». Рисунки или презентации на темы «Стоянки древнейших людей (Сахалин)» и «История орудий труда» (рисунки)

Основные вопросы изучения

материала

1) Общность истории древнейших людей.

2) Появление людей на современной территории России.

3) Древнейшие стоянки человека на территории современной России.

4) Зарождение родового строя.

5) Совершенствование орудий труда.

Основные понятия и термины

Роль природно-географического фактора в истории. Древнее население: расселение, образ жизни, занятия

Основные даты Появление человека на территории России — до 1 млн лет. Каменный век

Домашнее задание § 1 учить. Составить рассказ на тему «Появление и жизнь первобытных людей на Сахалине».

Рисунки или презентации на темы «Стоянки древнейших людей (Сахалин)» и «История орудий труда» (рисунки)

Стр. 10

Стр. 10

Хозяйство??? Хозяйство присваивающее

Хозяйство???

Хозяйство присваивающее

Стр.10

Стр.10

ВЫВОД

ВЫВОД

Денисова пещера. Алтай.

Денисова пещера. Алтай.

Костёнки. Древняя цивилизация под Воронежем

Костёнки. Древняя цивилизация под Воронежем

Палеолитические Венеры

Палеолитические Венеры

Каповая пещера Рисунки 

Каповая пещера

Рисунки 

Стр.13

Стр.13

Род, племя, община стр.13

Род, племя, община стр.13

Домашнее задание § 1 учить. Составить рассказ на тему «Появление и жизнь первобытных людей на Сахалине». Рисунки или презентации на темы «Стоянки древнейших людей (Сахалин)» и «История орудий труда» (рисунки)

Домашнее задание § 1 учить. Составить рассказ на тему «Появление и жизнь первобытных людей на Сахалине».

Рисунки или презентации на темы «Стоянки древнейших людей (Сахалин)» и «История орудий труда» (рисунки)

multiurok.ru

Древние люди и их стоянки на территории современной России. 6 класс. ФГОС.

 «История это фонарь из прошлого, который светит в будущее….» В.О.Ключевский

«История это фонарь из

прошлого, который светит в

будущее….»

В.О.Ключевский

Как работать с учебником?

Как работать с учебником?

НАША РОДИНА - РОССИЯ

НАША РОДИНА - РОССИЯ

 Древние люди и их стоянки на территории современной России

Древние люди и их стоянки на территории современной России

ЦЕЛЬ?

ЦЕЛЬ?

План: 1. Появление людей на территории современной России. 2. Древнейшие стоянки человека на территории современной России. 3. Зарождение родового строя. 4. Совершенствование орудий труда.

План:

1. Появление людей на территории современной России.

2. Древнейшие стоянки человека на территории современной России.

3. Зарождение родового строя.

4. Совершенствование орудий труда.

Домашнее задание: Параграф 1, стр.10-15 Термины учить Вопросы и задания на стр. 14. устно Рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем». 1 ряд -1 задание 2 ряд – 2 задание 3 ряд -3 задание

Домашнее задание:

Параграф 1, стр.10-15

Термины учить

Вопросы и задания на стр. 14. устно

Рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем».

1 ряд -1 задание

2 ряд – 2 задание

3 ряд -3 задание

Проблемный вопрос ! Как первобытным людям удалось выжить и заселить территорию современной России?

Проблемный вопрос !

  • Как первобытным людям удалось выжить и заселить территорию современной России?
Когда и на какой территории появились первые люди?

Когда и на какой территории появились первые люди?

Более 2,5 млн. лет назад

Более 2,5 млн. лет назад

1. Появление людей на территории современной России.

1. Появление людей на территории современной России.

Стр.10 Назвать места и даты появления первых следов древних людей на территории России

Стр.10

  • Назвать места и даты появления первых следов древних людей на территории России
Древнейшие люди на территории России: 1.Северный Кавказ около 700 тыс. лет назад 2.Дагестан и Таманский п-ов от 500-1 млн. лет назад

Древнейшие люди на территории России:

  • 1.Северный Кавказ около 700 тыс. лет назад
  • 2.Дагестан и Таманский п-ов от 500-1 млн. лет назад
Ранние следы присутствия человека на территории ЕАО

Ранние следы присутствия человека на территории ЕАО

Орудия труда (стр. 10) Из каких материалов делали орудия труда? Перечислите виды орудий труда

Орудия труда (стр. 10)

Из каких материалов делали орудия труда?

Перечислите виды орудий труда

Почему люди собирались в группы? Каковы были взаимоотношения внутри человеческой общности?

Почему люди собирались в группы?

Каковы были взаимоотношения внутри человеческой общности?

2. Древнейшие стоянки человека на территории современной России.

2. Древнейшие стоянки человека на территории современной России.

Покажите древнейшие стоянки человека на территории современной России.

Покажите древнейшие стоянки человека на территории современной России.

1. Деревня Костенки под Воронежем 35-45 тыс. лет

1. Деревня Костенки под Воронежем 35-45 тыс. лет

М. М. Герасимов за работой в лаборатории пластической реконструкции на Пятницкой. 1960.

М. М. Герасимов за работой в лаборатории пластической реконструкции на Пятницкой. 1960.

2. Сунгирь под Владимиром Около 25 тыс. лет

2. Сунгирь под Владимиром Около 25 тыс. лет

3. Капова пещера (Южный Урал) 13 – 12 тыс. лет назад

3. Капова пещера (Южный Урал) 13 – 12 тыс. лет назад

4. Денисова пещера на Алтае (Около 50 тыс. лет)

4. Денисова пещера на Алтае (Около 50 тыс. лет)

3. Зарождение родового строя.

3. Зарождение родового строя.

Около 80 тысяч лет назад на планете наступило резкое похолодание.

Около 80 тысяч лет назад на планете наступило резкое похолодание.

Какие районы современной России оказались «оледеневшими»?

Какие районы современной России оказались «оледеневшими»?

Первобытно-общинный строй

Первобытно-общинный строй

Первобытнообщинный строй

Первобытнообщинный строй

Родовая община Что было общим в родовой общине?

Родовая община

Что было общим в родовой общине?

Перечислите основные занятия первобытных людей: 1) овладение огнём. 2) изобретение новых орудий труда. 3) научились шить одежду из шкур. 4) пещеры и землянки стали использовать под жилище.

Перечислите основные занятия первобытных людей:

1) овладение огнём.

2) изобретение новых орудий труда.

3) научились шить одежду из шкур.

4) пещеры и землянки стали использовать под жилище.

Разделение труда Чем занимались: 1) мужчины; 2) женщины; 3) дети?

Разделение труда

Чем занимались:

1) мужчины; 2) женщины; 3) дети?

Около 40 тыс. лет назад сформировался человек современного вида

Около 40 тыс. лет назад сформировался человек современного вида

4. Совершенствование орудий труда.

4. Совершенствование орудий труда.

Около 12-14 тыс. лет назад закончился ледниковый период

Около 12-14 тыс. лет назад закончился ледниковый период

Какие орудия труда были у древнего человека? Стр.14

Какие орудия труда были у древнего человека? Стр.14

Важнейшее изобретение

Важнейшее изобретение

Проблемный вопрос ! Как первобытным людям удалось выжить и заселить территорию современной России?

Проблемный вопрос !

  • Как первобытным людям удалось выжить и заселить территорию современной России?
Подведём итоги!!! Стр.14

Подведём итоги!!! Стр.14

multiurok.ru

Древние люди и их стоянки на территории современной России.

Технологическая карта урока на тему «Древние люди и их стоянки на территории современной России»

Основные вопросы изучения материала

1.Общность истории древних людей.

2.Появление людей на современной территории России.

3.Древнейшие стоянки человека на территории современной России.

4.Зарождение родового строя.

5.Совершенствование орудий труда.

6.Особенности первобытной эпохи.

Тип урока

Изучение нового материала

Ресурсы урока

Учебник, параграф 1.Карта «Территория России в древности».Контурные карты. Электронное приложение

Основные понятия и термины

Роль природно-географического фактора в истории. Древнее население: расселение, образ жизни, занятия.

Основные даты

Появление человека на территории России – до 1 млн. лет. Каменный век.

Персоналии

Учёные - историки

Домашнее задание

Параграф 1 учебника, карты, иллюстрации. Составить рассказ на тему «Появление и жизнь первобытных людей в Восточной Европе и Сибири».Перечислить главные особенности первобытно – общинного строя. Подготовить презентации на тему «Стоянки древнейших людей на территории Нижегородского региона».

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно - целевой

Познакомьтесь с оглавлением учебника, названием главы и параграфов. Какой период будет изучаться? Зачем люди изучают прошлое? Важно ли современному человеку исследовать прошлое древнейших людей? Почему?

Определить с помощью учителя хронологические рамки, изучаемого периода. Использовать аппарат ориентировки при работе с учебником. Ставить учебную задачу под руководством учителя. Сравнивать разные точки зрения на примере высказываний историков о значимости исторического знания. Рассматривать исторические эпохи с точки зрения их исторической обусловленности. Участвовать в дискуссии, выражать ценностные суждения или свою позицию по проблеме отношения к историческому наследию всех народов. Ставить формулировать новые для себя задачи в познавательной деятельности.

Работа с текстом. Беседа

Ориентационный

Вспомните, когда и на какой территории, по мнению учёных появились первые люди. Что такое род, племя, община? Изучив, как появились и жили первые люди на территории нашей страны, выясним, был ли их путь развития таким же, как и у жителей других территорий Земли. Какие виды исторических источников нам помогут?

Использовать ранее изученный материал из различных предметов (географии, биологии, обществознания и др.). Отмечать важность для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики источников древнейшего периода зарождения и развития человечества. Планировать познавательную деятельность под руководством учителя.

Беседа.

Содержательно - операционный

Как называют древнейший период жизни человечества?

Почему его назвали каменным веком? Почему древнейшие люди использовали камень для изготовления своих орудий труда? Дайте с помощью словаря перевод терминов «палеолит», «мезолит», «неолит». Что такое ледниковый период? Рассмотрите реконструкции облика питекантропа, неандертальца, и кроманьонца и сделайте выводы о том, как изменялась внешность человека, с чем это было связано? Прочитайте п.3 параграфа1,рассмотрите иллюстрации. Дайте характеристику присваивающего хозяйства. Как изменилась жизнь людей в ледниковый период? Когда и где на территории нашей страны появились первые люди? Покажите на карте древнейшие стоянки человека на территории современной России. Есть ли стоянки древнейшего человека на территории нашего края? При подготовке домашнего задания с помощью различных источников попытайтесь выяснить это и подготовьте краткое сообщение с презентацией.

Давать определение терминов и понятий с использованием учебника, словаря. Приводить примеры из истории Древнего мира, как труд влиял на развитие человека. Систематизировать информацию графически.(лента времени).Самостоятельно извлекать информацию из учебника и иллюстраций. Анализировать географическую и историческую карты и делать выводы. Использовать современные источники информации. Выбирать способ решения задачи и планировать её выполнение, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, видеоряд). Систематизировать информацию, называя особенности исторической эпохи.

Беседа, работа с текстом, Работа с картой. Подготовка сообщения, презентации.

Контрольно - оценочный

Докажите, что древнейшие люди, пришедшие на территорию нашей страны, прошли в своём развитии такой же путь, как и жители остальных территорий Земли. Оцените, смогли ли мы в полной мере ответить на этот главный вопрос нашего урока. Какие вопросы, на ваш взгляд требуют дополнительного освещения?

Использовать изученный материал для аргументации вывода. Участвовать в контрольно – оценочной, рефлексивной деятельности. Планировать с помощью учителя свою дальнейшую познавательную деятельность по изучаемой теме.

Дискуссия.

multiurok.ru