ЮВЕНАЛИИ — (лат., от juvenalis юношеский). Древне римские праздники в честь Ювенты, богини юности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЮВЕНАЛИИ в древн. Риме праздники в честь богини Ювенты; введены Нероном в… … Словарь иностранных слов русского языка
Ювеналии — (лат. Juvenalia) сценические игры, учреждённые Нероном в 60 году по случаю достижения им зрелого возраста. Это были своего рода любительские спектакли, устраивавшиеся не в общественном цирке, а в частных домах или садах и происходившие … Википедия
Ювеналии — (лат. Juvenalia юношеские игры) у древних римлян праздник с играми и театр, представлениями в честь богини юности Ювенты. Учреждены императором Нероном; по сообщению римского историка Тацита, отличались крайней распущенностью. Ювенальный… … Политология. Словарь.
Ювеналии — (лат. Juvenalia), в Древнем Риме празднества в честь богини юности Ювенты. * * * ЮВЕНАЛИИ ЮВЕНАЛИИ (лат. Juvenalia), в Древнем Риме празднества в честь богини юности Ювенты (см. ЮВЕНТА) … Энциклопедический словарь
Ювеналии — (лат. Juvenalia юношеские игры) у древних римлян праздник с играми и театральными представлениями в честь богини юности Ювенты. Учреждены императором Нероном; по сообщению римского историка Тацита, отличались крайней распущенностью … Большая советская энциклопедия
Ювеналии — (Juvenali a) сценические игры, учрежденные Нероном в 60 г. до Р. Х. по случаю достижения им зрелого возраста. Это были своего рода любительские спектакли, устраивавшиеся не в общественном цирке, а в частных домах или садах и происходившие перед… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ювеналии — (лат. juvenalia), в Др. Риме празднества в честь Ювенты. На время Ю. отменялись мн. сословные и половые ограничения. (Источник: Словарь сексуальных терминов) … Сексологическая энциклопедия
Ювеналии — мн. Празднества в честь богини юности Ювенты (в Древнем Риме). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
ювеналии — ювен алии, ий … Русский орфографический словарь
Ювеналии — у древ. римлян праздник с играми в честь богини юности Ювенты покровит. молодых людей (от 17 до 43 лет). Ю., установл. имп. Нероном в 58 (или 59) н.э., справлялись 18 октября и сопровожд. исполнением мимов и пением (сам Нерон выступал в… … Древний мир. Энциклопедический словарь
dic.academic.ru
ювеналии - это... Что такое ювеналии?
ЮВЕНАЛИИ — (лат., от juvenalis юношеский). Древне римские праздники в честь Ювенты, богини юности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЮВЕНАЛИИ в древн. Риме праздники в честь богини Ювенты; введены Нероном в… … Словарь иностранных слов русского языка
Ювеналии — (лат. Juvenalia) сценические игры, учреждённые Нероном в 60 году по случаю достижения им зрелого возраста. Это были своего рода любительские спектакли, устраивавшиеся не в общественном цирке, а в частных домах или садах и происходившие … Википедия
ЮВЕНАЛИИ — (лат. Juvenalia) в Древнем Риме празднества в честь богини юности Ювенты … Большой Энциклопедический словарь
Ювеналии — (лат. Juvenalia юношеские игры) у древних римлян праздник с играми и театр, представлениями в честь богини юности Ювенты. Учреждены императором Нероном; по сообщению римского историка Тацита, отличались крайней распущенностью. Ювенальный… … Политология. Словарь.
Ювеналии — (лат. Juvenalia), в Древнем Риме празднества в честь богини юности Ювенты. * * * ЮВЕНАЛИИ ЮВЕНАЛИИ (лат. Juvenalia), в Древнем Риме празднества в честь богини юности Ювенты (см. ЮВЕНТА) … Энциклопедический словарь
Ювеналии — (лат. Juvenalia юношеские игры) у древних римлян праздник с играми и театральными представлениями в честь богини юности Ювенты. Учреждены императором Нероном; по сообщению римского историка Тацита, отличались крайней распущенностью … Большая советская энциклопедия
Ювеналии — (Juvenali a) сценические игры, учрежденные Нероном в 60 г. до Р. Х. по случаю достижения им зрелого возраста. Это были своего рода любительские спектакли, устраивавшиеся не в общественном цирке, а в частных домах или садах и происходившие перед… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ювеналии — (лат. juvenalia), в Др. Риме празднества в честь Ювенты. На время Ю. отменялись мн. сословные и половые ограничения. (Источник: Словарь сексуальных терминов) … Сексологическая энциклопедия
Ювеналии — мн. Празднества в честь богини юности Ювенты (в Древнем Риме). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
ювеналии — ювен алии, ий … Русский орфографический словарь
Ювеналии — у древ. римлян праздник с играми в честь богини юности Ювенты покровит. молодых людей (от 17 до 43 лет). Ю., установл. имп. Нероном в 58 (или 59) н.э., справлялись 18 октября и сопровожд. исполнением мимов и пением (сам Нерон выступал в… … Древний мир. Энциклопедический словарь
orthographic.academic.ru
Ювеналии - это... Что такое Ювеналии?
ЮВЕНАЛИИ — (лат., от juvenalis юношеский). Древне римские праздники в честь Ювенты, богини юности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЮВЕНАЛИИ в древн. Риме праздники в честь богини Ювенты; введены Нероном в… … Словарь иностранных слов русского языка
Ювеналии — (лат. Juvenalia) сценические игры, учреждённые Нероном в 60 году по случаю достижения им зрелого возраста. Это были своего рода любительские спектакли, устраивавшиеся не в общественном цирке, а в частных домах или садах и происходившие … Википедия
ЮВЕНАЛИИ — (лат. Juvenalia) в Древнем Риме празднества в честь богини юности Ювенты … Большой Энциклопедический словарь
Ювеналии — (лат. Juvenalia), в Древнем Риме празднества в честь богини юности Ювенты. * * * ЮВЕНАЛИИ ЮВЕНАЛИИ (лат. Juvenalia), в Древнем Риме празднества в честь богини юности Ювенты (см. ЮВЕНТА) … Энциклопедический словарь
Ювеналии — (лат. Juvenalia юношеские игры) у древних римлян праздник с играми и театральными представлениями в честь богини юности Ювенты. Учреждены императором Нероном; по сообщению римского историка Тацита, отличались крайней распущенностью … Большая советская энциклопедия
Ювеналии — (Juvenali a) сценические игры, учрежденные Нероном в 60 г. до Р. Х. по случаю достижения им зрелого возраста. Это были своего рода любительские спектакли, устраивавшиеся не в общественном цирке, а в частных домах или садах и происходившие перед… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ювеналии — (лат. juvenalia), в Др. Риме празднества в честь Ювенты. На время Ю. отменялись мн. сословные и половые ограничения. (Источник: Словарь сексуальных терминов) … Сексологическая энциклопедия
Ювеналии — мн. Празднества в честь богини юности Ювенты (в Древнем Риме). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
ювеналии — ювен алии, ий … Русский орфографический словарь
Ювеналии — у древ. римлян праздник с играми в честь богини юности Ювенты покровит. молодых людей (от 17 до 43 лет). Ю., установл. имп. Нероном в 58 (или 59) н.э., справлялись 18 октября и сопровожд. исполнением мимов и пением (сам Нерон выступал в… … Древний мир. Энциклопедический словарь
dic.academic.ru
ювеналии - это... Что такое ювеналии?
ЮВЕНАЛИИ — (лат., от juvenalis юношеский). Древне римские праздники в честь Ювенты, богини юности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЮВЕНАЛИИ в древн. Риме праздники в честь богини Ювенты; введены Нероном в… … Словарь иностранных слов русского языка
Ювеналии — (лат. Juvenalia) сценические игры, учреждённые Нероном в 60 году по случаю достижения им зрелого возраста. Это были своего рода любительские спектакли, устраивавшиеся не в общественном цирке, а в частных домах или садах и происходившие … Википедия
ЮВЕНАЛИИ — (лат. Juvenalia) в Древнем Риме празднества в честь богини юности Ювенты … Большой Энциклопедический словарь
Ювеналии — (лат. Juvenalia юношеские игры) у древних римлян праздник с играми и театр, представлениями в честь богини юности Ювенты. Учреждены императором Нероном; по сообщению римского историка Тацита, отличались крайней распущенностью. Ювенальный… … Политология. Словарь.
Ювеналии — (лат. Juvenalia), в Древнем Риме празднества в честь богини юности Ювенты. * * * ЮВЕНАЛИИ ЮВЕНАЛИИ (лат. Juvenalia), в Древнем Риме празднества в честь богини юности Ювенты (см. ЮВЕНТА) … Энциклопедический словарь
Ювеналии — (лат. Juvenalia юношеские игры) у древних римлян праздник с играми и театральными представлениями в честь богини юности Ювенты. Учреждены императором Нероном; по сообщению римского историка Тацита, отличались крайней распущенностью … Большая советская энциклопедия
Ювеналии — (Juvenali a) сценические игры, учрежденные Нероном в 60 г. до Р. Х. по случаю достижения им зрелого возраста. Это были своего рода любительские спектакли, устраивавшиеся не в общественном цирке, а в частных домах или садах и происходившие перед… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ювеналии — (лат. juvenalia), в Др. Риме празднества в честь Ювенты. На время Ю. отменялись мн. сословные и половые ограничения. (Источник: Словарь сексуальных терминов) … Сексологическая энциклопедия
Ювеналии — мн. Празднества в честь богини юности Ювенты (в Древнем Риме). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Ювеналии — у древ. римлян праздник с играми в честь богини юности Ювенты покровит. молодых людей (от 17 до 43 лет). Ю., установл. имп. Нероном в 58 (или 59) н.э., справлялись 18 октября и сопровожд. исполнением мимов и пением (сам Нерон выступал в… … Древний мир. Энциклопедический словарь
lopatin.academic.ru
Монеты Римской империи - G.
Древний Рим создал унифицированную монетную систему, основанную на разных номиналах монет из различных металлов, да и сами слова «монета» и «нумизматика» восходят к временам Рима. В любой точке империи римлянин мог быть уверен (на страже этого стояло суровое римское право), что монету с изображением императора примут, даже если она по каким-то причинам не по нраву партнеру по сделке.
Современная европейская цивилизация во многом обязана Риму — от монетной системы и основ права до дорожного сообщения и приемов сельского хозяйства. В этом и заключалась созидательная роль того Pax Romana, который заложил основы современного мира. Несомненно и то, что римляне добились исключительных успехов в деловом администрировании. Говоря современным языком, они были настоящей «нацией менеджеров», управляя огромными территориями, на которых жили различные по укладу народы. Римляне приняли от побежденных народов те культурные и экономические достижения, которых они не имели, — например, развитую монетную систему от греков, да и внешней торговлей в империи занимались, как правило, греки и сирийцы.
Ауреус императора Августа (27 г. до н. э. – 14 г. н. э.). Золото. Вес 7,75 г.
Во времена Августа изображение императора гарантировало, что римский ауреус сделан из чистого золота, а денарий — из серебра. В древности стоимость монеты была равна стоимости драгоценного металла, из которого она была сделана, но со временем стоимость реального веса металла монеты стала ниже указанного номинала. Империя состояла из разнородных территорий, в которых люди исторически привыкли иметь дело с собственными монетами, и теперь эти номиналы под давлением метрополии приравнивались к римским монетам (иногда не совсем справедливо: за четыре греческие драхмы, каждая из которых по весу серебра была равна денарию, давали только три денария; и это при том, что греки считали, что именно они научили римлян монетной чеканке).
Известно, что средний оклад солдата во время правления Траяна составлял сумму около трехсот денариев в год — около двенадцати ауреусов. Конечно, можно было выдавать жалованье и денариями. Оценим это в весовом исчислении: 300 (оклад военнослужащего) умножим на 10 000 (количество людей в легионе с вспомогательными частями) и еще умножим на повышающий коэффициент, скажем, 1,5 (в армии были не только рядовые, но и офицеры — у них оклад был выше) и получим 4 500 000 денариев. С учетом веса одного денария — 3,2 грамма — получаем 14 400 килограммов серебра! Все серебро чеканилось в Риме, и его надо было везти далеко на границу империи (например, в Британию). Естественно, что это было неудобно, и для выплаты жалованья в провинции отправляли золото, хотя в Иудее, например, где была относительно низкая цена на золото (рядом золотые рудники Африки), солдаты предпочитали получать жалованье серебром (цена на него была выше, чем в Риме).
К золотым монетам относились ауреус (собственно имперская монета, поскольку он был принят во времена Октавиана Августа) весом 7,6 грамма и диаметром 20 миллиметров и квинарий — половина ауреуса. Значение этих монет связано прежде всего с финансированием армии. Мы приводим фотографию ауреуса императора Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.) с надписью «Божественный Август, отец народа». Монета была продана на аукционе компании Gorny & Mosch в марте этого года за 4800 евро. Следующая монета — денарий, он настолько известен, что во многих странах национальные монеты носят имя денария или динара. В самой империи денарий был настолько распространенным платежным средством, что его до сих пор находят не только на территории, ранее занимаемой Римской империей, но и далеко за ее пределами (в Индии, Китае, России). Вес денария составлял в среднем 3,2 грамма, диаметр — 19 миллиметров. Из Евангелия известен эпизод испытания Иисуса фарисеями. Отвечая на вопрос о подати, Христос сказал: «“Что искушаете меня? Принесите мне денарий, чтобы мне видеть его”. Они принесли. Тогда говорит им: “Чье это изображение и надпись?” Они сказали ему: “Кесаревы”. Иисус сказал им в ответ: “Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу”. И дивились ему» (Евангелие от Марка, 12: 14–17).
Считается, что Иисус не дал таким образом спровоцировать себя на выражение неповиновения цезарю. Но можно посмотреть на этот эпизод и с другой точки зрения: Иисус попросил принести серебряный денарий, а не бронзовую монету, которая тоже имела изображение цезаря, то есть он хотел показать, что ему чуждо стяжательство, ведь серебряные и золотые монеты имели только богатые люди. Кроме того, римляне чеканили на монетах изображения богов и людей, а иудеи полагали, что право что-либо изображать принадлежит только творцу. Поэтому ответ Иисуса оказался вполне патриотичным: он посоветовал отдавать римлянам то, что они сами привнесли в жизнь Иудеи и что должно быть чуждо ее жителям.
Интересно, что на картинах художники изображают денарий довольно крупной золотой монетой, тогда как во времена Иисуса он был серебряным и лишь в поздней империи во время ее упадка стал бронзовым. На картине Тициана фарисей протягивает Христу большую и явно не серебряную монету, которой, судя по диаметру, мог бы быть римский бронзовый сестерций. На рисунках мы приводим денарий Августа, который могли бы принести Иисусу фарисеи. Такой денарий был продан в этом году фирмой Gorny & Mosch за 560 евро. Интересно, что аверс денария Августа более скромный — голова императора еще не увенчана венком, как на ауреусе, приведенном выше, хотя надпись на реверсе CAESAR DIVI F (божественный и счастливый цезарь) говорит сама за себя. Здесь же — изображение Аполлона, играющего на лире.
Сестерций императора Траяна (98–117 г. н. э.). Бронза. Вес 26,81 г
Существовал и серебряный квинарий, по весу равный половине денария, компактная небольшая монета, которая как нельзя лучше подходила для хранения солдатами своих сбережений, но она встречается значительно реже. Корнелий Тацит в своем произведении «О происхождении германцев и местоположении Германии» пишет: «Германцы разбираются в некоторых наших монетах, отдавая иным из них предпочтение… Германцы принимают в уплату лишь известные с давних пор деньги старинной чеканки, те, что с зазубренными краями, и такие, на которых изображена колесница с парной упряжкой. Серебро они берут гораздо охотнее, нежели золото, но не из-за того, что питают к нему пристрастие, а потому, что покупающим простой и дешевый товар легче и удобнее рассчитываться серебряными монетами».
Такой серебряный денарий времен республиканского Рима (республиканские денарии были несколько тяжелее имперских, так что можно понять разборчивых германцев) можно увидеть на нашей иллюстрации.В повседневной жизни чаще использовались бронзовые монеты, и основным номиналом здесь был, несомненно, сестерций. Это самая большая римская монета: вес ее составлял 26 граммов, диаметр 30 миллиметров. Отличительной особенностью сестерция были буквы «SC», означающие «По велению Сената», так как бронзовые монеты чеканились под контролем Сената, а золотые и серебряные — императора. Рисунки реверсов сестерциев часто имели пропагандистский характер — так, на реверсе сестерция, проданного на аукционе Gorny & Mosch в марте этого года за 4400 евро, отчеканено изображение императора Траяна, принимающего капитуляцию даков.
Следующая единица, дупондий, по весу была в два раза легче сестерция — 13 граммов, но размерами очень походила на сестерций — 28 миллиметров, что могло создавать определенную путаницу. Поэтому голова императора на этих монетах увенчана не лавровым венком, как на всех предыдущих номиналах, а остроконечной короной. Следует сказать, что в поздней империи в связи с инфляцией и намеренной порчей монеты появилась серебряная (а впоследствии бронзовая посеребренная) монета, по весу равная двум денариям, получившая название «антониан», на которой император также был увенчан короной, а не венком.
Остальные три мелкие бронзовые монеты — асс, семис и квадранс — были монетами повседневной надобности в жизни простого жителя римской империи. Асс был наиболее популярен, 4 асса составляли 1 сестерций, 16 ассов были равны денарию, 400 приравнивались к золотому ауреусу.
Чтобы оценить в целом денежную систему Рима, проведем параллель с сегодняшним днем. Большинство цен, упоминаемых в источниках того времени, приводятся в сестерциях. Очевидно, что сестерций играл роль повседневной единицы и, как мы покажем ниже, по покупательной способности был примерно равен доллару. Тогда ауреус может быть аналогом стодолларовой купюры (в сто раз больше сестерция в ассах), золотой квинарий аналогичен 50 долларам, а денарий и серебряный квинарий равны соответственно 4 и 2 долларам. В свою очередь дупондий «весил» 50 центов, асс — 25, семис — 12,5 и, наконец, квадранс — 6,25 цента. С отклонениями около 5% получаем современную денежную систему США, на которой во многом базируется современная международная торговля. Поэтому в дальнейших расчетах будем пользоваться сестерцием, приравненным к доллару США.
Эти рассуждения согласуются с данными Р. Голдсмита (R. Goldsmith), который также приравнивал золотое содержание золотого ауреуса по мировой цене на золото (около 12 долларов за 1 грамм). По Голдсмиту, внутренний валовой продукт (ВВП) на душу населения составлял около 4 ауреусов, равных 31 грамму золота. В целом, ВВП ранней Римской империи был равен 1700 тоннам золота. Это было приблизительно равно весу золота, захваченного во время Дакской кампании. Однако Ричард Дункан-Джонс (R. Duncan-Jones) оценивает ВВП в три раза ниже. По этим данным ВВП Рима составлял 2 миллиарда денариев в год, или 80 миллионов ауреусов, что соответствовало в золотом эквиваленте 607,2 тонны золота. Кроме того, ВВП на душу населения был неравномерным, в среднем на каждого жителя империи приходилось по 30 денариев (120 сестерциев, равных 120 долларам), а Риме — в 10 раз больше, то есть около 1200 долларов в год. При сравнении доходов и расходов Римской империи и ее граждан с современными, может показаться, что они не сравнимы с таковыми в развитых странах, а сравнивать можно лишь с развивающимися, но при этом следует учесть и путь развития цивилизации без малого в 2000 лет.
Денарий республиканского Рима (118 г. до н. э.). Серебро. Вес 3,88 г
Основным источником дохода в империи были налоги. Каждый житель должен был платить единую для всех подушную подать. В разных провинциях этот налог был разным, например в Греции в I веке н. э. он составлял 17 драхм, то есть около 13 денариев, или 52 сестерциев (каждый грек должен бы заплатить Риму 52 доллара в год).
Следует отметить, что в дальнейшем, при императоре Диоклетиане (239–313 г. н. э.), система сбора налогов была изменена — отныне большая их часть взималась не деньгами, а натурой (то есть произведенными товарами). Возможно, это было связано и с тем, что содержание драгоценных металлов в монетах в это время уменьшилось настолько, что население в провинциях отказывалось их принимать, предпочитая обменивать товар на товар. Налогов становилось все больше и больше, населению было легче платить взятки лично чиновникам (чтобы они уменьшили сумму налога, уходившую в казну), чем платить налоги государству по полной ставке. Это привело к массовой коррупции в системе казначейства империи, и если вспомнить старое утверждение: «Что облагается налогом, то убывает», то, может быть, именно в таком обложении непосильными налогами и состояла одна из основных причин гибели Римской империи.
Другим важным источником денежных поступлений был поземельный налог. В среднем его ставка составляла одну десятую доходов земельного участка, хотя применялись и особые формы налогообложения, например налог на количество фруктовых деревьев (вспомните хрущевский налог на фруктовые деревья в приусадебных хозяйствах: яблони и вишни тут же вырубили...). Кроме того, облагалась налогом и другая собственность: недвижимость, «живой инвентарь» (рабы и скот), ценности. Налога на доходы не существовало. В 6 году н. э. император Август ввел налог с наследства — 5% для граждан Рима. Жители провинций были свободны от этого налога. Сам налог носил целевой характер: полученные средства направлялись для пенсионного обеспечения профессиональных солдат, ближайшие же родственники солдат были от данного налога освобождены.
Интересные результаты дает сравнение налоговой системы древнего Рима и современной России: некоторые платежи просто поражают своей схожестью. Так, налоги на вино, пшеницу, огурцы, мыло напоминают акцизы на отдельные группы товаров, пошлины ввозные и вывозные — таможенные пошлины, сборы с банщиков, работорговцев, ткачей — лицензионные сборы за право осуществления определенных видов деятельности, а налог на ярлык для ослов — налог за транспортное средство. Нам известно и про такие «экзотические» римские налоги, как сбор на золотой венок императору, целевой сбор на возведение статуй или на императорскую галеру.
Известный афоризм «Деньги не пахнут» также связан с налогами. Эту фразу произнес римский император Тит Флавий Веспасиан (9–79 гг.), который ввел налог на общественные туалеты. Племянник императора выразил сомнение в почтенности такого рода платежей, на что Веспасиан ответил знаменитой фразой: «Pecunia nonodet» (деньги не пахнут).
Периодические денежные поступления были связаны с военной добычей, иногда трофеи превышали весь ВВП. Так, после победы над даками в руки императора Траяна попало около пяти миллионов римских фунтов золота или, в современных единицах, 1 630 000 килограммов; в два раза больше серебра и около 500 тысяч военнопленных. Плиний Младший писал по этому поводу: «Я вижу триумфальное шествие, загруженное награбленным золотом и оружием». Добыча была щедро разделена между армией и римским народом, а в Риме устроены грандиозные четырехмесячные праздничные игры. Они продолжались 123 дня, в поединках сражались десять тысяч гладиаторов, было убито одиннадцать тысяч диких зверей.
С дакским золотом были связаны экономические успехи Траяна, укрепление монетной системы. На что же тратились эти средства? До 700 миллионов сестерциев забирали армия и флот (император хорошо содержал преторианскую гвардию, от которой часто зависела сама жизнь императора), государственный аппарат — около 70 миллионов, всего расходы государства достигали суммы 1 миллиард сестерциев, или 250 тысяч денариев.
Доходы и расходы рядовых граждан были куда скромнее. Рядовой легионер получал до 1200 сестерциев (или 300 денариев) в год, не считая продовольственного пайка и военного имущества. Из надписи времен Траяна мы знаем также, что выходное пособие для легионера составляло около 12 000 сестерциев (или десяти годовых окладов). Сумма эта была, несомненно, значительной для тех времен, но надо иметь в виду, что необходимо было отслужить 25 лет и не быть убитым в постоянных войнах империи.
Вот что пишет римский историк Тацит: «Душа и тело оцениваются 10 ассами в день, на них же надо покупать одежду и палатки, ими же покупать у них (у центурионов) освобождение от работ… Единственное, что может улучшить их положение… чтобы им платили по денарию в день».
Другой пример: Плиний Младший в одном из своих писем написал следующую фразу: «Ювеналий дважды повторил, что один он мог бы прожить без нужды на доходы с капитала в 400 000 сестерциев. Предположим, что его доход мог бы быть примерно 5% от капитала». То есть, человек, о котором пишет Плиний, считал доход в 20 000 сестерциев в год достаточным для безбедной жизни. Разница с доходом легионера значительная, но надо иметь в виду, что речь идет о представителе римского нобилитета, для которого понятие «безбедно» скорее всего не совпадало с тем же понятием для простого легионера.
Один килограмм хлеба в Риме стоил от 0,4 до 1 сестерция, килограмм говядины — 1 сестерций, килограмм овощей или фруктов — 0,4–0,6 сестерция, литр дешевого вина — 1 сестерций (если вспомнить, что мы приравняли сестерций к доллару, то не так уж и дорого, тем более что в провинции жизнь была значительно дешевле). Минимальный набор продовольственных и непродовольственных товаров и услуг для взрослого мужчины, живущего в городе, стоил 15 денариев (около 60 долларов), а в Риме — 50 денариев (около 200 долларов) в год. Годовой доход мелкого городского ремесленника составлял 75–225 денариев в год, мелкого фермера — 50–150 денариев (соответственно около 1000 и 600 долларов) в год.
Что касается коллекционирования римских монет, то оно не столь популярно в России, и это понятно. Между тем на западных аукционах римские монеты востребованы и пользуются стабильным спросом. Цена на римские монеты в России ниже, чем на Западе, хотя у нас редко можно встретить образцы в отличном состоянии (именно такие показаны на наших иллюстрациях).
Существует мнение, что цена монеты связана с ее древностью, и многие считают, что двухтысячелетние монеты обязательно должны быть дорогими.
Между тем это утверждение не всегда справедливо, серебряные денарии долго правивших императоров в очень хорошем состоянии можно купить за 75–100 долларов (в состоянии XF).
В состоянии VF цена может быть в два раза ниже.
На более значительные суммы обычно раскошеливаются собиратели сестерциев. Эти большие монеты редко бывают в хорошем состоянии — обращение и коррозия обычно делают свое дело, поэтому в хорошем состоянии эти монеты обычно стоят не менее 400 долларов, а цена более редких сестерциев и монет в отличном состоянии на порядок выше.
Летом многие посещают страны Средиземноморья, где туристам предлагаются различные вещи, в том числе и предметы, похожие на древние монеты. Большинство из того, чем торгуют продавцы сувениров, — это имитации и подделки, так как в Греции, например, запрещено не только вывозить, но и продавать иностранцам античные монеты. Там, где это не запрещено, торговцы идут на всяческие ухищрения, чтобы придать своим подделкам древний вид, даже дают их глотать козам для наведения патины. Так что будьте осторожны, приобретая с рук что-либо «древнее» на отдыхе.
Источник
gerostratus.livejournal.com
Праздники Древнего Рима - это... Что такое Праздники Древнего Рима?
Праздники Древнего Рима
Январь
1 — Праздник Юноны, праздник Эскулапа, праздник Ведийова
Смотреть что такое "Праздники Древнего Рима" в других словарях:
Кухня Древнего Рима — «Розы Гелиогабала». Картина, иллюстрирующая рассказ «Истории августов» … Википедия
Архитектура Древнего Рима — История Древнего Рима Основание … Википедия
История древнего Израиля и Иудеи — Карта Палестины 1759 года, показывающая расселение Двенадцати колен Израиля Часть серии статей об Истории еврейского народа … Википедия
История Древнего Израиля и Иудеи — Карта Эрэц Исраэль 1759 года, показывающая расселение Двенадцати колен Израиля … Википедия
Цереалии — Празднование цериалий на картине «Весна» Лоуренса Альма Тадемы Цереалии (лат. cerealia) древнеримский праздник и игр … Википедия
Флоралии — У этого термина существуют и другие значения, см. Флоралии (значения). Флоралии (лат. ludi florales) в Древнем Риме праздник римской богини весны Флоры, который отмечался с 28 апреля по 3 мая. Во время праздника люди, украшенные… … Википедия
Луперкалии — (лат. Lupercalia) древнеримский языческий фестиваль, связанный с пастушеским культом. Фестиваль проводился каждый год с 13 по 15 февраля в гроте Lupercal у подножия Палатинского холма, где, по преданию, волчица выкормила Ромула и Рема … Википедия
Лары — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия
Сатурналии — У этого термина существуют и другие значения, см. Сатурналии (значения) … Википедия
Лемурия (праздник) — Лемурии (лат. Lemuria), лемуралии (Lemuralia) праздники мертвых в Древнем Риме. Они проводились 9, 11 и 13 мая. Считалось, что в эти дни души блуждают по миру в виде призраков вампиров, которых называли лемурами или ларвами. Отец… … Википедия