Урок древнейшие государства. Повторительно-обобщающий урок по теме: "Древние государства Передней Азии. Цивилизация Древнего Востока" : История и обществознание
Разработка урока "Образование Древнерусского государства". Урок древнейшие государства
«Самые древние государства» страница 3
-(Слайд 16) Древний Рим – маленький
город, который стал огромной
империей.
-Что говорится в легенде об основании Рима?
-Кто стал первым Правителем Рима?
-Почему город назвали Рим?
-Что у римлян было в почете?
- Что делали в трудные времена?
-Что интересовало римлян?
Римляне
-Что случилось с империей через некоторое время?
-В каком веке перестала существовать Западная империя? Что стало с Восточной?
-Ответы детей.
-(это папирус). Слай8
-(Из тростника, Тростник растет по берегам реки Нил). (Слайд 9 - 10)
-(Слушают учителя).
-(Пирамиды).
- (пирамиды Хеопса –
достигает 146 метров в высоту).
- Ребенок читает
доп.материал
(в Египте было много
мышей, которые
уничтожали запасы
зерна).
- (Она состояла из многих маленьких государств. Одно из них – город Спарта).
-( Она была похожа на военный лагерь.).
-( Готовность войск нужна была для защиты от внешних врагов и
подавлений выступлений рабов.).
- (В Древне Спарте только до семи лет мальчики оставались в отцовском доме под присмотром матери.).
- (В легенде об основании Рима
говорится, что двух младенцев-
близнецов, брошенных в реку Тибр, вынесло на берег, где их нашла и выкормила волчица, как Маугли. Когда близнецы выросли, они основали город).
- (Первым его правителем стал один их них – Ромул).
-(В честь первого правителя Рима).
- (В почете был труд
людей, мужество преданность).
-(В трудные времена назначался диктатор, которому давалась беспредельная власть).
- (Римлян интересовали лишь еда и бои гладиаторов – рабов, которые на потеху толпе убивали друг друга в боях на аренах древних цирков.).
-( Через некоторое время империя
распалась на Восточную и Западную.).
- (В V веке Западная перестала
существовать. Восточная продержалась до XV века.)
Выступление заранее подготовленных учащихся.
Личностные УУД: определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы; ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков; толерантно относиться к окружающим.
Итог урока
-Ребята, так о чем мы сегодня говорили с вами на уроке?
-Перечислите мне их.
-Оценим свою работу. Почтавьте паличиками себе отметку за сегодняшнее занятие.
-Итак ребята, чтобы проверить, на сколько хорошо мы с вами поняли тему, решим небольшой тест:
Древний Египет, Шумер, США, Вавилония, Индия, Китай, Греция, Рим.
2.Какой строй был у древних государств?
Капиталистический, рабовладельческий, феодальный.
3. Какой народ первым придумал письменность?
Шумеры, китайцы, греки, японцы.
4. Что такое Спарта?
Театр, государство, город.
5. Для чего строили пирамиды в Древнем Египте?
Для красоты, для проживания фараонов, для захоронения фараонов.
6. Какие государства называли античными?
Китай, Греция, Япония, Вавилония, Рим.
Домашнее задание
С. 54-63 читать
infourok.ru
2016-9-№3 -ист- первые государства Древнего мира.doc - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя по теме ...
империи. И советникам таки удалось убедить императора создать глиняных, числом более8000, а так же около 200 лошадей. Сбруя, оружие, детали вооружения этой загадочнойармии были настоящими. Фигуры лепились с реальных воинов, для того чтобы послесмерти души воинов могли переселиться в скульптуры и продолжить свою службуИмператору.Все войны были обращены лицами на восток. Именно там находились царства,разгромленные великим тираном. Статуи были выполнены с ювелирной точностью иудивительным старанием. Невозможно найти ни одного одинакового лица. Среди воинов нетолько китайцы, но и монголы, уйгуры, тибетцы и многие другие национальности.Единственное отступление от реальности скульпторы допустили в росте. Высота статуи1,901,95 метра. Такими высокими солдаты Циня, конечно, не были. Вес воина – около 135килограммов. Готовые изваяния обжигались мастерами в огромных печах при температуре1 000 градусов. Затем лучшие художники раскрашивали их в естественные цвета всоответствии с табелью о рангах. Все детали одежды или прически строго соответствуютмоде того времени. Обувь, доспехи воспроизведены с поразительной точностью.Чтобы установить эту армию, был выкопан котлован размером с футбольное поле, акогда армия заняла свои места, сверху древние мастера положили цельные стволыдеревьев, на них циновки, потом 30 см цемента и 3 м земли. Затем посеяли траву, и армияисчезла. Исчезла насовсем, о ней не узнал ни один летописец, ни один грабитель. После смерти Цинь Шихуанди похоронили в золотом гробу и установили егопосреди моря из ртути. Мастера изготовили и зарядили самострелы, чтобы они стреляли втех, кто попытается пробраться в усыпальницу. Наследник престола приказал похоронитьзаживо всех жен и 3 тыс. наложниц императора, тысячи его рабов, танцоров, музыкантов иакробатов, а так же 17 сыновей и некоторых министров. Затем туда согнали 70 тысячрабочих, которые оборудовали и сооружали склеп со своими семьями, слуг, которые зналио его местоположении. И тогда закрылись нефритовые двери... Вход замуровали, насыпалисверху холм высотой 120 метров, посадили на холме кусты и деревья, чтобы никто недогадался, как туда проникнуть. Раскопки длятся уже больше 25 лет, и конца им не видно. Цинь Шихуанди провозгласил себя основателем династии «десяти тысячпоколений» и хранителем «вечного мира». Однако на самом деле Цинь Шихуанди всевремя вел войны с соседними государствами. Его армия дошла до ВосточноКитайскогоморя и подчинила себе прибрежные земли. Отсюда вывозили рис, изделия ремесленников,слоновую кость.На завоеванных землях создавались военные поселения. У местного населенияотбирали урожай и заставляли работать на себя. Поднебесную особенно беспокоилинападения кочевников гуннов. Низкорослые гунны как будто срослись со своиминебольшими, но выносливыми лошадьми. Казалось, они всю жизнь проводили в седле.Питались гунны молоком и сырым мясом. Их жилищами были легко сворачивавшиесяшатры из войлока.Гунны совершали стремительные набеги на врагов и тут же исчезали в степи. Ихбыло очень трудно догнать, а в бою они были бесстрашными и жестокими воинами.Снарядив огромную армию, Цинь Шихуанди удалось оттеснить гуннов на север. Длязащиты от их набегов император повелел построить огромную стену.Для строительства этого заградительного сооружения согнали сотни тысяч рабов,военнопленных, крестьян. День и ночь они трудились под плетьми надсмотрщиков,укладывая огромные камни, кирпичи, утрамбовывая землю. Множество людей погибло пристроительстве.Великая Китайская стена протянулась более чем на 5 тысяч км. Местами ее высотадостигала 10 м. Ширина стены позволяла разъехаться двум конным повозкам. (высота от6,6 до 10 м, толщина в нижней части 6,5 м, в вepxней 5,5 м)Через определенные промежутки на стене возвышались укрепленные башни. Ониохранялись воинскими отрядами. Когда наблюдатели замечали передвижение врагов, они
znanio.ru
Урок обобщение "Древние государства"
6 класс Всемирная история
Тема: Повторение
Цели: Обобщить особенности развития народов древнего мира в период создания государств.
Развить логику, самостоятельно сопоставлять факты.
а) 3600 г до н.э. б) 3000 г до н.э. в) 2600 г до н.э. г) 2000 г до н.э. д) 2100 г до н.э.
5. Когда на территории Египта зародился рабовладельческий строй
а) 6 тыс до н.э. б) 4 тыс до н.э. в) 3 тыс до н.э. г) 2 тыс до н.э. д) 1 тыс до н.э.
6. Ассирийский царь Ашшурбанипал известен тем, что:
A) Создал библиотеку. B) Построил храм богини Иштар. C) Создал военно-морской флот. D) Провел в стране реформы. E) Издал законы.
7. Какое рабовладельческое государство было образовано в Закавказье в начале I тысячелетия до н.э.? А) Урарту. В) Ассирия С) Египет D) Финикия Е) Бактрия.
8. Сардур II в VПI веке до н.э. был один из царей государства: А) Урарту. В) Парфии. С) Египта. D) Ассирии. Е) Финикии.
9. Главным военным соперником государства Урарту была могущественная:
A) Титул хеттского царя В) Бог Солнца C) Воин-богатырь. D) Бог весны. E) Бог Луны.
11. Когда впервые в истории человечества было заключено мирное соглашение между Ениптом и Хеттским царством? А) В 1298 г. до н.э. В) В 1297 г. до н.э. С) В 1296 г. до н.э. D) В 1295 г. до н.э. Е) В 1294 г. до н.э.
12. В каком году хетты разгромили Вавилон? А) 1597 г. до н.э. В) В 1596 г. до н.э. С) В 1595г. до н.э. D) В 1594 г. до н.э. Е) В 1593 г. до н.э.
13. Держава хеттов пала под ударами: А) Ассирии В) Финикии С) Египта D) Бактрии Е) Палестины.
. Самым известным кушанским царем был:
А) Канышке. B) Ксеркс. C) Телепин. D) Кушан. E) Мардук.
14. Государство сасанидов появилось в:
A) I веке. B) II веке. C) III веке. D) IV веке. E) V веке.
15. Человек по имени Мани основал:
A) Буддизм. B) Даосизм. C) Синтоизм. D) Манихейство. Е) Ламаизм.
16. Символ царской власти:
A) Корона. B) Колпак C) Шапка. D)Meч Е) Скипетр.
Вставьте вместо пропусков.
Дворцы и дома строились из ________и __________. Город ________ был известен миру как столица Бактрийского государства. Здесь имелся крупный _________. Сюда прибывали караваны со своим _________ со всех концов страны. Купцы приезжали и из далёких стран: _________, _________, _________, _________.
5. Д\з Повторить §9-17
6. Итог урока
1. Завоевательные походы особенно процветали во время правления …
а) Тутмоса III б) Тутмоса I в) Джосера г) Хеопса д) Тутанхамона
а) 3600 г до н.э. б) 3000 г до н.э. в) 2600 г до н.э. г) 2000 г до н.э. д) 2100 г до н.э.
5. Когда на территории Египта зародился рабовладельческий строй
а) 6 тыс до н.э. б) 4 тыс до н.э. в) 3 тыс до н.э. г) 2 тыс до н.э. д) 1 тыс до н.э.
6. Ассирийский царь Ашшурбанипал известен тем, что:
A) Создал библиотеку. B) Построил храм богини Иштар. C) Создал военно-морской флот. D) Провел в стране реформы. E) Издал законы.
7. Какое рабовладельческое государство было образовано в Закавказье в начале I тысячелетия до н.э.? А) Урарту. В) Ассирия С) Египет D) Финикия Е) Бактрия.
8. Сардур II в VПI веке до н.э. был один из царей государства: А) Урарту. В) Парфии. С) Египта. D) Ассирии. Е) Финикии.
9. Главным военным соперником государства Урарту была могущественная:
A) Титул хеттского царя В) Бог Солнца C) Воин-богатырь. D) Бог весны. E) Бог Луны.
11. Когда впервые в истории человечества было заключено мирное соглашение между Ениптом и Хеттским царством? А) В 1298 г. до н.э. В) В 1297 г. до н.э. С) В 1296 г. до н.э. D) В 1295 г. до н.э. Е) В 1294 г. до н.э.
12. В каком году хетты разгромили Вавилон? А) 1597 г. до н.э. В) В 1596 г. до н.э. С) В 1595г. до н.э. D) В 1594 г. до н.э. Е) В 1593 г. до н.э.
13. Держава хеттов пала под ударами: А) Ассирии В) Финикии С) Египта D) Бактрии Е) Палестины.
. Самым известным кушанским царем был:
А) Канышке. B) Ксеркс. C) Телепин. D) Кушан. E) Мардук.
14. Государство сасанидов появилось в:
A) I веке. B) II веке. C) III веке. D) IV веке. E) V веке.
15. Человек по имени Мани основал:
A) Буддизм. B) Даосизм. C) Синтоизм. D) Манихейство. Е) Ламаизм.
16. Символ царской власти:
A) Корона. B) Колпак C) Шапка. D)Meч Е) Скипетр.
Вставьте вместо пропусков.
Дворцы и дома строились из ________и __________. Город ________ был известен миру как столица Бактрийского государства. Здесь имелся крупный _________. Сюда прибывали караваны со своим _________ со всех концов страны. Купцы приезжали и из далёких стран: _________, _________, _________, _________.
Найди соответствие и раскрась одним цветом.
infourok.ru
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Древние государства Передней Азии. Цивилизация Древнего Востока" : История и обществознание
История и обществознание
Цель урока: привести в систему изученный
материал по истории и культуре стран Передней
Азии в древности и на основе этого выявить общее
и особенное в цивилизационном развитии
известных государств. Дать определение понятию цивилизация,
выяснить характерные черты цивилизации Древнего
Востока.
Задачи урока:
повторить, углубить и систематизировать знания
и представления учащихся о фактах, отражающих
черты цивилизационного развития народов и
государств Передней Азии в древности;
на основе анализа и обобщения известного
исторического материала выделить и осмыслить
главные признаки ведущего сквозного понятия - цивилизация;
закрепить знания о вкладе народов Древнего
Востока в развитие мировой культуры;
воспитывать у учащихся уважение к истории и
культуре народов мира;
в процессе анализа и сопоставления изученного
материала развивать самостоятельность мышления,
умение формулировать выводы, навыки работы с
исторической картой, памяткой, тестом, умения
правильно объяснять и употреблять исторические
термины.
Оборудование урока: карта “Древние
государства мира” “рис. 1”, комплект слайдов
“Передняя Азия в древности”, индивидуальные
памятки “Государство Передней Азии”, тесты
“Что такое цивилизация?”, “Общее в истории
народов Востока”, схема “Восточная деспотия”
“рис. 2”, раздаточный материал “Культура
Передней Азии” “рис. 3”.
План урока:
Географическое положение стран Древнего
Востока. Общее и особенное в их образовании.
Государство Передней Азии. “Восточная
деспотия”.
Понятие – цивилизация. Характерные черты
цивилизации Древнего Востока.
Ход урока:
Во вступительном слове учитель объявляет тему
урока, формулирует его цель и задачи. Заголовок
темы требует дополнительного уточнения. Следует
пояснить, что все те страны, о которых шла речь на
уроках ранее можно называть странами Древнего
Востока. Придумано это название жителями
Западной Европы. Для них Вавилонское царство,
Ассирийская держава, Персия действительно были
восточными. Работа над новым понятием цивилизация
начинается уже в начале урока. Приведя мнение
ученых о том, что цивилизация – это тип
культуры, можно предложить учащимся раскрыть
понятие культура. Учитель дополняет ответы,
включая в определение понятия помимо достижений
в области архитектуры, живописи, литературы, так
же образ жизни людей, их религию, законы, форму
правления в государстве. Можно сказать что, на
Древнем Востоке в каждой стране сложился особый
тип такой культуры, то есть существовало
несколько цивилизаций. Между ними было много
общего, достаточно вспомнить некоторые факты
истории.
Далее организуется работа по повторению
изученного материала. Для этого класс уместно
разделить на три группы. Каждая получает
название, согласно направленности работы,
задание и время на подготовку. Например, первая
группа – “Картографы”, вторая – “Политики”,
третья – “Археологи”.
Группа “Картографы”:
“Картографы” выполняют задание “Угадай
страну”. Для этого они используют, в качестве
раздаточного материала, информационные карточки
с кратким описанием стран, а так же работают с
картой “Древние государства мира” “рис. 1”.
Варианты карточек:
“Народ этой страны много страдал, но все же
очень бережно относился к своей истории. Так
бережно, что мифы и легенды о жизни этих людей в
последствии составили целую книгу “Библию”.
“Правитель этой страны придумал жесткие, но
как он считал справедливые законы, чтобы сильный
не притеснял слабого, чтобы оказать
справедливость сироте и вдове”.
Отвечая по своему заданию, учащиеся у карты
определяют границы Древней Палестины, объясняют,
что страна располагалась на Юго-восточном
побережье Средиземного моря, в районе реки
Иордан, главный город – Иерусалим. Узнав
творение царя Хаммурапи, объясняют, что
Вавилония располагалась в Юго-западной части
Евразии в районе рек Тигр и Евфрат, главный город
– Вавилон. Аналогичным образом объясняется
географическое положение, указываются границы и
столицы Ассирии, Финикии, Персии. В качестве
первого вывода, отмечается, что эти страны
располагались в районах крупных водных артерий,
это общее в географическом положении.
Переходя к следующему пункту плана, учитель
предлагает выяснить, как такая закономерность в
процессе образования стран, повлияла на
формирование государственного строя.
Группа “Политики”:
Учащиеся второй группы “Политики” выполняли
задание по памятке, образуя пары.
Характеризовали особенности организации жизни и
формирования государственного строя в
какой-либо из стран Передней Азии.
Памятка “Государство Передней Азии”.
территория, города, столица;
основные занятия жителей;
положение жителей в государстве;
глава государства и управление государством.
При проверке задания, аналогичные памятки
следует раздать для всех учащихся класса.
Выслушивая ответы, учителю уместно
проиллюстрировать их слайдами, наглядно
подтверждая сказанное. Для закрепления основных
дат и понятий возможны дополнительные вопросы.
Например, при описании Древней Финикии (слайды
11–14) учащиеся дают еще раз характеристику
географического положения страны, отмечают
успехи финикийцев в морской торговле,
кораблестроении, садоводстве. Учитель
конкретизирует внимание на том, что финикийский
народ вошел в историю как миролюбивый.
Финикийские купцы были достаточно
предприимчивые люди и не останавливались на
достигнутом. Подтверждая слова учителя, группа
рассказывает о колониях финикийцев, дает
определение понятию колония. Вспоминают о том,
что торговля “живым товаром” была нормой и
повлияла на положение людей в государстве.
Отмечают существующие неравенства, приводят
примеры о поведении финикийцев в других странах,
предполагают сильную государственную власть.
Говоря об Ассирийской военной державе (слайды
15–19), называют дату образования государства.
Выявляют связь между географическим положением
в северной части Междуречья и основными
занятиями жителей. Отмечаются предпочтения в
охоте, скотоводстве, земледелии, особенно в связи
с появлением железных орудий труда. Объясняя, в
результате чего Ассирия превращается в державу,
дают определение понятию держава, вспоминают
о завоевательных походах Ассирийских царей,
показывают их направление на карте (слайд 15),
рассказывают об ассирийском войске. Говоря о
положении народа, приводят примеры о казнях,
переселении народов, вспоминают, что столица
Ассирии – г. Ниневию называли “логовом львов”,
делают вывод о существовавшем неравенстве.
Учащиеся самостоятельно называют Ассирийских
царей (Тиглатпаласар, Ашшурбанапал), отмечают их
вклад в дело процветания государства.
Аналогично при помощи памятки и слайдов
проводится характеристик Вавилонского и
Персидского царств (слайды 20–30). На изученном
материале по истории этих стран, учащиеся имели
возможность подробнее узнать о таких древних
правителях, как Хаммурапи, Кир, Дарий I. В процессе
сравнения может быть закреплено понятие об
особой форме правления – восточной деспотии.
Рассказывая об управлении государством,
учащиеся вспоминают о законах вавилонского царя
Хаммурапи, отмечают методы его правления:
сосредоточение в руках всей полноты власти и
прав собственности на землю. Говоря о правлении в
Персии Дария I, отмечают создания им аппарата
чиновников для управления многочисленными
сатрапиями. Подводя итоги работы группы,
вниманию учащихся предлагается схема “Восточная
деспотия” “рис. 2”. С ее помощью учитель еще
раз закрепляет особенности системы управления,
необходимой в столь неоднородном обществе, где
каждый слой населения занимал определенное
место, согласно обязанностям и правам.
"Восточная деспотия"
Учителем отмечается, что народ каждого из
названных государств оставил большой след в
истории и культуре мира. Проверяется выполнение
задания учащихся третьей группы.
Группа “Археологи”:
Им предлагалось распределить по странам
Передней Азии памятники материальной и духовной
культуры, используя иллюстративный материал
“рис. 3”. Во время заслушивания ответов,
аналогичный наглядный материал предоставляется
всем учащимся класса. Классифицируя достижения
по странам, учащиеся дополняют друг друга,
сообщая свои знания по поводу памятников
культуры.
В заключительной части урока учитель организует
работу с тестом.
“Общее в истории народов Древнего Востока”
раннее становление и образование государств;
общие занятия населения;
сложная система оросительного земледелия;
общий язык;
одинаковые религия и верования;
неравноправное положение слоев общества;
цари, правители;
форма государственного правления;
рабство;
памятники культуры;
обычаи, законы.
Совместно отмечаются черты, объединяющие
народы в их развитии. Уместно уделить внимание и
остальным, так как именно они определяют
исторический облик народа, свой тип культуры, то
есть определяют цивилизацию, особенную в
каждом древнем государстве. Учащимся
предлагается еще один тест по итогам работы с
которым, в тетрадях фиксируется итоговый вывод
по уроку. Цель работы – обнаружить общее
теперь уже в цивилизационном развитии
государств Передней Азии, закрепить
представление о понятии цивилизация.
Тест “Что такое цивилизация?”.
Древние государства появлялись:
по всей земле одновременно;
только на океанском побережье;
постепенно в долинах крупных рек.
На территории древних государств были:
города, окруженные крепостными стенами;
отдельные дома жителей;
поселения жителей.
Жители в древних государствах:
были равны перед законом;
все считались рабами правителя;
были неравны, то есть были богатые и бедные.
Главой государства был:
старейшина избранный всеми;
царь, получивший власть по наследству;
религиозный служитель “по воле бога”.
Необходимым для обеспечения правопорядка в
государстве было:
тайная полиция;
законы и письменность;
подарки всем жителям;
грамотные чиновники.
Целесообразно предоставить учащимся,
самостоятельно пояснить выполнение этого
задания. В итоге с помощью учителя формулируются
и записываются характерные черты
древневосточной цивилизации. Отмечается переход
к земледелию как толчок к появлению государств в
районах крупных рек, наличие городов на
определенной территории, появление неравенства
и царской власти единоличных правителей,
возникновение письменности, организация
управления через аппарат чиновников и законы,
вклад народов Востока в культуру народов мира.
Домашнее задание: Рисунок – загадка
отражающий главные культурные достижения любой
страны Передней Азии.
Методическая разработка "Государства Древнего Востока"
Государства Древнего Востока.
Цель урока: привести в систему изученный материал по истории и культуре стран Древнего Востока и на основе этого выявить общее и особенное в развитии известных государств.
Задачи урока:
повторить, углубить и систематизировать знания и представления учащихся о фактах, отражающих черты развития народов и государств Древнего Востока;
закрепить знания о вкладе народов Древнего Востока в развитие мировой культуры;
воспитывать у учащихся уважение к истории и культуре народов мира;
в процессе анализа и сопоставления изученного материала развивать самостоятельность мышления, умение формулировать выводы, навыки работы с исторической картой, умения правильно объяснять и употреблять исторические термины.
ХОД УРОКА
Во время урока рассматриваются вопросы, связанные с государствами Древнего Востока - Междуречье, Финикия, Индия, Китай.
В ходе урока каждый учащийся самостоятельно подсчитывает количество правильных ответов и в конце урока выставляет себе оценку.
1. Определите словами месторасположение государств:
1. Междуречье - находится на северо-востоке от Египта, между реками Тигром и Евфратом
2. Финикия - находится на восточном побережье Средиземного моря.
3. Индия - располагается на юге Азии, на полуострове Индостан, реки Инд и Ганг.
4. Китай - располагается на Юго-востоке Азии, реки Хуанхэ, Янцзы.
? На какие две части делилось Междуречье в древности? (север-Ассирия, юг- Вавилония)
? Где располагались финикийские колонии? (по берегам Средиземного моря)
? На какой реке возникли первые поселения людей в Индии? (на реке Инд)
? Какую реку Китая люди в древности называли рекой "тысячи бедствий", "горе Китая"?
(реку Хуанхэ)
2. Жили ли они?
Из предложенного списка имён, известных Вам из истории Древнего Мира, выпишите в левую колонку те, кто был историческим лицом (жили и действовали), а в правую те, кто известен Вам из мифов-сказаний о богах и вымышленных героях.
Финикия - Каждый значок соответствовал отдельному звуку - 22 буквы, без гласных.
Индия - Выработали письмо на основе финикийского алфавита. Писали на листьях пальм (вырезали прямоугольные листы, на краях пробивали отверстие, протягивали шнур и связывали листы в пачки). Писали чернилами из сока сахарного тростника и сажи.
Китай - Кость, бамбук, шёлк, бумага (первый материал, предназначенный для письма, а не приспособленный как другие).
4. Рассказ с ошибками.
Прочти рассказ и найди в нём ошибки.
Река Евфрат самая полноводная в Китае. Река берёт своё начало в Гималайских горах и впадает в Персидский залив. На берегу этой реки расположен древнейший город Европы Пекин. Летом и зимой река разливается, затопляя оазисы и пирамиды, расположенные по её берегам. Поэтому Евфрат древние индийцы называли "рекой тысячи бедствий".
Ответ:
Река Евфрат самая полноводная в Китае (Междуречье). Река берёт своё начало в Гималайских горах (Кавказских горах) и впадает в Персидский залив. На берегу этой реки расположен древнейший город Европы Пекин (Вавилон).
Летом и зимой (осенью и весной) река разливается, затопляя оазисы и пирамиды (посёлки), расположенные по её берегам. Поэтому Евфрат (Хуанхэ) древние индийцы (китайцы) называли "рекой тысячи бедствий".
1. Совершающие дурные поступки станет насекомым, пьяница станет ……., а вор - ……...
2. Брахманам соответствует белый цвет, воинам - …., земледельцам -….., слугам - чёрный цвет.
3. Как люди становились рабами в Китае:
а) Пленники.
б) За …….
в) Порабощение ……..
г) Продажа……. в рабство.
4. Арабские цифры на самом деле являются …….. цифрами.
5. ……..носили особые одежды, чтобы никто случайно к ним не прикоснулся.
6. "Высшая добродетель - ……….".
7. "Живёт ………не во дворце, его дом - из глины, ворота из бамбука, калитка камышовая, окна без рам. Его можно убить, но нельзя опозорить".
8. В Индии священными животными являлись ………. и ………
9. Жизнь брахмана делится на периоды: ………., обзаведения семьёй, и ………
10. Конфуций говорил: " ………- это то, чего люди жаждут, ………- это то, что страшит людей".
11. Медь - ……... - железо.
Ответ:
1. Совершающие дурные поступки станет насекомым, а пьяница станет червяком, а вор - крокодилом.
2. Брахманам соответствует белый цвет, воинам - красный, земледельцам - жёлтый, слугам - чёрный цвет.
3. Как люди становились рабами в Китае:
а) Пленники.
б) За долги.
в) Порабощение заключённых.
г) Продажа детей в рабство.
4. Арабские цифры на самом деле являются индийскими цифрами.
5. Неприкасаемые носили особые одежды, чтобы никто случайно к ним не прикоснулся.
6. "Высшая добродетель - уважение к старшим".
7. "Живёт учёный не во дворце, его дом - из глины, ворота из бамбука, калитка камышовая, окна без рам. Его можно убить, но нельзя опозорить".
8. В Индии священными животными являлись слон и корова.
9. Жизнь брахмана делится на периоды: учения, обзаведения семьёй, и отшельничества.
10. Конфуций говорил: " Богатство - это то, чего люди жаждут, бедность- это то, что страшит людей".
11. Медь - бронза - железо.
7. Объясни следующие выражения:
1. "Живой товар" - рабы
2. У кого "ухо находится на спине"? - у мальчика
3. "Железный век" - время, когда стали использовать железо. (научились выплавлять железо из железной руды)
4. Какой город называли "городом крови" и "логовищем львов"? - Ниневию.
5. Чем жителей Ассирии удивляли статуи "крылатых быков"? - тем, что у быков было 5 ног и казалось, что они делают шаг вперёд.
6. Где находится "царская дорога"? - это дорога, соединявшая крупнейшие города в Персидской державе, на ней через каждые 20-30 километров были расставлены посты с лошадьми, готовыми для того, чтобы немедленно отправиться в путь.
7. "Царь леса" - так индийцы называли огромное дерево, в ветвях которого можно было заблудиться среди множества побегов.
8. Индийцы говорили: "Угощайтесь змеи, а нас не трогайте". Чем угощали змей древние жители Индии?
- раскладывали вокруг дома комочки вареного риса.
9. Кто такой "сын неба"? - В Китае так называли императора (царя).
10. Назови священное число в Междуречье?
- 60, вслед за жителями Междуречья мы до сих пор делим час на 60 минут, минуту на 60 секунд, а окружность на 360 градусов.
11. Некоторые люди в Междуречье наживались на том, что давали своё имущество "в рост"? Каким образом?
- давали имущество под проценты.
12. "Глаза и уши царя"- кто это? - тайные осведомители Персидского царя Дария.
13. Кого стали называть "Просветлённый"?
-Будду, царевича Гаутаму.
8. Какой вклад внесли народы Древнего Востока в мировую культуру?
1. Стекло.
2. Пурпурная краска.
3. Письменность.
4. Ткань из хлопка.
5. Десять цифр.
6. Сахар.
7. Фарфор.
8. Порох.
9. Бумага.
10. Шёлковая ткань.
11. Чай.
12. Рис.
13. Компас.
14. Шахматы.
9. Объясни значение слов:
1. Урук - один из крупнейших городов в Междуречье.
2. Канал - был необходим для орошения полей и садов.
3. Клинопись - название письменности в Междуречье.
4. Жрецы - служители в храмах.
5. Закон - правила обязательные для выполнения каждым гражданином государства.
6. Аренда - взять на время что-либо (скот, земля).
7. Раб - человек, который принадлежал кому-либо, "говорящее орудие труда", человек без прав и свобод.
8. Боги - сверхъестественные силы.
9. Колонии - поселение вдали от страны.
10. Алеф - первая буква финикийского алфавита.
11. Держава - большое и сильное государство.
12. Сатрап - начальник одной из 20 областей Персии, собиравший налоги.
13. Будда - основатель буддизма.
14. Гунны - кочевые племена, жившие на севере от Китая. Для защиты от них китайцы строили Великую Китайскую стену.
10. Исторический диктант.
Распредели по странам приведённые ниже понятия:
1. Каста
13. Колония
2. Конфуций
14. Клинопись
3. Стекло
15. Морские разбойники
4. Брахма
16. "Неприкасаемые"
5. Евфрат
17. Гималаи
6. Хуанхэ
18. Библ
7. Ганеша
19. Вавилон
8. Таран
20. Шёлк
9. Бумага
21. Ганг
10. Тир
22. Шамаш
11. Компас
23. Цинь Шихуан
12. Алеф
24. Хаммурапи
Ответ:
1. Междуречье - 5, 8, 14, 19, 22, 24.
2. Финикия - 3, 10, 12, 13, 15, 18.
3. Индия - 1, 4, 7, 16, 17, 21.
4. Китай - 2, 6, 9, 11, 20, 23.
11. Подведение итогов:
Более 70 баллов - "5"
От 45 до 70 баллов - "4"
Менее 45 баллов - "3"
Список использованной литературы:
"История Древнего мира", учебник для 5 класса средней школы. М., 1998.
kopilkaurokov.ru
Разработка урока "Образование Древнерусского государства"
Разработка урока по «Истории России» 6-й класс
Тема : "Образование Древнерусского государства. "
Основные цели:
1. Сформировать знания о создании Древнерусского государства, о деятельности первых русских князей;
2. Тренировать умение работать с текстом как источником новых знаний;
3. Тренировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать; умение оценивать свою деятельность;
4. Тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в команде.
862 г. – призвание варяга Рюрика на княжение в Новгород,
882 г. – объединение Древнерусского государства великим князем Олегом.
План урока:
Предпосылки создания Древнерусского государства.
Появление княжеской власти у восточных славян.
Образование государственных центров.
Образование Древнерусского государства. Его организация
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Мотивация к учебной деятельности.
Урок начинается с отрывка из стихотворения «Откуда есть пошла Русская земля» Н. Заболоцкого:
Помним мы Отечества историю?
Почему так названа страна?
Много есть гипотез и теорий
Русь-Россия с древности она
Говорят от Рюриков, от шведов,
От сарматских Русь пошла племен,
Ну а я вот думаю, что предок
Рослым был, отважен и силен…
Вы прослушали отрывок из стихотворения. Как вы думаете, о чем мы сегодня говорить на уроке (учащиеся самостоятельно определяют цели и задачи урока).
Вспомните основные признаки государства (территория, население, правитель, законы, армия, налоги, торговля и ремесло).
Сегодня в течение урока мы должны убедиться, что у древних славян уже к концу 9 века были все признаки государства и его формирование на Руси связано с историческим процессом, а не с отдельной личностью.
Изучение нового материала.
Учитель беседа. По слайдам презентации.
- Вспомните, каким общественным строем жили люди в древности? ( родоплеменной строй)
- Как этот строй сменялся?
- Процесс формирования единого государства – это длительный этап в развитии.
- Давайте с вами вспомним, что такое государство?
Учитель. Государство просто так не возникает на пустом месте. Для этого нужны специальные условия, которые называются предпосылки.
Предпосылки создания Древнерусского государства.
Как и когда появляется государство?
Усовершенствование орудий труда
Повышение производительности труда и создание излишков
Появление неравенства и эксплуатации одних людей другими
Возникновение классов
Теории образования Древнерусского государства
Задание на урок
А) Норманская теория.
Сущность норманской истории
Государство Русь создали варяги.
Слово Русь варяжского происхождения
Славяне были слабы , чтобы самим создать государство.
(основателями данной теории были немецкие ученые Байер, Шлёцер и Миллер).
Б) Центристская теория.
Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества.
Б))Ломоносовская (антинорманская) теория образования государства Киевская Русь
Слово « Русь» - русского происхождения.
Ни в одной скандинавской летописи нет записей об образовании русского государства норманами.
На Руси к моменту призвания варягов уже были государственные образования: Куяба (Киев), Славия( Новгород) и Артания(предполагается на месте старой Рязани).
Учитель.В IX веке в жизни восточных славян всё большее значение начинает приобретать торговля. По Неве, Ладожскому озеру, Ловати, Днепру шёл торговый путь « из варяг в греки», соединявший Балтийское и Чёрное моря.
Работа с картой:
- Давайте проследим этот путь: река Нева – Ладожское озеро – река Волхов, озеро ильмень – река Ловать – волоком тащили до Днепра – река Днепр – Чёрное море. Конечный пункт – Византия.
Ребята, обратимся к карте «Восточные славяне и их соседи в 7-9вв.»
Вопросы учителя: Какие страны и народы были соседями славян на юге (Византийская империя), на востоке (Волжская Булгария), на юго-востоке(Хазарский Каганат)?
А на севере в середине 8в. У них появились новые соседи – варяги.
Вспомните, кого на Руси называли варягами (викингов)?
Что мы знаем о их занятиях и образе жизни?(ответы учащихся с использованием знаний, полученных на уроках Истории Средних веков)
Через славянские земли пролегал торговый путь, по которому викинги – норманны совершали путешествия в богатый Константинополь. Он получил название путь «из варяг в греки».
На карте учитель показывает и комментирует, учащиеся следят по атласу С.6. (Ладожское озеро – р. Волхов – оз. Ильмень – р. Лавоть – суда перетаскивали волоком – р. Днепр – Черное море - Константинополь).
Конечным пунктом была Византия. Там купцы обменивали свой товар на шёлковые ткани, золото, вина, овощи, дорогое оружие
- Как вы думаете, чем могли торговать славяне? ( меха пушных зверей, мёд, воск, дары леса)
- А что могли покупать в византийцев? ( шёлковые ткани, золото, оружие, вина, овощи)
- Людей, занимающихся торгом, называли купцами.
- А как вы думаете, занятие торговлей было выгодным или невыгодным? Почему?
Занятие торговли было прибыльным, но очень опасным и сложным, потому что на купеческие караваны нападали печенеги, обосновавшиеся в просторах Причерноморья.
- С развитием торговли в центральных племенных посёлках, ведущих к Чёрному и Балтийскому морям, стали складываться специальные пункты, куда люди стали свозить свой товар. В дальнейшем эти поселения стали превращаться в города: Киев – у полян, Чернигов – у северян, Смоленск и Полоцк – у кривичей, Любеч и радимичей, Новгород – у ильменских славян.
С какими трудностями могли столкнуться купцы на этом пути?
Работа с иллюстрацией в учебнике .Славяне и сами вели торговлю с иностранными купцами. Рассмотрите иллюстрации в учебнике (Торг в стране восточных славян. Худ. С.В. Иванов)
Сделайте вывод о деятельности варягов в славянских землях (варяги приходили через славянские земли к Черному морю, торговали с Византией и восточными славянами).
Призвание варяжских князей. (работа с историческим документом).
Обратитесь к отрывку из «Повести временных лет»
«В лето 6370 (862). Изгнали варягов за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и были между ними усобицы, и начали воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который управлял бы нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси, ибо так звались те варяги — русь, как другие зовутся шведы, иные же норманны, англы, другие готы, эти же — так. Сказали руси чудь, словене, кривичи все: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и управлять нами». И избрались три брата со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли к словенам первым, и срубили город Ладогу, и сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой — Синеус — на Белоозере, а третий — Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.
Учитель.Согласно «Повести временных лет», бояре Рюрика Аскольд и Дир отпросились в поход на юг. Дойдя до Киева и узнав, что город платит дань хазарам, они освободили киевлян от хазарской зависимости и стали править в нём. Некоторые историки считают, что Аскольд и Дир не являлись боярами Рюрика, а действовали самостоятельно. Придя в землю полян, они поступили на службу в Киев, взяв обязтельства со своей дружиной защищать город от других врагов (прежде всего хазар). Возможно, что князья не являлись современниками и Дир правил позже Аскольда.
Ответ на вопросы по документу:
- О каких народах рассказывает летопись? Кто такие русь с одной стороны, чудь, словене, кривичи и весь – сдругой? (Русь – варяги, остальные – славянские племена)
- Почему славяне стали искать себе князя? (между племенами начались усобицы, не было порядка)
- К кому обратились славяне? (к варягам)
- Кто из варягов где стал править? (Рюрик – в Новгороде, Синеус – на Белоозере, Трувор – в Изборске)
- В каком году произошли описываемые события? (862)
Первые русские князья
Рассказ учителя о первых русских князьях К середине IX века поселки восточных славян, являвшиеся центрами племен, стали превращаться в города. Они располагались обычно на берегах рек, озер, на высоких холмах. Х обносили деревянными стенами для защиты от нападений врагов. Рядом с крепостью возникал посад, где стояли избы ремесленников и дворы купцов.
Вокруг городов кипела жизнь. Они были центрами княжеской власти, а значит, и нарождавшейся русской государственности.
Мы мало знаем о первых русских князьях.
В летописях, составленных в XII веке, приводится рассказ о легендарных основателях Киева. Рассказ этот очень краток: «И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек, и третий - Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий нагаре, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозывается по нему Хоревицей. И построили городок во имя старшего своего брата, и назвали его Киев».
О Кие сохранились противоречивые сведения. По одной версии, он бел перевозчиком на Днепре. По другой – отважным славянским князем, ходившим походом на византийскую столицу Константинополь (у славян – Царьград).
Названия некоторых других городов и племен тоже произошли от имен князей. Летопись сохранила имена некоторых родоначальников. У вятичей это был Вятко, у радимичей – Радим.
Конечно, все это сведения легендарного характера. Но они показывают, что уже в IX веке на территории некоторых восточнославянских племен существовали княжества. Постепенно эти княжества объединились в Древнерусское государство.
Обратитесь к карте учебника «Древняя Русь в 9-11 вв.» - Назовите города, ставшие центрами первых русских княжеств?
Сделайте вывод (уже в 9 веке на территории некоторых восточнославянских племен существовали княжества, которые постепенно объединились в государство).
Варяги на Руси. (беседа по вопросам, работа с картой и иллюстрацией)
Работа с иллюстрацией. Обратитесь к репродукции картины В.М. Васнецова «Призвание варяжских князей» и ответьте на вопросы
- Как одеты варяги и славяне?
Какие детали их одежды и вооружения можно проверить по находкам археологов.
Русское княжество в Киеве. Объединение земель (рассказ учителя)
В Киеве княжили Аскольд и Дир.
В 882 году князь Олег вместе с малолетним Игорем двинулся из Новгорода на юг. По пути он захватывал города, облагал данью славянские племена, всюду устанавливал свою власть. Наконец добрался до Киева.
Отряд князя был небольшим, и, чтобы захватить город, Олег пошёл на хитрость. Он спрятал воинов за бортами кораблей, а сам назвался купцом, направляющимся в Византию. Олег пригласил к себе Аскольда и Дира, а когда они пришли, воины выскочили из ладей и по приказу Олега убили их. Аскольда и Дира похоронили в Киеве. Место, где была могила Аскольда, и в наше время сохраняется.
.Происхождение названия Русь.
- Как вы думаете, откуда произошло название Русь?
Прочитайте содержание учебника и найдите ответ на этот вопрос.
Став князем в Киеве, Олег сказал: «Да будет это мать городам русским!»
882 – поход Олега на Киев. Объединение Северной и Южной Руси. Государство русов стало называться Русью. По названию столицы его также именуют Киевской Русью.
ӀӀӀ.Закрепление материала.
1.Обобщим и запишем предпосылки появления Древнерусского государства:
1) торговый путь « из варяг в греки»
2) появление первых торговых центров – городов
3) развитие ремесла
4) купцы постоянно опасались набегов печенегов – кочевников
5) купцы стали нанимать вооруженные отряды для охраны своих судов специальных людей, которые были объединены в дружины под руководством князя.
6) города – центры торговли
7) необходимо выработать единые правила, денежные единицы, порядок …
- Причиной создания единого русского государства была общая военная угроза со стороны опасных соседей.
2. Какова же роль варягов в зарождении государства у славян. Существует несколько теорий на этот счет. Заполните таблицу «Историки о роли варягов в образовании государства». Какие мнения о роли варягов высказывали историки?
Норманнская (Байер, Шлецер)
Центристская
Славянская(антинорманская М.В. Ломносов)
Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян.
Варяги образованнее и организованнее славян: признаются представителями более развитого мира
Иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей», примиряющей силы.
Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества.
Отрицается присутствие варягов на Руси и их роль в образовании Древнерусского государства.
Отрицается варяжское происхождение первых русских князей.
3. Вспомните признаки государства и сдел,10айте вывод о формировании государства у славян. (Государство возникло у восточных славян в 9 в, как результат длительного развития. Двумя центрами, откуда началось государство были Киев – на юге и Новгород – на севере).
Рефлексия.
Домашнее задание: §6, задания 1-3 в рабочей тетради.
infourok.ru
Урок-путешествие "Древние государства Востока"
Разделы: История и обществознание
Оборудование урока:
Карта «Государства Древнего Востока».
Карта «Индия и Китай в древности».
Картины: Вавилонские ворота Иштар, Вавилон в IV веке , Восстание желтых повязок, Индийский храм, Висячие сады.
Аппликации: верблюд, слоны, буйвол.
Игровой материал: чайнворд «Междуречье», кроссворд «Древний Китай», криптограмма «Древняя Индия».
Сегодня мы ребята продолжим увлекательное путешествие по Древнему Востоку. Давайте перенесемся в 4 тыс. до. н.э. Наше путешествие будет необычным. Проводниками в этом путешествии будем мы сами. До этого мы путешествовали с вами по воде, теперь совершим путь по суше. Итак вы готовы совершить это путешествие, если да то прошу занять места в восточном торговом караване отправляющимся в Переднюю Азию. Но перед тем как отправиться в путь, давайте вспомним:
а) Где находиться Передняя Азия?
б) что представляют собой природные условия Передней Азии или Междуречья?
Молодцы! Хорошо вспомнили, ничего не забыли, теперь быстрее в путь, страну второго чуда света.
Пусть же корабли пустыни везут нас быстрее к желаемому чуду. Дорога наша будет не легка, в дороге не раз встретим трудности: но мы не унываем. Но что это такое, каравану преградила полуразрушенная стена, а на ней какие-то знаки. Погонщик верблюдов бежит к нам: «Помогите, о добрые люди, боги разгневались, на нас послали препятствие, верблюды не идут.
(Вывешивается чайнворд «Междуречье в древности»).
Что делать? Надпись не разобрать, лишь в одном месте «разгадайте чайнворд», помогите! Ребята, что за чудо? Не успели мы с вами разгадать чайнворд, как стена разрушилась до основания, и путь оказался открыт.
Едем быстрее, дальше ведь впереди нас ждет много чудес. Караван наш медленно продвигается в глубь Междуречья. В южном Междуречье стало появляться много домов, которые в основном построены из тростника и глиняных кирпичей и глиняных кирпичей. Войдем в такой дом, вместо деревянной двери висит коврик. В жару в комнатах была прохлада и полутьма.
а) Кто же мог жить в этом доме?
б) Какое главное занятие было у хозяев этого дома?
Да, правильно это крестьяне, не будем им мешать, поедем в столицу этой страны. Через несколько сот километров по пустыне наши глаза, не верят, что они видят прямо перед собой что-то голубеет, сверкает, что же это может быть? Вода. Нет, это мираж? Нет, это одно из чудес древнего Востока. Вавилонские ворота Иштар. Через несколько часов наш караван подходит к этим воротам.
(Вывешиваются картины: «Вавилон в IV веке», «Вавилонские ворота Иштар», «Висячие сады Семирамиды».)
Здесь мы слезаем с верблюдов, прощаемся с погонщиками наших верблюдов и продолжаем наше путешествие пешком по городу Вавилону. Но перед тем как войти в город давайте хорошо рассмотрим ворота Иштар.
а) Из чего они сделаны?
б) Расскажите об этих воротах.
Проходим с вами через ворота и попадаем в город.
а) Что представляет собой древний Вавилон? На что следует обратить нам особое внимание при посещении этого города?
б) А что это такое высоко в дали зеленое, красное, может это тоже мираж или это отблески солнца играют на зданиях?
Правильно. Это «висячие сады». Мы побывали с вами в тростниковой хижине и во дворце древнего Вавилона. Ответьте мне на вопрос:
а) При каком строе живут жители Междуречья?
Перед тем как покинуть древнее Междуречье, давайте заглянем на всемирно известный рынок.
а) Что мы купим своим друзьям в подарок и в память о Междуречье?
б) Какие изобретения были сделаны древними жителями Междуречья?
Продолжим свое путешествие, путь наш на юго-восток от Междуречья. Через несколько суток мы попадем в страну совершенно отличную от Междуречья. Что же это за страна?
«… в северо-западной части дожди выпадают редко, засушливый климат, приводящий к зависимости урожая от разлива реки. В долине реки Ганг, особенно в её низовье, летом идут ливневые дожди. Почва не просыхала, образовались болота, долина была покрыта джунглями. Южная часть плоскогорья, с менее плодородной почвой. Но здесь много драгоценных камней, полезных ископаемых, леса.»
В какую страну мы попали?
Поэтому нам срочно надо пересесть на слонов и продолжить свой путь. Наш путь лежит через поле, на кустах которого растёт белая шерсть.
а) Чем же занимаются жители этой страны, что выращивают?
б) Что вы знаете о занятиях древних индийцев?
(Вывешивается картина «Индийский храм».)
Наш путь лежит мимо прекрасного храма у входа, которого нас встречают люди. Кто они?
а) Что представляет религия древних индийцев? Что такое касты?
Побывав в храме, пройдемся по улицам древнего индийского города.
б) Что же мы здесь можем увидеть?
На одной из стен большого дворца какое-тот зашифрованное письмо. Попробуем его прочесть.
(Вывешивается криптограмма на тему «Древняя Индия».)
Молодцы! Хорошо теперь давайте вспомним:
а) Какие ещё научные открытия были сделаны в Древней Индии?
Продолжим свое увлекательное путешествие, и мы оказываемся перед каменной стеной, которая протянулась на несколько сотен километров.
б) Что же это за стена? (показываем на карте великую китайскую стену)
в) Как же нам пройти через эту стену?
На помощь приходят стражники, охранявшие проходы в это стене. Надо ответить на пароль:
В океане я живу,
Рыбку мелкую жую
Но прибавьте ко мне «АЙ»
Буду я страна…
(Китай)
Теперь мы можем попасть за крепостную стену.
г) Что же представляет собой природа древнего Китая?
д) Какие главные реки вы знаете?
е) Чем занимаются древние китайцы?
Наше путешествие будет продолжено на повозке запряженной буйволом. Повозка катится медленно и дает нам возможность насладиться природой древнего Китая. Навстречу нам на колеснице в голубой шелковой одежде едет богатый китаец. Его сопровождают слуги. Но что это такое, на этого господина нападают люди и завязывается бой. Наша повозка была вынуждена укрыться за деревьями, и мы наблюдали это событие из-за деревьев.
ж) Что это было за событие? Расскажите о нем. Причины этого события?
(Вывешивается картина «Восстание желтых повязок».)
Продолжим свой путь, и мы оказываемся в китайской школе, все учащиеся старательно что-то рисуют, оказалось, они пишут.
з) Как называлось письмо в Китае?
и) На чём пишут в китайской школе?
Давайте прислушаемся, о чём говорит учитель своим ученикам. Они сидят и о чем-то сосредоточенно думают. Посмотрим, какую задачу задал учитель своим ученикам.
(Вывешивается плакат с кроссвордом на тему «Древний Китай».)
Молодцы! Давайте же ещё раз скажем чему нас научили китайцы? Наше путешествие подходит к концу, мы с вами возвращаемся домой, но к нам подходит путешественник и обращается с просьбой: помогите мне разобрать подарки из разных стран, в багаже они все перепутались, и теперь я не смогу вспомнить из какой страны, что привёз: на столе лежат закрытые тканью следующие вещи: (сахар, чай, стекло, шашки, шахматы, х/б ткань, шелк. рис, бумага, чернила, компас, календарь).
Учащиеся говорят, что изобретено в каждой стране. Урок заканчивается.