«Украшения в жизни древних обществ». Украшение древнего человека доклад
«Украшения в жизни древних обществ»
«Украшения в жизни древних обществ».
Подготовил: Склёмин Вадим,
ученик 5 Н класса лицея № 1
г. Балаково, 2010 г.
Первые украшения
Что мог «нацепить» на себя древнейший человек? Вероятно, сначала — различные предметы, которые находил во время поисков камней и других материалов для изготовления орудий труда. Естественно, для украшения себя, любимого, годились не каждые галька или веточка: надевали только экземпляры редкие и, с точки зрения первобытного предка, красивые. Ведь наши предки считали все предметы живыми, а все, что отличалось красотой, — и вовсе высшими существами, наделенными магической силой. Эта вера придавала украшениям статус оберегов.
Украшения, изготовленные из рогов, зубов и костей животных, должны были приносить счастье и удачу. Особенно ценились кости животных, которых было трудно поймать или убить. Так, «ожерелье» из зубов тигра было свидетельством, что охотник смел и удачлив.
Первые украшения
Первые украшения
Делали украшения и из более доступных материалов: ракушек, косточек плодов, цветов. А носили их не только на руках и шее, но и на ногах, и на талии. Какие-то — постоянно, а что-то предназначалось только для больших праздников. Многие украшения были «говорящими». Так, косточки и плоды были своеобразным сообщением о готовности их владельца к продолжению рода.
Особенно древние ценили камни, отшлифованные самой природой. Часто использовали кремний, но больше всего наши прапрабабушки и прапрадедушки любили кварц, нефрит, жадеит, обсидиан. Не обходили вниманием и цветную гальку. И лишь много тысячелетий спустя появились драгоценности в нынешнем понимании этого слова. В Индии любили изумруды, которые были известны уже во 2 тысячелетии до н.э. Сапфиры и рубины предпочитали жители Цейлона за 600 лет до н.э., а алмазы — за 1000-500 лет до н.э. В древнеегипетских захоронениях находят изделия с лазуритом, амазонитом, гранатом, изумрудом и аметистом.
Первые украшения
Наши предки знали толк в драгоценных камнях и со временем стали очень разборчивы в украшениях. Никто из них не позволил бы себе надеть украшение просто так, не продумав его смысл и назначение.
До сих пор историки не могут точно определить возраст самого древнего из украшений, хотя найдено немало экземпляров, насчитывающих тысячелетия.
Все эти украшения были оберегами, талисманами, показателем социального статуса: по ним было легко определить в толпе вождя, отличить охотника от рядового соплеменника. Лишь позже украшения приобрели исключительно декоративное предназначение.
Первыми стали себя украшать мужчины.
Металлические украшения
По мере совершенствования техники обработки металлов в моду входили золотые изделия — цепочки, кольца, браслеты, которые сразу же стали признаком высокого положения в обществе. В Древнем Египте золото носили уже 4 тысячи лет назад.
Древний Египет
Центром развития ювелирных изделий по праву считается Древний Египет – земля королев и фараонов. Украшения здесь, в большинстве своём, изготавливались из золота..
Древний Египет
Два самых распространенных египетских ювелирных изделия: Анх, древний иероглифический символ Жизни, и картуш – символ, включающий в древнем Египте имя фараона
Древний Египет
Картуш – это символ божественной царской власти.
Древние Египтяне полагали, что их правители, фараоны, были потомками богов... Это символизировало божественную роль фараона по отношению ко всему, что есть во вселенной
Древняя Греция
В Древней Греции украшения носили, соблюдая известную сдержанность. Но постепенно драгоценности стали предметом щегольства, украшательства, демонстрацией богатства. Роскошь приняла небывалые размеры, никакие запреты и законы не могли урезонить модников. К головным украшениям можно причислить обручи, сплетенные из золотых и серебряных нитей, сетки для волос, всевозможные ленты, а также сфендоны или стефаны — изящные украшения в виде серпа из драгоценных металлов. Они не только украшали изящные прически, но и служили им опорой. Более строгие в своем жизненном укладе спартанцы избегали носить украшения, а если надевали, то из простых металлов.
Древняя Индия
В Древней Индии украшения носили все — дети, подростки, женщины и мужчины. Богатые украшали головные уборы драгоценностями. Женщины носили много украшений, особенно но праздникам. Проборы причесок закрывались продольными нитями бус, которые заканчивались на лбу круглой бляхой или украшением в виде цветка или луны. Молодые женщины носили в левой ноздре украшение в виде одного камня или колечка. Но это украшение не могли носить вдовы. В торжественных случаях люди украшали себя гирляндами живых цветов, перьями птиц, листьями растений, корнями, плодами.
Древний Рим
Во времена Римской республики к украшениям относились сдержанно. Во времена Римской империи огромный приток военной добычи способствовал разложению нравов, тяготению к показной роскоши. Часто украшения являлись признаком сословной принадлежности. Украшением кос, пучков были тонкие сетки. Женские головные булавки, гребни, шпильки стали настоящими произведениями искусства. Они делались из золота, серебра, на концах украшались фигурками зверей, людей, скульптурными группами. Гребни вырезались из дорогих пород дерева, инкрустировались рубинами, сапфирами, сердоликами. Тонкая резьба, чеканка были обычным явлением в головных украшениях.
Серьги
Серьги были и остаются чрезвычайно популярным украшением поистине всех времен и народов. Конечно, такого разнообразия красивых сережек — подвесок, гвоздиков и клипс, как сейчас, в далекие времена не было. Но модники не терялись и вставляли в проколотые мочки ушей деревянные палочки, ракушки, резные пластинки, а то и вовсе камушки — порой, надо отметить, довольно крупные.
Шумеры стали украшать себя серьгами примерно в 3 тысячелетии до н.э., а египтяне — тысячелетием раньше. Носили их преимущественно женщины, мужчины же применяли эти украшения исключительно в качестве амулетов.
Серьги
В Древнем Риме серьги носили только рабы. Позже этот вид украшений стал популярен и среди свободных женщин, мужчин, детей. В Индии прокалывание ушей было священным домашним обрядом, который назывался карнаведха. Считалось, что серьги защищают от болезней.
Серьги любили греки, римляне, древние индийцы, вавилоняне, арабы, персы, славяне, германцы. Причем всех их объединяла общая черта: ношение двух серег было признаком богатства. Одну серьгу носили лишь те, кто находился на низкой социальной ступени: рабы и цыгане.
Серьги
На территории Восточной Европы серьги появились примерно в 3-2 тысячелетии до н.э. Пользовались успехом эти украшения и в древнейших государствах Закавказья, и в Средней Азии, где сережки, считавшиеся оберегом, надевали девочкам сразу после рождения. Эта традиция сохранилась и по сей день.
Конечно, в разных странах серьги сильно различались формой и, так сказать, дизайном. Так, в античном Причерноморье были распространены золотые серьги-диски с рельефными изображениями львиных голов или в виде сплетенного жгута с головами животных. Скифская знать носила серьги в виде золотого колечка, украшенного зернью и сканью, калачика или спирали, с высокой дужкой. И практически у всех народов очень популярны были серьги с орнаментом в виде цветов, фруктов, птиц, насекомых.
Кольца
Кольцо с давних времен символизирует цельность, поэтому его, как и браслет, используют в качестве атрибута брака.
Первые кольца свивались из толстой проволоки. Носили их на пальцах рук и ног, а позже привязывали тесьмой на кисти рук. В первобытном и средневековом обществе кольца указывали на степень власти, принадлежность к тому или иному роду, выполняли функцию клейма и лишь во вторую очередь служили украшением.
В Древнем Египте кольца появились во времена правления фараонов, и носили их с целью подчеркнуть статус власть имущих.
Но древние египтяне не ограничивались кольцами. Каждое день после утреннего туалета мужчина, собираясь выйти из дома, надевал на запястья браслеты, на палец — кольцо, на шею — ожерелье. Особую респектабельность его облику придавала подвеска из яшмы или сердолика на длинном шнурке. В таком наряде египтянин вел деловые переговоры и появлялся в общественных местах.
Кольца
Представители греческой знати носили кольца как знак высокого сословного положения. В Древнем Риме на ношение колец выдавали особые разрешения. Так, император Август разрешил носить кольца медикам, а Септимий Север в 197 году нашей эры — воинам: кольца помогали лучникам при натягивании тетивы, а боевые массивные перстни со вставками из камней или металла усиливали удар в рукопашном бою. В те времена кольца меняли по сезонам: существовали летние и зимние аксессуары.
Кольца
При вступлении в брак молодожены скрепляли сговор металлическим кольцом. Именно этот факт становился решающим в юридическом смысле; свадебное же торжество было вторичным.
А древние евреи, вручив невесте кольцо, брали на себя по умолчанию обязательство заботиться в будущем о финансовом благополучии жены.
Кулоны и подвески
Кулоны и подвески, пожалуй, самые древние из украшений. Раньше в качестве подвесок служили нанизанные зубы животных или камни: они считались амулетами, обладающими магической силой. Чем больше амулетов, тем в большей безопасности находился наш далекий предок и тем больше счастья ему «светило». Теперь понимаете, откуда у женщин такая тяга к бусам, кулонам и колье?
После появления орудий труда у людей появилась возможность обрабатывать дерево и камни и делать резьбу по кости. Первоначально это выглядело как царапины и черточки... Ценность украшения в те далекие времена определялась его редкостью и трудностью добычи.
Кулоны и подвески
На Руси носили в основном не подвески, а ожерелья, называвшиеся монистами, причем бусинами служили жемчужины и гранаты. Ожерелья делали из составленных в сложные узоры и оправленных в золото эмалей, украшали драгоценными камнями в высоких коронках. Каждый узор был произведением искусства и являлся украшением сам по себе.
Лунница — известный женский оберег, распространенный у народов Балтики. Носили его и в Скандинавии, и на севере Руси, и в Финляндии. В названии «слышно», что лунница олицетворяет культ Луны и плодородия, женское начало. Использовалась она как отдельное украшение и как элемент бус и ожерелий. Обычно их изготавливали из бронзы или серебра, в виде полумесяца. На Русь лунницы привозились с Востока. А носили их в основном замужние женщины.
Браслеты
Это древнее украшение несет ту же символику, что и кольцо. Носили браслеты на запястье, выше локтя, или на щиколотке.
В Древней Руси их называли «зарукавья» и «обруча». Украшали браслеты драгоценными камнями и жемчугом, вставляли в них золотые цепочки, а застежки отделывали эмалями.
Браслеты, в том числе и для ног, популярны и сегодня.
Заколки
Когда и где именно появились заколки для волос, точно неизвестно. Но носили их еще задолго до нашей эры. В Древнем Египте заколки и вовсе были незаменимой частью туалета. Для украшения волос использовали жемчуг, перламутровые зажимы, золотые пластины.
Древние гречанки украшали себя диадемами, которые тоже служили в качестве заколок.
Атрибут древнегреческих и македонских царей — уникальный золотой венок. Был найден учеными Аристотелевского университета в ходе раскопок в городе Вергина на севере Греции, под фундаментом большого храма. Украшение находилось внутри золотого сосуда, который был заключен в большую бронзовую урну.
Бисер на Руси.
Большое внимание развитию стеклоделия в России уделял Пётр I. Он отменил пошлины на стеклянные изделия, привлекал для подготовки русских мастеров иностранных стеклоделов, посылал молодых россиян за границу учиться стекольному делу и, в частности, искусству изготовления бисера. По его приказу в 1705 году на Воробьёвых горах под Москвой был построен завод зеркального стекла.
Ломоносов в середине XVIII века основал первую в России мастерскую по изготовлению бисера.
Ответить на вопросы
Ответить на вопросы:
Какие украшения появились первыми?
Из чего делали украшения?
Почему носили украшения?
Как выглядели древние украшения?
rpp.nashaucheba.ru
Первые в мире украшения | Будь первым
Уже в каменном веке люди стали носить всевозможные украшения. Случалось, что в теплое время года всю одежду древних людей заменяли различные украшения. Их первобытные люди могли носить на себе по несколько килограммов.
Сложно назвать такой материал, который люди не использовали бы для изготовления бус, ожерелий, колец. Особенно распространенным украшением у древних людей были бусы.
Из чего древние люди создавали украшения
Первобытный человек, в распоряжении которого имелись камни, кости да раковины моллюсков, пытался использовать все эти вещи для изготовления украшений. Сначала камешки, зубы животных, разнообразные раковины просто собирали вместе и нанизывали их на тонкие ветви.
Древние люди носили бусы на шее, на руках, на ногах. Массивными связками бус украшали талию. Многие африканские племена вырезали бусы из скорлупы яиц страуса и раскрашивали их в различные цвета. В Европе были распространены бусы из янтаря.
Первоначально даже металл стали использовать для изготовления украшений, и только изучив его свойства, начали делать металлические орудия труда. Из слоновой кости первобытные племена начали вырезать браслеты и кольца.
Еще в каменном веке справедливым было замечание, что «красота требует жертв». Первобытные люди отваживались прокалывать себе уши и носовую перегородку, в которые вставлялись затычки-втулки. Их делали из бамбуковых палочек или из зубов некоторых животных, например, свиней. Позже в носу и в ушах стали носить драгоценные камни.
У некоторых первобытных племен было принято прокалывать нижнюю губу и вставлять в нее деревянные диски.
Популярными у древних людей были украшения из разнообразных перьев, ими украшали прически, одежды.
Древние люди считали, что всевозможные украшения делают их не только привлекательными, но и защищают от воздействия злых духов и приносят удачу. Часто украшения становились амулетами первобытных людей, которым приписывалась магическая сила. Они могли исцелять или, наоборот, наводить злых духов на недругов.
Интересно, что древние люди любили «повертеться» перед зеркалом не меньше нас. Сначала роль зеркала играла гладкая поверхность воды или хорошо отполированная раковина.
А с открытием металла в III тысячелетии до н. э. у людей появились первые металлические зеркала. Они были невысокого качества, и изображение в них выглядело искаженным. Лишь спустя тысячелетия люди научились делать стеклянные зеркала. Однако их изготовление было слишком трудоемким, и изготавливали стеклянные зеркала очень редко, предпочитая смотреться в чистую, спокойную гладь воды.
www.firsty.ru
Презентация, урок по изобразительному искусству "Зачем людям украшения?"(5 класс)
Урок изобразительного искусства 5 класс . Учитель Мальчихина Татьяна Александровна
Филиал МАОУ Новотарманской СОШ "Салаирская СОШ"
Тема
Зачем людям украшения.
Педагогическая цель:
Познакомить учащихся с понятием украшение (предмет , украшающий собой кого то или что то. Воспитывать любовь к истории, к народной культуре. Способствовать развитию творческой и познавательной активности. Способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (акварель, бумага,фломастеры)
Тип урока
Изучение нового материала:проблемный
Планируемые результаты (предметные ПР)
Понимать какую роль играет украшение в жизни человека, что такое украшения и зачем они людям.. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.
Личностные (ЛР)
- Уважительно относиться к культуре народного искусства;
- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения
УУД Метапредметные (МПР)
Познавательные УУД:
- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий.
Регулятивные УУД:
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре;
- уметь организовать место занятий.
Основное содержание темы, понятия, термины.
Предметы ДИ несут на себе печать определённых человеческих отношений. Украсить – значит… Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени и т.д.
Образовательные ресурсы.
Учебник. Презентация «Зачем людям украшения». Акварель, кисти, цветные карандаши, бумага.
Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.
Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки.
-Доброе утро, ребята. Я желаю вам хорошего настроения и плодотворно поработать на уроке.
1.Тест "настроение" (оценивают свое настроение в начале урока)
Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям:
-правильность выбора учебных принадлежностей,
-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,
-самостоятельность подготовки,-настрой на урок.
2. Актуализация знаний, мотивация.
Осознание необходимости получения новых знаний.
Определение границ знания и незнания.
Определение проблемной ситуации. (Иллюстрации: девушка с макияжем и украшениями и без).
СЛАЙД 2,3
Рассматривают иллюстрации.
Участвуют в диалоге.
Объясняют смысл понятия «украшения».
Украшение-это предмет, украшающий собой кого то или что то.(словарь Ожегова)
3. Постановка учебной задачи.
Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.
Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока.
-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? Какого знания нам не хватает для изображения вождя племени, древнего воина, царя или древних славян?
СЛАЙД 4
Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия.
Задача: зачем людям украшения?
4. Решение учебной задачи.
Работа в паре.
Вывод:
Новое знание: какую роль играет декор в жизни человека, что такое украшения и зачем они людям.
Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания.
1.Беседа о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.
(Презентация. Иллюстрации.)
2.Знакомство с особенностями украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т.д. (Работа в паре.)
Повторить правила работы в паре,группе:
1 и 2 пара-:О роли украшений в племенах ;
Слайды 5-8
3 и 4 пара: О роли украшений в царское время
Слайды 9-12
Ответы детей с помощью слайдов
СЛАЙД 13
1.Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации.
Работают в паре: читают текст .Анализируют новые сведения об украшениях. Рассуждают о значении украшений в жизни людей. Характеризуют смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).
Участвуют в диалоге.
5. Творческая работа
(изготовление украшений-бус)
Групповая работа. Техника безопасности
Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности.
Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий.
- При помощи цв. бумаги, ниток, клея, выполните украшение -бусы из бумаги. Наполните украшения смыслом и образным строем вещи: ритмом, рисунком, орнаментом, сочетанием цветов. Если это необходимо, постарайтесь сохранять симметрию.
СЛАЙД 15
Выполняют украшение древних славян или современного мира орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе
6. Оценка.Тест "Настроение"
Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности.
Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий.
-Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (с комментированием)
Просмотр и обсуждение выполненных работ. (самооценивание)
7. Итог. Рефлексия деятельности.
Умение соотносить результаты собственной деятельности.
Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.
Беседа по вопросам:
Что нового вы узнали на уроке?
2.О чём бы вы хотели еще узнать?
3. Что больше всего вам запомнилось на уроке?
СЛАЙД 16
Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.
8. Домашнее задание.
Использование нового знания в выполнении творческого задания.
Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение раннеусвоенных ЗУНов
-Подобрать иллюстрации об одежде разных времен и Древнем Египте