Богиня хатхор в древнем Египте. Богиня хатор древнего египта
Богиня хатхор в древнем Египте.. Египет. Туристический портал
Хатхор, или Хатор («дом Гора», то есть «небо») — в египетской мифологии богиня неба, любви, женственности, красоты, веселья и танцев. А также супруга Хора. Первоначально считалась дочерью Ра.
В древнейший период Хатхор почиталась как небесная корова, родившая солнце. Фактически она была персонификацией Млечного Пути, представлявшегося древним египтянам в качестве молока небесной коровы. Хатхор почиталась в образе небесной коровы, перевозящей Ра, ещё со времён II династии, хотя целый ряд свидетельств указывает на то, что этот культ существовал уже при Царе Скорпионе. Отсюда следовала и последующая традиция её изображения в образе привлекательной женщины с рогами (позже превращёнными в своеобразную корону) и иногда ушами коровы, однако в некоторых местностях богиня сохранила облик коровы (одной из ипостасей Хатхор была корова Мехурет). Фетишами Хатхор являлись столб, увенчанный двуликой головой богини с коровьими ушами (в ранний период — головой коровы), и малахит. Основным центром культа Хатхор был город Дендера (отсюда и её эпитет — «владычица Дендеры»), но почитание Хатхор было распространено по всему Египту, а также в Нубии, Библосе, Пунте, на Синае. В поздние периоды египетской истории она отождествлялась с богинями любви и красоты других народов, в частности, с греческой Афродитой и месопотамской Иштар.
В мифологической традиции Хатхор являлась женой Гора Бехдетского и матерью Гора-Сематауи,но в некоторых городах почиталась как жена Ра,а также четырёх других детей Гора (в Мемфисе в роли её мужа иногда выступал Птах). С ней отождествляли некоторых других богинь египетского пантеона — Ихет, Мугп, Нут. С возвышением культа Ра Хатхор стала считаться его дочерью, солнечным Оком, тождественным дочерям Ра Сехмет и Тефнут, что вызвало и недолгий период поклонения ей в образе львицы. В этом качестве Хатхор занимает место центрального персонажа мифов о приносящем весну возвращении солнечного Ока (Тефнут-Хатор) из Нубии, а также об истреблении людей в наказание за их грехи по приказу Ра его Оком (Сехмет-Хатор). В мифе об истреблении людей Ра отправляет Сехмет-Хатхор наказать людей, прекративших повиновение богам, однако богиня демонстрирует неуправляемую жестокость, и верховный бог решает спасти человеческий род, напоив на следующий день «Своё Око» вином.
Как и Гор, Хатхор почиталась в роли защитницы фараона, даровавшей плодородие, а также выступала в качестве богини-матери (подобно супруге Амона Мут). С Хатхор был связан культ деревьев — финиковой пальмы, сикоморы (считалось, что их образ может принимать богиня). Выступая из ветвей сикоморы загробного мира, Хатхор поит души умерших живительной влагой. Кроме того, с Хатхор отождествлялась воплощавшаяся в акации богиня Иусат.
Хатхор почиталась также и как богиня любви, веселья, музыки, пляски (её атрибутом был музыкальный инструмент систр, изображения которого часто носили в качестве амулета, охраняющего от злых духов). Один из распространённых её эпитетов — «золотая». В Дендере сыном Хатхор и Гора Бехдетского считался бог музыки Ихи.
Древние греки отождествляли Хатхор с Афродитой. Хатхор считалась связанной с заупокойным культом, в религиозной традиции она вместе с богиней Таурт встречала умерших на пороге подземного царства. Как «владычица прекрасного запада» в период Нового царства отождествлялась с Аментет. В поздний период Хатхор отождествлялась с Исидой, а также Таурт, Нейт, Баст, Небтуи, Кудшу.
Хатхор, или Хатор («дом Гора», то есть «небо») — в египетской мифологии богиня неба, любви, женственности, красоты, веселья и танцев. А также супруга Хора. Первоначально считалась дочерью Ра.
В древнейший период Хатхор почиталась как небесная корова, родившая солнце. Фактически она была персонификацией Млечного Пути, представлявшегося древним египтянам в качестве молока небесной коровы. Хатхор почиталась в образе небесной коровы, перевозящей Ра, ещё со времён II династии, хотя целый ряд свидетельств указывает на то, что этот культ существовал уже при Царе Скорпионе. Отсюда следовала и последующая традиция её изображения в образе привлекательной женщины с рогами (позже превращёнными в своеобразную корону) и иногда ушами коровы, однако в некоторых местностях богиня сохранила облик коровы (одной из ипостасей Хатхор была корова Мехурет). Фетишами Хатхор являлись столб, увенчанный двуликой головой богини с коровьими ушами (в ранний период — головой коровы), и малахит. Основным центром культа Хатхор был город Дендера (отсюда и её эпитет — «владычица Дендеры»), но почитание Хатхор было распространено по всему Египту, а также в Нубии, Библосе, Пунте, на Синае. В поздние периоды египетской истории она отождествлялась с богинями любви и красоты других народов, в частности, с греческой Афродитой и месопотамской Иштар.
В мифологической традиции Хатхор являлась женой Гора Бехдетского и матерью Гора-Сематауи,но в некоторых городах почиталась как жена Ра,а также четырёх других детей Гора (в Мемфисе в роли её мужа иногда выступал Птах). С ней отождествляли некоторых других богинь египетского пантеона — Ихет, Мугп, Нут. С возвышением культа Ра Хатхор стала считаться его дочерью, солнечным Оком, тождественным дочерям Ра Сехмет и Тефнут, что вызвало и недолгий период поклонения ей в образе львицы. В этом качестве Хатхор занимает место центрального персонажа мифов о приносящем весну возвращении солнечного Ока (Тефнут-Хатор) из Нубии, а также об истреблении людей в наказание за их грехи по приказу Ра его Оком (Сехмет-Хатор). В мифе об истреблении людей Ра отправляет Сехмет-Хатхор наказать людей, прекративших повиновение богам, однако богиня демонстрирует неуправляемую жестокость, и верховный бог решает спасти человеческий род, напоив на следующий день «Своё Око» вином.
Как и Гор, Хатхор почиталась в роли защитницы фараона, даровавшей плодородие, а также выступала в качестве богини-матери (подобно супруге Амона Мут). С Хатхор был связан культ деревьев — финиковой пальмы, сикоморы (считалось, что их образ может принимать богиня). Выступая из ветвей сикоморы загробного мира, Хатхор поит души умерших живительной влагой. Кроме того, с Хатхор отождествлялась воплощавшаяся в акации богиня Иусат.
Хатхор почиталась также и как богиня любви, веселья, музыки, пляски (её атрибутом был музыкальный инструмент систр, изображения которого часто носили в качестве амулета, охраняющего от злых духов). Один из распространённых её эпитетов — «золотая». В Дендере сыном Хатхор и Гора Бехдетского считался бог музыки Ихи.
Древние греки отождествляли Хатхор с Афродитой. Хатхор считалась связанной с заупокойным культом, в религиозной традиции она вместе с богиней Таурт встречала умерших на пороге подземного царства. Как «владычица прекрасного запада» в период Нового царства отождествлялась с Аментет. В поздний период Хатхор отождествлялась с Исидой, а также Таурт, Нейт, Баст, Небтуи, Кудшу.
Источник: http://egyptian-pharaohs.net/hathor.php
Комментариев пока нет!
eduotdyhat.ru
Хатхор | Боги египетской мифологии
Назад к разделу
Хатхор
Хатхор, или Хатор («дом Гора», то есть «небо») — в египетской мифологии богиня неба, любви, женственности и красоты, а также супруга Хора. Первоначально считалась дочерью Ра.
В древнейший период Хатхор почиталась как небесная корова, родившая солнце. Фактически она была персонификацией Млечного Пути, представлявшегося древним египтянам в качестве молока небесной коровы. Хатхор почиталась в образе небесной коровы, перевозящей Ра, ещё со времён II династии, хотя целый ряд свидетельств указывает на то, что этот культ существовал уже при Царе Скорпионе. Отсюда следовала и последующая традиция её изображения в образе привлекательной женщины с рогами (позже превращёнными в своеобразную корону) и иногда ушами коровы, однако в некоторых местностях богиня сохранила облик коровы (одной из ипостасей Хатхор была корова Мехурет). Фетишами Хатхор являлись столб, увенчанный двуликой головой богини с коровьими ушами (в ранний период — головой коровы), и малахит. Основным центром культа Хатхор был город Дендера (отсюда и её эпитет — «владычица Дендеры»), но почитание Хатхор было распространено по всему Египту, а также в Нубии, Библосе, Пунте, на Синае. В поздние периоды египетской истории она отождествлялась с богинями любви и красоты других народов, в частности, с греческой Афродитой и месопотамской Иштар.
Как и Гор, Хатхор почиталась в роли защитницы фараона, даровавшей плодородие, а также выступала в качестве богини-матери (подобно супруге Амона Мут). С Хатхор был связан культ деревьев — финиковой пальмы, сикоморы (считалось, что их образ может принимать богиня). Выступая из ветвей сикоморы загробного мира, Хатхор поит души умерших живительной влагой. Кроме того, с Хатхор отождествлялась воплощавшаяся в акации богиня Иусат.
Хатхор почиталась также и как богиня любви, веселья, музыки, пляски (её атрибутом был музыкальный инструмент систр, изображения которого часто носили в качестве амулета, охраняющего от злых духов). Один из распространённых её эпитетов — «золотая». В Дендере сыном Хатхор и Гора Бехдетского считался бог музыки Ихи.
Назад к разделу
world-of-legends.su
ХАТОР (ХАТХОР) — Язычество
Эта богиня, подобно большинству богов Египта, многолика. В далекой древности она была преимущественно богиней неба, изображая женщину с головой коровы, между рогов которой помещался солнечный диск. Таков был вариант мифа о небесной корове, рождающей Солнце. Но ее называли также дочерью Ра. А как свидетельствует ее имя, она была женой Хора (Гора). В то же время она почиталась порой как Око Гора, или Око Ра. В качестве Ока Ра она отождествлялась с Тефнут, богиней влаги (утреннее Око Ра, приносящее росу?), с Сехмет – богиней войны и палящего Солнца (жаркое полуденное Око Ра?). В таком случае можно предположить, что Хатор была вечерним Оком Ра (подобное триединство божеств достаточно распространено в египетской мифологии).
Чаще всего Хатор (подобно двум другим ее образам) почиталась в виде женщины с львиной головой. Пожалуй, именно в таком виде она истребляла людей… Впрочем, об этом имеет смысл рассказать подробно.
В одном из древних мифов о состарившемся одряхлевшем Ра, против которого люди замыслили недоброе (на этот миф мы уже ссылались, говоря о Нуне и Ра), боги посоветовали своему владыке: «Да пойдет Око твое и да поразит оно для тебя замышляющих злое… и да сойдет оно в образе Хатор».
И пошла богиня, и поразила она людей в пустыне. Сказало величество бога этого: «Иди в мире, Хатор, ибо ты сделала то [для чего я послал тебя]».
Сказала богиня эта: «Жив ты, победила я людей, и сладостно это для сердца моего».
Сказал его величество Ра: «Могуч я». И возникло имя Сехмет». Сделаем отступление. Вера в магическую силу слова в данном случае соединяется с игрой слов: «сехмет» означает «могучий». Так не только материализуется, но уже само звучание, невольный каламбур чудесным образом реализуется. И то, что сказал Ра о себе, становится качеством и именем богини: Хатор Сехмет.
Слово сказано, и богиня, почувствовав свою необычайную силу, принялась убивать людей. Однако Ра уже удовлетворился местью, и в душе его проснулась жалость к людям. Он приказал принести ему побольше красного камня «диди» (охры?), а также приготовить побольше пива. Растертый красный камень бросили в пиво, и оно стало подобным крови.
Было приготовлено 7000 сосудов с пивом. Посмотрел на них его величество Ра и сказал: «О как прекрасны они. Я спасу ими людей».
Сказал Ра: «Отнесите их в место, где она хочет убить там людей».
Его величество царь Верхнего и Нижнего Египта Ра поднялся рано в красотах ночи, чтоб дать вылить жидкость этих сосудов.
И были полны поля влагой до четырех мер (в высоту)…
Утром пришла эта богиня и нашла все залитым. И было лицо ее радостным там. И пила она, и сладостно было это сердцу ее. И пошла она пьяная и не узнала людей.
И сказал Ра богине этой:
«Иди в мире, о богиня могучая».
Таков миф. Он наводит на размышления. В бытовом плане мы узнаём, что богиня не просто любила пиво, но и упивалась допьяна, да так, что переставала узнавать людей. Ясно, что подобные случаи происходили не только с богинями или богами, но и с людьми.
Более того, пьянство, судя по всему, не считалось чем то постыдным. Ведь пьяные египтяне и египтянки, согласно свидетельству данного мифа (его связь с действительностью вряд ли можно отрицать), становились добрее и забывали даже о своих злых замыслах. Во всяком случае, хочется верить, что было именно так.
Есть у мифа и естественнонаучный аспект. В нем говорится – в аллегорической форме – о крупном наводнении в долине Нила. Мифы о потопах вообще очень характерны для самых разных племен и народов, обитающих в Евразии, Америке, Австралии. Наименее распространены они в Африке. В тех регионах, где наводнения были особенно сильны, например в Двуречье, возникали предания о всемирном потопе (одно из них вошло в Библию).
Основная область водного питания Нила лежит в экваториальной зоне, где распространены тропические леса, саванны и озера. Это обеспечивает реке относительную стабильность и сравнительно небольшие, верней некатастрофические, наводнения в период дождей. Как мы знаем, подобные регулярные разливы являются залогом плодородия полей. О каком же тогда потопе, особенно сильном, да еще с красной водой, может идти речь?
Об этом нетрудно догадаться. Дело в том, что южная половина Белого Нила – основного водного потока – расположена в зоне широкого распространения красноземов. Пять шесть тысячелетий назад на месте нынешних пустынь и полупустынь этого района находились саванны, а на месте нынешних саванн – леса. Охотники, а затем скотоводы кочевники и первые земледельцы стали активно выжигать и вырубать леса и примитивными способами обрабатывать почву. В результате началась эрозия земель. Во время сильных дождей красные почвы размывались и в огромном количестве поступали главным образом в Белый Нил от его левых притоков, большинство из которых позже превратились в сухие долины.
Это явление и наблюдали древние египтяне, сочинив по такому случаю историю с окраской пива в красный цвет и мощном наводнении. Возможно даже, что легенда возникла не сразу, а в первое время люди передавали сведения о сильных наводнениях с необычной красноватой водой. Постепенно подобные явления случались все реже и, наконец, прекратились вовсе: пустыни и полупустыни взяли свое, притоки Нила стали маловодными. Расширение опустыненных земель в Сахаре привело к тому, что в этом регионе климат стал значительно суше. Теперь уже «красные разливы» Нила остались только в преданиях.
Изменилось к тому времени и отношение к богине Хатор. Если когда то катастрофические нильские «потопы» приносили бедствия жителям долины, то нормальные периодические наводнения оставались благом. Хатор превратилась в покровительницу деревьев (она принимала образ финиковой пальмы, сикоморы) и дарующую плодородие богиню любви, музыки и пляски, веселья (как видим, не только на Руси веселье было связано и с питием).
Важную роль играла Хатор и в царстве мертвых, встречая души умерших и одаряя их животворной влагой. Ее атрибутом был музыкальный инструмент, изображения которого из сердолика, красного камня или фаянса носили как амулет, приносящий удачу.
В конце Нового царства Хатор стали отождествлять с Исидой, а древние греки – с Афродитой.
В античное время эту богиню, популярную не только в Египте, но также в Греции и Риме, называли «та, у которой тысяча имен». Действительно, она считалась богиней материнства, плодородия, семьи, воды и ветра, магии, мореплавания… Культ ее распространился далеко за пределы Египта.
Слово «исида» («исет») в переводе означает «престол», «трон». По-видимому, богиня с таким именем была связана с царским достоинством, властью; причем ее власть простиралась не только на людей, но и на богов. Этим она отличалась от своей младшей сестры Нефтис (Нефтиды, Небетхет), которая была «владычицей дома», покровительницей домашнего очага, домохозяйства; в ряде мифов она выступает как жена Сета, но чаще — как помощница Исиды
Исида владела магическим искусством, а потому ее знания и чары должны были служить надежной защитой для тех, кому она покровительствует В почитании Исиды проявлялась растущая вера в необычайные возможности магии; ее активно насаждали жрицы и колдуньи (тем более что они могли обладать и немалыми медицинскими знаниями, приемами исцеления, которым придавался мистический характер).
В этой связи представляет интерес так называемый «Туринский папирус», которому более трех тысячелетий. В нем приведена магическая формула (заклинание) против отравления ядом змей, а Исиде приписывается могущество, дающее власть даже над самим Ра
Вот как звучит этот миф.
«Глава о боге богов, создавшем самого себя и сотворившем небо, и землю, и ветры [дающие] жизнь и огонь, и богов, и людей, и диких зверей, и скот, и гадов, и птиц в небе, и рыб в морях; о царе людей и богов, …
arcaneworld.wordpress.com
Хатор. Богиня древнего Египта Хатор. Фото древнеегипетская богиня Хатор.
Среди богов покровителей неба выделяется и такое божество, как Хатор, или Хатхор. Она почиталась еще и как покровительница любви и красоты. Наиболее древние источники называют ее дочерью солнечного бога Ра.Архаические элементы культа Хатор указывают на то, что именно она была олицетворением образа Небесной коровы, ассоциирующейся у древних египтян с Галактикой (Млечный путь). Считалось, что Хатор в образе небесной коровы, перевозит по небу Ра. Кстати, от образа почитания богини как Небесной коровы пошла традиция изображения ее в виде женщины с рогами или даже коровьими ушами. В позднем культе на некоторых территориях связь с образом коровы сохранилась, существовало даже соответствующее воплощение Хатор – Мехурет. Основные символы богини представлены камнем малахитом и священным столбом, на котором возвышается голова коровы или самой богини с элементами этого животного.Поклонение Хатор существовало не только на всей территории Древнего Египта, но и в таких государствах, как Библос, Нубия, Пунт и Синай. Культовым египетским центром во все времена оставалась Дендера. Более поздний культ Хатор как олицетворения красоты и женственности связывает ее с такими божествами, как Афродита в Древней Греции и Иштар в Месопотамии.
Что касается родственных отношений, то здесь Хатор также близко связана со многими богами пантеона. Так, согласно легендам, ее считали супругой Гора Бехдетского, от которого родила сына Гора-Сематауи. В других местностях ее считали женой самого Ра или других верховных богов (например, в Мемфисе в качестве супруга Хатор выступал Пта). Когда в Древнем Египте происходит возвышение культа Ра, Хатор почитается как его дочь, наряду с Тефнут и Сехмет, и символизирует солнечное око. В связи с этим иногда можно встретить Хатор. предстающую в образе львицы. С этим связана и легенда о том, что Хатор (как солнечное око) приносит весну. Легенда о жестоком уничтожении непокорных египтян солнечным оком в образе львицы также связана с Хатор, предстающей в ипостаси Сехмет-Хатор. По преданию, Ра пришлось хитростью усмирять разбушевавшийся гнев богини, для чего он опоил ее вином.
Другие функции Хатор заключались в защите правителя и в плодородии (в данном случае ее иногда почитали как богиню-мать). Очень широко встречается в культе Хатор и символика деревьев: акации (в образе богини Иусат), финиковой пальмы, сикоморы. Считалось, что последняя поит водой души, находящиеся в загробном мире.
Кроме того, Хатор в Древнем Египте покровительствовала музыке и танцам, веселью и любви. Дендерский бог музыки, Ихи, приходился ей сыном, а саму богиню нередко изображали держащей в руках систр – древний музыкальный инструмент.
Не обошел стороной Хатор и древнеегипетский культ мертвых. По легенде, богини Хатор и Таурт встречали усопших в Подземном Царстве.
travelthecountry.ru
Храм Хатор в Дендере и круглый гороскоп
Давайте побываем в Дендере, небольшом городе на западном берегу Нила. Многие годы между учеными не утихает дискуссия по поводу назначения подземных помещений храма Хатор в Дендере и содержания уникальных барельефов, рисунков и надписей на стенах этих крипт. Все еще остается загадкой: был ли храм культовым сооружением или реальным домом богини Хатор?
И первый из барельефов храма — это Дендерский зодиак. Его считают одним из старейших астрономических посланий, оставленных человечеству древнеегипетскими жрецами. Чуть позже мы поговорим о нем подробно.
Со времен Птолемеев храм отлично сохранился, его достройка проводилась римским императором Тиберием. В древности же на этом месте находилось величественное здание со священным озером и подводным храмом, в комнатах-нишах которого хранились священные свитки. Сейчас на этом месте виден уходящий вниз прямоугольный котлован из больших каменных блоков, на дне которого растут пальмы.
Интерес к Дендере, одному из самых загадочных мест Египта, вызван еще и тем, что храм Хатор — одна из сильнейших энергетических точек мира. Он построен в виде магического музыкального инструмента богини — систра, благодаря вибрации которого рассеиваются негативные и притягиваются позитивные энергии. Сюда многие приезжают для того, чтобы зарядиться энергией от врат Хатор.
Врата расположены на пути к священному озеру, справа от храма, где якобы в глубокой древности находилось святилище сына Хатор — Ихи (Айхи). Легенда гласит, что эти врата исполняют желания. Если верить преданиям, через них не раз проходила Клеопатра, искавшая любви великого Цезаря, а после его трагической гибели просившая подарить ей любовь Марка Антония. Неизвестно, исполняют ли они желания, но то, что стоять под ними долго нельзя, — почти непреложный факт. У чувствительных людей простой проход там может вызвать головокружение и мигрень.
Однако Дендера привлекает альтернативных историков, прежде всего изображениями, которые связывают с версией применения электричества в Древнем Египте. Якобы у египтян были электрические лампы, которыми они пользовались при росписях знаменитых гробниц даже там, куда не мог проникнуть солнечный свет. Легенду эту подпитывает очевидный факт: ни на стенах, ни на потолках многих сакральных сооружений действительно нет копоти от факелов.
Таинственные барельефы находятся в подземном помещении храма Хатор, в той его части, которая осталась от первых династий. Так как храм эпохи Птолемеев построен на более древнем, то верхние части древнейших колонн видны на уровне пола существующего и по сей день сооружения. В дальнем углу храма Хатор в полу имеется очень узкий проем — вход с лестницей, уходящей вниз в небольшое помещение, стены которого покрыты барельефами и иероглифами. Помещение очень низкое и душное, его размер — 1,12 м в ширину и 4,6 м в длину.
На стенах этого подземного зала изображены человеческие фигуры с предметами, имеющими форму пузыря и напоминающими гигантские электрические лампочки с извивающимися змеями внутри. Заостренные головы змей венчают цветки лотоса. Нечто похожее на кабель соединяется с коробкой, на которой стоит на коленях божество. И непосредственно рядом в качестве символа изображен джед-столб[10] с двумя «руками», соединенный со змеями. Исследователи считают, что это изображения электродуговых ламп. Змеи напоминают дугу электрического разряда, а джед-столбы — изоляторы, поддерживающие лампы. Кроме того, все свободные от изображений стены буквально без зазоров покрыты иероглифическими надписями.
Судя по массивным блокам, ранее закрывавшим вход в этот подземный зал, в древности он было тщательно замаскирован. Но зачем было прятать эти изображения? Тем более что среди настенных фресок в одном из верхних залов храма есть такие же изображения «электрических ламп». Оказывается, в наземном зале изображения ограничиваются самим рисунком с небольшими текстами, а вот подземные барельефы окружены довольно большим количеством иероглифов, которые производят впечатление подробных инструкций к этому оборудованию. Возможно, именно «инструкции» и представляли собой секретные знания, которые были оставлены египетскими жрецами на стенах древнего храма, и поэтому вход в подземные помещения был закрыт при строительстве храма Хатор эпохи Птолемеев?
Исследователи выдвигают множество версий по поводу назначения подземных помещений храма: «святилище», «склад предметов культа», «библиотека», «архив». Но устраивать что-то подобное в помещении, куда можно попасть лишь через узкий проем, и украшать его стены фантастическими и уникальными рельефами нелогично. Одна из гипотез предназначения подземных помещений — миниэлектростанция, а изображения на стенах — тайная наука об электричестве, которая передавалась только посвященным.
Есть свидетельства, что при содействии швейцарского писателя и режиссера Эриха фон Деникена была произведена реконструкция «электрических ламп». Инженер-электротехник Вальтер Гарн из Вены воспроизвел «лампу накаливания», «змеевидный провод», «патрон» и даже «изолятор» в форме джед-столба, после чего подвел к этой системе ток, и… свет зажегся! Видимо, египтяне знали и применяли электричество еще в древние времена.
А теперь снова поднимемся наверх. Большинство рисунков на стенах храма Хатор напоминают наставления, что и как должны делать жрецы для услужения богине, что именно и в каком порядке ей подавать, какую играть музыку (есть даже изображение нот). Инструкции настолько подробны и детализированы, что исчезает ощущение культа и возникает чувство достоверности древней легенды, которая гласит, что храм — это дом богини Хатор, которая любила одновременно двух богов — Гора и Тота, а храм служил местом ее свиданий с ними.
На крыше храма сохранились две комнаты (капеллы): в первой на потолке находится Дендерский Зодиак, во второй — изображения сцен из жизни, смерти и воскрешения Осириса — отца Гора.
В книге «Цивилизация древних богов Египта» А. Скляров писал, что крыша храма напоминает посадочную площадку для летательных аппаратов, поскольку невозможно объяснить, зачем понадобилось делать не просто ровную прямоугольную площадку, но и упрочнять ее, укладывая как минимум три слоя известняковых блоков весом в десятки тонн и усиливая нагрузку на подпирающие колонны. Возможно, боги прилетали сюда на каком-то летательном аппарате?
Когда был построен первый храм Хатор в Дендере, кто и когда оставил на стенах крипт храма таинственные барельефы, остается неизвестным. Как мы уже говорили, египтологи относят нынешний комплекс в Дендере к Птолемеевскому периоду. Однако боги правили Египтом задолго до первых фараонов. Так может быть, в основе древних египетских легенд лежат реальные исторические события, а этот храм — реальный дом реальной инопланетянки по имени Хатор, которую почитали богиней в тот ранний период, когда в Египте признавались два основных божества — Гор и Хатор?
Ученый и эзотерик Друнвало Мельхиседек в книге «Древняя тайна Цветка Жизни» говорит о расе существ «четвертого измерения», пришедших с Венеры, — хаторах. Он пишет: «Хаторы возникли за тысячи лет до египетской цивилизации — об этом сохранились свидетельства в храмах Абу-Симбел и Дендера. Через культ древнеегипетской богини плодородия Хатор они помогли египтянам утвердить духовный Золотой век и создать древнеегипетские школы мистерий».
Из текстов папирусов известно, что древнеегипетские жрецы посредством фигур, рисунков, а также в легендах и мифах зашифровывали знания о Вселенной, которые могли понять только посвященные. Из века в век люди передавали друг другу эти мифы и легенды, рассматривали изображения таинственных фигур и знаков, начертанные на колоннах древних храмов и культовых сооружениях, не подозревая об их истинном смысле.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Луксор. Храм Хатхор
Главное, что привлекает туристов в Египте ( помимо жаркого африканского солнца, чистейшего Красного моря, хорошей погоды и системы "все включено") - это наследие ушедшей великой цивилизации - древнеегипетской. Кто хоть раз да не слышал про мумий, пирамиды, иероглифы и фараонов!
Визитной карточкой Египта уже давно и прочно считаются: река Нил с его знаменитыми разливами о которых все читали в учебнике истории, гробницы фараонов - пирамиды, а также храмы, прославляющие старых богов (расположеные близ современного египетского города Луксор). Со времен владычества в долине Нила древних египтян многое поменялось: страну заселили шумные арабы, близ пирамид теперь неспокойно из-за тахрирящей в столице страны Каире молодежи, Нил давно не разливается после постройки в Египте Асуанской ГЭС, но храмы Луксора стоят как и прежде неподвластные времени уже тысячи лет.
Впрочем, тут я немного лукавлю: до того как Египет стал французской колонией и сюда зачастили "Индианы Джонсы" храмы были засыпаны песком по самую крышу. Местное население даже не догадывалось, что рядом находится шедевр древнеегипетской архитектуры. Французы провели масштабные раскопки, попутно утащив в Лувр самые ценные находки.
Это присказка была... После короткой преамбулы я начинаю серию постов о храмах Луксора. Первый храм, о котором я расскажу - это храм богини красоты Хатхор.
Храм расположен на западном берегу Нила, недалеко от довольно крупного египетского города Кена. Если ехать с востока, от Хургады, нужно было пересечь реку Нил, что мы и сделали. Едет автобус по мосту, а я напряженно вглядываюсь - хочу увидеть крокодилов. Тщетно! Они остались выше по течению, позади плотины Асуанской ГЭС.
Наконец приехали ! К храму ведет мощенная дорога, обрамленная аллеей финиковых пальм.
Царскими ворота называются потому, что простым смертным проходить тут запрещалось, зайти в них могли только верховные правители Египта. Храм Хатхор самый молодой из храмов Луксора - он был построен всего лишь 2100 лет назад в 1 в. до н. э. знаменитой Клеопатрой, возможно она проходила через них.
Дывысь Мыкола, як египтяне царские ворота разрысовали!
За воротами - высеченные в камне изображения богов, куски колонн.... Виден каменный саркофаг - египтяне уверяют, что это саркофаг самой Клеопатры.
По газонам, жерновам и саркофагам не ходить!
А вот еще одна забавная фигурка - божок повитуха. Это бог Бэс – покровитель рожениц и хранитель домашнего очага, нечто вроде нашего домового. Египтяне носили ему дары, он лечил от бесплодия. Уверяют что он сохранил свою магическую силу - чтобы забеременеть достаточно потереть ему пузко.
Погладь пузкО! Погладь пузкО, сука!
На территории живет храмовая собака - кормящая мамка: вечно голодная, с торчащими ребрами. Вообще отношение к собакам в Египте отвратительное. Храм Хатхор - это целый комплекс строений, обнесенных стеной. В Древнем Египте Нил разливался каждый год, поэтому территория храма регулярно подтапливалось. Чтобы защитить от подтопления культовые сооружения храм обнесли высокой стеной из темного кирпича, что позволяло жрецам пережить разлив Нила в сухости.
Жрец! Помни! При половодье не выходи за стену!
Кроме храма на территории функционировала больница, оказывающая помощь роженицам и помогавшая в зачатии ребенка. На барельефах внутри - инструкции по акушерско-гинекологической помощи.
Строившая этот храм Клеопатра не была потомком фараонов. После походов Александра Македонского Древний Египет был завоеван греками, в стране наступила эра эллинизма. Правила в государстве династия Птолемеев. Последней из династии была царица Клеопатра - потом Египет попадает под длань Рима. История -вещь безжалостная: после поражения своего любовника Марка Антония в гражданской войне за наследство Юлия Цезаря Клеопатра покончила с собой. Египет же после ее смерти стал римской провинцией.
Однако в момент строительства храма Клеопатру больше заботили проблемы внутри страны. Нужно было как то доказать местному населению, что Птолемеи - не пришельцы и захватчики, а законная власть, данная богами. Так и появился барельеф где изображена богиня неба Нут, кормящая грудью свою "дочь" Клеопатру. Возможно вы заметили, что лица на барельефе плохо сохранились. Причина этого - происки первых христиан. После принятия Египтом христианства больницу закрыли, на ее территории заработал христианский храм. Воинствующие фанатики - христиане изгадили все фрески, разбив лица на барельефах и сломав статуи - боролись с язычеством. Чтобы наследить еще сильнее на стенах храмового комплекса ими были выцарапаны "граффити": кресты и надписи славящие Христа.
Коптская египетская церковь, построенная на самой заре христианства радует нас "неканоничным" крестом
Справа от храма Хатхор расположены знаменитые ворота любви. Есть легенда, что сама Клеопатра когда-то прошла через эти врата, не желая сочетаться браком с родным братом. Полученный результат ее вдохновил - она возращалась сюда дважды, чтобы попросить у богов помочь в обольщении Юлия Цезаря и Марка Антония.
Пройди через ворота любви и получи фотографию!
Внутри ворот любви храма Хатхор забавные фрески: фараон в короне Верхнего и Нижнего Египта угощает богиню неба Нут двумя коктейлями)
Бармен, два мохито!
Еще один барельеф с изображением коктейльной вечеринки. Увы, кто с кем пьянствует уже не разобрать - опять постарались первые христиане.
Текилы санрайз о солнцеликий?
Еще одна достопримечательность комлекса - огромный пересохший бассейн. В древнем Египте бассейн наполнялся каждый год во время разлива Нила и служил жрецам храма Хатхор для ритуальных целей. Сейчас после строительства плотины Нил не разливается и бассейн пуст. Однако даже сейчас размах древних строителей поражает.
Плавать египтяне учились в бассейнах со спущенной водой
Однако это все была только присказка. После подробного рассказа об окрестностях храма Хатхор перейду к описанию главного сооружения.
Храм был построен в первом веке до нашей эры поэтому из Луксорских храмов он сохранился лучше всех. Начинали его строить греческие правители из династии Птолемеев - Птолемей VII и Клеопатра, а достраивали уже римские императоры. Место для храма Хатхор выбрано непростое - он расположен поверх гораздо более древнего культового сооружения времен фараона Хеопса (владельца самой большой пирамиды в Гизе, носящей его имя). Увы, произвести раскопки храма времен фараона Хеопса сейчас невозможно из-за сильного противодействия местных жителей. При правлении президента Мубарака предпринимались безуспешные попытки договориться с "потомками фараонов" - они отказались помогать археологам и все заглохло. У нынешней власти в Египте из-за беспорядков хватает забот без храма Хеопса. Но не будем о грустном! На фото - храм Хатхор с относительно близкого расстояния. Поклонники Христа наследили и тут, стерев лицо богини.
Сквозь камнии -к храму
Из-за их активности целых колон с неповрежденным лицом в храме не осталось, и понять как выглядела богиня можно по капители, чудом схранившейся без повреждений. Я бы не назвал это лицо красивым - похоже на портрет довольного бегемота анфас.
Богиня Хатхор смотрит грустно и с недоумением
При входе в этот храм близ Луксора от восхищения перехватывает дух. Даже не верится что подобное могли построить люди 2000 лет назад, особенно глядя на современных криворуких "потомков фараонов". Однако древние строители при возведении постройки обошлись без помощи пришельцев. Если приглядеться, колонны не цельные а состоят из кусков песчаника одинаковой высоты. Поэтому наиболее вероятно, что процесс строительства выглядел следующим образом: рабочие подтаскивали и устанавливали блоки, находящиеся на одном уровне, после чего засыпали все песком. По получившейся насыпи втаскивали следующий набор блоков и так до самой крыши. Когда установка блоков завершилась, храм послойно откапывали.
Расплескалась синева, расплескалась...
Потолок храма раскрашен голубой краской - в цвет неба. Более ранние культовые сооружения, находящиеся в Луксоре египтяне строили без крыши. Им было важно, чтобы храм освещался солнцем - бог солнца Ра и его жена богиня неба Нут были главными божествами в египетском пантеоне. Абсурдно закрывать крышей от солнца храм солнца!
В храме Хатхор отошли этой традиции, таки построив крышу, однако раскрасили ее в цвет неба.
Вся краска в этом луксорском храме оригинальная, нанесенная еще древними строителями.
Естественно на стенах храма часто встречается самое распиаренное животное Древнего Египта - скарабей. Скарабея связывали с богом солнца Ра, считалось что его изображения приносят богатство и удачу.
Скарабей возносит хвалу богу солнца. Бог солнца затаился и молчит
Главная фишка храма Хатхор - это расположенный на потолке календарь, состоящий на момент постройки из семи секций. К сожалению до наших дней дожило только три из них.
На секции расположенной около стены изображена богиня неба Нут с диском солнца, стоит она около лица Хатхор. Секция описывает движение солнца по небосклону. Голова богини - начало года, ноги - его окончание.
Вторая секция показывает нам как изменяется положение звезд и луны на небосклоне в течении года. Заправляет всем богиня звезд, едущая на лодке по потолку храма Луксора.
Третья секция - это секция знаков зодиака в привычном нам понимании. На фото отчетливо виден знак Стрельца - кентавра с луком.
С новым годом египтянчеги!
Потолок длинный, вот продолжение календаря с ногами Хатхор.
Уходящий год в скарабее, скарабей в крыльях, крылья - под табличкой
Интересный барельеф попался в одном из вспомогательных залов. На этом рисунке в храме Луксора адепты "великой тайны пирамид" увидели две электрические лампы и дуговой электрический заряд внутри них. По мнению пирамидологов лампу оставили древним египтянам инопланетяне. Приведу продукт их мозговой деятельности:
Это изображение давно привлекает внимание исследователей, которые придерживаются альтернативных взглядов на древнюю историю Египта. Самая распространенная среди них версия заключается в том, что тут изображено нечто типа электрических лампочек – только не ламп накаливания, а с разрядной дугой, которая показана в виде змеи внутри «лампочки» .... рваные края блоков пола на входе указывают на то, что это помещение не предназначалось для каждодневного посещения и было наглухо замуровано. Все производит впечатление какого-то «знания богов», тщательно охранявшегося в глубокой тайне.
Есть и более приземленное объяснение загадочных рисунков. Хатхор в Древнем Египте была не только богиней любви и красоты, она также помогала при бесплодии. Недаром рядом с храмом была больница! По одной из версий "лампы" это женская матка, а на стене описана операция по лечению бесплодия. Какая из версий верная - решать Вам.
Предмет поклонения уфологов - фреска с "лампами"
Главное место храма - святилище его владелицы, богини Хатхор. Святилище строители построили его без крыши, чтобы статуя богини освещалась солнцем. Старая добрая традиция Древнего Египта! Статуи в святилище нет, балка над входом выломана - борьба с язычеством ничего не пощадила...
Главное святилище.
Храм Хатхор двухэтажный, с первого этажа по лестнице можно подняться на крышу, где расположены два святилища. Первое посвящено солнечному диску, главному божеству древних египтян.
Часовня играла важнейшую роль в церемониях древнеегипетских жрецов - сюда приносили статую владелицы храма богини Хатхор в первый день древнеегипетского нового года. Статуя богини освещалась лучами восходящего солнца, что символизировало зарождение нового солнца и начало нового солнечного цикла.
Часовню поддерживают 12 колонн, на которых изображена богиня Изида - одновременно жена и сестра одного из самых известных богов Древнего Египта Осириса.
Часовня солнечного диска
Святилище Осириса, расположено рядом на крыше. Осирис мифологии Египта это умерший и воскресший бог, которой восседает в царстве мертвых и решает, пустить или нет душу в рай. В руке он держит древнеегипетский символ анкх, он же кельтский крест - символ вечной жизни. Неправда ли легенда об Осирисе напоминает историю, которую рассказывают нам жрецы одной современной религии уже 2000 лет?
Вход в часовню Осириса
Рождение, жизнь, смерть и воскрешение Осириса символизируют смену времен года. Поэтому вполне естественно то, что центом святилища был календарь, выполненный из чистого золота. На момент раскопок храма он еще находился на потолке, но находчивые французские "Индианы Джонсы" быстренько умыкнули его к себе в Лувр, оставив египтянам лишь гипсовую копию.
Золотой диск ну очень уж хитрый предмет...
На этой оптимистической ноте я заканчиваю свое повествование о расположенном близ Луксора храме Хатхор. В качестве заключения расскажу как туда добраться. Храм Хатхор находится на западном берегу Нила в 80 км к северу от города Луксор и в 8 км от города Кена. Добраться до города можно на такси или автобусе. Входной билет в храмовый комплекс стоит 35 египетских фунтов.