Ученый древнего мира средневековья. Найдите в интернете или других источниках информации сведения об ученом или путешественнике Древнего мира (Средневековья) и подготовьте
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Вклад в развитие медицины ученых Древнего мира и ученых эпохи раннего и развитого Средневековья. Ученый древнего мира средневековья


Ученый в средневековье / Ученый в средневековье :: Tl.Rulate.ru

Тексты / Новеллы и ранобэ / Авторские

Произведение: (средняя 4.45, 628 голосов)
Качество перевода: (средняя 4.36, 463 голосов)

711 63

Автор: Гиорги Квернадзе

Издательство: Я сам

Год выпуска: 2017

Выпуск: продолжается

Частота выхода глав:: каждые 1.89 дня

График публикации бесплатных глав: по 1 главы каждые 1 дня в 19 часов

Лауреат нобелевской премии, и умнейший человек двадцать третьего века сидел и работал в своей лаборатории. Многие страны хотели заручиться его поддержкой, но Грегор всегда всем отказывал, ведь его знания и принципы не продавались за деньги, которых у него кстати тоже было немало. И вот однажды, какая-та организация решает избавиться от великого ученого. Пробравшись в лабораторию Грегора, убийца без раздумий застрелил выдающегося человека столетия. И тогда когда,ученый уже думал что с ним покончено он открывает глаза.

Перед Грегором появляется совсем иной мир, в котором он переродился в одного из сыновей великого герцога. Какими будут его свершения,и что он сможет изменить в своей жизни имея знания двадцать третьего века?... .

Ученый в средневековье на других сайтах :  Author today   Litnet

 

 Дорогие читатели. Аудио версия пролога доступна по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=cgnGOBM4me0&list=PLBHcvnu6duSZpVXbPwXbnHmOGxCo-Oz6W либо по аудио каталогу на самом сайте. Надеюсь вам понравится. Я всегда стараюсь улучшить качество книги, а так-же сделать его более крутой и интересной. Спасибо огромное Systemnik_178 за его старания. Именно он взялся за озвучку глав :3 Я буду безумно благодарен если вы поставите свои лайки и оставите комменты :3

...................

Данную новеллу для народа корректирует  - Muchenik

Мой перевод грузинской книги - https://tl.rulate.ru/book/15997 Всем кому интересно сражения богов и людей прошу сюда :3

Дорогие читатели. Мой корректор начал выкладывать свою книгу. Я сам начал читать и могу сказать, что начало интригующее. Советую ознакомится :3 Держите ссылку - https://tl.rulate.ru/book/16259

Рецензии:

Написал Hireidan 03 июля 2018 г., 1:11Хотелось бы сразу сказать, что не претендую на роль критика, но вот оценочное суждение высказать таки хочется. Скорее всего будут спойлеры, поэтому лучше заранее об этом нюансе уточню.  Итак, начать хотелось бы с того, что переводчик явно не дружит с частицей "НИ" и использует во всех вариациях "НЕ". И ведь самое забавное в том, что не отметил бы я этот факт, просто потому что это не профессиональный перевод и так далее, если бы не о... Продолжить чтение Написал kosakovitch 18 мая 2018 г., 21:40В общем данное произведение скатилась до слабенькой китайской культиваторной новелки, у этого произведение были шансы стать весьма интересным, но количество дичи, сюжетных дыр, дегенеративной романтики и псевдо развития личностей с растягиванием глав загубили сие произведение, мой вам совет лучше почитайте китайскую новеллу, будете хотя бы не так разочарованы, нет смысла тратить деньги или время на жалку

tl.rulate.ru

Вклад в развитие медицины ученых Древнего мира и ученых эпохи раннего и развитого Средневековья

ГИППОКРАТ(460-377 гг. до н.э.) знаменитый древнегреческий врач. Вошёл в историю как «отец медицины».

Достоверных сведений о жизни Гиппократа очень мало, так как его первые биографии были написаны через несколько столетий после смерти и поэтому носят отпечаток той легендарности, которой было окружено его имя. Его первым учителем был отец. После смерти родителей Гиппократ стал странствующим врачом, побывал во многих городах Греции и Малой Азии. Он занимался философией в Афинах, был военным врачом во время Пелопонесской войны, посетил Египет и Персию. Слава о его врачебном искусстве распространилась во многих государствах, а на острове Кос, в том месте, где располагалась врачебная школа Гиппократа, был построен храм в его честь. Последние годы жизни Гиппократ провел в Лариссе (Фессалия), где и умер, по одним источникам, на 83-м году жизни, по другим — на 104-м.

Учение Гиппократа объединяет медицинские представления, которые сложились в Греции к IV в. до н.э. Вот основные положения основанной им на острове Кос медицинской школы:

· внимательное обследование больного. Каждый организм имеет свои особенности, лечить необходимо не болезнь, но больного. Большое значение придается целительным силам природы, способности человека к самоисцелению, которому должен помогать врач.

· зависимость здоровья человека от гармоничного сочетания в его организме четырёх жидкостей: крови, слизи, желчи и черной желчи, а также — количества «прирождённой теплоты», которая поддерживается особым тонким веществом — пневмой, постоянно циркулирующей в сосудах человека.

· диета, режим и гимнастика играли важную роль в профилактике болезней. Гиппократу приписывают выражение: «Как суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли, так гимнастика очищает организм».

Ему принадлежат знаменитые труды, такие как "Афоризмы", "Прог­ностика", "О диете", "О диете при острых болезнях".

"Афоризмы" состоят из восьми отделов, в которых собраны дие­тические и терапевтические наставления для врачей, практикующих в области как внутренней медицины, так и в хирургии, акушерстве и др.

В "Прогностике" подробно освещены основные составляющие прогноза: наблюдение, осмотр, опрос больного. Стало классическим приведенное в ней описание лица умирающего больного (Facies Hippocratica).

В сочинениях "О диете", "О диете при острых болезнях" под­черкивается, что терапия должна сводиться главным образом к уре­гулированию диеты, поскольку пищевые вещества должны быть лечеб­ным средством. При этом отмечается, что количество принимаемой пиши должно соответствовать конституции человека, его возрасту, а также времени года, характеру местности.

«О воздухах, водах, местностях.» — первое дошедшее до нас сочинение, в котором различные формы воздействия окружающей природы на человеческий организм обобщены с позиций материалистической философии. Большое место в этом произведении уделено анализу причин возникновения болезней, которые подразделяются на две группы: 1) причины болезней, общие для всех людей данной местности, зависящие от конкретных условий окружающей природы, и 2) индивидуальные причины, определяемые образом жизни каждого.

Впоследствии (в периоды поздней античности и средневековья) на основе древнегреческих представлений о четырех телесных соках и различных характерах сформировалось учение о четырех темпераментах, каждый из которых связывался с преобладанием в организме одного из четырех телесных соков: крови (лат. sanguis) — сангвинический тип, слизи (греч. phlegma) — флегматический, желтой желчи (греч. chole) — холерический, черной желчи (греч. melaine chole) — меланхолический (названия этих типов в сочинении «О воздухах, водах, местностях» не содержатся, так как появились лишь спустя несколько столетий).

Основные принципы терапии, которых придерживались Гиппократ и его последователи:

1. "Прежде всего не навредить!" Primum поп посеге!

2. "Противоположное излечивается противоположным." Contraria contrariis curantur!

3. "Природа исцеляет, врач лечит". Natura sanat, medicus curat!

Методы общей терапии Гиппократа: лечить надо железом, лекар­ством, словом.

Большое значение Гиппократ придавал этической стороне дея­тельности врача: деньги брать у больного не вперед, а только пос­ле его выздоровления: стыдно обирать умиравшего: первая обязан­ность врача - оберегать здоровье здоровых.

КЛАВДИЙ ГАЛЕН (130-200) прославленный ученый эпохи Древнего Рима Клавдий Гален обладал разносторонними знаниями. Он с юных лет проявлял глубокий интерес к познанию человека и окружающей его природы. Медицина и естествознание того времени связаны с его блестящими трудами. Они послужили основой для дальнейшего развития естествознания и врачебной науки. Гален усердно изучал труды Аристотеля, Феофраста и других философов. Теоретические обоснования медико-биологических взглядов Галена во многом покоились на учении школы Гиппократа (460—356), Аристотеля (384—323), Алкмеона и ученых позднего периода Александрийской школы Он систематизировал основные положе­ния античной медицины в области физиологии, анатомии, понимания и лечения болезней.

Он впервые ввел в практику медицины экспери­мент, описал костную и мышечную систему, выявил соотношение между дыха­тельными движениями и частотой пульса, влияние на пульс перевяз­ки сосудов. Гален правильно описал венечные сосуды сердца и артериальный боталлов проток. Перегородку сердца Гален считал проницаемой для крови, которая могла через нее просачиваться из левого сердца в правое. Считал головной мозг источником движения, чувстви­тельности, душевных способностей, описал блуждающий нерв, четверохолмие, 7 пар черепно-мозговых нервов, высказал идею о чувстви­тельных, двигательных и смешанных нервах в зависимости от их твердости. Перерезая спинной мозг обезьян и свиней на разных уровнях, К. Гален наблюдал выпадение дыхательных функций и чувствительнос­ти. Писал о перекресте нервных волокон в спинном мозге. Обобщил способы обработки лекарственных веществ - получение галеновых препаратов. Считал печень органом кроветворения, принимал диасто­лу за активное движение, систолу - за пассивное и т.д. Написал более 400 трактатов по Философии и медицине.

Одно из главных сочинений Галена «De anatomia» («Об анатомии») состоит из 16 книг; до нас дошло девять из них. Написаны эти книги на греческом языке, который в то время был общепринятым языком в науке. В этом исследовании Гален дает последовательное и полное описание строения организма.

Труд Галена «О назначении частей человеческого тела» теоретически обосновывает его взгляды, но является и пособием для врачей-практиков того времени, учит диагностировать заболевания и определять их прогноз, рассматривая организм как единое целое. Гален сам занимался лечебной практикой и был великолепным хирургом и опытнейшим врачом.

АБУ АЛИ АЛ-ХУСЕЙН ИБН АБДАЛЛАХ ИБН АЛ-ХАСАН ИБН АЛИ ИБН СИНА (АВИЦЕННА: 980 – 1037) родился в Афшане. в селении близ Бухары, в прогрессивной и культурной семье.

Впервые слава к Авиценне пришла после того, как он предуп­реждал людей, что после голода не следует есть много мяса и хле­ба, так как это может привести к гибели, и тем самым спасал их.

Авиценна написал "Канон врачебной науки", который только при его жизни издавался 40 раз. Поучительны разделы "Канона" "О вос­питании", "Подарок матерям", "Закон детства" и др. Он разработал "Философию здоровья", где указывает на четыре основы жизни: воз­дух, вода, земля, огонь, которым соответствуют четыре свойства организма: сухость, влажность, холод, тепло.

"Канон врачебной науки" - это обширный труд, состоящий из 5 книг.

В книге 1-ой излагается теоретическая медицина. Книга разбита на четыре части. В первой части дается определение медицины, во второй - речь идет о болезнях, в третьей - о сохранении здоровья и в четвертой - о способах лечения.

В книге 2-ой описаны "простые" лекарства, излагается учение Ибн-Сины о лекарствах, их природе, их испытании. по алфавиту расположены 811 средств растительного, животного и минерального происхождения с указанием их действия, способов применения, правил сбора и хранения.

Книга 3-я, самая обширная, посвящена патологии и терапии - описанию отдельных болезней и их лечению. Каждый раздел снабжен анатомо-топогрофическим введением.

Книга 4-я посвящена хирургии, лечению вывихов и переломов, общему учению о лихорадке (кризисах при болезнях). В ней говорится об опухолях, гнойных воспалениях подкожной клетчатки, а также о заразных болезнях. Освещаются основные вопросы учения о ядах.

Книга 5-я содержит описание "сложных" лекарств, а также ядов и противоядий.

К тому же великий Философ, естествоиспытатель и врач вошел в историю как сторонник рациональной психологии, заявивший о взаимовлиянии психического и телесного в патологии и подтверди­вшей это клиническими наблюдениями и опытным путем.

АБУ БАКР МУХАММАД ИБН ЗАКАРИЙА АР-РАЗИ (865 - 925) - персидский учёный-энциклопедист, врач, алхимик и философ. Ему принадлежат первые в Ара­вийской литературе энциклопедические труды "Всеобъемлющая книга по медицине" (25-томов). "Медицинская книга" (10-томов). Ар-Рази одним из первых высказал предположение об инфекционной природе некоторых заболеваний. В труде «Об оспе и кори» он дал классическое описание этих болезней, особо отметив невосприимчивость к повторному заболеванию; применял оспопрививание для предотвращения заболевания. Ар-Рази ввёл в медицинскую практику составление истории болезни для каждого больного, использование гипсовой повязки для иммобилизации конечности при переломах. Одним из первых начал применять вату при перевязках и кетгут при сшивании ран; описал специальный инструмент для извлечения инородных тел из глотки.

 



infopedia.su

3.4. Философия и наука в эпоху Средневековья

Средневековье длилось более тысячи лет (V-XVI) вв. Этот период всемирной истории, который следует за историей Древнего мира и предшествует Возрождению – связующему звену между Средневековым и Новым временем. В этот период происходят огромные изменения в мировой истории: разрушилась римская империя (5 в. н.э.), затем Византия (XV в.). Варварские племена после завоевания Рима создали на европейском континенте собственные государства (с развивающейся национальной культурой).

Западноевропейский тип цивилизации складывался на основе синтеза античного наследия, христианства и варварского языческого мира. Главную роль в становлении и развитии средневековой культуры сыграло христианство. Но большое значение в формировании единой средневековой цивилизации сыграла и латынь, сохранившая своё значение как язык церкви, государственного делопроизводства, международного общения, науки и учености. В средние века – умение «читать» - это умение читать по-латыни. Латинский язык в средние века был сакральным языком, гарантом единства веры и основой развития науки.

В Эпоху средневековья философии и науке были присущи теологизм и догматизм, они обслуживали социальные и практические потребности религиозной культуры. В этих условиях наука была вынуждена согласовывать свои истины («истины разума») с богословскими догмами («истинами веры»). Задача научного исследования направляется на достижение благодати и спасения.

Историческая периодизация средневековой культуры и философии:

1. Переходный этап (I-V) вв. – этому периоду

  • соответствует развитие Апологетики (II-III) вв. (от греч. apologia – восхваление, защита) – философии защитников церкви, для которой характерно полное отрицание достижений античной культуры, полное преобладание веры над разумом, религии над наукой,

  • становление Патристики (III-IX) вв. – философии Отцов Церкви (от лат. pater – отец), для которой характерно стремление к рациональному обоснованию положений веры. Один из ведущих представителей Западной патристики – Аврелий Августин (354-430) гг.

2. Раннее Средневековье (V-IX) вв. – дальнейшее развитие патристики, интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики на основе синтеза с философией Платона и неоплатонизма.

3. Высокое Средневековье (X-XIII) вв. – формируется третий этап средневековой философии и науки - Схоластика (от лат. cxholia – школа) – систематизация христианской философии под влиянием наследия Аристотеля. Одним из важнейших представителей схоластики Фома Аквинский (1225-1274) гг. формирует главный принцип схоластики «гармония веры и разума», религии и науки.

4. Позднее Средневековье (XIV-XVI) вв. – дальнейшее развитие схоластики, расцвет Оксфордской школы (Р. Гроссетет, Р. Бэкон, У. Оккам и др.)

Формирование системы образования в эпоху раннего Средневековья. Роль Северина Боэция (480-524 гг.), «последнего римлянина» в создании концепции семи свободных искусств и сохранении античного культурного наследия в образовании. Флавий Кассиодор (487-578) – основатель «Вивария» - первого проекта европейского университета, «центра утешения и образования». Бенедикт Нурсийский (480-547) – создатель первого устава монашеской жизни, в XX веке присвоен титул «Патрона и Отца Европы». Монастыри как культурно-образцовые, просветительские центры, центры научных знаний и их трехчастная структура: библиотека (сохранение знаний), скрипторий (распространение знаний), школа (подготовка носителей знаний). Монастыри как очаги организованного и концентрированного труда, центры внедрения передовых методов земледелия, развития строительства и ремесел. Творчество Аврелия Августина, «Учителя Запада» как энциклопедия христианской культуры.

Культура средневековья не только сохранила объем знаний, доставшихся от античной цивилизации, но и внесла существенный вклад в науку:

  • открытие христианством истории и отказ от круговорота событий;

  • внимание к личной духовной жизни и выработка методов интроспективного анализа;

  • совершенствование логико-грамматических процедур анализа и т.д.

Арабская наука и её влияние на западную культуру

В (VII-IX) вв. в связи с арабскими завоеваниями обширных территорий (земли Ирана, Северной Африки, азиатских провинций Византии, части римской империи) образовался арабский халифат. Арабский мир сыграл большую роль в развитии науки в эпоху Средневековья. Труды ученых разных стран, которые оказались на территории халифата, переводятся на арабский язык. В городах халифата строились обсерватории, создавались библиотеки при дворцах и мечетях. Багдад – первый научный центр (кон. VIII – нач. IX) вв., там были сосредоточены ученные, переводчики, переписчики из разных стран, располагалась библиотека, работала своеобразная академия «Дом Мудрости», на базе которой была создана обсерватория. В XI веке Запад оказался под сильным влиянием восточной культуры. Традиции античной науки были спасены от забвения арабскими учеными: на арабский язык были переведены «Альмагест» Птолемея, труды Аристотеля, «Начала» Евклида, труды Архимеда и др. Будучи по-преимуществу прикладной и практической арабская наука достигла больших успехов в области медицинских, математических, астрономических знаний.

Достижения арабских ученых:

Мухаммед ибн Мусса ал-Хорезми (780-850) гг. – создатель книг по арифметике, которые в XII в. были переведены на латынь и четыре столетия служили в Европе учебными пособиями; заложил основы алгебры.

Аль-Фараби (870-950) гг. – первым среди арабских ученых осмыслил и доработал логическое наследие Аристотеля, написал комментарии ко всем его книгам и несколько собственных работ по логике. Получил титул «Второй учитель» (Первым считался Аристотель).

Аль-Бируни (973-1048) гг. – ученый – энциклопедист. В его произведениях трактовались вопросы математики, астрономии, физики, географии, геологии, ботаники, этнографии, истории. Сделал предположение о возможности вращения Земли вокруг Солнца.

Омар Хайям (1048-1131) – великий иранский поэт, философ, ученый. Автор знаменитых четверостиший, «рубай». Написал комментарий к «Началам» Евклида, в области астрономии ввел солнечный календарь.

Абу Али ибн Сина (Авиценна) (980-1037) гг. – философ, математик, астроном, врач, чей «Канон врачебной науки» снискал мировую славу.

Ибн Рушд (Аверрох) (1126-1198) гг. – философ, естествоиспытатель, добился больших успехов в алхимии, автор медицинских трудов, комментатор Аристотеля. Стремился объединить философию с мусульманской религией.

Арабские ученные называли свое знание натуральной магией, которая понималась как знание скрытых сил и законов Вселенной. Широко известна деятельность арабских ученных в области алхимии, которая хотя и преследовала недостижимые цели (превращение неблагородных металлов в благородные), но в процессе этих многовековых поисков были открыты новые элементы (ртуть, сера), впоследствии используемые химией. Итак, натуральная магия, алхимия, астрология – те области знания, которые подготавливали возможность рождения современной науки.

Организация науки в средневековых университетах в эпоху

Высокого Средневековья

Если в предшествующий период основными центрами культуры и науки были монастыри и церкви, то с XI в. эта роль переходит к европейским городам. Расцвет средневековых европейских городов (с XI в.) как центров зарождения нового мировосприятия – важный фактор развития средневековой цивилизации. Развитие ремесел, массовых форм обмена, которые пришли на смену натуральной форме хозяйства, распространение письменной культуры, образование различных союзов (городов-коммун, гильдий купцов, корпораций мастеров и ремесленников и т.д.). Образование университетов (от лат. universitas – общность, совокупность) – свободных ассоциаций преподавателей и студентов с целью получения и передачи знаний – очагов образования и движения научной мысли, центров культурной жизни Европы. В 1119 г. – был основан Болонский университет, в 1167 г. – Оксфордский, в 1209 г. – Кембриджский, в 1215 г. – Парижский, а позже университеты в Неаполе, Праге, Кракове. В конце XVI века в Европе насчитывалось 63 университета. Формирование структуры университетского образования.

Младший факультет (артистический), выполнявший функцию введения в образование, состоял из семи «свободных искусств»:

  • тривиум (трехпутье) включал грамматику, риторику, логику;

  • квадривиум (четерехпутье) – арифметику, геометрию, астрономию, музыку.

Закончившие этот факультет получали степень бакалавра.

Старший факультет включал собственно образовательные дисциплины и каждый мог выбрать: либо право, либо медицину, либо теологию. Этот факультет давал возможность получения степени магистра или доктора.

Научная мысль XIII – XIV вв. в основном концентрировалась в двух университетских центрах – Парижа и Оксфорда. Парижский университет – центр схоластической, теологической мысли; Оксфордский, оставаясь в традициях схоластики, становится центром естественнонаучной мысли Средневековья.

Господство схоластики в средневековых университетах. Схоластика – система религиозной философии, занимающаяся логическим анализом философских понятий и религиозных догм. Схоластический метод как способ познания путем обращения к Авторитету (тексты Библии, Аристотеля, Отцов Церкви), из которых с помощью дедукции выводились заключения. Формирование экзегетики, искусства интерпретации Библии, схоластической учености с её рассудочными способами обоснования знания, при которых сталкиваются тезис и антитезис, аргументы и контраргументы. Рационализм схоластического мышления (диспуты, практика логического обоснования аргументов, разработка формально-логических процедур, фиксированных правил рассуждения) как база для становления научного мышления. Фома Аквинский – систематизатор схоластики. Гармония веры и разума как схоластический идеал знания. Средневековая иерархическая картина мира. Борьба между реализмом и номинализмом в рамках схоластической традиции по поводу универсалий (от лат. univeralis – общий), общих понятий. Реалисты утверждали, что универсалии (общие понятия) существуют реально, «до вещей» и отдельно от вещей (Ф. Аквинский). Номиналисты (от лат. nomen – имя) были убеждены, что универсалии (общие) не присутствуют «до вещей», в объективной реальности (они лишь слова и имена, например белизна, плотность). Универсалии существуют лишь «после вещей» в человеческом мышлении (У. Оккам). В реальности существует единичные вещи.

Оксфордский университет и формирование идеалов опытного знания в культуре позднего Средневековья

Историки средневековой науки отмечает что в XIV-XV веках естествознание близко подошло к созданию методов новой науки. Были возрождены натуралистические труды Аристотеля. Развиваются идеи о том, что умозрительные науки не могут обойтись без экспериментальных исследований, способных открыть перед учеными тайные силы и законы Вселенной. Большую роль в развитии и распространении естествознания сыграл Оксфордский университет. Основатель школы Роберт Гроссетест (1175-1253) – «Большеголовый». Написал труд «О свете или начале форм». Его научные интересы: оптика, математика, астрономия. В его работах проводится мысль о том, что изучение природы начинается с опыта, затем выдвигаются гипотезы, из которых дедуктивно выводятся следствия, за которыми вновь идет опытная проверка. Роль творчества Гроссетеста в формировании идеалов опытного знания.

Ученик Гроссетеста – Роджер Бэкон (1214-1292), называли удивительным доктором (doctor mirabilis). Схоластике он противопоставил программу практического назначения знания. В своих исследованиях отталкивался от наблюдений и критически воспринимал тогдашнюю склонность принимать что-либо на веру, безоглядно доверяя авторитетам. Выдвигал идеи создания, предвосхищая будущие открытия: судов без гребцов, колесниц без коней, летательных аппаратов. Рассматривал три основных способа познания: с помощью авторитета (веры), доказательства (рассуждения) и опыта. «Опытная наука – владычица умозрительных наук». Впервые ввел понятие «опытной науки». Она – источник истин и включает в себя физику, алхимию, астрономию, астрологию, медицину.

Уильям Оккам (1300-1349) – английский философ (номиналист) и логик. Отстаивал идеи номинализма, согласно которым существуют только единичные вещи и интенция – устремление человеческой души на предмет познания. Выделял две разновидности знания: интуитивное (наглядное) и абстрагированное (это общие знание). Обращение к методологическим проблемам: «двойственность истины», «Бритва Оккама» («Сущностей не следует умножать без необходимости»). Выделял два рода наук: реальные (о самих вещах) и рациональные (о понятиях). В логике разработал теорию общих понятий – «терминизм». Термин – простейший элемент всякого знания, выраженного словом. Будучи единичным, оно становится общим в уме, поэтому универсалии трактуются как знаки.

Заслугой Средневековья перед наукой можно считать создание системы высшего образования, корпоративной организации профессиональной деятельности, многие черты которой (подготовка кадров, экзамены на звание, система присвоения ученых степеней, организация диспутов и т.д.) были воспроизведены в последующем развитии науки. Кроме того в цеховых организациях были сделаны поразительные успехи в инструментальном оснащении научных исследований (линзы, часы, весы, очки и т.д.)

С одной стороны, Средневековье продолжает традиции античности, развивая такие познавательные ориентации как созерцательность, склонность к интеллектуальному умозрению и абстрактными теоретическими построениями. С другой стороны, оно порывает с традициями античной культуры и философии и подготавливает переход к мировоззренческим ориентациям Возрождения и Нового времени. Это проявляется, в частности, в том, что познание все более направляет свои усилия в русло достижения практических эффектов в опытах магии и алхимии, в сфере ремесленной технической деятельности, предполагающей опытную проверку явлений. В этом смысле можно говорить, что в эпоху позднего Средневековья формируются определенные предпосылки будущей экспериментальной науки. Но деятельность натуральных магов (Р. Гросетеста, Р. Бэкона, У. Оккама и др.) ещё не порождала подлинно научного метода познания, соединяющего в себе абстрактно-математическую культуру мышления и эксперимент.

Как известно, современную науку определяет единство эмпирической и теоретической познавательной деятельности. В античной и средневековой культуре эти два компонента были противопоставлены, а поэтому разобщены. Теоретические занятия считались уделом абстрактного интеллекта и обнаруживали себя в рамках семи свободных искусств. Эмпирические (опытно-экспериментальные) знания проходили по ведомству механических или несвободных искусств и оценивались как тот или иной вид ремесла. Синтез эмпирического и теоретического компонентов познавательной деятельности станет возможным только на основе тех глубинных изменений в мировоззренческом строе культуры, которые произойдут в эпоху Ренессанса.

studfiles.net

Найдите в интернете или других источниках информации сведения об ученом или путешественнике Древнего мира (Средневековья) и подготовьте

Вклад Эратосфена в географическую науку Заслуга Эратосфена заключается еще и в том, что он первым попытался измерить размеры земного шара (а именно длину его окружности). Разумеется, он уже тогда считал, что наша Земля имеет форму шара. В результате проведенных измерений у него получилось довольно точное число - 39 590 километров (истинная длина земного экватора составляет около 40 000 км)! Как же Эратосфену удалось так точно вычислить размеры Земли? Ведь у него не было точных приборов и приспособлений, да и подняться в космос он тоже, разумеется, не мог. Главным инструментом ученого было... Солнце! Для своих измерений он взял два города: Александрию и Сиену. Когда Солнце находилось в зените над Сиеной, он вычислил, что в Александрии небесное светило "отстает" на 1/50 часть полного круга. Зная точное расстояние между двумя городами, Эратосфен умножил его в 50 раз и получил длину земного круга! В «Географии» (Geographika) в 3 книгах Эратосфен представил первое систематическое научное изложение географии. Он начал с обзора того, что было достигнуто греческой наукой в этой области на тот момент. Эратосфен понимал, что Гомер был поэтом, поэтому он выступал против трактовки «Илиады» и «Одиссеи» как кладезя географических сведений. Зато ему удалось по достоинству оценить информацию Пифея. Создал математическую и физическую географию. Он также высказал предположение, что если плыть от Гибралтара на запад, то можно доплыть до Индии (это положение Эратосфена косвенным путем достигло Колумба и подсказало ему идею его путешествия). Эратосфен снабдил свое произведение географической картой мира, которую, по сведениям Страбона, критиковал Гиппарх Никейский. В трактате «Об измерении Земли» на основании известного расстояния между Александрией и Сиеной (современный город Асуан), а также разницу угла падения солнечных лучей в обоих местностях, Эратосфен высчитал длину Экватора (итог: 252 тысячи стадий, то есть примерно 39 690 км, подсчет с минимальной ошибкой, поскольку истинная длина экватора составляет 40 120 км).

www.soloby.ru

Наука в Средние века

  1. Развитие науки и образования в средние века в Европе.
  2. Наука на средневековом Востоке.
  3. Особенности науки в средние века.
  4. Задание.
  5. Список использованной литературы.

Развитие наук в средневековой Европе

Европейские средние века долгое время считались эпохой дикости, невежества и технического застоя. Между тем, именно этой эпохе человечество обязано таким выдающимся достижениям, как изобретение книгопечатания, огнестрельного оружия и механических часов, массовое внедрение в производство водяных и ветряных мельниц, разработка технологий дальнего мореплавания и многое другое, без чего были бы невозможны ни географические открытия ХVI в., ни научная революция ХVII в., ни промышленная революция ХVIII в.

В средние века в Европе сложились такие социально-культурные условия, благодаря которым именно в Европе оказалось возможным массовое внедрение технических новинок в различные производственные процессы. Так, водяные мельницы использовались еще в античности и на Востоке, но это использование осуществлялось лишь в рамках одного технологического процесса (например, обмолота зерна). В Европе же мельницы уже в XII в. стали основой подлинной промышленной революции: их применяли практически во всех сферах производства того времени. Аналогичным образом, изобретенный в Китае порох стал основой для создания новых видов вооружения, компас позволил осуществить транс-океанические путешествия и т.д. По сути, средневековая Европа стала первой цивилизацией, в которой, в отличие от культур античности и Востока, сформировалось принципиально новое отношение к труду и природе, в рамках которого применение различных технических устройств начало рассматриваться не как сугубо вспомогательное, не меняющее традиционного взгляда на мир, а как средство его активного преобразования.

Для средневековой науки в средние века характерно было выделение свободных искусств, что составляет заимствование из древнеримской культуры. Марциан Капелла (V в.) в книге «Сатирикон, или о бракосочетании филологии и Меркурия» выделял 7 искусств: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

Все свободные искусства делились на две части, образуя «тривиум» и «квадривиум». В тривиум входили: грамматика, риторика, диалектика (логика). Квадривиум образовывали арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Следующий шаг в развитии образования делает Кассиодор (487-575 г.г.) - придворный короля Теодориха. В своём трактате «Руководство к божественной и мирской словесности, или об искусствах и научных дисциплинах» он предлагал соединить все науки с христианством, т.е. «…точное понимание Писания возможно только при обладании начальным знанием. Поэтому церковь должна контролировать развитие науки и образования. Происходит подчинение науки религией, идеологизация науки».

В раннем средневековье Парижский университет стал центром культурной и идейной жизни средневековья. У истоков его образования стояли Пьер Абеляр (1079-1142 г.г.), Пётр Ломбардский, Жильбер де ля Порре (1076 - 1154 г.г.) и др.

Обучение в Университете было длительным. Студент ещё в молодые годы (в 12 лет) должен был поступить на факультет свободных искусств. В 18 лет он получал звание «бакалавр свободных искусств». После этого он мог обучаться на теологическом факультете и после 8 лет обучения получить звание «бакалавра теологии». Затем бакалавр теологии под руководством магистра 2 года должен был заниматься комментированием Священного Писания и 2 года - комментированием «Сентенций» - свода теологического знания. После этого (в 30 лет) он становился «полным бакалавром». Затем 4 года он должен был принимать участие в диспутах и произносить проповеди. Только после этого он получал (в 34 года) право на чтение лекций и из бакалавра становился магистром теологии.

В науке в средние века существовало три тенденции.

Джованни Фаданца (Бонавентура) (1221-1274 г.г.) отстаивал тезис о том, что всякое знание - теологическое.

Сигер Брабантский (1235-1282 г.г.) отстаивал идеи о различии теологического и научного знания и автономии науки от теологии.

Промежуточную позицию занимал Фома Аквинский (1224-1274 г.г.). Он признавал различие между теологическим и научным знанием, но объявил теологическое знание более высоким. Фома Аквинский также признавал разделение знания на три сферы, но отстаивал тезис об их автономии и независимости. «Это не значит, что они равноправны с теологией. У них - разная возможность в постижении истины. Наиболее высокими истинами обладает теология»: утверждал он.

Впервые разделение знания на три сферы - теологию, философию и науку - ввёл Альберт фон Больштедт (Великий) (1193-1280 г.г.), но он считал, что это всё в целом христианское знание. Поэтому теология - выше науки и философии и последние не могут быть автономными, независимыми от теологии.

В основном, проблематика соотношения теологии, философии и науки - традиционное направление исследований Парижского университета. Но в средние века наряду с Парижским университетом сложился второй центр культуры, в Англии - Оксфорд. Здесь в основном изучали древние языки, математику, астрономию наряду с теологией. Именно для этой школы характерно обращение к «опыту». «Опыт» - отношение теолога к богу, и отношение учёного к природе. Существует сфера физического познания - отношение к природе и сфера религиозного опыта - мистическое озарение. Отсюда - есть наука, и есть теология.

Во многом «тормозом» развития науки и образования выступила идеология - религия, христианство. Попытки освободиться от влияния христианства предпринимались на всём протяжении средневековья, особенно в период его упадка, но эти попытки были непоследовательными. Одной из таких попыток выступало учение о двойственности истин: есть истины божественные, истины Писания, и есть истины научные. Но высшие истины - истины теологии.

Научная мысль и развитие науки в средние века в Европе отставали от развития культуры арабского Востока. В конце X в. библиотека Фатимидов в Каире насчитывала более 600 000 томов. Знаменитая библиотека Сорбонны к 1340 г. имела у себя только 1720 изданий.

Наука и образование в средние века на Востоке

Западная Европа в эпоху раннего средневековья представляла унылую картину. Редкие деревушки и еще более редкие помещичьи усадьбы были отдельными мирками, слабо связанными между собой, феодал получал все необходимое от своих крепостных, съестные припасы, одежду, обувь, оружие.

Вся духовная жизнь средневековья, просвещение, искусство, наука — была подчинена церкви.

Средневековый Восток был богаче и культурнее. Столица арабского халифата - Багдад - была украшена роскошными дворцами халифа и его визирей, шумные базары заполняла пестрая разноязычная толпа. Арабские купцы снаряжали караваны и морские суда, в городах выделывались богатые ткани, ковалось замечательное оружие, изготовлялись золотые и серебряные украшения. Восток славился пряностями и сладостями, ароматическими веществами. Это был совсем другой мир, мир роскоши и богатства, построенный на труде рабов и крепостных. В этом мире могла найти приют и дать толчок новым знаниям гонимая христианской церковью наука древности.

Широкая торговля давала богатый материал для математических задач, дальние путешествия стимулировали развитие астрономических и географических знаний, развитие ремесла способствовало развитию экспериментального искусства. Поэтому новая математика, удобная для решения вычислительных задач, берет начало на Востоке.

Хорезмиец Абу Абдалла Мухаммед ибн Муса аль-Хорезми (780 – 850 г.г.), работавший в эпоху просвещенного халифа аль-Мамуна, был автором арифметики и трактата по алгебре. Из арифметического трактата Европа познакомилась с индийской позиционной системой чисел и употреблением нуля, арабскими цифрами, арифметическими действиями с целыми числами и дробями. Алгебраический трактат Хорезми дал имя новому разделу математики — алгебре («Аль-Джабар») В трактате Хорезми решаются линейные и квадратные уравнения.

Последующие за Хорезми ученые развили новые идеи, заимствовав их, в свою очередь, у индийских математиков, и в XII в. в Европе уже появляются переводы трактатов Хорезми и других восточных авторов. К началу научной революции Коперника - Галилея новая нумерация, алгебра и тригонометрия были не только освоены, но и развиты европейскими учеными.

Значительный вклад в развитие естественных наук внес Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни (Бируни). Он производил точные определения плотностей металлов и других веществ с помощью изготовленного им «конического прибора». «Конический прибор» Бируни представлял собой сосуд, суживающийся кверху и оканчивающийся цилиндрической шейкой. Посредине шейки было проделано небольшое круглое отверстие, к которому была припаяна изогнутая трубка соответствующего размера. В сосуд наливали воду. Куски металла, плотность которого определялась, опускали в сосуд, из которого через изогнутую трубку выливалась вода в объеме, равном объему исследуемого металла. Шейка была достаточно узкой («шириной с мизинец»), чтобы «подъем воды был заметен и при опускании того, что по объему равно зерну проса». Сама же трубка после ряда опытов была заменена желобком, чтобы вода по нему стекала без задержки. По измерениям Бируни плотность золота, переведенная на современные единицы измерения, равна 19,5, ртути -13,56.

При сравнении с современными данными результаты Бируни оказываются весьма точными. К сожалению, они стали известны в Европе очень поздно. Русский консул в Америке Н. Ханыков в 1857 г. нашел рукопись аль-Хазини под названием «Книга о весах мудрости» В этой книге приведены извлечения из книги Бируни «Об отношениях между металлами и драгоценными камнями в объеме», содержащие описание прибора Бируни и полученные им результаты.

Сам аль-Хазини продолжал исследования, начатые Бируни, с помощью специально сконструированных им весов, которые он назвал «весами мудрости». Их основными частями являлись градуированное коромысло, и пять чашек, которые можно было передвигать по коромыслу и подвешивать одну под другой. Аль-Хазини так описывал эти весы:

  • отличают изменение веса на один мискаль (4,464 г), хотя полная нагрузка составляет 1000 мискалей;
  • отличают чистый металл от подделки;
  • дают сведения о компонентах металлических тел без отделения одного от другого;
  • позволяют определить вещество взвешиваемого предмета по его виду, отличаясь от других весов, которые не отличают золото от камня.

Таким образом, «весы мудрости» позволяли решать ряд практических задач: определять чистоту металла, распознавать сплавы, устанавливать истинную ценность денежной монеты, отличать подлинные камни от подделок.

Замечательны практические указания, приведенные Бируни о воде, применяемой при определениях плотности. Он указывал на необходимость пользоваться водой из одного и того же источника, в одних и тех же условиях «в связи с воздействием на ее свойства четырех времен года и зависимостью ее от состояния воздуха». Таким образом, Бируни знал, что плотность воды зависит от содержания в ней примесей и от температуры.

Бируни производил также точные астрономические и географические измерения. Он наблюдал и описал изменение цвета Луны при лунных затмениях, явление солнечной короны при полных затмениях Солнца. Бируни вел обширную переписку со знаменитым ученым, древнего города Хорезма, Абу Али ибн Синой (Авиценной, 980—1037 г.г.), с которым он обсуждает ряд естественнонаучных вопросов и физику Аристотеля. Бируни резко критикует многие утверждения Аристотеля, тогда как Абу Али ибн Сина выступает в роли защитника Аристотеля.

Священные знания древних лекарей стали одним из важных источников учения Абу Али ибн Сины (Авиценны). Его произведение «Канон врачебной науки» во многом основывается на астрономических наблюдениях, явлениях, происходящих в космическом пространстве, и их неразрывной связи с человеком. В этом фундаментальном труде Авиценны описано воздействие лунных фаз на состояние человека, особо подчеркивается зависимость результатов лечения от времени применения лекарств.

Восточные народы издревле использовали целебную силу растений. Выдающийся врач Авиценна тысячу лет назад завещал своим потомкам изучать и активно применять лекарственные травы и коренья. Многие из лекарственных растений, описанных в трудах Авиценны, обобщающих многовековой опыт, использовались еще во времена древних целителей Галена, Диоскорида и Теофраста.

Народные лекари многих стран на протяжении многих столетий использовали рекомендации Авиценны. Но и в нашей современной медицине, основанной на данных научных исследований и экспериментов, для получения лекарственных препаратов нередко используются в качестве сырья многие виды растений, описанных знаменитым целителем.

Авиценна в своих трудах часто упоминал о многих других растениях, произрастающих в Туркменистане. Например, о мандрагоре, солодке, шиповнике, афитимуне (повилике) и т.п.

В поэме о медицине (урджуза) Авиценна пишет:

Лекарства я подробно описал,Характер свойств, мизаджей и начал.Одни принять вовнутрь лекарства нужно,Другие применяются наружно.Того, что исцеляет, в мире естьНемало, снадобий не перечесть.Все важно:местожительство, природа,Цивилизация и время года.Все изучи, описанное мной,И организму дай мизадж иной.

Большое развитие оптики, как науки способствовали труды Алхазена. Он занимался исследованием преломления света, разработал метод измерения углов преломления и показал экспериментально, что угол преломления не пропорционален углу падения. Хотя Алхазен не нашел точной формулировки закона преломления, он существенно дополнил результаты Птолемея, показав, что падающий и преломленный лучи лежат в одной плоскости с перпендикуляром, восстановленным из точки падения луча. Алхазену было известно увеличивающее действие плоско-выпуклой линзы, понятие угла зрения, его зависимость от расстояния до предмета. По продолжительности сумерек он определил высоту атмосферы, считая ее однородной.

«Книга оптики» Алхазена была переведена на латинский язык в XII в. Однако считалось, что это сочинение — копия труда Птолемея. Только после того как было найдено и опубликовано сочинение Птолемея, стало ясно, что оптика Алхазена — это оригинальный труд, развивающий достижения древних ученых. То, что Алхазен есть не кто иной, как арабский ученый Ибн аль-Хайсам, выяснилось только в XIX в.

Большой вклад в развитие системы счисления и нумерации внесли индийские ученные. Современная десятичная позиционная система счисления возникла на основе нумерации, зародившейся не позднее 5 в. в Индии. До этого в Индии имелись системы счисления, в которых применялся не только принцип сложения, но и принцип умножения (единица какого-нибудь разряда умножается на стоящее слева число). Аналогично строились старо-китайская система счисления и некоторые др. Если, например, условно обозначить число 3 символом III, а число 10 символом X, то число 30 запишется как IIIX (три десятка). Такие системы счисления могли служить подходом к созданию десятичной позиционной нумерации.

Десятичная позиционная система счисления даёт принципиальную возможность записывать сколь угодно большие числа. Запись чисел в ней компактна и удобна для производства арифметических операций. Поэтому вскоре после возникновения десятичная позиционная система счисления начинает распространяться из Индии на Запад и Восток. В IX в. появляются рукописи на арабском языке, в которых излагается эта система счисления, в X в. десятичная позиционная нумерация доходит до Испании, в начале XII в. она появляется и в других странах Европы. Новая система счисления получила название арабской, потому что в Европе с ней познакомились впервые по латинским переводам с арабского. Только в XVI в. новая нумерация получила широкое распространение в науке и в житейском обиходе. В России она начинает распространяться в XVII в. и в самом начале XVIII в. вытесняет алфавитную. С введением десятичных дробей десятичная позиционная система счисления стала универсальным средством для записи всех действительных чисел.

Особенности науки в средние века

В период поздних средних веков (XIV—XV вв.) постепенно осуществлялся пересмотр основных представлений античной естественнонаучной картины мира, и складывались предпосылки для создания нового естествознания, новой физики, новой астрономии, возникновения научной биологии. Такой пересмотр связан, с одной стороны, с усилением критического отношения к аристотелизму, а с другой стороны, с трудностями в разрешении тех противоречий, с которыми столкнулась схоластика (средневековая университетская наука; от слова shola – школа) в логической интерпретации основных религиозных положений и догматов. Одно из главных противоречий, попытки разрешения, которого приводили к «разрушению» старой естественнонаучной картины мира, состояло в следующем: как совместить аристотелевскую идею замкнутого космоса с христианской идеей бесконечности божественного всемогущества?

Римско-католическая церковь с самого начала установила монополию на интеллектуальное образование, она использовала некоторые знания античности при организации епископских и монастырских школ.

В период средних веков в Европе были основаны: во Франции Парижский Университет, в Италии знаменитые школы, как Болонская юридическая и Салеринская медицинская и Неопалитанский университет, Оксфордский и Кембриджский университеты в Англии, Саламанский университет в Испании. В конце XV в. в Западной Европе насчитывалось уже 65 университетов. Занятие в университетах обычно проходили в форме лекций: профессора и магистры читали и комментировали труды авторитетных церковных и античных авторов. Устраивались публичные диспуты на темы богословского и философского характера, в которых участвовали профессора, нередко на них выступали студенты. Преподавание в средневековых университетах велось на латинском языке.

Наука в середине века была в основном книжным делом, она опиралась главным образом на абстрактное мышления. При непосредственном обращении к природе она пользовалось, как правило, методами наблюдения и эксперимента; видела свою цель не в том, чтобы способствовать преобразованию природы, а стремилась понять мир таким, каким он предстает в процессе созерцания, не вмешивающегося в естественных ход событий и не руководствующегося соображениями практической пользы.

Алхимия представляло собой специфический феномен культуры в средние века - нечто целостное, включающее в себя такие компоненты, как научные обобщения и фантазии, рациональная логика и мифология. Алхимический рецепт - это форма познания природы, связанная с особенностями средневекового мышления.

Основной прогресс в области естественных наук в Европе в этот период шел по линии обобщения и осмысления накопленной информации. Так, немец Агрикола I (1494-1555 г.г.) собрал и систематизировал сведения о рудах и минералах и описал технику горнорудного дела. Швейцарец Конрад Геснер (1516-1565 г.г.) составил фундаментальный труд «История животных». Появились первые в европейской истории многотомные классификации растений, в Европе были заложены первые ботанические сады. Знаменитый швейцарский врач Ф.А. Парацельс (1493-1541 г.г.), основоположник гомеопатии, изучал природу человеческого организма, причины болезней, методы их лечения. Весалий (1514-1564 г.г.), родившийся в Брюсселе, учившийся во Франции и Италии, автор труда «О строении человеческого тела», заложил основы современной анатомии, и уже в XVII в. идеи Весалия были признаны во всех европейских странах. Английский ученый Уильям Гарвей (1578-1657 г.г.) открыл кровообращение у человека. Большую роль в развитии методов естествознания сыграл англичанин Френсис Бэкон (1564-1626 г.г.), утверждавший, что истинное знание должно основываться на опыте.

В области физики можно назвать целый ряд великих имен. Это Леонардо да Винчи (1452-1519 г.г.). Гениальный ученый, поэт и художник, он составил технические проекты, намного опередившие его время чертежи механизмов, станков, аппаратов, включая проект летающей машины. Я считаю, что по достижениям и открытиям Леонардо да Винчи можно было бы написать в отдельную работу, т.к. описания всех изобретений сделанных им заняли бы всю контрольную работу.

Крупный вклад в развитие физики внес итальянец Галилео Галилей (1564-1642 г.г.), активно изучавший кинематику, динамику, сопротивление материалов, акустику, гидростатику. Однако еще большую известность он получил как астроном. Он впервые сконструировал телескоп и впервые в истории человечества увидел громадное количество звезд, невидимых для невооруженного глаза, горы на поверхности Луны, пятна на Солнце. Его предшественником был польский ученый Николай Коперник (1473-1543 г.г.), автор знаменитого труда «Об обращении небесных сфер», в котором он доказывал, что Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вместе с другими планетами вокруг Солнца. Взгляды Коперника были развиты немецким астрономом Иоганном Кеплером, которому удалось сформулировать законы движения планет. Идеи эти разделял и Джордано Бруно, утверждавший, что мир бесконечен и что Солнце является лишь одной из бесконечного числа звезд, которые, как и Солнце, имеют планеты, подобные Земле.

В эпоху Средних веков возросло влияние церкви на все сферы жизни общества. Европейская наука переживала кризис вплоть до XII-XIII вв. В это время эстафету движения научной мысли Древнего Мира и античности перехватил Арабский мир, сохранив для человечества выдающиеся труды ученых тех времен. Ф. Шиллер писал, что арабы как губка впитали в себя мудрость античности, а затем передали его Европе, перешедшей из эпохи варварства в эпоху Возрождения.

Арабский мир дал человечеству много выдающихся ученых и организаторов науки. Так, например, аль-Хорезми был выдающимся астрономом и одним из создателей алгебры; Бируни - выдающийся естествоиспытатель, астроном, историк, географ, минералог; Омар Хайям - философ и ученый, более известный как поэт; Улугбек - великий астроном и организатор науки, один из наследников Тимура Улугбек, а также Джемшид, Али Кушчи и многие другие ученые. Труды Абу Абдалла Мухаммед ибн Муса аль-Хорезми, вошедшем в историю культуры как крупнейший ученый первой половины IX века сыграли огромную роль в развитии математики и естествознания, вначале в обширном регионе распространения арабо-язычной культуры, а затем - с XII века после перевода его сочинений на латинский язык - и в Европе. Тот период в истории отечественной культуры и науки можно с полным основанием охарактеризовать как центрально-азиатский ренессанс, или эпоху возрождения, ведь тогда в этом регионе функционировали крупные научные центры и работали выдающиеся ученые своего времени.

Хорошо известно, что в средние века город Мерв был центром культуры и научной мысли. Правители того времени всячески поддерживали развитие наук и искусства. Именно поэтому труды ученых, работавших в Мерве, оказали большое влияние на последующее формирование научных школ Востока и Запада, поскольку в Мерве работали не только туркмены, но и греки, арабы, евреи и представители других национальностей.

Я считаю, что ученые в средние века являлись «универсальными» учеными, т.к. занимались одновременно разными науками. Таким образом, большая наука того времени объединяла талантливых людей, независимо от их национальности. Это подтверждает известную мысль о том, что в странах, где успешно развивается наука, царит дружба и согласие, наблюдается рост благосостояния народа, культура, образование и искусство достигает невиданных высот.

Задание

Нумерация (счисление), совокупность приёмов наименования и обозначения чисел. Наиболее совершенным принципом представления чисел является позиционный (поместный) принцип, согласно которому один и тот же числовой знак (цифра) имеет различные значения в зависимости от того места, где он расположен. Такая система счисления основывается на том, что некоторое число n единиц (основание системы счисления) объединяется в одну единицу второго разряда, n единиц второго разряда объединяются в одну единицу третьего разряда и т. д. Основанием системы счисления может быть любое число, большее единицы. К числу таких систем относится современная десятичная система счисления (с основанием n = 10). В ней для обозначения первых десяти чисел служат цифры 0, 1,... и т.д.

Несмотря на кажущуюся естественность такой системы счисления, она явилась результатом длительного исторического развития. Возникновение десятичной системы счисления связано со счётом на пальцах. Имелись системы счисления и с другим основанием: 5, 12 (счёт дюжинами), 20 (следы такой системы сохранились во французском языке, например «quatre-vingts», т. е. буквально четыре-двадцать, означает 80), 40, 60 и др. При научных исследованиях и при вычислениях на современных вычислительных машинах часто применяется система счисления с основанием 2.

У первобытных народов не существовало развитой системы счисления. Ещё в 19 в. у многих племён Австралии и Полинезии было только два числительных: один и два; сочетания их образовывали числа: 3 — два-один, 4 — два-два, 5 — два-два-один и 6 — два-два-два. О всех числах, больших 6, говорили: «много», не индивидуализируя их.

С развитием общественно-хозяйственной жизни возникла потребность в создании систем счисления, которые позволили бы считать и обозначать всё большие совокупности предметов. Одной из наиболее древних систем счисления является египетская иероглифическая нумерация, возникшая ещё за 2500—3000 лет до н. э. Это была десятичная непозиционная система счисления, в которой для записи чисел применялся только принцип сложения (числа, выраженные рядом стоящими цифрами, складываются). Специальные знаки имелись для единицы , десяти , ста и других десятичных разрядов 107. Число 343 записывалось так (здесь. — 300, — 40, —3), в славянской: .

В алфавитных системах счисления запись чисел гораздо короче, чем в предыдущих; кроме того, над числами, записанными в алфавитной нумерации, гораздо легче производить арифметические действия. Однако в алфавитных системах счисления нельзя записывать сколь угодно большие числа. Греки расширили ионийскую нумерацию: числа 1000, 2000,..., 9000 они обозначали теми же буквами, что и 1, 2,..., 9, но ставили штрих внизу слева: так, `a означала 1000, `b — 2000 и т. д.

Для 10 000 был введён новый знак «М». Тем не менее ионийская система счисления оказалась непригодной уже для астрономических вычислений эпохи эллинизма, и греческие астрономы этого времени стали комбинировать алфавитную систему с шестидесятеричной вавилонской - первой известной нам системой счисления, основанной на позиционном принципе. В системе счисления древних вавилонян, возникшей примерно за 2000 лет до н. э., все числа записывались с помощью двух знаков: (для единицы) и (для десяти). Числа до 60 записывались как комбинация этих двух знаков с применением принципа сложения. Число 60 снова обозначалось знаком, являясь единицей высшего разряда. Для записи чисел от 60 до 3600 вновь применялся принцип сложения, а число 36 000 обозначалось тем же знаком, что и единица, и т. д. Однако в силу отсутствия знака для нуля, которым можно было бы отмечать недостающие разряды, запись чисел в этой системе счисления не была однозначной.

Другая система счисления, основанная на позиционном принципе, возникла у индейцев майя, обитателей полуострова Юкатан (Центральная Америка) в середине 1-го тысячелетия н. э. У майя существовали две системы счисления: одна, напоминающая египетскую, употреблялась в повседневной жизни, другая - позиционная, с основанием 20 и особым знаком для нуля, применялась при календарных расчётах. Запись в этой системе, как и в нашей современной, носила абсолютный характер.

Современная десятичная позиционная система счисления возникла на основе нумерации, зародившейся не позднее 5 в. в Индии. До этого в Индии имелись системы счисления, в которых применялся не только принцип сложения, но и принцип умножения (единица какого-нибудь разряда умножается на стоящее слева число). Аналогично строились старо-китайская система счисления и некоторые др. Если, например, условно обозначить число 3 символом III, а число 10 символом X, то число 30 запишется как IIIX (три десятка). Такие системы счисления могли служить подходом к созданию десятичной позиционной нумерации.

Десятичная позиционная система счисления даёт принципиальную возможность записывать сколь угодно большие числа. Запись чисел в ней компактна и удобна для производства арифметических операций. Поэтому вскоре после возникновения десятичная позиционная система счисления начинает распространяться из Индии на Запад и Восток. В IX в. появляются рукописи на арабском языке, в которых излагается эта система счисления, в X в. десятичная позиционная нумерация доходит до Испании, в начале XII в. она появляется и в других странах Европы. Новая система счисления получила название арабской, потому что в Европе с ней познакомились впервые по латинским переводам с арабского. Только в XVI в. новая нумерация получила широкое распространение в науке и в житейском обиходе. В России она начинает распространяться в XVII в. и в самом начале XVIII в. вытесняет алфавитную. С введением десятичных дробей десятичная позиционная система счисления стала универсальным средством для записи всех действительных чисел.

Арабские цифры - набор из десяти символов, ныне использующийся практически во всём мире для записи чисел в десятичной системе счисления.

Арабские цифры происходят от индийских символов для записи чисел. В Индии в V в. н. э. было открыто и формализовано понятие нуля (шунья), которое позволило перейти к позиционной записи чисел.

Арабские цифры были искажёнными изображениями индийских цифр, приспособленными к арабскому письму.

Впервые индийскую систему записи использовал арабский учёный аль-Хорезми .

Арабские числа стали известны европейцам в X—XIII вв. благодаря их изображениям на косточках абака. Для экономии места они изображались боком. Поэтому, в частности, цифры «2» и «3» приобрели ту форму, которую мы знаем.

Европейская цифра «8» никак не связана с арабским эквивалентом. Её изображение происходит из сокращённой записи латинского слова octo («восемь»).

Математические знаки "плюс" и "минус" пришли в Европу из стран арабского Востока. Математики средневекового Востока все действия излагали словами. Интересны соображения, которыми арабские ученые обосновывали свои выводы: «Плюс на плюс дает плюс: друг моего друга - мой друг. Минус на плюс дает минус: враг моего друга - мой враг. Плюс на минус дает минус: друг моего врага - мой враг. И, наконец, минус на минус дает плюс: враг моего врага - мой друг».

Дальнейший прогресс алгебры и арифметики стал возможным только после появления во всеобщем употреблении удобных символов для обозначения действий. Постепенно алгебраические методы проникают в вычислительную практику, в первое время ожесточённо конкурируя с арифметическими. Приспособляясь к практике, итальянские учёные вновь переходят к удобным сокращениям, например вместо слов «плюс» и «минус» стали употреблять латинские буквы «p» и «t» с особой чёрточкой сверху.

В конце 15 в. в математических сочинениях появляются принятые теперь знаки «+» и «-», причём есть указания, что эти знаки задолго до этого употреблялись в торговой практике для обозначения избытка и недостатка в весе.

Большое развитие в средневековье получила астрономия. Сооружались обсерватории, велись наблюдения за небесными светилами. Я уже упоминал об астрономических и геодезических измерениях Бируни. Крупным астрономом был внук знаменитого завоевателя Тимура Улугбек. Он построил в Самарканде обсерваторию, снабдил ее первоклассными по тому времени инструментами. Им были составлены точный каталог звезд и таблица движения планет. Результаты наблюдений, выполненных Улугбеком, характеризуют высокий уровень арабской астрономии.

Астрономические исследования средневековых арабских ученых вместе с другими достижениями арабской науки и техники становились позднее известными в Европе и стимулировали развитие европейской астрономии.

Мною уже упоминалось, что Авиценна был философом, врачом, поэтом, астрономом. Его знаменитый трактат по медицине «Канон врачебной науки», переведенный на латынь, а затем на европейские языки, был в течение ряда веков настольной книгой врачей Запада и Востока. Эта медицинская энциклопедия содержит сведения по анатомии и физиологии человека, терапии, фармакологии, открытия Авиценны в области внутренних и кожных заболеваний.

В XIV—XV вв. главные направления развития европейской математики - расширение понятия числа, совершенствование алгебраической символики, формирование тригонометрии как особой отрасли математики. В трудах Фибоначчи уже существовало ясное понимание природы иррациональных чисел. Н. Орем ввел понятие дробных степеней, а Н. Шюке - отрицательных и нулевых показателей степеней. Немецкий математик И. Мюллер в сочинении «Пять книг о тригонометриях всякого рода» систематически излагал тригонометрию как целостную математическую науку и представлял таблицы тригонометрических функций до седьмого знака.

Можно сказать, что фармакология, тригонометрия (как раздел математики), астрономия, а также другие естественные науки, сформировались именно в период средневековья.

Список использованной литературы

  1. Гайденко В.П., Смирнов Г.A. «Западноевропейская наука в средние века», -М., 1989 г.
  2. Маркова А.Н. «Культурология. История мировой культуры», -М., 1995 г.
  3. Заковский И.С. «Проблемы средневековой науки и культуры», -М., 1981 г.
  4. Зайцев Е.А. «Вопросы истории естествознания и техники», -М., 1994 г.
  5. Агибалова Е.В. «История средних веков», -М., 1997 г.
  6. Башмакова И. Г. и Юшкевич А. Г. «Происхождение систем счисления», -М., 1951 г.
  7. Газета «Нейтральный Туркменистан», от 02.03.2002 г.

Похожие материалы

alfa2omega.ru

Наука в средневековье

Понять характер средневековой науки можно, лишь раскрывая всю систему средневекового теологического миросозерцания, конституирующими элементами которого выступали универсализм, символизм, иерархизм, телеологизм.

Научному естествознанию не было суждено оформиться в эпоху Средневековья. Препятствием тому служил ряд причин.

1. Средневековая культура не знала идеи самодостаточности природы, управляемой естественными объективными законами: поскольку природа есть нечто сотворенное, она управляется волей творца.

2. Созерцательный, теологически-текстовой характер познавательной деятельности, который был настолько самодовлеющим, прочно укорененным в культуре, что даже во времена Галилея выступал мощным мировоззренческим фактором, сдерживающим прогресс опытной науки.

3. Полумистический, со значительным удельным весом вербального элемента характер «опытной» деятельности в науке, поскольку акты опытного познания развертывались как ритуальные действа, направленные на контакт с потусторонним миром.

4. Основу картины мира средневековья составляла качественная онтология — теория неоднородного и анизотропного пространства Аристотеля, качественная гносеология -доктрина наивного реализма, некритически отождествлявшего субъективное с объективным (формула esse in intellectus — esse in re) и в конечном счете препятствовавшего адекватному познанию. Качественный характер науки, разделение сущности — essentia и существования — existential обусловливали невозможность образования понятия закона, подменяя представление о естественно-объективно-необходимо-связанной действительности телеологическим представлением об антропоморфической каузальности (учение Аристотеля о четырех причинах).

Ввиду этого средневековая наука лишь ступень к подлинной науке. Подлинная экспериментальная наука возникла в период Нового времени, а исходным пунктом и точкой отсчета ее является Галилей.

Средневековая наука не предложила новых фундаментальных научных программ. Ее значение состояло в том, что был предложен ряд новых обобщений, уточнений, понятий и методов исследования, которые подготовили основу механики Нового времени. Основными чертами средневековой науки являются:

1. Рациональность - постижение явлений на основе разума и чувственного опыта. 2. Телеологизм - толкование любых проблем с точки зрения Священного писания. Считалось, что природа создана Богом для блага человека, а явления природы являются промыслом божьим, непостижимым для человека. В целом толкование явлений действительности сводилось к констатации проявления божественного промысла. 3. Иерархичность - идея приближенности или отдаленности от Бога. В соответствии с этим подходом, природа не обладает самостоятельностью, это часть иерархии, во главе которой стоит Бог, за ним идет человек, затем находится живая природа, а за ней неживая. Каждая вещь рассматривалась как зеркало - гладкое или менее гладкое - отражающее свет Божий. 4. Отсутствие оформленных научных понятий явилось следствием утраты наукой в раннем средневековье (до XIII-XIV вв.) своих теоретических позиций. Все научные достижения рассматривались с точки зрения практической пользы. 5. Экспериментальность - логически вытекает из утверждения церкви о том, что мир создан для человека, который является его господином и имеет право его переделывать. 6. Моральный символизм - характерная черта средневекового знания. Интерес к явлениям природы ведет не к научным обобщениям, а делает их символами церкви, например, Луна - это образ Церкви, отражающая божественный свет; ветер - символ Духа и т. д. 7. Универсализм - стремление к охвату мира в целом, осознание его законченного всеединства. Мир, человек и природа сотворены Богом и поэтому родственны между собой. Знания о природе познаются через познание Бога.

Перечисленные особенности средневекового мировоззрения отразились на процессе познания, обусловив его специфические черты:

Всякая деятельность человека, противоречащая догматам церкви, запрещалась. Все воззрения на природу проходили цензуру церкви и, если в них имелись расхождения с принятыми воззрениями, то объявлялись еретическими и подвергались суду инквизиции. С помощью жестоких пыток и сожжения на костре инквизиция жестоко пресекала всякое инакомыслие. Открытия законов природы, противоречащие догматам церкви, стоили многим средневековым ученым жизни. Это способствовало усилению элемента созерцательности познания и привело в конечном итоге к застою (стагнации) и даже регрессу научного познания в целом.

Так как средневековые мыслители искали не связи между явлениями природы, а их отношение к Богу, в иерархии вещей, то это привело к отсутствию в науке объективных законов природы, необходимых для оформления естествознания.

Ввиду того, что в познавательной деятельности преобладал анализ вещей, иерархически расположенных по отношению к Богу, а не анализ понятий, универсальным методом исследования служила дедукция, позволяющая делать частные выводы (следствия) от общего - Бога.

В целом можно констатировать откат средневековой науки назад, по сравнению с античной. Наука была объявлена «служанкой богословия», средством решения чисто прикладных задач. На фоне общего упадка науки развивались арифметика, астрономия, необходимые для вычисления дат религиозных праздников. Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с XII века, когда в научном обиходе стало использоваться научное наследие Аристотеля. Оживление в средневековую науку внесла схоластика, использовавшая научные методы (аргументацию, доказательство) в богословие. Самыми популярными книгами средневековья были энциклопедии, отражавшие иерархический подход к объектам и явлениям природы. Основными научными достижениями эпохи средневековья можно считать следующие:

Сделаны первые шаги к механистическому объяснению мира. Введены понятия: пустоты, бесконечного пространства, прямолинейного движения.

Были усовершенствованы и созданы новые измерительные приборы.

Началась математизация физики.

Развитие специфических в средневековье областей знания - астрологии, алхимии, магии привело к формированию зачатков будущих экспериментальных естественных наук: астрономии, химии, физики, биологии. Эпоха Возрождения сделала огромный вклад в развитие научной мысли благодаря новому пониманию человека в мире. Человек был поставлен на место Бога и стал собственным творцом и владыкой природы. В эпоху Возрождения снимается граница между наукой как средством познания и практической деятельностью. Новые взгляды на мир и человека позволили сделать выдающиеся научные открытия, создать новые теории и подготовить базу последующей научной революции, благодаря которой сформировалось классическое естествознание. Были сделаны открытия Н. Коперника, Д. Бруно, давшие науке гелиоцентризм и идею бесконечности Вселенной.



biofile.ru

Наука и техника в Европе в эпоху раннего средневековья

Наука и техника в Европе в эпоху раннего средневековьяНаука и техника в Европе в эпоху раннего средневековья. «Средневековье развилось из совершенно примитивного  состояния. Оно стерло с лица земли древнюю цивилизацию древнюю философию, политику и юриспруденцию и начало во всем с самого начала. Единственное, что средневековье взяло от погибшего древнего мира, было христианство и несколько полуразрушенных, утерявших всю свою прежнюю цивилизацию городов. Следствием этого было то, что как это бывает на всех ранних ступенях развития, монополию на интеллектуальное образование получили попы и что само образование приняло тем, самым преимущественно богословский характер».

Так писал Энгельс в книге, посвященной одной из первых революций, расшатавших феодальный порядок («Крестьянская война в Германии»), К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., т. VIII, стр 128) и эта его характеристика совершенно точно обрисовывает культурный уровень раннего европейского средневековья. Сводка тех «наук», которые считала возможным использовать церковь в своих школах под общим названием «семь свободных искусств», представляла собой смесь церковных канонических правил с невероятными утверждениями о строении земли и неба (геометрия и астрономия).

Земля представлялась лепёшкой, плавающей в воде, небо — хрустальным сводом на четырёх столбах, центр Земли полагался в Иерусалиме.. Что же касается арифметики, то её задачей было толковать мистическое значение чисел, встречающихся в книгах священного писания.

Астрономия наряду с фантастическим описанием небесных явлений содержала правила предвычисления переходящих церковных праздников, (пасхалия). Вместе с уставом церковного пения (музыка) эти науки образовывали так называемый «квадривиум» — вторую ступень наук. Первая ступень — «тривиум» (грамматика, риторика, диалектика) была посвящена изучению латинского языка и церковных авторов. Таково было образование в средневековых школах, которых к тому же было крайне недостаточно. Немудрено, что при таком уровне науки и просвещения широкое распространение получила вера в колдовство, в существование «нечистой силы». В середине века пышным цветом расцвели магия, алхимия, астрология.

Про учёного раннего средневековья Герберта (940—1003), получившего образование в Кордове у арабов, говорили, что он продал душу дьяволу, несмотря на то что впоследствии этот Герберт был даже папой (Сильвестр II). Про другого учёного той же эпохи Альберта Велик о го (1193—1280), который описал в своих сочинениях компас и порох, говорили, что он умел делать чудеса самого невероятного свойства, вроде превращения земного пейзажа в летний сад. Эти предрассудки оказались очень живучими, и ещё в XVII в. выходили трактаты, посвящённые узнаванию колдунов и ведьм.

51В Восточной Европе в эпоху раннего средневековья культурный уровень был значительно выше. Если в Западной Европе грамотность была редким явлением и даже короли не могли похвастаться своей образованностью, то на Руси после принятия христианства грамотность распространялась очень быстро.

Найденные в недавних археологических раскопках в Новгороде берестяные грамоты и надписи на предметах житейского обихода свидетельствуют о том, что в древнем Новгороде грамотность была бытовым явлением. Грамоты, написанные на бересте костяным резцом, содержат хозяйственные, политические, бытовые записи и письма. Древнейшая грамота такого рода относится к XI в. Имеются письма женщин, свидетельствующие о наличии и грамотных женщин среди простого народа (ткачихи, домашние хозяйки). В 1030 г., как свидетельствует летопись, князь Ярослав организовал школу, в которой училось 300 детей. Ещё раньше в Киеве отец Ярослава, киевский князь Владимир, открыл школу в Киеве. Среди русского народа распространялась любовь и уважение к книге: «Велика бо бывает польза от ученья книжного». Наряду с мужчинами учились и женщины. Черниговская княжна Ефросинья «не во Афинах учися, но афинейски премудрости изучи». Таким образом, в эту эпоху на Руси была известна и «афинейская», т. е. греческая, наука. В русских книгах XI—XII вв. наряду с церковными текстами встречались исторические, географические, астрономические и математические сведения. Так, в произведении новгородского дьякона К и р и к а «Ученье им же ведати человеку числа всех лет» (1134) содержатся календарио-астрономические расчёты, в которых Кирик пользуется и геометрической прогрессией. Текст книги свидетельствует, что в это время на Руси были и другие «числолюбцы», подобные Кирику.

Высокого уровня достигала материальная культура. Соборы Киева, Новгорода и других древних pvccких городов свидетельствуют о высоком уровне строительной техники на Руси. Широко были развиты разнообразные ремёсла. Особенного внимания.заслуживает техника обработки металла. Железо выплавлялось из руды на древесном угле в сыродутных печах «домпидах» — предшественниках современных домн. Образовавшаяся масса — «крица» подвергалась дальнейшей механической (проковке) и термической (сварке) обработке. Кроме железа, русские металлурги умели получать сталь: сырцовую (в тех же сыродутных печах), сварочную, получаемую из железа в кузнечном горне, и цементованную, получаемую «томлением» в огнеупорных сосудах. Железо и сталь подвергались горячей и холодной обработке. Кузнечный горн, наковальня, молот, клещи и зубило были инструментом кузнеца, выделывавшего из стали предметы хозяйственного обихода (серны, косы, ножи и т. д.) и оружие. Для холодной обработки служило то же зубило, молотки и папильники. Русские умели изготовлять многослойные ножи и мечи, узорчатые стальные изделия (булат). Клипки сваривались на мягкой и вязкой железной основе, на которую наваривалось стальное лезвие, подвергавшееся дополнительному науглероживанию (цементизации). Металлографический анализ показывает высокое качество и однородность структуры изделий. Говоря о качестве русского оружия, аль Бирупи писал, что у русских получаются «вещи удивительные и редкостные, такие, какие они желали получать».

Высоким качеством отличались и изделия русских замочников. Они изготовляли сложные замки из большого числа (до 36) тщательно продуманных деталей. Русское оружие и замки экспортировались в Западную Европу и страны Востока, где они славились своим качеством и дорого ценились.

Усиление феодальной раздробленности (княжеские «усобицы»), а особенно нашествие татар в XIII в. затормозили развитие русской культуры. Перед русским народом стала первоочередная национальная задача: отстоять родную землю от иноземных захватчиков и создать единое государство. Этой задаче и была посвящена жизнь русского народа в эпоху позднего средневековья.

grandkid.ru