Что такое колесница: происхождение, применение в древних странах. Колесница в древнем египте
Колесница Википедия
Рамзес II на боевой колеснице. Копия древнего египетского барельефа.
Колесни́ца — большая двухколёсная повозка (двуколка), использующая как движущую силу скаковых животных[1]. Колесница в ходе развития военной мысли, начиная с 2000 лет до нашей эры, превратилась в один из решающих факторов при ведении боевых действий.
Использование боевых колесниц датируется бронзовым и железным веками. Первые модели колесниц имели четыре колеса и часто носили ритуальный характер.
Важнейшим новаторским изобретением, позволившим собирать двухколёсные надёжные и быстрые колесницы стало изобретение колеса со спицами и ободом. Колесницы такого типа датируются 2000 годом до нашей эры, а пик их использования — 1300 год до н. э. (См. Битва при Кадеше). В течение 700 лет колесницы играли решающую роль на поле военных действий.
Одомашненные лошади древних времён имели размеры крупных пони и не подходили для верховой езды. Поэтому животных запрягали в телегу или колесницу, тягловая нагрузка которых не оказывала серьёзной нагрузки на круп лошади. По мере укрупнения лошадей, содержащихся людьми в неволе, появилась возможность ездить на них верхом, — колесницы уступили место кавалерии. Последующий отказ от кавалерии продиктован экономическими военно-техническими преобразованиями.
Всадник на лошади мог воевать и передвигаться на большие расстояния, тогда как для колесницы требуется относительно ровный ландшафт. Ряд характерных для колесничного боя черт сохранился вплоть до Первой мировой войны (тачанка).
Долгие годы гонки на колесницах оставались излюбленным развлечением людей.
История[ | код]
Европа[ | код]
Первые попытки одомашнивания и разведения лошадей относятся к куро-аракской культуре, начавшейся приблизительно в 3300-годах до н. э. в Закавказье. Изобретение колеса случилось в Месопотамии или на просторах Евразийских степей (современная территория Украины). В первые колесницы IV тысячелетия до н. э. (Майкопская культура) могли запрягаться быки[2][3][4].
В 1980-х годах в старокорсунском кургане IV тысячелетия до н. э. на территории Краснодарского края обнаружено захоронение майкопской культуры с древнейшим из известных на данный момент колёс повозки[5]. В 2002 году при раскопках неподалёку от словенской столицы Любляны обнаружено древнейшее деревянное, неплохо сохранившееся колесо (диаметр 70 см, толщина 5 см) возрастом 5100 — 5350 лет[6].
Самые ранние колесницы использовались синташтинской культурой (найдена в захоронении Кривое озеро, 2026 год до н. э.)[7]. Эта культура, по крайней мере частично, связана с ямной и петровской культурами. В 9 могильниках синташтинской и родственной ей археологами обнаружено не менее 16 погребений с колесницами, самые ранние из которых датируются временем не позднее 2000 года до н. э. Это первые в истории настоящие колесницы — лёгкие повозки с двумя спицевыми колёсами, запрягавшиеся конями, которыми управляли при помощи кольцевых удил, и предназначавшиеся для быстрой
ru-wiki.ru
происхождение, применение в древних странах
Колесница – это древнейший вид боевой техники. Что такое колесница, как ее использовали жители древних стран? Об этом и многом другом читайте в статье ниже.
Изобретение колесниц
Прежде чем переходить к детальному разбору этого древнего вида техники, нужно выяснить важную вещь. Не все знают, что такое колесница, что она собой представляет. На самом деле это повозка, имевшая два либо четыре колеса, в которую впрягались лошади. Управлял повозкой человек, именуемый возничим. А применялись колесницы в боевых действиях, спортивных состязаниях и ритуальных шествиях.
Ученые предполагают, что изобрели колесницы в четвертом тысячелетии до нашей эры шумеры. Они уже умели управлять животными с кузова и изобрели колесо. У шумеров изначально в колесницу впрягались ослы. Постепенно повозка наращивала свою функциональность.Если первой ее функцией была транспортная, то позже она стала и мобильным огневым центром в бою (с нее легко было кидать дротики и пускать стрелы). Постепенно удобное изобретение перекочевало и в другие страны. Многие народы узнали, что такое колесница и стали применять это новшество.
Египетские колесницы
Примерно со второго тысячелетия до нашей эры египтяне стали пользоваться изобретением шумеров. Уже при правлении гиксосских фараонов колесницы становятся главной ударной силой войска. Известна крупнейшая в истории колесничная битва – битва при Кадеше, в которой приняли участие более семи тысяч колесниц. Египетские колесницы были очень быстрыми и маневренными, они врывались во вражеский стан и неслись от фланга до фланга, круша все на своем пути.
С освоением верховой езды боевая повозка в Древнем Египте стала использоваться меньше, хотя кавалерия и не могла заменить ее по силе ударов. Зато стоили всадники во много раз дешевле колесниц.
Серпоносые колесницы
По свидетельствам ученых, данный вид колесницы появляется в 479-401 до н. э. Что такое колесница серпоносая и чем она отличается от своих предшественниц? Главной ее функцией становится не мощный боевой удар, а психологическая атака. Она должна была оказывать воздействие, снижать боевой дух пехоты противника при лобовом столкновении. В связи с этим нужно было создать новый род войск – бесстрашный, не боящийся нестись навстречу врагу и смерти. Повозка была рассчитана на 4 лошадей, имела большие колеса. К осям колес были прикреплены серпы размером около 90 см. Потери врага от использования серпоносых колесниц не были велики, но психологический эффект они давали. Из-за недостаточной универсальности использование боевых повозок со временем сошло на нет.
Колесницы Древней Греции
Первоначально в Греции колесница выполняла лишь транспортную роль. Она доставляла воина в доспехах на место битвы. Если воин не погибал, колесница с возничим увозила его обратно. Случалось, что их использовали и в бою, но это было опасно. Для повозки необходимо ровное поле боя, так как дышло на неровностях может сломаться, тогда кони понесут. Это чревато смертью воина, находящегося на колеснице.
Древняя колесница Греции очень часто использовалась и вне поля боя. Эллины любили устраивать колесничные бега, позже они даже вошли в программу Олимпийских игр.
Вместе с прогрессом пришли и новые технические боевые новинки, отодвинувшие боевые колесницы на задний план, а затем и вовсе вытеснившие их. К концу своего существования эти повозки уже стали не столько участниками боевых действий, сколько показателями знатности и богатства своего хозяина. Для содержания всего одной колесницы требовалось немало земли (для лошадей) и персонал, ухаживающий за животными и самой колесницей. Вскоре содержание всего этого стало невыгодно, и колесницы канули в Лету.
загрузка...
allwomanday.ru
колесница - это... Что такое колесница?
КОЛЕСНИ́ЦА -ы; ж.
1. У древних греков и римлян: двухколёсная повозка, употреблявшаяся при боевых действиях, для спортивных состязаний. Боевая к. Беговая к.
2. В старину: богато разукрашенный колёсный экипаж, которым пользовались для торжественных выездов. Триумфальная к. Погребальная к.
◊ Последняя спица в колесни́це. О том, кто не имеет никакого влияния, значения, играет самую незначительную роль в чём-л. Пятое колесо в колесни́це. О ком-, чём-л. совершенно бесполезном, ненужном.
колесни́ца древняя двух- или четырёхколёсная повозка. Управлялась стоящим в колеснице возничим. Известна в Передней Азии с 3-го тысячелетия до н. э. Первоначально запрягалась куланами, онаграми, мулами. Во 2-м тысячелетии до н. э. распространились боевые колесницы, запряжённые лошадьми. Боевые колесницы действовали перед фронтом или на флангах пехоты. Колесницы применялись также в спортивных состязаниях, ритуальных и триумфальных процессиях.
* * * КОЛЕСНИЦА
КОЛЕСНИ́ЦА, древняя двух- или четырехколесная повозка, в которую впрягались одна или несколько лошадей. Колесница применялась в боевых действиях, спортивных состязаниях, ритуальных и триумфальных процессиях. Управлялась стоящим в колеснице возничим. Боевые колесницы действовали перед фронтом или на флангах пехоты. Первые сведения о боевых колесницах относятся ко времени правления ассирийского царя Тугултипалесарра (1130-е годы до нашей эры). В армиях стран Древнего Востока применялись двух- или четырехколесные колесницы, запряженные одной, двумя или четырьмя лошадьми. В бою в колеснице размещались копьеметатели и стрелки из лука. В армиях Западной Европы в средние века использовались колесницы с высокими прочными бортами, за которыми укрывались стрелки и даже легкие орудия, стрелявшие через специальные бойницы. Двухколесная колесница представляла собой небольшую деревянную площадку на двух колесах, к которой наглухо прикреплялось дышло. Передняя часть и борта колесниц обшивались кожей, что защищало от стрел ноги экипажа. К кузову колесницы прикреплялся колчан со стрелами. Экипаж ее обычно состоял из двух воинов — лучника и возницы, вооруженного копьем и щитом. Иногда экипаж усиливался двумя щитоносцами, которые прикрывали лучника и возницу. Боевые колесницы применялись на ровной местности и были надежным средством для действий против нерегулярных войск. При метании с колесницы копья дальность его полета увеличивалась на 50%. Такие колесницы применялись в древнем Вавилоне, Ассирии, Египте, античной Греции, Карфагене, Риме.
Энциклопедический словарь. 2009.
dic.academic.ru
происхождение, применение в древних странах
Колесница – это древнейший вид боевой техники. Что такое колесница, как ее использовали жители древних стран? Об этом и многом другом читайте в статье ниже.
Изобретение колесниц
Прежде чем переходить к детальному разбору этого древнего вида техники, нужно выяснить важную вещь. Не все знают, что такое колесница, что она собой представляет. На самом деле это повозка, имевшая два либо четыре колеса, в которую впрягались лошади. Управлял повозкой человек, именуемый возничим. А применялись колесницы в боевых действиях, спортивных состязаниях и ритуальных шествиях.
Ученые предполагают, что изобрели колесницы в четвертом тысячелетии до нашей эры шумеры. Они уже умели управлять животными с кузова и изобрели колесо. У шумеров изначально в колесницу впрягались ослы. Постепенно повозка наращивала свою функциональность.Если первой ее функцией была транспортная, то позже она стала и мобильным огневым центром в бою (с нее легко было кидать дротики и пускать стрелы). Постепенно удобное изобретение перекочевало и в другие страны. Многие народы узнали, что такое колесница и стали применять это новшество.
Египетские колесницы
Примерно со второго тысячелетия до нашей эры египтяне стали пользоваться изобретением шумеров. Уже при правлении гиксосских фараонов колесницы становятся главной ударной силой войска. Известна крупнейшая в истории колесничная битва – битва при Кадеше, в которой приняли участие более семи тысяч колесниц. Египетские колесницы были очень быстрыми и маневренными, они врывались во вражеский стан и неслись от фланга до фланга, круша все на своем пути.
С освоением верховой езды боевая повозка в Древнем Египте стала использоваться меньше, хотя кавалерия и не могла заменить ее по силе ударов. Зато стоили всадники во много раз дешевле колесниц.
Серпоносые колесницы
По свидетельствам ученых, данный вид колесницы появляется в 479-401 до н. э. Что такое колесница серпоносая и чем она отличается от своих предшественниц? Главной ее функцией становится не мощный боевой удар, а психологическая атака. Она должна была оказывать воздействие, снижать боевой дух пехоты противника при лобовом столкновении. В связи с этим нужно было создать новый род войск – бесстрашный, не боящийся нестись навстречу врагу и смерти. Повозка была рассчитана на 4 лошадей, имела большие колеса. К осям колес были прикреплены серпы размером около 90 см. Потери врага от использования серпоносых колесниц не были велики, но психологический эффект они давали. Из-за недостаточной универсальности использование боевых повозок со временем сошло на нет.
Колесницы Древней Греции
Первоначально в Греции колесница выполняла лишь транспортную роль. Она доставляла воина в доспехах на место битвы. Если воин не погибал, колесница с возничим увозила его обратно. Случалось, что их использовали и в бою, но это было опасно. Для повозки необходимо ровное поле боя, так как дышло на неровностях может сломаться, тогда кони понесут. Это чревато смертью воина, находящегося на колеснице.
Древняя колесница Греции очень часто использовалась и вне поля боя. Эллины любили устраивать колесничные бега, позже они даже вошли в программу Олимпийских игр.
Вместе с прогрессом пришли и новые технические боевые новинки, отодвинувшие боевые колесницы на задний план, а затем и вовсе вытеснившие их. К концу своего существования эти повозки уже стали не столько участниками боевых действий, сколько показателями знатности и богатства своего хозяина. Для содержания всего одной колесницы требовалось немало земли (для лошадей) и персонал, ухаживающий за животными и самой колесницей. Вскоре содержание всего этого стало невыгодно, и колесницы канули в Лету.
загрузка...
aikido-mariel.ru
происхождение, применение в древних странах
Колесница – это древнейший вид боевой техники. Что такое колесница, как ее использовали жители древних стран? Об этом и многом другом читайте в статье ниже.
Изобретение колесниц
Прежде чем переходить к детальному разбору этого древнего вида техники, нужно выяснить важную вещь. Не все знают, что такое колесница, что она собой представляет. На самом деле это повозка, имевшая два либо четыре колеса, в которую впрягались лошади. Управлял повозкой человек, именуемый возничим. А применялись колесницы в боевых действиях, спортивных состязаниях и ритуальных шествиях.
Ученые предполагают, что изобрели колесницы в четвертом тысячелетии до нашей эры шумеры. Они уже умели управлять животными с кузова и изобрели колесо. У шумеров изначально в колесницу впрягались ослы. Постепенно повозка наращивала свою функциональность.Если первой ее функцией была транспортная, то позже она стала и мобильным огневым центром в бою (с нее легко было кидать дротики и пускать стрелы). Постепенно удобное изобретение перекочевало и в другие страны. Многие народы узнали, что такое колесница и стали применять это новшество.
Египетские колесницы
Примерно со второго тысячелетия до нашей эры египтяне стали пользоваться изобретением шумеров. Уже при правлении гиксосских фараонов колесницы становятся главной ударной силой войска. Известна крупнейшая в истории колесничная битва – битва при Кадеше, в которой приняли участие более семи тысяч колесниц. Египетские колесницы были очень быстрыми и маневренными, они врывались во вражеский стан и неслись от фланга до фланга, круша все на своем пути. С освоением верховой езды боевая повозка в Древнем Египте стала использоваться меньше, хотя кавалерия и не могла заменить ее по силе ударов. Зато стоили всадники во много раз дешевле колесниц.
Серпоносые колесницы
По свидетельствам ученых, данный вид колесницы появляется в 479-401 до н. э. Что такое колесница серпоносая и чем она отличается от своих предшественниц? Главной ее функцией становится не мощный боевой удар, а психологическая атака. Она должна была оказывать воздействие, снижать боевой дух пехоты противника при лобовом столкновении. В связи с этим нужно было создать новый род войск – бесстрашный, не боящийся нестись навстречу врагу и смерти. Повозка была рассчитана на 4 лошадей, имела большие колеса. К осям колес были прикреплены серпы размером около 90 см. Потери врага от использования серпоносых колесниц не были велики, но психологический эффект они давали. Из-за недостаточной универсальности использование боевых повозок со временем сошло на нет.
Колесницы Древней Греции
Первоначально в Греции колесница выполняла лишь транспортную роль. Она доставляла воина в доспехах на место битвы. Если воин не погибал, колесница с возничим увозила его обратно. Случалось, что их использовали и в бою, но это было опасно. Для повозки необходимо ровное поле боя, так как дышло на неровностях может сломаться, тогда кони понесут. Это чревато смертью воина, находящегося на колеснице.
Древняя колесница Греции очень часто использовалась и вне поля боя. Эллины любили устраивать колесничные бега, позже они даже вошли в программу Олимпийских игр.
Вместе с прогрессом пришли и новые технические боевые новинки, отодвинувшие боевые колесницы на задний план, а затем и вовсе вытеснившие их. К концу своего существования эти повозки уже стали не столько участниками боевых действий, сколько показателями знатности и богатства своего хозяина. Для содержания всего одной колесницы требовалось немало земли (для лошадей) и персонал, ухаживающий за животными и самой колесницей. Вскоре содержание всего этого стало невыгодно, и колесницы канули в Лету.
загрузка...
utyugok.ru
Изготовление колесниц - Древний Египет - Каталог статей
Изготовление колесниц
Во времена Нового царства расцвела новая отрасль деревообделочного ремесла изготовление колесниц. В XVI в. до в, э. египтяне вывезли из Сирии ханаанские двухколесные колесницы и лошадей как военную добычу. Затем их получали в качестве дани. Но уж во времена XVIII династии египтяне сами научились изготовлять колесницы. Археологи обнаружили в Египте мастерские Нового царства, в которых еще сохранились различные детали колесниц, причем колеса имели большей частью четыре деревянные спицы.
Легкие колесницы с такими колесами в начале Нового царства использовали как боевые, а позднее как гоночные при охоте на быстроногую дичь (роспись в гробнице Усерхета XV в. до н. э.) и при выездах знати. В XIV в. до и. э, стали делать боевые колесницы, которые ставили на колеса с восемью спицами (рельеф на кузове колесницы Тутмоса III). В гробнице Иуи, отца фараона Аменхотепа III, и в гробнице Тутанхамона (XIV в. до н. э.) были найдены колесницы с шестью спицами в колесах. Па такой боевой колеснице Рамсес II сражался в Сирии (рельеф Рамессеума).
Полагают, что колеса с восемью спицами оказались слишком тяжелыми, и от них отказались. Колесницы почти целиком сделаны из дерева, большей частью из вяза, как, например, колесница, сохранившаяся в гробнице Тутанхамона. Открытый сзади кузов состоял из полукруглой гнутой деревянной рамы, затянутой кожаным плетением, и закругленною передка. Спереди колесница поддерживалась подпоркой, скрепленной кожаными ремнями с дышлом. Легкая гоночная колесница имела только деревянный остов. Кузов царских выездных и боевых колесниц спереди и в нижней части был обтянут кожей или холстом, украшен позолотой, росписью по наложенной штукатурке, усыпан драгоценными и полудрагоценными камнями (покрытие не сохранилось на найденных: колесницах, не изображено на стенных росписях).
Для придания колеснице устойчивости на поворотах кузов укрепляли на оси так, что оба конца последней выступали по сторонам кузова. Например, ширина кузова колесницы Тутанхамона быта 1, 02 м, а длина оси между колесами — 1, 75 м, т. е. па 73 см длиннее. Высота передней части кузова этой колесницы — 1, 25 м. На стенных росписях можно видеть, как в колесничных мастерских мастера гнут дерево и вставляют гнутые порта в раму основания колесницы. Колеса были искусно сделаны из нескольких, скрепленных друг с другом сегментов, выпиленных из подходящей по толщине доски. Спицы также большей частью изготовляли из скрепленных кусков дерева. Обод колеса часто обматывали, как и спицы, толстыми ремнями из свежей кожи, которая при высыхании скрепляла дерево. В мастерской обычно показана полировка уже готового колеса, но не обтянутого еще кожей. Диаметр колеса колесницы Тутанхамона – 92 см. Если колесница была гоночной, деревянное дышло, закрепленное ремнями у основания кузова, для большей устойчивости завязывали ремнями и у ярма. Поэтому оно могло поворачиваться вокруг шипа.
Если в начале XVIII династии египетские колесницы еще напоминали своей формой ханаанские, то с XIV в. до н. э. Египетские мастера сумели найти новую форму наиболее устойчивых колесниц. С этого времени их опыт стали заимствовать иноземные мастера.