Транспорт древней руси. Вопрос 63. Торговля и транспорт Древней Руси 9-13 вв.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

2.5 Транспорт в древней Руси. Транспорт древней руси


2.5 Транспорт в древней Руси. Истоки возникновения перевозок

Похожие главы из других работ:

Проспект Ленинградский: пропускная способность контрольных участков

Прочий транспорт

...

Система управления транспортом в экономически развитых странах мира

2.4 Автомобильный транспорт

Система управления автомобильным транспортом определяется, прежде всего, формами собственности. В настоящее время в количественном отношении, т.е. по числу предприятий автотранспорта, преобладает частная собственность...

Современное состояние транспортной отрасли России

1.2 Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт -- вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной или моторвагонной тяги. http://enc-dic.com/enc_sovet/Zheleznodorozhn-transport-16659...

Современное состояние транспортной отрасли России

1.3 Автомобильный транспорт

Этот вид транспорта относится к числу динамично развивающихся видов транспортной системы. Он отличается высокой маневренностью и обеспечивает внутрирайонные и межрайонные перевозки грузов, пассажиров на средние и короткие расстояния...

Современное состояние транспортной отрасли России

1.4 Водный транспорт

Водный транспорт является составной частью транспортной отрасли. Он подразделяется на морской и речной флоты. Морской транспорт, в свою очередь подразделяется на торговый флот и траулерный, или промысловый...

Современное состояние транспортной отрасли России

1.5 Воздушный транспорт

В транспортной системе России воздушный транспорт является одним из основных видов пассажирского транспорта. В его общей работе перевозки пассажиров составляют 4/5, а грузов и почты - 1/5...

Современное состояние транспортной отрасли России

1.6 Трубопроводный транспорт

Трубопроводный транспорт -- осуществляет перемещение (перевозку) по трубам жидких, газообразных или сухих рассыпчатых грузов на дальние, средние и близкие расстояния при помощи специальных устройств (насосов, компрессорных станций и т. д). dic...

Тенденции и современное состояние транспорта в России

1.1 Трубопроводный транспорт

В 1863 году русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев первым предложил идею использования трубопровода при перекачке нефти и нефтепродуктов...

Тенденции и современное состояние транспорта в России

1.2 Автомобильный транспорт

В царской России практически не было ни автомобильной промышленности, ни автомобильного транспорта. В 1917 г. в стране насчитывалось около 41 тыс. автомобилей, купленных за рубежом...

Тенденции и современное состояние транспорта в России

1.3 Морской транспорт

морской транспорт судоходство трубопроводный Белое и Баренцево моря осваивались русскими с давних времен. Еще в конце XVII века в Архангельске существовали крупные по тому времени верфи...

Тенденции и современное состояние транспорта в России

1.4 Речной транспорт

В России речное судоходство имеет многовековую историю. Древние славяне селились преимущественно по берегам рек и озёр, которые были удобными естественными путями сообщения. Уже в 9 в. славяне совершали плавания на речных судах по Дону...

Тенденции и современное состояние транспорта в России

1.5 Железнодорожный транспорт

История отечественных железных дорог уходит в XVIII век. На Александровском пушечном заводе в 1788 г. была построена первая чугунная дорога...

Тенденции и современное состояние транспорта в России

2.3 Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт ЮФО в целом можно охарактеризовать как развитый, эффективно работающий. Происходит постоянное обновление автодорожного хозяйства: строятся новые дороги, мосты, объездные и подъездные пути...

Тенденции и современное состояние транспорта в России

2.4 Авиационный транспорт

Авиационный транспорт является самым скоростным, но и одновременно самым дорогим видом транспорта. Для ЮФО, в принципе не имеет первостепенного значения (из-за близости ЮФО к центральным районам страны, и развитости других видов транспорта)...

Тенденции и современное состояние транспорта в России

2.6 Трубопроводный транспорт

Принципиальное отличие трубопроводного транспорта от всех остальных состоит в том, что он - самый дешевый, крупнейший по объемам перевозок. По своей окупаемости и прибыльности трубопроводный транспорт стоит на первом месте...

tran.bobrodobro.ru

Вопрос 63. Торговля и транспорт Древней Руси 9-13 вв.

Торговля в значительной мере определяла хозяйственное лицо древнерусских городов. Тем не менее, торговля на Руси 9-13 вв. до сих пор слабо изучена.

Большое значение для истории городов имеет изучение внутреннего рынка. Хотя товары иноземного происхождения и могли доходить даже до мелких городов, но не они определяли торговую деятельность в русских городах. Торговля городов 9-13 вв. развертывалась в условиях господства натурального хозяйства и слабой потребности в привозных товарах. Поэтому торговля с иноземными странами была уделом в основном больших городов, мелкие городские пункты были связаны только с ближайшей сельскохозяйственной округой, являясь для нее центрами ремесла и торговли.

Городской рынок был такой же обязательной принадлежностью древнерусских городов, как и их укрепления. Он был известен под названием торга, торговища, торжища. Это было самое оживленное место в городе. Здесь собиралось множество людей по самым разнообразным поводам. На торгу делали объявления о княжеских распоряжениях или о пропавших холопах.

На торгу устанавливались цены на товары в городе. Дороговизна обычно отмечалась словами «вздорожища все по торгу». Хлеб, мясо и рыба продавались на торгу, который был необходим для снабжения горожан. Монахи Печерского монастыря продавали вязаные изделия, а покупали жито.

Торг, особенно в больших городах имел жизненное значение для городского населения. Зависимость населения больших древнерусских городов от рыночных цен на продовольствие обнаруживают записи новгородских летописей. Сделаны они в разное время, на протяжении почти сотни лет, следовательно, принадлежат не одному человеку, проявившему интерес к рыночным ценам, а нескольким поколениям новгородцев.

В новгородских записях крайне характерно представление о торге, как о главном месте, где можно купить съестные товары.

Розничная торговля в древнерусском городе 9-13 вв. была развита слабо. На рынке кадями покупают хлеб и крупу, бочками – мед, репу – возами.

Также в новгородских записях отражается связь городского рынка с окружающими деревнями. Голод в городе обычно связывается с неурожаем в области.

Предметом межобластной торговли была соль. В Киев её привозили из Галича и Перемышля «гости». Продажей соли занимались местные киевские торговцы, взвинчивавшие на неё цены во время княжеских междоусобиц, когда подвоз соли из Галицкой Руси прекращался.[3]

Внутренняя торговля была явлением повсеместным, мало привлекавшим внимание к себе писателей своего времени. Поэтому так отрывочны и неполны сведения историков о внутреннем обмене в Древней Руси. Даже информация о ценах на продукты питания сообщаются летописцем для того, чтобы подчеркнуть их непомерную высоту.

Значительно больше известно о торговле иноземной. С древнейших времен наряду с термином «купец» существовало другое, близкое к нему по значению слово «гость», с производными «гостьба» и «гостешьба». Чаще всего под гостем понимался иноземный купец или, наоборот, купец, торгующий с чужеземными странами.

Средневековые купцы отличались необыкновенной подвижностью. Русских купцов встречаем в таких странах как Средняя Азия, Константинополь, Дания, на острове Готланд и др. В свою очередь венецианские, чешские, греческие, среднеазиатские и другие гости посещали Киев, Новгород, Смоленск и прочие древнерусские города. Ни расстояния, ни трудности пути не могли помешать купеческой предприимчивости ни летом, ни зимой.

Основными, вывозившимися из Руси товарами, были меха, воск, мед и рабы. Остальные товары отпускной древнерусской торговли имели меньшее значение. К ним относились моржовые кости, лён, сало, некоторые предметы ремесленного производства (оружия, украшения и пр.). Ткани, металлы и металлические изделия, оружие, вина, фрукты и прочее привозились на Русь. Внешняя торговля в основном обслуживала потребности феодалов и церкви; только в голодные годы хлеб становился товаром, доставляемым заморскими купцами.

Внешняя торговля сосредотачивалась в городах, и притом наиболее значительных, но привозные товары, хоть в ограниченных размерах, доходили и до деревни. В большей степени деревня являлась поставщиком экспортных товаров: мед, воск, меха, сало, лен и пр. доставлялись в город из деревни, которая таким образом втягивалась в торговый оборот, хотя эти предметы и поступали на рынок не путем непосредственной продажи, а в составе оброка или дани.



infopedia.su

Дороги на Руси

В древние времена на Руси были хорошо развиты водные пути сообщения. На территории страны находилось много рек и озер, через которые можно было доставлять грузы, перевозить пассажиров, держать военную оборону. Даже после того, как начали прокладываться дорожные пути, они оставались на втором месте после водного транспорта.

Древняя прямоезжая дорога

Точную дату появления этого древнейшего на Руси дорожного пути назвать не может никто. Примерный период ее появления относится к 6-9 векам. Начиналась она в Суздале и простиралась до реки Москва. По протяженности она была около 220 верст. В 12 веке она была продлена до Киева. Это произошло благодаря Владимиру Мономаху. В 12-13 веках дорога имела большое экономическое, культурное и военное значение, кроме того, она была защищена от нападения врагов густыми лесами и городскими строениями. Однако в 1238 году нападение Батыя превратило этот дорожный путь в полотно для свободного перемещения богатств России в Орду.

Развитие дорожных путей на Руси

В 17-18 веках началось строительство и развитие сухопутных дорог на Руси. Центром дорожной сети была Москва. От нее дороги вели во все направления: на Архангельск, Великий Устюг, на Киев, на Нижний Новгород, на Рязань, на Ржев, Кашин, Вязьму, Тверь и т.д. Со временем аналогичные дорожные сети стали исходить из всех больших городов.

С ростом владений Российской империи, поднятием экономики и существенном развитии дорожных сетей были созданы руководящие органы – «Приказы». В 1516 году появился Ямской приказ, который стал главным органом государственного контроля за почтовыми и грузоперевозками до 1730 года.

В 1597 году после присоединения к России Сибири возникла необходимость о продлении дорожного полотна далеко за северные пределы страны. Первой дорогой, ведущей в Сибирь, была Бабиновская дорога, но она утратила свое значение в связи с проложенным в 1763 году новым сухопутным путем – Сибирским трактом.  

Сибирский тракт  

Грунтовая дорога с отдельными бревенчатыми настилами стала строиться при Петре I в 1705 году. Первая дорога, мощенная щебнем, появилась в 1817 году, а спустя 3 года по ней проехал первый дилижанс. В 1834 году ее назвали Московским шоссе.  

Московское шоссе   На дорогах устанавливались верстовые столбы, на которых указывалось расстояние до ближайших населенных пунктов или специально оборудованных станций, где путешественники могли остановиться на ночлег, поменять лошадей и пополнить продовольственные запасы.

www.letopis.info


Смотрите также