Древняя Греция. Храм Артемиды. Часть 4. Барельефы греция древняя
Барельефы Месопотамии
Барельеф означает «низкий рельеф». Это специальное изображение, которое создаётся на плоскости с помощью твёрдых или пластических пород. В данном скульптурном изображении отдельные части или фигуры немного выступают над поверхностью основного фона.
Барельефы изготавливаются из различных материалов. Это может быть камень, мрамор, дерево. Есть глиняные и алебастровые изделия, фигуры из металла. Разновидностью барельефа является горельеф («высокий рельеф») - изображение с большой выпуклостью. Они различаются размером выпуклости над поверхностью. Барельефное изображение выступает меньше, чем на половину собственной толщины, горельеф – чётко выступающая на половину и больше своей толщины фигура.
Данные скульптурные изображения особенно широко были распространены в глубокой античности. Барельефы находят при раскопках в районах древних государств: Месопотамии, Ассирии, Индии, Египта, Персии, Греции, Рима.
В Месопотамии настоящий вид скульптурных изображений не получил такого распространения как в Египте. Это связано, скорее всего, с тем, что не было в достаточном количестве требуемого сырья.
Для чего использовались барельефы в Месопотамии
В Двуречье использовали барельефы для осуществления различных записей, традиций, обрядов и т.д. Именно поэтому до наших дней дошли многие данные об историческом развитии, культуре и жизни людей, проживавших на территории между реками Тигр и Ефрат.
Барельефные скульптуры украшали внутренние помещения дворцов императоров и стены культовых сооружений. Они представляют собой богатые росписи, раскрашенные выпуклые изразцы, которые образуют цельную монументальную картину. До наших дней сохранились остатки росписи внутренних интерьеров вавилонского царя и ворот богини Иштар.
Что представляют собой месопотамские барельефы
Огромных размеров каменные изваяния животных и мифических существ украшали входы царских дворцов. Сохранились барельефы с изображением владык с окладистыми бородами, заплетёнными волосами, с чётко прорисованными деталями глаз, губ, носа. Они восседают на тронах или в праздничных повозках. Вокруг вырезаны скульптуры слуг, рабов. На головах у некоторых фараонов вырезаны фигурки змей, возможно, как символа мудрости или для устрашения. Встречаются выпуклые изображения воинов, лучников, которые свидетельствуют о военной мощи месопотамских государств. Есть сюжетные скульптурные изображения военных сражений, охоты, бытовых действий, где вместе с фигурами людей вырезаны лошади, быки, львы, двуглавые птицы.
Творения неизвестных месопотамских мастеров помогают нашим современникам лучше понять образ жизни древних народов.
mithology.ru
Древние цивилизации - статьи | Древняя Греция. Храм Артемиды. Часть 4
Древняя Греция. Храм Артемиды. Часть 4.Браурон переживал период бурного расцвета еще за 2 тысячи лет до н. э. Тогда и был построен храм Артемиды, который затем много раз перестраивался. Близ храма из земли были извлечены замечательные барельефы. На одном из них Зевс, Гера, Аполлон и Артемида. На другом торс женщины в белой тунике. Что она делает? Танцует? Молится? Или плачет об убитом герое? Объяснений не дождаться. Безжалостное время уничтожило ее лицо и руки…Обнаружены плиты с надписями. На одной из них опись подношений храму, сделанных богатыми женщинами города. Они подарили святилищу драгоценные камни, золотую посуду, богатые одежды. Здесь же указана причина щедрых подношений: женщины благодарят Артемиду за удачные роды.
Вообще-то Артемида у греков почиталась богиней охоты. Но в Брауроне ее культ приобрел совсем иное значение. Местные женщины молили ее о помощи в родах, просили помочь найти жениха, излечить бесплодие, сохранить, как можно дольше, красоту. Это открытие тоже было немаловажным вкладом в историю изучения пантеона богов Древней Греции. Оказалось, что в нем не было того классического порядка, о котором до этого твердили исследователи…
Жрицы храма в Брауроне прославились на всю Элладу. Девушки из самых знатных фамилий Греции добивались чести стать прислужницами Артемиды, превратившейся в богиню материнства и плодородия и составившей, таким образом, конкуренцию Афродите.
Древние скульпторы на барельефах оставили нам изображения ежегодных весенних празднеств в честь Артемиды - брауроний. Это были пышные торжества с песнопениями, процессиями, жертвоприношениями.
Эврипид вскользь упоминает, что близ храма был священный источник, куда женщины бросали дары Артемиде: бусы, зеркала, сосуды с благовониями, вазы.
Археологи приложили немало сил, чтобы найти остатки бассейна, и нашли их. Там обнаружены груды колец, бронзовые зеркала, маленькие статуэтки Артемиды и Зевса, бусы и глиняные коробочки, в которых древние красавицы держали косметические принадлежности.
На одном из зеркал удалось прочитать: «Гиппила, дочь Онетора, предназначает этот подарок Артемиде Брауронской…» На том же зеркале стояла дата, по которой было установлено, что это 480 год до н. э. Сейчас находки из Браурона помещены в лучшие музеи Афин и других городов Греции.
Легенда рассказывает, что Ифигения — жрица Артемиды — умерла и похоронена близ храма в Брауроне. Одна из могил, обнаруженная археологами, оказалась поистине царским погребением. В раскопе найдены массивные золотые браслеты, изящные дорогие кольца и драгоценные обручи. И может быть, именно здесь нашла упокоение Ифигения — дочь царя Агамемнона. Так ли это, трудно судить, но гиды, которых больше всего на свете заботят их заработки, уже знакомят туристов с «подлинной могилой Ифигении».Так археологи поверили Эврипиду, отправились за ним в глубь веков и нашли то, что искали.
Термин Шалиничев
www.mysterylife.ru
Царица ночи — Энгурра
Царица ночи – это высокий барельеф из обожженной глины. На нём изображена голая крылатая женщина. Она стоит на спинах двух львов, а по бокам сидят две совы. Барельеф сделали на юге Месопотамии, скорее всего, в Вавилонии в период правления Хаммурапи примерно 3700 лет назад. Но кто она? Есть, как минимум, три кандидатки.
Барельеф хранится в коллекции Британского музея, комната 56. Его размеры: 49.5 см в высоту, 37 см в ширину, толщина – 4.8 см.
Женщина – явно богиня. На ней рогатый головной убор. Она держит священные символы стержня с кольцом в поднятых руках. У неё есть крылья, её ноги — птичьи, с когтями. Кто она? Об этом до сих пор идут споры. Есть три версии: Инанна, Лилит и Эрешкигаль. О них будет ниже.
Реконструкция окраски барельефа
После изготовления барельеф покрасили: черным цветом – фон; женщину и сов в красный цвет, львов – в белый цвет, а их гривы чв черный. Стержни с кольцом, ожерелья и головной убор были золотого цвета. Оригинальная раскраска до сих пор заметна.
Для чего сделали барельеф? Учёный Торкильд Якобсен считает, что он был помещен в борделе и составлял часть святыни, так как в Месопотамии была распространена священная проституция. Доктор Коллон опровергает: «если бы это было так, то барельеф не был бы таким качественным и прочным и не сохранился бы». Более 3000 лет барельеф лежал под завалами здания, но тем самым спасся от вандализма.
Личность
Личность Царицы ночи — интригующий вопрос. Образ обнаженной женщины был популярен в искусстве Древней Месопотамии. С начала 2-го тысячелетия вавилоняне мастерили немало статуэток с таким образом. Возможно, это собирательный образ богини-матери, которая помогала хорошим родам.
Инанна
Больше всего подходит богиня Инанна, она же Иштар. Она была богиней плодородия, любви, секса и войны. Но есть несколько проблем с изображёнными животными. Инанна связана со львами, но не совами. Также для Инанны не характерны птичьи ноги.
Но вот основные доводы за Инанну:
Львы — атрибут Инанны;
Горы под львами — это отсылка к дому богини, который был на «вершинах гор на востоке»;
Ожерелье — символ проституток в Месопотамии;
Совы и птичий облик указывают на воплощение богини-блудницы;
Ряд ученых опровергают:
Атрибутом Инанны был один лев, а не два;
Совы упоминались в рассказах о богине, но никогда не были частью иконографии;
Лилит
Лилит – скорее, демон, нежели богиня. Совы – её атрибут, но их изображали по-другому, нежели на барельефе. Лилит происходит из иудейской мифологии. Но у неё есть соответствия в месопотамской мифологии. Это женщины-демоны «лилиту», которые соблазняли и убивали жителей Месопотамии. Был и мужской вариант. Демоны-мужчины «лилу» охотились на женщин, особенно на беременных и тех, кто только что родил.
Рафаэль Патай утверждал, что в поэме «Гильгамеш и ива» демон Лилит построила себе дом на берегу Евфрата. Затем он описывает наш барельеф:
Барельеф показывает, как люди представляли Лилит. Стройная, красивая, обнаженная, с крыльями. Стоит прямо на двух лежащих львах, которые отвернулись друг от друга. На голове носит шапку с двумя рогами. В руках держит кольцо и стержень. Это уже не демон, а богиня. Она укрощает диких зверей, а совы символизируют, что временем её правления была ночь.
Но нельзя утверждать, что изображена Лилит. Барельеф выполнен слишком качественно. Согласно еврейской традиции, первая женщина Лилит отказалась подчиниться сексуальным требованиям Адама, восстала против Бога и улетела прочь. «Лилиту» в Месопотамии не были так популярны, чтобы их изображали на мемориальной доске. Доктор Блэк отмечает, что «злые боги и демоны очень редко изображались в искусстве, возможно, потому что считалось, что их изображения могут представлять опасность для людей».
Эрешкигаль
Третий соперник, старшая сестра Инанны, богиня Эрешкигаль. Её имя дословно значит «великая подземная госпожа». Опущенные крылья в Месопотамии намекали на связь с подземным миром, «страной без возврата».
Темное место голых и одетых мертвых с крыльями, как у птиц. Они бродят везде. Единственная еда — пыль. Чего бы они ни достигли при жизни, всех ждал один приговор — смерть, вынесенный Эрешкигаль.
Эрешкигаль хорошо описана в одном из гимнов, как обнаженная женщина, у который раскрыты груди, а волосы кружились вокруг головы.
Как богиня, Эрешкигаль имеет право на рогатый головной убор и символ «стержня и кольца». Но объединение с образом смерти сделал её непопулярной.
Поэтому, для нас всё еще остается загадкой, кто же эта богиня.
Фотографии Osama S. M. Amin
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
engur.ru
Исторические рельефы, барельефы и горельефы в коллекции Научно-исследовательского музея Академии художеств России
/Статьи по скульптуре/
Когда я был студентом скульптурного факультета Академии художеств, я часто приходил на первый этаж нашего музея в Отдел слепков.
Здесь я с большим интересом рассматривал шедевры скульптуры.
Они были отлиты из гипса форматорами в формы, которые с безупречным качеством были сняты с оригинальных произведений искусства в музеях Греции, Египта, Франции и Италии.
На входе мы видим коллекцию ассирийских рельефов с гробниц Саккары и царских дворцов в Ниневии.
Изящно слепленные они очень условны по трактовке пластики фигур.
Удивительно то, как ассирийские мастера при толщине рельефа не более двух сантиметров предавали красоту скульптурной форме.
В этом они очень близки к ваятелям Древнего Египта.
Совершенно другие греческие барельефы — метопы — скульптурные композиции для украшения фронтонов и фризов храмов.
Эллины любили изображать мифологические сюжеты сражений кентавров с атлантами, амазонок с античными воинами, олимпийских богов с титанами.
Ярким примером служит монументальный горельеф «Борьба богов с титанами» с алтаря Зевса в Пергаме.
Могучие фигуры богов впечатляют. Великолепно промоделированные торсы титанов производят впечатление огромной силы.
Плотная компоновка изображений подчёркивает драматичное напряжение боя.
Я думаю, что такие двухметровые барельефные фигуры великолепно смотрелись на фронтоне античного храма под ярким греческим солнцем.
Во времена Римской империи на городских площадях устанавливали памятники и обелиски великим полководцам.
Колонна Траяна — один из лучших монументов той эпохи.
Гипсовые отливки с оригинальных рельефов выставлены на стенах отдела слепков.
Обширна коллекция декоративных барельефов. Европейский мастер Сирлин Иорг вырезал из дерева орнаментальные композиции с растительным орнаментом для собора в Ульме.
Великолепная скульптурная пластика церковных дверей поражает виртуозной проработкой мельчайших деталей.
В знаменитых флорентийских барельефах представлены сцены на библейские сюжеты.
Мне очень нравится рассматривать многофигурные барельефы работы великого ваятеля Донателло.
В эпоху Ренессанса итальянские скульпторы создавали множество мраморных и керамических рельефных композиций с танцующими ангелами и поющими артистами,
а нежные женские образы органично вписывались в композиции фасадов и интерьеров католических храмов.
Ваятели Франции богато украсили королевские дворцы садово-парковой скульптурой и декоративными рельефами на тему воды и морских наяд,
изящные фигуры которых прекрасно смотрятся в «Фонтане Невинных».
Я думаю, что изучение искусства старых мастеров — это неисчерпаемый источник вдохновения с безграничными возможностями интерпретации.
Если Вы хотите украсить свой дом копией шедевра скульптуры старых мастеров — обращайтесь в Петербурге в Творческую мастерскую Союза художников России под руководством Селиверстова Игоря.
Наши мастера работали в Русском музее и Академии художеств, создавая на заказ скульптурные композиции в бронзе, гипсе и камне любого размера:
от миниатюрной статуэтки до монументально-декоративного горельефа.
Заказывая статую или рельеф у нас, Вы приобретаете произведение искусства, созданное лучшими художниками России.