Воинские традиции древних славян и Руси. Традиции древних славян
Воинские традиции древних славян и Руси.
История военного искусства славян и Древней Руси не могла не отразить в себе важнейшие этапы истории.
Русь провела большую часть своего существования в войнах, что позволило накопить огромный опыт боевого искусства.О воинских традициях древних славян и Руси нам могут рассказать греческие, римские, византийские и арабские источники, а также народные танцы, обряды, символы, славянские былины.Считается, что в отечественной литературе впервые о ратном искусстве славян упоминается в «Слове о полку Игореве».
Корнями древнерусского воинского дела являются воинские искусства праславянских племен. Интерес представляет военное дело славян – антов, венедов и склавенов в начале нашей эры, когда они завоевывали города на Балканском полуострове, переходя реку Дунай, определявшую северо-восточную границу Рима [7, c. 22].Более подробные сведения о войнах славянских племен относятся к VI – VIII вв., когда славяне вели борьбу с Восточной Римской империей.Так, в 517 г. крупные силы славян вторглись в пределы Восточной Римской империи. В 610 г. славяне с моря и с суши осадили Солунь. В 623 г. славянская флотилия появилась у берегов острова Крит и успешно высадила там свои войска [7, c. 23].Славянские племена были настолько искусны в военном мастерстве, что византийские монархи даже содержали отряды гвардии из русо-славян.В VI в. император Маврикий Стратег так характеризовал славян - воинов: «Их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище... Племена славян... любят свободу и не склонны ни к рабству, ни к повиновению, храбры, в особенности в своей земле, выносливы... юноши их очень искусно владеют оружием» [3, с. 312].Славяне, уступая Риму и Византии в вооружении и строевом умении, превосходили их в мастерстве маневра, использовании условий местности, в гибкости тактики, в оперативной разведке и внезапных нападениях. Они достаточно успешно воевали и с пешим войском империи, и с конницей. Славяне научились брать неприступные крепости, применяя военные хитрости [7, c. 26].Можно отметить силу древнерусского войска, особенно при решении оборонительных задач. Наступательную стратегию и тактику выработал и развил Святослав. Он умело сочетал применение большого войска с маневренными молниеносными действиями конной княжеской дружины. Причем, можно сказать, что от него исходит стратегия бить врага на его землях [1, c. 97].Как сообщают византийские источники, русские предпочитала биться пешими. Они чаще ходили в походы на ладьях. Лошади брались в поход главным образом для обоза, без которого было не обойтись. Конница была немногочисленна, ее составляла княжеская дружина. У князей и «светлых бояр» для военных надобностей на вольных пастбищах выпасались табуны лошадей [1, c. 95].
Славяне осознавали свою военную мощь в Европе. В качестве примера, подтверждающий данный факт, можно привести послание славянских старейшин аварам, которые требовали их подчинения, дошедшее к нам из «Истории» Менандра: «Родился ли на свете и согревается ли лучами солнца тот человек, который бы подчинил себе силу нашу? Не другие нашею землею, а мы чужою привыкли владеть, и в этом мы уверены, пока будут на свете война и мечи» [7, c. 27]. Также можно вспомнить слова Святослава, сказанные им в адрес византийского императора Цимисхия: «Мы сами скоро поставим шатры перед византийскими воротами, обнесем город крепким валом, что он (Цимисхий) решится вступить в бой, мы храбро его встретим, покажем ему на деле, что мы… храбрые воины, побеждающие врагов оружием» [2, c. 5].Можно сделать вывод, что отвага, знание военного дела были изначально присущи славянским племенам, они стали традиционными как для них, так и для их врагов. В качестве подтверждения данного тезиса можно привести слова Святослава, сказанные им своим дружинникам: «Итак, с храбростью предков наших и с той мыслью, что русская сила была до сего времени непобедима, сразимся мужественно за жизнь нашу. У нас нет обычая бегством спасаться в Отечество… не посрамим же земли русской, но ляжем костьми, мертвые бо срама не имут. Станем крепко. Я пойду впереди вас, и если глава моя ляжет, то промыслите собой» [2, c. 6].
Издавна начали складываться и традиции, связанные с открытостью и осознанием чувства собственного достоинства. Так, во время своих походов князь Святослав Игоревич предупреждал своих врагов: «Иду на вы» [4, c. 7].При рассмотрении воинских традиций нельзя обойти стороной оружие.Во все времена бой с оружием имел огромное преимущество по отношению к невооруженному единоборству.Оружие являлось обязательной частью религиозных обрядов древних воинов, а танец с оружием, изображающий боевые движения, имел культовый характер и передавался как знание из поколения в поколение, сохраняя преемственность воинских традиций.Оружие имеет священную ценность для воинов, которое символизирует божественное начало. Оружие дается в дар юноше-воину в возрасте совершеннолетия. Оно - свидетельство его повзрослевшего состояния.
Такую оценку оружию славян дал Прокопий Кесарийский, византийский летописец VI в., в своем труде «Война с готами» писал про вооружение славян той эпохи: «Щиты у воинов из бычьей кожи, легкие, и все оружие легкое – копья из крепкого дерева, которому они распариванием и гнутьем умеют придавать прямизну, луки обычные, а колчаны для стрел плетут из ремешков, которые не намокают, мечи длиною в локоть и короткие ножи, а также ножны для них делают искусно... Железо звонкое и такое, что наш меч может рубить, но само не зазубривается... Против нападающих врагов в длинных закрытых колчанах они хранят стрелы, отравленные таким сильным ядом, что если стрела поранит и ухо, с жизнью не успеешь проститься...»[7, c. 69].
На Руси с IX в. собирались значительные войска, осуществлявшие походы на Восток и Византию. Была сформирована многотысячная тяжеловооруженная армия, оснащенная всеми видами наступательных и защитных средств.Благодаря труду и искусству русских ремесленников, киевский князь мог снабдить свою дружину разнообразным оружием.Воин умел не только действовать оружием, но и чинить его. В снаряжение ратника входили инструменты, помимо разнообразных походных целей, предназначенные для ремонта оружия [5, c. 44].Мечи с «удивительными и редкостными» узорами, изготовленные русскими кузнецами, пользовались широким спросом и на внешних рынках: в странах Европы и Азии. Арабский писатель ибн Хордадбех в середине IX в. писал: «Что же касается купцов русских – они же суть племя из славян, – то они вывозят меха выдры, меха лисиц и мечи из дальних концов Славонии к Румейскому морю» [7, c.71].
Хочется отметить традиции, встречающиеся в воинских союзах (на примере «звериных» союзов и дружины).Вообще воинские сообщества почти всегда окружались ореолом силы и таинственности. Для того чтобы попасть в них, необходимо было пройти обучение, ряд испытаний и процедуру инициации (посвящения).Посвящение в мужчин-воинов происходило через определенные ступени, проходя которые молодые люди становились полноправными членами племени (общины).Одним из важнейших моментов юношеской инициации было ритуальное перерождение в тотемных животных (волка, медведя, вепря, лося, рыси), после чего молодые люди становились членами соответствующих «звериных» союзов.Молодые воины, избирая своим тотемом определенного зверя, перенимали его повадки и приемы, что затем использовалось в ратном деле (например, «волчья поступь» или «медвежий» удар оплеухой).Все подростки племени, рода в период приобщения к миру взрослых жили «по-волчьи», то есть отдельно от прочих сородичей, они обучались войне и охоте, шли в бой в первых рядах племенного ополчения и считались принадлежащими воинскому братству и грозным богам, а не общине. «Волчьи союзы» полноценно сохранялись у славян до VII века. Остатки этих обрядов нашли отражение в малой княжеской дружине [7, c. 116 - 118].Княжеская дружина оформилась в эпоху складывания Древнерусского государства в X – XI вв. Она делилась на старшую, состоящую из «лучших», «княжьих мужей», или бояр (обладающими большой яростью – отвагой), и молодшую – из княжьих, боярских отроков, которые набирались с 10 – 12 лет и выполняли вначале роль прислужников, в военное время – воинов, а затем постепенно занимала место старшей дружины [1, c. 92].В дружинах подготовка носила комплексный, прикладной характер. Воинов обучали верховой езде, стрельбе из лука, владению копьем, мечом, секирой и другими видами оружия. Одной из форм обучения были и воинские обряды, например, поминальные игрища, которые устраивались на курганах при погребении товарищей (тризна). Помимо тризны и общих календарных праздников, дружина участвовала в кулачных боях на княжеских потехах.
Воинская подготовка дружинников была весьма серьезной. Они были искусны в любом виде конного и рукопашного боя, могли действовать в строю и индивидуальных единоборствах, владея всеми видами оружия. Чему способствовало воинское посвящение, которое происходило в несколько Кругов (этапов):Первый Круг – проверка на физическую и духовную выносливость, стойкость к испытаниям и истязаниям.Вторым Кругом была проверка 3 стихиями: Огнем, Водой, Землей. Новичку нужно было пройти босиком по огненной реке – дорожке из горячих углей и при этом не обжечь себе ног или хотя бы не показать вида боли. Сильные ожоги и жалобы говорили о недостаточной силе духа посвящаемого. Испытание Водой заключалось в умении плавать и подолгу скрываться в воде и под водой. И наконец, испытание Землей. Здесь человека помещали в яму, которую забрасывали ветвями, в ней необходимо было провести без еды хотя бы сутки.Третьим Кругом была проверка на собственно воинское умение. Здесь новичка заставляли вести бой с опытными дружинниками, скрываться от погони, догонять самому. Бой велся как голыми руками, так и при помощи оружия. При этом смотрели, как новичок держит удары, как терпит боль, насколько он ловок и не поддается ли панике.
Если новичок проходил с честью все три Круга, то в назначенный день вся дружина собиралась на капище, где жрец проводил над ним обряд Воинского посвящения. Здесь молодому воину давалось новое имя, что знаменовало новое рождение человека. После того, как будущий воин доказал свою пригодность, он дает клятву-присягу богам или князю, олицетворяющему божественную власть, и приносит жертву. Затем новичка награждали оружием, конем, упряжью, одеждой и защитными доспехами [7, c. 97 - 99].Все воины были связаны войсковым братством, традициями взаимовыручки. Как свидетельствует летописец, они говорили Святославу: « Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим»[1, c. 98].Ещё бы хотелось отметить значение боевых танцев и плясов.Русский народный танец всегда был тесно связан с бытом и обычаями русского человека (рождение, свадьба и т.п.), с трудовым сельскохозяйственным годом (посев, сбор урожая и т.п.), с воинской составляющей жизни. Многочисленные яркие примеры подтверждали сакральный характер боевых танцев.Византийский историк IX ст. Лев Диакон в «Истории», описывая походы князя Святослава, называл языческих воинов детьми сатаны, обучавшихся искусству воевать с помощью танцев [6].Вполне возможно, что танцы служили первой системой накопления боевых знаний. Обучение проводилось либо устно, либо в виде показа движений. Совместный танец, единовременность, такт – условия объединения людей. Философ Рибо по этому поводу говорил следующее: «Пляска приносит общественную пользу; она содействует согласованию движения, единодушию. Она придает данной группе людей единство, а также сознание этого последнего и его зрительное восприятие. Она служит дисциплиной, подготовлением к общему нападению или общей защите, своего рода военной школой...» [7, c. 166]
Назначение движений в боевом плясе было как непосредственно прикладное, так и условно-боевое, развивающее ловкость и координацию.Для исполнения сложных плясовых движений требовались сноровка и умение владеть своими телодвижениями. Эта сложность мужских плясок являлась необходимым условием в самосовершенствовании и развитии ловкости для бойцов, раньше этим умением владели все взрослые мужчины в той или иной степени [7, c. 168].Испокон веков русский народ бережно охранял, беззаветно и стойко защищал от многочисленных врагов свою родную землю. Веками складывались воинские традиции, определявшие исход кровопролитных битв и делающие военное дело древних славян и Руси.
Список литературы:
Амельченко В. В. Дружины Древней Руси. – М.: Военное издательство, 1992. – 143 с.
Воронцов А. В. Русская воинская доблесть. – Ленинград, 1959. – 55 с.
Греков Б. Д. Киевская Русь. – Ленинград.: Госполитиздат, 1953, - 569 с.
Каторин Ю. Воинская слава России. Энциклопедия. – М.: АСТ, СПб.: Полигон, 2005, - 447 с.
Кирпичников А. Н. «Вооружение на Руси в IX – XII вв.» // «Вопросы истории», №1, 1970.
Лев Диакон. История; пер. М. М. Копыленко; ст. М. Я. Сюзюмова; ком. М. Я. Сюзюмова; С. А. Иванова; отв. Ред. Г. Г. Литаврин. – М.: Наука, 1988. – 240 с.
Максимов С. Г. Русские воинские традиции. – М.: Вече, 2010. – 320 с.: ил. – (Тайны Земли Русской).
Автор : Свалова Т. В.
info-grad.com
Языческие традиции славян — Язычество
Языческие традиции дохристианской древней Руси весьма интересны и заслуживают отдельного рассмотрения хотя бы из-за того, что многие из них до сих пор существуют в селах и деревнях. Дело в том, что славянские языческие традиции в христианстве не растворились, а несколько трансформировались и остались существовать. Языческие верования и традиции имеют еще праиндоевропейскую основу, поэтому являются закоренелыми и сложно выводимыми. Это обусловило их синкретизм с христианскими праздниками и традициями. Так, бог солнца в языческой традиции стал отождествляться с Иисусом, а пророк Илья получил множественные характеристики от Перуна. Христианская культура и языческие традиции настольно взаимно проникли, что порой довольно сложно отделить одно от другого, но мы попробуем.
С принятием христианства с его консерватизмом и догматизмом языческие традиции восточных славян никуда не исчезли, так как нарабатывались многими веками и успели хорошенько укорениться в жизни славян. Взаимодействие языческих и христианских традиций переросло в религиозную форму двоеверия, когда вера в языческих богов не забыта, а новые христианские боги также приняты. Под языческим влиянием христианство получило свою специфическую славянскую окраску. Рассмотрим специфические славянские языческие традиции, которые не потеряли своей актуальности до сих пор или же остались в истории.
Погребальные обряды были особенными у славян, так как в определенный период традиция изменилась. В праславянский период и в начале создания исконно славянских традиций умерших хоронили в позе эмбриона. Для этого их связывали по рукам и ногам, придавая скрюченную позу, в которой находится эмбрион в теле матери. Таким образом наши предки отдавали матери Сырой Земле ее детище – тело человеческое. Считалось, что тело породила Земля, а душа – творение богов, поэтому тело состоит из земли и должно быть предано ей.
Такой обряд погребения готовил умершего для нового рождения на нашей земле, перевоплощение в иное живое существо. Но тут в религиозных верованиях славян произошли перемены и они стали хоронить своих умерших товарищей иным способом. Поначалу покойников стали хоронить в естественном, вытянутом положении, а позже тело умершего сжигалось, а его прах хоронился в специальных урнах. В зависимости от местности существовали как первый, так и второй обряд погребения. Сожжение – это переход к вере в то, что душа и тело в священном огне предаются богам, которые распоряжаются его судьбой.
Обрядами, которые также остались до сих пор, можно назвать календарные. В честь наступления того или иного времени года древние славяне проводили празднества и различные ритуалы. Это и сожжение Масляницы, и похороны Ярилы. Все они связаны с земледельческим циклом, а также сменой времен года. Празднования посвящались разным богам, как, к примеру, уже забытые велесовы дни, которые отмечали в первые дни января. Что уже и говорить о Щедром вечере или Коляде. Все это было и еще какое-то время будет присутствовать в нашей культуре, так как сопутствовало славянам долгие века.
pagandom.ru
Восточные славяне в древности: традиции, верования
Каковы были обычаи, нравы и верования восточных славян? Картину прошлого нам помогают восстановить различные источники, в том числе и письменные, а также фольклорные.
Вся жизнь восточных славян тесно была связана с их верованиями, а именно – с язычеством. Это и праздники, и обряды, и живопись, и ремесла. Что касается обычаев, то в древности еще продолжала существовать кровная месть. Это было пережитком родоплеменного строя.
Когда человек рождался, то проводили обряд имянаречения. У каждого славянина было два имени. Одно – для всех, а второе – защитное, только для близких. Это делали, чтобы уберечь человека от дурного глаза и порчи. Новорожденному надевали рубашку, которую шили из отцовской или материнской. Это также делали с защитной целью.
Верования и обычаи восточных славян были очень своеобразными, самобытными. У них был свой глубокий, сакральный смысл. Ни один обряд, ни один обычай не проводили просто так. Между ними существовали определенные причинно-следственные связи.
Содержание статьи
Праздники восточных славян
Праздники славян были многочисленны. Часть из них была в честь какого-то бога (например, Купалы).Но самыми масштабными были празднества, связанные с приходом одного времени года и окончанием другого, а также с сельскохозяйственными работами. Ведь самым важной стороной жизни для славян всегда была природа-кормилица.
Все обряды на праздниках были так или иначе направлены на хороший урожай, плодородие земель. Традиционными из них были сжигания чучел на костре, закапывание чего-либо в землю, омывание водой. Известнейшими праздниками, дошедшими и до наших дней, были Масленица (встреча весны), Коляда (зимние гуляния). Все они сопровождались необузданным весельем, шутками, песнями и плясками. Хозяюшки накрывали богатые столы, чтобы задобрить богов и природу в их лице.
Обряды и верования восточных славян
Cлавянские обряды окутывали жизнь человека, начиная с самого появления на свет. Первым был обряд рождения, направленный на защиту новорожденного. При этом пуповину и детское место закапывали в землю, предварительно заговорив. Следующим обрядом было имянаречение. Славяне верили, что имя человека может сильно повлиять на его судьбу. Обряд проводился жрецом, при этом прядь волос человека бросали в костер.
Существовали обряды для подростков, свадебные обряды и многие другие. И последним для каждого был обряд погребения. Чаще всего славяне прибегали к сожжению трупа. Но погребальные обычаи все же отличались в разных регионах проживания.
Верования восточных славян сводились к почитанию богов, которых было очень много. Также верили и в разных духов, существ. Славяне считали, что каждая частица природы – живая.
Восточные славяне в древности, их традиции и верования – это не просто исторические факты. Это часть культуры, часть нас. Ведь многие из них спустя несколько сотен лет все еще существуют. Они сохранились даже после Крещения Руси.
Пережитки славянских верований и обрядов отражены в сказках, которые мы читаем своим детям. Наши предки оставили нам богатейшее наследие, богатейшую культуру. И мы, как потомки, должны хранить их и передавать по наследству.
Боги славян. Праздники и обряды.
Источник
slavicnews.ru
ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН | Сварга
1-м из важнейших традиций исконных славян главное то, что от мала до велика семейное потомство ютилось в одном доме, и не далеко от дома было сооружено кладбище, так как в существовании семейного круга подспудно относились с уважением к усопшим предкам.
Младенцев в тот период появлялось на свет гораздо свыше, по сравнению с нынешним временем, т.е. по величине деток в семействе исконных славян и нынешних семей довольно разнообразны, по мимо этого у славян, мужчин, не расценивалось как неприличным примером привести в свой домашний очаг новую жену, Т.е. под одной крышей ютилось, где то, 4-5 братьев с супругами, с сыновьями, дочерьми, мамами и папами, бабушками, дедушками, дядями, тётями, двоюродными, троюродными братьями и сестрами. Жившие в данной семье люди, относили себя к происхождению и династии родства, а не отдельности. А так же каждый язычник способен рассказать о своих предках которые жили в предыдущих эпохах и могли детально поведать о любом из них. С предками заключались большинство многообразных празднований, большинство из некоторых сохранились по сей день (Радуница, родительский день).
Подружившись, древнейшие язычники непременно должны почесть чей он потомок и какая родословная, помимо сего народ счел бы, что люди которые, не назвавшие отца и деда, что то скрывают. Любая родословная обусловливалась своим положением. В 1-ом славяне выдавались порядочностью, добродушием, щедростью, справедливостью, в следующем существовали аферисты, безусловно столкнувшись с представителем данного родства, следовало держать ухо востро.После первой встречи, потомок полагал, как того заслуживала его родословная, и после будут выносить правильное представление о роде. Человек и сам осознавал что несет обязательства за свою собственную семью.
В то время обыденные одеяние каждого человека представляла собой его полный «паспорт». Одеяния каждого имела большое число материала, которая давала понимать об её хозяине: из какой он семьи, и потомка. Смотря на одеяния, была возможность обнаружить, кто это такой и откуда, а значит, и как себя с ним вести.
В такой семье сроду не уместно забывать про своих детей, бросать старшее поколение, славяне ухаживали,уважали каждого своего члена семьи, переживая о адаптации семьи и образа жизни в целом.
Реклама: Узнайте что такое dragon ball super streaming