Периоды древнего рима. Древнейший период истории Рима
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культура Древнего Рима 14. Периоды древнего рима


Периоды истории Рима | История культуры

Начнём мы, как это часто бывает и как логично было бы начать, с краткой периодизации истории Рима. Очень такой общей. В периодизации римской истории выделяют несколько основных периодов.

Первая исходная легендарная дата, с которой надо начинать, – это дата основания Рима. По легенде Рим был основан в 753 году до н.э., основан был Ромулом и Ремом, о чём я ещё скажу. И первый период истории Рима, начавшийся в 753 году до н.э., – это так называемый царский период, когда Рим управлялся царями. За этот период Рим был одним из городов племён италиков, он добивался власти среди них и стал выходить на передний план. Этот первый период, начавшийся в 753 году, царский период, закончился в 510 (по некоторым источникам – 509), то есть почти через два с половиной столетия, свержением царской власти. Итак, 753-510 года до н.э. – это первый царский период. 510 год, римляне изгоняют царей, и устанавливается республика. Следующий важнейший период  истории Рима – это республика, республиканский период. Само слово «республика» римское, и я позднее скажу, что оно для римлян значило. Итак, царей нет, с 510 года до н.э. по 30 год до н.э. (5 столетий почти) – это период республиканский, когда Рим становится сначала властителем Италии, а потом и всей Ойкумены, то есть всего тогдашнего мира, Средиземноморья. Республика переживает подъём, потом кризис. И наступает третий период римской истории с 30 года до н.э., период империи, который тоже длится пять столетий.

Итак, если первый период – это 753-510 годы до н.э., период царский, второй (510-30 годы до н.э.) – период республики, то третий период истории Рима, завершающий, – это 30 год до н.э. до 476 года н.э. В 30 году до н.э. падение Римской республики, установление империи императора Августа Октавиана. И 476 год н.э. – это формальная дата падения Западной Римской империи. Обо всём этом, конечно, пойдёт речь подробней.

Но хочу сразу заметить тоже, завершая периодизацию, что третий период римской истории, период империи (с 30 года до н.э. по 476 год н.э.), его тоже делят на два основных подпериода. Первый подпериод, который длился с 30 года до н.э. и до конца III века н.э., вошёл в историю под названием периода принципата (от слова «princeps» – первый, первый гражданин). Это эпоха, хотя уже была империя, но сохранялись формальные республиканские институты. Как тогда говорили, «империя в одеждах республики». А второй подпериод – с конца III н.э. и до падения Рима (476 год н.э.) – это период домината (от слова « dominātus » – господин). Это период уже неприкрытой монархии в духе восточной деспотии, уже никакой республики следов не остаётся, вот это период доминат, период разложения и заката Римской империи.

Теперь обратимся к самому раннему периоду, к предыстории Рима, чтобы понять, как Рим возник, как он обрёл господство, как были заложены основы римского духа, римских традиций. Посмотрим сначала на те народы, которые повлияли на Рим. Рим, как известно, находится в центре Италии на речке Тибр. И римляне, они входят в союз италийских племён, италиков. Италики давно пришли в Италию, но на историю Рима и на культуру Рима очень повлияли несколько народов, которые тоже были в Италии и которые активно влияли на историю и культуру.

Далее — Этруски, расены

www.culturhistory.ru

Древнейший период истории Рима

Всемирная история. Том 2. - М., 1956.

Древнейший период истории Рима

Источники по ранней истории Рима.

Капитолийская волчица — эмблема города Рима. Скульптура этрусской работы. Бронза. Проблема источников по древнейшей истории Рима чрезвычайно сложна. Эпиграфические памятники, современные ранней эпохе, очень скудны, притом древнейший из них — надпись на золотой пряжке (так называемая пренестинская фибула) датируется не раньше, чем 600 г. до н. э. Труды же римских историков и писателей относятся к сравнительно позднему времени (в основном не ранее I в. до н. э.), которое отделено от событий ранней римской истории многими веками. Правда, поздние писатели, у которых мы черпаем наши знания о первоначальной истории Рима, опирались, в свою очередь, на свидетельства более древних авторов, так называемых анналистов. Но сами анналисты, даже наиболее ранние из них, как, например, первый римский историк — сенатор Фабий Пиктор (конец III в. до н. э.), тоже не были современниками событий начальной истории Рима. К тому же, используя материалы семейных хроник знатных римских родов, предания и легенды, анналисты часто включали в свои труды очень недостоверный, а иногда и сознательно искажённый в угоду представителям того или иного римского рода материал. Таким образом, литературная традиция, которая повествует нам о событиях древнейшей римской истории, требует к себе осторожного и критического отношения.

Лингвистические данные служат прежде всего для выяснения этнического состава населения древнейшей, «дорийской» Италии. На основании этих данных римляне, как и латины в целом, должны быть отнесены к племенам особой латинско-фалискской языковой группы, которую некоторые современные филологи резко отличают от другой крупнейшей группы италийских языков (оскско-умбрской). Наиболее достоверные сведения по древнейшей истории Рима даёт материал археологических раскопок. В свете археологических данных становится ясно, что основание города не было делом рук одного «основателя», как об этом сообщает литературная традиция. Город возникал постепзнно, путём объединения и слияния отдельных общин. Стратиграфическими раскопками последних лет установлено, что в VIII в. до н. э. в Лации, на холмах Палатине, Эсквилине, Целии и Квиринале появилась группа примитивных поселений. Они были ещё изолированы друг от друга; болотистые земли между холмами оставались незаселёнными. Примерно к середине VII в. до н. э. население первоначальных посёлков стало занимать склоны холмов и долины между ними, где впоследствии возникает римский Форум. Заселение этих территорий тоже ещё нельзя считать временем возникновения города как такового. В этот период происходит лишь укрепление связей между общинами, а может быть, и объединение некоторых из них. Возникновение римского Форума, уже как центра экономической и политической жизни, на основании новых раскопок относят к первой четверти VI в. дон. э. Примерно в это же время происходит превращение Капитолия, который был ещё, видимо, незаселённым холмом, в крепость нового города. Таким образом, возникновение Рима археологи склонны датировать началом VI в. до н. э.

Царскии период

Происхождение названия города неизвестно. В литературе делались попытки вывести его из корней греческих слов, а также доказывалось его этрусское происхождение, но всё это пока лишь недостаточно обоснованные гипотезы и догадки. Древнейший период римской истории обычно принято называть «царским». Этот период, согласно легендарной традиции, длился около двух с половиной столетий. Однако изложение исторических событий этого времени, за небольшими исключениями, следует признать недостоверным, а римских царей, начиная с мифического основателя Рима — Ромула, нельзя считать историческими личностями. Но если конкретные события, сообщаемые традицией, в значительной степени легендарны, то при осторожном и критическом использовании её данных мы можем сделать некоторые выводы о социальном устройстве римской общины царского периода.

В древнейшее время в Риме сохранялись ещё родовые отношения. Согласно преданию, всё население состояло из 300 родов. Каждые 10 родов объединялись в курию, каждые 10 курий — в трибу. Таким образом, всего было 3 трибы, каждая из которых, видимо, представляла собой особое племя. Некоторые учёные считают, что одна из триб являлась объединением латинских родов, другая — сабинских и третья,— повидимому, этрусских. Упомянутые 300 родов составляли римский народ (populus Romanus), к которому мог принадлежать лишь тот, кто был членом рода, а через свой род — членом курии и трибы.

Римский род имел такую же организацию, как и греческий. В каждом роде все его члены сообща владели землёй, имели общие кладбища, общие религиозные праздники, общее родовое имя и т. п. Старшина рода избирался, повидимому, всеми его членами. Древнейший общественный строй выглядел следующим образом: важнейшими делами общины ведал совет старейшин, или сенат, состоявший из старейшин родов. Постепенно вошло в обычай избирать старейшин из одной и той же семьи каждого рода. Этот обычай, вызванный развивавшейся имущественной дифференциацией, привёл к образованию в Риме родовой знати, к возникновению так называемых патрицианских семей. Тогда же, очевидно, развился аналогичный этрусскому институт клиентелы. Люди, по тем или иным причинам переселившиеся в Рим, т. е. «чужаки», не входившие в состав римских родов, а затем и представители обедневших родов искали покровительства и защиты у знатных людей, которые становились их патронами. В обществе, в котором ещё не существует чётко оформленной государственной власти, институт клиентелы является весьма распространённым учреждением.

Кроме сената, предварительно обсуждавшего наиболее важные вопросы, существовало и народное собрание, которое собиралось по куриям (куриатные комиции). На куриатных комициях принимались или отвергались новые законопроекты, избирались все высшие должностные лица, в том числе и царь; это собрание объявляло войну и, как высшая судебная инстанция, выносило окончательное решение, когда дело шло о смертном приговоре римскому гражданину.

Рядом с сенатом и народным собранием стоял царь. Римские цари отнюдь не были самодержавными владыками типа древневосточных деспотов, но лишь выборными племенными вождями, которые совмещали функции военачальника, судьи и верховного жреца. Это заставляет нас применять термин «царь» весьма условно.

Подобный общественный строй Энгельс называл военной демократией. Это, действительно, была примитивная демократия, поскольку народное собрание считалось высшим органом общины, военной же она была потому, что в собрании принимали участие лишь мужчины-воины; таким образом, куриатные комиции представляли собой сходку вооружённого народа.

Очень сложен и, по существу, до сих пор ещё не решён вопрос о происхождении особого слоя древнеримского населения — плебеев. Сведения источников о происхождении плебеев чрезвычайно сбивчивы и противоречивы. Очевидно, под плебеями первоначально подразумевались переселенцы (добровольные, а иногда и насильственно переселённые в Рим) и представители покорённых племён, лично свободные люди, имевшие право владеть землёй и обязанные нести военную службу. Первоначально они не входили в состав родов, курий и триб, а потому не пользовались никакими политическими правами, но затем, перемешавшись с незнатными родами самого «римского народа» и принимая на себя клиентские обязанности, они постепенно и на урезанных правах включались в родовую организацию.

Несомненно, в римском обществе этого периода уже были рабы из числа военнопленных. Но в целом рабство ещё не получило большого развития, оно носило примитивный, патриархальный характер, причём рабы использовались, главным образом, в домашнем хозяйстве.

Реформа Сервия Туллия

В VI в. до н. э. в Риме заметно усилилось этрусское влияние. Это находит своё отражение в сказаниях об этрусской династии Тарквиниев, к которой принадлежали последние римские цари. Ещё в XIX в. при раскопках этрусского города Цере, откуда, по преданию, прибыл в Рим Тарквиний, была открыта гробница рода Тарквиниев и найдено много этрусских надписей. Принимая во внимание, что как раз на VI в. падает расцвет этрусской федерации и наиболее широкое распространение её могущества, вполне обосновано предположение о том, что Рим некоторое время был подчинён этрускам.

Вскоре после этого завоевания, а возможно и в качестве реакции на него, резко обострилась борьба народа против родовой знати. Энгельс говорит о «революции, которая положила конец древнему родовому строю». У нас нет точных данных о времени или ходе этой революции, но причина её, несомненно, коренилась в борьбе между плебеями и первоначальным населением Рима. Отзвуки и отголоски этих событий отразились в рассказе о реформе, приписываемой предпоследнему римскому царю Сервию Туллию, который ввёл новое устройство римской общины на основе территориально-имущественного принципа. Теперь римская городская территория делилась на 4 трибы. Эти трибы не имели ничего общего со старыми родо-племенными трибами, но были лишь территориальными округами. К ним приписывалось всё гражданское население, как патрицианское, так и плебейское, владевшее в данном округе землёй. Таким образом, плебеи были фактически включены в состав единой с патрициями гражданской общины.

Кроме того, Сервий Туллий разделил всё мужское население Рима — патрициев и плебеев — на 5 классов. Принадлежность к тому или иному классу определялась имущественным цензом. К I классу принадлежали те, чьё имущество оценивалось в 100 тыс. асов, ко II классу — 75 тыс. асов, к III классу — 50 тыс. асов, к IV классу— 25 тыс. асов, к V классу — 12,5 тыс. асов. Беднейшие слои населения, неимущие, не входили ни в один из классов и получили название пролетариев (от латинского proles — потомство). Этим названием подчёркивалось, что всё их имущество и богатство состояло только в потомстве.

Реформа имела большое военное значение. Народное ополчение, т. е. римская армия, строилось теперь в зависимости от нового деления на имущественные классы. Каждый класс выставлял определённое количество центурий (сотен). I класс выставлял 80 центурий пехотинцев и 18 центурий всадников, следующие три класса — по 20 центурий пехотинцев и, наконец, V класс выставлял 30 центурий легковооружённых пехотинцев. Кроме того, выставлялось ещё 5 нестроевых центурий, одна из них — пролетариями. Вооружение призванных также дифференцировалось в зависимости от принадлежности к тому или иному классу: представители I класса должны были или содержать коня, или являться в полном тяжёлом вооружении; для представителей последующих классов вооружение было облегчённым, а воины V класса были вооружены лишь луком и стрелами.

Реформа имела также большое политическое значение. Центурия становится теперь не только военной, но и политической единицей. Со включением основной массы плебса в гражданскую общину народные собрания по центуриям вытесняют куриатные комиции, которые утрачивают почти всякое значение. Голосование происходит тоже по центуриям, причём каждая центурия имеет один голос. Подлинный характер этой новой конституции ясен хотя бы из того, что больше половины из 193 центурий выставлялось I классом (80+18=98). Таким образом, I класс имел обеспеченное большинство голосов в народном собрании.

Таково основное содержание реформы, проведение которой приписывалось Сервию Туллию. Традиционный рассказ о реформе, изображая её в виде единичного акта, конечно, грешит против исторической истины. Изменения в социально-политическом устройстве римского общества, которые традиция приписывает творческой воле одного законодателя, на самом деле — результат длительных процессов, протекавших на протяжении нескольких столетий (VI—-III вв. до н. э.). Это подтверждается тем, что в самом традиционном рассказе о так называемой реформе Сервия Туллия содержатся позднейшие напластования: так, например, указываемое вооружение классов соответствует, видимо, концу V в., расчёт имущественного ценза на асы — середине III в. и т. п. Однако в основе традиционной версии лежит ряд достоверных фактов. Деление населения на имущественные классы, центуриатные комипии, территориальные трибы — всё это возникло значительно раньше III в. и продолжало существовать и в более позднюю эпоху. Эти установления явились итогом длительной борьбы плебеев. Новое общественное устройство — и в этом состоит его историческое значение — наносило сокрушительный удар прежним родовым порядкам и безраздельному господству родовой патрицианской знати.

По мере того, как шёл процесс становления рабовладельческого государства, органы родового устройства модифицировались и становились органами государственной власти. Возможно, в связи с включением плебеев в гражданскую общину, а также в связи с борьбой против этрусского господства происходит падение царской власти и установление республики в Риме. Историческая традиция приурочивает это событие к концу VI в. до н. э. (509 г.) и связывает его с изгнанием седьмого римского царя Тарквиния Гордого. Многочисленные легенды, расцвеченные рассказами о героических подвигах римлян в борьбе с этрусками, пришедшими якобы на помощь Тарквинию, возможно, в какой-то мере отражают последние этапы борьбы римлян против этрусского владычества и факт распадения некогда могущественной этрусской федерации.

Ранняя римская культура

Идеологическая жизнь и духовная культура римского общества этого времени была ещё довольно примитивной. Однако нам известно, что уже в царский период в Риме существовала письменность. Алфавит был заимствован римлянами, очевидно, у греков, живших в Кумах, на западном побережье Апеннинского полуострова. Историк Дионисий Галикарнасский (конец I в. н. э.) утверждал, что он своими глазами видел текст договора царя Сервия Туллия с латинскими городами относительно постройки на общие средства храма Дианы на Авентине. Буквы в тексте по своей форме — договор был вырезан на медной колонне — напоминали древнейшие греческие. В 1900 г. на римском форуме при раскопках был найден на месте легендарной гробницы Ромула так называемый «Чёрный камень», содержащий надпись, сделанную бустрофедоном (одна строка написана слева направо, следующая справа налево и т. д.). Формы букв близки к греческим. Надпись почти не поддаётся дешифровке, в ней содержится, видимо, какое-то заклятие и встречается слово «царь» (rex). Древнейшим памятником латинской письменности, поддающимся дешифровке, является упомянутая выше пренестинская фибула.

«Чёрный камень» с архаической надписью с римского Форума.

К этому же времени относятся зачатки литературного творчества. Памятники древнейшей народной поэзии, которая, конечно, существовала у римлян, как и у других народов, до нас не дошли. Но в более поздних источниках имеются отрывки религиозных гимнов, восходящих к глубокой древности. Древнейшая религиозная поэзия римлян знала также сборники песнопений, заклинания против болезней, пожаров, града и т. п., предсказания о судьбе людей, написанные так называемым сатурническим стихом, близким по ритму к былинному стиху.

Для ранней римской религии был характерен примитивный политеизм. Каждый предмет и явление в представлении древних римлян имели своего духа, своё божество; так, например, было 43 бога детства: бог первого крика ребёнка, бог колыбели, бог первого шага и т. д. Римская религия в ранний период не была антропоморфной, поэтому в Риме долгое время не существовало изображений богов. Они появляются позже под влиянием этрусской и греческой религий. Значительную роль играли родовые и семейные культы. Хранителями семьи и дома считались добрые духи — пенаты и лары; души умерших предков также выступали как добрые божества — маны.

Обрядовая сторона римской религии разрабатывалась чрезвычайно детально, что привело к широкому развитию жречества и жреческих коллегий. Древнейшими из них были: понтифики, имевшие верховный надзор за выполнением религиозных обрядов, авгуры и гаруспики — жрецы-гадатели по полёту птиц и внутренностям животных, весталки — жрицы богини Весты, хранительницы государственного и семейного очагов. Жреческими коллегиями были также арвалъские братья — коллегия жрецов богини Земли — и салии (скакуны) — жрецы древнейшего латинского бога Марса.

Одним из древнейших римских богов был также Янус, первоначально бог дверей, а затем бог всякого начала, предшественник Юпитера. Весьма раннего происхождения так называемая капитолийская троица: Юпитер, Марс и Квирин, где Юпитер уже выступает как верховное божество, Марс — как бог весенней растительности, а затем как бог войны, Квирин же — как его двойник. Под влиянием этрусков, а затем и греков римский пантеон расширяется, в нём появляются Юнона (Гера), Минерва (Афина), Сатурн (Кронос), а затем Церера (Деметра), Меркурий (Гермес), Аполлон и др. Римский пантеон никогда не был замкнутым, римляне часто стремились «переманить» на свою сторону богов своих соседей и даже богов противников, с которыми очи вели войны. Постепенно под влиянием греческой религии происходит отожзствление римского и греческого пантеонов и антропоморфизация римских богов.

Источник: Всемирная история. Энциклопедия. Том 2. - М., 1956.

http://historic.ru/ "Исторический проект Historic.Ru"

mmkaz.narod.ru

Древнейший период истории Рима - это... Что такое Древнейший период истории Рима?

Источники по ранней истории Рима.

Проблема источников по древнейшей истории Рима чрезвычайно сложна. Эпиграфические памятники, современные ранней эпохе, очень скудны, притом древнейший из них — надпись на золотой пряжке (так называемая пренестинская фибула) датируется не раньше, чем 600 г. до н. э. Труды же римских историков и писателей относятся к сравнительно позднему времени (в основном не ранее I в. до н. э.) , которое отделено от событий ранней римской истории многими веками. Правда, поздние писатели, у которых мы черпаем наши знания о первоначальной истории Рима, опирались, в свою очередь, на свидетельства более древних авторов, так называемых анналистов. Но сами анналисты, даже наиболее ранние из них, как, например, первый римский историк — сенатор Фабий Пиктор (конец III в. до н. э.), тоже не были современниками событий начальной истории Рима. К тому же, используя материалы семейных хроник знатных римских родов, предания и легенды, анналисты часто включали в свои труды очень недостоверный, а иногда и сознательно искажённый в угоду представителям того или иного римского рода материал. Таким образом, литературная традиция, которая повествует нам о событиях древнейшей римской истории, требует к себе осторожного и критического отношения.

Лингвистические данные служат прежде всего для выяснения этнического состава населения древнейшей, «дорийской» Италии. На основании этих данных римляне, как и латины в целом, должны быть отнесены к племенам особой латинско-фалискской языковой группы, которую некоторые современные филологи резко отличают от другой крупнейшей группы италийских языков (оскско-умбрской). Наиболее достоверные сведения по древнейшей истории Рима даёт материал археологических раскопок. В свете археологических данных становится ясно, что основание города не было делом рук одного «основателя», как об этом сообщает литературная традиция. Город возникал постепзнно, путём объединения и слияния отдельных общин. Стратиграфическими раскопками последних лет установлено, что вVIII в. до н. -э. в Лации, на холмах Палатине, Эсквилине, Целии и Квиринале появилась группа примитивных поселений. Они были ещё изолированы друг от друга; болотистые земли между холмами оставались незаселёнными. Примерно к середине VII в. до н. э. население первоначальных посёлков стало занимать склоны холмов и долины между ними, где впоследствии возникает римский Форум. Заселение этих территорий тоже ещё нельзя считать временем возникновения города как такового. В этот период происходит лишь укрепление связей между общинами, а мсжзт быть, и объединение некоторых из них. Возникновение римского Форума, уже как центра экономической и политической жизни, на основании новых раскопок относят к первой четверти VI в. дон. э. Примерно в это же время происходит превращение Капитолия, который был ещё, видимо, незаселённым холмом, в крепость нового города. Таким образом, возникновение Рима археологи склонны датировать началом VI в. до н. э.

Царскии период

Происхождение названия города неизвестно. В литературе делались попытки вывести его из корней греческих слов, а также доказывалось его этрусское происхождение, но всё это покалишь недостаточно обоснованные гипотезы и догадки. Древнейший период римской истории обычно принято называть «царским». Этот период, согласно легендарной традиции, длился около двух с половиной столетий. Однако изложение исторических событий этого времени, за небольшими исключениями, следует признать недостоверным, а римских царей, начиная с мифического основателя Рима — Ромула, нельзя считать историческими личностями. Но если конкретные события, сообщаемые традицией, в значительной степени легендарны, то при осторожном и критическом использовании её данных мы можем сделать некоторые выводы о социальном устройстве римской общины царского периода.

В древнейшее время в Риме сохранялись ещё родовые отношения. Согласно преданию, всё население состояло из 300 рсдов. Каждые 10 родов объединялись в курию, каждые 10 курий — в трибу. Таким образом, всего было 3 трибы, каждая из которых, видимо, представляла собой особое племя. Некоторые учёные считают, что одна из триб являлась объединением латинских родов, другая — сабинских и третья,— повидимому, этрусских. Упомянутые 300 родов составляли римский народ (populus Romanus), к которому мог принадлежать лишь тот, кто был членом рода, а через свой род — членом курии и трибы.

Римский род имел такую же организацию, как и греческий. В каждом роде все его члены сообща владели землёй, имели общие кладбища, общие религиозные праздники, общее родовое имя и т. п. Старшина рода избирался, повидимому, всеми его членами. Древнейший общественный строй выглядел следующим образом: важнейшими делами общины ведал совет старейшин, или сенат, состоявший из старейшин родов. Постепенно вошло в обычай избирать старейшин из одной и той же семьи каждого рода. Этот обычай, вызванный развивавшейся имущественной дифференциацией, привёл к образованию в Риме родовой знати, к возникновению так называемых патрицианских семей. Тогда же, очевидно, развился аналогичный этрусскому институт клиентелы. Люди, по тем или иным причинам переселившиеся в Рим, т. е. «чужаки», не входившие в состав римских родов, а затем и представители обедневших родов искали покровительства и защиты у знатных людей, которые становились их патронами. В обществе, в котором ещё не существует чётко оформленной государственной власти, институт клиентелы является весьма распространённым учреждением.

Кроме сената, предварительно обсуждавшего наиболее важные вопросы, существовало и народное собрание, которое собиралось по куриям(куриатные комиции). На куриатных комициях принимались или отвергались новые законопроекты, избирались все высшие должностные лица, в том числе и царь; это собрание объявляло войну и, как высшая судебная инстанция, выносило окончательное решение, когда дело шло о смертном приговоре римскому гражданину.

Рядом с сенатом и народным собранием стоял царь. Римские цари отнюдь не были самодержавными владыками типа древневосточных деспотов, но лишь выборными племенными вождями, которые совмещали функции военачальника, судьи и верховного жреца. Это заставляет нас применять термин «царь» весьма условно.

Подобный общественный строй Энгельс называл военной демократией. Это, действительно, была примитивная демократия, поскольку народное собрание считалось высшим органом общины, военной же она была потому, что в собрании принимали участие лишь мужчины-воины; таким образом, куриатные комиции представляли собой сходку вооружённого народа.

Очень сложен и, по существу, до сих пор ещё не решён вопрос о происхождении особого слоя древнеримского населения — плебеев. Сведения источников о происхождении плебеев чрезвычайно сбивчивы и противоречивы. Очевидно, под плебеями первоначально подразумевались переселенцы (добровольные, а иногда и насильственно переселённые в Рим) и представители покорённых племён, лично свободные люди, имевшие право владеть землёй и обязанные нести военную службу. Первоначально они не входили в состав родов, курий и триб, а потому не пользовались никакими политическими правами, но затем, перемешавшись с незнатными родами самого «римского народа» и принимая на себя клиентские обязанности, они постепенно и на урезанных правах включались в родовую организацию.

Несомненно, в римском обществе этого периода уже были рабы из числа военнопленных. Но в целом рабство ещё не получило большого развития, оно носило примитивный, патриархальный характер, причём рабы использовались, главным образом, в домашнем хозяйстве.

Реформа Сервия Туллия

В VI в. до н. э. в Риме заметно усилилось этрусское влияние. Это находит своё отражение в сказаниях об этрусской династии Тарквиниев, к которой принадлежали последние римские цари. Ещё в XIX в. при раскопках этрусского города Цере, откуда, по преданию, прибыл в Рим Тарквиний, была открыта гробница рода Тарквиниев и найдено много этрусских надписей. Принимая во внимание, что как раз на VI в. падает расцвет этрусской федерации и наиболее широкое распространение её могущества, вполне обосновано предположение о том, что Рим некоторое время был подчинён этрускам.

Вскоре после этого завоевания, а возможно и в качестве реакции на него, резко обострилась борьба народа против родовой знати. Энгельс говорит о «революции, которая положила конец древнему родовому строю». У нас нет точных данных о времени или ходе этой революции, но причина её, несомненно, коренилась в борьбе между плебеями и первоначальным населением Рима. Отзвуки и отголоски этих событий отразились в рассказе о реформе, приписываемой предпоследнему римскому царю Сервию Туллию, который ввёл новое устройство римской общины на основе территориально-имущественного принципа. Теперь римская городская территория делилась на 4 трибы. Эти трибы не имели ничего общего со старыми родо-племенными трибами, но были лишь территориальными округами. К ним приписывалось всё гражданское население, как патрицианское, так и плебейское, владевшее в данном округе землёй. Таким образом, плебеи были фактически включены в состав единой с патрициями гражданской общины.

Кроме того, Сервий Туллий разделил всё мужское население Рима — патрициев и плебеев — на 5 классов. Принадлежность к тому или иному классу определялась имущественным цензом. К I классу принадлежали те, чьё имущество оценивалось в 100 тыс. асов, ко II классу — 75 тыс. асов, к III классу — 50 тыс. асов, к IV классу— 25 тыс. асов, к V классу — 12,5 тыс. асов. Беднейшие слои населения, неимущие, не входили ни в один из классов и получили название пролетариев (от латинского proles — потомство). Этим названием подчёркивалось, что всё их имущество и богатство состояло только в потомстве.

Реформа имела большое военное значение. Народное ополчение, т. е. римская армия, строилось теперь в зависимости от нового деления на имущественные классы. Каждый класс выставлял определённое количество центурий (сотен). I класс выставлял 80 центурий пехотинцев и 18 центурий всадников, следующие три класса — по 20 центурий пехотинцев и, наконец, V класс выставлял 30 центурий легковооружённых пехотинцев. Кроме того, выставлялось ещё 5 нестроевых центурий, одна из них — пролетариями. Вооружение призванных также дифференцировалось в зависимости от принадлежности к тому или иному классу: представители I класса должны были или содержать коня, или являться в полном тяжёлом вооружении; для представителей последующих классов вооружение было облегчённым, а воины V класса были вооружены лишь луком и стрелами.

Реформа имела также большое политическое значение. Центурия становится теперь не только военной, но и политической единицей. Со включением основной массы плебса в гражданскую общину народные- собрания по центуриям вытесняют куриатные комиции, которые утрачивают почти всякое значение. Голосование происходит тоже по центуриям, причём каждая центурия имеет один голос. Подлинный характер этой новой конституции ясен хотя бы из того, что больше половины из 193 центурий выставлялось I классом (80 18=98). Таким образом, I класс имел обеспеченное большинство голосов в народном собрании.

Таково основное содержание реформы, проведение которой приписывалось Сервию Туллию. Традиционный рассказ о реформе, изображая её в виде единичного акта, конечно, грешит против исторической истины. Изменения в социально-политическом устройстве римского общества, которые традиция приписывает творческой воле одного законодателя, на самом деле — результат длительных процессов, протекавших на протяжении нескольких столетий (VI—-III вв. до н. э.). Это подтверждается тем, что в самом традиционном рассказе о так называемой реформе Сервия Туллия содержатся позднейшие напластования: так, например, указываемое вооружение классов соответствует, видимо, концу V в., расчёт имущественного ценза на асы — середине III в. и т. п. Однако в основе традиционной версии лежит ряд достоверных фактов. Деление населения на имущественные классы, центуриатные комипии, территориальные трибы — всё это возникло значительно раньше III в. и продолжало существовать и в более позднюю эпоху. Эти установления явились итогом длительной борьбы плебеев. Новое общественное устройство — и в этом состоит его историческое значение — наносило сокрушительный удар прежним родовым порядкам и безраздельному господству родовой патрицианской знати.

По мере того, как шёл процесс становления рабовладельческого государства, органы родового устройства модифицировались и становились органами государственной власти. Возможно, в связи с включением плебеев в гражданскую общину, а также в связи с борьбой против этрусского господства происходит падение царской власти и установление республики в Риме. Историческая традиция приурочивает это событие к концу VI в. до н. э. (509 г.) и связывает его с изгнанием седьмого римского царя Тарквиния Гордого. Многочисленные легенды, расцвеченные рассказами о героических подвигах римлян в борьбе с этрусками, пришедшими якобы на помощь Тарквинию, возможно, в какой-то мере отражают последние этапы борьбы римлян против этрусского владычества и факт распадения некогда могущественной этрусской федерации.

Ранняя римская культура

Идеологическая жизнь и духовная культура римского общества этого времени была ещё довольно примитивной. Однако нам известно, что уже в царский период в Риме существовала письменность. Алфавит был заимствован римлянами, очевидно, у греков, живших в Кумах, на западном побережье Апеннинского полуострова. Историк Дионисий Галикарнасский (конец I в. н. э.) утверждал, что он своими глазами видел текст договора царя Сервия Туллия с латинскими городами относительно постройки на общие средства храма Дианы на Авентине. Буквы в тексте по своей форме — договор был вырезан на медной колонне — напоминали древнейшие греческие. В 1900 г. на римском ЗЪруме при раскопках был найден на месте легендарной гробницы Ромула так называемый «Чёрный камень»,содержащий надпись, сделанную бустрофедоном (одна строка написана слева направо, следующая справа налево и т. д.). Формы букв близки к греческим. Надпись почти не поддаётся дешифровке, в ней содержится, видимо, какое-то заклятие и встречается слово «царь» (rex). Древнейшим памятником латинской письменности, поддающимся дешифровке, является упомянутая выше пренестинская фибула.

К этому же времени относятся зачатки литературного творчества. Памятники древнейшей народной поэзии, которая, конечно, существовала у римлян, как и у других народов, до нас не дошли. Но в более поздних источниках имеются отрывки религиозных гимнов, восходящих к глубокой древности. Древнейшая религиозная поэзия римлян знала также сборники песнопений, заклинания против болезней, пожаров, града и т. п., предсказания о судьбе людей, написанные так называемым сатурническим стихом, близким по ритму к былинному стиху.

Для ранней римской религии был характерен примитивный политеизм. Каждый предмет и явление в представлении древних римлян имели своего духа, своё божество; так, например, было 43 бога детства: бог первого крика ребёнка, бог колыбели, бог первого шага и т. д. Римская религия в ранний период не была антропоморфной, поэтому в Риме долгое время не существовало изображений богов. Они появляются позже под влиянием этрусской и греческой религий. Значительную роль играли родовые и семейные культы. Хранителями семьи и дома считались добрые духи — пенаты и лары; души умерших предков также выступали как добрые божества — маны.

Обрядовая сторона римской религии разрабатывалась чрезвычайно детально, что привело к широкому развитию жречества и жреческих коллегий. Древнейшими из них были: понтифики, имевшие верховный надзор за выполнением религиозных обрядов, авгуры и гаруспики — жрецы-гадатели по полёту птиц и внутренностям животных, весталки — жрицы богини Весты, хранительницы государственного и семейного очагов. Жреческими коллегиями были также арвалъские братья — коллегия жрецов богини Земли — и салии (скакуны) — жрецы древнейшего латинского бога Марса.

Одним из древнейших римских богов был также Янус, первоначально бог дверей, а затем бог всякого начала, предшественник Юпитера. Весьма раннего происхождения так называемая капитолийская троица: Юпитер, Марс и Квирин, где Юпитер уже выступает как верховное божество, Марс — как бог весенней растительности, а затем как бог войны, Квирин же — как его двойник. Под влиянием этрусков, а затем и греков римский пантеон расширяется, в нём появляются Юнона (Гера), Минерва (Афина), Сатурн (Кронос), а затем Церера (Деметра), Меркурий (Гермес), Аполлон и др. Римский пантеон никогда не был замкнутым, римляне часто стремились «переманить» на свою сторону богов своих соседей и даже богов противников, с которыми очи вели войны. Постепенно под влиянием греческой религии происходит отожзствление римского и греческого пантеонов и антропоморфизация римских богов.

Всемирная история. Энциклопедия. — М.: Государственное издательство политической литературы. Ред. А. Белявский, Л. Лазаревич, А. Монгайт, И. Лурье, М. Полтавский. 1956—1565.

world_history_encyclopedy.academic.ru

Культура Древнего Рима 14

ПЛАН1. Введение   -       ------------------------------------------------------- 2    

2. Особенности культуры Древнего Рима.- ------------------------4

    

     2.1  ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ РИМА -  ---------------------------------------------6     2.2  ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА  -          ------------------------------------------------7    2.3   литература-             -----------------------------------------------8

3. Периодизация истории и культуры Древнего Рима -----------9

4. Заключение -----------------------------------------------------------121. Введение    

      

     Культура – такое же важное для человеческого познания понятие, как гравитация, материя, эволюция, общество, личность. В Древнем Риме, откуда пришло это слово, под культурой понимали возделывание земли и окультуривание почвы. В 18 веке культура приобрела духовный, а точнее сказать, аристократический оттенок. Этот термин стал обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным  называли человека начитанного и утонченного в манерах поведения. До сих пор слово «культура» связывается  у  нас с изящной словесностью, картинной галереей, оперным театром и хорошим воспитанием. Сегодня культуру  изучают  десятки наук, и каждая  выбирает один  аспект, угол зрения, подход. Постепенно в науке утвердился  более широкий и демократический взгляд на культуру, а сама она стала пониматься как  сложносоставное явление, включающее  сотни элементов, черт, форм и разновидностей.

Римская империя как единое государство существовала с 31г. до н.э. по 395г. н.э. Даже в наши дни вся область распространения римского господства – Шотландии до Дуная и от Рейна до северной Африки  - изобилует памятниками эпохи римской империи: храмами, дорогами, общественными зданиями, оборонительными сооружениями.  Рим создал свою цивилизацию, зародившуюся на особой системе ценностей.   Вопрос о том, можно ли говорить о существовании  самостоятельной римской культуре как самобытном и целостном феномене, неоднократно обсуждался в науке. Такие известные культурологи, как О.Шпенглер и А.Тойнби, выделяя античную культуру или цивилизацию как единое целое, отрицали самостоятельное значение Рима, считали, что вся римская эпоха была кризисной стадией античной цивилизации. Они не видели оригинальности в римской духовной культуре, называя ее подражательной и слишком утилитарной. По их мнению, главные достижения римлян  в технике, прикладных науках, в законодательстве, а литература, искусство, философия в Риме были всецело под греческим влиянием. История Рима  всего лишь последняя стадия жизни единой греко-римской (античной) цивилизации.

  Другие исследователи(  в советской историографии  С.Л.Утченко, Е.М.Штаерман и др.), напротив, считают, что Рим создал свою оригинальную цивилизацию, своеобразную систему ценностей  которая сложилась в римской гражданской общи не в связи с особенностями ее исторического развития. К таким  особенностям относят установление  демократической формы правления в результате борьбы между  патрициями и плебеями и побед последних и почти непрерывные войны Рима, превратившие его из небольшого италийского городка в столицу огромной державы.  Второй подход представляется нам более обоснованным, и в последующем изложении мы выделим и рассмотрим самобытные черты культуры античного Рима.

 Делами, достойными  римлянина, особенно из знати, признавались только политика, война, земледелие, разработка права – гражданского и сакрального, историография. На такой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, в первую очередь греческие, издавна проникавшие через греческие города юга Италии, а затем непосредственно из Греции и Малой Азии, воспринимались лишь постольку, постольку они не противоречили римской системе ценностей или перерабатывались в соответствии с нею. В свою очередь и Рим, подчинив себе страны эллинистической культуры, оказывал на них значительное влияние. Так сформировался синтез греческой и римской культур. Римляне осваивали греческую философию, формы и стили греческой  культуры, искусства, но вкладывали в них свое содержание, развивали в этих новых формах свои идеи и мировоззрение. Культура Рима связана с завершением истории античного общества. Она продолжала эллинистическую традицию и в тоже время выступала  как  самостоятельное явление,  определяемое ходом исторических событий, своеобразием  условий жизни, религии, свойствами характера римлян и другими факторами.

2. Особенности культуры Древнего Рима.

Далеким предком римлян считался Эней, сын богини Венеры, спасенный ею при падении Трои. Но основателем Рима был не он, а легендарный Ромул, сын бога войны Марса. Ромул, которого вместе с его братом, по преданию, выкормила волчица, основал Рим в VIII веке до нашей эры, и сам, в конце жизни стал богом под именем Квирин (римляне называли себя квиритами). Так что залогом величия Рима было множественное божественное покровительство. И это величие постоянно поддерживалось героическими усилиями римских граждан. Они при этом исполняли свой долг по отношению к римской общине - civitas. Civitas - это община и гражданское состояние, и с этим словом связан термин цивилизация. Римские граждане были напрямую причислены к судьбе Рима, к его осознанно-цивилизованному (хотя не сразу конечно) развитию. Гражданский долг, гражданские обязанности были очень важными в жизни Рима. Эта, римская цивилизация, как и другие древние, складывалась на основе объединения разных племен: латинян, сабинян, этрусков, италиков, населения греческих колоний в южной Италии. Но на Апенинском полуострове не сформировалось таких полисных образований, как в Греции. Борьбу с соседями, войны с ними, вел именно Рим, постепенно выросший в большой центр с зависимыми от него областями, а позже - провинциями на огромной территории нынешних Европы, Ближнего Востока, Африки. Сформировалось большое и все увеличивавшееся государство. Как и во всех древних обществах, поначалу сохранялись многие "первобытные" или полупервобытные отношения между людьми. Ускоренное развитие римской цивилизации началось где-то в III-II в.в. до н. э. Оно оказалось связанным с ростом самого Рима и ряда других городов - центров областей, с уже продвинутым расслоением населения, с появлением больших масс рабов. Обыденная жизнь римлян, вначале суровая и бедная, постепенно менялась. Шло нарастание сложности социальных отношений и комфортности быта. В императорском Риме различия между богатыми с их невероятной роскошью, и беднотой - достигли огромных размеров. Императорский Рим поражал не только разгулом всевозможных страстей, властолюбия, честолюбия, безнравственности, но и богатством, роскошью, великолепием зданий и сооружений. Римская цивилизация в целом развилась чрезвычайно. Римляне овладели разнообразными приемами строительства. Они проложили множество прекрасных дорог, которые в Европе использовались и в эпоху Средневековья. Римляне строили сложные водоводы (акведуки) и достигли многого в организации бытового комфорта. Достаточно вспомнить о знаменитых термах (своеобразных общественных банях). Все это требовало и определенного уровня цивилизованности и, одновременно, выступало средствами развития и цивилизации и культуры. Во всяком случае, что касается витального уровня последней. В Риме вырабатывались разнообразные формы культурной (облагороженной) жизни, отличавшей римлян от варваров. На формирование древнеримской культуры повлияли художественные ценности и традиции двух великих культур антично мира: этрусков и греков. По этрусскому образцу строились круглые римские храмы. Латинский алфавит тоже строился на основе этрусского. Влияние греков началось с третьего века до нашей эры после завоевания греческих колоний в Южной Италии. Перевод на латынь «Одиссеи» обусловило развитие римской поэзии, но источником вдохновения для поэтов служил собственный народный фо льклор. Развитие римской цивилизации привело к значительному росту и возвышению столицы государства- города Рима, который в первые- трети века до нашей эры насчитывал от 1 до 1,5 млн жителей. Римские города развивались вокруг городского центра, включавшего форум, базилику, триумфальные арки, административные здания, конные статуи, школы и дороги.                                                                                                                                                Форумом в Древнем Риме называли площадь и рынок, являвшиеся, как в Древней Греции агора, центром культурной жизни. В наши дни этим словом называют какие-либо собрания, съезды. Главным форумом Рима был форум Романум. Часто на форумах возводили базилику- прямоугольное сооружение, внутреннее пространство которого разделялось рядами колонн на три или пять нефов. В них происходили судебные заседания, собирались граждане, вели свои дела торговцы и менялы. Позже базилика стала одним из главных типов христианского храма. Площади Рима и других городов украшали триумфальные арки. Триумфальные арки представляют собой постоянное или временное монументальное обрамление проезда, торжественное сооружение в честь военных побед и других знаменательных событий. Самым значительным по размерам купольным сооружением античного мира является Пантеон. Это храм во имя всех богов, олицетворяющий идею единения многочисленных народов империи. Главная часть пантеона представляет собой греческий круглый храм, завершенный куполом диаметром 43,4 м, через отверстия которого свет проникает во внутреннюю часть храма, поражающую величием и простотой отделки. Наиболее характерными памятниками римского зодчества являются акведуки, мосты, театры, термы. Амфитеатры и цирки, в которых стравливали животных, устраивали бои гладиаторов и публичные казни,- особенность культурной жизни Рима. Амфитеатр выполнял функцию сооружения для зрелищ, имел овальную арену, вокруг которой уступами располагались места для зрителей. Самым знаменитым являлся Колизей, амфитеатр Флавиев в Риме. В плане Колизей представляет собой эллипс окружностью 524м и высотой 57м, над которым на 240 мачтах натягивали тент. Амфитеатр был разделен на четыре огромных яруса. Под ареной находились клетки для зверей и кладовые для реквизита. На высоте 3,5 м над уровнем арены размещалась императорская ложа.

2.1  ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ РИМА

   Культура Древнего Рима прошла сложный путь развития, впитав культурные традиции многих народов и разных эпох. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства и права, градостроительства и т.д. Государственность и политическая жизнь Рима развивались от патриархального царства к республике и от республики - к империи. Хронологически это выглядит примерно так. Период патриархальных царств: VII-V в.в до н. э. Римская республика, возникнув после устранения царской власти, продержалась от V до I в. до н. э и закончилась диктатурой Суллы и фактической диктатурой Цезаря, убитого Брутом в 44 г. до н. э. С конца I в. до н. э. и до V в. н. э. существовал императорский Рим, частично как бы продолженный далее в Византии.

Характерно, что политика и другие, связанные с ней стороны жизни, в Древнем Риме достигали высокой степени цивилизованности прежде всего путем и с помощью развития правовых отношений. В этом плане именно Рим дал очень многое, что было использовано в дальнейшем развитии европейской, а через это и мировой цивилизации в движении к так называемому "правовому государству".

Раннее римское право получило свое выражение и оформление в известных, принятых в 450 г. до н. э., законах XII таблиц (хотя до них уже были правовые акты, законы, регулировавшие жизнь в становящейся республике). Эти и последовавшие юридические документы и, главное, действия, имели большое значение. Римскими юристами постепенно все четче оформлялись права собственности, семейно-наследственные права, политические права и обязанности граждан и государства, его органов управления вырабатывались законы по уголовным и иным преступлениям. Основными источниками права становились законы (а не обычаи), эдикты (указы) римских магистратов и решения Сената, которые дополнялись декретами. В императорском Риме неограниченная законодательная власть оказалась у императоров, которые продолжали законотворческую деятельность. В результате сложились кодексы, своды законов, эдиктов и т. д., в которые включалось то, что было принято ранее, и новые юридические акты. Особенно популярным стал кодекс императора Юстиниана (527-565 гг.), послуживший источником рецепций римского права в средневековую и нововременную Европу.

По отношению к отсутствию права и малоразвитому правовому состоянию, солидная и тщательная разработка его и действенность правовых актов стали важными моментами не только развития цивилизации, но и окультуривания жизни. Отношения между людьми по мере их совершенствования в правовых аспектах, в большей мере организовывались, упорядочивались, и очеловечивались, хотя в этом процессе были издержки, и немалые. Правовые установления формировались и закреплялись неизбежно в пользу определенных слоев населения, господствующих слоев. Раб, например, не был вообще субъектом права. И излишняя жестокость рабовладельца осуждалась только в качестве злоупотребления им своим правом на имущество (коим считался раб) и расточительного распоряжения им. Однако некоторые элементы римского права все же носили характер "блага для всех", правовой защиты любого римского гражданина, защиты от беспредела. При отстаивании законных прав укреплялось и чувство человеческого достоинства. Римское право в своем развитии видимо недаром испытало воздействие греческой культуры, с ее мощным антропоцентризмом, возвышавшимся в отдельных моментах до гуманизма. Впрочем, это воздействие сказывалось на сфере правовых отношений не прямо, а опосредованно, через реализацию общих связей между двумя античными культурами, в чем-то схожих, в чем-то принципиально отличных друг от друга.

2.2  ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА

Больших успехов достигли в Риме просвещение и научная жизнь. Обучение состояло из трех ступеней: начального образования, школы грамматики и школы риторики. В начальной школе учили читать и писать, считать. В средней школе учителя грамматики преподавали греческий язык и семь свободных искусств- грамматику, диалектику, риторику, музыку, арифметику, геометрию, астрономию, а также архитектуру и медицину. Последняя ступень представляла собой высшую школу, и в ней обучались искусству красноречия и философии. А владение риторикой было необходимым условием политической карьеры.

Центрами научной деятельности были Рим, Александрины, Афины, Карфаген. Больших успехов добилась медицина: врач Гален проводил опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного мозга, дал первое анатомическое описание организма. В этот период были созданы школы для подготовки врачей.

Греческие ученые приглашались наставниками и воспитателями в богатые римские семьи, а их научными открытиями восхищались римские ученые мужи, использовавшие свои аналитические возможности в более практических целях, например земледелии или управлении государством. В области науки и философии достижения римлян были скромными.

2.3  ЛИТЕРАТУРА

Три специфические особенности римской литературы.

Первой отличительной чертой римской литературы в сравнении с греческой является то, что это литература гораздо более поздняя и пото­му гораздо более зрелая. Первые памятники римской литературы относятся к III в. до н. э., в то время как первые письменные па­мятники греческой литературы засвидетельствованы в VIII в. до н. э.

Следовательно, римская литература выступает на мировой арене по крайне мере на 400—500 лет позже греческой. Рим мог воспользоваться уже готовыми результатами векового разви­тия греческой литературы, усвоить их достаточно быстро и осно­вательно и создавать на этой основе уже свою собственную, гораздо более зрелую и развитую литературу. С самого начала развития римской литературы чувствуется сильное греческое влияние.

Второй особенностью римской литературы является то, что она возникает и расцветает в тот период истории античности, ко­торый для Греции был уже временем упадка. Это был период эл­линизма, поэтому и говорят об общем эллинистически-римском периоде литературы и истории.

Эллинизм характеризуется крупным рабовладением, это созда­вало в области идеологии, с одной стороны, черты универсализ­ма, а с другой — черты крайнего индивидуализма, с очень боль­шой дифференциацией духовных способностей человека. Итак, римская литература есть по преимуществу литература эллини­стическая.

Из этих особенностей литературы — более позднего ее про­исхождения и ее эллинистической природы — выступает еще третья особенность. Римская литература воспроизводила эллинизм чрезвычайно ин­тенсивно, в крупных и широких масштабах и в гораздо более дра­матических, горячих и острых формах. Так, например, комедии Плавта и Теренция, хотя формально и являются подражанием но­воаттической комедии, например Менандру, но их натурализм и трезвая оценка жизни, их использование окружающего быта и дра­матизм их содержания являются особенностью именно римской ли­тературы.

Точно так же, например, «Энеида» Вергилия, формально явля­ясь подражанием Гомеру или Аполлонию Родосскому, по существу своему несравнима с ними своим драматизмом и трагизмом, своей остротой и нервозностью, своим напряженным универсализмом и страстным индивидуализмом. Нигде в античной литературе не бы­ло такого трезвого анализа действительности, как в римском нату­рализме или у римских сатириков, хотя и натурализм и сатира свойственны и греческой литературе. Но обе эти особенности рим­ской литературы — натурализм и сатирическое изображение жизни — настолько здесь велики, что натуралистическая сатира вполне может считаться специфически римским литературным жанром.

Наконец, хотя талантливых и глубоких историков в Греции было достаточно, только в Риме могли появиться такие историки, как Тацит, с таким острым и проницательным анализом историче­ской жизни, с такой беспощадной критикой императорской эпохи и с таким свободно-демократическим настроением. Колоссальные размеры Римской республики и империи, небывалый размах и дра­матизм социально-политической жизни Рима, бесчисленные войны, тончайшая организация военного дела, продуманная дипломатия и юриспруденция, т. е. все то, чего требовали огромные размеры Римской республики и империи в сравнении с миниатюрной и разъединенной классической Грецией, — все это наложило неиз­гладимый отпечаток на римскую литературу и все это явилось ее национальной спецификой.

Так же как и греческую ли­тературу, римскую литературу необходимо делить на периоды — доклассический, классический и послеклассический.

1. Доклассический период уходит в глубь веков и характери­зуется сначала, как и в Греции, устной народной словесностью, а также началом письменности. До половины III в. до н. э. этот период называется обычно италийским. В течение его Рим, перво­начально маленькая городская община, распространил свою власть на всю Италию.

С середины III в. возникает письменная литература. Она раз­вивается в эпоху экспансии Рима в страны Средиземноморья (включительно по первую половину II в.) и начавшихся граждан­ских войн (вторая половина II в. — 80-е годы I в. до н. э.).

2. Классический период римской литературы — это время кри­зиса и конца республики (с 80-х годов до 30 года I в. до н. э.) и эпоха принципата Августа (до 14 года I в. н. э.).

3. Но уже в начале I столетия н. э. вполне отчетливо наме­чаются черты упадка классического периода. Этот процесс деграда­ции литературы продолжается до падения Западной Римской импе­рии в 476 г. н. э. Это время можно назвать послеклассическим периодом римской литературы. Здесь следует различать литера­туру расцвета империи (I в. н. э.) и литературу кризиса, падения империи (II — V вв. н. э.).

3.  Периодизация истории и культуры Древнего Рима

Историю Древнего Рима принято делить на три основных периода:

-царский

-республиканский

-период империи

Царский период Древнего Рима: VIII - VI века до н.э. О Риме эпохи царей известно главным образом из позднейших источников и на основании археологического материала. Согласно римской традиции, первыми царями Рима были совместно Ромул и сабинянин Тит Таций, а последним — Тарквиний Гордый, изгнанный восставшим народом. Согласно традиции, царь Тарквиний Древний построил в Риме первый цирк. Храм на Капитолии и сточную канаву — Великую клоаку, существующую и поныне. В центре современного Рима сохранились некрополи и следы поселений царского периода. Считается, что римляне имели письменность (на основе греческого алфавита) уже при царе Нуме Помпилии (конец 8 — нач.7 в. до н. э.), а самая ранняя из сохранившихся латинских надписей относится к 7 в. до н. э. Самый известный памятник царского периода Рима — «законы 12 таблиц», записанные в 5 в. до н. э., но отражающие более ранний период жизни общества.

Республиканский период Древнего Рима: V - I века до н.э. Изгнав царей (в конце 6 в. до н. э.), римское общество вступает в длительную полосу войн, сначала в Италии, а затем и за ее пределами, пока, наконец, с разгромом Карфагена (146 г.до н. э.). не становится сильнейшей державой средиземноморья. Нуждами войны объясняется строительство в этот период Аппиевой и, позже, Фламиниевой дорог. Ведется каменное строительство и в Риме (сохранились храм Весты, здание Сенатской Курии, Форум), но город еще оставался по преимуществу деревянным. Наиболее ранние литературные достижения римской республики принадлежат драматургам (Плавт, Теренций), продолжившим традиции новой аттической комедии. Историческая наука этого периода представлена именами Полибия (введшего в науку понятие «всемирной истории») и Саллюстия Криспа. Поэзия, в основном лирическая, получила развитие только к концу республиканского этапа (Катулл, Тибулл, Проперций). То же самое следует сказать и о риторике и философии (Цицерон, Лукреций)

Период Римской империи: I - V века н.э. Весь период римской империи может быть разделен на период Юлиев-Клавдиев и Флавиев (ранняя империя, 31 г. до н. э. — 96 г. н. э.), империю Антонинов-Северов (расцвет империи, 96 г. до н. э. — 284 г. н .э.) и на империю периода домината (позднюю империю, 284 г. н. э. — 395 г. н. э.). Становление культуры ранней Римской империи было одновременно и формированием имперской идеологии, подчеркивающей величие и вечность Рима, а также его историческую миссию в отношении народов мира. Эта идея наиболее полно отразилась в «Энеиде» Вергилия, «Истории Рима от основания Города» Тита Ливия и бурно развивавшейся римской архитектуре (среди памятников того времени — акведук Клавдия, Колизей, Базилика Юлия, Форум Августа). Время ранней империи — это время появления научных энциклопедий, самые известные из которых: «География» Страбона, «Естественная история» Плиния Старшего и «О сельском хозяйстве» Колумеллы. Эпоха Октавиана Августа — золотой век римской поэзии, представленной, помимо Вергилия, Горацием и Овидием, а также большим количеством поэтов «второго ряда». Времени Нерона принадлежит известный бытоописательный роман античности — «Сатирикон» Петрония Арбитра. Популярный во время империи стоицизм представлен в данную эпоху фигурой Сенеки. Период Антонинов - Северов — эпоха наибольшего расширения Империи и эпоха ее наивысшего могущества. Этот период отмечен интенсивным строительством как в Риме (Пантеон, Мавзолей Адриана, Эллиев мост, Колонна Траяна, Арка Тита и др.), так и в провинциях (комплексы зданий в Пальмире, Сирия; Афродисии, Турция; Фисдрусе и Волюбилисе, Сев. Африка). Традиции Тита Ливия в исторической науке продолжают Тацит, Светоний, Плутарх, Иосиф Флавий, Аппиан. Происходит развитие литературы всех жанров (дидактическая, приключенческая, любовная, сатирическая) как на латинском, так и на греческом языке. Среди авторов: Апулей, Лукиан, Явмлих, Диктис Критский, Клавдий Эллиан, Лонг, Плиний Младший, Марциал, Ювенал, Авл Геллий. Философия эпохи представлена фигурами стоиков — императора Марка Аврелия и Эпиктета — и вышедшими в свет компендиумами античной философской мысли, написанными Диогеном Лаэртским и Секстом Эмпириком. Развитие географической мысли представлено Клавдием Птолемеем, Помпонием Мелой, Павсанием. В эту эпоху становится все более ощутимым присутствие контркультуры, представленной авторами-христианами, апологетами и полемистами — Лактанцием, Тертуллианом, Оригеном, Минуцием Феликсом, Иринеем и др.4. Заключение.

Римская культура – уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Культура Древнего Рима, которая во многом продолжила античные традиции Греции, отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообрастностью. Практицизм римлян нашел достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох  в Западной Европе.

Императорский Рим создал целую художественную систему, олицетворяющую могущество и власть: базилики, храмы и дворцы, украшенные фресками и мозаиками, колоссальные статуи, «домашние» портреты, конные памятники, триумфальные арки и колонны с рельефами в память о реальных исторических событиях стали мощным основанием культуры последующих эпох.

В кризисе, охватившем римский мир в 3 в.н.э., можно обнаружить начало переворота, благодаря которому зародился средневековый Запад. Варварские нашествия 5 века можно рассматривать как события, ускорившие преобразование, придавшее ему разбег и глубоко изменившее облик этого мира.

www.coolreferat.com

Расцвет Древнего Рима

Нельзя говорить о расцвете какого-либо государства если не рассматривать периоды его падения. Этот тезис в полной мере можно отнести и к истории античного Рима, которая полна не только периодами невиданного в те времена могущества, но и целыми десятилетиями превращения Рима во второстепенную державу. Рассматривая расцвет Древнего Рима следует остановиться на двух периодах. когда римское государство занимало главенствующее место в мире. Не в том мире, который мы сейчас знаем, а мирке, с Запада ограниченном краем Ойкумены – Атлантикой, а на Востоке, граничащем с достаточно могучими, но и не менее замкнутыми цивилизациями древней Индии и Китая.

Расцвет Древнего Рима в республиканский период

К концу периода ранней Римской Республики, владения государства достигли Сицилии, что привело к столкновению с Карфагеном, который в те времена был могучей средиземноморской державой. Столкновения переросли в полномасштабные войны, получившие название I — III Пунических войн. Последняя III Пуническая война закончилась полным поражением карфагенского государства и разрушением его столицы – Карфагена.За этот же период римские войска захватили Македонию и подчинили Грецию. К концу II до новой эры Римская Республика становится главенствующим государством Средиземноморья. общество древнего рима фотоВ этот период в Риме интенсивно развивается денежное обращение, и появляются банки. Благодаря успешным завоевательным походам римская знать значительно увеличила площади своих земельных наделов. Основным типом рабского земледелия становятся виллы, переросшие к началу I века в латифундии. Владельцами новых земельных государственных наделов становятся нобиоли и всадники – лица, относившиеся к непривилегированным римским гражданам. Широко практикуется аренда мелких предприятий – солеварен, дегтярных производств, мельниц.Однако все большее расслоение властительной и имущественной приводят к участившимся столкновениям в римском Сенате, которые заканчиваются периодом краткосрочных союзов и массового предательства. Результатом всей этой сумятицы стало убийство Цезаря, который объявил себя диктатором, и перманентная гражданская война.После этого наступает период смутного времени, когда одна римская династия свергалась легионами, военачальник которого садился на римский императорский престол. Династия Юлиев-Клавдиев (Октавиан Август … Нерон) сменилась династией Флавиев (Веспасиан… Домициан). Флавиев сменили Антонины (Нерва … Коммод). С воцарением второго императора этой династии — Траяна наступает второй период расцвета Рима.

цезарь древний рим фотоРасцвет Древнего Рима в имперский период

Время правления Трояна считается Золотым веком Рима. Помимо полководческого таланта он отличался философским складом ума. При Траяне был создан Фонд неимущих, из которого любой крестьянин мог под незначительные проценты получить заем на ведение хозяйства. Сенатор треть своих доходов обязан был направлять на развитие италийского сельского хозяйства.Знаменитые «Походы Трояна» привели к завоеванию Месопотамии (вплоть до Индии), страны Даков и Парфянского царства. После победы над даками северная граница Римской империи ограничивалась Карпатами.Наследовавший Трояну император Марк Аврелий известен в античной истории как «император – философ». При нем в государстве наблюдается невиданное развитие искусств и подъем культуры. Из военных походов этого правителя наиболее известны войны с варварами – германцами, победа в которых позволила римлянам расширить свои владения. Однако эти военные походы имели и порочные последствия, приведшие к падению Западной Римской Империи. Это было разрешение селится племенам варваров – германцам и галлам, на берегах Дуная.После убийства наследника Марка-Аврелия – императора Коммода, в Риме наступает период известный историкам как «Год пяти императоров» и могущество Рима сходит на нет.

упадок древнего рима фото

drevniy-egipet.ru


Смотрите также