Тога в древнем риме. Мужская одежда в Древнем Риме
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тога римского гражданина. Тога в древнем риме


Хитон, туника, тога, хламида — Всё самое интересное!

Вероятно, многие из вас слышали слово «хламида». Сейчас оно обозначает весьма неприглядную одежду. Также многие слышали о тунике (так сейчас называется разновидность предмета женской одежды). Некоторые слышали даже о тоге. Давайте немножко разберёмся с этими понятиями. Для начала: хитон, туника, тога, хламида родом из Древней Греции.

Так что пополним наш раздел «Рукоделие» и подразделы «История» и «Вдохновение» новыми материалами.

Основная задача этих предметов одежды — облегчить перенос жары и не обгореть при этом под солнцем. Задачу «прикрыть наготу» в те времена не ставили. Почему? Потому что более важным считалось естественное охлаждение тела, а не стыдливость в угоду непонятно чему. Мало того, подобная одежда облегчала женщинам кормление грудью.

Замечали ли вы, что в древности у ряда «тёплых» (например, хараппская, крито-микенская) культур была распространена мода ходить с голой грудью женщинам? В последнюю очередь это было нужно для того, чтобы соблазнять мужиков. В первую очередь — для облегчения кормления детей. Ибо, как вы, наверное, догадываетесь, в те времена семьи были большими. И снимать-надевать верхнюю одежду каждый раз, когда какой-нибудь из десятка ребятишек захочет откушать, очень быстро надоедает. Поэтому выход очень логичен:

Хитон, туника, тога, хламида

Итак, возвращаемся к древнегреческой одежде. Зачем нам сейчас знать все эти штуки? Например, потому что такая одежда

  • а) красива
  • б) легко шьётся (а в ряде случаев шить нет необходимости вообще)
  • в) она недорогая, если браться за дело своими руками и с умом.

Так что резон разобраться, что к чему есть, и не только естественно-исторический. Таким образом, переходим к интересным древнегреческим и древнеримским одеяниям.

Начнём мы с хитона (в переводе с древнегреческого — «одежда»). Это самый распространённый и простой предмет одежды как мужчин, так и женщин. Назначение хитона — обрисовывать, подчёркивать тело. Изначально хитоны были без узоров, просто куски тканей. Роль декоративных элементов выполняли складки ткани. Но впоследствии хитон украшался не менее пышно, чем другие типы одежды.

Хитон, туника, тога, хламида

Хитон мужской — это прямоугольник из ткани примерно метр на два метра. Ткань складывалась пополам по вертикали и скалывалась фибулами на плечах. Обязательный атрибут — пояс, иногда два. Часто над поясом делался выпуск ткани. Для тренировок одно плечо «раскалывали».

Хитон, туника, тога, хламида

Ещё более простая форма одежды мужчин — это хламида. Здесь вообще нужна лишь одна фибула и не нужен пояс. Это одежда для упражнений или для работы.

Хитон, туника, тога, хламида

Однако, спустя время, хламида превратилась в верхнюю одежду, которая надевалась поверх хитона. Такая себе своеобразная мантия. Кстати, это достаточно удобная накидка, проверено на себе.

Женский хитон был двух видов. Дорийский хитон делался из куска ткани прямоугольной формы, длиной 2 и шириной 1,8 метра (почти квадрат).

Хитон, туника, тога, хламида

1,8 метра — это рост с учётом выпуска и отгиба.

Хитон, туника, тога, хламида

Его складывали пополам и часто отгибали верхний край на 50-70 сантиметров.

Хитон, туника, тога, хламида

Получившийся отворот напоминал короткую кофточку без рукавов. На плечах хитон застёгивали фибулами, на груди драпировали.

Хитон, туника, тога, хламида

Долевые края часто оставляли несшитыми, и они ниспадали сбоку красивыми складками. При ходьбе несшитая сторона хитона распахивалась, позволяя видеть обнажённый правый бок и ногу.

Хитон, туника, тога, хламида

Ионийский хитон — это два куска ткани шириной до запястья горизонтально вытянутых рук.

Хитон, туника, тога, хламида

Их соединяли застёжками от плеч до локтей, собирая ткань в мелкие симметричные складки, по бокам сшивали и подпоясывали.

Хитон, туника, тога, хламида

В некотором роде это более скромная одежда, чем дорийский хитон.

Хитон, туника, тога, хламида

Но, учитывая цвета, прозрачность, орнамент и складки, ионийский хитон отнюдь не был пуританской одеждой:

Хитон, туника, тога, хламида

В Древнем Риме хитон развился в тунику.

Развитие происходило в направлении большей собранности одежды и меньшей её складчатости. Поскольку исчезало такое средство выразительности, как складки ткани, пришлось браться за декорацию другими способами — цветом, орнаментом и так далее. Туника — одежда в форме мешка с отверстием для головы и рук, обычно покрывавшая все тело от плеч до бедер.  Практически ничем не отличалась от современных свитеров-рубашек. Только длиннее, тоньше и, чаще всего, красивее 🙂 Туника — нижняя одежда:

Рубахоподобная туника служила древнему римлянину повседневной домашней одеждой. Она уже не была простым куском ткани, в который драпировали тело. Сшитая из двух полотнищ, туника закрывала оба плеча, а надевалась через голову и сначала имела лишь боковые проймы для рук. Потом у нее появились короткие по локоть рукава, которые не вшивались, а образовывались складками ткани; их долго считали признаком щегольства и изнеженности. Воротника у туники не было — вся античная одежда была лишена воротников. Длинную до колен тунику подпоясывали.

Хитон, туника, тога, хламида

Поверх туники (хитона) женщины надевали пеплос.

Хитон, туника, тога, хламида

В надетом виде он примерно выглядел так:

Хитон, туника, тога, хламида

Или гиматион.

Хитон, туника, тога, хламида

А также разнообразные плащи, накидки и так далее.

Мужчины надевали поверх туники тогу. Тога — это не древнегреческая одежда (хоть родом и оттуда). Тогу носили в Древнем Риме. В древний период римской истории тогу носили все: мужчины, женщины и дети. Днем в нее заворачивались, ночью же ею укрывались и подкладывали под себя. Позднее тога стала лишь одеждой, причем только мужской. А впоследствии приобрела статусность — носить её могли лишь граждане Рима. Но никак не рабы и прочая мелочь.

Тога представляла собой очень большой кусок шерстяной материи, который имел форму сегмента круга или обрезанного овала. Длина тоги по прямому краю могла доходить до 6 м и даже более, а округлый край отстоял от прямого в самом широком месте примерно на 2 м.

Вот как это происходило на практике:

Хитон, туника, тога, хламида

Само собой, базовые модели дополнительно украшались как только можно (особенно женщинами):

Хитон, туника, тога, хламида

Соответственно, подключив воображение, из современных материалов на основе древних технлогий можно сделать весьма красивые платьица:

1

Хитон, туника, тога, хламида

2

Хитон, туника, тога, хламида

3

Хитон, туника, тога, хламида

4

Хитон, туника, тога, хламида

5

Хитон, туника, тога, хламида

6

Хитон, туника, тога, хламида

Обратите внимание: из-за того, что авторы этих изделий маловато ознакомились с вопросом, данные туники выглядят красиво, но как-то, на мой взгляд, неполно. Думаю, это в первую очередь потому, что не сохранена оригинальная ширина материала, и складок получилось очень мало. Отчего утрачена общая живописность и изюминка древних одеяний.

Вот такие вот получаются древнегреческие одёжки…

Хитон, туника, тога, хламида

По материалам Википедии

interesko.info

Мода в Древнем Риме Википедия

Некоторые римляне пытались удивить и шокировать других своей одеждой. Так, молодые римляне из богатых семей намеренно надевали мягкие женственные одежды, например, туники с длинными рукавами, яркие покрывала и прозрачные шёлковые тоги[1]. Философы часто появлялись в неопрятном виде, в грязной, оборванной одежде и изношенных плащах.

Одежда

Верхняя одежда

Тога

Тога являлась знаком римского гражданина (см. тогатус). Вергилий[2] называл римлян «Владыки мира, народ, одетый в тоги». Отправленный в ссылку гражданин терял право носить тогу[3], а иностранцам эта привилегия вообще не предоставлялась[4].

Тога была официальной одеждой прежде всего богатых людей, однако со временем её стали носить всё реже. Так, Ювенал[5] писал о местах, где тогу носит только мертвец на смертном ложе. Марциал писал, что в маленьких городах Италии тогу надевают один или два раза в месяц, когда семья справляет праздник в честь Ларов и полагается надевать парадную одежду[6]. В самом Риме, по крайней мере в позднюю Республику, всё чаще выходили закутанными в плащ или покрывало[7]. При Августе эдилы должны были следить, чтобы каждый римский гражданин на форуме и его окрестностях, а также в цирке носил только тогу[8]. Однако, тога всё больше выходила из моды, и её носили только там, где это было обязательно: на общественных играх[9], в суде и по другим официальным поводам[10], при жертвоприношениях, а также клиенты, приходившие утром приветствовать патрона.

Было известно несколько разновидностей тоги:

  • Toga praetexta — тога молодого свободного римлянина (до совершеннолетия), с широкими пурпурными полосами. Такую тогу носили также только магистраты и жрецы[11].
  • Toga virilis — тога, которую надевал молодой римлянин на празднике в честь вступления в гражданское общество.
  • Toga pura — повседневная тога, изготовлялась из тяжелой белой шерсти, без цветных орнаментов.
  • Toga candida — претендент на пост чиновника носил эту специально отбелённую тогу (отсюда слово «кандидат»).
  • Toga pulla — такую тогу (серого или чёрного цвета) носили скорбящие.
  • Toga picta или toga palmata — пурпурная тога, которую надевал триумфатор; на ней были золотом вышиты сцены из римской истории.
  • Trabea — тога, украшенная пурпурными горизонтальными полосами. Сервий[12] описывает три вида трабеи: полностью из пурпурной ткани, посвящённая богам; белая и пурпурная трабея — одежда латинских и ранних римских царей[13]; пурпурная и шафранного цвета с пурпурной каймой, которую носили авгуры, консулы на фестивалях и эквиты во время transvectio.
Туника

Туника изготовлялась из шерсти или льна. Большинство хороших римлян носило тунику днём и ночью[7]. Туника у мужчин доходила до колен (её подпоясывали на талии), более короткие туники носили солдаты и путешественники[14], у женщин — до щиколоток. Туники с длинными рукавами предназначались для женщин (лат. tunicae manicatae)[15].

Состоятельные римляне предпочитали белую тунику; крестьяне, ремесленники и рабы носили тунику темного цвета. Сенаторы и всадники носили туники с пурпурными вертикальными полосами (лат. clavi), которые шли параллельно одна другой от шеи до низа туники, на груди и на спине[11]. У всадников: 1-2 узкие пурпурные вертикальные полосы (лат. clavus angustus), примерно в 3 см шириной; туника сенаторов была длиннее обычной туники, имела 1 или 2 более широкие полосы (лат. latus clavus), около 10 см шириной[16] и не подпоясывалась. Особую тунику надевал триумфатор: она была расшита золотыми пальмовыми ветвями, хранилась в храме Юпитера Капитолийского, числилась в составе храмового инвентаря и выдавалась только на день триумфа[11].

Светоний рассказывает, что император Август зимой надевал поверх нижней туники ещё четыре туники, шерстяной набрюшник и толстую тогу[17]. В одной тунике по улицам Рима ходило только рабочее и бедное население Рима.

Стола

Сто́ла (лат. stola) являлась особой формой женской туники с короткими рукавами(иногда — без рукавов), широкая и со множеством складок, доходившая, вероятно, до щиколоток; внизу обязательно пришивалась пурпурная лента или оборка (лат. instita)[18]. На талии стола повязывалась поясом. Такую одежду носили матроны из высшего общества и не смели надевать ни отпущенницы, ни женщины легкого поведения, ни рабыни[11]. Сенека считал, что стола не должна быть яркой или пестрой: «матронам не следует надевать материи тех цветов, которые носят продажные женщины»[19].

Палла

Столу во II веке н. э. сменила палла, а тогу паллий (лат. pallium) — представлял собой упрощённый греческий гиматий — кусок мягкой ткани, который набрасывают на плечо и оборачивают вокруг талии[11]. Этот плащ стал популярен из-за несложности ношения. Любимым цветом был пурпурный[20], но палла была также и жёлтого, белого, чёрного цветов, украшена золотом.

Слово pallium скоро стало родовым обозначением других плащей. Они разделялись по внешнему виду и покрою на три группы:

  • Пукуль, короткая, до середины спины доходившая накидка с капюшоном;
  • Пенула (лат. paenula) — это узкий плащ без рукавов, который застегивался спереди (по виду схожий с современным пончо). Так, Мессала[21] говорит об ораторах, «стиснутых и словно запертых в пенуле». Этот плащ можно было также спереди застёгивать, иногда пенулы были также с рукавами или по крайней мере с отверстиями, в которые просовывались руки. Материалом для этого плаща, если его надевали в путешествие или на работу, служило грубое толстое сукно или шерсть; иногда пенулу шили из кожи[22]. Это была и мужская, и женская одежда, которую надевали иногда даже поверх тоги[23];
  • Лацерна (лат. lacerna) — это было продолговатый и открытый спереди плащ до колен, который застёгивался фибулой на плече или груди. Лацерна бедняков была из тёмного грубого материала[24], у богатых граждан разноцветная и была часто роскошно отделана, иногда к ней приделывался капюшон на случай ветра и дождя. Первоначально это был воинский плащ, однако, уже в начале империи она стала обычной одеждой гражданского населения, которую часто надевали поверх тоги, чтобы согреться или предохранить ткань от грязи и пыли. Ювенал называл эти плащи «охранителями тоги»[11].

Палудаментум (лат. paludamentum) — это особая разновидность воинского плаща; от солдатской лацерны отличался тем, что был длиннее (доходил до лодыжек), а также тем, что для него использовалась материя более высокого качества, как правило, красного цвета. Его носили не только на плечах; зачастую его оборачивали вокруг бёдер наподобие шарфа, забрасывая один конец на левую руку. Палудаментум явился «родоначальником» императорской мантии.

Женщины всё реже стали носить столу и паллу уже при первых императорах, Ульпиан (умер в 228 году) уже не упоминает в списке женской одежды, в эдикте Димициана от 301 года отсутствуют оба названия, а вписаны новые названия — далматика (dalmatica), мужская и женская туника с рукавами, и колобиум (colobium), туника без рукавов[14].

Одежда к особым случаям

В I веке вошло в обычай переодеваться к обеду в особую более удобную одежду — synthesis — набор (или даже целый гардероб[25]) разноцветных ярких плащей[11] или своего рода туник[26], который иногда меняли по нескольку раз во время обеда.

Крокоту, одежду шафранового цвета, носили женщины во время церемоний посвящённых Кибеле.

В банях и общественных термах не было обычным ношение специальной одежды. Уличную одежду оставляли у входа в раздевалке и оставались лишь в тунике, если собирались играть в мяч или другие игры. Купались обычно раздетыми. Лишь немногие римляне надевали в бани набедренные повязки[27]. Так же римлянам были известны своего рода «бикини», как видно на мозаике с пьяцца Армерина (Сицилия), однако они служили женской спортивной одеждой, а не для купания[7].

Накануне свадьбы невесте повязывали голову красным платком и надевали на неё длинную прямую белую тунику с шерстяным поясом (лат. tunica recta), предназначавшуюся и для дня свадьбы, подвязывали поясом из овечьей шерсти (лат. cingillum). Свадебный наряд невесты представлял собой длинное платье — паллу (лат. palla gelbeatica), ярко-красного цвета, надеваемое на тунику. На голову накидывали покрывало огненного, жёлто-красного цвета (лат. flammeum), обувь должна была быть того же цвета, что и flammeum. К украшениям относился прежде всего браслет. Об особенном наряде для жениха не сохранилось сведений, возможно, он надевал обычную белую тогу и венок (по греческой традиции).

Нижнее бельё

Женщины часто носили 2 туники, при этом нижняя туника с набедренной повязкой и повязкой на груди составляли нижнее бельё, на которое надевалась верхняя туника[7].

Мужчины носили тунику под тогой, первоначально, однако, надевали тогу, а под ней только набедренную повязку. Уже во II веке до н. э. мужчины стали надевать под тунику ещё одну рубашку из шерсти. Рубашки из льна стали носить лишь в IV веке[14]. Охотники, крестьяне и солдаты часто повязывали ступни, бёдра и голени повязками из льна или шерсти, чтобы защититься от холода.

Одежда жрецов

Фламин в шапочке
  • Одежда весталок[11]: на голову, обвитую шерстяными повязками (лат. infulae), похожими на валики, надето покрывало до плеч, на груди круглый медальон (лат. bulla), белая туника повязана на талии веревкой.
  • Арвальских братьев отличала белая повязка и венок из колосьев (лат. spicea corona)[28];
  • Фламины в общественных местах должны были носить островерхую шапочку конической или круглой формы (лат. apex, такую же носили и салии) с оливковой веточкой и шерстинкой и лавровый венок[26]; ранее цари, затем и фламины надевали при жертвоприношениях плащ laena.
  • Фламиника носила особую пирамидальную прическу, волосы были переплетены пурпурной шерстяной лентой. Фламиники носили также покрывало огненного, жёлто-красного цвета как у невесты.
  • Отличительной одеждой авгуров была трабея.

Одежда разных слоёв населения

Одежда рабов состояла из туники с короткими, не доходившими до локтя рукавами и плотного толстого плаща (лат. sagum). Sagum был также плащом римских солдат. Это четырехугольный кусок толстой грубой шерстяной ткани, который накидывался на спину и застегивался фибулой на правом плече или спереди под горлом[11] и напоминал македонскую хламиду.

Брюк у римлян не было: они считались варварской одеждой; императоры IV века запрещали носить их в Риме. Однако на севере, например в Германии, их приходилось надевать. Так на колонне Траяна солдаты изображены в коротких, обхватывающих ногу и спускающихся чуть ниже колена штанах[11].

Ткани

Главным материалом для одежды была овечья шерсть: из неё ткали туники, тоги и плащи. Более всего ценилась шерсть из Апулии, Калабрии и особенно мягкая шерсть из Тарента[14]. Из более грубой козьей шерсти ткали платки, накидки, мешки, навесы для защиты домов от непогоды, покрывала, для военных целей — покрывала для защиты от огня и стрел[14].

Льняное полотно шло главным образом на паруса, на тенты, которые натягивали над амфитеатрами и театрами в защиту от дождя и солнца[11].

Изображение toga picta

Из льняной пряжи делали также сети для звериной и рыбной ловли, повязки для врачебных целей. Льняную одежду носили жрецы Исиды; женщины, отправлявшиеся молиться в её храм, облекались также в полотняные туники. Широкое распространение льняные ткани получили только при поздней империи. Льняное полотно высокого качества (лат. byssus) завозилось из Египта, Сирии и Сицилии. В Риме также появился восточно-индийский хлопок — carbasus, по крайней мере со времён азиатских войн (191 до н. э.)[30]. С распространением роскоши стали входить в употребление более тонкие, шёлковые материи. Римляне сначала познакомились с «диким шелком», который даёт дикий шелковичный червь — bombyx (одежда называлась bombycina или, по месту выделки, «косскими одеждами»). Такая одежда появилась в Риме в конце I века до н. э. и мода на неё продержалась не дольше 100 лет[11]. Китайский шёлк завозился поначалу в виде ниток и шёлка-сырца, готовая материя также распускалась, красилась и переплеталась со льном или хлопком в лёгкие полушёлковые ткани. Такие лёгкие цветные полупрозрачные ткани носили I веке н. э. не только женщины, но и мужчины[30]. Лишь позднее, с развитием торговли с Востоком, появились ткани, сотканные только из шёлка: Чистый шёлк получил широкое распространение в богатых слоях только с III века н. э.[11]. Сенека так писал о нарядах из шёлка: «Можно ли назвать одеждой то, чем нельзя защитить ни тела, ни чувства стыдливости… их достают за огромные деньги, чтобы наши матроны показывали себя всем в таком же виде, как любовникам в собственной спальне» [31]. Среди необычных материалов встречались ткани с ворсом бобра, верблюда, волокнистого асбеста[14].

Вышивались ковры, полотна, покрывала, которыми устилали кровати и подушки, а также определённые виды одежды, например, toga picta и tunica palmata. Золотом вышивались в основном ковры, одеяла, наряды для триумфаторов, частично женская одежда. Кроме полос (лат. clavi), которые пришивались к одежде, использовались также нашивки (лат. segmenta) в виде кругов или квадратов, обычно пурпурного цвета и вышитые золотом.

Цвета

Настенная живопись в Помпеях. Женщина одета в столу голубого цвета, которая на плече скреплена фибулой.

Повседневным цветом был белый. Бедные люди, рабы и вольноотпущенники употребляли коричневую или черную шерсть. Тёмная тога была одеждой траура и скорби.

Цвета было принято делить на «мужские» и «женские». Наиболее подходящими для женщин считались различные оттенки коричневого, жёлтого, оранжевого и зелёного цветов; напротив, если мужчина одевался в оранжевое или зелёное, это давало основание окружающим заподозрить его в противоестественных наклонностях. Во времена империи в моду вошли разнообразные оттенки цветов. Персий считал, что знатный щёголь носит накидку цвета гиацинта[26], Марциал не считал, что мужчины должны носить только тёмные одежды, серые или коричневые накидки[30]. Ярко-красный, и особенно различные оттенки пурпурного цвета ценились больше всего. Марциал оценивал пурпурную накидку из Тира в 10 тысяч сестерциев. Однако пурпурные одежды были редки. Человек, не занимавший официальной должности, надевая красное или пурпурное, тем самым как бы заявлял о своём тщеславии и непомерных амбициях. Цезарь даже ограничил ношение таких одежд, а при Августе пурпурное облачение мог надевать только сенатор, устраивавший игры[30]; Нерон даже запретил продажу пурпурной ткани из Тира и ткани аметистового цвета. Красный цвет в одежде, кроме того, был цветом удачи и вызова, поэтому такую одежду очень часто носили римские солдаты (тем более, что на красном кровь была менее заметна).

Обувь

Обувь делилась на сандалии (лат. soleae, sandalia), ботинки (лат. calcei) и сапоги (лат. caligae). Мужчины носили по большей части башмаки из кожи натурального цвета, женские башмаки мало отличались по форме, были однако разнообразных цветов и из более мягкой кожи. Богатые женщины носили обувь украшенную жемчугом, золотом и драгоценными камнями. Крепкие калиги, по данным современных экспериментов, могли прослужить для маршей в 500—1000 км, надевание таких сапог занимало около 3-4 минут.

Виды обуви

Название Описание
лат. calceamentum, calceamenti Вид обуви или ботинка, доходивший до колен
лат. calceus, calcei Высокая, закрытая обувь, вроде современных ботинок, составлявшая национальный костюм гражданина, который он надевал, отправляясь в город. Calceus носили как мужчины, так и женщины. Важные государственные чиновники из знатных семей носили на башмаке из красной или посеребрёной кожи на самом подъеме полумесяц из слоновой кости, который служил для завязывания.

Calceus senatorius (calceus mulleus) — башмак сенаторов представлял собой очень высокую обувь, доходившую до половины ноги, из красной мягкой кожи с четырьмя ремешками[32].Calceus muliebris — закрытая обувь, род башмака из тонкой кожи разнообразных цветов: красные, светло-желтые, чаще всего белые, украшенная драгоценными камнями и жемчужинами. Такую обувь часто носили римские матроны[23]. Иногда вместо ремешков использовались шёлковые цветные ленты; Calceolus/Calceolii — обычно женский небольшой ботинок или полуботинокCalcei patricii — башмаки римской знати с закрытым передом и длинным язычком, крепились к ноге четырьмя чёрными ремешками

лат. campagus, campagi Солдатская обувь, также называвшаяся campagi militares.

Campagi imperiales — обувь схожая с солдатской, которую носили императоры поздней империи и византийские императоры[32].

лат. carbatina, carbatinae По данным археологов, эта обувь была сделана из одного куска кожи. По краям были проделаны петли, которые связывали шнурком подощву и верхнюю часть обуви.

Gallica, gallicae — неофициальный вид карбатины, который носили с туникой и lacerna, но не с тогойGallicae Biriles — мужскаяGallicae Cursuriae — для бегуновGallicae Rusticanae — крестьян

Pero, peronis — грубая кожаная обувь, употреблявшаяся главным образом крестьянами.

калиги (лат. caliga, caligae) Сапоги, которые носились крестьянами, извозчиками и прежде всего солдатами. Калига состояла из толстой подошвы (около 8 мм.) с 80-90 острыми железными гвоздями; к подошве пришивался кусок кожи, вырезанный полосами, образуя нечто вроде сетки вокруг пятки и ступни: пальцы оставались открытыми[23]

Caligae muliebres

лат. cothurnus, cothurni Котурны, обувь актёров, игравших в трагедиях; имели очень высокую подошву, что зрительно увеличивало рост и делало поступь величавой.
лат. crepida, crepidae Сандалии, ремни которых покрывали лишь ступню.
Сандалиилат. sandalia Состояли из подошвы, которая закреплялась на ноге мягкими ремешками, при этом большая часть ступни оставалсь открытой[33]. Сандалии были разных цветов, подошва разной высоты, в зимнее время также с шерстью. Их носили как домашнюю обувь[34], ношение сандалий в общественных местах считалось нарушением хорошего тона. Садившиеся за стол снимали сандалии или им их снимал раб.
(лат. sculponeae, sculpunarum) Деревянная обувь, которую носили рабы или бедняки.
лат. soccus, Socci Лёгкая обувь, типа тапочек, которую носили актёры, игравшие в ателланах и фарсах.
лат. solea, soleae Сандалии, ремни которых ремни поднимались выше лодыжки; их носили римские должностные лица

Solo alto — сандалии актёров на высокой подошвеUrina — женские сандалии из воловьей шкуры, иногда также на двойной подошве Baxa/Baxae — лёгкие из растительных волокон, листьев и проч.[32]

лат. cubtalaris Закрывающая ногу обувь, ниже лодыжки[32]

Головные уборы

Мужчины в общественных местах по большей части не носили головных уборов. При плохой погоде, также как и при жертвоприношениях, тогу приподнимали поверх головы. Крестьяне, а также путешественники при дожде и от пыли надевали лат. cucullus, своего рода капюшон[35]. Капюшон прикреплялся к плащу paenula или же прямо набрасывался на плечи[23]. Шерстяную шапку вольноотпущенников — лат. pilleus, которую носили также простые люди, в городах можно было увидеть редко[7], за исключением сатурналий, когда такие шапки надевались как знак социального равенства[36]. В жару многие путешественники и посетители театров носили широкополые шляпы как защиту от солнца[37].

По традиции замужние женщины должны были узнаваться по наличию головного убора. Это мог быть кончик паллы или покрывало (лат. rica), укреплённое на голове и ниспадавшее складками на затылок и спину[23]. Mitra представляла собой кусок материи, покрывавшей голову в виде чепчика, доходившая лишь до половины головы, она оставляла открытыми спереди грациозно положенные волосы. Римские женщины также носили головные сетки (лат. reticulum).

Если Гай Сульпиций Галл отверг жену, потому что та появилась общественном месте без головного убора[38], то во времена империи традиции стали менее строгими. Многие женщины считали достаточным носить в качестве головного убора — vitta — шерстяную повязку, скреплявшую волосы (как право и знак матрон[39]).

Украшения и аксессуары

Несмотря на законы, запрещавшие роскошь (lex Oppia в 193 году до н. э.[40]) и осуждение моралистами пристрастия женщин к роскоши и расточительству, римские женщины всех слоёв общества охотно носили украшения. Богатые украшения показывали статус женщины (и её мужа) в обществе.

Женщины использовали в качестве украшений диадемы, кольца (лат. anuli), украшенные золотом ленты, вплетавшиеся в волосы (лат. vittae), серьги (лат. inaures) (иногда их вдевали в каждое ухо по нескольку штук), браслеты (лат. armillae), в том числе и надевавшиеся на плечо (лат. spintera), и ожерелья (лат. monilia) с кулонами или без. В литературе упоминаются также браслеты для щиколоток (лат. priscelides)[41] и цепочки на бёдра[42]. Фибулы использовались в качестве застёжек для одежды и служили одновременно украшением.

Основными материалами для изготовления украшений было золото, серебро и электрум; часто украшения изготовлялись также из бронзы и стекла. Использовались в украшениях и драгоценные камни: изумруды, голубые сапфиры, красные гранаты, опалы, очень редко — алмазы (бриллиантов в Древнем Риме не знали, а неогранённые алмазы не очень красивы). Большой популярностью со времён императора Августа стал пользоваться жемчуг (лат. margaritae), который в больших количествах завозился с Востока; жемчужное ожерелье было заветной мечтой каждой более или менее состоятельной женщины. Женщины скромного достатка носили украшения из агата, янтаря, кораллов или гагата, женщины из низшего сословия и рабыни — имитации драгоценных камней (например, изумрудов) или украшения из дешёвого цветного стекла.

Единственным украшением мужчин в республиканский период был перстень с печаткой (знак принадлежности к сословию всадников), который чаще всего носили на безымянном пальце левой руки[7]. Во времена Империи мужчины нередко, чтобы показать своё благосостояние, носили одновременно по нескольку колец, украшенных драгоценными камнями[43]; некоторые носили крупные кольца из золота[44]. Лишь немногие мужчины носили золотые браслеты[45].

Украшения также подчинялись моде и региональным предпочтениям: так в провинциях часто встречались украшения (ожерелья и браслеты) из монет, но не на территории Италии. Популярной формой браслетов и колец была змейка, а для кулонов — полумесяц (лат. lunulae). Камеи или геммы носились в качестве колец или кулонов, они служили в том числе талисманами. На украшениях часто оставлялись пожелания: «Используй (его) счастливо» (лат. utere felix) или «Я тебя люблю, как ты того заслуживаешь» (лат. amo te merito).

Аксессуары

В Древнем Риме существовали различные виды поясов и повязок:

  • «пояс» (лат. subligaculum).
  • «перевязь» (лат. cingulum), а у солдат ещё и «портупея», поэтому выражение «положить перевязь» (лат. cingulum deponere) означало «выйти в отставку».
  • «повязки» (лат. fasciae), которые женщины носили на груди[46], а также вокруг ног[26].
  • «шейные платки» (лат. focalia). Ношение шейных платков пришло из Германии и вошло в обычай в I веке н. э. Так писатели, собиравшие большую аудиторию, повязывали платком горло во избежание простуды и хрипоты[11].
  • «передник» (лат. praecinctus).
  • «набедренная повязка у борцов» (лат. campestre).

См. также

Примечания

  1. ↑ Gell. VII 12, 4; Sen. ep. 114, 21
  2. ↑ Aen. I. 282
  3. ↑ Plin. ep IV, 14,3
  4. ↑ Suet. Claud. 15, 13
  5. ↑ Iuv. III. 171
  6. ↑ IV. 66. 3—4
  7. ↑ 1 2 3 4 5 6 Weeber, Karl-Wilhelm. Alltag im Alten Rom: ein Lexikon. — Zürich, 1997. — ISBN 3-7608-1140-X.
  8. ↑ Suet. Aug. 40. 5
  9. ↑ Mart III 29, 3; Juv XI 203
  10. ↑ Cod.Theod.XIV 10, 1
  11. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Сергеенко М. Жизнь Древнего Рима.
  12. ↑ ad Aen. VII.612
  13. ↑ Plin. H. N. VIII.49, IX.39; Virg. Aen. VII.187, XI.334; Ovid. Fast. II.504
  14. ↑ 1 2 3 4 5 6 Handbuch der römischen Alterthümer
  15. ↑ Gell. VI 12, Cic. Cat II 22
  16. ↑ Quint. XI 3, 138; Varro LLIX, 79
  17. ↑ Aug. 82. 1
  18. ↑ Некоторые авторы считают, что инстита представляла собой не оборку, а, скорее, самостоятельную часть одежды — нечто вроде юбки, которую надевали поверх столы так, чтобы она доходила до земли.
  19. ↑ Sen. nat. quaest. VII. 31
  20. ↑ Cic. rep VI 2
  21. ↑ Tac. dial. 39
  22. ↑ Mart. XIV. 130
  23. ↑ 1 2 3 4 5 Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян.
  24. ↑ Juv IX 28
  25. ↑ Dig. 34 tit. 3 s38
  26. ↑ 1 2 3 4 Roman clothing (англ.). Проверено 7 ноября 2009.
  27. ↑ Mart. III 87; VII 35
  28. ↑ Plin. H. N. XVIII.2
  29. ↑ 1 2 Этруски [1987 Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. — Иллюстрированная энциклопедия моды]
  30. ↑ 1 2 3 4 Friedländer. Sitten der Römer. — Köln, 1957. — С. 241.
  31. ↑ de benef. VII. 9. 5
  32. ↑ 1 2 3 4 Types of Roman Shoes (англ.). Проверено 31 октября 2009. Архивировано 7 апреля 2012 года.
  33. ↑ Gell. XIII, 22, 5
  34. ↑ Cic. Mil. 20
  35. ↑ Cato r.r. 2, 3
  36. ↑ Mart. XI 6, 4; XIV 1,2
  37. ↑ Mart. IX 29
  38. ↑ Val. Max. VI 3,10
  39. ↑ Ov. ars am I 31, 10
  40. ↑ Liv.XXXIV 1
  41. ↑ Hor. epist. I 17, 56
  42. ↑ Plin. NH XXXIII 40
  43. ↑ Mart.IV 11
  44. ↑ Mart. XI 37
  45. ↑ Plin. NH XXXIII 39
  46. ↑ Ovid, De Art. Amat. iii.622; Propert. IV.10.49; Fascia Pectoralis, Mart. XIV.134

Литература

wikiredia.ru

Тога — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

То́га (лат. toga, от лат. tego — «покрываю») — верхняя одежда граждан мужского пола в Древнем Риме — кусок белой шерстяной ткани эллипсовидной формы, драпировавшийся вокруг тела. Лицам, не имевшим статуса граждан, не позволялось носить тогу.

Тога представляла собой очень большой кусок шерстяной материи, который имел форму сегмента круга или обрезанного овала. Длина тоги по прямому краю могла доходить до 6 м и даже более, а округлый край отстоял от прямого в самом широком месте примерно на 2 м.

Первоначально тога довольно плотно облегала тело, однако с годами она стала шире и длиннее, с этажами складок и путаницей изгибов.

В древний период римской истории тогу носили все: мужчины, женщины и дети. Днём в неё заворачивались, ночью же ею укрывались и подкладывали под себя. Позднее тога стала лишь одеждой, причем только мужской. К середине IV века до н. э. основные приемы надевания и ношения тоги сформировались и сохранялись почти без изменения до конца Рима. Правое плечо и правая часть груди должны были оставаться открытыми. Обязательным условием ношения тоги была красивая драпировка, то есть красивое расположение складок материи на груди. Как можно предположить, тогу нельзя было надеть без посторонней помощи, а это предполагало наличие слуг или рабов, хотя бы одного.

Претендент на государственный пост надевал белоснежную, специально набеленную мелом тогy «кандида».

Тога с пурпурной полосой (praetexta) была элитарной одеждой, а сама полоса — знаком аристократии, жрецов, должностных лиц. Не совсем ясно, как наносили полосу на тогу, нашивали её сверху, окрашивали край самой ткани или полоса была воткана в край нитками другого цвета. Название такой тоги — претекста (затканная спереди) — заставляет предпочесть последний вариант остальным. В таком случае полоса шла только по прямому краю тоги и была видна на левом плече и груди. Кроме того, такую тогу носили мальчики до 16 лет.

Авгуры и салии носили toga trabea с ярко-красными полосами и пурпурной каймой.

Полководцы-триумфаторы, а позднее императоры носили пурпурную тогу, расшитую золотыми пальмовыми ветвями.

Наконец, существовала toga pulla чёрного цвета, которую надевали во время траура.

Тога как символ римского гражданства и иконография статуй в тоге

См. также

Напишите отзыв о статье "Тога"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Тога

Долохов часто обедал у Ростовых, никогда не пропускал спектакля, где они были, и бывал на балах adolescentes [подростков] у Иогеля, где всегда бывали Ростовы. Он оказывал преимущественное внимание Соне и смотрел на нее такими глазами, что не только она без краски не могла выдержать этого взгляда, но и старая графиня и Наташа краснели, заметив этот взгляд. Видно было, что этот сильный, странный мужчина находился под неотразимым влиянием, производимым на него этой черненькой, грациозной, любящей другого девочкой. Ростов замечал что то новое между Долоховым и Соней; но он не определял себе, какие это были новые отношения. «Они там все влюблены в кого то», думал он про Соню и Наташу. Но ему было не так, как прежде, ловко с Соней и Долоховым, и он реже стал бывать дома. С осени 1806 года опять всё заговорило о войне с Наполеоном еще с большим жаром, чем в прошлом году. Назначен был не только набор рекрут, но и еще 9 ти ратников с тысячи. Повсюду проклинали анафемой Бонапартия, и в Москве только и толков было, что о предстоящей войне. Для семейства Ростовых весь интерес этих приготовлений к войне заключался только в том, что Николушка ни за что не соглашался оставаться в Москве и выжидал только конца отпуска Денисова с тем, чтобы с ним вместе ехать в полк после праздников. Предстоящий отъезд не только не мешал ему веселиться, но еще поощрял его к этому. Большую часть времени он проводил вне дома, на обедах, вечерах и балах.

ХI На третий день Рождества, Николай обедал дома, что в последнее время редко случалось с ним. Это был официально прощальный обед, так как он с Денисовым уезжал в полк после Крещенья. Обедало человек двадцать, в том числе Долохов и Денисов. Никогда в доме Ростовых любовный воздух, атмосфера влюбленности не давали себя чувствовать с такой силой, как в эти дни праздников. «Лови минуты счастия, заставляй себя любить, влюбляйся сам! Только это одно есть настоящее на свете – остальное всё вздор. И этим одним мы здесь только и заняты», – говорила эта атмосфера. Николай, как и всегда, замучив две пары лошадей и то не успев побывать во всех местах, где ему надо было быть и куда его звали, приехал домой перед самым обедом. Как только он вошел, он заметил и почувствовал напряженность любовной атмосферы в доме, но кроме того он заметил странное замешательство, царствующее между некоторыми из членов общества. Особенно взволнованы были Соня, Долохов, старая графиня и немного Наташа. Николай понял, что что то должно было случиться до обеда между Соней и Долоховым и с свойственною ему чуткостью сердца был очень нежен и осторожен, во время обеда, в обращении с ними обоими. В этот же вечер третьего дня праздников должен был быть один из тех балов у Иогеля (танцовального учителя), которые он давал по праздникам для всех своих учеников и учениц.

wiki-org.ru

Значение слова ТОГА. Что такое ТОГА?

То́га (лат. toga, от лат. tego — «покрываю») — верхняя одежда граждан мужского пола в Древнем Риме — кусок белой шерстяной ткани эллипсовидной формы, драпировавшийся вокруг тела. Лицам, не имевшим статуса граждан, не позволялось носить тогу.

Тога представляла собой очень большой кусок шерстяной материи, который имел форму сегмента круга или обрезанного овала. Длина тоги по прямому краю могла доходить до 6 м и даже более, а округлый край отстоял от прямого в самом широком месте примерно на 2 м.

Первоначально тога довольно плотно облегала тело, однако с годами она стала шире и длиннее, с этажами складок и путаницей изгибов.

В древний период римской истории тогу носили все: мужчины, женщины и дети. Днём в неё заворачивались, ночью же ею укрывались и подкладывали под себя. Позднее тога стала лишь одеждой, причем только мужской. К середине IV века до н. э. основные приемы надевания и ношения тоги сформировались и сохранялись почти без изменения до конца Рима. Правое плечо и правая часть груди должны были оставаться открытыми. Обязательным условием ношения тоги была красивая драпировка, то есть красивое расположение складок материи на груди. Как можно предположить, тогу нельзя было надеть без посторонней помощи, а это предполагало наличие слуг или рабов, хотя бы одного; в богатых домах имелись специально обученные рабы-вестипликарии, чьей обязанностью было облачать своих господ в тоги. Для того, чтобы драпировать тогу было легче, её хранили скреплённой особыми зажимами, которые фиксировали складки.

Претендент на государственный пост надевал белоснежную, специально набеленную мелом тогy «кандида».

Тога с пурпурной полосой (praetexta) была одеждой элитных слоёв общества, а сама полоса — знаком аристократии, жрецов, должностных лиц. Не совсем ясно, как наносили полосу на тогу, нашивали её сверху, окрашивали край самой ткани или полоса была воткана в край нитками другого цвета. Название такой тоги — претекста (затканная спереди) — заставляет предпочесть последний вариант остальным. В таком случае полоса шла только по прямому краю тоги и была видна на левом плече и груди. Кроме того, такую тогу носили мальчики до 16 лет.

Авгуры и салии носили toga trabea с ярко-красными полосами и пурпурной каймой.

Полководцы-триумфаторы, а позднее императоры носили пурпурную тогу, расшитую золотыми пальмовыми ветвями.

Наконец, существовала toga pulla чёрного цвета, которую надевали во время траура.

kartaslov.ru

Мужская одежда в Древнем Риме

Пора одеваться.  Что носят римляне? Мы привыкли видеть их в фильмах и спектаклях закутанными в разноцветные тоги, похожие на длинные простыни. Но всегда ли это так? В самом деле, на первый взгляд эти одеяния совершенно неудобны и стесняют движения, мешая бегать, подниматься по лестнице или даже садиться, не зацепившись за что-нибудь.В действительности они вполне практичны. Мало того, и в наше время все еще так одеваются: поезжайте в Индию или другие страны Азии и арабского мира, и вы увидите, что традиционная одежда там по сути не слишком отличается от той, что носили римляне, — длинные одеяния, туники, сари и сандалии… Так что это лишь вопрос привычки.

Нижнее белье

Начнем с нижнего белья. Носили ли римляне трусы? Ответ утвердительный. Речь, правда, не идет о трусах в нашем понимании, а скорее о своего рода набедренной повязке из льняной ткани, называемой subligar, обертывавшейся вокруг талии и интимных частей тела.

Вы удивитесь, когда узнаете, что это не первое, что надевается по утрам… Действительно, весьма распространен обычай не раздеваться перед сном, а ложиться спать полуодетыми. Снимают плащ, бросая его на стул (или укрываются им вместо покрывала), и остаются в набедренной повязке и тунике. Так и ложатся спать:  туника, которую носили днем, ночью послужит вместо пижамы. Такой обычай может показаться нам негигиеничным, но так же поступали вплоть до начала ХIХ века наши сельские жители. С единственной разницей: римляне были гораздо чище, ведь они каждый день ходили в термы. Так что перед тем, как ложиться спать, они хорошенько мылись. Единственная проблема-одежда-то оставалась грязной.

Туника

Основной предмет одежды в римском стиле —  знаменитая туника. Чтобы понять, насколько она практична, представьте, что вы надели футболку длиной до колен (скажем, размера ХХL а потом перехватили ее на талии поясом. Так вот, с некоторыми допущениями, туника — что-то вроде того. Поразительно: мы, по сути, продолжаем использовать (особенно летом) решение, найденное в античную эпоху. Только называем это иначе: футболка или T-shirt.

Конечно, материалы изменились. Мы используем хлопок, римляне обычно использовали лен или неокрашенную шерсть различных оттенков бежевого. Этот цвет хорошо подходит, чтобы не так бросались в глаза пятна и пыль.

Со льном вот еще что интересно: производят его в основном в Египте, откуда он экспортируется по всей империи. Таким образом, римляне, подобно нам, носят одежду, произведенную в далеких краях. Таковы результаты первой в истории человечества великой глобализации, произошедшей в Средиземноморье благодаря Риму. Мы сможем глубже изучить эту тему, когда наведаемся на рынки столицы империи.

Туника годится для любого случая: ее используют как ночную рубашку, надевают под заду, а беднота носит ее в качестве единственной одежды. Бедняк натягивает тунику, обувает сандалии и выходит так из дому. Богач — нет: поверх туники он должен надеть самое важное Значение римских граждан: тогу.

Тога

Можно сказать, что это «костюм с галстуком? того времени — то есть одежда для появления на людях, особенно в важных ситуациях. Она использовалась с самых древних времен, и можно сказать, что ко времени нашего повествования она пережила самую настоящую эволюцию. Вначале ее размеры были невелики, но постепенно она становилась все больше: если ее разложить на земле, тога представляет собой полукруг из шерстяной или льняной ткани шести метров в диаметре!

Неудивительно поэтому, что часто, чтобы надеть тогу, прибегают к помощи раба. Так поступает и наш «доминус». Это позволит нам понять, как же ее носят.

Господин стоит неподвижно, глядя вдаль.Ни один римлянин не выйдет из дому, не надев тоги

Ни один римлянин не выйдет из дому, не надев тоги Раб кладет тогу ему на плечи как накидку, однако не строго симметрично, а оставляя один конец гораздо длиннее, чтобы он спускался до земли. Затем аккуратно подбирает этот конец и продевает его под мышкой, оборачивая на груди до шеи, как перевязь. Потом оборачивает его как шарф вокруг шеи и закрепляет булавкой на высоте ключицы. Но это еще не все: конец такой длинный, что нужен еще оборот вокруг тела, под предыдущими витками. Наконец, раб отходит в сторону, чтобы взглянуть на свой труд. Он доволен. Его господин такой элегантный, особенно благодаря струящимся складкам, придающим ему благородный облик. Одна рука свободна, а другая наполовину прикрыта драпировкой, и «доминус» должен все время держать ее слегка согнутой, чтобы тога не запачкалась о землю. Это немного неудобно, но быстро привыкаешь.

Тога — настоящий символ культуры и цивилизации Древнего Рима. Ее могут носить только римские граждане, а иностранцам, рабам и вольноотпущенникам (рабам, отпущенным на свободу) это запрещено. Тога, подобно униформе, несет в себе некий «дресс-код»: в зависимости от того, на ком она надета и для чего предназначена, она носит различные названия. Например, белая тога, окаймленная пурпуром, toga  ргаеtехта — как бы «охранительная». Ее носят сенаторы и мальчики до четырнадцати-шестнадцати лет. В этом возрасте вершится обряд снятия тоги-претексты, сопровождающийся торжественной церемонией, он символизирует окончание периода отрочества. С этого момента юноша официально считается взрослым, то есть способным носить оружие и участвовать в общественной жизни.

Штаны

А штаны? Они встречаются не так уж часто. Действительно, этот предмет одежды чужд римской и средиземноморской культуре. В эпоху Траяна их носят только легионеры, они короткие и облегающие, заканчиваются чуть ниже колена. На самом деле штаны уже существуют, но их носят лишь враги Рима, варвары, которые их и «изобрели»: кельты и германцы на севере и парфяне на востоке, на территории современного Ирана. Но так будет не всегда. За сто пятьдесят лет штаны благодаря своему удобству «завоюют» Рим, став составной частью римской моды.

Обувь

Теперь господин сидит, а раб надевает ему на ноги обувь. Любопытно: римляне не носят носков (только на севере, где суровость климата требует дополнительной защиты ног), так что, если снять обувь, ноги остаются босыми.

Есть много видов обуви: закрытая, наподобие сапожков, открытая, вроде сандалий, из нескольких полосок кожи, с маленькими «каблучками», настоящими гвоздями на подошве для большей цепкости (знаменитые caligae, которые носили легионеры) и так далее.

Для перемещений по городу зажиточные римляне предпочитают надевать кальцеи (calcei), закрытые подобно мокасинам, а дома носят их редко. А знаете, почему? Согласно правилам хорошего тона, входя в дом, необходимо снять уличную обувь и переобуться в домашнюю: по дому ходят в простых сандалиях с кожаной или пробковой подошвой. А если собираются в гости к друзьям, то берут  их с собой, потому что это правило действует во всех домах.

italy4.me

Тога римского гражданина | Железный век

Официальная одежда римлян

Тога была если можно так выразиться «официальным» одеянием любого римского гражданина. Она была больше, чем простой одеждой, свидетельствами этого служат хотя бы такие факты — вольноотпущенники, получив римское гражданство, непременно хотели видеть себя изображенными в тогах, а римлянам-изгнанникам, строго настрого запрещалось её носить.

Есть свидетельство, что Октавиан Август, однажды увидел на Форуме несколько граждан, которые по каким-то причинам пришли в одним туника, без тог.Он был так поражен этим, что сделал несчастным выговор, — потому что нет для римлянина высшей чести, чем выйти на Форум в тоге, и нет большего бесчестья, чем оказаться без нее.

Что такое тога?

Сама тога представляла из себя большой кусок шерстяной материи, в форме обрезанного эллипса, в 2, а то и в 3 раза больший, чем требовалось по фигуре.Длина тоги по прямой стороне доходила до 6 м, а ширина (максимальная) равнялась примерно 2 метрам. При кажущейся простоте, нарядиться в это одеяние у вас вряд ли получиться с первого раза, даже если вы будете детально соблюдать все описанные ниже инструкции:

Как одеть тогу?

Ткань береться обеими руками за широкий край, захватывая примерно треть всего куска и, уложив складками, перебрасывается через левое плечо, так, чтобы она при этом слегка прикрывала левую руку. Конец оставшийся спереди при этом свисает почти до земли и имеет своё собственное название — lacinia.

Теперь ткань, пропускают под правой рукой и туго натягивают на спине, следя за тем, чтоб она одновременно и не душила человека и не обвисала. На высоте бедра её снова собирают в складки и, протянув наискось по груди, перебрасывают конец через левое плечо. Такая «перевязь» называется balteus или praecinctura.

Оставшаяся часть ткани спускается полукругом чуть ниже колена (она называлается sinus), и вновь перекидывается через левое плечо. Причем в дождливую погоду, sinus легко может использоваться как капюшен, а в часы молитв — просто как прикрытие головы.

И наконец в завершении, заднюю полу несколько поддергивают вверх и на груди над «перевязью» собирают в складки, формируя таким образом то, что называется umbo.

Если вы вдруг решите проделать всё описанное на практике и у вас ничего не выйдет — не удивляйтесь. Дело в том, что облечься в это «сооружение», без чужой помощи просто невозможно — ни нам, не древним римлянам.В эпоху поздней республики, существовали даже специальные рабы, умевшие красиво уложить многочисленные складки и помочь с одеванием — причем складки укладывали ещё с вечера, с помощью целого ряда деревянных дощечек и зажимов!

Известен например такой курьез связаный с этой тщательностью — знаменитый оратор по имени Гортенсий, был большим «модником» своего времени и когда однажды в толчее улицы кто-то налетев на него, сдвинул тщательно уложеные складки тоги, он просто подал на обидчика в суд.

Правила ношения

Тога могла быть только белого цвета и не имела никаких украшений.Единственным исключением тут может служить тога сенаторов и несовершеннолетних мальчиков —toga praetexta — по её краю обычно проходила широкая пурпурная полоса.Возможность надеть пурпурную, расшитую золотом тогу —toga picta — имел ко всему и триумфатор.

Бедные граждане и те, кто был занят тяжелым физическим трудом, не могли постоянно носить такую маркую одежду. Им приходилось часто стирать ее, от чего она достаточно быстро приобретала характерный потрепаный вид. Граждане в застиранных тогах были частыми персонажами различных сатирических произведений.По этой причине, стараясь как можно дольше проносить столь важный атрибут гражданина, римляне выходя из дома, часто надевали поверх неё различные предохранительные накидки.Кроме того, по тем же, сугубо практичным причинам, в повседневной жизни тогу носили пожалуй только высшие магистраты. Остальные граждане использовали её как «торжественную» одежду одеваемую по особому случаю — походу в общественное место или при при исполнении служебных обязанностей.

«Официальная» обувь древнего Рима

Неудивительно, после всего услышанного, что к одежде для особых случаев, полагалась и особенная обувь, называющаяся calcei, представляющая из себя башмаки с ремнями, закрывавшие ногу.Магистрат и тем более сенатор, появляясь на людях и при исполнении своих служебных обязанностей, должны были одевать их вместе с тогой в обязательном порядке. Их делали из тонкой кожи с двумя парами ремней.

Ремни закреплялись спереди между подошвой и кожаной стелькой и пришиваясь к ней.Одев башмак, первую пару ремней перекрещивают на ступне, обвивают ими ногу до икр и завязывают так, чтобы концы оставались свободно висящими. Затем ногу оборачивают второй парой ремней и тоже завязывают их спереди, оставляя свисающие концы.

Выложил — Мэлфис К.Источник — Компиляция из разных источников

ageiron.ru

Мода в Древнем Риме — Википедия РУ

Верхняя одежда

Тога

Тога являлась знаком римского гражданина (см. тогатус). Вергилий[2] называл римлян «Владыки мира, народ, одетый в тоги». Отправленный в ссылку гражданин терял право носить тогу[3], а иностранцам эта привилегия вообще не предоставлялась[4].

Тога была официальной одеждой прежде всего богатых людей, однако со временем её стали носить всё реже. Так, Ювенал[5] писал о местах, где тогу носит только мертвец на смертном ложе. Марциал писал, что в маленьких городах Италии тогу надевают один или два раза в месяц, когда семья справляет праздник в честь Ларов и полагается надевать парадную одежду[6]. В самом Риме, по крайней мере в позднюю Республику, всё чаще выходили закутанными в плащ или покрывало[7]. При Августе эдилы должны были следить, чтобы каждый римский гражданин на форуме и его окрестностях, а также в цирке носил только тогу[8]. Однако, тога всё больше выходила из моды, и её носили только там, где это было обязательно: на общественных играх[9], в суде и по другим официальным поводам[10], при жертвоприношениях, а также клиенты, приходившие утром приветствовать патрона.

Было известно несколько разновидностей тоги:

  • Toga praetexta — тога молодого свободного римлянина (до совершеннолетия), с широкими пурпурными полосами. Такую тогу носили также только магистраты и жрецы[11].
  • Toga virilis — тога, которую надевал молодой римлянин на празднике в честь вступления в гражданское общество.
  • Toga pura — повседневная тога, изготовлялась из тяжелой белой шерсти, без цветных орнаментов.
  • Toga candida — претендент на пост чиновника носил эту специально отбелённую тогу (отсюда слово «кандидат»).
  • Toga pulla — такую тогу (серого или чёрного цвета) носили скорбящие.
  • Toga picta или toga palmata — пурпурная тога, которую надевал триумфатор; на ней были золотом вышиты сцены из римской истории.
  • Trabea — тога, украшенная пурпурными горизонтальными полосами. Сервий[12] описывает три вида трабеи: полностью из пурпурной ткани, посвящённая богам; белая и пурпурная трабея — одежда латинских и ранних римских царей[13]; пурпурная и шафранного цвета с пурпурной каймой, которую носили авгуры, консулы на фестивалях и эквиты во время transvectio.
Туника

Туника изготовлялась из шерсти или льна. Большинство хороших римлян носило тунику днём и ночью[7]. Туника у мужчин доходила до колен (её подпоясывали на талии), более короткие туники носили солдаты и путешественники[14], у женщин — до щиколоток. Туники с длинными рукавами предназначались для женщин (лат. tunicae manicatae)[15].

Состоятельные римляне предпочитали белую тунику; крестьяне, ремесленники и рабы носили тунику темного цвета. Сенаторы и всадники носили туники с пурпурными вертикальными полосами (лат. clavi), которые шли параллельно одна другой от шеи до низа туники, на груди и на спине[11]. У всадников: 1-2 узкие пурпурные вертикальные полосы (лат. clavus angustus), примерно в 3 см шириной; туника сенаторов была длиннее обычной туники, имела 1 или 2 более широкие полосы (лат. latus clavus), около 10 см шириной[16] и не подпоясывалась. Особую тунику надевал триумфатор: она была расшита золотыми пальмовыми ветвями, хранилась в храме Юпитера Капитолийского, числилась в составе храмового инвентаря и выдавалась только на день триумфа[11].

Светоний рассказывает, что император Август зимой надевал поверх нижней туники ещё четыре туники, шерстяной набрюшник и толстую тогу[17]. В одной тунике по улицам Рима ходило только рабочее и бедное население Рима.

Стола

Сто́ла (лат. stola) являлась особой формой женской туники с короткими рукавами(иногда — без рукавов), широкая и со множеством складок, доходившая, вероятно, до щиколоток; внизу обязательно пришивалась пурпурная лента или оборка (лат. instita)[18]. На талии стола повязывалась поясом. Такую одежду носили матроны из высшего общества и не смели надевать ни отпущенницы, ни женщины легкого поведения, ни рабыни[11]. Сенека считал, что стола не должна быть яркой или пестрой: «матронам не следует надевать материи тех цветов, которые носят продажные женщины»[19].

Палла

Столу во II веке н. э. сменила палла, а тогу паллий (лат. pallium) — представлял собой упрощённый греческий гиматий — кусок мягкой ткани, который набрасывают на плечо и оборачивают вокруг талии[11]. Этот плащ стал популярен из-за несложности ношения. Любимым цветом был пурпурный[20], но палла была также и жёлтого, белого, чёрного цветов, украшена золотом.

Слово pallium скоро стало родовым обозначением других плащей. Они разделялись по внешнему виду и покрою на три группы:

  • Пукуль, короткая, до середины спины доходившая накидка с капюшоном;
  • Пенула (лат. paenula) — это узкий плащ без рукавов, который застегивался спереди (по виду схожий с современным пончо). Так, Мессала[21] говорит об ораторах, «стиснутых и словно запертых в пенуле». Этот плащ можно было также спереди застёгивать, иногда пенулы были также с рукавами или по крайней мере с отверстиями, в которые просовывались руки. Материалом для этого плаща, если его надевали в путешествие или на работу, служило грубое толстое сукно или шерсть; иногда пенулу шили из кожи[22]. Это была и мужская, и женская одежда, которую надевали иногда даже поверх тоги[23];
  • Лацерна (лат. lacerna) — это было продолговатый и открытый спереди плащ до колен, который застёгивался фибулой на плече или груди. Лацерна бедняков была из тёмного грубого материала[24], у богатых граждан разноцветная и была часто роскошно отделана, иногда к ней приделывался капюшон на случай ветра и дождя. Первоначально это был воинский плащ, однако, уже в начале империи она стала обычной одеждой гражданского населения, которую часто надевали поверх тоги, чтобы согреться или предохранить ткань от грязи и пыли. Ювенал называл эти плащи «охранителями тоги»[11].

Палудаментум (лат. paludamentum) — это особая разновидность воинского плаща; от солдатской лацерны отличался тем, что был длиннее (доходил до лодыжек), а также тем, что для него использовалась материя более высокого качества, как правило, красного цвета. Его носили не только на плечах; зачастую его оборачивали вокруг бёдер наподобие шарфа, забрасывая один конец на левую руку. Палудаментум явился «родоначальником» императорской мантии.

Женщины всё реже стали носить столу и паллу уже при первых императорах, Ульпиан (умер в 228 году) уже не упоминает в списке женской одежды, в эдикте Димициана от 301 года отсутствуют оба названия, а вписаны новые названия — далматика (dalmatica), мужская и женская туника с рукавами, и колобиум (colobium), туника без рукавов[14].

Одежда к особым случаям

В I веке вошло в обычай переодеваться к обеду в особую более удобную одежду — synthesis — набор (или даже целый гардероб[25]) разноцветных ярких плащей[11] или своего рода туник[26], который иногда меняли по нескольку раз во время обеда.

Крокоту, одежду шафранового цвета, носили женщины во время церемоний посвящённых Кибеле.

В банях и общественных термах не было обычным ношение специальной одежды. Уличную одежду оставляли у входа в раздевалке и оставались лишь в тунике, если собирались играть в мяч или другие игры. Купались обычно раздетыми. Лишь немногие римляне надевали в бани набедренные повязки[27]. Так же римлянам были известны своего рода «бикини», как видно на мозаике с пьяцца Армерина (Сицилия), однако они служили женской спортивной одеждой, а не для купания[7].

Накануне свадьбы невесте повязывали голову красным платком и надевали на неё длинную прямую белую тунику с шерстяным поясом (лат. tunica recta), предназначавшуюся и для дня свадьбы, подвязывали поясом из овечьей шерсти (лат. cingillum). Свадебный наряд невесты представлял собой длинное платье — паллу (лат. palla gelbeatica), ярко-красного цвета, надеваемое на тунику. На голову накидывали покрывало огненного, жёлто-красного цвета (лат. flammeum), обувь должна была быть того же цвета, что и flammeum. К украшениям относился прежде всего браслет. Об особенном наряде для жениха не сохранилось сведений, возможно, он надевал обычную белую тогу и венок (по греческой традиции).

Нижнее бельё

Женщины часто носили 2 туники, при этом нижняя туника с набедренной повязкой и повязкой на груди составляли нижнее бельё, на которое надевалась верхняя туника[7].

Мужчины носили тунику под тогой, первоначально, однако, надевали тогу, а под ней только набедренную повязку. Уже во II веке до н. э. мужчины стали надевать под тунику ещё одну рубашку из шерсти. Рубашки из льна стали носить лишь в IV веке[14]. Охотники, крестьяне и солдаты часто повязывали ступни, бёдра и голени повязками из льна или шерсти, чтобы защититься от холода.

Одежда жрецов

  Фламин в шапочке
  • Одежда весталок[11]: на голову, обвитую шерстяными повязками (лат. infulae), похожими на валики, надето покрывало до плеч, на груди круглый медальон (лат. bulla), белая туника повязана на талии веревкой.
  • Арвальских братьев отличала белая повязка и венок из колосьев (лат. spicea corona)[28];
  • Фламины в общественных местах должны были носить островерхую шапочку конической или круглой формы (лат. apex, такую же носили и салии) с оливковой веточкой и шерстинкой и лавровый венок[26]; ранее цари, затем и фламины надевали при жертвоприношениях плащ laena.
  • Фламиника носила особую пирамидальную прическу, волосы были переплетены пурпурной шерстяной лентой. Фламиники носили также покрывало огненного, жёлто-красного цвета как у невесты.
  • Отличительной одеждой авгуров была трабея.

Одежда разных слоёв населения

Одежда рабов состояла из туники с короткими, не доходившими до локтя рукавами и плотного толстого плаща (лат. sagum). Sagum был также плащом римских солдат. Это четырехугольный кусок толстой грубой шерстяной ткани, который накидывался на спину и застегивался фибулой на правом плече или спереди под горлом[11] и напоминал македонскую хламиду.

Брюк у римлян не было: они считались варварской одеждой; императоры IV века запрещали носить их в Риме. Однако на севере, например в Германии, их приходилось надевать. Так на колонне Траяна солдаты изображены в коротких, обхватывающих ногу и спускающихся чуть ниже колена штанах[11].

Ткани

Главным материалом для одежды была овечья шерсть: из неё ткали туники, тоги и плащи. Более всего ценилась шерсть из Апулии, Калабрии и особенно мягкая шерсть из Тарента[14]. Из более грубой козьей шерсти ткали платки, накидки, мешки, навесы для защиты домов от непогоды, покрывала, для военных целей — покрывала для защиты от огня и стрел[14].

Льняное полотно шло главным образом на паруса, на тенты, которые натягивали над амфитеатрами и театрами в защиту от дождя и солнца[11].

  Изображение toga picta

Из льняной пряжи делали также сети для звериной и рыбной ловли, повязки для врачебных целей. Льняную одежду носили жрецы Исиды; женщины, отправлявшиеся молиться в её храм, облекались также в полотняные туники. Широкое распространение льняные ткани получили только при поздней империи. Льняное полотно высокого качества (лат. byssus) завозилось из Египта, Сирии и Сицилии. В Риме также появился восточно-индийский хлопок — carbasus, по крайней мере со времён азиатских войн (191 до н. э.)[30]. С распространением роскоши стали входить в употребление более тонкие, шёлковые материи. Римляне сначала познакомились с «диким шелком», который даёт дикий шелковичный червь — bombyx (одежда называлась bombycina или, по месту выделки, «косскими одеждами»). Такая одежда появилась в Риме в конце I века до н. э. и мода на неё продержалась не дольше 100 лет[11]. Китайский шёлк завозился поначалу в виде ниток и шёлка-сырца, готовая материя также распускалась, красилась и переплеталась со льном или хлопком в лёгкие полушёлковые ткани. Такие лёгкие цветные полупрозрачные ткани носили I веке н. э. не только женщины, но и мужчины[30]. Лишь позднее, с развитием торговли с Востоком, появились ткани, сотканные только из шёлка: Чистый шёлк получил широкое распространение в богатых слоях только с III века н. э.[11]. Сенека так писал о нарядах из шёлка: «Можно ли назвать одеждой то, чем нельзя защитить ни тела, ни чувства стыдливости… их достают за огромные деньги, чтобы наши матроны показывали себя всем в таком же виде, как любовникам в собственной спальне» [31]. Среди необычных материалов встречались ткани с ворсом бобра, верблюда, волокнистого асбеста[14].

Вышивались ковры, полотна, покрывала, которыми устилали кровати и подушки, а также определённые виды одежды, например, toga picta и tunica palmata. Золотом вышивались в основном ковры, одеяла, наряды для триумфаторов, частично женская одежда. Кроме полос (лат. clavi), которые пришивались к одежде, использовались также нашивки (лат. segmenta) в виде кругов или квадратов, обычно пурпурного цвета и вышитые золотом.

Цвета

  Настенная живопись в Помпеях. Женщина одета в столу голубого цвета, которая на плече скреплена фибулой.

Повседневным цветом был белый. Бедные люди, рабы и вольноотпущенники употребляли коричневую или черную шерсть. Тёмная тога была одеждой траура и скорби.

Цвета было принято делить на «мужские» и «женские». Наиболее подходящими для женщин считались различные оттенки коричневого, жёлтого, оранжевого и зелёного цветов; напротив, если мужчина одевался в оранжевое или зелёное, это давало основание окружающим заподозрить его в противоестественных наклонностях. Во времена империи в моду вошли разнообразные оттенки цветов. Персий считал, что знатный щёголь носит накидку цвета гиацинта[26], Марциал не считал, что мужчины должны носить только тёмные одежды, серые или коричневые накидки[30]. Ярко-красный, и особенно различные оттенки пурпурного цвета ценились больше всего. Марциал оценивал пурпурную накидку из Тира в 10 тысяч сестерциев. Однако пурпурные одежды были редки. Человек, не занимавший официальной должности, надевая красное или пурпурное, тем самым как бы заявлял о своём тщеславии и непомерных амбициях. Цезарь даже ограничил ношение таких одежд, а при Августе пурпурное облачение мог надевать только сенатор, устраивавший игры[30]; Нерон даже запретил продажу пурпурной ткани из Тира и ткани аметистового цвета. Красный цвет в одежде, кроме того, был цветом удачи и вызова, поэтому такую одежду очень часто носили римские солдаты (тем более, что на красном кровь была менее заметна).

Несмотря на законы, запрещавшие роскошь (lex Oppia в 193 году до н. э.[40]) и осуждение моралистами пристрастия женщин к роскоши и расточительству, римские женщины всех слоёв общества охотно носили украшения. Богатые украшения показывали статус женщины (и её мужа) в обществе.

Женщины использовали в качестве украшений диадемы, кольца (лат. anuli), украшенные золотом ленты, вплетавшиеся в волосы (лат. vittae), серьги (лат. inaures) (иногда их вдевали в каждое ухо по нескольку штук), браслеты (лат. armillae), в том числе и надевавшиеся на плечо (лат. spintera), и ожерелья (лат. monilia) с кулонами или без. В литературе упоминаются также браслеты для щиколоток (лат. priscelides)[41] и цепочки на бёдра[42]. Фибулы использовались в качестве застёжек для одежды и служили одновременно украшением.

Основными материалами для изготовления украшений было золото, серебро и электрум; часто украшения изготовлялись также из бронзы и стекла. Использовались в украшениях и драгоценные камни: изумруды, голубые сапфиры, красные гранаты, опалы, очень редко — алмазы (бриллиантов в Древнем Риме не знали, а неогранённые алмазы не очень красивы). Большой популярностью со времён императора Августа стал пользоваться жемчуг (лат. margaritae), который в больших количествах завозился с Востока; жемчужное ожерелье было заветной мечтой каждой более или менее состоятельной женщины. Женщины скромного достатка носили украшения из агата, янтаря, кораллов или гагата, женщины из низшего сословия и рабыни — имитации драгоценных камней (например, изумрудов) или украшения из дешёвого цветного стекла.

Единственным украшением мужчин в республиканский период был перстень с печаткой (знак принадлежности к сословию всадников), который чаще всего носили на безымянном пальце левой руки[7]. Во времена Империи мужчины нередко, чтобы показать своё благосостояние, носили одновременно по нескольку колец, украшенных драгоценными камнями[43]; некоторые носили крупные кольца из золота[44]. Лишь немногие мужчины носили золотые браслеты[45].

Украшения также подчинялись моде и региональным предпочтениям: так в провинциях часто встречались украшения (ожерелья и браслеты) из монет, но не на территории Италии. Популярной формой браслетов и колец была змейка, а для кулонов — полумесяц (лат. lunulae). Камеи или геммы носились в качестве колец или кулонов, они служили в том числе талисманами. На украшениях часто оставлялись пожелания: «Используй (его) счастливо» (лат. utere felix) или «Я тебя люблю, как ты того заслуживаешь» (лат. amo te merito).

Аксессуары

В Древнем Риме существовали различные виды поясов и повязок:

  • «пояс» (лат. subligaculum).
  • «перевязь» (лат. cingulum), а у солдат ещё и «портупея», поэтому выражение «положить перевязь» (лат. cingulum deponere) означало «выйти в отставку».
  • «повязки» (лат. fasciae), которые женщины носили на груди[46], а также вокруг ног[26].
  • «шейные платки» (лат. focalia). Ношение шейных платков пришло из Германии и вошло в обычай в I веке н. э. Так писатели, собиравшие большую аудиторию, повязывали платком горло во избежание простуды и хрипоты[11].
  • «передник» (лат. praecinctus).
  • «набедренная повязка у борцов» (лат. campestre).

http-wikipediya.ru