Ткани греции древней. Одежда в Древней Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Костюм Древней Греции. Ткани греции древней


Одежда в Древней Греции – HiSoUR История культуры

Одежда в старинном стиле Греция прежде всего состояли из хитона, peplos, аниса и хламиса. Древнегреческие мужчины и женщины, как правило, носили два предмета одежды, обернутые вокруг тела: нижнее белье (хитон или peplos) и плащ (мантия или хламис). Одежда обычно была домашней из различных длин прямоугольного полотна или шерстяной ткани с небольшим вырезом или шитьем и закреплена декоративными застежками или штифтами, поясом или поясом (зоной). Куски, как правило, взаимозаменяемы между мужчинами и женщинами.

Хотя с этого периода не сохранилось никакой одежды, описания существуют в современных рассказах и художественных изображениях. Одежда была в основном домашней, и часто служила многим целям (например, постельные принадлежности). Обычная одежда того времени была белой, иногда включающей декоративные рамки. Имеются доказательства сложного дизайна и ярких цветов, но они были менее распространены.

История и типы

ХитонХиттон был простой одеждой туники из легкого белья, которую носили оба пола и все возрасты. Он состоял из широкой, прямоугольной трубки материала, закрепленной вдоль плеч и плеч с помощью ряда крепежных элементов. Титоны обычно падали на лодыжки владельца, но более короткие хитоны иногда носились во время активных действий спортсменов, воинов или рабов.

Часто избыточная ткань была натянута поверх пояса или пояса, который был закреплен вокруг талии (см. Колпос). Чтобы иметь дело с маслом, иногда ремень или анамашалистер носили на шее, подносили под мышками, пересекали в спину и завязывали спереди. Могину или плащ можно было носить поверх хитона.

Существует два типа хитонов – дорический и ионный. Дорический хитон «без рукавов», поскольку рукавная технология еще не была создана. Подобно тому, что на кариатиде справа, дорический хитон имеет складку наверху или апоптигму, прикреплен с фибулами на плечах и подпоясан на талии. В отличие от дорического хитона, ионный хитон не имеет апоптигмы и представляет собой достаточно длинный прямоугольник из ткани, который при складывании пополам может заполнить размах крыльев. Перед тем, как были сформированы формы рукавов, греки приложили фибулы (древние греческие штыри) до обоих рук, чтобы присоединиться к переднему и заднему краям ткани. Ионный хитон также был опоясан на талии.

пеплумБудучи предшественником этого вопроса, peplos был квадратным куском ткани, которая изначально носилась над хитоном. Верхнюю треть ткани сгибали и прижимали к обеим плечам, оставляя ткань открытой с одной стороны. Иногда peplos носили отдельно как альтернативную форму хитона. Как и в случае с хитоном, часто пояса пояса или пояса использовались для закрепления складок на талии.

гиматииЭто была простая верхняя одежда, надетая на peplos или хитон. Он состоял из тяжелого прямоугольного материала, проходящего под левой рукой и закрепленного на правом плече. Плащ будет скручен вокруг ремня, который также проходит под левой рукой и над правым плечом. Более холодная погода носилась в холодную погоду.

Могут быть подняты над головой, чтобы покрыть владельца, когда они были преодолены эмоциями или стыдом.

ChlamysХламис был бесшовным прямоугольником из шерстяного материала, который носили мужчины для военных или охотничьих целей. Он носился как плащ и закреплялся на правом плече с брошкой или кнопкой.

Хламиды были типичной греческой военной одеждой с 5 по 3 век до нашей эры.

Нижнее бельеЖенщины часто носили строп, лифчик времени, под одеждой. Стропила была широкой полосой из шерсти или льна, обернутой через грудь и связанной между лопатками.

Мужчины и женщины иногда носили треугольные набедренные повязки, называемые перизомой, как нижнее белье.

Крепеж и кнопкиПоскольку одежда была редко вырезана или сшита, крепежные элементы и кнопки часто использовались для хранения одежды на месте. Были использованы небольшие кнопки, штифты и броши.

Большие штифты, называемые peronai или fibulae, носились на плечах, вниз, чтобы держать хитон или peplos на месте.

ОбувьЖенщины и мужчины обычно носили сандалии, тапочки, мягкие ботинки или сапоги. Дома они обычно ходили босиком.

Ювелирные изделияУкрашение в виде украшений, сложных причесок и макияжа было общим для женщин. Маленькие золотые украшения будут сшиты на их одежде и будут блестеть по мере их перемещения.

тканьДревнегреческая одежда была сделана из шелка, льна и чаще всего из шерсти. Производство ткани было долгим и утомительным процессом, делая одежду готовой одежды дорогой. Социально признано, что текстильное производство было в первую очередь ответственностью женщин, а производство высококачественного текстиля рассматривалось как достижение для женщин с высоким статусом. После изготовления ткань редко срезали. Бесшовные прямоугольники ткани были драпированы на корпусе различными способами при небольшом шитье.

hisour.com

Одежда в Древней Греции - история создания и возникновения

Женский журнал » Мода » История моды

Создание драпированной одежды является одним из видов искусств Древней Греции. Формируется классический стиль греческой одежды в V и VI вв. до н.э. — это крупные волны драпировок или динамичные мягкие складки, позволяющие телу дышать и свободно двигаться.

По виду наложения полотнищ ткани на тело одежда делится на формы, свободно наброшенные (гиматий), и формы, получаемые путем обертывания или скрепления полотнищ (хламида, хитон и прочие).

Философия принципов в одежде формулируется как «союз пользы, блага и эстетической ценности». Этого требует и культ здорового тела и физических упражнений.

Древнегреческая одежда в общем смысле не попадает под определение «костюм», поскольку процесс ее создания — это своего рода культура обращения с куском ткани. Складки ткани, облегая тело и подчеркивая его формы, выявляют малейшее движение и придают динамичность облику. Искусство расположения ткани на теле — обертывание, скалывание, сгибание и укладывание прямоугольного полотна ткани, а также способы скрепления полотнищ между собой рождают несколько основных форм одежды, которые комбинируются в соответствии с назначением, половой принадлежностью и социальным статусом.

Мужская одежда

Набедренная повязка или фартук из небольшого куска ткани, увеличенные до размеров человеческого торса, называются экзомис, или экзомида, и служат одеждой для простого человека.

Экзомис — грубая ткань или кожа — скрепляется на левом плече при помощи веревок, ремней, лап шкуры животного или скалывается застежкой и дополнительно подпоясывается на талии.

Качество и объем ткани, минимальное количество складок определяют экзомис как одежду низших социальных слоев. У крестьян и ремесленников одежда короче, проще и из более грубой ткани, чем у аристократии.

Нижний слой дорийской одежды состоит из хлены или пеплоса, позднее под влиянием Востока появляется хитон. Хлена — шерстяное полотнище прямоугольной формы — оборачивается вокруг тела и закрепляется на плечах при помощи заколок. Предположительно, под хленой носят узкий передник, завязанный на бедрах. Хлена мужчин подпоясывается, она более короткая, чем женский пеплос, окутывающий фигуру целиком.

Хитон представляет собой полотнище ткани, сложенное пополам таким образом, что линия сгиба проходит вдоль левого бока туловища, а с противоположной стороны концы полотнища скрепляются.

Дополнительно хитон подпоясывается различными способами — по талии, бедрам или крестообразно на груди. Ткань для хитона украшается орнаментом.

Хитон относится к нижней одежде, но не в современном понимании белья — в нем можно появляться в общественных местах. Укороченный хитон является повседневной одеждой, а удлиненный — одеждой знатных пожилых людей, а также наездников во время соревнований. Существует разновидность хитона со шлейфом, распространенная у греков-островитян.

В качестве легкого плаща у древних греков выступает хламида — прямоугольный кусок ткани, украшенный орнаментом и закрепляемый на правом плече или под подбородком с помощью узла или застежки-фибулы. Для придания хламиде правильной формы — каскада красивых складок — в углы полотна вшиваются специальные грузики.

Роль плаща в одежде древних греков выполняет гиматий, или гиматион, который оборачивает тело с головой, часто является одновременно и одеялом.

Гиматий представляет собой большое полотно (по некоторым данным, шириной два метра и длиной до четырех метров), угол которого набрасывают сзади на левое плечо, основное полотно оборачивают вокруг спины, пропускают под правой рукой, а второй угол перебрасывают назад через левое плечо.

Способ носить одежду из тканого полотна отличает положение человека и род его занятий: экзомида оставляет полностью свободными обе руки рабов и ремесленников, хламида не стесняет движений наездников и воинов, гиматий оставляет свободной правую руку, а аристократы прячут обе руки под гиматием, который в этом случае называется «ораторским» и подчеркивает высокое положение человека, свободного от физического труда.

Обсуждения на форуме:

virgoclub.ru

Ателье по пошиву исторических костюмов

Древняя Греция даже в ранний период своей истории по своему государственному и экономическому устройству во многом отличалась от Египта, Ассирии, Вавилонии и Персии. В период же классический (V-IV века до н.э.), после победы над Персией, когда греческая культура достигла наивысшего расцвета, Греция состояла из обособленных рабовладельческих городов-государств – полисов и примыкавших к ним сельских окрестностей. Сельское хозяйство лежало в основе экономики городов-государств. Второе место занимали ремесло и торговля. Значительная часть свободного населения имело рабов. Правами гражданства обладали только свободные греки. Главной обязанностью каждого свободного гражданина была защита своего города- государства в частых междоусобных стычках, возникавших между отдельными полисами, и от внешних врагов Греции. В целях же торговли греки совершали длительные путешествия на кораблях, требовавших большой ловкости и выносливости.

Понятие о гармонически развитой свободной человеческой личности, сложившееся в Древней Греции, во многом определило характер и пути развития греческой культуры. Тело человека впервые стало рассматриваться как зеркало, отражающее единство и совершенство мира. Римский архитектор Марк Витрувий Поллион (25 г. до н.э.) на примере человеческого тела стремился показать особенности любого совершенного творения, созданного человеком. Эти особенности: закономерность, организованность, пропорциональность, симметричность, целесообразность. Эти пять особенностей отличали и одежду Древней Греции.

Закономерность определялась шириной ткацкого станка, на котором ткался материал. Этот материал не кроился, ткань только вертикально собиралась в складки, которые напоминали каннелиры греческих колонн.

Организованность или устройство одежды диктовались, с одной стороны, материалом, с другой - модой той эпохи. По канонам моды того времени платье не кроили. Скроенного костюма, в современном смысле этого слова, греческая одежда не знала.

Пропорциональность одежды выражалась в ее гармоничности и уравновешенности. Все следовали девизу, сформулированному когда-то в Греции, - «все в меру». И никогда здесь не было модной эксцентричности, которая нарушила бы пропорции и гармонию одежды.

Симметрия костюма определялась не только прямоугольным куском материи, из которого он изготавливался, но и его пониманием. Одежда целиком подчинялась естественным линиям человеческого тела и выгодно их оттеняла.

И последнее требование Витрувия – целесообразность – соблюдалось. «Весьма приятно видеть хорошо подогнанную обувь… и одежду, удовлетворяющую потребностям владельцев…» – говорит греческий философ Ксенофон. Из его сообщения вытекает, что разделение одежды по потребностям само собой подразумевалось, и произведения искусства того времени являются тому доказательством.

О греческой одежде, о ее внешнем виде мы можем судить по памятникам древнегреческого искусства. Статуи, барельефы и горельефы, росписи ваз, глиняные статуэтки массового изготовления (танагрские статуэтки) дают нам богатый и наглядный материал по истории древнегреческой одежды. Письменные источники помогают сравнить название и описание той или иной части или вида костюма с их изображением.

К наиболее древним изображениям греческого костюма относятся росписи ваз VI века до н.э. На них представлены одежды из тканей с геометрическим и растительным рисунком.. Хотя и более поздние по времени, они прекрасно иллюстрируют описание одежды Геры, данное Гомером.

    Тою душистой оделася ризой, какую Афина, Ей соткав, изукрасила множеством дивных узоров, Ризу златыми застежками выше грудей застегнула, Стан опоясала поясом, тьмою бахром окруженным, В уши прекрасные серьги с тройными подвесями вдела, Ярко игравшие: прелесть кругом от богини блистала. Легким покровом главу осенила державная Гера, Пышным, новым, который, как солнце, блистал белизною.

На протяжении всей истории древнегреческая одежда отличается большой устойчивостью типа, в котором сочетается простота покроя с высокой художественностью форм, создаваемых драпировкой.

Законченной, наиболее художественно выразительной формы греческая одежда достигла в классический период, когда искусство создания драпировки входило в курс обучения юношества и внешняя манера поведения была связана с умением носить одежду. Поэтому и для нас костюм этого времени является наиболее интересным и ценным. Он больше, чем костюм любого другого народа, связан с выражением эстетического общественного идеала. Благородную простоту и достойную осанку, развитые формы тренированного тела, гармоничные пропорции, динамизм и свободу движений прекрасно выявляет драпировка – основа античного греческого костюма.

Одежда древних греков была очень проста по своему покрою, она состояла из прямоугольных кусков ткани различной длины и ширины, задрапированных на фигуре различными способами. Пластика драпировки и осанка фигуры ценились гораздо выше стоимости ткани и красоты орнамента. Здесь греков интересовала не конструктивная, а живописно-пластическая сторона.

Ритм, расположение драпировок диктовались основной архитектурной формой эпохи: высокой, мощной каннелированной колонной дорического ордера. Драпировка должна была наиболее эффектно подчеркивать движения человеческого тела. «…драпировка оживляет мертвую ткань, придавая эстетическую цельность фигуре. Складки, в свою очередь, аккомпанируя движению тела, свисают с рук, окутывая округлости, и плавно обволакивают статичное тело; застывшие в мгновение покоя, они начинают двигаться вместе с телом, выявляя движение в большом и малом напряжении его.».

Древнегреческий костюм был приспособлен к климату и соответствовал образу жизни свободного грека. Кроме того, безусловно, большую роль в формировании мужской одежды сыграла степень развития военной техники и способы ведения войны.

Ткани, цвета, орнаменты

Для своей одежды греки использовали мягкие, эластичные, прекрасно драпирующиеся ткани. Об их внешнем виде и основных свойствах можно судить по описаниям, рисункам и скульптурам, а также по образцам поздних греческих тканей, представленным в Эрмитаже.

Ткани ткали ручным способом на вертикальном станке шириной до 2-х метров. Искусство ткачества ценилось очень высоко, согласно мифологии все богини Олимпа и другие героини были искусными ткачихами, состязались между собой в этом ремесле.

Волокнистый состав греческих тканей – шерсть или лен. К хлопку греки отнеслись с удивлением, увидев его впервые в Индии во время похода Александра Македонского; они называли его «шерстью дерева». Ткани с рисунком, распространенные в период греческой архаики, в классический период были вытеснены одноцветными. Хотя грекам были известны различные краски, но любимым и наиболее распространенным цветом одежды в классическую эпоху был белый.

Уже в античные времена цвета имели свое символическое значение; так, например, белый цвет был закреплен за аристократией, а черный, пурпуровый, темно-зеленый и серый – выражали печаль. Зеленый, серый и коричневый цвета были обычными цветами сельских жителей. Из упоминаний в греческой литературе мы знаем об известных уже тогда многочисленных цветовых нюансах: носили, например, платья зеленого цвета «лягушачьего» или «яблочного» оттенка, аметистового, гиацинтового, шафранового и т.д. Гомер, например, упоминает о том, что «двойной пурпурный шерстяной плащ… был одет на Одиссее; на этом плаще была золотая булавка, сделанная из двух трубочек, и спереди плащ был богато украшен… Потом увидел я на его теле блестящую нижнюю одежду».

Одноцветные ткани украшались каймой вышивки, аппликации. Узоры орнамента связаны с природой, носят стилизованный геометрический или растительный характер. Это – меандр, критская волна, пальметта. Орнамент ритмичен, раппорт строится по горизонтали. В сочетании с вертикальным направлением линии драпировки это делает складки особенно четкими и выразительными, подчеркивает красоту и пластику движений.

Мужская одежда в Древней Греции

В классический эллинистический период основа мужской одеждой состояла из двух частей – хитона и гиматиона.

Хитон (chiton) - выходная и домашняя одежда древних греков всех сословий. Первоначально хитон изготовлялся из прямоугольного куска шерстяной или льняной материи примерно метровой длины, а затем шился из двух одинаковых, но гораздо больших по размерам кусков материи. Хитон одевался прямо на тело, облегая его, а на плечах скреплялся пряжками, которые назывались фибулами (fibule). Хитон могли сшивать по боку или оставлять с одной стороны открытым, правое плечо иногда оставляли обнаженным Иногда хитоны делали с небольшими рукавами, такую одежду целиком ткали на станке. Хитон подпоясывали поясом, из лишней длины делали напуск, ширину равномерно распределяли складками. Длина хитона могла быть различной, но чаще всего доходила до коленей. В классический период длинный хитон был ритуальной одеждой. Его надевали жрецы и актеры на сцене. И когда в IV веке до н.э. возник обычай появляться в длинной одежде, такой хитон вызвал осуждение у всех поборников суровых нравов старины. От длинного, присборенного хитона берет начало двойной хитон – диплойдон (diploidon).

На ранних памятниках искусства (росписи ваз) есть изображение хитонов с длинными рукавами, в чем явно видно влияние восточных обычаев.

В античное время роскошный верхний плащ, который обычно носился поверх хитона, назывался фарос (faros), более скромный назывался хлаина (chlaina). Фарос носила аристократия. Он был из дорогого египетского полотна, настоящего красивого пурпурного цвета. Позднее он несколько удлинился. Этот более длинный плащ с большим количеством складок получил название гиматион.

Гиматион (himation) - самая распространенная верхняя одежда, представляла собой прямоугольный кусок шерстяной ткани размером 1,7 (4 м, драпирующийся вокруг фигуры различными способами. Чтобы ткань не соскальзывала, сзади зашивали груз – кусочки свинца. Мужчины надевали гиматион следующим образом: один конец, слегка задрапированный или заложенный в складки, спускали с левого плеча на грудь, оставшуюся ткань располагали на спине и пропускали под правую руку, оставляя руку свободной, и, уложив ткань красивыми складками, перебрасывали через левое плечо на спину. Это был самый распространенный способ ношения гиматиона, – иногда гиматион со спины перебрасывали на правое плечо, закрывая им правую руку или обе руки. Более широкий и длинный гиматион назывался паллиум (pallium).

Сохранились скульптурные изображения греческих драматургов, ораторов и других общественных деятелей (Софокл, Менандр и другие), одетых в гиматионы или паллиумы. В Греции уделялось очень большое внимание умению носить гиматион, и по его искусности его ношения судили о вкусе человека. Эта одежда придавала внешности человека оттенок величественной простоты, драпировка подчеркивала пластическую гибкость тела, ее расположение – пересечение округлых, овальных линий и прямых, расположенных под углом (лучами), входящих в единый центр на плече, - отвечало движениям тела и подчеркивало динамику образа.

Кроме гиматиона греки носили и хламис (chlamys), меньший вариант гиматиона с размерами примерно 1/2 м. Это одежда, прежде всего, всадников, солдат, юношей и путешественников. Она появилась в классический период в качестве нового вида одежды родом из Фессалии. Ее скрепляли пряжкой - фибулой на правом плече или левом плече, и свободные концы падали красивыми фалдами, оставляя одну руку открытой. Хламис обычно делали из плотной шерстяной ткани типа валяного сукна.

Удвоенный гиматион или хламис назывался диплакс (diplax).

Особенной простотой и строгостью отличалась одежда спартанцев, которые чаще всего не носили хитона, а довольствовались только гиматионом из шерсти натурального цвета.

Отдельного разговора заслуживает одежда греческих воинов. Под одеждой воинов мы подразумеваем не только непосредственно одежду, но и все защитные приспособления или доспехи, которыми греки на войне покрывали свое тело. Доспехи греческих воинов занимают особое место в европейской культуре. Созданные для защиты от смертоносных орудий своего времени – меча, копья, пращи и т.д., - они настолько хорошо отвечали своему назначению и были так прекрасно художественно оформлены, что являлись предметом подражания, а их отдельные элементы – шлемы, панцири, щиты – вошли в военную символику европейских народов позднейших времен.

Нижней одеждой воинов вне зависимости от их же ранга был короткий хитон, под которым укрепляли металлический набрюшник. Сверх хитона надевали панцирь. Панцири были у большинства воинов металлические, в гомеровский период – из меди, а в более позднее время – из сплавов меди и других металлов. По свидетельству историков, грекам были известны и кирасы из толстого проклеенного полотна или кожи с нашитыми на них металлическими частями. Для придания металлическим панцирям большей гибкости их делали из отдельных деталей, скрепленных шарнирами или петлями. На многих вазах классического периода и более ранних есть изображения воинов в таких панцирях (например, Ахилл, перевязывающий рану Патроклу). Голову воины закрывали шлемом, при этом форма и украшения шлемов видоизменялись с течением времени. Наиболее древние шлемы были простые, затем на них появлялся гребень, его венчал конский хвост или перья; чеканка на шлемах состояла из геометрического и растительного орнамента, особо богатые были украшены сценами из мифологии или воинских подвигов. Наиболее уязвимые части ног – голени – закрывали поножи кнемидес. Сделанные по форме ноги, они скреплялись ремнями и пряжками и обычно украшались чеканными узорами.

Верхней одеждой воинов, как говорилось выше, был хламис. Полководцы, военачальники носили хламис, окрашенный в пурпуровый цвет.

Сельские жители и рабы носили большей частью короткий свободно ниспадающий хитон из шерсти с одной бретелью через правое плечо, так называемый эксомис (exomis). Рабы во время тяжелых работ довольствовались одной набедренной повязкой.

Женская одежда в Древней Греции

Общее развитие культуры, остро развитое чувство красоты, воспитанное поколениями, определяли покрой греческой женской одежды. Еще в период архаики женские греческие одежды отличались стройностью линий, создаваемых струящимися тканями. В классическую эпоху одежда подчеркивала красоту женского тела, облагороженную мягко падающими тканями, сквозь которые слегка намечаются, а при движении ясно проступают его формы. Здесь расположение и ритм драпировок подчинялись тому закону художественного единства, который впервые в истории человечества был найден греками – принципу «золотого сечения».

Женская одежда была значительно разнообразнее и красочнее мужской. Основными ее видами были также хитон и гиматион, но кроме них существовали и другие.

Изображения женской одежды дают нам возможность выделить два основных типа хитонов: хитон с отворотом – диплойдий и широкий хитон с застежками вдоль рук или без застежек – ионический хитон. Хитон с отворотом представлял собой прямоугольный кусок ткани больше человеческого роста на 60-70 см, сшитый в долевом направлении. Верхний край его отгибали на 50-60 см, затем скрепляли пряжками – фибулами на плечах, слегка драпируя переднюю часть. На местах скреплений отворот драпировали несколькими складками. Хитон подпоясывали поясом, распределяя всю его ширину ровными мягкими складками вокруг фигуры или только по центру переда и спинки. Излишек длины образовывал сверх пояса своеобразный напуск – колпос. Часто колпос сверху скрепляли еще одним поясом. Иногда хитон первого типа делали из двух кусков неодинаковой длины, кусок для спинки был значительно длиннее, - тогда излишек ткани служил для головы покрывалом.

Диплойдий (отворот хитона) был предметом особых забот и щегольства греческих женщин, часто его отделывали вышивкой, а в эпоху эллинизма делали из ткани другого цвета. Длина диплойдия могла быть различной: до груди, бедер, коленей. Свободные фалды и драпировки диплойдия придавали большую живописность костюму, а соотношение его основных частей (диплойдий, колпос и нижняя часть хитона) создавали превосходные пропорции, придававшие фигуре большую стройность.

Ионический хитон делали из мягких, довольно тонких тканей, которые подвергались специальной гофрировке. Всю ширину хитона схватывали поясом и делали колпос. Более поздний ионический хитон из очень тонкой мягкой ткани обильно драпировался и опоясывался по талии, бедрам и крестообразно на груди. Благодаря большой его ширине создавалось некоторое подобие рукавов. Мягкие складки хитона прекрасно контрастировали с плотной, более тяжелой, а иногда даже богато расшитой тканью гиматиона – верхней одежды греческих женщин. Женский гиматион был меньше мужского, но гораздо богаче орнаментирован. Без гиматиона греческая женщина обычно не показывалась на улице.

Спартанские девушки носили хитоны не сшитые с правой стороны, при этом несшитые кромки ткани отделывались каймой и фалдообразно драпировались. Этот хитон назывался пеплос. Афину обычно изображали в пеплосе. В ежегодном празднике, посвященном Афине, самым торжественным моментом была процессия знатных девушек города, которые несли сотканный и вышитый ими пеплос в храм Афины (Парфенон), чтобы украсить им статую богини. Эта процессия изображена на фризе Парфенона греческим скульптором Фидием.

На некоторых памятниках искусств, особенно на статуях Афины, встречаются изображения одновременно двух одежд – ионического хитона и пеплоса. Реалистическая трактовка скульптуры создает ясное представление о двух различных тканях: мягкой и довольно тонкой ткани хитона и плотной, падающей тяжелыми складками, - пеплоса, подпоясанного сверх диплойдия вторым поясом, что придает ему несколько мужественный вид.

Строгая конструктивность, свойственная всему искусству классического периода, сказывается и на костюме. Она видна и в том, как с течением времени в нем изменялась роль орнамента. Ткани украшали орнаментом в тех случаях, если нужно было оттенить или подчеркнуть основные и существенные моменты в композиционном замысле – ритмическое чередование драпировок диплойдия и несшитых сторон пеплоса, края гиматиона и т.д.

В романе известного советского ученого-палеонтолога и писателя Ивана Ефремова «Таис Афинская» имеется интересное описание цветового решения костюма гречанки: «Тончайший ионийский хитон Наннион прикрыла синим, вышитым золотом химатионом с обычным бордюром из крючковидных стилизованных волн по нижнему краю. По восточной моде химатион гетеры был наброшен на ее правое плечо и через спину подхвачен пряжкой на левом боку. Таис была одета розовой, прозрачной, доставленной из Персии или Индии тканью хитона, собранного в мягкие складки и зашпиленного на плечах пятью серебряными булавками. Серый химатион с каймой из серых нарциссов окутывал ее от плеча до щиколоток маленьких ног, одетых в сандалии с узкими посеребренными ремешками.».

Женщины из среды ремесленников, торговцев не носили двойных одежд (хитон и пеплос), гофрированных широких хитонов и гиматионов, отделанных богатой каймой. Их костюм был прост – скромный хитон из шерстяной ткани или полотна и такой же гиматион, который служил покрывалом для головы при выходе на улице. Меньшая по объемам, без двойных колпосов, одежда эта имела традиционные, но менее обильные драпировки. Рабыни чаще всего носили костюм своей родины. В эпоху эллинизма прислуживающих на пирах рабынь и танцовщиц одевали в дорогие восточные и египетские ткани.

Головные уборы и прически

Головные уборы греки носили в основном в непогоду или во время путешествий. Круглая фетровая шляпа с широкими полями и низкой тульей – петасос (petasos) – наиболее распространенный головной убор. Ее носили также на ремешке, отброшенной за плечи. В такой шляпе, но с маленькими крыльями, изображали Гермеса. Другим видом головного убора был пилос (pilos) – подобие чепца из кожи, соломы или меха для защиты от солнца и плохой погоды.

В классический период мужчины носили короткие волосы, круглую бородку и усы. Юноши брили лицо, у них были длинные завитые локоны, подхваченные металлическим обручем – филле (fillet). Греки считали бороду достоинством мужчины. Скульпторы изображали великих людей с молодым лицом, возраст же подчеркивали бородой.

Гречанки носили головные уборы редко, прикрываясь в непогоду верхним краем гиматиона. Танагрские статуэтки изображают девушек в круглых соломенных шляпах – фолиях, предохраняющих лицо от загара.

Облик греческих женщин дополняли прическа и украшения. Обильные, пышные, длинные волосы были одним из первых признаков женской красоты в Древней Греции. За ними тщательно ухаживали, умащивали душистыми маслами, их причесывали самыми сложными способами и укрепляли на голове с помощью больших головных шпилек или повязок и обручей различной формы (диадем). Самыми красивыми считались светлые волосы, поэтому окраска волос не была чем-то необычным. Искусные греки изобрели не только фальшивые косы, но и даже парики, которые неоднократно высмеивали в комедиях.

Обычно прическа греческих женщин несколько закрывала лоб и обрамляла лицо. Высокий лоб не считался признаком красоты. Формой и линией прически стремились создать впечатление более длинной, а поэтому и более гибкой шеи, от чего гречанки казались особенно грациозными.

В античной Греции возникли основные типы причесок, которые затем многократно повторялись. Первоначально свободно завитые, ниспадающие на плечи волосы, начали укладывать в сложные узлы и косы, положенные вокруг головы и закрепленные лентами, венками, шпильками и гребнями. Греческий узел сохранился и в наши дни. Это расчесанные на прямой пробор волосы, завитые волнами, низко опущенные на лоб и вдоль щек, сзади приподнятые и уложенные узлом на затылке.

Аристократки имели в своем гардеробе красиво украшенные ручные зеркала, веера, зонтики от солнца из полотна, а позднее из шелка, пояса из драгоценных металлов, булавки из золота и слоновой кости, ожерелья, браслеты и перстни. Украшениями к прическе служили также сетки из золоченых шнуров, гребни, нимбы (nimbus) – хлопчатобумажные ленты для волос, вышитые золотом. Разнообразные виды украшений свидетельствуют не только об утонченном вкусе, но и технической зрелости той эпохи.

Обувь

У греков в домах было принято ходить босиком, обувь носили только на улице. Греческие женщины предпочитали сандалии, представляющие собой толстую кожаную подошву с прикрепленными к ней ремешками, которые переплетались вокруг ноги довольно высоко. Позже, судя по статуэткам из Танагры (IV в. до н.э.) появилась более элегантная женская обувь – красная, на подошвах с желтым краем. К этому времени оформились основные типы греческой обуви; на греческих изображениях много переходных вариантов от сандалий к высокому зашнурованному сапогу, иногда с богатыми украшениями в верхней части и пробитыми в ней отверстиями. Их часто делали из цветной кожи, богато украшали вышивкой и даже металлическими бляшками.

Главным компонентом всех форм обуви остается подошва, прочная подложка под ступню для защиты от холода, сырости, неровностей дороги; к ней присоединяются ремни для крепления, носки, и, наконец, вся верхняя часть с пробитыми отверстиями или украшениями – по потребности или по вкусу. Обувь греков повторяла форму ступни. Так же как и в других странах мира, носила ее только знать. Декоративное значение сандалий в костюме повышалось благодаря использованию цветной, золоченой кожи, украшенной металлическими бляшками и расшитой жемчугом.

Самая простая форма, которая встречается у греков это - карбатин, одновременно самый распространенный тип античной обуви. Он представлял собой кусок коровьей (воловьей) кожи, вырезанный в форме подошвы, который прикреплялся к щиколотке шнурками, пропущенными через дырки в кожаной подметке.

В высших сословиях в античной Греции популярностью пользовалась обувь на толстой пробковой подошве – котурн (kothornos). Со времен Эсхилла ее носили актеры в греческих трагедиях, чтобы выглядеть выше на сцене. Котурны изготовлялись из цветной кожи и богато украшались.

costumer.narod.ru


Смотрите также