Тир древний. Атлас, Города и страны, моря и океаны. Вокруг Света, Тайны ХХ века, Целый мир в твоих руках
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Всемирная история — это всемирный суд. Тир древний


Сидон и Тир, Главные города Финикии

Sidon i Tir Glavnyye goroda FinikiiДва древних финикийских города-государства, тысячи лет назад бывшие крупнейшими торговыми центрами Восточного Средиземноморья. Когда они появились — пока точно не известно, где-то 6 тыс. лет назад. О них не раз упоминает Библия, рассказывая об их богатстве и славе. Однако эти изобилия привлекали и недругов, и в результате войн от былого могущества Сидона и Тира ничего не осталось. Разве что поглощенные морскими волнами громадные пирсы и широкие набережные. А на суше теперь — небольшие ливанские рыбацкие городки.

ПЕРВЕНЕЦ ХАНААНА

Так Библия упоминает Сидона (Быт. 10:15) — правнука Ноя, чье имя, вероятно, и могло дать название одному из древнейших городов мира.

Древний город Сидон расположен на побережье Средиземного моря. В глубокой древности он был финикийским городом-государством, одним из крупнейших в Восточном Средиземноморье.

Точное время появления Сидона пока не установлено. Согласно общепринятой точке зрения, он возник, по-видимому, в 4-м тыс. до н. э. Располагался этот древний город Финикии в приморской долине шириной менее 2 км.

Во 2-м тыс. до н. э. он являлся крупным центром международной торговли. Чтобы отстоять свое право на это, Сидон вел упорную борьбу, в том числе и вооруженную, со своем соседом, городом Тиром, за главенствующие позиции в политике и торговле Финикии.

В конце 2-го — начале 1-го тыс. до н. э. Сидон принимал самое активное участие в финикийской колонизации Западного Средиземноморья.

Он стал метрополией многих колоний, а его корабли, как отмечал Геродот, были известны своим быстрым ходом. Подобно всем главным финикийским городам, Сидон находился под властью царских династий. Построенный частью на материке и частью на маленьких островах, город имел две превосходные гавани — на севере и на юге.

В начале 1-го тыс. до н. э. влияние и мощь города ослабели, и он оказался под властью Тира. Это стало началом медленного заката Сидона.

В 701 г. до н. э. его захватила армия Ассирии. Правители Ассирии назначали в город своих наместников, но сидонцы, привыкшие к свободе за долгие века независимости, неоднократно поднимали антиассирийские восстания. Когда терпение царя Ассирии закончилось, в 677 г. до н. э. он повелел разрушить Сидон.

Однако Сидон не сдался и был отстроен заново, хотя от прежнего блеска и величия уже мало что осталось, и теперь ему суждено было стать обычным портовым городом. От тех времен сохранились остатки храма Эшмуна — финикийского бога и покровителя Сидона.

Во второй половине VI в. до н. э. Сидон был силой присоединен к державе Ахеменидов, и его цари сделались вассалами, платящими дань персидским владыкам. Известно, что финикийская династия сидонских царей пользовалась особым уважением при персидском дворе. Но простые сидонцы многократно устраивали бунты против персов. Пока в 342 или 351 г. до н. э. обе его гавани и сильные береговые укрепления не были разрушены по повелению персидского царя Артаксеркса III, после чего город стал легко доступен для неприятеля.

Но, так как некоторые его причалы оставались в сохранности, город вновь был восстановлен союзами торговцев и мореплавателей. И в античную эпоху Сидон оставался шумным торговым портом. В IV в. до н. э. он начал интенсивно развивать отношения с Афинами, а впоследствии — с державой Александра Македонского. Видный военачальник практически заново отстроил Сидон и провел в нем Олимпийские игры. Затем верховная власть над Сидоном последовательно принадлежала Птолемеям и Селевкидам.

В римскую эпоху эллинизация Сидона продолжалась, а экономика города была основана на изготовлении резных изделий из слоновой кости, золотых и серебряных украшений, разноцветной стеклянной посуды, изготовлении пурпурного красителя и пурпурной ткани.

Во времена Иисуса большинство жителей Сидона были греками.

Тяжелейший урон благосостоянию города нанесло землетрясение 501 г. В 637 г. Сидон без сопротивления сдался арабам. Впоследствии он много чего вынес от крестоносцев, которые грабили его постоянно. После себя они оставили крепость из двух башен на острове и руины замка Сен-Луи.

Возрождение Сидона наметилось было при турках: в 1595-1634 гг. султаны построили здесь громадные дворцы и парки, оживилась торговля. Но стоило султанам охладеть к Сидону, и он вновь пришел в упадок.

Сегодня Сидон — третий по величине город Ливана, он носит название Сайда и располагается западнее древнего города, где руины не мешают постройке новых домов.

В нагие время уже мало что напоминает о прошлом величии финикийских городов, а нынешние Сидон и Тир — относительно небольшие города рыбаков. По прошествии тысяч лет море поглотило дамбы, молы и набережные. Сегодня их изучают археологи-подводники.

СОПЕРНИК СИДОНА

При царе Хираме, современнике легендарного царя Соломона, Тир стал столицей обширной державы. Колонии ее были разбросаны по всему Средиземноморью.

Город Тир в наше время именуется Сур. Это четвертый по величине город Ливана (после Сидона-Сайды) и один из главных портов страны. Экономика города практически целиком зависит от туризма. Среди здешних достопримечательностей — древнеримский ипподром, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В то же время здесь находится Эль-Рашидийя: один из крупнейших лагерей палестинских беженцев на 20 тыс. человек.

Побережье Тира включено в состав природного заповедника: здесь важнейшее место гнездовий перелетных птиц, а также место, где выводят потомство морские черепахи — зеленая и логгерхед, обитает летучая мышь нетопырь-карлик и произрастает редкий цветок панкраций морской.

Тир — древний финикийский город-государство на восточном побережье Средиземного моря, расположенный сравнительно недалеко от Сидона-Сайды. Историческая судьба Тира во многом схожа с судьбой Сидона.

Предположительно он возник, как и Сидон, в 4-м тыс. до н. э. Главные постройки находились на острове, на материке остались лишь предместья и кладбища. В 3-2-м тыс. до н. э. он был важным ремесленным и торговым центром.

В конце 2-го — начале 1-го тыс. до н. э. выходцы из Тира прославились как искусные и отважные мореплаватели. Они основали многочисленные колонии на островах Средиземного моря, в частности на Кипре и Сицилии. Но главная их колония находилась в Северной Африке и называлась Карфаген, было еще поселение Лике на атлантическом побережье Африки. Были у Тира и колонии в нынешней Испании, например Гадес (Кадис) к западу от Гибралтарского пролива. Слава Тира постепенно затмила славу Сидона. В X в. до н. э. при царе Хираме — современнике легендарного царя Соломона — Тир превратился в столицу обширной морской державы.

Тир всегда был не только соседом, но и главным соперником Сидона. «Он богат рыбой более, чем песком», сказано о Тире в древнеегипетском папирусе. Библейский пророк Иезикииль отмечал прочность и роскошь его кораблей.

С VIII в. до н. э. Тир оказался под властью Ассирии и пребывал в вассальной зависимости от нее до начала VI в. до н. э., когда был захвачен Нововавилонским царством. В то время часть ассирийских территорий отделилась от Ассирии, затем способствовала ее падению и разделу вместе с Тиром.

Со второй половины VI в. Тир — в составе державы Ахеменидов, оказавшись там во время завоевательных походов царей Древней Персии. Несмотря на это, мореплавание и торговля в Финикии процветают, а Тир по-прежнему остается «морскими воротами» Древнего Востока.

В 332 г. до н. э. Тир был взят и разрушен Александром Македонским. Но все-таки Тир поднимался из руин и, как писал античный географ Страбон, «снова возвращался, благодаря мореплаванию, в котором финикийцы всегда превосходили другие народы».

В 64 г до н. э. в Тире высадились римские легионы, и он вошел в состав провинции Сирия.

Портовые сооружения Тира поражали современников. Подводные археологические исследования показали, что первый древний мол на 200 м уходил в море, ширина мола была 8 м. Еще глубже был найден второй — еще более крупный мол — длиной 750 м. Посередине мола оставлен проход для кораблей. Под водой обнаружены укрепления на каждом из двух молов, а также две дамбы длиной 100 м.

Когда Финикия пришла в упадок, ремонтировать все эти капитальные сооружения никто не стал. Портовые постройки ушли под воду, дамбы, гавань, молы, даже набережные древнего Тира оказались на дне Средиземного моря.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Сидон долго был первым среди финикийских городов там, где сегодня находится Южный Ливан. Существует предположение, что Тир основала группа сидонян, недовольных «правящим режимом». Долгое время Сидон не обращал внимания на стремительно крепнущего конкурента, пока около 1200 г. до н. э. не был превзойден Тиром. Библия сообщает, что Тир настолько обошел Сидон, что сидонские рубщики леса и моряки были у него на службе (3 Пар. 5: 6; Иез. 27:8).

■  В отличие от Сидона и других финикийских городов, Тир не пожелал сдаваться на милость победителя персов — Александра Македонского. Ничего удивительного: до этого еще никому не удавалось взять приступом этот город-крепость, расположенный на острове. Поначалу и Александру Великому это не удалось. И тогда полководец, привыкший с размахом решать любую задачу, решил: если войска не могут взять остров-крепость, тогда надо сделать так, чтобы она перестала быть островом. По приказу императора через пролив, отделяющий Тир от материка, за семь месяцев построили насыпь: она сохранилась и поныне. Город пал, был разрушен и разграблен, а люди, уцелевшие после штурма и дикой резни, проданы в рабство.

■ Библейский пророк Иезикииль, обращаясь к Тиру, так говорит о его кораблях: «Из Сенир-ских кипарисов устроили все помосты твои; брали с Ливана кедр, чтобы сделать на тебе мачты; из дубов Васанских делали весла твои; скамьи твои делали из букового дерева, с оправою из слоновой кости с островов Киттимских; узорчатые полотна из Египта употреблялись на паруса твои и служили флагом: голубого и пурпурового цвета ткани с островов Елисы были покрывалом твоим» (Книга пророка Иезекииля, гл. 27, 5-7).

■ Тир упоминается в Библии как одно из мест, которые посетил Иисус Христос. Именно здесь, как утверждается, он совершил первое чудо: претворение воды в вино.

■ В 53 г. до н. э. Тир подпал под власть Рима. Клеопатра просила Марка Антония передать город ей, однако тот отказался, поскольку Тир обладал статусом вольного города.

■ Название города происходит от финикийского слова, означающего «рыбная ловля». Арабское «сайда» означает то же самое.

■ В древности название Сидон зачастую применялось как иностранными, так и местными мореплавателями ко всему финикийскому побережью Восточного Средиземноморья. Это объяснялось важным значением тогдашнего Сидона.

■ Сохранилась легенда о том, что во время неудачного восстания против персов в 342 или 351 г. до н. э. 40 тыс. жителей Сидона сожгли себя вместе с имуществом в своих домах, чтобы не попасть в руки победителей и не подвергнуться мучительной казни. Это мог быть вполне вероятный исторический факт: в древности площадь города была куда больше, и жило в нем до 100 тыс. человек.

■ Сидон неоднократно упоминался в библейских источниках. У Иисуса Навина город называется великим Сидоном (И. Нав. 11:8; 19:28). В благословении Иакова он именуется границей расселения колена Завулонова (Быт. 49:13). В Библии сказано, что Сидон при разделении земли был назначен колену Асирову (И. Нав. 19:28), которое, однако, никогда не овладело им (Суд. 1:31). Иисус приходил в пределы Сидонские (Мат. 15:21; Map. 7:24), и жители этого города приходили к нему, чтобы получить от Него помощь (Map. 3:8; Лук. 6:17; Мат. 11: 22). На пути в Рим Павел нашел здесь христианскую церковь (Деян. 27:3).

■ Израильтяне, завоевывая Ханаан, не смогли овладеть Сидоном. Стойкость Сиона вызывала ярость израильтян, которые считали сидонян врагами Израиля и его веры. По этой причине ветхозаветные пророки не раз предвещали грядущий суд над Сидоном, «погрязшим» в роскоши и пороке (Иер. 27:3 и дал.; Иоил. 3: 4 и дал.; Иез. 28:21 и дал.). Печальная судьба Сидона воспринимается израильтянами как исполнение древних предсказаний.

■ Древнегреческий поэт Гомер в своих поэмах писал о «богатом медью Сидоне» и об «искусных сидонянах». Медь в Сидоне не добывали, ее туда привозили для стекольного производства: оксид меди используют при производстве стекла и придания ему зеленой и синей окраски, а также в производстве медно-рубинового стекла.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

■ Сидон: руины финикийских храмов Эшмуна (VII в. до н. э.) и Мелькарта (VII в. до н. э.), храм и трон Астарты (III в. до н. э.), синагога (833), на карте Сидонский морской замок (XIII в.), замок Сен-Луи (XIII в.), Хан-эль-Франж (фра-нузский караван-сарай, XVII в.), оттоманский дворец Деббани (1721), британское военное кладбище (1943), Музей мыловарения (2000).■ Тир: руины финикийского храма Мелькарта (XXVIII в. до н. э.), Триумфальная арка (332 до н. э., реконструкция), археологический комплекс раскопки аль-Мина — руины древнеримских построек II-III вв. (театр, площадь-агора, палестра (гимнастическая школа), термы, некрополь, ипподром), руины храма Св. Креста (XII в.), природный заповедник Побережье Тира (1998), финикийские источники Рас-аль-Айн.

ЦИФРЫ

Площадь: Сидон — 7,86 км2, Тир — 17 км2.Население: Сидон — 57 800 чел., Тир — ок. 90 000 чел. (2008).Плотность населения: Сидон — 7353,9 чел/км2, Тир — 5294 чел/км2 (2008).Средняя высота над у. м.: Сидон — 22 м, Тир — 10 м.Удаленность: Сидон — 40 км. к Ю. от Бейрута, 35 км к С. от Тира (40 км по дороге), Тир — 75 км к Ю. от Бейрута.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Местонахождение: Ю.-З.Ливана.Админ. принадлеж.: Сидон — р-н Сайда, Тир — р-н Сур, мухафаза Южный Ливан.Основаны: ок. 4-го тыс. до н. э.Язык: арабский, армянский, греческий.Этнический состав: арабы, армяне, греки.Религии: ислам — 90%, в т. ч. шиизм 50%, суннизм 40%; алавизм, религия друзов; христианство — ок. 10%, в т. ч. католицизм (марониты) и православие.Денежная единица: ливанский фунт.Реки: Сидон — Авали и Сайник.Аэропорт: им. Рафика Харири-Бейрут (междунар.).

Атлас. Целый мир в твоих руках №391

Читайте в этом номере:

КАРКАСОН: Крепость на ОдеКЕНОЗЕРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК: Страна расписных небесПРОВИНЦИИ СЕВЕРА ЦЕНТРАЛЬНОГО ПОБЕРЕЖЬЯ: На 17-й параллелиСИДОН И ТИР: Главные города ФиникииКУРСКАЯ ОБЛАСТЬ: Соловьиный крайКАНТОН ЖЕНЕВА: Город- республика

 

asonov.com

Тир (город) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Сур. У этого термина существуют и другие значения, см. Тир. Триумфальная арка (II век н. э., реконструкция) Гавань Тира, 2006 год Большой знак, который показывает собой древний город Тир, как охраняемую культурную собственность Римский ипподром в Тире Современная южная часть Тира

Сур[1], или Тир[1] (араб. صور‎, Сур[2], от финикийск. 𐤑𐤅𐤓 «Сор» — скалистый остров; греч. Τύρος) — финикийский город, один из древнейших крупных торговых центров. Находился на территории современного Ливана, мухафаза Южный Ливан. Современное арабское название — Сур. В его честь названа кольцевая структура Тир на спутнике Юпитера Европе.

ru-wiki.ru

Тира (древний город) - это... Что такое Тира (древний город)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Тира. Раскопки Тиры

Ти́ра — древнегреческий город на правом берегу лимана Днестра (Тираса), на месте современного города Белгород-Днестровский.

История

Основан в VI в. до н. э. переселенцами из Милета. VI в. до н. э — III в. до н. э — времена наибольшего расцвета экономики (земледелие и виноградарство, ремесло, рыболовство, торговля с населением Приднестровья) и культуры Тиры, город чеканил и собственную монету.

Во II веке до нашей эры Тирой управляли местные цари, чьи имена фигурируют на его монетах. В середине I века до н. э город разрушили геты[1].

В 56 г. н.э. город был восстановлен римлянами, предположительно во времена правления Нерона, в дальнейшем входил в состав провинции Нижней Мезии, переименовывается в Алба Юлия и вновь обретает свое значение. Действительно автономная чеканка монет в городе продолжалась со времени императора Домициана (81 г. н.э.) до конца правления императора Александра Севера (235 г. н.э.) с небольшими перерывами. Монеты Тиры этого периода - ​​медные с портретами членов императорского дома Римской империи. В это время в Тире находился небольшой отряд римских легионеров[2].

Во второй половине III века город потерпел нашествие готов, но археологические находки показывают, что римляне оставались там до конца четвертого века (при Феодосии I ). Позже византийцы переименовали город, востановленный после варварских нашествий, назвав его новым именем: Maurokastron (что означает "Чёрная Крепость").

Тира и другие греческие колонии в северном причерноморье, в V веке до н.э.

Управление города в разное время было в руках пяти архонтов, царя, сената, народного собрания. Типы его монет предполагают торговлю пшеницей, вином и рыбой. Несколько надписей также в основном связаны с торговлей[3].

Изучение

Археологические раскопки ведутся с начала XX века[1]. Останки и артефакты скудны из за полного уничтожения или недоступности культурного слоя греческого и римского периодов, так как на его территории была построена большая средневековая крепость, в разные времена называемая Maurocastro, Cetatea Alba (молд. "Белый город"), затем Аккерман (тур. "Белая крепость"), теперь Белгород-Днестровский[4].

Литература

Ссылки

  1. ↑ 1 2 E. H. Minns. Scythians and Greeks (Cambridge, 1909)
  2. ↑ Cон Н. А. Тира римского времени. — К. : Наукова думка, 1993. — 156 с.
  3. ↑ Латышев В.В. Очерк греческих древностей. Пособие для гимназистов старших классов для начинающих филологов. Часть I. Государственные и военные древности. Изд. 2-е, переработанное. СПб. 1889.
  4. ↑ Карышковский П.О., Клейман И. Б. Древний город Тира. Киев. Наукова думка. 1985

dic.academic.ru

Тира (древний город) — WiKi

Занимала выгодное географическое положение и играла важную роль в античной торговле Северного Причерноморья, с даты возникновения первого поселения, около VII—VI вв. до н. э. . Но о Тире как о городе можно говорить лишь с V в. до н. э. (Э. Р. Штерн, А. Н. Зограф, Л. Д. Дмитров и В. Д. Блаватский). Остатки древней Тиры находятся под аккерманской крепостью, прикрепостной площадью и прилегающими к ней улицами, где на возвышенном и защищённом месте, располагался акрополь. Прилиманная, торговая часть города и порт разрушены как водами, так и позднейшими сооружениями. Акрополь занимал возвышенное и защищенное место, где позднее была сооружена средневековая крепость.[1] Основан переселенцами из Милета. VI в. до н. э. — III в. до н. э. — времена наибольшего расцвета экономики (земледелие и виноградарство, ремесло, рыболовство, торговля с населением Приднестровья) и культуры Тиры, город чеканил и собственную монету, не только из меди и бронзы , но и золотые статеры (3 типа) , а также серебряные драхмы с изображением богини Деметры , драхмы являлись одними из первых монет города , также существует крайне редкая драхма более поздняя с изображением колоска и профиля мужского влево .

  Тирский тетрахалк с изображением быка

Во II веке до нашей эры Тирой управляли местные цари, чьи имена фигурируют на его монетах. В середине I века до н. э. город разрушили геты[2]. В 56 г. н. э. город был восстановлен римлянами, предположительно во времена правления Нерона, в дальнейшем входил в состав провинции Нижней Мёзии, переименовывается в Алба Юлия и вновь обретает своё значение. Действительно автономная чеканка монет в городе продолжалась со времени императора Домициана (81 г. н. э.) до конца правления императора Александра Севера (235 г. н. э.) с небольшими перерывами. Монеты Тиры этого периода — медные с портретами членов императорского дома Римской империи. В это время в Тире находился небольшой отряд римских легионеров[3].

  Тирский тетрахалк с изображением Афины

Во второй половине III века город потерпел нашествие готов, но археологические находки показывают, что римляне оставались там до конца четвертого века (при Феодосии I). Полагают, что город погиб в результате гуннского нашествия. В 376 г. гунны форсировали Днестр и через Буджакские степи устремились к границам Римской империи. Самая поздняя римская монета из Тиры относится ко времени правления императора Валентиниана (364 — 375 гг.) и в настоящее время является последним точно датированным предметом из раскопок этого античного центра.

[4]

Позже византийцы переименовали город, восстановленный после варварских нашествий, назвав его новым именем: Maurokastron (что означает «Чёрная Крепость»).

  Тира и другие греческие колонии в северном Причерноморье, в V веке до н. э.

Управление города в разное время было в руках пяти архонтов, царя, сената, народного собрания. Типы его монет предполагают торговлю пшеницей, вином и рыбой. Несколько надписей также в основном связаны с торговлей[5].

Археологические раскопки ведутся с начала XX века[2]. Некрополь города до сих пор не обнаружен. Окончательное местоположение города было установлено Э. Р. Штерном, обнаружившим в результате раскопок 1900 и 1912 гг. на территории дворов Аккерманской крепости и прикрепостной площади мощный слой античного периода. Раскопки Тиры не были систематическими и носили эпизодический характер. В 1918, 1927—1930 гг. исследования проводились румынскими археологами, в 1932, 1935, 1940 гг. — учёным, хранителем Аккерманского музея В. А. Шахназаровым. После Великой Отечественной войны к систематическим исследованиям Тиры приступил Институт археологии АН УССР. С 1945 по 1950 гг. работы велись под руководством Л. Д. Дмитрова. В 1953, 1958-1960 гг. эти раскопки были продолжены под руководством А. И. Фурманской.[1] Останки и артефакты скудны из-за полного уничтожения или недоступности культурного слоя греческого и римского периодов, так как на его территории была построена большая средневековая крепость, в разные времена называемая Maurocastro, Cetatea Alba (молд. «Белый город»), затем Аккерман (тур. «Белая крепость»), теперь Белгород-Днестровский[6].

ru-wiki.org

Тира (древний город) — Википедия РУ

Занимала выгодное географическое положение и играла важную роль в античной торговле Северного Причерноморья, с даты возникновения первого поселения, около VII—VI вв. до н. э. . Но о Тире как о городе можно говорить лишь с V в. до н. э. (Э. Р. Штерн, А. Н. Зограф, Л. Д. Дмитров и В. Д. Блаватский). Остатки древней Тиры находятся под аккерманской крепостью, прикрепостной площадью и прилегающими к ней улицами, где на возвышенном и защищённом месте, располагался акрополь. Прилиманная, торговая часть города и порт разрушены как водами, так и позднейшими сооружениями. Акрополь занимал возвышенное и защищенное место, где позднее была сооружена средневековая крепость.[1] Основан переселенцами из Милета. VI в. до н. э. — III в. до н. э. — времена наибольшего расцвета экономики (земледелие и виноградарство, ремесло, рыболовство, торговля с населением Приднестровья) и культуры Тиры, город чеканил и собственную монету, не только из меди и бронзы , но и золотые статеры (3 типа) , а также серебряные драхмы с изображением богини Деметры , драхмы являлись одними из первых монет города , также существует крайне редкая драхма более поздняя с изображением колоска и профиля мужского влево .

  Тирский тетрахалк с изображением быка

Во II веке до нашей эры Тирой управляли местные цари, чьи имена фигурируют на его монетах. В середине I века до н. э. город разрушили геты[2]. В 56 г. н. э. город был восстановлен римлянами, предположительно во времена правления Нерона, в дальнейшем входил в состав провинции Нижней Мёзии, переименовывается в Алба Юлия и вновь обретает своё значение. Действительно автономная чеканка монет в городе продолжалась со времени императора Домициана (81 г. н. э.) до конца правления императора Александра Севера (235 г. н. э.) с небольшими перерывами. Монеты Тиры этого периода — медные с портретами членов императорского дома Римской империи. В это время в Тире находился небольшой отряд римских легионеров[3].

  Тирский тетрахалк с изображением Афины

Во второй половине III века город потерпел нашествие готов, но археологические находки показывают, что римляне оставались там до конца четвертого века (при Феодосии I). Полагают, что город погиб в результате гуннского нашествия. В 376 г. гунны форсировали Днестр и через Буджакские степи устремились к границам Римской империи. Самая поздняя римская монета из Тиры относится ко времени правления императора Валентиниана (364 — 375 гг.) и в настоящее время является последним точно датированным предметом из раскопок этого античного центра.

[4]

Позже византийцы переименовали город, восстановленный после варварских нашествий, назвав его новым именем: Maurokastron (что означает «Чёрная Крепость»).

  Тира и другие греческие колонии в северном Причерноморье, в V веке до н. э.

Управление города в разное время было в руках пяти архонтов, царя, сената, народного собрания. Типы его монет предполагают торговлю пшеницей, вином и рыбой. Несколько надписей также в основном связаны с торговлей[5].

Археологические раскопки ведутся с начала XX века[2]. Некрополь города до сих пор не обнаружен. Окончательное местоположение города было установлено Э. Р. Штерном, обнаружившим в результате раскопок 1900 и 1912 гг. на территории дворов Аккерманской крепости и прикрепостной площади мощный слой античного периода. Раскопки Тиры не были систематическими и носили эпизодический характер. В 1918, 1927—1930 гг. исследования проводились румынскими археологами, в 1932, 1935, 1940 гг. — учёным, хранителем Аккерманского музея В. А. Шахназаровым. После Великой Отечественной войны к систематическим исследованиям Тиры приступил Институт археологии АН УССР. С 1945 по 1950 гг. работы велись под руководством Л. Д. Дмитрова. В 1953, 1958-1960 гг. эти раскопки были продолжены под руководством А. И. Фурманской.[1] Останки и артефакты скудны из-за полного уничтожения или недоступности культурного слоя греческого и римского периодов, так как на его территории была построена большая средневековая крепость, в разные времена называемая Maurocastro, Cetatea Alba (молд. «Белый город»), затем Аккерман (тур. «Белая крепость»), теперь Белгород-Днестровский[6].

http-wikipediya.ru

Город Тир - Финикия - Каталог статей

Город Тир 

Древний город Тир. Его история полна героизма и трагедий. Тир был единственным городом, который, в отличие от прочих финикийских городов, не сдался Александру Македонскому. Жители Тира предпочли унизительному миру жестокую войну. Последствия безумной отваги были ужасающими. Некогда многолюдные улицы опустели. Город превратился в царство мертвых.

Об основании Тира ходили разные легенды. Сами финикийцы называли свои город Цор, "скала", так как он находился на скалистом островке. Астарта нашла здесь упавшую с неба звезду и родила морского бога Мелькарта, будущего покровителя Тира. Легенды утверждают, что до основания первого поселения этот крошечный клочок земли бороздил воды Средиземного моря. Мелькарт, научивший ханаанеев строить корабли, приказал людям найти место своего рождения. Там они должны были принести в жертву орла, который боролся со змеем. Как только кровь орла окропила скалы, остров мгновенно остановился. Это случилось в восьмистах метрах от берега. С тех пор тирийские мореходы стали жертвовать Мелькарту, "морскому баалу", корабельные якоря. В XXVIII веке до н.э. горожане возвели в его честь храм. Перед ним стояли две девятиметровые колонны из чистого золота. Жрецы ходили по храмовой территории босиком. Ежедневные жертвоприношения сопровождались ритуальными танцами. В благодарность Мелькарт позволил жителям города колонизировать обширное побережье Средиземного моря.

Граждане колоний и метрополии в свою очередь приписывали своему покровителю создание всего, что особенно ими ценилось. По преданиям, именно Мелькарт научил людей добывать со дна моря пурпуроносных молюсков. После того как тело моллюска высыхало на солнце, в раковине оставалась капелька яркой жидкости. Капельки собирались. Из них делали краску, которой окрашивали ткань. Стоимость ее была невероятно высокой: купить отрез на тунику могли позволить себе разве что цари да их приближенные. Финикийские торговцы снабжали пурпуром греков и римлян, которые были убеждены, что их материк называется Европой благодаря финикиянке, дочери тирского царя Агеноре. Как известно, бык с печальными глазами похитил Европу, когда та гуляла на тирском берегу Средиземного моря.

В X веке до н.э. царь Хирам перестроил главное святилище города. Его окружили помещения для ночлега паломников. Во сне к ним приходил Мелькарт. Его прорицания о будущем расшифровывались тирскими толкователями сновидений. Богам тогда было невдомек, что всего через несколько веков Финикию посетит потомок Геракла и Ахилла, Зевсов сын, при рождении которого присутствовала сама Артемида. Этим сыном был Александр III, более известный под именем Александра Македонского. Перед началом похода он отправился в Дельфы к Аполлону, чтобы выслушать его мысли по поводу предстоящей акции. Дело было зимой, а Аполлон, как известно, улетал зимовать подальше от Дельф. Оракулы молчали. Так что спрашивать о будущем было некого. Александр попытался было затащить в храм аполлонову жрицу, чтобы та предсказала судьбу азиатского похода. Жрица, отбиваясь, выкрикнула: "О, Александр, ты думаешь, что ты непобедим?". Последнее слово успокоило македонского царя, и он с легким сердцем двинулся на Восток отвоевывать когда-то потерянные греками города.

Весной 334 г. до н.э. армия длинноволосого, коротконогого, гладковыбритого и сладко пахнущего от масел Александра вероломно, без объявления войны, напала на персов. Македонянин начал войну практически нищим. После первой же битвы персидский царь Дарий пообещал Александру выплатить столько, сколько не смогли бы унести жители всей Македонии. Александр отказался. Он уже принял решение покорить финикийские города, которые обеспечивали кораблями и командой военный флот персов. Сделать это было очень легко, поскольку города-государства, конкурировавшие между собой на средиземноморских рынках, враждовали друг с другом. Библ сдался сразу. Этот город рассчитывал с помощью Александра вернуть былое могущество. Затем сдался Сидон. Его жители полагали, что при новом правителе они наконец-то увидят Тир, стоящий на коленях. Продвижение Александра от Сидона на юг было ненадолго остановлено тирийскими послами. Они возложили на голову завоевателя Финикии золотой венок и заявили о своей готовности покориться воле царя. Александр попросил послов передать тирийцам, что он желает принести жертвы Мелькарту в храме на острове. Тирийцы же посоветовали македонянину совершить жертвоприношение в Палетире, то есть в Старом Тире, городе на материке. Такого оскорбления полководец перенести не смог.

Началась одна из самых продолжительных и упорных осад за всю историю войн. Александр Македонский решил соединить остров с материком при помощи дамбы. Он первым высыпал в ее основание два ведра с песком. Жителей Палетира заставляли сносить собственные дома, чтобы дамба не знала недостатка в стройматериалах. Все делалось вручную, без лошадиной тяги. С гор Ливана тащили кедровые стволы, которые забивались в морское дно. Так было положено начало хищническому истреблению финикийских лесов. Александр строил из кедра свой флот и так увлекся, что это дерево в Ливане до сих пор большая редкость. До прихода македонян горные склоны Финикии покрывала буйная растительность.

Дамбу до острова тянули семь месяцев, ровно столько же продержались и сорок тысяч жителей Тира. В июле 332 г. до н.э. войска ворвались в город. 6 тысяч финикийцев было зарезано, 13 тысяч продано в рабство. В назидание непокорным 2 тысячи оборонявшихся были прибиты к крестам. Кресты стояли вдоль главной дороги, и трупы не снимали с них несколько недель. Погибших же при штурме македонян (их было около четырехсот) хоронили согласно обряду, описанному Гомером в Илиаде: тела сжигали, кости омывали вином, заворачивали в пурпур и укладывали в гробницу вместе с оружием. Так погребли гомеровских Патрокла и Гектора. Из Тира Македонский отправился покорять Египет. Эта страна манила к себе Александра непреодолимо. Народы Средиземноморья считали ее колыбелью самой уважаемой и самой древней культуры. Египтяне приветствовали царя как освободителя от персидского ига. Его объявили фараоном, сыном бога солнца Ра. Новый властелин приказал построить в Карнаке храм со святилищем в свою честь.

В 331 г. до н.э. победоносная армия возвратилась в Финикию. Александр разбил в Тире придворный лагерь. Царя навещали архитекторы, художники, скульпторы, писатели, философы, историки, поэты. В Тире жили родственники побежденных финикийских аристократов, самые благородные из гетер. В город стекалась дань с уже покоренных городов, здесь под председательством Александра вершился суд, здесь принимались послы иностранных держав. С начала похода прошло не более двух лет, треть мира была покорена, и Александр решил дать войскам отдохнуть от ратных дел. Праздность засасывала. С ней Александр боролся как мог. Он устраивал спортивные игры, наподобие греческих олимпиад. Особой популярностью пользовались гонки на колесницах, пятиборье, борьба и кулачный бой. Разыгрывались шуточные сражения между "друзьями" и "врагами". "Друзья", ведомые царем, неизменно выигрывали, правда, полководцу это не доставляло особого удовольствия. Солдаты обмазывали его овечьим пометом, сажали на осла и проходили мимо, напевая похабные песенки. Частенько в Тире устраивали театральные олимпиады. Сюда приезжали актеры из Италии, Малой Азии, Греции. Они читали стихи, ставили Еврипида и Софокла. Солдаты предпочитали уморительных лицедеев. Кожаными фаллосами они избивали женщин, совершали над ними театрализованные насилия, мочились и справляли большую нужду, занимались онанизмом прямо на глазах у зрителей. Актрисы исполняли что-то вроде канкана, обнажая при этом все, что желала видеть публика. Александр полагал, что такой "фронтовой театр" помогает воинам избавиться от страха и тоске по родине. В мае 331 года до н.э. жажда приключений увела Александра из Тира дальше на восток.

Создав огромную империю, великий завоеватель умер то ли от болотной лихорадки, то ли от тяжелой формы похмелья, то ли от отравления. После смерти его империя распалась на части. Финикией управлял один из полководцев Александра Великого - Селевк. К этому времени греки составляли значительную часть населения Финикии. Они принесли с собой технический прогресс, преуспели в строительстве дорог, прокладке надежных водопроводов, ввели единую денежную систему. Одним словом, насадили здесь цивилизацию. Греческий язык распространился повсеместно. И кто знает, вышло бы христианство за пределы Иудеи, стало бы оно мировой религией без посреднической миссии греческого языка, без кровавых завоеваний Александра III, более известного под именем Александра Македонского.

istoriya-ru.ucoz.ru

Тира (древний город) - это... Что такое Тира (древний город)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Тира. Раскопки Тиры

Ти́ра — древнегреческий город на правом берегу лимана Днестра (Тираса), на месте современного города Белгород-Днестровский.

История

Основан в VI в. до н. э. переселенцами из Милета. VI в. до н. э — III в. до н. э — времена наибольшего расцвета экономики (земледелие и виноградарство, ремесло, рыболовство, торговля с населением Приднестровья) и культуры Тиры, город чеканил и собственную монету.

Во II веке до нашей эры Тирой управляли местные цари, чьи имена фигурируют на его монетах. В середине I века до н. э город разрушили геты[1].

В 56 г. н.э. город был восстановлен римлянами, предположительно во времена правления Нерона, в дальнейшем входил в состав провинции Нижней Мезии, переименовывается в Алба Юлия и вновь обретает свое значение. Действительно автономная чеканка монет в городе продолжалась со времени императора Домициана (81 г. н.э.) до конца правления императора Александра Севера (235 г. н.э.) с небольшими перерывами. Монеты Тиры этого периода - ​​медные с портретами членов императорского дома Римской империи. В это время в Тире находился небольшой отряд римских легионеров[2].

Во второй половине III века город потерпел нашествие готов, но археологические находки показывают, что римляне оставались там до конца четвертого века (при Феодосии I ). Позже византийцы переименовали город, востановленный после варварских нашествий, назвав его новым именем: Maurokastron (что означает "Чёрная Крепость").

Тира и другие греческие колонии в северном причерноморье, в V веке до н.э.

Управление города в разное время было в руках пяти архонтов, царя, сената, народного собрания. Типы его монет предполагают торговлю пшеницей, вином и рыбой. Несколько надписей также в основном связаны с торговлей[3].

Изучение

Археологические раскопки ведутся с начала XX века[1]. Останки и артефакты скудны из за полного уничтожения или недоступности культурного слоя греческого и римского периодов, так как на его территории была построена большая средневековая крепость, в разные времена называемая Maurocastro, Cetatea Alba (молд. "Белый город"), затем Аккерман (тур. "Белая крепость"), теперь Белгород-Днестровский[4].

Литература

Ссылки

  1. ↑ 1 2 E. H. Minns. Scythians and Greeks (Cambridge, 1909)
  2. ↑ Cон Н. А. Тира римского времени. — К. : Наукова думка, 1993. — 156 с.
  3. ↑ Латышев В.В. Очерк греческих древностей. Пособие для гимназистов старших классов для начинающих филологов. Часть I. Государственные и военные древности. Изд. 2-е, переработанное. СПб. 1889.
  4. ↑ Карышковский П.О., Клейман И. Б. Древний город Тира. Киев. Наукова думка. 1985

3dic.academic.ru


Смотрите также