/ Ориг.: лат. thermae, от греч. θερμός – «теплый, жаркий»
ТЕРМЫ РИМСКИЕ - бани в древнем Риме, возникшие по греческому образцу.
Частные бани существовали при богатом доме или вилле, но наиболее известны общественные термы, представлявшие собою комплекс сооружений различного предназначения: собственно баня, спортивная площадка, перистиль для прогулок и т.п. Еще во II веке до н.э. в Риме существовали общественные купальни, но в императорскую эпоху едва ли не самым модным и престижным имперским строительством стало возведение грандиозных терм. Первый такой комплекс воздвиг на Марсовом поле в конце I века до н.э. любимец Августа, его лучший полководец и зять, Марк Випсаний Агриппа. В соревновании императоров, кто с наибольшим размахом, роскошью и щедростью, возведет общественные бани, приняли участие Нерон, Веспасиан, Тит, Траян, Коммод, Каракалла, Диоклетиан и Константин. В термах Каракаллы одновременно могли мыться 1600 человек, в термах Константина - 3600; всего по всему городу этому удовольствию могли предаться сразу около 63 тысяч человек.
Та часть терм, где мылись и принимали водные и спа-процедуры, занимала несколько помещений. Оставив одежду в предбаннике-аподитерии (лат. apodyterium, от греч. ἀποδυτήριον - «комната для раздевания») шли в комнату с теплым воздухом - тепидарий (лат. tepidarium, от tepidus – «теплый»). Из тепидария проходили в самую жаркую комнату - кальдарий (caldarium, от caldus - «жаркий, горячий») с горячим бассейном или ванной или, наоборот, в самую прохладную - фригидарий (frigidarium, от frigidus - «холодный»), где был бассейн или ванны с холодной водой. Порядок прохождения основных комнат был произвольный, например, можно было повышать температуру последовательно, идя сначала во фригидарий, затем тепидарий, наконец, кальдарий и опять - фригидарий. Бани имели еще специальное помещение, где потели - судаторий (sudatorium, от sudor - пот) или лаконик (laconicum, от laconicus - «лаконский, спартанский») - часть кальдария или особая комната круглой формы. Система отопления под теплыми помещениями (кальдарием, тепидарием, лакоником) - гипокауст (hypocauston, от греч. ὑπο- «под-», καυστός - «раскаленный, нагретый»), т.е. пол и стены (там были специальные пустоты) подогревались горячим паром: под приподнятым двойным полом находилась печь (котел) с кипящей водой.
Термы служили не только для мытья и купаний; здесь же находились солярии, комнаты отдыха, место, где можно было перекусить, палестры, библиотеки, парки: здесь прогуливались, читали, беседовали, спорили, занимались спортом, общались, заводили знакомства, - словом, это было идеальное место для проведения досуга. Императоры не скупились на внутреннее убранство любимых детищ: стенные росписи, мозаичные полы, мраморные колонны, драгоценные статуи. Например, «Геракл Фарнезе» и «Фарнезский бык» украшали когда-то термы Каракаллы. Когда однажды Тиберий забрал к себе из терм Агриппы «Апоксиомена» (статуя молодого атлета, скребком счищающего с руки песок и пыль) Лисиппа, возмущенный народ едва не взбунтовался и заставил императора вернуть статую не место. Римляне ходили в термы ежедневно и проводили там по нескольку часов. Как было сказано в эпитафии одного любителя терм (Т. Клавдия Секунда): «бани, вино и любовь разрушают телесные силы, но ведь и жизни-то суть - бани, вино и любовь» (Balnea, vina, Venus corrumpunt corpora nostra, / Sed vitam faciunt balnea, vina, Venus – CIL, VI, 3, 15258, 5-8).
Входная плата была более чем скромной; некоторые императоры вводили бесплатное пользование термами. Мужчины и женщины мылись в разные часы, хотя существовала стихийная тенденция к тому, чтобы мыться одновременно и совместно. Периодически императоры (Адриан, Марк Аврелий, Александр Север) принимали указы о раздельном пользовании термами (SHA, Adr., 18, 11; Marc. Anton. 23, 8; Alex. Sev. 24, 2), но судя по их настойчивой повторяемости, практика совместного мытья быстро возрождалась. Впрочем, во многих городах сразу строились отдельно мужские и женские (поменьше) термы. Без общественных бань нельзя было себе представить самого захолустного италийского или провинциального местечка. По всей империи от Британии до Африки и от Испании до Месопотамии ее жители, будь то высшие чиновники или рабы, мужчины или женщины, самозабвенно предавались мытью и досугу в термах, которые были не просто банями, а римским modus vivendi - образом жизни.
Иллюстрация:
Реконструкция римских терм в Weißenburg, Германия.
w.histrf.ru
Термы - это... Что такое Термы?
(лат. thermae, от греч. thermуs - тёплый, горячий), в Древнем Риме общественные бани, являвшиеся также общественными и спортивными сооружениями. Как тип зданий сложились ко II в. до н. э. Включали кроме горячей (кальдарий), тёплой (тепидарий) и холодной (фригидарий) бань вестибюль, раздевальни и др., а также парильни, залы для занятий спортом, собраний и т. д., располагавшиеся симметрично по сторонам главного зала. Огромные внутреннего помещения перекрывались мощными цилиндрическими и крестовыми сводами и куполами (площадь главного здания терм Каракаллы в Риме 216 м х 112 м, диаметр купола 35 м) и пышно украшались мозаиками, росписями, скульптурой и т. д. Термы отапливались горячим воздухом по каналам, проложенным под полами, в стенах; часто использовались термальные воды.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
роскошные общественные бани, которые сооружались в крупных городах древнеримской империи на средства императоров и частных лиц. В античной Греции общественные купальни были неотъемлемой частью спортивных заведений (гимнасиев). После завоевания Греции (2 в. до н. э.) римляне заимствовали греческий опыт, однако стали строить подобные сооружения на тёплых источниках (отсюда название «термы»). Термы представляли собой сложный комплекс построек. Основное здание обычно имело симметричный план, по главной оси которого были расположены фригидарий, тепидарий и кальдарий (холодное, тёплое и горячее отделения), а также лакониум (парная, самое жаркое помещение, обычно круглой формы и перекрытое куполом). Были также дополнительные помещения – аподитерий (раздевалка), унктуарий для натирания маслом и мазями, сферистерий для игры в мяч, библиотека, экседры (полукруглые глубокие ниши с сидениями) для бесед.
Термы в Помпеях. 80 г. до н. э.
Термы по своей функции являлись не просто банями и бассейнами, но неким клубом, в котором знатные римляне проводили большую часть времени. Внешнее кольцо построек включало открытые колоннады, залы для публичных лекций, места для занятий спортом и т. д. Термы отапливались при помощи подземных печей, жар которых подавался непосредственно водяным бассейнам. Газы циркулировали под плитами пола, внутри стен и сводов по каналам, нагревая не воздух, а сами стены. Помещения терм перекрывались цилиндрическими крестовыми сводами и куполами, украшались мозаикой, скульптурой. В эпоху поздней империи строились необычайно пышные по величине и убранству сооружения (термы Каракаллы, нач. 3 в. н. э.). Здесь одновременно могли мыться более 1600 человек. В 306 г. были построены термы Диоклетиана, вмещавшие более 3000 человек и затмившие размерами и великолепием все предшествующие.
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
dic.academic.ru
Римские бани термы
Глава из книги А. Дачника "Баня. Очерки этнографии и медицины".
Избражение на заставке:
Питер ван Блумен. Пейзаж с пастухами и животными на фоне терм Диоклетиана. 1700-е гг. Национальная галерея Шотландии. Каждый новый император Рима, восходя на престол, возводил новые термы для сыскания популярности у народа. Особо прославились строительтством терм императоры Антоний (86 – 161), Каракалла (188 – 212) и Диоклетиан (244 – 311).
В Римскую империю бани проникли из Греции. Во всех всех крупных городах появились общественные бани (термы), которые служили центром общения и культурной жизни римской цивилизации. В современном понимании по своим функциям римские термы представляли собой эквивалент сочетания библиотеки, художественной галереи, торгового центра, ресторана, тренажерного зала, спа-салона и бани в едином комплексе. (В наше время банные комплексы, предоставляющие столь широкий спектр возможностей для отдыха, существуют, пожалуй, только в Южной Корее). По мере завоевания новых земель римлянами, термы появлись во Франции, Испании, Германии и Англии. В Крыму на мысе Ай-Тодор на территории римского лагеря Харакс также сохранились развалины римских терм. А наиболее известными являются реконструированные римские термы на горячих источниках в городке Бат (Bath) в графстве Сомерсет, Англия. Вторым источником вдохновения для римских бань послужили каменные кельтские храмы в честь почитаемых священных горячих источников в честь богинги Сулис, которую римляне отождествляли с Минервой.
Схема отопления римских терм с помощью гипокауста. Над термами изображен скребок для очищения кожи – стригилис. Аналогичный скребор применялся и в греческих банях.
Римские бани представляли собой сложные сооружения и состояли из нескольких помещений: вестибюля, где ожидали хозяев рабы, раздевалки – аподитерия, из которого можно было попасть в комнату с бассейном для остывания, омовения и отдельным бассейном для плавания – фригидарий. Далее следовала теплая комната – тепидарий где температура воздуха достигала 35 – 37°C. В нем посетители псотвенно адаптировались к жару и готвились к переходу в помещение для потения с теплым полом и стенами – кальдарий, где температура достигала уже около 45°C. Иногда устраивалась и еще более горячая парная – лаконикум («место для потения»). В тепидарии человек находился от 30 до 40 минут, а в кальдарии от 12 до 18 минут.
Слева: Котел (над печкой) для бани и ванны в частной бане в Помпеях. Справа на возвышении – бак для холодной воды Справа: План малых римских терм: E- двор, G-аподитерий, H – I – фригидарий с бассейном, J – тепидарий, K и M – кальдарий с бассейнами с теплой водой, L – сухой кальдарий. Топки и служебные помещения располагались в подвалах. [Новый энциклопедический словарь, 1911. – Т.5.]
Ключевым элементом отопления античных греческих, римских и восточных бань был гипокауст (от греческ. «снизу» и «нагрев»). Римский архитектор Витрувий (I век до н.э.) в трактате «Десять книг об архитектуре» приписывает изобретение гипокауста римскому инженеру Серигию Ората, однако гипокауст был известен и в более ранние времена в Греции (бани Олимпии) и других странах (Азия, Северная Африка).
Гипокауст под полом римской виллы во Вье-ла-Ромен во Франции. Фотография: Urban
Гипокауст состоит из печи, расположенной ниже уровня чистового пола отапливаемых помещений, двойного пола на каменных столбиках под отапливаемым помещением и дымогарных гончарных труб в стенах, по которым дымовые газы отводятся в атмосферу. Печь обычно располагалась рядом с самым горячим помещением бани – лаконикумом или кальдарием. Высота подпольного пространства в банях постепенно уменьшалась по мере удаления от печи – примерно от 1 метра до 70 – 80 см. Это позволяло увеличивать скорость течения остывающих дымовых газов в удаленных помещениях. Степень нагрева помещений регулировалась и толщиной пола [Джагацапанян А.А., 1968]. Гипокауст топили дровами, хворостом, а в Азии – и кизяком (сухим навозом). Периодически гипокауст и дымограные каналы очищали от золы и сажи. Аналогичные отопительные конструкции существовали на территории древнего Кушанского царства (ныне Пакистан) и Кореи (1000 лет до н.э.) и до сих пор известны в традиционной корейской архитектуре под назавнием «ондол».
Традиционная система отпопления корейских домов с помощью теплого пола Ондол. В настоящее время иногда используют модифицированную систему отопления через пол с помощью печи-ракеты.
Также в термах были отдельные гигиенические ванны для женщин. В термах была устроена хорошая вентиляция: в каждое помещение подавался свежий воздух по отдельной вентиляционной трубе и по отдельному вытяжному каналу из бань удалялся влажный воздух. В культуре римской империи считалось необходимым посещать баню каждый день.
В богатых домах строились термы в миниатюре со всеми традиционными помещениями. В IV веке только в Риме было 11 больших терм и более 900 (!) общественных бань. Самыми большими римскими термами, на сохранившиеся фрагменты которых можно полюбоваться сегодня, являются термы Диоклетиана. Строительство терм велось с 298 по 306 года н.э. Эти грандиозные сооружения были заложены по приказу римского императора Максимилиана, но завершены были только при императоре Диоклетиане. Термы были построены на месте древнего храма, и позднее на месте терм вновь появился храм. Такие взаимные превращения храмов в бани и обратно встречаются и в истории Византии. Термы Диоклетиана – самое грандиозное из сооружений подобного рода имело площадь 130000 м2. Плавательный бассейн имел площадь 3600 м2, а количество мраморных сидений для посетителей превышало 1600. Некоторые авторы говорили о том, что в термах могло одновременно находиться 3000 человек. Водоснабжение терм осуществлялось по акведукам Марция и Антония. Посетители могли мыться в отдельных кабинетах, могли заниматься гимнастикой, играть в мяч. В термах находилась большая библиотека, полукруглый зал экседра использовался как лекционный и читальный зал.
Базилика Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири посвященная Богородице, ангелам и святым мученикам в Риме, на площади Республики, построенная Микелеанджело в термах Диоклетиана. Характерные арочные трехчастные окна терм получили второе рождение в 16 веке в Италии («окна Палладио») и в европейской и американской архитектуре модерна (конец XIX – начало XX века) под названием «Диоклетиановы окна». Фотография: Ricardo Andrе Frantz.
Вторыми по величине в Риме были термы императора Каракаллы, построенные между 212 и 216 годами нашей эры, развалины которых служат в настоящее время летней площадкой для Римской оперы. Размер Диоклетиановых терм был столь велик, что только на месте его фригидария гениальный Микеланджело сумел поместить целую базилику Санта-Мария дельи Анджели (Дева Мария с Ангелами), строительство которой завершилось в 1566 году. В одном из сферистериумов (круглых помещений для игры в мяч) разместилась церковь Сан-Бернардо алле Терме Диоклетиано (1593 – 1600 гг. постройки), а в главном зале терм в 1889 году поместилась часть экспозиции Национального Римского музея. В «Жизнеописании Микеланджело Буонаротти» (Записки Восточного отделения императорского русского археологического общества, 1908) говориться: «...он же по просьбе того же папы (папа Пий IV) сделал проект для новой церкви Санта Мария дельи Анджели в термах Диоклетиана, чтобы приспособить их под христианский храм… Его Святейшество и все прелаты, и придворные были изумлены, с какой прекрасной предусмотрительностью и как рассудительно использован был весь костяк названных терм; они увидели, что из этого получился прекраснейший храм с вестибюлем, превосходящим замыслы всех архитекторов, за что и заслужил честь и славу бесконечную…»
Интерьер базилики Санта-Мария-дельи-Анджели в Риме, построенной внутри разалин римских терм. Часовня Альбергати. Фотография: Giovanni Dall'Orto
После падения Римской империи (395 – 480 гг.) популярность римских бань в Европе пошла на убыль. Закат эпохи римских бань наступил после разрушения готами (варварами) системы водоснабжения Рима в 537 году. Однако римская банная культура получила продолжение в Византии и, гораздо позднее, вновь в Европе в виде римско-ирландских бань и банных дворцов, один из котрых находится в Москве и называется Сандуновские бани.
К оглавлению книги А. Дачника "Баня. Очерки этнографии и медицины".
Историческая 3D реконструкция римских бань в Вейзенбурге, Германия. Изображение с сайта www.cyark.org
dom.dacha-dom.ru
Термы древнего Рима | Клуб саун
Недавно, общаясь с одним знакомым, я услышал от него фразу: «В наше время баня опять входит в моду». Я поспешил с ним не согласиться, возразив: «Баня из моды не выходила никогда».
Безусловно, мы оба были неправы. Я не принял во внимание эпоху Средневековья, когда во времена религиозного аскетизма баня считалась местом безнравственным, а мой оппонент забыл о банной культуре античности, в частности, о значении бани в Древнем Риме.
Действительно, в Древнем Риме имела место даже не мода, а настоящий культ бани.
Баня посещалась, как минимум, ежедневно. Один из анекдотов той поры рассказывает о том, как к римскому императору Тиберию прибыл чужестранец, который спросил, зачем он, император обязательно один раз в день утруждает себя посещением бани «Я император и у меня нет времени ходить в баню дважды в день», - ответил ему надменный Тиберий. Императоры, действительно имели много обязанностей - в отличие от многих пресыщенных жизнью патрициев, которые посещали термы утром и вечером, зачастую проводя там большую часть своего времени.
Такое поведение изнеженных римлян легко объяснимо: баня была не просто местом для очищения тела, а клубом, гимнастическим залом, лечебным заведением и много еще чем. В бане мылись, занимались физическими упражнениями, вели диспуты, договаривались о делах; в бане рисовали, сочиняли и тут же исполняли музыку и стихи, пировали и даже спали – без преувеличения, в римских термах можно было провести всю жизнь.
В конце пятого века нашей эры в Риме насчитывалось более 900 бань, которые обслуживали двухмиллионный город. Любой император, желая приобрести популярность в народе, строил публичные бесплатные бани. Богатые граждане имели свои собственные термы, обставленные с исключительной роскошью: в ход шел мрамор, дерево ценных пород, серебро и золото.
Римляне хорошо знали о пользе бани для здоровья. Римский врач, философ и литератор Асклепиад Купальщик писал, что для излечения больного необходимы чистота тела, умеренная гимнастика, потение в бане, массаж, диета и прогулки на свежем воздухе. Судя по тому, что сам Асклепиад прожил более 70 лет, его методики были верны.Как же выглядели римские термы? Как проходил процесс отдыха в них? Мы можем говорить о том, как это было с полной уверенностью, поскольку самые известные бани в истории Древнего Рима, и, наверное, вообще самые известные бани в истории человечества, Термы Каракаллы, частично сохранились по сей день. Многочисленные же письменные источники очень живо повествуют о том, как именно римляне проводили время в банях.
Итак:Палестра. Римляне начинали посещение бани с физических упражнений. Для этого в термах существовали особые помещения, называемые палестрами. Занятия эти были не особенно энергичными и, как правило, неагрессивными. Безусловно, некоторые, особенно воинственные римляне, занимались в палестрах борьбой, боксом и фехтованием – на это указывают расписные фрески в Каракалле, но большинство мирно предавалось играм в мяч, бегу и плаванию. Главная цель, которую преследовали посетители бани в палестре – разогреть, размять мышцы и хорошенько пропотеть.
Аподитерий. В аподитерии или попросту раздевалке римляне разоблачались. Для того, чтобы предоставить максимальный комфорт посетителям терм и обеспечить сохранность вещей, в аподитерии существовали скамейки и полочки, куда можно было сложить одежду и прочие принадлежности. Впрочем, если комфорт римские раздевалки гарантировали, то безопасность оставленных вещей – отнюдь не всегда. Состоятельные граждане обязательно оставляли в аподитерии раба или слугу, который охранял одежду. В противном случае гордый римлянин имел все шансы отправиться домой полностью обнаженным: воровство одежды в аподитериях было делом обычным.Если же одежда все-таки была украдена, чистому, но голому римлянину ничего не оставалось, кроме как прибегнуть к помощи богов. Для этого посетителю бани, утратившему свое облачение, следовало записать на табличке проклятие, адресованное вору, и отнести эту табличку в один из храмов. Несколько таких табличек было найдено при раскопках римского города Бата. Одна из них была адресована Миневре и гласила: «Не давай сна и здоровья тому, кто причинил мне ущерб, будь то муж или жена, раб или римлянин, до тех пор, пока он не обнаружит себя и не принесет украденное в твой храм».
Тепидарий. Тепидарий – в буквальном переводе, «теплое помещение», был местом купания и омовения. Здесь посетители бань сами или при помощи рабов втирали в кожу масло (мыла римляне не знали), а затем счищали его специальными металлическими скребками. Кроме того, здесь же делался массаж, и оказывались услуги по удалению волос с тела – несмотря на болезненность, эта процедура была популярна в Риме поскольку существовала мода на гладкую, без единого волоска, кожу. После гигиенических процедур отмытые и расслабленные римляне купались в бассейнах с теплой водой, а затем шли в парную.
Кальдарий, лаконик и гипокауст. Самое горячее отделение римских терм называлось кальдарий. Кальдарий представлял собой обширное помещение с высоким потолком, оснащенное неглубокими бассейнами с горячей водой. Вода нагревалась за счет гипокауста – печи, которая находилась под кальдарием и служила источником тепла для терм. Гипокауст нагревал пол кальдария довольно сильно – чтобы не обжечь ноги, римляне в парной надевали деревянные сандалии. Для любителей сухого жара существовало помещение, в котором бассейнов не было – лаконик.
Фригидарий. После парной римляне посещали фригидарий – помещение, в котором находились бассейны с прохладной водой. Здесь разгоряченные посетители бани купались, обсушивались и наслаждались «культурной программой» - в термах к их услугам были поэты, музыканты, актеры и танцовщицы. Кроме того, во фригидарии можно было перекусить, выпить вина и даже поспать. Затем, совершенно утомленный и не всегда трезвый, римлянин возвращался в аподитерий, где одевался и уходил домой – набираться сил для нового посещения терм.