Столица древнего хорезма. Столица древнего Хорезма кратко
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Хорезм. Столица древнего хорезма


Хорезм — Википедия

Хоре́зм (авест. Xvairizem; др.-перс. Huwarazmish; перс. خوارزم‎ Xvārazm; туркм. Horezm, узб. Xorazim, حارزم) — древний регион и государство[1], цивилизация Центральной Азии, с центром в низовьях реки Амударья — область развитого ирригационного земледелия, ремесла и торговли. Впервые упоминается в источниках с VII века до н. э. Через Хорезм проходил Великий шёлковый путь. С конца III века столицей Хорезма был город Кят; в конце X века столица переносится в город Гургандж.

VIII в. до н.э. — 1924 год

Столица Язык(и) Религия Форма правления Династия
Преемственность
Историческое государство
Хорезм
ХорезмийскийХорезмско-тюркскийПерсидскийЧагатайский
ЗороастризмИслам
Абсолютная монархияОлигархия
Сиявушиды (прим. 1200-320 годы до н. э.), Афригиды (305-995), Мамуниды (995-1017), Алтунташ (1017-1041), Ануштегиниды (1097-1229), Суфи-кунграты (1359-1388), Шибаниды (1511—1695), Чингизиды (1695—1740), Тукайтимуриды (1746-1770), Кунграты (1763—1920)
Хорезмская НСР →

Содержание

Доахеменидский периодПравить

Название страны Хорезм впервые встречается в сохранившихся источниках с VIII—VII веков до н. э. Существуют различные интерпретации названия Хорезм. По одной этимологии «кормящая земля», по другой — «низкая земля»[2]. С. П. Толстов считал, что название Хорезм переводится как «Страна хурритов» — Хваризам. Около VIII—VII веков до н. э. Хорезм вступил в новую эру своей истории, когда хорезмийцы, по словам ал-Бируни, начали вести летоисчисление по годам правления царей. В этот период Хорезм становится мощным государством с заметной централизацией, о чём свидетельствуют построенные в VIII—VI веках до н. э. грандиозные ирригационные сооружения.

Археологические раскопки фиксируют на территории древнего Хорезма существование неолитической кельтеминарской культуры древних рыболовов и охотников (4-е — 3-е тысячелетие до н. э.). Прямым потомком этой культуры является относящаяся к середине 2-го тысячелетия до н. э. тазабагьябская культура бронзового века, скотоводческая и земледельческая. Есть также сообщения античных авторов о контактах жителей Хорезма с народами Колхиды на торговых путях по Амударье и Каспийскому морю, по которым шли среднеазиатские и индийские товары в кавказские владения через Эвксинский Понт (Εὔξενος Πόντος — др.-греч. название Чёрного моря). Это подтверждается и материальной культурой, элементы которой встречаются на раскопках древних памятников среднеазиатского Междуречья и Кавказа.

Так как стоянки суярганской культуры, как и часть тазабагьябских, расположены на такырах, лежащих над погребёнными барханами, есть основание полагать, что около середины 2-го тысячелетия до н. э. произошло осушение этого района, возможно связанное с прорывом Аму-дарьи через западный отрезок Султан-Уиздага и образованием современного русла. Может быть с вызванным этими изменениями в географии верхней дельты Аму-дарьи вторичным её заселением и связано колонизационное движение южных племён, столкнувшихся здесь с племенами окрестностей южнохорезмского озера и, судя по признакам тазабагьябского влияния в керамике суярганской и позднейшей амирабадской культуры, ассимилировавшихся с ними. Есть все основания полагать, что эти племена составляли восточную ветвь народов яфетической системы языков, к которой относятся современные кавказские народы (грузины, черкесы, дагестанцы и др.), и к которой принадлежали создатели древнейших цивилизаций Двуречья, Сирии и Малой Азии.

— С.П. Толстов. По следам древнехорезмийской цивилизации. Ч. II. Гл. V [1]

Можно сказать только одно: связи народов Средней Азии с переднеазиатским этнографическим миром уходят в глубокую, доиндоевропейскую древность, и без учёта роли среднеазиатских племён вряд ли может быть до конца решён вопрос о происхождении яфетических народов древней Передней Азии и созданных ими государств.

— Каково бы ни было направление этих связей, Хорезм — «Земля Хварри (Харри)» не может не учитываться в разрешении хуррийской проблемы во всем её объёме.

— С.П. Толстов. По следам древнехорезмийской цивилизации. Ч. II. Гл. V [2]

К середине 2-го тысячелетия относятся также стоянки суярганской культуры. Согласно аль-Бируни, древнехорезмийские системы летоисчисления начинали счёт лет в XIII веке до н. э. Ряд исследователей отождествляет с древним Хорезмом упоминаемую в Авесте северную страну «Айрьянем-вэджо».

К началу 1-го тысячелетия до н. э. относится возникновение амирабадской культуры. Городища этого периода — это огромные загоны для охраны скота с «жилыми стенами», в которых жило по нескольку тысяч человек; описания таких поселений содержатся в Авесте.

От империи Ахеменидов до античной эпохиПравить

В середине VI века до н. э. Хорезм был завоеван Киром Вторым и включен в состав империи Ахеменидов. Кир назначил своего сына Таноксиарка наместником Хорезма, Бактрии и Парфии. Хорезм упоминается в Бехистунской надписи Дария I. Геродот в «Истории» сообщает, что Хорезм входил в 16-ю сатрапию персидской империи, а также о том, что хорезмийцы принимали участие в походе Ксеркса 480 года до н. э. на Грецию. Хорезмийцы принимали участие в строительстве столицы Ахеменидской империи — Персеполь. Воины-хорезмийцы служили в ахеменидском войске в разных частях империи. Один из них, по имени Даргоман, упоминается в Верхнем Египте. На Бехистунской скале сохранились изображения древних хорезмийцев.

Ещё до походов Александра Македонского в Среднюю Азию Хорезм обрёл независимость от Ахеменидов. В V веке до н. э. на основе арамейского письма была разработана хорезмийская письменность. На месте древнего городища Топрак-кала археологи обнаружили остатки архива документов на хорезмийском языке. Хорезмийское письмо использовалось до VIII века. Основной религией древних хорезмийцев был зороастризм. При археологических исследованиях памятников древнего Хорезма были найдены оссуарии — глиняные ящики для захоронения костей умерших людей.

В результате завоевательных походов Александра Македонского государство Ахеменидов было уничтожено. В 328 году до н. э. правитель Хорезма Фарасман отправил к Александру послов во главе со своим сыном Фратаферном. Александру было предложено совершить совместный поход в Закавказье, но у царя Македонии были иные планы и он отказался.

Хорезм в античную эпоху и раннем средневековьеПравить

Хорезм IV век до н. э. — I век н. э. был могущественным государством. Во II в. до н. э. был захвачен кочевыми племенами.

Из древнейших царей Хорезма пока известны имена правителей, выпускавших свои монеты. Это Артав, правитель I века н. э. Из последующих царей известен Артрамуш конец II — начало III века н. э.[3][неавторитетный источник? 384 дня] Вазамар, вторая половина III века н. э. и др.[4][неавторитетный источник? 384 дня].

В этот период возведено множество укреплённых городов с мощными стенами и башнями, представлявших собой единую систему крепостей, защищавших границу оазиса со стороны пустыни. Огромное количество бойниц, каждая из которых обстреливает только узкое пространство, в силу чего у каждой бойницы должен был стоять специальный лучник, говорит о том, что весь народ был ещё вооружён и ведущую роль играло не профессиональное войско, а массовое народное ополчение. Около 175 года до. н. э. Хорезм вошёл в состав Кангюя.

В последней трети I века до н. э. Хорезм в составе Кангюя выступает как могущественный союзник западных гуннов. Власть Хорезма распространяется в это время далеко на северо-запад. По сведениям «Истории младшей династии Хань», восходящим к самому началу н. э., Хорезм (который описывается здесь как Кангюй — «страна канглов») подчиняет страну аланов, простиравшуюся в то время от северного Приаралья до восточного Приазовья.

Согласно источникам в I веке н. э. была введена хорезмийская эра и введён новый календарь. По словам великого хорезмийского учёного Абу Рейхана аль-Бируни (973—1048) впервые хорезмийское летоисчисление было введено в XIII веке до н. э.

Предполагают, что с середины I века н. э. до конца II века Хорезм был под влиянием Кушанского царства. Для этого периода характерны крепости, воздвигнутые центральным правительством и занятые гарнизонами постоянного войска. В начале IV века, при падишахе Африге, столицей Хорезма становится город Кят. В последующую эпоху, между IV и VIII веками, города Хорезма приходят в запустение. Теперь Хорезм — это страна многочисленных замков аристократии и тысяч укреплённых крестьянских усадеб. С 305 по 995 год Хорезмом правила династия Афригидов, представители которой носили титул хорезмшах. Между 567—658 годами Хорезм был в определённой зависимости от Тюркского каганата. В китайских источниках упоминался под названием Хусыми (呼似密).

От арабского завоевания до завоевания сельджукамиПравить

Первые набеги арабов на Хорезм относятся ещё к VII веку. В 712 году происходит завоевание Хорезма арабским полководцем Кутейбой ибн Муслимом, учинившим жестокую расправу над хорезмийской аристократией. Особенно жестокие репрессии Кутейба обрушил на учёных Хорезма. Как пишет в «Хрониках минувших поколений» аль-Бируни, «и всеми способами рассеял и уничтожил Кутейба всех, кто знал письменность хорезмийцев, кто хранил их предания, всех учёных, что были среди них, так что покрылось всё это мраком и нет истинных знаний о том, что было известно из их истории во время пришествия к ним ислама».

Арабские источники почти ничего не говорят о Хорезме последующих десятилетий. Зато из китайских источников известно, что хорезмшах Шаушафар в 751 году посылает посольство в Китай, воевавший в это время с арабами. В этот период происходит кратковременное политическое объединение Хорезма и Хазарии. Об обстоятельствах восстановления арабского суверенитета над Хорезмом ничего неизвестно. Во всяком случае, лишь в самом конце VIII века внук Шаушафара принимает арабское имя Абдаллаха и чеканит на своих монетах имена арабских наместников.

В X веке начинается новый расцвет городской жизни Хорезма. Арабские источники рисуют картину исключительной экономической активности Хорезма в X веке, причём ареной деятельности хорезмийских купцов становятся окружающие степи Туркменистана, западного Казахстана, а также Поволжье — Хазария и Булгария, и обширный славянский мир Восточной Европы. Рост роли торговли с Восточной Европой выдвигал на первое место в Хорезме город Гургандж, сделавшийся естественным центром этой торговли. В 995 году последний афригид Абу-Абдаллах Мухаммад был взят в плен и убит эмиром Гурганджа Мамуном ибн-Мухаммадом. Хорезм был объединён под властью Гурганджа.

Хорезм в эту эпоху был страной высокой учёности. Выходцами из Хорезма были такие выдающиеся учёные, как Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми, Ибн Ирак, Абу Рейхан аль-Бируни, аль-Чагмини.

В 1017 году Хорезм был подчинён султану Махмуду Газневи, а в 1043 году завоёван тюрками-сельджуками.

Основным тюркоязычным населением в Хорезме начиная с X века являются туркмены[5][6].

Хорезм при Хорезмшахах-АнуштегинидахПравить

Основателем новой династии в Хорезме стал тюрок Ануш-Тегин, возвысившийся при сельджукском султане Малик-шахе (1072—1092). Он получил титул шихне Хорезма. С конца XI века идёт постепенное освобождение Хорезма от сельджукского протектората и присоединение новых земель. Правитель Хорезма Кутб ад-Дин Мухаммед I в 1097 году принимает древний титул хорезмшаха. После него на престол взошёл его сын Абу Музаффар Ала ад-дин Атсыз (1127—1156). Его сын Тадж ад-Дин Ил-Арслан в 1157 году полностью освобождает Хорезм от сельджукской опеки.

  Государство Хорезмшахов в 1220 году

При хорезмшахе Ала ад-Дин Текеше (1172—1200) Хорезм превращается в огромную среднеазиатскую империю. В 1194 году войско хорезмшаха разбивают войско последнего иранского сельджукида Тогрул-бека и утверждают суверенитет Хорезма над Ираном; в 1195 г. багдадский халиф Насир терпит поражение в бою с хорезмийцами и признает власть Текеша над восточным Ираком. Успешные походы на восток, против каракитаев, отворяют Текешу дорогу в Бухару.

Сын Текеша Ала ад-Дин Мухаммед II в 1200—1220 завершает дело отца. Он отнимает у каракитаев Самарканд и Отрар, простирает свою власть на далёкую область Газны на юге Афганистана, подчиняет западный Иран и Азербайджан. Войско Мухаммеда предпринимает поход на Багдад, не удавшийся, впрочем, из-за наступления ранней зимы, закрывшей перевалы, и из-за известий о появлении на восточных границах Хорезмской империи монгольского войска.

Культура Хорезма в IX—XIIIвПравить

В этот период культура Хорезма достигла высокого развития. Среди выдающихся ученых Хорезма можно привести имена Мухаммада аль-Хорезми, Абу Рейхана аль-Бируни,Махмуд аз-Замахшари и др.

Монгольский периодПравить

В 1218 году Чингисхан отправил в Хорезм посольство с предложением о союзе. Хорезмшах Ала ад-Дин Мухаммед II отказался идти на сделку с «неверными» и по предложению правителя Отрара Кайыр хана казнил послов-купцов. Чингисхан потребовал выдачи Кайыр-хана, но Мухаммед отказался выдавать двоюродного брата своей матери и вновь казнил одного из участников следующего монгольского посольства. Весной 1219 года, не окончив завоевания Китая, Чингисхан отправил 200-тысячное войско в Хорезм. Хорезмшах не решился дать генеральное сражение, оставив своё войско разбросанным отдельными отрядами по городам и крепостям всего государства. Один за другим под натиском монголов пали все крупные хорезмские города. Все они были подвергнуты разрушению, а множество хорезмийцев уничтожено.

Хорезмшах с остатками войска вначале отступил в свои персидские владения, после чего бежал с небольшим отрядом в прикаспийскую область и скончался на острове Абескун в Каспийском море (отождествляется с Ашур-Адой)[7][8].

Сын хорезмшаха Джелал ад-Дин Мангуберды продолжал борьбу с монголами до 1231 года. Он дважды разгромил войско монголов на территории современного Афганистана, но был разбит самим Чингисханом в битве при Инде. Джелал ад-Дин Мангуберды погиб в 1231 году в Закавказье. Последним потомком рода хорезмшахов-ануштегинидов был Сайф-ад-дин Кутуз, которому ненадолго в 1259 году удалось прийти к власти в Египте. Его войска во главе с полководцем Бейбарсом смогли, наконец, остановить монголов в битве при Айн-Джалуте в 1260 году[9].

В 1220 году Хорезм вошёл в состав Монгольской империи, затем в улус Джучи (Золотая Орда). В этот период Ургенч был заново отстроен и стал одним из главных торговых центров Центральной Азии. Культура хорезмийцев сыграла значительную роль в культурном развитии Золотой Орды.

Хорезм в период правления кунгратов и ТимуридовПравить

В 1359 году северный Хорезм во главе с представителями династии Суфи-кунгратов задолго до Куликовской битвы, впервые обрёл независимость от Золотой Орды. Кунграты Хорезма выпускали монеты с арабскими надписями: Выпущено в Хорезме. Власть богу. Мухаммад и именами 4 праведных халифов.[10]

Однако, усилившись, кунграты захватили и южную часть Хорезма, которая принадлежала Чагатайскому улусу. Приход к власти Тимура, который претендовал на наследие улуса Чагатая привело к конфликту. В 1370-х годах правителем Хорезма был Хусайн Суфи, сын Тонгдая, из рода кунграт, который решил вести бескомпромисную борьбу с Тамерланом. В результате, в 1372 году Тамерлан предпринял поход против Хорезма. Его армия вышла из Самарканда, прошла Бухару и захватила хорезмийскую крепость Кят. Хусайн Суфи далее не мог сопротивляться Тамерлану и умер в осаждённом Хорезме. После кончины Хусайна Суфи на трон сел его младший брат, Юсуф Суфи. В 1376 году Хорезм вошёл в состав империи Тимура, а его правители бежали в Золотую Орду. В 1387 году кунграты Хорезма поддержали поход золотоордынцев во главе с Тохтамышем против Тимура и они совместно ограбили земли Мавераннахра. После этого Тимур решил окончательно присоединить Хорезм в состав своей империи.

Хорезм в XVI — первой половине XVIII векаПравить

В 1505 году после многомесячной осады (ноябрь 1504 — август 1505) Мухаммад Шейбани-хан овладел Ургенчем, и Хорезм вошёл в Бухарское ханство.

В 1512 году новая династия узбеков, отпавших от Шейбанидов, встала во главе самостоятельного ханства Хорезма.

Первоначально столицей государства был Ургенч.

В 1598 году Амударья отступила от Ургенча и столица была перенесена на новое место в Хиву.

В связи с изменением русла Амударьи в 1573 году столица Хорезма была перенесена в Хиву.

С XVII века в российской историографии Хорезм стал называться Хивинским ханством. Официальным названием государства являлось древнее название — Хорезм.

Хорезм во второй половине XVIII — начале XX векаПравить

В 1770-х годах к власти в Хорезме пришли представители узбекской династии кунграт. Основателем династии был Мухаммад Амин-бий. В этот период были построены шедевры архитектуры Хорезма в столице Хиве. В 1873 году при правлении Мухаммад Рахим-хана II Хорезм стал вассалом Российской империи. Кунграты правили до 1920 года, когда после двух войн с Советским Туркестаном были свергнуты в результате победы Красной армии.

Хорезмская народная советская республикаПравить

Хоре́змская наро́дная сове́тская респу́блика была создана в феврале 1920, в результате Хивинской революции, когда хан Хорезма отрёкся от престола, и официально был объявлен Первый Хорезмский Курултай (Собрание) 26 апреля 1920. 30 октября 1923 года на 4-м Всехорезмском съезде Советов была преобразована в Хорезмскую Социалистическую Советскую Республику, была принята конституция. Осенью 1924 года в связи с национально-территориальным размежеванием в Средней Азии 5-й Всехорезмский съезд Советов (29 сентября — 2 октября 1924) объявил о самоликвидации ХССР, и 27 октября 1924 года её территория была разделена между Узбекской ССР, Туркменской ССР и Каракалпакской АО РСФСР.

Крупные исследователи древнего и средневекового ХорезмаПравить

Правители ХорезмаПравить

Правители Северного Хорезма Правители Южного Хорезма Имя Годы правления Титулы Имя Годы правления Титулы
Представители Улуса Джучи Представители Чагатайского улуса
  1. ↑ Рапопорт Ю. А. Краткий очерк истории Хорезма в древности // Приаралье в древности и средневековье. М., 1998,с.28
  2. ↑ Рапопрот Ю. А., Краткий очерк истории Хорезма в древности // Приаралье в древности и средневековье. Москва: Восточная литература, 1998,с.28
  3. ↑ Монеты Хорезма
  4. ↑ Монеты Хорезма
  5. ↑ Л.Ошанин " Антропологический состав населения Средней Азии и этногенез ее народов", 1957 г..
  6. ↑ Галина Петровна Васильева. Преобразование быта и этнические процессы в северном Туркменистане. — Наука,, 1969. — 400 с.
  7. ↑ Бартольд В. В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Том I. — Москва: Издательство восточной литературы, 1963. — С. 493—494.
  8. ↑ Буниятов З. М. Государство хорезмшахов-Ануштегинидов 1097-1231. — Москва: Издательство «Наука». Главная редакция восточной литературы, 1986. — С. 148.
  9. ↑ Буниятов З. Государство хорезмшахов-ануштегинидов (1097—1231), Москва, 1986
  10. ↑ Описание монет Хорезма второй половины XIV века
  • Веселовский Н. И. Очерк историко-географических сведений о Хивинском ханстве от древнейших времён до настоящего времени. СПб., 1877.
  • Виноградов А. В. Тысячелетия, погребенные пустыней. М.: Просвещение, 1966.
  • Толстов С. П. Новогодний праздник «каландас» у хорезмийских христиан начала XI века. Материалы и исследования по этнографии и антропологии СССР, 1946, 2, с. 87-108.
  • Б. Грозный. Протоиндийские письмена и их расшифровка. Вестник древней истории 2 (11). 1940.
  • Толстов С. П. По следам древнехорезмийской цивилизации. М.-Л.: 1948.
  • Кыдырниязов М.-Ш. Материальная культура городов Хорезма в XIII—XIV веках. Нукус: Каракалпакстан, 1989.
  • «Троицкий вариант» № 60, c. 8 (2010)

ru.mobile.bywiki.com

Хорезм - Википедия

Хоре́зм (авест. Xvairizem; др.-перс. Huwarazmish; перс. خوارزم Xvārazm‎; узб. Xorazim, حارزم) — древний регион Средней Азии, с центром в низовьях реки Амударья — область развитого ирригационного земледелия, ремесла и торговли. Впервые упоминается в источниках с VII века до н. э. Через Хорезм проходил Великий шёлковый путь. С конца III века столицей Хорезма был город Кят; в конце X века столица переносится в город Ургенч.

Доахеменидский период[ | ]

Археологические раскопки фиксируют на территории древнего Хорезма существование неолитической кельтеминарской культуры древних рыболовов и охотников (4-е — 3-е тысячелетие до н. э.). Прямым потомком этой культуры является относящаяся к середине 2-го тысячелетия до н. э. тазабагьябская культура бронзового века, скотоводческая и земледельческая. Есть также сообщения античных авторов о контактах жителей Хорезма с народами Колхиды на торговых путях по Амударье и Каспийскому морю, по которым шли среднеазиатские и индийские товары в кавказские владения через Эвксинский Понт (Εὔξενος Πόντος — др.-греч. название Чёрного моря). Это подтверждается и материальной культурой, элементы которой встречаются на раскопках древних памятников среднеазиатского Междуречья и Кавказа.

Так как стоянки суярганской культуры, как и часть тазабагьябских, расположены на такырах, лежащих над погребёнными барханами, есть основание полагать, что около середины 2-го тысячелетия до н. э. произошло осушение этого района, возможно связанное с прорывом Аму-дарьи через западный отрезок Султан-Уиздага и образованием современного русла. Может быть с вызванным этими изменениями в географии верхней дельты Аму-дарьи вторичным её заселением и связано колонизационное движение южных племён, столкнувшихся здесь с племенами окрестностей южнохорезмского озера и, судя по признакам тазабагьябского влияния в керамике суярганской и позднейшей амирабадской культуры, ассимилировавшихся с ними. Есть все основания полагать, что эти племена составляли восточную ветвь народов яфетической системы языков, к которой относятся современные кавказские народы (грузины, черкесы, дагестанцы и др.), и к которой принадлежали создатели древнейших цивилизаций Двуречья, Сирии и Малой Азии.

— С.П. Толстов. По следам древнехорезмийской цивилизации. Ч. II. Гл. V [1]

Можно сказать только одно: связи народов Средней Азии с переднеазиатским этнографическим миром уходят в глубокую, доиндоевропейскую древность, и без учёта роли среднеазиатских племён вряд ли может быть до конца решён вопрос о происхождении яфетических народов древней Передней Азии и созданных ими государств.

— Каково бы ни было направление этих связей, Хорезм — «Земля Хварри (Харри)» не может не учитываться в разрешении хуррийской проблемы во всем её объёме.

— С.П. Толстов. По следам древнехорезмийской цивилизации. Ч. II. Гл. V [2]

К середине 2-го тысячелетия относятся также стоянки суярганской культуры. Согласно аль-Бируни, древнехорезмийские системы летоисчисления начинали счёт лет в XIII веке до н. э. Ряд исследователей отождествляет с древним Хорезмом упоминаемую в Авесте северную страну «Айрьянем-вэджо».

К началу 1-го тысячелетия до н. э. относится возникновение амирабадской культуры. Городища этого периода — это огромные загоны для охраны скота с «жилыми стенами», в которых жило по нескольку тысяч человек; описания таких поселений содержатся в Авесте.

Название страны Хорезм впервые встречается в сохранившихся источниках с VIII—VII веков до н. э. Существуют различные интерпретации названия Хорезм. По одной этимологии «кормящая земля», по другой — «низкая земля»[1]. С. П. Толстов считал, что название Хорезм переводится как «Страна хурритов» — Хваризам. Около VIII—VII веков до н. э. Хорезм вступил в новую эру своей истории, когда хорезмийцы, по словам ал-Бируни, начали вести летоисчисление по годам правления царей. В этот период Хорезм становится мощным государством с заметной централизацией, о чём свидетельствуют построенные в VIII—VI веках до н. э. грандиозные ирригационные сооружения.

От империи Ахеменидов до античной эпохи[ | ]

В середине VI века до н. э. Хорезм становится частью империи Ахеменидов. Видимо, он был завоёван Киром. Кир назначил своего сына Таноксиарка наместником Хорезма, Бактрии и Парфии. Хорезм упоминается в Бехистунской надписи Дария I. Геродот в «Истории» сообщает, что Хорезм входил в 16-ю сатрапию персидской империи, а также о том, что хорезмийцы принимали участие в походе Ксеркса 480 года до н. э. на Грецию. Хорезмийцы принимали участие в строительстве столицы Ахеменидской империи — Персеполь. Воины-хорезмийцы служили в ахеменидском войске в разных частях империи. Один из них, по имени Даргоман, упоминается в Верхнем Египте. На Бехистунской скале сохранились изображения древних хорезмийцев.

Ещё до походов Александра Македонского в Среднюю Азию Хорезм обрёл независимость от Ахеменидов. В V веке до н. э. на основе арамейского письма была разработана хорезмийская письменность. На месте древнего городища Топрак-кала археологи обнаружили остатки архива документов на хорезмийском языке. Хорезмийское письмо использовалось до VIII века. Основной религией древних хорезмийцев был зороастризм. При археологических исследованиях памятников древнего Хорезма были найдены  — глиняные ящики для захоронения костей умерших людей.

В результате завоевательных походов Александра Македонского государство Ахеменидов было уничтожено. В 328 году до н. э. правитель Хорезма Фарасман отправил к Александру послов во главе со своим сыном Фратаферном. Александру было предложено совершить совместный поход в Закавказье, но у царя Македонии были иные планы и он отказался.

Хорезм в античную эпоху и раннем средневековье[ | ]

Хорезм IV век до н. э. — I век н. э. был могущественным государством.

Из древнейших царей Хорезма пока известны имена правителей, выпускавших свои монеты. Это Артав, правитель I века н. э. Из последующих царей известен Артрамуш конец II — начало III века н. э.[2][неавторитетный источник? 51 день] Вазамар, вторая половина III века н. э. и др.[3][неавторитетный источник? 51 день].

В этот период возведено множество укреплённых городов с мощными стенами и башнями, представлявших собой единую систему крепостей, защищавших границу оазиса со стороны пустыни. Огромное количество бойниц, каждая из которых обстреливает только узкое пространство, в силу чего у каждой бойницы должен был стоять специальный лучник, говорит о том, что весь народ был ещё вооружён и ведущую роль играло не профессиональное войско, а массовое народное ополчение. Около 175 года до. н. э. Хорезм вошёл в состав Кангюя.

В последней трети I века до н. э. Хорезм в составе Кангюя выступает как могущественный союзник западных гуннов. Власть Хорезма распространяется в это время далеко на северо-запад. По сведениям «Истории младшей династии Хань», восходящим к самому началу н. э., Хорезм (который описывается здесь как Кангюй — «страна канглов») подчиняет страну аланов, простиравшуюся в то время от северного Приаралья до восточного Приазовья.

Согласно источникам в I веке н. э. была введена хорезмийская эра и введён новый календарь. По словам великого хорезмийского учёного Абу Рейхана аль-Бируни (973—1048) впервые хорезмийское летоисчисление было введено в XIII веке до н. э.

Предполагают, что с середины I века н. э. до конца II века Хорезм был под влиянием Кушанского царства. Для этого периода характерны крепости, воздвигнутые центральным правительством и занятые гарнизонами постоянного войска. В начале IV века, при падишахе , столицей Хорезма становится город Кят. В последующую эпоху, между IV и VIII веками, города Хорезма приходят в запустение. Теперь Хорезм — это страна многочисленных замков аристократии и тысяч укреплённых крестьянских усадеб. С 305 по 995 год Хорезмом правила династия Афригидов, представители которой носили титул хорезмшах. Между 567—658 годами Хорезм был в определённой зависимости от Тюркского каганата. В китайских источниках упоминался под названием Хусыми (呼似密).

От арабского завоевания до завоевания сельджуками[ | ]

Первые набеги арабов на Хорезм относятся ещё к VII веку. В 712 году происходит завоевание Хорезма арабским полководцем Кутейбой ибн Муслимом, учинившим жестокую расправу над хорезмийской аристократией. Особенно жестокие репрессии Кутейба обрушил на учёных Хорезма. Как пишет в «Хрониках минувших поколений» аль-Бируни, «и всеми способами рассеял и уничтожил Кутейба всех, кто знал письменность хорезмийцев, кто хранил их предания, всех учёных, что были среди них, так что покрылось всё это мраком и нет истинных знаний о том, что было известно из их истории во время пришествия к ним ислама».

Арабские источники почти ничего не говорят о Хорезме последующих десятилетий. Зато из китайских источников известно, что хорезмшах в 751 году посылает посольство в Китай, воевавший в это время с арабами. В этот период происходит кратковременное политическое объединение Хорезма и Хазарии. Об обстоятельствах восстановления арабского суверенитета над Хорезмом ничего неизвестно. Во всяком случае, лишь в самом конце VIII века внук Шаушафара принимает арабское имя Абдаллаха и чеканит на своих монетах имена арабских наместников.

В X веке начинается новый расцвет городской жизни Хорезма. Арабские источники рисуют картину исключительной экономической активности Хорезма в X веке, причём ареной деятельности хорезмийских купцов становятся окружающие степи Туркмении и западного Казахстана, а также Поволжье — Хазария и Булгария, и обширный славянский мир Восточной Европы. Рост роли торговли с Восточной Европой выдвигал на первое место в Хорезме город Ургенч (ныне Кёнеургенч)[уточнить], сделавшийся естественным центром этой торговли. В 995 году последний афригид был взят в плен и убит эмиром Ургенча . Хорезм был объединён под властью Ургенча.

Хорезм в эту эпоху был городом высокой учёности. Выходцами из Хорезма были такие выдающиеся учёные, как Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми, Ибн Ирак, Абу Рейхан аль-Бируни, аль-Чагмини.

В 1017 году Хорезм был подчинён султану Махмуду Газневи, а в 1043 году завоёван тюрками-сельджуками.

Государство Хорезмшахов[ | ]

Основателем новой династии в Хорезме стал тюрок Ануш-Тегин, возвысившийся при сельджукском султане Малик-шахе (1072—1092). Он получил титул Хорезма. С конца XI века идёт постепенное освобождение Хорезма от сельджукского протектората и присоединение новых земель. Правитель Хорезма Кутб ад-Дин Мухаммед I в 1097 году принимает древний титул хорезмшаха. После него на престол взошёл его сын Абу Музаффар Ала ад-дин Атсыз (1127—1156). Его сын Тадж ад-Дин Ил-Арслан в 1157 году полностью освобождает Хорезм от сельджукской опеки.

Государство Хорезмшахов в 1220 году

При хорезмшахе Ала ад-Дин Текеше (1172—1200) Хорезм превращается в огромную империю. В 1194 году войско хорезмшаха разбивают войско последнего иранского сельджукида Тогрул-бека и утверждают суверенитет Хорезма над Ираном; в 1195 г. багдадский халиф Насир терпит поражение в бою с хорезмийцами и признает власть Текеша над восточным Ираком. Успешные походы на восток, против каракитаев, отворяют Текешу дорогу в Бухару.

Сын Текеша Ала ад-Дин Мухаммед II в 1200—1220 завершает дело отца. Он отнимает у каракитаев Самарканд и Отрар, простирает свою власть на далёкую область Газны на юге Афганистана, подчиняет западный Иран и Азербайджан. Войско Мухаммеда предпринимает поход на Багдад, не удавшийся, впрочем, из-за наступления ранней зимы, закрывшей перевалы, и из-за известий о появлении на восточных границах Хорезмской империи монгольского войска.

Монгольский период[ | ]

В 1218 году Чингисхан отправил в Хорезм посольство с предложением о союзе. Хорезмшах Ала ад-Дин Мухаммед II отказался идти на сделку с «неверными» и по предложению правителя Отрара Кайыр хана казнил послов-купцов, отправив их головы хану. Чингисхан потребовал выдачи Кайыр-хана, но в ответ Мухаммед вновь казнил одного из участников следующего монгольского посольства. Весной 1219 года, не окончив завоевания Китая, Чингисхан отправил 200-тысячное войско в Хорезм. Хорезмшах не решился дать генеральное сражение, оставив своё войско разбросанным отдельными отрядами по городам и крепостям всего государства. Один за другим под натиском монголов пали все крупные хорезмские города. Все они были подвергнуты разрушению, а множество хорезмийцев уничтожено.

Хорезмшах с остатками войска вначале отступил в свои персидские владения, после чего бежал с небольшим отрядом в прикаспийскую область и скончался на острове Абескун в Каспийском море (отождествляется с Ашур-Адой)[4][5].

Сын хорезмшаха Джелал ад-Дин Мангуберды продолжал борьбу с монголами до 1231 года. Он дважды разгромил войско монголов на территории современного Афганистана, но был разбит самим Чингисханом в битве при Инде. Джелал ад-Дин Мангуберды погиб в 1231 году в Закавказье. Последним потомком рода хорезмшахов-ануштегинидов был Сайф-ад-дин Кутуз, которому ненадолго в 1259 году удалось прийти к власти в Египте. Его войска во главе с полководцем Бейбарсом смогли, наконец, остановить монголов в битве при Айн-Джалуте в 1260 году[6].

В 1220 году Хорезм вошёл в состав Монгольской империи, затем в улус Джучи (Золотая Орда). В этот период Ургенч был заново отстроен и стал одним из главных торговых центров Центральной Азии. Культура хорезмийцев сыграла значительную роль в культурном развитии Золотой Орды.

В 1359 году Хорезм во главе с представителями династии Суфи-кунгратов обрёл независимость от Золотой Орды. В 1370-х годах правителем Хорезма был Хусайн Суфи, сын Тонгдая, из рода кунграт, который враждовал с Тамерланом. В 1372 году Тамерлан предпринял поход против Хорезма. Его армия вышла из Самарканда, прошла Бухару и захватила хорезмийскую крепость Кят. Хусайн Суфи далее не мог сопротивляться Тамерлану и умер в осаждённом Хорезме. После кончины Хусайна Суфи на трон сел его младший брат, Юсуф Суфи. В 1376 году Хорезм вошёл в состав империи Тимура, а его правители бежали в Золотую Орду.

Хорезм в XVI — первой половине XVIII века[ | ]

В 1505 году после многомесячной осады (ноябрь 1504 — август 1505) Мухаммад Шейбани-хан овладел Ургенчем, и Хорезм вошёл в состав государства Шейбанидов.

В 1512 году новая династия узбеков, отпавших от Шейбанидов, встала во главе самостоятельного ханства Хорезма.

Первоначально столицей государства был Ургенч.

В 1598 году Амударья отступила от Ургенча и столица была перенесена на новое место в Хиву.

В связи с изменением русла Амударьи в 1573 году столица Хорезма была перенесена в Хиву.

С XVII века в российской историографии Хорезм стал называться Хивинским ханством. Официальным названием государства являлось древнее название — Хорезм.

Хорезм во второй половине XVIII — начале XX века[ | ]

В 1770-х годах к власти в Хорезме пришли представители узбекской династии кунграт. Основателем династии был Мухаммад Амин-бий. В этот период были построены шедевры архитектуры Хорезма в столице Хиве. В 1873 году при правлении Мухаммад Рахим-хана II Хорезм стал вассалом Российской империи. Кунграты правили до 1920 года, когда после двух войн с Советским Туркестаном были свергнуты в результате победы Красной армии.

Правители Хорезма[ | ]

Примечания[ | ]

  1. ↑ Рапопрот Ю. А., Краткий очерк истории Хорезма в древности // Приаралье в древности и средневековье. Москва: Восточная литература, 1998,с.28
  2. ↑ Монеты Хорезма
  3. ↑ Монеты Хорезма
  4. ↑ Бартольд В. В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Том I. — Москва: Издательство восточной литературы, 1963. — С. 493-494.
  5. ↑ Буниятов З. М. Государство хорезмшахов-Ануштегинидов 1097-1231. — Москва: Издательство «Наука». Главная редакция восточной литературы, 1986. — С. 148.
  6. ↑ Буниятов З. Государство хорезмшахов-ануштегинидов (1097—1231), Москва, 1986

Литература[ | ]

  • Веселовский Н. И. Очерк историко-географических сведений о Хивинском ханстве от древнейших времён до настоящего времени. СПб., 1877.
  • Виноградов А. В. Тысячелетия, погребенные пустыней. М.: Просвещение, 1966.
  • Толстов С. П. Новогодний праздник «каландас» у хорезмийских христиан начала XI века. Материалы и исследования по этнографии и антропологии СССР, 1946, 2, с. 87-108.
  • Б. Грозный. Протоиндийские письмена и их расшифровка. Вестник древней истории 2 (11). 1940.
  • Толстов С. П. По следам древнехорезмийской цивилизации. М.-Л.: 1948.
  • Кыдырниязов М.-Ш. Материальная культура городов Хорезма в XIII—XIV веках. Нукус: Каракалпакстан, 1989.
  • «Троицкий вариант» № 60, c. 8 (2010)

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid

Столица древнего Хорезма кратко - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

В период с первого по шестой века н.э. одним из самых выдающихся городов в Средней Азии был Топрак-кала – столица древнего Хорезма. Его точное местонахождение было определено экспедицией 1938 года, которой руководил С.П. Толстов. Этот город был выстроен в форме правильного прямоугольника, стены которого смотрели на все четыре стороны света. В северо-западном его углу был выстроен замок о трех башнях – дворец правителя. Напротив него был выстроен храм огня, от которого к дворцу шла широкая улица, условно разделяющая город надвое. В 3 веке эта крепость стала резиденцией для хорезмшахов – царей Хорезма. Однако со временем город утратил свое значение, постоянные войны вынудили правителей сменить свою столицу, и после захвата Хорезма арабами столица древнего Хорезма была окончательно заброшена.

Археологи на руинах древнего города нашли монеты, керамические изделия, украшения из золота, стекла и прочих материалов, а также шелковые и шерстяные одежды. Также здесь были обнаружены мастерские, в которых мастера изготавливали известные на всю Среднюю Азию хорезмийские луки. Кроме того большой интерес представляет и сама архитектура города. Дворец хорезмшаха представлял собой массивную структуру из трех тридцатиметровых башен, в которых находились все жилые помещения.

Кроме того исследования города позволили обнаружить документы, относящиеся к древнехорезмийскому периоду. Записи на древнем языке были обнаружены в юго-восточных залах дворца. Здесь было обнаружено 116 документов, записанных при помощи черной туши на деревянных досточках и свитках из кожи. И хотя дерево не очень стойкий к влиянию окружающей среды материал, благодаря сухому климату эти документы сумели дожить до наших дней. Многие из них еще не расшифрованы до конца, однако их смысл вполне ясен – это были документы хозяйственного назначения.

antiquehistory.ru