Археология. Наши далекие предки (Владимирская область). Карта владимира древняя
Владимир
Если вы хотите найти определенный адрес, воспользуйтесь строкой поиска в верхней части карты.
Карта Владимира с улицами и номерами домов
С помощью карты Владимира вы сможете найти любой адрес, район, дома, улицы. Карта имеет несколько режимов. Если вам необходима схематичная карта с адресами, то выбирайте "Схема" или "Народная карта". В режиме "Спутник" вы сможете полюбоваться качественными спутниковыми снимками выбранного района, найти свой дом и посмотреть интересные места.
При необходимости вы можете перемещать карту Владимира, увеличивать и уменьшать масштаб. Отдалив карту вы увидите расположение города на карте России и основные автодороги ведущие к нему.
Владимир - это город величия и славы с богатой историей
Каждый человек знающий русский язык и увлекающийся культурными и историческими достопримечательностями или хотя бы более-менее разбирающийся в истории, услышав слово «город Владимир» в своем воображении сразу вспомнит что-то древнее с наличием памятников былого величия и героического прошлого. Часть людей, которые не очень обременены интеллектом, конечно же, вспомнят «Владимирский централ». Но даже такие мрачные мысли не смогут затмить красоту и славу этого прекрасного города со светлыми и радостными лицами его жителей.
Владимир – это город с богатой и славной историей, прекрасными памятниками культуры, музеями и зеленными парками, который считается одним из самых посещаемых туристических мест знаменитого Золотого кольца России.
Он относится к самым старейшим российским городам, которые начали свою историю еще раньше Москвы. Существует несколько версий образования этого города. Одни считают, что он был заложен Владимиром Мономахом в 1108 году, а другие выдвигают версию, что его построил Владимир Святославович (креститель Руси) еще в 990 году заложив на реке Клязьме крепость. Это и послужило началом истории данного города. Согласно историческим данным в середине ХII века Владимир стал столицей Ростово-Суздальского княжества. Земли этого княжества станут обрастать и присоединять к себе новые территории, которые и сформируют государство Россия.
Город Владимир с 1944 года получил статус административного центра с одноименной областью. Стал также важным транспортным узлом, через который проходят автомобильные и железнодорожные магистрали. Население города составляет численность в 348 тысяч человек и с площадью территории в 308 кв.км. На одном квадратном километре проживает 1130 человек, это в четыре раза меньше чем в Москве. Такие показатели смогут полностью удовлетворить людей, которые ценят не только архитектуру и историческое прошлое города, но и уже устали от множества людей и от их суеты, что характерно для больших мегаполисов.
Страна - Россия
Субъект Федерации - Владимирская область
Городской округ - город Владимир
Координаты - 56°08′00″ с. ш. 40°25′00″ в. д.HGЯO
Внутреннее деление - 3 района
Основан - 1108 год
Площадь - 124,59 км²
Высота центра - 150 м
Население - 356 168 человек (2017)
Плотность - 2858,72 чел./км²
Названия жителей - владимирцы, владимирец
Часовой пояс - UTC+3
Телефонный код - +7 4922
Почтовый индекс - 600000
Код ОКАТО - 17 401
Код ОКТМО - 17 701 000 001
Официальный сайт - vladimir-city.ru
gorod-na-karte.ru
Достопримечательности Владимирской области: список
Владимирские земли были заселены ещё 25 тысяч лет назад, о чём свидетельствуют стоянки древнего человека, обнаруженные близ села Боголюбово. В X веке в здешние края пришли славяне, появились города Муром, Суздаль.
К списку достопримечательностей Владимирской области
Владимиро-Суздальское княжество издревле соперничало с Московским княжеством за великое княжение и играло роль одного из главных оборонительных постов на востоке Руси. Наряду с Рязанским княжеством, Владимирская земля одной из первых приняла на себя набеги монголо-татар.
Боголюбово, Свято-Боголюбский монастырь
Весь 1000-летний путь Владимирщины — от княжения Рюриковичей до современной России — нашёл отражение в уникальных архитектурных ансамблях. 8 памятников белокаменного зодчества признаны ЮНЕСКО объектами всемирного наследия. Во Владимирской области проходит основная часть знаменитого туристического маршрута «Золотое кольцо России». Окунуться в атмосферу Древней Руси можно в старинных городах, таких как Александров, Гороховец, Кидекша, Муром, Киржач, Юрьев-Польский, Гусь-Хрустальный и др. История Владимирской области связана с земной жизнью огромного числа православных святых и выдающихся личностей Руси. Среди них — князья Владимир Красное Солнышко, Андрей Боголюбский (основатель Церкви Покрова на Нерли) и Александр Невский, богатырь Илья Муромец. Ещё из школьных хрестоматий многие россияне помнят историю любви муромского князя Петра и крестьянки Февронии. С 1992 года мощи святой княжеской четы покоятся в соборном храме Свято-Троицкого монастыря в Муроме.
Церковь Покрова на Нерли
Владимирская область внесла колоссальный вклад в развитие русской культуры, подарив России чудотворные иконы, русский хрусталь и лаковые миниатюры — шкатулки и ларцы искусной работы. Помимо экскурсионных туров, Владимирская область предлагает множество вариантов для активного отдыха. В национальном парке Мещера развит экологический туризм. В Суздальском районе работает сноуборд-центр, в Гороховце оборудованы трассы для горных лыж, а в глубоких озёрах Балахнинской низины можно заняться подводным плаванием.
Список достопримечательностей Владимирской области
Владимирская область на карте
Смотреть ещё на Putidorogi-nn.ru:
Добавить комментарий
putidorogi-nn.ru
Прогулка по древнему Владимиру на Клязьме
Начнем с того, без чего нельзя уехать из Владимира ... это прикоснуться к Дмитриевскому собору... полюбоваться ангелом на кресте... рассмотреть пару львов в аркатурно-колончатом поясе...
Если совсем коротко (хотя про этот собор я не могу коротко), то его построил великий князь Всеволод Большое Гнездо на месте княжеского двора в 1194-1197 гг. Собор освящен в честь Дмитрия Солунского (покровителя князя, крещенного Дмитрием; если вспомнить, то Дмитров как раз был заложен в честь рождения этого же князя его отцом Юрием Долгоруким и назван в честь его). Пожалуй, это самый замысловатый и самый эффектный белокаменный храм Руси. Его белокаменная резьба на библейские темы с вплетением в сюжет львов, грифонов — это воздушный узор, овивающий все стены и барабан. Здесь и западные мотивы, и византийские, и даже восточные. И самое интересное, что это домовой храм, для членов великокняжеской семьи. Есть мнение, что он был соединен переходной галереей с княжеской резеденцией. Внутри сохранилась часть росписи "Страшный суд" с апостолами, датируемая 12 в, это работы греческих мастеров, и она очень сильно отличается от красок Рублевской эпохи Успенского собора. Я как-нибудь обязательно расскажу поподробнее об этом соборе.
Но до собора нужно еще дойти, это я поторопилась немного. Подниматься мы будем по спуску от вокзала. И пройдем имио стен древнего Владимирского Кремля:
Пройдя по стенке, мы как раз увидем Дмитриевский собор, перед ним есть замечательная смотровая площадка. С нее открывается вид на Владимирский Кремль (Детинец). Это Рождественский мужской монастырь, основанный Всеволодом Большое Гнездо в 1191 г. Именно здесь был похоронен Александ Невский, мощи которого при Петре I были доставлены в Петербург в Александро-Невскую лавру.
А с другой стороны стоит величественный и огромный Успенский собор.
Есть сведения, что первый деревянный собор построил еще Владимир Святой, когда крестил Суздальскую землю (это начало 10в). Но через 165 лет собор сгорел и на его месте святой князь Андрей Боголюбский в 1155 году сооружает новый каменный в честь Успения. Строили его из белого камня, привозимого по реке Нерль из Волжской Булгарии. В летописи говорится о необыкновенном по богатству внутреннем убранстве собора. По окончанию его строительства в него была перенесена Владимирская икона Божьей Матери, привезенная князем Андреем из Киева. После этого Успенский собор становится главным собором Руси, вплоть до Ивана III все князья восходили на престол Великого княжения именно здесь. Он же является и прототипом Успенского собора Московского Кремля. Но судьба собора была не легкая, первый разгром состоялся сразу же после гибели Боголюбского, после чего пожар еще больше принес ущерба. При Всеволоде большое Гнездо собор расширили, возведя новые стены поодаль старых. То, что мы видим сегодня - это как раз переделки того времени. Страшное разорение постигло собор и при татаро-монгольском нашествии, когда собор был обложен бревнами и подожжён вместе с княжеской семьей, целой осталось только чудодейственная икона. При вторжении Тамерлана князь Василий Дмитриевич велел привезти икону в Москву. С тех пор она возращалась в собор всего раз (если я чего не путаю) - во время переноса ее вместе с Иверской иконой в Муром во время занятия Наполеном Москвы. Сегодня она хранится в Третьяковской галерее. Успенский собор стал последним престанищем для многих князей: Андрея Боголюбского (его мощи обрели в петровские времена), его детей, в том числе сына Георгия (его мощи тоже хранятся в соборе), Всеволода Большое Гнездо.В соборе сохранились росписи Андрея Рублева, созданные им в 1408 году.
Рядом с Успенским собором есть тоже смотровая площадка, оттуда открывается шикарный вид на Клязьму. Этот вид нельзя не любить... Теперь на этой площадке стоит памятник Владимиру Красное Солнышко ( я только не понимаю, почему не Мономаху?!)
А мы пойдем дальше, сначала до Большой Московской, а потом по старым владимирским улочкам...
Дойдем до Свято-Успенского Княгинина монастыря. Он был основан первой супругой Всеволода Большое Гнездо Марией Шварновной. Успенский собор монастыря стал усыпальцей Владимирских княгинь и женских лиц княжеского рода. Здесь погребены первая (Мария) и вторая (Анна) жены Всеволода, первая жена Александра Невского Александра, вторая супруга Васса и его дочь Евдокия. Сегодня в соборе хранится еще одна реликвия Владимиро-Суздальской земли — Боголюбская икона Божьей Матери, привезенная из Боголюбского монастыря.
А теперь идем к всемирноизвестным Золотым воротам, те, что во Владимире, а не в Киеве. В отличие от киевских, эти ой как хорошо сохранились и на них можно полюбоваться и сегодня. Это действительно уникальный памятник воеено-оборонительного зодчества, ведь стоят они на своем месте с 12 века. Рядом с ними распологается Козлов вал — тоже часть древних укреплений.
medievalrus.livejournal.com
Топография города Владимира (Исторический облик, 1896 год)
Город Владимир на старой открытке — Река Клязьма, мост и Муромское шоссе
Город Владимир, находясь в 171 верстах от Москвы, расположен на высоком берегу реки Клязьмы, спускающемся к реке несколькими неправильными уступами. Речка Лыбедь разделяет город на две неравные части: городскую, где кремль и другие улицы, и залыбедскую, составляющую как бы предместье города. В административном отношении Владимир разделяется на две полицейских части: первая – вся западная сторона города от кремля, вторая – кремль, залыбедская и восточная части города.
Город вообще невелик. Окружность города в черте 10 верст 330 сажен, наибольшая длина от востока к западу, от кладбища до острога 4 версты, а до конца Ямской Слободы, которая примыкает к городу с западной стороны 5 ¾ верст; наибольшая ширина с юга на север от Кляземского моста до Юрьевской заставы ½ версты. Всех улиц в городе 76, из них мощенных только 26, остальные же 50 до сих пор не мощены; число домов в городе простирается до 1869, из них только около 70й части каменные, остальные деревянные. Лучшая большая улица тянется от Студеной горы до Красной церкви и далее, по направлению от запада к востоку. От Студеной горы до Золотых ворот она заключает в себе Дворянскую улицу, обстроенную очень приличными домами, некогда дворянскими, ныне уже перешедшими в руки купцов, из разбогатевших крестьян; Московскую (от Золотых ворот до Владимирской часовни), заключающую торговые ряды, Отделение Государственного Банка, почтовую контору; Нижегородскую, проходящую по кремлевской части мимо парадной площади, где расположены древние городские соборы, Присутственные места и Губернаторский дом, дом дворянства с гимназией, и за Ивановским мостом постепенно спускающуюся к Нижегородской заставе.
г. Владимир — вид с реки Клязьмы. Старая фотография Владимира.
Наружный вид Владимира очень приятен. Холмистое положение, обширные сады, обилие церквей, древние валы хотя и перерезанные во многих местах, но в значительном количестве сохранившиеся – придают городу картинный вид (Остатки древних стен и башен, возвышавшиеся на валах, были сломаны в 1759 году). Общий вид на город особенно хорош с северной стороны из-за Юрьевской заставы и с северо-западной стороны со Студеной горы: город раскидывается во всей длине, древние соборы и церкви рельефно выступают среди зелени садов и белокаменных построек кремля и имеют очень живописный вид. Хорош вид на город и с восточной стороны от Доброго села, откуда все постройки города, вытянутого в одну линию, стушевываются, многочисленные церкви скучиваются около древних соборов, и город приобретает вид чего-то восточного. Красота древних соборов выступает особенно рельефно из-за Клязьмы, со стороны поймы и песков.
vladimir1896.ru
Где же располагались древние ворота во Владимире?
В своем посте о обнаружении древней улицы в районе площади Фрунзе я затронул тему Серебряных Ворот во Владимире ,которые были построены при Андрее Боголюбском.
Выяснилось, что разные историки по разному располагали эти ворота на карте древнего Владимира, и та улица, которую недавно нашли археологи, может оказаться уже на "пределами" оборонительных валов.
Вот здесь написано об этом казусе:Город Владимир был довольно сильно укреплен. Этому способствовали как выгоды его топографического положения на возвышенном участке в междуречье Клязьмы и Лыбеди, так и созданные его жителями оборонительные сооружения в виде насыпных валов и деревянных стен по верх них. Сообщение с внешним миром осуществлялось через крепостные ворота.
Ипатьевская летопись, говоря о строительстве ворот во Владимире в годы княжения Андрея Боголюбского, сообщает, что князь город «сильно устроил к нему же ворота златые доспе, а другы серебром учини», т. е. в XII столетии упоминаются Золотые и Серебряные ворота.
[Нажмите, чтобы прочитать]
В летописных сообщениях XIII в. есть сведения и о других воротах, существовавших в городе. Так, в рассказе о татаро-монгольском нашествии говорится следующее: «Татарове... взяша град до обеда, от Золотых ворот у святого Спаса внидоша по примету в город, а сюде от северныя страны от Лыбеди к Орининым воротам и к медяным а сюде от Клязьмы к Волжским воротам и тако вскоре взяша новый град». Упоминавшиеся здесь Медные и Иринины ворота, выходившие к Лыбеди, а также Волжские, выводившие к Клязьме, несомненно, существовали и в XII в., причем все они располагались в той части, которая называлась «Новым городом». Как известно, древний Владимир состоял из трех частей. Центральное ядро города — наиболее древнее. Печерний город, как он называется в летописях, — это город, основанный еще в 1108 г. Владимиром Мономахом. При Андрее Боголюбском, спустя полстолетия, с запада и с востока к этому древнему ядру присоединяются еще две части.
Поскольку в документах XVII в. восточная часть названа «Ветчаным» или «Ветшаным» городом, то наименование Нового города исследователи присвоили западной трети города. Связано это было прежде всего с тем, что владимирские краеведы XIX в. — председатель Владимирской ученой архивной комиссии К. Тихонравов и владимирский архитектор Н. Артлебен — полагали, что восточная треть города не являлась его древней частью, т. е. не входила в состав города в XII в.
В соответствии со своими взглядами, К. Тихонравов так располагает ворота в древнем Владимире: Иринины — в конце современного Ерофеевского спуска, Медные — возле Никитской церкви, Волжские — в конце Муромской улицы, перед существовавшим ранее деревянным мостом через Клязьму, а Серебряные — при выезде из центральной части на восток, т. е. там, где опись владимирского кремля 1626 г. указывала Ивановские ворота. Об этом же местоположении Серебряных ворот говорит и Н. Артлебен.Используя те же источники, что и указанные выше авторы, т. е. описную книгу Кремля 1626 г и план города Владимира 1769 г., другой дореволюционный автор А. Бунин пришел к выводу, что восточная часть города, или Ветшаный город, тоже относится к XII в. Причем Серебренные ворота, по его мнению, располагались в восточной трети города [7].
Правда, под старым городом, или городом Мономаха Бунин понимал как восточную треть, так и центральную часть города, а сообщение летописи за 1194 г. о закладке Всеволодом III детинца представлял как обособление Кремля и устройство по его периметру насыпных валов с деревянными стенами.
Н. Н. Воронин опроверг эту точку зрения, доказав благодаря своим раскопкам, что детинец Всеволода занимал лишь часть Мономахова города. В ряде своих работ Н. Н. Воронин дал исчерпывающий анализ истории планировочной структур Владимира.
Взяв за основу бунинскую схему размещения ворот в древнем городе, Н. Н. Воронин внес в нее небольшое изменение: он поместил Серебряные ворота гораздо севернее, нежели они показаны у Бунина т. е. на современную улицу им. Фрунзе, перед бывшим здесь мостом через р. Лыбедь. В то же время Н. Н. Воронин писал, ссылаясь на исследования владимирского геолога А. А. Добролюбова: «...в древности рельеф этой части города был иным: южнее современной улицы Фрунзе шла ложбина, по которой могла проходить дорога, ведшая к Серебряным воротам».
Однако новые материалы, обнаруженные в фондах государственного архива Владимирской области, позволили установить, что современное направление эта улица получила лишь в 1834 г., когда через Владимир проводили линию московско-нижегородского шоссе, при этом для организации нового выезда из города пришлось прорезать древний вал, ограждавший эту часть города. Новое направление центральной улицы показано на плане 1834 г., где написано: «Линия для шоссе». А старая дорога, как свидетельствуют документы Владимирского архива, осталась справа от нового шоссе. Она была столь узкой, что по ней с трудом могли разъехаться два экипажа, а расширить ее можно было, лишь срыв юго-восточную часть насыпного вала, на что не пошли устроители шоссе.
Следовательно, в конце этого старого направления большой улицы перед выездом из города надо искать Серебряные ворота, т. е. там, где они показаны на схеме А. Бунина. Серебряные ворота выходили на дорогу к Боголюбову, а затем — к Нижнему Новгороду. Золотые ворота — на Московскую дорогу, Волжские — на Муромскую. От современного Ерофеевского спуска начинается дорога на Юрьев-Польский. Здесь, несомненно, также находились какие-то ворота. Все исследователи помещают здесь Иринины ворота.
А куда выводили бы Медные ворота, если их разместить у Никитского спуска? Никаких дорог, выходивших за пределы Владимира, здесь никогда не было. В то же время, кроме перечисленных выше дорог, из Владимира выходила еще одна — на Суздаль. Современная Суздальская улица — небольшой участок ее, начинающийся почти у Лыбеди. Самый ближайший выход на нее — по Ивановскому спуску (ныне улица Осьмова). Весьма возможно, что именно в конце этого спуска и находилась Медные ворота.
В 80-е годы в крайнем доме со стороны холма на Ивановском спуске жила младшая сестра моей бабушки. К слову, она ведь была моей крестной матерью...Так вот, у нас была традиция после демонстрации 1 мая или 7 ноября праздновать у нее. Тогда собиралась вся большая родня. А мы - дети смотрели со второго этажа за людьми, массово направляющихся домой по спуску после демонстрации с красными флагами и транспорантами. Было очень интересно... Оказывается, они проходили через старые Медные ворота...
Однако как же быть с указанием летописи на то, что Медные ворота находились в Новом городе? Поскольку восточная часть города появилась в одно время с западной, то обе они по отношению к центральной части, более древней, были новыми. Тогда местоположение Медных ворог не противоречит летописному указанию. Следовательно, завоеватели вначале проникли в западную и восточную трети города, а потом уже преодолели укрепления Мономахова города.
stories-teller.livejournal.com
Археология. Наши далекие предки (Владимирская область) |
В результате труда археологов несколько приподнята завеса неизвестности над теми периодами истории, когда во Владимирском крае на смену угро-финским племенам меря и мурома пришли славяне. Об этом труде и его результатах рассказывает статья археолога В. П. Глазова.
Изучение происхождения угро-финских племен мурома и меря, славянской колонизации их территории и дальнейшей судьбы народов, заселявших Северо-Восточную Русь, начинается с середины XIX века.
Пионером археологических открытий в крае считается уроженец Муромского уезда граф А. С. Уваров. В 1851 году на территории Владимирской губернии были предприняты раскопки, которые и положили начало дальнейшим археологическим открытиям.
Уваровым было раскопано свыше 7000 курганов. Раскопки дали богатейший вещественный материал, отражавший культуру племен и народов VIII—XII вв. н. э. Однако за каких-то три года раскопать такое большое количество курганов — значит очень спешить. Такая торопливость свидетельствовала о том, что при раскопках не соблюдались требования науки. И действительно, Уваров не отличался скрупулезностью, необходимой археологу. Он начинал работу в 10 — 15 местах одновременно. Раскопки вели десятники из крепостных крестьян. Дневники не отражали подлинного положения вещей, записи отрывочные, неполные.
О результатах раскопок поведала объемистая работа А. С. Уварова «Меряне и их быт по курганным раскопкам». Этот труд отчасти грешил неточностями и домыслами автора, но все же начало изучению в крае памятников далеких эпох было положено.
Большую пользу науке принесли краеведы. Они собирали случайные находки, записывали услышанные от очевидцев рассказы о найденных кладах монет, легенды и были, повествующие о странных и загадочных событиях.
Владимирские краеведы В. Доброхотов, К. Н Тихонравов, Н. Е. Макаренко оставили после себя описания археологических памятников и этим способствовали их охране.
Мерянская подвеска — амулет из раскопок в селе Пирово-Городищи)
Во Владимире действовала одна из самых активных в России организаций любителей-краеведов —Владимирская ученая архивная комиссия. Она собирала и издавала древние рукописи, печатала материалы археологических раскопок, собирала старинные книги, иконы, картины и предметы старинного быта, скупала у населения случайные археологические находки.
Комиссия созывала губернские археологические съезды: с научными докладами выступали на съездах известные археологи и историки России. Кроме русских, изучением угро-финской проблемы занимались финские археологи — И. Р. Аспелин, А. М. Тальгрен.
С первых лет Великой Октябрьской социалистической революции начались исследования Владимирского края местными музеями, работали советские археологи А. Ф. Дубынин, А. Д. Варганов, В. И. Иванов. Посещали с экспедициями наш край известные археологи В. А. Городцов, A. А. Спицын и другие.
A. Ф. Дубынин и А. Д. Варганов делали первые раскопки в Суздале.
B. А. Городцов копал в Муромском районе.. Но это были небольшие по объему работы. С 1946 года начались планомерные исследовательские работы в Суздале, Владимире, Юрьев-Польском. Их вели археологи Н. Н. Воронин, П. А. Рапопорт, В. В. Седов и М. В. Седова.
Проблема древнерусского города становится одной из ведущих в исторической науке послевоенных лет. Была выпущена в свет подготовленная Н. Н. Ворониным двухтомная монография «Зодчество Северо-Восточной Руси ХН-ХУ в.в.»
B. В. и М. В. Седовы ведут археологические раскопки в древнерусском городе, исчезнувшем с лица земли, — Ярополче близ Вязников (село Пи-рово-Городищи), в Суздальском кремле, на городском курганном кладбище XII—XIII в.в., на реке Мжаре.
Была образована среднерусская археологическая экспедиция Академии наук СССР. Она занималась раскопками в Суздале, Кидекше, Владимире, Муроме.
Е.И. Горюнова на основании изучения археологических материалов музеев Москвы, Мурома, Рязани, Ярославля, Горького, Владимира, Суздаля и других источников написала объемный труд по истории нашего края, с эпохи бронзового века по славянский период — «Этническая история Нолго-Окского междуречья».
В настоящее время в области ведутся многочисленные археологические изыскания. Почти ежегодно проводятся раскопки в Суздале, в Ярополче (Пирово-Городшци), в Муроме. Раскопки проводятся по строгой научной методике. Находки фиксируются. Ведутся дневники. Применяются новые научные методы: радиоуглеродный, спектрографический, математическое кодирование на счетно-решающих машинах.
Археология сейчас — это комплекс многих наук: истории, палеографии, этнографии, физики, математики, химии и других.
Известно, что наш край явился тем территориальным ядром, где сплотились русские княжества в единое многонациональное русское государство. Раскопки дали вещественный материал, говорящий о высокой экономике и культуре наших предков в далекие времена русского средневековья. Но славяне пришли не на пустые, никем не заселенные места. Кто же были таинственные обитатели края?
«Тысячу триста лет тому назад…» — можно бы такими словами начать рассказ об этих таинственных лесных племенах, живших в 7 — 10 вв. н.э. на берегах Клязьмы, Каменки, Нерли, Ирмези, Колокши. В 1113 году в Киевском государстве жил один из первых русских летописцев, из-под пера которого вышла летопись «Повесть временных лет». В этой летописи есть упоминание о народах, живших и на нашей Владимирской земле.
«В Афетове же части седять русь, чудь и все языци: Меря, Мурома, Весь, Моръдва» и далее читаем: «на Белоозере сидять Весь, и на Ростовском озере Меря, а на Клещине озере Меря же. А по Оце реце, где потече в Волгу же, Мурома язык свой и Черемиси свой язык, а се суть инии языци, иже дань дають Руси». Это самое раннее сведение о народах, населявших Северо-Восток русского государства в начале XI века. Эти племена занимали территорию, в настоящее время входящую в области: Владимирскую, Ярославскую, Костромскую, Горьковскую, Московскую, Рязанскую.
Одним из племен, и вероятно, самым многочисленным, было племя меря. Первоначальные известия о нем дали раскопки грунтовых могильников. Были исследованы и мерянские поселения. На основе проведенных археологических работ была выработана историческая схема развития мерянских племен. Она такова: на рубеже I и II тысячелетия н. э. на территории нашего края появились поселения, не защищенные валами и рвами.
Они располагались, как правило, вблизи рек. Поселения были крупные, родовые. Дома делались деревянными, бревенчатыми, в археологии их принято называть «наземными жилищами». Они, правда, слегка заглублялись в землю.
Предметы охоты и рыболовства у славян. Наконечники для стрел, рыболовные грузила, рыболовные крючки
Пол такого дома — земляной. Просто рылась яма на размер жилища, затем ее дно выравнивалось, и пол был готов. Оставалось только соорудить сруб. Выкладывали из малых валунов очаг, он обмазывался глиной. На этом работа заканчивалась. Топилось жилище по-черному, то есть без вытяжной трубы.
Орудия труда у славян. Коса-горбуша.
Дом имел двускатную кровлю из жердей, которые опирались на две продольные слеги, закрепленные на столбах. Такие жилища характерны были для всей лесной полосы северо-восточной Европы.
Были дома малые — семейные и большие — общинные. Это свидетельство того, что уже в то время у мерян происходят разложение общины и выделение семьи, но еще связанной с общиной крепкими узами.
Основным занятием мерянских племен было скотоводство, подсобным — охота и рыболовство. На поселениях обычными находками являются кости животных. Эти кости собираются и исследуются остеологами. Они-то и дали сведения о том, какие животные находились в стадах у мерян. На первом месте были лошади, затем свиньи. Стада давали много мяса. Животные хорошо переносили зимние холода. Кормов было достаточно в поймах рек и лесах.
Археологи находят также и предметы быта: посуду, украшения, инструменты и т. п. Все изделия поглощались собственно общиной. Каждый мог заниматься домашним ремеслом, не оставляя основного занятия — скотоводства.
Меряне не знали и гончарного круга. Все сосуды их сделаны от руки. Изготовлением посуды, очевидно, занимались женщины. В составе глиняного теста много примесей — песка, шамота, отчего поверхности изделий шероховатые. Основной формой керамики были низкие приземистые горшки
Среди других находок мерян встречаются орудия труда и оружие. Из металла: серпы, наконечники стрел и копий, ножи домашние и охотничьи. С востока по торговым путям Волги, Оки, Клязьмы в мерскую землю попадали серебряная монета, медь с Урала и Кавказа.
В обмен на пушнину и олений рог меряне, через посредство прикамских племен, получали сырье для ювелирного и железоделательного производств. Но на первоначальном этапе изготовление украшений и железоделательное производство служили для снабжения внутреннего рынка. Это были только эачатки ремесла.
О занятиях мерян свидетельствуют и предметы охоты (гарпуны, наконечники стрел), рукоятки для ножей, гребни, различные подвески и другие предметы быта и культа.
Все эти поделки из кости украшены орнаментальной резьбой. Самое интересное в орнаментике этих предметов — их близость по сюжету к уральским поделкам из кости. Отличительным для мерян является нанесенный на изделие геометрический орнамент, состоящий из ромбов, зигзагов в сочетаниях с глазком в виде кружка с точкой посередине. Подобный орнамент встречается до сих пор у северных народов ханты и манси.
В результате сравнения отдельных элементов материальной культуры мерян советские исследователи пришли к выводу, что прародиной угро-финских племен, к которым относятся и меряне, были районы Приуралья.
Меряне обожествляли животных. По их понятиям, каждого человека окружали в повседневной жизни духи — дух реки, озера, дух леса, бог солнца. Одни духи защищали — люди приносили им жертвы, отдавая часть добычи, других — злых духов —люди старались задобрить и также приносили им жертвы. Среди находок встречаются сделанные из бронзы изображения человека (по представлению мерян, они являлись вместилищем души умерших предков). Это были «обереги». Оберегами являлись и фигурки животных. Постоянно в мерянских погребениях встречаются фигурки коньков. Они выполняли свое назначение религиозных родовых тотемических знаков, вместе с тем служили как подвески к поясу или нашивки на одежду. Известны и другие элементы в украшениях — изображения водоплавающих птиц, змей.
К поселениям мерянского времени, начиная с дьяковского (т. е. с раннего железного века Северо-Восточной Европы) во Владимирском крае относятся такие пункты, как городище близ деревни Теньки под Юрьевом-Польским, городище села Якиманское (Суздальский район), городище под селом Куницыном в Камешковс-ком районе, городище близ села Новоновляново Гусь-Хрустального района.
Орудия труда у славян. Хозяйственные ножи. Конские удила
Это поселки, которые были первоначально заняты племенами угро-финского происхождения. Так, при раскопках, проведенных Н Н. Ворониным в Суздальском кремле, найден культурный слой, датированный им XI – X вв. н. э.
Орудия труда и предметы быта у славян. Запоры
Когда в районы Владимирщины начали проникать славяне, то меряне не исчезли без следа. В более поздних, славянских археологических комплексах можно найти элементы мерянского культа, воспринятые славянами от коренных жителей.
Важной чертой в характеристике этнической принадлежности того или иного погребения играет анализ погребального обряда. Погребальный обряд мерян исследован еще довольно слабо.
Во Владимирской области можно назвать только Новлянский могильник, расположенный на реке Ушне в деревне Новая. Раскопки проводил Н Е. Макаренко в начале XX века. В сопоставлении с известными уже в то время Кошебеевским, Заколпским и Кузьминским могильниками замечается одна общая черта для погребального обряда мерян. Меряне, даже в период контактов со славянами, не восприняли обряд погребения в курганах. Они по старой традиции продолжали хоронить в грунтовых могилах, то есть не сооружая над могилой никакой насыпи. Умершего соплеменника или сжигали (обряд кремации) или укладывали (если был обряд трупопо-ложения) в узкую могильную яму Погребенного сопровождали повседневные предметы, которые служили ему всю жизнь и должны были пригодиться в потустороннем мире.
Для мужчин это были копья, топоры, кельты. Для женщин предметы украшений: так называемые «шумящие подвески» различных форм; преобладали в основном ажурные, плетенные из проволоки подвески, подвески из трубочек с кольцами, с «гусиными лапками» или колокольчатые шумящие привески.
Другим племенем, населявшим Владимирскую землю ко времени прихода славянского населения, упомянутом в «Повести временных лет», было племя муроме Летописец говорит что -то племя живет «по Оце реце». В результате последних лингвистических и археолого-этнографических исследований советские ученые склонны отождествлять племя мурома с одной из племенных групп мордовского населения.
Славянские украшения. Трехбусенные височные подвески с зернью
Русские и некоторые зарубежные ученые вообще ставили знак равенства между мордвой и мурома. Но вопрос гораздо сложнее и запутаннее, чем это может показаться на первый взгляд. Вероятнее, было несколько племен, родственных друг другу. Эти племена иногда объединялись в союзы для борьбы с общим врагом, как это было, например, в 1103 году при князе Ярославе, когда он был разбит мордвой: «Того же лета бися Ярослав с мордвою месяца марта в 4 день и побежден бысть Ярослав».
Муромских памятников известно сравнительно немного, они все расположены в нижнем течении реки Оки, т. е. в пределах современного Муромского района. Через Мурому на запад поставлялся уральский металл, а также происходило передвижение угро-финского населения. Близость к Волге свидетельствовала о выгодности географического положения муромских земель.
Сейчас известны такие поселения мурома: на территории современного города Мурома — на склонах Воеводской и Богатыревой горы, на берегу Оки у церкви Николы Набережного, на южной окраине — селище Пятниц-кое. Иными словами, город Муром образовался из слияния муромских поселков в единый город. На примере Владимира и Суздаля можно видеть, что то же самое произошло с мерянскими поселками. Вообще племя мурома ближе и по культуре к мери, чем к мордовским племенам, — это результат территориального контакта. Как меря, так и мурома еще не имели городов; они не могли возникнуть при отсталой родоплеменной структуре угро-финского населения, когда еще не созрело ремесло.
Несколько селищ было открыто и в окрестностях города Мурома. Это, прежде всего, — Тумовское селище в семи километрах к юго-западу.
История Муромских поселений стала гораздо яснее после частичного обследования Тумовского селища под Муромом. Селище расположено на высоком левом берегу реки Илемны. Внизу широкая пойма, богатая травами, удобная для выпаса скота. Мурома, как и меряне, были по преимуществу скотоводами. Планировка Тумовского селища была свободной. Дома самых разнообразных конструкций: это жилища-полуземлянки и большие усадьбы с комплексом жилых построек, заключенных в один двор. Наиболее ранними, вероятно, были полуземлянки размерами от 8×5,5 до 4×2 метра.
В полуземлянке, которая заглублялась в землю, были печи-каменки и более усовершенствованные на приподнятой глиняной подставке. Печь имела свод, что позволяло применять ее для обжига керамики и даже для плавки металла, то есть для домашнего ремесла.
Наземные жилища — большие, расположенные как бы компактными гнездами, объединены общим двором вместе с хозяйственными постройками и загонами для скота.
Славянские украшения. Витые браслеты
Пол — земляной, заглублен в землю на 20—30 см. Избы муромы делались в виде сруба, имеющего двускатную кровлю. Позднее, когда разрушается многосемейный уклад, появляются жилые дома меньших размеров — до 10—12 кв. метров. Пол -уже был деревянный. Под полом имелся Славянские украшения. Витые браслеты погреб для хранения продуктов.
Аналогии муромской деревни можно найти в постройках удмуртских и мордовских деревень.
Основным занятием муромы было животноводство. Подспорьем к мясной пище являлись зерновые продукты. На Тумовском селище найдены зернотерки, серпы, глиняные площадки — тока, где велся обмолот зерна. Земледелие, вероятно, было подсечным.
При определении костных остатков, которые были найдены во время раскопок, установлено, что муромское стадо состояло из свиней, лошадей, коров, овец.
Мясо заготавливали впрок, на зиму. Скот давал и сырье для домашних ремесел: выделывались кожи, пряли из шерсти ткани, валяли войлок и обувь на зиму. Кожа и щетина шли в обмен на металлическую утварь, оружие.
Подспорьем в питании служила и рыбная ловля. Рыбачили на удочку, делали заколы, ставили сети и плетеные из ивовых прутьев «морды». О рыболовстве свидетельствуют находки костяных игл для плетения сетей, рыболовные грузила из глины и слои рыбьей чешуи и костей. Рыбу полностью потребляли сами, на товарный обмен она не шла. Домашним ремеслом занимались все жители поселка. Это было гончарное дело, плотницкое, производство железа для нужд хозяйства, ювелирное дело.
Гончары муромы, как и мерянские, еще не знали гончарного круга, поэтому лепили посуду вручную, занимались ее изготовлением, очевидно, женщины. Характерной муромской посудой являлись горшки разных видов, смотря по назначению их в хозяйственном обиходе: приземистые с широким венчиком или сосуды баночной формы с ассиметричными неровными боками. Сосуды очень редко орнаментировались. Они грубы по фактуре, имеют шероховатую поверхность. Свою одежду, быт жители могли украшать красивыми вещами. Одежда с расшивкой выглядела настоящим произведением искусства. Она поражала своей изысканностью и красотой.
Продукция ремесла хорошо представлена в материалах муромских могильников. С муромских грунтовых бескурганных могильников и началось изучение Муромы. В 1840 году могильник был открыт при добывании глины на берегу оврага Бучиха и на территории города Мурома. В семидесятых годах открыт, также случайно, Максимовский могильник VII—XI вв. Далее последовало открытие Подболотьевского могильника в 12 ш от Мурома у деревни Подболотни. Уже в советский период А. Ф. Дубынин раскопал Малышевский могильник.
Предметы быта у славян. Гончарский горшок.
Открытие этих бескурганных могильников дало археологической науке богатейший материал для выяснения истории муромских племен, развития культуры и установления времени жизни их на территории Владимирского края. Эти могильники датированы исследователями VII—X вв., что дает нам право на утверждение достоверности «Повести временных лет». Говоря об этнической принадлежности муромы, нужно отметить их близость в культуре к мордве и удмуртам. Филологи усмотрели даже сходство слов мордовского языка с названиями рек, урочищ у муромы.
История заселения Владимиро-Суздальских земель славянами начинается, по последним данным археологии, с X века. Следы присутствия славян отмечаются, в основном, в курганных могильниках. У славян этого периода господствовал обряд кремации. Этот обряд просуществовал до начала XI века. Затем какой-то небольшой промежуток времени бытуют сожжение и трупоположение и, наконец, уже во второй половине XI века и позже обряд трупоположения становится господствующим и даже единственным.
Умершего сжигали не на месте погребения, а в стороне. Останки складывались в горшок. Тут же клали вещи: украшения, оружие, огниво, другие предметы быта. После этого насыпался курган. Высота насыпи кургана у разных славянских племен не была одинаковой. Особенно монументальны насыпи курганов у новгородских славян, их высота достигала десяти метров. Это так называемые сопки. У кривичей насыпи делались продолговатыми, иногда до 12—15 метров, но у них же встречаются и круглые курганы. Такое разнообразие форм надмогильных сооружений говорит о неоднородности самого славянского населения.
В курганах очень часто встречаются привозные вещи из скандинавских варяжских стран. Находятся и предметы среднеазиатского происхождения, это, в основном, монеты. По-видимому, уже в то время у жителей нашего края существовали оживленные торговые связи с такими отдаленными странами. Среди скандинавских вещей находим: фибулы-застежки, браслеты в виде широкого обруча из выгнутой пластины со стилизованным изображением звериных головок, шейные гривны, подвески с рельефным растительным орнаментом. Эти вещи относятся к X и XI векам.
Е. И. Горюнова в своей монографии «Этническая история Волгоокского междуречья» допускает присутствие в погребальных комплексах вещей
скандинавского типа по иной причине. Она предполагает, что во Владимирскую землю эти вещи были завезены пришельцами из новгородских, смоленских краев Там предметы и монеты скандинавских и среднеазиатских стран встречаются гораздо чаще.
Предметы быта у славян. Костяные гребни
Славянское переселение, или, как сейчас принято в исторической науке называть, — славянская колонизация, началась в IX веке.
Выделяются две колонизационные волны: первая — IX, до начала XI века и следующая — вторая половина XI—XIII вв.
Первая волна докатилась до Волги (Углече-поле), Ярославля, озера Перо, Плещеева озера, до самых благодатных, черноземных участков Суздальского ополья по реке Нерль В этот период сюда приходят, в основном, крестьяне, бежавшие от притеснений князя и от его «лучших людей» — мечников, «гридей», «пасынков», «милостников», «тиунов», несших службу при дворе князя. Они воевали, судили, объезжали села и веси, удаленные от княжеского двора для сбора подати, вели учет княжеского хозяйства и т. д.
В «мерскую землю» пока не доходили слуги князя. Но недолго продолжалась здесь вольная жизнь. Наступил период княжеской колонизации.
От великого князя киевского младшие князья получают вотчины и в пределах Владимиро-Суздальских земель. Владимир Мономах послал в Ростов в 1093—1094 гг. своего сына Мстислава. В 1096 году в Суздаль направлен был княжить юный отрок Юрий. Княжеская власть усилилась еще больше, когда в наших краях появились первые укрепленные города с княжеским двором. Сразу же княжескую руку почувствовали и «инородцы» — меря и мурома.
Новые города Юрьев-Польской, Дмитров, Кидекша, Звенигород, Москва, Переяславль-Залесский, Стародуб Клязьминский (ныне Ковровский район, село Клязьминский городок), Ярополч (Вязниковский район, село Пирово-Г ородищи), Числовские городища (Юрьев-Польской район), как Владимир и Суздаль, возникли на месте бывших мерянских поселений.
Славяне строят по крупным рекам и важнейшим дорогам укрепленные сторожевые посты-засеки. Такими постами можно считать, очевидно, Макееву гору (Камешковский район, село Макеево), городище близ села Куницына в том же районе, городище близ села Любец (Ковровский район), Симский Хабаров городок (близ села Сима Юрьев-Польского района).
Наглядным примером образования средневекового русского города является возникновение Мурома. Он возник на базе цепи приокских муромских селищ.
В летописи говорится, что Владимир Святославич дает в удел младшему сыну Глебу — Муром, а старшему Борису — Ростов Великий. Установление княжеской власти не по духу пришлось вольному муромскому населению, и, как говорит летопись, «еще тогда невернии была людие и жестоци и не приятна ею к себе на княжение, и не кристится, по и сопротивляхуся ему». Князь был вынужден покинуть город.
Княжеской власти сопротивлялись и жители Суздаля в 1024 году. Первое упоминание о Суздале относится к этому времени. Летопись сообщает что в Суздале произошло восстание волхвов-язычников (очевидно мерян), и Ярослав Мудрый вынужден был приехать со своей дружиной подавить его.
Во время разведок по Владимирской области автором этих строк было обнаружено большое количество славянских поселений. Между селами Куницыно и Городок вновь найдено 10 селищ, близ села Любец в Ковровском районе, близ села Глебово и другие. Селища располагаются на береговых террасах и в пойме Клязьмы. Большая цепь селищ найдена в Ковровском же районе на правом берегу реки У водь близ сел Большие и Малые Всегодичи. Протяженность ее достигает семи километров. Культурный слой на этих селищах значительный, до одного метра, а иногда и выше. Найдены новые курганные группы славянского времени: у сел Подолец, Черноку- лово, Елох, Варварино (Юрьев-Польской район), Сенинские дворики, Глебово, Клязьми-нский городок, Яковлево, Мисайлово (Ковровский район) и много других.
В результате разведок было найдено около 300 новых памятников разных времен, начиная от неолита и кончая славянским временем. Большой интересный научный труд археологов области найдет свое отражение в специальном издании — готовится к выпуску свод археологических памятников Владимирской области.
Источник:
Интересное о крае. Люди, история, жизнь, природа Земли Владимиркой. Верхне-Волжское книжное издательство, г. Ярославль, 1973
book33.ru
Древний русский город Владимир (27 фото)
Древний русский город Владимир
Мало кто из российских путешественников знает, что на Родине существует множество увлекательных мест, который могут заинтересовать самых любознательных. Одним из таких мест является старинный город Владимир, который входит в состав «Золотого кольца России».
Владимир: что можно посмотреть
Однако, стоит знать, что Владимир – это особенный город. Но не каждому финансово и по времени удается посмотреть все города, отправившись в тур на несколько дней, поэтому некоторые туристы самостоятельно строят свой маршрут и отправляются в увлекательное историческое путешествие по дебрям российской истории.
Владимир – это уникальный город, в который стекаются не только любознательные путешественники, но и верующие люди, которые стремятся попасти в соборы и храмы, которые были построены еще до того, как начала возводиться Москва. Для того чтобы познакомиться со всеми достопримечательностями подойдет экскурсия во Владимир, заказать и подробнее узнать о которой можно на http://yavmoskve.su/tour/132. Однако, чтобы посетить все интересные места рекомендуется посвятить этому городу хотя бы два дня.
Золотые ворота и Музейный центр «Палаты»
Визитная карточка это города. Еще несколько веков назад, эти ворота служили как оборонительным пунктом, так как и триумфальной аркой, через которую входили воины – победители после военных походов. В верхней части ворот над входом располагается небольшая церковь. В нынешнее время здесь открыт и исторический музей, где можно посмотреть военное снаряжение. В начале 90-х годов это архитектурное сооружение признано наследием ЮНЕСКО.
Историческое место – Музейный центр «Палаты» рассказывает о быте и административных делах, которыми занимались бояре и дворяне в исторические времена. Сейчас здесь существует музей, где располагаются те вещи, которые удалось сохранить со времен XI века.
Успенский собор и Соборная площадь
Один из самых величественных построек на Руси, по типу, которого строились храмы после монгольского Ига. Успенский собор был построен только из самых качественных материалов. Белокаменный, величавый он до сих пор украшает город Владимир и принимает каждый год большое количество восхищенных туристов.
Сердце Владимира – Соборная площадь – служит соединительным звеном, объединяя многие достопримечательности города. До того, как распался Советский Союз, площади носила другое название – «Площадь Свободы». Старинному центру города стоит посветить целый день, так как здесь можно посетить несколько соборов, ознакомиться с местными памятниками и старинными учебными заведениями.
Музей Хрусталя и центр «Эврика»
Удивительное место, которое создает эффект сказочности, как только в него попадаешь – Музей Хрусталя. Здесь представлены самые выдающиеся работы известных мастеров, а так же представлены множество работ из фарфора.
При музее существует небольшой магазинчик, где можно подобрать красивые сувениры из хрусталя, а так же открытки с изображением знаменитых произведений искусств.
Научно-познавательный центр «Эврика». Этот центр рассказывает о правилах и законах природы, которые были открыты знаменитыми учеными. Самое интересное, что в таком центре, сотрудники помогут самостоятельно проверить открытые явления и убедиться в их достоверности.