Стекло в древнем риме. Наука 21 век » Вторичная переработка стекла существовала в Древнем Риме
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Высокие технологии древнеримского стекла. Стекло в древнем риме


Когда появилось первое стекло

стеклодувная трубкаХоть выплавка стекла и была изобретена задолго до древнего Рима, настоящего успеха в этом ремесле добились именно они – римляне. Первое стекло появилось ещё из древних вулканов, когда двуокись кремния, содержащаяся в лаве, застывала – порождала собой крепкое и невероятно твёрдое стекло, которое называют обсидианом.

Есть несколько версий того, как человек изобрёл стекло. Первая легенда гласит, что, когда одно финикийское торговое судно попало в бурю, ему пришлось пришвартоваться на ближайшей пристани. Команда высадилась на песчаный берег, и для того чтобы подпереть чан с похлебкой решили использовать глыбы перевозимой соды, так как камней там не оказалось.

Утром, прибирая остатки костра, один из моряков заметил странный материал, не похожий на те, что он видел ранее. В золе лежали блестящие кусочки. Как утверждают древнеримские историки, так и было сотворено первое стекло – при помощи сплава соды и берегового песка.

Эта история передавалась из поколения в поколение, не подвергаясь ни единому сомнению. Так было ровно до тех пор, пока кое-кто не решил повторить опыт финикийских моряков. Как оказалось, жара от котла недостаточно, для сотворения необходимого сплава.

Другая легенда гласит, что стекло, совершено случайно изобрёл один древнеегипетский гончар. Однажды в примесь глины к изделию попала смесь песка с содой. Удивлению мастера не было границ, когда после обжига он увидел, что предмет получился не шероховатым, а покрытым гладкой пленкой. Можно считать, что это пленка и была первым в мире стеклом.

С тех пор мастер стал каждое изделие покрывать своим секретным материалом, добавляя различные примеси, чтобы выходил разный цвет окраски. Некоторые гончары подсмотрели, как это получается и стали пытаться сделать что-то подобное. Один мастер так небрежно смешал ингредиенты, что после плавки у него получился небольшой сгусток на изделии. Мастер, немного доработав образовавшийся из-за его невнимательности кусок, изготовил первое декоративное изделие из стекла.

Можно сказать, что истинными авторами стекла были именно древние египтяне. Самой древней стеклянной находке, обнаруженной на территории Египта, является зелёная бусина, возрастом около 5.5 тысяч лет.

Вскоре египтяне освоили ремесло стекловарения. Они начали изготавливать кубки, сосуды, вазы и многое другое. Варили его в глиняных чашах. Когда образовывалась вязкая, густая смесь – ей придавали нужную форму специальными инструментами. На лепку, мастеру отводилось не больше десяти секунд, ведь стекло практически моментально застывало. Поначалу, работа мастеров выглядела очень неуклюже. Большие и толстые стенки, неровная форма и неправильное строение сосуда, придавало ему совсем непривлекательный вид.

В древнем Риме, процесс изготовления стеклянных изделий подвергся значительному, но на первых взгляд очень простому усовершенствованию. Мастера догадались, что при помощи специальной трубки, они могут выдувать изделия – подобно мыльному пузырю. Мастер набирал комок жидкого стекла на конец трубки и постепенно выдувал его до тех пор, пока стенки пузыря не становились максимально тонкими. При помощи подручных инструментов, мастер придавал пузырю нужную форму. Так и получался кубок, ваза или другая его задумка.

Позже стали выдувать стекло в специальную металлическую форму с рисунком на внутренней стороне, который и отпечатывался на изделии, затем форму разбирали и извлекали готовое изделие.

С уверенностью можем сообщить, что работы римских мастеров могут поразить вас и сегодня. Они умели вложить один сосуд в другой, либо украсить изделие вторым слоем стеклянных полосок.

Не только это подверглось изменениям со времён древнего Египта. Римляне улучшили процесс стекловарения. Они пользовались настоящими стекловаренными печами, которые обкладывали камнем, в то время как в древнем Египте использовали глиняные горшки в качестве печи. В новых условиях, смесь, в самом деле, становилась жидкой, при более высокой температуре. Тогда же и выяснилось, что, если стекло нагревать до температуры свыше 1500 градусов, при застывании оно становится прозрачным.

Тяжело представить, сколько посуды было изготовлено с того времени, благодаря простому римскому изобретению – стеклодувной трубки. Оказалось, что если выдуть длинный и продолговатый пузырь, в котором отрезать дно и раскатать – то можно получить ровное и тонкое оконное стекло. Но оконное стекло научились делать только в 1330 году, благодаря французу Кокерею. Даже в наши дни, особо искусные изделия из стекла изготавливаются при помощи стеклодувной трубки, пришедшей из древнего Рима.

www.vseznayka.kiev.ua

Высокие технологии древнеримского стекла. | Русский след

Искусство производства стеклянных изделий достигло небывалого расцвета во времена Римской империи. До наших дней сохранилось множество великолепных стеклянных изделий являющихся столь сложными в изготовлении, как кубок Ликурга, что воссоздать из аналоги не под силу даже современным мастерам.

Особого внимания заслуживает процесс получения древними римлянами цветного стекла, являющийся столь высокотехнологичным и химически сложным, что в нём присутствуют даже синтетические красители.

Как же римляне получали цветное стекло?Современные исследования позволили установить лишь ряд компонентов используемых для получения некоторых цветов. Особую проблему составляло то, что многие секреты стекольного производства охранялись в Риме, как важнейшая государственная тайна.

Цвет «аква» (бледный сине-зеленый) достигался за добавлением оксида железа II (закиси железа). Многие ранние римские сосуды были именно этого цвета.

Сера придавала стеклу зелёный оттенок.

Бесцветное стекло получалось за счет добавления окиси сурьмы или марганца, что способствовало оксиду железа II преобразоваться в железо III.

Окись, по факту была желтой, но цвет столь слаб и практически неразличим, что стекло считалось бесцветным.

Янтарный цвет достигался за счет добавление в сырье железно-сернистых соединений.

Фиолетовый цвет стекла получался при добавлении марганца в соотношении 3:100 от общего объёма.

«Королевский» синий цвет стекла – при добавление кобальта в соотношении 1:1000 от общего объёма.

Рецепт получения «Египетского синего» цвета точно не известен, но многие исследователи склонны считать, что добавляемый пигмент был первым известным синтетическим пигментом получаемым по неизвестной ныне технологии из смеси кремнезема, извести, меди и щелочи.

Пурпурный цвет, от непрозрачного коричневого стекла до блестящего тёмно-красного цвета, получался за счёт добавления не более 10% меди и от 1 до 20% свинца.

Стеклянные сосуды цвета пурпурин достаточно часто встречаются при археологических раскопках богатых римских поселений. Особенно большое их количество было обнаружено в Помпеи.

Получение насыщенного красного цвета в производстве цветного стекла считалось одной из самых сложных задач. Крайне редкие и особо ценные стеклянные предметы обладали пурпурным цветом.

Жёлтый цвет практически не применялся при изготовлении римской посуды, но известен по дошедшим до наших дней элементам мозаик. Точный процесс получения жёлтого, как правило, непрозрачного стекла, к сожалению неизвестен, но предположительно использовались добавки сурьмы и свинца.

Это лишь небольшой список способов получения цветного стекла в Древнем Риме, но как мы можем видеть, еще несколько тысяч лет назад люди обладали значительными технологиями производства цветного стекла, и были хорошо знакомы с химией.

Богини древней Эллады Царь Фракии Ликург противник культа Диониса

ru-sled.ru

Как изобрели стекло

Природное стекло существовало много тысяч лет назад, сейчас мы называем его обсидианом. Это остывшая лава, которая вытекла из жерла вулкана во время извержения. Но данное вулканическое стекло непрозрачное и использовать его для, например, остекления никак нельзя. Древние люди использовали обсидиан для обработки режущих инструментов.

Родиной же первого рукотворного стекла ученые называют Древний Египет. Ученые не знают достоверно, кто первый получил состав стекла, и как ему пришла в голову такая идея, есть только теории.

 Самые древние из найденных стеклянных изделий датируются 3 тысячелетием до н.э. Это стеклянные бусины. В то время еще не умели создавать прозрачное стекло, таким как мы его знаем сейчас. Как правило, к стеклянным изделиям примешивалась медь, железо, кобальт и тогда цвет изделий имел зеленоватый или голубоватый оттенок. Первыми изделиями из стекла были бусы. Позже стеклом стали покрывать посуду.

А вот выдувать форму стеклянного изделия начали намного позже, в период Римской империи. Именно тогда начали применять стекло для остекления домов очень богатых римлян, а также появились стеклянные пластинки для украшения и облицовки стен. В тоже время возникла мозаика. Искусство стеклоделия в Древнем Риме получило распространение, именно там были построены стекловаренные печи, с помощью которых стекло плавилось до нужной температуры. Одним из известнейших древних стеклянных предметов времен Римской Империи можно назвать Портлендскую вазу. Она хранится в Британском музее.

 

В Европе стекло начали производить только в средние века. В это же время изменился состав сырья для производства, соду заменили на поташ или карбонат калия, получаемый при сжигании дерева.

Особое развитие получило искусство стеклоделия в Венеции в XIII веке. Мастера добавляли в расплавленное стекло небольшое количество свинца, отчего венецианское стекло становилось более прозрачным. Городские власти перенесли все стекловаренные печи на остров Мурано из-за большого количества пожаров в городе. А в 1454 году в Венеции издали закон о смертной казни за разглашение метода изготовления венецианского стекла. Изделия из Муранского стекла ценились по всей Европе и стоили очень дорого. И сейчас в некоторых ювелирных изделиях мы можем встретить именно такое стекло.

В современном мире стекло используется и для дизайна помещений, и как строительный материал, например, при строительстве небоскребов и других архитектурных сооружений, и во многих других сферах деятельности человека.

kidwelcome.ru

История стекла

История стекла

Стекло - твердое тело, аморфное по своему строению. Стекла бывают природные и искусственные, изготовленные человеком. С глубокой древности человек научился использовать природное стекло в качестве орудии труда. Среди природных стекол, которыми пользовался человек еще в доисторические времена, различают тектиты и обсидианы. И те, и другие находят на стоянках людей каменного века.

Древний человек использовал природные стекла для изготовления различных рубил, скребл, наконечников для стрел и копий, ножей и других орудии труда. Тектиты облюбовывались древними и как амулеты.

Очень давно научился человек и производить стекло. На заре человеческой культуры в печах-ямах, используемых для обжига глиняных горшков и отапливаемых соломой, тростником или деревом, первую глазурь на стенках этих горшков дала, плавившаяся при не очень высокой температуре, зола. Стекая со стен горшков и смешиваясь с песком на дне этих ям, зола дала первую стекломассу. Таким образом, колыбелью стеклоделия можно считать ямную печь. И, надо сказать, что зола, содержащая до 40% щелочи, оставалась еще до середины 19 в. важным компонентом шихты на многих стекольных заводах, назначение щелочи понижать температуры плавления стекол. Наряду с золой, как источник щелочи, применяли еще в 1-ом в. н.э. полученные из нее поташ и соду, подразумевая под ними два основных вида экстракта из зол разных растений. В Египте использовали природную соду.

Помимо золы, второй основной компонентой стекла служит кварцевый песок. В древности, в ранние этапы стеклоделия славился сирийский песок с реки Белус. Этот песок практически не содержал окислов железа.

Кроме этих основных стеклообразующих компонентов применяют различные добавки - красители, глушители и специального назначения, придающие стеклу те или иные свойства.

Многие исследователи считают, что стеклоделие впервые зародилось в Месопотамии около 5000 лет тому назад. В Сирии были обнаружены осколки стекла, относящиеся к 2500 г. до н.э. Доподлинно известно, что в 16-14 вв. до н. э. стеклоделие в Египте было высоко развито. Раскопки, производимые Фливдерсом Петри в Тедь-аль-Амарне (близ Фив) в 189I-1892 гг.выявили остатки стеклодельческой мастерской времени одного из фараонов 18 династии. Были обнаружены остатки печей фрагменты тиглей для плавки стекла, битое стекло и другие предметы.

В начале нашей эры центр стеклоделия, переносится в Рим. Во времена Нерона (54-68 г.н.э.) применение стекла в Риме столь широко распространилось, что простой стеклянный бокал можно было купить за медную монету. В Риме появляется оконное стекло. Оно не было похоже на наше. Приготовленное выдувным способом оно представляло собой диски небольшого размера, вставляемые в переплеты деревянных или каменных решеток. В литературе тех времен сохранилось описание процесса варки стекла. Плиний Старший писал, что тончайший белый песок истирали и смешивали с 3 объемами соды. Смесь расплавляли, затем переносили в другую печь, где образовывалась масса, называемая Плинием "аммонитр". Аммонитр вновь переплавлялся в чистое белое стекло. Римские мастера вначале пользовались ввозимой из Фракии содой, затем перешли на добычу ее из золы водорослей.

Перенеся в 330 г. столицу из Рима в Византию, в Константинополь, Константин перевел в нее множество ремесленников, в том числе и стеклоделов.

Значительного развития в Византии достигла такая ветвь стекольного производства, как мозаика. Потребность в мозаике была огромная в связи со строительством большого числа храмов и особенно Софии Константинопольской, где мозаика как декор использовалась очень широко.

В 1204г. крестоносцы, а среди них были и венецианцы, взяли Константинополь и почти одна треть территории Византии отошла к Венеции. Заполучив на востоке мастеров и их секреты, венецианцы начинают активно осваивать стекольное дело. В конце XIII в. на острове Мурано, в двух км. от Венеции, уже существуют стеклодельные мастерские.

В 14-13 веках художественная ценность венецианского стекла общепризнанна. Расцвет его приходится на 16 в.. Это тончайшее, чистейшее и очень изящное стекло. Формы изделий исключительно многообразны. Преобладают рюмки, бокалы, посуда на ножках. Наряду с бесцветным применялось и цветное стекло,

позолоченное. Изобретение филиграни - прозрачного стекла с сетчатыми переплетениями молочно-белых нитей, еще более увеличило и без того всемирную славу венецианского стекла в 16 в.. О том насколько дорожили мастерами стеклоделия в Венеции говорит тот факт, что когда французский король Генрих III посетил Венецию, то он пожаловал всем первым мастерам Мурано французское дворянство.

Только в 17 в. венецианское стеклоделие начало клонится к упадку. В это время в Чехии в 1609г. Кашпаром Леманом был изобретен рецепт массивного, твердого стекла, получившего название хрусталь за сходство с горным хрусталем. В стекло стали добавлять кальций, придавший чистоту и прозрачность, твердость, больший показатель преломления и, следовательно, игру света. Чешский хрусталь, или как его еще называют богемский, в то время позволял применять глубокую гравировку - резьбу по стеклу. С этого времени начинается новая эпоха в истории художественного стеклоделия.

Несколько позднее в Англии в стекло стали добавлять свинец. Свинцовый хрусталь обладает поразительным блеском и светопреломлением с великолепной игрой света - дисперсией. Кроме того, свинцовый хрусталь обладает красивым звоном. В 18 в. производство хрусталя возникает во Франции - знаменитая фирма Баккара, действующая и поныне.

История производства стекла в России

В России, после татаро-монгольское нашествия разрушившего стекольное и многие другие ремесла в Киеве, Рязани и т. д, первые упоминания о производстве стекла относятся к 1630-31 гг., когда приглашенным из Швеции пушечных дел мастером Юлием Койетом был основан стекольный завод в 40-50 верстах от Москвы в с. Духанино, неподалеку от Нового Иерусалима.

Второй стекольный завод был выстроен при Алексее Михайловиче. Завод решено было ставить в Измайлове на реке Серебрянке. В 1669 г. завод был готов. Мастеров было по первоначалу трое: 1 иностранец, 2-русских. В Измайлове изготовляли всевозможные сулеи, кувшины, кружки, братины, лампадки, аптекарские скляницы и другие изделия. Измайловское стекло поставлялось на дворцовые нужды, часто шло на продажу.

Общий промышленный подъем, начавшийся при Петре, захватил в стекольное дело.

В 1706 г. был построен стекольный завод на Воробьевых Горах под Москвой. Основными видами продукции Воробьевского завода служили литые зеркала и увеличительные стекла. Стекло варилось, затем выливалось на медную доску, прокатывалось медным катком, шлифовалось, полировалось и под него подводилась амальгама. При этом размеры зеркал были поразительные: до 2,75 на 1,68 м. Это были самые большие по тем временам зеркала в Европе.

Во времена правления Петра I помимо казенных заводов, возникают частные стекольные заводы, из них пять под Москвой и один под Владимиром.

Один из пяти подмосковных заводов принадлежал купцам Мальцовам.

Развитие стекольного дела в Московских землях и под Санкт-Петербургом, повлекло за собой уничтожение значительной части лесов. Ведь лес шел на дрова, и была велика опасность пожаров. В 1747г. указ Сената запрещает строить винокуренные и стекольные завода в радиусе 200 верст от Москвы и Санкт-Петербурга.

Мальцовы переводят завод частично в Трубчевсний уезд Орловской губернии и во Владимирскую губернию на речку Гусь.

Хрусталь начали варить на Гусевском заводе с самого момента его основания. В Праге и Богемии закупаются образцы изделий и отправляются в Гусь. Русские мастера полностью воспроизводят их. На первых порах отличить богемский хрусталь от гусевского невозможно.

Мальцовский хрусталь быстро завоевывает призвание на российское рынке. В 1857r. Гусевскому заводу было разрешено изображать на своих изделиях государственный герб. Ассортимент изделий завода был чрезвычайно широк - от дворцовых хрустальных сервизов до обычных бытовых стакан. Приемы гравировки очень характерны для русского хрусталя.

Для русской гравировке очень свойственна свобода композиции сюжета, живописность рисунка, растительные узоры. На заводе известны целые поколения мастеров, передававших свое искусство гравировки по наследству - самая известная фамилия Травкиных. Работы мастеров Травкиных во множестве представлены в гусевском музее.

Если в 18 веке для декорирования хрусталя использовалась главным образом гравировка, то к началу 19 в. появляется мода на алмазную грань. Гравировка отступает на задний план, переносится на тонкую посуду. Англичане внесли в искусство хрусталя технику высокой алмазной грани, идущую от приемов обработки драгоценных камней. Такая обработка давала высокую игру света. Русские мастера Зубановы создали алмазный растительный рисунок и назвали ого очень поэтично "светлое растение". Они же авторы морозных узоров, наносимых на хрусталь в технике алмазной грани.

В 19 веке "Гусь-Хрустальный" становится таким же символом русского хрусталя как "Баккара" для Франции, "Мурано" для Италии.

901sovet.ru

Вторичное использование стекла из Древнего Рима

02.01.2014

Вторичное использование стеклаСовсем недавно в Шеффилдском Университете (Великобритания) был проведен композиционный анализ древнеримской посуды из стекла, результаты которого показали, что еще в древние времена существовало вторичное использование стекла. Очень многие стеклянные изделия, которые были найдены на территории Туманного Альбиона и использовались в период III-IV веков, были изготовлены из вторичных ресурсов. Главной причиной такого технологического подхода была острая нехватка сырья, особенно в этом регионе Римской Империи.

Историки считают, что первичное производство стекла зародилось в середине III-го века до н.э. в Месопотамии. Однако самым важным изобретением в стекольной индустрии того времени стала стеклодувная трубка, появившаяся в начале I-го века до н.э. на территории современных Палестины и Сирии. Римляне довольно быстро оценили такое изобретение и изучили технологии создания и вторичного использования стекла. Этот материал в скором времени распространился по всей империи и использовался в основном для производства домашней утвари.

Как правило, цвет стекла соответствует цвету химических элементов, которые содержатся в песке, использующемся в процессе производства этого самого стекла. Например из песка, в котором содержится железо, получается стекло с сине-зеленым оттенком. А из песка, содержащего примеси железа и серы, получается коричневатое стекло. Уровень мастерства римских стеклодувов оказался на высоте – они научились создавать стекло самых разных расцветок. К тому же римские мастера стекольного дела были первыми в истории, кто начали применять в производстве стекла такие добавки, как сурьма и марганец. Именно эти вещества окисляют примеси и делают стекло бесцветным. Цена такого обесцвеченного стекла была неимоверно высокой. Древнеримский автор Плиний Старший засвидетельствовал в своих рукописях приобретение римским императором Нероном двух стеклянных чаш стандартного размера около 6 тысяч сестерциев (сегодняшний эквивалент – $250 000).

Загадки высокоразвитой и успешной стекольной промышленности Древнего Рима до сих пор никто из специалистов так и не может разгадать. Так и не удалось узнать точное место, где была изобретена технология производства бесцветного стекла, а также каким образом появилась вся стекольная индустрия. По мнению современных ученых песок, используемый в производстве бесцветного стекла, добывался в области Рейна, хотя Плиний полагал, что его добывали в Италии.

Британские ученые провели анализ 128 образцов стекла, найденных в 19-ти древнеримских поселениях. В ходе исследования использовался спектроскопический метод ICP-AES, по результатам которого выяснилось следующее: 13 стеклянных предметов были обесцвечены при помощи марганца, 46 – с помощью сурьмы. В последних 69-ти образцах были обнаружены как марганец, так и сурьма. Это подтверждает догадки исследователей об использовании в производстве стекла вторичного сырья в виде битого стекольного материала. Также косвенно подтверждается и гипотеза о возможном существовании централизованного стекольного производства. А вот о его местонахождении остается лишь догадываться.

avenueco.ru

Забытая реальность — ИСТОРИЯ ЭТО НАУКА ИЛИ НЕТ? Стекло «древнего» Рима.

Главная » Технологии Оригинал взят у vaduhan_08 в ИСТОРИЯ ЭТО НАУКА ИЛИ НЕТ? Казалось бы странный вопрос — наука история или нет, ведь есть исторический отдел РАН. есть академики, есть институты и прочее. Давайте разберемся!Я дам классическое определение из ВИКИПЕДИИ, что такое наука."Нау́ка — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества."Я полностью согласен с этим определением!Давайте посмотрим соответствует ли "наука история" этому определению?Проводит ли история выработку и систематизацию объективных знаний о действительности? Что такое объективные данные и действительности? Опять дам классическое определение из ВИКИ: "Объекти́вность — принадлежность объекту, независимость от субъекта; характеристика факторов или процессов, которые не зависят от воли или желания человека (человечества)."В принципе на этом с историей как наукой можно заканчивать — история на наших глазах меняется в зависимости от воли или желания человеков! Ну ладно, может быть это временный процесс и глобально история все же дает объективное представление о действительности? Поехали дальше…Очень важный момент научной деятельности — синтез новых знаний!Все мы пользуемся новыми знаниями, которые дают такие науки как физика или химия каждый день. Когда я был юн мне в школе говорили что марскизм это историческая наука дающее объективные знания о мире и человеке и есть продукт исторической науки… я не спорил, все же было на глазах, страна строила коммунизм, ракеты летали в космос, капитализм загнивал и так далее. Но со временем оказалось что ошибочка вышла. Научная ошибка. Это все равно как если бы построили по новой теории самолет который должен был бы полететь, а он гад не летит!Следующий важнейший момент "научности" — позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования.Прогнозирование!!! Это уже практическое применение науки! Это крайне важно, не правда ли?Я последние лет пять семь внимательно слушаю прогнозы и анализы всяческих историков — политологов… и все их прогнозы можно засунуть коту под хвост! Так же как и великий прогноз Никиты Хрущева о победе коммунизма в 1980 году. Много их было всяческих прогнозов, но все войны прошлого века случились совершенно неожиданно для современников!Ну и последнее: "Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества."Какие такие законы природы или общества сформулировали историки? Ась? Не слышу? О загнивании капитализма? О развитии капитализма в глобализм или еще какой онанизм? Где законы за 2000 лет истории? Их нет! ВСЕ ИСТОРИКИ ТОЛЬКО СПОРЯТ И ВЫДВИГАЮТ АВТОРСКИЕ ВЕРСИИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА! У каждого свое мнение, у каждого свой субъективный взгляд на дальнейшее развитие! А это значит, что современная история не наука!Виновата ли в этом история? Нет конечно, виноваты историки — люди которые забыли или делают вид, что не знают признаков научности. Без условно многие историки которые занимаются частными вопросами честные и усердные исследователи, они открывают мелкие новые знания, делают свои небольшие выводы но глобального взгляда на общую систематизацию всех накопленных знаний — нет, а это уже дело не солдат исторической науки, а генералов — академиков! Именно Академия наук обобщает и систематизирует всю совокупность данных и выдает "новое знание" в виде учебных программ для студентов и школьников, формирует законы природы или общества.Любая наука работает в связи с другими — химики с физиками, математики с физиками, медицина вообще без смежных наук не возможна и только история у нас сама по себе!Я прекрасно помню как физиков — математиков, которые залезли в историю со своими методами мат. анализа рвали просто зубами! Не смотря на то, что Анатолий Тимофеевич Фоменко был академиком Российской Академии Наук, критику он и его единомышленники собрали, почти как во времена инквизиции. Могли бы сжечь наверное бы сожгли!Любой бы технолог металлург или стеклодел или химик аналитик дал бы истории больше чем тысячи томов описания жизни царей и князей далекого прошлого. Мало того есть огромное количество литературы по истории развития тех или иных технологий… но почему то они совершенно не согласуются с жизнью царей и "историческим образом времени".Возьмем к примеру Древний Рим… я недавно написал пост о том как известный историк конца 19 века, французский инженер, историк архитектуры и строительной техники Огюст Шуази указывает на широкое применение в строительстве древнего Рима железных тавровых балок. Тавровая банка это продукт высокой металлургии и по официальной истории первый прокат появился в конце 18 века http://vaduhan-08.livejournal.com/289001.html?thread=10011881#t10012137.

Давайте прямо сейчас проведем исторический эксперимент!Я писал раньше что варка стекла требует температуры точно такой же как и варка стали, процессы очень близкие технологически http://vaduhan-08.livejournal.com/151850.htmlТемпература варки стекла — 1400 — 1600 градусов. Если в древнем Риме был горячий прокат, то по логике должно быть и хорошее чистое качественное стекло!Я честно говоря когда писал про древнее стекло и не знал что в древнем Риме делали настолько хорошее стекло, посмотрите на это!

Делали в Древнем Риме оказывается и оконное стекло! такое же по качеству стекло появилось в Европах и России только в 18 веке и то далеко не везде.

По законам научного подхода к делу мы должны систематизировать эти новые, для меня по крайней мере, знания и сделать обобщения, а самое главное сделать синтез новых знаний.Какой можно сделать синтез и обобщение из факта наличия технологии производства чистого стекла? Да очень просто — стекло это лабораторная посуда для химиков, это оптика для физиков и очки для обывателей и так далее продолжать можно долго. Но самое главное, что древний Рим по уровню развития технологий соответствует уровню конца 18 века как минимум.Так что история это наука! Нужно только соблюдать правила научности и все встает на свои места!

Источник: mylnikovdm.livejournal.com

Пометить материал как неуместный

Оценка информации

xn--80aaacvi7aqjpqei0jvae5b.xn--p1ai

Вторичная переработка стекла существовала в Древнем Риме

Древние римляне владели искусством вторичной переработки стеклаКомпозиционный анализ древнеримской стеклянной посуды, проведённый Шеффилдским университетом (Великобритания), показал, что вторичное использование ресурсов не является изобретением нового времени. Значительная часть стеклянных изделий, использовавшихся на территории Альбиона в III–IV веках, была изготовлена из вторичных ресурсов. Причина, правда, заключалась не в желании позаботиться об экологии, как сейчас, а в банальной нехватке сырья в северных регионах империи в последние столетия римского владычества.

Древние римляне владели искусством вторичной переработки стекла

Образец древнеримского бесцветного стекла (фото Caroline Jackson).

Считается, что производство стекла возникло в Месопотамии в середине III тысячелетия до н. э., а самое важное в истории этой индустрии изобретение — стеклодувная трубка — появилось в I веке до н. э. в районе Сирии и Палестины. Римляне быстро взяли новую технологию на вооружение, и стекло вскоре стало распространённым материалом для домашней утвари.

Как известно, стекло имеет цвет, соответствующий химическим элементам, содержавшимся в песке. Так, из железосодержащего песка получается сине-зелёное стекло, а из железо- и серосодержащего — коричневатое. Римские мастера достигли небывалого мастерства в изготовлении стекла разных расцветок, а также первыми нашли добавки (сурьма, марганец), окисляющие примеси и делающие стекло бесцветным. Последнее стоило чрезвычайно дорого. По свидетельству древнеримского автора Плиния Старшего, император Нерон (37–68 годы) заплатил за две стеклянные чашки стандартного размера с ручками 6 тыс. сестерциев (примерно $250 тыс. на современные деньги).

Высокоразвитая и успешная стекольная промышленность Древнего Рима по сей день хранит множество загадок. Неизвестно, где изобретено бесцветное стекло и как была организована индустрия в целом. Плиний полагал, что песок для бесцветного стекла добывался в Италии, а современные учёные всё чаще кивают на Рейнскую область.

Древние римляне владели искусством вторичной переработки стекла

Древнеримская стеклянная посуда (фото Peter Harholdt / Corbis).

Британские специалисты решили внести свой вклад в проблему и проанализировали 128 образцов из девятнадцати поселений с помощью спектроскопического метода ICP-AES. Выяснилось, что 46 предметов были обесцвечены с помощью сурьмы, 13 — посредством марганца, а в остальных 69 были обнаружены оба элемента. По словам исследователей, это говорит о том, что для производства последних использовалось битое стекло.

Анализ также поддерживает гипотезу о существовании централизованного производства, местонахождение которого ещё предстоит определить.

по информации: compulenta.ru

nauka21vek.ru