В Древней Руси техника скани стала использоваться с IX—X веков. Тогда витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни. Изделия XII—XIII веков отличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с XII века — ажурной и рельефной скани, в производстве стали использоваться камни.
Филигрань Bloger, Public Domain
На XV–XVI века приходится расцвет московской скани. Использовались разнообразные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резная кость. Самыми известными сканщиками в то время были Амвросий и Иван Фомин.
Солонка Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0
В XVIII–XIX веках изделия со сканью производились во многих художественных центрах России. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). В производстве стали применять хрусталь и перламутр.
С XIX века налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий. На фабриках производили посуду, церковную утварь, туалетные принадлежности.
Советский период
В годы советской власти скань широко применялась в художественной промышленности (изделия Красносельского ювелирного завода в Костромской области, Мстёрской художественной фабрики «Ювелир» (с 1937 года) во Владимирской области, Ереванского ювелирного завода и многих других).
Скань и зернь, применённая в современном изделии художника-ювелира Ю. Маланчук. Гарнитур «Кораллы» (колье, серьги, браслет, перстень) Биро Галина, CC BY-SA 3.0
Наряду с ювелирными украшениями изготавливались предметы быта: ажурные филигранные вазочки, подстаканники, миниатюрная скульптура и пр.
Известный современный художник-ювелир Маланчук Юлия, продолжая традиции древних мастеров, включает древние техники — ювелирную скань и зернь в модные высокохудожественные ювелирные изделия и украшения. Созданная ею с высоким мастерством копия Шапки Мономаха для фильма Сергея Бондарчука «Борис Годунов» как драгоценность хранится в музее Мосфильма.
ru.russianarts.online
Скань это в древней руси — lingvoprofessional.ru
Смотреть что такое «СКАНЬ» в других словарях:
скань — и; ж. = Филигрань (1 зн.). * * * скань (от др. рус. скать свивать), филигрань, вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. * * * СКАНЬ СКАНЬ… … Энциклопедический словарь
СКАНЬ — СКАНЬ, скани, мн. нет, жен. (обл.). То же, что сканье во 2 знач. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
СКАНЬ — СКАНЬ, и, жен. также собир. (спец.). То же, что филигрань (в 1 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
СКАНЬ — (от древнерусского скать свивать) (филигрань), вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, гладкой или свитой в веревочки … Современная энциклопедия
Скань — ж. то же, что филигрань I Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Скань — (от древнерусского скать сучить, свивать), вид ювелирной техники; то же, что Филигрань. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М. Издательство Советская энциклопедия. 1986.) … Художественная энциклопедия
скань — скань, и … Русский орфографический словарь
сканьё — сущ. кол во синонимов: 1 • сканье (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
November 11, 2014
Ювелирное искусство ценилось всегда. И не столько из-за немалой стоимости используемых материалов, сколько из-за искусного или филигранного исполнения ювелирных шедевров, из-за высокой техники художественной обработки изделия. Одним из видов этой техники и является скань.
Скань или филигрань?
По сути, эти два слова обозначат одно и то же. Только первое — исконно русское – обозначает «свивать9raquo;, «скручивать нитки». Второе — европейского происхождения, точнее латинского, в его основе лежат слова «нить9raquo; и «зерно9raquo;.
Так что скань – это определенный способ выполнения узорных изделий из тонкой проволоки, которая вытянута из драгоценных металлов (серебра, платины, золота). В результате чего получаются, попросту говоря, проволочные кружева.
Для украшения таких изделий часто применяют так называемую зернь – маленькие шарики. Они тоже из драгоценных металлов – серебра, золота.
Происхождение скани
Как ни удивительно, но она, зародившись в глубокой древности, продолжает использоваться в современности практически в таком же виде. Неправильно думать, что скань (филигрань) появилась впервые в Древней Руси. Это не так. Памятники 6-4-го веков до н. э. принадлежащие Греции, Египту, доказывают высокий уровень владения этим видом ювелирной техники. Однако метода волочения для получения проволоки в глубокой древности не знали. Ее делали из металлического стержня путем ковки и полировки. На Руси волоченая скань получила распространение в 10-м веке. Приблизительно тогда же начали применять в сканных изделиях зернь. И только в 15-16-м веках в ход пошли очень разные материалы: эмаль, драгоценные камни, дерево.
Русский промысел
Скань в Древней Руси – это своего рода визитная карточка самобытного русского ювелирного искусства. Эта техника широко использовалась для изготовления не только украшений, но и церковной утвари, окладов священных книг и икон, оружия, предметов обихода. К примеру, сканью украшали даже сафьяновые сапоги.
В 17-м веке открывались на Руси специальные мастерские, в которых занимались изготовлением проволоки (волочильным делом). А при монастырях, в княжеских имениях открывались мастерские, в которых работали настоящие таланты филигранного дела. Известнейшими мастерами тех времен летописные источники называют Ивана Фомина и Амвросия.
Скань – это очень дорогостоящие изделия, которые были доступны только богатым людям. Ведь это была ручная тонкая работа, требующая от мастера накопленного годами опыта, в котором и заключались тайны мастерства.
Периоды расцвета и упадка
В 18-19-м веках скань на Руси переживает период расцвета. Ассортимент изделий, выполненных в этой ювелирной технике, постоянно расширяется. Мастерские появляются во многих городах, а вскоре налаживается фабричное производство сканных изделий.
Начало 20-го века по вполне понятным причинам было периодом упадка – войны, революции. Конечно же, было не до ювелирного искусства.
Однако в Советской России оно опять возрождается. И до такой степени, что завоевывает мировую известность. В 1937 году на выставке в Париже изделия мастеров из артели «Красносельский кустарь» получили золотую медаль, демонстрировались они и на выставке в Нью-Йорке (1939 год).
Ценились также изделия мастеров из села Казачково (Нижегородской области), поселка Мстера (Владимировской области), города Приволжска (Ивановской области).
Со временем появились большие фабричные производства ювелирных изделий из скани в Москве, Ленинграде и других городах.
Виды ювелирной скани
В зависимости от способа выполнения изделий скань бывает трех видов. В напайной скани на металлическую основу напаивается узор из проволоки.
В ажурной скани основа отсутствует, проволочные узоры скрепляются друг с другом, и получаются металлические кружева. Именно ажурную скань за границей часто называют русской филигранью.
Третий вид – это объемная скань. Как правило, это изделия, состоящие из нескольких частей. Так вот эти части тоже техникой скани выполняются отдельно, а потом соединяются в единое целое. Это могут быть, к примеру, фигурки зверей, поднос, ваза, подстаканник. Скань придает этим изделиям изысканность и неповторимость.
Материалы для скани
С давних времен считалось, что для скани подходят лучше всего серебро и золото. Эти благородные мягкие и без примесей металлы легко вытягиваются в проволоку. К примеру, нить, которую можно сделать из 1 грамма золота, составит в длину около 2500 метров.
Однако сканные изделия, которые получаются из драгоценных металлов, очень дорогие, поэтому для их удешевления начали использовать другие материалы.
В первую очередь медь, потому что она обладает высокой пластичностью и мягкостью. К тому же медную нить легко посеребрить или позолотить.
Используются также алюминий, мельхиор, латунь и некоторые другие металлы. Главное, чтобы была возможность вытянуть из них тонкую проволоку. Ведь скань – это изделия, состоящие из проволочных узоров.
Техника скани требует мастерства
Действительно, каждый мастер-сканщик имеет свои секреты мастерства. Даже сейчас, когда появилось фабричное производство таких изделий, доля ручного труда остается большой. И от мастера, от искусного художника зависит, насколько качественной и прелестной окажется вещь, выполненная техникой скани.
Толщина проволоки для различных элементов изделия, количество и состав припая, продолжительность обжига проволоки… Очень много секретов у каждого мастера. Однако основные этапы работы остаются неизменными. На производстве самих проволочных нитей останавливаться не стоит. Скань – это все же непосредственно выполнение изделия, или даже сотворение произведения искусства.
Отсортировав проволоку по толщине, мастер ее скручивает либо оставляет гладкой – все зависит от изделия, над которым он начинает работу. Кстати, прежде чем ее начать, он должен сделать эскиз в натуральную величину изделия. Работа проводится над каждой деталью отдельно. Они выгибаются строго по эскизу. Для мелких применяются специальные инструменты типа пинцета, а с крупными можно справиться пальцами. При выполнении ажурных узоров детали сначала наклеиваются на эскиз, а затем спаиваются между собой. Бумага, на которую нанесен эскиз, при пайке сгорает, в результате остается только изделие.
Напайная скань сразу крепится на металлическую основу.
Заключительной процедурой становится посеребрение вещи и ее полировка.
Придание оригинальности
Чтобы придать изделию из скани оригинальность, применяют специальные техники.
Первая – это использование зерни, мелких шариков. Они напаиваются уже на готовое изделие в специально подготовленные углубления. И сразу же придают вещи нарядность и изысканность.
Еще интереснее поможет сделать скань чернь. Что это такое? Графический узор, нанесенный на изделие, посыпается сплавом олова, меди, свинца, серы, серебра. Затем проводится обжиг, чернь плавится, и рисунок заполняется этим составом.
Нельзя не упомнить такую технику, как эмалирование. Здесь используется стекловидная масса, которой покрывается изделие. Эмаль бывает очень разная. Самая интересная, пожалуй, расписная, так называемая финифть. Скань расписывается разноцветными красками, которые закрепляются обжигом.
В заключение тем, кто хочет приобрести настоящие филигранные изделия, можно посоветовать почаще посещать специальные ювелирные выставки. Там и ассортимент приличный, и можно встретить настоящие произведения искусства из скани.
Почему фастфуд так вреден для вашего организма? Если вы регулярно едите в ресторанах быстрого питания, вам стоит узнать, как такая еда влияет на ваш организм.
13 признаков, что у вас самый лучший муж Мужья – это воистину великие люди. Как жаль, что хорошие супруги не растут на деревьях. Если ваша вторая половинка делает эти 13 вещей, то вы можете с.
7 частей тела, которые не следует трогать руками Думайте о своем теле, как о храме: вы можете его использовать, но есть некоторые священные места, которые нельзя трогать руками. Исследования показыва.
11 странных признаков, указывающих, что вы хороши в постели Вам тоже хочется верить в то, что вы доставляете своему романтическому партнеру удовольствие в постели? По крайней мере, вы не хотите краснеть и извин.
Что форма носа может сказать о вашей личности? Многие эксперты считают, что, посмотрев на нос, можно многое сказать о личности человека. Поэтому при первой встрече обратите внимание на нос незнаком.
Наперекор всем стереотипам: девушка с редким генетическим расстройством покоряет мир моды Эту девушку зовут Мелани Гайдос, и она ворвалась в мир моды стремительно, эпатируя, воодушевляя и разрушая глупые стереотипы.
В русском декоративном искусстве художественная обработка металла всегда занимала видное место.
Во времена Киевской Руси мастера владели многими способами художественного литья, техникой сканно-эмальерного дела, золотой наводки, приемами выполнения черневого узора.
Большого расцвета художественная обработка металла достигла в XIV—XVII вв. Но наиболее широкое распространение в России обработка металла получила в конце XVIII— начале XIX в.
Филигрань (скань — от греческого слова, означающего сучить, свивать) — один из интереснейших и древних способов изготовления художественных изделий. Материалом для филигранных изделий служит витая или гладкая, иногда уплощенная вальцовкой проволока из меди, серебра, реже золота. Из проволоки выгибаются отдельные мелкие детали узоров будущих изделий. Элементы сканого узора соединяются пайкой. Процесс производства филигранных художественных изделий очень трудоемок. Из мельчайших отрезков витой проволоки набирают на металлической пластинке специальными щипчиками рисунок и посыпают его измельченным в порошок сплавом. Затем изделие нагревают до температуры, необходимой для скрепления сплавом его элементов. Скань может быть ажурной или накладной. Ажурная филигрань — самостоятельный способ получения различных художественных предметов: фруктовых ваз, конфетниц, сахарниц, подстаканников, брошей и т. д. Получают ажурную филигрань спайкой отдельных элементов узора. Иногда отдельным деталям ажурного сканого узора придается рельефность путем выколотки. Накладная филигрань — способ отделки художественных изделий из металла.
Скань (от др.-рус. скать — свивать). филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.
Филигрань —один из традиционных видов художественной обработки металла. Эта техника, зародившаяся в глубокой древности, почти не изменилась и в настоящее время. Скрученный из двух или нескольких серебряных, золотых или медных проволочек жгутик называется сканью, или филигранью. Гладкая проволока протягивается через ряд отверстий в стальной пластинке, укрепленной в тисках или на волочильном станке. Пропущенная через вальцы проволока становится плоской, в виде ленточки.
Предварительный рисунок выполняется на бумаге, по нему выкладывается и приклеивается контур будущего узора. Затем собранные таким образом детали посыпаются припоем (измельченным сплавом серебра или золота с цветными металлами) и под действием огня спаиваются в ажурный узор. В зависимости от замысла ажурный узор может напаиваться на металл, может приобрести рельефную форму. Скань дополняется зернью — мелкими металлическими шариками, которые вносят пластическую игру, обогащают изделие. Эта техника дает бесконечно разнообразные вариации сочетания скани с зернью, построения растительных и геометрических орнаментов, соединения с гладким металлом и камнями.
В Киевской Руси техника скани стала использоваться с 9-10 веков. Тогда витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни. Изделия 12-13 веков отличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с 13 века — ажурной и рельефной скани, в производстве стали использоваться камни.
На 15-16 века приходится расцвет московской скани. Использовались разнообразные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резная кость. Самыми известными сканщиками в то время были Амвросий и Иван Фомин.
В 18-19 веках изделия со сканью производились во многих художественных центрах России. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). В производстве стали применять хрусталь и перламутр. С 19 века налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий. На фабриках производили посуду, церковную утварь, туалетные принадлежности.
В годы советской власти скань широко применялась в художественной промышленности. Наряду с ювелирными украшениями изготавливались предметы быта: ажурные филигранные вазочки, подстаканники, миниатюрная скульптура и пр.
Родился 8 сентября 1980 года в городе Жданове Донецкой области Украинской ССР. С 1983 года живёт в России. В 1997г. окончил среднюю школу в г. Саяногорске, в 2003 году Исторический факультет
9 лет назад фотограф Александр Химушин упаковал чемодан и отправился в путешествие по миру. С тех пор он уже успел посетить 84 страны. Во время своего вояжа он понял, что самое прекрасное и необычное
В юности, когда жизнь была еще впереди, сильные и здоровые могли позволить себе шутить на разные темы: Пациент после приёма у врача идёт домой и бормочет себе под нос. Водолей. Нет, не то. Козерог.
Катастрофа, о которой так много говорили альтернативщики, наконец-то начала показывать свой оскал. События последних дней все таки заставят нас серьезнее взглянуть на проблему катастрофического
Чтобы дети были успешны в жизни и хорошо учились в школе, родители готовы вкладывать большие деньги в их образование. Но лучшее средство помочь ребенку стать умным и успешным — у них в руках. И оно
На Украине, похоже, начинается новая волна гонений на «элемент гибридной войны» – русский язык. Одновременно усиленно воспевается красота, певучесть и благозвучность украинской мовы. Можно в чём-то и
В видео рассказывается о технологическом процессе изготовления рафинированного «подсолнечного» масла. Так его делают на всех предприятиях, технология идентична, исключений нет. Сами производители об
Эту девочку фоторепортеры снимали чаще всего, Хельга считалась любимицей Гитлера. Он был крестным всех детей Геббельса, но старшую, которую при крещении держал на руках, всегда выделял.
Эта книга не для детей, а для родителей. Книга для родителей, которые понимают. Понимают, что сегодняшний мир устроен так, что интересы ребенка сужаются в точку. Эта точка – сам ребенок вокруг
Строго говоря, по-научному это называется не болото, а биоплато, хотя процессы, которые в нем теоретически могут происходить, идентичны болотным. Но не в плане, конечно, жижи, пиявок, болотных газов
Для создания поистине потрясающих украшений мастера древности использовали множество необычных техник. Каждая из них делала создаваемый предмет особенным и неповторимым. И только от опыта и мастерства ювелира зависело качество украшений, ведь некоторые техники требовали аккуратности и точности движений. Одними из наиболее сложных способов украшения предметов обихода являлась скань, особенно почитаемая в Древней Руси.
Что значит слово «скань»?
Этот термин происходит от древнерусского «съкати», что означает «свивать» или «скручивать». Другое название этой ювелирной техники имеет латинские корни и звучит как «филигрань» (от filum и granum, что означает нить и зерно).
Скань (филигрань) является техникой изготовления разнообразных ювелирных изделий благодаря спаиванию узоров из металлической проволоки .
Разновидности филиграни
Есть множество способов разнообразить технику скани: использование эмали и драгоценных камней, нанесение узоров из проволоки на чернь или комбинация техник филиграни. Всего выделяют 3 основных вида этого ювелирного искусства:
Напайная скань. Это техника изготовления украшений, при которой проволочный узор напаивают на металлический лист-основу. Весьма часто сочетается с эмалью и по типу различается на фоновую (глухую) филигрань, просечную (выпильную) скань, перегородчатую эмаль и другие.
Ажурная скань. Ажурная техника предполагает скрепление узоров из проволоки без напаивания их на какую-либо основу. Для создания металлического кружева требуется большой опыт работы с металлами и аккуратность при спаивании. При добавлении к технике зерни производят напаивание металлических шариков на элементы кружева.
Объёмная скань. Для изготовления объёмных украшений из филиграни применяется поэтапный подход: несколько составляющих, выполненных в технике ажурной скани, соединяются вместе в единую композицию.
Техника филиграни из благородных металлов способна образовать красочные сочетания с различными материалами. драгоценными и полудрагоценными камнями, эмалью, чернёным серебром, стеклом и деревом. Разнообразие различных вставок в орнаменты скани требовало высокого уровня умения работы с металлами. К примеру, для дополнения украшения чернью, требовалось обсыпать сплавом нескольких металлов изделие и произвести его обжиг, чтобы расплавленная чернь заполнила рельефный узор. Изначально мастера скани предпочитали исключительно драгоценные металлы вроде золота и серебра, отдавая преимущество первому из-за нескольких его особенностей:
Прежде всего, золото является весьма легкоплавким металлом, то есть для его нагрева до состояния «тягучести» требуется температура, которая будет намного меньше температуры плавления стали или железа.
Золото является чрезвычайно пластичными материалом. При высокой степени чистоты оно легко деформируется даже без нагревания.
Золото достаточно экономичный материал. Это означает, что из сравнительно небольшого количества этого металла можно вытянуть внушительную по длине золотую проволоку, из которой и составляются узоры скани: кольца, изгибы и завитки.
Этот благородный металл весьма ценили на протяжении всей истории человечества. Самые обеспеченные члены общин украшали себя золотыми изделиями, техники изготовления которых только усложнялись с течением времени. Орнаменты скани, выполненные из золота, украшали оклады икон, басмы и серьги.
История филиграни
Эта ювелирная техника пришла в современность из глубины веков, подвергнувшись минимальным изменениям. И по сей день при изготовлении украшений мастера используют ту же технологию. что и их предшественники столетия назад.
Сканное искусство известно со II века нашей эры. За свою долгую историю, длящуюся уже более 900 лет, филигрань только усложнялась: глухая техника преобразовалась в ажурную, а вместо мягких драгоценных металлов начали использовать даже тугоплавкую сталь.
В Древней Руси искусство скани впервые упоминается в IX веке. Ажурную технику скани в то время ещё не использовали, предпочитая ей зернь, то есть напаивание на ювелирные украшения или друг на друга множество шариков из металла и составление из них сложного узора. Ажурная скань, то есть составление узоров из металлической проволоки без какого-либо фона, стала применяться с XII века. Тогда же началось усложнение техники путём украшения изделий из скани драгоценными камнями и эмалью.
Сюжеты, выполняемые филигранными техниками, сильно зависели от окружающей действительности. Они не были статичными и менялись тогда, когда менялось общество, чутко реагируя на привнесение в Древнюю Русь влияний других стран и стилей искусства.
Возрастающая потребность во всё более и более сложных узорах скани подстёгивала мастеров к улучшению навыков. Сохранившиеся с XVI века пуговицы, украшенные тончайшим узором металла, до сих пор поражают воображение. Считалось, что чем тоньше и замысловатее узор скани, тем более благородным и уникальным является ювелирное изделие.
Расцвет филиграни приходится на период с XVIII по XIX век. Именно в это время она стала восприниматься как вид ювелирного искусства и применяться не только для создания украшений, но и для росписи небольших предметов. Все сканные изделия, вне зависимости от того, являлись ли они объёмными панно или всего лишь небольшими портсигарами, выполнялись вручную. хотя спрос на филигрань был очень высок.
Филигрань является тем искусством, которое почти не пострадало во времена СССР. Связано это было прежде всего с тем, что скань была объявлена национальным достоянием и народным историческим промыслом. Это позволило ей продолжить своё развитие, пусть и в других темпах.
На нынешний момент создаются сканные вазы и скульптуры различных размеров. Для приобретения достойно выполненного украшения, созданного в этой технике, ювелиры советуют чаще посещать различные выставки ювелирных изделий ручной работы.
Бармы. Рязань, конец XII-начало XIII в. Золото, драгоценные камни, жемчуг; скань, зернь. Диаметр подвесок от 9 до 10
Бармы. Рязань, конец XII-начало XIII в. Золото, драгоценные камни, жемчуг; перегородчатая эмаль, скань, зернь. Диаметр подвесок от 7,3 до 8
Изображения святых на колтах и бармах выполнены в технике перегородчатой эмали, которая пришла в Древнюю Русь из Византии после принятия христианства, оказавшего огромное влияние на дальнейшее развитие русской культуры и искусства. Работа в технике перегородчатой эмали требовала незаурядного мастерства, аккуратности и точности. После заполнения эмалями приготовленных пустот видны оставались только тонкие золотые ниточки.
Произведения русского ювелирного искусства домонгольского периода отличаются художественным совершенством. Серебряники великолепно владели техникой скани, зерни, перегородчатой эмали. Однако блестящее развитие культуры Древней Руси было остановлено варварским вторжением монголо-татарского ига на территорию государства.
В 1237 году пала Рязань, после чего орды захватчиков пронеслись по русской земле, разоряя и сжигая города. Ремесленников превращали в рабов и вывозили, в связи с чем исчезла преемственность среди мастеров, полностью исчезли многие ремесла. Древняя Русь была отброшена в развитии на несколько столетий назад. Невосполнимый урон нанесли завоеватели русскому искусству: погибли художественные ценности, были утрачены секреты перегородчатых эмалей.
Меньше всего из русских земель пострадал Новгород. он не был подвержен разорению Золотой Ордой и наряду с Москвой и рядом городов русского Севера стал одним из основных центров развития скани, сохранив местные художественные традиции.
В XIV веке благодаря последовательной и дальновидной политике московских князей, начинается постепенное возвышение Московского княжества, которое становится центром объединения Руси. Одно из произведений XIV века – золотая корона с оклада иконы «Богоматерь Боголюбская», состоящая из пяти фигурных, соединенных между собой пластинок.
Серебряники, работавшие в первой половине XVII века, продолжали традиции предшествовавшего столетия. Художественным центром России оставалась Москва. Со второй половины XVI века в Кремле существовала Серебряная палата, в начале следующего столетия ее разделили на две – Золотую и Серебряную. Они были своеобразной академией художеств: со всех уголков великого государства собирая сюда лучших мастеров, творения которых являются эталоном красоты и нередко копировались серебряниками других городов.
Следующая волна развития скани выпадает на XVIII-XIX века после смерти в 1725 году императора Петра I. который вел политику «колокола на пушки». Бюджет государства был изрядно истощен строительством Санкт-Петербурга и многочисленными войнами, по сути государственная казна была затрачена на оружие и военное обеспечение армии, а церковь была запущена и наблюдался резкий спад духовной высоты священнослужителей.
В России появилось за эти два столетия много художественных центров, где создавались предметы религиозного культа и быта, посуда, туалетные принадлежности. Это связано с развитием промышленного производства, что увеличило масштабы изготовления ремесленных произведений многократно. С применением техники скани производились шкатулки, вазы, оправы для икон, церковная утварь, солонки и многое другое.
В конце XIX-начале XX века значительно выросло производство эмалевых изделий в связи с интересом к древнерусскому прикладному искусству, особенно к произведениям XVII века с их многоцветностью и узорочьем. Самой распространенной техникой была эмаль по скани. когда на поверхность предметов напаивали сканую проволоку, а образовавшиеся ячейки заполняли полихромной эмалью. Великолепна чашка с блюдцем московской фирмы Георгия Самошина. Узоры из тончайшей проволоки в виде трав, цветов, трилистников расцвечены эмалями розового, голубого, вишневого, бирюзового и лимонного цветов, которые сливаются в яркий гармонично звучащий аккорд.
Конфетница. Москва, 1908-1917.Фирма Ивана Хлебникова.
Серебро. Чеканка, скань, оконная эмаль, золочение. Высота 6; диаметр 13,7
Чашка с блюдцем. Москва, 1908-1917. Фирма Георгия Самошина.
Серебро; эмаль по скани, золочение. высота чашки 7,3; диаметр блюдца 11,6
Чашка с блюдцем. Москва, начало XX в. Фирма Павла Овчинникова.
В обеих столицах 1860-1880-е годы явились недолгим периодом возрождения сканого производства, в том время как в провинции оно было традиционно развито. Небольшие легкие ажурные серебряные вазочки, конфетницы, портсигары, сундучки и ларчики отличались исключительной тонкостью работы. Узор из крупных и мелких завитков серебряной проволоки дополнялся скаными цветами-репейками и каплями зерни. Особой областью сканого производства было изготовление сувениров и игрушек в виде миниатюрных экипажей. Кареты, фаэтоны и коляски, украшенные драгоценными и полудрагоценными камнями и цветными стеклами, поражают своеобразным сочетанием затейливого сквозного узора и достоверности в передаче деталей. Данью бурному техническому прогрессу является серебряный сканый автомобиль, выполненный в Санкт-Петербурге в начале XX столетия.
lingvoprofessional.ru
Скань в Древней Руси - это? Русская скань
Серебряники, работавшие в первой половине XVII века, продолжали традиции предшествовавшего столетия. Художественным центром России оставалась Москва. Со второй половины XVI века в Кремле существовала Серебряная палата, в начале следующего столетия ее разделили на две – Золотую и Серебряную. Они были своеобразной академией художеств: со всех уголков великого государства собирая сюда лучших мастеров, творения которых являются эталоном красоты и нередко копировались серебряниками других городов.
Следующая волна развития скани выпадает на XVIII-XIX века после смерти в 1725 году императора Петра I, который вел политику «колокола на пушки». Бюджет государства был изрядно истощен строительством Санкт-Петербурга и многочисленными войнами, по сути государственная казна была затрачена на оружие и военное обеспечение армии, а церковь была запущена и наблюдался резкий спад духовной высоты священнослужителей.
В России появилось за эти два столетия много художественных центров, где создавались предметы религиозного культа и быта, посуда, туалетные принадлежности. Это связано с развитием промышленного производства, что увеличило масштабы изготовления ремесленных произведений многократно. С применением техники скани производились шкатулки, вазы, оправы для икон, церковная утварь, солонки и многое другое.
В конце XIX-начале XX века значительно выросло производство эмалевых изделий в связи с интересом к древнерусскому прикладному искусству, особенно к произведениям XVII века с их многоцветностью и узорочьем. Самой распространенной техникой была эмаль по скани, когда на поверхность предметов напаивали сканую проволоку, а образовавшиеся ячейки заполняли полихромной эмалью. Великолепна чашка с блюдцем московской фирмы Георгия Самошина. Узоры из тончайшей проволоки в виде трав, цветов, трилистников расцвечены эмалями розового, голубого, вишневого, бирюзового и лимонного цветов, которые сливаются в яркий гармонично звучащий аккорд.
ornamentum-life.ru
Древняя техника филигрань.: ochendaje
ochendaje (ochendaje) wrote, 2012-03-02 11:41:00 ochendajeochendaje 2012-03-02 11:41:00 В русском декоративном искусстве художественная обработка металла всегда занимала видное место.Во времена Киевской Руси мастера владели многими способами художественного литья, техникой сканно-эмальерного дела, золотой наводки, приемами выполнения черневого узора.Но филигрань (или «скань» в русском языке) — это один из интереснейших и древних способов изготовления художественных изделий.Название филигрань происходит от двух латинских слов - "филюм" (нить) и "гранум" (зерно). Материалом для филигранных изделий служит витая или гладкая, иногда уплощенная вальцовкой проволока из меди, серебра, реже золота. Из проволоки выгибаются отдельные мелкие детали узоров будущих изделий.Элементы сканого узора соединяются пайкой. Процесс производства филигранных художественных изделий очень трудоемок. Из мельчайших отрезков витой проволоки набирают на металлической пластинке специальными щипчиками рисунок и посыпают его измельченным в порошок сплавом.Затем изделие нагревают до температуры, необходимой для скрепления сплавом его элементов. Скань может быть ажурной или накладной. Ажурная филигрань — самостоятельный способ получения различных художественных предметов: фруктовых ваз, конфетниц, сахарниц, подстаканников, брошей и т. д.Получают ажурную филигрань спайкой отдельных элементов узора. Иногда отдельным деталям ажурного сканого узора придается рельефность путем выколотки. Накладная филигрань — способ отделки художественных изделий из металла.В зависимости от замысла ажурный узор может напаиваться на металл, может приобрести рельефную форму. Скань дополняется зернью — мелкими металлическими шариками, которые вносят пластическую игру, обогащают изделие. Эта техника дает бесконечно разнообразные вариации сочетания скани с зернью, построения растительных и геометрических орнаментов, соединения с гладким металлом и камнями.Эта ювелирная техника была известна практически во всех традиционных культурах, но именно на территории Индостана (современных Индии и Непала) она достигла наиболее яркого расцвета. Особенно славится филигрань, называемая «Каттак», которую изготавливают в одноименном городе – столице индийского штата Орисса. В Киевской Руси техника скани стала использоваться с 9-10 веков. Тогда витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни. Изделия 12-13 веков отличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с 13 века — ажурной и рельефной скани, в производстве стали использоваться камни.Развитие филигранного искусства, приостановленное монголо-татарским нашествием, вновь приходит к расцвету в 15-16 веках. Изделия с филигранью включают самые различные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резную кость. В это время работали известные мастера - сканщики Амвросий и Иван Фомин.В 18-19 веках изделия со сканью производились во многих художественных центрах России. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). В производстве стали применять хрусталь и перламутр.С 19 века налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий. На фабриках производили посуду, церковную утварь, туалетные принадлежности.В годы советской власти скань широко применялась в художественной промышленности . Наряду с ювелирными украшениями изготавливались предметы быта: ажурные филигранные вазочки, подстаканники, миниатюрная скульптура и пр.На сегодняшний день старые традиции филигранного искусства нашли отражение и в современных школах. Так, для филиграни Армении характерны тонкость и плоскостность, Дагестана - обилие зерни и полусфер, Костромы - сложные объемные формы. Древнее искусство рукотворной филиграни широко бытует в нашей современности.
Ювелирная техника скань в поселке Красное-на-Волге Костромской области
В Древней Руси техника скани известна с IX–X веков, а ее расцвет приходится на XV–XVI века. Особенным почитателем и ценителем скани слыл боярский род Годуновых, в вотчине которых селе Красное-на-Волге Костромской губернии сложился промысел серебряных изделий в технике скани.
Изготовление изделий из серебра здесь началось еще в XVI веке. В конце XIX века село Красное становится крупным центром ювелирно-металлического промысла. В то время многие его жители занимались чеканкой, гравировкой, эмальерным и другим мелким ювелирным делом. Ювелирным делом были заняты кустари ещё 27 селений Костромской губернии. В 1912 году из числа воспитанников красносельской мастерской организуется художественно-ремесленная артель.
После 1917 года красносельские кустари стали объединяться в промартели. Уже в 1918 году в трех артелях работало 1200 человек. Однако к созданию разнообразных художественных изделий из металла приступили лишь в 1930-е годы. В 1930 году в селе Красном создается Красносельско-ювелирно-художественный промсоюз, в который входят 4 крупные артели — в селе Красном, Сидоровском, Подольском, Дербилках, а также 14 филиалов колхозных артелей района. Именно с этого времени самое заметное место в искусстве красносельцев заняла скань.
Ювелирная техника скань — это ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Слово «скань» происходит от древнерусского «скать» — то есть скручивать, скатывать. Другое название этой ювелирной техники — «филигрань» — от итальянского filigrana, что объединяет два латинских слова — filum (нитка) и granum (зерно).
Скань изготовляют из чистых металлов — золота, серебра, меди, обладающих хорошей вязкостью, пластичностью. Эти качества способствуют волочению и вальцеванию проволоки, ее кручению и набору скани.
Техника выполнения филигранных изделий за сотни лет не изменилась. Сначала проволоку отжигают до красного каления, потом отбеливают в серной кислоте, распрямляют и сортируют по толщине. Затем проволоку либо скручивают, либо оставляют гладкой, а потом прокатывают (чуть сплющивают) в специальных приспособлениях «вальцах».
Эскиз будущего изделия делают на бумаге в натуральную величину. По орнаменту выкладывают и приклеивают контур будущего узора из толстой проволоки. Затем по рисунку выкладывается и приклеивается мозаика — так называемые сканные узоры — из ряда мелких деталей. Формы деталей могут быть самыми разными: завиток, спираль, квадратики, колечки, косички, змейки, огурчики, зубчики и проч. Каждый из элементов выгибается согласно эскизу: крупные детали выгибаются пальцами, а мелкие — пинцетом. Только после того как элемент полностью совпадет с нарисованным, его отрезают ювелирными ножницами, смазывают клеем и приклеивают на рисунок, замещая изготовленным элементом нарисованный на бумаге узор.
Для достижения большей декоративности гладкую и крученую проволоку в изделии сочетают и дополняют зернью — маленькими серебряными, золотыми или медными шариками, которые вносят пластическую игру, обогащают изделие.
Набранному узору дают высохнуть, затем, чтобы узор во время пайки не сместился, равномерно привязывают его к шаблону тонкой проволокой и в таком виде паяют. Пайка — одна из самых ответственных операций. Некоторые изделия состоят из миллиона деталей, спаянных между собой, образуя крепкую ажурную конструкцию.
Детали посыпаются припоем (измельченным сплавом серебра или золота с цветными металлами) и под действием огня спаиваются в ажурный узор. Пайку производят ручной горелкой, открытым пламенем на ровной асбестовой плите, наблюдая за равномерностью растекания припоя и заполнения им мест соединения деталей. Ряд изделий проходит неоднократный процесс пайки. Это относится к изделиям, имеющим многослойный сканной рисунок. При этом каждый слой сканного рисунка создается при различных температурных и временных режимах, чтобы не прожечь предыдущий слой филиграни.
Таким же образом напаивается зернь — металлические шарики, украшающие поверхность сканных изделий, придающие им объем и маскирующие места соединения деталей. Эта техника дает бесконечно разнообразные вариации сочетания скани с зернью, построения растительных и геометрических орнаментов, соединения с гладким металлом и камнями.
Почти готовое изделие опускают в серный раствор для потемнения металла, потом полируют. Полировка сканно-филигранных изделий производится только вручную. После гальванопокрытия (серебрение, золочение, оксидирование, родирование) и закрепки вставок из поделочных камней или стекла, финифтевых вставок изделия имеют законченный вид.
Сканные узоры бывают ажурными и накладными, напаянными на металлическую основу (напайная филигрань). Ажурная скань, как правило, используется для ювелирных изделий, декоративных фигурок и сувениров, напайная филигрань — для объемных предметов — кубков, ваз, подносов.
Объемную ажурную филигрань можно набирать как в плоскости по рисунку развертки объемной фигуры, так и по металлическому или гипсовому шаблону, имеющему форму заданной фигуры. Набранная в плоскости развертка объемной филиграни после пайки должна принять форму заданной фигуры. Достигается это вручную изгибанием изделия с последующей правкой. Выгибание производят по форме с помощью молотка. После придания изделию нужной формы производится пайка швов.
Для красносельских мастеров типична сложная ажурная скань. Ее богатый, плотный и сочный узор органично вписывается в форму предметов. В орнаментальных нитях скани почти не видно следов припоя, отчего она кажется чрезвычайно хрупкой. Красив ажур скани и в сочетании с глухими участками. Причудливые узоры из тонких плотно скрученных медных, золотых и серебряных нитей словно причудливое кружево стелются по поверхности кубков, шкатулок и многих других предметов, изготовляемых на красносельскими мастерами.
Поначалу, на этапе освоения техники скани, красносельские ювелиры, не имеющие в ней своих традиций, обращались к художественному наследию новгородской, московской, сольвычегодской школ, и одновременно приступали к поискам собственного стиля, разрабатывая новые сканные элементы — «колечки», «вилюшки», «скобки», «огурчики» и др. Произведения в основном изготавливались из серебра, реже из меди, с частым применением гальванической обработки — золочением и серебрением. В 1930-е годы промартель «Красный Кустарь» — самая крупная в Костромской области, здесь выпускают различные предметы — шкатулки, коробочки, портсигары, сканные броши, пряжки, пуговицы.
В послевоенные годы ассортимент ювелирных изделий расширяется, в артели стали изготавливать кубки, вазы-кубки, а также памятные блюда. К этому времени относится замечательная по своей отделке позолоченная ваза А. Голикова. Композиция рисунка вазы построена на контрасте филиграни и гладкого металла. Тулово вазы, почти сплошь состоящее из узорной скани, чередуется в отдельных местах с гладко отполированными полосками. Филигранные розетки выпуклой формы замыкаются кольцами гладкого металла.
Художники и мастера работают и над новыми образцами изделий для массового производства. В технике филиграни создают украшения (броши, кольца, серьги), посуду (вазочки, конфетницы). Для украшений применяют латунь, медь, серебро, золото. В изделиях из серебра и золота используют корунды и природные поделочные камни.
Среди красносельских изделий 1950-х годов можно выделить женские украшения из серебра и меди. На стилевое направление ювелирных изделий этого времени значительное влияние оказали существенные изменения в моде женской одежды. Наибольшее распространение получают традиционные красносельские броши-веточки с вставками из цветного стекла в виде плодов, ягод или цветов.
Новый этап в развитии красносельского ювелирного промысла начинается с 1960-х годов. В 1961 году артели объединились в единое предприятие Красносельскую ювелирную фабрику, которая позднее была переименована в Красносельский ювелирный завод.
В 1960-е годы на фабрике были построены гальванический цех, цех по заготовке деталей, инструментальный и другие. В это время вырабатывались в основном изделия из цветных металлов с последующей гальванической обработкой. Серебро заменили — медь, томпак, мельхиор, алюминий. В оформлении декоративных изделий и сувениров большая роль отводилась скани. Получили распространение небольшие панно, лоточки, условная анималистическая скульптура.
В эти годы различного вида посуда (стопки, рюмки, бокалы, солонки, ложки, подстаканники) принимает наиболее красивые формы, их орнаментация проста и выразительна. Умело используется фактура материала, поверхность изделия делают то матовой, то гладко отполированной. Недорогие, но декоративно выразительные вещи, изготовленные в технике филиграни, выполнены с большим художественным вкусом и являются подлинными произведениями русского декоративно-прикладного искусства.
В изготовлении новых изделий принимали участие не только старейшие и опытные мастера-ювелиры но и молодежь, получившая специальное образование в Красносельском училище художественной обработки металла. Училище, а также профессионально-техническая школа при нем растят кадры мастеров-ювелиров не только для красносельского промысла, но и для других ювелирных производств.
В дальнейшем в созданном экспериментальном цехе при Красносельском ювелирном заводе талантливые художники-ювелиры стали изготавливать золотые и серебряные изделия с фианитом, хромдиопсидом, нифритом и агатом. Выпускались и произведения из скани в сочетании с финифтью.
Для изделий 1980–1990-х годов, выполненных в технике скани, характерны сложные рельефные формы, ажурная поверхность которых имеет многочисленные накладки.
В настоящее время Красносельская ювелирная фабрика выпускает изделия из серебра, меди, латуни, бронзы, мельхиора, томпака, богато украшенные сканью и зернью, гравировкой и чеканкой. Скань по-прежнему играет главную роль в работах красносельских мастеров. Вдохновленные красотой волжского края, они добиваются выразительных и оригинальных художественных решений, разрабатывают новые образы и формы для своих произведений. Старинное национальное искусство филиграни, сохранившееся в селе Красном-на-Волге, продолжает развиваться, и нет сомнения, что изделия, созданные руками мастеров промысла, долго будут радовать своей оригинальной красотой и совершенством техники исполнения.
Изделия Красносельской ювелирной фабрики демонстрировались на многих выставках в нашей стране и за рубежом, были отмечены дипломами и медалями. Коллекции изделий фабрики хранятся во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве, Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Костромском областном краеведческом музее и др.
www.culture.ru
Скань — WiKi
Скань (восходит к др.-русск. съкань, от глагола съкати «сучить», «свивать в одну нить несколько прядей»[1]), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.
Дарохранительница
В Древней Руси техника скани стала использоваться с IX—X веков. Тогда витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни. Изделия XII—XIII веков отличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с XII века — ажурной и рельефной скани, в производстве стали использоваться камни.
На XV—XVI века приходится расцвет московской скани. Использовались разнообразные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резная кость. Самыми известными сканщиками в то время были Амвросий и Иван Фомин.
В XVIII—XIX веках изделия со сканью производились во многих художественных центрах России. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). В производстве стали применять хрусталь и перламутр. С XIX века налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий. На фабриках производили посуду, церковную утварь, туалетные принадлежности.
В годы советской власти скань широко применялась в художественной промышленности (изделия Красносельского ювелирного завода в Костромской области, Мстёрской художественной фабрики «Ювелир» (с 1937 года) во Владимирской области, Ереванского ювелирного завода и многих других). Наряду с ювелирными украшениями изготавливались предметы быта: ажурные филигранные вазочки, подстаканники, миниатюрная скульптура и пр.
Известный современный художник-ювелир Маланчук Юлия, продолжая традиции древних мастеров, включает древние техники — ювелирную скань и зернь в модные высокохудожественные ювелирные изделия и украшения. Созданная ею с высоким мастерством копия Шапки Мономаха для фильма Сергея Бондарчука «Борис Годунов» как драгоценность хранится в музее Мосфильма.
Скань и зернь, применённая в современном изделии художника-ювелира Ю. Маланчук. Гарнитур «Кораллы» (колье, серьги, браслет, перстень)
Название ювелирной техники «Скань» произошло от слова «свивать» или «ссучивать», это довольно специфическая методика плетения узоров на ювелирном украшении при помощи нитей, выплавленных из драгоценных металлов. Методика «Скань» была известна уже в Древней Греции и Древнем Египте, были найдены археологические находки ювелирных изделий, выполненных в данной технике, датируемые IV– VI веком до нашей эры.
Современные ювелиры уже немного подзабыли методику «Скань», ведь она трудоемка и сложна в применении. Существует масса более легких способов создавать ювелирные украшение, например – литые изделия, которые, к тому же, можно поставить на серийный поток. А вот техника «Скань» подразумевает только кропотливую, тяжелую, ручную работу, зато и драгоценности получаются ажурными, красивыми, элегантными и эксклюзивными.
Известно, что золото является очень ковким металлом, из одного грамма этого материала можно выковать проволоку примерно в один километр длиной. Именно этим свойством и пользуются мастера ювелиры, работающие в данной технике. После выплавления драгоценной проволоки ее можно перевить, а затем и напаять на металлическую поверхность. В итоге ювелирное изделие получается воздушным, похожим на ажурный узор.
Для того чтобы работать в технике «Скани» необходимы только мягкие драгоценные материалы, которые могут выплавляться в проволоку, поэтому чаще всего используют серебро и золото, хотя некоторые ювелиры работают и с медью, которая впоследствии покрывается драгоценным напылением.
Процесс вытягивания металла происходит следующим образом: берется волочильная доска – это специальная пластина с заранее подготовленными отверстиями различного диаметра. Вот именно через эти отверстия и протягивают проволоку. В процессе вытягивания драгоценный металл постоянно отжигается и кончик смазывается маслом, чтобы проволока свободно входила в отверстие. Последним этапом является протягивание почти готовой драгоценной проволоки через отверстие, просверленное в алмазе или сапфире.
Для изготовления украшения в технике «Скани» нет необходимости получать проволоки одинаковой длины, разная толщина материала позволит разнообразить узор изделия. Кстати, до разработки приема волочения ювелиры получали проволоку путем ковки или же перематывания драгоценных нитей с одной катушки на другую.
Иногда «Скань» можно изготавливать на бумаге, в этом случае общий узор изделия состоит из частей, которые впоследствии склеиваются. Ювелир делает пайку узоров, а бумага сгорает, оставляя лишь получившуюся композицию. Остается только закрепить ажурный узор на ювелирном изделии.
Если же мастер предпочитает сразу наносить «Скань» на металлическую основу, то узор тоже крепится частями. После приклеивания всех фрагментов, ювелир должен дополнительно весь узор обволочь железной проволокой, а сверху посыпать ее серебряными опилками и бурой. И, напоследок, ювелирная работа помещается либо на асбест, уголь или слюду и производится припаивание «Скани». Украшение готово.
И напоследок стоит разобрать три определения, которые довольно часто путают между собой: «Скань», «Филигрань» и «Зернь». Эти три методики неотделимы друг от друга. «Скань» - это русское слово, которое подчеркивает специфическую технологию изготовления витой драгоценной проволоки.
«Зернь» - еще одна технология создания драгоценных зерен, которые используют одновременно со «Сканью». «Филигрань» - это древний термин, который объединяет эти два механизма, он произошел от латинских слов: «гранум», что значит зерно и «филюм», что значит нить.
Получается, что филигрань сочетает два основных элемента в себе, ювелирные изделия, созданные в этой технике – красивые узоры из драгоценной проволоки с мелкими драгоценными шариками.