История древнего искусства египта. История искусства Древнего Египта (стр. 2 из 5)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История искусства Древнего Египта (стр. 3 из 5). История древнего искусства египта


История искусства Древнего Египта - часть 2

Особую роль играл культ царствующего фараона. Поскольку он был воплощением бога на земле, ему воздвигались многочисленные храмы при жизни и после смерти, где регулярно совершались жертвоприношения. Фараон, в переводе с древнегреческого "большой дом", был рождён от священного брака своей матери и Амона- Ра. При жизни он являлся воплощением Гора, а после смерти отождествлялся с Осирисом. Чтобы могущество и богоизбранность не покидали данный род, в супруги себе фараон брал только свою сестру. Египетская принцесса не могла покинуть пределы своего государства, став женой иноземного правителя. Кровосмешение на египетском троне стало причиной очень быстрой смены династий фараонов (за 3 тысячи лет-30 династий, то есть в среднем одна династия правила не больше века, что очень мало по сравнению с историей, например России, где за тысячу лет сменилось всего три династии; в Японии же единственная династия насчитывает две с половиной тысячи лет и правит до сих пор). У фараонов было несколько Великих имён (сначала три, затем пять). Первое - имя Хора - первого бога - властителя Египта, второе-имя Обеих владычиц (одна богиня покровительствовала Верхнему Енипту - Нехебт, а другая – Нижнему - Уаджит. Третье - имя Хора золота; четвёртое - Относящийся к тростинке и пчеле - символизировало единение эмблем Верхнего и Нижнего Египта, и, наконец, пятое имя характеризовало фараона как сына солнца(бога Ра). Таким образом, состоявшая из множества титулатура фараона была очень длинной и запутанной. Священные имена фараонов заключались в картуши. Личное имя правителя было известно лишь ограниченному кругу посвящённых. В египтологии часто встречались путаницы, связанные с изучением документов египетской истории. Например, в 1899 году выяснилось, что имена Нечприхет и Джосер относятся к одному и тому же правителю. Фараон носил особый передник треугольной формы (схенти), его корона после образования общеегипетского государства, получила название пшент и комбинировалась из двух корон, принадлежавших Верхнему и Нижнему Египту. Белая кеглеобразная принадлежала Верхнему Египту, а красная трапецевидная - Нижнему. Фараон также одевал особый праздничный платок - клафт. Его делали из материи в жёлтую и синюю полоски, и цвета эти являлись привилегией царской семьи. Кроме этих головных уборов известна синяя корона (хепреш). Поверх находилась повязка со священной коброй - уреем, укус которого считался смертельным. Урей являлся апотропеем фараона и его супруги и символизировал могущество и непобедимость владыки. Грудь фараона была задрапирована тканью наподобии жилета, поверх которого одевалось особое ожерелье- воротник. В руках он держал символы своей власти - посох и плеть. Ещё одной отличительной чертой фараона была искусственная бородка в виде сплетённой косы. Бороду, длиннее, чем борода фараона, никто не мог носить.

От раннего периода в истории египетского искусства, наряду с другими памятниками, сохранилась шиферная палетка фараона Нармера (около 3000 года до н. э.). Она является важнейшим историческим источником, поскольку на ней запечатлено покорение Верхним Египтом Нижнего. Палетками называются пластины из камня или дерева для растирания и смешивания красок. Они создавались для ритуальных целей и, как священные ножи и топоры играли важную роль в проведении религиозных обрядов.

Большинство палеток имеют вид прямоугольной пластины с закруглёнными краями или форму, приближающуюся к треугольнику. В центре находится углубление для краски. Обычно оно даётся в форме круга - солярного знака. Палетки с двух сторон украшаются рельефами. Именно эти произведения искусства малых форм представляют наиболее интересные и ёмкие повествовательные композиции, которые создаются по определённому канону, где круг является главным сакральным и одновременно ритмообразующим знаком. Сакральность палеток подчеркивается стилизованными, а иногда и совсем фантастическими формами реальных существ (в палетке Нармера это звери, напоминающие пантер, но только с длинными шеями). На большинстве палеток конца IV-III тысячелетий до н. э. представлены животные. Выделяются целые группы "палеток быков", "шакалов", "львов". В музее Лувра хранится "Плита быков" и "Палетка с шакалами" (палетки во многих изданиях называют ещё "плитами", "стелами", "таблицами"). В Британском - "Плита быков". Скорее всего на них запечатлены неизвестные нам события из истории военных столкновений между правителями разных областей Египта, облечённые в форму иносказания.

В отличие от большинства аналогичных памятников,на палетке фараона Нармера сцены членятся на полосы - регистры, а не располагаются по принципу заполнения свободного поля.

На лицевой стороне палетки(там, где находится углубление для краски), располагаются два фантастических зверя с переплетающимися шеями. Возможно, они символизируют объединение Верхнего и Нижнего Египта. В верхнем регистре Нармер в пшенте - коронах Верхнего и Нижнего Египта, сопровождаемый писцом и четырьмя воинами со штандартами, направляется к десяти обезглавленным трупам. Здесь присутствует характерный для всего восточного искусства приём разномасштабности изображений: фараон имеет значительно больший рост, чем его свита и противни. В нижней части фараон в образе могучего быка сокрушает стены вражеской крепости, из которой спасается бегством воин.

На другой стороне в центральном регистре Нармер в кеглеобразной короне Верхнего Египта держит за волосы поверженного противника. Рядом с ним помещается иероглифический знак: сокол - воплощение Гора - держит за веревку голову побеждённого северянина, поднимающегося из знака земли. Действующие лица палетки в своей торжественности и графической чёткости сливаются с иероглифами, и, наоборот, иероглифические знаки не обретают ещё отвлечённую абстракцию и ещё имеют реальные черты. В изображениях фараона и его слуг мы встречаемся с характерным набором приёмов, ставших затем неотъемлемыми чертами египетского искусства: голова и ноги фигур развёрнуты в профиль, а плечи - в фас. Это довольно органичное соединение изображений человека с разных сторон. Подобный канон был характерен только для изображения собственно египтян, что же касается иноземцев и врагов, то они часто изображались в вольной манере, как свидетельствует рассматриваемая нами палетка. В её верхних частях. на обеих сторонах помещаются стилизованные человеческие лица с коровьими рогами - символы богини Хатхор - покровительницы фараона.

Таким образом, в палетке Нармера встречаются развитые в более позднее время основные принципы египетского искусство: каноничное изображение человека как бы с двух сторон, ёмкость и графичность образа, который может превратиться в иероглиф, разномасштабность изображений, незначительный выступ рельефа, деление композиции на регистры.

Особое место в египетском искусстве занимали стелы - монументальные сооружения в виде вертикальной плиты, сочетающей, как правило, иероглифический текст и изображения. В силу больших размеров здесь происходит дальнейший отказ от всего случайного, излишне многословного, подвижного. Запечатлённый на стеле образ как бы выпадает из реальной исторической среды, ещё больше сближаясь с иероглифом и приобретая характер символа. Эти ёмкие, лаконичные формы прекрасно заметны на стеле фараона Джета из Абидоса, около 3000года до н. э. (Лувр). Фасад дворца, змея - иероглифическое имя фараона и венчающий вертикаль бог- сокол Гор. Иероглифическая абстракция и реальность образуют здесь неразрывное и гармоничное единство.

В период образования египетского государства в общих чертах сформировался и заупокойный культ, который имел огромное значение в религии Древнего Египта. Загробная жизнь представлялась как продолжение земной, но главную роль играла там уже нематериальная сущность человека. Их было три: ах, ба, и ка. При правильном соблюдении сложных и долгих религиозных обрядов они могли жить вечно. Понятие "ба" можно соотнести с известной долей условности с понятием "душа", поскольку в любой момент она могла покинуть физическую оболочку человека и имела свободу передвижения. "Ах" связывалось с духовными силами человека. Самой важной из трёх нематериальных сущностей была "ка". Скорее всего термин "ка" соотносился с духовным двойником человека, его вторым "я". "Ка" сопровождала человека при жизни, а после его смерти продолжала своё существование. О значении, которое придавали "ка" в те времена свидетельствует ряд названий: "домом ка" называли гробницу, а когда человек умирал, то говорили, что он "отправился к своему ка". Залогом безбедного существования в загробном мире, на "полях Эалу" (отсюда название "Елисейские поля" в античном мире) было и сохранение материальной сущности человека. Кроме того, важно было и священное имя - "рен". Для забвения фараона и прекращения его загробного блаженства не обязательно было уничтожать его мумию (что было ужасным святотатством), достаточно было сбить его имена (или одно из них) на стенах заупокойных храмов. Известно, что для лучшей сохранности тела из него удалялись внутренности и раскладывались в четыре особых сосуда, называемых канопами. Видимо, они получили такое название из - за места их продаж - портового города Канобос. Канопы имели крышки в виде четырёх сыновей бога Гора: Имсети имел человеческую голову, Хепи - голову павиана, Кебехсенуф - сокола, Дуамутеф - собаки. Сердце при мумификации не вынималось, поскольку без него умерший не мог попасть в царство Осириса. Над сердцем клали амулет в виде скарабея. Обряд мумификации занимал семьдесят дней - время от восхода до захода звезды Сириус над Египтом. Бинты, которыми бинтовали мумию, достигали нескольких сотен метров. Их пропитывали ароматическими смолами, а между ними размещались в определённых местах амулеты. Они изготавливались из драгоценных камней. Самыми главными из них были: "столб прочности"("джед"), скарабей, символ жизни - "анх", крылатый солнечный диск с двумя царскими кобрами, око Ра. Двойник умершего "ка" должен был проийти множество испытаний, прежде чем достигал вечного блаженства. Для беспрепятственного прохождения мытарств необходимо было знать множество магических формул и заклинаний. Их тексты были начертаны на стенах заупокойных храмов и пирамид, саркофагах. Собранные вместе, они вошли в "Тексты пирамид", "Книгу мёртвых", "Книгу двух путей", "Тексты саркофагов", "Книгу о вратах", которые должен пройти умерший, "Книгу о подземных пещерах", "Книгу о том, что есть в ином мире". Грудь готовой мумии прикрывали особой дощечкой- пекторалью, лицо - маской, где были запечатлены портретные черты усопшего, на пальцы одевались трубочки. Мумию клали в первый саркофаг (в переводе с греческого - "пожиратель тела"), повторявший её форму. Первый саркофаг вставлялся во второй, затем - в третий и четвёртый. Четыре саркофага были изготовлены из дерева, а пятый - каменный. По свидетельству Геродота, гроб ставился вертикально к стене. Если умерший не выдерживал испытания, предшествующие переходу в загробный мир, его ждало самое ужасное, что только может произойти - полное небытие. Кроме того, на полях Эалу необходимо было совершать определённые работы, и за фараона и его слуг выполняли их особые человечки - "ушебти" - "ответчики". В древнеегипетских гробницах их встречается великое множество. Обычно на каждый день года изготавливалось для этой цели по нескольку статуэток из самых разных материалов.

mirznanii.com

Искусство Древнего Египта (Всеобщая история искусств) | Архитектура Древнего мира

Раздел «Искусство Древнего Египта». Всеобщая история искусств. Том I. Искусство Древнего мира. Автор: М.Э. Матье; под общей редакцией А.Д. Чегодаева (Москва, Государственное издательство «Искусство», 1956)

Искусство Древнего Египта было создано народом, который был творцом одной из древнейших культур человечества и в течение нескольких тысячелетий играл важнейшую роль в истории Средиземноморья, восточной Африки и Передней Азии. Это искусство было наиболее передовым и наиболее совершенным среди искусств различных народов Древнего Востока. Египетский народ первым в мире создал монументальную каменную архитектуру, замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет, прекрасные изделия художественного ремесла. Египетское искусство было новым и большим шагом вперед после первобытного искусства. Среди многих его достижений главным было изображение человека с несравненно большей степенью реалистической конкретности, чем то было в искусстве предшествующего исторического этапа. Египетское искусство впервые стало изображать человека в сопоставлении и в связи с другими людьми. Оно изобрело приемы наглядного рассказа, строго продуманного построения действия. Наконец, египетское искусство открыло и утвердило интерес к индивидуальности человека, не раз на протяжении своей долгой истории создавая образы, полные глубокой значительности.

Исторические условия развития египетской культуры привели к сложению и очень длительному сохранению некоторых характерных особенностей египетского искусства. С самого начала образования классовых отношений оно стало мощным средством воздействия на сознание народных масс в целях укрепления и возвеличения власти фараона и рабовладельческой верхушки общества.

Общая медлительность развития египетской культуры была вызвана застойным характером древневосточных обществ. Давящая деспотическая власть фараона, порожденная консервативным древневосточным земледельческим обществом, исключала понятие о свободе личности. Длительное сохранение фантастических религиозных объяснений окружающего мира мешало человеческой мысли выходить за их пределы.

В Египте не произошло и не могло произойти широкого развития материалистических взглядов, и реальные представления о мире никогда не были там основой философского миросозерцания, хотя в некоторые исторические моменты и возникали сомнения в правильности жреческих учений и даже в существовании богов. Естественно, что в этих условиях в Египте не было почвы для развития реалистического искусства в такой мере, как это было позднее в Греции. Поэтому К. Маркс, говоря, что «предпосылкою греческого искусства является греческая мифология, т. е. природа и общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией», - добавляет: «не любая мифология, т. е. не любая бессознательно-художественная переработка природы... Египетская мифология никогда не могла бы быть почвой или материнским лоном греческого искусства» (К. Маркс. К критике политической экономии, 1953, стр. 225).

Карта: Древний Египет

Еще греки и римляне обратили внимание на одну из самых характерных особенностей египетского искусства: длительное следование принятым в древности образцам. Причина этого заключалась в том, что религиозные воззрения, складывавшиеся вместе со сложением классового рабовладельческого общества, приписали священный смысл художественному облику первых, древнейших памятников египетского искусства, почти полностью имевших религиозное назначение. Так как и на протяжении всей последующей истории Древнего Египта памятники искусства в своем подавляющем большинстве имели также религиозно-культовое назначение, создатели этих памятников были обязаны следовать установившимся канонам.

Поэтому в искусстве рабовладельческого Египта сохранялся и ряд условностей, восходящих нередко еще к искусству доклассовому и закрепленных затем в образцах ставших каноническими. К таким пережиткам относится изображение предметов, фактически невидимых ни художником, ни зрителем, но присутствие которых в определенном месте данной сцены известно (например, рыб, гиппопотамов и крокодилов под водой), изображение предмета с помощью схематического перечисления его частей (передача листвы деревьев в виде множества условно расположенных листьев или оперения птиц в виде отдельных перьев), сочетание в одной и той же сцене разных точек зрения при изображении разных частей этой сцены или разных частей фигуры (так, птица изображается в профиль, а хвост сверху; в профильных изображениях рогатого скота рога даются в фас; у фигуры человека — голова в профиль, глаз в фас, плечи и руки в фас, ноги в профиль). Пережитком искусства и религиозных представлений доклассового общества явилось сохранение в искусстве рабовладельческого Египта веры в магическую связь изображения с тем, кто изображен. Целый ряд художественных принципов, возникших и сложившихся уже в раннеклассовом обществе Египта, в свою очередь стали каноническими для последующих периодов.

Создание канонов означало сложение строгой и разработанной системы художественных взглядов.

Необходимость следовать канонам вызвала создание письменных руководств для художников. Хотя они до нас не дошли, мы знаем о существовании «Предписаний для стенной живописи и канона пропорций», упоминание о которых есть в списке книг библиотеки храма в Элфу, равно как о наличии подобных же руководств и для скульпторов. Соблюдение канонов обусловило и технические особенности работы египетских мастеров, рано применявших сетку для точного перенесения на стену нужного образца. Сохранились деревянные доски, на которых по разграфленному сеткой фону нанесены рисунки отдельных фигур, которые художниками соответственно переносились на разграфленные более крупными клетками поверхности стен. Следы таких сеток на стенах также сохранились. Удалось установить, что в Древнем царстве стоящая человеческая фигура делилась на шесть клеток, в Среднем и Новом царстве — на восемь, в Саисское время — на двадцать шесть, причем строго определенное количество клеток отводилось на каждую часть тела. Соответственные канонические образцы существовали и для фигур зверей, птиц и пр.

Однако каноны в то же время сковывали творчество художников, а позднее играли уже только консервативную, тормозящую роль, мешая развитию реалистических тенденций.

Не следует все же думать, что египетское искусство было полностью сковано канонами в течение своего многовекового существования или что личность египетского художника не играла никакой роли в развитии искусства. Египетское искусство, как и искусство каждого народа, развивалось и изменялось в Зависимости от конкретных изменений исторических условий, отражая и новые требования, выдвигавшиеся в связи с этими изменениями, и борьбу различных социальных слоев, и то значение, которое имели местные художественные школы и отдельные мастера, сумевшие проявить свою творческую силу даже в пределах канонических рамок. Памятники сохранили нам много имен творцов египетского искусства. Из автобиографий наиболее выдающихся мастеров видно, что они и сами сознавали свое значение в развитии искусства их страны. Так, в надписи знаменитого зодчего 16 в. до н.э. Инени, высеченной по его приказанию в Карнакском храме, мы читаем: «То, что мне было суждено сотворить, было велико... Я искал для потомков, это было мастерством моего сердца... Я буду хвалим за мое знание в грядущие годы теми, которые будут следовать тому, что я совершил».

Хотя египетское искусство сложилось в первом в истории человечества классовом обществе и отражало идеи господствовавшего класса, в нем постоянно отражалась народная мифология, созданные народом поэтические и художественные образы; реалистические тенденции египетского искусства, выразившиеся в интересе к живому человеку и к подробному изображению жизни египетского народа и определившие жизненно правдивые черты художественного творчества, имели глубокую народную основу и в силу этого приносили особенно значительные плоды в те периоды, когда усиливалась общественная роль широких масс.

archaic.totalarch.com

Искусство Древнего Египта позднего времени (11 в. - 332 г. до н.э.)

Монтуэмхет жил в тяжелое для Египта время. При нем произошло завоевание страны Ассирией и разгром Фив. Монтуэмхету пришлось производить реставрацию основных храмов, откуда, по его словам, исчезли даже украшенные золотом двери. В эти годы, когда Египет, и так уже давно управлявшийся иноземными царями, подвергся нашествию еще более сильного врага, такие люди, как Монтуэмхет, вспоминали былое величие своей страны и обращались к далекому прошлому, казавшемуся им верхом этого величия, — ко временам строителей пирамид. Рельефы гробницы Монтуэмхета в Фивах воспроизводят рельефы масштаба Древнего царства.

Стремление идеализировать историю своей родины еще более усилилось в последующие годы, когда Египет, объединенный под властью победителя Ассирии, саисского фараона Псамтика I, вновь стал независимым государством. Саисский период в истории Египта был временем относительного расцвета. После объединения страны появилась возможность упорядочить оросительную систему. Саисские фараоны уделяли большое внимание увеличению торговых связей и развитию ремесел. Большое количество египетских изделий вывозилось за пределы страны.

Развернувшееся вновь строительство было сосредоточено преимущественно в новой столице, Саисе, где был, по видимому, заново сооружен большой храм главной богине Саиса — Нейт, в котором устраивались теперь и царские погребения. Но эти постройки не сохранились, и лишь у греческого историка Геродота можно прочесть о пальмовидных колоннадах храма Нейт и стоящих там колоссальных статуях фараонов. О масштабах и высоком качестве убранства этого храма свидетельствует уцелевший гигантский наос из цельного куска гранита высотой около 25м и весом в 300 тонн, с великолепно отполированной поверхностью.

Гробницы знати саисского времени сохранились в разных частях Египта, соответственно различна и их форма. Гробницы крупнейших фиванских вельмож состояли из ряда вырубленных в скале помещений, включая даже колонные залы. Снаружи к такой усыпальнице пристраивался обнесенный кирпичными расписанными стенами дворик с пилоном. Стены иногда были украшены так же, как стены зданий Древнего царства, что было одним из проявлений общего стремления к подражанию образцам древнего искусства, которое стало отличительной особенностью саисского времени. Эта архаизация не ограничивалась областью искусства, она была и в литературе и в религии и, несомненно, вызывалась причинами политического характера: саисские фараоны, пытаясь возродить древние традиции, тем самым подчеркивали свое намерение создать столь же независимое и могущественное государство, каким был Египет при строителях пирамид. Этому в известной степени способствовало и то, что центр политической жизни вновь оказался на севере. Внимание к прошлому проявлялось самыми различными способами. В администрации вновь создаются давно исчезнувшие должности. Восстанавливаются культы древних царей, реставрируются их храмы. Особенно отчетливо заметны эти тенденции в искусстве. Гробницы знати на севере, в Саккара, воспроизводят форму мастаба с глубокими, в 25 м шахтами, на дне которых из каменных плит выкладывались камеры в форме саркофагов Древнего царства, со сводчатым потолком, иногда очень сложной конструкции. Возможно, что и пальмовидная форма колонн храма Нейт была выбрана также с целью воспроизвести древние колонные залы.

В круглой скульптуре и рельефе также появились архаизирующие черты. Иногда точно копировались рельефы целых мастаба, статуи повторяли внешние признаки древних скульптур. Однако саисское искусство не стало копией прошлого. Саисские мастера, несмотря на общую идеализацию и холодную изысканность образов, безукоризненно владея камнем и в совершенстве обрабатывая его поверхность, умели мягко передавать тело, изображать его с плавно перетекающими линиями и прекрасно проработанными мускулами. Все это отличало их работы от статуй Древнего царства с их тугими мускулами и резкими линиями, статуй, стоящих в начале сложного пути египетского искусства, когда только что была одержана победа мастера над камнем и скульптор удовлетворялся воссозданием лишь самого главного.

Отсутствие достаточного количества документированных памятников не позволяет восстановить развитие саисского искусства во всем его оригинальном и сложном разнообрАзии, которое не подлежит сомнению. Все же можно выделить группу произведений официального искусства — статуи царей и ряд статуй знати и жрецов, отличающиеся превосходной отделкой, но идеализирующие и холодные, с условной улыбкой на невыразительных лицах. К ним примыкают и бронзовые статуэтки божеств с таким же высоким качеством отделки, иногда украшенные инкрустациями из золота и других металлов. Но рядом с ними были памятники совершенно другого порядка, с явным интересом к передаче конкретной действительности, с острой реалистической характеристикой образа.

Саисское искусство имело существенное значение для последующего развития египетского искусства, которое еще далеко не исчерпало себя. Несмотря на тяжелые последствия персидского завоевания (525 г. до н.э.),в недолгий период борьбы Египта за независимость (5 в. до н.э.) египетские художники создали еще ряд прекрасных памятников, продолжая оба направления саисского искусства. Лучшим образцом реалистического портрета этого времени является известная голова жреца из зеленого камня, замечательная резко подчеркнутой характеристикой властного и сурового человеческого лица в духе портретов Среднего царства. После вторичного завоевания персами, а затем греко-македонцами в 332 г. до н.э. Египет, сохранив политическую самостоятельность под управлением эллинистической династии Птолемеев, нашел силы для нового подъема искусства, — правда, повторявшего старые образцы в форме очень сухой и утонченно-манерной. В это время были построены храмы в Эдфу, Эсне, Дендера, на острове Филэ (см. рисунок). Однако памятники этого периода целесообразнее рассматривать в контексте эллинистического искусства.

Значение искусства Древнего Египта для истории искусства других народов очень велико, как велико значение всего культурного наследия, оставленного египетским народом. Он создал богатейшую литературу, в которой впервые в истории возникли сказка, повесть, любовная лирика, — литературу, оказавшую бесспорное воздействие на литературу греко-римскую, древнеевропейскую и арабскую. Египетская наука с ее достижениями в области астрономии (календарь, знаки зодиака), математики (начатки геометрии, измерение объема полушария), медицины (установление роли кровеносной системы и даже мозга в организме человека), географии, истории — заслуженно пользовалась высоким авторитетом в античном мире и имела весьма большое значение для развития античной философии и античной науки, а позже, через посредство арабов — и для средневековой науки.

Египет сделал большой вклад в сокровищницу искусства Древнего мира и всего мирового искусства в целом. Приезжая в Египет, творцы молодого еще тогда греческого искусства видели грандиозные древние храмы с разнообразными типами колонн, с портиками и базиликальным построением залов, с давно сложившимся гармоническим сочетанием архитектуры, круглой скульптуры и рельефа; видели яркую и красочную стенную живопись, замечательные статуи, богатейшие изделия художественного ремесла, высокое мастерство обработки материала — камня, металла, стекла. Естественно, что ранние ступени сложения греческого искусства отразили некоторое воздействие египетского искусства, пока Греция не превзошла Египет в своем реалистическом развитии.

totalarch.ru

Искусство Древнего Египта | История архитектуры

Раздел «Искусство Древнего Египта». Всеобщая история искусств. Том I. Искусство Древнего мира. Автор: М.Э. Матье; под общей редакцией А.Д. Чегодаева (Москва, Государственное издательство «Искусство», 1956)

Искусство Древнего Египта было создано народом, который был творцом одной из древнейших культур человечества и в течение нескольких тысячелетий играл важнейшую роль в истории Средиземноморья, восточной Африки и Передней Азии. Это искусство было наиболее передовым и наиболее совершенным среди искусств различных народов Древнего Востока. Египетский народ первым в мире создал монументальную каменную архитектуру, замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет, прекрасные изделия художественного ремесла. Египетское искусство было новым и большим шагом вперед после первобытного искусства. Среди многих его достижений главным было изображение человека с несравненно большей степенью реалистической конкретности, чем то было в искусстве предшествующего исторического этапа. Египетское искусство впервые стало изображать человека в сопоставлении и в связи с другими людьми. Оно изобрело приемы наглядного рассказа, строго продуманного построения действия. Наконец, египетское искусство открыло и утвердило интерес к индивидуальности человека, не раз на протяжении своей долгой истории создавая образы, полные глубокой значительности.

Исторические условия развития египетской культуры привели к сложению и очень длительному сохранению некоторых характерных особенностей египетского искусства. С самого начала образования классовых отношений оно стало мощным средством воздействия на сознание народных масс в целях укрепления и возвеличения власти фараона и рабовладельческой верхушки общества.

Общая медлительность развития египетской культуры была вызвана застойным характером древневосточных обществ. Давящая деспотическая власть фараона, порожденная консервативным древневосточным земледельческим обществом, исключала понятие о свободе личности. Длительное сохранение фантастических религиозных объяснений окружающего мира мешало человеческой мысли выходить за их пределы.

В Египте не произошло и не могло произойти широкого развития материалистических взглядов, и реальные представления о мире никогда не были там основой философского миросозерцания, хотя в некоторые исторические моменты и возникали сомнения в правильности жреческих учений и даже в существовании богов. Естественно, что в этих условиях в Египте не было почвы для развития реалистического искусства в такой мере, как это было позднее в Греции. Поэтому К. Маркс, говоря, что «предпосылкою греческого искусства является греческая мифология, т. е. природа и общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией», - добавляет: «не любая мифология, т. е. не любая бессознательно-художественная переработка природы... Египетская мифология никогда не могла бы быть почвой или материнским лоном греческого искусства» (К. Маркс. К критике политической экономии, 1953, стр. 225).

Еще греки и римляне обратили внимание на одну из самых характерных особенностей египетского искусства: длительное следование принятым в древности образцам. Причина этого заключалась в том, что религиозные воззрения, складывавшиеся вместе со сложением классового рабовладельческого общества, приписали священный смысл художественному облику первых, древнейших памятников египетского искусства, почти полностью имевших религиозное назначение. Так как и на протяжении всей последующей истории Древнего Египта памятники искусства в своем подавляющем большинстве имели также религиозно-культовое назначение, создатели этих памятников были обязаны следовать установившимся канонам.

Поэтому в искусстве рабовладельческого Египта сохранялся и ряд условностей, восходящих нередко еще к искусству доклассовому и закрепленных затем в образцах ставших каноническими. К таким пережиткам относится изображение предметов, фактически невидимых ни художником, ни зрителем, но присутствие которых в определенном месте данной сцены известно (например, рыб, гиппопотамов и крокодилов под водой), изображение предмета с помощью схематического перечисления его частей (передача листвы деревьев в виде множества условно расположенных листьев или оперения птиц в виде отдельных перьев), сочетание в одной и той же сцене разных точек зрения при изображении разных частей этой сцены или разных частей фигуры (так, птица изображается в профиль, а хвост сверху; в профильных изображениях рогатого скота рога даются в фас; у фигуры человека — голова в профиль, глаз в фас, плечи и руки в фас, ноги в профиль). Пережитком искусства и религиозных представлений доклассового общества явилось сохранение в искусстве рабовладельческого Египта веры в магическую связь изображения с тем, кто изображен. Целый ряд художественных принципов, возникших и сложившихся уже в раннеклассовом обществе Египта, в свою очередь стали каноническими для последующих периодов.

Создание канонов означало сложение строгой и разработанной системы художественных взглядов.

Необходимость следовать канонам вызвала создание письменных руководств для художников. Хотя они до нас не дошли, мы знаем о существовании «Предписаний для стенной живописи и канона пропорций», упоминание о которых есть в списке книг библиотеки храма в Элфу, равно как о наличии подобных же руководств и для скульпторов. Соблюдение канонов обусловило и технические особенности работы египетских мастеров, рано применявших сетку для точного перенесения на стену нужного образца. Сохранились деревянные доски, на которых по разграфленному сеткой фону нанесены рисунки отдельных фигур, которые художниками соответственно переносились на разграфленные более крупными клетками поверхности стен. Следы таких сеток на стенах также сохранились. Удалось установить, что в Древнем царстве стоящая человеческая фигура делилась на шесть клеток, в Среднем и Новом царстве — на восемь, в Саисское время — на двадцать шесть, причем строго определенное количество клеток отводилось на каждую часть тела. Соответственные канонические образцы существовали и для фигур зверей, птиц и пр.

Однако каноны в то же время сковывали творчество художников, а позднее играли уже только консервативную, тормозящую роль, мешая развитию реалистических тенденций.

Не следует все же думать, что египетское искусство было полностью сковано канонами в течение своего многовекового существования или что личность египетского художника не играла никакой роли в развитии искусства. Египетское искусство, как и искусство каждого народа, развивалось и изменялось в Зависимости от конкретных изменений исторических условий, отражая и новые требования, выдвигавшиеся в связи с этими изменениями, и борьбу различных социальных слоев, и то значение, которое имели местные художественные школы и отдельные мастера, сумевшие проявить свою творческую силу даже в пределах канонических рамок. Памятники сохранили нам много имен творцов египетского искусства. Из автобиографий наиболее выдающихся мастеров видно, что они и сами сознавали свое значение в развитии искусства их страны. Так, в надписи знаменитого зодчего 16 в. до н.э. Инени, высеченной по его приказанию в Карнакском храме, мы читаем: «То, что мне было суждено сотворить, было велико... Я искал для потомков, это было мастерством моего сердца... Я буду хвалим за мое знание в грядущие годы теми, которые будут следовать тому, что я совершил».

Хотя египетское искусство сложилось в первом в истории человечества классовом обществе и отражало идеи господствовавшего класса, в нем постоянно отражалась народная мифология, созданные народом поэтические и художественные образы; реалистические тенденции египетского искусства, выразившиеся в интересе к живому человеку и к подробному изображению жизни египетского народа и определившие жизненно правдивые черты художественного творчества, имели глубокую народную основу и в силу этого приносили особенно значительные плоды в те периоды, когда усиливалась общественная роль широких масс.

totalarch.ru

История искусства Древнего Египта - часть 3

Таким образом, физическая сущность человека, представленная мумией, а также "ка", "ба" и "ах" стали теми главными величинами, которые породили множество объектов в мире живых и связали их с миром мёртвых и космосом. Египетские пирамиды в своих идеальных формах и кристаллической ясности стали на переходе из одного мира в другой. Древних греков, которые, начиная с Геродота, восторгались ими, в пирамидах привлекали не только совершенные пропорции, гигантский масштаб и суровая простота. Скорее всего, они чувствовали в них гармонию космоса, о которой впоследствии писал Платон, и воспринимали их величественные объёмы как логический переход от геометрии земных форм к небесным. Причём доминирующей здесь была внешняя форма. Об ориентации пирамид на небесные светила свидетельствует направление их по сторонам света, хотя компас ещё не был известнен египтянам. Если не принимать во внимание зиккурата Этеменанка (Вавилонской башни, возведённой в Месопотамии), то самым высоким сооружением Древнего мира станет пирамида Хеопса (примерно 146,7 метра). Зиккураты Месопотамии стали первыми известными обсерваториями. Что же касается пирамид, то их возведение можно рассматривать как первую попытку человека получать и использовать энергии из космоса. Высота самой высокой пирамиды Хеопса равна 1/1000000000 расстояния от Земли до Солнца, в её обмерах важное значение имеет количество дней в году... Они являются колоссальными трансформаторами солнечной энергии.

К классическому объёму пирамиды египетская архитектура пришла не сразу. Нам известно около восьмидесяти пирамид, и не все они имеют ту совершенную форму, которой отличаются три пирамиды в Гизе. Существуют, также, ступенчатые и ромбоидальные пирамиды. Первоначальными сооружениями, где начала своё развитие "пирамидальная" тема, стали мастабы (от арабского слова "скамья"). В них хоронили вождей и их супруг ещё в додинастический период. Мастаба представляет небольшой трапецевидный объём с ложным входом. Возводилась мастаба из сырцового кирпича и состояла из двух частей: наземной, глухой, и подземной, где находилась погребальная камера и прилегающие к ней комнаты- кладовые, куда приносились продукты и предметы быта, необходимые умершему в загробном мире. Среди этих небольших комнаток особую роль играло помещение для статуи. Молельня и место для жертвоприношения обычно пристраивались снаружи. К погребальной камере сверху вела вертикальная шахта. Известны целые кварталы подобных сооружений. Всё начиналось с обыкновенных насыпей, которые затем стали укрепляться камнями, а затем возводятся подземные своды и внешним формам придаются очертания трапеции. Несколькими веками позже древние этруски, также укрепляли свои холмы камнем, но этот процесс привёл их к форме круга, который стал исходной формой в первой архитектуре славян. Круг более простая форма, нежели треугольник или квадрат, требующих развитого абстрактного мышления. Треугольник и квадрат станут основой в архитектурно- пространственном восприятии и каноне древних египтян. Некоторые мастабы в Саккара имеют украшение фасада в виде бычьих голов и львиные рельефы (гробница царицы Хер- Нейт). Возможно, здесь, как и в палетке фараона Нармера, мы имеем дело с запечатлением правителей в образах быка, а царицы, соответственно предстают в ипостасях богинь- львиц. Неслучайно львиноликая Сохмет является женским божеством. И в Абидосе, и в Саккара встречается несколько захоронения одного и того же правителя. Мумия владыки хранилась лишь в одном, остальные же являлись ложными погребениями, то есть кенотафами. Часть из них связана с обрядом продления жизни фараона - праздником хеп - сед, в ходе которого совершалось символическое убийство правителя, вероятно, с последующим погребением. Кроме того, будучи фараоном Верхнего и Нижнего Египта, владыка желал иметь два "дома ка", и это, начиная с периода Раннего царства, стало традицией для последующих поколений. В архитектуре мастабы была уже заложена идейная программа пирамид, поскольку наличие ряда "ложных" дверей и помещений нашло логичное завершение в возведении ложных коридоров и ложных погребальных камер; увеличилось число кладовых; молелен становится больше, но все они принадлежат к наземной части гробницы.

Следующим этапом к созданию пирамиды классической формы, какой она предстанет перед нами в некрополе Гизе, станет деятельность первого документально засвидетельствованного зодчего Древнего царства - Имхотепа (28 век до н. э.). Он работал при дворе фараонов Джосера и его преемника Сехемхета. Фараон при жизни и после смерти оставался богом- покровителем страны, и потому столь огромное значение имела символика и архитектурный образ воздвигаемого "дома ка", который воспринимался как обращённый в вечность мемориал. Сакральность любого объекта древнеегипетского искусства подразумевает связь его с миром подземным, миром наземным, и, наконец, соприкосновение его с космическими энергиями. Идеальным воплощением этой "космогонической" модели в жизнь стали пирамиды- усыпальницы фараонов III-IV династий, которые, кажется обязаны своим существованием, не рукам человеческим, а космическим силам, водрузившим их на землю.

От III и IV династий сохранилось несколько крупнейших некрополей. Располагались они в районе Мемфиса, откуда и происходили правящие фараоны. Кроме некрополя в Гизе (окраина современного Каира) не меньший интерес вызывают ансамбли в Саккара, Дашуре и Медуме. Особую славу снискал некрополь Саккара: именно там зодчим Имхотепом была создана первая конструкция пирамиды. Считается, что в период правления III династии в истории Древнего Египта назрел особый момент, когда идея прославления мощи божественного фараона и его вечной памяти стала необходимым условием могущества государства. Это требовало иных масштабов строительства и нового архитектурного образа.

Горизонтали мастаб для реализации этой идеи не подходили. В период III династии мастабы ещё были широко распространены в Египте их строили не только фараоны, но и их вельможи. С внешней стороны все мастабы имели довольно близкое сходство, что "оптически" уравнивало в правах и "сына бога Ра", и "простых смертных" в лице его приближённых. Таким образом, причины образования новой уникальной конструкции с ярко выраженной вертикалью имели религиозно - идеологические предпосылки. Тем не менее, переход к пирамиде не был спланирован заранее, а произошёл спонтанно, поскольку в основе знаменитой ступенчатой пирамиды Джосера (2700 год до н. э.) находится всё та же мастаба.

Наряду с созданием первой пирамиды, зодчий Имхотеп прославился ещё и благодаря введением в древнеегипетскую архитектуру нового материала. Отныне кирпич - сырец с примесью соломы и деревянные балки становятся языком прошлого. На смену им приходят каменные блоки. Не вызывает сомнения, что приход Имхотепа к новому материалу был связан со стремлением на долгие века сохранить славу фараона - покровителя страны. Постройки из обожжённого на солнце кирпича не отличались особой прочностью, и за относительно небольшой промежуток времени превращались в руины. Каменные блоки- творения самой природы, и, согласно арабской пословице, построенных из них пирамид боится даже время. Поскольку гробницы воздвигались ещё при жизни владыки или вельможи, а в случае их преждевременной кончины или опалы передавались другим преемникам, то, возможно, в строительстве комплекса в Саккара принимал деятельное участие и сам Джосер.

mirznanii.com

История искусства Древнего Египта - часть 5

Вход в пирамиду находился с северной стороны на высоте 25 метров. В настоящее время работает другой вход, на 15 метров ниже . Этот вход и следующий за ним сорокаметровый коридор - дело рук древних грабителей. К центральной погребальной камере ведёт так называемая Большая галерея. Она выложена гладко отшлифованными плитами известняка. Вход в погребальную камеру уже, чем гранитный саркофаг (так было и в случае с Джосером и его саркофагом: погребальная камера в пирамиде Джосера совсем небольшая - 3 х 1,7 метра, и для транспортировки мумии фараона после строительства перекрытий пришлось прорубить в толще пирамиды дополнительный наклонный коридор).Таким образом, саркофаги были замурованы в погребальных камерах. Их невозможно было извлечь из "дома ка", но. К сожалению, это не распространялось на мумии. Их, вероятно, без особого труда извлекли из нескольких саркофагов древние грабители, нарушив покой божественных сынов Ра, потерявших свою материальную ипостась. А следовательно, в представлении египтян, лишившихся вечного блаженства. Пирамида Хеопса явилась не только самым грандиозным и величественным проектом, осуществляемым когда- либо в древнем мире (согласно Геродоту, пирамиды Египта стали самым первым чудом света). Она и сопровождающие её не менее дорогие и грандиозные постройки представляла пример целостного и созданного практически в одно и то же время монументального ансамбля. Сохранившиеся и не сохранившиеся постройки были выдержаны в едином стиле и имели общую идеологическую и теологическую концепцию. Внешне лаконичный и лишённый каких бы то ни было дополнительных деталей силуэт пирамиды контрастировал с роскошью заупокойных храмов. Молелен и погребальных камер, испещрённых разноцветными рельефами и до отказа набитых погребальной утварью. Мемориальный ансамбль Хеопса включал в себя, также, нижний м верхний храмы. Они были связаны друг с другом дорогой, выложенной полированными плитами известняка. Сейчас сохранились только развалины верхнего храма, воздвигнутого из ослепительно- белого турского известняка и "пирамиды- спутницы" (малые пирамиды, предназначенные для жён фараона). По сторонам от святилища верхнего храма находились места для священных ладей фараона. Их должно быть четыре (по числу сторон света). Но археологами найдена только одна из них (1954 год). Тридцатишестиметровая ладья из кедра является самым древним кораблём. Пирамида Хеопса и другие постройки ансамбля была обнесена десятиметровой стеной из известняка толщиной 3 метра.

Безусловно, ансамбль фараона Хеопса в Гизе - самое грандиозное и роскошное творение Древнего мира. Именно здесь впервые зримая архитектуре был передан наиболее величественный и ёмкий облик. Белоснежная пирамида с бронзовым, золотым или гранитным пирамидионом в виде небольшого шпиля мыслилась как огромный вселенский храм, возвышающийся над миром и достигающим своей вершиной космоса. Видная за многие километры она была рассчитана на ритуальное торжественное предстояние, происходящее далеко за её пределами, без захода внутрь. Как мы видим, она красота и величественная символика форм раскрывались лишь снаружи и воспринимались как священный камень бога солнца Ра-Бен бен. На него попадают первые солнечные лучи, он же поглощает и последний отблеск закатного светила. Внутренние пространства были доступны лишь посвящённым. Три погребальных камеры с их запутанной системой коридоров являлись как бы ступеями восхождения к небесному Ра,и, наоборот, вехами путешествия в загробный мир. На них давят тысячи тонн каменных глыб. Выдерживающие это противоборство с толщей камня, эти камеры кажутся нам генераторами колоссальной хтонической силы. О том, насколько благоприятна атмосфера внутри погребальных камер, написано довольно много литературы. Хочется лишь отметить, что изначально предназначены они были для умершего и его духовных ипостасей, поэтому вряд ли уместно говорить об их оздоровительном и очищающем воздействии на организм живого человека.

Пирамида Хафра уступает по размерам пирамиде Хеопса: её размеры на сегодняшний день составляют 136, 5 метра. На её вершине сохранилась выцвевшая от времени и утратившая свою ослепительную белизну известняковая облицовка. Как нами уже отмечалось выше, пирамида Хафра является "самой компактной постройкой на свете", поскольку, как отмечает В. Замаровский, "при объёме известняковых блоков 1629200 кубических метров свободное пространство в ней составляет менее 0,01%. Пирамида не мыслилась в изоляции от остальных построек: с востока к ней примыкал верхний храм, расположенный на гранитной террасе. От верхнего храма дорога вела к так называемому "Гранитному" (нижнему храму, к которому примыкал "Храм Сфинкса". В оформлении входов, залов и дворов в заупокойные храмы применяются колонны, а стены украшают раскрашенные рельефы и полированные плиты различных горных пород (как правило, использовались "тяжёлые", "вечные" камни, такие, как гранит, базальт, диорит, серпентин. Сохранившиеся руины этих ансамблей свидетельствуют о необычайной роскоши и декоративности их оформления. Ловящие и преобразующие солнечные лучи белоснежные пирамиды служили величественным фоном для праздничной полихромии заупокойных храмов. Особое значение в ансамбле великих пирамид имеет гигантская скульптура Большого Сфинкса - портретное изображение Хафра. Согласно надписи у его подножия, Сфинкс был создан при жизни фараона. Он создан из песчаной глыбы, добытой в том же карьере, что и каменные блоки для пирамид Хеопса и Хафра. Высота статуи достигает 20 метров. За 45 веков своего существования изваяние Хафра неоднократно засыпалось песком, так что торчала одна голова и подвергалось вандализму (в XIV веке его лицо было обезображено долотом). От песчаных заносов его спасали и в двадцатом веке: в 1925-1926 годах этим занимался французский архитектор Барэз. Между лапами Сфинкса он обнаружил заупокойный храм.

Пирамида Менкаура - последняя из ансамбля великих пирамид. Её высота равна 62 метрам. Сохранилась её нижняя часть облицовки. Она была выполнена из красного асуанского гранита. Благодаря своей яркости и декоративности, она являлась "прекраснейшей из всех пирамид". При строительстве пирамиды Менкаур явно торопился (согласно Геродоту, оракул предсказал ему небольшой срок правления): использовались очень крупные глыбы известняка, превосходящие по размеру блоки в соседних пирамидах. Кроме того, глыбы обрабатывались с меньшей тщательностью, чем у предшественников. Возможно, более низкое качество и быстрые темпы строительства объяснялись и экономическими соображениями, и нестабильностью политической ситуации (вскоре после строительства великих пирамид династии Древнего царства прекратили своё существование и на несколько веков в государстве наступает смутное время с переходом власти в руки местной номовой знати).

Экономический кризис наступил сразу после смерти Менкаура: его сын Шепсескаф повелел прекратить подвозку каменных глыб для строительства пирамиды отца и рабочие перешли на тот материал, который активно применялся при предшественниках Джосера. Этим материалом был уже знакомый нам сырцовый кирпич, прочность которого была несоизмеримо меньше известняковых блоков. Применение подобного материала входило в противоречие с концепцией пирамиды как дома вечности. Три пирамиды - спутницы, находящиеся на южной стороне, так и остались незавершёнными. В основе своей они были ступенчатыми. Таким образом, идея вечной пирамиды - последнего пристанища божественного фараона, оплота могущества царствующей династии и процветания державы - к концу правления IV династии, перестала получать необходимое материальное и идеологическое подкрепление. В изменённом виде она реализовывается в Солнечных храмах V династии (храм в Абусире, там образ пирамиды становится ещё более абстрактным и трансформируется в обелиск), а также в поминальном храме династии Ментухотепов в Дейр-эль-Бахри, XX век до н. э., где пирамида мыслится как верхняя часть колонного зала и, соответственно, превращается в декоративную, изысканных пропорций модель - непременный атрибут божественной природы оставивших земной мир фараонов.

mirznanii.com

Искусство Древнего Египта

Об искусстве Древнего Египта можно рассказывать долго: до нас дошли удивительные рисунки на папирусе, величественные статуи, прекрасные ювелирные украшения… Однако, Древний Египет – это, в первую очередь, пирамиды. Эти сооружения, где подлинное искусство сочетается с тонким научным расчетом, поражают воображение до сих пор. Им и будет посвящена значительная часть урока.

Тема: Древний Восток

Урок: Искусство Древнего Египта

Богато и удивительно разнообразно искусство Древнего Египта, до нас дошли рисунки на папирусе, величественные статуи, прекрасные ювелирные украшения… Однако Древний Египет — это в первую очередь пирамиды. Эти сооружения, где подлинное искусство сочетается с тонким научным расчетом, поражают воображение до сих пор. Как строились пирамиды? Что олицетворял собой сфинкс? Чем знаменита гробница Тутанхамона? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.

На западном берегу Нила возвышаются величественные каменные пирамиды (рис. 1). Это огромные гробницы фараонов. Самая высокая пирамида — пирамида Хеопса — была построена около 2600 г. до н. э. Ее высота — почти 150 м. Самая древняя пирамида — пирамида Джосера. Пирамиды — единственное из чудес света, сохранившееся до наших дней. Долину пирамид  охраняет Большой сфинкс, высеченный из целой скалы. У него тело льва и голова человека. Некогда священный для египтян город мертвых превращен в наши дни в центр туристического паломничества.  

Пирамиды в Гизе

Рис. 1. Пирамиды в Гизе (Источник)

Первые письменные сведения о пирамидах относятся к середине V века до н. э. Греческий историк Геродот, путешествуя по Египту, составил описания пирамид в Гизе. Геродот общался с египтянами через переводчиков, поэтому сведения, полученные им, не всегда достоверны. Геродот рассказывает, что 100 000 человек выполняли работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Камень добывали в каменоломнях. Громадные плиты перетаскивались на волокушах к  месту постройки пирамид, вокруг делали насыпь, по которой известняковые блоки затаскивали наверх. Для сооружения пирамид требовались годы, а иногда и десятилетия. Народ изнемогал от непосильного труда и тех лишений, на которые обрекали его фараоны — владыки Египта (рис. 2).  

Строительство пирамиды

Рис. 2. Строительство пирамиды (Источник)

Во II тысячелетии до н. э. египтяне перестали строить пирамиды — они хоронили своих фараонов в скалах и подземельях. Многие захоронения были разграблены. Лишь одну гробницу археологи нашли нетронутой. Это была гробница Тутанхамона. Посреди первой комнаты стоял трон на звериных лапах, покрытый золотом и украшенный слоновой костью. Здесь же были сотни предметов, которые могли пригодиться фараону в царстве мертвых. В главной комнате находился каменный саркофаг, в нем — второй саркофаг, во втором — третий. Лишь в последнем, четвертом саркофаге, сделанном из чистого золота, покоилась мумия юного фараона (рис. 3).

Саркофаг Тутанхамона

Рис. 3. Саркофаг Тутанхамона (Источник)

Найденные произведения искусства хранятся в музее. Памятники искусства Древнего Египта ни с чем не спутаешь, так как выполнены они по особым правилам, канонам. Так, скульптурные изображения богов всегда выше скульптур фараонов, а фараоны изображались выше своих подданных. Мужчин изображали с кожей темного цвета, женщин — светлого. Художники всегда изображали богов, фараонов и вельмож в одинаковых позах. Верхняя часть тела развернута вперед, голова и ноги повернуты боком. Большинство статуй находились в гробницах. Египтяне верили, что после смерти душа — Ка — обязательно вернется в тело, и если мумия не сохранится, вселится в статую, которой предавались портретные черты сходства с умершим.

Чтобы познакомиться с искусством Древнего Египта, вам не обязательно ехать в Египет. В Москве в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина находится Египетский зал, в котором хранятся подлинные произведения искусства египетских мастеров. В Санкт-Петербурге вы можете посетить Эрмитаж, а на Университетской набережной стоят сфинксы, которым более 3000 лет (рис. 4).

Сфинкс на Университетской набережной в Санкт-Петербурге

Рис. 4. Сфинкс на Университетской набережной в Санкт-Петербурге (Источник)

 

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Журнал пробуждения (Источник).

 

Домашнее задание

  1. С какими целями сооружались пирамиды? Какие научные и ненаучные теории вам известны?
  2. Какие сведения о строительстве пирамид оставил Геродот?
  3. Какие правила должны были соблюдать египетские мастера, расписывавшие стены гробниц и создававшие статуи?

mirror.vsibiri.info