Самая древняя письменность. Славянская письменность самая древняя в мире
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Зарождение письменности. Самая древняя письменность


Славянская письменность самая древняя в мире

День славянской письменности как таковой отсутствует: то что празднуется 24 мая правильно считать днем гибели славянской письменности.Славянская писменность самая древняя в мире Во всех славянских странах отмечают т.н. День славянской письменности и культуры, прославляя византийских монахов Кирилла и Мефодия, которым якобы принадлежат лавры создателей славянской письменности. Пришли дескать очередные заморские просветители к “неразумным и диким славянам” и одарили их письменностью.

В действительности же на Руси исконно существовало множество видов письма. А Кирилл и Мефодий не то что ничего не создавали, а, напротив, успешно провели спецоперацию по обеднению и упрощению русского языка, лишив древнеславянскую азбуку девяти важнейших образов русских буквиц. Целью этой диверсии (а иначе не скажешь) было осуществление перевода для славян Библии, именем которой, впоследствии, происходила зачистка любых проявлений исконной славянской культуры.

Славянская писменность самая древняя в мире

Таким образом, более логично назвать этот день – Днём уничтожения славянской письменности и культуры. Это гораздо больше соответствует сути. А теперь задумаемся о том, кто и что предлагает нам (Иванам, не помнящим родства) праздновать в этот день (?!)

К своему стыду, русский народ день (24 мая), когда у него отняли его настоящий язык и письменность празднует на протяжении уже многих лет. Нам сумели внушить, что до Кирилла и Мефодия у славян никакого письма не было. Причём, это до сих пор никем не толком обоснованное мнение давно превращено в неоспоримую догму. А многочисленные доказательства обратного во внимание не принимаются, т.к. это не согласуется с общепринятым идеологическим представлением о якобы отсталости славян по сравнению с другими народами. Разумеется, всё это политика, а не наука.

Между тем, существуют свидетельства, согласно которым славянский язык существовал на основе 4 основных и 2 вспомогательных видов письменности: да’Арийские Тьраги (Образные Символы, которые соединяли в себе сложные объёмные знаки, передающие многомерные величины и многообразные Руны), х’Арийская Каруна (Союз из 256 Рун, жреческое письмо), Расенские Молвицы (Образно-зеркальное письмо), Святорусские Образы (Буквица), Глаголица (торговое письмо), Черты и Резы (народное письмо). А теперь сравните это многообразие и глубину восприятия мира – с тем, чем нас “осчастливили” чужестранцы Кирилл и Мефодий (!).

Более того, сам Кирилл, в своё время, писал, что до создания своей “азбуки” он видел у славян Евангелия и Псалтыри “русскими письменами писаные”. Тогда, что же создали Кирилл и Мефодий? На самом деле эти иноземные монахи создали не славянскую письменность как таковую, а религиозную азбуку для христианской церкви на наших родных славянских землях. Монахи взяли за основу издревле существовавшую у славян “Буквицу”, состоящую из 49 букв, выбросили из неё 5 букв, ещё 4 буквам дали греческие (или еврейские) названия и стали переводить христианские богослужебные книги с греческого на изобретённый ими мёртвый язык, который в народе так и не прижился.

Об исконной славянской письменности режиссёр Сергей Стрижак говорит следующее:

“Слова на Руси слагались из рун и буквиц образов и являли собой аббревиатуры с многомерными смыслами Мироздания. Потому и считается русский язык словообразующим, подобно тому, как химические элементы из таблицы Менделеева, сочетаясь, порождают новое вещество.

Например, давайте восстановим концептуальный смысл словосочетания «образ жизни».

“О-б-ъ-р-аз” – это аббревиатура, и состоит из буквиц:Онъ, Богъ, Еръ , Рцы, Азъ,Сложив смысл каждой буквицы, получаем:Он Богом творимый рекомый Асом.

Где Азъ — это человек, а Рцы – речь, речение. У второй буквицы древнеславянской Азбуки есть несколько основных значений такие как — Буки (книги), Бог, Боги.

Какой красивый результат!

Слово “Жи-з-н-ь” тоже аббревиатура:Животъ Земля Нашъ ЕрьЭто значит:Живот Земли нашей, созданный свыше.

Объединяя слова “образ” и “жизнь”, получаем результат:Богом и Асом творимый один из ликов Живы.Или: Бытие в одном из качеств.А “Жива” – это единица жизни, или наше подлинное Я. Неправильно говорить — моя Душа, Я и есть Душа.

Слово “Душа” тоже стоит прояснить по-русски, это тоже аббревиатура:Д у ш аДобро изначально посланное умножаемое Асом.

Теперь рассмотрим образ “Бог”:БОГ – БГЪБог Глаголи Сотворяша.Проявляющий мысль через слово.

Слово “Долг” означает:Добро Оное Людям Глаголить Сотворяша (передавать).

Как известно из Азбуки, человек — это Аз, у человека есть воля умножить добро изначально посланное, то есть через труд взрастить душу и воспарить духовно.

Значение слова “Себя”:С Е Б ЯСе Есть Бога Образ.То есть, потомка Богов.

А теперь о божественном образе древнеславянского слова “Любовь”:Л Ю Б О В ЬЛюди Бога Ведают.

Давайте теперь разберем образ Род:Р О Д ЪИзрекая Он Добро Сотворяет.

Один из 49 образов буквицы Р – Ръцы — это Речь — Изрекать — Говорить, а также соединение земного и небесного.

Это соединение есть мгновенный информационный обмен между Явным и Духовным мирами через слово. Слово – это материальная произнесенная мысль.

А Бог — это тот, Кто последовательно передает знания и традиции своего Рода в сотворенном и поддерживаемом Им бесконечном Мироздании – которое есть совершенство.

Тот, кто искажает совершенство и вредит ему — обречен на утрату осознанности и генетическую мутацию, ибо невежество есть зло. Так затухают резонансы между земным и небесным и так нарушается принцип соответствия подобий, а по-русски это можно выразить очень просто: Что посеешь, то и пожнешь.

Наше нынешнее состояние божественным не назвать, но у русича есть воля и всегда есть выбор: работать на чужеродных или сотрудничать с родными по духу и крови друзьями и близкими.

И хотя мы и привыкли уже к чужому образу жизни, но пора вспомнить о своем истинном подобии, и о своих корнях.

А теперь и вы можете самостоятельно узнать и выяснить смысл каждого русского слова. Для этого просто разбивайте слово на буквицы и подставляйте к ним соответствующие образы из древнеславянской Аз Буки.

Это и есть настоящее Со-Творчество, ведущее вас к Совместному Веданью Бытия, которое взрастит вечную дущу и наполнит осознанностью, смыслом и счастьем всю вашу жизнь”.

К вышесказанному следует добавить, что последующая реформа русского языка 1917 года Луначарского ещё более обрезала русский язык. Луначарский не только сократил азбуку ещё раз, но и заменил все буквенные образы на фонемы. Азбука исчезла и её подменили алфавитом. Аз Буки Веди Глаголь Добро – это не а-бэ-вэ-гэ-дэ. А что значит нарушить веками воссоздаваемый Лад в Азбуке?

Это значит нарушить логику составления слова в культуре славянского мышления.

То есть исказить сакральную и национальную основу народа.

gifakt.ru

Зарождение письменности

Считается, что письменность появилась в конце IV тысячелетия до н.э. в Шумере. Немногим позже письмо стали использовать египтяне, а к 2000 году до н.э. оно появилось в Китае. Развитие письменности происходило по следующей схеме: в начале смысл определенных понятий или процессов передавался с помощью рисунка, потом появились иероглифы и, наконец, в I тысячелетии до н.э. финикийцы придумали алфавит.   Следует отметить, что представителям восточной культуры присуща способность мыслить символически. Это послужило причиной распространения и закрепления иероглифической письменности во многих странах Азии.

Ценность письма для человечества сложно переоценить. Именно письменность является основой развития любой культуры. Более того, она, как способ передачи информации, напрямую влияет на ментальность и самосознание представителей отдельных этносов. Без письма невозможным стало бы накопление знаний, не было бы литературы, экономики, математики и т.д.

Предметное письмо

Историки полагают, что издревле человек делился информацией со своими сородичами с помощью предметного письма. Самым простым его примером является палка, воткнутая в землю у дороги под определенным углом. По ней путник мог определить длину пути и узнать о наличии на нем различных препятствий или опасности. Вампумы – шнуры или пояса с нанизанными на них разноцветными раковинами – использовались североамериканскими индейскими племенами и некоторыми народами Африки.

Узелковое письмо

Узелковым письмом пользовались инки – таинственная цивилизация, являющаяся крупнейшей в доколумбовой Америке. Индейские «записки» выглядели как шерстяные или хлопчатобумажные веревочки, к которым привязывалось определенное количество разноцветных шнурков. На последние навязывались различные узлы, форма и количество которых являлись ключом к расшифровке послания.

Буквица

Что касается традиционного для европейской культуры письма, оно развивалось своим путем. В середине XV века в Германии появились первые книги, которые печатались наборным способом. И уже в XVI столетии этот способ печати распространился по всему Старому Свету. С развитием торговли и коммерции грамота из привилегии знати превратилась в насущную необходимость. Алфавитное письмо продолжало развиваться двумя путями: в виде книгопечатания и в виде записей от руки, без которых невозможно было обойтись при переписке, составлении деловых документов и т.д.

www.letopis.info

Гриневич ПРАСЛАВЯНСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ

Гриневич Г. С. ПРАСЛАВЯНСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ. Результаты дешифровки. Т. 1. М., 1993 г.

Часть 6. САМАЯ ДРЕВНЯЯ НА ЗЕМЛЕ

Убаидцы и шумеры

Где он, "центр икс"?

Холмы Трансильвании

Слово на глиняных табличках

Это мы - славяне!

Часть 6

САМАЯ ДРЕВНЯЯ НА ЗЕМЛЕ

"В 1961 году научный мир облетела весть об археологической сенсации. Неожиданная находка обнаружена в Трансильвании, в маленьком румынском поселке Тэртерии. Всеобщее восхищение вызвали три крохотные глиняные таблички. Найденные таблички оказались на 1000 лет старше шумерских. Остается только гадать: каким образом почти 7 тысяч лет назад, далеко за пределами прославленных древневосточных цивилизаций, там, где его совершенно не ожидали, очутилось древнейшее на сей день в истории человечества письмо" Из газетной хроники 60-х годов

УБАИДЦЫ И ШУМЕРЫ

"Берега реки, по которой бурлачили корабли, травой заросли..."Из шумерской поэмы "Проклятие над Аккадом"

Сейчас на земле Двуречья, в долине Тигра и Евфрата, звучит арабская речь. Две тысячи лет назад здесь говорили по-арамейски. Еще две тысячи лет назад (т.е. за две тысячи лет до нашей эры и за четыре тысячи - до наших дней) в Двуречье господствовала речь аккадцев. А если мы углубимся во тьму времен еще на две тысячи лет, то обнаружим, что около шести тысячелетий назад тут говорили по-шумерски. И не только говорили, но и писали. До нас дошло большое число "глиняных книг", обожженных табличек, покрытых рисуночными знаками.

Шумерские письмена позволили, вроде бы, ученым проследить сложный путь превращения знаков-рисунков в фонетические знаки, в знаки подлинного письма, передающего звуковую речь, но вот следов шумерской пиктографии до сих пор в земле Двуречья найти не удалось. Почему?

Исследования последних лет - археологические, лингвистические, антропологические - показали, что не шумеры были аборигенами Двуречья. Они, а позднее аккадцы, ассирийцы, персы, арабы, пришли сюда первые, хотя и очень в глубокой древности. И застали на своей новой родине не племена, живущие в век камня, а уже сложившуюся цивилизацию, лучшие достижения которой они и унаследовали, и развили (позднее эта "эстафета" перешла к вавилонянам, которые по сути дела являются теми же шумерами, но говорящими на другом языке). Таким образом, цивилизация в Двуречье - дело рук не шумеров, а их предшественников "протошумеров". Обычно приставка "прото" употребляется в смысле "первые", "ранние", "самые первые". Однако предшественники шумеров говорили не по-шумерски, их язык был иным. Поэтому в науке принято другое наименование творцов древнейшей цивилизации Двуречья (по времени возникновения она до недавнего времени являлась самой ранней цивилизацией на нашей планете). По имени холма, где впервые эта цивилизация была обнаружена и который по-арабски называется "Эль-Убайд", их называют "убаидцами". Происхождение убаидцев до сих пор остается загадочным. Дело в том, что "люди убаидской культуры как-то сразу и внезапно осваивают плодородные земли низовьев Тигра и Евфрата, основывают здесь первые поселки, которые позднее вырастут в знаменитые шумерские города. Эти пришельцы предстают перед нами с самого начала как носители высокоразвитой культуры".

Холм Эль-Убайд, где впервые были обнаружены памятники убаидской культуры, находится на юге Двуречья. Рядом с ним расположен Эриду, самый южный изо всех городов древнего Двуречья. Отсюда, из древнего Эриду, убаидская культура стала распространяться по долинам Тигра и Евфрата.

Раскопками археологов, таким образом, подтвердились легенды древних обитателей Двуречья, согласно которым в Эриду людям была дана царская власть, а также дарованы основные достижения цивилизации. Впервые европейцы узнали эту легенду от вавилонского жреца по имени Берос, жившего во времена Александра Македонского. Берос написал специально для греков, ставших хозяевами Двуречья, историю своей страны с древнейших времен вплоть до ее последних владык, персов. К сожалению, сочинение вавилонского жреца до нас не дошло: мы можем судить о нем лишь по отрывкам, приводимым в виде цитат в трудах различных античных авторов. Вот что говорит Берос о происхождении цивилизации Двуречья:

"Однажды из Эритрейского моря, там, где оно граничит с Вавилонией, явился зверь, одаренный разумом, по имени Оанн. Все тело зверя того было рыбье, только под рыбьей головой у него была другая, человеческая, речь его также была человеческая. И изображение его сохранилось поныне. Это существо, бывало, проводило весь день среди людей, не принимая никакой пищи, преподавая им понятия о грамотности, науках и всяких искусствах. Оанн научил людей строить города и возводить храмы, вводить законы и мерить землю, показал им, как сеять зерно и собирать хлеб, - словом, обучил их всему, что смягчает нравы, так что с тех пор никто ничего превосходного уже не изобрел, А когда солнце заходило, этот удивитель Оанн погружался опять в море и проводил ночи в пучине, ибо там был его дом. Он написал книгу о начале мира и о том, как он возник, и вручил ее людям".

Эритрейское море - это название индийского океана. "Там где оно граничит с Вавилонией", - северная оконечность.Персидского залива. Но кто этот "удивительный Оанн"? Долгое время рассказ Бероса считался плодом фантазии. Когда же в прошлом столетии были открыты, а затем прочтены "глиняные книги" Двуречья, оказалось, что сообщение Бероса - это пересказ вавилонского мифа о приходе божества воды Эа (Оанн - греческая транскрипция его имени). В XX веке выяснилось, что вавилонский бог Эа имеет своего предшественника в виде шумерского божества Энки. Вавилоняне вместе с достижениями культуры шумеров перенимали многое и из их мифологии, в том числе и божество Энки, переделав его в Эа. Совсем же недавно было доказано, что слово Энки - не шумерское, а убаидское; божество это, стало быть, своим происхождением обязано религии создателей древнейшей цивилизации Двуречья.

Бог Энки пришел в Эриду и научил людей ремеслам, строительству, искусству письма, игре на музыкальных инструментах, правосудию и многим другим наукам и искусствам. Прежде же Энки жил в таинственной стране Дильмун.

ГДЕ ОН, "ЦЕНТР ИКС"?

Ищите и обрящите.

Лингвисты, топонимисты, изучающие географические наименования, этнологи, изучающие древнее и современное расселение народностей, употребляют термин "субстрат" по отношению к языкам, географическим названиям, народам, которые предшествовали изучаемым. Исследуя знаки древних письмен, также можно назвать "субстратом" некую первоначальную основу, систему рисуночных знаков, предшествовавшую появлению протошумерского письма.

Поскольку первыми создателями цивилизации Двуречья были убаидцы, можно употребить термин "убаидская", говоря о древнейшей системе письма, существовавшей в Двуречье еще до появления там шумеров. Восприняв ее, шумеры создали свое письмо - протошумерское - на основе "убаидского", подобно тому как они восприняли и развили другие достижения убаидцев в области материальной и духовной культуры.

Но ведь население Двуречья (убаидцы) также является пришлым в долине Тигра и Евфрата; до них тут существовала иная, очень примитивная культура. Стало быть, не в Двуречье, а в ином месте надо искать истоки "убаидского письма", некое еще более древнее "протописьмо". От этого "протописьма" отделилось письмо убаидцев, когда они пришли из некоего "центра икс" на юг Двуречья. Вторая ветвь дала начало протоиндийскому письму, а третья - протоэламскому. (Помимо трех самых известных цивилизаций Древнего Востока - Двуречья, долины Нила (Египет) и Индостана существовала еще одна, не менее древняя, но гораздо менее известная - эламская. Об Эламе широкие круги читателей знают удивительно мало, а между тем здесь (эламиты обитали в горных областях Ирана) были раскопаны древнейшие города, шедевры изобразительного искусства, обнаружены зага-дочные письмена, которые до сих пока еще не расшифрованы. В эламской культуре есть много черт, общих с убаидской и протоиндийской культурами, а древнейшие письмена Элама, Двуречья и Индостана очень схожи между собой.)

Время формирования трех ветвей письменности: убаидской, эламской и протоиндийской отделено от нас промежутком в 5000-6000 лет.

Знаменательно, что к этой же эпохе относится и возникновение египетской письменности и цивилизации в долине Нила. Вполне допустимо, что помимо трех "основных" ветвей (убаидской, протоиндийской и эламской) неведомый "центр икс" дал еще одну "боковую", древнеегипетскую.

Возможных "адресов" "центра икс" называлось множество: Индокитай, Алтай, Кавказ и др. Но ни один из них не получил всеобщего признания.

Вот если бы удалось найти памятники письма, более древние, чем письмена Двуречья, и в то же время похожие на них, тогда вопрос о прародине убаидцев и искомом "центре икс" стал бы гораздо яснее.

И совершенно неожиданно мечта эта сбылась.

ХОЛМЫ ТРАНСИЛЬВАНИИ [ниже приведенные сведения общего характера заимствованы из статьи П. Б. Перлова "Живое словоТэртэрии" (Т. М. № 12,1975 г.).]

"Военная дорога, по которой катились колесницы, заросла травой плача... в городе жилье превратилось в руины"

В одной из областей Румынии, в Трансильвании, километрах в двадцати от поселка Тэртерия, находится холм Турдаш. В его недрах погребено древнее поселение земледельцев периода неолита. Холм раскапывали еще с конца прошлого века, но полностью так и не раскопали. Еще тогда внимание археологов привлекли пиктографические (рисуночные) знаки, прочерченные на обломках сосудов. Такие же знаки на черепках нашли и в родственном Турдашу неолитическом поселении Винча в Югославии. Тогда ученые сочли знаки за простые клейма владельцев сосудов. Потом Турдашскому холму не повезло: ручей, изменив свое русло, почти смыл его. В 1961 году археологи перешли уже на холм Тэртерии и приступили к его раскопкам.

Работа ученых близилась к завершению; казалось, Тэртерия открыла все свои тайны... И вдруг под самым нижним слоем холма была обнаружена яма, заполненная золой. На дне - статуэтки древних идолов, браслет из морских раковин и... три маленькие глиняные таблички, покрытые пиктографическими знаками. Рядом обнаружили расчлененные и обгоревшие кости взрослого человека.

Когда улеглось волнение, ученые внимательно осмотрели маленькие таблички. Две имели прямоугольную форму, третья была круглой.

У круглой и большой прямоугольной табличек в центре находилось круглое сквозное отверстие. Тщательные исследования показали: сделаны таблички из местной глины. Знаки наносились только с одной стороны. Техника письма древних тэртерийцев оказалась очень проста: рисунчатые знаки процарапывались острым предметом на сырой глине, затем табличку обжигали. Таблички и знаки на них очень напоминали шумерские. Попадись такие таблички в далеком Двуречье, никто б и не удивился. Но шумерские таблички в Трансильвании, когда самого Шумера еще и в помине не было! Это поражало воображение. Тут-то и вспомнили о забытых знаках на черепках посуды из Турдаша-Винча. Сравнили их с тэртерийскими: сходство очевидное. А это говорит о многом. Письменность Тэртерии возникла не на пустом месте, а являлась составной частью распространенной в начале VI - середине V тысячелетия до н.э. пиктографической письменности балканской культуры Винча.

Первые земледельческие поселения появились на Балканах еще в VI тысячелетии до н.э., т.е. 8 тысяч лет тому назад, а через тысячу лет земледелием занимались уже на всей территории Юго-Восточной и Центральной Европы.

Как жили первые земледельцы? Они обрабатывали Землю каменными орудиями и сеяли овес; строили глинобитные дома. Дома возводились очень просто: ставился каркас из деревянных столбов, к нему прилаживали стены, сплетенные из тонких прутьев, которые затем обмазывали глиной. Обогревались жилища сводчатыми печами. Не правда ли, такой дом очень похож на украинскую хату? Когда же он ветшал, его сносили, выравнивали место и строили новый. Таким образом, древний поселок рос ввысь.

А как выглядели древние обитатели Трансильвании? Многочисленные статуэтки, найденные при раскопках, помогают воссоздать их облик.

А сколько было найдено предметов, относящихся к религиозным воззрениям людей того периода! Все они свидетельствуют о том, что тогда был широко распространен культ женского божества, олицетворявшего плодородие.

Особый интерес представляет большой ритуальный кувшин, относящийся к раннему периоду винчанской культуры. На нем выполнен рисунок, вероятно, внешнего вида святилища, причем изображение это опять-таки очень напоминает святилище древних обитателей Двуречья. Опять случайное совпадение? Но ведь два святилища отделены друг от друга почти двадцатью веками.

Впрочем, откуда такая уверенность в датах? И как вообще удалось определить возраст тэртерийских табличек, если при раскопках Тэртерии не обнаружено остатков керамической посуды, по которой обычно датируются находки?

На помощь историкам пришли физики. Профессор Чикагского университета Вилард Либби разработал метод датировки по радиоактивному углероду С14, за что его впоследствии наградили Нобелевской премией.

Радиоактивный углерод С14, образующийся в атмосфере Земли в результате воздействия космического излучения, окисляется и усваивается растениями и животными. Однако его содержание в мертвых тканях постепенно убывает, при этом в определенный срок распадается определенное количество С14 Период полураспада С14 равен 5360 годам. Поэтому по количеству С14 в органических остатках можно определить время, прошедшее с момента гибели растения или животного. Метод В. Либби дает довольно высокую точность датировки +50-100 лет.

Так что же все-таки произошло в древнем святилище Тэртерии, где были найдены таблички, почти 7 тысяч лет тому назад?

В одной шумерской надписи, опубликованной С. Лэнгдоном, рассказывалось о ритуальном убийстве верховного жреца и избрании затем нового правителя. Возможно, нечто аналогичное происходило и в Тэртерии. Тело убитого жреца сожгли на священном костре. Рядом с покойным положили изображения богов - покровителей тэртерийской общины и священные таблички. О чем они? Какие мысли и откровения содержат в себе, сопровождая человека и после его смерти?

СЛОВО НА ГЛИНЯНЫХ ТАБЛИЧКАХ

"...Солнце останавливали словом, Словом разрушали города..."Н. Гумилев

На первой прямоугольной табличке нанесено символическое изображение двух козлов. Между ними помещен колос. Быть может, изображение козлов и колоса было символом благосостояния общины, в основе которого было занятие земледелием и скотоводством. А может быть, это сцена охоты, как считает первооткрыватель этих табличек археолог Н. Власса? Любопытно, что подобный сюжет встречается и на шумерских табличках.

Вторая табличка разделена вертикальными и горизонтальными линиями на небольшие участки. На каждом из них процарапаны различные символические изображения. Не тотемы ли это?

Круг шумерских тотемов известен. И если сравнить рисунки на нашей табличке с изображениями на ритуальном сосуде, найденном при раскопках в Джемдет-Насре (Двуречье), снова бросится в глаза поразительное совпадение. Первый знак на шумерской табличке - голова животного, скорее всего козленка, вторая изображает скорпиона, третья, по-видимому, - голова человека или божества, четвертый символизирует рыбу, пятый знак - какое-то строение, шестой - птицу. Таким образом, было высказано предположение, что на табличке изображены тотемы: "козленок", "скорпион", "демон", "рыба", "глубина-смерть", "птица".

Тотемы тэртерийской таблички не только совпадают с шумерскими, но и расположены в той же последовательности. Что это, еще одна поразительная случайность? Скорее всего, нет. Это совпадение наводит на мысль о происхождении религиозных воззрений жителей и Тэртерии и Джемдет-Насра из одного общего корня.

Это и многие другие обстоятельства привели в свое время к суждениям о существовании обратной связи Шумер - Тэртерия. В 1965 году немецкий шумеролог Адам Фалькенштейн высказал предположение, что письменность в Тэртерии возникла под влиянием шумера. Ему возразил М.С. Худ, доказывая, что тэртерийские таблички вообще не имеют никакого отношения к письменности. Он утверждал, что шумерские купцы некогда навещали Трансильванию, вот их-то таблички и были скопированы туземцами. Разумеется, настаивал М. С. Худ, смысл табличек понятен тэртерийцам не был, тем не менее это не мешало их использовать в религиозных обрядах.

Конечно, идеи Худа и Фалькенштейна оригинальны, но им можно возразить. Разве можно скопировать то, чего еще не существует?

Так кем же были древние жители Тэртерии, писавшие в V тысячелетии до нашей эры знаками, похожими на шумерские, когда еще и не существовал Шумер?

ЭТО МЫ - СЛАВЯНЕ!

"Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется..." Тютчев

Древние обитатели Балкан оказали заметное влияние на культуру Малой Азии. Особенно хорошо прослеживается с ней связь культуры Винча - Турдаш по письменным знакам на керамике, о чем уже было сказано выше, когда рассматривалась проблема "центра икс". Более того, знаки, полностью идентичные винчанским, были найдены в легендарной Трое. Существует также тесная связь письменности Винчи с письменностью древнего Крита. Эту связь подметил советский археолог В. Титов. Он предполагал, что письменность Эгеиды уходит своими корнями на Балканы V-IV тысячелетия до н.э. Это предположение В. Титова побудило меня провести более тщательное сопоставление тэртерийских знаков со знаками критской письменности, которая, как следует из всей моей работы, является составной частью единой праславянской письменности.

Мое внимание привлекла третья, круглая, тэртерийская табличка (лист 41). Я провел сопоставление тэртерийских знаков со знаками праславянской письменности. Тэртерийским знакам, идентичным в графическом отношении праславянским, были присвоены фонетические значения последних (этимологический метод дешифровки), и ... полилась славянская речь!

РОБT UТЬ ВЫ ВИНЫ Ш-? Д'АРЬЖИ ОБЪ

РОБT - дети. Робя - дитя, ребенок (Срезневский) UТЬ (ять) - возьмут. Яти, иму - взять, брать (Срезневский) ВЫ - "вас" в значении "ваши". Вы - мест. 2-го лица, мн.ч. -вы, вас, вам (Хабургаев) ВИНЫ - вины, грехи. Вина - вина, грех, виноватость (Срезневский) Д'АРЬЖИ(дяржи) - держитесь. Держати-дрьжати - держать (Срезневский) ОБЪ - около. Объ-о - предлог - около (Срезневский)

В третьем поле таблички помимо знака , условно-фонетическое значение которого Ш-, имеет место еще один знак, начертание которого неясно. В связи с этим текст, помещенный в этой части таблички, восстановить не удается. И тем не менее текст всей таблички достаточно ясный и звучит так:

Дословный перевод:

Дети возьмут вас (ваши) вины, (потому?) держитесь около.

Современный перевод:

Дети примут грехи ваши - держитесь детей своих.

kladina.narod.ru

Письменность — Юнциклопедия

Около пяти тысяч лет назад человечество создало одно из своих самых важных изобретений — письменность, или способ передавать сообщения через пространство и время. Еще в каменном веке люди пытались наладить передачу известий с помощью рисунков (пиктографии). Так, например, на скале на берегу реки можно было углем или мелом нарисовать три раза солнце, одну лодку и в ней пять черточек; соплеменники понимали, что это значит: «Мы уплыли на три дня, нас пятеро в лодке». Пучок стрел, принесенный гонцом враждебному племени, означал войну. В Передней Азии делали объемные фигурки-значки и посылали их в глиняном «конверте» как сообщение.

Но это еще не была письменность. Чтобы зарисованные или вещественные сообщения можно было всегда правильно и одинаково понимать, нужно было договориться о списке условленных знаков, имеющих общепризнанное значение, как бы азбуке их. Такой общепризнанный набор условных знаков для слов речи мы и называем письмом или письменностью. В пиктографии мысль, передаваемую картинками, устно можно выразить самым различным образом; письмо же воспроизводит именно определенную речь, иногда точно, иногда очень приблизительно, но всегда в достаточно определенных словах.

Древнейшая письменность была словесной и напоминательной (мнемонической): она не передавала речь слово за словом, а только наводила мысль на те понятия, которые определенными словами могут быть выражены в речи. Число слов в языке очень велико, и дать каждому отдельному слову свой рисунок было невозможно, как невозможно, чтобы каждый рисунок был однозначным: если рисунок ноги будет означать только слово «нога», то как передать в рисунках слова «стоять» или «ходить»? Поэтому каждый знак имеет в словесном письме обычно не одно-единственное значение, а выражает свой круг понятий («поле»). Границы его определялись тем, где начиналось соседнее «поле». Так, в прото-шумерском письме (см. Древний Восток) было два особых значка «нога» и «подошва» (рис. 1). Первый означал «ходить, стоять, приносить» во всех глагольных и именных формах, например: «пойди», «принесла», «постою», «хождение» и т. д. Однако он не мог означать «ступня ноги» или «ступать». Второй означал «подошва, ступня, основание», но не глаголы «стоять», «идти» и «приносить».

Был и косвенный способ напоминания условным знаком необходимого понятия и слова. Например, слово «отвечать» (по-шумерски оно звучало «ги») невозможно изобразить одним рисунком; однако существовало другое слово, тоже звучавшее «ги», — оно означало «камыш»; поэтому знак «камыш» (рис. 2) мог означать и глагол «отвечать, повторять», и все его формы, например: и причастие «ги» — «отвечающий», и повелительное наклонение «гиа» — «ответь», и даже такую форму, как «мунаненгиа», что значит «сюда-ему-там-он-ответил-который». В значении «камыш» этот знак является «словесным», а в значении «отвечать» он же является «фонетически-словесным», или «ребусным знаком».

Конечно, таким способом можно записать только самые простые сообщения. По большей части это были хозяйственные записи расходов. Например, запись на рисунке 3 означает: «Трех (три ямки, выдавленные на глине кончиком писчей палочки) баранов (бараний рог) получил надзиратель (палка)».

Однако в каждой словесной письменности есть и ребусные знаки, и вскоре шумеры придумали, как передавать ими не только некоторые значащие слова, но и все служебные (предлоги, наречия) и даже приставки, суффиксы и окончания. В языке шумеров было очень много односложных слов-названий, которые по правилам ребуса можно было использовать уже не как словесные, а как слоговые знаки. Но при этом, подобно тому как каждый знак мог иметь несколько словесных чтений (например, «нога» значило «ду» — «идти», «ра» — «ходить», «губ» — «стоять», «тум» — «нести»), так и в ребусном употреблении этот же знак имел не одно, а несколько чтений, в данном случае он мог выражать слоги «ду», «ра», «губ», «гуп», «тум». Когда шумеры писали, они вначале выписывали только важнейшие приставки и суффиксы. В течение всей своей истории они опускали на письме некоторые окончания. С другой стороны, некоторые знаки были только словесными и слоговых значений не имели. Как выглядела шумерская словесно-слоговая письменность середины 3-го тысячелетия до н. э., видно на рисунке 4.

Pis'mennost, risunki.jpg

Шумеры писали тростниковой палочкой на пластичной, вязкой глине сверху вниз. На глине трудно было выводить круги, полукружия и кривые линии, поэтому рисунки-знаки стали упрощать, собирая их из прямых черточек. Но и прямая линия плохо получалась, поскольку прямоугольный конец палочки глубже входил в глину углом, а затем уже получался более узкий и тонкий след: прямая линия получала вид клина (рис. 5). Затем в скорописи стали опускать только четыре направления клиньев (рис. 6), и составленные из них знаки совершенно перестали походить на древнейшие рисунки (рис. 7).

Shumerskiy tekst.jpg

Шумерскую клинопись переняли аккадцы (вавилоняне и ассирийцы) — семитский народ, близкий по языку арабам, евреям и эфиопам. Аккадский язык вымер две тысячи лет назад, но в древности он был широко распространен в Западной Азии. Аккадские дети учились в шумероязычных школах, читали и писали по-шумерски. Но значение словесных знаков учитель объяснял им по-аккадски. Как только знаки начинали означать не шумерские, а аккадские слова, так стало возможным использовать шумерские ребусные знаки для передачи аккадских приставок и окончаний и читать весь текст по-аккадски.

Аккадцы, как и шумеры, чисто слогового письма не ввели: если писать аккадские слова (довольно длинные) на тяжелых и громоздких глиняных табличках только по слогам, то они занимали слишком много места. Например, вместо одного маленького словесного значка, означавшего «человек» и читавшегося по-аккадски «авилум» (рис. 8), по слогам приходилось писать три знака: вода (а) + ухо (ва, ви, ву, пи или нгешту) + копна (лум, хум или гум; рис. 9). Поэтому аккадцы чаще всего писали смешанным словесно-слоговым письмом, как и шумеры. Иногда в свой аккадский текст писцы вставляли целиком шумерские слова со всеми приставками и суффиксами (шумерограммы), а читали их в аккадском переводе (такая система записи называется гетерографией). Кроме того, аккадцы иногда еще вводили знаки-определители (детерминативы), указывавшие, к какой группе понятий относится данное слово (люди, боги, птицы, рыбы, деревянные или металлические изделия и т. д.). Сначала аккадцы писали, как и шумеры, сверху вниз, а потом как мы — слева направо. Аккадское письмо было перенято для своих языков многими другими древними народами. По точности записи речи клинопись в течение двух тысячелетий превосходила все другие письменности.

Почти одновременно с шумерами по пути создания словесно-слоговой письменности пошли египтяне, жившие в долине реки Нила. Однако у египетской письменности были свои особенности. Во-первых, для парадных надписей египтяне сохранили рисуночное письмо (иероглифы) вплоть до первых веков новой эры. Во-вторых, они не выписывали строго знак за знаком, а часто надписывали один знак над другим, не всегда воспроизводя порядок слогов в речи. В-третьих, они ставили «знаки-определители» (детерминативы) почти после каждого слова. В-четвертых, в «ребусных» знаках у них совсем не принимались во внимание гласные и один и тот же знак передавал, например, слоги «ман», «мен», «мин» и т. д.

По своему общему характеру сходны с шумерской, аккадской, древнеегипетской и многие другие письменности древнего мира. Некоторые из них до сих пор не расшифрованы. Словесно-слоговая письменность существует сегодня в Китае и Японии.

Китайский язык имеет ту особенность, что в нем большинство слов состоит из одного слога; кроме согласных и гласных для различения смысла слова важны также музыкальные тоны. Если слово и состоит из двух слогов, то обычно каждый из них имеет и собственное словесное значение, как, например, слово «теплоход» в русском языке состоит из двух слов: «тепло» и «ход». Поэтому чисто слоговые знаки для китайского письма не особенно нужны. Как во всякой письменности, возникшей из пиктографии, в китайской каждый словесный знак имел свое «поле» значений и передавал целый ряд различно звучавших слов. Чтобы преодолеть эту трудность, китайцы стали составлять почти каждый знак — иероглиф из двух частей — «ключа» и «фонетика», каждая из которых сначала была самостоятельным знаком: ключ давал «поле» значения, фонетик подсказывал звучание конкретного слова. Например, слово «ба(к)» («бояться») пишется с помощью ключа «сердце, чувство», который как отдельный знак произносился «синь», и фонетика, который в отдельности передает слово «белый», но раньше оно звучало похоже на «бояться»: «бо(к)» или «бай(к)». Как составляется китайский текст, видно на рисунке.

Японцы, подобно древним аккадцам, пользуются «гетерографией»: для значащих слов они используют китайские иероглифы, которые переводят на свой язык, а служебные слова и суффиксы передают специально придуманными слоговыми знаками.

В середине 2-го тысячелетия до н. э. финикийцы (средиземноморские семитские купцы-мореплаватели) изобрели новое, упрощенное письмо, состоявшее всего из 22 знаков, так называемый квазиалфавит. Каждый знак в нем обозначал определенный согласный + любой или никакой гласный (некоторые похоже звучащие согласные могли обозначаться одним и тем же знаком).

Знаки квазиалфавита (буквы) уже ничего не изображали, а представляли собой легко запоминающиеся геометрические фигуры или комбинации черт. При этом финикийцы сначала совсем не обозначали ни гласных, ни разделов между словами. Читать такой текст было значительно труднее, чем аккадскую клинопись, которая еще многие сотни лет соперничала с финикийским письмом. Очевидно, хитроумные финикийские купцы применяли свое письмо главным образом для текстов, содержание которых они хотели скрыть от непосвященных. Постепенно финикийская письменность усовершенствовалась: текст стали разделять на слова; буквы «'»; «й», «в» употреблялись для некоторых (долгих, ударных, конечных) гласных «а»; «и», «е», «э»; «у», «о».

Знаки финикийского письма с некоторыми изменениями были восприняты соседними родственными народами — евреями, арамеями, арабами.

Когда в 9—8 вв. до н. э. греки заимствовали финикийское письмо, оказалось, что в греческом нет некоторых согласных звуков, для которых в финикийском письме имелись буквы. Такие «лишние» буквы греки использовали для того, чтобы передавать наряду с согласными также и все гласные. Это и был первый подлинный алфавит, или азбука; этим письмом писали примерно так, как пишем и мы теперь.

Почти все народы мира заимствовали свою письменность от финикийцев либо через арамеев, либо через греков. От греческого письма произошли латинский алфавит и русская азбука — кириллица с добавлением нескольких новых букв (ц, ч, ш и др.) для звуков, отсутствующих в греческом. Армяне и грузины имеют собственные азбуки, специально придуманные для этих языков по тем же принципам, что и латинское, греческое и русское письмо, но формы букв отличны.

yunc.org


Смотрите также