Скульптура древнего царства. Тема 5 Скульптура, рельефы и росписи Древнего царства (XXVIII–XXIII вв. до н. э.), 3–6 династии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Искусство Древнего Египта. Портретная скульптура Древнего царства. Скульптура древнего царства


Скульптура Древнего царства

Египет (III тысячелетие до н. э.)

Подобно архитектуре, скульптура Древнего царства представляла собою замечательное явление. Уже статуи времени III династии имели ряд новых черт, которые затем ярко раскрылись в произведениях IV династии, свидетельствуя о новом этапе развития древнеегипетского изобразительного искусства.

Со времен Древнего царства нам досталось довольно много различных статуй. Многие из них находились при раскопках храмов. Таковы статуэтки фараонов Хефрена, Микерина, Ниусерра, Менкаугора, обнаруженные в тайнике храма Птаха в Мемфисе, и знаменитые медные статуи Пепи I с сыном из древнего святилища в Нехене. Эти скульптуры либо посвящались в храмы с целью поставить царя под особое покровительство божества, либо играли определенную роль при совершении обрядов, после чего оставались в храме; к последним памятникам относится, например, статуэтка Менкаугора в хеб-седном одеянии.

Все же большое число скульптур имеет происхождение из заупокойных сооружений — царских пирамидных храмов и гробниц знати. Подавляющее число этих статуй были предназначены для целей культа, порою еще нам не известных в достаточной определенности. Так, не ясна конкретная ритуальная роль ряда царских статуй, иконографически значительно более разнообразных, нежели в предыдущий период; уточнить же функции этих скульптур мешают как неполные сведения о планировке пирамидных храмов, так и недостаточная изученность совершавшегося в этих храмах ритуала. К тому же еще в древности многие памятники сильно пострадали, а частично были просто уничтожены. Так, около пирамидного храма Джосера было найдено множество обломков его статуй из красноватого кварцита; скульптуры Джедефра из его пирамидного храма были разбиты на куски, возможно, по причинам династийных распрей, а часть статуй Хефрена была впоследствии использована для изготовления каменных сосудов. Обстоятельства находок царских статуй также не могут нам помочь, ибо, за исключением статуи Джосера, обнаруженной в сердабе его пирамидного храма, и статуй Снофру из молелен нижнего храма его дашурской пирамиды, ни одна царская статуя Древнего царства не была найдена на первоначальном месте.

Поэтому хотя мы и можем с известной достоверностью установить, что скульптуры Хефрена стояли в его нижнем пирамидном храме на полу колонного зала которого имеются соответствующие по размерам углубления, мы совсем не знаем ни облика статуй из основных молелен верхних пирамидных храмов, ни местонахождения групп, изображавших фараона то вместе с божествами, то с царицей.

Несколько лучше обстоит дело со статуями вельмож, находившимися в мастабах. Они, как и раньше, должны были служить вместилищем для души умершего. Однако это общее определение назначения заупокойных статуй не разъясняет ряда сложных вопросов (например, наличия в одном помещении совершенно различно трактованных скульптур одного и того же лица, так называемых «псевдогрупп» и т. д.), разрешение которых имеет большое значение для понимания причин выбора тех или иных художественных образов и форм. Вместе со статуями царей, вельмож и богов от времени Древнего царства, как и от предшествующего периода, дошли статуи и статуэтки пленных связанных иноземцев, имевшими применение во время определенных обрядов, статуэтки женщин и детей, ставившиеся с молениями о даровании потомства в гробницы предков и в храмы, многочисленные статуэтки слуг и рабов, тоже размещавшиеся в гробницах вельмож с целью обслуживания их в загробном мире.

Скульптура Древнего царства полностью сохраняет такое же предназначение, которое она имела в предыдущий период, но в рамках почти всего круга скульптур просматривается определенное развитие. В большой степени расширяется иконография статуй, имеющих культовое значение: рождаются канонические фигуры царя, стоящего с выдвинутой левой ногой вперед, в коротком набедренном опоясании, в короне Южного либо Северного Египта; сидящего в аналогичном одеянии, с царским платком на голове; коленопреклоненного, с двумя сосудами в руках; статуи фараона в образе сфинкса; групповые скульптуры — царь с богами, царь с царицей.

Статуи вельмож наследуют основной тип царских статуй: параллельно с существовавшими раньше фигурами сидящими, появляются и стоящие скульптурные группы супружеских пар. Однако некоторые статуи вельмож не имели прототипов среди царских скульптур. Таковы статуи писцов, сидящих, поджав ноги, с развернутым свитком папируса на коленях.

Очень интересно, что в такой позе вначале изображались только царские сыновья: наиболее ранними статуями писцов являются пока скульптуры старшего сына Хеопса Кауааба, сыновей Джедефра — Сетка и Хорента, сына Микерина — Хевинера. Очевидно, положение образованного человека расценивалось настолько высоко, что даже царские сыновья считали необходимым наглядно отмечать это особым типом статуй. Другим новшеством явились семейные группы с детьми. Гораздо разнообразнее стали статуэтки слуг и рабов.

informvest.ru

Скульптура Древнего царства. Египетский портрет

2011-04-19

Исторический период, именуемый Древним царством, радует нас большим количеством прекрасных древних скульптур, в том числе и портретных. В круглой скульптуре, больше чем в рельефе, наблюдаются четкие каноны и композиции, которые в дальнейшем просматриваются во всём развитии египетской пластики. Скульптура изображает, как правило, человека в движении, у которого левая нога выставлена вперед. Ещё изображают фигуры, стоящие на одном колене, фигуры на корточках или сидящими на троне с одинаково расположенными руками на коленях.

 

Скульптуры Древнего царства отличаются высоким качеством обработки используемых материалов. В то время, большинство древних скульптур изготавливались из камня или дерева. Древние скульптуры Нофрет и Хемона свидетельствуют о прекрасном владении навыками обработки мягкого известняка. А древняя диоритовая скульптура Хефрена из Каирского музея свидетельствует об удивительном умении обрабатывать твердые породы камня. Статуя сельского старосты в Каире – прекрасное подтверждение навыков обработки дерева. Изначально все эти скульптуры были разукрашены и даже на многих из них, которые дошли до нас, превосходно сохранился цвет. Даже в раскраске имеет своё отражение канонизация искусства Древнего царства. Вследствие чего, художник не мог самостоятельно выбирать цвет, он был определён для каждого отдельного объекта. Можем привести пример: фигура мужчины, как в рельефе, так и в круглой скульптуре имела кирпично-красный оттенок, а фигура женщины коричневато-желтый оттенок. Скульптурный портрет Древнего царства, так же как и рельеф, имел тесную связь с религией, с теми сложными представлениями, которые установили жрецы для укрепления существовавших ранее классовых отношений.

 

Изначально, лишь фараон мог пользоваться привилегией загробных благ, позже её начинают использовать и приближенные ему лица. Учёные и историки уже во второй половине прошлого века отмечают высокую реалистичность облика Нофрет и Шейх эль Беледа. Интересен тот факт, что в 1888 году во время раскопок Мариэтта из земли показалась статуя Шейх эль Беледа, и люди воскликнули: «О, это же наш сельский староста». Эта древняя скульптура так же, как большинство других скульптур Египта периода пятой династии, середины третьего тысячелетия до нашей эры, являются очень реалистичными. Но главная задача состоит не в том, чтобы установить реализм этих архитектурных памятников, а в том, чтобы выяснить особенный характер данного реализма. Даже если бегло взглянуть на эти портретные головы, то легко можно увидеть различие между головами Древнего, Среднего и Нового царства. Но если сделать более глубокий анализ, то можно увидеть, что скульптура тесно связана с архитектурой, которая в эту эпоху приобретает свои самые величественные монументальные черты.

 

Древние скульптуры писцов в Лувре и Каире являются яркими представителями того, как в синтетическом типе искусства Древнего царств архитектура определяла формы пластики. Портрет является типизированным. Передается своеобразная идеальная сущность. В облике нет ничего мимолетного, лишнего. Религиозные представления о двойнике, которые связанны с тем, что нужно оживить статую, в конечном счёте, привели скульпторов Древнего царства к использованию вставных глаз. К примеру, радужная оболочка глаз в статуях Рахотена и Нофрет изготовлена из серовато-голубого халцедона (его ещё называют сапфирином). Взгляд очень реалистичен и живой. Взгляд в скульптурном портрете Древнего царства обладает неким иллюзионизмом. Этот образ особо выразительно представлен в каирской статуе фараона четвёртой династии Хефрена. Составными элементами образа являются обобщенность формы, полная статика и геометрия композиции. Ещё ни разу в скульптурах Древнего царства, образы не достигали таких абсолютных форм идеализации.

 

Но хочется отметить, что лицо находится в полной гармонии со стилистической направленностью всего памятника. Живое начало в лице, представляется длительным процессом, а не мгновением, которое остановилось. В этом и вся суть воплощенной здесь идеи иератизма. Древняя статуя Хефрена олицетворяет его не только как личность, но и как образ фараона в целом, с его идеей власти наместника некоего божества на земле. Нужно вспомнить, что период правления четвёртой династии, к которому относится этот памятник, приходился на третье тысячелетие до нашей эры, и это был период расцвета. Переход к искусству пятой династии ознаменован некой утерей идей монументальности. В эпоху правления этой династии власть фараона становилась слабее, а земельная знать начала приобретать самостоятельность. И когда эта знать давала индивидуальные заказы, то скульпторы на свои работы переносили черты лица, которые недавно характеризовали самого фараона.

 

Со временем в памятниках пятой династии стиль изменяется, хотя общий образ портрета остаётся таким же. Удлиняются пропорции тела, увеличивается линия силуэта. Ни на голове Ти, Ранофера или писца из Лувра, ни даже в образе «сельского старосты» не наблюдается ничего индивидуального, мимолетного. Отдельное место занимает группа древних памятников, найденных в течение последних лет в Гизе. Они относятся ко времени правления IV династии и выполнены из известняка. Особого внимания заслуживают скульптуры в виде женских голов царских дочерей. Они были обнаружены отдельно от тела перед камерой с саркофагом фараона. По мнению ученых, обследовавших на месте эти головы, их расширяющиеся у основания шеи, указывают на постамент.

 

Самым важным открытием являлся отличающий эти головы от всех других предшествующих и последующих скульптур Древнего царства, стиль, он менее типологичный и более реальный. Очень живо переданы глаза, совершенно без инкрустаций, моделировка энергичных по своему выражению лиц отличается особой мягкостью. Весьма вероятно, что эти известняковые древние головы являлись копиями гипсовых масок. В любом случае на примере этих скульптур мы видим подлинно реалистические тенденции в портретном искусстве первой половины 3-го тысячелетия до нашей эры. Так же родом из Гизы замечательная по своему качеству исполнения статуя Хемиуну времен IV династии. В этой скульптуре так же поражает очень качественная передача портретных черт.

transantique.ru

Тема 5 Скульптура, рельефы и росписи Древнего царства (XXVIII–XXIII вв. до н. э.), 3–6 династии. Искусство Древнего Востока: учебное пособие

Тема 5 Скульптура, рельефы и росписи Древнего царства (XXVIII–XXIII вв. до н. э.), 3–6 династии

Хронологические рамки периода, краткая характеристика политической и экономической ситуации – первое долгосрочное и стабильное объединение Египта со столицей в Мемфисе, централизация, развитие бюрократического аппарата, «золотой век» Египетского искусства, окончательное сложение канона в изобразительном искусстве. Архитектура – как основа для всех видов изобразительного искусства. Основные виды круглой скульптуры в эпоху Древнего царства, ее местоположение и назначение, материалы, характер работы мастера, положение скульптора в обществе. Статуи фараонов и их особенности (позы, передача движения, возраста, проблема сходства): скульптура Хефрена с Гором, скульптурная группа Микерина с Хатор и богиней 7-го нома, скульптурная группа Мерира-анххнес с Пепи II на коленях. Статуи вельмож (виды, позы, занятия, передача движения, возраста, проблема сходства, разница в одежде и раскраске мужских и женских статуй): скульптура зодчего Хемиуна, скульптуры Рахотепа и Нофрет, скульптурная группа Сенеба с женой и детьми, две статуи писца Каи, деревянная статуя вельможи Каапера, медные статуи Пепи I и II. Общее и особенное в статуях фараонов и вельмож. «Резервные головы». Изображения животных в скульптуре Древнего Царства. Маленькие статуэтки работников и слуг (типы, особенности раскраски, проблема передачи движения). Основные виды рельефа (барельеф, углубленный рельеф) и росписи (росписи и вкладка цветных паст) в эпоху Древнего царства, цвета и краски для росписей, темы, формальные особенности, местоположение в заупокойном комплексе. Рельефы и росписи из погребальных комплексов 5–6 династий. Проблема канона в рельефах и росписях (канон в композиции, изображении фигур, передаче действия и его последовательности).

Литература по теме:

• История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древний Восток, Античность. Под ред. М.В. Доброклонского, А.П. Чубовой. М., 1980. С. 41–44

• В.К. Афанасьева, В. Луконин, Н. Померанцева. Искусство Древнего Востока. М., 1976. (cерия: «Малая история искусств» под общ. ред. И.С. Кацнельсона). С. 231–252

• В. Афанасьева, И. Дьяконов, В. Луконин, М. Матье. Искусство Древнего Востока. М.,1968. Серия: «Памятники мирового искусства». С. 11–15

• М.Э. Матье. Искусство Древнего Египта. М, 1970. Серия: «Очерки истории и теории изобразительных искусств». С. 39–66

• А.Л. Пунин. Искусство Древнего Египта. Раннее царство. Древнее царство. СПб, 2008. Серия: «Новая история искусства». С. 351–394

• М.Э. Матье. Искусство Древнего Египта. Л, 2001. С. 113–179

• А.Силиотти. Египет. Пирамиды. (Атлас чудес света). М., 2001.

Иллюстрации к теме:

• Триада Микерина – скульптура фараона Микерина с Хатор и богиней-персонификацией 7-го нома (Каир, Египетский музей, инв. JE 46499). Характерна выдвинутая вперед левая нога у мужчины и сведенные вместе стопы женских персонажей.

• Скульптуры вельможи Рахотепа и его жены Нофрет (Каир, Египетский музей) – характерен темный цвет мужского тела (загар, активная жизненная позиция – воин, чиновник) и светлый цвет женского (жизнь в доме, защита кожи от палящего солнца, в отличие от смуглого цвета кожи в скульптурах служанок).

• Статуя вельможи-писца Каи (Париж, Лувр, инв. Е 3023) – традиционная поза для писца, подробно проработанные элементы тела и очень выразительное лицо. Этим статуя Каи сообразно жизни и профессии отличается от его же статичной и маловыразительной скульптуры из погребения

• Деревянная статуя вельможи Капера (Каир, Египетский музей, инв. CG 34). Во время раскопок был назван рабочими “Sheikh el-Balad” (в отечественной литературе – «сельский староста»). В статуях вельмож передача тела не столь идеализирована, как в статуях фараонов. Кроме того, дерево, как более мягкий материал позволяет более детальную проработку, чем камень.

• Статуя Мерира-анххнес с Пепи II на коленях (Нью Йорк, Бруклинский музей искусства, инв. 39119), каждый из персонажей рассчитан на фронтальную точку зрения, одной общей точки зрения у скульптуры нет

• Фрагмент рельефа из гробницы Древнего царства – четкость изображения на фоне, повторение позы у нескольких фигур, сочетание разных точек зрения при изображении разных частей тела одной фигуры.

• Гуси из гробницы в Медуме, фрагмент росписи из мастабы архитектора Нефермаата и его жены Итет (Каир, Египетский музей, инв. CG 1742). Преобладание линейно-графического начала в росписях.

Контрольные вопросы к теме:

• Каковы хронологические рамки периода Древнее царство?

• Каковы особенности политического и экономического устройства Египта эпохи Древнего царства?

• Где были найдено большинство сохранившихся статуй эпохи Древнего царства?

• Из каких материалов делали статуи в эпоху Древнего царства?

• Как раскрашивали статуи в эпоху Древнего царства?

• Каковы основные позы для статуй фараонов эпохи Древнего царства?

• Какова мера сходства с натурой в скульптурах фараонов?

• В чем разница в изображениях мужчин и женщин в скульптурах вельмож эпохи Древнего царства?

• Как изображали детей в скульптурах Древнего царства?

• Как вел работу скульптор с блоком камня?

• В какой мере круглая скульптура «привязана» к архитектуре?

• В чем отличие статуй вельмож/фараонов от статуэток работников и слуг?

• Что собой представляет мужской костюм в эпоху Древнего царства?

• Что собой представляет женский костюм в эпоху Древнего царства?

• Что такое «резервные головы»?

• Какие материалы использовались для получения красного, желтого, черного, белого цветов?

• Какие материалы использовались для получения зеленого и синего цветов?

• Какие виды рельефа вы знаете?

• Какие виды рельефа использовались в Египте?

• Что изображалось в рельефах и росписях на стенах погребальных комплексов 5 и 6 династий?

• Каковы способы передачи пространства в рельефах и росписях эпохи Древнего царства?

• Каковы особенности изображения фигур в рельефах и росписях эпохи Древнего царства?

Карты: • Карта Египта эпохи Древнего царства – уметь показать Мемфис и Медум

Термины

• Барельеф

• Углубленный рельеф

• Канон

Персоналии

• Хефрен

• Микерин

• Хемиун

• Рахотеп

• Нофрет

• Сенеб

• Каапер

• Каи Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Статуи Древнего царства

В Египте очень рано развился обычай мумифицировать тела умерших, предохранять их разными способами от разложения. Уже при второй династии способ мумификации применялся, развиваясь постепенно в сложную систему. Но и мумификация не гарантировала полной сохранности тела, без наличности видимой формы, невозможно было переживание двойника – «Ка» человека. Поэтому также рано, вероятно, как мумификация, возникает обычай делать из камня портретную голову покойного, или целую статую его. Эти скульптуры сопровождали покойного в могилу, их тщательно скрывали в «сердабах», тайниках гробниц, и их назначение было — заменить тело в случае его повреждения. «Вечным горизонтом» называл египтянин могилу на западной берегу Нила, где по вечерам закатывалось солнце, и вечности должны были служить заупокойные статуи так же, как и те, которые посвящались в храм, где в их лице покойный должен был пребывать вечно в присутствии божеств. Отсюда понятно искание твердых, вечных материалов для этих скульптур и применение гранитов, кварцитовых песчаников, едва поддающихся сверлу, диоритов, известняков и шиферов, которые заменяют собою глину и слоновую кость додинастических скульптур.

Мы отмечали уже характерные особенности египетской скульптуры, поэтому повторяем лишь вкратце сказанное и уясним себе, какие черты присущи именно Древнему царству. Так как заупокойная статуя могла быть по средствам только царям или лицам состоятельного класса, т. е. людям, дорожившим своим общественным положением, то конечно и заупокойные статуи должны были отмечать ранг, или профессию покойного. Царь изображается сидящим на троне (Хасехемуи, царь 2-ой династии, Хефрен, фараон 4-ой династии) в пшенте (двойной короне), или в клафте — царском головном платке, со священной змеей спереди, надо лбом, или стоящим в короне Верхнего Египта, в царском препоясании, с булавой в руке, рядом с троном богини, которая его обнимает за талию жестом любящей матери, как на статуе Микерина. На плечи и тело жреца накинута обычная шкура пантеры (статуя жреца в Лейденском музее), многочисленные статуи и статуэтки вельмож и их жен отмечены торжественными париками, пышными прическами и препоясанием людей достаточного класса, — укажем попутно на большую важность знакомства с формами одежды разных эпох, особенно париков и женских причесок, позволяющих довольно точно датировать вещи.

В Египте высоким почетом пользовалось звание писца. «Нет сословия, которое не было-бы управляемо, — только ученый правит сам»; поэтому «стань писцом, чтобы руководить всеми людьми», так как должность писца — «великая должность, его письменный прибор и свиток папируса приносят удовольствие и богатство», — поучают египетские мудрецы. Поэтому, наряду со статуями вельмож и царей, имеет развитие тип сидящего писца за работой, со свитком папируса на коленях как обычно.

Но какое-бы лицо ни изображалось, поза его должна была отвечать двум требованиям: она должна быть благопристойной и должна быть, если можно так выразиться, удобной, так как статуя — замена тела для вечности. В силу этого, разнообразие поз невелико. Мы знаем в глубокой древности ставшую классической фигуру сидящего на троне царя (Хасехемуи). Правая рука его, сжатая в кулак, покоится на правом колене, левая согнута в локте и спокойно лежит, прижатая к нижней части груди. Эта поза, выработанная Древним царством, становится обычной для всякой сидящей фигуры. Видоизменения допускаются только в деталях, — кулак правой руки может быть разжат, и она может лежать на колене ладонью, левая рука может быть наоборот сжата в кулак и поднята несколько выше; положение рук может быть и обратным — левая на колене, правая на груди. Стоящая фигура мужчины изображается всегда в позе шага, левая нога всегда выдвинута вперед, руки или свободно висят вдоль тела, или одна из них, обычно левая, опирается на посох. Женские фигуры стоят обычно с ногами сомкнутыми, правая рука опущена вдоль тела, левая, лежит спереди на талии. Писец сидит обычно, скрестив ноги, на земле, левой рукой придерживая за край лист папируса, правой сжимая воображаемое перо.

Очень рано стали изображать семейные группы, первоначально чисто механически соединяя две отдельные фигуры тем, что муж и жена держатся за руки у стоящих статуй. Иногда муж сидит, а жена стоит несколько сзади, положив руку на плечо мужа, а другой, придерживая его слегка за верхнюю часть руки. Иногда муж и жена сидят рядом, и жена обнимает мужа за плечи. В некоторых случаях муж сидит в кресле, а жена, гораздо меньше его ростом, сидит у ног его, обнимая за одну ногу. Здесь мы вступаем опять в полосу египетских условностей: главой дома в данном семейном союзе является мужчина (не в психологическом смысле слова, а в чисто бытовом — жена по брачному контракту могла в Египте занимать место равное с мужем, могла, однако, стоять и в подчиненном положении), поэтому он ростом вдвое или втрое выше жены; точно так же не должно нас смущать, что обнимающая за плечи мужа рука женской статуи гораздо длиннее другой руки, нормально длинной, — художнику надо было связать две фигуры в группу, и он достигал этого за счет анатомической правильности.

Многие характерные подробности диктовались художнику материалом, твердейшими каменными породами. Голова сидит на плечах иногда почти непосредственно, почти без шеи, промежутки между руками и телом и между ногами не высверлены, кулак тоже не высверлен, и эти части оставшегося камня условно закрашиваются в цвета пустоты. Нельзя было отделить руку от тела на каменных статуях, идущих и опирающихся на посох (статуя Сепы), поэтому эта рука прижата к груди, а палка поставлена между ног — поза, которая при малейшем шаге заставила бы живого идущего, человека свалиться.

Камень, прямоугольная каменная глыба, в сильной степени повлияла на несомненный геометризм египетской скульптуры, наряду с требованиями заупокойного культа.

Ничего случайного, ничего мгновенно-пролетающего; нет места изображению настроения на статуях Древнего царства, нельзя также изображать дряхлость старика, или беспомощность ребенка, — ведь статуя заменяет тело, и от художника зависит, будет ли это тело в вечности дряхлым, слабым, или же телом человека во цвете лет. Скульптор не старается подметить случайные черты своей натуры, он проделывает, так сказать, математический расчет, суммирует все черты, присущие данному человеку, и выводит из них среднее. При этом сразу выявляются черты прямой зависимости египетской скульптуры Древнего царства от голов, клавшихся в гроб, как замена головы мумии, — внимание художника при отделке статуи обращено целиком на голову. Из базы, пьедестала, часто грубо обработанного, с неровной поверхностью, вырастают ноги, которым скульптор уделяет сравнительно мало внимания; они часто напоминают цилиндры, которым слегка придана форма человеческой ноги. Больше внимания уделяется телу, рукам, часто отлично отделанным, и весь интерес сосредоточивается на отделке головы, которой стараются придать наибольшую выразительность, и путем раскраски, и путем вкладывания (инкрустирования) глаз из другого материала; укажем попутно, что к тому же способу оживления лица прибегала и месопотамская скульптура. Одной из характерных в данном отношении вещей может служить известняковая статуя писца.

Статуи Древнего царстваСтатуя писца эпохи Древнего Царства.

На плинтусе, прямоугольном спереди, сидит со скрещенными ногами писец. Вся фигура точно вписана в ясно ощущаемые геометрические формы: горизонтально положенный удлиненный прямоугольник ног, в котором линии самых ног образуют диагонали, вертикальный прямоугольник тела, с чудесно обозначенными анатомическими деталями (складки груди, ключицы), точно повторяющими диагонали ног, шар головы, венчающий комплекс прямоугольников тела. Если мы проведем воображаемые линии от плеч, вплотную мимо головы, то линии эти, скрестившись как раз над центром темени, дадут очертания пирамиды, — прямоугольники, поставленные друг на друга, образуя ряд уступов, и пирамида, венчающая их, схема этой статуи 5-ой династии повторит нам точно фетиш в храме фараона Неусера (5-ая династия) — обелиск солнца, — связь скульптуры с архитектурной формой неразрывно крепка.

В эту странную архитектоничную форму как бы вписано человеческое лицо, живыми, ясными глазами глядящее навстречу зрителю. Широкие крепкие скулы немолодого человека, отяжелевшая от сидячей, канцелярской работы, условная приветливость подчиненного, готовность в любую минуту приступить к исполнению обязанностей, дающих возможность этому «ученому насыщаться благодаря своей учености», почетных и потому ценных для сохранения даже для потустороннего мира.

На статуе Луврского писца, несмотря на то, что она из хрупкого известняка, пространство между руками и телом высверлено. Это обстоятельство, так же, как глаза, инкрустированные белым арагонитом и горным хрусталем с цветной подкладкой, заставляет датировать се эпохой не ранее пятой династии.

В это время достигнута уже высшая точка цветения Древнего царства. Усиленная раздача земель в награду служилому классу успела подорвать силу фараонов, опиравшихся именно на земельное богатство. Знать все больше чувствует свое значение, и роскошь, присущая царскому двору, становится достоянием и вельмож. Камень уже не вполне удовлетворяет художественным запросам, и скульптор 5-6-ой династии охотно прибегает к дорогому дереву. А дерево, мягкое и пластичное, в свою очередь, делает возможным разрешение тех художественных задач, которые казались неодолимыми для 3-ей и 4-ой дин.

Статуи Древнего царстваДеревянная скульптура Древнего Царства.

Движение становится свободнее, и, сохраняя в силе основной канон человеческой фигуры, художник отделяет у стоячей фигуры руку от тела и ставит посох в нормальное положение. Дерево не допускало работы из одного куска, поэтому и ноги, отделенные друг от друга, делают более широкий шаг. В свою очередь, деревянная техника заставляет там, где это возможно, переносить на камень ее навыки. Отсюда проистекают особенности статуи Луврского писца.

Для царских статуй охотно применяют металл: статуи фараона Пиопи I и его сына сделаны из медных кованых листов, нашитых на деревянную основу. Ковкий металл, так же как и дерево, допускал и большую свободу движения и более тонкую многоцветность, путем комбинировании других материалов: на статуе Пиопи головной убор и препоясание были, вероятно, сделаны из драгоценного материала, а глаза были инкрустированы, подобно Луврскому писцу или деревянному «старосте».

Наряду с деревянной и металлической пластикой, конец Древнего царства дал нам еще богатый набор статуэток, из дерева и др. материалов, изображавших слуг, челядь вельмож. Если каждая заупокойная статуя связана тесно с определенным лицом, то эти мелкие статуэтки изображают не какого-нибудь определенного слугу, а слуг вообще. Они не портретны, а типичны. Собственно говоря, эти статуэтки не что иное, как оторвавшиеся от стен слуги росписей и рельефов, за тем исключением, что в рельефе мы видим и крестьянина за его обычной работой, а здесь перед нами только дворовые, личные слуги знатного чиновника, вельможи, придворного. Обязательные для этих последних позы не обязательны для слуг. Они могут сидеть на корточках, защищая лицо от жара костра, они тащат на спине чемодан господина, или куль с зерном на мельницу, они месят солод для пива, или мелют зерно на ручной мельнице, они на полном бегу поворачивают голову назад, выслушивая приказания господина.

informvest.ru

Скульптура Древнего Царства

Поиск Лекций

От времени Древнего царства сохранилось очень много разнообразных статуй. Некоторые из них были найдены при раскопках храмов. Однако подавляющее число скульптур происходит из заупокойных сооружений — цар­ских пирамидных храмов и гробниц знати. Все эти статуи также предназначались для культовых целей, не всегда еще нам известных с достаточной определенностью.

Наряду со статуями царей, богов и вельмож, от време­ни Древнего царства, как и от предыдущего периода, до­шли статуи и статуэтки связанных пленных иноземцев, применявшиеся во время отдельных обрядов, статуэтки детей и женщин... слуг и рабов, помещавшиеся в гробницы вельмож для обслуживания их в загробном мире.

Таким образом, скульптура Древнего царства в основном сохраняет то же назначение, которое она имела в предше­ствующий период, однако в пределах почти каждого круга скульптур наблюдается определенное развитие. Значительно расширяется иконография культовых статуй: появляются канонические фигуры царя, стоящего с выдвинутой вперед левой ногой, в коротком набедренном опоясании, в короне Южного или Северного Египта; сидящего в таком же одея­нии, с царским платком на голове; коленопреклоненного, с двумя сосудами в руках; статуи фараона в образе сфинкса; групповые скульптуры — царь с богами, царь с царицей.

Статуи вельмож следуют основным типам царских ста­туй: наряду с существовавшими ранее сидящими фигура­ми, появляются и стоящие скульптурные группы супру­жеских пар.

Прекрасное владение обработкой камня позволило шире использовать камень и для скульптур. До нас дошли ста­туи из красного и черного гранита, диорита, алебастра, шифера, известняка, песчаника.

Наряду с каменными скульптурами имелись деревян­ные, что, по-видимому, было связано с их использовани­ем при некоторых обрядах.

Естественно, что для этого нужны были лег­кие деревянные скульптуры. Думается, что именно этим и объясняется наличие деревянных скульптур в гробни­цах некоторых лиц, принадлежавших к высшей знати и имевших все возможности поставить в свою гробницу ка­менную статую. Не случайно, что все деревянные статуи были приблизительно одного размера, очень удобного для совершения указанного обряда, — около одного метра в высоту.

Статуи изготовлялись также из металла. Нам известны только две скульптуры из меди. Вероятно, такие ста­туи высоко ценились из-за технических трудностей изго­товления и были достаточно редки. Следует учитывать, конечно, и тот факт, что медь сохраняется гораздо хуже других материалов.

Для мелкой пластики широко использовали кость, фа­янс, реже — дерево и камень.

При всем возросшем, по сравнению с предшествую­щим периодом, разнообразии поз скульптур царей и зна­ти Древнего царства они все же достаточно ограничены, причем для всех положений равно характерны неподвиж­ность и покой, что достигалось строгим соблюдением фрон­тальности и симметричности в построении фигуры. У всех статуй одинаково прямо поставлены головы, в руках по­чти одни и те же атрибуты. Тела мужских фигур были окрашены в красновато-кирпичный цвет, женских — в желтый, волосы у всех были черные, одежды — белые. Статуи кажутся неразрывно связанными со стеной мо­лельни, причем за спиной многих из них сохраняется в виде фона часть того блока, из которого они были высече­ны.

Единство изобразительных средств культовой скульп­туры Древнего царства было вызвано как ее назначением, так и условиями ее развития. Приподнятость образа под­черкивала высокое социальное положение изображенного человека. В то же время культовый характер статуй де­лал чрезвычайно трудными попытки изменить принятую расцветку или позы, причем последние к тому же были ограничены подчас и структурой помещения. Все это в ито­ге длительного воспроизведения одних и тех же образцов привело к сложению ряда обязательных для скульптуры канонов.

Однако эти каноны касались в основном только трак­товки туловища статуй, при передаче же лица перед масте­ром вставало иное требование, также вытекавшее из назна­чения памятника. Статуе необходимо было придать сход­ство с умершим человеком, поскольку считалось, что она должна была служить вместилищем духа и заменять тело. Отсюда уже в Древнем царстве возникает одно из важней­ших достижений древнеегипетского искусства — скульп­турный портрет.

Появление портрета, расширение иконографии, возрос­шее разнообразие используемых материалов, общий рост ма­стерства резко отличают скульптуры Древнего царства от произведений предыдущего периода.

 

2.3.Скульптура Среднего Царства

 

При анализе царской скульптуры времени XII ди­настии существенным является вопрос о назначении раз­личных статуй. Поэтому очень важно отметить, что, на­ряду с заупокойной и хеб-седной скульптурой, теперь цар­ские статуи ставились в храмах, посвященных богам. Следовательно, эти статуи не были уже скрыты в замуро­ванных сердабах или в залах заупокойных храмов, посе­щавшихся крайне ограниченной группой людей. Назна­чение их было новое: они являлись теперь памятниками, прославлявшими живых правителей страны. В этом за­ключался шаг первостепенной важности, внесший огром­ные возможности для дальнейшего развития царской скульптуры и открывший придворным художникам путь к некоторому освобождению от сковывающих их тради­ций. Появление подобных памятников было связано с иным, по сравнению с Древним царством, положением фараона в рассматриваемый период. Стремясь доказать правомочность обладания престолом, цари XII династии прибегали для утверждения своего авторитета к различ­ным мерам. В храмах появляются колоссальные статуи правящих фараонов, закрепляющие в сознании обитате­лей самых отдаленных областей долины Нила представ­ление о новых властителях как о могучих царях, объеди­нителях Египта и завоевателях окружающих стран.

Новое назначение статуй определило и их новые фор­мы. Памятник, прославлявший определенного властителя, требовал большего внимания к индивидуальному образу.

 

poisk-ru.ru

Искусство Древнего Египта. Портретная скульптура Древнего царства

 

Искусство Древнего Египта. Портретная скульптура Древнего царства.

Как уже было сказано, заупокойный культ во многом определил появление портретной скульптуры. Но он же ограничивал ее развитие определенными рамками. Однообразие спокойных неподвижных (сидящих или стоящих) поз статуй, наделенных одними и теми же атрибутами, условная раскраска их тел (мужских — красно-коричневой краской, женских — желтой, волос — черной, одежд — белой) — все это диктовалось требованиями культа, предназначавшего эти статуи для «вечной» жизни души умершего.

Глаза статуй часто инкрустировали другими материалами, чем достигалась большая выразительность и жизненность.

Статуи не рассчитаны на то, чтобы их рассматривать с разных сторон, они как бы прислонены спиной к плоскости каменного блока, служащего фоном для них. Зрители видят их только спереди, они целиком фронтальны. Для статуй характерна также абсолютная симметрия, строжайшая уравновешенность правой и левой половины тела. Это правило строго соблюдается не только при изображении стоящей фигуры, но и при передаче всех остальных поз, характерных для египетской скульптуры всех времен.

Египетский художник начинал свою работу обычно с того, что наносил на прямоугольный блок камня, из которого надлежало высечь статую, по заранее разграфленной сетке рисунок того изображения, который хотел получить. Затем путем высекания он удалял лишний камень, обрабатывал детали, шлифовал и полировал статую. Но и в готовом произведении искусства чувствовались всегда прямоугольные грани блока, из которого оно было «высвобождено» художником. Этим и объясняется тот «геометризм» египетской скульптуры, который является его характернейшей чертой.

Наряду со статуями царей и вельмож развивается тип сидящего за работой писца, обычно со свитком папируса на коленях. Разнообразие композиций было невелико. Поза фараона Хафра, сидящего на троне, характерна для всех сидящих фигур Древнего царства и для большинства статуй последующих времен. У стоящей фигуры мужчины левая нога всегда выдвинута вперед, руки или опущены вдоль тела, или же одна из них опирается на посох. Женская фигура стоит обычно с сомкнутыми ногами, правая рука опущена вдоль тела, левая лежит спереди на талии. Шея почти отсутствует, голова покоится иногда почти непосредственно на плечах, промежутки между руками и телом, между ногами почти всегда не высверлены, и эти части оставшегося камня условно закрашены в так называемые цвета пустоты, черный или белый цвет. Нельзя было, в силу особых заданий заупокойного культа, передавать мгновенные настроения, случайные позы.

 

В фигурах фараонов и знатных лиц подчеркивалась физическая мощь. Сохраняя некоторые, несомненно портретные черты, авторы отбрасывали второстепенные детали, сообщали лицам бесстрастное выражение, обобщали могучие, величаво-монументальные формы тела.

Но наиболее талантливые скульпторы даже в сдерживающих рамках канона сумели создать ряд замечательных, ярких портретных произведений. Примерами таких индивидуализированных статуй являются скульптуры времени IV династии — статуи знатных людей Рахотепа и Нофрет (Каирский музей) и бюст царского сына Анххафа (Бостон, Музей изящных искусств), зодчего Хемиуна (Каирский музей), а также голова мужской статуи из коллекции Сальт (Париж, Лувр) и статуи V династии — вельможи Ранофера (Каирский музей), писца Каи (Париж, Лувр) и царевича Каапера (Каирский музей).

Портреты эти не просто повторяют внешний облик того или иного человека. Это образы, созданные путем отбора наиболее характерных особенностей портретируемого.

Скульпторы V—VI династий начинают все чаще прибегать к дорогому дереву, позволяющему решать такие задачи, которые в круглой пластике казались неразрешимыми, несмотря на весь блеск достижений каменной скульптуры III и IV династий. Движения статуй становятся свободнее, хотя и сохраняется в силе основной канон при передаче человеческой фигуры.

Перед нами то лицо луврского писца, то улыбающееся, добродушное лицо полного пожилого сановника V династии Каапера, которого нашедшие его феллахи прозвали «деревенским старостой» за его поразительное сходство со старостой, которого они знали. Недаром египетский скульптор назывался «санх», что значит «творящий жизнь». Создавая форму, художник тем самым как бы магически вызывал ее к жизни.

В гробницы помещали также десятки статуэток, изображавших слуг, рабов, которые отличались от портретов фараонов и знатных лиц передачей в них только типичных этнических черт египтян, без какого-либо намека на портретность. Их назначение — ив загробном мире обслуживать своих хозяев. Сделанные из ярко раскрашенного дерева и камня, они реалистично передают особенности облика крестьян, поваров, носильщиков и т. п.

История изобразительного искусства. Ссылка на www.nitpa.org - «Всемирное наследие литературы, истории, живописи» приветствуется.

 

www.nitpa.org

2.2. Скульптура Древнего Царства. Искусство древнего Египта

Похожие главы из других работ:

Архитектурные памятники Древнего Египта

1.2 Архитектура Древнего царства

Приблизительно в XXX веке до н. э. фараоном I династии Нармером, или Менесом, были объединены в единое государство Северный и Южный Египет со столицей в Мемфисе. Создание мощного централизованного государства под властью фараона...

Архитектурные памятники Древнего Египта

1.3 Архитектура Среднего царства

В 2050 году до н. э. Ментухотеп I вновь объединил Египет и восстановил единую власть фараонов под эгидой Фив. Столетия, отделяющие эпоху Среднего царства от времени заката Древнего царства, много значили в духовной жизни египтян. Распад страны...

Виды скульптурных рельефов

7.Скульптура Древнего Египта

В искусстве рабовладельческого общества скульптуры выделилась как особый род деятельности, имеющий специфические задачи и своих мастеров. Скульптуры древневосточных государств, которая служила выражению всеобъемлющей идеи деспотизма...

Искусство древнего Египта

1.2. Архитектура Древнего Царства III-IV династии (2900-2100 годы до н.э.)

Объединение Египта, начатое фараонами I династии, было окончательно завершено при фараонах III династии. Фараоны располагали огромными земельными богатствами. Именно в это время большое распространение получило рабовладение...

Искусство древнего Египта

2.1.Скульптура Раннего Царства

Переходя к рассмотрению скульптур Раннего царства, следует отметить, что почти все они найдены не в гробни-цах, а в храмах, в особых тайниках, куда жрецы периоди-чески убирали памятники, которые были уже достаточно давно посвящены в храм...

Искусство древнего Египта

2.3. Скульптура Среднего Царства

При анализе царской скульптуры времени XII ди-настии существенным является вопрос о назначении раз-личных статуй. Поэтому очень важно отметить, что, на-ряду с заупокойной и хеб-седной скульптурой, теперь цар-ские статуи ставились в храмах...

Искусство древнего Египта

2.4. Скульптура Нового Царства

К концу XV в. до н. э, значительно обострилась обста-новка внутри страны. Уже в течение ряда лет назревал конфликт между высшей знатью и жречеством, с одной стороны, и царской властью, опиравшейся на средние слои населения, -- с другой...

История художественной культуры и образования Древнего Китая

2.2 Скульптура Древнего Китая

Скульптура Китая прошла очень сложный и противоречивый путь развития. Являясь одним из ведущих видов изобразительного искусства, скульптура длительный период целиком принадлежала культовому искусству. Скульптура Древнего Китая...

Культура Древнего Египта

Искусство периода Древнего царства

После объединения древнеегипетское государство достигло необыкновенной силы и могущества. На полях, орошаемых благодатным Нилом, трудились сотни тысяч крестьян и рабов...

Культура Древнего Египта. Концепция исторического процесса развития общества К. Ясперса

ГЛАВА 1. Мифологические, религиозные и научные представления о культуре Древнего Востока. Культура Древнего Египта

Первые цивилизации возникли в долинах рек сухой тропической зоны Азии и Африки. Одной из старейших признана древнеегипетская цивилизация. Поселения земледельцев появились в дельте Нила около 4200г. до н. э. Жители здесь разводили свиней...

Культура Древнего Рима

Скульптура Древнего Рима

Римская скульптура, в отличие от греческой, не создала образцы идеально прекрасного человека и была связана с заупокойным культом предков - защитников очага. Римляне стремились к точному воспроизведению портретного сходства с умершим...

Культура Египта в ретроспективе современных исследований

Глава III. Культура Древнего царства

египет культура художественный ремесло В истории египетской культуры ведущая роль принадлежала архитектуре. Уже во время Древнего царства были созданы грандиозные каменные постройки - гробницы фараонов, пирамиды...

Художественная культура Древнего Египта

Глава 2. Рельефы и росписи Древнего Египта. Скульптура

Рельефам и росписям художники придавали портретное сходство. Яркое тому подтверждение - сходство рельефов, изображающих Хемиуна в его мастаба...

Художественная культура Древнего Египта эпохи древнего царства (3200–2400 г.г. до н.э.)

Глава II. Искусство Древнего Царства

...

Этапы формирования и самобытность культуры России

Культура Московского царства

Московское царство, не успев достаточно укрепиться, оказалось единственным в мире православным государством. В эпоху Святой Руси, когда религиозность вроде бы достигла максимума, но христианство так и не вошло в плоть и кровь простых людей...

cult.bobrodobro.ru


Смотрите также