Мифология и религия Древнего Рима. Религия древнего рима
13 Религия Древнего Рима
Религия Древнего Рима.
Изначально, на древнейшем этапе, римские божестване отличались от ранних верований других народов: это были духи-предки лары (хранители людей), семоны (хранители посевов), пенаты (хранители дома), помоны (хранители плодов), которые были сходны с греческими нимфами. Отчасти их правильнее было бы называть силами, а не богами, поэтому некоторые исследователи считают римский политеизм близким к анимизму. Однако кроме того появились и более сильные боги, такие как Юпитер - гроза, Марс – война, Веста – огонь и проч.
Первобытные тотемические представления сохранились в культе некоторых животных. Почитался посвященный Марсу дятел, птица Юпитера — орел. Особенно трепетно древние римляне относились к волку, ему был посвящен праздник Луперкалии.
В ходе культурного обмена с другими народами римляне обогащали свой пантеон и чужими богами, прежде всего этрусскими и греческими. Заимствование греческих богов началось не позднее VI-Vвв до н.э. со введением культа Аполлона, покровительствовавшего врачеванию. С этого момента начинается некое отождествление греческих и римских богов со сходными функциями. Кроме того, в римском пантеоне существуют и богини, олицетворявшие такие абстрактные понятия, как Верность, Справедливость, Надежду и др. Богов больше, чем людей, они сопровождают каждый шаг.
В римской традиции виден своеобразный договор между людьми и богами, принцип «я тебе – ты мне». В то время, как у греков формы культа были сравнительно просты. Наиболее обычной частью культа было жертвоприношение. Другими элементами культа были возложение венков на алтари, украшение статуй богов, их омовение, торжественные процессии, пение священных гимнов и молитв, иногда религиозные пляски. Отправление общественного культа рассматривалось как дело государственной важности.
Формальность и догматизм римских обрядов, жертвоприношение – точный и пунктуальный обряд; страх нарушить установленную форму. + должна быть аналогия между божеством и жертвой
Основу древнейшего пласта римской религии составляют божественный пантеон и мифология, испытавшие сильнейшее воздействие греческих верований. С другой стороны, изобилие автохтонных божеств и архаичных, порой загадочных обрядов позволяют угадать истинное индоевропейское наследие римлян, интерпретированное в духе "историзации" - термин Жоржа Дюмезиля, который примечает, в частности, что описание войны между римлянами и сабинами в книге Тита Ливия (64 или 59 г. до н.э. - 17 г. н.э.) соответствует чисто мифологическим эпизодам у других индоевропейских народов. Тот же Ж. Дюмезиль отметил наличие индоевропейской трехчленной идеологии в римской триаде: Юпитер (верховная власть), Марс (военная функция), Квирин (функция кормильца и зачинщика). В древнее жреческое сословие входят царь (rexsacrorum), религиозная функция которого сохранится и в эпоху Республики, фламины трех богов или старшие фламины (фламины Юпитера, фламины Марса, фламины Квирина) и верховный понтифик или глава всех жрецов - этот пост, начиная уже с Цезаря, станет неотъемлемой принадлежностью императорского титула.
Само основание Рима, как много раз подчеркивалось, носило религиозный характер. Для поклонения местным божествам был предназначен круг внутри города, отмеченный камнями и получивший название померий (pomerius). Марсово поле, на котором каждые пять лет совершалось очистительное жертвоприношение быка, кабана и барана, располагалось за пределами этой сакральной зоны, где действовал категорический запрет на осуществление военной власти. Божества более позднего происхождения, даже самые важные - такие, как Юнона Регина помещались вне померия, главным образом, на Авентинском холме (исключение было сделано для храма Кастора, возведенного внутри померия диктатором Авлом Постумерием в V в.). Архаичные божества померия часто имеют странные имена, функции и облик: богиня весеннего равноденствия Ангерона, богиня замужних женщин Матута и др.
Древняя триада Юпитер-Марс-Квирин, подкрепленная Двуликим Янусом и хтонической богиней Вестой, в эпоху Тарквиниев заменяется новой триадой: Юпитер Оптимус Максимус-Юнона-Минерва. Этим богам, соответствующим Зевсу, Гере и Афине, теперь возводятся статуи. Диктатор Авл Постумий учреждает еще одну триаду на Авентинском холме: Церера (Деметра), Либер (Дионис), Либера (Кора). Римляне включали в свою религию местные культы по мере того, как занимали территорию соседних богов. В числе прочих на Авентин переселяется знаменитая лунная богиня Диана Немийская (или Арицийская), покровительница беглых рабов.
Домашний культ, центром которого являлся семейный очаг, состоял из жертвоприношений животных, возложений пищи и цветов в дар предкам - Ларам и Пенатам, а также духу-покровителю дома. Свадьбу праздновали в жилище под покровительством женских божеств (Теллус, Церера). Позднее гарантом семейного союза станет Юнона. Дважды в год в городе поминались души умерших - Маны и Лемуры, которые возвращались на землю и вкушали пищу, возложенную на их могилы.
Начиная с 399 г. до н.э. римляне все чаще совершали жертвоприношения, получившие название лектистернии, парным группам богов, чьи статуи выставлялись в храмах (Аполлон-Латона, Геркулес-Диана, Меркурий-Нептун).
Римские жрецы составляли коллегию, куда входили рекс сакрорум, понтифики и их глава - верховный понтифик, трое старших фламинов и двенадцать младших фламинов. К понтификальной коллегии относились шесть весталок, избранные в возрасте от шести до десяти лет на тридцатилетнее служение Весте, во время которого они обязаны хранить девство. В случае нарушения запрета их замуровывали заживо. Сходная корпорация существовала в империи инков. Обязанностью весталок было поддерживать священный огонь.
Коллегия авгуров использовала этрусские (либри гаруспицини, либри ритуалес и либри фульгуралес) и греческие оракулы (Сивиллины книги, сохранившиеся в еврейских и христианских переработках) для установления благоприятных и неблагоприятных дней.
Цезарь осуществил ставшее нерасторжимым слияние двух функций: императора и религиозного главы - и верховного понтифика. Подобно культу древних богов, культ императора получил своих жрецов и свои обряды. Императорам посвящались храмы - либо отдельные, либо связанные с каким-либо почитаемым предшественником или с поздним божеством Рома, эпонимом города. В III в. императоры стремятся идентифицировать себя с богами: Септимий Север и его жена Юлия Домна почитаются как Юпитер и Юнона.
Культ императоров являет собой новшество, ознаменовавшее конец традиционной римской религии .
Особенности римской культовой практики. Три типа ритуалов.
О самом древнем этапе верований сведений мало. Места отправления культов – священные рощи. Много заимствований из религий соседей.
Важной чертой римской религии было то, что она изначально связана не с индивидуумом, а с коллективами. И другие религии, зародившиеся при общинном строе, принимали во внимание не отдельного человека, а сообщество, но в римской эта черта была особенно ярко выраженной и закрепилась на особенно долгий срок. Кроме того, у римлян социальные институты и установления первичны но отношению к религиозным.
Поначалу у территориальных общин существовали отдельные культы, когда же эти общины соединились и римское общество, божества и культы также слились.
Культовая практика на раннем этапе – почитание деревьев и домашнего очага. Позже делятся на:
- частные (privata)
Основной базовой производственной и социальной ячейкой общества была фамилия. Она включала главу фамилии и находящихся под его властью людей и имущество. Фамилию объединяли к скрепляли фамильные культы, одним из которых был культ Гения главы фамилии, произошедшей из культа Гения рода.
Главную роль при выполнении частного культа играл глава семьи. Обычно это подношения духам-предкам, в которых участвовать могли только члены семьи, а так же культ Ларов – богов-охранителей и защитников рода. Если человек переходил из своей фамилии в другую, он должен был отречься от прежнего фамильного культа.
- совершаемы частью народа (popularis)
Например, на перекрестках проходили праздники богини Цереры, покровительницы земледелия, сопровождавшиеся песнями и криками; праздники Либера-Вакха, во время которых участники пели шуточные песни, качались на качелях, рядились в маски и совершали всякие угодные богам плодородия веселые непристойности. В таких праздниках и культах участвовали соседские общины. Более крупной общиной была община пага — долины, па которой располагалось несколько селений. Эта община имела своих богов и свои священнодействия. Кроме того, у каждого сословия были свои особо почитаемые боги.
Гражданская община в целом имела свои, общие для всего населения Рима, культы. (особенно это проявлялось в почитании деревьев: смоковница и капитолийский дуб). Например, один из древнейших богов — Консус — был богом подземного хранилища, заготовленного на зиму зерна. В его культе сохранились отголоски древнейших бремен, когда зерно, собранное с общинных земель, поступало п общее пользование и распределялось между гражданами.
Союз латинских городов имел общие святыни.
С другой стороны, некоторые культы могли относиться не только к одной из этих категорий, как, например, культ огня и домашнего очага, бывший одновременно почитанием частного, домашнего очага, и так же и священного очага городской общины, который символизировал устойчивость, благоденствие и величие Рима и никогда не должен был гаснуть. Веста как олицетворение очага считалась семейным божеством. Если в городе был храм Весты, то он считался центром всех семей города. Так фамильные очаги, очаги курий и римский священный очаг связывались воедино. Это символизировало и подчеркивало единство святынь гражданской общины и всех ее членов.
+ гадания – авгуры и гаруспики
studfiles.net
Древнеримская религия - это... Что такое Древнеримская религия?
Как и в древнегреческой религии, римская религия не имела единой церкви и догматики, а состояла из культов различных божеств.
Религиозные обряды, связанные с жизнью семьи или домашними и частными делами, совершал сам отец семейства. В деревне его мог заменить обладавший особыми полномочиями управляющий поместьем. Официальные государственные обряды совершались опосредственно некоторыми носителями высшей власти — сначала царём через так называемых жреческих царей, потом консулами и преторами, в критические моменты — диктатором. При этом император, совместивший в себе функцию Великого понтифика, обычно своих инициатив не выражал.
Институт жрецов ввёл по традиции Нума Помпилий. При этом римские жреческие коллегии не были замкнутой кастой — доступ к ним был открыт через общественную деятельность. Так, например, сана авгура добились Цицерон и Плиний Младший, а например Цезарь и Нерон в ранней карьере были фламинами. Важную роль играла коллегия фециалов, ведавшая сакральным ритуалом объявления войны и частично курировашая римскую дипломатию. Большую роль играла и коллегия весталок.
Пантеон
Божественное повествование играло в греческой системе религиозной веры более важную роль, чем у римлян, для которых первичными были ритуал и культ. Хотя римская религия не была основана на священном писании и его истолковании, священническая литература была одной из самых ранних письменных форм латинской прозы. Книги (Libri) и комментарии (Commentarii) коллегии понтификов и авгуров содержали религиозные процедуры, молитвы, постановления и мнения по пунктам религиозного закона. Хотя по крайней мере некоторые из этих материалов были доступны для консультаций римскому сенату, часто они были occultum genus litterarum (тайной за семью печатями), загадочной формой литературы, к которой доступ имели только жрецы. Пророчества, относящиеся к мировой истории и судьбе Рима, появлявшиеся в критические моменты истории, неожиданно были обнаружены в туманных книгах Сивилл, которые, согласно легенде, были приобретены Тарквинием Гордым в конце VI века до нашей эры у куманских Сивилл. Некоторые аспекты архаичной римской религии были записаны в утерянных богословских трудах учёного I века до н. э. Марка Теренция Варрона, и теперь известны по трудам других классических и христианских авторов.
Римский пантеон имеет много аналогов греческих богов и богинь, есть и свои собственные божества и низшие духи. Особо почитаемые боги назывались «отцами» («patres»), низшие — «famuli divi» и «virgines divi». Божественное право («fas») не смешивалось с человеческим («ius»). Низшие божества («numina») существовали у римлян по-видимому уже в раннюю эпоху. В греческих книгах «Индигитаментах» перечисляются божества посева, произрастания семян, цветения и созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, зачатия, развития зародыша, рождения ребёнка, его первого крика, выхода на прогулку, возвращения домой и т. д., в связи с чем первоначально у некоторых пол не был фиксированным (ср. Палес, Фавн — Фавна, Помона — Помон и др.). Из массы нуминов выделилась триада римского пантеона — Юпитер, Марс и Квирин, отразившая трёхчленность гражданских функций — соответственно религиозно-жреческая, военная и хозяйственная. Из приписываемого Нуме Помпилию календаря праздников и списка назначенных им фламинов, из упоминаний древних святилищ известно о существовании культов Вулкана, Палатуи, Фуррины, Флоры, Карменты, Цереры, Помоны, Волупии и др. Примерно тогда же были удвоены коллегии луперков и салиев. Появились культы сословий (Нептун и Диоскуры у патрициев, Церера и Либер у плебеев) и отдельные родовые культы (у Корнелиев, Эмилиев, Клавдиев и возможно у других), группировавшиеся вокруг Весты, ларов и пенатов. Существовали и культы сельских общин.
Римская мифология
Римская мифология представляет собой совокупность традиционных историй, относящихся к легендарному происхождению Древнего Рима и его религиозной системе, представленных в литературе и изобразительном искусстве римлян. Термин «римская мифология» может относиться также к современному изучению этих представлений, а также к материалам из других культур любого периода, в которых рассматривается римская литература и искусство. Римляне обычно трактовали эти традиционные повествования как исторические, даже если они содержат чудеса или элементы сверхъестественности. Повествования часто связаны с политикой и моралью и с тем, как личная неприкосновенность человека соотносится с его ответственностью перед обществом и Римским государством. Важной темой является героизм. Когда повествование касалось римской религиозной практики, оно больше было связано с ритуалами, предсказаниями и общественными институтами, чем с теологией или космогонией.
Боги и персонажи римской религии
Древнейшие божества
Калиго/Скотос (в женской ипостаси - Калиго, в мужской ипостаси - Скотос) - воплощение Мглы и Пустоты
Хаос (Скотос) - воплощение Пустоты и Мрака, существовавших при зарождении Вселенной
Первое поколение - боги заимствованы из греческой религии (по Гигину)
Дети Хаоса:
Эребус (Мрак)
Нокс (Ночь)
Этар (Свет)
Диес (День)
Дети Этара и Диес:
Теллус/Терра (Земля)
Тартаррус (Бездна)
Амур (Любовь)
Темпус (Время)
Дети Хаоса и Теллус:
Уран (Небо)
Мар (Море)
Второе поколение божеств:
Дети Урана и Теллус - титаны:
Океан
Гиперион
Крий
Полос
Япет
Сатурн
Опс
Монета
Юстиция
Тетис
Эфра
Феба
Дети Мара и Теллус:
Цефей
Еврибия
Тавмантус
Турсциверс
Кето
Младшие титаны:
Сол
Луна
Аврора
Латона
Астерия
Атлас
Менетий
Эпиметей
Прометей
Перс
Паллант
Астрей
Третье поколение
Главные (олимпийские) боги - дети Сатурна и Опс (см. Совет богов)
Юпитер Оптимус Максимус (бог грома и молний)
Юнона Наставница (богиня семьи и брака)
Нептун (бог морей и океанов)
Церера (богиня плодородия и земледелия)
Веста (богиня тихого огня, домашнего уюта и семейных традиций)
Плутон/Диспатер (бог богатства, повелитель мертвых и смерти)
Боги были перечислены поэтом Квинтом Эннием в конце III века до нашей эры, со ссылкой на неизвестного греческого поэта
Четвертое поколение (дети Юпитера)
Вулкан (бог огня, сын Юпитера и Юноны)
Марс (бог войны и мощи, сын Юпитера и Юноны)
Вакх/Бахус (бог виноделия, сын Юпитера и Либеры)
Меркурий (бог путешественников, купцов и воров, сын Юпитера и плеяды Майи)
Минерва (богиня мудрости и наук, дочь Юпитера и Метис)
Диана (богиня охоты и войны, дочь Юпитера и Латоны)
Феб (бог охоты и поэзии, старший сын Юпитера и Латоны)
Венера (богиня любви, брака и страсти, младшая приёмная дочь Юпитера и Юноны; дитя из тела умирающего Урана-Неба)
Прочие божества:
Квирин (бог битв, сын Марса)
Беллона (богиня неистовой войны, дочь Марса)
Лупа (богиня-волчица, вскормившая братьев-основателей Великого Рима; охранительница Римского государства и военной силы)
Палес (богиня скотоводства)
Бубона (богиня крупного рогатого скота)
Кардеа (богиня сердец)
Юберта (богиня плодородной земли)
Либитина (богиня смерти и похорон)
Ангития (богиня ядовитых растений и плодов)
Митра (бог-защитник при войне, божество согласия и дружелюбия)
Эскулап (бог врачевания, сын Феба)
Фасцинус (бог-защитник от проклятий и демонов)
Аквилон (бог северного ветра)
Фавоний (бог восточного ветра)
Австр (бог южного ветра)
Эвр (бог западного ветра)
Хиона (богиня снега и льда, дочь Аквилона)
Термин (божество границ)
Янус (божество входов и выходов, концов и начал)
Конс (божество жатвы)
Опа (богиня жатвы и плодородия)
Ферония (богиня жатвы)
Пик (божество полей)
Эвентус (божество урожая)
Сильван (божество лесов)
Пилумн (божество брака)
Пикумн (божество рождения)
Вагитан (божество древних римлян, присутствовавшее при первых криках новорожденного)
Карна (покровительница человеческого тела)
Лаверна (богиня прибыли, покровительница воров)
Кибела (богиня земледелия, лесов и растительности)
Помона (богиня земледелия и садов)
Тривия (богиня лунного света и чародейства)
Люцина (богиня деторождения, дочь Юпитера и Юноны)
Флора (богиня растительного мира)
Салация (морская богиня, жена Нептуна)
Протей (морской бог, сын Нептуна и Салации)
Тритон (морской бог, сын Нептуна и Салации)
Прозерпина (богиня плодородия, дочь Юпитера и Цереры)
Ангерона (богиня таинственных сил, секретов и болезней)
Сол (Солнце)
Луна (Луна)
Аврора (Заря)
Абунданция (Изобилие)
Волупия (Удовольствие)
Фуга (Бегство)
Виктория (Победа)
Кура (Помощь)
Пакс (Мир)
Фебруус (Очищение)
Фатум (Судьба)
Фортуна (Случай и Удача)
Фидес (Верность)
Конкордия (Согласие)
Дискордия (Раздор)
Хонос (Честь)
Виртус (Храбрость)
Спес (Надежда)
Пудисития (Стыдливость)
Салюс (Спасение)
Пьетас (Родственная любовь)
Либертас (Свобода)
Клементия (Кротость)
Психея (Душа)
Кармента (Прорицание)
Морс (Смерть)
Сомн (Сон)
Мания (Безумие)
Алгос (Боль)
Апата (Ложь)
Дика (Правда)
Пон (Наказание)
Фурина (Месть)
Павор (Паника)
Тимор (Страх)
Этернитас (Вечность)
Метис (Разум)
Фама (Молва)
Ювента (Юность)
Герас (Старость)
Парки (3 богини судьбы)
Заимствованные боги:
Впитывание соседних местных богов происходило постоянно, поскольку римское государство завоёвывало окружающие территории. Римляне обычно оказывали местным богам завоёванной территории те же почести, что и богам римской государственной религии. В дополнение к Кастору и Поллуксу завоёванные поселения Италии внесли свой вклад в римский пантеон в лице Дианы, Минервы, Геркулеса, Венеры и божеств меньшего ранга, некоторые из которых были италийскими божествами, другие изначально происходили из греческой культуры Великой Греции. В 203 г. до н.э. культовый объект, олицетворяющий Кибелу, был привезён из города Пессинус во Фригии и с должными церемониями приветствовался в Риме, за много веков до того, как её территория была присоединена к Риму. Два поэта той эпохи, Лукреций и Катулл, в середине первого века до нашей эры выражали неодобрительные взгляды на её дикий экстатический культ.
В некоторых случаях божества врагов власти были официально приглашены пройти через ритуал эвокатии, чтобы занять своё место в новых святилищах в Риме.
Общины иностранцев (перегрины) и бывших рабов (либертины) продолжали свои религиозные обряды в пределах города. Таким способом Митра попал в Рим, и его популярность в римской армии распространила его культ до таких далеких мест, как Римская Британия. Важные римские божества были в конечном счёте отождествлены с более антропоморфными греческими богами и богинями, и вместе с ними восприняты многие из их атрибутов и мифов.
Мифические основатели Рима:
Эней - юный царевич из рода дарданов, сын царя Анхиса и Афродиты; один из героев Троянской войны, друг троянского царевича Гектора. После осады Трои бежал из города и достиг берегов неизвестной страны, встретив народ латинов и выйдя после этого замуж за царевну латинов. Вспоследствие, спустя много лет, их потомки (Ромул и Рем), вскормленные божеством-волчицей и одолевшие своего дядю, пытавшегося убить их, станут основателями великого города - Рима, жители которого спустя годы породят на свет самую могущественную в мире империю, просуществовавшую больше 500 лет.
Ромул и Рем - сыновья весталки Реи Сильвии и бога войны Марса. Оба брата были сброшены в реку Тибр их же дядей Амулием, после чего их младенцами нашла богиня-волчица, вскормившая их, как своих волчат. Позже, оба брата выросли, став могущественными героями-полубогами, узнав о своем божественном происхождении, и, явившись к своему дяде, угрожавшему их матери, убили его, освободив их народ от его гнета. Впоследствии, юноши основали новый город на берегу Тибра, и между ними появился конфликт, перешедший в жестокую дуэль, в ходе которой Ромул смертельно ранил Рема. В знак раскаяния юноша дал новому городу свое имя, назвав Римом (Рим. лат. - Roma) и став его первым царем.
Герои римских мифов
Ромул и Рем (сыновья Марса и Реи Сильвии, основатели Рима)
Свержение Урана-Неба титанами; начало правления Сатурна - "Золотой Век", "Эпоха Справедливости", "Эпоха Титана"
Рождение Юпитера
Война титанов с Юпитером и остальными богами Олимпа
Рождение человечества
Битва богов Олимпа с гигантами (дети Земли и Тартарусса)
Бой с Тифоном
Мифические существа (По Плинию Старшему):
Блеммии - вымышленная раса человекоподобных существ, у которых нет головы, а глаза и рот расположены на груди
Центавры - народ существ с туловищем человека и телом лошади
Фавны - козлоногие лесные божества
Вакханки - спутницы бога вина Вакха
Наяды - нимфы-воплощения источников
Дриады - нимфы лесов
Ореады - нимфы гор
Напеи - нимфы долин и полей
Лимониады - нимфы полян и лугов
Небулы - нимфы облаков
Ауры - духи ветра
Вентусы - духи шторма
Карпои - духи зерна
Нереиды - нимфы морей
Океаниды - нимфы океана, дочери титанов Океана и Тетис
Фурии - богини мщения, дочери Эребуса и Нокс
Керы - богини смерти и войны, дочери Эребуса и Нокс
Лары - божества домашнего очага
Пенаты - добрые домашние божества, охранявшие единство и благополучие каждой римской семьи
Маны - духи предков
Камены - покровительницы наук, поэзии и искусств
Гигинеи - раса землерожденных великанов
Гиганты - раса ужасных змееногих хтонических чудовищ, рожденных Землей и ее вторым мужем, чтобы отомстить богам Олимпа за свержение титанов и захват власти. Согласно мифу всего гигантов было 150, а царей у гигантов было 3: Алкионей, Эвримедон, Порфирион. Порфирион был одним из самых сильных и выступал в новой войне против самого Юпитера и был убит им же и Геркулесом. По словам прорицателей, каждый из гигантов мог умереть только от руки бога и полубога, поэтому в войне с гигантами боги призвали древних героев.
Тритоны - подводные божества, свита Нептуна и Салации, Океана и Тетис
Цетусы - морские чудовища, вроде гигантских осьминогов с клыками, дети Кето и Турсциверса
Ламии - демоны-упыри, свита богини Тривии и бога Тартарусса
Лестригоны - народ великанов-людоедов
Лярвы - души и привидения умерших людей, приносящие несчастья, вплоть до смерти, тем, кто их увидел
Амфисбены - раса летающих змей, с двумя головами: с одной на шее, другой - на длинном хвосте.
Реморы - гигантские рыбы с присоской на голове, якобы обитающие в морях и задерживающие корабли
Гарпии - полуженщины-полуптицы, дети морского божества Тавмантуса и океаниды Электры
Грации - богини красоты и изящества
Грифоны - мифические крылатые существа, с туловищем льва, головой орла
См. также
Ссылки
dic.academic.ru
Мифология и религия Древнего Рима
В IX веке до н.э. на берегу Тибра возникли поселения пастухов и землевладельцев. Постепенно поселения слились, были обнесены стеной и стали городом Римом.
Легенды рассказывают, что Рим был основан братьями – близнецами Ромулом и Ремом, сыновьями бога войны Марса и дочери царя Нумитора. Легенда гласит, что у царя был брат Амулий, который давно мечтал править сам. Подкупив придворных, Амулий сверг своего брата, убил его сына, а дочь отправил весталкой в храм Весты. Рея Сильвия была так красива, что Марс влюбился в неё и спустился с небес на землю. Вскоре она родила двух сыновей. Амулий, напуганный будущими соперниками за власть, приказал утопить младенцев в Тибре. Но река в это время широко разлилась и раб оставил корзину с мальчиками на берегу. Пробегавшая мимо волчица подобрала их, отнесла в свое логово и вскармливала их своим молоком. Позже их там нашел царский пастух и забрал малышей к себе домой, воспитал их вместе с женой. Супруги и назвали мальчиков Ромулом и Ремом Когда братья подросли, пастух открыл им тайну их рождения. Узнав правду, Ромул и Рем подняли на восстание жителей всей страны, свергли Амулия и вернули царство своему деду Нумитору. А сами решили основать свой город. Место они выбрали как раз то, где их подобрала волчица – на берегу Тибра на Палатинском холме. Но между братьями тут же завязался спор, о том кто будет давать название городу, как его основывать и кто будет в нем царствовать. По древнему обычаю нужно было узнать волю богов, ауспиции (гадания по полету птиц) отдали предпочтение Ромулу. Но Рема не устраивало такое решение. Однажды, наблюдая за тем, как прокладывается ров и возводится вал будущего города, он стал издеваться над маломощностью укреплений, которые строил Ромул. Рем с легкостью перепрыгивал через ров и вал, насмехаясь над братом. Ромул не смог сдержать своего гнева и ударил Рема, так он убил своего брата. После этого он впряг в плуг белого быка и корову и провел священную борозду. Она ограничивала будущий город и показывала его внешние стены. Там, где должны были быть ворота, он поднимал плуг и нес его на руках. Город он назвал своим именем — Римом (по-латыни — Рома)[1].
Постепенно город рос, его жители - римляне - подчиняли своей власти одно племя за другим. Вскоре уже вся Италия оказалась под их владычеством. Со временем они покорили почти все известные тогда страны и народы. Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно распланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, великолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилиш, посвящённых нимфам), дворцов, вилл и просто хороших домов с добротной красивой мебелью — всё то, что характерно для цивилизованного общества.
Римляне впервые стали строить «типовые» города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы — кардо и декуманум, на перекрестье которых возводили центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме.
Художники Древнего Рима впервые обратили пристальное внимание на внутренний мир человека и отразили его в жанре портрета, создав произведения, не имевшие себе равных в древности.
До наших дней дошло очень мало имён римских художников. Однако оставленные ими памятники входят в сокровищницу мирового искусства.
Начать разговор о Древнем Риме хотелось бы с его мифологии, так как она, на мой взгляд, дает наиболее полное представление о духовной мире человека того времени. Мифология наложила свой отпечаток на развитие различных направлений искусства, таких как литература, архитектура, живопись.
В древнейшей римской религии отражался быт людей. По убеждению римлянина вся его жизнь, каждое его действие находилось под опекой разных богов, так что человек на каждом шагу зависел от какой-то высшей силы. Наряду с такими божествами как Юпитер и Марс существовало множество других богов, духов. Все эти божества были безлики. Ни один римлянин не осмеивался утверждать, что он знает, как зовут бога и бог это или богиня. На Палатине (одном из семи холмов, на которых был расположен Древний Рим) до сих пор стоит алтарь, на котором нет никакого имени, а лишь уклончивая формула: «Богу или богине, мужу или женщине», и уж сами боги должны были решать, кому принадлежат жертвы, принесенные на этом алтаре.
Римские боги, в отличие от греческих, не спускались на землю и не показывались людям так охотно. Они держались вдали от человека и, даже если хотели о чем-то предупредить, появлялись в глубине лесов, во мраке холмов, либо в тишине полей вдруг раздавались неожиданные возгласы. Между человеком и богом дело никогда не доходило до близости. Эту первобытную религию называли религией Нумы, по имени второго из семи римских царей, которому приписывалось установление важнейших религиозных положений. Она была очень проста, лишена всякой пышности, не знала ни статуй, ни храмов. В чистом виде она продержалась недолго. В нее проникали религиозные представления соседних народов, и теперь с трудом можно воссоздать ее облик, скрытый позднейшими наслоениями.
Чужие боги очень легко приживались в Риме. У них был обычай при завоевании новых городов римляне переселяли божеств в свою столицу, дабы завоевать их расположение и уберечь себя от их гнева[2].
Еще до столкновения римлян с греками, большое влияние на религию оказал соседний народ – этруски. Это был народ неведомого происхождения, они жили в северо-западной части Италии. Об этрусских богах можно сказать немногое. Среди большого числа их выделяется над другими троица: Тини, бог громовержец, вроде Юпитера, Уни, богиня-царица, подобная Юноне, и крылатая богиня Менфра, соответствующая латинской Минерве. Это как бы прототип прославленной Капитолийской троицы.
Но более сильное влияние на римскую мифологию оказали греческие верования. Римляне полностью восприняли всех греческих богов, дав им только другие имена: Зевс стал Юпитером, Гера - Юноной, Афродита -Венерой, Арес – Марсом и так далее.
Мир богов представлялся устроенным по образу мира людей; они имели своего царя Юпитера. Они делились на богов небесных, земных и подземных, но некоторые из них, как, например, Юпитер, Меркурий, Диана, могли действовать во всех трёх мирах. Миры богов, людей и мёртвых были разграничены и с нем же тесно связаны. Люди не начинали ни одного важного дела, не узнав, как отнесутся к нему боги.
Учителями римлян были этруски, именно они научили римлян строить здания, но очень скоро ученики превзошли их в этом искусстве. Римляне положите начало новой эпохе зодчества, в котором основное место занимали общественные сооружения, рассчитанные на большое количество людей.
Потребности римского общества породили много типов сооружений: амфитеатры, термы, триумфальные арки, акведуки и др. Главной святыней Рима являлся храм Юпитера, Юноны и Минервы на Капитолийском холме. Храм не сохранился, но учёные предполагают, что он был распланирован по этрусскому образцу: с глубоким передним портиком, высоким цоколем и лестницей, ведущей к главному входу.
Ещё одна достопримечательность Рима — рыночная площадь, находившаяся у подножия акрополя. У римлян он назывался форумом. Здесь происходили все главные городские события: собрания, советы, здесь оглашали важные решения, обучали детей, торговали[3]
В конце I в. до н.э. был популярен третий пампейский стиль. Его иногда называют «канделябровым». Среди архитектурных форм преобладали лёгкие ажурные сооружения, напоминающие высокие металлические канделябры (подсвечники), между ними помещались заключённые в рамы картинки. Их сюжеты непритязательны и просты, часто связаны с пастушеской жизнью.
В 70—80 гг. н.э. был сооружён грандиозный амфитеатр Флавиев, получивший название Колизей (от лат. colosseus — «громадный»). Он был выстроен на месте разрушенного Золотого дома Нерона. Римский Колизей представлял собой огромную чашу со ступенчатыми рядами сидений, замкнутую снаружи кольцевой эллипсовидной стеной. В амфитеатрах давали разные представления: морские бои (навмахии), сражения людей с экзотическими зверями, бои гладиаторов. Колизей — самый большой амфитеатр античной эпохи. Он вмещал около пятидесяти тысяч зрителей. Внутри шли четыре яруса сидений, которым снаружи соответствовали три яруса аркад. Четвёртый ярус был глухим, с коринфскими пилястрами — плоскими выступами на стене. В солнечные дни над Колизеем натягивали огромный парусиновый навес — велум, или веларий. Внутри Колизей очень конструктивен и органичен, целесообразность сочетается в нём с искусством: он воплощает образ мира и принципы жизни, которые сформировались у римлян к I в. н.э.[4].
Второй шедевр зодчества — это знаменитая Триумфальная арка Тита. Триумфальные арки — тоже римское архитектурное новшество, возможно заимствованное у этрусков. Арка была границей своего и чужого мира. По сторонам проёма арки Тита стоят по две коринфские колонны. Украшает арку высокая надстройка — аттик с посвящением Титу от «сената и народа римского». Наверху — статуя императора на колеснице, запряжённой четвёркой лошадей. В аттике был захоронен прах Тита. Арка являлась архитектурным сооружением, постаментом для статуи и одновременно мемориальным памятником[5].
Во II в. был создан один из самых духовных памятников мировой архитектуры. Пантеон — «храм всех богов» — и сейчас стоит в центре Рима. Это единственный памятник, не перестроенный и не разрушенный в Средневековье. Снаружи он представляет собой огромный цилиндрический объём, к которому пристроен глубокий портик. Прежде в Пантеон входили через стоявшую на его площади триумфальную арку. Она была символическим знаком приобщения к божественному. Внутри же Пантеон совсем иной. Он имеет двухъярусную стену с колоннами и нишами, прорезанную сводчатыми арками. На втором, меньшем и более плоском ярусе стоит купол. Его мощь зрительно облегчают пять рядов перспективных кессонов (квадратных углублений) и верхний проём диаметром девять метров[6].
В римской архитектуре III в. особой грандиозностью выделяются Термы (бани) Каракаллы. Они представляли собой сложные архитектурные сооружения, перекрытые сводами разных конструкций. Их руины до сих пор поражают величием. А современники Каракаллы могли любоваться и блеском полудрагоценных камней, и позолотой, и мозаикой, и богатым декором, покрывавшим стены и своды терм.
Культура Древнего Рима прошла сложный путь развития, впитав культурные традиции многих народов и разных эпох. Она, дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства и права, градостроительства и т.д.
Из сведений древних авторов следует, что первые храмы для римлян возводили их соседи, более цивилизованные этруски. Именно этруски создали для Капитолия, главного из семи холмов, на которых расположен Рим, символ легендарной прародительницы римлян — статую Капитолийской волчицы. Из завоёванных провинций в Рим стали стекаться талантливые мастера в поисках работы и замечательные произведения искусства.
Наиболее значительным было влияние греческих традиций в области скульптуры. Римляне охотно копировали образцы. В большинстве случаев именно эти римские копии, а не греческие подлинники, дошли до наших дней. Однако римскими многие из них также могут быть названы лишь условно: в скульптурных мастерских Рима работали преимущественно греческие мастера.
Одним из великих достижений римского искусства стал портрет. Были характерны портреты, очень близкие к натуре. Они передают все мельчайшие особенности человеческого лица. Глаза многих статуй для достижения натуралистичности изготовлены из цветной эмали. Римский портрет — это история Рима, рассказанная в лицах реально существовавших людей[7].
Но самой популярной и самой загадочной вещью в римском искусстве являются, безусловно, маски. Мужские и женские, трагические и комические, безобразные и прекрасные.
Сценическое искусство Древнего Рима развивалось под влиянием греческого театра и собственно римских народных представлений. Самая счастливая и долгая судьба оказалась у ателланы. Так называли представление (обычно комическое), в котором действовали маски характеры. Именно маски ателланы стали одним из истоков итальянской комедии дельарте. Каждая маска обозначала определённый тип личности. Всего было четыре постоянных персонажа: Макк - обжора, дурак и простофиля (изображался лысым, с крючковатым носом и ослиными ушами), Буккон - смышленый и болтливый обжора (в маске подчёркивались отвислые губы и разду тые щёки), Папп - богатый, скупой и глупый старик, и, наконец, Доссен - хитрый горбун, невежа и шарлатан. Текст ателланы сочиняли походу действия участники спектакля, и только в I в. до н э. появились литературные обработки ателланы.
Долгое время в Риме не существовало постоянных театральных зданий. Актёры считались не уважаемыми, а презираемыми людьми. Их набирали из числа рабов и вольноотпущенников и за плохое исполнение могли побить. Представления давались в основном на общегосударственных праздниках.
Спектакли могли ставиться и в любое другое время по инициативе знатного гражданина. Для представлений строились специальные сооружения, которые по окончании действа ломались. Сценической площадкой был деревянный помост, поднятый над землёй на половину человеческого роста. К нему вела узкая лесенка в несколько ступеней - по ней поднимались персонажи, приехавшие (по сюжету) из другого города. Для зрителей ставили скамьи, но иногда смотреть спектакли разрешалось только стоя.
История сохранила имена двух великих римских актёров - комика Росшая и трагика Эзопа, живших в I в. до н.э. До этого времени актёры выступали без масок, Эзоп и Росший ввели маски в театральную практику.
Важным событием в театральной жизни Рима было появление первого постоянного театра, построенного из камня. Этот театр был сооружен в 55 г до н. э. и вмещал до 40 тысяч человек. В конце Iв. до н. э. в Риме было построено еще два каменных театра: театр Бальба и театр Марцелла. От последнего до сих сохранились остатки наружной стены, разделенной на три этажа, что соответствует трем внутренним ярусам.[8]
В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства с иллюзорной трактовкой объемов и форм - фреска, мозаика, станковая живопись.
В изобразительном искусстве в середине I в. стал формироваться жанр натюрморта (от франц. nature morte — «мёртвая натура»), показывающий неодушевлённые предметы. . В Гробнице Вестория Приска в Помпеях блистательно написан золотой стол на фоне алой драпировки. На столе стоят серебряные сосуды изящной формы — все парные, расставленные строго симметрично: кувшины, рога для вина, черпаки, чаши. Тихий, призрачный мир вещей группируется вокруг центрального кратера — сосуда для смешивания вина и воды, воплощения бога плодородия Диониса-Либера.
С середины II в. до н. э. латинское начало набирало силу: прозаики перешли на родной язык (ранее римские литераторы писали по-гречески). Латынь переживала становление литературного национального языка, а литература стала играть немаловажную роль в древнеримской культуре. Император Август привлекал к себе лучших писателей своего времени. Его время называют «золотым веком римской культуры». Первым из плеяды выдающихся лириков был Ка-тулл. Как и другие поэты его круга, он писал большие "ученые" произведения и легкие небольшие стихотворения. В дальнейшем прославленными поэтами были Вергилий, Горация, Овидий. Под пером Луцилия родился новый, чисто римский жанр — сатира. Гораций писал любовные стихи и сатиру, высмеивал пороки римского общества. Это его перу принадлежит знаменитое стихотворение «Памятник», которое так мастерски переводили Ломоносов, Державин, Пушкин.
Интерес к литературе возрос, т. к. политическая борьба, поглощавшая ранее все духовные интересы общества, потеряла всякий смысл. Август стремился управлять литературным процессом, заставить литературу выполнять социальные функции по своему собственному заказу.
Воспитатель императора Нерона, знаменитый философ Сенека, внес значительный вклад в развитие трагедийного жанра. Именно эту античную трагедию драматурги Нового времени избрали в качестве образца для подражания. Трагедии Сенеки написаны в духе "нового стиля": затянутые патетические монологи, громоздкие метафоры и сравнения предназначены скорее для читателя, чем для зрителя.
Развитие искусства красноречия, стремление его сохранить содействовали развитию прозы. Плодотворным итогом софистической практики явилось возникновение малых прозаических форм - писем (художественных и псевдоисторических), описаний. И в Греции, и в Риме появился роман.
Современниками Августа были известные историки Тит Ливий, Дионисий Геликарнасский, географ Клавдий Птолемей, анатом и физиолог Гален, архитектор Витрувий, автор великолепного трактата по архитектуре, прославившего его имя[9].
Календарь в Древнем Риме
В древнейшие времена римский (или Ромулов) год делился на 10 месяцев. Первым месяцем был март, названный в честь бога Марса, считавшегося, согласно преданию, отцом Ромула.
К VI веку был принят календарь, по которому в году было 12 месяцев: добавились январь, названный в честь бога дверей и всякого начала — двуликого Януса, и февраль — месяц, завершающий год и требующий искупительной жертвы (februare — очищать, жертвовать), которую приносили в Луперкалии. В середине I века до н.э. римский император Гай Юлий Цезарь под влиянием александрийского математика и астронома Сосигёна внес в римский календарь изменения, которым суждено было сформировать знакомую нам систему исчисления времени. Начало года было перенесено на 1 января, поскольку с этого дня консулы приступали к своим обязанностям. Был установлен годичный цикл (по движению Солнца) в 365.25 дня; 0,25 дня за четыре года складывались в целый день, который и прибавляли к каждому четвертому году, но не 29 февраля, как принято сегодня, а дважды считали шестой день перед мартовскими Календами — 24 февраля. В честь Цезаря месяц Квинтилий был назван июлем, т.е. месяцем Юлия, а измененный им календарь "юлианским". Когда Цезаря сменил император Октавиан Август, месяц секстилий был переименован в август. Названия месяцев древнего римского года сохранились и в нашем календаре. В латинском языке эти названия первоначально выступали в роли прилагательного к слову mensis — месяц. Отчет месяцев в календаре шел от марта, так, например, сентябрь – седьмой, октябрь – восьмой, ноябрь – девятый, декабрь – десятый.
Количество дней в каждом месяце, известное нам сегодня, было установлено также при Юлии Цезаре: 4 месяца (апрель, июнь, сентябрь и ноябрь) имеют по 30 дней, остальные — по 31 дню, февраль — 28 (29). Однако числа месяца определялись не привычным для нас перечислением с 1 по 30 (31), а по фазам Луны. Первый день месяца (новолуние) назывался Календы (от этого слова происходит "календарь"). 5-й или 7-й день месяца (вторая фаза Луны) назывались Ноны. 13-й или 15-й день месяца (третья фаза, полнолуние) назывались Иды. Ноны на 7-й, а Иды на 15-й день приходились в марте, мае, июле и октябре. В остальные месяцы Ноны приходились на 5-е, а Иды — на 13-е число[10].
В новых языках до наших дней сохранились и названия дней недели, которые у римлян обозначались по именам богов:
Понедельник — день Луны
Вторник — день Марса
Среда — день Меркурия
Четверг — день Юпитера
Пятница — день Венеры
Суббота — день Сатурна
Воскресенье — день Солнца[11].
Право в Древнем Риме
Важнейшие культурные новации римской античности связаны с развитием политики и права.
Древний Рим – родина юриспруденции. Если в небольших городах, с их разнообразными и часто менявшимися формами правления, многие вопросы можно было решать на основе непосредственного волеизъявления правящей верхушки или всеобщего собраний граждан, то управление огромной Римской дермы государственных органов, четко организованной административной структуры, юридических законов, регулирующих гражданские отношения, судопроизводства и т. п. Первый юридический документ — Закон 12 книг, регулирующий уголовные, финансовые, торговые отношения. Постоянное расширение территории приводит к появлению других документов - частного права для латинян и публичного права, регулирующего отношения между латинянами и покоренными народами, живущими в провинциях.
Среди древнеримских юристов выделяются фигуры Сцеволы, Папиниана, Ульпиана. Оригинальный вклад внес в область права выдающийся законовед эпохи Адриана Сальвий Юлиан. Римский историк Полибий уже во II в. до н. э. усматривал в совершенстве политико-правового устройства Рима залог его могущества. Древнеримские юристы действительно заложили фундамент правовой культуры. Римское право до сих пор остается основой, на которую опираются современные правовые системы. Увлечение политикой и юриспруденцией привело к высокому уровню развития ораторского искусства (Гай Гракх, Цицерон, Юлий Цезарь) и логики. Речи, письма, философские сочинения, трактаты по ораторскому искусству Цицерона оказали большое влияние на современников[12].
Заключение
Культура и искусство Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие, значимость которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни. Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Только за это он достоин непреходящей славы и памяти потомков. Кроме того, искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых разных областях, начиная от произведений архитектуры и кончая стеклянными сосудами. Каждый древнеримский памятник воплощает спрессованную временем и доведённую до логического конца традицию. Он несёт информацию о вере и ритуалах, смысле жизни и творческих навыках народа, которому он принадлежал, месте, какое занимал этот народ в грандиозной империи. Римское государство очень сложно. Ему единственному выпала миссия прощания с тысячелетним миром язычества и сотворения тех принципов, которые легли в основу христианского искусства Нового времени.
Использованная литература:
1. История древнего мира. Электронное приложение к учебнику для 5-го класса
2. Княжицкий А., Хурумов С. Древний мир. Мировая художественная культура от первобытности до Рима. Учебник для пятого класса.
4. Культурология для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
5. Подосинов А.В., Щавелева Н.И. Lingua Latina: Введение в латинский язык и античную культуру.
6. Уколова В.И., Маринович Л.П. История Древнего мира. "Золотой век" Римской империи.
7.
[1] А. Княжицкий, С. Хурумов, Древний мир. Мировая художественная культура от первобытности до Рима. Учебник для пятого класса, www.mhk.spb.ru/book/7-1Rim-surov/
[2] Культурология для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. www.countries.ru/library/ant/rimmif
[3] Уколова В.И., Маринович Л.П. История Древнего мира. "Золотой век" Римской империи www.ancienthistory.spb.ru/book/19-61zolotoivek
[4]История древнего мира. Электронное приложение к учебнику для 5-го класса www.ancienthistory.spb.ru/book/19-59preemniki
[5] Кравченко А.И. Культурология. - М.:Академический Проект www.countries.ru/library/ant/rimarch
[6] Уколова В.И., Маринович Л.П. История Древнего мира. "Золотой век" Римской империи www.ancienthistory.spb.ru/book/19-61zolotoivek
[9] Культурология для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001www.countries.ru/library/ant/rimlitera
[10] Подосинов А.В., Щавелева Н.И. Lingua Latina: Введение в латинский язык и античную культуру. Т.1. www.countries.ru/library/ant/rimkal
[11] Подосинов А.В., Щавелева Н.И. Lingua Latina: Введение в латинский язык и античную культуру. Т.1. www.countries.ru/library/ant/rimkal
[12] Культурология для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001 www.countries.ru/library/ant/rimnauk
znakka4estva.ru
Могущественный Древний Рим. Религия и верования
Одно из самых могущественных государств мира разительно отличалось от окружающих его земель варваров. Его культура, менталитет, верования уложились в единственную систему, которая помогала господствовать над миром. Древний Рим, религия которого будет нас интересовать больше всего в данной статье, внес свою лепту в формирование современного лица планеты.
С чего все начиналось
Для начала следует упомянуть о верованиях племен, которые населяли земли, вошедшие потом в границы Вечного города. Как и большинство их соседей, они поклонялись духам, силам природы. Это потом последние превратились в горделивых богов, которые снисходительно смотрели вниз на земных обитателей. Особенные хранители домов (пенаты), семьи (лары) были родовыми покровителями земледельцев, которые поклонялись матери-земле.
С развитием Рима главным становился его культ, его пантеон, те боги, которые дали жизнь городу. Марс и его сыновья Ромул и Рем, вскормленные волчицей, – вот кому своим появлением обязан Древний Рим. Религия провозглашала верховенство правителя Ромула, утверждала за ним право вершить судьбы простых граждан, узаконивала его исключительное положение.
Прекрасная античность
Однако корни системы верований города на семи холмах уходят за пределы Апеннинского полуострова. Ведь по преданию основы государства здесь были заложены легендарным Энеем, троянцем, который покинул родной Илион после окончания десятилетней войны. Поэтому и греческое влияние отчетливо прослеживается в культуре Рима. Боги-олимпийцы из солнечной Эллады стали отождествляться с местными. Вот почему религия Древней Греции и Рима изучается как единое целое.
В главном месте Рима – на Капитолийском холме находились не только важнейшие государственные учреждения. В шестом веке до нашей эры здесь возвели роскошный храм Юпитера, верховного бога, могущественного громовержца. Немного позже тут же появляется обитель Весты, богини огня и покровительницы римского народа. Кроме того, в большом почете были Диоскуры у патрициев, культ Либера процветал у плебеев. Религия Древнего Рима призывала поклоняться еще и богам, которые олицетворяли добродетели: мир (Пакс), верность (Фидес), мужество (Виртус), согласие (Конкордия).
Но даже система верований была упорядочена. Древний Рим, религия которого интересна для изучения и сегодня, делил богов на три группы: хтонических, или земных, небесных и подземных. Души предков, которые пользовались уважением при жизни, сами становились после смерти божествами. Злодеи и грешники становились злыми сущностями – лемурами, ларвами.
Особенным классом общества являлись жрецы, которые совершали все официальные обряды в Римской империи. Они гадали и предсказывали, толковали знамения, определяли будущее, были советниками правителя в важных вопросах. Существовала даже Высшая жреческая коллегия во главе с Великим понтификом, который избирался пожизненно. Не нашло ли это свое отображение в христианстве? Не оттуда ли пошла традиция избирать Папу Римского святейшим советом кардиналов?
Древний Рим, религия которого изменялась с расширением границ, поклонялся и египетским богам Осирису и Исиде, персидскому Митре, дорийской Кибеле. Ну а потом господствующее место заняло христианство.
fb.ru
Особенности римской религии
Римская религия не была столь возвышенной и одухотворенной, как греческая. Древние римляне чтили богов искренне и глубоко, но при этом были весьма практичными. Они не сочиняли о своих богах поэтических сказаний, а искали у богов помощи в своей повседневной жизни: старательно молились, тщательно соблюдали различные религиозные обряды. Эти обряды совершались по строго установленным правилам, за точностью исполнения которых следили многочисленные жреческие коллегии – понтифики, арвальские братья, салии, весталки.
Огромное значение придавалось всевозможным приметам и гаданиям. Ни одно важное дело не начиналось, пока не станет ясно, как отнесутся к нему боги. Волю богов по полету птиц, грому и молнии читали жрецы-авгуры. В особо ответственных случаях приглашались этрусские специалисты-гаруспики.
Различным богам посвящались специальные праздники. Сатурну, например, который почитался как бог золотого века – века изобилия, всеобщей свободы и равенства, посвящались сатурнáлии. Во время этого праздника господа и слуги менялись своими обязанностями, рабы наслаждались свободой, воцарялось безудержное веселье карнавального типа.
Наряду с древнейшими римскими богами – Янусом1, Сатурном, Марсом2, Вестой3, ларами и пенатами4 – легко приживались в римском пантеоне этрусские, италийские, греческие божества. Италийские Юпитер и Юнона вместе с римской Минервой вошли в Капитолийскую триаду – триаду высших божеств Рима, которым воздавались почести в храме на Капитолии.
Не позднее конца 5 века до н.э. началось проникновение в Рим греческой мифологии и отождествление римских богов с греческими: Юпитера – бога неба, света, грозы – с Зевсом; Юноны – богини брака и материнства, супруги Юпитера – с Герой; Минервы – покровительницы ремесел и искусства, дочери Юпитера – с Афиной и так далее.
Характерной чертой римской религии было обожествление различных добродетелей. Особым поклонением пользовались божества Доблести, Согласия, Свободы, Благочестия.
Интересно, что молящийся римлянин, в отличие от грека, накрывал голову частью плаща, дабы ненароком не увидеть призываемого им бога.
musike.ru
Римская религия
Древний Рим
Начиная с III в. до н. э. на римскую религию очень сильное влияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др. Среди римских многочисленных богов выделились под влиянием греческих религиозных представлений главные олимпийские боги: Юпитер - бог неба, грома и молнии. Марс - бог войны, Минерва - богиня мудрости, покровительница ремесел, Венера - богиня любви и плодородия. Вулкан - бог огня и кузнечного ремесла, Церера - богиня растительности. Аполлон - бог солнца и света, Юнона - покровительница женщин и брака, Меркурий - вестник олимпийских богов, покровитель путников, торговли. Нептун - бог моря, Диана - богиня луны.
Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами, как божество входа и выхода, всякого начала. Олимпийские боги считались покровителями римской общины и почитались патрициями. Плебеи же особенно почитали божественную троицу: Цереру – богиню плодородия, Либору – богиню вина и веселья, Прозерпину – богиню преисподней.
Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что прием новых богов усиливает мощь римлян. Так, римляне заимствовали почти весь греческий пантеон, а в конце III в. до н. э. было введено почитание Великой матери богов из Фригии. Завоевание многих заморских территорий, особенно эллинистических государств, познакомило римлян с эллинистическими и восточными богами, которые находят почитателей среди римского населения. Прибывавшие в Рим и Италию рабы исповедовали свои культы, тем самым распространяя иные религиозные воззрения.
Для того чтобы боги заботились о людях и о государстве, им нужно было приносить жертвы, возносить молитвы-просьбы и производить особые ритуальные действия. Особые коллегии сведущих людей - жрецы - наблюдали за культом отдельных богов, за •порядком в храмах, подготавливали жертвенных животных, следили за точностью молитв и ритуальных действий, могли дать совет, к какому божеству обратиться с нужной просьбой.
Римская религия носила печать формализма и трезвой практичности: от богов ждали помощи в конкретных делах и потому скрупулезно выполняли установленные обряды и приносили нужные жертвы. В отношении к богам действовал принцип «я даю, чтобы ты дал». Римляне обращали большое внимание на внешнюю сторону религии, на мелочное выполнение обрядов, а не на духовное слияние с божеством. Римская религия не возбуждала священного трепета, экстаза, которые овладевают верующим. Вот почему римская религия при внешнем очень строгом соблюдении всех формальностей и обрядов мало затрагивала чувства верующих, порождала неудовлетворенность. С этим связано проникновение иноземных, особенно восточных, культов, часто отличающихся мистическим и оргиастическим характером, некоторой таинственностью. Особенно широко распространялся культ Великой матери богов и культ Диониса - Вакха, зачисленных в официальный римский пантеон. Римский сенат принимал меры против распространения оргиастических восточных культов, считая, что они подрывают официальную римскую религию, с которой связывалась мощь Римского государства и его устойчивость. Так, в 186 г. до н. э. были Запрещены разнузданные вакханалии, связанные с обрядами культа Вакха - Диониса.
Широкое проникновение греческого влияния во II в. до н. э. привело к большому воздействию греческой религии и приспособлению к ней римских религиозных воззрений. Одним из важных последствий греческого влияния было распространение греческой философии в римском обществе и взглядов греческих философов на религию и богов. Было переведено на латинский язык сочинение эллинистического писателя Эвгемера, который считал, что боги - это обожествленные некогда жившие великие люди. Высшая римская аристократия, знакомая с греческой философией, начинает скептически относиться к религиозным верованиям, хотя и рассматривает религию как необходимое средство управления народом. Распространение мистических восточных культов в массах, скептическое отношение к римской религии у аристократии подрывали официальную римскую религию. Бурные события гражданских войн, частые конфискации, проскрипции вели к изменениям традиционных верований. Распространяется представление о загробной жизни, о загробном блаженстве как своеобразный протест против неустройства и мучений в реальном мире. Получает развитие культ слепой судьбы - Фортуны, которая дарует счастье и несчастье произвольно и часто несправедливо. Задавленные гнетом и судьбой низшие слои населения мечтали о появлении мессии, богоспасителя, который придет, дарует блаженство страдающим, накажет гонителей.
С раннего времени различные празднества и представления играли важную роль в общественной жизни Рима. На первых порах общественные представления были вместе с тем и религиозными церемониями, они были непременной частью религиозных праздников. В VI в. до н. э. стали устраивать представления светского (не религиозного) характера, а за их проведение стали отвечать не жрецы, а должностные лица. Местом проведения таких представлений был уже не алтарь того или иного бога, а цирк, расположенный в низине между Палатинским и Авентинским холмами.
Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. В течение нескольких столетий это был единственный гражданский праздник римлян. С III в. до н.э. учреждаются новые представления. Большое значение приобретают Плебейские игры. Наиболее крупными религиозными праздниками были праздники, связанные с культом земледельческих богов, - цереалии в честь - Цереры, виналии - праздник виноградного сбора, консуалии - праздник жатвы, сатурналии - праздник посевов, терминалии- праздник межевых камней, луперкалии - праздник пастухов. Будучи празднествами древнейших обитателей Рима, земледельцев и пастухов, эти праздники и в дальнейшем были особенно почитаемы среди сельского населения.
В конце III - начале II в. до н. э. были учреждены также Аполлоновы игры, игры в честь Великой матери богов - Мегаленские игры, а также флоралии - в честь богини Флоры. Их устройством ведали курульные эдилы. Эти игры были ежегодными и регулярными, но кроме них могли устраиваться также и экстраординарные игры в зависимости от удачной войны, избавления от нашествия, данного обета или просто желания магистрата.
Игры длились от 14 - 15 дней (Римские и Плебейские игры) до 6 - 7 дней (флоралии). Общая продолжительность всех праздничных дней этих игр (ординарных) достигла 76 дней в году.
Каждое празднество состояло из нескольких отделений:
торжественное шествие во главе с магистратом-устроителем игр, называвшееся помпой
непосредственно состязания в цирке, ристания колесниц, конские скачки и т. д.
сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов
Заканчивались представления обычно пиром, массовым угощением, порой на несколько тысяч столов. Устройство игр требовало больших денег. Например, на проведение Римских игр было выделено в середине I в. до н. э. 760 тыс. сестерций, Плебейских игр - 600 тыс., Аполлоновых - З80тыс. Как правило, денег, выданных из казны, не хватало и отвечающие за устройство игр магистраты вносили собственные деньги, иногда превышающие выделенную сумму.
Из 76 праздничных дней около 30 дней отводилось на театральные представления. Некоторые из празднеств, например флоралии. Аполлоновы игры, почти целиком состояли из сценических представлений. Большое число сценических дней в системе публичных представлений говорит о значительной роли театра в общественной жизни Рима II - I вв. до н. э. Видимо, это объясняется влиянием прекрасного греческого театра и греческой литературы, общим культурным ростом римской публики, увеличением городского населения, которое обычно посещало театральные представления. Интерес римской публики, с другой стороны, обеспечивал высокий уровень римской драматургии, появление хороших пьес Плавта, Теренция, Пакувия и Акция. Несмотря на популярность театральных постановок, в Риме долгое время не было постоянного театрального здания. Обычно временное театральное сооружение возводилось на площади, и было деревянным. Сначала воздвигались только сцена и подмостки, а публика стоя смотрела спектакль. Сенаторы и знатные лица сидели в креслах, принесенных из дому их рабами. В середине II в. до н. э. стали строить и скамейки для всех зрителей. И только в 55 г. до н. э. Помпей построил постоянное каменное здание театра. В отличие от греческого театра римский театр не имел орхестры, она была отведена под кресла сенаторов (позднейший партер), сцена была ниже, но шире греческой и соединялась боковыми проходами с орхестрой. Места для зрителей возвышались над орхестрой полукругом - амфитеатром. Римский театр был оснащен различными механическими приспособлениями и механизмами, необходимыми для подъема тяжестей, смены декорации.
Необычайное развитие получают в Риме гладиаторские бои. Гладиаторские боя устраивались в этрусских городах еще с VI в. до н.э. От этрусков они проникли в Рим. Впервые в 264 г. в Риме был устроен бой трех пар гладиаторов. В течение последующих полутора столетий гладиаторские игры устраивались на поминках знатных лиц, назывались погребальными играми и носили характер частного представления. Постепенно популярность гладиаторских боев растет.
В 105 г. до н. э. гладиаторские бои были объявлены частью публичных зрелищ и об их устройстве стали заботиться магистраты. Наряду с магистратами имели право давать бои и частные лица. Дать представление гладиаторского боя - значило приобрести популярность у римских граждан и быть избранным на государственную должность. А так как желающих получить магистратскую должность было много, то число гладиаторских боев растет. На арену уже выводят по нескольку десятков и даже сотен пар гладиаторов стоимостью в несколько сот тысяч сестерций. Гладиаторские бои становятся излюбленным зрелищем не только в городе Риме, но и во всех италийских, а позже и в провинциальных городах. Они были настолько популярны, что римские архитекторы создали специальный, ранее не известный тип здания - амфитеатр, где устраивались гладиаторские бои и травля зверей. Амфитеатры были рассчитаны на несколько десятков тысяч зрителей и в несколько раз превышали вместимость театральных зданий.
Число представлений, как частных, так и публичных, в Риме и других городах и их продолжительность постоянно увеличивались, а их значение все более и более росло. В конце Республики магистраты и государственные деятели считали проведение публичных представлений важной частью их государственной деятельности. В условиях аристократической республики, где вся власть была сосредоточена в руках узкой верхушки класса рабовладельцев, правящая группировка считала устройство публичных представлений одним из средств, способствующих отвлечению широких масс римского гражданства от активной государственной деятельности. Неудивительно, что рост публичных представлений сопровождался упадком значения народных собраний и их политической роли.
stroyremkom.ru
Религия в Древнем Риме
Современный город Рим является столицей Итальянской Республики, одним из величайших и красивейших городов Западной Европы с населением около 3 млн человек. Однако в древности словом "Рим" называлось и город, и одновременно рабовладельческое государство, возникшее в VI в. до н. е. на территории современной Италии. В VI-IV вв. до н. е. в ее состав входила центральная часть Апеннинского полуострова. В конце III в. до н. е. Древний Рим стал уже сильным рабовладельческим государством Западного Средиземноморья. В I-II ст. н. е. эта гигантская империя распространила свою власть на все побережье Средиземного моря, покорила значительные регионы Западной и Юго-Восточной Европы, в том числе территории современной Украины, Приднестровья, Северной Африки и Ближнего Востока.
Высокий уровень развития в империи получила духовная жизнь. Анализируя древнеримскую мифологию, нельзя не обратить внимание на миф о Весте - богиню домашнего очага. В доме каждого римлянина этой богини посвящался вход в него - вестибюль. Ежегодно 9 июля в Риме отмечалось праздник в ее честь.
Даже был построен специальный храм. В нем постоянно поддерживался огонь как символ государственной надежности и устойчивости. Угасание этого огня считалось плохой приметой. Поддерживали огонь в храме лерици богини Весты - весталки.
Жрицы, жрецы, жречество в целом в политеистических религиях - это общественная группа людей, которые выполняют функции посредничества между людьми и сверхъестественными силами, а также осуществляют религиозные обряды: жертвоприношения, молитвы, различные колдовские манипуляции. Слово "жрец" происходит от старославянского "жрет" - приносить жертву. В первобытном обществе жрецов не было, культ в нем отправляли старейшины родов и главы семей. Жрецы появились в период распада первобытной общины и становления государственной организации жизни людей. Во многих странах они владели большим количеством рабов и обогащались за счет пожертвований верующих, были монополистами в духовной жизни людей. Жрецы вели летописи, записывали фольклорные произведения, проводили астрономические и другие наблюдения, занимались подготовкой жертвенных животных, следили за правилами совершения молитв и ритуальных действий, давали советы, к какому божеству нужно обращаться с той или иной просьбой наблюдали за порядком в храмах. В некоторых странах жрецы были основателями религий. Например, примерно в 600 г. до н. Э. е. арийский жрец (арии - название народа индоиранской языковой общности; слово "Иран" в переводе означает "земля ариев") Заратуштра (от гр. - Зороастр) объявил себя пророком и создал новую религию - зороастризм, с признаками монотеизма и верой в вечную борьбу между богом-творцом и духом зла. Значительно позже, согласно евангельской мифологии, три жрецы (колдуны, маги) пришли из Ирана в Вифлеем, чтобы поклониться младенцу Иисусу Христу, принести дары и объявить миру о рождении Сыпа Божьего. В Древней Иудее после построения Иерусалимского храма жрецы вели записи, которые затем были положены в основу некоторых книг Ветхого Завета.
В странах древнего мира влияние жрецов в основном приобретал выраженный политический характер, что приводило к иерократии - их господство в обществе. Впоследствии из жрецов сформировалось духовенство всех мировых религий.
Священный огонь поддерживался не только в храме Весты и не только в Древнем Риме. Культ огня характерен для религиозных верований многих древних народов. Например, такой огонь постоянно поддерживался в каждой провинции, каждом городе и поселке Древнего Ирана. И везде эту важную миссию выполняли жрецы. Жречество было наследственным. Ни один из рожденных в семье мирян не мог стать жрецом.
Весталки жили в храме, пользовались большими привилегиями, но обязаны были давать обет безбрачия, оставаться нетронутыми. Однако, согласно мифу, случилось так, что одна из весталок, дочь брата царя Рея Сильвия нарушила этот обет и родила от бога Марса близнецов-мальчиков. Жестокий дядя приказал заточить Сильвию, а младенцев положить в корыто и бросить в реку Тибр. Но корыто зацепились за инжир, и когда Тибр вернулся в свое русло после наводнения, мальчики оказались на суше. Их подобрала и вскормила волчица. Затем мальчиков нашел и дал им приют в своей семье пастух Фаустул, который назвал их Ромулом и Ремом. Братья подросли и осуществили несколько подвигов, за что получили разрешение основать поселение на месте своего спасения. Однажды братья поссорились, и Ромул убил Рема. Поэтому поселение получило название "Рим". Чтобы обозначить границы будущего города, Ромул запряг в плуг белого быка и белую корову и сделал борозду по кругу. Это событие произошло в 754-753 гг. До н. е.
Начиная с III в. до н. е. на римскую религию стала сильно влиять греческая религия. Даже своих абстрактных богов римляне тогда отождествляли с греческими богами: Юпитера с Зевсом, Марса с Аресом, Венеру с Афродитой, Юнона с Герой, Минерву с Афиной, Церера с Деметрой т.
Римские имена греческих богов:
Аид - Плутон;
Аполлон - Феб;
Apec - Марс;
Артемида - Диана;
Асклепий - Эскулап;
Афина - Минерва;
Афродита - Венера;
Гадес - Плутон;
Геба - Ювента;
Зевс - Юпитер;
киклопы - циклопы;
Крон - Сатурн;
мойры - парки;
музы - камени;
Ника - Виктория;
Пан - Фавн;
Парсефона - Прозерпина;
Посейдон - Нептун;
Гера - Юнона;
Селена - Диана;
Гермес - Меркурий;
Тихе - Фортуна;
Гестия - Веста;
хариты - грации;
Гефест - Вулкан;
Эос - Аврора;
Деметра - Церера;
эринии - фурии;
Дионис - Бахус;
Эрос - Амур, Купидон.
Под влиянием греческих религиозных представлений, среди многочисленных римских богов впоследствии выделились главные Юпитер - бог неба, молнии и грома; Марс - бог войны; Минерва - богиня мудрости, покровительница ремесел; Венера - богиня любви и плодородия; Вулкан - бог огня и кузнечного ремесла; Церера - богиня растениеводства; Аполлон - бог Солнца и света; Юнона - покровительница женщин и брака; Меркурий - покровитель путешественников и Торговли; Нептун - бог моря; Диана - богиня Луны.
Одним из самых уважаемых древнеримских богов был Янус. Он изображался с двумя лицами как божество входа и выхода. Олимпийские боги считались покровителями римской общины и патрициев (родовой аристократии). Плебеи (свободное население) особенно чествовали божественную троицу: Церера, Либеру-Прозерпи-ну (богиню растениеводства и ада) и Либера - бога вина и веселья.
Древнеримский пантеон не был замкнутым. Он постоянно пополнялся иностранными божествами. Считалось, что пополнение новыми богами усиливает мощь римлян. Завоевание многих заморских территорий, особенно эллинистических государств, сопровождалось пополнением пантеона эллинистическими и восточными богами; рабы, постоянно прибывали в Рим, исповедовали свои культы, распространяя тем самым круг религиозных взглядов в империи. Популярным, например, был культ иранского божества Митры. Согласно древнеиранская мифологией, бог Митра родился от скалы, выполнял роль посредника между людьми и богами, считался верховным богом, воином и защитником справедливости. Он постоянно боролся с темными силами, убил огромного злого быка - олицетворение зла, а из его крови и мозга создал блага для людей, растений и животных. Бог Митра поднялся на Небо, но пообещал вернуться на Землю, чтобы огнем обезвредить зло, а людям дать напиток бессмертия. Однако его возвращение люди должны заслужить: молиться ему, приносить жертвы, умываться чистой водой, отмечать ежегодно его день рождения, выполнять все его указания. Культ бога Митры был заимствован жрецами Ирана из Индии, а затем перенесен в Рим. Он был серьезным конкурентом в первые века утверждения христианства.
Древнеримская религия отличалась четкой практичностью: от богов ждали помощи в конкретных делах, и поэтому подробно выполняли установленные обряды и приносили установленные жертвы. В отношении к богам действовал принцип: "Я даю, чтобы ты дал". Для римлян приоритетной была внешняя сторона религии, а не духовное слияние с божеством. Религия не вызывала у них священного трепета, экстаза. Строго соблюдая внешних формальностей и обрядов, римская религия мало касалась чувств верующих, более того, она порождала в них неуверенность. Этим объясняется проникновение в нее иностранных, особенно восточных, культов, в основном мистических, с непристойными обрядами. Примером здесь может служить культ бога виноделия, вина и веселья Диониса-Вакха-Бахуса. Распространение этого культа способствовало развитию в Древней Греции и Древнем Риме виноградарства и виноделия. Однако праздники в честь этого бога превратились в неугомонные и безудержные оргии (от гр. - Разгульный банкет, гулянка), вакханалии. Происходили они обычно ночью, на лоне природы, при свете факелов. Главными в этих торжествах женщины (вакханки). Вином и религиозной экзальтацией они доводили себя до состояния возбуждения. Римский сенат принимал меры против распространения такого рода культов. В 186 г. до н. Э. е. сенат запретил вакханалии и другие подобные культы, однако еще долго они продолжали отмечаться тайно. Время власти империи поддерживала много других религиозных культов. Среди них популярным был культ императоров, согласно которому каждый из них при жизни исполнял обязанности верховного жреца Рима и всей империи, а после смерти объявлялся божеством. Императоры определяли круг богов для почитания в столице и провинциях наблюдали за состоянием храмов, определяли календарь праздников, предоставляли средства на содержание жрецов, принимавших непосредственное участие в религиозных церемониях.
Тяжелое положение в империи свободного бедного населения и рабов, понимание невозможности его улучшения в земной жизни, порождало в них надежду на религиозные утопии о загробной жизни души и справедливый потусторонний суд, накажет зло, а праведникам обеспечит вечное блаженство. Результатом таких надежд были мифы о богах-спасителей, победивших смерть и нашли способ обеспечить верующим бессмертие в потустороннем мире. Распространенными также были культы богов-страдальцев - богов, умирали и воскресали. Так, фригийский (Фригии - древняя страна в северо-западной части Малой Азии) бог природы Аттис, который, согласно мифу, при жизни был пастухом и любимцем Кибелы - матери богов и богини плодородия, во время охоты был смертельно ранен вепрем, после смерти превратился в сосну и воскрес в Риме. Из 200 г. до н. Э. е. ежегодно в Риме отмечали смерть и воскресение Аттиса.
Согласно мифам, боги умирали и воскресали не только в Древнем Риме и Древней Греции, но и во всех других странах древности. В Сирии, например, умер и воскрес бог растениеводства Адонис, в Египте - бог природы Осирис и т. Д. Многие элементы таких культов позже переняло христианство, а на востоке Римской империи в Ш-I вв. до н. е. значительная почета приобрел культ бога Яхве, с которого началась история одной из национальных религий - иудаизма. ЗII ст. до н. е. в римском обществе начали приобретали широкое распространение взгляды греческих философов на религию и богов. Латыни переведенной произведения писателя и философа Эвгемера (конец IV в. - Начало III в. До н. Э.), В том числе "Священную грамоту". В ней Эвгемер писал о том, что боги и герои - это обожествление великих людей прошлого, и мифы - фантастический перевод реальных событий прошлого. Его мысль была наивной и стихийной, но одновременно стала одной из первых попыток рационалистического толкования существования богов и героев, содержания мифов, попыткой дать естественное объяснение сверхъестественным явлениям.
Под влиянием греческой философии выше римская аристократия начала скептически относиться к религиозным верованиям, хотя продолжала воспринимать религию как эффективный рычаг управления народом. Этот скептицизм, вместе с распространением в массах мистических восточных культов, ослаблял влияние на них римской религии, а события, сопровождавшие непрерывные гражданские войны и постоянную конфискацию имущества, привели к изменению традиционных представлений. Как своеобразный протест против неустроенности и мучений в реальной жизни в империи распространились мысли о потустороннем мире и загробное блаженство. Получил развитие культ слепой судьбы - Фортуны, что приносит людям счастье и горе случайно и несправедливо; усилились мечты о появлении мессии, спасителя, который придет на землю и дарует блаженство всем, кто стремится к лучшей жизни, а угнетателей накажет. Древнеримская религия, таким образом, достигает кризисной черты.