Реки древней руси. Что вы не знали о Киевской Руси.... Сегодня наши знания о Древней Руси похожи на мифологию. Свободные люди, отважные князья и богатыри, молочные реки с кисельными берегами. Настоящая история менее поэтична, но от этого не менее интересна...........
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

По каким рекам проходили торговые пути в Древней Руси? Реки древней руси


По каким рекам проходили торговые пути в Древней Руси?

В древние времена в качестве торговых путей на Руси использовались практически все реки. [О Великих торговых путях поговорим чуть позже]

Путешествуя на байдарках, я в этом убеждаюсь непосредственно. Древние лодки были не намного больше современных байдарок. Шел караван таких лодок. Где-то их переволакивали из одной речки в другую. В названиях многих населенных пунктов остались свидетельства того, что там был волок (Волоколамск, Вышний Волочек, Волок), или брали плату за провоз товара (Мыт, Мытищи), или смолили лодки (Смоленск).

Приведу лишь малую часть таких примеров.

Торжок (старое название Новый Торг говорит само за себя). Из Волги по Тверце торговые суда поднимались до Торжка. Там был перевалочный пункт. По весне лодки шли до истоков Тверцы, в районе Вышнего Волочка они переволакивались во Мсту, а оттуда через Волхов попадали в Великий Новгород.

Лух - река и село. В селе Мыт брали пошлину, там пересекались водные и сухопутные торговые пути.

Торопец - в этом старинном пограничном городе Новгородской республики соединялись "Волжский торговый путь" и "путь из Варяг в греки" (иногда это пересечение путей называют "путь из Варяг в Арабы").

В городе Андреаполь стоит памятный знак, что там по Западной Двине проходил торговый путь из варяг в греки.

текст при наведении

В районе Москвы были оживленные водные торговые пути. Суда по Яузе поднимались до Мытищ - далее волок в Клязьму и во Владимир и дальше в Волгу. По речке Сходне (в древности её называли Всходней) лодки поднимались вверх по течению, и там переволакивались в Клязьму в районе села Черкизово. По Рузе также шел оживленный торговый путь. Можно было из Московии минуя Тверское княжество попасть в Новгородскую республику.

На Русском Севере тоже было немало торговых путей, которые вели в Белое и Балтийское моря.

Старейший торговый путь, который проходил через всю Русь - это путь из "варяг в греки" - проходил из Балтийского моря (раньше называлось Варяжкое) по Неве в Ладогу, далее по Волхову в Великий Новгород. Оттуда большими и малыми реками с волоками в Днепр или Западную Двину. По Днепру в Черное море и далее в Византию.

Один из путей - из Ильменского озера вверх по Ловати, Кунье, Серёже. В районе деревни Волок - волоком в Торопу. По ней в Западную двину. Затем по речке Каспле вверх до озера Каспля. Оттуда в районе городища Гнёздово в Катынь и Днепр (в районе Смоленска).

далее

Другим крупнейшим торговым путем был Великий Волжский путь. По Волге можно было попасть в Каспийское море (старое название Хвалынское), оттуда в Персию, где проходил Великий шелковый караванный путь. Кстати северное его ответвление приходило в Казань (через места, где сейчас современные Челябинск и Оренбург).

Также существовали волоки из Десны и Сейма в бассейн Оки.

В любом случае, власти и всякие группировки во все времена стремились контролировать торговые пути, волоки, рынки.

Одним из стратегических пунктов на пути из Московии к поморам было Белое Озеро, где возник Кирилло-Белозерский моностырь. Из Волги по Шексне можно подняться до Белого озера.

Пути к поморам из Белого озера были такие:

1) река Ухтомка - озеро Волоцкое, волок в озеро Долгое, река Модлона - озеро Польшемское - реку Ухтомка - озеро Воже - река Свидь - озеро Лача - река Онега (там как раз стоит Каргополь). По Онеге в Белое море.

2) река Ковжа, волок до реки Вытегры, далее озеро Онежское - реки Водла и Черева, волок до озера Волоцкое, далее по рекам Волошев, Поча - озеро Кенозеро - река Кена - река Онега, и по ней в Белое море.

3) из Шексны по Славянке - Никольскому озеру, волоком в озеро Благовещенское - река Порозовица - озеро Кубенское - река Сухона - Северная Двину - Белое море.

www.bolshoyvopros.ru

Геогрфия Древней Руси. Тайна реки Океан

Множество ранее существовавших версий о порядке заселения ныне живущими здесь русскими людьми окрестностей Москвы вдребезги разбилось о позднейшие находки археологов. Оказалось, что никаких угро-финнов в наших местах даже изначально не проживало. Но первым человеком, который поселился здесь после таяния ледника, был русский человек. И городище, раскопанное в селе Дьяково, где еще за несколько веков до Р. Х. уже проживал обученный грамоте говорящий на нашем же наречии горожанин — наиболее яркое тому подтверждение:

«Раскопки Дьякова городища, например (в южной части Москвы, у Коломенского), показали, что здесь существовало поселение уже с середины I тыс. до н.э.» [1] (с. 14).

Но почему именно здесь, а не на Боровицком холме возникло это древнее поселение?

Разберем несколько поподробнее этот момент истории, напрямую увязанный с климатом тех времен на планете. После Всемирного потопа вода, поднявшаяся на высоту нескольких километров над уровнем земной поверхности, замерзла, оставив лишь узкую полоску незамерзшего мирового океана там, где очень тепло. То есть в районе экватора. Затем, когда в результате продолжающегося катаклизма вселенских масштабов стали образовываться в определенных местах земной поверхности высочайшие горы, а в иных местах глубочайшие впадины, уровень воды несколько уменьшился. Сегодня эта береговая линия заметна на высоте 3 500 м над нынешним уровнем мирового океана. Затем, когда вода стала уходить в образовавшиеся после подъема гор в результате вулканической деятельности морские впадины, этот панцирь, покрывший льдом планету, стал оттаивать. А потому люди, сошедшие с Ноева ковчега когда-то на одну из нынешних горных вершин, стали теперь переселяться в долины. Лед постепенно таял, освобождая все новые пространства для поселения людей, а потому границы их расселения уходили все дальше на север от своего изначального обитания. Горы эти, за которыми простирается безконечная ледяная пустыня, именовали: Гиперборейскими, Рифейскими или поясом мира. И вот главная особенность этих гор, которая отличает их от всех иных пусть даже достаточно высоких. Как свидетельствуют средневековые авторы:

«…в Рипейских горах никогда не сходит снег» [2] (с. 374).

А причина одна — именно эти горы представляют собой гигантскую глыбу ледника, который к сегодняшнему дню сохранился лишь в Гренландии и Антарктиде, таяние которого происходит в основном лишь по краям. Верхушки же гор покрыты вечными снегами.

«Горы эти тянулись с востока на запад и, по мнению древних географов, с них текли все большие реки Восточной Европы, кроме Истра (Дуная). Причем, чем раньше жил античный ученый, тем южнее на его карте располагались южные склоны Рифейских гор.

У Гекателя и Гесиода [VIII–VII в. до Р.Х. — А.М.] они шли практически по северному побережью Черного моря, рассекая Европу пополам и отделяя ее юго-западную часть (Балканы, Апеннинский и Пиренейский полуострова) от северо-восточной. Маркиан говорит о горах, “которые называются Рипейскими… и лежат внутри материка между Меотийским озером и Сарматским океаном” (т.е. между Азовским и Балтийским морями).

У Птолемея Гиперборейские горы проходят уже между 55–57 параллелями, то есть, там, где сегодня стоит Москва. С них текут Танаис (Дон) и Ра (Волга). И, наконец, Аристотель [IV в. до Р.Х. — А.М.] говорит, что Рифейские горы “лежат под самым севером, выше крайних пределов Скифии” [3] (с. 204).

Правда, уже Страбон [I в. — А.М.] называет Рипейские горы мифическими, верить в которые заставляет лишь “незнакомство с этими странами” [5] (с. 270)» [4] (с. 163).

«Европейские путешественники позднего средневековья, слепо верившие древним авторитетам, посещая Московию, с изумлением обнаружили, что никаких гор там, где рисовали их на античных картах, нет… “Что там нет гор, называемых Гиперборейскими, Рифейскими и Аланскими, это мы точнее точного знаем” [6]» [4] (с. 164).

Итальянец Франческо да Колло, в 1518 г. побывавший в России, вот что писал на эту тему:

«Имеются в этой области разные горы огромнейшей высоты, среди которых чаще всего называют — она же самая высокая — Югорскую, которая среди Рифея признается самой высокой, так что хотя она и легко доступна, невозможно добраться до ее вершины иначе, как в четыре дня и четыре ночи; и — насколько мне говорили и заверяли люди, достойные доверия, в особенности маэстро Николай Любчанин, профессор медицины и астрологии и всех ученых наук — на сей вершине вечный свет» [7] (с. 64).

То есть находилась она, судя по вечному свету на ее вершине, где-то в приделах Полярного круга. Но была к тому времени уже вполне доступна. То есть льда она с каждым годом лишалась все больше и больше.

А потому уже Павел Иовий в 1525 г. в своей книге про Московию записывает, что Рифейские горы:

«как положительно известно в настоящее время, нигде не существуют» [8] (с. 252).

Однако ж, вопреки вышесказанному, и столетие спустя о горах таинственной Гипербореи продолжаются упоминания. Петр Петрей:

«В нескольких сотнях миль [немецкая миля равна пяти километрам — А.М.] пути оттуда [от Пустозерска — А.М.] далее к северу и несколько к востоку есть чрезвычайно высокие горы, на которых не растет ни травы, ни деревьев, потому что они такой высоты, что милое солнце не может там действовать своим теплом: горы всегда покрыты льдом и снегом. Еще удивительнее, по словам русских, то, что если там зажгут огонь, он горит ни так ясно и светло, ни так сильно, чтобы можно было варить на нем мясо или рыбу, по случаю чрезвычайной стужи в том краю. Эти горы будто бы простираются до Ледовитого моря. Они поднимаются так высоко, что зеленых лугов совсем не видать там по причине тени и вышины гор. По мнению некоторых, эти самые горы у писателей называются Гиперборейскими или Рифейскими. Великий князь посылал нескольких человек для узнавания положения этих гор и собирания сведений, что за страна за ними и какой народ живет в ней и занимает ее. Но они не могли этого сделать. Они пытались всходить на горы 17 дней кряду и все же не могли добраться до их вершины, но должны были вернуться назад. Там нет птиц и не бывает ни на кого охоты по причине стужи и великой высоты гор, которые не могут доставить животным никакого корма. Однако ж посланные узнали, что за горами живут народы…» [9] (с. 196–197).

А книга Петрея, упомянувшего о наличии Рифейских гор, вышла не так-то уж и давно — в начале XVII столетия (Стокгольм, 1607). Так что Рифейские горы, причем очень еще большой высоты, судя по плохому горению огня — не ниже двух с половиной километров, существовали уже на памяти не столь и давних исследователей географии России. Вот что об этих горах сообщает голландец А.И. Малеин, вместе с экспедицией в 1598 г. посетивший наши северные океанские широты и увидевший остатки Гиперборейских гор уже не со стороны суши, а со стороны Северного Ледовитого океана:

«на брегах великие и страшные ледяные горы; лесов никаких нет, токмо в некоих местах трава ниская и мох» [10] (с. 3–5).

Несколько ранее, что и понятно, эти горы залегали много южнее и много западнее и запирали сток сибирских и восточноевропейских рек в Северный Ледовитый океан. И пока уклон местности позволял талым водам этого ледяного панциря удаляться по Среднерусской возвышенности в сторону акватории Черного, Азовского и Каспийского морей эти горы были прекрасно видны следующим вдоль них путешественникам. Но когда ледник отступил на север за водораздел Волго-Окского бассейна, между его крутыми ледяными скалами и водоразделом стали образовываться сначала огромные озера. А затем, когда он отступил на север еще на сотню-другую километров, между ним и сушей образовались огромные пресноводные моря. Мало того, постоянно таящие ледники, если находились на равнине, были отгорожены от любопытствующих мощным потоком воды, который именовался рекой Океан. Эта река не пускала сухопутных путешественников к Рифейским горам и приблизиться. Потому Рифейские горы, когда между ними и сушей образуются моря, уже исчезают из поля зрения сухопутных путешественников. Потому и Страбон, пользуясь, вероятно, рассказами лишь сухопутных варваров, о Рифейских горах уже упоминает как о не существующих.

Вот что сообщает об этой неприступной ледяной реке, за которой простирается ледяная пустыня, Геродот (V в. до Р.Х.):

«Океан, по утверждению эллинов, течет, начиная от восхода солнца, вокруг всей земли, но доказать этого они не могут» [11] (т. IV, с. 8).

А вот как в те времена выглядела обитаемая часть суши. Картографы древности, как сообщает Геродот:

«…уже начертили карты земли, хотя никто из них даже не может правильно объяснить очертания земли. Они изображают Океан обтекающим землю, которая кругла, словно вычерчена циркулем» [12] (гл. 39).

Сами же эллины, да и Геродот, жили в те времена еще много южнее. Судя по всему, на территории Африки. Ведь если ледник, о чем упоминают древние, залегал в ту пору на севере Апеннин, Балкан и Пиренейского полуострова, то становится ясно, что в таком холодном климате, конечно же, никакого сколько-нибудь многолюдного государства, в котором проживал Геродот, образоваться не могло бы. Да и сам он Европу на нынешнее ее место вовсе не помещает, сообщая лишь о наличии:

«Адриатического моря на крайнем западе» [12] (гл. 33).

И если даже имелось им в виду не какое-либо более южное, но именно нынешнее Адриатическое море, то даже в этом случае Европа в те времена, ограниченная им, являлась самым холодным из материков. То есть льды Гипербореи залегали на Апеннинах, образуя своим таянием границу обитаемого мира: реку Океан.

А вот как описывает климат, например, Причерноморья, практически сходный с климатом Южной Европы, Дионисий Галикарнасский (I в. до Р.Х.):

«несчастны те люди, вечно у них холодный снег и холодом веющий лед; когда же настанет от ветров еще большая стужа, тогда можно увидеть своими глазами замерзающих лошадей и мулов» [2] (с. 376).

И чтобы не замерзнуть в лютые зимние холода, живущие здесь люди ежегодно с наступлением холодов вынуждены откочевывать южнее:

«Всеми признано, что страна этих бродячих кочевников очень холодна, почему в ней нет даже ослов, так как это животное не выносит холода… Подобно этому и Геродот называет Скифию холодной страной, и прибавляет, что “восемь месяцев там бывают невыносимые морозы… море и Киммерийский Боспор замерзают”» [2] (с. 376).

Геродот сообщает, что Европа окружена ледяными горами:

«Омывается ли Европа морем с востока и с севера, никому достоверно не известно. Мы знаем лишь, что по длине она равна двум другим частям света» [12] (гл. 45).

Причем, и век спустя здесь было не многим более теплей. Ксенофонт (IV в. до Р.Х.):

«…фины покинули свои дома и бежали в горы. Тем временем выпал глубокий снег и настал такой холод, что вода, приносимая к обеду, замерзала, так же как и вино в глиняных сосудах, и многие эллины отморозили себе носы и уши. Тогда выяснилось, почему фракийцы носят на головах и ушах лисьи шкуры» [13] (гл. 4, аб. 2–4).

Так что во времена Ксенофонта в этой Южной Европе той поры, во Фракии, то есть окрестностях нынешнего Стамбула, проживали северные народности. Одна из них, о чем сообщает Ксенофонт, — финны. А может и знаменитые Афины, учитывая привычку эллинов прибавлять к чуждым им терминам букву «А», аккурат и отражают собою наименование первых в будущей столице поселенцев?

Но и уровень воды мирового океана, за нами рассматриваемый период, изменялся несколько раз. Судя по всему, вода после Потопа сначала убывала: лед таял и заполнял пустоты, образовавшиеся в ту пору в морских впадинах, а потому люди расселялись все дальше и дальше на север. Но затем, когда впадины были заполнены, а лед таять все продолжал, океан вновь начинает наступать. И с этого момента:

«Уровень мирового океана поднялся на 100–130 метров. Были затоплены огромные участки земной поверхности. Так, на дне пролива Ла-Манш обнаружено “продолжение” реки Сена, составлявшей некогда одну систему с реками Британии, а на дне Северного моря — “продолжение” Рейна. Там же, под водой Северного моря, обнаружен торф сухопутных болот и найдены изделия людей каменного века [14] (, с. 27–28).

Здесь протекает теплое течение Гольфстрим, а потому, очевидно, именно эта местность освободилась ото льда раньше многих иных. Потому именно сюда и пришли в древности люди, чьи поселения и оставили свои следы.

Много же позднее поток реки Океан, когда ледник отступил за пределы севернее местонахождения Москвы, направился в Балтийское море:

«По представлению Гиппарха (II в. до Р.Х.), рекой Океан ограничивался предел обитаемого мира на севере. Она текла у подножия Рифейских гор, и соединялась как с Каспийским, так и с другими морями. Марк Терренций Варрон (116–27 г. до Р.Х.) сообщает, со ссылкой на римского автора I в. до Р.Х., Корнелия Непота, об индийцах, которых при плавании по Океану пронесло мимо Каспийского моря и вынесло к Германии» [4] (с. 173).

И если как следует взглянуть на нынешнюю карту Евразии, то становится совершенно очевидным, что именно с востока на запад и могла протекать эта удивительная река. Ведь перепад высот идет именно в данном направлении, упираясь на востоке в высочайшие мировые вершины, где и находились самые несметные запасы этой теперь веками вытекающей из ледников воды, а на западе, транзитом проходя через пологие равнины России, эти воды смешивались с водами Балтики. Потому «индийцев», скорее всего славянских носителей недавно обнаруженной древнейшей в Индии цивилизации, Мохенджодаро, и вынесло аж к Германии, что поток этот всегда шел в одном направлении.

Так почему же именно Дьяково становится первым пристанищем пращуров москвичей здесь — на берегах Москвы реки?

Это место, расположенное рядом с Коломенским, от Москвы реки находится на почтительном расстоянии. То есть достаточно далеко от соседства с водяной артерией, к которой должно было бы иметь прямое отношение раскопанное здесь археологами древнее городище, относящееся к середине I тысячелетия до Р.Х. А потому следует задаться вопросом: почему именно здесь, где сегодня отсутствует связь с необходимой торговому поселению гладью судоходной реки, возник самый первый поселок на территории нынешней Москвы.

Если перенестись ко временам некогда протекающего здесь Океана, упомянутого еще древними географами, то есть тем временам, когда уровень воды Москвы реки должен был быть выше ныне существующего на несколько десятков метров, то стало бы совершенно ясно, что более удобного места для устройства здесь торговой фактории и не сыскать. Здесь находятся два глубочайших на территории Москвы оврага. И если их залить водой, то корабельная пристань, имеющая сразу чуть ли ни с десяток спокойных глубоководных бухточек, придется как раз на уровень раскопанного городища на высоте 145 м над уровнем мирового океана. Так что очень не зря это место до самых недавних времен оставалось обжитым и очень не зря именно в этом районе столь любили строить себе дворцы Русские Цари. Может быть, знали, что центром города когда-то являлась именно данная местность? А ведь святость нашей земли всегда отмечалась или наличием мощей русских святых, или наличием святых источников. С мощами здесь пока не слишком ясно, так как раскопан лишь маленький холмик, когда-то представлявший собой островок, но вот источники со святой водой здесь имеются, что и указывает на наличие здесь не просто древнего поселения, но очень древнего поселения русских людей, еще с I века принявших Христианство.

Затем, когда где-то в XI веке уровень воды в мировом океане, а вместе с ним и в Русском море, резко падает, село Дьяково, пусть жители никуда отсюда так и не ушли, значение свое теряет. Центр будущей Москвы перемещается сначала в Почернев Стан (район г. Балашиха [г. Железнодорожный — бывшая Обираловка] д. Соболиха), а уже затем, когда Западно-сибирское море прорывается в Северный Ледовитый океан, и в устье Яузы. Однако здесь остается второй центр Москвы: Южный порт и село Котлы.

В период, когда вода в мировом океане падает на 145 м, а пролива Босфор еще не существует, столицей Римской империи на не продолжительный отрезок времени становится Никомидия. Она находится где-то в районе нынешней турецкой речки Сакарья, чье русло и могло связывать Черное и Мраморное моря. Но вот появляется Босфор и этот город становится в стороне от торговых трасс, а потому его заменяет собою нынешний Стамбул.

А вот что о существовании в древности на месте Каспийского моря могучего водоема, из которого отток вод осуществлялся как в Черное, так и в Балтийское моря, повествует и дореволюционная наука. Самуил Гмелин исследовавший низовья Волги в 1769–1770 гг., считал, что совсем недавно эта местность являлась дном моря. Так как:

«Вся страна вниз по Волге, из морских раковин состоящая, и соленое свойство кубанской и яицкой степей кажется с сим мнением согласуются…» [15] (с. 272).

А вот что на эту же тему сообщает иной профессор — уже XIX века:

«Почва плоской котловины, какую представляет наша страна, состоит из рыхлых наносных пластов новейшего образования… покрывая сплошной толщей всю поверхность равнины…» [16] (с. 68).

«В наносных слоях ее, представляющих морские осадки, находятся стволы деревьев и остовы допотопных животных, а по степи рассеяны каспийские раковины. Эти признаки заставили геологов предположить, что поверхность нашей равнины сравнительно нового образования и если не вся, то на большей части своего пространства была дном моря…» [16] (с. 69).

Вот что на эту тему сообщает профессор Казанского университета Эдуард Эверсман:

«Надо полагать, что в те времена, когда хребет Уральский воздвигся взломом из поверхности земли, море заливало все нынешние степи и простиралось до самой подошвы гор. Последнее геогностическое произведение моря есть солонцеватый, мергелистый ил, составляющий поныне отличительный признак этих степей и повсюду на них распространенный: ил этот на пространствах вовсе безплодных составляет, в виде обнаженном, верхний слой; на степях плодородных он покрыт уже черноземом. По мере того, как вода убывала, илистая почва порастала свойственными ей травами» [17] (с. 52).

Но уже и к XX веку все вышеизложенное вполне согласовывалось с изысканиями науки. Ключевский пишет:

«Берегами этого моря служили Уральские и Карпатские горы, чем объясняется присутствие обильных залежей каменной соли в этих горных хребтах. Воды, покрывавшие равнину, отлили в огромные водоемы, образуемые морями Каспийским и Аральским… Оба этих моря вместе с Черным признаются остатками вод обширного морского бассейна, некогда покрывавшего южную Россию и Прикаспийскую низменность. Осадки, отложившиеся от ушедшего моря, и образовали те правильные, однообразно расположенные глинисто-песчаные пласты, из которых состоит почва равнины на обширном протяжении. Севернее пространства, которое было покрыто этим морем, подобные пласты песку, глины и суглинка отложились при таянии от обширных ледников, покрывавших всю северную и большую часть средней России…

ПОЧВА. По предположению геологов, море, покрывавшее некогда южную и юго-восточную Россию, отступило не сразу, а в два приема. Они находят следы, указывающие на то, что северный берег этого моря своим северо-восточным углом шел приблизительно по 55º северной широты [это Серпухов–Зарайск–Касимов–Дивеево–Альметьевск — А.М.], несколько южнее впадения Камы… Потом море отступало градуса на 4, так что северным берегом его стал Общий Сырт, отрог, идущий от южной оконечности Уральского хребта к Волге в юго-западном направлении. Этим геологи объясняют резкую разницу в почве и флоре по северную и южную сторону Общего Сырта» [16] (с. 69–70).

Итак, сначала спадает на 145 м уровень воды в мировом океане. Но пролива Босфор еще нет, а потому вода в Черноморско-Каспийском бассейне выше нынешнего где-то на 50 м. На этот период пролив, стоящий на берегах Никомедии, представляет собой воронку, пропускающую через себя воды бассейна этих двух морей. Вода также выливается через Дарданеллы и Гибралтар. Потому на этот период наш путь «из варяг в греки» и представляет собой самую настоящую кругосветку, путь в обратную сторону по которой просто не возможен. Потому на этот период во времена весеннего паводка еще судоходен Днепр, а Волга представляет собой морской залив до Казани. Потому товарооборот по ней свободно проходит, как по каналу, через Тмутаракань.

Причем, эти два этапа ухода воды с Русской равнины отмечены и разностью почвы этих регионов страны. Где изначально проходила граница на 145 м возвышающегося над уровнем мирового океана морского бассейна, сегодня проходит и граница черноземов. Ведь наши черноземы представляют собой что-то совершенно уникальное, не встречаемое нигде более на планете. В чем же разгадка того весьма удивительного обстоятельства, что палистраты, то есть допотопные гигантские деревья, представляют собой в этом районе земли не торф или уголь, газ или нефть, но именно продукт гниения дерева при нормальных условиях, максимально приближенных к нынешним?

Ответ на поверхности. Именно в нашем климате и по сию пору находят законсервированные во льдах туши мамонтов, чье мясо и сейчас вполне съедобно. Таким же образом, судя по всему, сохранилась во льдах Гипербореи и некоторая часть допотопных деревьев. А когда они начинали освобождаться из-под панциря льда, то потихоньку сгнивали, преобразуясь в чернозем.

«…пространство к югу от этого пояса, образующее степную полосу и позднее вышедшее из-под моря, успело покрыться лишь тонким растительным слоем, лежащим на песчаном солончаковом грунте, какой остался от ушедшего моря, и с гораздо слабейшим содержанием перегноя. Ближе к Каспийскому морю, в астраханских степях, почва лишена и такого тонкого покрова и голые солончаки часто выступают наружу… в этом главная причина безлесья степной полосы» [16] (с. 70).

То есть уже второй этап ухода воды оставляет солончаки. Потому этот раздел ухода моря на два периода здесь отмечен очень существенными деталями состава почвы.

И вот что в данном рассказе просто переплетается с повествованием нашим, зафиксированном историками:

«…отлив моря с южной половины Европейской России завершился сравнительно поздно, может быть, уже на памяти людей, в историческую пору…» (там же).

Вот по какой причине имеется достаточно твердое убеждение практически всех мало-мальски известных не только древних, но даже средневековых авторов:

«…будто Каспийское море соединено, с одной стороны, с Северным океаном, а с другой — с Азовским морем… и даже считают Кума-Манычскую низину дном этого пролива» (там же).

Вот что свидетельствует о существовании этого пролива еще в XIII веке посетивший эти места папский посланник к монгольскому хану Плано Карпини:

«Море же это [Каспийское — А.М.] есть Великое Море, из которого выходит рукав Св. Георгия, текущий в Константинополь» [18] (с. 71).

И вот по какой причине этот сегодня совсем небольшой морской бассейн поименован Великим:

«Что касается Северного океана, то, по соображениям геологов, между ним и Каспийским морем в пределах нашей равнины некогда проходил сплошной водный бассейн, параллельный Уральскому хребту…» [16] (с. 71).

Вот как описывает соединение Каспия с Северным океаном Страбон. Это море кроме как Каспийским:

«…называется еще Гирканским… Это — залив, вдающийся из Океана к югу, сначала довольно узкий, но затем расширяющийся по мере углубления в материк» [19] (с. 284).

Дионисий, со слов Евстафия (XII в.):

«Дионисий называет фигуру Каспийского моря круглой или колесообразной, со всех сторон извивающейся, т.е. в виде круга, и говорит, что оно соединяется с Океаном. Вот его слова: “острым углом выдаваясь к северу, оно соединяется с Океаном”. Так думает Дионисий, который, как кажется, обозначает устье, через которое Океан изливается в это море…» [2] (с. 380).

А вообще:

«Заливом Океана предстает Каспийское море на всех европейских картах раннего средневековья» [20] (прим. 36 к с. 211).

Свидетельством же в совсем недавние времена связи Каспийского моря с Северным Ледовитым океаном:

«…остались каспийские тюлени» [21] (с. 49).

Другим же свидетельством является невозможность проживания в приморских городах уже нынешнего Каспия три-четыре века спустя обмеления этого водоема до нынешнего его уровня. После того, как от нагрянувшей туда армады Петра I местные сардары, не имея сколько-нибудь пригодного флота для оказания им сопротивления, из приморской местности разбежались, эту местность за собой удержать все равно так и не удалось:

«…от тамошнего нездорового воздуха ежегодно умирали многие тысячи солдат…» [22] (с. 63).

А потому:

«…русские решились наконец уступить все эти завоевания опять Персии…» (там же).

Кстати, от подобного же рода проблем очень затруднено было и освоение нами Черноморского побережья Кавказа. Что еще раз указывает на то, что и уровень Черного моря был в не слишком далекие от нас эпохи тоже выше нынешнего. Как свидетельствуют дамбы крепости Анакопия, на те же 145 м. Мало того, сегодня находят оборудованные огромными железными кольцами для фиксации океанских кораблей морские причалы в горах Черноморского побережья Кавказа. Судя по всему, эти пристани располагались на побережье вдававшихся в горные массивы морских заливов.

А вот доказательство несомненного вымывания соли талой ледниковой водой, поступающей с севера из запертого ледниками моря, чьи воды в ту пору покрывали большую часть Западной Сибири, через Тургайскую ложбину.

Все дело в том, что в водах Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи находится очень большое содержание соли. Воды же Аральского моря, в которое они втекают, что при этом в особенности удивительно, имеют слишком невеликое содержание солей. По расчетам Л.С. Берга:

«достаточно 322 лет, чтобы реки принесли морю такое же количество по весу солей, какое в нем содержится» [23] (с. 266).

А говорил он об этом в начале XX века. То есть поиски во времена Петра I рукава, выбрасывающего эти соли в Каспийское море, являются вполне правомерными. Очень похоже, что рукав этот пересох буквально за несколько десятилетий до вышеупомянутых событий. А пересох он, что также выясняется, по причине прекращения поступления сюда талой воды через Тургайскую ложбину.

Но и сами местные почвы указывают как раз на то, что уровень воды бытовавших здесь совсем недавно огромных водоемов, много превышающих нынешний уровень воды Арала и Каспия, был достаточно велик. А потому близлежащие земли были достаточно увлажнены и не требовали прорытия каналов, как впоследствии, когда вода ушла и земля подсохла:

«…земледельческая культура была связана с окраинами этих водоемов, с так называемыми “каирами” (“каирными землями”), которые не требуют орошения благодаря высокому стоянию почвенных вод [24] (с. 81)» [25] (с. 41).

Библиография

1. Смолицкая Г.П., Горбаневский М.В. Топонимия Москвы. Издательство «Наука». М., 1982.

2. Латышев В.В. Вестник древней истории. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. Издательство Академии наук СССР. М., 1948.

3. Янович В. Наследие тысячелетий. Задруга. Киев, 2006.

4. Медведев В.С., Хомяков В.Е., Белокур В.М. Национальная идея или Чего ожидает Бог от России. Издательство «Современные тетради». М., 2005.

5. Страбон. География. Ладомир. М., 1994.

6. Матвей Меховский. Трактат о двух Сарматиях (Краков, 1517). М-Л. АН СССР. М., 1936.

7. Колло Ф. Доношение о Московии. Цит. по: Итальянец в России XVI в. Франческо да Колло. Донесение о Московии. Наследие. М., 1996.

8. Иовий П. Книга о посольстве Василия, великого государя московского к папе Клименту VII. СПб., 1908.

9. Петр Петрей. История о Великом княжестве Московском. М., 1997.

10. Белокуров С.А. О плавании голландских двух кораблей, для изыскания проходу мимо Новой Земли в Китайское государство… Кн. 4. 1895.

11. Геродот. История. Ладомир, АСТ. М., 1999.

12. Геродот, «История». Книга 4. Библиотека «Вехи». 2008.

13. Ксенофонт. Анабасис. Xenophontis Expeditio Cyr recensuit Guilelmus Gemoll. Editio minor. BibliothecaTeubneriana Lipsiae, 1910. Книга 7. Библиотека «Вехи». 2003.

14. Шамбаров В.Е. Великие империи Древней Руси. Алгоритм. М., 2007.

15. Гмелин С.Г. Самуила Георга Гмелина, доктора врачебных наук, императорской академии наук, Лондонского, Гарлемского и вольного Санкт-Петербургского общества члена путешествие по России для исследования трех царств природы. Цит. по: Исторические путешествия. Извлечения из мемуаров и записок иностранных и русских путешественников по Волге в XV–XVIII вв. Краевое книгоиздательство. Сталинград., 1936.

16. Ключевский В.О. Курс русской истории. Сочинения в девяти томах. Том I. «Мысль». М., 1987.

17. Эверсман Э. Естественная история Оренбургского края. Часть 1. В типографии Штаба Отдельного Оренбургского корпуса. Оренбург, 1840.

18. Джиованни дель Плано Карпини. История Монгалов. Гильом де Рубрук. Путешествие в восточные страны. Государственное издательство географической литературы. М., 1957.

19. Латышев В.В. Вестник древней истории. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. Издательство Академии наук СССР. М., 1947.

20. Бэкон Р. Великое сочинение. Цит. по: Английские средневековые источники IX–XIII вв. Наука. М., 1979.

21. Манягин В.Г. История русского народа от потопа до Рюрика. Эксмо. Алгоритм. М., 2009.

22. Фоккеродт И.Г. Россия при Петре Великом, по рукописному известию Иоганна-Готтгильфа Фоккеродта. Цит. по: Неистовый реформатор. Фонд Сергея Дубова. М., 2000.

23. Берг Л.С. Аральское море. С-Пб, 1908.

24. Георгиевский Б.М. Южный Хорезм, ч. 1. Ташкент, 1937.

25. Толстов С.П. Древний Хорезм. Издание МГУ. М., 1948.

hystory.mediasole.ru

Что вы не знали о Киевской Руси.... Сегодня наши знания о Древней Руси похожи на мифологию. Свободные люди, отважные князья и богатыри, молочные реки с кисельными берегами. Настоящая история менее поэтична, но от этого не менее интересна........... | Блог NATA-SHA

«Киевской Руси» не было

 Название «Киевская Русь» появилось в XIX веке в трудах Михаила Максимовича и других историков в память о главенстве Киева. Уже в самые первые века Руси государство представляло собой несколько обособленных княжеств, живших своей жизнью и вполне независимо. 

При номинальном подчинении земель Киеву Русь не была единой. Такая система была обычной для ранних феодальных государств Европы, где каждый феодал обладал правом собственности на земли и всех находящихся на них людей. 

«Из варяг» куда угодно

 

Путь «Из варяг в греки» по Днепру не был самостоятельной торговой артерией. Скорее это собирательное название сухопутных, речных и морских путей между Балтикой и Византией. Об этом говорит малое количество византийских монет и крупные клады арабских. На важном отрезке пути вообще не найдено кладов монет. Трудностями пути по Днепру были сложность волоков и порожистость (летом и осенью пороги были непроходимы).

 Хотя Днепр и играл важную роль, такие реки как Припять, Неман и Западная Двина ничуть не меньше служили связью с Европой и Скандинавией. 

 Таким же разветвленным был и путь «из немец в хозары». Стены древних храмов скрывали органы .В Киевской Руси можно было увидеть органы и не увидеть колоколов в храмах. Хотя в крупных соборах колокола существовали, в мелких церквях их часто заменяли плоские «била». После монгольских завоеваний органы были утрачены и забыты, а первые колокольные мастера пришли заново из Западной Европы. 

Об органах в древнерусскую эпоху пишет исследователь музыкальной культуры Татьяна Владышевская. На одной из фресок Софийского собора в Киеве «Скоморохи» изображена сцена с игрой на органе. Полочане – «родственники» поляков.

 Язык древнерусского населения считают восточнославянским. Однако археологи и лингвисты с этим не совсем согласны. Предки новгородских словен и части кривичей (полочане) прибыли отнюдь не с южных просторов от Карпат до правобережья Днепра, а с Запада. Исследователи видят западнославянский «след» в находках керамики и берестяных записях. К этой версии склоняется и крупный историк-исследователь Владимир Седов. 

Предметы быта и особенности обрядов схожи у ильменских и балтийских славян. Князья имели восточную внешность .Внешность киевских князей была не всегда подлинно «славянской» как это принято представлять. Все дело в тонкой киевской дипломатии, сопровождавшейся династическими браками, как с европейскими династиями, так и с кочевниками – аланами, ясами, половцами. Известны половецкие жены русских князей Святополка Изяславича и Всеволода Владимировича. 

На некоторых реконструкциях русские князья имеют монголоидные черты.

 Не по-русски, а по-псковски Новгородские и псковские говоры отличались от других наречий Древней Руси. В них были черты, присущие языкам полабов и поляков, и даже совсем архаичные, праславянские. Известные параллели: кьркы- «церковь», хѣде - «седой». Остальные говоры были весьма схожи между собой, хотя и не были таким единым языком ,как современный русский. Несмотря на различия, простые новгородцы и киевляне могли неплохо понимать друг друга: слова отражали общий для всех славян быт. 

«Ненародные» вече были нормой

 

,Вече не всегда были подлинно народными сходами, как красиво гласят летописи. Множество несвободных людей не обладали никакими правами. Часто вече собирало лишь самых влиятельных и богатых людей. В то же время любое многолюдное собрание свободных людей могло называться вече, вот только понятие «свободы» в IX-X вв. было еще довольно туманным: люди полностью зависели от феодалов. Поэтому даже вечевые площади вмещали только ограниченное количество «лучших» людей. 

Русины никогда не жили на Руси .

Судьба восточнославянского народа русинов сложилась очень странно. Русинами в старых договорах и летописях обычно называли жителей Руси. Но карпатский народ русин никогда живет куда западнее границ Руси, если можно было говорить о границах в ту далекую эпоху. По одной версии русинами прозвали этих людей из-за схожего с русскими наречиями языка венгры, румыны или поляки; по другой же название принесли мигрировавшие на запад тиверцы и уличи, побывав под властью Киева. 

«Белые пятна» на самом видном месте.

 

Мы почти ничего не знаем о первых Рюриковичах. События, описываемые в «Повести временных лет» уже на момент написания были легендарны, а свидетельства археологов и поздних летописей скудны и неоднозначны. Письменные договоры упоминают неких Хельга, Ингера, Сфендослава, но даты событий в разных источниках расходятся. Не очень ясна и роль в складывании русской государственности киевского "варяга" Аскольда . И это не говоря уже о вечных спорах вокруг личности Рюрика.

 «Столица» была пограничной крепостью.

Киев находился далеко не в центре русских земель, а был южной пограничной крепостью Руси, при этом размещаясь на самом севере современной Украины. Города южнее Киева и его окрестностей как правило служили центрами кочевых племен: торков, аланов, половцев, либо носили преимущественно оборонительное значение (например, Переяславль).

 Русь – государство работорговли 

Важной статьей богатства Древней Руси была работорговля. Торговали не только пленными чужеземцами, но и славянами. Последние пользовались большим спросом на восточных рынках. Арабские источники X-XI веков в красках описывают путь невольников из Руси в страны Халифата и Средиземноморье. Торговля рабами была выгодна князьям, крупные города на Волге и Днепре были центрами работорговли. Огромное количество людей на Руси были несвободны, за долги их могли продать в рабство иностранным купцам. Одними из главных работорговцев были евреи-радониты.

 В Киеве «наследили» хазары 

Во времена власти хазар (IX-X вв.) помимо тюрок-сборщиков дани в Киеве находилась большая диаспора евреев. Памятники той эпохи до сих пор отражены в «Киевском письме», содержащем переписку на иврите киевских евреев с другими еврейскими общинами. Рускопись хранится в Кембриджской библиотеке. Одни из трех главных киевских ворот назывались Жидовские. В одном из ранних византийских документов Киев называется Самбатас, что по одной из версий можно перевести с хазарского как «верхняя крепость».

 Киев – Третий Рим 

Древний Киев до монгольского ига занимал площадь около 300 га в период своего расцвета, счет церквей шел на сотни, впервые в истории Руси в нем была применена планировка кварталов, делавших улицы стройными. Городом восхищались европейцы, арабы, византийцы и называли соперником Константинополя. Однако от всего изобилия того времени не осталось почти ни одного строения, не считая Софийского собора, пары-тройки перестроенных церквей и воссозданных Золотых ворот. Первая белокаменная церковь (Десятинная), на которой киевляне спасались от набега монголов, была разрушена уже в XIII веке.

 Русские крепости старше Руси 

Одной из первых каменных крепостей Руси была каменно-земляная крепость в Ладоге (Любшанская, VII в.), основанная словенами. Стоявшая на другом берегу Волхова скандинавская крепость была еще деревянной. Построенная в эпоху Вещего Олега новая каменная крепость уже ничем не уступала аналогичным крепостям Европы. Именно она называлась в скандинавских сагах Альдегьюборг. Одной из первых твердынь на южной границе была крепость в Переяславле-Южном. Среди русских городов лишь единицы могли похвастаться каменным оборонительным зодчеством. Это Изборск (XI век), Псков (XII век) и позднее Копорье (XIII век). Киев в древнерусское время был почти полностью деревянным. Старейшей каменной крепостью был замок Андрея Боголюбского близ Владимира, хотя он знаменит больше своей декоративной частью. 

Кириллицу почти не использовали 

Глаголица, первая письменная азбука славян, не прижилась на Руси, хотя её знали и могли переводить. Глаголические буквы использовались лишь в некоторых документах. Именно она в первые века Руси связывалась с проповедником Кириллом и называлась «кириллицей». Глаголица часто использовалась в качестве тайнописи. Первой надписью на собственно кириллице оказалась странная надпись «гороухща» или «горушна» на глинянном сосуде из гнёздовского кургана. Надпись появилась незадолго до крещения киевлян. Происхождение и точное толкование этого слова до сих пор вызывает споры.

 Древнерусская вселенная 

Ладожское озеро называлось «озеро великое Нево» по реке Неве. Окончание "-о" встречалось часто (например: Онего, Неро, Волго). Балтийское море называлось Варяжским, Черное море – Русским, Каспийское – Хвалисским, Азовское – Сурожским, а Белое – Студёным. Эгейское море балканские славяне наоборот называли Белым (Бяло море). Великим Доном назывался не Дон, а его правый приток Северский Донец. Уральские горы в старину называли Большой Камень.

 Наследник Великой Моравии 

С упадком Великой Моравии, крупнейшей для своего времени славянской державы, начинается возвышение Киева и постепенная христианизация Руси. Так, летописные белые хорваты вышли из-под влияния терпящей крах Моравии, и попали под притяжение Руси. Их соседи, волыняне и бужане издавна участвовали в византийской торговле по Бугу, из-за чего во время походов Олега были известны как переводчики. Неизвестна роль моравских книжников, которых с распадом государства стали притеснять латиняне, однако самое большое количество переводов великоморавских христианских книг (около 39) находилось в Киевской Руси. 

Без алкоголя и сахара 

Алкоголизма ,как явления ,на Руси не было. Винный спирт пришел в страну уже после татаро-монгольского ига, даже пивоварение в классическом виде не сложилось. Крепость напитков обычно не была выше 1-2%. Пили мёд питный, а также хмельной или ставленый (слабоалкогольные), перевары, квасы. Простые люди в Древней Руси не ели масла, не знали пряностей вроде горчицы и лаврового листа, а также сахара. Варили репу, стол изобиловал кашами, блюдами из ягод и грибов. Вместо чая пили отвары из кипрея, который позднее станет известен как «копорский чай» или иван-чай. Кисели были несладкими и делались из злаков. Ели также много дичи: голубей, зайцев, оленей, вепрей. Традиционными молочными яствами были сметана и творог. 

 Две «Болгарии» на службе у Руси 

Эти два могущественнейших соседа Руси оказали на неё огромное влияние. После заката Моравии обе страны, возникшие на осколках Великой Болгарии, переживают расцвет. Первая страна попрощалась с "булгарским" прошлым, растворившись в славянском большинстве, перешла в православие и восприняла византийскую культуру. Вторая, вслед за арабским миром стала исламской, но сохранила булгарский язык в качестве государственного. В Болгарию переместился центр славянской книжности, на тот момент территория её расширилась настолько, что включала часть будущей Руси. Вариант староболгарского языка стал языком Церкви. Он использовался в многочисленных житиях и поучениях.

 Булгария в свою очередь стремилась навести порядок в торговле по Волге, пресекая атаки чужеземных бандитов и грабителей. Нормализация волжской торговли обеспечила княжеские владения изобилием восточных товаров. Болгария повлияла на Русь культурой и книжностью, а Булгария способствовала её богатству и процветанию. 

Забытые «мегаполисы» Руси 

Киев и Новгород были не единственными крупными городами Руси, не зря в Скандинавии её прозвали «Гардарикой» (страна городов). До возвышения Киева одним из самых крупных поселений во всей Восточной и Северной Европе было Гнёздово – город-предок Смоленска. Название условное, так как сам Смоленск находится в стороне. Но, возможно, мы знаем его имя по сагам – Сюрнес. Самыми населёнными также были Ладога, символически считающаяся «первой столицей», и Тимерёвское городище близ Ярославля, что был построен напротив пользующегося славой города-соседа. 

Русь крестили к XII веку 

Летописное крещение Руси в 988 году (а согласно данным некоторых историков в 990 году) затронуло лишь малую часть людей, в основном ограничившись киевлянами и населением самых крупных городов. Полоцк был крещен только в начале XI века, а в конце века - Ростов и Муром, где оставалось еще много финно-угров. Подтверждением того, что большáя часть простого населения оставалась язычниками, были регулярные восстания волхвов, поддерживаемые смердами (Суздальское в 1024 году, Ростовское и Новгородское в 1071). Двоеверие возникает позже, когда христианство становится истинно довлеющей религией. 

Тюрки тоже имели города на Руси

 

В Киевской Руси были и совсем "неславянские" города. Таким был Торческ, куда князь Владимир разрешил поселиться кочевникам торкам, а также Саков, Берендичев (назван по берендеям), Белая Вежа, где проживали хазары и аланы, Тмутаракань, населенная греками, армянами, хазарами и черкесами. Печенеги к XI-XII векам уже не были типично кочевым и языческим народом, часть из них крестилась и поселилась в городах союза «черных клобуков», подчиненного Руси. В старых городах на месте или в окрестностях Ростова, Мурома, Белоозера, Ярославля жили в основном финно-угры. В Муроме – мурома, в Ростове и близ Ярославля - меря, в Белоозере – весь, в Юрьеве – чудь. Названия многих важных городов нам неизвестны – в IX–X веках в них почти не было славян. «Русь», «Роксолания», «Гардарика» и не только Балты называли страну «Кревия» по соседним кривичам, в Европе прижилось латинское «Рутения», реже «Роксолания», скандинавские саги называли Русь «Гардарика» (страна городов), чудь и финны «Венемаа» или «Венайа» (от венедов), арабы называли основное население страны «Ас-Сакалиба» (славяне, склавины)

 Славяне вне границ 

Следы славян можно было отыскать и за пределами государства Рюриковичей. Многие города по средней Волге и в Крыму были многонациональны и заселены в том числе и славянами. До половецкого нашествия много славянских городков существовало на Дону. Известны славянские названия многих Византийских черноморских городов – Корчев, Корсунь, Сурож, Гуслиев. Это говорит о постоянном присутствии русских торговцев. Чудские города Эстландии (совр. Эстонии) – Колывань, Юрьев, Медвежья голова, Клин – с переменным успехом переходили в руки то славян, то германцев, то местных племен. По Западной Двине вперемежку с балтами селились кривичи. В зоне влияния русских торговцев был Невгин (Даугавпилс), в Латгалии – Режица и Очела. Летописи постоянно упоминают походы русских князей на Дунай и взятие местных городов. Так, например, галицкий князь Ярослав Осмомысл «запер дверь Дуная на ключ». И пираты, и кочевники Беглые люди различных волостей Руси составляли независимые объединения задолго до казачества. Были известны берладники, населявшие южные степи, главным городом которых были Берлады в Прикарпатье. Они часто нападали на русские города, но в это же время участвовали в совместных походах с русскими князьями. Летописи также знакомят нас с бродниками, смешанным населением непонятного происхождения, имевшим много общего с берладниками. Морскими пиратами от Руси были ушкуйники. Первоначально это были новгородцы, занимавшиеся набегами и торговым промыслом на Волге, Каме, в Булгарии и на Балтике. Ими предпринимались походы даже в Предуралье – на Югру. Позднее они отделились от Новгорода и даже обрели собственную столицу в городе Хлынов на Вятке. Возможно, именно ушкуйники вместе с карелами разорили древнюю столицу Швеции – Сигтуну в 1187 году. 

https://youtu.be/SmfAXVZHClo

Источник: Что вы не знали о Киевской Руси

© Русская Семерка russian7.ru

×

cont.ws

Водные пути земли русской

Водные пути

С самых отдаленных времен человек селился по берегам рек, где можно было ловить рыбу, строить на сваях жилище, которое лучше защищает от хищников, чем шалаш в глубине леса. Купаясь в реке, он нередко усаживался на дерево, плывущее по реке, вероятно вырванное с корнем в грозу, и обнаружил, что два дерева сцепившиеся ветвями устойчивее в воде, чем одно.

Так появилась мысль о создании плота. Никто точно не знает, когда человек спустил на воду первый плот или грубо выдолбленный древесный ствол. Но с этого времени человек приобрел средство для сравнительно легкого передвижения на большие расстояния.

Уже 2 тысячи лет до нашей эры вавилоняне плавали на плотах, поддерживаемых надутыми воздухом бурдюками, а в древнем Египте плавали на лодках из тростника.

Всего удивительнее то, что когда в середине 19 века известному исследователю древнего Вавилона, английскому полковнику Лэйярду понадобилось отправить вниз по реке Тигру купленных им для Европы быков, он вынужден был нанять для перевозки скота такие же первобытные суда, конструкции которых насчитывают десятки тысяч лет. Лэйярд описывает это так: «Шкуры взрослых овец и коз, содранные целиком, сушатся и приготовляются с оставлением одного отверстия, в которое воздух надувается ртом прямо из легких. После чего бурдюки подвязываются к плоту ивовыми прутьями».

Греческий историк Геродот описывая места, где ныне расположены южные районы Европейской части России, говорил: «Самым необыкновенным их признаком являются величественные и многочисленные реки».

Для торговцев река - готовая летняя и даже зимняя ледяная дорога, не грозила ни бурями, ни подводными камнями. Сама природа указывала древним славянам пути сообщения по морям, рекам и озерам.

Славянское слово «путь» является родственным греческому «понт», латинскому «понтус», свидетельствуя, что древнейшими путями сообщения славян - являлись водные пути.

Одним из древнейших водных путей был торговый путь, соединяющий Балтийское норе с Черным, который получил название «из варяг в греки». Возник он в конце 9 - начале 10 в., а настоящее развитие получил в 10 - начале 11 века.

Из Балтийского (Варяжского) моря по Неве шли в Ладожское озеро, затем по Волхову в Ильменское озеро, далее по Ловати на Днепр. По Днепру прямой путь в Черное море, западным побережьем которого доходили до Царьграда.

Древняя Русь располагала тремя северными водными путями:

  • Днепр - Западная Двина - Ловать - Ильмень - Нева. Путь от Днепра на Западную Двину шел из района Смоленска по реке Касиме.
  • Днепр - Западная Двина - Рижский залив.
  • Днепр – река Березина – Западная Двина - Рижский залив.

То есть киевские купцы, плывя по Днепру, могли из Киева попасть и в Великий Новгород, и в Прибалтику. А, спускаясь своим караваном вниз по Днепру, попадали в южные страны. Византийский историк Константин Багрянородный пишет, что путь русских в Царьград был мучительным, опасным и тяжелым. Отряды печенегов преследовали их по берегу и не теряли надежды овладеть ценным грузом. На Днепровских порогах купцы вытаскивали лодки на берег и тащили их волоком около 6 000 шагов, а груз несли на плечах. У острова Березань в Днепровском лимане купцы переоснащали суда для морского перехода.

В Киевском государстве знали несколько видов судов: речную ладью, набойную, морскую ладью, струг, челн. Слава русских морских походов была такой, что само Черное море тогда называлось Русским.

Другим водным путем на древней Руси был Волжский путь. Верховья Волги посредством волоковых путей (а, как известно, волок это часть суши между реками, текущими в разных направлениях, по которой перетаскивали, переволакивали судно) связывались с рекой Метой, которая доходила до Ильменя, то есть до пути «из варяг в греки». Кроме того, Волжский путь вел в Волжско-Камскую Болгарию и даже по Каспийскому морю в арабские страны. Волга было связана и с Днепром. Эта связь осуществлялась в нескольких местах. Во-первых, из верховьев Волги можно попасть в Ильмень и далее на юг в Днепр. Во-вторых, с Волги можно было переходить на Дон по так называемому Волго-Донскому волоку (в районе современного Волгограда).

Эти два наиболее заметных и важных водных маршрута действовали на Древней Руси.

К середине 12 века древнерусское государство распелось на княжества. Развитие местных интересов, вопросов торговли и самостоятельности каждого из этих княжеств, вызывает интерес к внутренним водным путям. Сложившиеся ранее водные пути дополнялись новыми, отвечавшими потребностям отдельных земель.

Выделяются пути Северо-Западной и Северо-Восточной Руси, сложившиеся на основе четырех водных систем:

  • Волхово-Ильменской,
  • Западно-Двинский,
  • Днепровской,
  • Волжской.

Волхово-Ильменская система начиналась в Новгороде. Отсюда через Волхов - Ладожское озеро - Неву был выход в Финский залив.

На запад водным путем выходили к Балтике через реку Великую - Псковское озеро - Чудское озеро – река Нарова.

На юг основной водной, магистралью была Ловать, с которой волоками шли в Западную Двину и Днепр. Наиболее известным был Касимовский волок. Пересечение нескольких водных магистралей из Вышнего Волочка позволяют совершать переходы в различные районы Северо-запада.

Доминирующее положение на водных путях, связывающих новгородские земли с Заволочьем и Залесским краем Владимиро-Суздальской земли, принадлежало Белоозеру. Здесь сходились пути: Невско-Волжский; Белоозерско-Онежский, Белоозерско-Сухонский. Особенностью этих водных путей была волоковая система перехода, существовавшая в районе Белоозера, которая получила название «Волок», а вся территория от него к востоку – «Заволочье».

Постепенно на волоковых путях образовывались поселения волочан, которые помогали перетаскиванию лодок. А во время Ярослава Мудрого вышел свод законов, по которому за неудачное перетаскивание лодки ответственность несет все поселение волочан. На волок судна волочане должны были поставлять определенное количество людей, лошадей, а также приносить с собой катки. Кроме этого, катки (бревна) возились и на самой лодке, чтобы не рубить каждый раз новые деревья. А к днищу лодки прибивались полозья для более удобного волока. Если к месту волока прибывали сразу два судна, заморское и из другого княжества Руси, то сначала переволакивали заморское.

Разветвленная речная система путей сложилась и в Северо-Восточной Руси - в Волго-Окском междуречье. Здесь основные пути шли по Волге, Оке, Клязьме. Две Нерли - Волжская и Клязьменская связывали Клязьму и Волгу через Суздальские и Переяславские земли.

Ока через Москву-реку - Рузу - Ламу - Шошу связывалась с Волжским верхом. О важности этого пути свидетельствует возникновение Волока на Ламе. Недаром Новгородские и Московские князья держали его у себя в совладении, чтобы не платить лишний раз мыт, плывя через другие княжества.

Великие водные пути, проходящие через территорию нескольких княжеств, потеряли свое значение из-за громадного количества мыта, собираемого каждым княжеством. Кстати, современный город Мытищи и Мытная улица в Москве до сих пор напоминают нам, что это были места, где взималась дань с проезжавших с товаром купцов.

Сборщики мыта разделялись на заставщиков по сбору сухого мыта и ладейщиков - по сбору водного мыту.

Водяное мыто соразмерялось с величиной груженых судов (с порожних, а с 14 века и с мелких груженых, мыто не бралось). Размер сбора определялся с доски днища или бортов судна.

А с 15 века различаются «посаженное» мыто - определяемое по длине судна, «грузовое» - с количества перевозимой клади; «носовое» или «привальное» - за остановку судна у берега. За уклонение от платежа взимался «отвод» в виде денежного штрафа. Кроме мыта бралась «головщина», сбор с людей, сопровождавших товар. Окончательно все внутренние таможни были отменены только при Елизавете Петровне в 1753 году.

Все это привело к тому, что на Руси в то время складывается вполне определенная система водных путей сообщения, способствующая экономическим, культурным связям отдельных ее территорий.

С середины 13 века монголо-татарское нашествие и установившееся затем иго привело к полнейшему нарушению экономического, политического, культурного развития Руси. В этот период произошло определенное нарушение ранее сложившихся путей сообщения. Это относилось, прежде всего, к Волжскому и Днепровскому путям. В целом Волжский, Донской, а также Южно-Днепровские пути оказались под контролем татар. Значение этих путей начинает подниматься только в 14веке., а Западно-Двинский путь в некоторой степени теряет значение, так как попадает под контроль Ливонского ордена.

В Х1У-Х1в. идет интенсивная централизация русских земель вокруг Москвы. К этому времени Москва принадлежит к числу крупнейших торговых центров Восточной Европы, европейские и азиатские костюмы причудливо перемешивались на ее улицах.

Основной водной магистралью, которая способствовала росту города, была река Москва. Под городом река достигала значительной ширины, а для древнего судоходства была доступна даже и выше, вплоть до впадения в нее реки Истры.

Но большие суда появившиеся в 17 веке в основном ходили только от Нижнего Новгорода, так как путь по Москве-реке и Оке изобиловал всевозможными мелями.

Важнейшими направлениями, куда выводила Москва-река, были Ока и Волга. Так, например, от Москвы до Коломны (место впадения Москвы-реки в Оку) проходили за 4-5 суток; а от Коломны до Дона доходили за 9 суток. Из Москвы до Волги добирались двумя водными путями: первый вел по Москве-реке - Оке, второй - по реке Клязьме.

Волжский путь связывал Москву с отдаленными странами Востока, давал возможность везти туда мех, кожу, мед, воск, а с востока привозить ткани и различные предметы обихода. Восточная торговля оказала большое влияние на русский торговый лексикон: вспомним слова «деньга», «алтын», «магарыч», «маклак».

Путь из Балтийского моря в Каспийское пролегал через город Владимир. Существовал водный путь из верховьев Волги в нижнюю Волгу через две Нерли - волжскую и клязьменскую, им во всю пользовались уже в 12I веке.

Нерль Волжская вытекает из озера Сомнино, связанного рекой Ваксой со знаменитым Плещеевым озером, в прошлом Нерль Волжская именовалась Большой Нерлью. Течет она по современной территории Ярославской и Тверской области. Другая Нерль Клязьменская - протекает по территории Ярославской, Ивановской и Владимирской областей. Встает вопрос, где же был волок из одной Нерли в другую. По предположению ученых волок существовал из Нерли Волжской от Плещеева озера около села. Княжево и в реку Моса, приток Нерли Клязьменской. Далее суда плыли в Клязьму, Оку и выходили вновь на Волгу под Нижним Новгородом.

Из Киева тоне существовала дорога на Владимир. От Киева плыли вверх по реке Десне, затем под Брянском был волок до верховьев реки Оки, откуда в Москву-реку - Яузу и волок до верховьев реки Клязьмы и оттуда во Владимир. Москва-река, близко подходя к Клязьме, давала возможность устроить волок длиной в 8-10 верст, который отделял озеро Лосиное в верховьях Яузы от селения Черкизово на Клязьме.

Бассейн реки Клязьмы раскинулся на четыре области - Московскую, Ивановскую, Владимирскую, Нижегородскую. Исток реки лежит в Солнечногорском районе Московской области.

Еще до открытия пароходства, Клязьма составляла часть важного торгового пути. По ней доставлялись грузы для села Мстеры, в слободу Холуй, в город Гороховец, для фабричного города Вязники. Сплавное судоходство велось в больших размерах. Из Мстеры, Вязников поставлялись в Нижний Новгород иконы, писчебумажные и льняные изделия. По Клязьме осуществлялось и взводное судоходство, то есть против течения. Суда тянулись при помощи лошадей.

Издавна было замечено, что Клязьма остается полноводной и в летнее время. Она оказалось пригодной даже для движения больших пароходов во все время навигации.

Инициатором пароходства на Клязьме был костромской помещик Катенин, у которого раньше пароходы совершали рейсы по реке Унже. Первым пароходом был «Посыльный», который ходил два раза в неделю от слободы Холуй до Нижнего Новгорода (200 верст).

В наши дни Клязьма судоходна лишь от города Покрова.

Давно воплотилась в жизнь мечта Петра I «сесть в лодку в Москве, а высадиться в Петербурге». Теперь из Москвы мы можем попасть в Балтийское, Белое, Каспийское, Азовское и Черное моря, используя Беломоро-Балтийский канал, связывающий Белое море через Мариинскую систему с бассейном Волги и Каспийские морем.

А Волго-Донской канал, строительство которого началось еще Петром I, но было отложено из-за недостатка денежных средств, соединив Волгу с Доном, дает возможность попадать с Волги в Черное море.

Сейчас Россия - великая речная держава и недаром Москву называют портом пяти морей.

901sovet.ru

Реки – древние дороги Руси, или Путь «из варягов в греки»

08.05.2015Реки – древние дороги Руси

Хороши ли в России пути? Очень. Только по ним надо уметь передвигаться. По преданиям, Рус – Бог речных порогов (до 1998 года). После, в том же словаре «Живого великорусского языка» Даля, его стали называть чудовищем Днепровских порогов. Почему Днепровских? Мало ли на Руси порожистых рек?

А потом, есть реки очень тихие, по которым идти – удовольствие. Не такое, конечно, как по рекам порожистым на плотах. Попробуйте передвигаться в тайге, болотистой и озёрной, не по рекам. Сразу поймёте, что автомобили здесь – лишняя обуза, а лодки – самая необходимая вещь. Поддержание этих дорог в порядке очень дёшево и выгодно. Главное, ничего не делать и беречь лес, особенно вдоль берегов.

А вот что, действительно, дорого всегда было на Руси, так это дороги.  Потому и назвали так: дорога – то, что дорого стоит. Да и для чего их строить, чтобы гостям из-за кордона приятнее было? Но ведь натура у них такая, попав в тайгу, начнут требовать, крекеры, чипсы, тосты, кофемашину и биде, на удивление белкам. А на русских смотрят, как на чудовищ. Мы, впрочем, не возражаем никогда. Не принято это у нас.

Только вот дороги строить, чтобы иностранцам легче было Русь завоёвывать – уж, извините.  Русские так строили свои корабли, что ходить они могли и по морям, и по рекам. Нас вода ведёт. Поэтому и в древности седой, и сейчас пути наши те же. Но историки и политики испытывают пристальный интерес лишь к одному из них. В средневековье он был известен как путь «из варяг в греки».

К пути «из варяг в арабы» того же времени гуманитарии равнодушны, не то, что «из варяг в греки». Знаменательный путь. Интересно, что, кто такие греки – в мире помнят, а кто такие варяги – решительно, забыли.  Вообще, у нас так варежки на Севере называют. В них теплее, чем в перчатках. Ни арабы, ни греки, понятно, варяг не носят. Но русы их могут снимать, одевать и делать. Начинался путь «из варяг в греки» в северной крепости русов.

На Севере у нас много крепостей, современных и древних.  Например, Старая Ладога, на Волхове, рядом с Ладожским озером. Не одну осаду шведских и союзнических войск западных доброжелателей выдержала крепость (первая была в 1164 году), но так и осталась непобеждённой. Манипулировали ей лишь путём договоров, по смутным политическим причинам. Время это в истории России так и называют – смутным.

Крепость воинской славы русских – Орешек, в истоке Невы. Внук Александра Невского, князь Юрий Данилович основал её в 1323 году. В Великую Отечественную войну 350 бойцов из гарнизона крепости 500 дней сдерживали фашистов, оберегая Дорогу Жизни, до самого снятия блокады Ленинграда. Перейти Неву враг так и не смог. В 1702 году Пётр Великий переименовал Орешек в Шлиссельбург или Шлюсенбург, народ откорректировал – Шлюшин.

Сердоболь на Севере Ладожского озера – теперь Сортавала, из уважения к финнам.  Крепость на Соловках – только предательство открыло туда путь нежеланным гостям. Выборг, построенный Гостомыслом, новгородским князем дорюриковых времён. Усть-Нарову в устье своенравной реки Норовы вспоминать не будем. Нарва теперь заграница. Зачем русским города? Такое впечатление, что им достаточно двух: город и Новгород.

У нас «Новгородов» сейчас три штуки: Великий, Нижний и Неаполь Скифский – Симферополь современный, из уважения к грекам. А, Старый город, знаете где? Не догадаетесь, в Ольденбурге, в Нижней Саксонии, из уважения к немцам.  В сохранившихся средневековых текстах, византийский император, Константин Багрянородный настаивает, однако, что крепость, с которой начинался путь русских к ним в Константинополь, называлась Невоград.

Есть у нас один красивый город на севере, который потомки между Петром и Лениным поделить не могут. Нева бы всех, может, примирила? Самое трудное на этом пути было пройти пороги. И кто поджидал там русских? Невероятно, их предок, Рус – Бог речных порогов, или чудовище днепровских порогов, если кому-то так любо. Загадочный народ.

Рейтинг статьи: 1678 просмотров

Автор: Ульяна Кор

geo-storm.ru

Русь - речные люди | Русские мы

16 сентября 2014 21

почему мы русские

1.Без  воды ни туды, ни сюды

 

По мнению некоторых историков, само святое для нас имя Русь мы получили в виде родового не от легендарного праотца восточных славян Руса, пришедшего якобы со дружиной, с жёнами и  чадами из Паннонии.  Не от придуманных немецкими учёными заморских варягов, не от  племени Полянского союза, сидевшего в долине речки Рось, что впадает в Днепр ниже Отца городов русских. Ларчик открывается просто: русь (как самоназвание множества людей) – это  жители речных берегов, страны рек.  Наши далёкие предки для текучей стихии, без которой невозможна сама жизнь, имели несколько названий.

 

Кроме «вода» (финны переняли «ва»)  существовал синоним с корнем «рос» или «рус». От него сохранились до наших дней слова  «русло» (ложе водного потока) и «русалка» - сказочная обитательница водных глубин. Да и сама речка Рось – это река Речка.  А как же варяги? – спросите вы. Варяги – это вряги, враги, коими были все на западе, кто не русь. Когда они сменили  боевой драккар на  грузовую купеческую ладью, с которой «капало» русам в каждом речном порту, то враги-варяги превратились в  отличных парней, своих в доску,  и также получили право на имя русь.

 

Таким образом русские – это люди рек! Их порождение. Недаром в народных песнях и сказаниях чаще слышим «реченька», чем «река». Текучие дороги – наши древнейшие, самые надёжные пути сообщения между соотечественниками. Не потому ли сухопутные дороги – наша изначальная отечественная беда? Вполне может быть. Русская земля обширна. Строить путь по суху – долго и накладно. Не лучше ли летом довериться речным струям, то доверяясь их воле, то двигаясь супротив, на вёслах, под ветрилом, при помощи бечевы? А зимой, когда реки станут, какое дорожное покрытие может быть глаже прочнее льда? Ответ очевиден.  Но здесь необходима оговорка: естественными дорогами реки могут быть только  на равнинах, где пороги и перекаты – редкость, где глубина потоков и плавность хода – не помеха судовождению. И здесь природа пошла нам навстречу!  Правда, не везде. Вспомним днепровские пороги и перекаты, то же - северных рек. Однако на то дана людям голова и руки, и смекалка.

 

 

2.Первый путь – главный путь

 

Начну с того пути сообщения Отечества, который предшествовал государству. Без него оно не могло бы состояться.  Вспомните из школьной программы, Русь изначальная возникла… на чём?.. Правильно, на пути из Варяг в Греки. На Пути!   Так и напишем – с большой буквы. Сначала появился Путь, потом на него как бы нанизались племенные земли, образовав государство. Это нить, без которой отдельные жемчужины – ещё не ожерелье.

 

Но каков был этот путь? В основном, водный, прерываемый волоками к досаде путников, отягощённых грузами. То здесь, то там к этому водному, в основном, пути примыкали с боков другие водные дороги с однонаправленным движением, вынуждавшим искать способы хождения против течения, а к тем  - иные, и так до тех пределов,  пока естественный путь не терял практического значения. На памяти прежде всего Днепр с его крупными притоками Припятью и Десной, Западная Двина, Ловать, оз.Ильмень,  Волхов-река, Ладожское озеро, наконец, Нева, выводящая в Финский залив. Также Буг, сокращающий путь в Европу. Если вы посмотрите на  карту  Киевской Руси, то увидите, что все без исключения города и веси молодой державы стоят на берегах водных потоков и водоёмов, отдельные – у волоков, с их  не простым техническим хозяйством. Ведь надо было кому-то обслуживать трудные участки древних путей и оборонять их от любителей поживиться за чужой счёт. Столицы же отдельных княжеств контролировали важнейшие узлы и участки водных дорог. Когда  подданные Великого князя Киевского расселились по Восточно-Европейской равнине, их политический центр естественно переместился туда, где сходились верховья крупнейших рек этой равнины, откуда  все державные украйны одинаково были доступны – на Окско-Волжское междуречье, на Валдай.

 

                                                                                                                                

3. Благодарственное слово русским рекам

 

Уже в начале образования державы Рюриковичей, когда Киев и Новгород Великий оказались в составе одного княжества, Русь предстала перед растерянной Европой самым большим по территории государством континента. На 1000 год от Р.Х. оно занимало площадь в 1.333.000 кв. км на  пространстве между Чёрным и Балтийским морями, Карпатами и верхней Волгой (даже «однодневная империя» Карла Великого  не достигала таких размеров). С тех пор восточнославянский мир только разрастался, не переставая оставаться Русью и в  период феодальной раздробленности, и во временном подчинении её различных частей чужим коронам. 

 

Вспомните из древней истории, на чём держался  расползшийся по трём континентам Старого Света  Pax Romana.  Гордые хозяева античного мира надёжно привязали завоёванные территории к Риму великолепными шоссейными дорогами с отличной инфраструктурой. Они позволяли легионам достичь крайних границ владений Вечного города за три-четыре  декады, а гонцам - в считанные дни. Русские таких дорог посуху не имели. И причина тому изначально не в «дураках», не в перманентной отсталости, а в том, что суровая, но щедрая природа одарила наших предков разветвлённой водной системой, которая и стала удовлетворительной дорожной сетью летом и зимой. Такие реки хвалёные римляне видели лишь на окраинах своих владений, до них надо было дотопать, сносив не одну пару солдатских котурнов.

 

Ни в Киеве, ни, впоследствии, в центрах удельных княжеств, ни во Владимире, что на Клязьме, ни в Москве не пришлось ломать головы, как держать под контролем отдалённые регионы. В какой бы угол ни забился изнурённый тяглом холоп, где бы ни укрылся любитель воли из служилых, водный путь (не этот, так другой) обязательно приведёт сборщика налогов к порогу курной избы или к воротам барской усадьбы. Не обидел Господь Русь и озёрами: Ладога, Онежское, Ильмень, Псковское и Чудское, Плещеево, Белое, Неро, Переяславское (последнее в своё время «родит» от Брантова утлого челна русский флот). Водными путями перемещалась подавляющая часть товаров для обмена и  купли-продажи, войска, которым надо было успеть перехватить вторгшихся врагов; переселенцы, путники, в одиночку и семьями,  хлеб, руды, лес, стройматериалы, скот, оброк (вначале сами князья объезжали, точнее, «обплывали» владения, верша полюдье). Реками же перемещались по Руси народные говоры, распространялись культура, ремёсла. С верховьев Волги начал своё знаменитое   хождение за три море  тверской купец Афанасий Никитин. Дружина Ермака вторглась в Сибирь, использовав Каму и её  притоки.

 

Как обеспечили единство Руси Днепровской и Руси Северо-Западной водные пути и волоки «из Варяг в Греки», так и Русь Заокская стала частью единой хозяйственно-политической системы, благодаря доступности бассейна Верхней Волги из долин Днепра и Западной Двины, также из рек и озёр Новгородской земли. Окиньте мысленным взором карту: на Волок Ламский «завязаны» Волга, Клязьма и Москва-река, а значит, Ока и Шексна; из последней вы попадаете волоком в оз. Кубенское, из него Сухоной-рекой – в Северную Двину, выводящую в Белое море.

 

Упомяну  вскользь, что  реченьки-матушки и в древности связывали нашу страну с соседями всех четырёх сторон света для мирного, обоюдополезного общения. И редко какой  незваный гость  приходил к нам рекой со злом.  Вспомнился мне только   ярл Биргер, сунувшийся было в Неву шведским флотом, где его встретил с дружиной юный князь Александр Ярославич. Чем кончился визит, известно.

 

Так что реки России – это наше всё. Возблагодарим Господа Бога за сей дар, а наших предков – за его умножение рукотворными водными путями, за бережливое отношение к воде-русе.  Недаром мы стали самой речной страной мира, владея 20% мировых запасов пресной воды.

 

maxpark.com

По Каким Рекам Проходили Торговые Пути В Древней Руси?

В древние времена в качестве торговых путей на Руси использовались практически все реки. [О Великих торговых путях поговорим чуть позже] Путешествуя на байдарках, я в этом убеждаюсь непосредственно. Древние лодки были не намного больше современных байдарок. Шел караван таких лодок. Где-то их переволакивали из одной речки в другую. В названиях многих населенных пунктов остались свидетельства того, что там был волок (Волоколамск, Вышний Волочек, Волок), или брали плату за провоз товара (Мыт, Мытищи), или смолили лодки (Смоленск). Приведу лишь малую часть таких примеров. Торжок (старое название Новый Торг говорит само за себя). Из Волги по Тверце торговые суда поднимались до Торжка. Там был перевалочный пункт. По весне лодки шли до истоков Тверцы, в районе Вышнего Волочка они переволакивались во Мсту, а оттуда через Волхов попадали в Великий Новгород. Лух - река и село. В селе Мыт брали пошлину, там пересекались водные и сухопутные торговые пути. Торопец - в этом старинном пограничном городе Новгородской республики соединялись "Волжский торговый путь" и "путь из Варяг в греки" (иногда это пересечение путей называют "путь из Варяг в Арабы"). В городе Андреаполь стоит памятный знак, что там по Западной Двине проходил торговый путь из варяг в греки. В районе Москвы были оживленные водные торговые пути. Суда по Яузе поднимались до Мытищ - далее волок в Клязьму и во Владимир и дальше в Волгу. По речке Сходне (в древности её называли Всходней) лодки поднимались вверх по течению, и там переволакивались в Клязьму в районе села Черкизово. По Рузе также шел оживленный торговый путь. Можно было из Московии минуя Тверское княжество попасть в Новгородскую республику. На Русском Севере тоже было немало торговых путей, которые вели в Белое и Балтийское моря.

Старейший торговый путь, который проходил через всю Русь - это путь из "варяг в греки" - проходил из Балтийского моря (раньше называлось Варяжкое) по Неве в Ладогу, далее по Волхову в Великий Новгород. Оттуда большими и малыми реками с волоками в Днепр или Западную Двину. По Днепру в Черное море и далее в Византию. Один из путей - из Ильменского озера вверх по Ловати, Кунье, Серёже. В районе деревни Волок - волоком в Торопу. По ней в Западную двину. Затем по речке Каспле вверх до озера Каспля. Оттуда в районе городища Гнёздово в Катынь и Днепр (в районе Смоленска). далее Другим крупнейшим торговым путем был Великий Волжский путь. По Волге можно было попасть в Каспийское море (старое название Хвалынское), оттуда в Персию, где проходил Великий шелковый караванный путь. Кстати северное его ответвление приходило в Казань (через места, где сейчас современные Челябинск и Оренбург). Также существовали волоки из Десны и Сейма в бассейн Оки. В любом случае, власти и всякие группировки во все времена стремились контролировать торговые пути, волоки, рынки. Одним из стратегических пунктов на пути из Московии к поморам было Белое Озеро, где возник Кирилло-Белозерский моностырь. Из Волги по Шексне можно подняться до Белого озера. Пути к поморам из Белого озера были такие: 1) река Ухтомка - озеро Волоцкое, волок в озеро Долгое, река Модлона - озеро Польшемское - реку Ухтомка - озеро Воже - река Свидь - озеро Лача - река Онега (там как раз стоит Каргополь). По Онеге в Белое море. 2) река Ковжа, волок до реки Вытегры, далее озеро Онежское - реки Водла и Черева, волок до озера Волоцкое, далее по рекам Волошев, Поча - озеро Кенозеро - река Кена - река Онега, и по ней в Белое море. 3) из Шексны по Славянке - Никольскому озеру, волоком в озеро Благовещенское - река Порозовица - озеро Кубенское - река Сухона - Северная Двину - Белое море.

otvet.expert


Смотрите также