Стоковые векторные изображения Развалины древнего города | Depositphotos®. Развалины древнего города
Стоковые векторные изображения Развалины древнего города
CamillaCasablanca
5000 x 5000
daisha.mail.ru
3961 x 4800
alliesinteract
6000 x 4499
alliesinteract
4502 x 6002
sergeypykhonin
5600 x 5600
ru.depositphotos.com
Руины древнего города
Одним из интересных памятников средневекового слоя являются маленькие дворы с тендирами и очагами, вымощенные плоскими камнями и большими кирпичами.
Опоры моста через реку Шамкирчай. Бетонные подпорки удерживают их от полного разрушения. Этот мост соединял древний Шамкир с противоположным берегом реки.
Стена цитадели, возведенная комбинированной кладкой, сохранилась довольно хорошо. Эта кладка представляет собой чередование рядов обожженного кирпича, речного булыжника и тесаного белого камня.
При раскопках найдены многочисленные свидетельства материальной культуры и ремёсел древнего Шамкира. Здесь преобладает керамика, которая в основном, изготовлялась на гончарном круге и отличается высоким качеством и изящностью формы.
При раскопках найдены многочисленные свидетельства материальной культуры и ремёсел древнего Шамкира. Здесь преобладает керамика, которая в основном, изготовлялась на гончарном круге и отличается высоким качеством и изящностью формы.
При раскопках найдены многочисленные свидетельства материальной культуры и ремёсел древнего Шамкира. Здесь преобладает керамика, которая в основном, изготовлялась на гончарном круге и отличается высоким качеством и изящностью формы.
При раскопках найдены многочисленные свидетельства материальной культуры и ремёсел древнего Шамкира. Здесь преобладает керамика, которая в основном, изготовлялась на гончарном круге и отличается высоким качеством и изящностью формы.
Одним из интересных памятников средневекового слоя являются маленькие дворы с тендирами и очагами, вымощенные плоскими камнями и большими кирпичами.
Руины древнего города. Так озаглавил археолог, доктор исторических наук Тарих Достиев материалы, подготовленные им для нашего журнала о работе Археологической экспедиции, организованной по совместному проекту Института Археологии и Этнографии НАНА, Министерства Культуры и Туризма Азербайджана и Общественной Организации Развития Регионов. Начиная с 2006 года и по сей день, ведутся широкомасштабные раскопки на территории одного из средневековых городов Азербайджана, который ещё в древности называли «страной ста городов».
Речь идёт о Шамкире, средневековом городище на левом берегу реки с одноимённым названием (Шамкирчай). Сегодня здесь можно увидеть лишь остатки цитадели и крепостных стен, некогда окружавших город и казавшихся, наверное, людям, населявшим его в то время, такими неприступными, такими незыблемыми, такими вечными.
Начнём с названия города. Исследователями указывается вариативность в написании названия города Шамкир в зависимости от того, в каких средневековых источниках он встречается. В тюркских – это «Шамкир», в арабских и фарсидских – «Шамкур», в грузинских – «Шанкори», в русских – «Шюнкюр» и т.д. Различны и истолкования этого топонима: «маяк Куры», «крепость Куры» и т.д. (заметим, что «Кура» на азербайджанском языке – это «Кюр»).
Вид развалин невольно направляет мысли к далёкой истории городища Шамкир, который, как утверждают историки, существовал ещё во времена арабских завоеваний. Историк IX века Ахмед аль-Белазури среди городов Азербайджана, завоеванных арабами во главе с полководцем Салманом ибн Рабиа аль-Бахили (652-653 гг.), называл и Шамкир. Арабы способствовали подъёму города, но в результате выступления санарийцев против них Шамкир был вновь разгромлен. Арабы восстановили город, а в 854 году арабский военачальник, хазар по происхождению Буга аль-Кебир освободил Шамкир.
Вот что писал об этом тот же аль-Белазури: Буга …восстановил его и переселил туда часть хазаров; они обратились с просьбой о покровительстве к нему, потому что они выразили желание принять ислам. Он также переселил купцов из Барды в Шамкир и переименовал город в Мутаваккиллиййе (в честь халифа Аббасидов, который правил в 847-861 гг.).
В дальнейшем город был переименован и получил своё прежнее название. Надо отметить, что и при арабах Шамкир играл важнейшую роль в социально-политической и экономической сфере. Не случайно Арранский монетный двор в этот период находился здесь. Во время раскопок были найдены многочисленные доказательства этому.
Как отмечает Тарих Достиев: Было найдено большое количество монет. Среди них самые ранние экземпляры относятся ко второй половине VII века. Преобладают монеты XII – начала XIII века, выпущенные Эльденизидами. Очень много полуфабрикатов медных монет этого периода, что свидетельствует об интенсивной работе монетного двора в городе Шамкир.
В XII веке Шамкир являлся одним из значительных городов азербайджанского государства Атабеков, и многие драматические события, связанные с этим государством, происходили непосредственно в Шамкире.
После того, как государство Атабеков прекратило своё существование, Шамкир перешёл под владычество Хорезмшаха Джелаледдина (1225-1231), как и другие азербайджанские земли. Но правление Джелаледдина, как известно, длилось недолго. Он был побеждён монголами, которые начали свои разрушительные походы на Азербайджан. В 1235 году монголами после долгого сопротивления, ожесточенного отпора была взята Гянджа, затем они напали на Шамкир.
Во время археологических работ, которые сегодня ведутся на этой территории, обнаружены останки погибших воинов и часть разрушенной крепостной стены, через которую вошли в город монголы.
Что же представлял собой город Шамкир ко времени монгольского нашествия, что выявлено в этом плане в результате археологических раскопок. Обратимся к материалам Т.Достиева: Подобно всем мусульманским городам, Шамкир имел трехчленную структуру. Он состоял из трех топографических частей: цитадели, шахристана (внутреннего города) и рабада (пригорода). Первые две части обычно имели оборонительные стены. Город с цитаделью был укреплен достаточно надежно. Трудно сказать, был ли окружен рабад стеной или нет. Цитадель города расположена в восточной части городища. Она в плане прямоугольная, вытянутая с юга на север и занимает площадь более одного гектара.
В результате археологических раскопок были изучены восточная, южная и северная стены. Был изучен также фундамент и цоколь, которые были монолитными, двухступенчатыми. Такая конструкция укрепляла стены, расширяла ее антисейсмические возможности.
Восточная стена цитадели была укреплена угловыми башнями, также прямоугольными контрфорсами и башней в центре стены. Заслуживает внимания угловая, северо-восточная башня, которая с востока имеет удлиненно-дугообразную, а с севера полукруглую форму. Замечательна и южная стена, в центре которой имеются две полукруглые, монолитные башни. К ней присоединяется стена и башня шахристана. Эта стена и башня параллельны стене цитадели и башни. Расстояние между стенами 4-4,3 м. Башня шахристана, присоединяясь к башне цитадели, создает замкнутое пространство, которое являлось своеобразной ловушкой для нападающих. На расстоянии 17 метров от северо-восточной башни были вскрыты остатки полукруглой, монолитной башни цитадели.
Стена цитадели, возведенная комбинированной кладкой, сохранилась довольно хорошо. Эта кладка представляет собой чередование рядов обожженного кирпича, речного булыжника и тесаного белого камня. Средневековые зодчие и строители обращали большое внимание на облицовку стены, применением комбинированной кладки создавая шедевр военного зодчества. Стены цитадели, судя по данным археологии, были сооружены в конце X – начале XI века и отремонтированы несколько раз. Восстановление разрушенных стен произошло довольно поздно и отличается грубостью и примитивностью.
Заслуживает внимания антисейсмическое устройство, примененное при строительстве этой крепости – наряду с увеличением толщины стены, в нее вставлялись деревянные антисейсмические пояса. В целом, археологические данные позволяют конкретизировать некоторые общие и особенные черты развития фортификации Аррана в средние века.
Интересные результаты, связанные с развитием городской жизни в Шамкире, получили археологи при раскопках внутри цитадели, на его восточной части, где работы велись на площади 1300 кв.м. Толщина культурного напластования здесь была более 6 метров. Были выделены два культурных слоя: нижний – средневековый и верхний, относящийся к XIX веку. В нижнем культурном слое был открыт целый ряд интересных памятников материальной культуры: фортификационные сооружения, остатки жилища, хозяйственные постройки, тендиры, очаги, хозяйственные и бытовые колодцы, остатки канализационной системы и т.д.
Т.Достиев отмечает: Одним из интересных памятников средневекового слоя является разветвленная канализационная система IX – X вв. Она была сооружена из обожженных кирпичей, покрыта плоскими камнями и крупными кирпичами. Не менее интересны маленькие дворы с тендирами и очагами, вымощенные плоскими камнями и большими кирпичами.
Жилые и хозяйственные постройки, вскрытые в культурном слое, возведены из речного камня и обожженных кирпичей квадратной формы, размером 22х22х5см, 23х23х5см, 23,5х23,5х5,5см. Встречаются также обожженные кирпичи довольно большого размера (45х45х6см, 45х45х7см). В строительстве широко применялась черепица, покрытая глазурью голубого и бирюзового цвета. Встречаются два её типа – плоские с бортиком (солены) и желобчатые (калиптеры).
В Шамкире успешно развивались ткачество, кузнечное дело, литейное, ювелирное, гончарное, стекольное и др. Предметами торговли служили как готовые ремесленные изделия, так и сырье. Важнейшими видами экспортного товара были шерстяные ткани, одежда, изящные керамические изделия, высококачественные ножи и т.д. В «Худуд аль-Алям», анонимном сочинении X века, написанном на персидском языке, сообщается, что шерстяные одежды, производимые в Шамкире, пользовались большим спросом на мировом рынке. Другой источник на персидском языке – «Аджаиб ад-Дунйа», составленный в начале XIII века, отмечает, что из Шамкира во все страны вывозились высококачественные ножи.
Анализируя найденные при раскопках многочисленные свидетельства материальной культуры и ремёсел древнего Шамкира, Т.Достиев пишет: Здесь преобладает керамика, которая в основном, изготовлялась на гончарном круге и отличается высоким качеством и изящностью формы. Эта керамика по назначению делится на следующие группы: тарная, кухонная, столовая, осветительная и специального назначения. Заслуживает внимания многочисленность красноокрашенной керамики, особенно кюпов с штампованным поясом, изображающим людей, животных, древо жизни и т.д.
Широкое распространение имела глазурованная керамика. Орнаментация простая, в основном состоит из кругов, кружочков и линий, часто оживленных зелеными и марганцевыми пятнами. Иногда встречаются образцы ранних полихромных глазурованных сосудов. Массовое производство полихромной глазурованной керамики относится к XII веку. Керамика с полихромной, зеленой, желтой и коричневой росписью и гравировкой под бесцветной поливой декорирована сложными геометрическими и растительными орнаментами, иногда изобразительными мотивами, чаще всего – пернатых. Был найден фрагмент блюда со сценой охоты. Фаянсовая посуда Шамкира тонкая и изящная. Черепок их белый, серый, розоватый. Встречаются образцы как неорнаментированные, так и декорированные гравировкой, тиснением и ажуром. Посуда покрыта глазурью голубого, синего, коричневого и молочного цвета. Найдена также люстровая привозная керамика.
Среди находок встречаются также орудия труда ремесленников. В этой связи заслуживает внимания наковальня ювелира. Оружия представлены кинжалами, наконечниками стрел. Выявлено значительно количество стеклянной посуды. Большой интерес представляют также фрагменты оконного стекла.
Период расцвета города Шамкир приходится на XI – XII века, когда город интенсивно развивается, перенимая опыт других средневековых городов Азербайджана. Так, Шамкир имел тесные отношения с Бардой («матерью Аррана»), отсюда и влияние на него Арранской архитектурной школы. Понятно, что это влияние не ограничивалось возвышением в Шамкире отдельных зданий, архитектурных сооружений, оно ярко проявлялось и в особенностях развития градостроительства в Шамкире.
Раскопки, которые сегодня ведутся, позволяют увидеть воочию остатки укреплений, фортификаций, общественных и культовых сооружений из кирпича, отдельные архитектурные детали на руинах жилых домов хозяйственных построек и мастерских ремесленников.
Как отмечает Т.Достиев: Здесь нужно в первую очередь упомянуть известный Шамкирский минарет, который является одним из шедевров Арранской архитектурной школы. Средневековый арабский ученый аль-Галгашенди называл его «очень высоким и выдающимся». Минарет поражает не только своими масштабами и грандиозностью, но и красотой кирпичной кладки. Вид и структура этого выдающегося памятника нам известны благодаря рисункам Г. Гагарина и Дебуа де Монпере, а также подробного описания Н. Флоровского: «Самый достопримечательный из всех тамошних памятников древности есть Шамхорский столб, воздвигнутый среди равнины, на левом берегу р. Шамхора… Основание колонны представляет кубическую фигуру и имеет семь аршин в поперечнике и шесть с четвертую высоту; на этом основании устроено другое подножие такой же фигуры, содержащее при шести аршинах ширины пять аршин в высоту. На нем возвышается круглая колонна, которая имеет в диаметре у основания пять, а вверху до четырех аршин, в высоту восемнадцать саженей, с основанием же до двадцати двух сажен. Верхняя часть ее обнесена четырехугольным карнизом, которого стороны заключают по 5 аршин; под карнизом заметна надпись, как полагают, на языке куфическом. Над этим карнизом устроена еще круглая колонна, высотой в шесть саженей, в верху уже разрушившийся; диаметр ее в основании не более одной сажени. Весь же столб имеет до 28 сажен высоты. В середине колонны находится спиральная лестница, состоящая из 124 больших, почти разрушенных ступенек, по которым подниматься весьма трудно…»
Русский путешественник Арсений Суханов (XVII в.), посетив Шамкир, когда он ещё лежал в руинах, был поражен великолепием уцелевшего минарета. Он описывает увиденное следующим образом: Пустой, велик был, кирпичной, а камень от почвы, а внутри другой был; у обоих испорчены стены, но токмо кричальница (имеется в виду минарет) и высоко гораздо и хорошо, целехонько кирпичная …
В 1970 году была найдена эпитафия этого памятника. М.Нематовой удалось прочесть надпись, исполненную куфическим почерком на арабском языке. Здесь было написано следующее: Во имя Аллаха. Эту сторожевую башню, построенную с могущества всевышнего Аллаха и с его повеления, под его полное покровительство, благочестивый шейх Афшин (или Акшин) со своей собственностью, зданий охраны. В 493 году», т.е. в 1099-1100 гг. Таким образом, удалось установить точную дату построения башни, которую раньше относили к XII-XIII векам.
После присоединения к России, с начала XIX века, Шамкир получает новое название – Шамхор. И только в 1991 году было восстановлено прежнее название города.
Значимым событием в истории Шамкира было размещение здесь части немецких переселенцев, которые основали немецкую колонию на территории нынешнего города Шамкир, назвав её Анненфельд. Затем были образованы и другие немецкие колонии. В годы Великой Отечественной войны немцы, пустившие здесь корни, были депортированы.
Ведущиеся в настоящее время на территории средневекового городища Шамкир раскопки позволяют археологам «откопать» бесценную информацию не только об одном из наших древних городов, но и об ушедших веках нашей истории, о культуре и градостроительстве Азербайджана средних веков. Городище постепенно открывает свои тайны, но ещё очень много неразгаданного хранится в его недрах. Учёные, археологи пытаются всё это раскрыть, чтобы не только мы сами, но и весь мир могли познакомиться с ещё одним великолепным памятником средневекового Азербайджана. Богатейшая история Шамкира, которая, как мы могли убедиться даже из столь беглого обзора, полна загадок и тайн, всё ещё не изучена в достаточной степени. Потенциально тема «Шамкир» – это непочатый край работы для учёных, исследователей самых разных областей и сфер научного познания.
www.yol.az
Развалины древних городов. Развалины Адана
Музеи Турции
Развалины древних городов в г. Адана
РАЗВАЛИНЫ ГОРОДА В УЕЗДЕ ТУФАНБЕЙЛИ
В развалинах древнего города, распологающегося на севере округа Туфанбейли, который находится в нескольких километрах от границ округа Кайсери, находятся произведения искусства хэттской, греческой и византийской эпох. В более или менее просматриваемой форме, до наших дней дошли, только произведения, относящиеся к римской эпохе.
Эта местность, именовавшаяся ''Кликия Команасы'', была вторым религиозным центром хатти.
Сюда, для выполнения религиозных обрядов приезжали короли хэттского государства. В таких святилищах, как это, в распоряжении верховного жреца находились более шести тысяч мужчин и женщин. Доход с земель, принадлежащих святой обители, тоже присваивался жрецом. Король и верховный жрец принадлежали, как правило, к одному и тому же роду, поэтому доходы верховного жреца в Кликии и Каппадокье занимали второе место, после доходов короля.
В развалинах города сохранились только римские произведения искусства, среди которых привлекает особое внимание ''Амфитеатр'' и в особенности театр под открытым небом. Театр, находящийся на севере квартала, на левом берегу реки, на склоне, как ни жаль, находится в разрушенном состоянии. Перед разрушительным действием времени устояли только высокая стена и подъёмы, напоминающие ступени. Под этими ''ступенями'', находятся помещения для содержания диких и дрессированных животных. Некоторые помещения всё ещё продолжают оставаться под землёй.
Есть ещё одно ценное произведение зодчества, оставленное византийцами - церковь.
Хотя колокольня сооружения развалилась под воздействием времени и природных условий, церковь, построенная их тёсаного камня, продолжает напоминать о своей эпохе. Среди частей сооружения, сохранившихся до наших дней, можно увидеть стену, высотой в пять метров, которая находилась в абсисной части церви.
Квартал, где стоит этот памятник старины, называется ''Килисе'' или "Церковный". Возле самого сооружения и во всей округе, в большом количестве находятся части с геометрическими рисунками, а на одной пластине видны мотивы креста.
Самым ценным экспонатом города, сохранившимся до нашего времени, является редкий шедевр под названием ''Алакапы''. (его местонахождение тоже называется этим именем). Это сооружение из мраморных пластинок, шести метров в длину и трёх в ширину, являлось дверью главной молельни. Хотя молельня сегодня превратилась в руины, на остатках, находящихся возле двери, продолжают просматриваться росписи на флористические мотивы. Каменные обломки центральной и боковой стены, всё ещё предоставляют нам сведения о прежних, внушительных размерах этого сооружения.
Местность, которая называлась римлянами ''Хирополис'', хранит останки и других сооружений, где всё ещё можно найти обломки настенных рельефов, надгробные записи, арки и столбы, и колонны с арками.
РАЗВАЛИНЫ ГОРОДА ВОЗЛЕ АНАВАРЗЫ
Развалины находятся в границах античной Кликии. В 28 километрах к югу от уезда Козан округа Адана, находится район, который римляне в своё время римляне называли Джаесарея и Аназарбуз. Маленькое селение, которое обосновалось на этом историческом месте, вокруг разрушенных стен города, именуется Дилеккая.
К сожалению, не существует никаких исторических источников, свидетельствующих об истории местности. но археологические свидетельства относят её ко времени до римской эпохи.
В 19 году д.н.э. император Август посетил эти места и только после этого, в исторической хронике появляются упоминания о ''Джаесарее'', которая находится рядом с Анаварзой.
В первые двести лет принадлежности Римской Империи местность никак не могла заявить о своём существовании, так её затмевала столица Кликии Тарсус. Тарсусу удалось продержаться до наших дней, но свои исторические памятники он в значительной степени потерял.
Во время ''тронной войны'' римского императора Септимия Севера с Песцением Нигером, местность, которая поддержала Севера, после того, как тот победил и в 94 г. воцарился на троне, была награждена императором и лучшие времена в её истории начались.
В 204-5гг. н.э. Кликия была центром Изаурии и Ликаонии. В 260 г.н.э. Анаварза, как и другие районы Кликии, была захвачена царём Сасанидов Шапуром. Анаварза также была захвачена и во времена правления императора Теодора Второго стала столицей созданной в 408 г.н.э. Силиции.
Эта местность, получившая серьёзные разрушения после землетрясения, произошедшего в 525 г.н.э. была восстановлена по приказу императора Юстиниана, после чего ей было дано новое название Юстинианополис. Но в 561 году нашей эры, эту местность потрясло еще одно землетрясение, вслед за которым последовала и эпидемия чумы.
В исламский период, Аназарбуз продолжал оставаться между арабами и византийцами, как нейтральная полоса и переходил то на одну, то на другую сторону.
В Анаварсе находится городская стена, длиной в 1500 метров, имеется четыре входа, дорога со столбами, бани и церковь. Всё это, к сожалению, сохранилось лишь в виде руин.
За городской стеной находятся театр и стадион, водоканализационные линии, наскальные могильники, дорога, проложенная через сердцевину метрополий, находящихся на западе, также сохранившиеся до наших дней мозаика плавательных бассейнов, где запечатлена богиня моря Тхетис, (специалисты относят мозаику к 3 в.н.э.), здесь также наличествует триумфальная арка с трёмя входами и воздвигнутая на небольшом бугре, посреди равнины и напоминающая остров, средневековая крепость, что в совокупности и составляет культурное наследие этой земли.
Севернее стадиона, приблизительно на расстоянии 50 метров, находятся скалы, которые образовывают расщелину. Считается, что этот проход обеспечивал переход от Аназарбуса к Флавионополису (Кадирли) и Ниегарополису-Кастабала, в период расцвета Рима и начале византийского влияния. Длина прохода 250 метров, ширина 4/15 метров. По обеим сторонам дороги возвышаются скалы в 50 метров высотой.
Из-за землетрясений, которые были в Анаварзе, эти замечательные произведения архитектуры и искусства дошли до наших дней лишь частично. На южной стороне межскальной расщелины имеются колонны с капителями из чёрного гранита, а на северной стороне, по сторонам когда-то были статуи, о чём свидетельствуют, имеющиеся здесь постаменты.
Амфитеатр для представлений с дикими животными полностью облицован тёсаным камнем.
Крепость представляет собой 3 части.
Первая представляет собой стену и казарму, в которую встроена церковь.
Вторую часть составляет сторожевая вышка, которая поставлена на скале, между двумя стенами.
В третьей части можно обнаружить, прижатые ко второй стене множество келий, склады и водохранилища.
ПОЗНАКОМИМСЯ С НИЕРАПОЛИС-КАСТАБАЛА
На севере реки ''Джейхан'', на небольшой равнине между Кесмебурун и Бахчекёй, как бы водружённая на небольшой скалистый выступ, находится средневековая крепость, именуемая ''Бодрум-Калеси''.
Крепость находится в 110 км. от Аданы и находится на дороге, ведущей к музеям под открытым небом, в пространстве Османие-Асланташ Баражы и Кратепе-Асланташ.
Остатки античной культуры всё ещё можно обнаружить вокруг крепости.
В 19 веке, после тщательных археологических исследований, было обнаружено учёными, название местности, зафиксированное древними историками, как ''Ниерополис_Кастабала.'' С того времени, учёные со свего мира проводили здесь исследования, в результате чего удалось установить многое из истории этого античного поселения.
Все остатки древней цивилизации, находящиеся в разрушенном городе Кастабала, относятся к периоду римского владычества.
С асфальтированной дороги, связывающей Кастабала с Каратепе, виднеется мощёная камнем дорога длиной в 300 метров, построенная в 200 году н.э. Эта дорога, проходя у скал, рядом с крепостью, спускается к равнине, где по-видимому находился основной населённый пункт. На возвышенности, прямо над равниной, находится природная терраса, на которой обнаружены обнаружены множество плит с надписями, а также части статуй. А ровное, раскинувшееся до самой долины открытое пространство было стадионом.
На ложбине, в передней части стадиона, виднеется театр. Недалеко от театра наблюдаются остатки от бань, относящихся к римскому периоду. Здесь имеются и две церкви, сооружённые, приблизительно в 5 или 6 году н.э. Одна из них находится рядом с дорогой со столбами и по установлению учёных, построен из строительного материала, который принадлежал архитектурным памятникам времени Римской Империи.
В окрестности находятся множество могил и скальных захоронений.
Вода для городища бралась из артезианского источника, что влизи деревни Карагедик, находящейся на восточном берегу реки Джейхан.
Учёные предполагают, что Кастабала являлась неким святым местом, исповедующей культ богини Перасии.
Этот архитектурный ансамбль на севере раскинулся на землях. где сейчас расположены Каратепе и Бахадыры, а на юге он простирался вдоль русла реки Джейхан (античное название реки Парьямос), которая извиваясь и разветвляясь на рукава, обеспечивала народу плодоролную и богатую почву.
Мы уже говорили о том,что городище Хьерополис-Кастабала являлось религиозным центром. Если верить Страбону из Амасьи, в Кастабале, в святилище Артемиды Перасии была жрица, которая во время религиозных обрядов совершала длинный ритуальный танец, по завершении которого впадала в некую агонию. А мужчины жрецы танцевали на горящих углях и при достижении наивысшей точки медитации, брали в руки факел и срывались с алтаря к реке Джейхан и через лес бежали к вершине.
Кроме того, во время расцвета эллинской и римской обществ, здесь организовывались состязания всего древнегреческого мира. Перед женской головой с головным убором готической формы на монетах города выбивались символы святой земли и Перасии-факел и ветка зелёной ели.
Богиня, о которой говорит Стабон – Артемида Перасия Кубаба.
Алтарь для религиозного культа в Кастабале гораздо старше, чем предполагалось раньше и сегодня абсолютно точно извествно, что богиня Кубаба являлась владычицей этой местности, где свято чтили её культ.
Кубаба эта та же Кубеле, которую мы знаем в Анадолу, как Богиня-мать. Кубаба - её древнее имя.
Это имя, в исторических источниках, впервые было зафиксировано в 1800 г.д.н.э. и совпадает с временем пребывания в этих местах ассирийских колоний. (архивы Кюльтепе и архив, находящейся в столице Богазкёй (историческое название Хаттушаш), документы, относящиеся к глубокой древности, к 1500-200д.н.э.).
После спада могущества империи хэттов (1200г.д.н.э.) Каргамыш стал столицей последних хэттов. Кубаба была их богиней и звалась ''Королевой Каргамыш''.
В те времена культ Кубабы распространялся быстро. В Домузтепе находятся барельефы на тему этого культа. Кубаба была принята и фригийцами, которые принесли её культ в Пессинус и Сард, где и сегодня можно обнаружить влияние этого культа.
Статуя богини, в 204 году до н.э. была перевезена в Рим и установлена в Палладиуме, переименована в Артемиду Перасию.
Предполагается, что в этих местах, в последний период Римской Империи, вырабатывалось оливковое масло, потому что на окраинах Каратепе и Дюзиги, на каждом шагу встречаются камненные прессы, применяемые в производстве этого вида масла. Может быть, оливковое масло производилось в Хьерополис-Кастабала и переправлялось через причалы Исоса.
В Хьерополис –Кастабале находятся уникальные монеты и клинописи, которые принадлежали римской, а также другим державам, существовавшим в этом регионе. Если предположить, что в те времена было множество независимых государственных образований, то утверждение о римской принадлежности этих находок остаётся под вопросом.
Эти независимые государственные образования в Кастабала, продолжали своё существование вплоть до 17 года д.н.э. Среди них оставили след только короли Таркондимотос Первый и Пхилопатер Второй. Эти короли чеканили деньги со своим именем. А как известно, независимость государства прямо пропорциональна наличию собственных денег и их покупательной способности.
Архив журналов
Рекомендуем ознакомится: http://www.zarubejye.com
worldunique.ru
На развалинах древних городов | Путешествия во времени
О мертвых городах было известно и раньше. Уже 15 крепостей и средневековых городов были занесены на археологическую карту. И все же новые работы привели к совершенно неожиданным результатам… Даже для археологов! Но прежде чем идти в таинственное путешествие по мертвым городам, заглянем в историю. В недалеком прошлом история человечества была таким же загадочным миром, как и космос. В ней было больше тайн, чем открытий, много гипотез и догадок, но мало доказанных истин. Изобретение телескопа приблизило к нам звезды, а наука археология проникла в толщу тысячелетий, чтобы найти первые пожелтевшие страницы истории человечества.
Как Нил для Египта, Сыр-Дарья — колыбель древней среднеазиатской цивилизации. И вот совсем недавно в горах Каратау были открыты следы древнейшего обитания человека. Находки стоянок и кремневых орудий, ручных рубил и остроконечников доказали, что уже 150—200 тысяч лет назад здесь обитали орды первобытных людей. А значит, территория Казахстана была одним из очагов становления и расселения первочеловека.
Позднее, когда человек научился добывать и обрабатывать металл, изготавливать орудия и оружие, он вышел из тесных ущелий гор Каратау и заселил бассейны крупных рек. Здесь и возникают первые земледельческие поселения.
Наша археологическая разведка ушла в долину Арыси, но охватила не всю ее, а небольшой участок в 35—40 километров как раз по среднему течению реки. И долина открыла тайны, которые хранила сотни лет… Здесь-то и были обнаружены руины 25 укрепленных поселений, городов и сторожевых башен. Возраст их очень преклонный: одним из них 800 лет, другим еще больше — 1200.
Остатки средневековых сельских поселений и городов высятся на расстоянии в 2—3 километра друг от друга, в низкой пойме реки. И это не удивительно. Здесь можно было подводить воду для орошения полей и подавать ее за стены города.
Наиболее крупные городища — это большие прямоугольные холмы. Городище со всех сторон окружено мощным земляным валом шириной до 100 метров и высотой в три человеческих роста. На валу сохранились остатки крупных строений, расположенных в два-три ряда вдоль насыпи.
Это был настоящий феодальный город, укрепленный для защиты высокими стенами с оборонительными башнями, сложенными из необожженного кирпича. Внутри стен под защитой грозных башен с бойницами для стрелков находились большие высокие жилые здания с куполами, с арками переходов и широкими лестничными пролетами, ведущими на крышу зданий и из одного помещения в другое. Эти строения скорее напоминают не просто жилые здания, а дворец какого-то богатого вельможи. Около стен города располагались торгово-ремесленные предместья, где жили гончары, кузнецы, ювелиры, торговый и простой люд. (А еще в некоторых старинных зданиях была отлично продуманная система вентиляции, так что летом всегда было прохладно, а зимой наоборот тепло, думаю, что даже современные вентиляционные фирмы (например, эти) могли бы позаимствовать опыт древних строителей).
Около городов находились сторожевые башни или крепости. Интересна техника строительства сторожевых башен. Ныне это холмы высотой до 25 метров. При сооружении их сначала возводилась высокая насыпная платформа, на которой выкладывался из сырцового кирпича монолитный цоколь. Только после этого строилась дозорная сигнальная башня. Все это сооружение высоко поднималось над окружающей местностью, что позволяло дозорным сидеть все вокруг.
Стремителен был набег вражеской конницы, но еще быстрее срабатывала система сигнализации. Клубы густого дыма днем или яркие костры ночью извещали жителей городов об опасности.
Около тысячи лет прошло с тех пор, когда в городах бассейна Арыси кипела жизнь. Знатные люди и владетели-феодалы жили в цитадели, под защитой высоких крепостных стен. Остальной городской люд, ремесленники и торговцы селились вокруг стен цитадели, образовывая кварталы кузнецов, гончаров, ювелиров и оружейников. Продукцию этих мастеров — глиняную посуду, украшенную красивым орнаментом и блестящей разноцветной поливой, хумы — огромные сосуды для хранения зерна, медные монеты, фрагменты железных изделий — и сейчас можно в большом количестве собрать на развалинах мертвых городов.
Находки доказывают, что наивысшего расцвета городская цивилизация достигла в IX—XII веках. А век спустя Чингис-хан разрушил и опустошил города Арыси, и с тех пор на места прежних городищ указывают лишь высокие, ныне безмолвные холмы, раскрывающие свои тайны только археологам.
Автор: К. Акишев.
travel-in-time.org
развалины древнего города
Результаты поиска по запросу развалины древнего города: найдено 1000 страница.
Развалины древнего города
... полной неожиданностью обнаружить в самом центре страны, на плоскогорье, расположенном в 25 милях к югу от города Мехико, развалины древнего города, обитатели которого строили дома и поклонялись каменным идолам, чей вид несет характерные черты ольмекского стиля. [ ... Центральной Америки. Верования, мифы, мировосприятие ольмеков были унаследованы в той или иной степени империями древних майя и ацтеков. До сих пор остаются загадкой причины исчезновения этой цивилизации, оставившей многочисленные ...
https://www.sunhome.ru/journal/14528
Древний город майя выкупили у частного землевладельца
... с частным землевладельцем, в результате которой властям переходят 83 гектара земли, на которых расположен древний город майя Чичен-Ица. Переговоры между губернатором Ивонн Ортегой Пачеко (Ivonne Ortega Pacheco) и землевладельцем ... майя, называемыми сакбе. Город был основан в VII веке, в X веке его захватили тольтеки. В XII веке город был разгромлен войсками правителя Хунак Кееля, опустел и превратился в развалины. В Чичен-Ице археологами было обнаружено множество древних построек майя и тольтеков ...
https://www.sunhome.ru/journal/125171
Древние города и Библейская археология
В монографии на современном уровне и в увлекательной форме изложены великие археологические открытия, подтверждающие верность Библии. Собран и систематизирован большой материал по истории Древнего Востока и доколумбовой Америки, с привлечением редких и малоизвестных фактов. Издание адресовано широкому кругу читателей.
Снились какие-то маги и волшебники... Города с тысячелетней историей... Древние.. Одноклассник влюбленный в меня)... Я постоянно хотела в туалет.. Древний фонтан в котором была неподвижная вода.... И женщина двигала ее взмахом руки по часовой стрелке... Кстати... Я потом сама стала двигать эту воду... Как так ...
... раскопки на территории столицы народа чжурчженей - Кайюань, установили, что город пал после штурма иноземных захватчиков, сообщила РИА Новости в понедельник руководитель отдела средневековой археологии Института истории, археологии и этнографии Дальневосточного отделения РАН Надежда Артемьева. [preview] Чжурчжени - древний народ, который жил на территории современного Приморья в X-XIII века ...
https://www.sunhome.ru/journal/129204
Древний город Ашхабад
... в Ашхабаде пришли к выводу, что эта местность была непрерывно обитаема с VI тысячелетия до нашей эры. Это делает Ашхабад одним из древнейших непрерывно обитаемых мест в мире. Все ранее известные столь древние поселения - Дамаск, Иерихон, Библ, Сидон - находятся на Ближнем Востоке. По словам руководителя раскопок Овеза Гундогдыева, на Акдепе найдена керамика ...
https://www.sunhome.ru/journal/126977
Древний город в Перу
... Чумбе. Комплекс Atumpucro был найден на труднодоступном участке гор, на левом берегу реки Уткубамба (Utcubamba) в провинции Луя департамента Амасонас рядом с городом Сан-Хуан-де-Лопеканча (San Juan de Lopecancha). [preview] Он занимает площадь более двух гектаров и состоит из 150 круглых зданий и ... маршрут с Куэлап, Гран-Вилайя и другими археологическими памятниками в долине Уткубамбы. Добраться до Atumpucro можно пешком за 40 минут из города Чачапойяс, дорога на машине займет около двух часов.
https://www.sunhome.ru/journal/130066
Древние города обнаружены
В выпуске журнала "Сайенс" ("Наука") за 19 сентября 2003 года археологи из Флоридского университета и их коллеги сообщили, что обнаружили остатки доколумбовой системы дорог, которая связывает сетью большие поселения в центральной Бразилии, в районе верхнего течения реки Хингу, южного притока Амазонки. Исследователи нашли следы широких, окаймлённых бордюрами дорог, площадей и ухоженных парков, которые свидетельствуют, что жившие здесь люди значительно изменяли место своего обитания. Эти предки ...
https://www.sunhome.ru/journal/120329
www.sunhome.ru
Дзурдзукские ворота или развалины древнего города — «Ингушетия» — интернет-газета
Обратил внимание на эти архитектурные строения, в трёх километрах выше горного селения Даттых, бывший в те годы глава этого сельского поселения краевед Байали Хайров. Он и привёл в эти места Муссу Аушева, тоже краеведа, который серьёзно интересовался историей нашего народа. Чуть позже сюда была направлена правительственная комиссия, в числе которой были известный историк Тамерлан Муталиев и археолог Джабраил Чахкиев.
— Этот башенный комплекс, о котором идёт речь, находится в ущелье Эги-чож, название которого произошло от месторождения камня-песчаника в этих местах — точильного камня («эг» — так оно звучит на ингушском языке), который использовали для изготовления точильных брусков и круга.
Само название «Дзурдзукские ворота» (есть и другое чтение — «Дурдзукские») скорее символическое. Дело в том, что были ворота под таким названием, это мы знаем из средневековых письменных источников. Но скорее это обобщённое понятие. Древние авторы, начиная с античных времён, упоминали о Великой Кавказской стене. Но, как таковой, сплошной стены не было. Здесь имелось в виду, что предгорье Северного Кавказа замыкалось цепью из созданных человеческими руками охранных объектов, или, скажем, крепостей, которые перекрывали ущелья, с чередой естественных рельефных преград, сотворённых самой природой, включая обрывы, отвесные скалы, горные реки и тому подобное. Вот таким образом от моря до моря замыкались пределы Северного Кавказа.
Это и есть фортификационная стена, единый комплекс укреплений, которая, начиная от Каспия, доходит до самого побережья Черного моря. Что касается датировки постройки. Дать определённую датировку затруднительно, хотя башни строились и за много сотен лет до н. э. Предположительно, ущелья на Кавказе были перекрыты сетью укреплений, начиная с периода заселения этого края. Ущелья были перекрыты ещё в VIII веке до н. э., но сохранились ли они? Это уже другой вопрос. Укрепления такого типа могли перестраивать, достраивать в разные периоды исторических эпох.
Правительственная комиссия 90-х годов дала этому замково-башенному комплексу ориентировочно датировку — 14-16 века. Но для определения времени строения нужны, конечно же, серьёзные научные исследования.
— В 90-х годах я был в составе правительственной комиссии, — говорит краевед Мусса Аушев, — тогда мы не были достаточно исторически подкованы, в силу того, что в годы советской власти древней истории ингушского народа не уделялось никакого внимания, впрочем, равно, как и сегодня. И мы не смогли дать должной оценки этому памятнику. Это оборонительная стена — «Дзурдзукские ворота», которые были упомянуты в трудах арабского историка и путешественника Аль Масуди как Баб Аль-Куна, и у историка Грузии Леонтия Мровели — как город «Ворота Дурдзуков».
Напомним, что Мусса Аушев в последние годы стал серьёзно изучать развалины древней крепостной стены. Свои исследования он описал подробно в книге «По следам тысячелетий и легенд». Это каменная заградительная стена, пишет он, высотой до двенадцати метров и шириной в один метр, которая тянется поперек всего ущелья от хребта до хребта, имея посередине у русла реки каменную арку ворот. Предположительно, это стены бывших казарм для проживания воинов, охранявших этот рубеж от вторжения в горы орд степных варваров. Там в древности, кроме воинов, охранявших этот рубеж, никто не жил. На протяжении всей стены через каждые 40 метров высятся башни.
— Таких башен я насчитал порядка 15, — говорит Мусса, — из которых около 10-12 сохранились относительно неплохо, другие же были уже разрушены до основания. Они внешне похожи на известные нам боевые башни «в1ов», но не такие. Во-первых, у них на первом этаже широкий защитный проём, по краям которого сделаны защитные бровки, кладки стен для двух охранников, а сверху самого проёма — имеется место для третьего охранника. Этого нет и не может быть в боевой башне «в1ов».
Во-вторых, бойницы башен сделаны так, что через них не пролезет нападающий, или щели в стенах, через которые можно метать стрелы на врагов.
В-третьих, и это самое главное отличие — пристенные башни древней стены не имеют каменных сводов над каждым этажом. Они внутри полые, как трубы, что объясняется просто: этажи делались деревянными перекрытиями, которые истлели со временем.
Наконец, четвертое отличие — безрастворная кладка. Это когда устойчивость положенного камня достигается подбитием каменного клина. Подобных строений в наших горах много. Это ответ и на вопрос, который интересует наверняка многих, что нашим средневековым башням должна была предшествовать архитектурная культура, должен был быть некий опыт, накопленный поколениями в течение многих веков. Потом только появились известные нам башни.
Эпоху появления боевых башен исследователь относит ко времени нашествия Тимура Хромого, то есть к концу 14 века, а прекращение их строительства связывает с походом генерала Абхазова в наши горы (Арамхинское ущелье) в 1830 году, когда подкопом под стены и пороховым зарядом удалось взорвать боевую башню «в1ов». Подобная архитектура имеет место в наших горах, отмечает он, развалины таких замков неплохо сохранились и на отрогах Цей-лоама, выше современного Эгикала.
«Что касается наших полых пристенных башен в развалинах доисторического города, — пишет Мусса Аушев в своей работе, указанной выше, — то после поиска ответа на вопрос, что это за город, оказалось: у арабского историка и путешественника Аль Масуди это — Баб Аль Куна (наш Оалкам, населенный пункт у выхода реки Ассы из гор).
У грузинского историка Леонтия Мровели — это город «Ворота Дурдзуков». Так тогда нас называли грузины. Дурдзук, по материалам того же автора — вайнахский царь, правивший страной в третьем веке до новой эры. В том же III веке до новой эры было нашествие хазар на наше предгорье. Однако Дурдзук, призвав на помощь всех закавказских царей, выгнал врагов из своих земель и построил города-крепости на ней, тем самым закрывая горы на замок. Вот, оказывается, с чем мы имеем дело, когда видим развалины доисторического города Ворота Дурдзуков, или Баб Аль Куна».
Мусса Аушев прилагает к работе большой объём фотоматериалов из архива Тимура Агирова. В то же время краевед отмечает, что проведённая им работа лишь азбука к началу глубоких научных исследований, к которым он практически призывает научное сообщество.
Своё мнение по поводу этого памятника высказал и историк Исса Алмазов.
— Уникальность этих ворот в масштабности и сохранности памятника, — говорит он, — объясняется труднодоступностью к этим местам. Но самое главное — в их исторической значимости для нашего народа. Это бесценный памятник раннего средневековья, потому что по хроникам арабских летописцев череда вот таких ворот упоминается в летописях V-VI вв. новой эры. Название «Дзурдзукские» в принципе не противоречит логике. Это одно из древнейших названий нашего народа грузинского происхождения. Сам термин не помешает его научному исследованию. Дело в том, что в арабских хрониках эти ворота упоминаются с датировкой V веком новой эры. Эти ворота не единственные в своём роде. Подобные оборонительные сооружения тянутся цепью от Каспия до Чёрного моря, вдоль всего Кавказского хребта. Но примечательно, что Мусса Аушев акцентировал внимание учёных и обозначил эту тему.
— Существование охранных крепостных стен в древней истории ингушей факт неопровержимый, — считает и этнограф Султан Мерешков. — Известно, что наши предки брали таможенные пошлины. А если обратиться к фольклорному материалу, то существует такая легенда: «Женщина-вдова говорит своим детям: «Ложитесь спать, дети, пораньше. Я слышала, сегодня в ночь в охрану г1атат (крепость) заступает Арыч-Ярыч, я бы хоть выспалась спокойно». И там же в этой легенде сам Арыч-Ярыч говорит: «Я думал, что ночь сегодня будет спокойной, и я смогу хоть немного поспать, но не получилось вздремнуть даже на секундочку». То есть из легенды можно сделать вывод, что охранные войска несли службу, и вероятность нападения врага была очевидна. Также тот факт, что обнаруженная охранная крепостная стена находится в узком перешейке ущелья, тоже находит свой отголосок в рассказах наших стариков. Я слышал, как старики наши говорили, что именно в таком месте располагалась охранная крепость — «Г1ап», что подразумевает под собой сеть оборонительных сооружений. Что само это слово из военной терминологии, имеет подтверждение и в том, что ингуши называли «гIап» широкий кожаный пояс с ячейками для патронов, которым опоясывались мужчины или носили его через плечо. Что касается исторического периода, когда была возведена эта стена, то говорить без ссылки на научные исследования, я не могу.
— Нет сомнения в истинности существования охранной стены, — говорит и историк Нурадин Кодзоев. — Мусса Аушев предоставил нам огромный краеведческий материал. Никто другой не знает и не сможет рассказать более и показать эти места, чем он. У этой крепостной стены не было конкретно своего названия, и нет надобности привязывать её именно к этому названию. Мусса назвал их «Дзурдзукские ворота». В принципе всё логично. Дзурдзукетия была государством, включающим в себя всю горную Ингушетию. Они могут быть названы «дзурдзукскими», имея в виду принадлежность к ингушскому народу. Но сам памятник требует научного подхода.
Свою версию относительно этого комплекса имеет и археолог Умалат Гадиев.
— По работам экспедиций советских времён, это позднесредневековая заградительная стена, — говорит он, — их в горной Ингушетии было много, практически в каждом ущелье. Это не есть сенсация, а обычное явление для горной архитектуры Кавказа. Но в силу своей сохранности она, безусловно, заслуживает внимания и требует к себе более глубокого научного подхода. Тут нужно определиться с названием и датировкой. Понятно, что в средневековых письменных источниках есть упоминания о дзурдзуках и Дзурдзудских воротах. Но они конкретно не локализуют их. Потому, напрямую связывать её с «Дзурдзукскими воротами», которые упоминаются в древних источниках, думается научно некорректно. Хотя она может выступать в виде рабочей версии, но, тем не менее, слабо аргументированной. Эти вопросы требуют осторожности и взвешенности. Необходим тщательный просмотр всех источников, отчётов советских археологов, которые там работали, провести соответствующее исследование, в том числе и по радиоуглеродным анализам.
— Это наша Пальмира, памятник мирового значения, и он у нас тут под боком, — говорит директор Государственного краеведческого музея Магомед Сагов, — и только Мусса Аушев стал настойчиво поднимать этот факт из руин, призывая обратить на это внимание учёных и всю общественность. Ещё три-четыре года назад он передал нашему музею выставку по своим полевым материалам, и мы в свою очередь показываем её нашим посетителям. Ну, сейчас вроде бы всполошилась и наука, и общественность. Думается, что у нас получится провести в этом направлении комплексное исследование и донести эту редчайшую ценность до всего мира.
Пишите о том, о чем вы до сих пор молчали, ищите то, что вы не искали и не думали искать, и ваша жизнь станет интересней для вас и полезной для народа.
О том, что замково-башенный комплекс в ущелье Эги-чож не оставался вовсе вне ведения учёных и исследователей, говорит в свою очередь этнограф Зейнеп Дзарахова.
— К нему впервые обратились исследователи в конце ХVIII века, в том числе члены Российской академии наук И. Гюльденштедт (в 1770-1773 гг.), позже Ю. Клапрот (в 1807-1808 гг.). В 1891 году и в начале ХХ века они вновь привлекли внимание исследователей, в том числе М. А. Иванова, Л. П. Семенова (проводил разведочные работы в районе Верхнего Даттыха и Верхнего Алкуна). Цеча-ахкинское башенное поселение, которое располагается выше по ущелью, и склеповый могильник в этом районе исследовал в конце 60-х годов С. Умаров, а вблизи селения Мержой в 1970-1973 гг. изучал надмогильные памятники археолог М. Мужухоев. Сведения, оставленные ими, сводились к краткому описанию памятников, их ярко выраженных архитектурных особенностей.
В 70-х годах ХХ века более обстоятельные обследования были проведены археологом Р. Даутовой, которая в своей статье «Башенные комплексы урочища Эги-чож» назвала эти развалины «Древним поселением». Она схематически показала расположения поселения Эги-чож, дала схему сторожевого комплекса правобережной части эгичожского поселения, фотографии арочных ворот сторожевого комплекса, а также описание других башенных комплексов и строений. Здесь же исследователь обозначила и то, что памятник имеет непосредственное отношение к охранному строению.
«Эгичожские башенные постройки расположены в самом узком месте ущелья на гребнях скалистых ответвлений горных хребтов по обе стороны Фартанги, — пишет она. — Выбор именно этого места, по-видимому, был не случайным, поскольку позволял полностью перекрывать проход по ущелью».
Однако памятник требует к себе более тщательного научного подхода в исследовании. Мусса Аушев проделал колоссальную работу, собрал огромный полеводческий материал, тем самым призывая нас к сохранению и исследованию нашего древнего богатого наследия.
— Дзурдзудским воротам нет цены, — говорит Мусса Аушев. Это эксклюзивные ценности нашей древней истории. Наш край был укрепленным и неприступным для врагов. В районе наших предгорий находятся древнейшие городища, вернее целая система городищ-крепостей, просуществовавших со времен неолита и до нашествия монголов.
gazetaingush.ru
Пайкенд - развалины древнего согдийского города,
Пайкенд — развалины древнего согдийского города
В 55 км к юго-западу от Бухары, на территории Каракульского района Бухарской области, расположен один из наиболее интересных памятников Бухарского оазиса – развалины древнего согдийского города Пайкенда.
Городище представляет собой в плане вытянутый по направлению запад-восток пятиугольник. Окруженное со всех сторон валом крепостных стен и к настоящему времени полузасыпанное песком, оно состоит из кухендиза (цитадели) и двух шахристанов (собственно городских частей). Подквадратная в плане цитадель имеет площадь около 1 га, высоту 20 м, расположена в северо-восточном углу прямоугольного в плане шахристана I. Площадь его достигает 11 га, а высота 6-7 м. Шахристан II примерно той же высоты, площадь его 6 га; возник он в результате расширения города на запад. В плане шахристан II является прямоугольной трапецией: западная и восточная линии стен являются соответственно верхним и нижнем ее основаниями, а северо-западная линия – наклонной боковой гранью. В стене шахристана II в более или менее удовлетворительном состоянии сохранилось 8 башен со следами достроек. За пределами крепостных стен на восточной, южной и западной сторонах располагались рабаты (постоялые дворы), развалины которых ныне сливаются с рельефом местности. На этой же территории в период раннего средневековья находился некрополь города, о чем свидетельствуют многочисленные находки обломков оссуариев и остатки захоронений в крупных сосудах. В период развитого средневековья отдельные участки, примыкающие к городищу с востока, были заняты рабадом (ремесленным пригородом). Здесь часто отмечаются остатки керамических печей и их отвалов. С северо-восточной и северо-западной сторон к городищу прилегают значительные ровные земельные площади, ныне занятые под сады, бахчи, виноградники. Отсюда, судя по находкам на данной территории большого количества керамических труб-кубуров, начиналась сеть водоподводящих линий, снабжавшая водой город и орошавшая его сельскую округу.
В древности Пайкенд был одним из важных центров политической и экономической жизни Бухарского оазиса. Сведения о нем сохранились у различных арабо — и персоязычных географов. История Пайкенда излагается в «Истории Бухары» Мухаммада Наршахи. Отдельные сведения о городе имеются и в китайских хрониках. Эта информация широко использовалась в трудах В.В.Бартольда, И.Маркварта, В.Томашека.
Но даже вся совокупность письменных источников не позволяет составить достаточно полное представление об основных этапах жизни этого самого западного города Согда. Этим объясняется большой интерес к археологическому исследованию Пайкенда, которое началось еще в конце XIX в.
По указанию В.В.Бартольда правление Туркестанского кружка любителей археологии с 1896 года собирало сведения об этом городе.
Первое подробное исследование городища было осуществлено секретарем Туркестанского кружка любителей археологии востоковедом Л.А.Зиминым. В 1913 и 1914 гг. им была осуществлена глазомерная съемка плана городища, описаны остатки городских стен цитадели и шахристана. Были сделаны фотографии городища, отражающие сохранность отдельных частей города в начале ХХ в. Л.А.Зимин заложил шурфы в разных частях города. В центре городища было раскопано несколько жилых зданий. Им была отмечена внутренняя стена шахристана, разделяющая его на внутренний и внешний шахристаны. Им были переданы для определения монеты, собранные в течение нескольких лет на развалинах Пайкенда телеграфистом И.Н.Одинцовым. К отчету Л.А.Зимин присовокупил достаточно полную подборку сведений и средневековых арабских географов о Пайкенде.
1939 ГОД — НАЧАЛО ЭКСПЕДИЦИИ В ПАЙКЕНДЕ
Новый этап в истории археологического изучения города начался в 1939 г., когда в Пайкенде работала Зеравшанская экспедиция, организованная Эрмитажем и ИИМК (Институт истории материальной культуры) при участии представителя Узкомстариса (Узбекистанский Комитет по делам музеев и охраны памятников старины, искусства и природы) В.А.Шишкина.
На основании раскопок предвоенных лет были сделаны выводы о разновременности трех основных частей города: цитадели, шахристана I и шахристана II. Большое внимание было уделено классификации керамики и монет. Была описана цепь наусов между Пайкендом и замком Бадиасие к востоку от городища. По материалам предвоенных лет раскопок были написаны статьи о керамике Пайкенда с зеленой поливой (Ф.Кондратьева, 1950 г.), об игрушках-водолеях (Н.Кипарисова, 1938 г.) и изображениях на крышках сосудов (М.Дьяконов, 1939 г.).
В 1954 г. в окрестностях Пайкенда работал отряд Института истории и археологии АН УзССР (Г.В.Шишкина и С.Н.Юренев). Был исследован некрополь с оссуарными погребениями, расположенный к северо-востоку от городища Пайкенда . В 1956 г. раскапывался замок Бадиасие. Изучением водоснабжения города занимались Я.Г.Гулямов в 1963-64 гг. и А.Р.Мухамеджанов в 1978 г.
Основными результатами работ в Пайкенде до 1981 г. следует считать подбор и перевод сведений письменных источников; выделение основных частей города – цитадели, внутреннего и внешнего шахристанов, рабатов и рабадов, некрополя, пригородного замка Бадиасие; керамическую коллекцию IX-XI вв. и нумизматическую III-XI вв. Систематические раскопки в городе были начаты в 1981 г. комплексной экспедицией ИА АН УзССР и Государственного Эрмитажа. В результате 5 лет работы были получены данные по стратиграфии и оборонительным сооружениям города, жилой застройке внутри города и за его пределами, собрана коллекция керамики, нумизматического материала, изделий из стекла и металлов.
Изучение проблемы водоснабжения Пайкенда привело исследователей к выводу о том, что древнепайкендский микрооазис образовался благодаря аллювиальным отложениям древних дельтовых протоков Зеравшана и Кашкадарьи. (лат. Alluvio – нанос, наносы, принесенные и отложенные реками и потоками в их долине. К аллювиальным отложениям относятся валуны, галечники, пески, глины и др.). Расположен этот микрооазис у юго-западной оконечности Бухарского конуса выноса, где в глубокой древности соединялись бурные потоки этих двух среднеазиатских рек, вливавших свои воды в Амударью. Здесь в районе сыпучих песков, покрытых тяжелыми барханами, кустарниковыми зарослями и тамариском, расположен обширный массив земель древнего обводнения и орошения, занимающий площадь около 100 кв. км. В глубокой древности он был обводнен Зеравшаном и Кашкадарьей. Установлено, что Каракуль-Пайкендский массив, как и вся площадь Бухарского региона миллионы лет назад испытал интенсивное погружение. Затем, при еще большем усилении тектонической активности, наблюдается поднятие гор, появление новых возвышенностей, что сказалось на перестройке гидрографической сети. Основное русло Кашкадарьи сместилось к югу, отделившись от Зеравшана. Река неоднократно меняла направление стока. Она то впадала в Зеравшан, то далеко отклонялась на юг, сбрасывая воды непосредственно в Амударью, одновременно создавая мелкие дельты.
Река Палеозеравшан (греч. “paleous” – «древний») в начале позднечетвертичного времени сначала лишилась Палеокашкадарьи, а затем второго крупного притока – реки Санзар. Последний закончил формироваться вместе с мелкими протоками, стекавшими со склонов Туркестанского хребта, и повернул на север. Там, пробивая поднимавшиеся горы (Мальгузарские и Нуратинские), река образовала участок ущелья «Илон-утти» — «Тамерлановы ворота». Выйдя на равнину в северной части Голодной степи, она соединилась с Сырдарьей.
КАРАКУЛЬСКАЯ ДЕЛЬТА
В этот же период сформировалась Каракульская дельта. Весь Каракуль-Пайкендский массив в результате тектонических процессов стал вовлекаться в поднятие. Образовалось плато, состоящее из плотно сцементированных аллювиальных отложений.
Эти естественные процессы как важнейший фактор в рельефообразовании Пайкендского микрооазиса существенным образом отразились на истории обживания данного региона, начиная с ранних этапов его заселения, хозяйственного освоения и развития городской культуры. Если охотничье-рыболовецкие племена низовьев Зеравшана еще в IV-III тысячелетиях до н.э. предпочитали заселяться по берегам Древнепайкендского озера, то скотоводческо-земледельческое население II тысячелетия до н.э. – в районе затухающих дельтовых протоков реки. Древние строители укрепленного поселения IV-III вв. до н.э. выбрали наиболее удачное с фортификационной точки зрения место. В результате значительных перестроек оно превратилось в квадратную в плане крепость площадью более 0,5 га, которая с восточной и северной сторон омывается дельтовым протоком Зеравшана, а с южной – Кашкадарьи.
По своим водным источникам Древнепайкендский микрооазис разделялся как бы на две части – северную и южную, между которыми лежала платообразная возвышенность, состоящая из покрытого сыпучим песком конгломерата. Северная – это низовья древнего Шахруда – Руди-Зар, одного из нижних протоков Зеравшана, протекавшего почти параллельно с Каракульдарьей. Южная – древний дельтовый район Кашкадарьи.
Таким образом, в освоении массива и возникновении здесь древних культур благоприятную роль играла древняя экологическая ситуация, созданная в условиях дельтового района, окруженного просторами Кызылкумов и Каршинской степи.
ДРЕВНИЙ ШАХРУД
Главным водным источником северной части Древнепайкендского микрооазиса был древний Шахруд, воды которого доходили до места, где впоследствии возник город Пайкенд и его небольшой земледельческий оазис. В результате гидрографических и археологических исследований древнего бассейна Шахруда и Каракульдарьи установлено, что по трассе современного магистрального канала проходил один из самых крупных естественных рукавов древнего Зеравшана в его нижнем течении. В исторических источниках он упоминается под названием Руди-Зар и Нухри-Зар (Ибн Хаукаль). Арабские географы Х в. отмечали, что Нухри-Зар являлся главным руслом в его нижней части и протекал через Бухару.
В древности, Нухри-Зар, выходя из Бухарского оазиса, обводнял узкую полосу до Пайкендских платообразных высот. К юго-западу от древнего городища Пайкенда, не доходя до древней дельты Кашкадарьи, воды протока Нухри-Зар вливались в Каракульдарью.
По сообщению Наршахи, река протекала мимо Пайкенда и впадала в озеро, известное под разными названиями. Оно именовалось озером Баргин-и Фарах и Каракуль, тюрки называли его Денгизом (Наршахи). «Сведущие люди поведали мне, — пишет Наршахи, — что оно простирается на 20 фарсахов». В книге «Масалик ва малалик» его называют Бухайра-и Самджан – «озеро Самджан». Ибн Хаукаль на своей карте Мавераннахра обозначил его под названием Бахр ал-Бухара. В географическом труде анонимного автора Х в. «Худуд ал-Алем» это озеро упоминается под названием Маваза-и Байкенд, т.е. Пайкендское озеро. В это озеро обычно сбрасывались все возвратные воды от орошения Бухарского оазиса. «В озере водятся водяные животные. Во всем Хорасане нигде не ловится такое количество рыб и птиц, как здесь» (Наршахи).
Большой интерес представляют сведения письменных источников о местонахождении города Пайкенда и расстоянии между отдельными географическими пунктами, расположенными в его окрестностях. Так, по данным Истахри, Макдиси и Хордадбеха, Пайкенд находился в 5 фарсахах от Бухары. По данным Кудамы, расстояние между Бухарой и Пайкендом составляло 8,5 фарсахов. И это наиболее вероятно, так как городище Пайкенд расположено в 55 км к западу от Бухары.
КРЕПОСТЬ АМДИЗА
По описанию источников, Пайкенд располагался на границе песков, поэтому в окрестности его не было поселений. Только к западу от него, на самом краю степи находилась крепость Амдиза. По данным Макдиси, Амдиза была расположена на расстоянии 2 перегонов к западу от Бухары (примерно12 км к северо-западу от городища Пайкенд). Она отождествляется с небольшим городищем под архитектурным комплексом XIII-XIV и XVI вв., Шибурдан-Ата. Возле Пайкенда протекала бухарская река Харамкам (нынешняя Каракульдарья), которая пересекала Хорасанскую дорогу и впадала в огромное озеро. Расстояние от Пайкенда до внешней стены Бухарского оазиса составляло 2 фарсаха.
Описание арабскими географами Пайкенда и его окрестностей, по словам В.В.Бартольда, «дает нам несравненно более сведений, чем все источники не только предшествующих, но и последующих эпох…»
Немало важных сведений содержат источники непосредственно о самом городе, его относительном возрасте, различных названиях и эпитетах, об общей исторической топографии города, а также о раннесредневековом населении Пайкенда и его социальной принадлежности. Очень мало сведений по истории Пайкенда до его завоевания Арабским Халифатом. Очень любопытное сообщение о древней истории Пайкенда приводится у Наршахи. По его данным, «Пайкенд древнее Бухары». «Когда еще не существовало города Бухары, жители тех мест, где она находится теперь, выбрали царем человека по имени Абруй. Самое большое селение в то время, где жил царь, называлось Пайкенд. Абруй правил жестоко. Часть жителей – наиболее знатные – ушли из города и недалеко от городов Туркестана и Тараза обосновали город Хамукат. Вскоре оставшиеся в Бухаре послали к ним послов и просили защитить от Абруя. Вельможи и дехкане Хамуката обратились за помощью к правителю тюрок по имени Карачурин по прозвищу «Биягу». Он послал на помощь своего сына Шерикшивара с большим войском. Последний прибыл в Бухару; в Пайкенде схватил Абруя, который по его приказу был убит» (Наршахи. История Бухары. С.16).
НАРШАХИ
По утверждению Наршахи, Пайкенд был резиденцией древних правителей Бухары. Ибн ал-Факих указывает Пайкенд в числе городов, зависимых от Бухары. Основываясь на сведениях письменных источников о резидентском статусе Пайкенда, Томашек (1877 г.) и Маркварт (1901 г.) отождествляют его с резиденцией эфталитских царей, упоминаемой в китайских источниках под названием «Пат-ти-ян». По мнению Л.А.Зимина, более древней и ясной формой названия «Пайкенд» является Patkand или Patikanta, что может быть объяснено как «город (или дом) властелина».
В источниках упоминается еще несколько его названий. Табари, Ибн Хордадбех и Ибн ал-Факих называют его «Мадина ал-туджжар» — «город купцов». У Наршахи Пайкенд назван «Шахристан-и роин» — «Бронзовым шахристаном». В эпоху раннего средневековья Пайкенд стал одним из крупных торговых центров Мавераннахра. Наршахи пишет, что «жители Пайкенда все были купцы. Они вели торговлю с Китаем и морскую, поэтому были очень богаты».
Эпитет «Шахристан-и роин», т.е. «Бронзовый шахристан», или «Медный город» был дан Пайкенду из-за его оборонительных сооружений. По сведениям письменных источников, Пайкенд был обнесен кольцом мощных стен, не раз устоявших перед натиском врага. Наршахи сообщает, например, что Кутейба ибн-Муслим приложил много усилий, чтобы овладеть Пайкендом.
В источниках Х в. Пайкенд описывается как крупный торгово-ремесленный центр Мавераннахра. Очень важные сведения приводят Истахри и Ибн Хаукаль. По их описанию, Пайкенд «имел крепостную стену и соборную мечеть, постройка которой сделана старательно, михраб ее позолочен и нет в Мавераннахре михраба более красивого по позолоте» Эти сведения дополняются одним из величайших географов Х в. Макдиси, который пишет, что «Байкенд (расположен) около Джейхуна (Амударьи) на границе песков; он имеет цитадель с одним входом, в ней находится базар многолюдный и мечеть, в михрабе которой находятся драгоценные камни; у подножия ее находится предместье, в нем базар».
В источниках упоминается не только о рабаде (предместье), но и о большом количестве рабатов, расположенных в окрестностях города. О численности постоялых дворов Пайкенда приводятся различные цифры – от 1000 (Макдиси, Ибн Хаукаль, Истахри, Наршахи) до 3000 (Сам’ани). В результате археологических работ и аэрофотоматериала древнепайкендского микрооазиса в предместье Пайкенда зафиксированы следы около 30 рабатов.
К концу Х в. часть Пайкендских рабатов уже лежала в руинах. В дальнейшем в результате ухудшения водоснабжения Пайкенда они были заброшены жителями окончательно, о чем свидетельствуют результаты археологических работ.
ПАДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА САМАНИДОВ — ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС
После падения государства Саманидов в конце Х – начале XI в. город Пайкенд, подобно многим городам Мавераннахра, пришел в упадок. В этот кризисный политический период, прежде всего, нарушилось водоснабжение Пайкенда. Прекратилась подача воды из Шахрудской системы орошения, что пагубно отразилось на жизни города. Арслан-хан (низложен в 1130 г.) приказал вырыть отдельный канал для Пайкенда из Каракульдарьи, но попытка эта окончилась безуспешно. По всей вероятности, невозможность провести воду в Пайкенд была одной из главных причин окончательной гибели города.
Сам’ани, проезжавший в середине XIII в. через Пайкенд в Бухару, увидел на месте былого процветавшего города только развалины, а также следы его постоялых дворов, в которых жило несколько туркменских семейств.
Таким образом, Пайкенд окончательно перестал существовать как город в середине XII в., так как после этой даты в письменных источниках о нем ничего не говорится.
При изучении древнего городища получен огромный археологический материал, позволяющий дать представление об истории развития города и его культуры.
В IV-III вв. до н.э. примерно в середине расстояния между Амударьей и Бухарой возникло поселение. В конце III-II вв. до н.э. оно было обнесено оборонительными стенами и превращено в крепость площадью менее 1 га. Во второй половине IV — начале V в. значительно усилена фортификация крепости. Одновременно при укрепленном массиве возникло административно зависимое поселение. По архитектуре (крепостные стены с часто расположенными прямоугольными башнями, снабженными бойницами в два ряда на втором этаже) крепость напоминала одновременные ей укрепления цитаделей таких городов, как Топрак-кала в Хорезме и Еркурган в Южном Согде.
Расположение на важной торговой магистрали явилось одной из важнейших причин, обусловивших превращение этой крепости в город и его территориальный рост в период раннего средневековья. В конце V — начале VI в. Пайкенд состоял из цитадели, расположенной на месте древней крепости, и шахристана, перегороженного надвое внутренней стеной. Площадь города внутри стен составляла около 21 га, что достаточно близко к размерам площадей других согдийских городов этого времени (Пенджикент, Варахша, Афрасиаб внутри второго кольца стен). За пределами крепостных стен к востоку от города располагался некрополь с оссуарными захоронениями в наусах, к западу от города открыто несколько захоронений в хумах. В окрестностях города находился замок Бадиасие, обживавшийся в IX-X вв., но построенный, вероятно, в период раннего средневековья. В IX-X вв. площадь города за счет рабада и рабатов увеличилась в несколько раз.
Изучение топографии городища позволило восстановить планировку западной его части – шахристана II. Магистральная улица в направлении запад-восток, начинающаяся от западных ворот (их ширина 3,5 м) города, делит шахристан II на две части. Главная меридиональная улица проходила вдоль восточной стены шахристана, видимо, по бывшему рву и связывала северные и южные ворота. Параллельные ей улицы связывали башни на северной и южной стенах. Таким образом, территория шахристана II уличной сетью была разделена на ряд кварталов со стороной около 60 метров.
О характере застройки раннесредневекового Пайкенда некоторое представление дают раскопки на площадке около цитадели. Дома одноэтажные. Выделяются жилые и хозяйственные блоки из двух-трех помещений, дворик, кухня, связанные между собой коридором. Для жилых комнат характерно наличие суфы по всем четырем сторонам, вход – в углу, квадратный очаг – в центре помещения в виде возвышения. Помещения могли достигать значительной высоты. Как показывают раскопки на северном склоне цитадели, для освещения помещений служили окна шахтного типа, выходящие с наклоном в сторону комнаты. Проходы имели плоское балочное перекрытие. Одноэтажная городская застройка раннесредневекового Пайкенда близка по своему характеру застройке Варахши, Еркургана и отличается от архитектуры городов Самаркандского Согда, для которого характерны двухэтажные дома со сводчатыми помещениями на первом этаже.
Планировка жилых домов IX-XI вв. известна по полностью раскопанному дому около башни 2 и частям двух домов, исследованных Л.А.Зиминым в 1914 г. Дома принадлежали рядовым горожанам, были одноэтажными и имели одну жилую зимнюю комнату, кухню, кладовую, возможно, небольшой дворик и, иногда, комнату с ванной. Малое количество комнат и их небольшие размеры свидетельствуют о том, что состав семьи вряд ли превышал 4-5 человек. Об этом говорят и объемы кухонных котлов (2-3 литра), характерные для этого времени.
Два основных фактора определяли характер Пайкенда в древности и средневековье: его пограничное положение сначала с Сасанидским Ираном, затем с Хорасаном и степью, а также его положение на важнейшей торговой магистрали Евразии. Город возник, видимо, как пограничная крепость на Великом шелковом пути. В раннем средневековье до завершения возведения Кампыр-дувала – стены, окружавшей весь бухарский оазис, Пайкенд являлся важным оборонительным узлом в системе пограничных крепостей Бухарского Согда. После постройки этой стены город оказался снаружи, за ее пределами и являлся форпостом на подступах к столице, поэтому укреплениям города в раннем средневековье уделялось такое большое внимание. При сравнении стен Пайкенда с одновременными укреплениями других городов Средней Азии, прежде всего лучше изученного Пенджикента, можно отметить их большую надежность. Недаром древние называли Пайкенд «Медным городом» из-за прочности его стен. В 706 г. город около двух месяцев противостоял халифатской армии, имевшей опыт взятия городов на Ближнем и Среднем Востоке.
АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ
После вхождения Средней Азии в состав Арабского Халифата в VIII в. в условиях крупного централизованного государства городские укрепления утратили оборонительное значение. На крепостных стенах в Х в. открыта керамическая мастерская. Не стесненный больше кольцом стен, город вырос за их пределы. В IX-X вв. к востоку от цитадели располагался квартал керамистов, к югу также, видимо, находились ремесленные кварталы. Вокруг города во второй половине VIII в. построены военные поселения – рабаты, некоторые из которых в IX-X вв. использовались в качестве караван-сараев. К середине XI в. Пайкенд, видимо, утратил статус города.
На протяжении всего времени существования Пайкенд являлся торговым городом. О его связях с другими областями красноречиво свидетельствуют монеты Кай Юань Тун Бао, выпущенные в Танском Китае, монеты сасанидских наместников в бывших кушанских владениях, медные фельсы Омейядов, Аббасидов, Саманидов и Караханидов, чеканенные на монетных дворах Бухары, Самарканда, Мерва, Ферганы, Ахсикета, Испиджаба, золотой динар династии Газневидов, выпущенный в Герате в 1030 г.
Однако, не только транзитная торговля служила основой экономики города. Вероятно, в основном на внутренний рынок работали ремесленники в городе. Археологические раскопки открыли мастерские стеклодувов, керамистов, остатки мастерской по изготовлению каменных шарниров, наличие бронзолитейного и химического производства. В центре города был раскопан ряд хлебопекарен с остатками тандыров конца X — начала XI вв.