Расшифровка древних символов. Нерасшифрованные письмена древних цивилизаций
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Знаки и символы как выражение памяти народа. Расшифровка древних символов


Знаки и символы как выражение памяти народа

10.04.2017 Знаки и символы как выражение памяти народа

Одним из путей, позволяющих хотя бы частично заглянуть в глубокое прошлое, является исследование базовых священных символов дохристианских верований древних славян. Наши Предки взаимодействовали с миром через множество символов, несущих огромную информацию, и следы этой информации дошли до наших дней в немногочисленных сохранившихся артефактах - летописях, сказаниях и былинах, элементах старинного жилья, предметах быта, народном костюме, народных традициях, приметах и суевериях. Адекватная расшифровка, раскодирование, прочтение древних символов - сложная и в то же время весьма интересная научная задача.

Символы (от греч. «знак, примета») – универсальные феномены человеческой культуры. Символы древних славян как артефакты далёкого прошлого представляют собой большую духовную и историческую ценность, ибо способны многое рассказать о жизни наших предков. В них зафиксированы выдержавшие проверку временем некие константы общепризнанных образцов истины, имевшие безусловную ценность для людей, принадлежавших к конкретному историческому периоду, к конкретному культурному полю. По мнению К. Юнга, символы являют собой код и суть культуры, её Родовую память. В символе всегда зашифрована важная, общезначимая для конкретного народа информация, имеющая глубинный смысл. В силу этого, символ порождает у своих адептов устойчивые ассоциации, сопровождающиеся эмоциональным отношением к нему, оседающие в сознании народа и передающиеся новым поколениям. Несмотря на то, что уже давно нарушен принцип неразрывности и истинные, сакральные знания наших предков являются во многом утраченными, символы и в новые времена воспринимаются как «духовный инструмент» постижения реальности.

Авторы иллюстрированной энциклопедии «Знаки и символы» - Марк О’Коннелл и Раджа Эйри, раскрывая сущность этого феномена культуры, обращают внимание на то, что слово «символ» происходит от греческого «symballein», означающего соединение. «Переносное его значение происходит от традиции разбивать глиняные таблички в знак заключения сделки: каждому из участников вручался кусок разбитой таблички, чтобы при соединении эти фрагменты могли составить единое целое, как части мозаики. Часть таблички, принадлежавшая одному из участников, называлась по-гречески symbola. Поэтому символ не только представляет что-либо, но и указывает на отсутствие некой «невидимой» части, необходимой для воссоздания единого целого» [2, с. 6]. У символа всегда наличествуют две стороны – видимая и невидимая. Первая сторона связана с непосредственным, очевидным значением символа, вторая – с непроявленным, до конца неосознаваемым смыслом, не предполагающим однозначного истолкования. Именно поэтому, по мнению ведущих исследователей этого феномена Ю. Лотмана, А. Лосева, В. Иванова, настоящий символ всегда многозначен, загадочен и непостижим. Несмотря на некую сокрытость, присущую символам, древние символы являются своеобразными каналами связи, передающими глубинные сакральные значения людей далёкого прошлого, их базовые ценности и субординацию, служат, по существу, кратким справочником, в котором сконцентрирован опыт прошлых поколений.

Символ – это знак, но не всякий знак становится символом. В отличие от знака, который только указывает на объект, явление, символ кодирует информацию, уплотняет и структурирует её в сжатой концентрированной форме. Подобно свёрнутому компьютерному файлу он сохраняет её, преодолевая огромные временные расстояния. Именно поэтому при изучении символов и знаков каждой конкретной культуры исследователи сталкиваются с трудностями, которые заключаются в том, что до нашего времени дошли отдельные фрагменты представлений, реставрировать которые адекватно тому далёкому времени чрезвычайно трудно. Многое утеряно навсегда, многое домысливается, многое невозможно смоделировать на основе современного менталитета. Тем не менее попытки воссоздания архаичных представлений (если в них не присутствуют откровенные натяжки и профанические толкования), позволяют приоткрыть завесу над малоизвестными страницами истории и культуры конкретного народа, глубже понять его традиции, специфические черты характера, определить уровень развития относительно других культур.

Трудности в исследовании символов заключаются и в том, что любой символ имеет двойственную природу, он - одновременно отражение проявленного и скрытого, объективного и субъективного. Именно этим объясняются разночтения похожих символов у разных народов. В каждой культуре есть свои доминирующие акценты, своя специфика видения, исходящая из особенностей бытия, представлений, традиций, веры конкретного народа. Сведения об этой специфике, по нашему мнению, чрезвычайно важны, поскольку позволяют на основе изучения опыта разных культур подойти к обнаружению общего и особенного во взглядах на объекты, имеющие первоочередное значение в жизни людей.

В данной статье рассматриваются основные символы, сохранившиеся в культуре белорусского народа, символы, которые являются носителями этнической памяти, отражают важнейшие стороны бытия белорусов, исследуются объективные причины их возникновения.

Как и все восточные славяне, белорусы поклонялись и почитали прежде всего первостихии: Огонь, Воду, Воздух, Землю. Они хорошо осознавали их роль и значение в своей жизни, всячески стремились наладить с ними гармоничные отношения. Но особо выделялись при этом две стихии – Солнце и Земля. Это связано, на наш взгляд, с тем, что белорусы – народ-земледелец, проживающий, говоря современным языком, в зоне критического земледелия. Поэтому остро в их жизни стоял вопрос: «земля уродит - не уродит»? От этого зависели жизнь и благополучие людей. Возможно именно поэтому главными символами простых крестьян-белорусов и считались Солнце – Отец (Батька-Сонца) и Земля– Мать (Мацi-Зямля). Солнце в представлениях древних белорусов - доброе, милосердное. Тепла люди ждали с нетерпением, оно редко в этих географических просторах, поэтому всегда воспринимается с радостью.

Земля же ассоциировалась с образом Великой матери (Матьсыра Земля). Она кормилица, она священна ещё и потому, что на ней то небольшое пространство, которое именуется Родиной. Она настолько почитаема в белорусской традиции, что самая суровая клятва связана с поеданием горсти земли, горсть земли берут уезжая в далёкие края, землю целуют прощаясь и встречаясь с ней вновь. Два этих символа в сознании белорусов были относительно равны и никогда не находились в жёсткой оппозиции, как это потом случится в христианстве. Несмотря на то, что Солнце ассоциировалось со светлым началом, а Земля с тёмным, они, быстрее, представляли некое единство (можно сравнить с китайским символом Инь –Янь). Земля как олицетворение и начало всего живого, выступает в ряде мифов как жена Солнца. С нашей точки зрения, даже главные боги белорусской мифологии Белобог и Чернобог, представляют собой специфическую конструкцию этого единства.

О близости этих символов свидетельствуют и их графические изображения. При обозначении символов в мировой культуре использовались, как правило, простейшие геометрические фигуры: линии (прямая, ломаная), круг, кольцо, треугольник, ромб, квадрат, пирамида, конус, спираль, крест и т.п. Этим своеобразным алфавитом древние люди пытались промаркировать мир, в котором они жили, закрепляя за изображениями сакральные, трансцендентные смыслы. Именно графические изображения символов являются основой орнаментов, национальных узоров, часто встречаются на предметах декоративно-прикладного искусства, одежде, в зодчестве. Нетрудно заметить, что белорусы в своей символике чаще использовали квадрат. Эту геометрическую фигуру в качестве графического символа, связывали с порядком, единообразием, равенством, прямотой. Квадрат (наряду с кругом) выступает как основная модель структурирования мира. Во временном отношении - это четыре времени года, в трактовке мироздания - четыре стихии. В представлении белорусов квадрат был отражением основных пространственных ориентиров (верх-низ, левый-правый, замкнутое пространство) и воспринимался он как гарантия порядка, стабильности, безопасности.

Символические изображения Солнца и Земли в белорусском орнаменте [1, c. 12] очень похожи (рис. 1). Солнце - ромб с лучами за пределы фигуры. Земля – ромб с лучами внутрь.

Рисунок 1. Символические изображения Солнца и Земли

Различные сочетания этих главных символов легли в основу графических изображений иных символов, имевших для белорусов важные, часто сокровенные значения. К ним можно отнести символ Жизни, являвший в белорусской мифологии неразрывный союз Солнца и Земли (рис. 2).

Этот символ использовали в обрядах, с помощью которых пытались поднять на ноги тяжело болеющего человека, либо помочь не имеющей детей женщине забеременеть [1, с.1 2].

Рисунок 2. Изображения символа жизни

В основе символического изображения хлеба [1, с. 42] – самого важного продукта белорусов – также угадываются элементы графических изображений Солнца и Земли (рис. 3). «Хлеб всему голова» – издревле говорили в народе. В белорусском фольклоре много поучительных сказок и притч, говорящих о том, что нет ничего дороже хлеба. Хлеб надо было обязательно доедать, его нельзя выбрасывать, нельзя бросаться им, считалось, что при таком отношении к хлебу уходит от человека здоровье.

Рисунок 3. Символ хлеба

Было широко распространено у древних славян, живших на белорусских землях, использование этих символов в качестве обережных знаков, способных притягивать добро и защищать человека.

Отголоски почитания символов Солнца и Земли мы видим сегодня не только в узорах на тканых коврах ручной работы, уникальных вышивках, резьбе по дереву, в национальной одежде, представленных в музейных экспозициях, но и в современной жизни. Стремительно входят в моду вышиванки с национальным орнаментом, национальная символика всё чаще начинает использоваться в авангардных направлениях моды, в значимых событиях, когда надо подчеркнуть или представить свою национальную идентичность (в костюмах национальной команды белорусов на олимпийских играх, в оформлении возобновлённого прекрасного поэтичного праздника урожая «Дажынкi» со всеми сопутствующими ему символами и ритуалами, на праздниках Рождества).

Это свидетельствует о том, что символы, которым поклонялись и которые почитали наши предки, до сих пор сохранились в коллективном подсознании белорусского народа как отражение неумирающей связи с накопленным опытом предшествующих поколений.

 

Рощинская Октябрина Михайловна, кандидат философских наук, доцент. Доцент кафедры истории, мировой культуры и туризма Минского государственного лингвистического университета. Минск. Беларусь.

Трушко Михаил Николаевич. Белорусский государственный экономический университет. Минск. Беларусь.

 

Список литературы:

1. Кацар М.С. Беларускi арнамент. Ткацтва / Навук. рэд. Я.М. Сахута. – Мн.: БелЭн, 1996. – 208 с.

2. О’Коннел М., Эйри Р. Знаки и символы. Иллюстрированная энциклопедия / Марк О’Коннел, Раджи Эйри; [пер. И.Крупичевой]. – М.: Эксмо, 2008. 

Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.

drevoroda.ru

Таблица символов Юникода®

Юникод

Юникод (по-английски Unicode) — это стандарт кодирования символов. Проще говоря, это таблица соответствия текстовых знаков (цифр, букв, элементов пунктуации) двоичным кодам. Компьютер понимает только последовательность нулей и единиц. Чтобы он знал, что именно должен отобразить на экране, необходимо присвоить каждому символу свой уникальный номер. В восьмидесятых, знаки кодировали одним байтом, то есть восемью битами (каждый бит это 0 или 1). Таким образом получалось, что одна таблица (она же кодировка или набор) может вместить только 256 знаков. Этого может не хватить даже для одного языка. Поэтому, появилось много разных кодировок, путаница с которыми часто приводила к тому, что на экране вместо читаемого текста появлялись какие-то странные кракозябры. Требовался единый стандарт, которым и стал Юникод. Самая используемая кодировка — UTF-8 (Unicode Transformation Format) для изображения символа задействует от 1 до 4 байт.

Символы

Символы в таблицах Юникода пронумерованы шестнадцатеричными числами. Например, кириллическая заглавная буква М обозначена U+041C. Это значит, что она стоит на пересечении строки 041 и столбца С. Её можно просто скопировать и потом вставить куда-либо. Чтобы не рыться в многокилометровом списке следует воспользоваться поиском. Зайдя на страницу символа, вы увидите его номер в Юникоде и способ начертания в разных шрифтах. В строку поиска можно вбить и сам знак, даже если вместо него отрисовывается квадратик, хотя бы для того, чтобы узнать, что это было. Ещё, на этом сайте есть специальные (и не специальные — случайные) наборы однотипных значков, собранные из разных разделов, для удобства их использования.

Стандарт Юникод — международный. Он включает знаки почти всех письменностей мира. В том числе и тех, которые уже не применяются. Египетские иероглифы, германские руны, письменность майя, клинопись и алфавиты древних государств. Представлены и обозначения мер и весов, нотных грамот, математических понятий.

Сам консорциум Юникода не изобретает новых символов. В таблицы добавляются те значки, которые находят своё применение в обществе. Например, знак рубля активно использовался в течении шести лет прежде чем был добавлен в Юникод. Пиктограммы эмодзи (смайлики) тоже сначала получили широкое применение в Япониии прежде чем были включены в кодировку. А вот товарные знаки, и логотипы компаний не добавляются принципиально. Даже такие распространённые как яблоко Apple или флаг Windows. На сегодняшний день, в версии 8.0 закодировано около 120 тысяч символов.

unicode-table.com

Нерасшифрованные письмена древних цивилизаций

В мире с давних времен сохранились старинные свитки, манускрипты, таблички с загадочными записями, которые ученые пытаются расшифровать. Но тщетно.

Утраченные шифры

Историки и лингвисты на протяжении многих лет пытаются найти шифры к надписям, оставленным нашими предками на камне, дереве, пергаменте, бересте. Вроде значки простые - линии, палочки, точки, изображения животных или подобие человека. Но что они означают? Не понятно. Не поддаются расшифровке и сложные знаки - на шумерских табличках, в письменах майя, в манускрипте Войнича, на фестском диске. Поиску смысла изложенного в этих исторических документах посвящены сотни томов исследований. И сегодня ученым приходится лишь надеяться на будущее прочтение древних текстов с помощью неких новейших технологий вроде совершенных электронных переводчиков.

Порой ключи к древним знаниям находят. Так случилось, например, при расшифровке древнеегипетских иероглифов. На помощь лингвистам пришел хранящийся в Британском музее Розеттский камень. Его нашли в 1799 году в Египте близ городка Розетта (ныне Рашид), недалеко от Александрии. Гранитная плита с выбитыми на ней тремя одинаковыми по смыслу текстами на древнеегипетском и древнегреческом языках была хорошо известна лингвистам, и сопоставление текстов послужило отправной точкой для расшифровки египетских иероглифов.

Другим ключом уже для славянской письменности послужила так называемая Велесова книга, которую написали до того, считают некоторые специалисты, как у славян появились глаголица и кириллица.

Эта «книга» представляет собой деревянные дощечки размером 38х22х0,5 см с отверстием для крепления ремнем. Нашли их в 1919 году в княжеском имении под Харьковом в разграбленной библиотеке. Текст на табличках был нацарапан шилом непонятными письменами. Только позже исследователи установили, что «Велесова книга» написана особым алфавитом, представляющим собой вариант кириллицы с некоторыми не свойственными ни кириллице, ни греческому алфавиту начертаниями отдельных букв. Этот алфавит, известный только по копии одной дощечки и дошедшим до нас описаниям, некоторые исследователи называют в(е)лесовицей. Однако само существование докирилловского письма - «протокириллицы», а также «протоглаголицы» изучалось учеными, и убедительных фактов о наличии такой письменности обнаружено не было. Но свою роль для дешифровки древних славянских текстов книга сыграла.

А к каким другим письменам ключа так и не нашли?

500 звуков Инда

Англичане Джон и Вильям Брайтоны строили восточно-индийскую железную дорогу между Карачи и Лахором (ныне это территория Пакистана) в 1856 году. Им требовался материал для подсыпки колеи, и местные жители подсказали выход из положения. Близ селения Хараппа возвышался огромный холм, который скрывал остатки древних зданий из кирпича. Строители пустили на подсыпку десятки тысяч этих кирпичей, и никому и в голову не пришло, что этим кирпичам более четырех тысяч лет.

С этого трагикомического эпизода началось открытие высокоразвитой цивилизации долины реки Инд - одной из самых загадочных в мировой истории. Она считалась одной из трех наиболее древних цивилизаций человечества наряду с древнеегипетской и шумерской.

До сих пор остаются нерасшифрованными индские иероглифы на резных печатях, осколках глиняной посуды и табличках. Выявлено более 500 различных знаков, а следовательно, индское письмо не может быть алфавитным, поскольку человеческий голос не в состоянии воспроизвести такое количество звуков. Пытались найти связь с письменностью древних шумеров и даже с таинственными письменами острова Пасхи. Тщетно.

62 знака Каскахаля

В Мексике найдена каменная панель с символами, которые, по словам специалистов, представляют собой одну из древнейших письменностей в Западном полушарии. Найденный в мексиканском штате Веракрус памятник относится к культуре ольмеков, расцвет которой пришелся на 1200 - 400 гг. до нашей эры.

Археологи считают, что памятник, получивший название «панель из Каскахаля», создан приблизительно в 900 году до н. э. Плита весит 12 килограммов и имеет размеры 34 сантиметра в длину, 21 - в ширину и 13 - в толщину. На ней высечены 62 знака, некоторые из них встречаются до четырех раз. Недвусмысленно прочитать панель без дополнительных находок вряд ли получится.

800 иероглифов острова Пасхи

Ронго-ронго - так называют деревянные дощечки с иероглифическими письменами жителей острова Пасхи. Всего иероглифов 800, они частично символические, частично геометрические. Практически все дощечки таинственным образом исчезли после 1864 года.

Письменами острова Пасхи интересовался знаменитый путешественник Николай Миклухо-Маклай. Ему удалось найти две таблицы, которые ныне находятся в Музее антропологии и этнографии РАН. На сегодня в музеях мира сохранилось всего 25 дощечек. Считая с 1868 года, когда таитянский епископ Тепано Яуссен, первым заинтересовавшийся чтением таблиц, получил обломок одной из них, прошло уже почти 140 лет. А ученые мира так и не могут прочесть того, что написано на «таинственных кусках дерева».

МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

Президент Общества по изучению тайн и загадок Земли, кандидат геолого-минералогических наук Александр КОЛТЫПИН:

- Я могу только предполагать, что в старинных рукописях, к которым шифр еще не найден, могут быть описания существовавших до нас иных цивилизаций, которые были уничтожены глобальными катастрофами. Ведь находим же мы упоминания о катаклизмах в древнейшем памятнике ацтеков «Кодекс Ватиканус», в священной книге древних индийцев «Пураны», в Талмуде. Да и в Библии содержатся сведения о периодическом уничтожении всего живого на Земле. О неоднократной гибели людей от огня и воды писал в своих сочинениях Платон. Можно предположить, что когда-то, в доисторические времена, существовали неведомые нам могущественные государства и многочисленные народы, которые, вполне возможно, достигали очень высокого уровня развития. Своим совершенством они прогневали Творца Вселенной, за что и были наказаны катастрофами. И письмена, или, как их по-другому можно назвать, «указательные знаки», которые мы не можем сегодня прочесть, остались как напоминания о наших предках.

Историк, писатель Феликс ЭЛЬДЕМУРОВ:

- Расшифровка древних знаков дает широчайший повод для спекуляций. Если брать знаки письма того же фестского диска, то были предложены тысячи гипотез. Даже предлагался способ прочитать его по-русски. Получилась полная белиберда. Не зная языка и письменных традиций, не зная, что это была за цивилизация - то ли критская, то ли греческая, то ли малазийская, понять, что хотели донести до нас предки, невозможно. Поэтому информацию можно считать полностью утраченной.

Что еще никогда не прочтем?

ТРОЯНСКОЕ ПИСЬМО (серед. II тыс. до н. э.) - непонятные знаки на сосудах из Трои, обнаруженных экспедицией Генриха Шлимана.

БИБЛСКОЕ ПИСЬМО (серед. II тыс. до н. э.) - нерасшифрованная письменность, имеющая около 100 знаков. Обнаружена в городе Библос в Финикии. Расшифровывается с 1945 года.

КИПРО-МИНОЙСКОЕ ПИСЬМО (XV - XII вв. до н. э.) - состояло из 80 знаков. На нем писали древние жители острова Кипр.

КИПУ ИНКОВ (I - первая половина II тыс. н. э.) - письменность индейского племени. Кипу состояла из более полутора тысяч знаков. Представляла собой сложные веревочные сплетения и узелки, изготовленные из верблюжьей шерсти либо из хлопка. Каждый узелок определенного цвета означал слово, число или, возможно, ноту.

Поделиться видео </>

В Эквадоре найдены древные книги, которые никто не может прочесть.В мире с давних времен сохранились старинные свитки, манускрипты, таблички с загадочными записями, которые ученые пытаются расшифровать. Но тщетно.Светлана КУЗИНА

www.stav.kp.ru

Кириллическая нумерация - Collection Studio

Эта нумерация была создана вместе со славянской алфавитной системой для перевода священных библейских книг для славян греческими монахами братьями Кириллом и Мефодием в IX веке. Эта форма записи чисел получила большое распространение в связи с тем, что имела полное сходство с греческой записью чисел. До XVII века эта форма записи чисел была официальной на территории современной России, Республики Беларусь, Украины, Болгарии, Венгрии, Сербии и Хорватии. До сих пор православные церковные книги используют эту нумерацию.

Кириллическая нумерация в разрезе алфавита

Числа записывали из цифр так же слева, направо, от больших к меньшим. Числа от 11 до 19 записывались двумя цифрами, причем единица шла перед десятком:

14 = четыре на десять

Читаем дословно "четырнадцать" - "четыре и десять". Как слышим, так и пишем: не 10+4, а 4+10, - четыре и десять (или например, 17 — сем-на-дцать). Числа от 21 и выше записывались наоборот, сначала писали знак полных десятков.

Запись числа, использованная славянами аддитивная, то есть в ней используется только сложение:

= 800+60+3 = 800 + 60 + 3

Для того чтобы не перепутать буквы и цифры, использовались титла - горизонтальные черточки над числами, что мы видим на нашем рисунке.

Для обозначения чисел больших, чем 900 использовались специальные значки, которые дорисовывались вокруг буквы. Так образовывались следующие большие числа:

Славянская нумерация просуществовала до конца XVII столетия, пока с реформами Петра I в Россию из Европы не пришла позиционная десятичная система счисления - арабские числа.

Интересный факт, что почти та же система использовалась и у греков. Именно этим объясняется то, что для буквы б не было цифрового значения. Хотя, ничего особенно удивительного здесь нет: кириллическая нумерация полностью скопирована с греческой. Близкие цифры были и у готов:

Таблица соответствия кириллических, греческих и готских алфавитных нумераций

Год по старому русскому календарю

Здесь тоже есть особый алгоритм вычисления: если месяц от января до августа включительно(по старому стилю), то надо прибавить 5508 к году (новый год наступает первого сентября по старому стилю). После первого сентября надо прибавлять на один больше, то есть 5509. Здесь достаточно помнить три числа: 5508, 5509 и 1 сентября.

В начале XVIII века иногда применялась смешанная система записи чисел, состоящая и из кириллических, и из арабских цифр. Например, на некоторых медных копейках отчеканена дата 17К1 (1721), и т.п.

Конвертирование кириллических чисел онлайн

Нажимайте последовательно все символы в том порядке, как они расположены на вашем экспонате:

Для корректной работы Dates Calculator Online, вам необходимо включить поддержку JavaScript в своем обозревателе (IE, Firefox, Opera)!

 

www.collectionstudio.com


Смотрите также