10 страшных пыток Древнего Рима. Пытки в древнем риме
Глава 2-я. ПЫТКИ. Беседы с палачом. Казни, пытки и суровые наказания в Древнем Риме
Глава 2-я. ПЫТКИ
Пытки (tormentum «пытка» отtorqu?re «скручивать, сгибать, гнуть») в Древнем Риме в республиканский период применялись при допросе лишь к рабам в качестве обвиняемых и свидетелей, но только не для того, чтобы они давали показания против своих господ. Однако если рассматривалось дело о кощунстве или о государственном преступлении, то показания рабов, полученные под пыткой (а только такие свидетельства подневольных считались действительными), могли быть использованы и против их владельцев (см.[598]). После такого допроса под пыткой рабы считались свободными и более не принадлежали прежнему владельцу.[599]
Со времён императора Тиберия пыткам стали подвергать римских граждан и свободных лиц, а при доминате пытки сделались обычным явлением. Официально они производились вне судебного заседания, под наблюдением особого чиновника (judex questi?nis), который допрашивал обвиняемого и заносил его показания в протокол.
Пытки состояли «в сечении розгами, растяжении членов[600] на к?зле[601] или на верёвках в висячем положении,[602] подвешивании на железных крючьях, вонзавшихся в тело, и поджаривании на горячих угольях».[603]
Судя по тому, что угроза растянуть тело на козлах или на верёвках вошла в арсенал образных средств художественной литературы (см., напр.,[604] этот способ пытки был в Древнем Риме ходовым.
Римляне охотно пытали и раскалённым железом,[605] в частности, с применением раскалённых щипцов.[606] В ходу были также раскалённые медные пластинки.[607]
Заботливые палачи, впрочем, позволяли истязуемым порой и расслабиться. Правда, на раскалённом железном кресле. Вот что рассказывается в книге Поля Гиро о публично-показательном издевательстве над христианами: «…Со всех сторон раздалось требование железного кресла. Этот снаряд был принесён, его накалили на огне и потом сажали на него мучеников. Ужасный запах горелого мяса распространился в амфитеатре».[608]
У Плавта в комедии «Пленники» («Capt?vi») находим упоминание о пытке «чёрной смолой»,[609] по-видимому, горячей или кипящей.
Проперцием упомянута пытка при помощи раскалённого кирпича, которым прижигались руки жертвы:
Хитрой Номаде плевки чародейные пусть не помогут:
Вмиг раскалённый кирпич руки её уличит. .[610]
По глумливой иронии заплечных дел мастеров в городе Риме официальным местом допросов и пыток был избран Атрий (т. е. храм) Свободы (см.[611]).
Технические подробности пыток и статистика их применения в обследованной литературе нами не обнаружены. В частности, о дыбе вскользь упоминает Цицерон,[612] и неоднократно — Плавт. Как рассказывал Сенека, у человека, истерзанного пыткой, спина и грудь «вспучиваются горбом»:[613] речь, вероятно, идёт о сильнейшем отёке тела под термическим или механическим воздействием.
Выше были упомянуты типичные древнеримские пытки. Существовали, однако, и пытки причудливые, плод игры людоедского воображения.
Так, наместник Сицилии Гай Веррес, стремясь вынудить руководителя городской общины грека Сопатра поступиться своим имуществом в пользу Верреса, приказал сорвать с него одежду, широко растопырить ему руки и ноги, привязать к конной статуе и держать под открытым небом в дождь и холод, пока тот не окоченеет.[614]
Император Домициан, чтобы выведать у противников имена скрывающихся сообщников, «придумал новую пытку: прижигал им срамные члены, а некоторым отрубал руки».[615]
Одну из несгибаемых христианок мучители «закатали в сеть и бросили бешеному быку, который многократно подбрасывал её на воздух».[616]
Хитра римская голь на выдумки, ой хитра…
Некоторые сообщения о древнеримских пытках следует отнести к разряду неясных и спорных случаев. Так, в одном из компилятивных сочинений без ссылки на первоисточник бегло сообщается, что «рабов пытали на специальных приборах — enucleum».[617] Между тем ни в капитальном словаре И.Х.Дворецкого,[618] ни в других обследованных нами трудах этот термин и сам способ пытки не упомянуты. Остаётся только недоумевать, почему составитель цитированного сочинения не сослался на источник, из которого он почерпнул указанный термин, или не разъяснил его подробнее.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
ВВЕДЕНИЕ. Беседы с палачом. Казни, пытки и суровые наказания в Древнем Риме
§ 1. История вопроса и намерения автора
Предания умалчивают о том, кто первым применил казнь как средство «укоризны» ближнего своего. Однако не подлежит сомнению, что казни, пытки и другие виды убийств и издевательств — одно из тех мрачных изобретений человечества, которые издавна сопутствовали его истории.
«Есть одно только благо — знание и одно только зло — невежество», — учил Сократ.[1] В наши дни, когда из чрева разнузданного невежества, оголтелого шовинизма и религиозной исступлённости народился монстр международного терроризма, как никогда важно осмыслить исторический опыт применения казней, пыток и прочих видов истязаний, в конечном счёте вскормивших эту кровожадную гадину.
Особенно поучительно такое осмысление на правовом и историческом материале Древнего Рима, юридическая система которого легла в основу современного европейского права и по сей день служит неиссякаемым источником для мыслящих правоведов.
Разностороннее освещение событий минувшего необходимо россиянам как воздух. Их психика длительное время усердно обрабатывалась подрумяненной краснофонарной псевдонаукой и сноровистыми пропагандистскими холуями тоталитарного режима. «Результат — глубоко искажённое историческое сознание общества. Подлинное знание подменено мифами. Всё это — симптомы глубокой болезни общественного сознания, ибо без открытого взгляда на историю оно обречено оставаться искажённым».[2]
Обращение к избранной теме необходимо ещё и потому, что в существующей справочной, научной и учебной литературе казни, пытки и другие наказания, применявшиеся древними римлянами, либо не освещены совсем, либо рассмотрены отрывочно, бегло и бессистемно (см., напр.,[3] .[4]
Некоторым исключением из этого являются исследование А.Ф.Кистяковского,[5] справочник М.Бартошека «Римское право»[6] и учебник О.А.Омельченко,[7] где сделана попытка упорядочить такие сведения, а также «Энциклопедия смерти» А.П.Лаврина,[8] в которой, наряду с перечислением разновидностей смертной казни в Древнем Риме, описаны свирепые подробности некоторых из них. Однако и в этих трудах классификация и степень полноты соответствующего материала далеко не совершенны, а освещение казней иногда производится с фактическими ошибками.
Отмеченные обстоятельства не только обедняют наши сведения об истории Древнего Рима, но и порождают досадные заблуждения. Так, например, в одной добротной книге по истории Средневековья, содержится мысль (как мы увидим, ошибочная), что средневековые истязания по своей жестокости намного превосходили древнеримские (см..[9]
Колоритные черты древнеримского быта, относящиеся к нашей теме, рассеяны в произведениях античных авторов. Такие сведения также требуют упорядочения и в ряде случаев — разъяснений и уточнений.
Указанные обстоятельства определили ближайшую цель нашей работы — выявить и систематизировать с возможной полнотой сведения о древнеримских казнях, пытках и суровых наказаниях, воспроизвести их описание в трудах древнеримских авторов, дать им по возможности адекватную правовую и нравственную оценку.
Читатель легко заметит, что изложенная в 1-й главе классификация древнеримских казней построена не на одном, а на нескольких основаниях: степень жестокости казней, их правовая обусловленность, технические особенности казней, их социальная приуроченность и др. Хотя наличие нескольких пересекающихся оснований далеко от идеала формальной логической стройности, такая (так называемая естественная) классификация, как представляется, и ближе к древнеримской исторической действительности, и даёт возможность вынести нравственную оценку карательным действиям, что бывает порой важнее, чем сама их сортировка и описание.
Разумеется, наша классификация не претендует на бесспорность и, как всякая коллекция, способна быть в дальнейшем расширена и уточнена.
Поскольку казни, пытки и суровые наказания в Древнем Риме нередко сопровождались изуверствами и издевательствами, а по способам и последствиям применения порой не отличались от первых, мы рассматриваем и эту группу явлений.
Нагромождение ужасов в нашей книге — не дань потаённому мазохизму или попытка произвести дешёвую сенсацию. Каждая казнь, каждая пытка, каждое издевательство и изуверство, даже в массовых масштабах и даже по высочайшему повелению коллегиальных органов — всегда дело рук конкретных палачей и мучителей, как бы они ни таились под маской, капюшоном или псевдонимом. Стало быть, каждый из них лично ответствен за то, что необозримый ряд безвременных могил расширился, а круг живущих людей трагически сузился.
Из сферы кровавой обыденности мы выходим здесь на простор философско-нравственных исканий, среди которых самыми жгучими являются, пожалуй, мысли об индивидуальном переживании бытия,[10] персональности исторического процесса ,[11] ,[12] о нравственной причастности личности к всечеловеческим деяниям[13] и осознании личностью её исторической ответственности вопреки обезличивающей стихии толпы[14] и иссушающему влиянию социологических доктрин.[15] И если читатель хотя бы на минуту погрузится в раздумья об ответственности всех нас за всё, что творится людьми на измученной планете, автор сочтёт свою книгу не напрасной.
§ 2. Постановка проблемы
Римское законодательство выработало и применяло на практике понятие степени наказания в зависимости от тяжести преступления. Вместе с тем кодекса, определявшего, какие деяния являются преступными и каких наказаний они требуют, в Древнем Риме не существовало.[16] Уголовное законодательство римлян, по словам Т.Моммзена, было «беспримерно шатким и неразвитым».[17] В конкретных случаях вид и способ применения наказания устанавливался по-разному: или определённым законом, или правовой традицией, или судейским усмотрением с учётом качества преступления, личности преступника и существующих прецедентов.[18]
В расчёт могли приниматься и чисто технические условия применения наказаний. Так, при отсутствии досягаемого водоёма казнь отцеубийцы посредством утопления в кожаном мешке вынужденно заменялась растерзанием дикими зверями или распятием на кресте.
Отмеченные свойства было бесспорным достоинством римской правовой системы, обеспечивающим её гибкий подход к совершённому правонарушению, к личности подсудимого и к условиям исполнения наказаний. Однако те же свойства создавали почву для произвола при их назначении и применении, приводя порой к несоразмерности наказаний и совершённых преступлений, а часто — и к самочинным палаческим расправам над невинными людьми. В игру здесь вступали, наряду с общественно-политическими соображениями, и этнопсихические силы, исследованные Л.Н.Гумилёвым (см.;[19] [20]).
Судейский произвол в таких случаях усугублялся тем, что, в отличие от гражданских дел, инициатива возбуждения уголовного судебного преследования против подозреваемого принадлежала не только потерпевшей стороне, но и должностному лицу, которое также назначало наказание.[21]
Следует помнить также о том, что в Древнем Риме отсутствовало понятие должностной компетенции высших чиновников, т. е. определённой и ясно ограниченной сферы их деятельности, и поэтому не было привычного или, по меньшей мере, известного нам разграничения законодательной, судебной и исполнительной властей (такое разграничение было отчётливо проведено только в XVIII в., в трудах Шарля Луи Монтескьё, и законодательно закреплено в Конституции США в 1778 г.[22]). Напротив, римляне твёрдо стояли на том, что суд является главной функцией государственной и общественной власти, составляя с ними единое целое. Римские высшие магистраты были в одно и то же время и правителями, и военными вождями, и законодателями, и судьями, и надзирателями за исполнением законов и судебных решений.
Выявление правовой обоснованности наказаний, практиковавшихся в Древнем Риме, а также способа их применений — тема большого самостоятельного исследования, выходящего далеко за пределы настоящей книги. В дальнейшем мы затрагиваем эту тему лишь в той мере, какая продиктована задачами нашей книги и подкреплена материалом обследованных источников.
И сами способы наказаний, и процедура их исполнения нередко носили у римлян, особенно в древности, обрядово-символический характер. Это, в свою очередь, определялось происхождением карательных процедур, их связью с соответствующими этническими и религиозными представлениями, в том числе заимствованными у других народов. Выявление этих особенностей — важная задача, которая должна решаться также отдельно и в другом месте.
Система карательных мер в Древнем Риме, как и во всех древних государственных образованиях, была далеко не безразличной к сословному делению общества. Социальные верхи, в которых шла неустанная борьба за обладание властью и богатством, при всей звериной жестокости этой схватки, ревностно заботились о своём привилегированном положении при определении наказаний. Эта особенность нашла своё прямое выражение в древнеримском законодательстве и широко применялась на практике (см..[23] Мы учитываем указанное обстоятельство в той мере, какая определялась доступными нам источниками.
Интересным и важным является вопрос об эволюции древнеримских карательных мер, их преобразовании в связи с социальным и нравственным развитием общества. Имеющиеся сведения об этом, к сожалению, скудны, отрывочны и не всегда надёжны. Мы приводим их в качестве сопроводительных при освещении соответствующего материала.
§ 3. Степень достоверности источников и принцип их подбора
Источники, из которых мы черпали сведения, представлены следующими группами трудов:
1) словари, энциклопедии, справочники;
2) научные исследования;
3) общие курсы, обзоры, хрестоматии;
4) учебники и учебные пособия;
5) комментарии, примечания, указатели;
6) памятники римского права;
7) сочинения античных авторов.
Из перечисленных источников чаще всего подвергались и подвергаются критике за недостоверность последние (см.[24]). Насколько обоснован такой скептицизм?
Как установлено, в дошедших до нас сочинениях большинства античных историков — и дошедших как ничтожная часть громадного массива текстов,[25] — наряду с бесспорными сведениями и достоверными описаниями (подробнее см.[26]), присутствуют вымысел, неточности, натяжки, намеренные хронологические сдвиги, художественные преувеличения, общественно-исторические мифы ,[27] ,[28] ;[29] ,[30] ,[31] ,[32] ,[33] ,[34] ,[35] ,[36] ,[37] Горенштейн. Гай Саллюстий Крисп, с.155–156]. Крайним проявлением скептического отношения к античным источникам является, пожалуй, убеждённость Освальда Шпенглера в том, что греко-римские историки были начисто лишены ретроспективного мышления. Подытоживая свои рассуждения на эту тему, О.Шпенглер приводит резкое высказывание Теодора Моммзена, согласно которому римские историки — это сочинители, «которые говорили о том, что заслуживает умолчания, и молчали о том, что следовали сказать».[38] Крайним проявлением скептического отношения к античным источникам является, пожалуй, убеждённость Освальда Шпенглера в том, что греко-римские историки были начисто лишены ретроспективного мышления. Подытоживая свои рассуждения на эту тему, О.Шпенглер приводит резкое высказывание Теодора Моммзена, согласно которому римские историки — это сочинители, «которые говорили о том, что заслуживает умолчания, и молчали о том, что следовали сказать».[39]
В некоторых случаях изъяны античных источников, действительно, настолько явны, что видны невооружённым глазом. Так, А.С.Пушкин укорял Тацита за неубедительную мотивировку некоторых описываемых событий: «Юлия, дочь Августа, славная своим распутством и ссылкой Овидия, умирает в изгнании, в нищете, — может быть, но не от нищеты и голода, как пишет Тацит. — Голодом можно заморить в тюрьме».[40] Другой пример: свидетельство Луция Аннея Флора о глумлении парфян над отрубленной головой Марка Лициния Красса, в оскал рта которой влили расправленное золото, «чего так жаждала его душа».[41] Между тем в сообщении Плутарха о глумлении врагов над отсечённой головой Красса рассказывается и том, что она была брошена на середину залы, где исступлённо ликовали победители римского войска, и о том, что упоённые победой и вином участники веселья жадно выхватывали друг у друга мёртвую голову как желанный трофей, но ни слова не сказано о вливании расплавленного золота в её рот (см..[42] Разумеется, историк наших дней вправе выбрать из этих версий ту, которая кажется ему достовернее или колоритнее (ср.[43]), но всё же более разумно усомниться в достоверности и того и другого свидетельства.
Нелишне привести суждение античного историка Полибия, который, критикуя некоторые исторические труды современников, проворчал: «По моему мнению, они имеют значение и цену не истории, а болтовни брадобрея или простолюдина».[44] Впрочем, если копнуть глубже, то и у нашего ворчуна можно найти искажения исторической истины в угоду личным симпатиям и антипатиям (см.[45]).
Такие свойства античных исторических сочинений читатель должен иметь в виду, когда он встречается с приведёнными здесь цитатами из них.
Допуская, что далеко не все свидетельства, содержащиеся в цитируемых отрывках, бесспорны и достоверны, мы всё же не отказывали себе в желании насытить ими нашу работу. При этом автору меньше всего хотелось, чтобы его книга была воспринята читателем как цитатник. Вследствие этого позволим себе подробнее разъяснить цель нашего обильного цитирования.
Прежде всего, приводимые отрывки, несмотря на сомнительную сюжетную или историческую истинность некоторых из них, содержат достоверные сведения о типологии и технике древнеримских казней, пыток и наказаний.
Так, можно усомниться в достоверности приведённого Тацитом сообщения о гибели императора Тиберия в результате его удушения под ворохом одежды[46] — тем более что, согласно Светонию, смерть Тиберия могла наступить и от отравления медленным ядом, и от удушения подушкой, и оттого, что ему, накрыв голову подушкой, стиснули горло руками.[47] Можно довериться первой версии (см., напр.[48]) либо предпочесть общую формулировку «был задушен» (см., напр.[49]), либо наконец согласиться с теми, кто утверждал, что дряхлый Тиберий «поднялся с постели, но, пройдя несколько шагов, потерял сознание, упал и разбился насмерть».[50] Однако не подлежит сомнению, что перечисленные здесь историками сами приёмы умерщвления жертвы — не художественный вымысел, а мрачная древнеримская действительность.
Другая цель широкого цитирования античных авторов заключалась в стремлении воссоздать на страницах нашего издания колорит древнеримской эпохи, отмеченной и величественными взлётами человеческого духа, и его позорными падениями в пропасть лютых злодеяний.
При чтении нашей работы у некоторых читателей может закрасться подозрение: «А не сгущает ли автор краски? Не желает ли он бросить позорящую тень на блистательный облик Древнего Рима, величественным достижениям которого столь обязана современная цивилизация?». Чтобы предотвратить такие подозрения, мы, как правило, не пересказываем палаческие сюжеты, а даём возможность поведать о них самим римлянам. Audi?tur et alt?ra pars («Пусть будет выслушана и другая сторона») — справедливо требовали они. Что же до блистательного Древнего Рима, то здесь как нигде уместна следующая выдержка из уже цитированного трактата Освальда Шпенглера: «Я вижу символы первостепенного порядка, что в Риме, где триумвир Красс был всемогущим спекулянтом земельными участками, отведёнными под строительство, красующийся на всех надписях римский народ, перед которым даже на расстоянии трепетали галлы, греки, парфяне, сирийцы, в неимоверной тесноте ютился в густонаселённых многоэтажных домах неосвещённых предместий и обнаруживал полное равнодушие или своего рода спортивный интерес к успехам милитаристской экспансии; что многие благородные семьи родовой аристократии, отпрыски победителей кельтов, самнитов и Ганнибала, вынужденно отказывались от своих родовых поместий и снимали жалкие квартиры, поскольку не участвовали в опустошительной спекуляции; что в то время как вдоль Via Appia[51] высились удивляющие и по сей день надгробные памятники денежных тузов Рима, тела покойников из народа вместе с трупами животных и городским мусором выбрасывались в ужасающую братскую могилу, пока при Августе, чтобы предотвратить эпидемии, не засыпали это место, на котором тогда же Меценат разбил свой знаменитый сад…»[52] (о вопиющем неравенстве римских сословий, прикрываемом чисто внешним блеском империи см. также[53]).
И, наконец, наше цитирование преследует также просветительскую цель — ознакомить широкого читателя с фрагментами тех трудов, которые, быть может, прежде были ему неизвестны или недоступны, но заинтересуют и войдут в круг его одухотворённого чтения.
Именно последним обстоятельством диктовался подбор юридических и исторических источников, при котором мы намеренно не ссылались на сочинения античных авторов, известные нам в древнегреческом и в латинском подлинниках, но не переведённые на русский язык. Такой пробел в нашем библиографическом перечне извинителен также потому, что в этих трудах мы не обнаружили сведений о древнеримских казнях, пытках и суровых наказаниях, которые своей принципиальной новизной отличались бы от соответствующих сообщений в цитированных здесь источниках.
Обследованная автором юридическая и историческая литература на английском, немецком, французском, итальянском и ряде других европейских языков также не привнесла существенного нового в его представления об этой стороне древнеримской жизни.
Читателя, осведомлённого в европейских языках и желающего обратиться к соответствующим иноземным сочинениям, мы отсылаем к трудам,[54] ,[55] ,[56] содержащим полезные библиографические сведения.
§ 4. Терминология и слог этой книги
Определённую трудность в освещении казней, пыток и наказаний вызывает смысловая неэквивалентность ряда русских и латинских обозначений карательных мер и орудий их применения. Некоторые из этих наименований в русском и латинском языках, кроме того, многозначны.
Таково, например, слово казнь. В русский язык оно вошло из старославянского (см.,[57] [58]) в качестве кальки (буквального перевода) ряда древнегреческих слов, употреблявшейся в двух значениях: «наказание» и «приказ, указ».[59]
Первое значение скалькировано с древнегреческих слов zhm…a «1) наказание, штраф; 2) убыток, ущерб, урон, вред»[60] и k…nduno$ «1) опасность; 2) смелый поступок, риск»;[61] второе — со слов d?gma «1) мнение; 2) решение, постановление; 3) философское учение»[62] и q?spisma «1) прорицание; 2) приказание».[63]
В древнерусских памятниках слово казнь не только сохраняет прежнюю многозначность, но и раздвигает свои смысловые рамки (см.,[64] ,[65] [66]).
Следствием этого является смысловая широта слова казнь в современном русском языке и разноголосица словарей в его толковании. Малые толковые словари дают только одно его значение — «лишение жизни как высшая карающая мера (высшая мера наказания)» (см.,[67] [68]), тогда как большие и средние — от двух до трёх значений, не считая фразеологически связанных (см.,[69] ,[70] [71]): «1) высшая мера наказания — лишение жизни; 2) устар. суровое наказание, кара; 3) перен. страдание, мучение».
В юридической и энциклопедической литературе такая многозначность преодолевается применением составного термина смертная казнь (см., напр.[72]) который, однако, со строго лингвистической точки зрения представляет собой плеоназм такого же ряда, как патриот родины, своя автобиография, коллега по работе, народная демократия и т. п.
Латинское слово poen?, терминологически параллельное русскому казнь, имеет два главных значения: «1) наказание, кара; 2) страдание, мучение, мука».[73] В первом значении оно синонимично слову punitio.[74]
М.Бартошек усматривает в слове poen? также архаическое значение «очищение коллектива от преступления и посвящение преступника божеству», одновременно снабжая это слово этимологическую пометой «греч.».[75] Не ясно, из какого источника М.Бартошек почерпнул указанное значение (в фундаментальном «Латинско-русском словаре» И.Х.Дворецкого такое значение не представлено и слово poen? пометой «греч.» не сопровождается). Возможно, М.Бартошек выводит это значение из греческого poin» «штраф (особенно за убитого), возмездие, вознаграждение; вообще кара, наказание»,[76] однако связь между латинским poen? и греческим poin», несмотря на их наглядную смысловую и звуковую близость и мнение крупнейших латинистов о греческом происхождении первого (см., напр.[77]), не вполне ясна. Не исключено, что слово poen? действительно было заимствовано из греческого языка, но не менее возможно и обратное заимствование, а ещё более вероятно, что оба слова происходят из общего праязыкового корня, длительное время существовали независимо друг от друга и лишь позднее сблизились на почве греко-римских этнокультурных связей (попутно отметим, что дискуссионность отношений между латинским poen? и греческим poin» сказывается на спорах этимологов об истории русского слова пеня, см., напр.[78]).
Трудность адекватного перевода латинского слова poen? на русский язык и толкование связанных с ним юридических понятий обусловлены и тем, что оно входит в многозначное терминологическое словосочетание poen? cap?tis(=poen? capit?lis), одно из значений которого «высшая мера наказания в Древнем Риме» не совпадает с современным значением «смертная казнь» (подробнее см. ниже).
Во избежание терминологической сбивчивости латинские юридических выражения при необходимости далее сопровождаются разъяснениями и уточнениями.
В дальнейшем мы будем употреблять слово казнь в значении «лишение жизни как карающая или ритуальная мера, а также намеренное убийство с низменными целями», слово пытка — в значении «истязание, применяемое при допросе обвиняемого с целью вынудить его к даче показаний либо уступить своё имущество», оборот суровое наказание — в значении «жестокое карающее физическое и (или) психическое воздействие на того, кто совершил проступок, не приводящее намеренно к гибели наказываемого».
К этому смысловому ряду примыкают слова изуверство и издевательство. Первое мы употребляем в значении «намеренное калеченые кого-л. с целью извлечь из этого материальную выгоду, отомстить обидчику или сделать из калечения театральное зрелище»; второе — в значении «причинение преимущественно должностным лицом кому-л. страданий с целью его жестоко унизить, для удовлетворения своих извращённых наклонностей или для нанесения ущерба здоровью истязаемого».
И наконец, слово варвар употребляется нами только в его первоначальном значении — «всякий неримлянин и негрек».
Читатель старого закала, воспитанный на сочинениях с вытянутым во фрунт поджарым слогом, немало удивится (если не оскорбится), встретив в нашей книге такие ухарские выражения, как прохиндей, окочуриться, пацан и т. п., применяемые если не к высокой, то более или менее почтенной исторической материи. Едва ли придётся по вкусу иным читателям и зубоскальство, которое там и сям сопутствует повествованию о некоторых исторических персонажах.
Что скажешь на это? Покаяние здесь ни к чему, поскольку автор не считает себя повинным в покушении на немеркнущие красоты русского языка (преподаванию и исследованию которого он посвятил главную часть своей осмысленной жизни). Не посягал автор и на репутацию почтенных исторических личностей. В качестве же объяснения такого стилистического и интеллектуального озорства (или, выражаясь современным слогом, — стёба) можно было привести пространные доводы, способные составить отдельный пухлый том. Однако чтобы не утомлять читателя высоколобыми рассуждениями, скажем предельно кратко: стилистический и интеллектуальный строй нашей книги выражает безнадёжное стремление хотя бы на миг вырваться из той убийственно-монотонной реки времён, о которой с непревзойдённым ужасом и восхищением (вопреки бодряческому толкованию, см.[79]) писал Г.Р.Державин:
Река времён в своём стремленье
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остаётся
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрётся
И общей не уйдёт судьбы..[80]
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
10 страшных пыток Древнего Рима | Блог Марина
В Древнем Риме пытки рабов были общераспространённым явлением. Когда свободного человека обвиняли в том или ином преступлении, во исполнение правосудия его заставляли в собственном доме пытать своих рабов, часто до самой смерти. Но это не мешало правителям Рима также подвергать пыткам свободных мужчин и женщин своей страны. В законах Древнего Рима всегда находились лазейки для этого, а отдельные правители использовали пытки вообще без оглядки на какие-либо правила.
1. Зашивание в тело осла
Если Вас интересуют жестокие и необычные формы пыток, то не стоит долго искать, обратитесь к истории Древнего Рима. Возьмём, к примеру, пытку, которая была описана Апулеем («Золотой осёл») и Луцианом («Луций, или Осёл»).
Убитому ослу разрезали брюхо и вынимали внутренности. Осуждённого раздевали и запихивали внутрь животного. Затем брюхо зашивали таким образом, чтобы из него выглядывала только голова – это предотвращало смерть от удушья и продлевало страдания.
Тело осла выставлялось на солнцепёк. Оно начинало разлагаться, в то время как осуждённый внутри него изнемогал от жары. Всё его тело покрывалось червями, а грифы клевали гниющую плоть животного. Смерть приходила медленно, и жертвы молили о ней.
2. Скармливание диким свиньям
Святой Григорий описал гнусную пытку, которой жители Гелиополиса подвергали молодых женщин в то время, когда он находился под римским владычеством.
Девственниц, которым предстояло пройти эту пытку, сначала отдавали на растерзание гладиаторам. После того как они лишались невинности не по своей воле, их публично раздевали и вспарывали им животы, выпуская кишки наружу. Затем их тела набивали ячменём и зашивали обратно. После этого бедных жертв отдавали диким свиньям, и те раздирали их на куски.
3. Потрошение
В Древнем Риме существовал закон, согласно которому чем выше был Ваш статус, тем больше людей Вы могли безнаказанно трахнуть, но не наоборот. Например, император мог заниматься сексом со всеми подряд. Военачальник имел право завладеть телом лейтенанта или рядового гражданина, а солдаты были выше простых людей.
Посягать на вышестоящих по социальному статусу было запрещено. Если рядовой гражданин насиловал солдата, наказанием ему служила публичная кастрация. Если солдат добровольно давал рядовому гражданину, его публично потрошили.
Эти правила, в сочетании с добровольными любовными отношениями между мужчинами, очень сильно всё запутывали. Обвинить любого человека в нарушении закона о ранге и в том, что он добровольно поддался домогательствам человека более низкого статуса, было проще простого.
4. Перевязывание члена
Тиберий был одним из самых страшных и ненавистных императоров в римской истории, и не зря. Он почти всегда был в дурном настроении и наслаждался, видом мучительных пыток.
Пенис жертвы часто оказывался мишенью его жестокости. Император прославился тем, что приглашал своих врагов выпить с ним вина. После того как его жертвы накачивались спиртным под завязку, им перевязывали концы членов, лишая возможности мочиться. Вскоре после этого начинались настоящие мучения, так как жертвы не могли опорожнить переполненный мочевой пузырь.
5. Пытки сенатора
Император Калигула был таким же жестоким, как и старый Тиберий. Однажды он распорол живот сенатору. Сенатор, на удивление, остался жив, и тогда Калигула приказал выколоть ему глаза. После этого раскалёнными клещами сенатору вырвали его внутренние органы. В завершение экзекуции сенатора разрезали напополам и разорвали на куски.
Согласно римскому поверью, смерть была не наказанием, а освобождением. Наказанием были пытки, и смерть допускалась лишь после того, как человек перенесёт определённое количество боли и мучений.
6. Заколачивание в бочку
Некоторые люди в ожидании долгожданной смерти должны были мучиться дольше, чем другие. При императоре Домициане христиан истязали самыми ужасными способами.
Одна из самых страшных пыток заключалась в том, что христианина обмазывали мёдом и молоком. Затем жертву заколачивали в бочку, туда же клали привлекающую паразитов пищу. Паразиты пожирали внутренности жертвы, чьё тело начинало гнить внутри бочки. Примерно через две недели такой пытки жертва, наконец, умирала, становясь мучеником за христианскую религию.
7. Похороненные заживо
Император Нерон получал удовольствие от того, что хоронил людей заживо. Весталки, нарушившие обет целомудрия, почти всегда подлежали именно этому виду наказания. Лишь однажды Нерон изменил своим принципам, когда дело коснулось судьбы жрицы Рубрии. Она была замурована в небольшой пещере, где её оставили умирать с голоду.
Во время других казней при участии Нерона осуждённые должны были копать для себя могилы. После выкапывания могил внутри них устанавливали колья. Затем осуждённого связывали и сталкивали в могилу. Если его преступление было незначительным, его толкали так, чтобы кол пронзил сердце. Других преступников, осуждённых за совершение тяжких преступлений, толкали так, чтобы кол лишь смертельно ранил их. Затем его либо оставляли умирать от мучительной боли, либо закапывали заживо.
8. Прогрызание тела крысами
Палачи часто используют животных для своих зверств, например, как в случае с пыточным котлом. Для проведения этого особо жестокого вида пыток голодное животное, такое как крыса, собака или кошка, помещали в небольшой котёл. Затем котёл открытой стороной привязывали к животу жертвы.
Палач нагревал дно котла, в результате чего внутри него становилось очень жарко. Животное начинало паниковать и искать возможности для побега. Единственным «мягким местом», через которое можно было прогрызть выход, был живот обвиняемого.
9. Пчелиная корзина
Одна из необычных пыток заключалась в том, что человека раздевали и помещали в большую корзину. Затем её поднимали на дерево, на котором было большое пчелиное гнездо. Пчёлы начинали злиться и кусали человека внутри корзины до тех пор, пока тот не умирал.
Осуждённый должен был страдать от боли как можно дольше, но были случаи, когда жертвы этой пытки умирали сравнительно быстро – из-за аллергии на укусы пчёл.
10. Распятие
Древние римляне любили казнить путём распятия. В своё время оно было главной формой казни для убийства бесчисленного количества рабов.
Распятие не всегда связано с прибиванием обвиняемого к кресту. Иногда осуждённого раздевали, оставляя только повязку на голове. Затем его привязывали к кресту или развилке, после чего начинали бичевать, иногда до смерти.
Если обвиняемый не должен был умереть от бичевания, следующим шагом было прибивание его рук к поперечной балке креста. После этого балку подтягивали на нужную высоту и прибивали ноги осуждённого к столбу. Его могли оставить так умирать медленной смертью, а могли перебить ему ноги, чтобы ускорить кончину.
Иногда осуждённого подвешивали вниз головой. В других случаях палач отрезал ему половые органы. Методика исполнения была разной и менялась от палача к палачу; единых правил не существовало.
- Источник
×
cont.ws
10 страшных пыток Древнего Рима: knebeckaize
В Древнем Риме пытки рабов были общераспространённым явлением. Когда свободного человека обвиняли в том или ином преступлении, во исполнение правосудия его заставляли в собственном доме пытать своих рабов, часто до самой смерти. Но это не мешало правителям Рима также подвергать пыткам свободных мужчин и женщин своей страны. В законах Древнего Рима всегда находились лазейки для этого, а отдельные правители использовали пытки вообще без оглядки на какие-либо правила.
1. Зашивание в тело ослаЕсли Вас интересуют жестокие и необычные формы пыток, то не стоит долго искать, обратитесь к истории Древнего Рима. Возьмём, к примеру, пытку, которая была описана Апулеем («Золотой осёл») и Луцианом («Луций, или Осёл»).
Убитому ослу разрезали брюхо и вынимали внутренности. Осуждённого раздевали и запихивали внутрь животного. Затем брюхо зашивали таким образом, чтобы из него выглядывала только голова – это предотвращало смерть от удушья и продлевало страдания.
Тело осла выставлялось на солнцепёк. Оно начинало разлагаться, в то время как осуждённый внутри него изнемогал от жары. Всё его тело покрывалось червями, а грифы клевали гниющую плоть животного. Смерть приходила медленно, и жертвы молили о ней.
2. Скармливание диким свиньям Святой Григорий описал гнусную пытку, которой жители Гелиополиса подвергали молодых женщин в то время, когда он находился под римским владычеством.
Девственниц, которым предстояло пройти эту пытку, сначала отдавали на растерзание гладиаторам. После того как они лишались невинности не по своей воле, их публично раздевали и вспарывали им животы, выпуская кишки наружу. Затем их тела набивали ячменём и зашивали обратно. После этого бедных жертв отдавали диким свиньям, и те раздирали их на куски. 3. Потрошение В Древнем Риме существовал закон, согласно которому чем выше был Ваш статус, тем больше людей Вы могли безнаказанно трахнуть, но не наоборот. Например, император мог заниматься сексом со всеми подряд. Военачальник имел право завладеть телом лейтенанта или рядового гражданина, а солдаты были выше простых людей.
Посягать на вышестоящих по социальному статусу было запрещено. Если рядовой гражданин насиловал солдата, наказанием ему служила публичная кастрация. Если солдат добровольно давал рядовому гражданину, его публично потрошили.
Эти правила, в сочетании с добровольными любовными отношениями между мужчинами, очень сильно всё запутывали. Обвинить любого человека в нарушении закона о ранге и в том, что он добровольно поддался домогательствам человека более низкого статуса, было проще простого.
4. Перевязывание Тиберий был одним из самых страшных и ненавистных императоров в римской истории, и не зря. Он почти всегда был в дурном настроении и наслаждался, видом мучительных пыток.
Пенис жертвы часто оказывался мишенью его жестокости. Император прославился тем, что приглашал своих врагов выпить с ним вина. После того как его жертвы накачивались спиртным под завязку, им перевязывали концы членов, лишая возможности мочиться. Вскоре после этого начинались настоящие мучения, так как жертвы не могли опорожнить переполненный мочевой пузырь.
5. Пытки сенатора Император Калигула был таким же жестоким, как и старый Тиберий. Однажды он распорол живот сенатору. Сенатор, на удивление, остался жив, и тогда Калигула приказал выколоть ему глаза. После этого раскалёнными клещами сенатору вырвали его внутренние органы. В завершение экзекуции сенатора разрезали напополам и разорвали на куски.
Согласно римскому поверью, смерть была не наказанием, а освобождением. Наказанием были пытки, и смерть допускалась лишь после того, как человек перенесёт определённое количество боли и мучений. 6. Заколачивание в бочку Некоторые люди в ожидании долгожданной смерти должны были мучиться дольше, чем другие. При императоре Домициане христиан истязали самыми ужасными способами.
Одна из самых страшных пыток заключалась в том, что христианина обмазывали мёдом и молоком. Затем жертву заколачивали в бочку, туда же клали привлекающую паразитов пищу. Паразиты пожирали внутренности жертвы, чьё тело начинало гнить внутри бочки. Примерно через две недели такой пытки жертва, наконец, умирала, становясь мучеником за христианскую религию. 7. Похороненные заживо Император Нерон получал удовольствие от того, что хоронил людей заживо. Весталки, нарушившие обет целомудрия, почти всегда подлежали именно этому виду наказания. Лишь однажды Нерон изменил своим принципам, когда дело коснулось судьбы жрицы Рубрии. Она была замурована в небольшой пещере, где её оставили умирать с голоду.
Во время других казней при участии Нерона осуждённые должны были копать для себя могилы. После выкапывания могил внутри них устанавливали колья. Затем осуждённого связывали и сталкивали в могилу. Если его преступление было незначительным, его толкали так, чтобы кол пронзил сердце. Других преступников, осуждённых за совершение тяжких преступлений, толкали так, чтобы кол лишь смертельно ранил их. Затем его либо оставляли умирать от мучительной боли, либо закапывали заживо.
8. Прогрызание тела крысами Палачи часто используют животных для своих зверств, например, как в случае с пыточным котлом. Для проведения этого особо жестокого вида пыток голодное животное, такое как крыса, собака или кошка, помещали в небольшой котёл. Затем котёл открытой стороной привязывали к животу жертвы.
Палач нагревал дно котла, в результате чего внутри него становилось очень жарко. Животное начинало паниковать и искать возможности для побега. Единственным «мягким местом», через которое можно было прогрызть выход, был живот обвиняемого.
9. Пчелиная корзина Одна из необычных пыток заключалась в том, что человека раздевали и помещали в большую корзину. Затем её поднимали на дерево, на котором было большое пчелиное гнездо. Пчёлы начинали злиться и кусали человека внутри корзины до тех пор, пока тот не умирал.
Осуждённый должен был страдать от боли как можно дольше, но были случаи, когда жертвы этой пытки умирали сравнительно быстро – из-за аллергии на укусы пчёл.
10. Распятие Древние римляне любили казнить путём распятия. В своё время оно было главной формой казни для убийства бесчисленного количества рабов.
Распятие не всегда связано с прибиванием обвиняемого к кресту. Иногда осуждённого раздевали, оставляя только повязку на голове. Затем его привязывали к кресту или развилке, после чего начинали бичевать, иногда до смерти.
Если обвиняемый не должен был умереть от бичевания, следующим шагом было прибивание его рук к поперечной балке креста. После этого балку подтягивали на нужную высоту и прибивали ноги осуждённого к столбу. Его могли оставить так умирать медленной смертью, а могли перебить ему ноги, чтобы ускорить кончину.
Иногда осуждённого подвешивали вниз головой. В других случаях палач отрезал ему половые органы. Методика исполнения была разной и менялась от палача к палачу; единых правил не существовало.
источник
knebeckaize.livejournal.com
Жестокие пытки женщин животными в Древнем Риме Reporter UA
Неизвестно от чего, но больше всего пытать животными любили женщин, и самой популярной пыткой женщин было публичное унижение и лишение чести.
В древнем Риме очень популярны были пытки животными. Конечно, очень трудно заставить осла или жирафа изнасиловать женщину, но в древнем Риме был такой бестиарий Карпофор, который смекнул, что животные ориентируются с помощью обоняния. И когда в зверинце у самок животных начиналась течка, смекалистый Карпофор смачивал их кровью ткань.
Изнасилование женщин животными происходило так: Карпофор мазал женщине причинные места и животные совокуплялись с нею, не обращая внимания на возбужденный рёв толпы. Конечно же животные, чувствуя уверенность, становились всё более агрессивными и тогда женщина начинала сопротивляться. Чувствуя неповиновение, звери вонзали в её плечи когти, хватали зубами за шею, трясли как тряпку и вынуждали подчиняться! После того, как женщину насиловал бык, жираф или конь, выживали немногие. Обычно несчастная умирала под аплодисменты римской публики.
Поверьте, изнасилование животными доставляло толпе неимоверное наслаждение. На их глазах, женщин насиловали кабаны, зебры, львы. Так же прославился номер, который поставил Карпофор, в котором бык насиловал девушку. Номер был посвящен Зевсу, который вселился в тело быка, а девушка изображала Европу. Римские зрители были в восторге!
Изнасилование животными также использовали и в Китае. Была у древнего китайского принца Цюя фаворитка и звали её Гаосинь. Эта женщина была настолько жестока и ревнива, что приказало вывести двух наложниц, Диюй и Чаопин, на городскую площадь и раздеть догола. Далее голых девушек привязали к вбитым кольям, поставив на колени и начинали выпускать животных. Двух несчастных насиловали бараны, козлы и собаки. Гаосинь специально выбрала таких мелкописечных животных, дабы унижать, а не убивать девушек. Вскоре, когда фаворитке принца надоело, она приказала разрубить несчастных на мелкие кусочки.
Жестокая забава аристократок в 19 веке на девичниках над своими "подружками" (ФОТО)