Цивилизация древнего мира конспект. Конспект урока по истории для 5 класса по теме «Цивилизации Древнего Востока»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект урока "Восточные деспотии. Расширение ареала цивилизации". Цивилизация древнего мира конспект


Цивилизация древнего мира кратко....... -reshimne.ru

Особенности древних цивилизаций

Чему нас учит история религий? Что они повсюду раздували пламя нетерпимости, устилали равнины трупами, поили землю кровью, сжигали города, опустошали государства; но они никогда не делали людей лучше.

Древние цивилизации, существовавшие тысячи лет назад, определили культурное и научное развитие человечества. Рассматривая детали древних цивилизаций можно увидеть развитие и упадок различных культур, моральных ценностей и научных достижений древности, повлиявших на развитие всего человечества.

Самыми ранними поселениями по течению реки Тибр в области, которая позже стала городом Римом, наиболее вероятно управлял вождь или военачальник с поддержкой глав ведущих семей в пределах или около поселения. Вергилий и другие эпические авторы говорят нам, что город Рим был основан Ромулом, и что он убил своего брата Рема для того, чтобы осмеять его pomerium, или священную границу города, которого он основал. Этот город был назван в честь его легендарного основателя - Римом, и мы имеем соответственно героическое начало для города, который когда-то управлял всем Западным миром. Реферат особенности древних цивилизаций. Авторы более поздних эр, включая много римлян, вывели бы весьма немного из легендарной части истории основания города, где Ромул убивает своего брата, и говорили, что, поскольку Рим был основан в акте кровопролития, таким образом, кровопролития станут частью римского наследства. подробнее... http://drevnijmir.ru/civ/civ.php

Во времена Темных веков, греческие поселения распространились от южной части Балканского полуострова до западного побережья Малой Азии (нынешняя территория Турции), охватывая острова Эгейского моря. К началу VIII века до н. э. греки начали восстанавливать торговые отношения с другими народами, экспортируя оливковое масло, вино, гончарные и металлические изделия. Благодаря недавнему изобретению алфавита финикийцами начала возрождаться письменность, утраченная в период Темных веков. Однако установившийся мир и процветание привели к резкому росту населения, и прокормить его становилось все труднее из-за ограниченной сельскохозяйственной базы. подробнее...

Древний Китай возник на основе неолитических культур, сложившихся в 5 - 3 тысячелетиях до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. Бассейн Хуанхэ стал главной территорией формирования древней цивилизации Китая, в течении длительного времени развивавшейся в условиях относительной изоляции. Лишь с середины 1 тысячелетия до н. э. начинается процесс расширения территории, в южном направлении, сначала в район бассейна Янзы, а затем и дальше на юг. На грани нашей эры государство Древнего Китая выходит уже далеко за пределы бассейна Хуанхэ, хотя северная граница, этнической территории древних китайцев остаётся почти неизменной. подробнее...

В ходе своей двухтысячелетней истории древний город Вавилон дважды становился столицей великой империи, сказочной в своем великолепии. А ещё вавилонянам удалось достичь значительного научного и интеллектуального прогресса. По сравнению с первыми месопотамскими городами в Шумере и Аккаде, Вавилон был молод: начальные упоминания о нем относятся к ХХIII веку до н. э. Реферат особенности древних цивилизаций. Политическое значение он приобрел лишь после 1900 года до н. э., когда амориты, союз семитских племен захватили Шумер. За несколько лет, Вавилон превратился в столицу небольшого, но постоянно растущего Аморитского царства, которое при правлении царя Хаммурапи (1792-50 до н. э.) стало империей, вобравшей в себя всю Южную Месопотамию, а также часть Ассирии на севере. подробнее...

Цивилизация Древнего Египта просуществовала почти 3000 лет, оставив потомкам величественные памятники и сказочные сокровища. Египет стал колыбелью второй (после шумерской) великой цивилизацией в мировой истории. Она зародилась в долине Нила несколькими веками позднее шумерской цивилизации в Месопотамии, оказавшей несомненное влияние на раннее развитие Древнего Египта.

reshimne.ru

Конспект урока по истории для 5 класса по теме «Цивилизации Древнего Востока»

Автор: Курдюмова Елена Васильевна, учитель истории

Муниципального казённого образовательного учреждения «Москаленский лицей» Москаленского муниципального района Омской области

Повторительно - обобщающий урок

Тема «Цивилизации Древнего Востока»

Цели урока:

1. Систематизировать, обобщить и закрепить знания по истории Древнего Востока.

2. Продолжить формировать умения работать с картой, сравнивать, сопоставлять исторические факты, явления.

3. Развивать умения работать в команде.

4. Выявить общие особенности, свойственные большинству стран - Египту, Междуречью, Индии и Китаю.

Оборудование:

Карточки с заданиями, контурные карты, мультимедиа.

Ход урока

- Какую большую тему мы изучали на предыдущих уроках?

(Цивилизации Древнего Востока)

- А если тема завершена, то у нас сегодня какой урок?

(Повторительно - обобщающий). Сформулируем тему нашего урока.

(Повторительно - обобщающий урок «Цивилизации Древнего Востока».

- А что обозначает слово «цивилизация»? Мы изучали два значения этого слова.

Первое значение – ступень развития общества, следующая после первобытного строя, от которого цивилизацию отличают: возникновение городов, разделение людей на общественные слои, создание государств и изобретение письменности.

Второе значение – объединения людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления.

- Какое определение мы используем сегодня на уроке, первое или второе? Почему?

Давайте определим цели нашего путешествия. (Называют.)

3.Обобщение и конкретизация знаний в форме путешествия по странам.

Цели нашего путешествия мы определили, теперь давайте узнаем название команд.

Отгадайте историческую загадку и узнаете название вашей команды.

На нильских берегах она была,

Богатой и цветущею слыла,

И ею фараоны управляли,

Восстание рабов здесь подавляли.

Назови, что за страна.

В мире есть сейчас она. (ЕГИПЕТ)

Расскажите- ка, ребята,

Где без леса и без гор

Люди в древности росли.

Где покой все обрели.

Где из глины повсеместно всё лепили мастера. (Междуречье)

В этой стране, в джунглях

Исполинское дерево проросло.

Да так, что не видно

За ним и слонов.

Его как бога почитали.

«Царь леса» все и называли. (Индия)

Чтоб землю с севера обезопасить,

У гуннов землю отобрать,

Правители решили стену возвести

Покой чтоб вечный обрести.

И людей великое множество

Согнали со всей страны.

Заставили стену строить,

Чтобы не было войны. (Китай)

Ставятся таблички с названиями команд.

Итак, начинаем наше путешествие.

1-я станция «Географическая».

Определите по очертаниям свою страну и найдите её на контурной карте, обведите маркером (1 минута на работу). После выполнения работы 1 человек от группы выходит к доске и показывает, что сделала группа, объясняет.

Если работа завершена - поднимаем руку. Молодцы! Продолжаем работу с контурными картами. Страны Древнего Востока называют речными цивилизациями. На берегах каких рек возникло ваше государство? Реки обведите синим фломастером и подпишите. (Египет- Нил, Междуречье- Евфрат и Тигр, Индия- Инд и Ганг, Китай- Хуанхэ и Янцзы)

Проверяем.

Команда Египет.

Команда Междуречье.

Команда Индия.

Команда- Китай.

Молодцы. Все группы с работой справились.

Путешествуем дальше.

Следующая станция «Угадайка». Активно работаем, поднимаем руки. Какая команда будет самой активной?

- На чём писали египтяне? (папирус)

- Как называли сплав меди и олова? (бронза)

-Какой металл научились обрабатывать ассирийские ремесленники в 10 веке до н.э.? (железо)

-Каково расстояние между Двуречьем и Междуречьем? (одна страна)

- Как называется приспособление для подъёма воды в Египте? (шадуф)

-Кто впервые стал использовать конницу в боевых действиях? (ассирийцы)

- Приспособление для разрушения стен крепостей (таран)

-Они первыми изобрели алфавит (финикийцы)

- Какие часы применяли в Египте для измерения времени? (водяные)

- Островки зелени в пустыне (оазисы)

-Повелитель Древнего Египта (фараон)

- Служители богов в храмах (жрецы)

Молодцы, все активно отвечали. Всем спасибо. Вы все – лучшие.

Наше путешествие продолжается.

Следующая станция «Поймай дату». В каждом государстве были правители, происходили судьбоносные события. В зелёном конверте даты и события. Необходимо соотнести дату с событием. 1 минута на работу. Проверяем.

Проверка. Команда Египет, были ошибки? Индия? Китай? Междуречье?

Следующая станция «Исторический словарь».

Каждое государство характеризуется особенностями и мы постараемся их определить.

Надо дописать предложение (у каждой группы они разные). На ваших столах листы бумаги, переверните их и выполняйте задание. 1 минута на работу.

1.Вера в сверхъестественные силы ( религия)

2. Правила, по которым надо жить (заповеди)

3.Способ письма в Двуречье (клинопись)

4.Поселение, захваченное или вновь основанное для организации торговли (колонии)

  1. Значки, которыми писали в Египте (иероглифы)

  2. Священная книга христиан (библия)

  3. Знатные люди, царские советники, военачальники( вельможи)

  4. Непроходимые леса в Индии (джунгли).

1.Гробница египетских фараонов (пирамида)

2. Правила поведения, установленные государством (законы)

3. Группы людей в Индии со своими правами и обязанностями (касты)

4. Такая организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов (государство)

1.Денежный сбор в пользу государства (налоги)

2. Скульптура льва с головой человека (сфинкс)

3. Большое сильное государство (держава)

4. Люди, не входившие ни в одну из каст в Индии (неприкасаемые)

Проверяем.

Немножко отдохнём. Физкультминутка. Под восточную музыку.

Наше путешествие продолжается.

А сейчас вы станете настоящими археологами.

Следующая станция «Археологическая».

В конвертах лежат «осколки древних памятников». Их необходимо собрать из частей изображений и объяснить в какой стране они найдены и что вы о них знаете. На работу 1 минута.

Проверяем.

Сфинкс- Египет

Пирамида - Египет

Великая китайская стена - Китай

Столб из твёрдого чёрного камня – Междуречье (Вавилон).

Наше путешествие продолжается,

следующая станция «Узнай меня».

Каждая команда- это какая-то страна. Я вам раздам слова. Из них нужно выбрать только те, которые относятся к вашей стране. Вам страны говорят «Узнай меня». 1 минута на работу.

Проверяем. Объясняем.

Китай (бумага, шёлк, чай, компас, Конфуций),

стекло , фараон – лишние слова.

Индия (шахматы, сахар, касты, джунгли, цифры),

алфавит , папирус - лишние слова.

Египет (календарь, папирус, иероглифы, фараон, водяные часы),

рис , таран – лишние слова.

Междуречье (клинопись, глиняные таблички, Вавилон, законы Хаммурапи, Евфрат и Тигр),

Бог Брахма , пирамиды – лишние слова.

Все команды хорошо поработали.

4. Выявление общих особенностей, свойственных большинству стран – Египту, Междуречью, Индии и Китаю.

Ребята, вы сегодня выявили отличительные черты цивилизаций Древнего Востока. А как вы думаете, есть ли у них общие черты? Сформулируем проблему :

- Что было общего в цивилизациях Древнего Востока, если каждая из них отличалась своим своеобразием?

Я вам раздаю вопросы, команда Египет отвечает на вопросы , связанные с хозяйством, команда Междуречье –вам вопросы относящиеся к власти, Индия- группы населения. Китай- культура. Ответы писать на геометрических фигурах, которые я вам раздам. Как только ответ готов - прикрепляем его на доске под своим вопросом.

Хозяйство (теплый климат, великие реки, орошаемое земледелие, земля в собственности государства)

Власть (обладатель власти царь или фараон, большинство должностных лиц назначалось )

Группы населения (бесправны, место человека в обществе определялось его происхождением

Культура ( люди ценили общественный порядок , приветствовали богатство, наличие рабов)

Какой вывод мы сделаем?

Цивилизации Древнего Востока имеют много общих черт во всех сферах общества, и при этом каждая из них является своеобразной, необычной цивилизацией.

Подведение итогов урока. Анализ работы в группах.

globuss24.ru

Конспект урока "Восточные деспотии. Расширение ареала цивилизации"

Тема урока: Восточные деспотии. Расширение ареала цивилизации.

Цель урока: охарактеризовать восточные деспотии

Задачи урока

  • осветить основные особенности правовой системы восточных деспотий

  • рассказать об особенностях деспотической власти

  • закрепить навыки делать выводы из выученного материала

  • научиться работать с видеоматериалом

  • закрепить знания по теме

Ход урока.

  1. Приветствие и мотивация

Учитель: Древний Восток был родиной великих культур, выведших человека из лона первобытного мифа. Однако, покинув первобытность, Восток не преодолел мифологического способа отношения человека к миру. Мир древних восточных культур — это магический космос, в котором человек чувствует себя лишь подчиненной частью. Однако это уже не тот космос, в котором жил человек первобытной общины. Теперь обожествляются не только природные стихии, но и поднявшаяся над человеком мощь деспотического государства. Древние боги вечной Природы теперь выступают в облике первостроителей и покровителей Государства, которое мыслится как продолжение божественного порядка.

В отличие от первобытного мифа, мы застаем здесь пробуждение и первые шаги свободного духа, однако его начальным сознанием оказывается чувство своей темницы, своей замкнутости во внешней несвободе. Дух здесь тоскует и рвется наружу из подавляющего его мира, но даже в бунте он оказывается внутренне связан в выборе своих путей. Путь человека к своей свободе на Древнем Востоке оказывается не поиском нового бытия, а отказом от всякого определенного бытия. На вершинах восточной мудрости свобода выглядит как тотальное отрицание внешнего мира, от которого пытаются укрыться, растворившись в вечном потоке жизни, или обрести внутри себя покой, где нет ни страха, ни надежды.

Эти черты культур Древнего Востока во многом определены способом коллективного выживания, единственно возможного для человека той эпохи и в тех географических условиях. Условием выживания было наличие мощного деспотического государства, получавшего свое смысловое оправдание в культуре и мироощущении древнего человека. Но наиболее развитые восточные культуры рождали в себе не только оправдание, но и духовный протест против подавляющей человека государственной мощи и пытались дать человеку внутреннее (смысловое) убежище от внешнего деспотизма

  1. Изучение нового материала (презентация)

… Азия выступает по сравнению с крошечной Европой во всем величии своего огромного пространства. Хронологически она представляется всеохватывающей основой, откуда вышли все люди.

К.Ясперс, современный немецкий философ

- Как вы понимаете слова современного немецкого философа К.Ясперса?

…История превратила человека в существо, стремящееся выйти за свои пределы.

К.Ясперс, современный немецкий философ

- Французский философ-просветитель М.Ж.Кондорсе и американский этнограф, историк Л.Г.Морган определили этапы развития человечества, согласно которым человечество проходит три этапа, напомните какие? (дикость, варварство, цивилизация).

- Вспомните, что представляло собой жизнь людей в первобытном обществе. Назовите основные отличительные черты общества, вставшего на путь цивилизации.

  • ремесло отделилось от сельского хозяйства;

  • ирригационные сооружения повысили производительность сельского хозяйства;

  • появились разные социальные слои общества, что вызвало усложнение социальной структуры;

  • образовались государства - система органов управления обществом и его подавления;

  • создана письменность, благодаря которой люди смогли закрепить законы, научные и религиозные идеи и передать их потомству;

  • появились города.

- Где и когда зародились самые древние цивилизации мира? Перечислите все наиболее крупные цивилизации, существовавшие в IV-I тысячелетии до н.э. и покажите их на карте. (учащиеся называют и показывают цивилизации - египетская, Месопотамия, индийская, китайская, цивилизация хеттов, финикийская, древнееврейская, крито-микенская (греческая), цивилизация Урарту, персов, римская. На территории Америки – цивилизации инков, майя, ацтеков).

…Реки – это великие воспитатели человечества

Л.И.Мечников, русский историк, XIX века

- Какую роль в жизни древних цивилизаций играла окружающая их естественная среда. Почему Мечников называет реки – воспитателями человечества?

- Создание ирригационных систем требовало организации коллективного труда большого числа людей, усилий всей страны в целом. Сложно было и поддерживать в порядке систему каналов. Все эти работы невозможно было осуществить без жесткой организации, без сильной централизованной власти. Ученые считают, что это повлияло на формирование особого типа государства — восточной деспотии.

  • Деспоти́зм— неограниченная власть.

  • Де́спот (от др.-греч. δεσπότης — господин) — полновластный правитель (не путать с жестоким правителем — тираном). Славянский аналог термина «деспот» — термин «господар».Не следует путать с византийским придворным титулом «деспот», не подразумевающим какой-либо абсолютной власти, — византийские деспоты были вассалами императора, а территория, управляемая византийским деспотом, называлась «деспотат».

  • Деспотия — форма государственного правления, когда верховная государственная власть сконцентрирована в руках абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных, то есть в деспотии самодержавный монарх не только правитель своего государства, но и господин своих подданных. Под деспотией также часто подразумевается тоталитарное правление, сопровождающееся репрессиями, подавлением гражданских свобод, контролем и слежкой за подданными государства. Тем не менее, деспотия и не всегда является тоталитарным государством.

  • Деспотизм (греч.) — как понятие государственного права — форма государственного устройства, при которой решающей силой является воля властителя, направленная к осуществлению его личных желаний, чуждая стремления к общему благу, и главное, не сдерживаемая законами, хотя бы изданными той же властью.

- Какой вывод из всего вышеизложенного можно сделать?

- (вывод учащихся) Следовательно, классическими деспотиями являлись государства Древнего Востока и Древней Африки: Ассирия, Вавилон, Древний Египет, древнеиндийские государства, Китайские империи, Персия Ахеменидов и Персия Сасанидов. Кроме того классическими деспотиями были греческие тирании, государство Великих Моголов в Индии и Османская империя.

- Какие основные функции выполняло централизованная государственная власть в государствах Древнего Востока?

- (ответ учащихся) В разных цивилизациях она могла иметь некоторые различия, но суть ее была единой: во главе государства стоял правитель, обладавший всей полнотой власти и считавшийся собственником всей земли. Такой тип власти реализовался за счет разветвленной административной системы, т. е. аппарата чиновников, который охватывал всю страну. Чиновники не только взимали налоги с населения, но и организовывали совместные сельскохозяйственные работы, строительство, следили за состоянием каналов, набирали рекрутов для военных походов, осуществляли суд.

- Такое государственное устройство было очень долговечным и устойчивым: даже когда большие империи распадались на части, каждая из них воспроизводила деспотию в миниатюре.

Работа в группах.

Ваше домашнее задание состояло в том, что работая в группах, вы должны были проследить развитие первичных цивилизации, выявить особенности их развития:

1 группа – Египетская цивилизация

2 группа – Индийская цивилизация

3 группа – Китайская цивилизация

(

  1. Закрепление пройденного на уроке

Отнесите перечисленные положения к:

А) причинам образования государства;

Б) к признакам государства.

1. Заинтересованность знати в укреплении своей власти.

2. Появление законодательства.

3. Наличие определенной территории.

4. Необходимость удержания в повиновении народа.

5. Необходимость защиты от врагов.

6. Наличие центров ремесла и торговли.

7. Появление аппарата управления.

Тест “Что такое цивилизация?”.

  1. Древние государства появлялись:

    • по всей земле одновременно;

    • только на океанском побережье;

    • постепенно в долинах крупных рек.

  2. На территории древних государств были:

    • города, окруженные крепостными стенами;

    • отдельные дома жителей;

    • поселения жителей.

  3. Жители в древних государствах:

    • были равны перед законом;

    • все считались рабами правителя;

    • были неравны, то есть были богатые и бедные.

  4. Главой государства был:

    • старейшина избранный всеми;

    • царь, получивший власть по наследству;

    • религиозный служитель “по воле бога”.

  5. Необходимым для обеспечения правопорядка в государстве было:

    • тайная полиция;

    • законы и письменность;

    • подарки всем жителям;

    • грамотные чиновники.

  1. Домашнее задание.

Параграф 7

Нарисовать иллюстрацию к теме « Деспотии Востока. Расширение ареала цивилизации»

infourok.ru