Государство и право в Древнем Риме. История римского права. Право в древнем риме
Обязательственное право Древнего Рима
Понятие, признаки и виды обязательств в Древнем Риме.
Способы обеспечения надлежащего исполнения обязательств: общая характеристика.
Основания прекращения обязательств в Древнем Риме.
Договорное право Древнего Рима.
Деликтное право Древнего Рима. Деликты в Древнем Риме.
Квазидоговоры (как бы договоры) и квазиделикты (как бы деликты) в Древнем Риме.
Понятие, признаки и виды обязательств в Древнем Риме
У римских юристов было несколько определений обязательств. Приведенное ниже наиболее близко современному праву.
Обязательство(obligatio) – это правовая связь между определенными лицами, в силу которой одно лицо, именуемоекредитором, вправе требовать от другой стороны, именуемойдолжником, определенного поведения, а должник обязан исполнить требования кредитора.
Для обязательства (для личных, по современной терминологии – обязательственных прав) характерны слеудющие признаки, отличающие их от вещных прав:
Объектом вещного права является вещь, а объектом обязательственного, или личного права является определенноеповедениеобязанного лица, или должника. Например, его действия по возврату долга кредитора. Например, дали взаймы определенную сумму. В отношении второго лица возникает право требовать возврата долга – действий по возврату денег. Определенное поведение должника, или объекта обязательственного права, включает в себя два элемента:
(Обязательный элемент). Совершение определенных действий в пользу кредитора. Эти действия делились на три группы:
Dare, то есть дать что-либо. Например, передать вещь в собственность, или во временное владение и пользование, или только во временное владение.
Facere, или сделать что-либо для кредитора. Выполнить какие-то работы или исполнить какие-то услуги.
Praestare, или заплатить. Буквально – «предоставить».
Это обязательный элемент, потому что в любом обязательстве должник должен совершить одно (или несколько) этих действий.
(Необязательный элемент). Воздержание от совершения действий со стороны должника в отношении кредитора. Например, в договоре хранения хранителю запрещается использовать вещь закладодателя. Этот элемент может быть в обязательстве, но может и не быть.
Обязательств, в силу которых должник был обязан только что-то не делать, быть не могло.
По правовой природе обязательственные (или личные) права имеют относительную правовую природу, а вещные права имеют абсолютную правовую природу. Что это означает? Если вы обладаете вещным правом, вы являетесь стороной вещного правоотношения, имеющего абсолютную правовую природу. Это значит, что обязанная сторона точно не определена – это все остальные лица, кроме собственника. Они несут обязанность не совершать действия, не нарушающее ваши права собственности. Относительная правовая природа – это когда два лица четко определены. Вещное право – в отношении неопределенного круга обязанных лиц. А вот субъекту личного права противостоит одно, точно определенное лицо, именуемое должником. Все лица четко определены, потому что дать взаймы неопределенному кругу лиц невозможно.
По характеру защиты. Вещные права защищаются вещными исками, а обязательственные (личные) – личными исками. Почему иск личный? Потому что заранее было известно обязанное лицо.
По содержанию. Содержание вещных прав в Риме регулировалось императивно. Если получали личное право, правомочия определялись не соглашением сторон, а в законе: пользование, извлечение плодов, распоряжение и вендикандио на судебную защиту. Перечень этих полномочий нельзя ни расширить, ни сузить по договору. Содержание вещного права в законе регулируются императивно. А вот содержание обязательственных прав договорного происхождения в Риме регулировалось диспозитивно. То есть если заключили какой-то договор, в рамках договора предусмотрены определенные правомочия, предусмотренные законом. Но и в договоре можно расширить или сузить – то есть изменить объекм прав соглашением сторон. Например, заключаешь договор аренды. В договоре сказано: субаренда возможна только с согласия арендодателя, либо вообще запрещена. Объем правомочий можно и расширять, и сужать.
В римском праве перечень вещных прав устанавливался в законе и являлся исчерпывающим. Мы с вами не можем сами придумывать вещные права. Перечень вещных прав: право собственности, владение, пигнус, эмфитебзис, ипотека. Новые невозможно придумать самим. А вот перечень личных прав, возникающих из пактов, не был исчерпывающим. Все другие договоры (не контракты) заключались в форме пакта. Перечень личных прав, возникающих из пактов, не был исчерпывающим, так как стороны могли заключать пакты, не предусмотренные в законе, а значит, и приобретать не предусмотренные в пакте права.
studfiles.net
§ 19. Развитие частного права в Древнем Риме Система римского права.
С развитием преторского права, и особенно юриспруденции, римское право из хаоса исторических законов и традиций стало превращаться в стройную систему. Уходил в прошлое надобщественный характер священных законов – в центре правовой системы теперь стояли интересы гражданина полисав их единстве с интересами римского народа. Понемногу в системе права сложились особые традиции регулирования того, что касалось интересов единичного гражданина, и того, что касалось интересовреспублики. Главной чертой системы былоразграничение на право публичное и на право частное.
Согласно определению классического римского юриста, «публичное право есть, что обращено к положению Рима, к святыням, жрецам, магистратам. Частное же право относится к пользе отдельных лиц». Публичноеправо охватывало принципы и институты, которые принято относить к сфере государственного, административного, уголовного, финансового, международного права, к регулированию священно-культовых вопросов.Частное право – то, что принято называть гражданским правом и, отчасти, процессуальным правом; главное внимание в нем сосредотачивалось на охране личного статуса и имущественных интересов отдельного гражданина. Для каждой области права сложился свой порядок защиты нарушенных прав, свои доминирующие источники права. Главное же заключалось во взаимном разграничении этих сфер: «Публичное право нельзя менять частными соглашениями», но вместе с тем требования публичного права не должны вмешиваться в сферу индивидуальных интересов. При общем соответствии праву по процедуре, частные соглашения в римском праве поэтому считались имеющими силу наравне с законами, такими же обязательными для их участников.
Охватывая в совокупности сферы охраны и личных, и имущественных прав гражданина, частное право Рима создавало как бы особый правовой мир индивидуальной автономии, подчиненной принципам юридической независимости и свободы жизненного усмотрения полноправного лица. Считалось, что «никто не понуждается действовать против своих желаний» и что «кто пользуется своим правом, никому не вредит».
Такие общие начала подхода к защите обособленных интересов гражданина определили значительное своеобразие важнейших институтов, регулировавших семейные, имущественные, коммерческие отношения в общей сфере частного права.
Брачно-семейное право.
В раннем римском праве брак был в значительной степени обусловлен началами родового быта и священных законов. Ни о каком, даже приблизительном, равенстве ни супругов, ни вообще членов семьи в праве речи не шло. Существенными были и внутрисословные различия в брачных институтах.
Инициатива заключения брака принадлежала главам семейств, к которым принадлежали будущие муж и жена (либо мужчине, если он обладал соответствующим статусом сам). Согласия женщины на заключение брака не требовалось – она переходила под властьмужа как нового для себя домовладыки (либо под власть его отца, если муж не был еще самостоятельным). Брак приобретал силу с исполнением ряда условий и обрядов, главнейшей частью которых было символическое «наложение руки» на женщину (родственное процедуре манципации), почему древнейшая форма брака и определялась как брак с наложением руки (cum manu).
Брак cum manuмог оформиться трояким путем, причем различия были существенными для разных категорий жителей Рима. Патрицианство заключало браки в виде священной процедуры (этрусского происхождения) –конфарреации, когда жених и невеста в присутствии домочадцев, глав семейств и обязательно верховного понтифика преломляли особый священный хлебец. Такой брак был священным институтом и означал, по сути, принятие невесты в другой род. Процедура конфарреации была недоступна плебеям, а позднее недопустима для разнословных браков (в 445 г. до н.э.законом Канулеябыли разрешены браки между плебеями и патрициями, первоначально запрещенные по Законам XII Таблиц). Поэтому в этих случаях брак оформлялсякоэмпцией– символической покупкой невесты, где покупателем выступал муж,а продавцом – отец невесты. Наконец, к признанию бракомcum manuвело и длительное совместное проживание даже без формальных процедур: женщина, не желавшая установления над собой власти мужа, должна была три ночи в году проводить вне дома (в доме отца).
При браке «с рукой» право на развод принадлежало только мужу (по Законам XII Таблиц, он просто выставлял виновную жену из дома). Приданое жены также поступало в полное распоряжение мужа, сливалось с семейным имуществом. Правда, для жены, получавшей в такой семье «положение дочери», законом предусматривалось право на наследование семейного имущества, хотя и в самую последнюю очередь.
Около 250 г. до н. э. получает распространение более свободная для женщины форма брака – без наложения руки (sine manu). Заключение его проходило без торжественных процедур, предполагалось, что невеста тем или иным способом выразила свое согласие. Правовые последствия в основном были те же, что у бракаcum manu,однако женщина переходила к мужу как бы под опеку, а не под его власть как главы фамилии. Ее приданое и другое полученное ею имущество оставались номинально в ее обладании, мужтолько управлялимуществом и даже считался ответственным эа возможные потери. Свободен был и развод. Однако с первой половины II в. до н. э., когда эти браки приобрели статус вполне законных, в случае необоснованного развода цензоры выносили порицание, которое могло влиять на политические права гражданина. Другой существенной особенностью этих браков было то, что в них женщина (в случае смерти мужа возглавив семью) ни в коем случае не приобретала почетный статусматроны (mater familias),к которому вел брак «с наложением руки». Не имела она никаких прав и на наследование семейного имущества: ей только возвращали свое.
Существенные перемены в брачно-семейное право почти единовременно были введены законами Августа (18 г. до – 9 г. н. э.). Усмотрев в семейных отношениях конца Республики «падение нравов», император направил правовую политику на укрепление семьи, и не только на поощрение семейных ценностей, но даже на прямые санкции в отношении нарушителей брачных устоев. Для всех римских граждан в возрасте от 25 до 60 лет (для женщин – с 20 до 50-ти) вступление в брак было признано обязательным; также обязательно было иметь детей. Лица, не следовавшие в этом отношении закону, подвергались ограничениям в наследственных правах. Женщины, родившие трех и более детей, пользовались покровительством закона: они могли без ограничений получать имущество по завещаниям. Развод был сохранен, но его осуществление стало жестко формальным. За нарушение святости брака, за супружеские измены вводились уголовные наказания (в том числе и для мужчин, которые, по древнему праву, не несли правовой ответственности за прелюбодеяние). Вторые браки не только не запрещались, но прямо поощрялись, хотя вводилось требование соблюсти известный приличный срок – для женщинтраурный год(в 10 месяцев). Расторжение браков без основательных причин влекло теперь имущественные штрафы, а виновная сторона теряла в пользу другой приданое (в пользу мужа), свадебный дар (в пользу жены). Значение юридического института было признано и засожительством(фактическим браком, в котором жили мужчина и женщина, не имевшие права заключить законного брака – например, сенатор и актриса). Однако с IV в. права детей, рожденных от таких браков –незаконнорожденных, – стали ограничиваться. С наступлением эпохи христианства и брак в целом снова стал рассматриваться как священный институт – «союз божеского и человеческого права». Заключение брака стало церковным обрядом. Вошли в практику значительные ограничения на браки родственников. Развод стал весьма не одобряемым, а затем и полностью запрещенным.
Во внутрисемейных отношениях главенствующим институтом семейного права была власть домовладыки (patria potestas– см. § 17). Как и в сфере брачных отношений, развитие права здесь шло по пути сокращения полномочий домовладыки и предоставления все большей самостоятельности домочадцам, прежде всего сыновьям. Со времени «больших войн» за Италию (III в. до н. э.) закрепилось самостоятельное право сыновей на распоряжение имуществом, приобретенным на войне. Император Адриан (II в.) запретил убивать сына даже за нарушение долга по отношению к отцу: было признано, что цель отцовской власти гуманнаи не может использоваться во вред детям, и тем более заменять государственную в случае преступлений. С эпохой христианства отцовская власть сократилась: дети стали независимы в делах веры, в подчинении власти епископа, в принятии сана. С IV в. все полученное детьми от матери считалось их собственностью. Стало возможным юридическое освобождение из-под отцовской власти не только через формальнуюэмансипацию, но и по указу монарха, а также через суд.
Принципы неукоснительного сохранения семейной общности предопределяли и основные институты наследственного права. Имущество семьи должно, насколько возможно, переходить к ее членам. Преторское право в особенности оказывало предпочтение кровным родственникам – когнатам. Наследование по законупоэтому занимало преобладающее место. Со времени XII Таблиц признавалось неукоснительным завещательное распоряжение домовладыки в отношении принадлежащего ему имущества (т. е. право на завещание), однако нельзя было без важных причин обходить наследством своих детей, близких родственников, нельзя было даже просто не упомянуть их в завещании. Гарантиями этому служили особые формы завещательных распоряжений, которые делались или в куриатных народных собраниях, или путем манципации. В преторском праве получает признание и простое устное завещание. С V в. преобладающей формой становится письменное, которое писали при свидетелях, подписывали и заверяли, иногда даже с участием нотариуса.
Попыткой обойти жесткие ограничения на свободу завещаний стал институт завещательных отказов – легатов(не имея возможности завещать имущество в целом по своему усмотрению, завещатель предписывал передать какому-либо лицу – даже рабу, актрисе, учреждению – определенную вещь, т.е. отказывалее). Широкое распространение легатов стало важной особенностью всего римского наследственного права. Но закон вскоре и здесь стал на защиту интересов семьи: уже во II в. до н. э. были установлены ограничения на размеры денежных легатов, а также обязанность соразмерять легаты с долей основного наследника. Наконец, позакону Фальцидия (40 г. до н. э.)наследник по закону в любом случае должен был получить не менее 1/4 имущества, каковы бы ни были легаты.
studfiles.net
Право собственности в Древнем Риме. Общая характеристика.
Понятие, признаки и виды права собственности в Древнем Риме.
Основания приобретения права собственности.
Защита права собственности.
Основания прекращения права собственности.
Понятие, признаки и виды права собственности в Древнем Риме
Термин «право собственности» может употребляться в двух значениях – объективном и субъективном.
В объективном смысле право собственности– это совокупность норм РЧП, регулирующих отношения собственности. В объективном смысле – это институт римского частного права, который входил в состав подотрасли вещных прав, как и сейчас. Как и в вещных правах, нормы, входившие в состав этого института, по предмету регулирования делились на три группы:
Нормы, которые регулировали основание приобретения и прекращения права собственности.
Нормы, которые регулировали содержание права собственности, то есть полномочия собственника.
Нормы, которые регулировали защиту права собственности в случае нарушения.
В субъективном смысле право собственности– это наиболее полное юридическое господство лица в отношении своей вещи. Из этого определения следуют следующие специальные признаки права собственности. Характерны две группы признаков:
Признаки, свойственные всем вещным правам. Например, признак, касающийся объектов. Объектом любого вещного права являются вещи.
Специальные признаки. Они отличают право собственности от других вещных прав.
По объектуесть несколько отличий. Объектом права собственности могли быть любые вещи (индивидуально определенные, родовые, движимые, недвижимые и т.д. – из любых классификаций). Объектом же ограниченных вещных прав могут быть только индивидуально определенные непотребляемые вещи (земельный участок).
По объекту опять. Объектом права собственности могут быть любые вещи – как ничейные, так и те, которые кому-то уже принадлежат. Можно стать собственником ничейной вещи путем оккупации, либо же купить. Объектом же ограниченных вещных прав (ОВП) являются только те вещи, которые уже на праве собственности кому-то принадлежат. ОВП являются производными от права собственности. То есть вначале ничейную вещь ее должен кто-то присвоить на праве собственности, и только потом может возникнуть ограниченное вещное право на данное имущество.
По содержанию. Право собственности предоставляет его субъекту неограниченные правомочия в отношении вещи. А ОВП предоставляют своему субъекту всегда прав меньше по сравнению с правом собственности на данное имущество. Хотя у права собственности тоже есть ограничения (например, нельзя использовать вещь так, чтобы она вредила кому-то).
Содержание права собственности – это совокупность правомочий, которые принадлежат собственнику. В содержание римского права собственности входило четыре правомочия:
Ius utendi– правомочия пользования вещи. Собственник может использовать вещь по назначению, извлекая из нее полезные свойства.
Ius fruendi– собственник имеет правомочия извлекать плоды, как естественные, как и цивильные.
Ius abutendi – правомочие распоряжения. Это правомочие, возможность самостоятельно решать юридическую судьбу вещи – уничтожить ее, либо не использовать, либо совершить с ней сделку и т.д.
Ius vindicandi – право на защиту права собственности. Только собственник может делать это. Собственник может защищать свою собственность с помощью различных средств, недоступных субъектам прав на другую имуществу – иски вендикационный, конфессорный и прогибиторный, и интердиктная защита.
У собственника было эти четыре правомочия. В гражданско-правовой литературе можно встретить, что у собственника есть триада полномочий. Сейчас их не четыре, а три. Во-вторых, правомочие пользования включает в себя извлечение плодов.
В Риме у собственника не было правомочия владения, так, как в Риме владение рассматривалось не как полномочие, входившее в какое-либо вещное право, а владение было самостоятельным институтом. Тогда у человека было два права – владения и собственности. Сейчас это одно.
В Риме владение – это не отдельное полномочие, входившее в содержание какого-либо право. ЭТО САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ВЕЩНОЕ ПРАВО. Владение – это самостоятельный титул, самостоятельная юридическая категория.
Почему в Риме не было полномочия владения? ПОТОМУ ЧТО ОНО РАССМАТРИВАЛОСЬ ШИРЕ, это самостоятельное вещное право.
Виды права собственности. В Риме их было несколько:
Цивильная, или Квиритская собственность. Особенности:
Это наиболее древняя собственность.
Источник правового регулирования: римское архаическое право, прежде всего закон 12 таблиц.
Субъектами цивильной собственности могли быть только определенные категории населения – квириты и латины. Иностранцы субъектами быть не могли.
Объекты – любое имущество, в том числе наиболее ценное – земли лациума (исконно италийская земля, на которых ранее проживал италийский союз племен). Ограничений по объектам нет, кроме вещей, которые на праве собственности никому принадлежать не могут (солнце, воздух).
Способ приобритения цивильной собственности зависят от вещи. Если вещь неманципированная, для передачи права собственности не нужна манципация, достаточно передать вещи из рук в руки (традиция) либо символическая передача вещи из рук в руки (квазитрадиция – например, горсть земли, или ключи от дома). Если вещь манципируемая (рабы, крупный рогатый скот и земли лациума), их два:
Манципацио (mancipatio)– обрядовая сделка.
Ин юре цессио (iniurecessio) – процесс с фикцией. Если хотите продать манципируемую вещь, но не можете прибегать к обряду манципации, можно разыграть фиктивный процесс. «Истец» скажет, что по квиритскому праву вещь принадлежит ему, «ответчик» смолчит. Стороны ведут себя так, как будто собственником является истец.
По характеру защиты. Цивильная собственность защищалась цивильными исками из законов 12 таблиц. Из три – вендикационный, негаторный и продебеторный.
Преторская собственность(или бонетарная собственность). Появляется в период развития преторского права и имущественного оборота. По тем же причинам, что появилось преторское право. Это ближе к концу доклассического периода развития РПЧ. Особенности:
Источник – этикты преторов судебных магистратов и эдикты курульных эдилов магистратов по торговым делам.
Субъекты – те же самые, квириты и латины.
Основания приобретения вещи – независимо от ее вещи – совершаются неформально. Применяется традиция или квазитрадиция независимо от того, манципируемая вещь или нет является предметом договора. Используется упрощенный порядок передачи.
Способ защиты – используется иск претора Публиция, основанный на фикции (вместо вендикационного, негаторного и продебеторного).
Право собственности перегринов– иностранцев. Возникает в то же время, что и преторское право, по тем же причинам – развитие имущественное оборота. Было создано право народов, в которых содержались нормы о праве собственности перегринов.
Все то же самое, но два ислючения
Источник – эдикты преторов по делам перегринов.
Субъекты – перегрины.
Есть ограничения по объекту. Объектом права собственности перегринов не могли быть некоторые вещи – исконно римская земля, например.
Сделки совершаются неформально, традицией или квазитрадицией, независимо от вида вещи – даже если это раб или крупный рогатый скот.
Защита та же – Публицианов иск.
Провинциальное право собственности. Это самый неразвитый вид собственности. Этот вид собственности связан с объектом, он отличается по объекту. Причина возникновения – чисто политическая. Завоевываются новые территории, их нужно осваивать. Если отдавать в собственность, нужны новые формы сделок.
Объектом являются провинциальные земли, земельные участки в провинциях.
Субъектами – в принципе, любые лица, и римские граждане, и иностранцы.
Для приобретения права собственности используется традиция или квазитрадиция.
Источники – скорее всего, это было эдиктальное право.
Средства защиты – те же, преторское право.
Исторически постепенно шла унификация правовых режимов этих четырех видов прав собственности. Но окончательного слияния в единый институт собственности не произошло – римское государство перестало существовать.
+посмотреть учебник
studfiles.net
Государство и право в Древнем Риме. История римского права
Лекция 1. Государство в Древнем Риме
1. Возникновение и развитие государства в Древнем Риме
2. Римская республика
3. Римская империя
1. Возникновение и развитие государства в Древнем Риме
Время основания города Рима, которое историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н.э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (подобное афинскому синойкизму) древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины (civitas). Члены старейших римских родов назывались патрициями.
Развитие скотоводства и земледелия повлекло за собой имущественную дифференциацию и появление частной собственности. Возникает и патриархальное рабство, источниками которого становятся преимущественно войны, а вместе с тем и зачатки классового деления общества.
С имущественной дифференциацией социальная структура общины усложняется. В родах выделяются отдельные богатые аристократические семьи. К ним переходят, лучшие земельные участки, считающиеся еще коллективной собственностью общины. Они получают и большую долю военной добычи. Вместе с тем появляется и обособленная социальная группа клиентов из обедневших общинников, принятых в состав родов пришельцев, и, иногда, отпущенных на свободу рабов. Будучи лично свободными, но ограниченными в правах, они находились под покровительством патронов из патрициев, за что, в свою очередь, должны были оказывать им имущественные и личные услуги.
Благоприятные для скотоводства и земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли географическое положение и войны привлекали в Рим все возрастающее пришлое население из соседних племен. Они не входили в римскую общину. Ограниченность земельного фонда поставила в этих условиях под угрозу само благосостояние общины. Естественной возможностью, позволявшей хотя бы временно разрешить возникшее противоречие, было превращение общины в замкнутую организацию, не допускающую в свой состав новых родов или лиц и защищающую права только своих членов. Оказавшееся вне римской родовой общины пришлое население получило название плебса. Плебс пополнялся и за счет разорявшихся и потерявших связь с общиной ее бывших членов. Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах. Они могли получать земельные наделы только из свободной части общинного земельного фонда, не имели права вступать в брак с членами общины и были лишены возможности участвовать в управлении ее делами. Во главе римской общины стоял выборный вождь — реке. Хотя по традиции его называли царем (отсюда "период царей"), его полномочия были ограниченны. Как и у афинского базилевса они сводились главным образом к военным, жреческим и судебным. Органом управления был совет старейшин родов — сенат. Общие вопросы рассматривались на народном собрании. Однако его решения могли быть отвергнуты сенатом и рексом. Последний мог издавать общеобязательные постановления.
В организации римской общины привлекает внимание ее стройность. В общину входило 300 родов, объединявшихся в 30 курий, которые, в свою очередь, входили в 3 трибы. Если трибы возникли в результате объединения трех племен, то стройность организации общины носит на себе явный отпечаток сознательной деятельности, вызванной потребностью "замкнуть" общину в условиях ограниченности ее земельного фонда и необходимости его расширения военным путем. Последнее подтверждается и тем, что народные собрания созывались по куриям (куриатные комиции). Каждая курия в собрании была представлена только воинами (100 пеших и 10 конных) и имела один голос.
Военизированный характер римской родовой организации позволял ей какое-то время поддерживать свой замкнутый характер. Но в Риме развивались процессы, которые неизбежно должны были ускорить ее крушение. Рост численности плебса, концентрация в его руках ремесленного производства и торговли превратили плебеев в своеобразную, правда, этнически пеструю, но с преобладанием этрусского элемента, общину. Социальное значение и сила этой общины возрастали. Внутри нее, также как и в римской общине, развивается имущественная дифференциация. Появляются плебеи — богатые ремесленники и торговцы, которые начинают играть все возрастающую роль в экономике Рима. Они остро ощущают свое бесправие. Вместе с тем увеличивается число плебеев-бедняков, многие из которых становятся неоплатными должниками патрициев и попадают в долговую кабалу. Беднеющая часть плебса в условиях возрастающей численности рабов становится еще более опасной для римской общины силой.
Положение осложнялось и тем, что римляне были вынуждены привлекать плебеев к участию в военных походах. Развивающееся несоответствие между большой ролью, которую в жизни Рима стал играть плебс, и его бесправным положением породило борьбу плебеев за уравнение в правах с членами ослабленной внутренними противоречиями римской родовой общины, представленной ее ведущей силой — патрициями. Перипетии этой борьбы неизвестны, но ее результат очевиден — она закончилась победой, разрушившей замкнутую римскую родовую организацию и расчистившей тем самым путь к образованию государства.
Таким образом, возникновение государства в Древнем Риме было результатом общих процессов разложения первобытнообщинного строя, порожденных развитием частной собственности, имущественной и классовой дифференциации. Но эти процессы были ускорены борьбой плебеев за равноправие с членами римской общины, окончательно разрушившей основы родового строя Древнего Рима. На смену полису как политической общине приходит государство.
Историческая традиция связывает закрепление победы плебеев и возникновение государства в Древнем Риме с реформами рекса Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э., хотя, очевидно, эти реформы были результатом довольно длительных изменений в общественной жизни Рима, растянувшихся, может быть, на столетие.
Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы.
Все свободное население Рима — и члены римских родов, и плебеи — было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек (позднее, с появлением в IV в. до н.э. денег, была введена денежная оценка имущества). Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела — во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан — всадники, а безземельные — пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд.
Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии— сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1—3 разряды — тяжеловооруженной пехоты, 4—5 разряды — легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий.
Наиболее важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные комиции), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.
Вторая часть реформ — деление свободного населения по территориальному принципу усилила процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации. В Риме было образовано 4 Городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен — трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепенной, но разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появлении в организации общественной власти в Риме территориального, а не кровнородственного принципа ее действия.
Реформы Сервия Туллия, таким образом, завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Включив плебеев в состав "римского народа", допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, они способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами. Возникшее государство стало формой такой консолидации и господства. Но одновременно государственная власть была направлена и против свободных пролетариев.
Реформы, приписываемые Сервию Туллию, подвели итог важнейшему этапу процесса образования государства, но не завершили его. Этот процесс развивался как путем трансформации органов власти, унаследованных от родовой организации, так и путем создания новых. В основе его лежала дальнейшая консолидация свободных в господствующий класс, что требовало окончательного устранения былых различий между патрициями и плебеями. Реформы Сервия Туллия допустили плебеев к участию в народных собраниях, но не устранили полностью политических и социальных их ограничений. Последующие два века в истории Рима характеризуются продолжением борьбы плебеев за уравнение в правах с патрициями.
В этой борьбе можно выделить два основных этапа. В V в. до н.э. плебеи добились успеха в стремлении ограничить произвол должностных лиц, которые по сохранившейся традиции были пат-. рициями. В этих целях в 494 году до н.э. была учреждена должность плебейского трибуна. Плебейские трибуны, избиравшиеся плебеями s количестве до 10 человек, не имели управленческой власти, но обладали правом veto — правом запрещать исполнение распоряжения любого должностного лица и даже постановления сената. Второе важное достижение плебеев — издание в 451—450 гг. до н.э. Законов XII таблиц, ограничивших возможности патрицианских магистратов произвольно толковать нормы обычного права. Эти законы свидетельствуют о почти полном уравнении плебеев с патрициями в гражданских правах — само слово "плебей", судя по дошедшему до нас изложению текста Законов, упоминается в них только один раз в связи с сохранением запрета на браки между плебеями и патрициями. Однако и этот запрет вскоре в 445 году до н.э. был отменен по Закону Канулея.
Второй этап относится к IV в. до н.э., когда плебеи добились права на занятие государственных должностей. В 367 году до н.э. Законом Лициния и Секстия было установлено, что один из двух консулов (высших должностных лиц) должен был избираться из плебеев, а рядом законов 364—-337 гг. до н.э. им было предоставлено право на занятие и остальных государственных должностей. В этом же веке были изданы также законы, способствовавшие консолидации плебеев и патрициев. Упомянутый Закон Лициния и Секстия ограничил размер земельного владения, которым могли владеть патриции из общественного земельного фонда, что расширило доступ плебеев к этому фонду. Законом Петелия 326 года до н.э. была отменена сохраненная Законами XII таблиц долговая кабала, от которой страдали главным образом плебеи.
Завершением борьбы плебеев за равноправие было принятие в 287 году до н.э. Закона Гортензия, по которому решения плебейских собраний по трибам стали распространяться не только на плебеев и, следовательно, получили такую же силу закона, как и решения центуриатных собраний.
studfiles.net
Право Древнего Рима.
Ранний Рим представлял собой государство-город составляющий единое экономическое и политическое целое, в котором преобладало натуральное хозяйство с мелкими крестьянскими ремесленниками и ремесленным производством. Земля принадлежала всей римской общине. Причем пахотные земли находились в индивидуальном пользовании, а пастбища в коллективном. Обработка земли велась большими патриархальными семьями. Во главе патриархальной семьи стоял домовладыка, и его власть распространялась на жену, детей, внуков, рабов.
Основными производителями материальных благ считались свободные мелкие земледельцы и ремесленники. Свободное население древнего Рима составляли две основные группы: патриции (римские граждане) и их антагонисты- плебеи. Патриции считались полноправными гражданами, они разделялись на три племени, каждое из которых состояло из 100 родов, а каждые 10 родов составляли некое объединение – курию. Курии обладали общими земельными владениями. Каждая курия имела своего вождя. Для решения важных вопросов курии собирались на собрания. На народных собраниях они принимали или отвергали законопроекты, избирали высших должностных лиц, решали вопросы апелляционного характера при назначении кому – либо смертной казни, объявляли войну. Непосредственное управление, выработка законопроектов, заключение мира возлагались на римский совет старейшин всех 300 родов – сенат. Военное руководство жреческие и некоторые судебные функции входили в компетенцию избираемого собранием курий «царю». Происхождение плебеев неясно и спорно. Известно лишь, что они не входили в родовую организацию римских граждан в связи, с чем не участвовали в управленческих делах. Плебеи были свободны, они платили налоги и несли военную службу наравне с патрициями. Однако торговое и промышленное богатство было сосредоточено у плебеев. Свободными считались и клиенты. Среди клиентов было немало представителей незнатных обедневших семьей. Клиентами становились и поселившиеся в Риме бесправные чужаки, искавшие покровительства богатых знатных патронов, и отпущенные на волю рабы, сохранившие зависимость от бывших господ. Рабов было сравнительно немного. Источниками рабского состояния были военный плен, рождение от рабыни и долговое рабство. Удельный вес труда рабов в общественном производстве был незначительным.
Постепенно в Риме складываются основы простого товарного производства. На центральной площади – форуме – устраивались еженедельные базары, а также праздничные ярмарки.
Пережитки первобытнообщинного строя, в виде общины и патриархальной семьи, сковывали развитие классовых отношений и определяли отсутствие достаточно четких делений общества на классы.
Черты начального состояния римского права отражались в его источниках. Преимущественное значение среди них имели обычаи. Они содержали в себе неписаные нормы поведения, выработанные жизненной практикой. Постепенно приспосабливаясь к новым условиям, обычаи начинают отображать интересы, формирующиеся господствующим классом, поддерживаются государством и становятся правовыми обычаями. Раннее римское право называлось квиритским. Квиритами себя называли древние римляне. Второе название римского права – цивильное право, получило свое название оттого, что квиритское право стало распространяться на всех членов Римской общины, в том числе и плебеев.
Квиритское или цивильное право характеризовалось внутренней нестройностью, неразвитостью правовых понятий, отраслей права переплетением с религией и простыми нормами нравственности. В праве сохранялись общинные коллективистские начала. Влияние религии на право, придавало ему черты консерватизма, замкнутости. Ему было присуще довольно таки незначительная сфера влияния и ярко выраженный национальный характер.
Связь права с религией проявлялась в частности в том, что его применение сопровождалось совершением ритуальных действий и произнесением молитвенных речей. Несмотря на свою религиозную и настроенную националистически специфичность квиристское право распространялось не только на римлян, но к его субъектам относились и иностранные граждане, иначе немыслимой были бы торговые отношения. Связь квиритского права с религией, обрядностью, символикой, традициями и условностями старых обычаев делала его непонятным и чуждым для других народов, затрудняла восприятие их правового опыта. От племенной и религиозной замкнутости в Риме долго сохранялся взгляд на иностранца как на врага.
Еще одной существенной чертой квиритского права была казуальность его норм. Отсутствовали общие правовые решения, пригодные для большинства сходных ситуаций. Право возникало не из конкретных судебных решений, запрещая или предписывая то или иное правило поведения, не охватывая всего круга однородных отношений. Сфера действия права была сравнительно узкой.
Однако с появлением должностного лица – претора, параллельно с цивильным правом выросла система «преторского права». Сосуществование квиритского и преторского права было довольно длительным явлением и лишь постепенно исчезло по мере их слияния.
Хотелось бы отметить, что и в формулировании, толковании и применении правовых норм немалую роль играли выходцы патрициата – жрецы. Наиболее важное значение в правотворческой деятельности имела коллегия понтификов. Понтифики были первыми юристами Рима. В целях сохранения своего монопольного положения жрецы хранили в тайне все сведения юридического характера. Но уже к концу IX в. до н.э. жрецы постепенно теряют свое монопольное положение в этой области. Существует придание, что некий писец Гней Флавий похитил книгу юридических формул и подарил ее народу. А народ за это поставил Флавия на высокую должность. Со временем знания права становятся более доступным и укрепляются позиции светской юриспруденции. И важным источником римского права становятся деловые обыкновения, то есть правила, вырабатываемые в повседневной юридической практике должностных лиц. К источникам римского права также относятся и акты (законы), принимаемые народными собраниями и сенатом.
studfiles.net
Семейное право в Древнем Риме.
Что из себя представляло семейное право в Древнем Риме?
О семейном праве Древнего Рима может быть сказано ранее всего то, что римская семья, как ее рисуют Таблицы, была семьей строго патриархальной, то есть находящейся под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед или отец. Такое родство называлось агнатическим, отчего все «подвластные» домовладыке были друг другу агнатами.
Когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи.
Семьей в Древнем Риме признавалось обьединение браком или кровным родством лиц, связанных общим бытом, моральной ответственностью и взаимной помощью.
Конечно же, в такой семье остались традиции со времен родового строя. Беспрекословным было подчинение главе семейства его жены, детей и их потомства, родсвенников, проживающих в его доме, а так же кабальных и рабов. Глава семьи был лицом своего права , а остальные признавались лицами чужого права, то есть подвластными ему. Он был единственным обладателем частной правоспособности.
Даже сыновья независимо от их возраста, гражданского и семейного сосотояния всегда были в подчинении с ограниченными частными правами, то есть с ограниченной дееспособностью. Они не имели прав на приобретенное ими имущество, которое сразу переходило в собственность к отцу. Подвластные члены семьи при заключении правовых сделок были исключительно представителями домовладельца, который являлся единственным и полноправным обладателем имущественных прав в семье.
Существовала так называемая «агнатская семья», которая не признавала кровного родства. Например, если дочка выходила замуж и жила у своего мужа, то она теряла все родственные связи со своими родителями. Таким образом теряла все права наследника. Такой вид родства сохранялся и после смерти домовладельца.
Но постепенно такой вид родства в семейном праве Древнего Рима теряет свою актуальность:
Родители стремятся оставить нажитое имущество своим кровным детям. И тогда римляне отдают все большее предпочтение кровному родству. Так возникает понятие «когнатская семья», которое определяется по линиям и степенью родства.Типичные особенности римской семьи отобразились и в римском семейном праве, отличившиеся своей последовательностью и завершенностью. Правовые нормы и предмет семейного права Древнего Рима нашли свое отображение и в современном праве.
Особенности семьи и права Древнего Рима?
Брак в семейном праве древнего рима характеризуется:
Взаимностью: в него вступают два партнера, причем, как мы выяснили,
безусловное равенство сторон не является обязательным условием брака;
Состоянием физической зрелости и наличием определенных сексуальных качеств партеров. Не может рассматриваться в качестве такового «брак» между людьми одного пола, а также между партнерами несоответствующего традиционным представлениям возраста. Брачный возраст был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.
Согласием партнера;
Наличием половой связи между партнерами в браке. Тот брак, при котором сексуальные отношения заранее исключаются, не может считаться действительным;
Стремлением партеров заключить именно брачный союз;
Постоянной совместной жизнью супругов: партнеры в браке ведут общее хозяйству, живут вместе и т. п.
В классический период правовой режим dos регулируется следующим образом.1. Dos возвращалась жене или ей и ее отцу, если:
— брак прекращался смертью мужа;
— брак прекращался разводом по инициативе мужа или по его вине.
2. Dos оставалась мужу, если:
— брак прекращался смертью жены, или возвращалась ее отцу, установившему dos;
— брак прекращался разводом по инициативе жены или по ее вине.
Брачный договор (лат. tabulae nuptiales) не являлся обязательным для заключения брака, однако такой договор часто составлялся, так как он регулировал вопросы, связанные с приданым и формальностями его выплаты в случае развода, в соответсвии с основными принципами семейного права. Во время свадьбы договор зачитывался вслух, а затем десять свидетелей ставили свои печати.Брачный контракт составлялся на табличках, ни одной из которых не сохранилось.
Во времена республики Древнего Рима для развода требовались существенные основания, которые обсуждались на семейном совете. Развод в период ранней республики встречался редко, а первый случай датируется 306 годом до н. э. у Валерия Максима (когда Луций Анний развелся с женой, за что цензорами был исключен из сената) либо 231 (или 227) годом до н. э. у Сервия Сульпиция (когда консул Спурий Карвилий с согласия цензоров развелся с женой из-за её бесплодия).