1.1 Памятники политической и правовой мысли Древнего Египта. Политическая мысль древнего египта
3. Политические идеи Древнего Египта. Политические учения древности
Похожие главы из других работ:
Зарождение политических знаний
1. Политические учения Древнего Востока (Индия, Китай)
В цивилизациях Древнего Востока сложился самый ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному. Экономически он характеризуется господством патриархального натурального хозяйства...
История политической мысли
§2. Политические идеи Древней Греции и Рима
Политическая мысль античности развивалась в принципиально иных условиях, чем на Востоке. В Древней Греции политические идеи обрели форму теорий, признаки целостности, системности. Этому способствовал ряд обстоятельств...
История политической мысли
4. Политические идеи Нового времени (ХІХ - поч. ХХ ст.).
1 ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В КЛАССОВЫХ ОБЩЕСТВАХ ДРЕВНЕГО МИРА Политическая мысль древности связана с судьбами народов Египта, Вавилона, Индии, Китая, Персии, Греции, Рима...
Политическая мысль в России ХІХ-ХХ вв.
1. Политические идеи русских революционных демократов
Народничество наряду с русским нигилизмом и русским анархизмом является своеобразным русским феноменом политической мысли. В народничестве сосуществовало многообразие тенденций: консервативная, либеральная, революционная...
Политическая мысль государств
§2. Политические идеи Древней Греции и Рима
Политическая мысль античности развивалась в принципиально иных условиях, чем на Востоке. В Древней Греции политические идеи обрели форму теорий, признаки целостности, системности. Этому способствовал ряд обстоятельств...
Политические идеи античности
Политические идеи Древней Греции.
Усилиями древнегреческих исследователей был совершён переход от мифологического восприятия окружающего мира к рацонально-логическому способу его познания и объяснения...
Политические идеи античности
Политические идеи Древнего Рима.
Политические идеи древнегреческих мыслителей получили свое развитие в трудах древнеримских ученых и государственных деятелей, прежде всего у Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н.э.) - знаменитого римского оратора...
Политические мысли Древнего Востока и Азии
2. Политические мысли Древнего Египта
Одна из древних цивилизаций возникает на просторах великого Нила. Считается, что взгляды и воззрения древнеегипетских людей являются одним из основополагающих источников политико-правовых мыслей...
Политические учения древности
2. Политические идеи Древнего Китая
Политические учения Древнего Китая (Конфуций, даосизм, легизм) Лао-цзы (VI в. до н. э.) - считается основателем даосизма, одного из наиболее влиятельных течений древнекитайской философской и общественно-политической мысли...
Политические учения древности
4. Политические идеи Античности. Платон. Аристотель
политический идея древний цивилизация Политическая мысль античной Греции развивалась в принципиально иных условиях, чем на Востоке. В Древней Греции политические идеи обрели форму теорий с присущими им признаками целостности, системности...
Политические учения эпохи Возрождения и Реформации
1. Политические идеи Реформации и Возрождения
Возрождение (Ренессанс) определяется как исторический процесс идейного и культурного развития накануне ранних буржуазных революций...
Политология в системе наук о политике
1.2 Политические идеи средневековья и эпохи Возрождения
Европейская политическая мысль эпохи средневековья (с VI в. по XV в.), существовавшая в контексте религиозного (христианского) мировоззрения, была прочно вплетена в ткань теологической традиции...
Прогрессивные идеи политической справедливости
Политические идеи прогрессивного консерватизма
Традиция выступает центральной ценностью в политической теории Бёрка. А конституция Британии и позитивный опыт - идеальным государственным устройством. Эдмунд Бёрк предлагает сохранять старое...
Развитие политической мысли
1. Политические учения Древнего Востока
Политическая мысль Древней Индии Важной особенностью политической идеологии Древней Индии было оправдание и обоснование системы варн. Варны представляли собой различные социальные группы свободных, неравных по своим правам...
Этапы развития геополитики
1.2 Политические идеи Века Просвещения
Новым важным этапом в развитии геополитических идей на Западе стала эпоха Просвещения. Известные европейские философы -- Монтескье, Дидро, Руссо, ДАламбер...
polit.bobrodobro.ru
2. Политические мысли Древнего Египта. Политические мысли Древнего Востока и Азии
Похожие главы из других работ:
Глобальные проблемы современности и политические пути их решения
Глава 3. Социо-политические предпосылки и политические пути решения глобальных проблем современности
...
Зарождение политических знаний
1. Политические учения Древнего Востока (Индия, Китай)
В цивилизациях Древнего Востока сложился самый ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному. Экономически он характеризуется господством патриархального натурального хозяйства...
История мировой политической мысли
2. Политико-правовая мысль Древнего Востока
Источниками политической мысли Древнего Востока являются: мифология восточных народов, Пятикнижие Моисея (Старый Завет Библии), древневавилонский политико-правовой памятник ХVIII в. до н.э. «Законы Хаммурапи»...
История политической мысли
1. Политическая мысль в классовых обществах Древнего мира.
...
Политические идеи античности
Политические идеи Древнего Рима.
Политические идеи древнегреческих мыслителей получили свое развитие в трудах древнеримских ученых и государственных деятелей, прежде всего у Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н.э.) - знаменитого римского оратора...
Политические мысли Древнего Востока и Азии
1. Образование цивилизаций. Общее положение государств Древнего Востока. Развитие политической мысли
Государства на Древнем Востоке образовались в 4 -3 тысячелетиях до н.э. Первыми из них были Египет и Вавилон. С возникновением государств зародилась и стала развиваться и политическая мысль...
Политические мысли Древнего Востока и Азии
3. Политические мысли Древней Индии
Древнеиндийская цивилизация или Харрапская цивилизация возникла в III веке до н.э. в долине реки Инд. Она представляла собой множество государств, где проживали племена, имевшие свою культуру и своеобразную письменность...
Политические мысли Древнего Востока и Азии
4. Политические мысли в Древнем Китае
политический древний восток азия Изучение возникновения и развития древнейших китайских народов в настоящее время можно посредством древних документов, надписей на «гадальных костях» (это были обращения, вопросы, просьбы к оракулу)...
Политические партии
Понятие «политическая партия», ее признаки, функции и основные типы. Политические партии и политические движения
Политическая партия (от лат. партис - часть чего-либо) - это организованная группа единомышленников...
Политические учения древности
2. Политические идеи Древнего Китая
Политические учения Древнего Китая (Конфуций, даосизм, легизм) Лао-цзы (VI в. до н. э.) - считается основателем даосизма, одного из наиболее влиятельных течений древнекитайской философской и общественно-политической мысли...
Политические учения древности
3. Политические идеи Древнего Египта
Древнейшее государство в Египте возникает в IV - III тыс. до н.э. и формируется в форме восточной деспотии во главе с наделенным неограниченной властью фараоном. Появление именно такой формы правления связано с тем...
Политические учения мыслителей Древнего мира (Платон, Аристотель, Цицерон, Конфуций)
1. Политическая мысль в классовых обществах древнего мира
Политическая мысль древности связана с судьбами народов Египта, Вавилона, Индии, Китая, Персии, Греции, Рима. Поскольку все политические теории отображают реальные политические отношения общества...
Происхождение и сущность государства
1.2 Формы государств Древнего Востока
Два типа власти в примитивных обществах согласно Юнгу - власть вождя и власть шамана (жреца) - являлись основами двух древних форм государств - империи, как в Древнем Египте, и храмового управления жрецов, как в Шумере. Император, как вождь...
Развитие политической мысли
1. Политические учения Древнего Востока
Политическая мысль Древней Индии Важной особенностью политической идеологии Древней Индии было оправдание и обоснование системы варн. Варны представляли собой различные социальные группы свободных, неравных по своим правам...
Убийство Анвара ас-Садата
§1 Внешняя Политика Египта (1970-1981гг.)
Почти сразу же после прихода к власти Садат начал отходить от проводившейся Абдель Насером политики арабского национализма и арабского социализма. После того, как последователи идей Абдель Насера попытались создать оппозицию новому режиму...
polit.bobrodobro.ru
Образовательный портал | 1.4. Политическая мысль Древнего Египта, Шумера, Вавилона
Юрчук B.C.. История политических и правовых учений, 2010
Возникновение рабовладельческого государства - Древнего Египта - относится к IV тысячелетию до н.э. Государство в Египте сложилось в форме централизованной монархии - восточной деспотии, во главе которой стоял фараон.В политических учениях рабовладельцев важное место занимает идея сильной государственной власти, воплощенной в неограниченной власти фараона, который уподобляется Богу. Религия широко используется в политической идеологии для оправдания социального неравенства. Идеология обоготворения царя проводится систематически и организованно, путем различных обрядов, церемоний и т.п. Уже в мифах и сказках эпохи Древнего Царства (3000Ч2400 гг. до н.э.) фараону присваивается имя лвеликий Бог, лблагой Бог, повествуется о том, что цари рождаются от брака между смертной женщиной и Богом солнца. Политико-правовая идеология развита в политических трактатах в виде лпоучений. Так, в Поучении Птахотепа (третье тысячелетие до н.э.) автор считает, что деление людей на лвысших и лнизших установлено Богом. Поэтому Птахотеп считает, что бороться против социального неравенства бессмысленно. Главная идея Поучения состоит в стремлении привить покорность и смирение угнетенным, оправдать перед ними социальное неравенство и внушить им мысль о вечности и неизменности существующего рабовладельческого строя, о вечности господства лвысших над лнизшими.Теми же идеями проникнуто Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мери-ка-Ра (около 210 г. до н.э.). В Поучении отражен рост внутренних противоречий общества. К началу Среднего Царства (XXIЧXVIII вв. до н.э.) усиливается расслоение сельских общинников, значительная часть которых разорялась. Обостряется борьба и между отдельными группами населения. В Поучении и отражен этот процесс. Царь учит сына, как управлять государством. Он призывает: Скрути толпу и удали пламя, которое от нее исходит. Автор Поученияпризывает подавлять бедняков как врагов царя: Не поддерживай человека, который враждебен, ибо он беден... он враг!. Поучение советует также возвышать вельмож, видя в них опору государственной власти. Учитывая дальнейший процесс расслоения класса рабовладельцев, автор считает, что царь должен приближать к себе не только знатных, но и незнатных богачей для консолидации. Уже в этот период возникает попытка обосновать ненависть к другим народам. Больше чем отвращение, - говорится в Поучении, - азиат для Египта.Физический труд считается уделом лнизших, лпроклятьем судьбы. В лпоучении автор с презрением говорит о положении ремесленников и крестьян, вынужденных добывать себе пропитание тяжелым физическим трудом.Для Древнего Египта характерен догмат о существовании потустороннего мира.В конце Среднего Царства (XVIII в. до н.э.) происходит народное восстание, в результате которого были захвачены имущество рабовладельцев и государственные учреждения. Описание этого восстания содержится в литературном памятнике под названием Речение Ипувера. Из текста Речения Ипувера видно, что движущими силами восстания были рабы и свободные бедняки (крестьяне, ремесленники). Документы, фиксирующие привилегии и права богачей, уничтожаются. Восставшие бедняки и рабы лпрогоняют царя и захватывают государственную власть. Усиливается разочарование в религии. С ужасом Ипувер говорит о том, что люди теряют веру в Богов. Однако, в результате этого восстания не было проведено каких-либо коренных преобразований. Рабство продолжало существовать и после восстания.Сокрушаясь об утраченных правах рабовладельческой знати, Ипувер говорит, что лтот, кто не имел даже временных рабов, стал теперь собственником наследственных рабов.
Следующая >>
= К содержанию =
Похожие документы: "1.4. Политическая мысль Древнего Египта, Шумера, Вавилона"
1.6. Основные этапы развития экономической теорииполитическая экономия или лэкономикс - всегда оставалась наукой выбора - лэкономической теорией. Адаму, если он все-таки существовал, не нужно было стремиться улучшить свою жизнь, Бог даровал ему все необходимое. Адам не мог сравнить свое положение с другими, подобными ему, некому было завидовать, некому подражать. Его, очевидно, не интересовала забота о хлебе несущем, не обуревали мысли об
з 2. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА: ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ, ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА, ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЖИМАполитической власти земельному собственнику. Разновидностью раннефеодального государства является ранне феодальная империя, которая возникла как результат завоеваний воин ственными феодальными государственными образованиями многочис ленных, слабо организованных народов, между которыми не было прочных экономических, военных и культурных связей (так, например, образовались империи Карла Великого,
1.3. Периодизация истории политической мыслиполитическая мысль не носила четко выраженный характер. Это политико-правовые идеи Египта, Вавилона, Индии и Китая. В развитие политической мысли исключительный вклад внесла Древняя Греция. Ее политическая мысль быстро пришла от мифа к теории. Средние века. Эпоха развития идеологии (идейных систем) на основе христианства и проблем им порождаемых. Возникновение ислама в VII в. Эпоха Возрождения и
1. Мифологические воззрения о власти и законеполитических и правовых учений (теорий) проходил в русле постепенной рационализа ции первоначальных мифических представлений. В своем возникновении политико-правовая мысль повсюду у древних народов на Востоке и на Западе - у египтян, инду сов, китайцев, вавилонян, персов, евреев, греков, римлян и др. - восходит к мифологическим истокам и оперирует мифо логическими представлениями о месте человека
3.2. Попытки преодоления разрыва в уровнях развитияполитическая и социальная нестабильность в стране на протяжении большей части послевоенного периода замедлила этот экономический рост, превратив его в экономический спад. Лишь в 90-е гг. в Аргентине возобновился быстрый экономический рост. Но к этому времени она уже отставала от всех развитых стран и фактически начинала вторую попытку догнать их. Россия: попытки преодоления отсталости В
2.1. Экономическое развитие стран Древнего Востокаполитической жизни. Подобно тому как без общины не могла выжить отдельная семья, так и сами общины не могли обойтись без государства, поэтому они были кровно заинтересованы в консервации отношений с верховной властью. С охранению в незыблемости, неизменном состоянии всей системы общественных отношений подчинялась материальная и духовная деятельность людей. Поддержанию стабильности восточного
1.2. Развитие практики налогообложения в различных общественно-экономических формациях (исторический аспект) 1.2.1. Налогообложение в рабовладельческом обществеполитического устройства государства, по Аристотелю, лежит разделение общества на рабов и свободных. Причем, свободные граждане не должны заниматься физическим трудом, его выполняют рабы, их назначение - развивать свой интеллект, принимать активное участие в государственной жизни. Таким образом, у Аристотеля проблемы, связанные с источниками средств для содержания и развития государства и
2.2. Экономическое развитие стран Древнего ВостокаПоявившиеся в IVЧIII вв. до н. э. первые государства формировались на землях с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами - Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, в лессовых долинах Хуанхэ и Янцзы. Обычно их называют государствами Древнего Востока: Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Древнекитайское царство. Особое место среди них занимает Древний Египет, история которого
з 1. ЗАРУБЕЖНЫЕ ДОКТРИНЫ И РЕФОРМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯполитических и религиозных противоречий неизбежно вывел его на путь единоличного правления. Прикрываясь л божественным провидением, он то разгоняет парламент, то манипулирует выборами. Кромвель действовал деспотически, хотя присущие английской революции идеи вольности, самоуправления и личных прав требовали иного курса. Заметный шаг вперед в познании природы государства сделал Шарль Монтескье,
з 1. Введениеполитической идеологии Древнего Востока сказались прежде всего традиционализм общинной жизни и незрелость классов. Патриархальные сельские общины ограничивали инициативу человека, удерживая его в рамках вековых обычаев. Политическая мысль Древнего Востока длительное время развивалась на основе религиозно-мифологического мировоззрения, унаследованного от родового строя. Главенствующее место в
geum.ru
Политическая мысль Древнего Востока (Египет, Индия, Китай)
Контрольная работа по политологии
на тему: «ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (ЕГИПЕТ, ИНДИЯ, КИТАЙ)»
Содержание:
Введение……………………………………………………………………...3
Политические идеи Древнего Египта…………………………………...5
Политическая и правовая идеология Древней Индии…………………7
Политическая и правовая мысль Древнего Китая……………………..11
Заключение…………………………………………………………………..18
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (ЕГИПЕТ, ИНДИЯ, КИТАЙ)
Введение
Древнейшие политико-правовые учения возникли в Египте, Индии, Палестине, Китае и других странах древнего Востока.
В цивилизациях Древнего Востока сложился самый ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному. Экономически он характеризуется господством патриархального натурального хозяйства, устойчивостью государственных форм собственности на землю и общинного землевладения, крайне медленным развитием индивидуальной частной собственности. Современные исследователи относят древневосточные общества к так называемым локальным (или речным) цивилизациям земледельческого типа.
Основную массу населения в государствах Древнего Востока составляли крестьяне, объединенные в сельские общины. Рабовладение, несмотря на довольно широкое распространение в некоторых странах (например, в Египте, Индии), в производстве решающей роли не играло. Привилегированное положение в обществе занимали лица, принадлежавшие к аппарату государственной власти, придворная и имущественная знать. На содержании политической идеологии Древнего Востока сказались прежде всего традиционализм общинной жизни, незрелость классов и классового самосознания. Патриархальные сельские общины ограничивали инициативу человека, удерживая его в рамках вековых обычаев. Политическая мысль Древнего Востока длительное время развивалась на основе религиозно-мифологического мировоззрения, унаследованного от родового строя.
Главенствующее место в политическом сознании раннеклассовых обществ занимали мифы о божественном, сверхъестественном происхождении общественных порядков. С этими мифами были тесно связаны традиции обожествления существующей власти и ее предписаний.
Цари, жрецы, судьи и другие представители власти считались потомками или наместниками богов и наделялись священными чертами.
Политические взгляды были тесно переплетены с общемировоззренческими (философскими), моральными и иными представлениями. Древнейшие правовые запреты, например, являлись одновременно общемировоззренческими принципами (законами всего мира), религиозными заповедями и моральными предписаниями. Такого рода воззрения прослеживаются в законах царя Хаммурапи, в правовых предписаниях Талмуда, в индийских религиозных книгах. В государствах Древнего Востока политические и правовые учения еще не обособились от мифов, не сформировались в относительно самостоятельную сферу общественного сознания.
Незавершенный характер этого процесса проявлялся в следующем.
Во-первых, политико-правовые учения Древнего Востока оставались сугубо прикладными. Главное содержание их составляли вопросы, касающиеся искусства ("ремесла") управления, механизма осуществления власти и правосудия. Иначе говоря, в политических доктринах разрабатывались не столько теоретические обобщения, сколько конкретные проблемы техники и методов отправления власти.
Государственная власть при этом в подавляющем большинстве учений отождествлялась с властью царя или императора. Причиной тому послужила свойственная Древнему Востоку тенденция к усилению власти единоличных правителей и образованию такой формы государственного управления обществом, как восточная деспотия. Верховный правитель считался олицетворением государства, средоточием всей государственной жизни. "Государь и его держава — вот главные элементы государства", — сказано в индийском трактате "Артхашастра".
Во-вторых, политические учения Древнего Востока не отделялись от морали и представляли собой этико-политические доктрины. Повышенный интерес к проблемам морали вообще характерен для идеологии формирующихся классов. Это общая закономерность всей истории политической мысли, и наиболее отчетливо она проявилась на стадии формирования раннеклассовых обществ.
Преобразования в обществе и государстве во многих древневосточных учениях связывались с изменениями морального облика людей. Само искусство управления подчас сводилось к нравственному совершенствованию государя, к управлению силой личного примера. "Если правитель утвердит свое совершенство, — говорилось в китайской книге "Шу цзин", — то во всем его многочисленном народе не будет сообществ злоумышленников" Многие акции социального протеста проходили под лозунгами морального содержания и были направлены против конкретных носителей или узурпаторов власти. Народные массы выступали главным образом за восстановление справедливости, перераспределение богатства, но не подвергали сомнению экономические и политические основы общества.
В-третьих, для политико-правовых учений Древнего Востока характерно то, что в них не только сохранялись, но и развивались религиозно-мифологические воззрения. Преобладание в политических учениях практико-прикладной и нравственной тематики приводило к тому, что наиболее общие, отвлеченные от непосредственной практики вопросы (например, происхождение государства и права, их историческое развитие) оставались без решения либо решались при помощи тех воззрений, которые предоставляло религиозно-мифологическое сознание.
Социально-политические теории Древнего Востока, одним словом, являлись сложными идеологическими образованиями, состоявшими из религиозных догм, моральных представлений и прикладных знаний о политике и праве. Соотношение этих элементов в различных учениях было неодинаково.
Развернутые религиозные учения были созданы идеологами господствующих сословий (культ фараона в Египте, идеология брахманизма в Индии и др.). Эти учения освящали социальное неравенство, привилегии знати, власть эксплуататорской верхушки. Основы общества объявлялись божественными установлениями, и любая попытка посягательства на них рассматривалась как вызов богам Народным массам стремились внушить благоговейный страх перед божественной властью государя, привить смирение и покорность.
Господствующей идеологии противостояли политические взгляды угнетенных. Они критиковали официальные религиозные догмы, искали новые формы веры (например, ранний буддизм), выступали против гнета и произвола, выдвигали требования в защиту справедливости. Их идеи оказывали значительное влияние на развитие политической теории. Правящие круги всегда были вынуждены учитывать в идеологии требования эксплуатируемого большинства. Некоторые идеи социальных низов, как, скажем, призыв библейского пророка Исайи перековать мечи на орала, используются в политической идеологии до сих пор.
Вследствие экономической отсталости, завоевательных войн и других причин многие государства Древнего Востока утратили независимость или погибли. Возникшие в них политические учения, как правило, не получали дальнейшего развития. Последовательная преемственность истории политико-правовой мысли сохранялась лишь в Индии и Китае.
Политические идеи Древнего Египта
Одним из истоков мировой политической мысли считаются политические воззрения древних египтян. Ранние древнеегипетские взгляды на политику и мироустройство выражались преимущественно в мифологических представлениях: о божественном происхождении властных отношений; о космосе, который в отличие от хаоса, упорядочен богами; о земных порядках, которые должны отвечать воле богов; о правде, справедливости и месте человека в мире, предопределенных богами. В соответствии с мифическими и религиозными воззрениями древних египтян правду, справедливость и правосудие олицетворяла богиня Маат.
Судьи носили изображение этой богини и считались ее жрецами. Божественный характер земной власти (фараонов, номархов, жрецов и чиновников) и официально одобренных правил поведения, в том числе и основных источников тогдашнего права (обычаев, законов, судебных решений), означал, что все они должны соответствовать требованиям Маат. Со временем слово “маат” приобретает общее название и воплощает понятие природно-божественной установки справедливости, которой должны соответствовать все действия судей-жрецов и любые положения тогдашнего права - обычаев, законов, административных решений, иных официально одобренных правил поведения.
Эти ранние представления дошли до нашего времени в виде надписей на внутренних стенах пирамид, в папирусных свитках, саркофагах, в сохранившихся и поныне надписях на стенах пирамид, в различных гимнах в честь фараонов, в древних литературных памятниках - “Поучение Птахотепа” (XXVIII в. до н.э.), “Жизнеописание вельможи Уны” (XXVI в. до н. э), “Распоряжение в Коптосе” (XXV в. до н.э.), “Поучение Гераклеопольского царя своему сыну” XXIII до н.э.), “Поучение Аменемхета I” (XX до н.э.), “Речение Ипусера” (XVIII до н.э.), “Летопись Тутмоса III” (XV до н.э.), “Книга мертвых” (II тыс. до н.э.), “Предписание о служебных обязанностях верховного сановника” (XV в. до н.э.), многочисленных мифах времен Среднего, Нового и Позднего царств (XXI-VI вв. до н.э.), а также трудах древнегреческих историков - Геродота, Плутарха, Диодора Сицилийского (V-I) в до н.э. (см.: Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Востока, 1996, с. 18-24).
Творцом мира, всего живого на земле, верховным царем и отцом других богов считался бог солнца Ра, который со временем стал отождествляться с Амоном. Ра властвовал над богами и людьми тысячелетия, а затем передал царствование своим наследникам-богам: Осирису, Изиде, Сету, Гору и др., от которых по преданию произошли земные фараоны, правившие по Геродоту одиннадцать тысячелетий.
Вначале в Древнем Египте существовало несколько десятков разрозненных государств, которые к середине IV тыс. объединились в два царства - Верхний и Нижний Египет, а через 5-6 столетий - в единую централизованную восточную деспотию во главе с самодержцем-фараоном в центре и его помощниками-номархами в регионах. Соответственно усиливается культ бога Ра и фараонов, которые с середины III тыс. до н.э. провозглашают себя его сынами - единодержавными земными богами мудрости, которые “освещают землю больше солнечного диска, дают жизнь, дыхание, пищу всем подданным”.
Авторы “поучений” и других памятников древней египетской мысли усиленно обосновывали божественность государственной власти, восхваляли египетскую деспотию, исходили из необходимости общественного неравенства людей, оправдывали насильственные действия по установлению божественного порядка Они представляли общество в виде пирамиды, вершиной которой являются боги и фараоны, а подножие - ремесленники, крестьяне, общинники и рабы. Между ними размещались жрецы, знать и чиновники. Египетские мыслители высказывали пожелания не злоупотреблять властью, преодолевать в себе корыстные устремления и побуждения, уважать старших, не грабить бедных, не обижать слабых.
В “Поучении Птахотепа” - одном из древнейших египетских политико-религиозных документов - раскрываются политические воззрении верхушки египетских правителей. Птахотеп - один из виднейших представителей египетской знати, занимавший пост министра (джати), делится своими мыслями о принципах управления обществом и страной. Он обосновывает культ фараона, как прямого потомка небесных богов. Никто не должен стремиться внушать страх, кроме бога и фараона, - поучает Птахотеп. Он убежден в необходимости общественного неравенства. Для него человек, низший по своему положению в обществе - плохой, высший - ценный, благородный. “Низшие” должны относиться к “высшим” с покорностью и смирением. По мнению Птахотепа, повиновение рабов должно быть безусловным, а наказание - жестким и быстрым. Что же касается “низших”, но свободных людей, то по отношению к ним Птахотеп призывает “высших” не быть заносчивыми, не унижать их и не вредить им. В “Поучении Птахотепа” подчеркивается естественное равенство всех свободных (“нет рожденного мудрым”) и обосновывается необходимость соответствия поведения человека принципу “ка” - своеобразному критерию добродетельного и справедливого поведения.
В “Поучении Гераклеопольского царя своему сыну”, наряду с многочисленными восхвалениями богов и божественной власти фараона, содержится призыв не делать ничего несправедливого и противозаконного, ибо только таким поведением можно добиться милости богов в загробной жизни. Правитель характеризуется как человек, “творящий правду” и стремящийся к справедливости. Обращаясь к своему сыну- [c.7] наследнику, автор “Поучения” (царь Ахтой) советует ему: “Возвышай твоих вельмож, и да делают они твои законы”.
Приведенные положения о справедливости и законах отражают воззрения (во многом идеализированные) господствующих кругов древнеегипетского общества, заинтересованных в изображении существовавших порядков как божественных и справедливых, вечных и неизменных. Действительность, разумеется, была весьма далека от подобных идеализированных представлений. Об этом свидетельствуют широкие народные выступления против знати. В “Речении Ипусера” говорится об одном таком движении (1750 г. до н.э.), в котором приняли участие низы общества и рабы. Описывая гражданскую войну низов против верхов, Ипусер, будучи сам вельможей, сетует на происшедшие “страшные перемены”, содеянные “беззаконниками”. Ипусер с горестью упоминает, в частности, о том, что судебные палаты были разграблены и разрушены, а хранящиеся в них свитки законов выброшены на улицу и растоптаны. Такое противоположное отношение к законам со стороны знати и восставших низов весьма характерно: то, что для одних представляло справедливость и порядок, для других было олицетворением ненавистного строя.
stud24.ru
1. Зарождение политических идей на Древнем Востоке (Египет, Месопотамия)
Зарождение политической мысли в Египте и Месопотамии.
Политическая мысль тесно связана с государством и правом. Политическая мысль возникает приблизительно одновременно с возникновением государства.
Первые государства возникли на территории Египта, Нил, Месопотамия – Тигр и Евфрат.
Конец 4 тысячелетия до новой эры – возникновение первого централизованного государства (Египет – столица Мемфис).
Месопотамия – конец 4 начало 3 тыс. до н.э. – существовали только отдельные города-государства. Большой территории объединение в конце 3 тыс. до н.э.
В Египте древняя государственность вплоть до н.э. существовала. Упадок до создания Римской империи.
В Месопотамии до 1тыс.до н.э. столица Вавилон.
Была создана письменность: Египет - иероглифическое письмо, Мес.- клинопись. Использовали твердый материал долговечный. Благодаря этому сохранилось множество текстов до наших дней.
В первозданном виде дошли целые сочинения, по которым можно судить о политической идеологии народов Древнего Востока. Политическая мысль ещё отсутствовала, не было единой терминологии. Не было понятий государство, право, законы. Не было единого предмета политической мысли. Можно говорить о зарождении определенных политических идей.
Множество проявлений политических мыслей можно отыскать в религиозных текстах. Книга Мертвых – одна из самых известных. Была записана впервые в начале 3-го тыс.до н.э. Описывали, что ждет египтянина после смерти (суд Осириса, Осирис оценивает, описывается как нормальный судебный процесс: заслушиваются обе стороны, можно ссылаться на показания свидетелей и т.д.).
Текст светского содержания – Поучения Птахотепо. Птахотеп – чиновник. Пытается описать, что представляет собой страна Египет, кому принадлежит власть, отношения между властью и подданными. Власть у Фараона, он сын богов, ему нужно подчиняться и т.д.
Законодательные акты – содержится информация о строе. Законы царя Хаммурапи были опубликованы в 18 веке до н.э.
Общие черты политической мысли (ПМ) государств Древнего Востока:
1) Мифологическая основа. ПМ не оформилась как наука. В мифах передавалась. Миф имел значение: педагогика, передача знаний. Миф –основная форма изложения политических идей. Миф главный аргумент в политических споров. Споры, как правило, заканчивались ссылками на мифы. Аргументация не логическая, а мифологическая.
2) Теологический подход к государству. Теологическая теория была единственным подходом к возникновению политической власти. Основные авторы текстов – жрецы, практически только они владели письменностью. Это способствовало теологической теории. Происхождение государства и власти рассматривалось как результат действия божественной воли. Обожествление личности верховного правителя – это типично для Древнего Востока. Верховный правитель – избранный субъект, он имеет божественную природу, имеет особые качества с помощью которых управляет государством. Простой человек не может. Эти качества и добродетели передаются по наследству.
3) Особое понимание справедливости. Справедливость – первое абстрактное понятие, которое имеет отношение к политической жизни. Божественное понимание справедливости характерно. Справедливость имеет надчеловеческую природу, устанавливается верховным божеством. Бог и верховный защитник, и верховный судья. Человеческие законы способствуют установлению этой божественной справедливости. Главное наказание – судьба души в загробной жизни, человеческие наказания от государства имеют второстепенное значение. Содержание справедливость – в обществе должно существовать определенное неравенство. Каждый человек имеет свое место, человек воспринимался не индивидом, а в группе (сословие или каста). Справедливо, чтобы каждый человек был на своем месте, от этого зависит судьба его души.
4) Консерватизм политической мысли. Главная мысль – главное благо для государства сохранение существующего порядка, любое изменение – упадок. Смысл государства – сохранить этот справедливый порядок.
studfiles.net
Политико-правовая мысль Древнего Египта
Древнейшее государство в Египте возникает в IV – III тыс. до н.э. и формируется в форме восточной деспотии во главе с наделенным неограниченной властью фараоном. Появление именно такой формы правления связано с тем, что использование вод Нила для искусственного орошения требовало создания сложных ирригационных сооружений, поддержание и усовершенствование которых возможно было только лишь с помощью сильной централизованной власти.
Уже в эпоху Древнего царства сложился настоящий культ фараона. Сложилось представление о фараоне как о земном Боге, прямом потомке небесных богов. Царь именовался "великим богом", "сыном солнца", потомком богов. Царь не умирает, а "заходит в свой вечный горизонт", он становится после смерти богом Озирисом. Он - "живущий вечно", тот, "которому дана жизнь навеки". Боги, особенно бог Гор, объявляются покровителями земных богов - фараонов. Отсюда - все политические события изображаются как проявления воли богов, земных и небесных.
Эти представления отражаются в различных надписях, особенно в надписях на внутренних стенах пирамид, в гимнах в честь фараона, поучениях и других произведениях.
Политические и правовые воззрения по широкому кругу вопросов получили отражение в "Поучении Птахотепа", которое относится к III тыс. до н.э. Но оно сохраняло свое значение и на протяжении многих столетий.
Птахотеп - виднейший представитель египетской знати, занимавший высокие посты в египетском государстве, вплоть до должности визиря. Уже в преклонном возрасте он подводит итоги накопленной за долгие годы житейской мудрости. В "Поучении" отражаются взгляды Птахотепа по вопросам общественного и государственного строя.
Птахотеп исходит из необходимости общественного неравенства. Для него человек, низший по своему положению в обществе, - плохой; высший – ценный, благородный. Он призывает "низших" с покорностью и смирением относиться к "высшим". Вот что он пишет: "Перед высшим надо опустить руки и согнуть свою спину". Он внушает "низшим", что из благополучие зависит от доброй воли и благожелательности знатных и власть имущих.
Вместе с тем Птахотеп призывает "высших" не быть заносчивыми в своем обращении с "низшими", не унижать их, не нападать на них и не вредить им. По его мнению, могущество кротости больше могущества силы. Никто не должен стремиться внушать страх, кроме царя и бога, поучает Птахотеп.
Птахотеп высказывается против каких-либо изменений в правилах поведения людей. Он испытывает страх перед всякого рода переменами. Достигнув старости, человек не должен обновлять "наставлений отца своего" и должен сказать детям своим то же, что было сказано ему его отцом. К старым заветам нельзя ничего прибавлять и в них ничего нельзя изменять.
В представлениях Птахотепа о государственной организации ярко отражаются особенности государственного строя Египта.
Слово "бог" часто совершенно отождествляется со словом "фараон". Беспрекословное повиновение начальнику объявляется высшей добродетелью чиновника. "Согни спину перед тем, кто начальник твой, начальник твой в доме царя: будет дом твой превосходен по богатству своему, и ты укрепишь дом".
Приблизительно во II пол. III тыс. до н.э. в Египте начинается распад централизованной монархии.
Политическая децентрализация повлекла за собой упадок ирригационного хозяйства. В связи с этим вновь возникает необходимость в объединении, инициативы которого исходит от гераклеопольского нома. Цари этого нома в конце III тыс. до н.э. подчиняют своей власти долину реки Нила от устья до Тиниса. В это время в Египте уже обнаруживаются самые острые противоречия: бедняки выступают против богачей, разбогатевшие собственники "высоких" полей - против представителей старой служилой знати.
Интересным литературным памятником этой эпохи является «Наставление царя Ахтоя своему сыну».1
Он советует придерживаться по отношению к населению суровой, но осторожной политики. Рекомендует, с одной стороны, жестоко расправляться с "мятежниками" и быть беспощадным к беднякам, которые претендуют на имущество рабовладельцев. С другой, - указывает на необходимость определенных уступок.
Он считает, что к беднякам необходимо относиться с недоверием, ибо они стремятся к захвату чужой собственности. "Неимущий жаден к тому, что принадлежит другому". Бедняку не следует верить, поскольку он не говорит правды, так как пристрастен к тому, от кого зависит. Бедняков, по его мнению, не следует брать в армию, т.к. "бедный - это смута войска". Богатый же, наоборот, заслуживает полного доверия. "Не пристрастен богатый в доме твоем, так как он владыка вещей и не имеет нужды".
В то же самое время он рекомендует не злоупотреблять насилием по отношению к слабым и неимущим и высказывается против несправедливых и суровых наказаний.
Ахтой советует царю ориентироваться на знать, оказывать своим приближенным всяческую поддержку: "Уважай своих вельмож, охраняй благополучие твоих людей". "Возвеличивай своих вельмож, чтобы они поступали по твоим законам". "Те, которые следуют за царем, это боги".
Он придает большое значение поддержанию религиозного культа и почитанию покойных царей. Призывает приносить щедрые жертвы богам, сооружать памятники царям.
В XVIII в. до н.э. в Египте произошло восстание свободной бедноты и рабов. Эти события нашли свое выражение в Лейденском папирусе, известном под названием "Речение(я) Ипусера" (Ипувера).2
В яркой литературной форме автор рассказывает о происшедшем перевороте: "Благородные в горе, простолюдины же в радости. Каждый город говорит: "Да будем бить мы сильных (то есть имущих) среди нас". "Земля перевернулась подобно гончарному кругу. Разбойник (стал) владельцем богатств; богач (превратил)ся в грабителя... Сильные сердцем (стали) подобно п(тицам) (из-за страха)".
Однако восстание нанесло удар традиционным представлениям о различии знатных и незнатных среди свободных людей: "Не различается сын мужа от такого, который не имеет отца".
Ипусер объясняет происшедшее волей богов и бездействием или неумелой деятельностью царя. Для него воля царя - источник всех событий в государстве.
Рассказав о страшных событиях, Ипусер в заключение выражает пожелание, чтобы все вернулось к старому порядку, чтобы полностью было восстановлено все, что было раньше. Будет хорошо, говорит он, когда будут восстановлены должности, когда будет в безопасности собственность, когда "знать номов будет стоять и наблюдать за радостью в своих домах".
Еще один источник политико-правовых воззрений древнего Египта. "Поучение Аменемопе" (X-IX вв. до н.э.).
Аменемопе призывает знать к умеренности и осторожности. Он предостерегает их против захватов чужих земель. "Не убирай межевого камня на границах полей" - советует он. "Не присваивай борозд на поле". "Берегись насиловать границы полей, чтобы не навлечь на себя страха". Он всячески стремится сохранить "золотую середину" во всем.
Поучение насквозь пронизано религиозными представлениями. Бог определяет всю судьбу человека. Человек бессилен перед его всемогуществом. "Дела человека в руках бога", - говорит он. Причем бога нельзя обмануть, так как он проникает в мысли человека: "Сердце человека - нос бога". Поэтому автор призывает к смирению, покорности, внушает мысль о необходимости во всем слепо повиноваться жрецам. Жрецы в это время играли главную роль в формировании политико-правового мировоззрения Древнего Египта.
Центральное место в политических воззрениях Древнего Египта занимали представления о божественном происхождении государства и права, о фараоне как воплощении бога, о природе и задачах власти фараонов, о правовых нормах в виде мифов, поучений, гимнов, трактатов, созданных жрецами.
Дата добавления: 2015-09-05; просмотров: 184 | Нарушение авторских прав
Политико-правовая мысль Древней Индии | Политико-правовая мысль Древнего Ирана | Политико-правовые учения в Древнем Китае | Учебники и учебные пособия | Первоисточники | Словари |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.054 сек.)
mybiblioteka.su
1.1 Памятники политической и правовой мысли Древнего Египта. Политическая и правовая мысль Древнего Востока
Похожие главы из других работ:
Возникновение и развитие государств на Древнем Востоке
ГЛАВА III. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И ДРЕВНЕГО ВАВИЛОНА
...
Государственный строй Египта
Глава 2. Государственный строй Древнего Египта
египет сословие политический деспотизм Название «Египет» (страна бога Птаха, главного в пантеоне девяти богов в Мемфисе, столице Нижнего царства) этой стране дали греки, однако сами жители называли ее Кемет...
История государства и права древних государств
1. Государство и право Древнего Египта
В Египте раньше, чем в других странах сложилось классовое рабовладельческое общество и впервые в мире возникло государство. Когда возникли в Египте первые государственные образования достоверно не известно, но уже к III тысячелетию до н.э...
История государства и права древних государств
Право Древнего Египта
Древним источником права Египта был обычай. Позже приобретает большое значение законодательство фараонов. Источником права являлись также и распоряжения визиря. В VIII веке до нашей эры появился т. н. "Кодекс Бакхариса (Бокенранфа)"...
Организация судопроизводства в Древнем Египте
Глава 1. Судопроизводство Древнего Египта
...
Основные положения монографии Мартина ван Кревельда "Расцвет и упадок государства"
1. Историческая обстановка и обстановка политической мысли М. ван Кревельда
Мартин ван Кревельд (Martin van Creveld) (1946) - родился в Нидерландах, однако большую часть жизни прожил в Израиле. Окончил Лондонский институт экономики, а также Еврейский университет в Иерусалиме...
Политическая и правовая мысль Древнего Востока
Глава 1. Политическая и правовая мысль Древнего Востока на примере древнего Египта и Вавилона
...
Политическая и правовая мысль Древнего Востока
1.2 Памятники политической и правовой мысли Древнего Вавилона
Древний Вавилон, как и древний Египет, представлял собою одно из древнейших государств, формой правления которого была восточная деспотия. Первоначально в долинах рек Тигр и Евфрат (Двуречье) было несколько небольших государств...
Политическая и правовая мысль Древнего Востока
Глава 2. Политическая и правовая мысль Древнего Востока на примере Древней Индии и Древнего Китая
...
Признаки государства
1.1 Понятие государства в отечественной политико-правовой мысли начала ХХ в.
В наши дни проблема правового государства находится в центре внимания юридической науки. Проводимая в России политико-правовая реформа показала, что эффективность развития государства зависит от значения конституционных норм и институтов...
Разделение властей как принцип организации и деятельности государственных органов России
1. Разделение властей в истории политико-правовой мысли
Разделение власти -- одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти...
Становление и развитие юриспруденции в Древнем Риме
1. Общая характеристика основных направлений политической и правовой мысли в Древнем Риме
История древнеримской политической и правовой мысли охватывает целое тысячелетие и в своей эволюции отражает существенные изменения в социально-экономической и политико-правовой жизни Древнего Рима...
Становление и развитие юриспруденции в Древнем Риме
2. Вклад ученых в развитие древнеримской политической мысли
...
Теория государства и права
1. Социальная структура Древнего Египта
Социальная структура Древнего Египта оформилась ко времени Среднего царства, а в период Нового царства произошло ее заметное усложнение. Данная структура схожа с египетской пирамидой: на вершине ее находится фараон...
Традиции и инновации в развитии современного исламского права
Глава II. Изменения в исламской политико-правовой мысли
Многие изменения в политической, экономической и иных сферах жизни в исламских странах пробудили изменения и в умах, что отразилось и на положении исламского права, главным образом, в доктрине - в одном из основных источников исламского права...