Гигиена древней руси. ​Гигиена и туалетные принадлежности раннего средневековья
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Как в средние века мылись. Средневековые правила гигиены. Гигиена древней руси


История гигиены в России

Знаете ли вы, что:

Согласно исследованиям ВОЗ ежедневный получасовой разговор по мобильному телефону увеличивает вероятность развития опухоли мозга на 40%.

Каждый человек имеет не только уникальные отпечатки пальцев, но и языка.

В четырех дольках темного шоколада содержится порядка двухсот калорий. Так что если не хотите поправиться, лучше не есть больше двух долек в сутки.

Самое редкое заболевание – болезнь Куру. Болеют ей только представители племени фор в Новой Гвинее. Больной умирает от смеха. Считается, что причиной возникновения болезни является поедание человеческого мозга.

Существуют очень любопытные медицинские синдромы, например, навязчивое заглатывание предметов. В желудке одной пациентки, страдающей от этой мании, было обнаружено 2500 инородных предметов.

Самая высокая температура тела была зафиксирована у Уилли Джонса (США), который поступил в больницу с температурой 46,5°C.

Кроме людей, от простатита страдает всего одно живое существо на планете Земля – собаки. Вот уж действительно наши самые верные друзья.

Во время чихания наш организм полностью прекращает работать. Даже сердце останавливается.

Средняя продолжительность жизни левшей меньше, чем правшей.

Многие наркотики изначально продвигались на рынке, как лекарства. Героин, например, изначально был выведен на рынок как лекарство от детского кашля. А кокаин рекомендовался врачами в качестве анестезии и как средство повышающее выносливость.

В нашем кишечнике рождаются, живут и умирают миллионы бактерий. Их можно увидеть только при сильном увеличении, но, если бы они собрались вместе, то поместились бы в обычной кофейной чашке.

Во время работы наш мозг затрачивает количество энергии, равное лампочке мощностью в 10 Ватт. Так что образ лампочки над головой в момент возникновения интересной мысли не так уж далек от истины.

Первый вибратор изобрели в 19 веке. Работал он на паровом двигателе и предназначался для лечения женской истерии.

В стремлении вытащить больного, доктора часто перегибают палку. Так, например, некий Чарльз Йенсен в период с 1954 по 1994 гг. пережил более 900 операций по удалению новообразований.

Кариес – это самое распространенное инфекционное заболевание в мире, соперничать с которым не может даже грипп.

www.neboleem.net

​Гигиена и туалетные принадлежности раннего средневековья — Ратоблог

По письменным и археологическим источникам мы знаем, что гигиена в Древней Руси была на достаточно высоком уровне. Ибн Русте описывает баню у славян, которой они часто пользовались, а про русов говорит, что они «опрятны в одежде». В археологии тоже представлен определенный «туалетно-гигиенический набор» Древней Руси Х в., который мы здесь и охарактеризуем.

Гребни

В IX — Х в. в Европе широко распространяются односторонние орнаментированные костяные (роговые) гребни. Уже О. И. Давидан доказала распространение таких гребней в Древней Руси из Западной и Северной Европы. Родиной этих гребней считается Северная Германия (фризские гребни), и уже оттуда, через острова Северной Атлантики и через Скандинавию, вместе с купцами и воинами они попадают сначала в Старую Ладогу, а затем широко распространяются в Древней Руси (Давидан, 1962. С. 100). Причем, встречаются такие гребни в основном в торгово-ремесленных и раннегородских центрах, где отчетливо проявляются элементы «дружинной культуры». Например, шведские коллеги в контексте изучения гарнизона Бирки вполне однозначно пишут, что односторонние орнаментированные гребни являются элементами мужской и воинской культуры (Hedenstierna-Jonson, 2006. P. 54): при раскопках сгоревшего длинного дома, где располагался воинский гарнизон Бирки было найдено около 40 гребней с футлярами, что стало дополнительным основания для подсчета численности гарнизона — около 40 человек (подтверждено материалами могильника).

gigiena-i-tualetnye-prinadlezhnosti_1

Односторонние гребни. Старая Ладога.

Известны в Х в. и односторонние костяные гребни с высокой спинкой. Они часто украшены зооморфным орнаментом — изображениями лошадей или птиц. Такие гребни встречены в Старой Ладоге, Владимирских курганах, в Тимерево и на Сарском городище. В конце Х в. появляются костяные цельные двусторонние гребни (Древняя Русь. Быт и культура, 1998. С. 20).

tmp_400_vk-324267496

Гребни с высокой спинкой. Старая Ладога.

Копоушки

Специальные маленькие «лопаточки» для чистки ушей. Копоушки были чрезвычайно популярной туалетной принадлежностью многих народов Евразии и даже Африки. Появились они еще в эпоху бронзы. В I тыс. н. э. встречаются в погребениях гуннов, авар и готов. Широко распространены от меровингской Франции до танского Китая. У коми и удмуртов копоушки бытовали до XIX в., а в настоящее время благополучно существуют в традиционной культуре хантов, манси и бурятов (Салангина, 2004. С. 2).

Самая маленькая из средневековых восточноевропейских копоушек имеет длину 3 см, самая крупная — 14 см. Ножки и пластины-держатели копоушек часто бывают орнаментированы. Спектр орнаментальных тем — самый широкий: от обычного геометрического орнамента до изображений птиц, животных и людей. До 60% средневековых копоушек имеет орнамент.

gigiena-i-tualetnye-prinadlezhnosti_4

Копоушка. Бирка.

В Х в. копоушки изготовлялись из бронзы и кости, причем костяные изделия в Восточной Европе преобладают над металлическими почти в два раза. Скорее всего, делались копоушки и из дерева, но данных об этом не сохранилось. В VIII — X вв. у алан, венгров и, шире, основного населения салтово-маяцкой культуры, практически все известные копоушки изготовлены из бронзы. У финнов преобладают костяные копоушки, хотя на веских и карельских землях широко распространены и бронзовые. Из экзотических материалов, не относящихся к нашему периоду, — на тысячу лет раньше у скифов и сармат были известны копоушки из золота и стекла. Древнерусские материалы Х в. как всегда полиэтничны — у нас распространены копоушки и костяные, и бронзовые.

Анализ погребальных материалов Восточной Европы средневековья (включая финское население) показал, что 70% погребений с копоушками являются женскими (Салангина, 2004. С. 14). Вероятно, можно сказать, что копоушка — это преимущественно (но не исключительно) женский атрибут. Помимо утилитарных функций, копоушки могли выполнять роль украшений-подвесок и амулетов-оберегов.

gigiena-i-tualetnye-prinadlezhnosti_5

Копоушки. Старая Ладога.

Ножницы

В Х в. были одновременно распространены пружинные и шарнирные ножницы. Пружинные численно значительно преобладают. Использовались они в самых разных сферах жизни — от стрижки ногтей до стрижки овец. Туалетное назначение, конечно, имели ножницы с небольшой длиной режущего полотна.

gigiena-i-tualetnye-prinadlezhnosti_6

Пружинные ножницы. Общая длина — 13 см. Старая Ладога.

Шарнирные ножницы — менее распространенный в Х в. и, можно сказать, более «привилегированный» тип. Они известны в Гнездово, в Тимерево, на Шестовице и на Сарском городище. На Русь этот тип ножниц попал, скорее всего, из арабского мира через наших степных соседей (вероятнее всего — при помощи арабских купцов). Так например, в одном только Саркеле найдено 6 пар шарнирных ножниц.

Достаточно интересный экземпляр шарнирных ножниц был найден в 2003 г. в Гнездово. Они откованы из железа; под соединяющий гвоздик подложена маленькая круглая бронзовая пластина; по сохранившимся следам медного сплава можно предположить, что рукоятки ножниц были полностью обтянуты бронзой. На одной из ручек при реставрации выявлена арабская надпись «Аллах» (Мурашева, Ениосова, Фетисов, 2007. С. 43 — 44).

gigiena-i-tualetnye-prinadlezhnosti_7

Шарнирные ножницы с надписью «Аллах» на ручке. Гнездово.

Бритвы

В Древней Руси появляются достаточно поздно. В Новгороде бритвы широко распространяются в XIII в. К более раннему времени (XI — XII вв.) относятся находки бритв в Берестье (Брест) (Древняя Русь. Быт и культура, 1998. С. 18).

О бритвах Эпохи викингов информация достаточно противоречивая. До того, как сложилась классическая для средневековья «новгородско-ладожская» форма бритв, отнести к бритвам те или иные изделия IX — X в. бывает довольно проблематично.

gigiena-i-tualetnye-prinadlezhnosti_8

Складные бритвы. XIII в. Новгород.

До конца еще не определено, ножами или бритвами являются в Х в. складные изделия с широким клинком. Такие складные ножи известны в VII — VIII вв. на территории современной Германии; в конце Вендельской эпохи и в Эпоху викингов они распространяются и в Скандинавии — встречены в Вальсгерде и в Бирке.

Предмет, интерпретированный для Х в. как бритва, происходит из Гнездова. По описанию Д. А. Авдусина, это «древнейшая на Руси железная бритва, короткая и широкая, складная, как и современные „опасные“ бритвы. Она имела медную ручку».

В публикации Макушникова 1999 г. говорится о бритве Х в., найденной в Нисимковичах — складная, но с прямым клинком (Макушников, 1999. С. 139).

gigiena-i-tualetnye-prinadlezhnosti_9

Складная бритва (?) из Нисимковичей.

Таким образом, распространение традиционных бритв в Древней Руси в Х в. точно определить пока невозможно. Но ведь как-то же наши далекие предки брились? А что брились — это мы точно знаем по письменным источникам.

Пинцеты

Среди способов удаления волос с лица есть одна совершенно людоедская версия — пинцет.

Пинцеты, как и ножницы, были инструментами многофункциональными. Помимо ювелирных и ремесленных пинцетов различных размеров, традиционно выделяют и пинцеты туалетные. Считается, что ими выщипывали волосы на лице. Мода на них пришла в Древнюю Русь из Северной Европы. Уже в Вендельску эпоху, в VI — VII вв., такие пинцеты известны на Готланде. В Эпоху викингов туалетные пинцеты распространены в Скандинавии (в той же Бирке), где они встречаются преимущественно в мужских погребениях.

gigiena-i-tualetnye-prinadlezhnosti_10

Туалетные пинцеты. Бирка.

На Рюриковом Городище известно 4 скандинавских бронзовых туалетных пинцета. Навершия трех из них оформлены в виде человеческих голов в головных уборах (Пушкина, 1988). Известны такие пинцеты в Гнездово и в Новоселках под Смоленском.

gigiena-i-tualetnye-prinadlezhnosti_11

Навершие туалетного пинцета. Гнездово.

Литература:

  1. Давидан О. И. Гребни Старой Ладоги // АСГЭ. Вып. 4. Л. 1962.
  2. Макушников О. А. Средневековое поселение и могильник Нисимковичи-1 в Посожье// ГАЗ. Минск. 1999. Вып. 14.
  3. Мурашева В. В., Ениосова Н. В., Фетисов А. А. Кузнечно-ювелирная мастерская пойменной части Гнездовского поселения // Гнездово. Результаты комплексных исследований памятника. СПб. 2007.
  4. Пушкина Т. А. Скандинавские находки из Городища под Новгородом // СС. Таллин. 1988. Вып. XXXI.
  5. Салангина С. В. Копоушки как исторический источник (по материалам археологических памятников Восточной Европы). АКД. Ижевск. 2004.
  6. Старая Ладога. Древняя столица Руси. Каталог выставки. СПб. 2003.
  7. Hedenstierna-Jonson Ch. The Birka warrior. Stockholm. 2006.

blog.ratobor.com

Эволюция отношения к чистоте и мытью

Далеко не всегда приветствовалась чистота и уход за своим телом. Нередко это считалось бесовщиной и бездуховным занятием. Такая картина ярко прослеживалась в Средневековье. Согласно некоторым мнениям того времени, после мытья в поры тела могли попасть злые духи. И в этом нет ничего странного, так как люди могли мыться в грязной воде. При этом в одной и той же воде мылась вся семья, а после слуги и рабы. Однако постепенно отношение к чистоте менялось. Поэтому будет интересно проследить за некоторыми фактами из истории по отношению к чистоте и мытью.

Чистота в Средние века

Если говорить о банных традициях, то они уходят корнями далеко в прошлые века. Например, на Руси баня была в почете. Те, кто не любил баню, считались странными. Например, Дмитрий Самозванец не был сторонником бани, поэтому его считали нерусским. Но если заглянуть вглубь истории, то можно увидеть, что для славян баня была не просто средством гигиены, в ней находили некий сакральный смысл. В обязательном порядке люди должны были два раза в неделю посетить баню, так как полагалось, что в ней они смогут смыть свои грехи.

Баня на РусиБаня на Руси

В Европе, для сравнения, к бане относились с подозрением. Тогда верили в то, что достаточно омовения человека при крещении.

Причины того, что люди боялись воды, кроются в бытующем мнении по распространению чумы посредством воды. По сути, это могло так и быть, ведь принимали не горячие ванны, а теплые, используя воду по несколько раз. Безусловно, в такой среде могли развиваться болезни.

Изабелла Кастильская в 15 веке с гордостью говорила о том, что она мылась за свою жизнь только дважды – при крещении и перед свадьбой.

Другой интересный случай, зафиксированный в истории, произошел с Людовиком XIV. На протяжении своей жизни он мылся всего лишь два раза и то в медицинских целях. И при этом он каждый раз сильно болел. Исходя из этого и других подобных случаев, становится понятно, что чистота и гигиена отходили на второй план.

Отношение к гигиене в Средние векаОтношение к гигиене в Средние века

Когда в 13 веке начали использовать нижнее белье, речь об обязательном принятии ванн вообще не шла. Нижнее белье было легче и дешевле постирать, чем верхнюю одежду, выполненную из дорогих тканей. Таким образом, тело не соприкасалось с верхним платьем. Чтобы спастись от клещей и блох, знать носила нижнее белье из шелка.

Отношение к гигиене в Древнем Риме и Париже

Древнеримские термыДревнеримские термы

Если заглянуть в историю Древнего Рима, то здесь отношение к чистоте и мытью было настолько вознесено, что из этого сделали культ. Каждый день римские термы посещали для принятия банных процедур. В этих помещениях не только мылись, но и занимались спортом, туда приглашали артистов. Это было поистине культурное мероприятие.

В таких помещениях имелись туалеты. Они были расположены по периметру помещения, поэтому люди могли между собой нормально общаться. В IV веке н.э. в Риме имелось 144 общественных туалета.

Римская баняРимская баня

Если заглянуть в Париж, то здесь картина была совсем противоположная. Как говорили современники, здесь стоял ужасный смрад. Туалеты здесь не строились, поэтому фекалии из горшка могли выливать прямо из окна. Именно отсюда и пошла мода шляп с широкими полосами, чтобы не запачкать свою дорогую одежду. Спустя время был введен закон, который требовал предупреждать перед выливанием горшка возгласом «Осторожно, вода».

Осторожно, водаОсторожно, вода

Русь и гигиена

Если сравнивать такое отношение к чистоте в Европе, русские обычаи были странными. Ведь именно у нас широко были распространены бани. Как свидетельствуют исторические факты, Людовик XIV засылал шпионов, чтобы узнать, чем занимаются в русских банях. И это не удивительно, ведь у него и в голове не укладывалось то, что мыться можно регулярно. Но, несмотря на такой отношение к чистоте, на улицах стоял неприятный запах, ведь система канализации в 18 веке была только в десяти процентах городов России.

Русская баняРусская баня

Из всего следует вывод, что в Средневековье в Европе с чистотой и гигиеной особо не дружили. Что касается России, то она смогла избавиться от чумы только благодаря русским баням.

До 1743 года в банях мылись одновременно женщины и мужчины. В этом же году был издан указ, запрещающий это. Но далеко не везде он соблюдался!

Те иностранцы, которые долго жили в России, привезли в Европу обычай бани. Они оценили все ее преимущества. Постепенно в Европейских странах отношение к чистоте и гигиене вышло на новый уровень.

Если вспомнить уже близкие к нам годы, то в СССР занимались гигиеной на уровне государства. Телевиденье вело активную пропаганду даже среди детей. Стоит хотя бы вспомнить всем известный мультик «Мойдодыр».

Последняя редакция: 15.09.2015 Автор: Юстина Безух

0 Рейтинг статьи Плюс Минус

Спасибо, ваш голос учтен!

Понравилась статья? ― Расскажите друзьям:

kaksdelatbanyu.ru

Русская баня у славян – сочетание природных стихий и средство гигиены

Эпиграф: согласно описаниям ученых, в Европе до 19 века выливали помои из окон, а мылись 2 раза в месяц. Для славян же слово «баня» было святым.

Вашему вниманию предлагаются статьи познавательно-развлекательного характера.  В них нет обилия дат и понятий. Однако, забавные факты полезны для развития мировоззрения с разных сторон. Итак, продолжим путешествие по истории древних славян, подчеркивая прикольные интересные моменты.

По упоминаниям византийских историков, древние славяне считали, что великим воинам не нужны доспехи, что в бою настоящее мастерство брони не требует. В минуты особой опасности, славяне раздевались по пояс и шли в бой на страх врагам. О внешнем виде большой заботы не проявляли. В боевых походах чистая одежда была не у многих.

valyutnye-veniki

Но дома, на Руси, огромное значение имели бани. Чистоте уделялось важнейшее место. Иностранцы удивлялись, как славяне хлещут себя вениками, какую жару могут вытерпеть! Ничего подобного в средневековой Европе не было.

В древности баня топилась «по-черному». Трубы у банной избы не имелось. Весь дым из печки оседал на стены. Копоть была толщиной в половину ладони. Сидеть надо было осторожно – такая сажа отмывалась с трудом. Славяне считали, что здесь живет злой дух «Банник», который может человека уморить. Возможно, едким дымом ослаблялись его злые чары. Бояться духов люди перестали, но баня «по-черному» сохранилась в некоторых регионах России и в XXI веке.

Случалось, что между племенами славян велись войны. Причины были разные: то невест юных украдут, то землю не поделят. Известен факт, когда проигравшие должны были привезти победителям 40 возов березовых и дубовых веников! То есть веники являлись элементом государственного налогообложения. Банные веники были в Древней Руси своеобразной конвертируемой валютой! Вот какое место в мировоззрении славян занимала чистота. В следующей статье поговорим об особенностях военной подготовки с детства.

После каждой статьи есть вопрос, на который легко ответить. Удачи!

www.zapolni-probel.ru

Когда на Руси начали мыться?

September 26th, 2011, 10:54 am

мелкий, сын, Никита

Когда на Руси начали мыться?

  Вообще говоря история как нашего народа, так и наших давних предков очень интересна. Вот вы задавались вопросом о том, когда же люди жившие на нашей земле начали мыться? Не важно в каком виде и при помощи каких приспособлений и методов - речь идет вообще о гигиене так сказать :)

  Так вот, предки наши начали задумываться о своей гигиене еще в дохристианские времена и была на Руси баня - русская по-черному, все как полагается. А связано распространение бань в наших краях с большим количеством лесов, сбор дров и их заготовка на Руси никогда особо не присекалась, если не учитывать различные заскоки у отдельно взятых господ.  Само слово баня встречается в летописях примерно от 11 века, но другие свидетельства, в частности о племенах скифов говорят о том, что традиция схожая с баней, только чуть иная по конструкции существовала как минимум начиная с 9 века. Еще баню называли: мыленкой, мыльней, мовницей. Так что наши предки мылись с самых древних времен и мыться по сегодняшнее время не переставали, что же касается наших соседей - европейцев, ситуация была несколько иная...  На счет Европы существует стойкое убеждение о том, что европейцы не мылись и были "грязнулями". Определенный исторический повод для этого есть, но на самом деле ситуация выглядит несколько иначе. До 15 века наши с вами соседи из Европы мылись достаточно усердно и наверное мало чем отличались от наших на Руси, но к 15 веку европейские леса изрядно истощились и во многих странах появился запрет на вырубку леса, наказанием за которое была во многих случаях смертная казнь! Беспрепятственный доступ к дровам у местного населения прекратился, соответственно и баня как таковая утратила свою доступность в те времена, ну а что было позже вы и сами знаете - развитие больших городов, отсутствие гигиены, заболевания холерой, чумой и прочее.. Вот с тех пор и сформировался о наших соседях в те времена такой стереотип. Тюрки в свое время описывали жителей европы как "грязных животных", что было не далеко от правды в те времена :)

kirchevsky.livejournal.com

Немытая Европа и чистая Русь

Автор: Александр Новак

18.03.2012

Отредактировано 30.05.2012

Наверное, многие начитавшись иностранной литературы, а, особенно, исторических книжек иностранных авторов про древнюю Русь, были в ужасе от той грязи и вони, которая царила в те далёкие времена в русских селениях. Этот шаблон настолько врос в наше сознание, что даже современные русские фильмы о древней Руси снимают по этому, заведома ложному сценарию, и продолжают вешать лапшу на уши нам якобы о том, что наши предки жили в землянках или в лесу на болотах, годами не мылись, ходили в рванье, от этого часто болели и умирали в среднем возрасте, редко доживая 40 лет.

Когда кто-либо хочет описать якобы «настоящее» прошлое другого народа, а особенно вражеского, а именно такими «варварами» нас и видит весь якобы «цивилизованный» мир, то сочиняя вымышленное прошлое, списывают, конечно же, с себя, так как другого они то и знать не могут, ни по своему опыту, ни по опыту своих предков.

Но ложь рано или поздно всегда всплывает, и нам теперь доподлинно известно кто на самом деле был немытым, а кто благоухал в чистоте и красоте. И фактов из прошлого накопилось предостаточно, чтобы у любознательного читателя вызвать соответствующие образы и лично прочувствовать все прелести якобы чистой Европы, и самому решить  где правда, а где ложь.

Итак, одно из первейших упоминаниях о славянах, которые дают западные историки отмечает как ГЛАВНУЮ особенность именно славянских племен то, что они «льют воду», то есть моются в проточной воде, тогда как все остальные народы Европы мылись в кадушках, тазах, ваннах. Еще Геродот в V веке до н.э. говорит о жителях степей северо- востока, что они льют воду на камни и парятся в хижинах. Мытьё под струей нам кажется настолько естественным, что мы всерьез не подозреваем, что являемся, чуть ли не единственным или, по крайней мере, одним из немногих народов в мире, который поступает именно так.

Иностранцы, приезжающие в Россию в V-VIII веках, отмечали чистоту и аккуратность русских городов. Здесь дома не лепились друг к другу, а стояли широко, были просторные, проветриваемые дворы. Люди жили общинами, миром, а это значит, что части улиц были общими и поэтому никто, как в Париже, не мог выплеснуть ведро с помоями просто на улицу, демонстрируя при этом, что только мой дом частная собственность, а на остальное – наплевать!

Ещё раз повторю, что обычай «лить воду» отличал раньше в Европе именно наших предков славяно-ариев, был закреплён именно за ними в качестве отличительного признака, который явно имел какой-то обрядовый древний смысл. И смысл этот конечно же был передан нашим предкам ещё многие тысячи лет тому назад через заповеди богов, а именно ещё бог Перун, который прилетал на нашу Землю 25 000 лет тому назад завещал: «Омывайте после дел ваших руки ваши, ибо кто рук своих не омывает, тот силу Божию теряет».

Другая его заповедь гласит: «Очищайтесь вы в водах Ирия, что течет река во Святой Земле, чтоб омыть своё тело белое, освятить его Божьей силою». Самое интересное, что эти заповеди работают безотказно для русского в душе человека. Так любому из нас, наверное противно становится и «кошки на душе скребут» от того, когда чувствуем себя грязными, или сильно вспотевшими после тяжёлого физического труда, или летней жары и хочется быстрее всего смыть с себя эту грязь и освежиться под струями чистой воды. Уверен, что неприязнь к грязи у нас заложена генетически, и поэтому мы стремимся, даже не зная заповеди Перуна про мытьё рук, всегда придя с улицы к примеру сразу же помыть руки и умыться, чтобы почувствовать себя свежее и избавиться от усталости.

Что же творилось в якобы просвещённой и чистой Европе начала средневековья и, как ни странно, аж до XVIII века?

Уничтожив культуру древних этрусков (эти русские или русы этрурии) – русского народа, который в древности заселял Италию и создал там великую цивилизацию, которая провозглашала культ чистоты и имела бани, вокруг которой был создан МИФ (моя расшифровка А.Н. – мы исказили или извратили факты – МИФ) о римской империи, которой никогда не существовало, и памятники которой сохранились до наших времён, еврейские варвары (а это были несомненно они и не важно каким народом при этом они прикрывались для своих мерзких целей) на долгие столетия поработили Западную Европу своим безкультурием, грязью и развратом.

Европа не мылась веками!!!

Подтверждения этому сначала находим в письмах княжны Анны – дочери Ярослава Мудрого киевского князя XI века н. э.

Выдав свою дочь замуж за французского короля Генриха I, он якобы укрепил своё влияние в «просвёщенной» Западной Европе. На самом же деле, это европейским королям было престижно создавать союзы с Русью, так как Европа была далеко отстающей во всех отношениях, как культурных, так и экономических, по сравнению с Великой Империей наших предков. Княжна Анна привезла с собой в Париж, тогда маленькую деревню во Франции, несколько обозов своей личной библиотеки, и с ужасом обнаружила, что её муж, король Франции не умеет, не только читать, но и писать, о чём не замедлила отписать своему отцу, Ярославу Мудрому. И упрекнула его за то, что отправил её в эту глухомань! Это реальный факт, есть реальное письмо княжны Анны: «Батюшка, да за что ты меня ненавидишь? И отправил в эту грязную деревню, где умыться-то негде». А библия, которую она привезла с собой во Францию, на русском языке, до сих пор служит атрибутом, на котором принимают присягу все президенты Франции, а ранее короли.

Европейские города утопали в нечистотах: «Французский король Филипп II Август, привыкший к запаху своей столицы, в 1185 году упал в обморок, когда стоял у дворца, и проезжающие мимо него телеги взрывали уличные нечистоты…».

Историк Дрэпер представил в своей книге «История отношений между религией и наукой» довольно яркую картину условий, в которых жило население Европы в средние века. Вот главные черты этой картины: «Поверхность континента покрыта была тогда большей частью непроходимыми лесами; там и сям стояли монастыри и города.

В низменностях и по течению рек были болота, простиравшиеся иногда на сотни миль и испускавшие свои ядовитые миазмы, которые распространяли лихорадки. В Париже и в Лондоне дома были деревянные, вымазанные глиной, крытые соломой или тростником. В них не было окон и, до изобретения лесопилен, в немногих домах существовали деревянные полы... Печных труб не было. В таких жилищах едва ли была какая защита от непогоды. О водосточных канавах не заботились: гниющие остатки и мусор просто выкидывались за дверь.

Опрятность была совершенно неизвестна: высокие сановники, как например, архиепископ Кентерберрийский, кишели насекомыми.

Пища состояла из грубых растительных продуктов, таких как горох или даже древесная кора. В некоторых местах поселяне не знали хлеба, «Удивительно ли после этого», - отмечает далее историк, - что во время голода 1030 года жарилось и продавалось человеческое мясо или, что в голодный 1258 год в Лондоне умерло с голоду 15 тысяч человек?».

Некий Дионисий Фабриций, настоятель кирхи в Феллине, в изданном им сборнике об истории Ливонии поместил рассказ, связанный с монахами монастыря Фалькенау под Дерптом (ныне Тарту), сюжет которого восходит к XIII в. Монахи недавно основанного доминиканского монастыря добивались от Рима денежных субсидий, а просьбу подкрепляли описанием своего аскетического времяпрепровождения: «каждый день, собравшись в специально выстроенном помещении, они разжигают печь так сильно, как только можно терпеть жар, после чего раздеваются, хлещут себя прутьями, а затем обливаются ледяной водой». Так они борются с искушающими их плотскими страстями. Из Рима послан был итальянец, чтобы проверить истинность описанного. Во время подобной банной процедуры он едва не отдал Богу душу и поскорее убрался в Рим, засвидетельствовав там истинность добровольного мученичества монахов, которые и получили просимую дотацию.

Когда начались крестовые походы, крестоносцы поразили и арабов и византийцев тем, что от них разило «как от бомжей» как бы сказали сейчас. Запад предстал для Востока синонимом дикости, грязи и варварства, да он и был этим варварством. Вернувшиеся в Европу пилигримы было попытались внедрить подсмотренный обычай мыться в бане, но не тут то было! С ХIII века бани уже официально попали под запрет Церкви как источник разврата и заразы! Так, что галантные рыцари и трубадуры той эпохи источали вонь на несколько метров вокруг себя. Не хуже были и дамы. До сих пор можно увидеть в музеях изготовленные из дорогого дерева и слоновой кости чесалки для спины, а так же блохоловки…

В итоге ХIV век был наверное одним из самых страшных в истории Европы. Вполне закономерно вспыхнула эпидемия чумы. Италия, Англия потеряли половину населения, Германия, Франция, Испания – более трети. Сколько потерял Восток достоверно не известно, но известно, что чума пришла из Индии и Китая через Турцию, Балканы. Она обошла только Россию и остановилась на её границах, как раз в том месте, где были распространены бани. Похоже на биологическую войну тех лет.

Могу к слову о древней Европе добавить и об их гигиене и чистоте телесной. Да будет вам известно, что духи французы выдумали не для того чтобы пахнуть, а для того чтобы не ВОНЯТЬ! Да именно так. По признанию одной из королевских особей, а точнее Короля-Солнце Людовика XIV, настоящий француз моется только два раза в жизни – при рождении и перед смертью. Только 2 раза! Жуть! И сразу вспомнилась якобы непросвещённая и  некультурная Русь, в которой у каждого мужика была своя баня, и как минимум один раз в неделю люди мылись в банях и никогда не болели. Так как баня, кроме чистоты телесной, ещё и хвори успешно очищает. И наши предки это прекрасно знали и постоянно использовали.

А как, цивилизованный человек, византийский миссионер Велизарий, посетив Новгородскую землю в 850-ом году н.э., писал о словенах и русинах: «Православныя словены и русины дикiя люди, и житiе их дико и безбожно. Мужи и девки нагiя вместе запирашися во жарко истопленной избе и истязаша телеса своя, хлесча себя прутiями древесными нещадно, до изнеможенiя? и опосля прыгаша во прорубь али сугроб и, охолонишися, вновь идяша во избу истязати телеса своя».

Откуда эта грязная, неумытая Европа могла знать, что такое русская баня? До XVIII века, пока славяне-русы не научили «чистоплотных» европейцев мыло варить, они не мылись. Поэтому у них постоянно были эпидемии тифа, чумы, холеры, оспы и прочее. Мария-Антуанетта умывалась в жизни всего два раза: один раз перед свадьбой, второй раз перед казнью.

Почему, европейцы покупали у нас шёлк? Да потому, что там вши не заводились. Но пока этот шёлк доезжал до Парижа, то килограмм шёлка стоил уже килограмм золота. Поэтому шёлк могли себе позволить только богатые люди.

Патрик Зюскинд в своём произведении «Парфюмер» описал то, как «благоухал» Париж XVIII века, но и к XI веку времён королевы Анны Ярославны, этот отрывок будет иметь тоже очень хороший пример:

 «В городах того времени стояла вонь, почти невообразимая для нас, современных людей. Улицы воняли навозом, дворы воняли мочой, лестницы воняли гнилым деревом и крысиным пометом, кухни – скверным углем и бараньим салом; непроветренные гостиные воняли слежавшейся пылью, спальни – грязными простынями, влажными перинами и остро-сладкими испарениями ночных горшков. Из каминов несло серой, из дубилен - едкими щелочами, со скотобоен - выпущенной кровью. Люди воняли потом и нестиранным платьем; изо рта у них пахло сгнившими зубами, из животов - луковым соком, а из тела, когда они старели, начинали пахнуть старым сыром, и кислым молоком, и болезненными опухолями. Воняли реки, воняли площади, воняли церкви, воняло под мостами и во дворцах. Воняли крестьяне и священники, подмастерья и жены мастеров, воняло все дворянское сословие, вонял даже сам король - он вонял, как хищный зверь, а королева - как старая коза, зимой и летом. < ... > Всякая человеческая деятельность, как созидательная, так и разрушительная, всякое проявление зарождающейся или погибающей жизни сопровождались вонью».

Герцог Норфолк отказывался мыться якобы из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьётся мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

В «Руководстве учтивости», изданном в конце XVIII века (Manuel de civilite, 1782 г.) формально запрещается пользоваться водой для умывания, «ибо это делает лицо зимою более чувствительным к холоду, а летом к жаре».

Королева Испании Изабелла Кастильская с гордостью признавалась, что мылась всего два раза в жизни – при рождении и перед свадьбой!

Людовик ХIV (14 мая 1643 — 1 сентября 1715) мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарёкся когда-либо принимать водные процедуры. Русские послы при дворе Людовика XIV по прозвищу Король-солнце писали, что их величество король Франции «смердит аки дикий зверь»!

Даже привычный к постоянной вони, окружавшей его от рождения, король Филипп II однажды упал в обморок, когда стоял у окна, а проезжающие мимо телеги взрыхлили колесами плотный многолетний слой нечистот. Кстати, этот король умер от ... чесотки! От нее же погиб и папа Климент VII! А Климент V пал от дизентерии. Одна из французских принцесс умерла, заеденная вшами! Неудивительно, вшей называли «божьими жемчужинами» и считали признаком святости.

Известный французский историк Фернан Бродель в книге «Структуры повседневности» писал: «Ночные горшки продолжали выливать в окна, как это было всегда – улицы представляли собой клоаки. Ванная комната была редчайшей роскошью. Блохи, вши и клопы кишели как в Лондоне, так и в Париже, как в жилищах богатых, так и в домах бедняков».

В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При "нужде" гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили "ночные вазы", содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца. То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую и не очень нужду.

Известна история, которую так любят рассказывать Версальские гиды, как однажды к королю прибыл посол Испании и, зайдя к нему в опочивальню (дело было утром), попал в неловкую ситуацию - у него от королевского амбре заслезились глаза. Посол вежливо попросил перенести беседу в парк и выскочил из королевской спальни как ошпаренный. Но в парке, где он надеялся вдохнуть свежего воздуха, незадачливый посол просто потерял сознание от вони – кусты в парке служили всем придворным постоянным отхожим местом, а слуги туда же выливали нечистоты.

Скажу ещё пару слов о нравах варварского и дикого Запада.

Король-Солнце, как и все остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетов любые уголки Версаля.

До сих пор парки Версаля воняют мочой в теплый день. Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши. Но не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в тот, описанный выше, парк? Нет, такое даже в голову никому не приходило, ибо на страже традиции стояла диарея. БеЗпощадная, неумолимая, способная застигнуть врасплох кого угодно и где угодно. При соответствующем качестве средневековой пищи и воды понос был явлением постоянным. Эта же причина прослеживается в моде тех лет (XII-XV вв.) на мужские штаны-панталоны состоящие из одних вертикальных ленточек в несколько слоев.

В 1364 году человек по имени Томас Дюбюссон получил задание «нарисовать ярко-красные кресты в саду или коридорах Лувра, чтобы предостеречь людей там гадить – чтобы люди считали подобное в данных местах святотатством». Добраться до тронного зала было само по себе очень «запашистым» путешествием. «В Лувре и вокруг него, – писал в 1670 году человек, желавший строить общественные туалеты, – внутри двора и в его окрестностях, в аллеях, за дверьми – практически везде можно увидеть тысячи кучек и понюхать самые разные запахи одного и того же – продукта естественного отправления живущих здесь и приходящих сюда ежедневно». Периодически из Лувра выезжали все его знатные жильцы, чтобы дворец можно было помыть и проветрить.

А в книге для чтения по истории Средних веков Сергея Сказкина о культуре европейцев читаем следующее: «Жители домов выплескивали все содержимое ведер и лоханок прямо на улицу, на горе зазевавшемуся прохожему. Застоявшиеся помои образовывали смрадные лужи, а неугомонные городские свиньи, которых было великое множество, дополняли картину».

Антисанитария, болезни и голод – вот лицо средневековой Европы. Даже знать в Европе не всегда могла есть досыта. Из десяти детей хорошо, если выживало двое-трое, а при первых родах умирала треть женщин. Освещение – в лучшем случае восковые свечи, а обычно – масляные светильнички или лучина. Голодные, обезображенные оспой, проказой и, позже, сифилисом лица выглядывали из окон, затянутых бычьими пузырями.

Галантные рыцари и прекрасные дамы той эпохи источали вонь на несколько метров вокруг себя. До сих пор можно увидеть в музеях изготовленные из дорогого дерева и слоновой кости чесалки для спины, а так же блохоловки. Еще ставились на столы блюдца, чтобы люди могли культурно подавить вшей. А вот на Руси блюдец не ставили. Но не по скудоумию, а потому что нужды в этом не было!

Лондон викторианской эпохи утопал в нечистотах и зловонии, поскольку 24 тонны лошадиного навоза и полтора миллиона кубических футов человеческих фекалий стекало ежедневно в Темзу через канализационные каналы, до того как была выстроена закрытая канализационная система. И это в то время, когда Шерлок Холмс с доктором Ватсоном гоняли по Лондону профессора Мориарти.

В Нидерландах, считавшихся самой передовой державой в техническом смысле, и куда русский царь Пётр приехал учиться, «в 1660 году все ещё садились за стол, не вымыв руки, независимо от того, чем только что занимались». Историк Поль Зюмтор, автор «Повседневной жизни Голландии во времена Рембрандта», отмечает: «ночной горшок мог простоять под кроватью целую вечность, прежде чем служанка забирала его и выливала содержимое в канал». «Общественных бань практически не знали, — продолжает Зюмтор. — Еще в 1735 году в Амстердаме было всего одно такое заведение. Моряки и рыбаки, насквозь пропахшие рыбой, распространяли невыносимую вонь. Личный туалет носил чисто декоративный характер».

«Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры, поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», — утверждалось в одном медицинском трактате ХV века. В ХV—ХVI вв. богатые горожане мылись раз в полгода, в ХVII—ХVIII вв. они вообще перестали принимать ванну. Порой водные процедуры использовались только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму.

Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались исключительно ароматической пудрой.

Нетрудно догадаться, что на защите грязи и против ухода за своим телом стеной стояла тогдашняя церковь. Церковь в средние века предполагала, что «Если человека крестить, то есть окропить святой водой, то он уже на всю жизнь чистый. То есть, значит, мыться не надо». А если человек не моется, то заводятся блохи, вши, которые переносят все болезни: тиф, холера, чума. Поэтому Европа и вымирала, в добавок к войнам, ещё и от болезней. И войны и болезни, как видим, были спровоцированы всё той же церковью и её инструментом подчинения масс – религией!

До победы христианства только в одном Риме действовало более тысячи бань. Христиане первым делом, придя к власти, закрыли все бани. К мытью тела тогдашний люд относился подозрительно: нагота – грех, да и холодно – простудиться можно.

На Руси же с древних времен большое внимание уделялось соблюдению чистоты и опрятности. Жителям Древней Руси был известен гигиенический уход за кожей лица, рук, тела, волосами. Русские женщины прекрасно знали, что простокваша, сметана, сливки и мед, жиры и масла смягчают, и восстанавливают кожу лица, шеи, рук, делают ее эластичной и бархатистой; яйцами хорошо промывать волосы, а настоем трав их ополаскивать. Так что нужные средства они находили и брали из окружающей природы: собирали травы, цветки, плоды, ягоды, корни, лечебные и косметические свойства которых им были известны.

Свойства растительных средств наши предки знали в совершенстве, поэтому в косметических целях применялись в основном они. Также были хорошо известны и лечебные свойства дикорастущих трав. Они собирали цветки, траву, ягоды, плоды, корни растений и умело использовали их для приготовления косметических средств.

Для румян и помады использовали сок малины, вишни, натирали щеки свеклой. На чернение глаз и бровей шла чёрная сажа, иногда использовалась коричневая краска. Для придания коже белизны брали пшеничную муку или мел. Для окраски волос также использовали растения: например, шелухой лука окрашивали волосы в коричневый цвет, шафраном с ромашкой – в светло-желтый. Алую краску получали из барбариса, малиновую – из молодых листьев яблони, зеленую – из перьев лука, листьев крапивы, желтую – из листьев шафрана, щавеля и коры ольхи и т.д.

Бытовая косметика у русских женщин основывалась на применении продуктов животного происхождения (молока, простокваши, сметаны, меда, яичного желтка, животных жиров) и различных растений (огурцов, капусты, моркови, свеклы и др.), для ухода за волосами использовалось репейное масло.

В древней Руси гигиене и уходу за кожей уделяли большое внимание. Поэтому косметические «ритуалы» чаще всего проводились в бане. Особенно распространены были русские бани со своеобразным хлёстким массажем дубовыми или берёзовыми вениками. Для излечения от кожных и душевных болезней древние лекари рекомендовали лить на горячие камни настои трав. Для смягчения и питания кожи хорошо наносить на неё мёд.

В банях проводили уход за кожей, её очищали специальными скребками, массажировали ароматными бальзамами. Среди служителей бань были даже вырыватели волос, причём проделывали эту процедуру без боли.

На Руси было распространено еженедельное мытье в бане. В арсенале профилактики закаливания разумной системы гигиены, русская баня испокон веков была на первом месте.

Будучи чистыми телом и здоровыми душой, наши предки славились также и долгожительством, к чему в наши времена далеко не каждый даже стремится, понимая то, что экология отравлена, еда ГМО-шная, лекарства – отрава, да и вообще жить много вредно ибо от жизни умирают…

Также, хочу привести немного примеров из недалекого прошлого. Из нашей современности, так сказать…

В интернете встретились воспоминания очевидцев об увиденном мытье рук заграницей, которое для них считается нормой: «Недавно пришлось наблюдать за семьей русской эмигрантки, вышедшей за канадца. Их сын, который даже не говорит по–русски, моет руки под открытым краном как мама, тогда как папа затыкает раковину пробкой и плещется в собственной же грязной пене. Мытье под струей русским кажется настолько естественным, что мы всерьез не подозреваем, что являлись, чуть ли не единственным (во всяком случае, одним из немногих) народом в мире, который поступал именно так».

Советские люди в 60-х годах, когда на экранах появились первые буржуазные фильмы, были в шоке, когда видели, как красивая французская актриса вставала из ванны и надевала халат не смыв с себя пену. Ужас!

Но, настоящий животный ужас русские массово испытали, когда стали выезжать заграницу в 90-х, ходить в гости и наблюдать, как хозяева после обеда затыкали раковину пробкой, клали в нее грязную посуду, наливали жидкого мыла, а потом из этой раковины, кишащей помоями и нечистотами, просто вытаскивали тарелки и, не ополоснув под струей воды, ставили на сушилку! У некоторых возникал рвотный рефлекс, ведь сразу же представлялось, что все ранее съеденное лежало на такой же грязной тарелке. Когда об этом рассказывали знакомым в России, люди просто отказывались верить, считали, что это какой-то особый случай нечистоплотности отдельной европейской семьи.

У журналиста-международника Всеволода Овчинникова есть книга "Сакура и дуб", в которой он описал засвидетельствованный им во время пребывания в Англии и поразивший его обычай, описанный выше: «хозяин дома, где гостил журналист, после застолья окунал бокалы в раковину с мыльной водой и, ставил на сушилку, не ополаскивая». Овчинников пишет, что в тот момент действие хозяина он для себя объяснил опьянением, однако, позже ему довелось убедиться, что такой способ мытья характерен для Англии.

Кроме всего прочего, лично был в Англии и убедился в том, что горячая вода для англичан действительно роскошь. Так как централизованная подача воды обеЗпечивает подвод только холодной воды, то горячую воду нагревают через маленькие 3-5 л электрические бойлеры. Такие бойлеры стояли на нашей кухне и в душе. При нашем – славянском мытье посуды, когда вода проточная, горячая вода быстро заканчивается, и зачастую бойлер не справлялся с нашими потребностями, то приходилось использовать и моющие средства, чтобы затем домыть посуду холодной водой. Это было в 1998-9 гг., но и сейчас там ничего не изменилось.

Немного слов о долгожительстве. Как бы ни старались нас унизить западные историки (Из-ТОРЫ) и приписать нашим предкам раннюю смерть от всяческих болезней и неразвитой медицины – всё это просто БРЕД, которым пытаются скрыть настоящее прошлое славяно-ариев, и навязать достижения современной медицины, которая якобы намного продлила срок жизни русам, которые ещё до еврейского переворота 1917 года, умирали массово не доживая до старости, не говоря уже о глубокой старости.

 Правда же такова, что естественным и нормально минимальным сроком жизни у наших предков считался возраст одного круга жизни, а именно 144 года. Некоторые жили и не один круг жизни, а могли и два и три. У многих из нас в роду прапрадеды и прапрабабки жили дольше 80-90 лет и это считалось нормальным. А в родовых книгах есть записи и о 98, 160, 168, 196 лет жизни.

Если кого интересует рецепт долголетия он прост и к нему я лично сам пришёл уже давно размышляя о том, почему наши старики – пенсионеры умирают рано. А на днях нашёл подтверждение моей догадке и у других людей, при этом рецепт долголетия точно совпадает с моими догадками.

Секретов делать не умею, не люблю и не буду – это не по-русски!

Между прочим даю рецепт выявления лиц еврейской национальности в вашем окружении, особенно это проявляется в детском возрасте, в детских играх. Итак, русский человек не делает секретов – он открыт душой, он делится тем, что знает или имеет совершенно с чистым сердцем и помыслами, не возводит в культ обладание какой-то вещью или знанием. И напротив же еврейские дети воспитываются в духе превосходства над остальными, им не позволяют открывать душу другим. Поэтому часто от таких детей можно услышать что-то типа такого: «не скажу – это секрет!». И при этом они начинают дразнить любопытство других детей, провоцируя их на материальное поощрение за раскрытие секрета. Присмотритесь к детям, к их играм – это всё проявляется на генетическом уровне!!!

Итак, он так же прост, как и сложен для многих из нас – это труд!

Ни таблетки, ни здоровый образ жизни, хотя он неразрывно связанно с трудом, так как те, кто трудятся ведут здоровый образ жизни – им просто некогда развлекаться и праздно проводить время. Поэтому, вместо стадионов и тренажёрных залов лучше трудиться во благо своего рода (семьи), вкладывать душу в произведения своего труда и долголетие будет намного реальней для вас, нежели навязанное безсмысленное прожигание жизни, которое ведёт только к одному – к ранней старости через износ своего тела и, как следствие, к ранней смерти. Надеюсь, это для каждого разумного человека уже и так очевидный факт!

Ведь как говорили наши предки – «пока мы трудимся – мы живём»!  Напротив же, стариков убивает не труд, от которого мы хотим ограничить их, отбирая их обязанности по дому и за хозяйством на себя, желая при этом пощадить их и дать им больше времени для отдыха, а бездеятельность.

Скорее всего именно поэтому и была введена пенсионная система государственного обезпечения, чтобы людей быстрее приводить в состояние невостребованности, профессиональной негодности и тем самым, умышленно провоцировать смерть не через естественное старение организма, а от бездействия, от ненужности этому обществу и своей семье.

Тот факт, что потомки великих славяно-ариев до сих пор живы, несмотря на то, что больше всех в прошлом подвергались войнам и геноциду – это не из-за какой-то особой славянской плодовитости, а благодаря чистоплотности и здоровью. Нас всегда обходили стороной или мало затрагивали все эпидемии чумы, холеры, оспы. И наша с вами задача это, предками данное наследие, сохранить и преумножить!

Нам нужно гордиться тем, что мы русичи, и благодаря опрятности наших руских матерей, мы выросли в чистоте!

allpravda.info

Как в средние века мылись. Средневековые правила гигиены.

У большинства людей имеется довольно стойкой убеждение, что в средние века люди мылись очень редко либо вообще не мылись.

Как в средние века мылись. Средневековые правила гигиены. Конечно, в этом есть доля правды, однако это совсем не так. В те времена не было специальных моющих средств, которые были бы доступны каждому человеку. К тому же в большинстве городов средневековой Европы царил смрад, исходящий от экскрементов и забивания скота непосредственно на улице. Именно поэтому многие болезни быстро распространялись. Тем не менее, существовали определенные правила гигиены.

Средневековые правила гигиены

В правилах этикета 15-16 веков подчеркивалось, что:

1. до еды необходимо мыть руки;

2. при подъеме с кровати каждый должен вымыть руки и лицо, в том числе прополоскать рот.

Однако в то время царила большая безграмотность и данные правила этикета соблюдались лишь господствующим классом. Бедные слои в основном данных правил не придерживались.

Любой формальный обед господ не начинался, пока гости не получали кувшины для выполнения дообеденного омоновения.

Горячая ванна являлась обязательной прелюдией перед любовными играми. В то же время уход за телом и купание считалось прелюдией к совершению греха. Поэтому Церковь препятствовала смешанному купанию. Поэтому купание в Европе было делом уединенным. В то же время число купаний было сугубо индивидуальным.

Число купаний

В разных странах были свои особенности купаний. В Германии, к примеру, ванны пользовались популярностью, что позволяло купаться в них несколько раз день. Однако не каждый мог позволить себе иметь дома такую ванну.

Как в средние века мылись. Средневековые правила гигиены. Ванна представляла деревянную бадью, которую наполняли водой, нагретой на очаге. От досужего взора моющийся человек отгораживался навесом или балдахином. В некоторых замках существовали встроенные ванны.

В то же время, лишь богатые люди в городах могли позволить себе приобретать дрова для разогрева воды. Поэтому остальной части населения приходилось большую часть времени ходить грязными. В качестве ванны зачастую использовались бочки, где все члены семьи мылись одной и той водой.

Во многих городах существовали и собственные общественные бани, но вход в них был платным. Тем не менее, было много людей, которые могли не мыться годами. Этому во многом потворствовала церковь: уход за телом в смутные времена считался грехом. Вместо мытья они чаще меняли одежду, применяли обтирание, душились духами.

Гигиена на Руси

На Руси дело с гигиеной обстояло лучше, чем в средневековой Европе. Во многом это заслуга бань, которые были очень распространены. На Руси баням придавалось оздоровительное значение. Люди любили бани.

Процесс выглядел так: в деревянных банях печь накалялась, туда входили нагими и потом обливались водой. Затем парились вениками и выходили из бани, окатывали себя холодной водой с головы, либо прыгали в реку. Зимой даже делали проруби. В городах для сословий действовали свои бани: в простонародные шли беднота и рабочие, в дворянские - люди со средствами.

08.07.2018

listatel.ru


Смотрите также