Особенности философии древней индии. Характерные черты индийской философии. Главные этапы становления философии в Древней Индии (веды, брахманы, упанишады)
Вопрос 7. Общая характеристика философии древней Индии. Особенности философии древней индии
Вопрос 7. Общая характеристика философии древней Индии.
Наиболее древними философскими учениями являются учения, возникшие в Индии 2-3 тысячи лет тому назад. История индийской философской мысли начинается с вед (II тыс. до н.э.). Само слово «веда» означает «знание», «ведение». Веды представляют собой обширный комплекс литературных памятников. Их содержание в сочетании с религиозным мировоззрением излагает философские мысли, предоставление о мире, о человеке и его нравственной жизни. Древнеиндийская философия развивалась в рамках определенных систем или школ. Эти системы или школы можно разделить на две большие группы:
1) ортодоксальные, т.е. признающие авторитет вед;
2) неортодоксальные, не признающие авторитет вед;
Большинство из них были ортодоксальными и религиозными. Таковы школы веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. Однако в некоторых школах проявились материалистические тенденции. К неортодоксальным школам относятся джайнизм, буддизм и школа чарваков-локаятников.
Веданта. Это идеалистические учения. Впервые его систематически развил Бадараяна. В этом учении можно отметить два различных аспекта: 1) душа и Бог принципиально различны; 2) душа и Бог в сущности едины.
Согласно Веданте, связанная со своим телом душа не свободна. Она жаждет чувственных удовольствий и испытывает длинный ряд перевоплощений. Победа над незнанием, порабощающим душу, достигается изучением веданты. Будучи системой объективного идеализма, веданта приводит к мистике, к созерцательности, к отказу от борьбы и к подчинению философских учений религии.
Миманса. Отличительная черта миманса заключается в том, что она уделила больше внимания вопросам теории познания и логики. Чувственное восприятие рассматривается ею как особый источник знаний. Предметы восприятия характеризуются как реальные и обладающие различными объективными признаками. Кроме восприятия, источниками познания считаются: логический вывод, сравнение, авторитетное свидетельствование священных книг и признание некоторых невоспринимаемых истин постулатами.
Санкхья. Это очень древняя форма философии в Индии. Основатель санкхья-Капила (ок.VII в. до н.э.). Учение санкхья предполагает два начала: вещественное и духовное. Для объяснения мира исходным санкхья считает понятие о материальной первопричине всех вещей и явлений, в том числе явлений и психических. Первопричина, будучи вещественной, должна вместе с тем быть настолько всепроникающей, чтобы были возможны даже самые тонкие порождения, такие например как ум.
Система йогов. Во многом близкой к системе санкхья была система йога. Слово йога обозначает «сосредоточение».Основателем йоги считается мудрец Патанджали (предположительно в период II в. до н.э.).В системе вера в бога рассматривается как элемент теоретического мировоззрения и как условие успешной практической деятельности, направленной к освобождению от страданий. Среди путей, которые йога рекомендует для освобождения, часть относится к практике аскетизма, часть к принципам этики, основанной на сочувствии всем формам и видам жизни. В числе правил йоги содержится ряд рациональных, в известной мере проверенных на опыте предписаний, относящихся к гигиене дыхания, режиму питания и т.п.
Материалистическая система ньяя. Основателем ньяя считается мудрец Готама. Философия ньяя-это учение о познании, в частности о логическом выводе. Оно развито на основе материалистической системе бытия. Эта теория призвана служить практической задаче: освобождению человека от всех страданий. Она рассматривает источники и методы познания, классифицирует предметы познания и саму реальность.
Система вайшешика. Это наиболее зрелая система древнеиндийской философии, признающая авторитет Вед. Цель мудрости вайшека видит в освобождении человеческого «я» от страданий и зависимости. При этом, последняя причина страданий - незнание. Путь к освобождению лежит через знание, т.е. через истинное постижение реальности. Ярким представителем неортодоксальных школ является учение чарваков-локаятников, локаята (лок- мир, люди)и чарвака (чарвак - доходчивое слово).Основные идеи и положение чарваков:
1.Мир материален. Все состоит из четырех элементов - огня, воздуха, воды, земли. Жизнь произошла из материи.
2.Сознание-свойство, присущее телу. Со смертью тела исчезает и сознание. Учение о переселение душ бессмысленно.
3.В элементах, взятых порознь, сознания нет: оно возникает в результате сочетания четырех стихий - огня, воздуха, воды и земли- в человеческом теле. Нет души отделенной от тела.
Философия джайнизма возникла в результате развития древних учений мудрецов. Джайнизм в своей главной части - это этическое учение. Оно указывает путь «освобождения» души от ее подчинения страстям. Цель философии джайнизма - «святость», т.е. особый образ поведения, при помощи которого достигается указанное освобождение. Источником мудрости в джайнизме считается не Бог, а особые святые, достигшие силы и счастья на основе совершенного знания и посредством поведения, вытекающего из этого знания. Буддизм. Буддизм возник на северо-востоке Индии в областях добрахманистской культуры. Буддизм быстро распространился по всей Индии и достиг максимального расцвета в конце I тысячелетия до н.э - начале I тысячелетия н.э. Буддизм оказал большое влияние на возрождавшийся из брахманизма индуизм, однако был вытеснен индуизмом и к XII веку н.э. практически исчез из Индии. Основной причиной этого стало противопоставление идей буддизма освященному брахманизмом кастовому строю. Одновременно, начиная с III века до н.э., он охватил Юго-восточную и Центральную Азию и частично Среднюю Азию и Сибирь. Страдание и освобождение представлены в буддизме как различные состояния единого бытия: страдание - состояние бытия проявленного, освобождение - непроявленного. То и другое, будучи нераздельным, выступает, однако, в раннем буддизме как психологическая реальность, в развитых формах буддизма - как космическая реальность.
В буддизме отсутствует понятие ответственности и вины как чего-то абсолютного, отраженьем этого является отсутствие в буддизме четкой грани между идеалами религиозной и светской морали и, в частности, смягчение или отрицание аскетизма в его обычной форме. Нравственный идеал буддизма предстает как абсолютное непричинение вреда окружающим (ахинса), проистекающее из общей мягкости, доброты, чувства совершенной удовлетворенности. В интеллектуальной сфере буддизма устраняется различие между чувственной и рассудочной формами познания и устанавливается практика так называемого созерцательного размышления (медитации), результатом которого является переживание целостности бытия (неразличения внутреннего и внешнего), полная самоуглубленность. Практика созерцательного размышления служит, таким образом, не столько средством познания мира, сколько одним из основных средств преобразования психики и психофизиологии личности. В качестве конкретного метода созерцательного размышления особенно популярны дхьяны, получившие название буддийской йоги. Состояние совершенной удовлетворенности и самоуглубленности, абсолютной независимости внутреннего бытия - положительный эквивалент угашения желаний - есть освобождение, или нирвана.
Философия Древней Индии формировалась в обществе в котором существовало кастовое разделение, и по моему это обуславливает, то что во практически во всех течениях философии, человек должен страдать и отказаться от благ и своих слабостей, чтобы постичь блаженство - такая трактовка была выгодна людям стоящим у власти и богатым членам общества; не без их влияния были созданы ортодоксальные течения, которые основывались на принципах указанных в «Ведах». Так буддизм который не приветствовал кастового разделения, отсутствие вины за проступки, и аскетизм – постепенно был вытеснен из Индии, но прижился за приделами родины. Сейчас это одна из мировых религий.
studfiles.net
Тема: Философия Древней Индии.
Особенности древнеиндийской философии. Веды и их значение.
Основные категории философии Древней Индии.
Ортодоксальные и неортодоксальные философские школы Древней Индии.
Литература основная:
Фролов И. Т. Введение в философию. –– М.: Изд-во МФТУ, 2003. Электронное издание. –– http://www.philosophy.mipt.ru/textbooks/frolovintro
Гриненко Г.В. История философии. М: Юрайт-Издат. 2009. Стр. 34-61.
Дидактические материалы и методические рекомендации по подготовке к семинару.
Индия – одна из самых загадочных и древнейших цивилизаций мира. Её истоки относятся еще к 3 тысячелетию до н.э. Именно тогда возникла так называемая индская культура.
Индийская философия – как и культура, - одна из самых древних в истории человечества. Это одно из наиболее глубоких и оригинальных явлений человеческой культуры. Философия оказала колоссальное воздействие на все духовное развитие страны, на общественных деятелей в самой Индии – Р.Тагора, М.Ганди, Дж.Неру и пр. Однако её роль и значение выходят далеко за пределы собственно индийского ареала. Её своеобразие, неповторимость оказали мощное воздействие на многих европейских мыслителей, таких как: Вольтер, Ж.Ж.Руссо, Г.Гегель, А.Шопенгауер, Ф.Ницше, А.Эйнштейн, Л.Толстой, наконец – Е.Блаватская и др. Многие из этих идей проникли и в массовое сознание, и в вульгаризированном виде составляют часть современной массовой культуры. Кому не доводилось слышать о законах «кармы»? Это относится к такой идее как «сансара» или, как обычно её называют в европейской культурной традиции - реинкарнация. Вопрос о том, сколько жизней мы прожили, кем были в прошлом, породил множество произведений массовой культуры.
Обратите внимание:
Веды – древнейший памятник индийской культуры. Веды – это поэтические сборники гимнов, посвященные древнеиндийским богам. Язык священных текстов – санскрит – признавался единственным подлинно человеческим языком, на котором все вещи имеют правильное обозначение.
Веды считаются одной из древнейших книг на земле.. Самые ранние из них создавались за 1500 – 800 лет до нашей эры. Веды передавались устно, индийцы называли их «шрути» – что значит услышанное.
Самые ранние Упанишады были составлены в Северной Индии в VII или VIII веке до н. э. Буквально термин «Упанишады» означает «сидящий рядом», но он приобрел смысл эзотерического учения, поскольку эти тексты содержат тайные доктрины, которые лесные отшельники передавали своим близким ученикам. Упанишады относятся к числу величайших интеллектуальных достижений в истории человечества. Хотя Упанишады не излагают какую-то одну философскую систему, а скорее выражают интеллектуальные искания, часто противоречащие друг другу, их общей темой является онтологическое единство, вера в то, что всё радикальным образом связано между собой.
Индийский философ VIII в. н. э. Шанкара в своих комментариях к первой сутре «Веданта-сутр» говорит, что для изучения философии необходимо:
знать о различии между вечным и преходящим;
быть отрешенным от всех мелких желаний, личных мотивов и практических интересов;
вести достойную человека нравственную и добродетельную жизнь;
владеть техникой медитации.
ВЕДЫ
Самхиты
(гимны)
Основное содержание
Ригведа
Веда гимнов. Собрание 1017 гимнов (самхит). Это обращения к ведическим богам и молитвы. Ригведа была обрядовым руководством для жреца, отвечавшего за исполнение гимнов во время жертвоприношений.
В Ригведе уже присутствуют некоторые предфилософские понятия (философские идеи) – Пуруша, рита, сансара, карма,
Самаведа
Веда песнопений. Описание правильного произнесения гимнов Ригведы во время жертвоприношения. Использовалась жрецом, отвечавшим за музыкальное сопровождение обряда.
Яджурведа
Веда жертвоприношений.Описание правильного ритуала, в котором произносятся гимны Ригведы. Руководство для жреца, отвечавшего за обеспечение обряда всем необходимым (например, дровами и «сомой»).
Атхарваведа
Веда магических заговоров.Собрание заклинаний, обращенных к богам, демонам, духам. Находилась убрахмана, (главного жреца) или у царского жреца, которые осуществляли общее руководство обрядом.
Система священных текстов
Брахманы
Поскольку главный жрец – брахман составлял комментарии к самхитам, то эти книги и получили название Брахманов.
Араньяки
Некоторые жрецы уходили в лес и становились лесными отшельниками. В результате их комментариев к Самхитам и Брахманам, появились книги Араньяки (лесные).
Упанишады
Когда к отшельникам стали приходить ученики, садились рядом с ними и учились мудрости, появились книги, написанные этими учениками (упанишада – означает сидеть возле, сидение у ног учителя).
Именно Упанишады легли в основу классической древнеиндийской философии.
В индийской традиции относят к ним 108 книг, создававшихся с VIв. до н.э. – поXVIв. н.э. Говоря о древнеиндийской философии имеют в виду, прежде всего Упанишады, созданные вIтыс. до н.э.
Существует три основных разногласия между ортодоксальными школами:
Хотя все ортодоксальные школы признают авторитет Вед, но каждая из школ придает им свою степень значимости.
Разные школы ищут просветления разными путями. Для одних лучший путь – это знания, для других благие деяния, для третьих – вера.
Разные школы дают неодинаковые ответы на вопрос есть ли Бог. Хотя все ортодоксальные школы рассматривают метафизические вопросы, не все рассматривают Бога как ключевую фигуру в мироздании.
Заполните таблицу.
Особенности философии Древней Индии
Автохтонность
Дополнительная литература.
Пименов В.А. Возвращение к дхарме. М., 1998.
Бродов В.В. Истоки философской мысли Индии. М., 1990.
Брнгард-Левин Г.Ж. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993.
Мюллер М. Шесть систем индийской философии. М.,
Основные понятия: брахман, атман, майя, дхарма, сансара, мокша, ахимса, ортодоксальные и неортодоксальные школы, гедонизм, аскеза.
ТЕМА: ФИЛОСОФСКИЕ СИСТЕМЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.
Особенности китайской философии и основные категории.
Конфуцианство – этико-социальная философия.
Даосизм – основные идеи.
Легизм – школа законников.
Учебная литература
Алексеев П.В. История философии. М.: «Проспект», 2006.
Гриненко Г.В. История философии. М: Юрайт-Издат. 2009. Стр. 34-61.
Фролов И. Т. Введение в философию. –– М.: Изд-во МФТУ, 2003. Электронное издание. –– http://www.philosophy.mipt.ru/textbooks/frolovintro
Дополнительная литература.
Абрамов В.А. История философии Китая. Чита, 1996.
Бабаев Г.А. История философии. Курс лекций.М.2006.
Васильев Л.С. Проблема генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета). М., 1989.
Мудрецы Китая. СПб., 1994
Стивенсон Джей. Восточная философия. М., 2005.
Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1996.
Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. – М., Высшая школа, 1991.
Дидактические материалы и методические рекомендации по подготовке к семинару.
Когда мы произносим «Китай», то перед мысленным взором прежде всего возникает географическая карта мира, где на самом востоке находится удивительная страна, которую сами китайцы называли Тянь-ся, т. е. Поднебесная. Почти со всех сторон Китай естественно ограничен - море и горы, только с севера его территория долго не имела преград. Но это «упущение природы» было ликвидировано в III в. до н. э., когда первый китайский император Цинь Ши-хуанди отдал приказ о строительстве Великой Китайской стены. Эта стена стала своеобразным знаком, символом государственности и культуры Китая. Территориальная обособленность Китая сыграла немалую роль в истории страны: ограниченность пространства перешла в некую культурную замкнутость и сосредоточенность на самой себе. Все, что оставалось за пределами Китая, было жутким и непонятным миром варваров.
Одним из самоназваний Китая - кроме Тянь-ся - стало «Срединные царства», т. е. середина, центр мироздания, а сами китайцы стали ощущать себя единственными носителями культуры, ответственными перед Небом и Землей за правильность космического цикла (чередование весны и осени, движение небесных светил, смена приловов и отливов). Это чувство ответственности получило воплощение в ритуале (знаменитых «китайских церемониях»), пронизавшем и пропитавшем собой все уровни китайского бытия и культуры.
История Китая, зафиксированная в письменных источниках, насчитывает около 3600 лет. С 2700 г. до н. э. – начало цивилизации Китая. За китайской цивилизацией закрепились эпитеты «великая», «уникальная». Больших успехов китайские ученые достигли в астрономии, математике, географии, медицине, философии и т.д. Народ Древнего Китая изобрел порох, бумагу, компас, книгопечатание. Отдавая должное уникальности, древности и бесспорной оригинальности китайской цивилизации и культуры (особенно архитектуре, литературе, искусству, отдавая дань работоспособности и профессионализму, организованности китайцев) нельзя не отметить такие особенности культуры как восточный деспотизм и вытекающий из этого традиционный культ личности, подавление индивидуальности.
Истоки этого в историческом развитии Китая. Географические и социально-экономические условия древнего Китая требовали коллективных действий, оставляя очень мало места для инициативы личности. Только коллективно можно было справиться с разливами рек, бороться с засухой, построить многие тысячи верст пограничной стены для защиты, создать систему «оповещения» о нападении кочевых племен. Отдельный человек был всегда только частью социальной общности – семьи, рода, клана, государства. Даже общение с умершими предками было коллективное, обряд жертвоприношения умершим предкам совершался всей семьёй или кланом.
Зарождение китайской философии в начале VI века до н. э. относится к периоду войн и распада государственной власти. В силу этого китайская философия всегда носила практический, прикладной характер. Ранняя китайская мысльискала решение насущных общественных проблем, предлагая практичные наставления правителям и гражданам. Древние китайские философы впервые приступили к разработке тех правил, по которым должен жить человек. Философы видели свою основную задачу в теоретическом и практическом осмыслении жизни общества и личной судьбы человека. Доминантными формами творчества в китайской философии стали комментаторство древних классических произведений. Даже самые смелые новаторы стремились выглядеть всего лишь истолкователями старинной идеологической ортодоксии. Теоретическое новаторство, как правило, не только не акцентировалось и не получало явного выражения, но, напротив, намеренно растворялось в массе комментаторского текста.
История китайской философии очень условно может быть разделена на три этапа:
studfiles.net
Вопрос 2. Философия Древней Индии
(продолжительность – 35 минут)
Не только древнеиндийская, но и современная индийская философия тесно связана с традиционными религиозными воззрениями индийцев. Не боясь преувеличить или исказить истину, можно сказать, что индийская София вырастает на почве религии и мифологии, и впоследствии сохраняет многие черты мифа, его представления и основные категории. В этом состоит первая особенность древнеиндийской философии.
Вторая особенность философской мысли Древней Индии заключается в её ярко-выраженном нравоучительном характере. Проблемы онтологии и гносеологии находятся на периферии внимания индийских мыслителей, проповедников и святых, если же проблемы теоретической философии и ставятся, то только как предварение, условие для исследования вопросов нравственно-этических.
В качестве основополагающих принципов древнеиндийской философии выделяют:
1. Космизм как положение о единстве, взаимосвязи и взаимозависимости всех частей мироздания, поэтому в большинстве направлений мысли акцентируется положение: «Одно во всем и все в Одном».
2. Экологизм логически вытекает из космического всеединства и предполагает признание единства всего живого и заботу о нём, наиболее ярко проявляясь в практике ахимсы в буддизме и джайнизме.
3. Альтруизм следует из первых двух принципов, распространяясь не только на всех людей, но и на все живое.
В развитии древнеиндийской философии принято выделять два периода: ведический (XV – V вв. до н.э.) и период философских сутр (V в. до н.э. – IV в. н.э.). На первом этапе в лоне мифологии происходит формирование основных представлений и понятий индийской философии, задающих важнейшее содержание мировоззрения индийцев. Во втором периоде мировоззрение, выросшее в лоне мифологии, критически переосмысляется с различных позиций, выражаемых представителями разных школ. Иными словами, единая философия на втором раскалывается на различные направления и школы.
Рассмотрим последовательно оба периода.
Ведический период называется так потому, что на всем его протяжении основной формой развития духовной культуры была ведическая литература. Санскритское слово «veda» обозначает «знание, ведение», что нам хорошо известно по соответствующим русским словам. В Индии Ведами называются обширные сборники религиозно-мифологических текстов, создававшиеся разными авторами, обычно анонимными, в период с 15 по 6 век до нашей эры. Эти сборники разнообразны по содержанию, назначению, стилистике. В них мы находим и собрания гимнов во славу богов, и жертвенные формулы для произнесения в ходе ритуалов, и теологические трактаты, повествующие о потусторонней реальности, и натурфилософские размышления о происхождении мира. Сегодня Веды выступают как важнейшие памятники социально-культурной жизни индийцев, являются источниками сведений по социально-экономической и культурной истории древней Индии.
Необходимо различать Веды в узком и широком смысле слова. В первом, узком значении, Веды – это четыре древнейших памятника индийской мифологии: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. В широком смысле слова Веды – это не только четыре Веды, но и все многочисленные комментарии к ним. Веды вместе с комментариями составляют ведическую литературу. В дальнейшем мы будем употреблять слово «Веды» в узком смысле слова, т.е. отличать Веды и ведическую литературу.
Согласно принятой традиции, вся ведическая литература делится на 4 группы:
studfiles.net
Тема: Философия Древней Индии.
Особенности древнеиндийской философии. Веды и их значение.
Основные категории философии Древней Индии.
Ортодоксальные и неортодоксальные философские школы Древней Индии.
Литература основная:
Фролов И. Т. Введение в философию. –– М.: Изд-во МФТУ, 2003. Электронное издание. –– http://www.philosophy.mipt.ru/textbooks/frolovintro
Гриненко Г.В. История философии. М: Юрайт-Издат. 2009. Стр. 34-61.
Дидактические материалы и методические рекомендации по подготовке к семинару.
Индия – одна из самых загадочных и древнейших цивилизаций мира. Её истоки относятся еще к 3 тысячелетию до н.э. Именно тогда возникла так называемая индская культура.
Индийская философия – как и культура, - одна из самых древних в истории человечества. Это одно из наиболее глубоких и оригинальных явлений человеческой культуры. Философия оказала колоссальное воздействие на все духовное развитие страны, на общественных деятелей в самой Индии – Р.Тагора, М.Ганди, Дж.Неру и пр. Однако её роль и значение выходят далеко за пределы собственно индийского ареала. Её своеобразие, неповторимость оказали мощное воздействие на многих европейских мыслителей, таких как: Вольтер, Ж.Ж.Руссо, Г.Гегель, А.Шопенгауер, Ф.Ницше, А.Эйнштейн, Л.Толстой, наконец – Е.Блаватская и др. Многие из этих идей проникли и в массовое сознание, и в вульгаризированном виде составляют часть современной массовой культуры. Кому не доводилось слышать о законах «кармы»? Это относится к такой идее как «сансара» или, как обычно её называют в европейской культурной традиции - реинкарнация. Вопрос о том, сколько жизней мы прожили, кем были в прошлом, породил множество произведений массовой культуры.
Обратите внимание:
Веды – древнейший памятник индийской культуры. Веды – это поэтические сборники гимнов, посвященные древнеиндийским богам. Язык священных текстов – санскрит – признавался единственным подлинно человеческим языком, на котором все вещи имеют правильное обозначение.
Веды считаются одной из древнейших книг на земле.. Самые ранние из них создавались за 1500 – 800 лет до нашей эры. Веды передавались устно, индийцы называли их «шрути» – что значит услышанное.
Самые ранние Упанишады были составлены в Северной Индии в VII или VIII веке до н. э. Буквально термин «Упанишады» означает «сидящий рядом», но он приобрел смысл эзотерического учения, поскольку эти тексты содержат тайные доктрины, которые лесные отшельники передавали своим близким ученикам. Упанишады относятся к числу величайших интеллектуальных достижений в истории человечества. Хотя Упанишады не излагают какую-то одну философскую систему, а скорее выражают интеллектуальные искания, часто противоречащие друг другу, их общей темой является онтологическое единство, вера в то, что всё радикальным образом связано между собой.
Индийский философ VIII в. н. э. Шанкара в своих комментариях к первой сутре «Веданта-сутр» говорит, что для изучения философии необходимо:
знать о различии между вечным и преходящим;
быть отрешенным от всех мелких желаний, личных мотивов и практических интересов;
вести достойную человека нравственную и добродетельную жизнь;
владеть техникой медитации.
ВЕДЫ
Самхиты
(гимны)
Основное содержание
Ригведа
Веда гимнов. Собрание 1017 гимнов (самхит). Это обращения к ведическим богам и молитвы. Ригведа была обрядовым руководством для жреца, отвечавшего за исполнение гимнов во время жертвоприношений.
В Ригведе уже присутствуют некоторые предфилософские понятия (философские идеи) – Пуруша, рита, сансара, карма,
Самаведа
Веда песнопений. Описание правильного произнесения гимнов Ригведы во время жертвоприношения. Использовалась жрецом, отвечавшим за музыкальное сопровождение обряда.
Яджурведа
Веда жертвоприношений.Описание правильного ритуала, в котором произносятся гимны Ригведы. Руководство для жреца, отвечавшего за обеспечение обряда всем необходимым (например, дровами и «сомой»).
Атхарваведа
Веда магических заговоров.Собрание заклинаний, обращенных к богам, демонам, духам. Находилась убрахмана, (главного жреца) или у царского жреца, которые осуществляли общее руководство обрядом.
Система священных текстов
Брахманы
Поскольку главный жрец – брахман составлял комментарии к самхитам, то эти книги и получили название Брахманов.
Араньяки
Некоторые жрецы уходили в лес и становились лесными отшельниками. В результате их комментариев к Самхитам и Брахманам, появились книги Араньяки (лесные).
Упанишады
Когда к отшельникам стали приходить ученики, садились рядом с ними и учились мудрости, появились книги, написанные этими учениками (упанишада – означает сидеть возле, сидение у ног учителя).
Именно Упанишады легли в основу классической древнеиндийской философии.
В индийской традиции относят к ним 108 книг, создававшихся с VIв. до н.э. – поXVIв. н.э. Говоря о древнеиндийской философии имеют в виду, прежде всего Упанишады, созданные вIтыс. до н.э.
Существует три основных разногласия между ортодоксальными школами:
Хотя все ортодоксальные школы признают авторитет Вед, но каждая из школ придает им свою степень значимости.
Разные школы ищут просветления разными путями. Для одних лучший путь – это знания, для других благие деяния, для третьих – вера.
Разные школы дают неодинаковые ответы на вопрос есть ли Бог. Хотя все ортодоксальные школы рассматривают метафизические вопросы, не все рассматривают Бога как ключевую фигуру в мироздании.
Заполните таблицу.
Особенности философии Древней Индии
Автохтонность
Дополнительная литература.
Пименов В.А. Возвращение к дхарме. М., 1998.
Бродов В.В. Истоки философской мысли Индии. М., 1990.
Брнгард-Левин Г.Ж. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993.
Мюллер М. Шесть систем индийской философии. М.,
Основные понятия: брахман, атман, майя, дхарма, сансара, мокша, ахимса, ортодоксальные и неортодоксальные школы, гедонизм, аскеза.
ТЕМА: ФИЛОСОФСКИЕ СИСТЕМЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.
Особенности китайской философии и основные категории.
Конфуцианство – этико-социальная философия.
Даосизм – основные идеи.
Легизм – школа законников.
Учебная литература
Алексеев П.В. История философии. М.: «Проспект», 2006.
Гриненко Г.В. История философии. М: Юрайт-Издат. 2009. Стр. 34-61.
Фролов И. Т. Введение в философию. –– М.: Изд-во МФТУ, 2003. Электронное издание. –– http://www.philosophy.mipt.ru/textbooks/frolovintro
Дополнительная литература.
Абрамов В.А. История философии Китая. Чита, 1996.
Бабаев Г.А. История философии. Курс лекций.М.2006.
Васильев Л.С. Проблема генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета). М., 1989.
Мудрецы Китая. СПб., 1994
Стивенсон Джей. Восточная философия. М., 2005.
Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1996.
Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. – М., Высшая школа, 1991.
Дидактические материалы и методические рекомендации по подготовке к семинару.
Когда мы произносим «Китай», то перед мысленным взором прежде всего возникает географическая карта мира, где на самом востоке находится удивительная страна, которую сами китайцы называли Тянь-ся, т. е. Поднебесная. Почти со всех сторон Китай естественно ограничен - море и горы, только с севера его территория долго не имела преград. Но это «упущение природы» было ликвидировано в III в. до н. э., когда первый китайский император Цинь Ши-хуанди отдал приказ о строительстве Великой Китайской стены. Эта стена стала своеобразным знаком, символом государственности и культуры Китая. Территориальная обособленность Китая сыграла немалую роль в истории страны: ограниченность пространства перешла в некую культурную замкнутость и сосредоточенность на самой себе. Все, что оставалось за пределами Китая, было жутким и непонятным миром варваров.
Одним из самоназваний Китая - кроме Тянь-ся - стало «Срединные царства», т. е. середина, центр мироздания, а сами китайцы стали ощущать себя единственными носителями культуры, ответственными перед Небом и Землей за правильность космического цикла (чередование весны и осени, движение небесных светил, смена приловов и отливов). Это чувство ответственности получило воплощение в ритуале (знаменитых «китайских церемониях»), пронизавшем и пропитавшем собой все уровни китайского бытия и культуры.
История Китая, зафиксированная в письменных источниках, насчитывает около 3600 лет. С 2700 г. до н. э. – начало цивилизации Китая. За китайской цивилизацией закрепились эпитеты «великая», «уникальная». Больших успехов китайские ученые достигли в астрономии, математике, географии, медицине, философии и т.д. Народ Древнего Китая изобрел порох, бумагу, компас, книгопечатание. Отдавая должное уникальности, древности и бесспорной оригинальности китайской цивилизации и культуры (особенно архитектуре, литературе, искусству, отдавая дань работоспособности и профессионализму, организованности китайцев) нельзя не отметить такие особенности культуры как восточный деспотизм и вытекающий из этого традиционный культ личности, подавление индивидуальности.
Истоки этого в историческом развитии Китая. Географические и социально-экономические условия древнего Китая требовали коллективных действий, оставляя очень мало места для инициативы личности. Только коллективно можно было справиться с разливами рек, бороться с засухой, построить многие тысячи верст пограничной стены для защиты, создать систему «оповещения» о нападении кочевых племен. Отдельный человек был всегда только частью социальной общности – семьи, рода, клана, государства. Даже общение с умершими предками было коллективное, обряд жертвоприношения умершим предкам совершался всей семьёй или кланом.
Зарождение китайской философии в начале VI века до н. э. относится к периоду войн и распада государственной власти. В силу этого китайская философия всегда носила практический, прикладной характер. Ранняя китайская мысльискала решение насущных общественных проблем, предлагая практичные наставления правителям и гражданам. Древние китайские философы впервые приступили к разработке тех правил, по которым должен жить человек. Философы видели свою основную задачу в теоретическом и практическом осмыслении жизни общества и личной судьбы человека. Доминантными формами творчества в китайской философии стали комментаторство древних классических произведений. Даже самые смелые новаторы стремились выглядеть всего лишь истолкователями старинной идеологической ортодоксии. Теоретическое новаторство, как правило, не только не акцентировалось и не получало явного выражения, но, напротив, намеренно растворялось в массе комментаторского текста.
История китайской философии очень условно может быть разделена на три этапа:
studfiles.net
Характерные черты индийской философии. Главные этапы становления философии в Древней Индии (веды, брахманы, упанишады)
Характерные черты индийской философии. Главные этапы становления философии в Древней Индии (веды, брахманы, упанишады). Зарождение и развитие особого культурного явления, названного в Древней Греции «философией», в Индии тесно связано с ведийской литературой. «Ведами» (букв.: «знание») в Индии назывались сборники текстов, относящихся к жертвоприношениям, имевших статус священного знания и включавших в себя все представления древних индийцев о мире богов и мире людей. На протяжении многих веков Веды передавались устно в стихотворной форме.
Первоначально насчитывалось три Веды — это «Риг-веда» — веда гимнов, «Сама-веда» — веда напевов и «Яждур-веда» — веда жертвенных формул, впоследствии к ним была добавлена «Атхарва-веда» — веда магических заклинаний. Корпус ведийской литературы сложился к первой половине 1 -го тысячелетия до н. э., хотя процесс формирования текстов Вед был весьма длительным.
Специфика индийской философской традиции на стадии ее возникновения состояла в том, что, во-первых, творцами и носителями знания выступали представители высшего социального слоя — жрецы-брахманы. Именно они обладали священным знанием Вед и обучали ему представителей двух других сословий — варн (варна — букв. «цвет»): кшатриев-воинов, вайшьев-торговцев и земледельцев. Эти три варны назывались «дваждырожденными» (под «вторым рождением» подразумевалось обучение), в отличие от четвертой варны — «однорожденных» шудр-слуг, не имевших доступа к знанию. Во-вторых, в отличие от других регионов (например, Китая и Греции), где появление философии фактически совпало с началом теоретической деятельности вообще, индийская философия (анвикшики) оказалась завершением и высшим достижением этой деятельности. В-третьих, философская мысль в древней Индии появилась как следствие и результат брахманских ритуалистических диспутов, проводившихся при дворах и под покровительством местных правителей. В-четвертых, древнеиндийская философия возникла благодаря развитию логики, риторики и искусства аргументации. И, наконец, в-пятых, индийская философская мысль развивалась на основе не только понятий и идей индоарийских племен, пришедших на полуостров Индостан в сер 2-го тысячелетия до н. э. и заложивших основы индийской цивилизации, но и представлений местных народов, населявших Индию до прихода индоариев.Основные темы и понятия философии Древней Индии отчасти содержались уже в ведийской литературе (особенно в более поздней ее части — Упанишадах), где ставились вопросы о начале мироздания и о познании. Однако Упанишады, повествуя о мироустройстве, отвечали на вопрос «Что познается?» Попытка же ответа на вопрос «Как познается?» была связана с поздневедийскими (VIII—VI вв. до н. э.) диспутами брахманов в собраниях арбитров (паришад).
Первоначально дискуссии между различными брахманскими школами носили ритуалистический характер, поскольку темой для дебатов выступали вопросы о том, когда и каким образом правильно совершать жертвоприношения богам ведийского пантеона и духам предков. Искусство аргументации проявлялось в умении обосновать то или иное положение и вывести необходимое заключение. Изначальная ориентированность индийской риторики и логики на оппонента и аудиторию впоследствии найдет отражение в текстах собственно философского характера — сутрах и комментариях на сутры, которые будут зачастую выстраиваться по диалогическому принципу. Появление на исторической арене Индии философии как таковой произошло в эпоху странствующих аскетов-учителей, которые отстаивали свои собственные взгляды на устройство мира в противовес традиционным брахманским представлениям.Согласно традиционным принципам классификации школы и системы индийской философии разделяются на два обширных лагеря – ортодоксальные и неортодоксальные. К первой группе принадлежат шесть главных философских систем: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшейшика. Они считаются ортодоксальными (астика) не потому, что допускают наличие бога, а потому, что признают авторитет вед, упанишад. Так, например, хотя школы мимансы и санкхьи отрицают существование бога как творца мира, они все же считаются ортодоксальными, так как признают авторитет вед. Кроме них, имеются еще и менее важные ортодоксальные школы, как, например, грамматическая, медицинская и другие.
К числу неортодоксальных систем относятся главным образом три основные школы – материалистическая (типа чарвака), буддийская и джайнская. Их называют неортодоксальными потому, что они не признают авторитета вед.Хотя различные школы и были противоположны друг другу, все же индийские мыслители находят между ними известное сходство. Они считают, что все люди имеют разные наклонности и что эту разницу необходимо принимать во внимание в религиозных, философских и общественных вопросах и учитывать вытекающее отсюда различие в естественных правах человека. Различные философские дисциплины считались в Индии различными способами руководства в практической жизни. Следовательно, в них заключалось все необходимое для того, чтобы отличать своих последователей от последователей других систем. Поэтому считалось, что многие системы философии, начиная с материалистической школы чарвака и кончая ведантой Шанкары, стремились предложить такие способы философского мышления и существования, которые подходят людям различного склада и темперамента. В своей простейшей форме закон кармы означает, что все поступки индивида, хорошие или плохие, вызывают и соответствующие им последствия в его жизни, если эти поступки совершаются с желанием получить от них плоды. “История индивида” подчиняется жесткой детерминации причинно-следственных связей, обусловливающей и качественные и “количественные” характеристики настоящей жизни индивида его предыдущими телесными, словесными и ментальными действиями. Этот закон помогает нам объяснить различия в судьбах отдельных людей, живущих в одинаковых условиях, различия весьма поразительные и неожиданные. Нередко мы встречаем людей, родившихся и воспитывавшихся в одинаковых условиях, но достигших разного положения в жизни и получающих неодинаковое количество удовольствий. Одни люди счастливы, а другие несчастны, одни – образованны, другие – невежественны. Мы видим также, что некоторые добродетельные люди страдают, а многие порочные – благоденствуют. Как следует объяснить эти перетасовки и аномалии в нашей жизни на земле? Мы приходим к выводу, что некоторые из них, очевидно, порождены различными действиями, совершенными нами при жизни. Но многие из них нельзя объяснить ссылкой на поведение в этой жизни. Таким образом, если признается, что некоторые хорошие или дурные поступки должны вызывать определенные, хорошие или дурные, последствия в этой жизни, то совершенно разумным будет и утверждение, что все деяния – прошлые, настоящие и будущие – дадут надлежащие результаты в этой или другой жизни действующих индивидов. Закон кармы есть именно этот общий моральный закон, который управляет не только жизнью и судьбой всех отдельных существ, но даже порядком и устройством физического мира.Представители некоторых систем индийской философии (например, системы ньяя-вайшешика) считают, что закон кармы находится под руководством и контролируется богом – верховным существом, сотворившим мир в соответствии с этим законом. В некоторых других системах – например, в джайнской, буддийской, санкхья и миманса – закон кармы является автономным и действует независимо от воли бога. Все действия, ведущиеся ради получения некоторых выгод в настоящем или в будущем, управляются этим законом. Подобно тому как жареное семя не прорастает, так и бескорыстные, бесстрастные действия, если они вообще возможны, не приводят ни к каким – хорошим или плохим – результатам в чьей-либо жизни. Бескорыстные и лишенные страсти поступки не вызывают ни хороших, ни дурных последствий, но способствуют искоренению, разрушению уже накопленных последствий нашего поведения в прошлом, когда мы находились под влиянием привязанности, ненависти или пристрастия, корыстных надежд или опасений, и тем самым ведут нас к освобождению. С достижением освобождения от зависимости наше я выходит из подчинения закону кармы, живет и действует в атмосфере свободы. Освобожденный может действовать на благо человечества, но он не связан своей кармой, поскольку она свободна от всякой привязанности и личного интереса. К этому же относится и вера в "вечный нравственный миропорядок", вызывающая у человека оптимистические взгляды и делающая его господином своей судьбы. Эта вера побуждает индийского мыслителя рассматривать существующее зло как следствие его собственных поступков и надеяться на лучшее будущее, которое должно прийти в результате его самоусовершенствования в настоящем. Поэтому есть простор для свободной воли и личных усилий (пуруша-кара). Вот почему фатализм, или абсолютный детерминизм, является искажением теории кармы. Предопределение, судьба (дайва) – это не что иное, как общая сила чьих-либо прошлых поступков (пурва-джанмакритам карма). Она может быть преодолена усилиями настоящей жизни, если эти усилия достаточно велики, подобно тому, как сила старых привычек может быть уничтожена путем воспитания новых, противоположных привычек.С этими взглядами тесно связана общая тенденция рассматривать вселенную как арену (stage) для нравственных деяний, где все живые существа получают костюм и подходящую роль, которую, чтобы заслужить наилучшее будущее, им следует сыграть хорошо. Тело, чувства и органы движения индивида, окружающая его среда – все это дары природы или бога в соответствии с нерушимым законом кармы.“^ являющиеся его непосредственной материализацией. С историко-культурной точки зрения учение о карме-сансаре правомерно рассматривать как наложение на архаические верования в переселения душ попыток решения мировоззренческих проблем происхождения страдания, зла и социального неравенства людей.Учение о 4 уровнях сознания и реальности в Мандукья упанишаде. 5 уровней психофизического строения человека (5 коша).Крошечная упанишада, посвящённая самому важному звуковому символу Индии. О слоге Ом, знают даже те, кто больше ничего не знает об индуизме, но о действительном значении этого созвучия недостаточно осведомлены даже многие из тех, кто постоянно его произносит. «Мандукья-упанишада» написана в прозе и состоит из 12 текстов, в которых объясняется священный слог «Аум/Ом» и различные психологические состояния.
Мандукья очень кратко и исчерпывающе определяет его: «Аум! Этот звук – всё это». Каково? Вся Вселенная во все времена и вне времён – этот звук Аум; Брахман-Абсолют – этот звук Аум; личная, субъектная сущность Абсолюта – Атман – этот звук Аум. Вот так. Ни больше, ни меньше.Первые два параграфа просто задают отношение тождества звука Брахману и Вселенной. Это постулат. Декларируется количество мыслимых частей, стоп, степеней постижения этой сущности, этого Атмана11. Слог Ом есть все это. Вот его разъяснение: Прошедшее, настоящее, будущее — все это и есть звук Аум. И то прочее, что за пределами трех времен, — тоже звук Аум.
2. Ибо все это — Брахман. Этот Атман — Брахман. Этот Атман имеет четыре стопы. ^ 3. (Находящаяся в) состоянии бодрствования, познающая внешнее, из семи членов, из девятнадцати ртов, вкушающая грубое, вайшванара (вот) первая стопа. Бодрствование (джаграт). Телесная форма. Реальный мир. Направленное вовне восприятие существующих вещей, и операции, производимые с ними и над ними (объективировано-экстравертное состояние сознания).
4. (Находящаяся в) состоянии сна, познающая внутреннее, из семи членов, из девятнадцати ртов, вкушающая тонкое, тайджаса — (вот) вторая стопа (сон со сновидениями). Всё прежнее существует имплицитно, свёрнуто. Внутри человека. И именно внутренняя направленность сознания только и позволяет воспринимать эту стопу (субъективировано-интровертное состояние сознания)
5. Когда уснувший не имеет никакого желания, не видит никакого сна, — это глубокий сон (сон без сновидений). (Находящаяся в) состоянии глубокого сна, ставшая единой, пронизанная лишь познанием, состоящая из блаженства, вкушающая блаженство, чье лицо — мысль, праджня — (вот) третья стопа. Глубокий сон, сон без сновидений ставит сознание в принципиально иные условия. Тут не за что зацепиться воображению. Мир чистых идей, абстракций (с некоторой натяжкой можно назвать его абстрагировано-трансцендентальным состоянием)
6. Это всеобщий владыка, это всезнающий, это внутренний правитель, это источник всего, начало и конец существ.
7. Не познающей внутреннего, не познающей внешнего, не познающей обоих, не пронизанной (лишь) познанием, (не являющейся) ни познанием, ни не-познанием, невидимой, неизреченной, неуловимой, неразличимой, немыслимой, неуказуемой, сущностью постижения единого Атмана, растворением проявленного мира, успокоенной, приносящей счастье, недвойственной — считают четвертую (стопу) (турия). Это Атман, это надлежит распознать. Уровень отрицания всяческих определений сущности и самой возможности определений, любых различений и дихотомий, антиномий и ассоциаций (трансцендентное, абсолютное состояние сознания). И совершенно неожиданно: «Это Атман, это надлежит распознать». То, что распознать невозможно в принципе, распознать надлежит. Обычно последнюю фразу воспринимают в смысле: «Всё вышеизложенное нужно затвердить и принять к сведению». Почти общее утверждение: Всякую упанишаду, шире, всякий священный текст следует пережить в мистическом озарении. Иначе осознание его будет неполным, недостаточным.Есть несколько вещей, изменение которых можно проследить на протяжении первых трёх стоп:
Направленность сознания. Сначала – вовне, затем – внутрь и, наконец, исчезает как таковая, превращаясь в чистое познание, познание как таковое (тотальность).^
8. Это Атман в отношении к звукам, звук Аум в отношении к частям. Стопы (Атмана) — части, и части — стопы: звук а, звук у, звук м. ^ вечная неизменная духовная сущность) – состояния сознания человека – составляющие звука, — практический результат осознания сведений, приведённых в тексте. То есть, результат этой упанишады как йоги
9. Состояние бодрствования, вайшванара — звук а, первая часть из-за достижения или же — первенства. Поистине, кто знает это, достигает (исполнения) всех желаний и бывает первым.
10. Состояние сна, тайджаса — звук у, вторая часть из-за возвышения или же — обоюдности. Поистине, кто знает это, возвышает непрерывность знания, бывает равным, в его роду не бывает не знающего Брахмана.
11. Состояние глубокого сна, праджня — звук м, третья часть из-за изменения или же — поглощения. Поистине, кто знает это, измеряет все сущее и поглощает (его в себе).
12. Не имеет частей четвертое (состояние) — неизреченное, растворение проявленного мира, приносящее счастье, недвойственное. Так звук Аум и есть Атман. Кто знает это, проникает (своим) Атманом в (высшего) Атмана. Само произнесение слога Ом, с отчётливым осознанием его смыслов может быть йогой. Многократное повторение наизусть упанишады. Создание в воображении конструкта всех ассоциаций слога А-У-М, своеобразного симулякра текста. Упанишада не йогическая. Здесь не предложена никакая психотехника. Нет и намёка на какие-то технические приёмы достижения инсайта. Тем не менее, одно то, что последняя треть текста посвящена плодам, получаемым человеком, реализовавшим этот текст в своём осознании – достаточное основание для рассмотрения её с точки зрения йоги.5 кошМежду первым и вторым учениями Будда в своих разъяснениях пяти последователям дал анализ живых существ в соответствии с пятью психофизическими совокупностями. Этими пятью являются: материальная форма, чувства, восприятия, волевые конструкции (или аспекты ума) и сознание. Будда показал, что живые существа состоят только из этих пяти психофизических совокупностей.
В соответствии со своей теорией обусловленного существования и всеобщей изменяемости Будда отрицает существование такой души (субстанция которая продолжает существовать, несмотря на все изменения, претерпеваемые телом). Но в таком случае могут спросить, как же он объясняет целостность личности во всех ее перерождениях или даже просто в различных стадиях развития — детстве, юности и старости.