Основные достижения древней греции. имц экзамен (ответы на вопросы) / доп. материал / 15 Древняя Греция Ц основные достижения в экономической, политической и духовной сферах
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тема 14. Культура Древней Греции и её основные достижения. Основные достижения древней греции


имц экзамен (ответы на вопросы) / доп. материал / 15 Древняя Греция Ц основные достижения в экономической, политической и духовной сферах

Древняя Греция – основные достижения в экономической, политической и духовной сферах

Древняя Греция – совокупность греческих государств во 2-1 тыс.до н.э. Территориальное ядро – южная часть Балканского полуострова, а также прилегающие к нему острова и западное побережье Малой Азии. Включала 3 региона – Северную Грецию, Среднюю Грецию и Пелопоннес.

Природные условия. Горные цепи делят Грецию на множество узких и изолированных долин с выходом к морю. Здесь мало обширных плодородных равнин. Три четверти составляли пастбища и только одна восьмая была занята пашней. Недра таили значительные залежи полезных ископаемых, прежде всего железа.

Экономика. Иным и независимым от стран Древнего Востока формировалось классовое общество и государство в античном мире. Рабовладельческий строй существенно отличался от древневосточного рабства как относительно высоким уровнем развития производительных сил, так и более зрелыми рабовладельческими производственными отношениями.

В 8-6 веках до н.э. начали образовываться первые рабовладельческие города-государства (полисы). В это время ремесло окончательно отделилось от земледелия. Под воздействием развития производственных сил и торговли древние греки начали завоевание и колонизацию новых земель, которые осуществлялись в 3 основных направлениях:

- на северо-восток, т.е. к Черному морю;

- на запад, в Сицилию и юг Апеннинского полуострова;

- на юг, в Египет и на побережье Северной Африки.

В итоге был создан так называемый греческий мир, в котором колониальные окраины играли роль поставщиков рабов и продуктов питания для метрополий – древнегреческих государств. Из всех древнегреческих государств наиболее сильными были Афины и Спарта.

Спарта возникла на 200 лет раньше Афин и являлась ярким примером аристократического рабовладельческого государства. Население Спарты делилось на 3 группы: спартиаты (полноправные общинники), периэки (лично свободные, но политически бесправные) и илоты (зависимое сельское население, рабы всей общины). Занятием спартиатов была война, а в мирное время – беспрерывная и неустанная подготовка к ней. Физический труд считался унизительным делом. Ремеслом и торговлей занимались периэки, платившие спартанскому государству подати.

По уровню экономического развития Спарта была одним из наиболее отсталых государств Древней Греции. Главными отраслями хозяйства были примитивное земледелие и скотоводство. Для Спарты характерна совершенная неразвитость обмена и денежного обращения: у спартиатов вместо денег обращались железные пластинки, которые не принимались в соседних областях.

Возвышение Афин (главного города Аттики) началось в 7 в.до н.э., чему способствовали как благоприятные природные условия, так и значительное развитие торговых связей, наличие серебра и строительных материалов. Земледелие в Афинах из-за неплодородности почвы было неразвито. Продовольствие закупалось в обмен на ремесленные изделия. В середине 5 века до н.э. Афины, эксплуатируя другие греческие государства, достигли наивысшего расцвета. Они стали политическим и экономическим центром всей Греции, превратившись в торговый город мирового значения. Главным средством пополнения рабочей силы для греческих полисов в это время служила работорговля. Наряду с торговлей развивалось ростовщичество, которым занимались владельцы меняльных лавок.

Победа Греции в греко-персидских войнах (500-449 гг.) способствовала окончательному утверждению рабовладельческого строя в Афинах и др.греческих полисах. Захват огромной добычи и массы пленных укрепил экономические позиции Афин. Именно с этого периода начинается повсеместное вытеснение труда свободных более дешевым трудом рабов.

Развитие экономики Греции отличалось региональной специализацией. Ремесло и торговля сравнительно рано развились только в части греческих полисов, а в остальных областях господствовали примитивное земледелие и скотоводство. В 4 веке до н.э. частично вводится трехпольная система в земледелии, применяются удобрения.

Важное место в экономике занимает добыча и обработка металлов. Рост военно-политической мощи Афин способствовал развитию судостроения. Сооружением военного флота руководило государство.

Основное достижение – многоотраслевое хозяйство. Т.к. Греция находится в горах, рабы не могли убежать.

ПОЛИТИКА. Сложился строй общественно-политических отношений: демократия, в наибольшей степени отвечавшая требованиям самоуправления сообщества свободных людей. В развернутом виде этот строй характерен для Афин периода Перикла (6 век до н.э.). Конечно, это была демократия для избранных, а не для женщин, рабов, молодежи, туземцев. Своеобразие политической и экономической жизни состояло в формировании и господстве полисов – независимых, самоуправляемых городов-государств. Государственная власть в полисе могла принимать разнообразные формы: демократии, тирании, аристократии, олигархии и т.д. Но при любых формах строго соблюдались равноправие и свобода граждан полиса.

Демократические принципы: личный успех каждого зависит только от самого себя, нет объединяющего в экономике.

Внешняя политика. На юге стремились занять монопольное положение в торговле, главные противник Персия. На Востоке – Ассирия.

ДУХОВНЫЙ МИР. Политеизм (многобожие). При всем множестве греческих богов можно выделить 12 главных. Кроме богов существовал культ героев – полубожеств, родившихся от браков богов и смертных. Особенность древнегреческой религии – антропоморфизм (человекоподобие богов). Все достоинства и все недостатки природы и человеческой жизни отражаются в богах. Можно сказать, боги – это абсолютизированные люди. Эта черта очень повлияла на весь характер древнегреческой цивилизации, определила его главную черту – гуманизм.

Формируется теоретическая база науки. Идеал обоснованного и доказательного знания складывался под воздействием социальной практики полиса. Процесс становления древнегреческой науки шел через отделение научного элемента от фантастического. Итак, появление науки в Древней Греции способствовал ряд предпосылок:

  1. У греков отсутствовала каста жрецов, и поэтому научные знание были доступны любому гражданину;

  2. Демократическая форма правления в государстве, что гарантировало гражданские права и необходимость их отстаивания с помощью риторики, основанной на аргументации и убеждении оппонента.

Развиваются такие науки как математика, геометрия, астрономия и медицина. Высокого уровня достигла техника. Технические новинки кроме военной области использовались в подъемных механизмах, судостроении, горной промышленности (включая каменоломни и металлургические предприятия), водном хозяйстве (трубопроводы, водяное колесо). Применялось давление пара и воздуха. Несмотря на тормозящую силу рабского труда, еще в античности начинают применяться прогрессивные конструкции плугов, косилки, жатки, водяные мельницы.

Совершенствование человека , идеал - активный, мыслящий.

Разрыв цикличности. Мифологичное сознание.

Основное достижение – расцвет человеческой личности, приоритет духовной сферы, подъем науки, искусства, мифологии, раскрепощение личности, свобода ( само понятие свобода возникло в Афинах в 5 в.до н.э)

ВЫВОД:

- многоотраслевая экономика;

- формирование демократических принципов правления, но не везде, наряду с олигархией и аристократией

- обращение духовного мира к человеку

- фомирование теоретической базы науки.

Цивилизация становится более гуманной.

studfiles.net

Тема 14. Культура Древней Греции и её основные достижения.

 

Достижения древнегреческой цивилизации легли в основу европейской культуры. Рубеж 3-2 тыс. до н.э. является важнейшим этапом ее истории, именно тогда в южной части Балканского полуострова и на прилежащих островах возникают первые очаги государственности, этот процесс был прерван нашествием племён с севера. Около 22-го века до н.э. появляются греческие племена, называвшие себя ахейцами или данаями, но завоеватели не смогли покорить остров Крит, который на протяжении веков был зоной наиболее быстрого социально-экономического, политического и культурного процесса. (Система письма А, присущего критянам, не дешифрована до сих пор. Линейное письмо Б, приспособленное к языку ахейцев, дешифровано только в 1953 году английскими учёными М.Вектрисом и Дж.Чедвиком.)

Цивилизацию эпохи бронзы, возникшую на … Крите, обычно называют минойской. При раскопках дворца в Кноссе, резиденции царя Миноса, где, по преданиям, родился Минотавр, археолог А.Эванс предложил данное название, ставшее традиционным. Эпоха дворцовой цивилизации охватывает 6 веков: от 2 000г. до 1400 г. до н.э. Критское государство эпохи расцвета было теократией – в одном лице сочетались функции царя и верховного жреца. В конце 15 века до н.э. на Крит обрушилась катастрофа, нанёсшая смертельный удар минойской цивилизации, на ее территорию вторглись ахейцы. В цивилизации Крита господствовала так называемая «дворцовая культура» — дворец был центром общественно-политической, религиозной и экономической жизни. При строительстве главным считались удобства и коммуникации, есть даже системы водоснабжения и вентиляции. На стенах – великолепные фрески, появляется техника живописи в духе реализма, характерного и для керамики того времени. (Фрески и керамика интересны и как источник информации о жизни и культуре островитян.)

Женщины играли в жизни Крита важную роль, о чём говорят не только фрески, но и то, что в пантеоне критян на первом плане женские божества, в которых некоторые учёные видят прототипы греческих богинь.

Около 1700 г. до н.э. формируется культура микенская, которая первоначально находится под влиянием критской (в некоторых источниках их называют крито-микенской культурой), но сохраняет ахейские черты. Женственности, изящности минойской культуры микенцы противопоставляли суровость и мужественность. Это нашло отражение как в монументальной архитектуре, так и в тематике стенных росписей материковой Греции (сцены войны, охоты). Появляются укреплённые дворцы, монументальные гробницы – наиболее пышная «гробница Агамемнона». В микенском пантеоне богов уже встречаются Зевс, Гера, Посейдон, Афина и Артемида (существовал культ Диониса, имя которого встречается как имя человека, а не бога). Существовали торговые и экономические связи с Египтом и другими культурами.

Каждый дворец в эту эпоху – центр самостоятельного государства, но они объединялись в политических и военных целях (так было во время похода на Трою).

Ахейская цивилизация погибает в результате нашествия дорийцев (13-12 вв. до н.э). 11-9 вв. учёные называют тёмными веками (главные источники изучения – археологические материалы и поэмы Гомера). Переходу к новому этапу развития способствовало использование дорийцами железных орудий. В 9 веке до н.э. через финикийцев греки приняли семитский алфавит, усовершенствовали его и создали свой собственный. Не менее важным фактором культурного развития Греции были игры, проводившиеся в разных частях страны (первоначально носили аристократический характер). Древнейшие и самые важные – с 776 г. до н.э. в честь Зевса Олимпийского (позднее Пифийские в Дельфах и Истмийские в честь Посейдона).

Эпоха дорийцев или «Гомеровская Греция» породила полис – город-государство как особую форму общины. Период 8-6 вв. до н.э. – архаическая Греция, наиболее интенсивное развитие античного общества: возникает классическая рабство, система денежного отношения и рынка; утверждается полис как форма политической организации общества, концепция суверенитета народа и демократическая форма правления. Тогда же были разработаны главные этические нормы и принципы морали, эстетические идеалы, оказавшее воздействие на весь античный мир (вплоть до христианства). В этот период зародились основные феномены античной культуры: философия и наука; главные жанры литературы, театр, ордерная архитектура и спорт.

Становление греческой аристократии обычно относят к 8 веку до н.э. – это ограниченная группа людей, которой свойственны особые, обязательные для входящих в неё образ жизни и система ценностей (ведущая роль в политике и правосудии, войнах и т.д.). Расслоение общества и обогащение части населения привело к «великой греческой колонизации» — на берегах Средиземного моря возникают колонии, способствовавшие распространению культурных достижений. Греки начинают осознавать себя единым народом, возникает этническое самосознание.

В основе этики лежит соединение рождающегося чувства коллективизма и агонистического, состязательного начала. Формированию новой полисной (коллективистской) морали способствовала военная организация полиса (строй фаланги). В системе ценностей высшей доблестью полагалась защита полиса, лучшая служба его интересам.

Определённую трансформацию переживала и религия – формируется общегреческий пантеон богов. Свидетельство тому – поэма Гесиода «Теогония». Из-за политической раздробленности единой религии не сложилось, нет жреческого сословия как касты, в полисах сложились очень близкие, но не идентичные религиозные представления. Для греческого сознания характерен не только политеизм, но и анимизм – одушевление природы.

Архаическая эпоха – время становления архитектуры. Примат общественной, в первую очередь сакральной, храмовой архитектуры – характерная черта искусства того времени. Среди сооружений первенствовали храмы богов — покровителей полиса. Характерная особенность зодчества – применение ордеров, то есть особой системы построения зданий. Ордерное здание имеет ступенчатое основание, на которое ставили ряд несущих вертикальных опор – колонн. Первоначально храмы строились на акрополях – древних центрах поселений (позднее – на агоре, главной площади города).

Предположительно в 7 веке до н.э. сложились 2 художественных направления в архитектуре: дорический и ионический ордера. Для дорического характерно стремление к монументальности, серьёзности, совершенству пропорций (боковая стена должна иметь двойное число колонн по сравнению с фасадом плюс одну), примером чего служит храм Зевса в Олимпии.

Ионийский стиль воплощал стремление к лёгкости, изяществу, прихотливости линий, позднее отражает стремление к большей декоративности и пышности под влиянием Востока. Колонна здесь – элемент не только конструктивный, тектонический, но и декоративный. Передний зал уходит глубже и поделен на нефы тремя рядами колонн. Капитель лёгкая, с завитками, волютами, орнаментом. Различны и формы колонн – дорическая вырастает как дерево из земли, из площадки, основания. Ионическая имеет сложный цоколь. Углубление на ионической колонне глубже и тоньше, богаче, чем на дорической.

Древняя Греция была мраморной, но здания имели богатую роспись.

Храм как институт способствовал развитию различных видов искусства (дары богам включали и произведения искусства). В архаическую эпоху возникает монументальная скульптура, каменная и бронзовая. Складываются школы (в Аргосе, Коринфе, на острове Наксосе и Паросе, а также милетская школа). В 7-6 вв. до н.э. господствует два типа фигур: обнажённая мужская фигура и задрапированная женская. (Статуя изображает прекрасного и доблестного гражданина, победителя в спортивных состязаниях.) По этому типу изготавливались надгробные статуи и изображения божеств.

Греческая монументальная живопись известна намного хуже чем вазопись, в которой в 7-8 вв. преобладали коринфские и радосские вазы с цветными росписями («ковровый стиль»). В 6 веке до н.э. господствует чернофигурный стиль – закрашенные чёрным лаком фигуры резко выделялись на красноватом фоне глины.

Архаика – период перехода от религиозно-мифологических представлений о мире к философскому его пониманию (качественный скачок в интеллектуальном развитии человечества).

В начале архаической эпохи господствующим жанром литературы был эпос, унаследованный от предшествующих эпох. Позже главенствуют лирические жанры, отражающие переживания человека. Поэзия Тиртея воодушевляла спартанцев во время битв, жизнь, полную невзгод и страданий прожил Архилох, нигде не нашедший счастья. «Сапфо фиалкокудрая, чистая, с улыбкой нежной» — обращается Алкмей к своей современнице. В центре её творчества – любящая и страдающая женщина, возлюбленная или мать. Поэзией красоты, любви и веселья называл своё творчество Анакреот. К концу эпохи архаики возникает театральное искусство, корни которого лежат в народных обрядах земледельческих культов, рождается художественная проза.

На смену архаике приходит классический период – 6-5 вв. до н.э. до 338 г. до н.э. Это время наивысшего подъема и полного расцвета культуры и искусства. В полисах того времени совпадают социальная и политическая структура, он обладает верховным правом на землю, имеет свои органы управления (окончательное слово за народным собранием), военная организация (ополчение граждан) дополняется демократией (в Афинах), расцвет которых связан с деятельностью Перикла. Новые классические тенденции хорошо просматриваются в градостроительстве (регулярная система планировки). Основным типом общественных зданий является храм. В 5 веке до н.э. в Олимпии строится храм Зевса со статуей Фидия (одно из «чудес света», не сохранившееся и известное внаши дни только по описаниям). Афинский Акрополь – вершина древнегреческой архитектуры включал ряд сооружений: парадные ворота (Пропилеи), храм Ники Аптерос, Эрехтейон и Парфенон. Строительством последнего руководили Перикл и Фидий. Храм имел богатое скульптурное оформление – 92 метопы и ионический рельефный фриз. Фидий, помимо статуи Афины-Девы (Парфенос), создал Афину-Промахос (победительница).

Скульптура и живопись развивали предшествующие традиции – изображения богов и героев (покровителей полиса и «идеальных» граждан). Искусство сделало шаг к реализму в соответствии с распространением идеи «мимезиса» — подобия, как основной эстетической категории. Развитие скульптуры в 5 в. связано с именами 3-х прославленных мастеров – Мирона, Поликлета и Фидия.

Мирон – наиболее прославлена его работа «Дискобол». У Поликлета преобладали изображения атлетов как воплощение лучших черт гражданина. Величие, отрешенность, неземная красота – характерные черты произведений Фидия.

Эволюцию греческой мысли в 5 в. до н.э. нетрудно проследить, сравнив двух знаменитых историков: ионийца Геродота («отца истории») и родившегося на 25 лет позже Фукидида. Первый много путешествовал, но его мышление ещё вполне традиционно, история выступает у него как цепь преступлений и наказаний. Миф переплетается с реальностью – он не сомневается ни в реальности самих богов, ни в их способности вмешиваться в человеческую жизнь.

Фукидид, описавший Пелопонесскую войну, иначе относится к действительности, описывая события, очевидцем которых он был. История направляют не боги, а люди, действующие в соответствии со своими интересами.

«Гиппократов корпус», свод сочинений врачей, принадлежащих к школе Гиппократа (вторая пол. 5-нач. 4 вв. до н.э.) даёт представление о медицинской практике и знаниях того времени. Методы их основаны на практике, опытах, стремлении к быстрой и точной диагностике, использовании гигиены и диеты. Гиппократ видел источники недугов в климатических условиях, в нарушении гармонии между четырьмя соками, или «гуморами» — кровью, слизью, желчью и чёрной желчью. Отсюда, сангвиник отличается избытком крови в организме, у флегматика слишком много слизи, у холерика – желчи, а у меланхолика – чёрной желчи.

О точных науках классического периода известно мало, однако многочисленные имена математиков и астрономов того времени, сохранившиеся в античных сочинениях, говорят об успехах наук. (Метон – сконструировал солнечные часы и провёл реформу календаря.)

Подобно тому, как эпоха архаики в Греции выразила себя в лирике, классический период заговорил языком аттической трагедии (буквально – «песня козлов»), возникшей из хоровой песни и народных театрализованных «дионисий». Поначалу участники представления разыгрывали сцены из мифов о Дионисе и других божествах, исполняемых хором и одним актером, потом Эсхил вывел перед зрителями второго актёра, а Софокл – третьего – и появилась драма (но роль хора сохранилась). Это сближает греческую трагедию с нынешней оперой и ораторией. Представления длились три дня, во время праздника Диониса, давали подряд три трагедии, затем «сатирову драму» — мифологический сюжет, что позволяло зрителям передохнуть. (Автор представлял полную тетралогию – весь цикл.)

Античная трагедия обязана своей неувядающей славой трём великим поэтам: Эсхилу, Софоклу и Еврипиду. Первый связан с нарождающейся демократией («Персы», «Орестея», «Прикованный Прометей» и др.), но поступками людей, по мнению Эсхила, управляют справедливые боги. Эта воля богов у Софокла всесильна и скрыта от смертных. Конфликт его трагедий – противоборство человека и неотвратимого рока («Антигона», «Царь Эдип»).

Еврипид полон скепсиса, доходя до прямого богоборчества, так как в его произведениях не боги, а порывы человеческой души определяют судьбы людей. Любовь и ненависть, порождённые самой человеческой природой, заставляют страдать и действовать его героев («Федра», «Медея»). В его сюжетах есть быстрота смены ситуаций, непредсказуемость, много реалистических и бытовых подробностей. Трагедия богов и героев превратилась в трагедию людей.

Как возникла трагедия, ещё не совсем ясно. Но генезис комедии вообще загадочен. Первая сохранившаяся комедия Аристофана «Ахарняне» была представлена в 425 г. до н.э. (от более ранних сохранились отрывки и фрагменты). Сочетание комического и драматического элементов характерны для этого жанра театрального искусства, ведь само слово комедия – «песня комоса», праздничного деревенского шествия. И сегодня аттическая комедия поражает богатством фантазии, силой язвительной сатиры, острой политической направленностью. Комедия включала в себя лирику, грубый площадный юмор, непристойности, пафос – всё смешивается в ней, обеспечивая долгую жизнь в веках. Таковы комедии Аристофана «Облака», «Мир», «Лисистрата», «Ахарняне» и др.

Сложная эволюция происходит в философской мысли Древней Греции, важнейшей чертой развития которой явилось выделение из натурфилософии отдельных наук.

Особую роль в жизни Греции играли праздники – в Афинах их было около 60. Именно в праздниках проявлялся наглядно всенародный характер греческой культуры, её демократизм и дух соревнования.

В 4 веке до н.э. начинается – кризис древнегреческого полиса, наиболее сильно коснувшийся Афин. Возрождается тирания, распадаются союзы, ни одно из государств не могло играть ведущую роль.

На арену истории выходит Македонское царство. Но именно этот период подарил миру достижения в литературе, науке, философии, искусстве, связан с творчеством Платона и Аристотеля. Растёт индивидуализм, что ведёт к кризису коллективистской полисной морали.

Расцветает ораторское искусство, прежде всего судебное красноречие (Лисий, Сократ, Демосфен).

Греческая скульптура этого времени представлена творчеством Тимофея, Праксителя, Лисиппа, которые отходят от простых и строгих принципов эпохи «высокой классики». Всё большее внимание сконцентрировано на передаче индивидуальных черт человека, его внутреннего мира, чувств. (Пракситель – Афродита Книдская) Те же черты присущи и живописи. (Павсаний изобрёл технику энкаустики – живописи восковыми красками, он стремился к решению сложных технических задач)

Своеобразным переходом от классической к эллинистической эпохе является время Александра Македонского (с 336 до 323 гг.), определившее дальнейший ход античной истории на несколько столетий вперёд. Мировая держава Александра не выдержала испытания временем, но с нее начинается новый период в истории античности. В эпоху эллинизма началась ломка этнической, полисной и религиозной замкнутости, возникли новые формы государства, расширились обмен и торговля, заложены основы новых верований. В результате походов Александра произошла подлинная встреча Востока и Запада, которая сказалась как взаимное культурное обогащение.

Эллинистической цивилизацией принято называть новую ступень в развитии материальной и духовной культуры, форм политической организации и социальных отношений народов Средиземноморья, Передней Азии и прилегающих регионов. Утрата Грецией независимости переместила культурные центры за её пределы. Культура стала более открытой, космополитической, делом элиты.

На рубеже 3-2 вв. до н.э. – расцвет философии и техники. Первоначально центр Александрия, потом – Пергам.

В 3 веке до н.э. греки столкнулись с римской цивилизацией.

 

refac.ru

Культура Древней Греции — контрольная работа

Содержание

Введение           3

  1. С чего началась история Древней Греции?    4
  2. Географическая и экономическая структура Греции   6
  3. Мифология Древней Греции       10
  4. Основные достижения Древней Греции     12
    1. Скульптура         12
    2. Архитектура         13
    3. Театр          15
    4. Вазопись         16

Заключение          17

Литература           18                 

Введение

      Древнюю Грецию называют колыбелью  европейской цивилизации. Здесь, на родине демократии и гуманизма, верили в то, что возможности  человека неисчерпаемы и он сумеет правильно, мудро воспользоваться  своей свободой.

      В Древней Греции впервые  в мире научились  ценить красоту человеческого  тела, восхищаться  им и чуть ли не боготворить. Один древнегреческий  философ сказал: «Человек – мера всех вещей», и его соплеменники наглядно доказали, каких вершин способен достичь свободный  человек в искусстве, политике, науке и, главное в самосовершенствовании.

      В представлении современного человека Древняя  Греция – это увлекательные  мифы о богах и  героях, прекрасные статуи и храмы, изящные  глиняные сосуды в  музеях. Это подвиги  Александра Македонского, в возрасте 30 лет  завоевавшего полмира.

      В истории Древней  Греции действительно  много ярких событий  и выдающихся личностей, имена которых  остались в веках. Но что мы знаем  о будничной, повседневной жизни древних  греков? И не только полководцев, а обыкновенных, «незаметных» людей. В каких домах  они жили, что ели  на обед и на ужин, как женились и  воспитывали детей, как проводили  день, трудились и  отдыхали.

      В своей контрольной  работе я постараюсь показать жизнь древних  греков «изнутри», несмотря на разделяющую нас  временную пропасть в несколько тысячелетий, приблизиться к ним, взглянуть на мир  их глазами. Может  быть, тогда мертвая, сухая История  превратиться в живую  реальность.       

      История древнегреческой  цивилизации началась на рубеже III и II тысячелетий  до н.э., гораздо позже, чем в Египте или  в Месопотамии. В  это время на Пелопоннесском полуострове и  острове Крит возникают  первые государства. На материке от древнейших культур ничего не осталось, не известно даже, какие народы населяли тогда Грецию. На Крите археологи  раскопали руины  четырех величественных дворцов. Самый известный  среди них –  дворец в Кноссе, столице могущественного  царя Миноса. Мифы повествуют о том, что у  Пасифаи, жены Миноса, родился минотавр – полубык-получеловек, которому отдавали на съедение юношей и  девушек. Для него мастер Дедал построил дворец. Только афинскому  царевичу Тесею, который  который убил Минотавра, удалось выбраться  оттуда живым. Кносский дворец – грандиозное  сооружение площадью около 1 га, с пиршественными залами, спальнями, терракотовыми  ваннам, кладовыми  и даже мастерскими  ювелиров, гончаров и других ремесленников. У обитателей дворца были все удобства: водопровод, канализация, вентиляция. Планировка дворца довольно хаотична.

      Известно, что на Крите поклонялись  быкам. Сохранились  на стенные росписи, изображающие ритуальные игры с быками, бычьи  рога украшали стены  святилищ, даже чаши делали в виде бычьей головы. Культура Крита  хранит много тайн, ведь ученые до сих  пор до конца не расшифровали ее письменность. Но они знают, что  эта культура достигла высочайшего уровня.

      Крит  – самый большой  остров Греции –  был расположен на перекрестье морских  путей между Египтом, Финикией, Сирией и  Средиземноморьем. Примерно в XVI в. До н.э., в эпоху царя Миноса, остров превратился в могущественную державу. Минос построил большой флот, покончил с пиратством и установил свое господство на всем Эгейском море. Но через столетие страшная катастрофа принесла смертельный удар цивилизации Крита. Очевидно, это было грандиозное извержение вулкана. Большинство поселений и дворцов погибло, и Крит утратил былое значение.

      На  материке в это  время набирали силу племена ахейцев. Еще в XXII в. До н.э. они пришли на Пелопоннес откуда-то с севера и истребили почти  все местное население. Ахейцев, собственно и считают греками. От их культуры тоже мало что сохранилось. В основном мощные крепости в Микенах, Фивах, Тиринфе и  Афинах. В таких  крепостях-дворцах  были арсеналы с запасами оружия. Наверное, ахейцы опасались вражеских  нашествий. И не напрасно. В XIII в. До н.э. катастрофа постигла и ахейскую культуру: на Грецию двинулись народы с севера, в том  числе и дорийцы. Почти все ахейцы переселились на острова  и побережье Малой  Азии. Они остались лишь в некоторых  греческих областях, например в Аттике. Противостояние завоевателей и завоеванных  кое-где было очень  острым и долгим. Так, в Спарте дорийцы  превратили ахейцев  в рабов – илотов. Дорийцы и ахейцы отличались друг от друга культурой  и обычаями. Лишь спустя века они начали осознавать себя единым народом – греками.

      О следующих нескольких веках мы знаем  по поэмам Гомера «Илиада» и «Одессея». Если верить ему, то греки  отправились в  богатый малоазиатский  город Трою ради освобождения похищенной Парисом  Прекрасной Елены  – жены спартанского царя Менелая. А на самом деле, скорее всего, их привлекла  возможность получить большую добычу. Но легенда, конечно  красивее.           

2. Географическая и  экономическая структура  Греции.

      Выделяли  главный город  Аттики на зависть  другим, большим и  малым, государствам Греции: в каждом из них была особая, отличная от других структура почв, рельефа, хозяйственной деятельности. Потому-то между гражданами отдельных городов-государств возникали и закреплялись различия в характерах и пристрастиях, ведь географическая среда, природные богатства  края, его экономические  особенности не могли  не найти отражения  и в формах культуры. За долгие века своего существования древнегреческое  общество пережило немало превратностей судьбы и претерпело глубокие изменения. Греция не представляла собой  замкнутой политической или социальной общности и отнюдь не была единой. Каждое небольшое  государство имело  свой диалект, свою политико-правовую организацию, собственных  богов и героев, собственный календарь, свою монету, не говоря уж об особенностях, вызванных различием  экономико-географических условий. И все  же, несмотря на все  эти различия, долгое время сохранялось  не только сознание общности интересов  во многих областях, но и чувство совместной принадлежности к  некоему единству и взаимная лояльность. Это выразилось в  участии царей  со всей Греции в  Троянской войне, где лично обиженным, оскорбленным в своей  чести и достоинстве  был только правитель  Спарты Менелай. Впечатляющим и исторически  зафиксированным  свидетельством стали  греко-персидские войны  – совместное выступление  греков против завоевателей. Чувство общности было живо и между  греческими государствами, с одной стороны, и их колониями, разбросанными  на плодородных, богатых  урожаями землях вдали  от родины, - с другой.

      Около VIII в. До н.э. утвердилась  новая политическая структура – «город-государство», полис, охватывающий сам город и  прилегающую к  нему территорию, населенную свободными гражданами. Полисное устройство государства воплощалось  в участии граждан  в народных собраниях, в судах, в принятии решений о делах  государственной  важности. Основой  гражданства была принадлежность человека к семье, люди связанные  общественными и  культовыми узами, составляли замкнутую общность. Центром государства  был главный город; население его  объединяли общие  интересы и в сфере  публичной, и в  сфере частной. Размеры  городов-государств были весьма различны – от очень крупных  до самых маленьких. Некоторые государственные  объединения, которые  как целое охватывали значительные территории, включали в себя несколько  отдельных полисов.

      Политическое  деление Греции совпадало  в целом с физико-географическим: достаточно взглянуть  на карту, чтобы заметить всё разнообразие ландшафта, перерезанного  горами, перевалами, долинами. Вместе с  тем количественные соотношения между  населением полиса и  занимаемой им территорией  не помогают при оценке экономических условий  того или иного  города-государства, т.к. структура хозяйства  повсюду была различной. Общую основу его  составляли зерновые, главным образом  пшеница и ячмень, с VI в. До н.э. наиболее выгодным оказалась  разведение винограда  и маслин, хотя не везде существовали благоприятные условия  для выращивания  этих культур. В одних  государствах не хватало  хлеба, другие испытывали недостаток скота.

      Греки рано познакомились  с золотом, рано осознали его ценность, ведь уже во многих мифах  оно играет немалую  роль. Однако за золотом  приходилось отправляться в далекий путь, за пределы Греции.

      Серебром  Грецию снабжали острова  Тасос и Сифнос (VII – VI вв. до н.э.). Серебро  укрепило финансовое положение Афин во время греко-персидских войн, позволил построить  мощный флот и обеспечил  преобладание Афин над  другими городами-государствами  Греции.

      Зато  на нехватку меди греки  не могли пожаловаться, хотя многим полисам  приходилось ввозить  ее извне. Не менее  важным сырьем была глина – из нее  изготовляли посуду, которую и сегодня  можно увидеть  в десятках музеев, - а также известняк, используемый при  строительстве, и  мрамор. Залежи мрамора  находились в самых  разных областях Греции.

      Уже из этой краткой характеристики экономических основ  античной Греции видно, как неравномерно были распространены жизненные блага  в отдельных городах-государствах.

      Существовала  широко развитые торговые связи: сначала, как  и повсюду, простой  натуральный обмен, затем купля  продажа  за деньги, причем в  каждом полисе чеканили собственную монету. Осуществлялась торговля между городами-государствами, производились «валютные» расчеты, взимались  таможенные пошлины.

      Не  была чужда грекам и проблема приспособления окружающей среды  к нуждам человека. Осушение заболоченных земель и орошение засушливых. Попытки  поставить себе на службу силы природы  влекли за собой общее  упорядочение хозяйственной  деятельности, все  более рациональную организацию и  разделение труда, изобретение  и совершенствование  новых его орудий, развитие техники  и т.п.

      Не  было строго разделения труда между различными слоями общества: господин занимался физическим трудом наравне со своим рабом, и  не только мужчины  – царевна Навсикая в «Одиссее» стирает  белье вместе со служанками.

      Несмотря  на крайнее разнообразие экономико-географической структуры Греции и на отрицательно в целом отношение  свободных греков к физическому  труду, в литературе того времени можно  встретить немало похвал земледельцу.

      «Во-первых, земля дает то, чем  люди живут, и вдобавок то, от чего они получают удовольствие… Во-вторых, множество съедобных  вещей она частью производит, частью питает, ведь и скотоводство связано с земледелием… но, доставляя всякие блага в изобилии, земля не позволяет  брать их легко, а  приучает своими руками, она дает упражнение, а тех, кто заботливо  наблюдает за полевыми работами, укрепляет  тем, что заставляет рано вставать и быстро ходить, т.к. в деревне, как и в городе, все хорошо делать в свое время…

      Земледелие  приучает также помогать друг другу.

      Хорошо  сказал тот, кто земледелие назвал матерью и  кормилицей всех искусств. Действительно, когда  хорошо идет земледелие, тогда и все  прочие занятия процветаю» (Ксенофонт. Домострой, V).

      Греки высоко ценили земледелие – основу их экономики.                          

3. Мифология Древней  Греции

      Древние греки были величайшими мифотворцами Европы. Именно они придумали слово  “миф” (в переводе с греческого “предание”, “сказание”). Сказание, передающее представления древних народов  о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных  героях. Еще одно значение слова  миф - вымысел. Само создание мифов было первым шагом человека к творчеству и познанию самого себя. Постепенно из отдельных сказаний, зародившихся в различных областях греческой  земли, сложились отдельные циклы  о судьбах героев и покровительствовавших  им богах. Все эти легенды, гимны  и песни, исполнявшиеся странствующими певцами-аэдами, с течением времени  объединялись в большие эпические  поэмы, такие, как «Илиада» и «Одиссея»  Гомера, «Теогония» и «Труды и дни» Гесиола и множество других. Великие  древнегреческие поэты-драматурги V века до н.э. - Эсхил, Софокл, Еврипид - строили свои трагедии на материале древних сказаний о богах и героях.

freepapers.ru