Древний Египет. Загробная жизнь. Загробная жизнь древнего египта
Тайны загробной жизни. Что происходит после смерти? Представление о загробной жизни в Древнем Египте :: SYL.ru
Фильмы про загробную жизнь и египетских мумий видели все. Кому-то ближе экранизации в приключенческом жанре, кто-то предпочитает фильмы ужасов или же документалистику. Но какой бы жанр ни оказался ближе зрителю, сюжеты о жизни по ту сторону реальности неизменно притягательны для каждого, особенно если они закручены вокруг тайн и легенд Древнего Египта.
Однако истинные верования и представление о загробной жизни в Древнем Египте не менее интересны, чем их трактовка современными сценаристами и режиссерами, а может быть, они даже и более захватывающи. Об этом и поговорим.
Куда отправлялся человек после смерти?
В каждой культуре существует определенное место, в которое душа переносится после того, как умирает тело. Египтяне не исключение. Загробная жизнь в Древнем Египте проходила в царстве Дуат.
Изначально, до появления первых династий и в период Ранних царств, Дуатом управлял бог Анубис. А само царство мертвых не имело разделения на светлую и темную стороны, все души находились в одном месте. Однако уверенность в том, что загробная жизнь продолжает настоящую, присутствовала и в те далекие времена. Египтяне верили, что социальный статус, положение после смерти физической не меняются. То есть жрецы не становятся фараонами, а крестьяне - вельможами, или же наоборот. На мрачных полях Дуата под неусыпным кровавым взглядом великого шакала, а именно в этом образе любил представать Анубис, каждый человек продолжает вести привычную ему жизнь. В соответствии с этой уверенностью и собирали посмертные дары - скарб, который мог пригодиться покойному на другой стороне реальности.
Крестьян хоронили с орудиями труда, фараонов – с предметами роскоши и символами власти. Не забывали и о небольших фигурках богов, которые присутствовали в каждом египетском доме. Позднее само представление о царстве Дуат изменилось, как и обо всей загробной жизни. Владычество Анубиса сменилось управлением Осириса. Бескрайние просторы Дуата получили разделение на место, в котором обитали чистые души – поля, названные Иалу, и на своего рода чистилище для грешных. Оно находилось в пасти чудовища, которое нарекли Амаатом. Какой душе куда направиться - определял сам Осирис, а помогало принять решение богу взвешивание сердца человека. На одной чаше весов находилось перышко, а на другой, соответственно, сердце.
Анубис же, развенчанный египтянами, остался одним из проводников душ, хотя остальных своих функций этот бог не лишился. Перемены в восприятии Дуата, новое представление о загробной жизни сложились в период Средних царств. В то же время возникли и первые «Книги мертвых», которые стали на долгие столетия сопровождать покойных, исполняя функцию, аналогичную вкладываемым греками монеткам.
Взгляд на человека
Представления современных людей наделяют природу человека двумя сущностями – душой и физическим телом, в котором она заключена. Представления египтян о человеческой природе были несколько шире.
Самое главное, что составляет природу человека, согласно верованиям египтян, - это «Ка». Ка - слепок человека, его энергетический двойник. Однако это не синоним термина «душа», скорее – содержание, сущность, определяющая личность. Ка присуще не только людям – эта составляющая есть у всего живого: у кустов, деревьев, животных, цветов, даже у песчинок или гусениц. Без Ка ничто не может жить в принципе. Если погубить чье-то Ка, человек тут же умирает. На этом была основана древняя магия Египта.
Кроме Ка, природу человека составляют:
Рен;
Хат;
Аху;
Ба.
Рен имеет два значения. Первое – имя, второе – память. Одно логично вытекает из другого. В представлении египтян память – это самосознание личности, а оно невозможно без имени. Согласно верованиям, когда приходила смерть, загробная жизнь не могла начаться, если человек был лишен имени и памяти. То есть если на саркофаг не нанесли его имя. Или же не сделали соответствующую запись в священных письменах, если саркофаг отсутствовал.
Вероятно, нет человека, который бы не слышал хотя бы раз в кинотеатре фразу фильма: «Священные письмена стерты». После этого через какое-то время по сюжету оживала мумия. Художественный прием сценаристов и режиссеров полностью соответствует верованиям Древнего Египта. Удалив или не написав Рен, живые приговаривали мертвого к вечному обитанию между реальностями. Покойный не мог войти в Дуат, не имея памяти и имени.
Хат – это непосредственно физическое тело, ипостась, неспособная жить без наполнения Ка. Как и Ка, Хат имеется у всего живого.
Аху имеет значение «освященный» или же «просветленный». Эту составляющую своей природы человек не имеет в течение жизни, она обретается только после смерти. Но составляющую Аху сама по себе загробная жизнь не дает. Аху почивший получает от жрецов, готовящих его тело, через ритуал, называющийся «Отверзение уст».
Ба – это попросту душа. Однако египтяне понимали душу несколько шире, чем современные люди. Ба – это и психика, и эмоции, и сознание. Любопытно, что в те времена, когда в Дуате главенствовал Анубис, то есть до начала периода Средних царств, наличие Ба приписывалось исключительно фараонам, высшему жречеству и самим богам. Но с приходом к власти в Дуате Осириса все изменилось, и Ба стали наделять каждого человека независимо от его социального статуса.
Что такое «Отверзение уст»?
Представления о загробной жизни в Древнем Египте весьма интересны. Но дальнейший рассказ невозможен без ознакомления с ритуалами, сопровождающими переход из одной реальности в другую. Ритуал «Отверзение уст» - один из ключевых в культуре погребения египтян, он играл очень важную роль.
Описания этого обряда встречаются в самых ранних источниках, обнаруженных египтологами, а изображение действий жрецов есть на стенах практически всех культовых сооружений и, конечно же, пирамид.
Обряд заключается в том, что жрецы открывают рот покойного. Это необходимо не только для того, чтобы умерший мог пить, кушать, разговаривать или дышать, но и для входа в его тело Аху. Ритуал существовал с самых ранних времен, а последние упоминания о нем относятся к периоду, когда Египет завоевали римляне.
При проведении этого обряда жрецы использовали строгий перечень инструментов, в числе которых были:
специальное тесло, схожее с тем, которым работают плотники;
священная курильница, внешне напоминающая руку;
песеш-кеф – нож, которым касались лица покойного;
палочка для вспомогательных целей, выполненная в виде головы животного.
Ритуал составляли 75 значимых эпизодов. В них входила и предварительная подготовка, и сам процесс открывания рта, и подношение даров от Верхнего и Нижнего царств (для фараонов, конечно же). Заклинания, подтверждающие, что обряд был исполнен, содержались в индивидуальной «Книге мертвых» покойного, как и прочая информация, которая могла понадобиться в загробной жизни. Как живут в Дуате, отправляющийся туда не знал, поэтому было принято снабжать покойного своего рода «документом», то есть папирусом, содержащим нужные заклинания.
Что такое «Книга мертвых»?
«Книга мертвых» – это попросту сборник текстов ритуальных заклинаний, при помощи которых покойного готовили к жизни в Дуат. И которые, разумеется, могли ему там пригодиться.
«Книга мертвых» появилась не на пустом месте, ей предшествовали более ранние сборники ритуальных обрядовых заклинаний:
«Тексты пирамид» – так назывались они с додинастической эпохи вплоть до Среднего царства.
«Тексты саркофагов» – наименование использовалось до начала Нового царства.
Эти сборники, находимые и изучаемые египтологами, представляют собой совершенно беспорядочное нагромождение молитв, обрядовых обращений, священных ритуальных фраз, охранных заклинаний и прочего. В сравнении с ними, «Книга мертвых», вошедшая в обиход в конце Среднего периода или в начале Нового царства, выглядит чуть ли не как литературное произведение или пособие, в котором разложена «по полочкам» вся загробная жизнь.
Что содержится в «Книге мертвых»?
Представление о том, что это нечто, благодаря чему можно поднять из праха мумию, есть у всех, кто любит смотреть приключенческие фильмы. Некоторые полагают, что эти свитки папируса – источник знаний о потустороннем мире Дуат. Однако это не книга про загробную жизнь. И не сборник каких-то мифов или сказаний. Это книга для загробной жизни. То есть предназначен сборник для самого покойного, а не для ознакомления живых с правилами и порядками Царства мертвых.
По своей сути данная книга – сборник представлений египтян о религии, морали, нравственности, магии. В ней более 125 глав, каждая из которых может пролить свет на какую-либо сторону египетского бытия не только в загробном мире, но и в обычном.
Само название достаточно условно. Объем содержания папирусов или же кожаных свитков зависел от того, что мог позволить себе человек. Речь не о знатности или занимаемом положении, а о том, сколько египтянин мог заплатить за оформление для себя «Книги мертвых». Разумеется, чем больше была книга, тем увереннее ощущал себя египтянин.
Однако на чистоту и вес сердца на суде Осириса не могла оказать влияния никакая книга. Загробная жизнь же зависела исключительно от результатов этого суда. Такой вот парадокс.
Для ученых же больший интерес представляют не священные тексты, молитвы, защитные заклятья и прочие содержащиеся в сборнике фразы, столь необходимые покойным на просторах Дуата. Информацию о культуре, религии, магии и обычаях египтян тех далеких времен дают иллюстрации, которые в изобилии присутствуют в находимых в захоронениях свитках.
Есть в содержании и достаточно любопытные моменты. К примеру, книга, обнаруженная в Ахмиме, содержит интересное заклинание или песню, в которой покойный обращается к собственному сердцу с просьбой не свидетельствовать о его прегрешениях перед Осирисом.
Что происходило на суде Осириса?
С суда Осириса начиналась для египтян загробная жизнь. Как «живут» наши умершие предки, точнее, что происходит с их душами после смерти, приблизительно знает каждый человек. И эти познания имеют большое сходство с представлениями о том, как был устроен загробный мир Египта начиная со времен Среднего царства. Суд Осириса весьма схож со Страшным судом, а Иалу по сути является аналогом Рая, Амаат, соответственно, выполняет функции ада.
Во время суда над покойным Осирис восседал на высоком троне, держа в руках символы верховной власти – плеть и свой жезл. Сзади над ним размещались свидетели суда – боги номов в количестве 42 штук. В центре иллюстраций в «Книгах мертвых» и на фресках всегда находились весы – главное «действующее лицо» суда. Именно на них помещали сердце покойного. Рядом с весами стояли боги – Тот и Анубис. Мерилом греховности и праведности служило перо богини Маат, размещенное в противовес сердцу.
Что любопытно, покойный мог обращаться к 42 богам и к самому Осирису. То есть мог оправдаться в совершенном в жизни земной злодеянии.
Зал суда Осириса назывался Чертогом обоюдной правды. Сам же Осирис именовался Владыкой обоюдной правды. Что любопытно, земной мирской суд, который вершил фараон, являлся точной копией суда Осириса. Конечно, за исключением весов, сердец и перьев Маат. Сам фараон председательствовал над коллегией из нескольких десятков судей.
Кто такие боги номов?
Ном – наименование территории, административной единицы, вошедшее в обиход при эллинском периоде. Первичное, египетское название звучит как «септ».
Древний Египет насчитывал в разные времена неодинаковое количество номов и, соответственно, их тотемных божеств-покровителей.
В найденных учеными «административных списках», относящихся к временам правления Снофру и Ниусерра, то есть к четвертой и пятой династиям Древнего царства, упоминается о 22 номах Верхнего Египта и 15 – Нижнего.
К началу Среднего царства таких территориальных единиц стало 42. Именно столько богов-покровителей этих областей и присутствует на суде Осириса.
Управляли территориями номархи, являющиеся прямыми представителями фараона. А тотемы, то есть младшие боги, считались управителями земель от лица Осириса.
Чем отличалось раннее представление о загробном мире от позднего?
Помимо того, что в древнем представлении о Дуате загробная жизнь находилась в ведении Анубиса, а не Осириса, были и иные отличия.
Самое главное из них – общая территория загробного мира. Не существовало места для праведных людей, как и своеобразного аналога чистилища для грешников. То есть места, в котором пасть Амаат заглатывала злодеев, не было. Разумеется, не существовало и суда Осириса.
Другим важным отличием было наличие Аху у покойного. До воцарения в Дуат Осириса Аху наделялись только фараоны и верховное жречество. Соответственно, ритуал «Отверзение уст» проводился лишь для них.
С мирской точки зрения, эти отличия означали усложнение обряда похорон и его удорожание после начала эпохи Среднего царства.
Боялись ли египтяне смерти?
Смерть была частью жизни в Древнем Египте. Она не воспринималась как горе или же просто выдающееся событие. Скорее смерть была просто переходом. Своего рода переездом на другое место жительства в восприятии древних египтян.
Именно такой особенностью представления о загробной жизни и обусловлено то, что большинству европейцев кажется противоречием. Речь о том, что Дуат возглавил Осирис, то есть функции покровителя мертвых выполнял бог плодородия, от воли которого зависел разлив Нила и урожай.
На самом же деле никаких противоречий в этом нет. Осирис давал людям не только разлившийся Нил и высокие урожаи, но и лишал их этого, принося голод, болезни и смерть. То есть он был и благодетелем, и карателем. Если воды Нила не поднимались до нужной отметки, сотни крестьян погибали от голода в прямом смысле.
Насколько велико было значение загробной жизни?
Вопрос отнюдь не праздный. Значение, которое придают потустороннему миру христиане, кардинально отличается от того, чем для египтян была загробная жизнь. Египет неплохо жил в этом мире, в загробном царстве же его граждан не ждала какая-либо награда.
В представлении египтян жизнь в Дуате была продолжением земного бытия. То есть если человек рыбачил, то на просторах Дуата он станет заниматься тем же. Если был жрецом – им и останется. В Дуат попадали не абстрактные души, как в христианский рай или же ад, а Ка. То есть полный энергетический двойник человека, его сущность. Понятие Ка позволяет утверждать, что в Дуат попадал сам человек, оставляя на земное хранение временно не требующуюся ему оболочку. Именно в этом заключается отличие представлений древних египтян о загробной жизни от тех, которые есть у современных людей.
www.syl.ru
Тайны загробной жизни. Что происходит после смерти? Представление о загробной жизни в Древнем Египте
Фильмы про загробную жизнь и египетских мумий видели все. Кому-то ближе экранизации в приключенческом жанре, кто-то предпочитает фильмы ужасов или же документалистику. Но какой бы жанр ни оказался ближе зрителю, сюжеты о жизни по ту сторону реальности неизменно притягательны для каждого, особенно если они закручены вокруг тайн и легенд Древнего Египта.
Однако истинные верования и представление о загробной жизни в Древнем Египте не менее интересны, чем их трактовка современными сценаристами и режиссерами, а может быть, они даже и более захватывающи. Об этом и поговорим.
Куда отправлялся человек после смерти?
В каждой культуре существует определенное место, в которое душа переносится после того, как умирает тело. Египтяне не исключение. Загробная жизнь в Древнем Египте проходила в царстве Дуат.
Изначально, до появления первых династий и в период Ранних царств, Дуатом управлял бог Анубис. А само царство мертвых не имело разделения на светлую и темную стороны, все души находились в одном месте. Однако уверенность в том, что загробная жизнь продолжает настоящую, присутствовала и в те далекие времена. Египтяне верили, что социальный статус, положение после смерти физической не меняются. То есть жрецы не становятся фараонами, а крестьяне - вельможами, или же наоборот. На мрачных полях Дуата под неусыпным кровавым взглядом великого шакала, а именно в этом образе любил представать Анубис, каждый человек продолжает вести привычную ему жизнь. В соответствии с этой уверенностью и собирали посмертные дары - скарб, который мог пригодиться покойному на другой стороне реальности.
Крестьян хоронили с орудиями труда, фараонов – с предметами роскоши и символами власти. Не забывали и о небольших фигурках богов, которые присутствовали в каждом египетском доме. Позднее само представление о царстве Дуат изменилось, как и обо всей загробной жизни. Владычество Анубиса сменилось управлением Осириса. Бескрайние просторы Дуата получили разделение на место, в котором обитали чистые души – поля, названные Иалу, и на своего рода чистилище для грешных. Оно находилось в пасти чудовища, которое нарекли Амаатом. Какой душе куда направиться - определял сам Осирис, а помогало принять решение богу взвешивание сердца человека. На одной чаше весов находилось перышко, а на другой, соответственно, сердце.
Анубис же, развенчанный египтянами, остался одним из проводников душ, хотя остальных своих функций этот бог не лишился. Перемены в восприятии Дуата, новое представление о загробной жизни сложились в период Средних царств. В то же время возникли и первые «Книги мертвых», которые стали на долгие столетия сопровождать покойных, исполняя функцию, аналогичную вкладываемым греками монеткам.
Взгляд на человека
Представления современных людей наделяют природу человека двумя сущностями – душой и физическим телом, в котором она заключена. Представления египтян о человеческой природе были несколько шире.
Самое главное, что составляет природу человека, согласно верованиям египтян, - это «Ка». Ка - слепок человека, его энергетический двойник. Однако это не синоним термина «душа», скорее – содержание, сущность, определяющая личность. Ка присуще не только людям – эта составляющая есть у всего живого: у кустов, деревьев, животных, цветов, даже у песчинок или гусениц. Без Ка ничто не может жить в принципе. Если погубить чье-то Ка, человек тут же умирает. На этом была основана древняя магия Египта.
Кроме Ка, природу человека составляют:
Рен;
Хат;
Аху;
Ба.
Рен имеет два значения. Первое – имя, второе – память. Одно логично вытекает из другого. В представлении египтян память – это самосознание личности, а оно невозможно без имени. Согласно верованиям, когда приходила смерть, загробная жизнь не могла начаться, если человек был лишен имени и памяти. То есть если на саркофаг не нанесли его имя. Или же не сделали соответствующую запись в священных письменах, если саркофаг отсутствовал.
Вероятно, нет человека, который бы не слышал хотя бы раз в кинотеатре фразу фильма: «Священные письмена стерты». После этого через какое-то время по сюжету оживала мумия. Художественный прием сценаристов и режиссеров полностью соответствует верованиям Древнего Египта. Удалив или не написав Рен, живые приговаривали мертвого к вечному обитанию между реальностями. Покойный не мог войти в Дуат, не имея памяти и имени.
Хат – это непосредственно физическое тело, ипостась, неспособная жить без наполнения Ка. Как и Ка, Хат имеется у всего живого.
Аху имеет значение «освященный» или же «просветленный». Эту составляющую своей природы человек не имеет в течение жизни, она обретается только после смерти. Но составляющую Аху сама по себе загробная жизнь не дает. Аху почивший получает от жрецов, готовящих его тело, через ритуал, называющийся «Отверзение уст».
Ба – это попросту душа. Однако египтяне понимали душу несколько шире, чем современные люди. Ба – это и психика, и эмоции, и сознание. Любопытно, что в те времена, когда в Дуате главенствовал Анубис, то есть до начала периода Средних царств, наличие Ба приписывалось исключительно фараонам, высшему жречеству и самим богам. Но с приходом к власти в Дуате Осириса все изменилось, и Ба стали наделять каждого человека независимо от его социального статуса.
Что такое «Отверзение уст»?
Представления о загробной жизни в Древнем Египте весьма интересны. Но дальнейший рассказ невозможен без ознакомления с ритуалами, сопровождающими переход из одной реальности в другую. Ритуал «Отверзение уст» - один из ключевых в культуре погребения египтян, он играл очень важную роль.
Описания этого обряда встречаются в самых ранних источниках, обнаруженных египтологами, а изображение действий жрецов есть на стенах практически всех культовых сооружений и, конечно же, пирамид.
Обряд заключается в том, что жрецы открывают рот покойного. Это необходимо не только для того, чтобы умерший мог пить, кушать, разговаривать или дышать, но и для входа в его тело Аху. Ритуал существовал с самых ранних времен, а последние упоминания о нем относятся к периоду, когда Египет завоевали римляне.
При проведении этого обряда жрецы использовали строгий перечень инструментов, в числе которых были:
специальное тесло, схожее с тем, которым работают плотники;
священная курильница, внешне напоминающая руку;
песеш-кеф – нож, которым касались лица покойного;
палочка для вспомогательных целей, выполненная в виде головы животного.
Ритуал составляли 75 значимых эпизодов. В них входила и предварительная подготовка, и сам процесс открывания рта, и подношение даров от Верхнего и Нижнего царств (для фараонов, конечно же). Заклинания, подтверждающие, что обряд был исполнен, содержались в индивидуальной «Книге мертвых» покойного, как и прочая информация, которая могла понадобиться в загробной жизни. Как живут в Дуате, отправляющийся туда не знал, поэтому было принято снабжать покойного своего рода «документом», то есть папирусом, содержащим нужные заклинания.
Что такое «Книга мертвых»?
«Книга мертвых» – это попросту сборник текстов ритуальных заклинаний, при помощи которых покойного готовили к жизни в Дуат. И которые, разумеется, могли ему там пригодиться.
«Книга мертвых» появилась не на пустом месте, ей предшествовали более ранние сборники ритуальных обрядовых заклинаний:
«Тексты пирамид» – так назывались они с додинастической эпохи вплоть до Среднего царства.
«Тексты саркофагов» – наименование использовалось до начала Нового царства.
Эти сборники, находимые и изучаемые египтологами, представляют собой совершенно беспорядочное нагромождение молитв, обрядовых обращений, священных ритуальных фраз, охранных заклинаний и прочего. В сравнении с ними, «Книга мертвых», вошедшая в обиход в конце Среднего периода или в начале Нового царства, выглядит чуть ли не как литературное произведение или пособие, в котором разложена «по полочкам» вся загробная жизнь.
Что содержится в «Книге мертвых»?
Представление о том, что это нечто, благодаря чему можно поднять из праха мумию, есть у всех, кто любит смотреть приключенческие фильмы. Некоторые полагают, что эти свитки папируса – источник знаний о потустороннем мире Дуат. Однако это не книга про загробную жизнь. И не сборник каких-то мифов или сказаний. Это книга для загробной жизни. То есть предназначен сборник для самого покойного, а не для ознакомления живых с правилами и порядками Царства мертвых.
По своей сути данная книга – сборник представлений египтян о религии, морали, нравственности, магии. В ней более 125 глав, каждая из которых может пролить свет на какую-либо сторону египетского бытия не только в загробном мире, но и в обычном.
Само название достаточно условно. Объем содержания папирусов или же кожаных свитков зависел от того, что мог позволить себе человек. Речь не о знатности или занимаемом положении, а о том, сколько египтянин мог заплатить за оформление для себя «Книги мертвых». Разумеется, чем больше была книга, тем увереннее ощущал себя египтянин.
Однако на чистоту и вес сердца на суде Осириса не могла оказать влияния никакая книга. Загробная жизнь же зависела исключительно от результатов этого суда. Такой вот парадокс.
Для ученых же больший интерес представляют не священные тексты, молитвы, защитные заклятья и прочие содержащиеся в сборнике фразы, столь необходимые покойным на просторах Дуата. Информацию о культуре, религии, магии и обычаях египтян тех далеких времен дают иллюстрации, которые в изобилии присутствуют в находимых в захоронениях свитках.
Есть в содержании и достаточно любопытные моменты. К примеру, книга, обнаруженная в Ахмиме, содержит интересное заклинание или песню, в которой покойный обращается к собственному сердцу с просьбой не свидетельствовать о его прегрешениях перед Осирисом.
Что происходило на суде Осириса?
С суда Осириса начиналась для египтян загробная жизнь. Как «живут» наши умершие предки, точнее, что происходит с их душами после смерти, приблизительно знает каждый человек. И эти познания имеют большое сходство с представлениями о том, как был устроен загробный мир Египта начиная со времен Среднего царства. Суд Осириса весьма схож со Страшным судом, а Иалу по сути является аналогом Рая, Амаат, соответственно, выполняет функции ада.
Во время суда над покойным Осирис восседал на высоком троне, держа в руках символы верховной власти – плеть и свой жезл. Сзади над ним размещались свидетели суда – боги номов в количестве 42 штук. В центре иллюстраций в «Книгах мертвых» и на фресках всегда находились весы – главное «действующее лицо» суда. Именно на них помещали сердце покойного. Рядом с весами стояли боги – Тот и Анубис. Мерилом греховности и праведности служило перо богини Маат, размещенное в противовес сердцу.
Что любопытно, покойный мог обращаться к 42 богам и к самому Осирису. То есть мог оправдаться в совершенном в жизни земной злодеянии.
Зал суда Осириса назывался Чертогом обоюдной правды. Сам же Осирис именовался Владыкой обоюдной правды. Что любопытно, земной мирской суд, который вершил фараон, являлся точной копией суда Осириса. Конечно, за исключением весов, сердец и перьев Маат. Сам фараон председательствовал над коллегией из нескольких десятков судей.
Кто такие боги номов?
Ном – наименование территории, административной единицы, вошедшее в обиход при эллинском периоде. Первичное, египетское название звучит как «септ».
Древний Египет насчитывал в разные времена неодинаковое количество номов и, соответственно, их тотемных божеств-покровителей.
В найденных учеными «административных списках», относящихся к временам правления Снофру и Ниусерра, то есть к четвертой и пятой династиям Древнего царства, упоминается о 22 номах Верхнего Египта и 15 – Нижнего.
К началу Среднего царства таких территориальных единиц стало 42. Именно столько богов-покровителей этих областей и присутствует на суде Осириса.
Управляли территориями номархи, являющиеся прямыми представителями фараона. А тотемы, то есть младшие боги, считались управителями земель от лица Осириса.
Чем отличалось раннее представление о загробном мире от позднего?
Помимо того, что в древнем представлении о Дуате загробная жизнь находилась в ведении Анубиса, а не Осириса, были и иные отличия.
Самое главное из них – общая территория загробного мира. Не существовало места для праведных людей, как и своеобразного аналога чистилища для грешников. То есть места, в котором пасть Амаат заглатывала злодеев, не было. Разумеется, не существовало и суда Осириса.
Другим важным отличием было наличие Аху у покойного. До воцарения в Дуат Осириса Аху наделялись только фараоны и верховное жречество. Соответственно, ритуал «Отверзение уст» проводился лишь для них.
С мирской точки зрения, эти отличия означали усложнение обряда похорон и его удорожание после начала эпохи Среднего царства.
Боялись ли египтяне смерти?
Смерть была частью жизни в Древнем Египте. Она не воспринималась как горе или же просто выдающееся событие. Скорее смерть была просто переходом. Своего рода переездом на другое место жительства в восприятии древних египтян.
Именно такой особенностью представления о загробной жизни и обусловлено то, что большинству европейцев кажется противоречием. Речь о том, что Дуат возглавил Осирис, то есть функции покровителя мертвых выполнял бог плодородия, от воли которого зависел разлив Нила и урожай.
На самом же деле никаких противоречий в этом нет. Осирис давал людям не только разлившийся Нил и высокие урожаи, но и лишал их этого, принося голод, болезни и смерть. То есть он был и благодетелем, и карателем. Если воды Нила не поднимались до нужной отметки, сотни крестьян погибали от голода в прямом смысле.
Насколько велико было значение загробной жизни?
Вопрос отнюдь не праздный. Значение, которое придают потустороннему миру христиане, кардинально отличается от того, чем для египтян была загробная жизнь. Египет неплохо жил в этом мире, в загробном царстве же его граждан не ждала какая-либо награда.
В представлении египтян жизнь в Дуате была продолжением земного бытия. То есть если человек рыбачил, то на просторах Дуата он станет заниматься тем же. Если был жрецом – им и останется. В Дуат попадали не абстрактные души, как в христианский рай или же ад, а Ка. То есть полный энергетический двойник человека, его сущность. Понятие Ка позволяет утверждать, что в Дуат попадал сам человек, оставляя на земное хранение временно не требующуюся ему оболочку. Именно в этом заключается отличие представлений древних египтян о загробной жизни от тех, которые есть у современных людей.
www.nastroy.net
Древний Египет. Загробная жизнь - Дом Солнца
В Полях Камыша его ждала такая же жизнь, какую он вёл на земле, только без земных тревог, горестей, нужды и забот. Божества обеспечивали умершего пищей, делали его загробные пашни плодородными, скот - тучным. Чтобы покойные могли наслаждаться отдыхом, чтоб не пришлось им своими руками обрабатывать поля и самим пасти скот, в гробницах, в специальных ящиках, оставляли деревянные или глиняные фигурки - ушебти.
Слово "ушебти" означает "ответчик". Шестая глава "Книги Мёртвых" рассказывает о том, как заставить ушебти трудиться. Когда в Полях Камыша боги позовут покойного на работу, человечек-ушебти должен вместо хозяина выйти вперёд, откликнуться: "Я здесь!" и беспрекословно исполнить работу, которую ему поручат.
Но существуют и другие версии, например, по одной из них души праведников присоединяются к войску Ра, которое ведет непрерывный бой со Змеем Апопом - олицетворением Зла и Тьмы. Апоп противник Истины, тот, кто не служит Истине - попадает под власть Апопа. Размышляя, египтяне предполагали, что и после смерти борьба человека с Тьмой не заканчивается.
Это говорит о том, что представления о загробной жизни египтян не ограничивались определенными догмами и давали почву для размышлений.
Особенно интересна в этом плане легенда о внуке Рамсеса II Са-Осирисе, который очень быстро постиг все священные таинства и побеждал в состязаниях самых мудрых жрецов. В заключение легенды говорится о том, что этот мальчик был не кто иной, как умерший полторы тысячи лет назад знаменитый жрец, снова посланный жить на землю, чтобы спасти Та-Кемет от злого колдуна.
В финале легенды, выполнив свою миссию, он прощается с близкими и исчезает, возвращается назад в Другой Мир. Эта легенда говорит о том, что, размышляя о загробной жизни, египтяне предполагали, что Бог может послать человека вновь на землю для исполнения какой-то миссии. В отличие от индийской теории реинкарнации, где человек не помнит прошлых жизней, Са-Осирис знал кто он, и во второй жизни не утратил навыков из первой, к тому же он был послан с определенной миссией - спасти Египет, что полностью противоречит индийским учения о переселении души.
Таким образом, можно заключить, что древние египтяне верили, что после смерти человек продолжает свое служение Истине и борьбу против Тьмы - Апопа.
www.sunhome.ru
Египетские верования в загробную жизнь, бог Осирис
Самыми древними текстами, описывающими веру в загробную жизнь, являются религиозные тексты, нанесенные на стены пирамид в пустыне Сахара. Они составляют основу для современных магических оккультных систем.
Им более четырех тысяч лет, и каждый текст в деталях описывает ритуалы, необходимые для того, чтобы перенести тело мертвого фараона из этого мира в следующий. В древнем Египте для этого требовались особые заклинания и молитвы. В свое время эти заклинания использовались и высшими слоями Египетского государства, а в конечном счете — всеми, кто мог оплатить соответствующую церемонию. Будь это фараон или крестьянин, все равно он мог общаться с богами, если сердце у него было чистым.
Различные заклинания помогали отправить умершего различными путями. Умерший мог лететь как птица, а мог забираться на небо по лесенке. По прибытии он жил в вечном блаженстве. Такая длительность их состояния дополнительно обеспечивалась с помощью слияния с Осирисом — богом плодородия и возрождения. Для вящей помощи вместе с мертвецом хоронили и «Книгу мертвых». В ней воскресшей душе давались инструкции, как правильно реагировать на испытания, через которые она должна пройти, перед тем как слиться с Осирисом.
Может быть, целью этого ритуала было рассеять любые сомнения в том, что умерший отправится в страну блаженства. Египтяне верили, что душа предстанет перед судом богов и затем будет либо вознаграждена, либо наказана. Папирус Эни (Ani) содержит изображение находящихся на противоположных чашах весов сердца и птичьего пера — символа «веры». Это «взвешивание сердца» было запечатлено Тотом, летописцем богов.
Ритуал мумификации уходит своими корнями в египетскую мифологию. Бог Сет, позднее почитаемый как Сатана, в приступе ревности расчленил тело Осириса и разбросал его по всему Египту. Исис, жена Осириса, собрала все части, связала их вместе и заново вдохнула жизнь в мужа.
Вместе с мертвыми в могилы закапывали часть их прежней собственности. Впрочем, этот обычай впервые появился не в Египте. Кто-то задаст себе вопрос: какую пользу из этого добра мог извлечь бесплотный дух? В Германии и Скандинавии покойников хоронили в обуви, чтобы по дороге в мир иной они не стерли ноги и не захромали.
Гробницы царственных особ, захороненных около 2250 г. до н. э. в селении Ур (Ur) в Месопотамии (совр. Ирак), заключали в себе огромное количество мебели, музыкальных инструментов и даже азартные игры. В могилах были обнаружены оружие, вино и пища, а также останки умерщвленных воинов и придворных, которые должны были продолжать служить своим хозяевам в загробном мире. Судя по всему, эти преданные слуги умирали по собственному желанию, так как ни следов насилия, ни борьбы обнаружено не было. Однако описание принесения в жертву девушки-рабыни во время погребения одного из шведских вождей в Х в., составленное арабским путешественником по имени Ибн Фадлан, показывает, что ей заранее был дан яд.
Египтяне верили, что, пока тело пребывает в могиле, его эфирный двойник отделяется от него и поднимается на небо. Сначала считалось, что загробный мир находится за пределами железного небесного свода, но потом его местоположение сместилось на обратную сторону земли — в страну, где по ночам светит солнце. Эту божественную территорию называли Тростниковым Полем, расположенным между Полями Мира. Душа там жила в прекрасном доме, окруженном огромным садом, наполненным благоухающими цветами и спелыми виноградными лозами. Похороненные вместе с покойником, маленькие статуи оживали на той земле и обслуживали хозяина. В центре поля стоял Дом Вечности, место, где пребывали все боги, и воскресшие мужчины и женщины могли ходить среди них. Это была земля наслаждений и любви.
Источник: Д. Рэндлз, П. Хог «После жизни», 1994.
www.theafterlife.ru
Вера в загробную жизнь в древнем Египте
Секция - культурология
Тема: Вера в загробную жизнь в древнем Египте
И.Ф.О. - Зубова Алена
Школа - лицей №387
Класс-8 ист
Руководитель (И.Ф.О.) - Богачев А.А.
Египтяне создали уникальную культуру, основанную на религии. Считалось, что душа после смерти отправляется к звёздам и приобщается к вечности. Вера древних египтян в «загробную жизнь» хорошо отражена в «Книге Мёртвых» - условное название свитка папируса, который насчитывает 200 «глав», состоящих из молитв, магических заклинаний. Чтобы достичь загробного блаженства, по учению жрецов, надо было знать много магических заклинаний. Всю свою жизнь египтянин должен был готовиться к жизни после смерти. По их представлениям человек имел несколько душ. Каждая из них выполняла определённую функцию на пути к бессмертию.
Душа Ка – двойник, рождается вместе с человеком, неотступно следует за ним повсюду, но после смерти человека Ка не умирает. Ка жил в гробнице вместе с телом, по своему желанию мог выходить из неё. Жизнь этой души зависела от сохранности тела. Ка нуждается в еде и воде, поэтому египтяне следили, чтобы в гробнице было вдоволь подношений. Если еды и питья не было, то Ка мог бродить по поверхности и поедать отбросы, запивая их грязной водой, что было недопустимым грехом для семьи умершего.
Ба - душа сердца, связанная с Ка, с которым (в котором) она обитает в гробнице, деля с ним подношения. В некоторых текстах Ба представлялась в виде птицы, очевидно она не была связана с могилой и могла свободно подняться из неё на крыльях на небо и жить там среди богов.
Аб – сердце, было тесно связано с душой и считалось источником, как жизни, так и добра и зла в человеке. Сохранению сердца человека придавалось огромное значение, ведь во время Суда это единственная часть тела, которая подвергалась специальной проверке.
Кхаибит (Шуит) - тень, была связана с Ба и считалась неотъемлемой частью человека.
Кху – душа, которая не могла умереть ни при каких обстоятельствах.
Секхем – сила, бестелесное воплощение жизненной энергии человека, Секхем обитала в раю среди Кху и духов.
Саху – духовное тело, которое служило обиталищем души. Оно развивалось из материального тела с помощью молитв или ритуалов исполняемых у могилы, или в каком – либо другом месте, было вечным и не подвергалось разложению.
Египтяне верили в то, что умерший человек незримо находиться с ними и в то же время общается с богами. Следовательно, живые могли благоприятно повлиять на мнение богов о себе через души своих родственников, вознося им жертвы.
Подготовкой к загробному путешествию души являлось бальзамирование и мумификация умершего, в результате которых из тела вынимались все внутренности кроме сердца, тело забинтовывалось и пропитывалось различными маслами, вследствие чего «дом души Ка» - тело покойного, становилось нетленным.
Во время пеленания применялись различные мази, чтобы от умершего исходил прекрасный запах в Зале Суда. Умершему преподносили амулеты из золота, серебра, а также ляпис, хрусталь для освещения лица и сердолик для укрепления поступи. Эти амулеты обеспечивали свободу передвижения в загробном мире.
После этого гроб с мумией относили в гробницу. Затем покойный должен был преодолеть многие препятствия, прежде чем попасть на Суд, который возглавлял бог мёртвых Осирис. Для этого ему нужно было знать многие заклинания. В зале Загробного Суда присутствовало много богов. После исповеди отрицания грехов умерший должен был произнести оправдательную речь, затем боги взвешивали сердце на Весах Истины. Если покойный признавался грешником, то его сердце отдавалось на съедение чудовищу - богине Ам(ма)т, а если его оправдывали, то тогда он отправлялся к месту вечного блаженства.
Египтяне верили, что умершего ждёт такая же жизнь, какую он вёл на земле, только она будет ещё счастливее. Чтобы ему не пришлось самому работать, в гробницу клали ушебти - деревянные или глиняные фигурки, которые и работали на своего хозяина. Так же стены усыпальницы были сплошь покрыты рисунками и иероглифами. На этих настенных рисунках изображались боги или сам покойный в своей земной жизни (обязательно счастливые моменты). Все изображения следовали канонам (канон - это правило изображения и художественных приёмов, считавшихся незыблемыми для египетской культуры - лицо изображалось в профиль, глаза и торс - в фас, ноги - в профиль, а бёдра - в три четверти, также фигура обводилась непрерывным контуром).
Домом для жизни после смерти являлась гробница и мастаба. Древнейшим видом гробниц царей Египта были пирамиды. Считалось, что умершему в загробном мире понадобятся вещи, которыми он пользовался при жизни, поэтому их клали в гробницы. Из тех, что сохранились не разграбленной осталась только гробница Тутанхамона.