Достижения древняя месопотамия. ВОПРОС № 49. Культура народов Междуречья: достижения и значения
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Основные достижения культуры Древней Месопотамии. Достижения древняя месопотамия


3.2. Культура Месопотамии, ее основные достижения

Охватывает 3200-539 гг. до н. э., она имеет мировое значение, поскольку дала первый толчок культурным процессам, которые были развитые другими народами. Месопотамия (греческое название Междуречья) - территория в среднем и нижнем течении рек Тигр и Євфрат - колыбель мировой цивилизации. В IV-III тысячелетии там сформировались такие культурно-политические образования, как Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирийская империя, Ново-Вавилонское государство. Изучая этот материал, следует рассматривать их как четыре волны цивилизации.

Первая волна. Достижения шумеров (IV - конец III тыс. до н. э.) в различных отраслях культуры были исключительно высоки. Они изобрели колесо и гончарный круг, построили первую в мире ступенчатую пирамиду, создали древнейшие календарные системы (солнечную и месячную), составили рецептурный справочник и библиотечный каталог. Шумеры разработали клинописну систему письменности, с которой развился финикийский, а затем и древнегреческий алфавит - основа большинства алфавитных систем мира. В конце III тыс. до н. есть. в городе Ур был заключен первый в мире юридический кодекс царя Ур-Намму. В Шумере возникает настоящая литература, представленная, прежде всего, самой древней эпической поэмой «Сказание о Гильгамеше» («Одного, что познал все»), где содержится древнейший описание всемирного потопа - события, которое стало элементом библейской эсхатологии - религиозного учения о конце мира.

Вторая волна. Новая волна переселенцев-эламитов, что спустились с Еламських гор Персии-Ирана, привела к образованию мощной Вавилонской государства, которая просуществовала с начала II тыс. до 539 г. до н. есть. На некоторое время она объединила области Шумера и Аккада, унаследовав культуру древних шумеров. Столицей царства становится город Вавилон. Особого величия оно вступило за царя Хаммурапи, что прославился как автор второго кодекса законов, где не только констатувався принцип «око за око, зуб за зуб», но и утверждалась необходимость заботы о вдовах и сиротах. Вавилонское государство представляла собой теократию, но правил здесь не бог во плоти, как в Єгипті, а его заместитель на земли - царь. Иерархическая структура общества находит отражение в вавилонских представлениях о мире, что воплощается в памятниках искусства: храмах, пирамидах-зіккуратах, на стенах с рельефами и надписями.

Третья волна. Ориентация на земные ценности еще больше проявилась в культуре Ассирии (XIV-IX вв. до н. э.), что неоднократно завоевывала Месопотамию, а в 605 г. до н. есть. была окончательно уничтожена Вавилоном. Основная тема ассирийского искусства - охота, битвы, расправы над пленными воплощены с отталкивающим натурализмом, но выполненные с впечатляющим лаконизмом и выразительностью. В столице Ассирии Ниневии царем Ашшурбаніпалом было собрано грандиозную коллекцию рукописей. Огромное книгохранилище содержалось в образцовом порядке: глиняный каталог содержал перечень всех текстов, в том числе и «Энума Элиш» («...Когда наверху...»), который также содержал в себе память о всемирный потоп, который произошел вследствие гнева богов.

Четвертая волна. Ново-Вавилонское царство или Халдейская государство унаследовало ассиро-вавилонской культуре. В VI в. до н. э. Вавилон становится его столицей. На то время он считался огромным городом, где проживало около 1 млн жителей. Выдающимися архитектурными сооружениями были стены Вавилона, висячие сады, Вавилонская башня. Вавилоняне подарили мировой культуре позиционную систему чисел, точную систему измерения времени. Они первыми разделили час на 60 минут, а минута - на 60 секунд, научились измерять площадь геометрических фигур, отличать звезды от планет, сформировали семидневный неделю, посвятив каждый день отдельном божеству. В 301 г. до н. э., после завоевания Вавилона войсками Александра Македонского, Вавилон окончательно привлекается к эллинистической культуры.

Культура Месопотамии была не такой консервативной, как египетская. Месопотамска традиция мировосприятия легла в основу картины мира практически всех народов Средиземноморья.

banauka.ru

Основные достижения культуры Древней Месопотамии

  • История открытия
  • Месопотамией называют область между реками Тигром и Евфратом. Эта территория в настоящий момент преимущественно принадлежит Ираку. Древняя Месопотамия — историческая область, где согласно современным представлениям раньше всех на планете складывается государственность.

  • Государства Древней Месопотамии
  • Особенность самой древней политической истории Месопотамии заключается в том, что здесь существовала не одна, а несколько держав, которые поочередно добивались преимущества в регионе. В конце IV — в начале III тысячелетия до н.э. на юге Междуречья возникли города-державы Ур, Урук, Лагаш, объединенные историками сборным названием Шумеры (по имени народа, который жил там).

  • Строительство и архитектура
  • В Месопотамии слишком рано (по последним данным, раньше, чем в Египте) начинают строить ирригационные сооружения. Ирригация имела планомерный, крупномасштабный характер. Наводнения Евфрата бывают очень сильными, но нечастыми. Поэтому копались огромные котлованы, которые заполнялись водой во время наводнения, — так создавался запас воды на время засухи. Геродот описал судоходный канал, прорытый между Тигром и Евфратом.

  • Письменность и литература
  • Наибольшее достижение культуры Месопотамии — письменность. Раньше всех ее создали шумеры в IV тысячелетии до н.э. Сначала появилось рисуночное письмо — пиктография. Постепенно отдельными знаками начали помечать уже не слово, а составы и звуки, а рисунки изменили свой вид.

  • Научные знания
  • Благодаря расшифровыванию «глиняных книг» получены достаточно точные представления об уровне научных знаний в Междуречье. Охранниками высшей мудрости были жрецы. Особенное значение приобрело наблюдение по звездам.

  • Законы Хаммурапи
  • Определенным итогом развития политического мнения древних стало оформление письменных законов в Шумере, Аккаде, других государствах Месопотамии. Как царь, творец законов вошел в мировую историю Хаммурапи, который подчинил власти Вавилона все Междуречье (XVIII ст. до н.э.).

    www.hexcity.com

    Древняя месопотамия

    IV –III тыс. до н.э. территория современного Ирака – Двуречье – долина рек Тигр и Евфрат. Государства сменяли друг друга стремительно по историческим меркам (Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия, Персия), но культура здесь была высокая.

    Шумер

    Письменность и литература. Первые в человеческой истории создали поэмы, элегии, первый библиотечный каталог.

    КЛИНОПИСЬ – письменность, знаки которой состоят из групп клинообразных черточек, выдавливались на сырой глине [О.Б. Скородумова]. Шумерский язык относился, как и язык древних египтян, к семитской языковой группе.

    Важнейший памятник литературы – цикл сказаний о Гильгамеше, царе г. Урука, сыне смертного и богини Нинсун, который хотел найти и подарить людям рецепт бессмертия [А.Н. Маркова].

    Религия. Космогонические мифы (космос – мир, Вселенная; гонея – рождение) – описывают пространственно-временные параметры Вселенной, в которых протекает существование человека.

    Особенность шумерской культуры проявилась в признании изначального единства земного и небесного, божественного. Все явления природы наделены божественной силой, побуждающей их к жизни, к действию. Эта сила изначально присуща всему живому, как бы сосредоточена в нем [О.Б. Скородумова].

    «Космические боги» с первичной стихией – водным хаосом. Наиболее могущественные боги: Ан — бог неба и других богов, Энлиль – бог воздуха, ветра и всего пространства от неба до земли, Энки — бог океана и пресных земных вод [А.Н. Маркова].

    Таблица 14 — Религия Месопотамии[Павлюченков Д.Н.]

    Шумерские

    Вавилонские

    Ассирийские

    Атрибут

    Ану

    Мардук

    Ашур

    Верховный бог

    Энлиль

    Бел

    Верховный бог земли, воздуха и мудрости

    Инана

    Иштар

    Иштар

    Богиня любви

    Энки

    Эйя

    Бог воды

    Уту

    Шамаш

    Бог солнца

    Нуску

    Бог огня

    Нинурта

    Бог войны

    Нанна

    Син

    Бог луны

    Нинхурсаг

    Тиамат

    Мать-земля

    Намтар

    Бог судьбы

    Эрешкигаль

    Нергал

    Владыка преисподней

    Думузи

    Покровитель скотоводства

    Таблица 15 — Научные достижения шумеров [А.Н. Маркова; О.Б. Скородумова]

    Наука и другие отрасли культуры

    Достижения

    Медицина

    Сборники медицинских рецептов

    Астрономия

    Календарь для зимы и лета, делившийся на 12 мес. по 29 / 30 дн.

    Экология

    Рыбный заповедник

    География

    Глиняная географическая карта

    Искусство

    Струнные музыкальные инструменты – лира и арфа, клинопись

    ЗИККУРАТ – высокая башня из кирпича, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, которые уменьшались в объеме уступ за уступом [А.Н. Маркова].

    Аккад

    Аккадцы — это семитский народ, перенявший религию и культуру шумеров. Свой язык, отличный от шумерского. Они определяли военное, политическое, экономическое и культурное развитие Месопотамии с середины III тыс. до н.э. Основная ценностная установка — почитание бога — правителя [О.Б. Скородумова].

    Высокий уровень бронзовый скульптуры аккадцев.

    studfiles.net

     Древняя Месопотамия. Особенности региона.

    Любые студенческие работы ДОРОГО, КАЧЕСТВЕННО

    100 руб. бонус за первый заказ. Всего 3 вопроса:

    Узнать стоимость работы

    Периоды исторического развития. Источники и историография.

    От гор Армении на севере и до Персидского залива на юге, от горных областей Ирана на востоке и до Сирийско-Месопотамской степи на западе, протянулась обширная территория названная древними греками Месопотамией - "Междуречьем". Однако, можно встретить и другое название этой области - Двуречье. В географическом отношении, собственно Междуречьем, т.е. Месопотамией являются северные районы из-за большего расстояния между реками Тигр и Евфрат, чем на юге, где эти реки текут параллельно и образуют Двуречье.

    На территории Месопотамии с VII по IV тысячелетия до н. э. шло разложение первобытнообщинного строя и создавались предпосылки для формирования основ цивилизации.

    В начале III тысячелетия до н. э. образовались первые небольшие государства в южной части страны, в исторической области Шумер. Период, охватывающий XXVIII—XXIV вв. до н. э., носит название Раннединастического. Следующий период (последняя треть III тысячелетия до н. э.) характеризуется созданием обширных, так называемых деспотических монархий. В XXIV—XXIII вв. политический центр перемещается в центральную часть Месопотамии, где возникает государство Аккад, объединившее под своей властью также Шумер и северные области Месопотамии. От Аккадского царства, рухнувшего под натиском кутиев, гегемония в Месопотамии вскоре переходит к Шумеро-Аккадскому царству.

    В начале II тысячелетия до н. э. в междуречье Тигра и Евфрата существовало несколько государств, среди которых возобладало Вавилонское царство, объединившее под своей властью обширную страну. Его история делится на несколько периодов: старовавилонский, или аморейский (XIX— XVI вв. до н. э.), средневавилонский, или касситский (XVI—XII вв.), период политического ослабления Вавилонии и борьбы за независимость (XII—VII вв.) и, наконец, нововавилонский кратковременный период подъема и возрождения (VII—VI вв.), завершившийся завоеванием страны Персией.

    С XVI по XIII в. до н. э. в западной части Северной Месопотамии значительную роль играло государство Митанни. В восточной ее части еще в конце III тысячелетия до н. э. возникло Ассирийское государство с центром в городе Ашшур, история которого в дальнейшем подразделяется на периоды: староассирийский (XX—XVI вв. до н. э.), среднеассирийский (XV—XI вв. до н. э.) и новоассирийский (X—VII вв. до н. э.). В этот последний период государство Ассирия путем завоеваний разрастается в огромную, охватившую почти все страны Ближнего Востока великую державу.

    Основными источниками по истории Древней Месопотамии являются памятники материальной культуры, письменные документы и литературные произведения, труды античных авторов.

    Археологические материалы. Найденные при раскопках древнейших поселений орудия труда, остатки жилищ, погребения, зерна и кости животных, украшения, статуэтки содержат большой информативный материал о ранней истории Месопотамии. Важное значение для истории имеют даже небольшие и на первый взгляд не первостепенные вещественные памятники, например, цилиндрические печати и их оттиски, в изобилии находимые в Месопотамии.

    Письменные источники появляются к исходу IV тысячелетия до н. э. Они делятся на несколько видов: хозяйственные, юридические, дипломатические документы, записи летописного характера и др.

    Хозяйственные документы. Огромную роль для реконструкции экономики и социальных отношений древности играют хозяйственные документы, в изобилии найденные при раскопках месопотамских городов.

    Наиболее древние хозяйственные архивы (конец IV тысячелетия до н. э.), содержащие около 1000 глиняных табличек, дошли из Урука и Джемдет-Насра.

    Сборники законов. Важнейшим источником по истории Месопотамии являются юридические памятники, и прежде всего своды законов. Ни в одной стране Древнего Востока не сохранилось такого обилия юридических сборников, как в Месопотамии. Древнейшие из них — законы Шульги — относятся к концу III тысячелетия до н. э.

    Самый большой сборник законов, состоящий из введения, основной части, насчитывающей 282 статьи, и заключения, дошел от времени вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.).

    Дипломатические документы. Один из древнейших дипломатических документов дошел до нас в записи на двух глиняных цилиндрах. В нем дано описание пограничных конфликтов между городами Лагашем и Уммой, которые имели место в XXIV в. до н. э.

    Исключительное значение для истории месопотамских государств II тысячелетия до н. э. и международных отношений этого периода имеет найденный на территории Древнего Египта дипломатический Телль-Амарнский архив, в котором встречаются письма митаннийских, вавилонских и ассирийских царей египетским фараонам Аменхотепу III и Эхнатону (XIV в. до н. э.).

    Среди международных договоров I тысячелетия до н. э. видное место занимают договоры, заключавшиеся ассирийскими царями с зависимыми от них государствами

    Надписи исторического содержания. Значительный интерес представляют исторические надписи правителей шумерских городов, Аккада, Вавилона, Ассирии и других государств Месопотамии.

    Памятники шумеро-аккадской словесности.

    Источники из других стран Древнего Востока.

    Произведения античных авторов. Античные авторы оставили яркие описания природы Месопотамии, особенностей ее климата, обычаев населения, религиозных верований, достижений культуры, а также исторических преданий. Самые подробные сведения содержатся в труде греческого историка Геродота.

    Первое научное путешествие в Месопотамию и Персию было предпринято в XVIII в. датским ученым К. Нибуром, который привез в Европу копии клинообразных надписей из дворца в Персеполе.

    Дешифровка. Г.-Ф. Гротефенд, Г. Раулинсон, Ж. Оп-перт, Э. Хинкс, Ф. Делич.

    Успехи в дешифровке клинописи обеспечили признание новой отрасли исследований, которая получила название ассириологии. В настоящее время так называется комплекс наук, изучающих язык, историю и культуру народов, населявших в древности ряд районов Ближнего Востока и писавших клинописью. Позднее из ассириологии выделились шумерология, эламитология, урартология, хетгология.

    Дешифровка шумерской письменности — первоосновы клинописи — ввиду больших трудностей и постепенного накопления материала была осуществлена много позже, в первой половине XX в. усилиями таких ученых, как Ф. Тюро-Данжен, А. Пебель, А. Даймель, А. Фалькенштейн и др. Они же являются создателями грамматик, учебников и словарей шумерского языка. В настоящее время в Пенсильванском университете ведется работа по изданию нового, восемнадцатитомного словаря шумерского языка. К 1992 г. вышло два тома. Пиктография, ранняя стадия развития шумерской письменности, еще находится в процессе дешифровки.

    Археологическое изучение. Археологические раскопки в Месопотамии начались в середине XIX в. и осуществлялись вначале не специалистами-археологами, а энтузиастами, увлеченными поиском древних памятников. Первые открытия древних городов Месопотамии были сделаны в ее северной части, где некогда находилась Ассирия. В 1842 г. французский дипломат Э.П. Ботта начал раскопки холма Куюнджик, который местные предания связывали с блестящей столицей Ассирии — Ниневией. Однако  более чем скромные находки вскоре заставили его прекратить раскопки этого холма и начать работу у деревни Хорсабад, где в 1843 г. были обнаружены руины резиденции ассирийского царя Саргона II — города Дур-Шаррукина. Найденные Ботта памятники положили начало ассирийской коллекции Луврского музея во Франции.

    В 1845—1847 гг. английский дипломат Г.А. Лэйярд, хорошо знавший восточные языки и много путешествовавший по Ближнему Востоку, предпринял раскопки холма Нимруд, под которым им были открыты руины ассирийского города Кальху с царскими дворцами, грандиозными скульптурами человеко-быков и человеко-львов, художественными рельефами и т. д. В 1847 г. им было сделано еще одно поразительное открытие. Обратившись к раскопкам бесперспективного, с точки зрения Ботта, холма Куюнджик, Лэйярд открыл руины Ниневии, в том числе дворец царя Синах-хериба (VII в. до н. э.) с библиотекой его внука Ашшурбанапала, полной «глиняных книг». Находки Лэйярда легли в основу древневосточной коллекции Британского музея в Лондоне.

    Вторая половина XIX—начало XX в. составляют новый этап в развитии археологических исследований в Месопотамии, характеризующийся систематическими раскопками основных древних городов долины Тигра и Евфрата.

    Ценные открытия были сделаны сотрудником Лэйярда—X. Рассамом, который, продолжая изыскания на холме Куюн-джик, обнаружил дворец ассирийского царя Ашшурбанапала с великолепными рельефами, изображающими охотничьи и военные сцены, и обширной царской библиотекой. Близ холма Нимруд, в местечке Балават, он открыл ассирийские памятники IX в. до н. э., в том числе бронзовые плиты —обшивку так называемых Балаватских ворот с изображением сцен военных походов и принесения дани. Рассам обнаружил развалины древнего города Сиппара с храмом бога Солнца Шамаша, архивом деловых документов, школой с «учебными пособиями» и др. Он разыскивал также письменные документы Древней Месопотамии в самых различных ее уголках. Одной из интереснейших оказалась находка летописи Ашшурбанапала на глиняном цилиндре, получившем в науке наименование «Цилиндр Рассама».

    Английскими экспедициями второй половины прошлого века были открыты древние шумерские города Урук, Ур, Ларса, Эреду.

    К числу выдающихся достижений конца XIX в. нужно отнести раскопки французскими археологами во главе с Э. де Сар-зеком шумерского города Лагаша, где были обнаружены многочисленные статуи его правителей, особенно Гудеа, серебряные и алебастровые вазы, «Стела коршунов», увековечившая победу Лагаша над соседним городом Уммой, надписи правителя Уруи-нимгины, запечатлевшие его реформы (XXIV в. до н. э.), огромный архив хозяйственных храмовых документов. Не менее важным было открытие американской экспедицией города Ниппура, просуществовавшего 3000 лет. Находки поражали своей грандиозностью: остатки храма общешумерского бога Энлиля, храмовая библиотека с более чем 60 000 глиняных табличек, храмовые хозяйственные постройки, дворец, школа, рынок, лавки, жилые дома и др.

    Открытия XIX в. были поистине сенсационными, поражавшими европейскую научную общественность все новыми и новыми интереснейшими памятниками великой и древней месопотамской цивилизации. Но нельзя не отметить, что велись они на полудилетантском уровне, археологами-любителями. Строго научных методов в археологии еще не было выработано. В погоне за произведениями искусства, броскими и ценными вещами разрушались слои, уничтожались менее ценные на первый взгляд памятники (жилые постройки, керамика, предметы быта), отсутствовала фиксация находок, не всегда делались зарисовки и чертежи.

    Начало XX в. ознаменовалось поистине эпохальными открытиями, к тому же выполненными уже не на любительском, а на научном уровне.

    Немецкая археологическая экспедиция под руководством Р. Кольдевея раскопала группу холмов, располагавшихся в 90 км к югу от Багдада. Был открыт древний Вавилон — на протяжении нескольких тысячелетий важнейший экономический, политический и культурно-религиозный центр Месопотамии. В ходе раскопок, продолжавшихся с 1899 по 1917 г., были обнаружены крепостные стены города с башнями, дворец одного из самых знаменитых царей — Навуходоносора II (VII—VI вв. до н. э.), улица религиозных процессий, остатки храма верховного вавилонского бога Мардука и гигантского зиккурата и др. Многие из найденных памятников составили блестящую коллекцию Берлинского музея.

    Интересные открытия были сделаны и другими немецкими археологами в Месопотамии. В. Андре в 1903—1914 гг. раскопал древнейшую столицу Ассирии — город Ашшур, где были обнаружены руины царских дворцов, храмов, в том числе храм верховного ассирийского бога Ашшура, царские склепы, жилые городские дома и улицы. Немецкие археологи (среди них Р. Кольдевей и В. Андре) вели также раскопки в современной деревушке Фара, где были найдены остатки шумерского города Шуруппака, библиотека с древнейшими хозяйственными текстами; в Борсиппе — пригороде Вавилона—были открыты остатки 49-метрового зиккурата; обнаружен также шумерский город Умма.

    Первая мировая война на время прервала раскопки в Двуречье. Новое оживление археологических работ наступило в 20—30-е годы XX в.

    В 1933—1939 гг. французскими археологами под руководством А. Парро был раскопан древний город Мари. В результате этих работ открыт грандиозный дворец начала II тысячелетия до н. э., построенный царем Мари Зимрилимом, с архивом более чем 20 000 табличек хозяйственных и дипломатических документов. Раскопки оказались настолько удачными, что, прерванные Второй мировой войной, они возобновились и продолжались до середины 70-х годов. Были открыты остатки еще трех дворцов (IV и III тысячелетий до н. э.), храм богини плодородия Иштар, погребения, новые глиняные таблички.

    В 1922—1934 гг. английская археологическая экспедиция под руководством Л. Вулли вела систематические раскопки древнего Ура. Были открыты памятники, позволяющие восстановить историю города начиная с IV тысячелетия до н. э. и кончая IV в. до н. э.: храмы бога луны Наннара и его супруги, богини Нингаль; зиккурат конца III тысячелетия до н. э., построенный царем Ур-Намму; царские гробницы раннедина-стического периода; школы, мастерские, рынок, гавань, трактир, жилые кварталы, храмовые, государственные и частные архивы.

    Производились раскопки и на территории окраинных государств Месопотамии. В 1925—1930 гг. американские археологи во время раскопок в Аррапхе под тремя холмами обнаружили цитадель, дворцовые, храмовые, хозяйственные и жилые постройки и крупные архивы II тысячелетия до н. э. В 1930—1936 гг. американскими учеными была открыта древняя Эшнуна — центр небольшого месопотамского царства в бассейне реки Диялы.

    Для археологического изучения Месопотамии после Второй мировой войны характерны следующие черты.

    Во-первых, наряду с европейскими и американскими исследователями в археологические работы включились иракские ученые.  Вторая характерная черта археологического изучения Месопотамии в 50—80-е годы — повторное обращение к памятникам, раскапывавшимся в XIX — начале XX в., но уже во всеоружии новых научных методов. Третья черта периода — это обращение археологов к древнейшим эпохам Месопотамии, к ее доистории.

    Так от дворцов поздней Ассирии до пещер палеолита шло археологическое изучение прошлого этой страны. Первоначальный дилетантизм сменялся выработкой подлинно научной методики. Археология от поиска сенсационных вещей перешла к решению важнейших проблем, освещению целых этапов в истории Месопотамии.

    Основные направления работы зарубежных исследователей. Становление ассириологии как науки представляло собой сложный процесс

    Развитие ассириологии стимулировалось прежде всего изданием того огромного материала, который уже дали и продолжают давать археологические раскопки. Одним из первых энтузиастов этого был дешифровщик клинописи Г. Раулинсон. По праву вошло в историю имя гравера Британского музея Дж. Смита, самостоятельно изучившего клинопись и ставшего выдающимся ученым. Огромную работу по публикации, переводу и изучению шумерских документов из музеев США, Турции, Ирака и ряда других музеев мира, в том числе из Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, в течение нескольких десятилетии осуществлял американский шумеролог С. Крамер. Однако большая часть клинописных документов еще не издана, что создает проблему известной предварительности научных выводов.

    Уже с конца XIX в. создаются общие труды по истории Месопотамии, среди которых выделяются исследования немецких историков К. Бецольда и Б. Майснера, американских ученых А. Олмстэда, А.Л. Оппен-хейма и др.

    Активно изучаются вопросы политической истории и государственного устройства. Важным направлением в зарубежной науке является изучение права Древней Месопотамии, что закономерно, ибо ни одна другая древневосточная страна не дала столько юридических памятников. Особенно много трудов посвящено анализу законов вавилонского царя Хаммурапи. Наибольшее внимание зарубежные ученые уделяют вопросам культуры и религии Древней Месопотамии.  Значительное внимание уделяется в зарубежной науке проблемам этногенеза на территории Месопотамии, происхождению шумеров, их взаимоотношениям с семитоязычными народами.

    Гораздо меньше внимания зарубежная наука уделяла проблемам экономики и социальных отношений.

    Что касается развития ассириологических «школ» по странам, то первоначально ассириология обосновалась в Англии и во Франции. С конца XIX — начала XX в. центр ее переместился в Германию. С установлением там фашистской диктатуры многие ученые-ассириологи из Германии и стран Европы уехали в США, где сейчас работают всемирно известные ассириологические учреждения. В США значительным авторитетом пользуются европейские «школы» ассириологии - Франции, Италии, Бельгии, Голландии, Германии, а также восточные—Турции, Ирака и Израиля. Выдающиеся традиции имеет ассириологическая школа Чехии, основанная Б. Грозным. Известностью пользуются труды польских и венгерских ассириологов.

    Изучение истории Месопотамии в отечественной науке. Основателем русской «школы» ассириологии по праву считают М.В. Никольского. Существенный вклад в создание отечественной ассириологии внесли такие ученые, как Б.А. Тураев, уделивший значительное внимание культуре и истории Месопотамии в своем большом труде «История Древнего Востока», и В.К. Шилейко, давший блестящие переводы литературных, мифологических и исторических произведений Древней Месопотамии.

    Традиции русской науки начала XX в. легли в основу зарождавшейся после Октябрьской революции советской ассириологии, которая развивалась на базе методологии исторического материализма. В 20—50-е годы много сделали для ее развития академики В.В. Струве и А.И. Тюменев.

    Постепенно создавалась школа отечественных исследователей-ассириологов. Среди них видное место занимает И.М. Дьяконов, в центре исследований которого стоит социально-экономическая история Древней Месопотамии.

    Отечественная ассириология 70—90-х годов разрабатывает многие научные проблемы. Среди них ведущее место занимает проблема социально-экономических отношений в Месопотамии. Она нашла свое развитие в трудах М.А. Дандамаева.

    Наши ученые включились и в археологическое изучение памятников Древней Месопотамии и с 1969 г. ведут раскопки в Ираке, на северо-западе страны, где ими исследованы раннеземледельческие поселения VIII—IV тысячелетий до н. э. Опубликованы материалы раскопок и результаты их изучения (P.M. Мунчаев, Н.Я. Мерперт и др.).

    Достижения отечественной ассириологии обобщены в многотомном академическом труде «История Древнего Востока».

    students-library.com

    ВОПРОС № 49. Культура народов Междуречья: достижения и значения

    АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника ⇐ ПредыдущаяСтр 34 из 34

    Месопотамия — один из важнейших центров мировой цивилизации и древней городской культуры. Первопроходцами на пути создания этой культуры были шумеры, достижения которых были усвоены и развиты дальше вавилонянами и ассирийцами. Истоки месопотамской культуры восходят к IV тысячелетию до н. э., когда стали возникать города. На протяжении долгого периода своего существования (до I в. н. э.) ей были присущи внутреннее единство, преемственность традиций, неразрывная связь ее органических компонентов. Начальные этапы месопотамской культуры были ознаменованы изобретением своеобразного письма, несколько позднее превратившегося в клинопись. Именно клинопись была стержнем месопотамской цивилизации, объединявшим все ее аспекты и позволявшим сохранять традиции. Когда клинопись была окончательно забыта, вместе с нею погибла и месопотамская культура. Однако ее наиболее важные ценности были восприняты персами, арамеями, греками и другими народами и в результате сложной и еще не вполне выясненной цепи передач вошли в сокровищницу современной мировой культуры.

    Письменность. Одним из самых удивительных достижений месопотамской культуры было изобретение еще на рубеже IV — III тысячелетий до н. э. письма, с помощью которого стало возможным сначала фиксировать многочисленные факты повседневной жизни, а довольно скоро также передавать мысли и увековечивать достижения культуры. Не исключено, что приоритет в создании письма принадлежал неизвестному нам народу, который жил в Южном Двуречье еще до прихода туда шумеров. Однако в любом случае именно шумеры поставили письменность на службу цивилизации. Сначала шумерское письмо было пиктографическим, т. е. отдельные предметы изображались в виде рисунков. Древнейшие тексты, начертанные таким письмом, относятся приблизительно к 3200 г. до н. э. Строго говоря, пиктография еще не являлась настоящим письмом, поскольку она не передавала связной речи, а лишь фиксировала отрывочные сведения или помогала запомнить эти сведения.

    Постепенно в процессе длительного и чрезвычайно сложного развития пиктография превратилась в словесно-слоговое письмо. Один из путей перехода пиктографии в письмо был обусловлен ассоциациями рисунков со словами. Например: знак, или рисунок для обозначения ноги, стали читать не только как «нога», но также «стоять», «ходить» и «бегать», т. е. один и тот же знак приобрел четыре совершенно различных значения, каждое из которых надо было подбирать в зависимости от контекста. Таким путем стала возникать полифония (многозначность), и один и тот же знак в зависимости от контекста читался совершенно по-разному.

    Одновременно с появлением полифонии письмо начало терять свой рисуночный характер. Вместо рисунка для обозначения того или иного предмета стали изображать какую-нибудь его характерную деталь (например, вместо птицы ее крыло), и то лишь схематически. Поскольку писали тростниковой палочкой на мягкой глине, рисовать на ней было неудобно. Кроме того, при письме слева направо рисунки пришлось повернуть на 90 градусов, в результате чего они потеряли всякое сходство с изображаемыми предметами и постепенно приобрели форму горизонтальных, вертикальных и угловых клиньев. Так в результате многовекового развития рисуночное письмо превратилось в клинопись.сего в шумерской клинописи, развитой дальше аккадцами, было более 600 знаков, состоявших из клинышков в различных сочетаниях. Поскольку почти каждый знак имел много значений, клинопись во всех ее тонкостях была доступна довольно ограниченному кругу писцов.

    В XXIV в. до н. э. появляются первые известные нам пространные тексты, написанные на шумерском языке.

    Словесность. Сохранилось значительное количество поэм, лирических произведений, мифов, гимнов, легенд, эпических сказаний и сборников пословиц, которые когда-то составляли богатую шумерскую литературу. Особый жанр составляли произведения о гибели шумерских городов из-за набегов соседних племен. Большой популярностью пользовался «Плач о гибели жителей Ура>% (в конце XXI в. до н. э.), где описываются страшные подробности о страданиях женщин, стариков и детей, которые мучились от голода, горели в объятых пожаром домах и тонули в реке.

    Самым знаменитым памятником шумерской литературы является цикл эпических сказаний о легендарном герое Гильгамеше. В наиболее полном виде этот цикл сохранился в более поздней аккадской переработке, найденной в библиотеке Ашшурбанапа-ла. Это величайшее литературное произведение Древней Месопотамии.

    Религия. В идеологической жизни Древней Месопотамии господствующая роль принадлежала религии. Еще на рубеже IV—III тысячелетий до н. э. в Шумере возникла обстоятельно разработанная теологическая система, которая позднее была в значительной мере заимствована и развита дальше вавилонянами. Каждый шумерский город почитал своего бога-покровителя. Кроме того, были боги, которые почитались по всему Шумеру, хотя для каждого из них гыли и свои особые места поклонения, обычно там, где возник их культ. Это Зыли бог неба Ану, бог земли Энлиль аккадцы называли его также Белом) и бог под Энки, или Эа. Божества олицетворяли стихийные силы природы и часто отождествлялись с космическими телами. Каждому божеству приписывались особые функции. Кроме божеств, жители Месопотамии почитали также многочисленных демонов добра и стремились умилостивить демонов зла, считавшихся причиной разнообразных болезней и смерти. Против злых духов стремились спастись также с помощью заклинаний и специальных амулетов. Все эти демоны изображались в виде полулюдей', полуживотных. Особенно популярны были так называемые ламассу, которых люди представляли себе в виде крылатых быков с человеческими головами. Гигантских размеров ламассу охраняли вход во дворцы ассирийских царей.

    Шумеры и аккадцы верили в загробный мир. По их представлениям, это было царство теней, где мертвецы вечно страдали от голода и жажды и вынуждены были питаться глиной и пылью. Поэтому дети покойников обязаны были приносить им жертвы.

    Научные знания. Особенно велики были достижения вавилонской математики, первоначально возникшей из практических потребностей измерения полей, сооружения каналов и различных зданий. Еще с древних времен вавилоняне воздвигали многоэтажные (обычно семиэтажные) башни-зиккураты. С верхних этажей зиккуратов ученые из года в год вели наблюдения за движениями небесных тел. В процессе таких многовековых наблюдений возникла вавилонская математическая астрономия. До нашего времени сохранились многочисленные таблицы с астрономическими вычислениями расстояний между звездами. Одно такое сочинение содержит информацию об основных неподвижных звездах и созвездиях, их солнечных восходах и заходах, а также их сравнительных позициях. Однако при всех достижениях вавилонская астрономия была неразрывно связана с астрологией — лженаукой, пытавшейся предсказывать будущее по звездам. Кроме того, многие астрономические тексты содержат указания на причинные связи, будто бы существовавшие между звездами и теми или другими болезнями.

    Сохранилось большое количество вавилонских медицинских текстов. Из них видно, что врачи Древней Месопотамии умели хорошо лечить вывих и переломы конечностей. Однако о строении человеческого организма у вавилонян были очень слабые представления и им не удалось добиться заметных успехов в лечении внутренних болезней.

    Еще в III тысячелетии до н. э. жители Месопотамии знали путь в Индию, а в I тысячелетии до н. э. — также в Эфиопию и Испанию. Сохранившиеся до нашего времени карты отражают попытки вавилонян систематизировать и обобщить свои довольно обширные географические знания. В середине II тысячелетия до н. э. составлялись путеводители по Месопотамии и смежным странам, предназначенные для купцов, занимавшихся внутренней и международной торговлей. В библиотеке Ашшурбанапа-ла найдены карты, охватывающие территорию от Урарту до Египта. На некоторых картах изображены Вавилония и соседние страны. Эти карты содержат также текст с необходимыми комментариями. На одной такой карте Месопотамия и близлежащие районы представлены как круглая равнина, омываемая Персидским заливом, а в самом центре этой равнины расположен Вавилон.

    Искусство. В становлении и последующем развитии искусства Древней Месопотамии решающее значение имели художественные традиции шумеров. В IV тысячелетии до н. э., т. е. еще до возникновения первых государственных образований, ведущее место в шумерском искусстве занимала расписная керамика с характерным для нее геометрическим орнаментом. С начала III тысячелетия до н. э. большую роль приобрела резьба по камню, которая вскоре привела к бурному развитию глиптики, продолжавшемуся вплоть до исчезновения клинописной культуры на рубеже I в. н. э. На цилиндрических печатях изображались мифологические, религиозные, бытовые и охотничьи сцены. Особого расцвета искусство Месопотамии достигло во время существования Ассирийской державы в VIII— VII вв. до н. э. Этот расцвет нашел отражение прежде всего в ассирийских рельефах, которыми облицованы дворцовые покои. На рельефах изображены военные походы на вражескую территорию, захват городов и крепостей в соседних с Ассирией странах. Особенно тонко переданы характерные антропологические и этнографические особенности военнопленных и данников, представлявших различные народы и племена. Часть рельефов содержит также сцены охоты ассирийских царей. Для рельефов из дворца Ашшурбана-пала в Ниневии характерны большая тонкость и отделка деталей при передаче страданий раненых львов. Художники, создававшие ассирийское дворцовое искусство, полностью отошли от древних традиций статичного изображения людей и предметов, одновременно придав совершенство жанровым сценам и обогатив их пейзажными картинами. Внушительных успехов население Древней Месопотамии достигло в сооружении дворцовых и храмовых зданий. Они, как и дома частных лиц, строились из сырцового кирпича, но в отличие от последних воздвигались на высоких платформах. Характерным сооружением такого рода был знаменитый дворец царей Мари, построенный в начале II тысячелетия до н. э.

    Развитие технологии, ремесла и товарно-денежных отношений привело в I тысячелетии до н. э. к возникновению больших городов в Месопотамии, которые были административными, ремесленными и культурными центрами страны, и к улучшению жилищных условий.

    В Месопотамии рано началось производство стекла: первые рецепты его изготовления относятся еще к XVIII в. до н. э.

    Однако железный век в этой стране наступил сравнительно поздно — в XI в. до н. э., широкое же использование железа для производства орудий труда и оружия началось лишь еще несколько столетий спустя.

    Завершая характеристику культуры Древней Месопотамии, следует отметить, что достижения обитателей долины Тигра и Евфрата в архитектуре, искусстве, письменности и литературе, в сфере научных знаний во многом играли роль эталона для всего Ближнего Востока в древности.

    50.Культура стран Восточного Средиземноморья: достижения и значение.

    ДОСТИЖЕНИЯ.

    Несмотря на многочисленные перемещения различных народов и племен культура Восточного Средиземноморья отличается отчётливо выраженной преемственностью и определенным внутренним единством. Частично это объясняется этнической близостью народов, то и дело вторгавшихся на территорию региона, но в основном связано с тем, что скотоводческие племена, проникавшие на территорию оседлых оазисов и смешивающиеся с местным населением, в конечном итоге воспринимали нормы, обычаи и эталоны господствующей здесь культуры. Творчески используя достижения своих высокоразвитых соседей, в первую очередь Египта и Месопотамии, народы Восточного Средиземноморья создали собственную, достаточно своеобразную культуру, оказавшую значительное влияние на античный мир.

    Уже керамика V—IV тысячелетий до н. э. испытывает сильное воздействие образцов из Месопотамии. По мере развития городов и сложения государств создаются дворцовые комплексы и храмы, но их масштабы заметно уступают величественным сооружениям Египта и Шумера. Из камня изготовлялись статуи царей и божеств несколько утяжеленных пропорций и с большой долей условности в передаче фигуры.

    В поздней Иудее изобразительное искусство переживает упадок. В VIII—VI вв. до н. э. в связи с развитием пророческого движения и распространением единого культа Яхве иерусалимское жречество уничтожало священные изображения и запрещало изображать людей и животных. Художественное творчество после этого ограничилось орнаментикой и резьбой на печатях.

    В области науки финикийцы считали своими учителями египтян. В истории географических открытий заслуги финикийских мореплавателей, вышедших через Гибралтар в Атлантический океан и обогнувших Африку, были исключительно велики.

    Древнейшие памятники обнаружены во время раскопок города Библ и датируются 15 веком до нашей эры. Это именные таблички, на которых отмечены 20 знаков письма, ставшие потом основой финикийского алфавита. Древние греки заимствовали у финикийцев систему письменности с 8 века до нашей эры. Затем греки видоизменили алфавит, гласные финикийцев стали согласными у греков. С 7 века до нашей эры появляется латинский алфавит.

    Особенностью финикийского общества является раннее развитие торговли. Неизвестные купцы совершили открытие, которое принесло пользу всему государству.

    Нередко объектом почитания были горы, а также могучие деревья. В финикийских храмах, к удивлению греков и римлян, часто вместо статуй божеств, стояли камни геометрической формы в виде куба, шара или конуса. Лишь постепенно, да и то не всюду, они заменялись зооморфными или антропоморфными изображениями. В условиях сильного дробления страны не могли возникнуть сложные пантеоны из богов нескольких поколений с установлением божественной иерархии, как это было в Египте и Двуречье. В каждом городе почитался местный бог-покровитель, называвшийся обычно просто Баал (владыка) или Эл (бог), а иногда Мелек («царь», вариант — Молох), а в Тире — Мелькарт («царь города»). Чаще всего эти боги считались солнечными. Супруга главного бога также порой именовалась просто Баалат (владычица), но чаще носила конкретное имя Астарта, что соответствовало ассиро-вавилонской Иштар, но в отличие от последней хана-анейская богиня сияла на небе в виде луны, а не планеты Венеры.

    Древнееврейская религия на первых порах почти не отличалась от ханаанейской — то же поклонение скалам и деревьям, то же почитание изображений богов из камня, меди или серебра. Главным общеплеменным богом израильтян и иудеев считался Яхве, владыка грома и молнии, посылающий на землю благодатный дождь. Однако существование богов других народов не отрицалось. Им не полагалось поклоняться как чужим, но на практике этот запрет не соблюдался.

    Древнееврейское общество выработало новую религиозную концепцию, которая получила название «монотеизм». Евреи были первыми, кто самостоятельно перешел к монотеизму. Его принятие у иудеев происходило постепенно в период с 11 по 6 века до нашей эры, пока в еврейской традиции не установилась заповедь о единобожии.

    От художественной литературы финикийцев сохранилась лишь незначительная ее часть. Только в недавнее время были обнаружены эпические произведения II тысячелетия до н. э. Древнееврейская литература известна в основном в том обработанном виде, в каком сохранила ее Библия. Включение разнородных и разновременных произведений в религиозный свод отнюдь не означает, что все они имеют культовый характер. Истоком многих из них было устное народное творчество. Некоторые мифы являются общим достоянием нескольких народов древнего Ближнего Востока, прослеживаются в Библии вавилонские и египетские влияния. Миф о сотворении Евы из ребра Адама находит параллели в шумерских текстах, повествование о Ноевом ковчеге близко вавилонскому мифу о потопе, сохранившемуся в «Эпосе о Гильгамеше».

    Миф сплетается с военным эпосом в рассказе о богатыре Самсоне, сражавшемся с филистимлянами и погубленном коварной красавицей Далилой. В качестве эпического героя, победившего в единоборстве богатыря Голиафа, предстает и царь Давид. История жизни и подвигов Давида в «Книгах Царств» местами приобретает характер почти авантюрного романа. Его младший сын Соломон, хитрой интригой захвативший престол отца, прославлен Библией за благочестие и мудрость.

    ЗНАЧЕНИЕ.

    Финикийцы способствовали развитию мореплавания, навыков навигации, внесли вклад в развитие естественных научных дисциплин. Древнее изобретение – новая система письменности. Именно финикийцы являются родоначальниками письменности.

    На Востоке от финикийского алфавита произошли древнееврейский, грузинский, армянский, персидский, арабский и индийский алфавиты.

    Развитие монотеизма привело к его влиянию на мировые религии: ислам и христианство.

    mykonspekts.ru


    Смотрите также