Обязательственное право древнего китая. Обязательственное право средневекового Китая (стр. 1 из 2)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Обязательственное право средневекового Китая. Обязательственное право древнего китая


Очерк истории обязательственного права Китая / Статьи / Русский Шанхай

big_chinese_history

I. Становление и развитие обязательственного права в Китае (с древнейших времен — XIX век)

Китай — древнейший центр правовой культуры мира. Право древнего Китая формировалось под влиянием философско-этического учения Кун Цзы (конфуцианство) и философско-правовой школы фацзя (законников).

Соперничество этих двух учений оказало непосредственное влияние на понимание права, содержание отдельных правовых норм и институтов. Конфуцианство отводило правовым нормам второстепенную роль по сравнению с нормами морали. Правовые нормы еще не вычленились из общей массы религиозно-этических норм, с которыми они составляли единое целое.

Конфуцианство отстаивало незыблемость и вечное сохранение норм обычного права. Представители школы фацзя требовали повсеместного господства в китайском государстве писаного закона. Постепенно происходит слияние в Китае этих философско-правовых направлений, что нашло свое выражение в формуле — «там, где не достает ли (моральной нормы), следует применять фа (закон)».

Под влиянием философско-юридической школы фацзя в Китае очень рано стали проводиться работы по систематизации и кодификации норм права, записанных на бамбуковых дощечках и металлических треножниках. В эпоху перехода от рабовладения к феодализму Китай имел огромный законодательный массив. В отличие от Рима и средневековой Западной Европы китайская практика не знала деления права на публичное и частное. Нормы гражданского права вплетались в общеправовую ткань.

Уже в рабовладельческий период постепенно выявляются основные институты гражданского права: собственность, обязательства, семья и брак, наследование. По мере развития института собственности и связанных с ним отношений возникает необходимость в их правовом обеспечении. В древнем Китае были известны различные виды гражданско-правовых сделок, которые оформлялись в договорной форме.

Широкое распространение получил договор купли-продажи. Развитие обмена приводит к появлению рынков, где продаются самые разнообразные товары. Помимо продавца и покупателя непременным условием сделки было наличие свидетелей. Особенностью являлось предоставление права женщинам заключать договор купли-продажи земли. Поземельная сделка заносилась красной киноварью на медную доску, что являлось отражением ранее распространенного обычая записывать подобные сделки кровью жертвенных животных.

Широкое распространение получил договор займа, развивается ростовщичество. Договор займа оформлялся долговой распиской. Известны были отсрочка платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств. Не имея возможности расплатиться с кредитором, лицо, взявшее в долг деньги или вещи, вынуждено было закладывать, продавать свое имущество, продавать в рабство членов своей семьи, а нередко и самого себя. Так возникает в Китае институт долгового рабства. Нужда заставляла бедные семьи отдавать в залог своих сыновей, которых использовали на любых работах. В течение 3 лет их разрешалось выкупить, а по истечении этого срока заложник обращался в раба. Часто кредитор усыновлял такого раба или женил его на своей дочери.

Определенное развитие получает в Китае уже в рабовладельческий период договор земельной аренды. Арендная плата, получаемая собственником земли, иногда составляла половину урожая. Кроме того, арендатор платил государственные налоги, выполняя разнообразные повинности. В рассматриваемое время был уже известен и договор личного найма, который заключался на определенный срок. Работник мог в любое время расторгнуть договор и уйти от своего хозяина. В качестве платы за свой труд он получал деньги и материю.

Вышеуказанные первоначальные истоки и элементы традиционного китайского обязательственного права получили дальнейшее развитие в феодальную эпоху. Основным источником права феодального Китая был императорский закон. Постановления и законы императора составляли содержание многочисленных династийных сводов. Первым китайским средневековым кодексом (VII в.), дошедшим до наших дней, является кодекс династии Тан. При династии Сун (Х-ХIII вв.) было издано более 180 сборников законодательных актов. В конце XIV века составлен свод законов династии Мин. Он был положен в основу «Уложения Дайцинской империи», утвержденного императором династии Цин в 1647 году и действовавшего в Китае вплоть до начала ХХ в. При этом правовые нормы, регулирующие положение личности, обязательственные, брачно-семейные отношения и прочие, включались в законодательство, главным образом, в связи с нормами уголовного и административного права.

В Китае сформировался общий взгляд на обязательственное право как на совокупность правовых норм, заключающихся в праве одного лица требовать от другого лица совершения определенного действия или воздержания от действий. Действие обязательства было рассчитано на будущее. В обязательстве сторона, имеющая право требовать, именовалась кредитором, а сторона, на которой лежало обязательство исполнить требование кредитора, — должником. Обязательственные отношения кратковременны и прекращались с исполнением обязательства. Обязательства возникали из договора и причинения вреда. Характерной особенностью обязательственного права в средневековом Китае был его автономный характер, так как представители государственной власти не участвовали, например, в заключении договора. Когда объектом гражданской сделки являлись общественные или частные вещи, то она оформлялась частным документом, и государственные чиновники не принимали в этом участия. Но, если был нарушен закон или взимался процент свыше установленного контрактом, тогда вмешательство чиновников было неизбежным. Второй особенностью обязательств являлось то, что они понимались китайцами не как объективное, а как следствие состояния субординации. Так, контракт подписывала та сторона, которая просила чего-либо. При этом определенное значение имело и социальное положение сторон. Неравенство сторон проявлялось, например, в необходимости просителю-заемщику иметь поручителя, а при купле-продаже иметь маклера. В Китае предпочитали заключать письменный контракт.

Среди различных договоров, известных средневековому Китаю, особое распространение получила купля-продажа. Китайцы считали, что купля-продажа — договор, согласно которому продавец обязуется передать в собственность покупателю товар (вещь), а покупатель принять товар и уплатить за него покупную цену. Таким образом, обмен вещи на покупную цену — необходимое условие для возникновения обязательства, а товар и цена — основные элементы договора купли-продажи. В старокитайском понятии «купля-продажа» важен был мотив сделки: «А, нуждаясь в такой вещи, покупает ее, а Б, нуждаясь в средствах, продает ее».

Объектом купли-продажи может быть самое различное имущество. При купле-продаже китайское право различало куплю-продажу обычных вещей, недвижимости (земли), людей и скота. Покупная цена исчислялась в деньгах, тканях, зерне. Если покупка совершалась на ткани или зерно, то ее трудно было отличить от обмена. При купле-продаже обычных вещей не требовалось составления купчей. Обычные вещи можно было продавать и приобретать в кредит. Торг предшествовал оформлению купчей на покупку земли, скота, людей.

С древнейших времен в Китае было установлено, что лишь составление купчей порождало передачу права собственности. В купчей должны были быть указаны продавец, покупатель, свидетели, поручитель, покупная цена. Поручитель выступал гарантом перед покупателем и имел право на угощение. Расходы на угощение указывались в купчей, продавец и покупатель делили их пополам. Купчая подлежала регистрации органами государственной власти, со сделки взимался налог (4-6 % от покупной цены). Кто первым отказывался от сделки купли-продажи, уплачивал штраф.

В раннефеодальный период государственная земельная надельная система была изъята из оборота. Но в определенных случаях землю все же можно было продавать и покупать. Так, разрешалось продавать излишнюю землю и приобретать ее в пределах положенной нормы. Крестьянам, которым не на что было совершать погребение близких, разрешалось продавать свою наследственную землю. Тем лицам, которые переселялись в малонаселенные районы, разрешалось продавать подушный пахотный надел.

Развитый феодализм создал в Китае основу для широкого распространения купли-продажи земли. Собственник получил возможность свободного распоряжения своим участком. Земля продавалась навечно или на срок, иногда продавалось право аренды. При продаже земли первыми на ее покупку имели право родственники и соседи продавца, и только после них это право переходило к посторонним лицам. Продавать землю мог только глава семьи или старший по возрасту или поколению родственник. Если же младшие члены семьи от имени ее главы продали землю, то сделка признавалась незаконной и расторгалась. Земля возвращалась главе семьи, а деньги — покупателю.

При продаже земли оговаривалось, что продаются недра и поверхность земли, то, что на поверхности земли (камни, деревья и т.п.). Поэтому купчие на продажу земли включали описание участка, его размеры, местонахождение, указание на покупную цену и ее передачу, поручителей и свидетелей. Всех участников сделки, после ее совершения, ждало угощение, которое продавец и покупатель поставляли пополам. При продаже построек учитывалось древнее правило, согласно которому к числу последних относились и деревья. Покупались и продавались в Китае рабы, зависимые от помещика крестьяне и даже арендаторы. Закон карал за продажу чужой земли и иных вещей, некачественных и нестандартных товаров. Виновному полагалось от 50 до 100 ударов палками.

Для Китая была характерна система государственных официально контролируемых рынков, входящих в систему кварталов города. Каждые десять дней назначаемая местной властью администрация рынка устанавливала цены на товары, регистрировала все лавки, торговцев и их объединения, контролировала использование стандартных мер и весов. Если полученная от продажи некачественных и нестандартных товаров незаконная прибыль была велика, то виновный наказывался как за кражу. За сокрытие злоупотреблений, за установление неправильных цен, мер и весов администраторы рынка наказывались как за незаконное приобретение имущества или как за кражу, или взятку. Виновные в заключении торговых сделок без добровольного, взаимного согласия сторон, с применением силы или принуждения, с завышением или занижением одной из сторон действительной цены товара наказывались 80 ударами палкой.

В отличие от стран Западной Европы в Китае уже в раннефеодальный период был известен институт маклеров в торговле, которые специализировались по одному виду товара. Маклеры делились на официальных, т.е. признаваемых властями, и частных. Товары, на которые была распространена монополия, распродавались при посредничестве маклеров. Эвикция в Китае была возможна, если продавалась краденая вещь или если земельный участок был продан постороннему человеку без учета интересов родственников и соседей продавца. Таким образом, в Китае феодальное гражданское право не кодифицировалось. Гражданско-правовые отношения фиксировались в рамках уголовного закона.

В период средневековья в Китае сложился и был апробирован веками традиционный механизм регулирования гражданско-правовых отношений. Рассмотренная выше практика регулирования земельных отношений в феодальном Китае указывает на неуклонно происходивший процесс постепенного высвобождения земли от ограничений, связанных с господством надельной системы. Совершаются разного рода сделки с надельной землей, вплоть до ее заклада и продажи. Разрушение надельной системы сделало основной формой эксплуатации феодально-зависимого крестьянства кабальную аренду. Арендные договоры заключались на три с половиной года, семь лет или пожизненно на условиях уплаты определенной, фиксированной доли урожая. Существовала и денежная рента, особенно при аренде помещений, орудий труда и т.п. В Китае запрещалось сгонять арендатора с земли, пока он уплачивал арендную плату. Поэтому нередко срочная аренда переходила в пожизненную и даже наследственную. Кабальная крестьянская аренда, дополненная гнетом государственных налогов, способствовала развитию ростовщичества. Не стесняемые законом ростовщики довели проценты по займам до 200-300 годовых. Они брали землю под заклад и покупали ее, превращаясь в помещиков.

Приостановить разорение крестьян и уменьшить их феодальную эксплуатацию предприняли в 1851 году низы города и деревни провинции Гуанси, встав на путь восстания и свержения местной власти. Они провозгласили создание государства Тайпин тянь го. Их социально-экономическая политика была направлена на ограничение феодальной эксплуатации арендаторов и на значительное уменьшение налогового бремени. Обязательственное право нашло отражение в ряде программных документов государства тайпинов, таких как «Земельная система Великого государства небесного благоденствия», а также в свидетельствах, удостоверяющих права субъектов на владение землей, на право торговли, охранных патентов на осуществление различного рода предпринимательской деятельности и др. стремились внести в среду торговцев и предпринимателей принципы честности и справедливости. Обращает внимание уголовно-правовой характер ответственности: к видам наказаний за нарушение установленных правил торговли и производства относились конфискация предприятия, арест неплательщика налога. Поражение тайпинов прервало их реформаторскую деятельность в области правового строительства, и ценности их законодательства стали достоянием истории.

II. Обязательственное право Китайской республики (1912 — 1949)

Буржуазно-демократическая революция 1911 года привела к падению монархии и провозглашению Китайской республики, которая получила юридическое оформление во Временной конституции 1912 года. На ее основе в течение нескольких десятилетий в Китае создавалась современная правовая система. С учетом правового опыта стран Запада, Японии и старого Китая в конце 20-х — начале 30-х годов были разработаны и введены в действие на территории Китайской республики гражданский, торговый, гражданско-процессуальный, уголовный и уголовно-процессуальный кодексы. Гражданский кодекс Китайской республики состоял из пяти самостоятельных книг, введенных в действие в различное время. Книга I «Общие положения» гражданского кодекса введена 10 октября 1929 года; книга II «Обязательства» и книга III «Вещные права» — 5 мая 1930 года; книга IV «Семейные права» и книга V «Наследование» — 5 мая 1931 года.

Гражданский кодекс Китая включал 1225 статей (Книга II «Обязательства» — 756 ст.) по структуре и основным институтам, свойственным буржуазному гражданскому праву, данный китайский кодекс напоминает Германское гражданское уложение 1900 г. Как и в германском образце, обязательственное право поставлено в китайском гражданском кодексе раньше права вещного. Это подчеркивает возросшее значение капиталистического оборота. Здесь излагаются как общие положения об обязательствах из договоров, так и отдельные договоры, а также содержатся нормы о так называемых недозволенных действиях. Форма изложения, юридическая терминология и язык китайского ГК просты, доступны и весьма продуманы. Но в отличие от германского ГК в китайском гражданском кодексе присутствуют общие юридические определения. Китайский ГК закрепляет ряд особых правил, имеющих этическую направленность. Это неюридические, главным образом, моральные постулаты (добрая совесть, добрые нравы, злоупотребление правом (ст. ст. 181, 219-264)). К числу наиболее знаменитых и цитируемых относится статья 219 общей части ГК Китая, которая гласит: «Осуществление права и исполнение по обязательству должны быть производимы способами добросовестными и заслуживающими доверия». В отличие от памятников гражданского права стран Западной Европы ГК Китая не содержал специального постановления о ростовщичестве. Гражданский закон не воспрещал процентное и денежное (кредитное) ростовщичество. Таким образом, ГК Китая копирует структуру Германского гражданского уложения и имеет ряд общих отличий и особенностей по сравнению с западноевропейской гражданско-правовой практикой. Наиболее распространенным способом возникновения обязательственных правоотношений являлся по ГК Китая договор, который характеризуется следующими чертами.

Прежде всего, в ГК Китая не содержатся определения ни обязательства, ни договора, как это имеет место в ст. 1101 Гражданского кодекса Франции 1804 г. ст. ст. 153-166 ГК Китая показывает: 1) договор понимался как юридическая связь, установленная между несколькими лицами; 2) содержанием договора могло быть как положительное действие, так и воздержание от такового. Такой юридический состав по существу не отличался от состава французского и германского договорного обязательства. В основу западноевропейского и китайского права был положен классический буржуазный принцип свободы договора. Итак, ГК Китая, как и Гражданский кодекс Франции 1804 г., исходил из идеи всемогущества и автономии частной воли. Свобода и обширность власти частных лиц по установлению договорных обязательств в определенной степени соизмерялись немногочисленными условиями их действительности. Несоблюдение таких условий является основанием для признания договора ничтожным (недействительным).

ГК Китая так же, как памятники гражданского права Франции и Германии, не допускал договоры, «прямо нарушающие какие-либо предписания закона». Целый ряд требований предъявлял ГК Китая к дееспособности лиц, заключающих сделки (ст. ст. 187-221). Он лишал дееспособности лиц, не достигших 7-летнего возраста. Несовершеннолетние, старше этого возраста, признаются китайским правом уже ограниченно дееспособными, и договоры, ими заключенные, считаются в определенных пределах действительными с самого начала (ст. 13). Как и ГГУ, китайский кодекс первостепенное внимание уделяет волеизъявлению сторон (ст. ст. 86-98) и основаниям для его отмены (при наличии ошибки, обмана, принуждения и др.).

ГК Китая предоставил судебным органам государства значительные полномочия по толкованию договорных правоотношений вплоть до признания их недействительными. Китайский гражданский кодекс содержал подробную регламентацию различных видов договоров (купли-продажи, найма, залога, поручительства и др.). При этом надо отметить, что в ГК Китая отсутствуют статьи, посвященные найму рабочей силы. Тем самым предпринимателю предоставлялась возможность определять отношения с рабочими по своему усмотрению. Поэтому свобода договора позволяла буржуазии навязывать свои условия нанимающемуся, определять и продолжительность рабочего дня, и размер заработной платы и другие условия труда.

Возникнув в Китае в глубокой древности, обязательства из причинения вреда также получили определенное развитие в феодальном и буржуазном праве этой страны (ст. ст. 184-198). Китайский ГК, как и германский, сохранил старый римский принцип вины как основы ответственности лица за причинение вреда. Статья 184 гласит: «Лицо, умышленно или по неосторожности недозволенным образом нарушившее чужие интересы, обязано возместить потерпевшему ущерб». Но в отличие от ГГУ в китайском гражданском кодексе отсутствует статья, в которой бы отвергалась вневиновная, объективная ответственность за вред. Нормами ГК Китая не фиксируется ответственность промышленных и транспортных предприятий за несчастные случаи на производстве. ГК Китая предусматривает и отдельные составы гражданских правонарушений. Так, статья 186 относит к недозволенным действиям, дающим право на возмещение вреда, нарушение служебного долга чиновником.

Интересным является положение о том, что кто причинит вред другому «способом, противным добрым нравам» (ст.184), тот обязан возместить ему этот вред. Но при этом не уточняется, какие же действия можно отнести к «противным добрым нравам». Таким образом, буржуазное обязательственное право Китая копирует в общих чертах западноевропейские образцы, хотя оно имеет и определенную специфику, исходя из особенностей социально-экономических условий, традиций и правовой культуры Китая.

III. Становление основ обязательственного права в КНР до начала экономической реформы (1978 г.)

В 30-40 годы ХХ века в Китае сложилась своеобразная политическая и правовая панорама. В освобожденных районах Китая, подконтрольных компартии, появились Советы и первые акты социалистического права. В этот период между компартией Китая и Гоминданом было заключено соглашение о едином антияпонском фронте. Власть центрального гоминдановского правительства формально распространялась на освобожденные районы, где действовали нормы буржуазного права Китайской республики. В Северо-восточном Китае, оккупированном японской армией, действовали законы марионеточного государства Маньчжоу-го.

После народной революции в 1949 г. действие буржуазного законодательства было прекращено. Специальная директива ЦК КПК об отмене гоминдановских законов рекомендовала государственным органам народной демократии и трудящимся руководствоваться установлениями, содержавшимися в программах, положениях, приказах и решениях народного правительства и Народно-освободительной армии.

С принятием социалистической Конституции КНР 1954 г. последовало издание нормативных актов, регулирующих отношения в сфере промышленности и торговли. Важнейшими из них являлись: «Постановление по некоторым вопросам социалистических преобразований в частной промышленности и торговле, а также кустарной промышленности, проводимых в настоящее время», «Указания по некоторым вопросам, возникшим в ходе проведения социалистических преобразований в частной промышленности и торговле, кустарной промышленности и частном транспорте», «Решение о преобразовании частной промышленности и торговли» и др. В данных документах был определен порядок перехода частных предприятий под непосредственное руководство государственных компаний и устанавливалась выплата капиталистам за принадлежавшие им средства производства из расчета 5 % в год на вложенный капитал.

Главными основаниями возникновения обязательственных отношений между социалистическими организациями и между социалистическими организациями и гражданами являлись: акты планирования народного хозяйства, договоры, причинение вреда, неосновательное обогащение и др. Важнейшее место среди них занимали договоры, особенно те из них, заключение которых предусматривается плановыми актами. Постепенно основной формой регулирования хозяйственных отношений в КНР становится договор. Временные правила от 27 сентября 1950 г. предусматривали заключение договоров: купли-продажи, поставки, мены, имущественного найма, жилищного найма, подряда, капитального строительства, перевозки, контрактации сельскохозяйственной продукции, поручения, займа, хранения, товарищества и др.

При этом договоры, служащие оформлению хозяйственных связей, заключались ли они между социалистическими организациями или между социалистическими организациями и гражданами, носили плановый характер, что было обусловлено плановостью народного хозяйства КНР. Одной из основных правовых форм осуществления хозяйственных связей между социалистическими организациями являлся договор поставки. В КНР была установлена обязательность заключения договоров поставки для государственных предприятий. Договоры поставки заключались на основе актов планирования и регулирования народного хозяйства. Плановый характер договора обусловливал обязательность его исполнения в соответствии с установленным ассортиментом, ценой, качеством и т.п. при нарушении договорных условий предусматривалось применение ряда санкций (штраф, неустойка и др.). Споры по договору поставки подлежат рассмотрению в государственном или ведомственном арбитраже.

С укреплением социалистических предприятий и организаций настала необходимость расширить их оперативно-хозяйственную самостоятельность в области договорных отношений, установить более гибкие сочетания плана и принципа хозрасчета. В связи с этим в КНР были внесены некоторые изменения в порядок заключения хозяйственных договоров между социалистическими предприятиями и организациями. Так, например, было предусмотрено право самих предприятий разрабатывать предварительные (подготовительные) договоры, определяющие совместную работу предприятий до получения окончательных плановых заданий. В рассматриваемый период в КНР наблюдается и некоторое расширение прав предприятий, и устранение излишней опеки со стороны хозяйственных вышестоящих государственных органов. Это проявилось в определенном сокращении числа устанавливаемых сверхплановых показателей. Предприятию было дано право принимать заказы на поставки и оказание услуг, не предусмотренных планом, если это не помешает выполнению плана; предприятие могло за счет отходов производства выпускать товары на рынок, но выпуск такой продукции не засчитывался в счет плана. Было разрешено продавать излишние машины и оборудование не только государственным и кооперативным, но и частным предприятиям (с разрешения вышестоящего органа) и делать в случае необходимости закупки товаров у частных предприятий и частных лиц. Наблюдалось сокращение централизованных закупок и сбыта и расширение инициативы местных торговых организаций. Среди других плановых договоров большую роль в КНР играли договоры капитального строительства и перевозки.

Таким образом, уже в середине 50-х гг. в Китае наметились некоторые элементы сочетания рыночного регулирования и централизованного планирования, хозяйственной самостоятельности предприятий. Однако на этом пути существовали серьезные трудности из-за сложности перестройки имущественных отношений на началах социализма (например, перевод частной промышленности, торговли, мелкотоварного сектора на путь социалистического развития, ликвидация помещичьего землевладения, создание кооперативов и др.).

Некоторые сферы гражданско-правовых отношений (собственность, обязательства, наследование) регламентировались в самых общих чертах и на основе ведомственных нормативных актов, которые отличались низким юридико-техническим уровнем, бессистемностью и непоследовательностью. Многие из них явно устарели в период «большого скачка» (1958-1960) и перестали действовать в период «культурной революции» (1966-1976).

В рассматриваемое время в КНР развернулась борьба с «буржуазными юридическими конструкциями», наблюдалось нигилистическое отношение к праву вообще и гражданскому — в частности. Некоторые китайские юристы считали невозможным гражданско-правовое регулирование в плановой социалистической экономике, для которой характерны командно-административные методы хозяйственного управления и дистанцированное отношение к закону стоимости, товарному производству и товарному обмену. Положение стало коренным образом меняться с 1978 года, когда КНР вступила в эпоху современной экономической реформы.

Таким образом, обязательственное право Китая имеет многовековую историю, и на каждом этапе своего развития оно приобретало новые черты и особенности, которые заметно отличают его от соответствующей западной модели.

www.russianshanghai.com

Обязательственное право средневекового Китая

Обязательственное право – совокупность правовых норм, заключающихся в праве одного лица требовать от другого лица совершения определённого действия или воздержания от действий. Действие обязательства рассчитано на будущее. В обязательстве сторона, имеющая право требовать, именуется кредитором, а сторона, на которой лежит обязательство выполнить требование кредитора,- должником. От права собственности, установленного на длительное время, обязательственные отношения отличаются тем, что они кратковременны и прекращаются с исполнением обязательства. Обязательства – отношения договора. Договоры бывают односторонние и двусторонние, в зависимости от того, является ли по договору обязанной только одна сторона, или обе стороны.

Примечательной особенностью обязательственного права в Китае был его автономный характер, представители власти не участвовали в заключении обязательств.В тех случаях, когда отдаются в залог общественные или частные вещи, сделка оформляется частным документом и представители государственной власти не вмешиваются. Однако, если нарушен закон, взимается процент (рост) свыше установленного контрактом, тогда вмешиваются чиновники.

Второй особенностью обязательств в Китае было то, что обязательства понимались не как объективные, а как следствие состояния субординации.Обязательство подписывала та сторона, которая просила чего – либо. Имело значение и социальное положение сторон. Неравенство сторон определялось и необходимостью «просителю», например, заёмщику, иметь поручителя; при купле-продаже иметь маклера. Составление письменного контракта придавало ему особую силу, отличную от сделки, заключённой посредством устного договора или каких-либо действий. Закрепление сделки её записью придавало контракту совершенно особый авторитет и престиж, он представлял сторонам в тот момент конкретные доказательства определённой сделки.

Контракт подписывали или ставили на нём заменяющие подпись знаки («хуа-я»), нередко модификации части иероглифа имени. Неграмотные ставили крестики или иные подобные им значки, или прикладывали отпечатки пальца: мужчины - правой руки, женщины – левой.

Ссуда. Ссуда могла быть выдана как частным лицом, так и казной. Кодексы не содержат никаких указаний о нормах права, регулировавших ссуды, получаемые от частных лиц, но уделяют много внимания ссудам, получаемым от казны.

Если чиновник, в ведении которого находилось казёное имущество, сам себе ссужал вещь, или ссужал её кому-либо другому, то это наказывалось 50 тонкими палками, а по прошествии 10 дней трактовалось как незаконное присвоение имущества с уменьшением меры наказания на две степени. Как указывает кодекс, под ссужаемыми вещами в данном случае понималась одежда, постельные принадлежности, палатки, утварь. Предельной мерой наказания за такое незаконное пользование вещью было два года каторжных работ.

Если кто-то просил казёную вещь по случаю свадебного торжества или траурного события в семье и по прошествии десяти дней не возвращал её, то наказывался 30 тонкими палками, за каждые последующие десять дней просрочки мера наказания увеличивалась на одну степень и по прошествии 80 дней могла составить 100 толстых палок. Если вещь была ссужена другому лицу, а оно было не в состоянии её вернуть, убыток возмещал казне чиновник, виновный в выдаче такой ссуды.

Особо оговаривают кодексы ссужение чиновником, в ведении которого находились рабы и скот, казёных рабов и скота самому себе или другим лицам. В данном случае только «сам факт одолжения» («цзе») наказывался 50 тонкими палками. Под «самим фактом одолжения» понималось одолжение одного раба или одного животного. Если чиновник одалживал небольшое число рабов или скота на большой срок или большое число рабов или скота пусть даже на короткий срок, то требовалось произвести оценку работы рабов или животных и преступление квалифицировалось как незаконное присвоение чиновником имущества («цзан»). Сурово наказывалось одолжение ослов и лошадей, используемых на почтовой службе, а также незаконное одолжение казёных телег, лодок, мельниц, лавок и т.п. Например, использование казёной лошади в течение пяти дней каралось годом каторжных работ.

Если чиновник, в ведении которого находились казёные вещи, отдавал их в заём («дай»), или сам брал взаймы, то, если этот заём не был оформлен договором, он приравнивался к краже. Если должностное лицо брало заём для себя, то мера наказания была выше, чем за обычную кражу. За заём на сумму в 5 пи полагался год каторги, а за каждые последующие 5 пи мера наказания увеличивалась на одну степень. Если заём был дан другому лицу и оно не было в состоянии оплатить долг, растраченное казёное имущество компенсировали виновные в его ссужении чиновники.

Беспроцентный заём назывался «фучжай». Всякий, взявший в долг и нарушивший договор (цзе), если он не возвратил сумму, равную 1 пи или более, просрочил установленный срок возврата на 20 дней, наказывался 20 тонкими палками. За каждые последующие 20 дней просрочки наказание увеличивалось на одну степень, и мера наказания ограничивалась 60 толстыми палками. За невозврат 30 пи наказание увеличивалось на две степени, а 100 пи – ещё на три степени. Во всех случаях отдавался приказ возвратить долг.Взявшим в долг (заёмщиком) назывался тот, кто не дал вещь в залог. В конце XII века по «Цинь-юань тяо фа шилей» предельная возможная мера наказания за невозврат долга в 1 пи и более (до 30 пи) была увеличена с 60 до 100 толстых палок. В документах договорённости о беспроцентном займе указывалась дата займа, стороны, заключающие договор займа, причина займа, объект займа, его сумма, срок возвратв взятого в долг, поручитель и свидетели. В договоре могло быть оговорено, что если заёмщик не возвратит долг до такого-то срока, то далее станут начисляться проценты.

Заём под проценты мог быть взят как деньгами, так и конкретными вещами, например, зерном. При Тан и Сун был как месячный, так и годовой процент. При займе деньгами процент чаще всего исчислялся помесячно, а при займе зерном он был годовым. Долг возвращался тем, что было взято в долг: за зерно расплачивались зерном, за скот - скотом и т.д. Общим правилом было то, что проценты не должны были превышать сумму займа. Исследователи считают это примечательной особенностью старого китайского права. Также запрещалось начисление процентов на проценты. Как и при займе под залог, месячный процент при Тан-Сун колебался от 4 до 6%. Договор займа под проценты включал дату, сведения о сторонах, заключавших договор, указание на причину займа, сведения об объекте займа и его сумме, о проценте (росте), сроке займа, о поручителе и подписи заимодателя (необязательно), заёмщика, поручителя и свидетелей. Заём мог быть дан как частным лицом, так и получен от казны, монастыря. Заём денег под проценты у правительственных учреждений, казны, назывался «чжо цянь».

Брать взаймы мог только глава семьи, младшим членам семьи делать заём без ведома главы семьи, без ведома старших, запрещалось. Заёмщик отвечал перед заимодателем своим имуществом, иногда это прямо оговаривалось в договоре о займе, но заимодатель, особенно при Тан, не имел права самовластно забирать у должника его землю, рабов, скот и прочее имущество.Он обязан был обратиться к властям и делать это только после вынесения властями соответствующего решения. Самоуправные действия заимодателя квалифицировались как лихоимство, как незаконное приобретение имущества («цзан»).

Порядок ответственности должника, не уплатившего долг, был таков: вначале он отвечал за свой долг всем своим имуществом, если он не мог расплатиться имуществом, то сам или кто-то из мужчин его семьи отправлялся на отработку долга. Если должник не желал платить и бежал, то за него должен был расплачиваться поручитель. Поручителей иногда могло быть несколько (коллективное поручительство). Поручитель был всегда ответственен перед заимодателем, если заёмщик бежал. Если должник умирал, долг переходил на его наследников, сыновей.

Купля-продажа. Купля-продажа – договор, согласно которому продавец обязуется передать в собственность покупателю вещь, товар, а покупатель принять товар и уплатить за него покупную цену. Товар и цена – существенные элементы договора купли-продажи.

Купля-продажа в старом Китае отличалась от современного понятия «купля-продажа» наличием мотивов сделки: такой-то, нуждаясь в такой-то вещи, покупает её, а такой-то, нуждаясь в средствах, продаёт её. Составлению купчей, заключению сделки предшествовал торг. С эпохи Хань Китай знал продажу в кредит, однако о нормах права, регулировавших продажу в кредит, сведения отсутствуют.

В Китае VII-XII вв. покупная цена могла исчисляться в деньгах, зерне, тканях. В тех случаях, когда покупка совершалась на зерно или ткани, куплю-продажу трудно отличить от обмена.

При купле-продаже старое китайское право различало куплю-продажу обычных вещей («у»), земли, недвижимости, людей и скота. При купле-продаже обычных вещей, как правило, не требовалось составления купчей.

На покупку земли, недвижимости, скота и людей обязательно требовалось составление купчей. В купчей всегда должны были быть указаны продавец, покупатель, покупная цена. При купле-продаже земли, недвижимости, скота, людей сделка без купчей не имела силы передачи права собственности. В Китае издавна было установлено, что лишь составление купчей порождало передачу права собственности. Продавать землю мог только глава семьи или старший по возрасту или поколению родственник. После составления купчей отказываться от сделки было нельзя. Если после составления купчей кто-то первым отказывался от сделки, ему полагался штраф.

При заключении договора на куплю-продажу земли, недвижимости, людей обязательно требовались поручители и свидетели. Вместе с продавцом поручитель выступал гарантом перед покупателем. Поручитель имел право на угощение. Этот обычай существовал в Китае по меньшей мере с династии Хань. Расходы на угощение указывались в купчей, продавец и покупатель обычно делили их пополам.

mirznanii.com

Обязательственное право средневекового Китая

Обязательственное право средневекового Китая

 

 

 

 

Обязательственное право – совокупность правовых норм, заключающихся в праве одного лица требовать от другого лица совершения определённого действия или воздержания от действий. Действие обязательства рассчитано на будущее. В обязательстве сторона, имеющая право требовать, именуется кредитором, а сторона, на которой лежит обязательство выполнить требование кредитора,- должником. От права собственности, установленного на длительное время, обязательственные отношения отличаются тем, что они кратковременны и прекращаются с исполнением обязательства. Обязательства – отношения договора. Договоры бывают односторонние и двусторонние, в зависимости от того, является ли по договору обязанной только одна сторона, или обе стороны.

          Примечательной особенностью обязательственного права в Китае был его автономный характер, представители власти не участвовали в заключении обязательств.В тех случаях, когда отдаются в залог общественные или частные вещи, сделка оформляется частным документом и представители государственной власти не вмешиваются. Однако, если нарушен закон, взимается процент (рост) свыше установленного контрактом, тогда вмешиваются чиновники.

          Второй особенностью обязательств в Китае было то, что обязательства понимались не как объективные, а как следствие состояния субординации.Обязательство подписывала та сторона, которая просила чего – либо. Имело значение и социальное положение сторон. Неравенство сторон определялось и необходимостью «просителю», например, заёмщику, иметь поручителя; при купле-продаже иметь маклера. Составление письменного контракта придавало ему особую силу, отличную от сделки, заключённой посредством устного договора или каких-либо действий. Закрепление сделки её записью придавало контракту совершенно особый авторитет и престиж, он представлял сторонам в тот момент конкретные доказательства определённой сделки.

          Контракт подписывали или ставили на нём заменяющие подпись знаки («хуа-я»), нередко модификации части иероглифа имени. Неграмотные ставили крестики или иные подобные им значки, или прикладывали отпечатки пальца: мужчины - правой руки, женщины – левой.

          Ссуда. Ссуда могла быть выдана как частным лицом, так и казной. Кодексы не содержат никаких указаний о нормах права, регулировавших ссуды, получаемые от частных лиц, но уделяют много внимания ссудам, получаемым от казны.

          Если чиновник, в ведении которого находилось казёное имущество, сам себе ссужал вещь, или ссужал её кому-либо другому, то это наказывалось 50 тонкими палками, а по прошествии 10 дней трактовалось как незаконное присвоение имущества с уменьшением меры наказания на две степени. Как указывает кодекс, под ссужаемыми вещами в данном случае понималась одежда, постельные принадлежности, палатки, утварь. Предельной мерой наказания за такое незаконное пользование вещью было два года каторжных работ.

          Если кто-то просил казёную вещь по случаю свадебного торжества или траурного события в семье и по прошествии десяти дней не возвращал её, то наказывался 30 тонкими палками, за каждые последующие десять дней просрочки мера наказания увеличивалась на одну степень и по прошествии 80 дней могла составить 100 толстых палок. Если вещь была ссужена другому лицу, а оно было не в состоянии её вернуть, убыток возмещал казне чиновник, виновный в выдаче такой ссуды.

          Особо оговаривают кодексы ссужение чиновником, в ведении которого находились рабы и скот, казёных рабов и скота самому себе или другим лицам. В данном случае только «сам факт одолжения» («цзе») наказывался 50 тонкими палками. Под «самим фактом одолжения» понималось одолжение одного раба или одного животного. Если чиновник одалживал небольшое число рабов или скота на большой срок или большое число рабов или скота пусть даже на короткий срок, то требовалось произвести оценку работы рабов или животных и преступление квалифицировалось как незаконное присвоение чиновником имущества («цзан»). Сурово наказывалось одолжение ослов и лошадей, используемых на почтовой службе, а также незаконное одолжение казёных телег, лодок, мельниц, лавок и т.п. Например, использование казёной лошади в течение пяти дней каралось годом каторжных работ.

          Если чиновник, в ведении которого находились казёные вещи, отдавал их в заём («дай»), или сам брал взаймы, то, если этот заём не был оформлен договором, он приравнивался к краже. Если должностное лицо брало заём для себя, то мера наказания была выше, чем за обычную кражу. За заём на сумму в 5 пи полагался год каторги, а за каждые последующие 5 пи мера наказания увеличивалась на одну степень. Если заём был дан другому лицу и оно не было в состоянии оплатить долг, растраченное казёное имущество компенсировали виновные в его ссужении чиновники.

          Беспроцентный заём назывался «фучжай». Всякий, взявший в долг и нарушивший договор (цзе), если он не возвратил сумму, равную 1 пи или более, просрочил установленный срок возврата на 20 дней, наказывался 20 тонкими палками. За каждые последующие 20 дней просрочки наказание увеличивалось на одну степень, и мера наказания ограничивалась 60 толстыми палками. За невозврат 30 пи наказание увеличивалось на две степени, а 100 пи – ещё на три степени. Во всех случаях отдавался приказ возвратить долг.Взявшим в долг (заёмщиком) назывался тот, кто не дал вещь в залог. В конце XII века по «Цинь-юань тяо фа шилей» предельная возможная мера наказания за невозврат долга в 1 пи и более (до 30 пи) была увеличена с 60 до 100 толстых палок. В документах договорённости о беспроцентном займе указывалась дата займа, стороны, заключающие договор займа, причина займа, объект займа, его сумма, срок возвратв взятого в долг, поручитель и свидетели. В договоре могло быть оговорено, что если заёмщик не возвратит долг до такого-то срока, то далее станут начисляться проценты.

          Заём под проценты мог быть взят как деньгами, так и конкретными вещами, например, зерном. При Тан и Сун был как месячный, так и годовой процент. При займе деньгами процент чаще всего исчислялся помесячно, а при займе зерном он был годовым. Долг возвращался тем, что было взято в долг: за зерно расплачивались зерном, за скот - скотом и т.д. Общим правилом было то, что проценты не должны были превышать сумму займа. Исследователи считают это примечательной особенностью старого китайского права. Также запрещалось начисление процентов на проценты. Как и при займе под залог, месячный процент при Тан-Сун колебался от 4 до 6%. Договор займа под проценты включал дату, сведения о сторонах, заключавших договор, указание на причину займа, сведения об объекте займа и его сумме, о проценте (росте), сроке займа, о поручителе и подписи заимодателя (необязательно), заёмщика, поручителя и свидетелей. Заём мог быть дан как частным лицом, так и получен от казны, монастыря. Заём денег под проценты у правительственных учреждений, казны, назывался «чжо цянь».

          Брать взаймы мог только глава семьи, младшим членам семьи делать заём без ведома главы семьи, без ведома старших, запрещалось. Заёмщик отвечал перед заимодателем своим имуществом, иногда это прямо оговаривалось в договоре о займе, но заимодатель, особенно при Тан, не имел права самовластно забирать у должника его землю, рабов, скот и прочее имущество.Он обязан был обратиться к властям и делать это только после вынесения властями соответствующего решения. Самоуправные действия заимодателя квалифицировались как лихоимство, как незаконное приобретение имущества («цзан»).

          Порядок ответственности должника, не уплатившего долг, был таков: вначале он отвечал за свой долг всем своим имуществом, если он не мог расплатиться имуществом, то сам или кто-то из мужчин его семьи отправлялся на отработку долга. Если должник не желал платить и бежал, то за него должен был расплачиваться поручитель. Поручителей иногда могло быть несколько (коллективное поручительство). Поручитель был всегда ответственен перед заимодателем, если заёмщик бежал. Если должник умирал, долг переходил на его наследников, сыновей.

          Купля-продажа. Купля-продажа – договор, согласно которому продавец обязуется передать в собственность покупателю вещь, товар, а покупатель принять товар и уплатить за него покупную цену. Товар и цена – существенные элементы договора купли-продажи.

          Купля-продажа в старом Китае отличалась от современного понятия «купля-продажа» наличием мотивов сделки: такой-то, нуждаясь в такой-то вещи, покупает её, а такой-то, нуждаясь в средствах, продаёт её. Составлению купчей, заключению сделки предшествовал торг. С эпохи Хань Китай знал продажу в кредит, однако о нормах права, регулировавших продажу в кредит, сведения отсутствуют.

          В Китае VII-XII вв. покупная цена могла исчисляться в деньгах, зерне, тканях. В тех случаях, когда покупка совершалась на зерно или ткани, куплю-продажу трудно отличить от обмена.

          При купле-продаже старое китайское право различало куплю-продажу обычных вещей («у»), земли, недвижимости, людей и скота. При купле-продаже обычных вещей, как правило, не требовалось составления купчей.

          На покупку земли, недвижимости, скота и людей обязательно требовалось составление купчей. В купчей всегда должны были быть указаны продавец, покупатель, покупная цена. При купле-продаже земли, недвижимости, скота, людей сделка без купчей не имела силы передачи права собственности. В Китае издавна было установлено, что лишь составление купчей порождало передачу права собственности. Продавать землю мог только глава семьи или старший по возрасту или поколению родственник. После составления купчей отказываться от сделки было нельзя. Если после составления купчей кто-то первым отказывался от сделки, ему полагался штраф.

          При заключении договора на куплю-продажу земли, недвижимости, людей обязательно требовались поручители и свидетели. Вместе с продавцом поручитель выступал гарантом перед покупателем. Поручитель имел право на угощение. Этот обычай существовал в Китае по меньшей мере с династии Хань. Расходы на угощение указывались в купчей, продавец и покупатель обычно делили их пополам.

          Сделки по продаже земли, недвижимости, рабов и скота регистрировались органами государственной власти, со сделки взимался налог. Регистрация сделки в местной администрации означала, что сделка завершена. При династии Тан также происходили регистрации сделок, но остаётся неясным, брался ли при этом налог. При Сун купчие скреплялись в местной администрации казёной печатью и налог взимался в размере 40-60 монет с тысячи.

          Как было упомянуто ранее, при продаже земли первыми на её покупку имели право родственники и соседи продавца. Кодекс Сун устанавливал: «Вначале спрашивают родственников (фан цинь), если родственники не желают покупать, то затем вторыми спрашивают соседей (сы линь), если не желают покупать и они, то право на это получают посторонние лица (та жэнь)». На продажу земли выдавался документ местного управления. При оформлении сделки требовалось, чтобы глава семьи или кто-то старший по поколению или по возрасту из семьи, продающей землю, имел дело непосредственно один против другого с покупателем, «хозяином денег» («цянь чжу»), или с родственником «хозяина денег», или с его доверенным лицом («синь жэнь»), и только эти лица могли подписывать купчую («ците»). Если же младшие члены семьи самоуправно действовали от имени главы семьи и продавали землю, то сделка считалась незаконной и расторгалась, земля и деньги возвращались соответственно главе семьи и покупателю.

          Власти были заинтересованы в поступлении поземельного налога, именно поэтому требовалось неукоснительная регистрация каждой сделки на куплю-продажу земли и при регистрации таковой имя продавца вычёркивалось из списков владельцев земли, а имя покупателя в эти списки заносилось. При действии надельной системы запрещалась продажа земель подушного надела «коуфэньтянь». Всякий, продавший 1 му земли коуфэньтянь, получал в наказание 10 тонких палок, за каждые дополнительные 20 му мера наказания увеличивалась на одну степень и наказание ограничивалось 100 толстыми палками, земля возвращалась первоначальному хозяину, покупная цена конфисковалась и не возвращалась.

          При продаже земли оговаривалось, что продаются недра (то, что в земле) и поверхность земли, то, что на поверхности земли (деревья, камни, загоны для скота и т.п.). Позднее право Китая признавало принцип «два хозяина одного поля», когда один из хозяев владел «поверхностью» поля, а второй сохранял права на недра. Купчие на продажу земли включали описание участка, его размеры, местонахождение, указание на покупную цену и её передачу, поручителей и свидетелей.

          Закон карал за продажу чужой земли под видом своей. Если кто-то обманом выдавал общественную или частную землю за свою и воровски продавал её, то за продажу 1 му и менее полагалось 50 тонких палок, за каждые последующие 5 му наказание увеличивалось на одну степень, за продажу земли более 25 му полагалось 100 толстых палок; затем мера наказания возрастала за каждые 10 му «проданной обманом» земли и за 55 му устанавливалась максимальная мера наказания за такое преступление – два года каторжных работ.

          Купчие на постройки включали дату, имена продавца и покупателя, указание на обстоятельства продажи, описание постройки и прилегающего к ней и продаваемого с ней участка земли, указание на посадки, продаваемые вместе с постройкой, покупную цену, сроки передачи покупной цены продавцу, а недвижимости – покупателю, подписи поручителя и свидетелей.

          Был собран большой материал о фактах продажи людей при Тан и Сун. Сохранились сведения о ценах на людей. В 1065 г. во время голода цена на человека упала до стоимости свиньи или собаки. Упоминается цена на рабов – 5, 14, 34, 64 куска шёлка. Молодые женщины ценились дороже: при Тан красивая женщина стоила 300 кусков шёлка, цена на наложницу колебалась в пределах от 140 тыс. до 300 тыс. монет. При продаже людей самым важным было установление того факта, что продаваемый был искони человеком лично-несвободным. При купле-продаже рабов стороны, совершавшие куплю-продажу, должны были пойти в местное управление и составить купчую. Уездные власти должны были осмотреть продаваемого, спросить его, является ли он издавна лично-несвободным человеком, выяснить местонахождение его родителей и составить купчую, при этом передать сведения об этом человеке в Тайфусы (казначейство) на случай его возможных розысков. Обе стороны заверяли купчую, расписывались киноварью, поскольку в том случае, если продаваемые раб или рабыня не окажутся исконе лично-несвободными, чему будут представлены верные свидетели, то хозяин, продавший человека, и посредник-маклер привлекались к ответственности.

          Кодекс Тан устанавливал: «При покупке рабов, верблюдов, мулов, ослов, лошадей, быков и коров, если покупная цена уже передана, а купчая не составлена, то по прошествии трёх дней -–покупателю 30 тонких палок, продавцу мера наказания уменьшается на одну степень. Если после составления купчей [раб или животное] окажутся старыми или больными, то в течение трёх дней [продавший больного или старого человека или животное] может раскаяться. Если [раб или животное] не заболеют, но имел место обман, то нарушившему совершение торговой сделки в соответствии с законом – 40 тонких палок. Если [раб или животное] уже проданы и покупная цена уже передана полностью, но по прошествии трёх дней после этого купчая не составлена, покупателю – 30 тонких палок, продавцу мера наказания уменьшается на одну степень…» и т.д.

          Купчая на рабов и скот выдавалась администрацией рынка на основании официального удостоверения на продаваемых рабов и скот, оформленного властями того места, откуда они были доставлены на рынок. Кодекс Тан предусматривал такой случай: покупатель знал, что приобретает рабыню, которая является незаконным приобретением продавца. От этой рабыни родился ребёнок. Такой покупатель с самого начала сознательно нарушал закон. Ребёнок от рабыни не признавался свободным, а рассматривался естественным приростом и вместе с матерью подлежал возврату подлиееому хозяину.

          Упоминание о рабах и животных в одних статьях неудивительно; в китайском праве рабы уподоблялись скоту. Например, ребёнок, рождённый рабыней, и жеребёнок, рождённый кобылой, были существами «одной категории», «одного рода» («лэй»). Рабов на невольичьи рынки Китая свозили из всех соседних стран.

          Для Китая была характерна система государственных официально контролируемых рынков. Рынки («ши») были во всех уездных и окружных городах. По крайней мере при Ранней Тан открытие рынков в городах, не являвшихся административными центрами, было запрещено. На особом положении находились два столичных рынка в Чанъани и Лояне, подчинявшиеся специальным управлениям, а не местным властям и Тайфусы (Казначейству). Окружные и уездные рынки обычно собирались в пределах городских стен, хотя действовали рынки и за стенами городов, в предместьях, часто неофициальные и полуофициальные. Рынок делился на ряды, за их деятельностью следили специально выделенные лица; часто эти лица исполняли свои обязанности в порядке отбывания трудовой повинности.

          Каждые десять дней администрация рынков устанавливала цены на товары, регистрировала все лавки, торговцев и их объединения («ханы»), контролировала использование стандартных мер и весов, следила за тем, чтобы те товары, на которые были утверждены правительством стандарты, соответствовали им. Также администрация рынков оформляла купчие на продажу рабов и скота.

          Если при проверке меры объёма доу и ху, меры веса и длины оказывались неравными стандарту, то виновным – 70 толстых палок. Если контролёр не распознал нарушение стандарта, мера наказания уменьшается на одну степень, если же он знал о нарушении стандарта и не пресёк это нарушение, он получал то же наказание, что и нарушитель.

          Если продавец использовал не соответсвующие стандартам меры веса и меры длины, и в результате произошёл обвес или обмер, он наказывается как за кражу. Если употребляемые на рынке ху, доу, меры веса и длины хотя и соответствуют установленным стандартам, но не были представлены в управление и не заверены его печатью, виновным – 40 тонких палок.

          Наказанием также каралась продажа произведённого недоброкачественного товара. Если прибыль от такой продажи была велика, виновные наказывались как за кражу. Если чиновники-администраторы рынка, чиновники окружной или уездной управы знали о злоупотреблениях, каждый из них получал такое же наказание. Администраторы рынка, которые устанавливали цены на товары, за допущенные при этом злоупотребления наказывались как за незаконное приобретение имущества или как за кражу, если разница в ценах шла не в казну, а в карман данного администратора. Приобретение чего-либо на рынке чиновником силой наказывалось 50 тонкими палками, а полученная при этом прибыль квалифицировалась как взятка с нарушением закона.

          С конца Тан и при Сун возросла роль маклерства в торговле. Маклеры часто специализировались по одному виду товара (лошади, рабы, ткани, зерно и т.п.). Делились маклеры на официальнах, признаваемых властями, и частных. Товары, на продажу которых существовала монополия казны (чай, соль), как правило, продавались при посредничестве маклеров.

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Кычанов Е.И. «Основы китайского средневекового права» (1986)2. «История государства и права стран Азии и Африки» (Москва, 1972)

diplomba.ru

Обязательственное право средневекового Китая

Реферат по теме: Обязательственное право средневекового Китая

Обязательственное право – совокупность правовых норм, заключающихся в праве одного лица требовать от другого лица совершения определённого действия или воздержания от действий. Действие обязательства рассчитано на будущее. В обязательстве сторона, имеющая право требовать, именуется кредитором, а сторона, на которой лежит обязательство выполнить требование кредитора,- должником. От права собственности, установленного на длительное время, обязательственные отношения отличаются тем, что они кратковременны и прекращаются с исполнением обязательства. Обязательства – отношения договора. Договоры бывают односторонние и двусторонние, в зависимости от того, является ли по договору обязанной только одна сторона, или обе стороны. Примечательной особенностью обязательственного права в Китае был его автономный характер, представители власти не участвовали в заключении обязательств. В тех случаях, когда отдаются в залог общественные или частные вещи, сделка оформляется частным документом и представители государственной власти не вмешиваются. Однако, если нарушен закон, взимается процент (рост) свыше установленного контрактом, тогда вмешиваются чиновники. Второй особенностью обязательств в Китае было то, что обязательства понимались не как объективные, а как следствие состояния субординации. Обязательство подписывала та сторона, которая просила чего – либо. Имело значение и социальное положение сторон. Неравенство сторон определялось и необходимостью «просителю», например, заёмщику, иметь поручителя; при купле-продаже иметь маклера. Составление письменного контракта придавало ему особую силу, отличную от сделки, заключённой посредством устного договора или каких-либо действий. Закрепление сделки её записью придавало контракту совершенно особый авторитет и престиж, он представлял сторонам в тот момент конкретные доказательства определённой сделки. Контракт подписывали или ставили на нём заменяющие подпись знаки («хуа-я»), нередко модификации части иероглифа имени. Неграмотные ставили крестики или иные подобные им значки, или прикладывали отпечатки пальца: мужчины - правой руки, женщины – левой. Ссуда. Ссуда могла быть выдана как частным лицом, так и казной. Кодексы не содержат никаких указаний о нормах права, регулировавших ссуды, получаемые от частных лиц, но уделяют много внимания ссудам, получаемым от казны. Если чиновник, в ведении которого находилось казенное имущество, сам себе ссужал вещь, или ссужал её кому-либо другому, то это наказывалось 50 тонкими палками, а по прошествии 10 дней трактовалось как незаконное присвоение имущества с уменьшением меры наказания на две степени. Как указывает кодекс, под ссужаемыми вещами в данном случае понималась одежда, постельные принадлежности, палатки, утварь. Предельной мерой наказания за такое незаконное пользование вещью было два года каторжных работ. Если кто-то просил казенную вещь по случаю свадебного торжества или траурного события в семье и по прошествии десяти дней не возвращал её, то наказывался 30 тонкими палками, за каждые последующие десять дней просрочки мера наказания увеличивалась на одну степень и по прошествии 80 дней могла составить 100 толстых палок. Если вещь была ссужена другому лицу, а оно было не в состоянии её вернуть, убыток возмещал казне чиновник, виновный в выдаче такой ссуды. Особо оговаривают кодексы служения чиновником, в ведении которого находились рабы и скот, казенных рабов и скота самому себе или другим лицам. В данном случае только «сам факт одолжения» («цзе») наказывался 50 тонкими палками. Под «самим фактом одолжения» понималось одолжение одного раба или одного животного. Если чиновник одалживал небольшое число рабов или скота на большой срок или большое число рабов или скота пусть даже на короткий срок, то требовалось произвести оценку работы рабов или животных и преступление квалифицировалось как незаконное присвоение чиновником имущества («цзан»). Сурово наказывалось одолжение ослов и лошадей, используемых на почтовой службе, а также незаконное одолжение казенных телег, лодок, мельниц, лавок и т.п. Например, использование казенной лошади в течение пяти дней каралось годом каторжных работ. Если чиновник, в ведении которого находились казенные вещи, отдавал их в заём («дай»), или сам брал взаймы, то, если этот заём не был оформлен договором, он приравнивался к краже. Если должностное лицо брало заём для себя, то мера наказания была выше, чем за обычную кражу. За заём на сумму в 5 пи полагался год каторги, а за каждые последующие 5 пи мера наказания увеличивалась на одну степень. Если заём был дан другому лицу и оно не было в состоянии оплатить долг, растраченное казенное имущество компенсировали виновные в его служении чиновники. Беспроцентный заём назывался «фучжай». Всякий, взявший в долг и нарушивший договор (цзе), если он не возвратил сумму, равную 1 пи или более, просрочил установленный срок возврата на 20 дней, наказывался 20 тонкими палками. За каждые последующие 20 дней просрочки наказание увеличивалось на одну степень, и мера наказания ограничивалась 60 толстыми палками. За невозврат 30 пи наказание увеличивалось на две степени, а 100 пи – ещё на три степени. Во всех случаях отдавался приказ возвратить долг. Взявшим в долг (заёмщиком) назывался тот, кто не дал вещь в залог. В конце XII века по «Цинь-юань тяо фа шилей» предельная возможная мера наказания за невозврат долга в 1 пи и более (до 30 пи) была увеличена с 60 до 100 толстых палок. В документах договорённости о беспроцентном займе указывалась дата займа, стороны, заключающие договор займа, причина займа, объект займа, его сумма, срок возврата взятого в долг, поручитель и свидетели. В договоре могло быть оговорено, что если заёмщик не возвратит долг до такого-то срока, то далее станут начисляться проценты. Заём под проценты мог быть взят как деньгами, так и конкретными вещами, например, зерном. При Тан и Сун был как месячный, так и годовой процент. При займе деньгами процент чаще всего исчислялся помесячно, а при займе зерном он был годовым. Долг возвращался тем, что было взято в долг: за зерно расплачивались зерном, за скот - скотом и т.д. Общим правилом было то, что проценты не должны были превышать сумму займа. Исследователи считают это примечательной особенностью старого китайского права. Также запрещалось начисление процентов на проценты. Как и при займе под залог, месячный процент при Тан - Сун колебался от 4 до 6%. Договор займа под проценты включал дату, сведения о сторонах, заключавших договор, указание на причину займа, сведения об объекте займа и его сумме, о проценте (росте), сроке займа, о поручителе и подписи заимодателя (необязательно), заёмщика, поручителя и свидетелей. Заём мог быть дан как частным лицом, так и получен от казны, монастыря. Заём денег под проценты у правительственных учреждений, казны, назывался «чжо цянь». Брать взаймы мог только глава семьи, младшим членам семьи делать заём без ведома главы семьи, без ведома старших, запрещалось. Заёмщик отвечал перед заимодателем своим имуществом, иногда это прямо оговаривалось в договоре о займе, но заимодатель, особенно при Тан, не имел права самовластно забирать у должника его землю, рабов, скот и прочее имущество. Он обязан был обратиться к властям и делать это только после вынесения властями соответствующего решения. Самоуправные действия заимодателя квалифицировались как лихоимство, как незаконное приобретение имущества («цзан»). Порядок ответственности должника, не уплатившего долг, был таков: вначале он отвечал за свой долг всем своим имуществом, если он не мог расплатиться имуществом, то сам или кто-то из мужчин его семьи отправлялся на отработку долга. Если должник не желал платить и бежал, то за него должен был расплачиваться поручитель. Поручителей иногда могло быть несколько (коллективное поручительство). Поручитель был всегда ответственен перед заимодателем, если заёмщик бежал. Если должник умирал, долг переходил на его наследников, сыновей. Купля-продажа. Купля-продажа – договор, согласно которому продавец обязуется передать в собственность покупателю вещь, товар, а покупатель принять товар и уплатить за него покупную цену. Товар и цена – существенные элементы договора купли-продажи. Купля-продажа в старом Китае отличалась от современного понятия «купля-продажа» наличием мотивов сделки: такой-то, нуждаясь в такой-то вещи, покупает её, а такой-то, нуждаясь в средствах, продаёт её. Составлению купчей, заключению сделки предшествовал торг. С эпохи Хань Китай знал продажу в кредит, однако о нормах права, регулировавших продажу в кредит, сведения отсутствуют. В Китае VII-XII вв. покупная цена могла исчисляться в деньгах, зерне, тканях. В тех случаях, когда покупка совершалась на зерно или ткани, куплю-продажу трудно отличить от обмена. При купле-продаже старое китайское право различало куплю-продажу обычных вещей («у»), земли, недвижимости, людей и скота. При купле-продаже обычных вещей, как правило, не требовалось составления купчей. На покупку земли, недвижимости, скота и людей обязательно требовалось составление купчей. В купчей всегда должны были быть указаны продавец, покупатель, покупная цена. При купле-продаже земли, недвижимости, скота, людей сделка без купчей не имела силы передачи права собственности. В Китае издавна было установлено, что лишь составление купчей порождало передачу права собственности. Продавать землю мог только глава семьи или старший по возрасту или поколению родственник. После составления купчей отказываться от сделки было нельзя. Если после составления купчей кто-то первым отказывался от сделки, ему полагался штраф. При заключении договора на куплю-продажу земли, недвижимости, людей обязательно требовались поручители и свидетели. Вместе с продавцом поручитель выступал гарантом перед покупателем. Поручитель имел право на угощение. Этот обычай существовал в Китае по меньшей мере с династии Хань. Расходы на угощение указывались в купчей, продавец и покупатель обычно делили их пополам. Сделки по продаже земли, недвижимости, рабов и скота регистрировались органами государственной власти, со сделки взимался налог. Регистрация сделки в местной администрации означала, что сделка завершена. При династии Тан также происходили регистрации сделок, но остаётся неясным, брался ли при этом налог. При Сун купчие скреплялись в местной администрации казёной печатью и налог взимался в размере 40-60 монет с тысячи. Как было упомянуто ранее, при продаже земли первыми на её покупку имели право родственники и соседи продавца. Кодекс Сун устанавливал: «Вначале спрашивают родственников (фан цинь), если родственники не желают покупать, то затем вторыми спрашивают соседей (сы линь), если не желают покупать и они, то право на это получают посторонние лица (та жэнь)». На продажу земли выдавался документ местного управления. При оформлении сделки требовалось, чтобы глава семьи или кто-то старший по поколению или по возрасту из семьи, продающей землю, имел дело непосредственно один против другого с покупателем, «хозяином денег» («цянь чжу»), или с родственником «хозяина денег», или с его доверенным лицом («синь жэнь»), и только эти лица могли подписывать купчую («ците»). Если же младшие члены семьи самоуправно действовали от имени главы семьи и продавали землю, то сделка считалась незаконной и расторгалась, земля и деньги возвращались соответственно главе семьи и покупателю. Власти были заинтересованы в поступлении поземельного налога, именно поэтому требовалось неукоснительная регистрация каждой сделки на куплю-продажу земли и при регистрации таковой имя продавца вычёркивалось из списков владельцев земли, а имя покупателя в эти списки заносилось. При действии надельной системы запрещалась продажа земель подушного надела «коуфэньтянь». Всякий, продавший 1 му земли коуфэньтянь, получал в наказание 10 тонких палок, за каждые дополнительные 20 му мера наказания увеличивалась на одну степень и наказание ограничивалось 100 толстыми палками, земля возвращалась первоначальному хозяину, покупная цена конфисковалась и не возвращалась. При продаже земли оговаривалось, что продаются недра (то, что в земле) и поверхность земли, то, что на поверхности земли (деревья, камни, загоны для скота и т.п.). Позднее право Китая признавало принцип «два хозяина одного поля», когда один из хозяев владел «поверхностью» поля, а второй сохранял права на недра. Купчие на продажу земли включали описание участка, его размеры, местонахождение, указание на покупную цену и её передачу, поручителей и свидетелей. Закон карал за продажу чужой земли под видом своей. Если кто-то обманом выдавал общественную или частную землю за свою и воровски продавал её, то за продажу 1 му и менее полагалось 50 тонких палок, за каждые последующие 5 му наказание увеличивалось на одну степень, за продажу земли более 25 му полагалось 100 толстых палок; затем мера наказания возрастала за каждые 10 му «проданной обманом» земли и за 55 му устанавливалась максимальная мера наказания за такое преступление – два года каторжных работ. Купчие на постройки включали дату, имена продавца и покупателя, указание на обстоятельства продажи, описание постройки и прилегающего к ней и продаваемого с ней участка земли, указание на посадки, продаваемые вместе с постройкой, покупную цену, сроки передачи покупной цены продавцу, а недвижимости – покупателю, подписи поручителя и свидетелей. Был собран большой материал о фактах продажи людей при Тан и Сун. Сохранились сведения о ценах на людей. В 1065 г. во время голода цена на человека упала до стоимости свиньи или собаки. Упоминается цена на рабов – 5, 14, 34, 64 куска шёлка. Молодые женщины ценились дороже: при Тан красивая женщина стоила 300 кусков шёлка, цена на наложницу колебалась в пределах от 140 тыс. до 300 тыс. монет. При продаже людей самым важным было установление того факта, что продаваемый был искони человеком лично-несвободным. При купле-продаже рабов стороны, совершавшие куплю-продажу, должны были пойти в местное управление и составить купчую. Уездные власти должны были осмотреть продаваемого, спросить его, является ли он издавна лично-несвободным человеком, выяснить местонахождение его родителей и составить купчую, при этом передать сведения об этом человеке в Тайфусы (казначейство) на случай его возможных розысков. Обе стороны заверяли купчую, расписывались киноварью, поскольку в том случае, если продаваемые раб или рабыня не окажутся лично-несвободными, чему будут представлены верные свидетели, то хозяин, продавший человека, и посредник-маклер привлекались к ответственности. Кодекс Тан устанавливал: «При покупке рабов, верблюдов, мулов, ослов, лошадей, быков и коров, если покупная цена уже передана, а купчая не составлена, то по прошествии трёх дней -–покупателю 30 тонких палок, продавцу мера наказания уменьшается на одну степень. Если после составления купчей [раб или животное] окажутся старыми или больными, то в течение трёх дней [продавший больного или старого человека или животное] может раскаяться. Если [раб или животное] не заболеют, но имел место обман, то нарушившему совершение торговой сделки в соответствии с законом – 40 тонких палок. Если [раб или животное] уже проданы и покупная цена уже передана полностью, но по прошествии трёх дней после этого купчая не составлена, покупателю – 30 тонких палок, продавцу мера наказания уменьшается на одну степень…» и т.д. Купчая на рабов и скот выдавалась администрацией рынка на основании официального удостоверения на продаваемых рабов и скот, оформленного властями того места, откуда они были доставлены на рынок. Кодекс Тан предусматривал такой случай: покупатель знал, что приобретает рабыню, которая является незаконным приобретением продавца. От этой рабыни родился ребёнок. Такой покупатель с самого начала сознательно нарушал закон. Ребёнок от рабыни не признавался свободным, а рассматривался естественным приростом и вместе с матерью подлежал возврату подлинному хозяину. Упоминание о рабах и животных в одних статьях неудивительно; в китайском праве рабы уподоблялись скоту. Например, ребёнок, рождённый рабыней, и жеребёнок, рождённый кобылой, были существами «одной категории», «одного рода» («лэй»). Рабов на невольничьи рынки Китая свозили из всех соседних стран. Для Китая была характерна система государственных официально контролируемых рынков. Рынки («ши») были во всех уездных и окружных городах. По крайней мере при Ранней Тан открытие рынков в городах, не являвшихся административными центрами, было запрещено. На особом положении находились два столичных рынка в Чанъани и Лояне, подчинявшиеся специальным управлениям, а не местным властям и Тайфусы (Казначейству). Окружные и уездные рынки обычно собирались в пределах городских стен, хотя действовали рынки и за стенами городов, в предместьях, часто неофициальные и полуофициальные. Рынок делился на ряды, за их деятельностью следили специально выделенные лица; часто эти лица исполняли свои обязанности в порядке отбывания трудовой повинности. Каждые десять дней администрация рынков устанавливала цены на товары, регистрировала все лавки, торговцев и их объединения («ханы»), контролировала использование стандартных мер и весов, следила за тем, чтобы те товары, на которые были утверждены правительством стандарты, соответствовали им. Также администрация рынков оформляла купчие на продажу рабов и скота. Если при проверке меры объёма доу и ху, меры веса и длины оказывались неравными стандарту, то виновным – 70 толстых палок. Если контролёр не распознал нарушение стандарта, мера наказания уменьшается на одну степень, если же он знал о нарушении стандарта и не пресёк это нарушение, он получал то же наказание, что и нарушитель. Если продавец использовал не соответствующие стандартам меры веса и меры длины, и в результате произошёл обвес или обмер, он наказывается как за кражу. Если употребляемые на рынке ху, доу, меры веса и длины хотя и соответствуют установленным стандартам, но не были представлены в управление и не заверены его печатью, виновным – 40 тонких палок. Наказанием также каралась продажа произведённого недоброкачественного товара. Если прибыль от такой продажи была велика, виновные наказывались как за кражу. Если чиновники-администраторы рынка, чиновники окружной или уездной управы знали о злоупотреблениях, каждый из них получал такое же наказание. Администраторы рынка, которые устанавливали цены на товары, за допущенные при этом злоупотребления наказывались как за незаконное приобретение имущества или как за кражу, если разница в ценах шла не в казну, а в карман данного администратора. Приобретение чего-либо на рынке чиновником силой наказывалось 50 тонкими палками, а полученная при этом прибыль квалифицировалась как взятка с нарушением закона. С конца Тан и при Сун возросла роль маклерства в торговле. Маклеры часто специализировались по одному виду товара (лошади, рабы, ткани, зерно и т.п.). Делились маклеры на официальных, признаваемых властями, и частных. Товары, на продажу которых существовала монополия казны (чай, соль), как правило, продавались при посредничестве маклеров.

Список используемой литературы: 1. Кычанов Е.И. «Основы китайского средневекового права» (1986)2. «История государства и права стран Азии и Африки» (Москва, 1972)

www.coolreferat.com

Обязательственное право средневекового Китая - Информация

 

 

 

 

Реферат по теме:

Обязательственное право

средневекового Китая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Проверил:

 

 

 

 

Обязательственное право совокупность правовых норм, заключающихся в праве одного лица требовать от другого лица совершения определённого действия или воздержания от действий. Действие обязательства рассчитано на будущее. В обязательстве сторона, имеющая право требовать, именуется кредитором, а сторона, на которой лежит обязательство выполнить требование кредитора,- должником. От права собственности, установленного на длительное время, обязательственные отношения отличаются тем, что они кратковременны и прекращаются с исполнением обязательства. Обязательства отношения договора. Договоры бывают односторонние и двусторонние, в зависимости от того, является ли по договору обязанной только одна сторона, или обе стороны.

Примечательной особенностью обязательственного права в Китае был его автономный характер, представители власти не участвовали в заключении обязательств.

В тех случаях, когда отдаются в залог общественные или частные вещи, сделка оформляется частным документом и представители государственной власти не вмешиваются. Однако, если нарушен закон, взимается процент (рост) свыше установленного контрактом, тогда вмешиваются чиновники.

Второй особенностью обязательств в Китае было то, что обязательства понимались не как объективные, а как следствие состояния субординации.

Обязательство подписывала та сторона, которая просила чего либо. Имело значение и социальное положение сторон. Неравенство сторон определялось и необходимостью просителю, например, заёмщику, иметь поручителя; при купле-продаже иметь маклера.

Составление письменного контракта придавало ему особую силу, отличную от сделки, заключённой посредством устного договора или каких-либо действий. Закрепление сделки её записью придавало контракту совершенно особый авторитет и престиж, он представлял сторонам в тот момент конкретные доказательства определённой сделки.

Контракт подписывали или ставили на нём заменяющие подпись знаки (хуа-я), нередко модификации части иероглифа имени. Неграмотные ставили крестики или иные подобные им значки, или прикладывали отпечатки пальца: мужчины - правой руки, женщины левой.

Ссуда. Ссуда могла быть выдана как частным лицом, так и казной. Кодексы не содержат никаких указаний о нормах права, регулировавших ссуды, получаемые от частных лиц, но уделяют много внимания ссудам, получаемым от казны.

Если чиновник, в ведении которого находилось казенное имущество, сам себе ссужал вещь, или ссужал её кому-либо другому, то это наказывалось 50 тонкими палками, а по прошествии 10 дней трактовалось как незаконное присвоение имущества с уменьшением меры наказания на две степени. Как указывает кодекс, под ссужаемыми вещами в данном случае понималась одежда, постельные принадлежности, палатки, утварь. Предельной мерой наказания за такое незаконное пользование вещью было два года каторжных работ.

Если кто-то просил казенную вещь по случаю свадебного торжества или траурного события в семье и по прошествии десяти дней не возвращал её, то наказывался 30 тонкими палками, за каждые последующие десять дней просрочки мера наказания увеличивалась на одну степень и по прошествии 80 дней могла составить 100 толстых палок. Если вещь была ссужена другому лицу, а оно было не в состоянии её вернуть, убыток возмещал казне чиновник, виновный в выдаче такой ссуды.

Особо оговаривают кодексы служения чиновником, в ведении которого находились рабы и скот, казенных рабов и скота самому себе или другим лицам. В данном случае только сам факт одолжения (цзе) наказывался 50 тонкими палками. Под самим фактом одолжения понималось одолжение одного раба или одного животного. Если чиновник одалживал небольшое число рабов или скота на большой срок или большое число рабов или скота пусть даже на короткий срок, то требовалось произвести оценку работы рабов или животных и преступление квалифицировалось как незаконное присвоение чиновником имущества (цзан). Сурово наказывалось одолжение ослов и лошадей, используемых на почтовой службе, а также незаконное одолжение казенных телег, лодок, мельниц, лавок и т.п. Например, использование казенной лошади в течение пяти дней каралось годом каторжных работ.

Если чиновник, в ведении которого находились казенные вещи, отдавал их в заём (дай), или сам брал взаймы, то, если этот заём не был оформлен договором, он приравнивался к краже. Если должностное лицо брало заём для себя, то мера наказания была выше, чем за обычную кражу. За заём на сумму в 5 пи полагался год каторги, а за каждые последующие 5 пи мера наказания увеличивалась на одну степень. Если заём был дан другому лицу и оно не было в состоянии оплатить долг, растраченное казенное имущество компенсировали виновные в его служении чиновники.

Беспроцентный заём назывался фучжай. Всякий, взявший в долг и нарушивший договор (цзе), если он не возвратил сумму, равную 1 пи или более, просрочил установленный срок возврата на 20 дней, наказывался 20 тонкими палками. За каждые последующие 20 дней просрочки наказание увеличивалось на одну степень, и мера наказания ограничивалась 60

www.studsell.com