Обряды в Древней Греции и Риме. Обряды древнего мира
Религиозные обряды и ритуалы. Мировые культы и ритуалы. Могущество и сила древних
Религиозные обряды и ритуалы
На заре человечества все народы были язычниками: верили в силы духов природы, поклонялись им, приносили в жертву животных и даже людей. Первые религиозные ритуалы появились уже в каменном веке, когда жрецы или волхвы отправляли культы, руководили процессом жертвоприношений и молитв. Позднее буддийские брахманы совершали религиозные ритуалы на землях Индостана, а еще через несколько веков появились первые христиане и мусульмане, и религиозные ритуалы приобрели совершенно новое значение – они содержали в себе символ поклонения единому Богу. С тех пор на протяжении многих веков менялись люди, названия государств, сменился даже климат на нашей планете, а религиозные ритуалы – одно из самых консервативных явлений на земле – отправляются по-прежнему. Вместо древних волхвов, колдунов и жрецов проведением церковных ритуалов занимаются священники, а вместо языческих капищ местом проведения ритуалов служат храмы, мечети, соборы.
Главная цель религиозного ритуала – донести молитвы до единого Бога, вера в Которого помогает жить многим поколениям людей на Земле. Ритуальные предметы – иконы, свечи, кадила, кресты – помогают в совершении обрядов и поэтому имеют такое огромное сакральное значение.
Ритуалы современного индуизма
Ритуалы индуизма значительно менялись на протяжении веков, как и сама религия. Основой индуизма является вера в связь человека с тайными силами. Ритуалы этой религии были в тесной связи с миром звезд, с периодами полнолуния и новолуния, с изменениями в природе. Как и в других древних религиях, в индуизме существовало множество обрядов, имеющих цель установить более тесную связь человека с силами природы. Особенности древних индуистских обрядов записаны в произведениях древней литературы – Ведах и Упанишадах, насчитывающих более 2,5 тыс. лет. Согласно Ведам древний жрец, арий, приносил в жертву животное, чтобы задобрить божество. Жертвоприношение совершалось при помощи священного для индусов огня.
В наше время индуистскому божеству, пудже, приносятся дары в виде венков из цветов и фруктов, палочек благовония, вкусных блюд. Около изображения божества проводятся службы, устраиваются ритуальные песни и танцы.
Уже почти 3 тыс. лет обряды совершаются жрецами-брахманами, их роль в индийском обществе довольно велика. Даже распространенные у индуистов домашние ритуалы проводятся при желательном участии жреца, называемого пурохита. До сих пор в Индии сохранилась каста неприкасаемых, которые не имеют право ходить в храмы и приглашать домой жрецов. В последние годы усилилось движение неприкасаемых за свои права, в первую очередь за разрешение участвовать в религиозной жизни. Многие индусы из касты неприкасаемых совершают обряды согласно древним Ведам, когда еще не было жесткого деления на касты и, соответственно, запретов на совершение ритуалов.
Буддизм и его ритуалы в современном мире
Буддизм, в отличие от большинства других религий, никогда не имел церковной организации и централизованного управления. Буддисты едины в одном: они хранят три основные ценности – Будду, дхарму и сангху. При этом Будда – особое существо, достигшее вершин возможной жизни на земле; дхарма – закон, открытый Буддой и объясняющий все происходящее вокруг; сангха – община равных.
В настоящее время во многих странах Азии и на территории России (Калмыкия, регионы около Монголии) проповедуется буддизм, правда, в очень разных формах и проявлениях. Так, самые экзотические светские ритуалы проходят в Японии, а в остальных странах Азии буддизм распространен в многочисленных монастырях.
В 1956 г., в год празднования 2500-летия буддизма, министр юстиции Индии Б. Р. Амбедкар призвал индийцев касты неприкасаемых проповедовать буддизм, не признающий касты в принципе. За один день в буддизм обратились более 500 человек, а министр после смерти был объявлен бодхисаттвой. Многие люди стали проповедовать буддизм в последующие годы, и правительство Индии выделило денежные суммы на развитие институтов буддологии.
В Бирме в конце ХХ в. существовало около 25 тыс. монастырей и храмов. Очень часто буддийскими монахами становятся на время, например на 2–3 месяца. Вступив в сангху, монахи четко выполняют все обряды (в основном медитации), совершают все духовные практики. Считается, что таким образом человек зарабатывает себе особую заслугу, лунью, которая поможет позднее произвести счастливую реинкарнацию. Более 80 % населения Бирмы – отправляющие культы буддисты.
Тибет славится своими монастырями с тайными ритуалами и традициями. До середины ХХ в. каждая семья в Тибете отправляла одного (а иногда и двух) сыновей в монахи, монахом в тибетском обществе являлся каждый седьмой житель.
В Китае до наших дней сохранилось несколько буддийских монастырей уникального направления – ритуалы в них сочетают буддийскую медитацию с шаманскими обрядами.
Все буддисты бреют головы налысо, носят специальные одежды и чаще всего соблюдают законы целибата.
Пасха
Великий христианский праздник, имеющий корни в языческом прошлом нашего народа, является одним из самых любимых праздников в году. Всю пасхальную неделю христиане готовят особые блюда, красят яйца, ходят в гости и принимают гостей, восславляя воскрешение Иисуса Христа.
Древние славяне, как и многие другие народы мира, много веков назад почитали куриное яйцо как священный предмет, часто делая его фетишем и принося в дар божествам. Яйцо хранит в себе вечную загадку продолжения жизни.
С приходом на Русь христианства крашеное красной краской яйцо как символ новой жизни, знак солнца, становится главным атрибутом Пасхи, великого весеннего праздника. Миллионы людей во всем мире обмениваются крашеными яйцами, не задумываясь о таинственной символике яйца, а относя эту традицию к поздним христианским.
У восточных славян неотъемлемым атрибутом Пасхи являются куличи, представляющие собой символ древних хлебов, приносимых в дар языческим богам. Еще задолго до принятия христианства славяне выпекали в Древних печах высокие хлеба из грубой муки и кислого молока, украшали их фруктами и относили на капище во время важнейших ритуалов. Позднее эта традиция дароприношения была воспринята и переработана христианской церковью, и теперь все верующие освящают куличи в храмах, как и другие пасхальные блюда.
На примере великой Пасхи четко прослеживается процесс превращения древних языческих культов в культы христианские. Этот процесс затронул и другие русские праздники: Святки, Ивана Купала, Ильин день, Родительский день и многие другие. Христианская церковь, лишь слегка видоизменив древние культовые обычаи, возвела на их месте свои собственные ритуалы, вполне понятные верующим, так как они построены на традиционных русских верованиях.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
religion.wikireading.ru
Древние обряды, посвященные силам природы. Древние ритуалы разных народов мира
Силы природы – пожалуй, единственное, с чем не смог до сих пор справиться в полной мере человек. Мир научился лечить сложнейшие заболевания, клонировать живые организмы, покорять космос и бескрайние глубины океана, однако все еще остается беззащитным перед засухами и цунами, землетрясениями и сходами ледников.
Древний обряд, посвященный силам природы, давал человеку некое единство с естеством мира, возможность обуздать его. Удивительная, необъяснимая мощь приоды всегда интересовала человечество – оно пыталось постичь эту тайну, приобщиться к ней, сделать частью собственной жизни. Так и появились древние обряды, рудименты которых сохранились и сегодня.
Человек мегаполиса
Если к современному человеку подойти и сказать: «Назови древние обряды, посвященные силам природы», - он вряд ли сможет вспомнить хотя бы одно название, описать хоть какое-либо таинство, бывшее священным для далеких предков. Конечно, мир существенно изменился, предметы утратили свои магические свойства в мире, где практически не осталось места тайне среди небоскребов, самолетов, интернета и банальных сушилок для рук. Однако так было не всегда.
Могущество древних
Почти в каждой культуре находится место для людей, способных входить в контакт с природными явлениями: волхвы, шаманы, ворожеи, ясновидцы, жрецы и просто старейшины. Древние обряды, посвященные силам природы, раньше далеко не были редкостью. В людях было тогда больше веры, а сам мир, как говорится в старых преданиях, куда охотнее отзывался на просьбы человека.
Язычество свойственно практически всем культурам мира. Конечно, между верованиями представителей разных рас и территорий существовали значительные различия, что закономерно обусловлено разностью сред, в которые они были погружены. Тем не менее ключевые аспекты были практически идентичны. К примеру, во всех культурах существовал культ поклонения солнцу.
Почему именно природа
На самом деле, почему именно силам земли, воды, воздуха или огня поклонялись люди? Древние обряды, посвященные силам природы, на пустом месте не возникали. Если рассуждать логически, то человек в древности напрямую зависел от урожая, погодных условий, прихотей климата. Естественно, что он всеми силами пытался задобрить стихии, подружиться с дождями, приручить ветры и метели.
Зимние обряды
Для наших предков едва ли не самым долгожданным сезоном была весна, от которой напрямую зависел будущий урожай. Древние обряды, посвященные силам природы, были в данном случае особенно важны – необходимо было задобрить пригожую красавицу. А начинался этот процесс с праздника под названием комоедицы, который впоследствии стал знакомой нам Масленицей. В этот день наши предки переодевались в медвежьи шкуры, пели песни, совершали ритуальные танцы. Пробуждение косолапого жителя леса знаменовало для наших предков приход весны.
Еще одним традиционным зимним обрядом было сжигание бадняка – ритуального полена, предававшегося огню в сочельник. Приговаривание ритуальных формул во время выбивания искр гарантировало предкам не только удачную смену сезонов, но и прибавление в скоте, что было не менее важно. К слову, аналогичный обряд есть и в индоевропейской культуре, где в качестве бадняка выступало божество Аги Бухнья.
Славянские обряды
Для того чтобы узнать, как древние славяне использовали магию, следует обратиться к истории. Прежде всего, отличительной особенностью славянской культуры можно назвать то, что здесь была издревле неприемлема человеческая жертва. А вот животные жертвоприношения все же были. К примеру, для того чтобы задобрить водную стихию, наши предки бросали на дно петуха, который должен был развлекать морского хозяина, приводя того в доброе расположение духа.
Для того чтобы задобрить бога солнца, света и плодородия Ярилу, славяне устраивали другой древний обряд, посвященный силам природы - шумные празднества с прыжками через костер. Данные действия имели функцию обряда – веселье народа в честь встречи Ярилы обещало людям богатый урожай, ласковое солнышко и скорое продолжение рода.
Ритуалы и обряды древних славян не могут не восхищать своей красотой и чистотой. Вместе с Ярилой весной чествовались, к примеру, Сварог и Даждьбог, в честь которых девушки, наряженные в самые лучшие одежды, водили хороводы.
Проводы же солнца во время празднования дня Ивана-Купала, сопровождались ритуальным скатыванием в чисто поле горящего колеса. Обрядовый атрибут символизировал переход солнца к убыванию, сокращению круга.
Тогда же, в купальскую ночь, обрядом обращались к водной стихии и юные девушки, готовящиеся стать невестами. После исполнения хороводов и песен в честь Рода, Макоши, Матери Земле, Воде, Рожаницам девушки обнажались, распускали косы и входили в воду, обращаясь к ней как к стихии, забирающей их прежнюю жизнь и дающей новую.
Обряды земли
Конечно, не могли наши предки не обращаться и к матушке-земле. Характерным в этом отношении является обряд засева и уборки полей. Засыпать зерно в ниву должен был исключительно мужчина – в данном случае отчетливо рассматривается параллель с продолжением рода, дарованием семени.
Ухаживать за полями и убирать урожай должны были изначально обнаженные женщины, которые олицетворяли в данном случае материнское начало земли. От них в поля должна была передаваться сила для продолжательниц рода. Сбор урожая, таким образом, превращался в рождение землей новой жизни.
По сути, древние обряды, посвященные силам природы, сохранились рудиментарно и до наших дней. На купальские праздники до сих пор зажигают костры, празднование Нового года до сих пор сопряжено с искрящимися огоньками, а чучело Масленицы и следующее за ним поедание блинов до сих пор считается едва ли не самым любимым зимним праздником.
загрузка...
aikido-mariel.ru
Обряды в Древней Греции и Риме
Древняя религия ни по своей сущности, ни
по своим свойствам не возвышала
человеческий разум до понятия об
абсолютном, не открывала жадному уму
светозарного пути, в конце которого он мог
бы провидеть Бога. Религия эта была плохо
связанным целым, состоящим из мелких
обычаев, мелочных обрядов. Тут нечего было
доискиваться смысла, не о чем было думать,
не в чем было отдавать себе отчет. Слово
религия не означало того, что означает оно
теперь для нас; мы понимаем под этим словом
собрание догматов, учение о Боге, символ
веры в таинственное, находящееся в нас и
кругом нас; это же самое слово означало у
древних ритуал, церемонии, обряды внешнего
культа. Учение значило мало; обряды — вот
что являлось важным, они были обязательны и
безусловно необходимы. Религия была связью
материальной, цепью, которая держала
человека в рабстве, Человек сам создал ее, и
она им управляла. Он боялся ее и не дерзал ни
рассуждать, ни исследовать, ни глядеть ей
прямо в лицо. Боги, герои, мертвецы —
требовали от него материального культа, и
он уплачивал им свой долг, чтобы приобрести
себе в них друзей, и еще более затем, чтобы
не сделать себе из них врагов.
Их дружба? Человек мало на нее рассчитывал.
Это были боги завистливые, раздражительные,
без привязанностей, без благоволения,
вступающие охотно в борьбу с человеком. Ни
боги не любили человека, ни человек не любил
своих богов. Он верил в их существование, но
иногда он желал бы даже, чтобы они не
существовали; он страшился даже своих
домашних и национальных богов; он боялся
измены с их стороны; он вечно тревожился,
как бы не навлечь на себя ненависть этих
невидимых существ. Всю свою жизнь он был
занят тем, чтобы их умиротворять, paces deorum
quaerere, говорит поэт. Но чем удовлетворить их?
Где средство убедиться, что они
удовлетворены, а главное, что человек имеет
их на своей стороне? Это средство надеялись
найти в употреблении известных священных
формул. Такая-то молитва, составленная из
таких-то слов, имела желаемый успех; значит,
без сомнения, она была услышана богом, она
подействовала на него, она имела силу, быть
может, она была могущественнее его, так как
он не смог ей противиться. И таинственные
священные слова молитвы бережно
сохранялись. После отца их повторял сын. Как
только люди научились писать, они были
записаны. Во всякой семье была книга,
заключавшая в себе все священные молитвы,
которые употреблялись предками и силе
которых уступали боги. Это было оружие,
которое человек употреблял против
непостоянства своих богов. Но только нельзя
было изменять в них ни одного слова, ни
одного слога, особенно же ритма, которым они
пелись; так как в таком случае молитва
потеряла бы свою силу, и боги были бы
свободны.
Но одной формулы было недостаточно: кроме
этого были еще религиозные обряды,
мельчайшие подробности которых были строго
определены и неизменны. Малейший жест того,
кто совершал жертвоприношение, мельчайшие
части его одеяния — все было точно
установлено. Обращаясь к одному богу, нужно
было покрывать голову, обращаясь к другому
— наоборот, открывать ее; для третьего —
пола тоги должна быть перекинута через
плечо. При некоторых священнодействиях
требовалось быть босиком. Были молитвы,
которые имели силу лишь в том случае, если
человек, произнеся их, быстро поворачивался
кругом себя слева направо. Род жертвенного
животного, цвет его шерсти, способ заклания,
форма ножа, сорт дерева, которое нужно было
употреблять для жарения жертвенного мяса,
— все это было установлено религией для
каждого бога, для каждой семьи, для каждой
гражданской общины. Напрасно стало бы самое
пылкое сердце приносить богам тучные
жертвы, если был упущен хотя один из
бесчисленных обрядов, все жертвоприношение
обращалось в ничто. Малейшая погрешность
делала из священнодействия — акт
нечестивый. Самое незначительное нарушение
оскверняло и потрясало отечественную
религию и обращало богов- покровителей в
жестоких врагов. Вот почему так строго
отнеслись Афины к жрецу, изменившему что-то
в древних обрядах; вот почему и римский
сенат лишал своих консулов и диктаторов
сана, если они совершали какую-нибудь
ошибку при жертвоприношении.
Все эти формулы и обряды были
унаследованы от предков, испытавших их силу,
и нововведения тут были не нужны. Нужно было
положиться на то, что делали предки, и
высшее благочестие состояло в том, чтобы
поступать так, как они. То, что верования
менялись, — значило мало: они могли
свободно видоизменяться на протяжении
веков и принимать тысячи разнообразных
форм по воле мышления мудрецов или в силу
народной фантазии. Но самым важным являлось
— сохранить священные формулы молитв и
заклинаний от забвения и обряды от малейших
изменений. Поэтому у каждого города была
книга, в которой все это тщательно
хранилось.
Обычай иметь священные книги был
повсеместный у греков, у римлян, у этрусков.
Иногда ритуал записывался на деревянных
дощечках, иногда на холсте; в Афинах обряды
были вырезаны на медных досках или на
каменных столбах, чтобы записи не могли
погибнуть. В Риме были свои книги
понтифексов, свои книги авгуров, книга
обрядов и сборник Iudigitamenta. Не существовало
города, у которого не было бы собраний
древних гимнов в честь его богов; несмотря
на то, что вместе с нравами и верованиями
менялся и язык, слова и ритм оставались
неизменны, и во время празднеств продолжали
петь по прежнему те же гимны, не понимая их
смысла.
Эти книги и песнопения, записанные
жрецами, хранились ими с величайшею
тщательностью. Их никогда не показывали
посторонним. Открыть обряд или священную
формулу — значило изменить религии своей
гражданской общины и предать своих богов
врагам. Для большей безопасности их
скрывали даже от граждан, и одни только
жрецы могли их изучать. В представлении
этих народов все, что было древне, было
священно и достойно почтения. Когда
римлянин хотел сказать, что данный предмет
ему дорог, он говорил: это древнее для меня.
Подобное же выражение было и у греков.
Города очень дорожили своим прошлым, потому
что в нем находили они всю основу и все
правила своей религии; и воспоминания
старины были им необходимы, потому что на
воспоминаниях и легендах был построен весь
их культ. Поэтому история имела для древних
гораздо более важное значение, чем имеет
она теперь для нас. История существовала
уже много раньше Геродота и Фукидида,
писанная или неписанная, простое предание
или книга — она была современницею
возникновения гражданской общины. Не было
города, хотя бы самого маленького и
ничтожного, который не сохранял бы с
величайшею заботливостью воспоминание обо
всем, что в нем происходило. Это не было
тщеславие, но религиозное требование. Город
не считал себя в праве забыть что-либо,
потому что все в его истории было соединено
с его культом.
Действительно, история начиналась актом
основания и сообщала о священном имени
основателя. Она продолжалась легендами о
богах гражданской общины, о героях
покровителях. Она указывала время, начало,
основание каждого культа, объясняла темные
обряды. В ней хранились повествования о
чудесах, которые были совершены богами
страны и в которых они проявляли свое
могущество, благость или же гнев; в ней
описывались обряды, силою которых жрецам
удалось отклонить дурное предзнаменование
или утишить гнев богов: в ней же описывалось,
какие болезни поражали город и какими
священными заклинаниями исцелялись от этих
болезней, в какой день был освящен такой-то
храм и по какому случаю был установлен
праздник или жертвоприношение. В нее
вписывались все события, которые имели
отношение к религии: победы, доказывавшие
присутствие богов, при которых часто даже
видели, как сражались сами боги; поражения,
доказывавшие их гнев, ради которого
понадобилось установить искупительные
жертвоприношения. Все это описывалось в
назидание и благочестивое поучение
потомкам. И вся история была вещественным
доказательством существования народных
богов, потому что все те события, которые в
ней описывались, были видимою формою, под
которою боги из века в век открывались
людям. Между этими событиями многие
послужили поводом установления годичных
празднеств, жертвоприношений и священных
дней. История гражданской общины сообщала
гражданину все, во что он должен был верить
и чему он должен был поклоняться.
Поэтому и история эта писалась жрецами. У
Рима были свои летописи понтифексов;
подобные же летописи были и у жрецов
сабинских, самнитских и этрусских. У греков
сохранилось воспоминание о книгах или
священных летописях Афин, Спарты, Дельф,
Наксоса и Тарента. Когда Павзаний, во
времена Адриана, путешествовал по Греции,
то жрецы каждого города рассказывали ему
древнюю историю данной местности; они не
изобретали ее, они ее вычитали в своих
летописях.
Это была чисто местная история. Она
начиналась с основания города, потому что
все, что этому предшествовало, не
интересовало совершенно гражданскую
общину; поэтому древние и были в таком
полном неведении о происхождении своего
племени. История содержала в себе только те
события, в которых гражданская община
принимала участие, и совершенно не
интересовалась остальным миром. У каждой
гражданской общины была своя собственная
история, как и своя религия и свой календарь.
Можно думать, что эти городские летописи
были очень сухи и очень странны по существу
и по форме. Они были не произведением
искусства, но произведением религии. Позже
явились писатели, рассказчики, вроде
Геродота, мыслители, как Фукидид. Тогда
история вышла из рук жрецов и подверглась
преобразованию. К несчастью, эти прекрасные,
блестящие повествования заставляют нас
сожалеть о древних городских книгах и обо
всем, что они могли бы сообщить нам о
внутренней жизни и верованиях древних. Все
эти бесценные документы, которые хранились,
по-видимому, в тайне и никогда не выходили
за пределы святилища, с которых никогда не
снимались копии и которые читались лишь
одними жрецами, — все они погибли, и у нас
осталось о них лишь слабое воспоминание.
Правда, воспоминание это очень ценно для
нас. Без него мы, быть может, сочли бы себя в
праве отвергнуть все, что сообщают нам
Греция и Рим о своей древности, все эти
рассказы, которые кажутся нам
маловероятными, потому что они далеки от
наших привычек, от нашего образа мыслей и
действия, и мы могли бы принять их за
произведение человеческой фантазии. Но
оставшееся у нас воспоминание о древних
летописях показывает нам, по крайней мере,
то благоговейное почтение, которое древние
питали к своей истории. Мы знаем, что по мере
того, как шли события, они складывались
набожно в эту сокровищницу. В этих книгах
каждая страница была современницей того
события, о котором она сообщала. Исказить
или подделать эти документы было физически
невозможно, потому что жрецы хранили их, а
религия была главнейшим образом
заинтересована в том, чтобы они
оставались неповрежденными. Не легко было
даже главному жрецу, по мере того как он
строчка за строчкой писал свою летопись,
внести туда заведомо неверный факт. Ибо
верили, что всякое событие идет от богов,
что всякое событие открывает их волю и
служит для последующих поколений
источником благочестивых воспоминаний и
даже священнодействий; всякое событие,
совершившееся в гражданской общине, тотчас
же становилось частью религии будущего. При
таких верованиях вполне понятно, что было
много невольных ошибок, как следствие
большой доверчивости, особой любви к
чудесному, веры в народных богов; но
намеренная ложь тут немыслима; потому что
это было бы грехом, нечестием: это
осквернило бы святость летописей и
исказило бы религию. Значит, мы можем верить,
что если не все в этих старинных книгах было
достоверно, то, по крайней мере, не было
ничего такого, во что сам жрец не верил бы,
как в истину. Для историка же, стремящегося
проникнуть во тьму этих древних времен,
является важным мотивом доверия то
убеждение, что если ему и придется иметь
дело с заблуждениями, то он не столкнется с
намеренным обманом. И самые эти заблуждения
могут быть для него полезны, являясь
современными тем древним векам, которые он
изучает; они могут открыть ему — если не
подробности событий, то по крайней мере
искренние верования людей.
Наряду с летописями, документами
письменными и достоверными, существовало
еще устное предание, жившее среди граждан
общины, — не такое смутное и безразличное,
как наши предания, но близкое, дорогое
городам; оно не изменялось по прихоти
воображения, да его и нельзя было изменять,
ибо оно составляло часть культа и слагалось
из рассказов и песнопений, которые ежегодно
повторялись во время религиозных
празднеств. Эти неизменяемые священные
гимны увековечивали воспоминание и
оживляли постоянно предание.
Нельзя, конечно, думать, чтобы эти
предания были точны, как летописи. Желание
восхвалить богов могло быть сильнее любви к
правде: но, во всяком случае, они должны были,
по меньшей мере, отражать в себе летописи и
находиться обыкновенно в согласии с ними,
потому что жрецы, составлявшие и читавшие
летописи, были и устроителями тех
празднеств, где пелись эти древние сказания.
Но наступило время, когда древние
летописи были обнародованы; Рим
опубликовал, наконец, свои летописи; стали
известны и летописи других городов;
греческие жрецы, не стесняясь, стали
рассказывать содержание своих
исторических памятников.
Стали исследовать и изучать эти древние
источники. Образовалась школа ученых,
начиная с Варрона и Веррия Флакка и до Авла
Геллия и Макробия. Свет пролился на всю
древнюю историю. Некоторые ошибки,
вкравшиеся в предания и повторяемые
прежними историками, были исправлены.
Узнали, например, что Порсена взял Рим и что
галлам дали выкуп золотом. Наступило время
исторической критики; но весьма значителен
тот факт, что эта критика, восходившая к
источникам и изучавшая летописи, не нашла в
них ничего, что дало бы ей право отвергнуть
всю совокупность исторических фактов,
переданную нам Геродотом и Титом Ливием.