Сообщение на тему: «Страницы истории России. Из книжной сокровищницы Древней Руси.». О древней руси сообщение
Сообщение ученика 4-Г класса Мантрова Александра по окружающему миру " Возникновение Древней Руси"
Возникновение древней Руси
СООБЩЕНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
НА ТЕМУ «ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ»
Выполнил
ученик МБОУ «СОШ№24»
МАНТРОВ АЛЕКСАНДР
СИМФЕРОПОЛЬ
2016г.
Страна и население древней Руси до начала государства.
Только в повествованиях греков и римлян сохранились известия о нашем древнем отечестве.
Если верить славному путешествию аргонавтов в Колхиду (современная Абхазия), в котором упоминается Кавказ, Азовское море, пролив Дарданеллы и Босфор, то великая часть Европы и Азии, именуемая ныне Россией, существовала уже за 12 веков до Рождества Христова.
На обширной восточно-европейской равнине, орошаемой великими реками: Днепр, Буг и Дон издавна жили славянские народы, наши предки. Когда они пришли сюда - неизвестно.
С 6 века нашей эры выходят на театр истории славяне. И этот народ занимает великую часть Европы, от моря Балтийского и до Черного моря.
Расселились они по разным местам этой огромной, но пустынной страны, а главным образом по великому водному пути: От моря варяжского (балтийское), озеро Нево (Ладожское), реки Волхова, озера Ильмени, реки Ловати, реки Днепра до моря Русскаго (черное). От места расселения большей частью и приняли свое название славяне.
Многие славяне поселились на Днепре в Киевской губернии и назывались полянами от чистых полей своих. Древляне, названные так от лесной земли своей, обитали в Волынской губернии, дулебы и бужане по реке Бугу. На берегах озера Ильменя жили славяне, которые после Рождества Христова основали город Новгород.
Не установлено, когда построены были древние города славянские Изборск, Полоцк, Смоленск, Любеч, Чернигов. Известно лишь что были они уже в 9 веке.
Но не одни славяне жили в нынешней России. Жили тут и народы иноплеменные: К северу и северо-востоку - финские племена (чудь, весь, меря, мурома, черемиса, мордва и др.), к западу - Литва, к югу и юго-востоку - тюрки (хозары, печенеги, половцы). Занимались славяне большей частью земледелием. Управлялись родоначальниками, но не было мира между племенами, и к тому же обижали их соседи. Тогда они сами отправили за море балтийское к одному из племени варягов, которое называлось Русью (откуда, и мы все стали называться русскими), послов, говоря: "Вся земля наша велика и обильна, а наряда (т. е. Порядка) в ней нет, придите княжить и владеть нами, "три князя (братья Рюрик, Синеус, Трувор) из племени русского пришли со своими дружинами, среди которых было немало и славян, и заняли места в Новгороде, на Бело озере и в Изборске.
Это случилось в 862 году. С этого года начинается тяжелая работа русского народа над устройством своего государства. Братья сделались первыми властителями в нашем древнем отечестве и по которым оно стало называться Русью.
Братья Рюрика спустя два года умерли, Рюрик сделался единственным правителем страны, присоединив области братьев к своему княжеству основал монархию Российскую. Окрестные города и селенья он раздавал в заведование своим приближенным, которые сами творили суд и расправу. В это же время два брата, не из рода Рюрика, Аскольд и Дир, заняли Киев и стали управлять полянами.
После смерти Рюрика, за малолетством его сына Игоря, стал править Олег. Он прославил себя умом и воинственностью, с большим войском он пошел вниз по Днепру, взял Смоленск, Любеч, Киев и сделал последний своим стольным городом. Аскольд и Дир были убиты, а полянам Олег показал маленького Игоря: "Вот сын Рюрика - ваш князь". Замечателен поход Олега на Грецию, который окончился полной победой Олега и обеспечил русским льготные права свободной торговли в Константинополе. Много золота, дорогих тканей, вина и всякого богатства привез с собой Олег из похода. Русь дивилась его подвигам и прозвала его "вещим Олегом".
Игорь Рюрикович, по примеру Олега, покорил соседние племена, заставлял их платить дань, отражал нападение печенегов и предпринял поход в Грецию, но не такой удачный, каким был поход Олега. Игорь был неумерен в своих требованиях к побежденным племенам. Древляне говорили: "Повадится волк на овец, так вынесет все стадо. Убьем его. "И умертвили Игоря и его дружину, которая была с ним..."
Ольга, жена Игоря, по обычаю того времени, жестоко отомстила древлянам за смерть мужа и взяла их главный город Коростень. Она отличалась редким умом и большими способностями к правительности.
На склоне лет своих приняла христианство и была причислена к лику святых. Принятое Ольгой христианство было первым лучом истинного света, которому предстояло согреть сердца русских людей.
Междоусобные войны Ярополка, Олега и Владимира, сыновей Святослава, еще при жизни раздавшего им свои земли, окончились гибелью Ярополка и Олега и торжеством Владимира. Владимир отобрал у поляков червонную Русь, воевал против болгар и печенегов. Богатой добычи своей не жалел для своей дружины и на украшение многочисленных идолов. Христианство, принятое Ольгой, успело уже проникнуть в Киев, где был даже сооружен храм св. Ильи. Греческим проповедникам удалось склонить и самого князя принять христианство. Крещение Владимира и его приближенных, а С призвания князей начинается порядок в русском государстве. Великий князь сидит в Киеве: Творит здесь суд, ездит за данью (повоз, полюдье). В подчиненные области он назначает посадников, с правом иметь свою дружину и собирать дань в свою пользу. Главной заботой первых князей является борьба с беспокойными кочевниками: в то время весь юг занимали печенеги, славяне платили дань хазарам. Чтобы дать простор и свободу русской торговле, русские князья предпринимают походы в Византию (Царьград). Религия русских славян была сперва языческая: Поклонялись грому и молнии (Перун), солнцу под разными именами, огню, ветру и др. Но сношения военные и торговые с Византией, познакомили русских и с христианством. Так, есть указания о крещении Аскольда. При Игоре в Киеве уже была христианская церковь, княгиня Ольга крестилась в Царьграде (Константинополе). Но, несмотря на заботы и деятельность правителей князей, в общем течении народа русского, происходит неурядица, вследствие необходимости вести борьбу с соседними племенами (самозащита) и неустойчивости еще порядка внутри страны объединение киевлян, состоялось в 988 году.
Греческие императоры, Василий и Константин, выдали замуж за Владимира свою сестру Анну. Христианство деятельно распространялось княжеской дружиной и священниками во всех местностях княжества. Народ любил Владимира за его кроткий нрав и редкую любовь к ближним. Владимир строил города и церкви, а при церквах, для обучения грамоте, школы. При нем же и началось монастырское строение на Руси. В народных песнях и былом (былинах) часто упоминается ласковый князь, Владимир красное солнышко, русская церковь называет его равноапостольным князем.
В самый первый век бытия своего Россия превосходила обширностью едва ли не все тогдашние государства европейские. Завоевание Олеговы, Святославовы, Владимировы распространили её владения от Новограда и Киева к западу д моря Балтийского , Дивны, Буга и гор Карпатский , а к югу до порогов днепровских и киммерийского Воспора, к северу и востоку граничила она с Финляндией и с чудскими народами , обитателями нынешних губерний Архангельской, Вологодской, Вятской , также с мордвою и с казанскими болгарскими , за коими , к морю Каспийскому , жили хвалисы , их единоверцы , и единоплеменники (почему сие море называлось тогда Хвалынским , или Хвалынским)
Слова новгородцев и союзных с ними народов, преданные нам летописцем: «хотим князя, да владеет и правит нами по закону»,- были основанием первого устава государственного в России, то есть монархического.
infourok.ru
Сообщение на тему: «Страницы истории России. Из книжной сокровищницы Древней Руси.» |
Из книжной сокровищницы Древней Руси
План
1. Появление славянской письменности2. Летопись3. Древние рукописные книги
1. Появление славянской письменности
В IX веке правитель Византии пригласил к себе ученых монахов — Кирилла и его брата Мефодия — и обратился к ним с просьбой познакомить славянские народы с христианством. Нужно было перевести на славянский язык учение Иисуса Христа. Как уже известно, христианство пришло в Древнюю Русь из Византии.
В то время у славян не было своей письменности, хотя они уже записывали свою речь с помощью специальных символов. Тогда Кирилл, зная греческий и один из славянских языков, создал первую славянскую азбуку (глаголицу) на основе греческого алфавита. Кирилл и Мефодий перевели христианские книги на старославянский язык.
Позднее ученики Кирилла и Мефодия упростили азбуку и назвали ее кириллицей (в 863 году) в честь Кирилла.
В России впервые праздновали День славянской письменности и культуры в 1992 году. В этот день в Москве был открыт памятник Кириллу и Мефодию.
2. Летописи
Распространение письменности на Руси стало широко распространяться после принятия христианства. Князья заботились о развитии посвящения на Руси. Киевский князь Владимир приказал отдавать детей киевлян в учение. Грамоте обучались не только знать и церковнослужители, но и простой люд.В столице и других городах Руси существовали библиотеки.
На Руси вели записи важных событий. Записи велись по годам — из лета в лета. Отсюда и пошло название летописи. Летопись – описание событий по годам. Летописи велись в княжеских дворцах и монастырях.
В конце 11 века – начале 12 века в Киево-Печорском монастыре жил монах Нестор, который создал первую русскую летопись в 1068г. – «Повесть временных лет». Это самая известная летопись Древней Руси. Нестор рассказывал о восточнославянских племенах, о нашествиях кочевников, о первых русских князьях. Историки эту летопись считают повестью о начале Руси.
Другие известные летописи:
«Сказание о Борисе и Глебе»
«Житие Феодосия Печорского»
«Слово о законе и благодати» ( 1051г.)
«Поучение Владимира Мономаха» (1096 г.)
«Слово о полку Игореве» (1185г. – 1188г.)
Древние рукописи были в виде отдельных листов или книг.
3. Древние рукописные книги
Древние рукописные книги — это настоящее произведение искусства. Над созданием книги работали мастера:
переписчики текстов,
художники, которые украшали книгу рисунками
переплетчики
Работа эта была очень кропотливой и долгой.
В Древней Руси писали на бересте и пергаменте. Береста — это кора березы.До 14 века для написания книг использовался большей частью пергамент, который изготавливался из телячий кожи. Если надпись становилась не нужна, она соскабливалась. И затем вновь писали на очищенном листе. Можно было писать с обеих сторон листа.
Для письма использовали черные и коричневые чернила. Для украшения применяли природные краски:
киноварь — краска оранжево-красного цвета,
охру — краска желтого цвета.
Писали очищенными птичьими перьями, в основном гусиными.
Украшали книги орнаментами и красочными красивыми миниатюрами. Каждая глава и страница книги начиналась и заканчивалась рисунками — заставками и концовками. Начальная буква каждого абзаца художником превращалась в настоящее чудо.
Переплетчики делали переплет книги из досок. Обтягивали их тканью или кожей. Чтобы листы книг не скручивались, к переплету приделывали застежки. Переплеты книг украшали золотом и драгоценными камнями. Такие книги стояли дорого.
Просмотры: 11 909
Вам может быть интересно
informic-doam.ru
Сообщение о древней руси 4 класс
Во времена древней Руси люди вели здоровый образ жизни. Древняя Русь с давних пор была знаменита своими богатырями, подвиги которых не перестают изумлять наше поколение. С древних пор русов (росов) описывали как “Народ этот (росы) могучий, и телосложение у них крепкое, мужество большое ”. Русских дружин боялись всюду от Византии, до кочевых племен Востока (хазар) . Даже не вникая в подробности можно понять. Что для того чтобы выжить в то время человек должен был быть воином и защищать свою семью. Давайте рассмотрим вооружение кого было в ходу в древней Руси. Прежде всего это кольчуга из плетеных колец, обычно на неё поверх одевались металлические пластины дающие дополнительную защиту наиболее важным органам. Также еще был деревянный и железный щит, На ноги одевались поножи, а в руках была либо палица, либо меч. В общем, если подытожить, воин выходил на бой неся на себе более 30 килограмм вооружения. Если еще и учесть, что древние битвы порой длились сутками, то надо представить какой неимоверной силой должны были обладать древнерусские воины, при этом для того что бы выжить воину приходилось не только мечом махать, а так же уворачиваться, приседать и многое другое. Другой вопрос, что воином с малых лет приучали к таким крупным физическим нагрузкам. Обычно детей просто отдавали в дружины, но таких случаев мало, поэтому в дружины приходили подростки, которым обычно исполнилось 18 лет, обычно это были средние или младшие сыновья не получившие отцовского наследства. В дружине, они целый день занимались, что чистили оружие и можно так сказать тренировались, обычно это были тренировки с оружием и при полном облачении. Более строго с обучением стояло в княжеских дружинах. В которые со времен Владимира Святославича стали привлекаться люди из народ в противовес наемникам. Но обычно подростки приходили в дружины уже значительно подготовленными. Ловкость у них развивалась в детских подвижных играх со сверстниками, меткость- охотой, а драться они учились во время многочисленных празднеств (таких как масленица) , когда после сжигания чучел и пуска колес обычно дело были, как бы потешная игра “стенка на стенка” (обычно это было село на село) , где каждый подросток мог бы получить основы кулачного боя. Уже в дальнейшем кулачные бои стали как бы синонимом дуэли, когда обиженный мог вызвать обидчика на бой “при в сем честном народе” – яркий пример. Такой дуэли описывается в “песне о купце Калашникове”. В дружине примером для всех был князь. Который сам водил свою дружины в бой. Ярким примеров такого подвига является князь Дмитрий Донской и Куликовская битва, в которой князь переодевшись в снаряжение простого воинам сражался в первых рядах. На многих ярмарках люди потешались, тем, что сгибали пальцами монеты, скручивали чугунные кочерги в узел, для этого был большой стимул наиболее отличившегося князь мог пригласить в свою дружину. Так же большому вниманию уделялось оружию. Ведь для того, чтобы махать мечом (это самое легкое оружие) весь день надо было обладать неимоверной выносливостью. Большое развитие этому дала славяно-горицкая борьба . Этакий синоним восточных единоборств, где также различались домены (тотемы) посвященные различным зверям. Самым распространенным тотемом был тотем медведя. Как и в восточных единоборствах в славяно-горицкой борьбе существовала и своя некая философия “очищения души и тела” (что вроде того, что в здоровом теле - здоровый дух) .