Повседневная жизнь древних египтян. 18. Культура Древнего Египта: изобразительное искусство, архитектура. Повседневная жизнь.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Технологическая карта урока №20 по истории на тему "Повседневная жизнь древних египтян"". Повседневная жизнь древних египтян


Презентация по истории на тему: "Повседневная жизнь древних египтян."

Наиболее полная и детальная картина жизни в Древнем Египте содержится в книге французского египтолога Пьера Монтэ «Египет Рамсесов. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов» (скачать эту книгу можно бесплатно, ссылка приводится в конце статьи).

Сначала несколько слов об авторе. Пьер Монтэ (иногда фамилию пишут по-русски как Монте) является одним из наиболее выдающихся учёных-египтологов Франции, да и всего мира. Большую часть своей жизни (1885-1966) Пьер Монтэ посвятил изучению древнеегипетской истории, проведя на раскопках в Египте, а также в Сирии и Ливане (входивших в состав империи фараонов) в общей сложности несколько десятков лет.

Благодаря раскопкам, проведённым Пьером Монтэ, были обнаружены заброшенные древние города, в разное время являвшиеся столицами Египта - Танис, Пер-Рамсес и Аварис, а также масса древних гробниц, храмов и сооружений в других исторических местах на территории бывшего государства фараонов.

Обнаруженные в ходе раскопок здания, памятники, предметы быта, произведения искусства, картины, древнеегипетские документы - папирусы, надписи на стенах, рисунки, орудия труда, и т.д., позволили Пьеру Монтэ произвести реконструкцию всех сторон жизни Древнего Египта, воссоздать детали повседневной жизни всех сословий и социальных групп египтян, от слуг и рабов до жрецов и фараонов.

Кроме того, Пьер Монтэ внимательно изучал труды других египтологов, сопоставлял их со своими научными данными, и был одним из крупнейших в мире специалистов по истории Древнего Египта.

Всего Пьер Монтэ, уже при жизни считавшийся классиком французской и мировой египтологии, написал более 50 крупных научных работ по древнеегипетской истории, но наиболее интересной для массового читателя является книга «Египет Рамсесов. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов», переведённая на русский язык Институтом востоковедения Академии наук СССР.

Эта книга П. Монтэ очень выгодно отличается от произведений большинства советских и российских египтологов: если книги наших учёных написаны таким сухим и занудным языком, что дочитать их до конца - настоящий подвиг, то книга французского учёного написана очень простым, понятным и доступным языком, и читается не сложнее, чем романы Дюма. При этом каждое слово подтверждено конкретным научными данными.

infourok.ru

изобразительное искусство, архитектура. Повседневная жизнь.

Для египетской архитектуры, скульптуры, рельефа характерным является тесная зависимость от религиозного культа. реализация идеи беспредельного могущества богов, включая бога-фараона, которая воплощалась в монументальных сооружениях гробниц или храмов, в грандиозных статуях с выражением неземного бесстрастия, величия и всесокрушающей мощи.

2 типа сооружений: монументальных гробниц богочеловеку-фараону и мест обитания самих богов — храмов. Разрабатывались два типа гробниц: надземные сооружения и гробницы, вырубленные в скалах (скальные гробницы).

Для основателя III династии фараона Джосера была построена монументальная (высота 60 м) ступенчатая пирамида, которую образовали шесть последовательно поставленных друг на друга уменьшающихся мастаб. Самыми большими пирамидами являются усыпальницы царей IV династии Хуфу и Хафра.

Другим типом царской усыпальницы стали скальные гробницы, которые представляли целые анфилады подземных помещений, длинных коридоров, погребальной камеры. Самой монументальной является скальная гробница Сети I, настоящий подземный дворец с сотнями помещений, великолепными росписями и рельефами, с тысячами статуй и несметными сокровищами.

Жилища богов, храмы были другой архитектурной формой, активно разрабатываемой египетскими зодчими. Особенное внимание было уделено сооружению и отделке храмов главных богов. До нашего времени дошли развалины храмов в честь Амона-Ра в Карнаке и Луксоре (Фивы). Храмы в Луксоре и Карнаке — это сложный комплекс свыше сотни обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей-переходов и колоссальных размеров статуй богов, сфинксов, обелисков, пилонов. Из других известных храмов можно назвать расположенный на трех обширных террасах поминальный храм царицы Хат-шепсут в Дейр-эль-Бахри и колоссальный храм Рамсеса III в Мединет-Абу (около Фив).

Особым типом храмового комплекса стали храмы, вырубленные в толще скалы,— скальные храмы. Одним из самых известных стал заупокойный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле в Северной Нубии. Фасад храма развернут к Нилу. По обе стороны узкого входа возвышаются четыре сидящих колосса фараона в 20 м высотой.

Наряду с царскими гробницами и храмовыми комплексами в египетском зодчестве активно разрабатывался такой тип архитектурного сооружения, как царская резиденция-дворец. Судя по описаниям, царские дворцы по своей монументальности, сложности композиции, изысканности внутренней отделки, высокому уровню благоустройства не уступали прославленным храмам.

Наглядное представление о царских дворцах дают сохранившиеся остатки резиденции Эхнатона, найденные при раскопках Ахетатона. Поражают его размеры: длина восточного фасада Главного дворца равнялась почти 700 м.

Скульптура развивалась в тесной связи с архитектурой. Гробницы фараонов, храмовые помещения, царские дворцы были заполнены разнообразной скульптурой, составлявшей органическую часть зданий. Основными образами, разрабатывавшимися скульпторами, были образы царствующих фараонов. С начала III тысячелетия до н. э. сложился определенный канон в трактовке фараона: он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и величия, мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, торс). Во времена Среднего царства мастера преодолевают идею холодного величия и лица фараонов приобретают индивидуальные черты. Например, статуя Сенусерта III с глубоко сидящими, чуть скошенными глазами, крупным носом, толстыми губами и выступающими скулами довольно реалистически передает характер недоверчивый, с печальным и даже трагическим выражением на лице.

Кроме круглой скульптуры, египтяне охотно обращались к рельефу. Выработался определенный канон и в рельефных картинах: главный «герой» изображался крупнее других, его фигура передавалась двойным планом: голова-и ноги в профиль, плечи и грудь — в фас. Все фигуры обычно раскрашивались.

В целом египетская архитектура и изобразительное искусство по богатству художественных образов, высокому профессионализму, глубокой концептуальности являются весомым вкладом египтян в сокровищницу мирового искусства.

Повседневная жизнь в древнем Египте. Города египтян, в общем, представляли достаточно близкую друг к другу схему планировки. Обычно город окружался стеной. В его центре находился храм главного божества, а также дворец или резиденция царя, либо номарха. Они также окружались стенами и украшались садами. Улицы старались делать прямыми, пересекающимися под прямым углом. Через весь город обычно проходила одна большая дорога, пересекающая весь город. Внутри города почти все пространство между стенами занимали жилые дома, лавки и склады. Обычно в городе существовало несколько каменных резервуаров, в которые вода по трубам текла из Нила, также были колодцы. Дома представителей среднего класса обычно имели несколько этажей. Для египтян год определялся не солнечным циклом, а временем, необходимым для сбора урожая. Но урожай в Египте зависел от разливов Нила. Каждый год в начале июня в стране наступала засуха. Однако, когда нильские воды начинали подниматься, наблюдали еще одно явление природы, которое помогало составителям календаря: на востоке перед самым восходом солнца появлялась звезда Сириус. День, когда появлялся Сириус, признавался первым днем нового года. Т.к. от разлива Нила зависела вся жизнь египтян — они отмечали первый день разлива, и значит праздник Нового года. В Египте существовало великое множество праздников во все времена года, но особенно много в сезон, когда сельскохозяйственные работы прерывались. В каждом номе и в каждом городе, хотя бы раз в году устраивали празднества в честь местного бога и покровителя. В праздниках местных богов обязательно участвовали все жители местности.

Что касается семьи — то считалось за правило, чтобы после свадьбы молодожены жили отдельно в своем собственном доме. Главной частью брачной церемонии являлся переход невесты с ее приданым из отцовского дома в дом жениха. Муж имел право бить свою жену, а брат свою сестру, однако в разумных пределах — увечья наказывались законом. В целом женщина в Египте пользовалась некоторыми свободами. Главная задача сына - наследовать профессию отца, а также достойно его похоронить и заботиться о гробнице. Имена детям, как практиковалось у всех египтян, давали короткие - Ти, Аби, Туи, То. Иногда имя представляло целую фразу - «Джед-Птах-иуф-анх» — «Птах сказал, что он будет жить». При рождении ребенка его несли к «Дому жизни», где на него составлялся гороскоп, со счастливыми и несчастливыми днями, что означало, что он может оградить себя от бед в будущем. Достигнув совершеннолетия дети, получали набедренную повязку - в случае мальчиков и платье - в случае девочек.

Древние египтяне отличались чистоплотностью и очень заботились о чистоте тела, одежды и своих жилищ. Египтяне мылись несколько раз в день: утром, до и после каждой трапезы. Египтянам очень нравились удлиненные глаза. А, кроме того, такой грим предохранял нежные глаза от воспалений, вызываемых слишком ярким солнцем, ветром, пылью и насекомыми. Поэтому как женщины, так и мужчины подводили их себе тушью. В целом можно сказать, что в плане косметики египтяне были профи. Они умели производить различные мази, благовония. Волосы на голове обычно полностью сбривали, что было вызвано как причинами гигиены, так и жарким климатом. Состоятельные как мужчины, так и женщины носили парики. Женщины заплетали все свои волосы в небольшие косички. Одежда представляла собой либо набедренную повязку или тунику, обе изо льна. Женщины на тунику одевали платье.

Национальным напитком египтян было пиво. Египетское пиво делали из ячменя или из пшеницы и фиников. Кроме пива популярностью пользовалось вино. Рацион египтянина в основном состоял из хлеба и молока. Питались также мясом, рыбой, фруктами. Мясо обычные египтяне ели редко.

studfiles.net

ХОЗЯЙСТВЕННОЕ, ОБЩЕСТВЕННОЕ И ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН - ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА - Всемирная история 6 класс - А.Г. Бандровский - Генезис

Раздел 2 ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

 

§ 11. ХОЗЯЙСТВЕННОЕ, ОБЩЕСТВЕННОЕ И ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН

 

• Рассмотрите древнеегипетский роспись. О какие занятия древних египтян свидетельствуют рисунки? • Как организован труд египтян? О чем это свидетельствует? Почему первое изображение иногда называют «календарем» земледельческих работ? * Что делает на поле перед началом жатвы египтянин с веревкой, изображенный на втором рисунке? О чем это свидетельствует? • Чем отличается одежда разных людей на рисунке?

Изображение занятий древних египтян из гробниц фараонов.

 

1. Что определяло хозяйственная жизнь Египта?

Жизнь египтян была связана с Нилом и земледелием. Для увлажнения удаленных от Нила земель прокапывали каналы, а от них - канавы полей. Эта тяжелая работа была ежегодной. Земледелие, основанное на искусственном орошении, называют оросительным, или ирригационным. Египтяне прилагали усилия, чтобы подольше задержать воду на полях - только при этом условии ил оседал на грунт, образуя плодородный слой.

В долине Нила люди выращивали зерновые культуры, а в его дельте раскинулись пастбища. Нижний Египет славился садами и виноградниками. Среди зерновых культур египтяне предпочитали ячменя. Кроме него, сеяли просо и пшеницу. Выращивали также лен.

Из огородных растений выращивали чеснок, огурцы, лук. Техника посева была очень простой: во влажный грунт бросали зерно, потом на поле выгоняли скот, чтобы она втоптала его в землю.

Год делился на три части: наводнение (июль-октябрь), посев зерновых и овощей (ноябрь-февраль), засуха, жатва (март-июнь).

- Рассмотрите иллюстрации. Какие сельскохозяйственные занятия египтян на них отражено?

Росписи с изображением занятий древних египтян.

- Почему, не прокопав каналов и канав, египтяне не могли вырастить урожай?

 

2. Какие ремесла были развиты в Египте?

Древний Египет славился ремесленниками: камнетесами, строителями, резчиками, ювелирами, медниками, кузнецами. В горах было много строительного камня (базальта и гранита), в пустыне между Нилом и Красным морем имели залежи золота, а на Синайском полуострове добывали медь. Железо и серебро привозили из Западной Азии.

Древние египтяне были умелыми столярами. Из древесины строили корабли, делали мебель, предметы роскоши, которые полировали, а иногда покрывали золотом и серебром. Древесину поставляли с Ближнего Востока, где росли роскошные кедровые леса.

В Египте высокого уровня достигло ткачество. Самой распространенной была льняная ткань. Время ее украшали геометрическим орнаментом, сотканным из нитей красного или коричневого цвета. Совершенными были изделия древнеегипетских гончаров, о ловкость ремесленников свидетельствовали изделия из кожи. Мастерством прославились ювелиры. Драгоценные украшения в Древнем Египте изготавливали из золота, драгоценных камней, серебра.

Древнеегипетские ремесленники.

- Рассмотрите иллюстрации. О какие ремесла свидетельствуют росписи гробниц?

Древнеегипетские ремесленники.

- Рассмотрите скульптуры. На какой из них изображен писаря, а на какой - горшечника?

1. Подумайте, кем и для кого мог быть написан представленный ниже текст. 2. О какие занятия египтян вы узнали? 3. О какие особенности обыденной жизни в Египте рассказывает автор рукописи? 4. Почему профессия писца он считает престижным, почетным и выгодным?

«...Я видел медника за работой у печи. Его пальцы были, как кожа крокодила, и от него несло хуже, чем от рыбьей икры... Каменщик постоянно соревнуется с твердым камнем... Цирюльник бреет с утра до вечера... Он слоняется с улицы на улицу в поисках работы. Он напрягает свои руки, чтобы заполнить себе желудок... Строитель всегда больной, потому что все время на ветру.

Одежда у него - лохмотья... Земледелец только вернется вечером домой, как снова надо идти... Ткач - постоянно внутри дома... не дышит воздухом... Сандальнику совсем плохо, он всегда нищенствует. Жует он кожу... Подумай, ведь нет должности, где не было бы начальника, кроме должности писца, поскольку он сам себе начальник».

- Что в общественной жизни Древнего Египта способствовало популярности профессии писаря?

 

3. Как было организовано египетское общество?

Египетское общество сравнивают с пирамидой. Фараон, разумеется, был на ее верхушке. До высших ступеней общественной пирамиды принадлежали вельможе (наиболее знатные и состоятельные люди) и государственные чиновники. Занимая государственные должности, они помогали фараону управлять государством. Среди государственных чиновников влиятельными были визирь (чати) и начальник войска. Достаточно влиятельными были и жрецы - служители храмов.

На средних ступенях общественной пирамиды располагались местные чиновники: писцы, счетоводы, контролеры. На этой ступени находились также служители храмов, скульпторы, архитекторы, художники и врачи.

Низшие ступени общественной пирамиды занимали крестьяне и ремесленники, которые составляли большинство населения. С них взимали налоги - обязательные платежи в пользу государства. Налог предусматривал определенное количество зерна, скота, различных продуктов и ремесленных изделий. Кроме того, крестьяне и ремесленники выполняли повинности - всякие работы по строительству и ремонту дамб, строительство дворцов, храмов и гробниц.

В Древнем Египте были также рабы - рабы, которых можно было купить и продать, поскольку их считали собственностью хозяина. Рабов имели только богатые представители верхушки.

Общественная пирамида Древнего Египта.

1. Почему, чтобы показать египетское общество, часто используют пирамиду? 2. Объясните расположение различных представителей египетского общества. 3. Подумайте, почему на схеме нет рабов.

 

4. Что определяло образ жизни и быт жителей Египта?

Вы уже знаете, что в государстве Та-Кемет фараон был не только верховным правителем, но и жрецом, главнокомандующим, верховным судьей. Обладатель вел соответствующий положения и образ жизни. Утром после умывания фараон облачился в царскую одежду, приносил жертвы, слушал молитвы, наставления великого жреца. В течение дня проводил приемы, принимал участие в судебных заседаниях, прогулках и развлечениях. Правитель Египта никогда не появлялся с непокрытой головой и даже в семейном кругу носил парик. Ежедневная парик - круглая, с диадемой и подвесками, которые спускались на затылок. Парадным головным убором была двойная корона. Еще одна непременная деталь убранства фараона - накладная борода, заплетенная косичкой. Основным элементом одежды была гофрированная бедренная повязка. Ее держал широкий пояс. Фараоны обязательно носили бусы.

Знатные египтяне жили в глинобитных, но высоких, обычно трехэтажных, домах с толстыми стенами, садом, прудом или бассейном. Свои жилища они вмебльовували кроватями, столами, стульями, сундуками, шкафами. Питались египетские вельможи мясом быков, блюдами из уток, гусей и журавлей, разной рыбой, виноградом, яблоками, дынями, арбузами, плодами тропических деревьев (финиками, манго и др). На праздники мужчины надевали гофрированное платье, пояс с фартуком, большой парик и роскошные украшения. Состоятельные египтянки носыносили тонкие рубашки и гофрированные платья, браслеты, диадемы, ожерелья. Обувь — сандалии - изготовляли из кожи и даже из золота. И мужчины, и женщины пользовались косметикой, в частности подрисовывали глаза.

1. Фараон Тутанхамон с женой в саду. Рельеф на крышке ящика. Середина 14 века. к н. е.

2. Дом египетского вельможи. Реконструкция.

Египетском простонародья за жилья правили хижины из плетеного папируса, обмазанные илом. Обстановка была очень скромной: циновки, кресла из папируса, реже - сундуки. На каждый день простые египтяне носили настегнову повязку с широким поясом, в праздники - пояс с вышивкой и недорогие украшения. Женщины носили прямые платья из льна на бретельках.

До семи лет дети не носили одежды. И наступал день, когда мальчику давали пояс и повязку на бедра, а девочке - платье. Этот день был важным событием в жизни ребенка.

1. Изображение женщины, которая собирает лен. По росписи египетских гробниц.

2. Египтянин Сенеб с семьей. Древнеегипетская скульптура.

1. Рассмотрите иллюстрацию, на которой изображено одно из самых известных древнеегипетских скульптур - египтянина Сенеба с семьей. Какой вывод можно сделать о семейной жизни древних египтян? 2. Какой физический недостаток имел Сенеб? Как вы думаете, как относились египтяне к таким людям?

Оцените себя

1. Витлумачте понятия: общественная пирамида, вельможи, чиновники, писцы, налоги, рабы. 2. Какие отрасли хозяйства были распространены в египтян? 3. Кто занимал верхушку общественной пирамиды Древнего Египта? Чем положение власть имущих отличалось от остального общества? 4. Сравните повседневную жизнь и быт фараона, вельможи и простолюдина в Древнем Египте.

Сведения о повседневная жизнь древних египтян поразили больше всего? О чем хотели бы узнать подробнее?

schooled.ru

Быт и повседневная жизнь древних египтян. Дворец знати



Вспомните. Каким образом географическое положение и природные богатства Египта повлияли на занятия его жителей?

Нил, который давал воду и плодородный ил, а также жаркое солнце сделали Египет раем для земледелия. Но также там были хорошо развиты ремёсла.

1. В каких условиях жили древнеегипетские земледельцы и ремесленники?

Земледельцы и ремесленники жили скромно, но не бедствовали. В их хозяйстве был необходимый минимум. Такие люди жили в небольшом домике из глины, но его использовали только чтобы приготовить пищу и поспать днём под крышей (спасавшей от зноя), ночью – на крыше. Основную часть времени проводили на улице. Посуда была простой, но её хватало. Для одежды использовали лишь несколько кусков грубой ткани, но в Африке больше и не надо. Простые люди редко ели мясо, но зато хлеба обычно хватало (кроме периодов бедствий в Египте, когда само государство разваливалось).

2. Представьте себе, что вы побывали в гостях у знатного египтянина. Расскажите об увиденном в его дворце.

Дворец окружён высокой стеной. Она защищает и от взглядов любопытных, и от ветра с пустыни в те месяцы, когда он дует. Внутри много дворов, иногда кажется, что дворец состоит целиком из них. Во многих разбиты сады.

Здания дворца величественны, сложены из больших каменных блоков. Внутри них – благословенные прохлада и тень, так что когда заходишь с яркого солнца на улице, то поначалу кажется, что попал в полную темному. Но потом глаза привыкают. И хорошо, потому что видишь много красоты: фрески на стенах, цветы, много золота и других украшений. Пол устлан тростниковыми циновками. Там всегда много людей из числа домочадцев, слуг и рабов, а также много животных – домашних любимцев. Особенно нравятся они хозяйке дома.

3. Справедливы ли, на ваш взгляд, отличия в условиях жизни, одежде и питании между знатными египтянами и простыми тружениками? Что на этот вопрос могли бы ответить сами жители Древнего Египта?

Для самих древних египтян это было нормально. Наоборот, ненормальным казалось, когда много получали люди, не достойные этого по рождению. Это был слом системы и показатель бедствий. Именно об этом написано в поэтическом диалоге «Беседа разочарованного со своим духом», где человек хочет покончить с собой из-за творящихся вокруг несправедливостей.

С нашей точки зрения это не справедливо, потому что неравенство слишком сильное. Но в те времена иначе нельзя было поддержать авторитет власти.

4. Какие ценности древнеегипетской семьи не потеряли своего значения до наших дней?

Семья в обществе важна и сегодня, и сегодня оба члена семьи пользуются уважением и владеют имуществом. В Египте дети оставались с матерью 3 года, интересно, что и сегодня декретный отпуск длиться 3 года. Уже тогда люди видели, насколько важно образование и т.д.

5. Сделайте вывод об отношениях между людьми в Древнем Египте на основании сложившихся в их обществе изречений: «У недобросовестного чевека нет хорошего воспитания», «Человек с алчным сердцем не достигает цели», «У того, кто глух к правде, нет слуха».

Из этих пословиц видно, что древние египтяне ценили в людях трудолюбие и справедливость, порицали алчность.

resheba.com

Тема 5. Быт древних египтян

При написании контрольной работы студент должен решить следующие задачи: Раскрыть бытовые стороны жизни одного или группы социальных слоев Древнего Египта определенной эпохи.

Список рекомендованных источников и литературы:

  1. Берлев О.Д. Трудовое население Египта в эпоху Среднего царства. – М.: Наука, 1972. – 354 с.

  2. Брестед Д., Тураев Б. История Древнего Египта. – Мн.: Харвест, 2003. – 832 с.

  3. Вейнберг И.П. Человек в культуре Древнего Ближнего Востока. – М.: Наука, 1986. - 208 с.

  4. Меекс Д., Фавар-Меекс К. Повседневная жизнь египетских богов. – М.: Молодая гвардия, 2008.- 331 с.

  5. Мертц Б. Красная земля, Черная земля. Древний Египет: легенды и факты. М.: Центрполиграф, 2004. – 458 с.

  6. Монтэ П. Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. – М.: Наука, 1987. -376 с.

  7. Монтэ П. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. – М.: Молодая гвардия, 2000. – 465 с.

  8. Морэ А. Нил и египетская цивилизация. – М.: Центрполиграф, 2007. – 504 с.

  9. Мюррей М. Величие Древнего Египта. - М.: Центрполиграф, 2009. – 268 с.

  10. Сирил А. Египтяне. Великие строители пирамид. – М.: Центрполиграф, 2004 – 240 с.

  1. Уайт М. Джон. Боги и люди Древнего Египта. – М.: Центрполиграф, 2007. – 208 с.

  2. Шово М. Повседневная жизнь Египта во времена Клеопатры. – М.: Молодая гвардия, 2004. – 294 с.

  3. Эрман А. Государство, армия и общество Древнего Египта. – М.: Центрполиграф, 2008. – 379 с.

  4. Эрман А. Жизнь в Древнем Египте. – М.: Центрполиграф, 2008, - 400 с.

Тема 6. Представления древних египтян о загробном мире (по материалам «Книги мертвых»)

При написании контрольной работы студент должен решить следующие задачи: Изучить египетскую «Книгу мертвых», анализируя этот источник раскрыть религиозные и мифологические представления древних египтян.

Список рекомендованных источников и литературы

  1. Древнеегиптеская Книга мертвых. Любое издание.

  2. Бадж У. Древний Египет: духи, идолы, боги. - М.: Центрполиграф, 2009. – 480 с.

  3. Бадж У. Царство мертвых. Обряды и культы древних египтян. – М.: Центрполиграф, 2010.- 160 с.

  4. Видеман А. Религия древних египтян. – М.: Центрполиграф, 2009. – 256 с.

  5. Матье М.Э. Мифы Древнего Египта. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1956. – 173 с.

  6. Меекс Д., Фавар-Меекс К. Повседневная жизнь египетских богов. – М.: Молодая гвардия, 2008.- 331 с.

  7. Мюллер М. Египетская мифология. – М.: Центрполиграф, 2007. – 336 с.

  8. Словарь египетской мифологии / Сост. Н.Н.Швец. – М.: Центрполиграф, 2008. – 251 с.

  9. Спенс Л. Таинства Египта. Обряды, традиции, ритуалы. – М.: Центрполиграф, 2007. – 174 с.

  10. Чегодаев, М. А. Древнеегипетская Книга Мертвых — фрагменты перевода и комментарии // Вопросы истории. 1994. № 8. С. 145—163; № 9. С. 141—151.

  11. Штайнер Р. Лекция – Египетские мифы и мистерии. Любое издание.

Тема 7. Города-государства древнего Шумера

При написании контрольной работы студент должен решить следующие задачи: Осветить экономическую, социальную, политическую и культурную жизнь городов-государств древнего Шумера.

studfiles.net

Повседневная жизнь древних египтян... -reshimne.ru

Древний Египет – это величайшее государство, которое до сих пор хранит множество тайн и загадок, недоступных современным людям. Однако кое-что о традициях и повседневной жизни египтян мы все-таки знаем достоверно. Рассмотрим же подробнее самые интересные факты о быте жителей того времени.Для начала стоит сказать, что древний Египет, также как древняя Греция , был государством фермеров, большинство людей здесь были привязаны к земле. Дома выстраивались из специального кирпича, который помогал сохранять прохладу в дневную жару. Каждое жилище имело помещение с открытой крышей, в этой своеобразной кухне древние египтяне размещали жернова для помолов муки и небольшие печи для выпекания хлебов.Если вам хотя бы немного знакома культура и мифы того времени, то вы должны знать о том, что белый цвет был очень почитаем. Поэтому стены своих домов египтяне выкрашивали именно в него или же завешивали коврами, сотканными собственноручно изо льна. В качестве мебели выступали привычные нам предметы – столы, кровати и деревянные стулья, пол же покрывали коврами из тростника.Как известно, в древнем Египте огромное внимание уделялось вопросам личной гигиены и внешнему виду. Жители по нескольку раз в день мылись в речных водах, используя в качестве мыла специальную пасту, получаемую из мела и животного жира. Для того, чтобы соблюсти чистоту было легче, даже представители сильного пола имели традицию брить все тело и применять ароматные мази, которые могли успокоить кожу и при этом отбить неприятный запах.Главной пищей древних египтян были хлеб и пиво, дополнялся такой рацион различными фруктами, луком, чесноком и прочими овощами. В праздничные дни жители наслаждались мясом и вином.Среди любимых развлечений того времени была музыка и различные игры, кроме того, есть немало свидетельств тому, что в почете была борьба. Самые богатые жители, например, фараоны, могли позволить себе катания на лодках и охоту. Все это далеко не полный список того, что нам известно о быте древних египтян, и очень хочется верить, что со временем мы сможем восстановить полную картину повседневной жизни того времени.

reshimne.ru

Технологическая карта урока №20 по истории на тему "Повседневная жизнь древних египтян""

Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания

Предмет

История

Класс

5

Тема урока

20. Повседневная жизнь древних египтян

Цели урока

Создать условия для формирования представлений об особенностях повседневной жизни древних египтян.

Тип урока

Урок открытия нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Раскрывать особенности повседневной жизни древних египтян. Составлять рассказ по тексту раздела параграфа и иллюстрациям из учебника

Регулятивные:

Р1.целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

Р10. принимать и сохранять учебную задачу, определять последовательность своих действий по подготовке своего выступления.

Познавательные:

П1.давать определение понятиям;

П2.устанавливать причинно-следственные связи

П5.учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь пользоваться текстом учебника для подтверждения своих суждений

Коммуникативные:

К1.задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

К2.адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

К3.формулировать собственное мнение и аргументировать его;

К4.аргументировать свою точку зрения;

К7.уважение к иной точке зрения, умение излагать свои мысли, участвовать в диалоге и полилоге, умение слушать.

Л3.позитивная моральная самооценка;

Л6.ориентация в системе моральных норм и ценностей;

Л8.уважение к истории, культурным и историческим памятникам Древнего мира.

Условия реализации урока

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии

Оборудование

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Всеобщей истории. Древний мир. CD-ROM for Windows.

  1. http://proshkolu.ru

  2. http://school-collection.edu.ru

  1. Елманова Н.С., Савичева Е.М. Энциклопедический словарь юного историка – М., 1994.

  2. Кулагина Г.А. Сто игр по истории. – М., 1983.

  3. Смирнов С.Г. Задачник по истории Древнего мира.- М., 1994

  4. Энциклопедия для детей. – М., 2000. – Т.1.

  5. Я познаю мир: Энциклопедия: История – М., 1996.

  1. А.И.Немировский. Книга для чтения по истории Древнего мира 5 класс. М., Просвещение, «Учебная литература», 1996 – 464 стр.

  2. Андреевская Т. П. История Древнего мира: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. П, Андреевская, М. В. Белкин, Э. В. Ванина; под общей редакцией В. С. Мясникова. – М.: Вентана-Граф, 2012, ФГОС. – 304 с.: ил.

  3. Андреевская Т. П. История Древнего мира: проектирование учебного курса: 5 класс: методические рекомендации / Т. П, Андреевская, Э. В. Ванина. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 96 с.

  4. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира.: к учебникам АА Вигасина, Г.И. Годера,

  5. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1.-М., 2009 – 79стр.И.С. Свенцицкой (М.: Просвещение) – 202 стр.

Проектор, компьютер, презентация «Повседневная жизнь древних египтян», Рабочая тетрадь, п.9

Основные понятия

-

Форма проведения урока

Комбинированный урок.

Этап урока

(название, время, цели)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

Создать положительный эмоциональный настрой;

выработка обучающимися на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности

Продолжительность:

1 минута

Приветствует обучающихся, проверяет готовность класса к уроку.

Создает условия для возникновения внутренней потребностивключения в деятельность

Разделяет на 5 групп

Приветствует учителя

Распределяются на группы.

Р. Быстрое включение в деловой ритм .

Л. Положительный настрой

Л.3, Л.8

Р.7, Р.1,

К.1,К.3,К.4,

П.1, П.2,П.3

II. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)

Цели: подготовка мышления обучающихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, организовать анализ обучающимися возникшей ситуации и осознать то, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений

Продолжительность: 13 минут

Актуализация ДЗ:

Организует анализ затруднения и поиск путей выхода из него.

Организует эвристическую беседу.

Отвечают на вопросы 1-5 на с. 48-49 учебника

- Какие действия вы делаете изо дня в день?

- Как вы можете объяснить значение слова «повседневный»?

- Что могут изучать историки в повседневной жизни человека?

-Что нам нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос?

Обучающиеся предлагают варианты ответов на вопрос

- есть, спать, уроки и т.д.

- то что делает человек каждый день

Формулируют план урока и записывают его в тетрадь:

1. Жилище.

2. Одежда.

3. Еда.

4. Семья.

5. Праздники и развлечения древних египтян

Л.3, Л.8

Р.7, Р.1,

К.1,К.3,К.4,

П.1, П.2,П.3

III. Решение учебной задачи (проблемной задачи)

Цели: Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.)

Продолжительность:

25 минут

Этап первичного закрепления с проговаривание во внешней речи

Этап включения в систему знаний и повторения.

Организует работу в группах.

Организует работу по конкретизации первичного знания. (Презентация)

Контролирует выполнение работы.

Физминутка.

Организует работу с рабочей тетрадью зад.1, 3, на с. 20.

1 группа: прочитать текст учебника § 9 п.1 на с.49-50. Объяснить отличие жилища богатого и бедного египтянина.

2 группа: прочитать текст учебника § 9 п.2 на с.50-51. Описать одежду египтян.

3 группа: прочитать текст учебника § 9 п.2 на с.51.Описать еду египтян.

4 группа: прочитать текст учебника § 9 п.3 на с.52. Объяснить особенности семьи в Египте.

5 группа: прочитать текст учебника § 9 п.4 на с.52-53. Объяснить роль праздников и развлечений в жизни египтян.

Доп. Вопросы:

1 группа:

Почему гробницы строили из камня, а дома из недолговечного материала?

2 группа:

Посмотрите на рис. на с.51. Определите по одежде, богатые или бедные египтяне изображены?

3 группа:

В Древнем Егитпе знали способ охлаждать продукты и напитки. Подумайте, какой способ? (ответ в рабочей тетради зад.4, с.20)

4 группа:

Почему рождение сына было желанным событием?

5 группа

Какой праздник был самым массовым у египтян?

Выполните задание 1, 3, на с. 20 из Рабочей тетради

Выполняют задание в течении 5 минут.

Рассказывают используя Памятку №1.

Представители от групп выходят к доске и рассказывают как они ответили на главный вопрос.

Выполняют задание в Рабочей тетради. Взаимопроверка. Самооценка.

Раскрывать особенности повседневной жизни древних египтян. Составлять рассказ по тексту раздела параграфа и иллюстрациям из учебника

Л.3, Л.8

Р.7, Р.1,

К.1,К.3,К.4,

П.1, П.2,П.3

ПР3

IV. Рефлексия деятельности (итог урока)

6 минут

Прием «Рюкзак»

Дает комментарии домашнего задания

То нового вы сегодня положите в свой рюкзак?

Д.З.

1 уровень: «Проверяем и размышляем»:

§8, рабочая тетрадь

2 уровень: «Исследуем и творим»:

Письменный рассказ «Мой любимый праздник в Древнем Египте»

Осуществляют самоанализ .

Записывают Д.З.

Л.2,

Р.7, Р.1,

К.1,

П.6

infourok.ru