Наука в древнем египте. Наука в Древнем Египте
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Наука в Древнем Египте. Наука в древнем египте


Наука в Древнем Египте — Википедия

В области науки, медицины и математики, Древний Египет достиг высокого для своего времени уровня. Традиционный эмпиризм, о чём свидетельствуют папирусы Эдвина Смита и Эберса (ок. 1600 г. до н.э.), впервые появился в Древнем Египте. Египтяне создали собственную письменность и десятичную систему.

Фаянс и стекло

Стекловарение было высокоразвитым искусством

Ещё до Древнего царства, древние египтяне изобрели стекловидный материал, известный как египетский фаянс, который они рассматривали как один из видов искусственного полудрагоценного камня. Фаянс — не глиняная керамика, которую изготавливали из кремнезёма, небольшого количества извести и соды, красителем, как правило, была медь[1]. Материал использовали, для создания бусин, плитки, статуэток и галантерейных изделий. Египтяне могли использовать несколько методов для создания фаянса, но, как правило, в производстве применяли порошкообразные материалы, которые наносили в виде пасты на дно глины, которую затем обжигали. По схожей технике, древних египтян делали пигмент, известный как египетский синий, также называемый голубой фриттой, который получают путём сплавления (или спекания) оксида кремния, меди, извести и щелочи, например соды. Продукт могли измельчать и использовать в качестве пигмента[1].

Древние египтяне изготавливали широкий спектр предметов из стекла с большим мастерством, но не ясно, разработали ли они процесс самостоятельно[1]. Неясно также, делали ли они собственное сырое стекло или просто импортировали предварительно сделанные слитки, которые они затем переплавляли. Тем не менее, они обладали техническими знаниями в области изготовления стекла, а также добавлении микроэлементов, для контроля цвета готового продукта. Диапазон цветов, которые они производили, включал жёлтый, красный, зелёный, синий, фиолетовый и белый, стекло могло быть также прозрачными или непрозрачными[2].

Астрономия

Ancient Egyptian Art in Symmetry.jpg

Некоторые знания имели древние египтяне и в области астрономии. Частые наблюдения над небесными светилами приучили их отличать планеты от звёзд и даже дали им возможность установить карту звёздного неба. Такие звёздные карты сохранились на потолках различных зданий, главным образом гробниц и храмов. Одним из лучших образцов такой «астрономической карты» древних египтян является роспись потолка гробницы вельможи времени XVIII династии Сенмута. В центре северной части здесь можно различить созвездия Большой и Малой Медведицы с известной египтянам Полярной Звездой, в южной части неба изображены Орион и Сириус (Сотис) в виде символических фигур, как, впрочем, всегда изображали созвездия и звёзды древнеегипетские художники. Замечательные звёздные карты и таблицы расположения звёзд сохранились и на потолках царских гробниц XIX и XX династий. При помощи таких таблиц расположения звёзд, а также пользуясь визирным, пассажным инструментом два египетских наблюдателя, сидящие в направлении меридиана, определяли время ночью. Днём время определяли при помощи солнечных или водяных часов (позднейшая «клепсидра»). Древними картами расположения звёзд пережиточно пользовались и значительно позднее, в греко-римскую эпоху; такие карты сохранились в поздних храмах в Эдфу и в Дендера. Астрономические знания дали египтянам возможность установить особый календарь. Египетский календарный год делился на 12 месяцев, содержащих по 30 дней каждый, причём к концу года добавлялось 5 праздничных дней, что давало в общей сложности 365 дней в году. Таким образом, египетский календарный год отставал от тропического на четверть суток. Эта ошибка в течение 1460 лет становилась равной 365 дням, то есть одному году[3].

Математика

Древнейшие древнеегипетские математические тексты относятся к началу II тысячелетия до н. э. Математика тогда использовалась в астрономии, мореплавании, землемерии, при строительстве зданий, плотин, каналов и военных укреплений. Денежных расчётов, как и самих денег, в Египте не было. Египтяне писали на папирусе, который плохо сохраняется, и поэтому знания о Египетской математике существенно меньше, чем о математике Вавилона или Греции. Вероятно, она была развита лучше, чем можно представить, исходя из дошедших до нас документов — известно[4], что греческие математики учились у египтян[5].

Одним из самых больших достижений египетской математики было развитие десятичной системы счисления. В египетской письменности уже существовали особые знаки для обозначения чисел 1, 10, 100, 1000, 10 000, 100 000 и даже миллиона, обозначавшегося фигуркой человека, поднявшего руки в знак удивления. Характерны для форм египетской математики своеобразные единицы длины. Этими единицами были палец, ладонь, ступня и локоть, между которыми Египетский математик установил определённые взаимоотношения. Математические знания широко использовались в искусстве[6].

Дошедшие до нас тексты, такие как папирус Ахмеса и Московский математический папирус показывают, что древние египтяне могли выполнять четыре основные математические операции: сложение, вычитание, умножение и деление, а также с помощью дробей, вычислять объёмы ящиков и пирамид, и площади поверхностей прямоугольников, треугольников и кругов, решить простые системы уравнений. Им были известны основные принципы алгебры и геометрии[7].

Математическая запись была десятичной и основывалась на иероглифических знаках для каждой степени от десяти до миллиона. Каждый из них мог быть написан столько раз, сколько необходимо, чтобы добавить до нужного количества[8]. Из-за таких методов расчета египтяне не могли работать с большинством дробей с числителем больше, чем один, они должны были писать дроби в виде суммы нескольких дробей. Стандартные таблицы значений способствующая этому[9]. Некоторые общие дроби, однако, записывались с помощью специального знака-эквивалента современных двух третей[10].

Древние египетские математики понимали принципы, лежащие в основе теоремы Пифагора, зная, например, что треугольник имеет прямой угол, противоположный гипотенузе, когда её стороны имеют соотношении 3-4-5[11]. Они смогли рассчитать площадь круга путём вычитания одной девятой от его диаметра и возведения в квадрат результата:

S=[(89)D]2=(25681)r2≈3,16r2{\displaystyle S=[({\frac {8}{9}})D]^{2}=({\frac {256}{81}})r^{2}\approx 3,16r^{2}},

разумное приближение формулы πr2{\displaystyle \pi r^{2}}[11][12].

Золотое сечение, кажется, нашло отражение во многих египетских сооружениях, в том числе пирамидах, но его применение могло быть непреднамеренным следствием древней египетской практики комбинированного использования узловатых веревок с интуитивно понятным чувством меры и гармонии[13].

Судостроение

Известный древним египтянам мир

Древние египтяне знали, как собрать деревянные доски в корпус корабля и освоили передовые формы судостроения ещё в 3000 г. до н. э. Американский археологический институт сообщает, что некоторые из самых старых раскопанных кораблей известны как лодки из Абидоса.[14] Это группа из 14 обнаруженных судов в Абидосе, которые были построены из деревянных досок «сшитых» вместе. Обнаруженные египтологом Дэвидом О’Коннором из Нью-Йоркского университета,[15] тканые ремени, использовались, чтобы соединять вместе доски, а между ними клали папирус или траву для герметизации швов[14] Поскольку все корабли захоронены вместе и рядом с

wikipedia.green

Развитие науки в Древнем Египте

Наука на Востоке, с древних времен оставалась областью применения знаний для решения лишь практических проблем, связанных с экономикой и техникой, с одной стороны, и административной деятельностью – с другой. Восточная наука принципиально отличалась от европейской и, с точки зрения последней, таковой вообще не являлась. Она носила, в основном, религиозно-нравственный характер, была связана с чувственным опытом человека и не нуждалась в эксперименте. Ее основная проблематика лежала в гуманитарной сфере и тесно смыкалась с религиозной идеологией, философской «мудростью», сферой эзотерического знания.

Многое из научного наследия древних египтян дошло до наших дней опосредованно – в пересказах греческих историков и философов, заставших культуру Древнего Египта уже в поздний период, на стадии медленного угасания. Эти сведе­ния зачастую были неполными, покрытыми заве­сой тайны, как и почти все, что касалось Египта в греко-римскую эпоху. Bo многом эта таинствен­ность связана с тем, что хранителями научной традиции были жрецы, а наука тесно переплета­лась с религией. Многие знания, особенно имевшие некий сак­ральный смысл, тщательно оберегались и были доступны лишь избранным. Скудные египетские письменные источники свидетельствуют как раз о чрезвычайно сильной устной традиции — научные тексты крайне скудны, а те, что сохранились до сегодняшнего дня, зачастую почти не поддаются расшифровке, смысл их темен и, скорее всего, за­шифрован. Тем не менее, оценивая культуру Древнего Египта, можно убедиться, что египтяне сделали немало открытий во многих основопола­гающих областях науки. Система ирригации и пирамиды — свидетельство высокоразвитой инже­нерии и геометрии, искусство бальзамирования — доказательство практических достижений древне­египетских химиков и медиков.

Математика

В области научных познаний набольшее развитие в Др. Египте получила математика как прикладная наука. Для строительства храмов и гробниц, измерения земельных площадей и подсчета налогов требовалась, прежде всего, система исчисления; с этого и началось развитие математики. Измерение круглых площадей и цилиндрических объемов потребовало исчисление квадратного корня. Можно сделать вывод, что египетская математика возникла из потребностей делопроизводства и хозяйственной деятельности египтян. Египтяне пользовались десятеричной непозиционной системой счета, в которой употребляли специальные знаки для обозначения чисел 1, 10, 100 – до 1 миллиона. Оперировали простыми дробями только с числителем 1.

Египетские цифры были изобретены в глубокой древности, видимо, одновременно с письменностью. Они довольно просты. Маленькие вертикальные черточки использовали для записи чисел от единицы до девяти. Знак, напоминающий скобку или подкову, применяли для обозначения 10. Изображение закругленной веревки служило для записи понятия 100. Стебель цветка лотоса обозначал 1000. Поднятый вверх человеческий палец соответствовал 10 000. Изображение головастика было символом 100 000. Фигура сидящего на корточках божества с поднятыми руками обозначала 1 000 000. Таким образом, египтяне применяли десятичную систему исчисления, при которой десять знаков низшего ряда можно было заменить одним знаком последующей ступени.

Египтяне умели умножать и делить, однако эти действия производились довольно трудоемким спо­собом. Деление было «умножением наоборот». Чтобы разделить одно число на другое, нужно было вычислить, на сколько нужно умножить де­литель, чтобы получить делимое. Умножение, ко­торым пользовались египетские математики, носи­ло последовательный характер. Так, действие «5x6» выглядело как (5х2)+(5х2)+(5х2).

При том, что определение площади фигур раз­личной конфигурации было привычной задачей для геометров, египтяне не имели в своем арсена­ле числа «пи», введенного много позднее лишь гре­ческими математиками.

Математика имела не только практическое, но и художественное применение. Некоторые из египет­ских росписей сохранили следы подготовительной работы. Тонкие линии нанесенной под рисунок сетки показали, что художник расчерчивал плос­кость на квадраты и в эти квадраты вписывал по частям фигуры. Такая методика свидетельствует, помимо остроумия технического решения и мате­матической продуманности композиции, о том, что египтяне неплохо изучили пропорции и активно пользовались ими в живописи.

Древние египтяне также обладали некоторыми элементарными знаниями в области алгебры – умели решать уравнения с одним и двумя неизвестными.

На достаточно высоком уровне для того времени находилась геометрия. С высокой степенью точности построены пирамиды, дворцы и скульптурные монументы. В «Московском математическом папирусе» имеются решения трудных задач на вычисление объема усеченной пирамиды и полушария. Объем цилиндра исчисляли, умножая площадь его основания на высоту. Эта операция, связанная с цилиндрической формой меры для зерна, использовалась для учета зерна в государственных хранилищах. Египтяне периода Среднего царства используют уже число «Пи», принимая его равным 3,16, и в целом погрешности при вычислении площадей сферических поверхностей не выходят из пределов допустимых.

Видимо, уже в эпоху Древнего царства («Периодизация истории династического Египта от от полулегендарного царя Менеса до Александра Македонского, примерно с 30 в. до н.э. вплоть до конца IV в. до н.э., тесно связана с манефоновской традицией. Манефон, жрец, живший в Египте вскоре после похода А. Македонского, написал на греческом языке двухтомную «Историю Египта». К сожалению, сохранились только выдержки из его сочинений, самые ранние из которых встречаются в трудах историков I в. н.э.. Но и то, что дошло до нас, часто в искаженном виде, чрезвычайно важно, т.к. это отрывки из книги человека, описавшего историю своей страны, основываясь на хорошо доступных египетских документах. Манефон делил всюисторию династического Египта на три больших периода – Древний, Средний и Новое царства; каждое из названных царств делится на династии, по десять на каждое царство, - всего 30 династий») устанавливается и система мер длины, принятая в Египте во все время существования Египетского царства. Эта система мер была основана на пропорциях человеческого тела. Главной единицей измерений был локоть (равный 52,3 см.) – величина, равная расстоянию от локтя до кончиков пальцев. Семь ладоней шиной в 4 пальца каждая равнялись одному локтю. В локте также были деления (равные ширине одного пальца), которые, в свою очередь, состояли из более мелких частей. Основной мерой площади считался «сечат», равный 100кв. локтям. Основная мера веса «дебен» соответствовала примерно 91 г..

Сохранившиеся математические тексты Др. Египта (1-ая пол. 2-го тыс. до н.э.) состоят по преимуществу из примеров на решение задач и, в лучшем случае, рецептов для их решения, которые иногда удается понять, лишь анализируя числовые примеры, данные в текстах. Следует говорить именно о рецептах для решения отдельных типов задач, т.к. математическая теория в смысле доказательств общих теорем видимо вовсе не существовало. Об этом свидетельствует, например, то, что точные решения употреблялись без весомого отличия от приближенных. Тем не менее, сам запас установленных математических фактов был, в соответствии с высокой строительной техникой, сложностью земельных отношений, потребностью, а точном календаре и т.п., довольно велик.

Химия

Химия в Древнем Египте — наука исклю­чительно прикладная, причем имевшая отчасти сакральный характер. Главная область приложения химических познаний — бальзамирование покойников в рамках культа мертвых. Необходимость со­хранения тела в порядке в течение вечной загроб­ной жизни требовала создания надежных бальза­мировочных составов, не допускавших гниения и разложения тканей.

Химия древних египтян-бальзамировщиков - это всевозможные смолы и соляные растворы, в которых тело сперва вымачивалось, а потом пропи­тывалось ими насквозь. Насыщенность мумий бальзамами была порой настолько высока, что тка­ни с течением веков обугливались. Так, в частно­сти, произошло с мумией фараона Тутанхамона - жирная кислота, содержавшаяся в ароматических маслах и бальзамах, вызвала полное обугливание тканей, так что облик фараона сохранил лишь зна­менитый гроб из чистого золота.

Другой аспект применения химических знаний - стекловарение. Фаянсовые украшения, бусы из цветного стекла — важнейшая отрасль ювелирного искусства древних египтян. Богатая цветовая гамма украшений, попавших в руки археологов, убедитель­но демонстрирует умение египетских стекловаров использовать разнообразные минеральные и органические добавки для окрашивания сырья.

То же самое можно сказать и о кожевенном деле, и о ткацком. Дубить кожу египтяне научи­лись в глубочайшей древности и применяли в этих целях природный танин, которым богаты семена акации, произрастающей в Египте. Разнообразные природные красители использовались и при выдел­ке тканей — льняных и шерстяных. Основные цвета — синий, для получения которого применялась краска индиго, и желтый. Богатейшей цветовой палитрой пользовались египетские художники: росписи времен Древнего, Среднего и Нового царств, сохранившиеся до ва­шего времени в сухом воздухе погребальных камер. Ничуть не утратили своего многоцветья, что как нельзя лучше характеризует качество красителей, применявшихся египтянами.

Медицина

Обширные медицинские познания египтяне полу­чили из практики бальзамирования трупов, которая привела к зна­комству с внутренним строением человеческого тела. В эпоху Древ­него царства отдельные медицинские наблюдения, полученные эмпирическим путем, были подвергнуты отбору и классификации, на основе которых появились первые медицинские трактаты. До нас дошли десять основных медицинских папирусов, получивших свое название или по имени первых владельцев, или по наимено­ванию городов, где они хранятся. Из них наибольшую ценность представляют два — большой медицинский папирус Эберса и хи­рургический папирус Эдвина Смита.

Папирус Эберса был обнаружен в одной из фиванских гроб­ниц в 1872 г. и датирован периодом правления фараона Аменхоте­па I (XVI в. до н. э.). На этом папирусе записаны более сорока текстов по медицине. В нем содержится множество рецептов и предписаний для лечения различных болезней, даются советы, как спастись от укусов насекомых и животных; в разделе косметики содержатся указания о том, как избавиться от морщин, удалить родинки, усилить рост волос и т. п. Все без исключения медицин­ские рецепты сопровождаются соответствующими магическими заклинаниями и заговорами для каждого конкретного случая. В качестве лекарственных средств упоминаются различные растения (лук, чеснок, лотос, лен, мак, финики, виноград), минеральные вещества (сурьма, сода, сера, глина, свинец, селитра), вещества органического происхождения (обработанные органы животных, кровь, молоко). Лекарства приготовлялись обычно в виде настоев на молоке, меде, пиве.

Египетские медики лечили различные лихорадки, дизентерию, водянку, ревматизм, болезни сердца, печени, дыхательных путей, диабет, большинство желудочных заболеваний, язвы и т. д.

В папирусе Эдвина Смита перечисляются различные травмы: головы, горла, ключиц, грудной клетки, позвоночника. Египет­ские хирурги отваживались на довольно сложные операции. Как свидетельствуют находки в гробницах, они использовали хирурги­ческие инструменты, изготовленные из бронзы. Во всем античном мире лучшими врачами, и в частности хирургами, справедливо считались египтяне. Они знали травы и их лекарственные свой­ства, умели во многих случаях ставить точный диагноз, применяли морфий, пользовались опробованными на практике способами лечения. Недостаток знаний восполняли магией и колдовством, которые тоже нередко оказывались полезными (по крайней мере, психологически). Некоторые средства и способы лечения, применявшиеся древнеегипетскими врачами, используются в современной медицине.

Египетских докторов учили, прежде всего, определять симптомы болезни, а затем производить обследования и анализы. Их инструктировали подробно записывать данные своих наблюдений и обследований. Есть сведения о том, что египетские врачи должны были после обследования сказать, могут они вылечить больного или нет. Иногда они делали хирургические операции. Хирурги прокаливали свои инструменты на огне перед операцией и старались соблюдать в максимальной чистоте больного и все, что его окружает.

Древнеегипетские врачи пользовались таким высоким авторитетом на Среднем Востоке, что иногда отправлялись в соседние страны по приглашению их владык. Одна из настенных росписей в гробнице эпохи Нового царства показывает чужеземного царевича, приехавшего в Египет со всей своей семьей, чтобы проконсультироваться с египетским врачом. Врачи проходили обучение у своих старших и опытных коллег, живя какое-то время в их семьях. По всей видимости, в Египте существовали и медицинские школы. Так, есть свидетельство о существовании специальной школы для акушерок. Лучшие доктора становились придворными медиками фараона и его семьи.

Древнеегипетские врачи хорошо разбирались в том, как устроено человеческое тело. Они располагали сведениями о нервной системе и о последствиях травм головного мозга. Они знали, например, что травма правой стороны черепа вызывает паралич левой стороны тела, и наоборот. Хотя они не совсем понимали систему кровообращения. Они знали только, что сердце обеспечивает циркуляцию крови в организме. Пульс они называли «передающим сообщения сердца».

Заболевшему египтянину незачем было знать, чем именно он болен. Гораздо сильнее его интере­совало, сможет ли врач его исцелить. Такой под­ход к делу врача нашел отражение в рекомендаци­ях: «Скажи ему (т.е. больному) только: "С этой бо­лезнью я справлюсь", или "С этой болезнью я, возможно, справлюсь", или "С этой болезнью я не справлюсь", но скажи ему это сразу».

Разумеется, древнейшей и важнейшей отраслью медицины в Древнем Египте была фармакология. До наших дней дошло немало различных рецептов снадобий, изготовлявшихся из растительных и жи­вотных ингредиентов. В этой сфере наука и точное знание особенно тесно взаимодействовали с маги­ческими ритуалами, без которых вообще не мысли­лась древнеегипетская медицина, как и медицина любой другой древней цивилизации. Следует отметить здесь же, что врачи изначаль­но принадлежали к сословию жрецов. Лишь в до­вольно поздний период, не ранее Нового царства, медицинские трактаты выходят из стен писцовых школ, учреждений светских. Вероятно, вследствие упадка влияния храмов, наступившего по оконча­нии Нового царства, медицина в значительной сте­пени секуляризовалась. Но религия по-прежнему играла важную роль в лечении заболеваний, особенно если речь шла о психологических проблемах. При лечении всегда читались молитвы, и чем серьезнее была болезнь, тем, вероятно, важнее было их произнесение. Люди часто обращались в храмы этих богов, чтобы излечиться. При храмах жили доктора, которые были одновременно и жрецами. В некоторых случаях больным разрешалось провести ночь в храмовом помещении рядом со святилищем. Египтяне верили, что больного может исцелить чудо. Если же чуда не произойдет, в этом случае больному будет послан вещий сон, на котором врач сможет основать дальнейшее его лечение.

Астрономия

С глубокой древности основным ис­точником накопления научных знаний в Древнем Египте была хозяйственная деятельность. Для гра­мотной организации годичного сельскохозяйствен­ного цикла необходимо было уметь определять приход очередного времени года, предугадывать разлив Нила, делать какие-то прогнозы относи­тельно обилия паводковых вод. Наблюде­ния за звездами египетские жрецы вели, вероятно, с момента возникновения первых поселений в до­лине Нила. За века они накопили значительное количество астрономических данных, позволявших делать достаточно точные метеорологические про­гнозы — вероятно, как долговременные, так и краткосрочные. Помимо чисто прикладной стороны наблюдения за небом носили и отчасти теоретический характер. Так, известно, что еще астрономы Среднего цар­ства составляли карты звездного неба, видимого в Египте. Такие карты сохранились в росписях на потолке некоторых древнеегипетских храмов. По­мимо Сета—Сириуса, важнейшей звезды для древ­них египтян, на этих картах присутствует Гор — Венера, Вечерняя звезда. Видимо, именно от древнеегипетс­ких жрецов пошла традиция изображать на картах звездного неба созвездия в виде символических фигур. Внимательное наблюдение за небом позволило египетским жрецам довольно быстро научиться определять разницу между звездами и планетами. Таблицы положения звезд и небесных тел помога­ли египетским астрономам при определении про­странственного положения. Умели жрецы-астрономы, и предсказывать солнечные затмения, даже ис­числять их продолжительность. Однако эта сторо­на астрономических познаний была безраздельной тайной высшего жречества. Сельскохозяйственный годовой цикл привел к необходимости создания календаря. Древнееги­петский солнечный календарь — поистине ше­девр точности древних астрономов. По большо­му счету именно этот календарь лег в основу тех календарей, которыми человечество пользуется и сегодня. Год начинался в апреле — в тот день, когда на рассветном небе восходил Сириус, звезда, которую древнейшие обитатели долины Нила называли Се­том. Предрассветный восход Сета—Сириуса пред­вещал долгожданный подъем воды в Ниле и нача­ло нового жизненного цикла. Египетский год длился 365 дней. Цикл разлива Нила диктовал де­ление на три времени года — паводок, высыхание вод и ила на полях и засуха. В каждом из сезонов было по четыре месяца, и каждый месяц посвя­щался определенным сельскохозяйственным рабо­там. Месяцы были равными, по тридцать дней, и делились на три декады. Последние пять дней до­бавлялись в конце года, чтобы соотнести его с сол­нечным циклом. Недостаток этого календаря заключался лишь в том, что год календарный и год солнечный не со­впадали полностью. Древние египтяне не знали о високосном годе, поэтому с течением времени на­капливались довольно значительные расхождения между солнечным и календарным годом — один день в четыре года, почти месяц за столетие.

Египетский день состоял из 24 часов, и для из­мерения времени существовали два вида часов — солнечные и водяные. Кроме того, в ночное вре­мя суток время можно было определить и по по­ложению звезд, пользуясь теми же астрономичес­кими таблицами.

Второй древнеегипетский календарь был основан на фазах Луны. Так как лунный месяц состоит из 29,5 дней, в этот календарь постоянно необходимо вносить поправки. Однако им продолжали пользоваться для вычисления дат некоторых религиозных церемоний. Первый календарь, предусматривающий деление года на 365 дней, был введен еще в эпоху Древнего царства, возможно царем Имхотепом. Так как в году насчитывается 365,25 дня, то этот календарь стал постепенно отставать от даты наступления нового года, рассчитываемой по положению Сопдета. После посещения Египта Юлий Цезарь приказал ввести его по всей Римской империи. Вариант этого календаря, известный под названием юлианского, использовался в Европе до тех пор, пока в XVI в. не был создан грегорианский календарь — тот самый, которым мы пользуемся и сегодня.

Послесловие

Потребности производства, социально-экономического и собственно культурного развития привели к накоплению реальности знаний – математических, астрономических, биологических, медицинских. Письменность же позволила их фиксировать и передавать следующим поколениям.

Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Соответственно этому науку принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека. Вместе с тем производство знаний в обществе не самодостаточно, оно необходимо для поддержания и развития жизнедеятельности человека.

Познания египтян в различных областях оказали существенное влияние на развитие античной, и следовательно, европейской науки. Греки всегда смотрели на Египет как на страну древней мудрости и считали египтян своими учителями.

Зарождение научных знаний в Египте и других древнейших государствах не привело к появлению науки в собственном смысле слова; можно говорить только о ее элементах, которые пользовались главным образом в практических, утилитарных целях. Кроме того, египетская «наука» очень тесно связана с мифологией, религией и магией.

Литература:Большая Советская Энциклопедия (том 9 и 15). А. М. Прохоров. – М.:Советская энциклопедия, 1972.Всемирная история. М.А. Ксенова, С. Исмаилов. – М.: Аванта+, 1993.Всемирная история. Бронзовый век. А. Н. Бадак, И. Е. Войнич. – М.:АСТ, 2002.История Востока. Том 1: Восток в древности. Р. Б. Рыбаков. – М.:Восточная литература, 1999.История мировой культуры. С. Карпушина, В. Карпушин. – М.:NOTA BENE, 1998.Мировая культура: Шумерское царство. Вавилон и Ассирия. Древний Египет. А. Зайцев, В. Лаптаев, А. Порьяз. –М.: Олма-Пресс, 2000.

stimfalid.livejournal.com

Наука в Древнем Египте

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ         

Реферат

по дисциплине

«Концепции  современного естествознания»

«Наука  Древнего Египта»      

Выполнила:

Студентка гр. БУЗс-101

Храпова О.В.

Проверил:

Доцент  Ермаков М.А.     

Волгоград 2011

Содержание: 

1. Введение  3

2. Древний Египет

    2.1. Периодизация Древнего Египта………………………4

3. Основные направления  в науке

    3.1. Письменность 7

    1. Математика 8
    2. Геометрия 10
    3. Астрономия 11
    4. Другие отрасли  14

5. Список литературы 17

 

     Древний Египет — одно из первых государств в истории человечества, возникшее  на африканском континенте в долине реки Нил примерно в начале IV тысячелетия  до н. э. и просуществовавшее до 30 г. До н. э., когда вошло в состав Римской империи. Относится к так называемым первым «речным цивилизациям», которые характеризуются сильной деспотической властью, рабовладельческим строем и долгим периодом существования.

    Название  страны - «Египет» - происходит от названия древней египетской столицы Хикупта (Хет-Ка-Птах — «дом Ка Птаха», греч. – Мемфис). Греки, перефразировав это  слово, назвали весь Египет словом «Айгюптос». Из этого, в свою очередь, термин перекочевал  во все остальные европейские  языки. Сами египтяне называли свою страну Kmt (Кемет) или Та-кемет, что в переводе на русский означает «чёрный» или «чёрная земля», а точнее «чернозём», в честь плодородной чёрной земли, которой славился Египет во все свои эпохи.

    Систематическое изучение Египта начинается с 19 века. До этого пользовались отрывочными  библейскими данными и произведениями греческих и латинских авторов. В известной  «Истории» Геродота прошлое  Египта описано достаточно подробно, хотя некоторые сведения, полученные им от самих египтян, были недостоверны.

    В 1822 году Жан-Франсуа Шамполь нашел  ключ к расшифровке египетских иероглифов. В распоряжении ученых оказались  надписи на стенах пирамид и храмов, папирусы.

    Вся жизнь в стране основывалась на вере и религии. Господство религиозной  идеологии не смогло полностью подавить стремление человека объективно познать  окружающую его природу. В древнеегипетском языке появляется особое словосочетание «знающий вещи» (рех хету) для обозначения  образованного, ученого человека, чаще всего писца.

 

     2. Древний Египет

    2.1. Периодизация Древнего  Египта

    Ниже  я привожу периодизацию Древнего Египта, чтобы лучше понять влияние  посторонних факторов на науку.

    Раннее  царство (ок. 3120 – 2649 до н. э.). Этот период охватывал время правления первых двух династий. Развитие ирригационного хозяйства, совершенствование каменных и медных орудий, появление гончарного круга, расширение меновой торговли. В это время формировались  государственный аппарат и обслуживавшая  его прослойка чиновников-писцов: выделились административные округа –  номы во главе с номархами, систематически предпринимались грабительские  походы.

    Древнее царство (ок. 2649 – 2150 до н. э.) началось с  воцарения первого царя III династии Джосери. В этот период продолжали развиваться  сельское хозяйство, ремесло, торговля и строительство. Наряду с общинным появилось частное землевладение. Укрепился бюрократический аппарат, возглавляемый верховным сановником – тчати (визирем). Могущество фараона, который был также верховным  жрецом и считался верховным собственником  земли и подданных, достигла апогея, древняя номовая знать стала  придворной. Появилось постоянное войско, укомплектованное общинниками и  отчасти иноземцами (жителями Куша). Идея неограниченной власти обожествлённых фараонов воплотилась в сооружении грандиозных гробниц – пирамид (Джосера, Снофру, Хеопса, Хефрена, Микерина). При их строительстве широко использовался  труд рабов и крестьян. К концу  периода Древнего царства постепенно усилилась местная номовая знать, которая выступила против тяготившей её центральной власти. 

    Первый  распад относят к 2150 – 2050 гг. до н. э. Египет распался на ряд враждовавших между собой номов и мелких государств. Упадок ирригационной системы  и сельского хозяйства. Развитие ремесла и торговли обусловливало  рост городов, заинтересованных в единстве страны, что служило предпосылкой для её нового объединения и восстановления ирригационного хозяйства. При Ментухотепе I страна вновь была объединена под гегемонией Фив, которые стали столицей Египта.

    Среднее царство (ок. 2050 – 1783 гг. до н. э.) XII династии, при которой производились крупные  ирригационные работы в Файюмском  оазисе. Появились бронзовые изделия. Расширился обмен с Сирией, Критом, на юге – с Пунтом. При первых фараонах XII династии междоусобные войны  ещё продолжались. Лишь при Аменемхете III (2-я пол. 19 в. до н.э.), подавившем номархов, упрочилась централизованная власть (столицей Египта стал г. Иттауи). Однако усиление имущественного неравенства вызвало  восстание бедноты, которое ок. 1750 привело к новому распаду страны.

Второй  распад Египта (ок. 1715 - 1554 гг. до н. э.) В Египет вторглись с северо-востока племена гиксосов. Яхмос I (Амасис) изгнал гиксосов из Египта.

    Новое царство (ок. 1552 – 1070гг. до н. э.). Стала  шире применяться бронза, появились  первые изделия из железа, совершенствовались техника обработки металла, конструкция  ткацкого станка и плуга, получили распространение  колёсные повозки, развивалось стеклодельное  ремесло. Из покорённых и соседних стран  в качестве дани и путём обмена доставлялось сырьё: серебро, свинец, медь, лес из Сирии и Палестины, золото, слоновая кость из Куша, благовония, ценные породы деревьев из Пунта.

Сохранились известия о флоте, снаряжённом царицей  Хатшепсут в Пунт.

Небывалых размеров достигло частное рабовладение. Апогей могущества Египта был достигнут  при Аменхотепе III (во II половине 15 в. до н.э.). Усиление храмов, получавших от фараонов огромные земельные наделы, рабов, золото и т. д., привело к  столкновению жречества с царской  властью.  Стремясь ослабить жречество  и номовую знать, Аменхотеп IV (Эхнатон), опираясь на мелких и средних землевладельцев, провёл религиозную реформу, отменив культ старых богов, и ввёл культ единого бога солнца – Атона. Борьба между фараоном и жречеством ослабила Египет, в 1-й половине 14 в. Он утратил почти все северные владения. После смерти Эхнатона при фараонах Тутанхамоне и Хоремхебе жречество и знать добились восстановления старой религии. При Рамсесе XII  власть в Фивах фактически перешла к верховному жрецу бога Амона – Херихору.

    Поздний (Ливийско-Сансский и Персидский) период (ок. 1070-332 гг. до н. э.) характеризуется  повсеместным распространением железа, широким развитием денежного  обращения и ростовщичества, разорением трудящихся масс, дальнейшим распространением кабального рабства и в то же время  попытками запрещения порабощения  за долги (законы фараона Бокхориса). После очередного распада Египта во 2-й половине 11 – начале 10 вв. предводитель ливийских военных поселенцев Шешонк в середине 10 в. Воцарился в Бубастисе  и положил начало XXII династии, фараоны  которой стремились объединить Египет в единое государство. Завязываются тесные торговые связи с Грецией  и другими странами восточного Средиземноморья, в Дельте основывается греческая  колония Навкратис, прорывается  канал, соединявший Нил с Красным  морем. Однако ослабленный Египет не мог отразить армию персидского  царя Камбиса и в 525 до н. э. был  покорён и включён в Персидскую империю. Около 404 г до н. э. Египет временно добился независимости, но в 341 г до н. э. был вновь покорен персами, а в 332 г. До н. э. завоёван Александром Македонским.

    Греко-Римский  период датирован 332 г до н. э. – 395 г н. э. В Египте возникли новые центры ремесла и торговли, расширились торговые связи (вплоть до Аравии и Индии). Тяжёлый налоговый гнёт и система государственных монополий заставляли земледельцев и ремесленников покидать поля и мастерские. Сократилось производство, сузился рынок, наступил кризис. Завоевание Египта римлянами и превращение его в 30 г до н. э. в римскую провинцию. После разделения Римской империи в 395 г н. э. Египет стал провинцией Восточной Римской империи (Византии). В 619 г персидский царь Хосров II захватил Египет. В 639-642 гг. Египет был завоёван арабами.

     

    3. Основные направления  в науке.

3.1. Письменность.

    В период Раннего царства египетская письменность уже сложилась. В последние  десятилетия накануне периода I династии египтяне пользовались всеми основными  видами знаков и всеми основными  приемами их сочетания, какими пользовались впоследствии. Слово иероглиф происходит от древнегреческого ἱερογλυφικὰ γράμματα (иероглифика граммата) — священновырезанные письмена. Сами египтяне называли свою письменность «письмо слова бога». Иероглифы или прямо “изображали” слово, например изображение быка, означало слово “бык”, или косвенно намекали на содержание слова, например, изображение палицы — оружия соседних племен — означало название их страны “Ливия”. Для передачи многих слов прибегали к способу, напоминающему наши ребусы, т.е. звуки, обозначались иероглифами, изображавшими созвучные названия предметов. При этом в расчет принимались одни согласные. Еще до I династии писцы помечали посуду с припасами чернильными надписями.  Почерк отличается беглостью и уверенностью. Изображения (иероглифы) письменного прибора доказывают, что уже тогда чернилами писали при помощи длинных тростинок-кисточек. Счетное дело достигло высокого уровня. К началу I династии египетские счетчики пользовались громадными числами (слова и знаки для обозначения 10 000, 100 000, 1 000 000). Система счисления в своей основе была десятеричной. Иероглифы, обозначающие единицы, десятки, сотни, тысячи и т.д., писались столько раз каждый, сколько единиц, десятков, сотен, тысяч и т.д. имелось в числе. Например: число 23 писалось двумя дужками, обозначавшими десятки, и тремя палочкам.1

    Эта сложная система картинной письменности была наглядной, но в то же время  очень неудобной. По мере того, как  язык усложнялся и обогащался, писец  должен был обозначать особыми знаками  отвлеченные понятия, собственные  имена и грамматические формы, которые  было трудно, а порой и невозможно передать картинными знаками. Естественно, что по мере усложнения языка письменность должна была упрощаться. Отдельные  картинные знаки, обозначавшие целые  слова, стали постепенно получать значение слогов. С течением времени картинные  знаки, обозначавшие целые слова  или двухбуквенные корни –  слоги, превратились в алфавитные знаки. Таким образом, уже в эпоху  Древнего Царства образуется алфавит, служивший для обозначения 24 основных звуков. Однако писцы не могли отрешится  от пережитков картинной письменности и перейти к системе письма, содержащей одни лишь алфавитные знаки, они долго еще пользовались одновременно знаками, обозначавшими слоги, отдельные  слова и даже целые групп слов, а также картинными определителями данной смысловой группы. Писали египтяне горизонтальными строчками, которые  часто читались сверху вниз. Материалом для письма служил камень, дерево, черепки, кожа, холст, папирус, который употреблялся в Древнем Египте чаще всего. Особых изменений в лексическом и  грамматическом строе разговорного и литературного египетского  языка в период Среднего царства  не произошло. Приблизительно в 2000 г. До н.э. в дельте Нила появляются финикийцы, которые после знакомства с письменностью древних египтян создают первое в мире «алфавитное письмо».

3.2.  Математика.

    Во  времена Раннего и Древнего царств египтяне накопили известную сумму  знаний. Развитию вычислительного дела способствовало строительство (точность строительных  промеров и совершенная разметка краской углов наклонов, глубины и уровней уступов на пирамидной кладке). 

      О математических знаниях египтян  можно судить по сохранившимся математическим папирусам конца Среднего царства. Система счета в Египте была десятичная, однако запись чисел производилась  более усложненным путем, то есть у египтян не было знака для  нуля. Египтяне знали 4 арифметических действия. Сложение и вычитание производили обычным способом. Для умножения двух чисел одно из них представляли в виде суммы чисел ряда 1,2,4,8,16 и т.д., затем, пользуясь таблицами, находили произведение другого числа на числа этого ряда и таким образом сводили умножение данных двух чисел к сложению этих произведений. Например, умножение на 13 получается умножением сначала на 2, затем на 4, затем на 8 и сложением результатов умножения на 4 и на 8 с первоначальным числом: для вычисления 13x11 писали:

и складывали все числа, отмеченные звездочкой, что  дает 143.

    При делении старались найти число, па которое надо умножить, чтобы получить делимое. Египтяне знали арифметическую и геометрическую прогрессию. Самой замечательной чертой египетской арифметики являются действия с дробями. Все дроби сводятся к суммам так называемых основных дробей, то есть дробей, имеющих числителем единицу. Единственное исключение составляла дробь ,  для которой существовал специальный символ. Сведение к суммам основных дробей производилось с помощью таблиц, которые давали разложение дробей вида - единственное необходимое разложение, так как умножение было двоичным. Папирус Ринда дает таблицу, в которой приведены разложения на основные дроби для всех нечетных n от 5 до 331. Расцвет математических знаний можно отнести к периоду Среднего царства, когда Египет переживал экономический подъем, что сказалось на росте всей культуры. В математических папирусах видны начатки алгебры – решение уравнений с двумя неизвестными, для обозначения неизвестного египтяне пользовались термином «хау» или «аха» (буквально “куча”). Поэтому египетскую алгебру иногда называют «хау-исчислением».

stud24.ru